Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Методика обучения игре на духовых инструментах. Описание основных методов работы

Методика обучения игре на духовых инструментах. Описание основных методов работы

Музыка творит чудеса – она влияет на настроение, придает сил в трудную минуту и благотворно воздействует на самочувствие и мыслительные процессы. Можно смело сказать, что музыка – это не только прекрасное, но и терапевтическое искусство. Современные исследователи активно изучают роль музыки в развитии и воспитании ребенка и радеют за то, чтобы музыка заняла свое место среди обязательных наук, как это было в эпоху Возрождения. Американский ученый Мартин Гарднер путем проведения ряда экспериментов выяснил, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которые учились хуже сверстников, после более углубленных занятий искусством, выровнялись в учебе и даже весьма преуспели в математике.

Более того, в Австрии провели любопытнейший эксперимент с младшими и старшими школьниками, во время которого в учебную программу были внесены некоторые изменения. Детям уменьшили нагрузку по математике и иностранным языкам и заменили учебные часы уроками музыки. И что бы вы думали? В течение трех лет дети, занимавшиеся по экспериментальной программе, показали идентичные знания со своими сверстниками, осваивавшими программу без изменений. Более того, оценки по иностранным языкам у детей из экспериментальных классов были значительно выше.

Занятия музыкой позволяют держать баланс в развитии полушарий головного мозга, в то время как занятия одними лишь точными науками больше задействуют лишь левое полушарие. Самое главное, чтобы ребенок сам тянулся к искусству, ведь превращение музыки в принудиловку могут закончиться лишь отвращением к предмету.

Если вы решили выбрать музыку в качестве хобби для ребенка, а, быть может, и в качестве будущей профессии, подумайте вместе с малышом – какой инструмент подойдет ему больше всего. На Рамблер/Семье читайте о том, как подобрать инструмент для малыша и какие положительные и отрицательные моменты существуют для тех, кто интенсивно занимается музыкой.

Пианино

Если вы – счастливый обладатель фортепиано, которое до сих пор в хорошем состоянии, не спешите усаживать ребенка за инструмент. Сначала поговорите с малышом о музыке, послушайте различные классические и современные произведения и выясните, какой из инструментов больше других привлекает вашего малыша. Возможно, он больше тяготеет к струнным.

Есть еще один действенный способ определить, как ребенок относится к музыке – отвести его на настоящий концерт и познакомить его с работой артистов. К счастью, сегодня постоянно появляются новые музыкальные мероприятия для детей, которые не утомляют, а увлекают малыша. Например, фестиваль «Тили мили джаз», включающий в себя исполнение детской музыки, авторских аранжировок песен из мультфильмов и выступление добрых и творческих выдумщиков-взрослых.

Если отпрыск все же хочет играть на пианино, обучение следует начинать в пяти-шестилетнем возрасте, поскольку более ранние занятия могут принести вред. До 5 лет мышцы ребенка еще не готовы к серьезным нагрузкам, поэтому постановка руки, выработка усидчивости в то время, когда ребенок сидит на краешке стула и с прямой спиной, – это серьезные испытания для детского организма. До 5 лет с сыном или дочкой можно играть: находить звуки на слух, изучить октавы и их тембровое звучание.

Если же начать обучение игре на пианино в подходящем возрасте и тщательно следить за правильной постановкой рук и звукоизвлечением, а также контролировать правильную посадку за инструментом во избежание развития сутулости и искривления позвоночника, ваш ребенок будет получать истинное удовольствие от занятий, его пальцы приобретут беглость и растяжку, его спина всегда будет ровной, а, ко всему прочему, малыш разовьет усидчивость и умение прекрасно воспринимать и запоминать большой объем информации на слух.

Скрипка

Мальчик со скрипкой

Говорят, что скрипка лучше других инструментов развивает слух. Но некоторые считают, что скрипка развивает сколиоз, ведь инструмент нужно придерживать подбородком, а значит, шея долгое время находится в напряженном и не совсем привычном положении. Кроме того, зажимать струны детскими пухлыми пальчиками довольно непросто, а иногда и болезненно.

Отказывать от идеи научиться игре на скрипке не стоит. Вдруг скрипка – это идеальный инструмент для вашего ребенка? Зачем же упускать шанс развить музыкальный талант отпрыска? Конечно же, первое время вам придется потерпеть неумелые пассажи и неприятные «мяукающие» звуки, но совсем скоро вы будете гордиться своим маленьким музыкантом.

Саксофон

Саксофон – один из самых романтичных инструментов, ведь его тембр считают наиболее проникновенным и идеально подходящим аккомпанементом для любовных свиданий. Считается, что саксофон – это инструмент для мальчиков, но это не совсем верно, ведь чтобы овладеть техникой игры, нужно иметь приличные легкие и хороший слух, а вовсе не сильные мышцы и крепкие кулаки. Самый распространенный вариант саксофона – альт. Обычно именно на нем обучают детей, а после окончания музыкальной школы и поступления в вуз или для участия в джазовом ансамбле выбирают другой тембр – баритон, сопрано или тенор – деление идентичное человеческому голосу по высоте.

Есть мнение, что игра на духовых инструментах помогает ребенку справиться с такими недугами как астма или тонзиллит на ранней стадии развития. К тому же, при игре на саксофоне развивается так называемое «абдоминальное дыхание», при котором работают мышцы живота. Такое дыхание пригодится на йоге и на уроках пения. Единственное, что нужно учесть – начинать учиться игре на саксофоне лучше в возрасте 10 – 12 лет, когда организм сформирован, а легкие окрепли.

Флейта

Если же ваша душа, а главное, интерес вашего ребенка больше лежит к легкому «порхающему» звучанию, попробуйте флейту. Самый сложный момент – приловчиться и извлечь из инструмента первый звук, ну а дальше все пойдет как по маслу. Если будущему флейтисту еще не исполнилось 10 лет, стоит приобрести специальный J-образный мундштук для инструмента, поскольку из-за прямого мундштука у ребенка могут начаться проблемы с плечами и спиной. Когда же малыш освоит азы звукоизвлечения, ему не составит труда перейти на флейту с прямым мундштуком без всякого ущерба для здоровья.

Флейту рекомендуют детей, в частности, испытывающих проблемы с дыхательной системой. Смысл в том, что флейта требует глубокого вдоха и медленного, предельного выдоха – а это ведь самая интенсивная аэрация легких, которая может пойти на пользу при склонности к затяжным бронхитам и простуде, при аллергических поражениях дыхательных путей, а также при апатии и плохом настроении.

Гитара

Большое количество мальчиков, да и девочек, мечтают стать рок-звездами и поразить публику невероятным соло на гитаре! Пожалуй, гитара частенько занимает лидерскую позицию при выборе инструмента для обучения музыке. И это неспроста, ведь гитара – это огромный простор для творчества. Ваш ребенок сможет играть классические произведения и любимые песни, а после освоения акустики вполне - попробовать себя в качестве рок-гитариста (хотя для этого придется приобрести электрогитару и пару-тройку базовых «примочек» для нее).

Еще один плюс гитары в том, что обучаться играть на ней легко как детям, так и взрослым, причем как в музыкальной школе, так и по интернету (хотя онлайн-вариант, конечно же, стоит оставить для детей от 12 лет, но в экстренных случаях, когда малыш не может посетить педагога, эта возможность вполне подойдет).

Начать уроки игры на гитаре можно, уже с 5 лет, ведь занятия развивают мелкую моторику.

А вообще, какой бы инструмент вы ни выбрали, главное, чтобы ваш малыш был счастлив и с каждым днем раскрывал свой талант!

Многие родители буквально помешаны на том, чтобы обучать своих детей музыке. Однако не у всех это получается легко и органично. Нередко сложности начинаются уже в момент выбора музыкального инструмента.

Скрипка представляется родителям лучшим вариантом. Легкая, доступная по цене (не Страдивари же, в самом деле), много места не занимает – чудо. Вот только на скрипку берут лишь тех, у кого . То есть далеко не всех.

На втором месте по популярности, безусловно, стоит фортепьяно. Устроиться на фортепьяно еще тоже надо уметь, да и сам инструмент не всем по зубам с материальной и пространственной точки зрения: уж больно он большой и дорогой. Тех детей, кого не взяли ни на скрипку, ни на фортепьяно, родители часто устраивают в группы духовых инструментов. И совершенно на думают о том, что игра на духовых инструментов показана далеко не всем по чисто медицинским показаниям.

Духовые музыкальные инструменты разделяются на деревянные, например, флейта, гобой, кларнет, фагот, и медные — труба, валторна, тромбон, туба. Чтобы извлечь звук, необходимы определенные усилия, к тому же некоторые инструменты достаточно тяжелы, вот почему учиться играть на них могут только здоровые дети.

С каких лет детям можно учиться игре на духовых музыкальных инструментах? Во многом это зависит от выбора инструмента. Так, на флейте ребенка можно обучать с 9-летнего возраста, на гобое — с 10 лет, на кларнете с 10-11. Причем для начального периода обучения следует приобретать кларнет в строе ми-бемоль (или es) — самый маленький по размерам. С 11-12 лет начинают учиться играть на трубе, с 12-13 лет — на валторне, с 14 — на фаготе, тромбоне и тубе. Разумеется, к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход с учетом его физического развития, выносливости, состояния здоровья.

Наибольшее напряжение во время игры на духовых инструментах испытывают легкие. Ведь глубокий вдох перед вдуванием воздуха в инструмент вызывает сильное растяжение легочной ткани (эластичных волокон легочных пузырьков альвеол). После перенесенного рахита 2 и 3 степени, после неоднократных заболеваний воспалением легких эластичность легочной ткани обычно понижается. В таких случаях игра на духовых инструментах может вызвать необратимые изменения легочной ткани — разрыв стенок альвеол, эмфизему легких.

При извлечении музыкального звука сильно напрягается брюшной пресс, повышается внутрибрюшное давление. Поэтому детям и подросткам, у которых врачи обнаруживают грыжи (белой линии живота, паховую, пахово-мошоночную), расхождение мышц передней брюшной стенки, играть на духовых инструментах не разрешается. Категорически запрещается это при каких-либо хронических заболеваниях органов дыхания, сердечнососудистой системы, пищеварительного тракта.

Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на духовом музыкальном инструменте курае

1. О реализации здоровьесберегающих технологий .

В условиях инновационных перемен в сфере современного образования, определяемых вариативностью (разновидностью) учебно-воспитательных учреждений, возникает необходимость изучения проблем воспитания школьников личности с позиции гуманистического, нравственного, художественного, музыкально-эстетического образования.
То есть рассматривается влияние музыкально-эстетического образования на физическое и умственное развитие школьников. Как влияет это на здоровье ребенка? И в связи с этим мне хотелось бы сейчас рассмотреть вопрос, как реализуются здоровьесберегающие технологии при обучении игре на курае, духовом музыкальном инструменте.

2. Музыкальные духовые инструменты.

Духовые-это инструменты, в которых звук производится вибрацией воздуха. Их подразделяют, в зависимости от способа возникновения вибрации, на флейтовые (свистящие или губные), язычковые, с чашеобразным мундштуком.
Обучение игре на духовых инструментах начиналось еще в первобытном обществе. «Чтобы услышать голос, начинают кричать в раковины или пустые деревяшки. Отсюда недалеко уже до открытия, что из полой трубки при вдувании раздаётся яркий, свистящий звук, а из рога грубый и гремящий.
Таково начало духовых инструментов.
Обучение игре примитивной свирели случилось около 35-40 тысяч лет назад, в эпоху Великого оледенения.
Во все времена античности, средневековья, возрождения и в наше время музыкальное исполнительство связано с культурным уровнем общества, с эстетическими установками времени.

3. Курай - духовой музыкальный инструмент башкирского народа .

Это типа открытой продольной флейты. Изготовляется из стебля зо́нтичного растения с одноименным названием. Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз ширину ладони, затем подрезают. Отверстия вырезают, начиная снизу: первое - на расстоянии 4 пальцев, следующие три - на расстоянии 3 пальцев, последнее пятое - на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от четвертого отверстия. Длина 570-810 мм. Диапазон около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Появился в 7-8 веке нашей эры.
Я думаю, что сначала игра на курае имела чисто утилитарные функции
(подача сигналов, манок на охоте и так далее). Уже в самые древние времена стимулами этого вида деятельности служили познавательная потребность, потребность получить удовольствие, потребность выразить себя, запечатлеть свое видение мира.
Играя на курае, человек уже в те времена стремился сохранить в памяти пережитые впечатления, лучше понять окружающий его мир. Это доставляло эстетическое удовольствие, способствовало вычленению личности среди многих подобных себе (сыграть «Журавлиную песнь»).
В наше время курай получил как бы второе рождение. Стали возрождаться исполнительские традиции. Появилась конструкция инструмента из шпона (Вакиль Шугаюпов). Обучение игре на курае в ДМШ (Детская музыкальная школа), училищах, высших учебных заведениях. Устраиваются конкурсы, фестивали. Курай стал очень популярным и любимым инструментом в нашей республике. Большой вклад в популяризации и сохранении инструмента внесли Юмабай Исянбаев, Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов.
У нас в Башкирском лицее № 2 существуют так называемые фольклорные классы, где наряду с другими дисциплинами, дети обучаются игре на башкирском народном музыкальном инструменте курае. Работает в этих классах учитель высшей категории Карасов Айрат Салаватович.
В связи с этим хотелось бы рассмотреть вопрос, как влияет на здоровье детей обучение игре на курае. Рассмотреть моменты положительного и отрицательного влияния и как с ними бороться в процессе обучения. Какие органы ребенка задействованы в этом процессе, как они развиваются, как развивается психологическое состояние школьника.

4. Основная постановка ученика.

Для того чтобы инструмент звучал, чтобы техника развивалась естественно и чтобы не повлиять на здоровье ребенка негативным образом следует соблюдать определенные правила правильной постановки.

А) Позиция стоя.

При позиции стоя, одна нога вперед. Основной вес лежит на опорной ноге. Голова прямая. Курай нужно держать под углом 30-45º к телу. Держать осанку, не сутулиться. Локти не прижимать к телу. Дыхание свободно.

Б) Позиция сидя.

Посадка на край стула, одна нога чуть вперед, голова прямая. Курай нужно держать под углом 30-45º. Спина прямая. Локти не прижимают к телу. Очень важно делать простые физические упражнения в перерывах между игрой. Ребенок должен в течение урока менять нагрузку своего тела. Если есть проблемы, с которыми трудно справиться без специальной лечебной гимнастики, рекомендовать параллельно с музыкальным обучением заниматься гимнастикой под руководством специалиста. И всегда настаивать, чтобы ребята занимались спортом. Спортивные занятия играют важную роль в воспитании музыканта: они укрепляют все группы мышц, суставы, нормализуют моторику и дыхание, вырабатывают хорошую реакцию. Нужно стремиться учить детей музыке, при этом заботясь об их физическом
(а значит и душевном) здоровье.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие пальцев очень важно для ребенка. Ведь нужно правильно держать авторучку, карандаш, ложку. Работа по формированию умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в различных направлениях.
Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях: рисование, лепка, конструирование, а также на физкультурном, музыкальном и другом.
При игре на курае происходит самомассаж пальцев правой и левой руки, и развивается моторика рук. Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Эти упражнения лучше делать в перерыве между игрой на курае. Они снимают напряжение и усталость с пальцев и развивают гибкость и подвижность. Упражнения и названия к ним можно придумать самому (звездочка, цоканье копыт, медуза, осьминог, хлопушки) Несколько наглядных примеров.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

Поставить руку локтем на стол. Все пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».


Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

Манипуляция деревянными ложками так же очень полезна для развития пальцев и рук, способствует развитию ритма, помогает быстрей осваивать игру на курае.

1. Игра двумя ложками:

Две ложки обращённые друг к другу тыльными сторонами головок, держат в правой руке за концы рукояток. Указательный палец правой руки при этом вставляется между рукояток ложек с таким расчётом, чтобы головка ложек могли амортизировать и свободно касаться друг друга, издавая ясный звук при ударе.

2. Игра тремя ложками:

В левую руку берут две ложки с таким расчётом, чтобы рукоятка одной из них поместилась между большим и указательным, а второй между средним и безымянным пальцами. Концы рукояток в том и этом направлены наружу. Ложка, зажатая между большим и указательным пальцами, лежит на ладони выпуклостью вверх. Вторая ложка повёрнута тыльной стороной к правой, а в глубине её вкладываются пальцы. Разжимая и сжимая пальцы, производят удары выпуклыми полушариями. Третья ложка в правой руке и тыльной стороной бьют по первым двум.

Дыхание

Несомненный интерес вызывают в этом плане уроки курая, где в ходе обучения на инструменте развиваются органы дыхания. Правильное взятие вдоха, корректирует установку дыхательной мускулатуры организма. Работа над удлинением выдоха создает условия для увеличения объёма лёгких и их качественную вентиляцию, способствует ровному дыханию.

Условно существуют три вида дыхания:
1. Грудное (реберное) дыхание. Пользуясь этим видом дыхания, ученик быстро утомляется, так как мышцы груди несут большую нагрузку.
2. Брюшное (диафрагмальное) дыхание. Этим видом дыхания целесообразно пользоваться при исполнении коротких фраз, требующих частой смены дыхания.
3. Смешанное (грудобрюшное) дыхание.

Если при обычном дыхании время вдоха и выдоха примерно одинаково, то при исполнении на духовых инструментах нужен энергичный и быстрый вдох, а выдох бывает или равномерным, или ускоренным, в зависимости от оттенков, которые требует исполнение. При усилении звука происходит ускоренный выдох, а при ослаблении звука выдох постепенно замедляется.
При исполнении большой музыкальной фразы используется максимальное количество воздуха, который обеспечивает исполнение на одном дыхании. Дыхание берется уголками рта и расходуется постепенно, в зависимости от динамики исполняемой музыки.
Упражнения, развивающие исполнительское дыхание, состоят из нотного материала с более продолжительными звуками, с постоянным усилением и ослаблением выдоха. В работе над музыкальным материалом качество дыхания контролируется только слухом, воспринимающим звук как результат выдоха.
Более того, правильный подбор дыхательных упражнений обеспечивает и качественное функционирование сердечно- сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы. Мышцы брюшного пресса (пример).
Существует множество очень полезных и несложных упражнений— разные варианты вдохов и выдохов с участием рук. Можно делать короткие вдохи длительные выдохи, а можно и наоборот. Можно вдыхать, выбрасывая вперед руки, можно — так выдыхать. Главное — научить регулировать дыхание. Вот несколько таких упражнений.

1. «Оттолкни веточку»

Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос.
Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время длинный, продолжительный выдох.

3. «Плавание»

Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения
пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в исходную позицию («брасс»).

Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным способом — чуть наклоненное туловище, расслабленные руки раскачиваются до полной остановки.
В мировой практике есть много примеров вылечивания астмы по волевой регуляции процесса дыхания при помощи игры на духовых музыкальных инструментах путем грудобрюшного вдоха через нос и выдоха в инструмент через рот.
Исследование, проведенное сотрудниками Университета Австралии, показало, что регулярное занятие на диджериду (духовой народный инструмент) облегчают дыхание астматиков и улучшает состояние их здоровья в целом. По окончании выяснилось, что их распираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому способствовала глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из инструмента.
Отсюда можно сделать вывод, что игра на духовых, а курай также является духовым инструментом, очень полезна для здоровья ребенка. Она укрепляет, оздоравливает систему дыхания, а также вылечивает некоторые болезни дыхательных путей.

Психологическое состояние ученика при обучении игре на курае

Нужно отметить, что на музыкальных занятиях можно сохранить и укрепить здоровье учащихся путем воздействия на психоэмоциональное состояние слушателя. Во время слушания, исполнения башкирской народной песни формируется позитивное мировоззрение, мироощущение и мировосприятие жизни необходимое для душевного здоровья человека.
Есть народные высказывания о курае:

1. У печального развеет печаль - веселит
2. Беспечного заставит задуматься - вызывает размышление
3. Павшего духом подбадривает - успокаивает
4. Счастливому помогает делиться счастьем - радует
«Курай обладает свойством уводить человека, в волшебный мир звуков, заставляет задуматься» - это слова башкирской писательницы Зайнаб Биишевой.
Поэтическое и возвышенное звучание курая обладает целительными свойствами для душевного состояния человека, что нельзя сказать о грохоте современных дискотек.

Хочу отметить несколько важных моментов при игре на курае на начальной стадии обучения.

1.Нельзя продолжительно и долго извлекать звук из курая, при этом у ребенка может закружиться голова. Нужно периодически делать перерыв, что бы ученик мог отдохнуть, успокоиться. В этот момент лучше заняться различными упражнениями для восстановления дыхания.
2.Во время игры рука может уставать, поэтому нужно чередовать игру с различными упражнениями которые снимают усталость и развивают моторику рук.
3.Очень важно соблюдать и гигиену. Нужно раз в неделю ту часть курая, которая приставляется к зубам, протирать медицинским спиртом.
Можно сделать вывод, что игра и обучение на курае благоприятно действуют на здоровье ребёнка, на его психологическое и физическое состояние.
Несомненно, все вышеуказанные здоровьесберегающие технологии,
в области обучения игре на курае корректируя и укрепляя комфортное самочувствие учащихся, создают оптимальные условия для развития их духовной культуры.

В статье использованы материалы и рисунки из сайта
http://www.logopedspb.ru/content/view/29/30/ http://www.muz-urok.ru/gimnastika_4.htm


Маметов Евгений Юрьевич
Должность: преподаватель по классу -духовые и ударные инструменты
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: город Слюдянка Иркутская область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Методика преподавания игре на духовых инструментах"
Дата публикации: 15.10.2017
Раздел: дополнительное образование

Методика обучения игре на духовых

инструментах

Разработчик:

Маметов Евгений Юрьевич

г. Слюдянка

1. Введение

Психофизиологические основы исполнительского процесса на духовых

инструментах

Акустические основы звукообразования на духовых инструментах.

4. Развитие музыкальных способностей в процессе воспитания музыканта

5. Развитие внутреннего слуха.

6. Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения на духовых

инструментах.

Исполнительское дыхание. Его сущность. Значение. И методы развития.

8. Характерные недостатки постановки у начинающих музыкантов.

1.Введение

Методика обучения игре на духовых инструментах является составной частью

музыкально педагогической науки рассматривающей общие закономерности процесса

обучения на различных духовых инструментах. Российская педагогическая наука в

области исполнительства на духовых инструментах насчитывает не более 80 - ти лет. Она

достигла новых рубежей восприняв и развив дальше все лучшее что было свойственно

русской школе игры на духовых инструментах. Ее успехи известны не только у нас в

стране но и за рубежом.

Композитор Гедике писал: техника игры на духовых инструментах ушла вперед на

столько что если бы лучшие исполнители особенно на медных жившие 50-70 лет назад

услышали наших духовиков то не поверили бы своим ушам и сказали бы что это

невозможно.

Следует признать что теория методики обучения на духовых инструментах как

часть педагогической науки среди других методик является самой молодой. Каждое

поколение духовиков вносит свой вклад в методику. Методика обучения на каком либо

инструменте является частью педагогики.

Слово методика греческого происхождения в переводе на русский язык - путь к

чему либо. Методика есть совокупность способов то есть приемов выполнения какой либо

работы (исследовательской, воспитательной). В узком смысле слова методика это способ

преподавания того или иного предмета на основе анализа и обобщения лучших педагогов,

музыкантов и исполнителей.

Методика изучает закономерности и приемы индивидуального обучения. Методика

способствует воспитанию общей музыкальной культуры, расширяет кругозор

исполнителей. Методика ближе со прикасает со специальностью. Выдающимся

исполнителем и педагогом положившим начало развитию Советской методики был

Розанов. Его работа Основы преподавания на духовых инструментах Москва 1935 год был

первым трудом поставленным на научную основу.

В своем труде он сформулировал принципы которые стали основными в

методической школе на духовых инструментах :

Развитие технических навыков у учащихся должно проходить тесно с

художественным развитием.

В процессе работы учащегося над музыкальным произведением необходимо

добиваться сознательного его усвоения и тогда будет прочнее.

В основу правильной постановки должно быть положено знание анотомии и

физиологии органов участвующих во время игры.

Основные вопросы методики сформулированные Розановым получили развитие у

профессоров Платонова, Ю.Усова, Пушечникова, Т. Докшицера, Г. Уорвит.

Наличие солидной теоретической базы позволяет поднять преподавание игры на

различных музыкальных инструментах на новую качественную ступень.

2. Психофизиологические основы исполнительского процесса на духовых

инструментах.

Музыкальное исполнение - это активный творческий процесс в основе

которого лежит сложная психофизиологическая деятельность музыканта.

Прямо подчеркните эту формулировку. Играющий на любом инструменте должен

координировать действия целого ряда компонентов:

двигательного чувства,

музыкально эстетических представлений,

волевых усилий.

Это тоже очень важный момент. Именно это разнообразие психофизиологических

действий выполняемых музыкантом в процессе игры и определяет сложность музыкально-

исполнительской техники.

Дальнейший путь научного обоснования музыкально-исполнительского процесса

был связан с изучением физиологии высших отделов центральной нервной системы.

Учение великого русского физиолога академика И.П.Павлова о высшей нервной

деятельности, о неразрывной связи всех жизненных процессов, учении о коре головного

мозга - как материальной основе психической деятельности помогло передовым

музыкантам изменить подход к обоснованию исполнительской техники.

Педагоги и исполнители стали глубже интересоваться работой мозга в процессе

игры. Стали обращать больше внимания на сознательное усвоение цели и задач. Основные

принципы работы коры головного мозга - это координированная деятельность человека

осуществляется посредством сложных и тонких нервных процессов непрерывно

протекающих в корковых центрах мозга. В основе этих процессов лежит образование

условного рефлекса.

Высшая нервная деятельность складывается из двух важнейших и физиологически

равноценных процессов:

возбуждение которое лежит в основе образования условных рефлексов;

внутреннего торможения, обеспечивающего анализ явлений;

Оба этих процесса находятся в постоянном и сложном взаимодействии. Взаимно влияя

друг на друга и в конечном итоге регулируют всю жизнедеятельность человека.

3. Акустические основы звукообразования на духовых инструментах

В отличие от клавишных, смычковых и ударных инструментов, где в роли вибратора

выступают твердые тела (у струнных - струны, особые пластины, кожа у ударных) все

духовые инструменты принадлежат к инструментам с газообразным звучащим телом.

Причиной возникновения звука здесь служит колебания воздушного столба воздуха

вызываемое особыми действиями возбудителей. Специфика звукообразования на духовых

инструментах зависит от устройства инструментов. Современная музыкальная акустика

все духовые инструменты разделяет на три группы:

первая группа лабеальные от латинского слова laba (губа) также называются они

свистящими (относятся все виды свирелей, флейт, некоторые органные трубы),

вторая группа язычковые, тростевые или лингвальные от латинского

слова лингия (язык) (все виды кларнетов, все виды гобоев, фаготов, все виды

саксофонов и баситгорнов),

третья группа с воронкообразным мундштуком обычно они

называются медными (все виды корнетов, труб, валторны, тромбоны, тубы, горны,

фанфары).

Как же образуется звук?

На флейте являющейся инструментом с газообразным возбудителем звук

образуется в результате трения выдыхаемой струи воздуха об острый край отверстия

ладиум находящуюся в головке у флейты. При этом периодически изменяется скорость

движения воздушной струи что и обуславливает возникновение звуковых колебаний в

канале флейты. Все язычковые принадлежащие к инструментам с твердым возбудителем

образуют звуки при помощи колебаний особых тростниковых пластин (тростей).

Колебательный процесс на этих инструментах регулируется действиями двух

взаимодействующих сил: поступательным движением выдыхаемой струи воздуха и силой

упругости трости.

Выдыхаемая струя воздуха отгибает утонченную часть трости к наружи, а сила ее

упругости заставляет тростниковую пластинку возвратится в первоначальное положение.

Этими движениями язычка (трости) обеспечивается прерывистое толчкообразное

вхождение воздуха в канал инструмента где возникает ответное колебание воздушного

столба поэтому рождается звук.

Еще большим своеобразием отличается возникновение звука на духовых

инструментах с воронкообразным мундштуком. Здесь в роли твердого возбудителя звука

выступают центральные участки губ охваченные мундштуком.

Как только выдыхаемая струя воздуха попадает в узкую губную щель она в тот час

приводит в колебания губы. Эти колебания изменяя величину отверстия губной щели

создают периодическое толчкообразное движение воздуха в мундштук инструмента.

Результатом этого является поочередное сгущение или разряжение воздуха в канале

инструмента обеспечивающее появление звука.

Рассмотрев акустические основы звукообразования мы находим одно общее

явление: во всех случаях причиной образования звука является периодическое

колебание воздушного столба заключенного в инструменте вызываемое

специфическими движениями различных устройств и возбудителей звука.

При этом колебательные движения воздушной струи, тростниковых пластинок или губ

возможно лишь при условии согласованных действий различных компонентов

исполнительского аппарата

4. Развитие музыкальных способностей в процессе воспитания музыканта

Несмотря на примерно равные умственные способности и физическое развитие

учащихся мы имеем различные результаты их обучения. Анализ этих явлений

свидетельствует о том что в подготовке исполнителя интуитивное начало то есть наличие

природных способностей приобретает решающее значение. В.М. Теплов в своем

труде "Психология музыкальных способностей" музыкальная литература 1947 год

доказывает возможность развития всех музыкальных способностей на основе врожденных

задатков. Не может быть способностей которые не развивались бы в процессе воспитания

и обучения.

Что мы имеем в виду когда говорим о музыкальных способностях или музыкальных

задатков?

Прежде всего мы подразумеваем музыкальность. Это удачное определение

сделал Алексеев в своей методике обучение игре на фортепиано. "Музыкальным следует

назвать человека чувствующего красоту и выразительность музыки способного

воспринимать в звуках произведения определенное художественное содержание а если он

исполнитель то и воспроизводить это содержание". Музыкальность развивается в

процессе правильной хорошо продуманной работы в течении которой педагог ярко и

всесторонне раскрывает содержание изучаемых произведений, иллюстрируя свои

объяснения показом на инструменте или записью.

В комплекс понятия музыкальности входит ряд необходимых компонентов а

именно:

музыкальный слух,

музыкальная память,

музыкально ритмическое чувство.

Музыкальный слух

Музыкальный слух - это сложное явление включающее в себя такие понятия, как:

звуковысотный (интонационный),

мелодический (ладовый),

гармонический,

внутренний слух.

Каждая из названных сторон музыкального слуха имеет в обучении и в

исполнительской практике большое значение. Исполнителю совершенно необходимо

наличие хорошо развитого относительного слуха, дающего возможность различать

соотношение звуков по высоте взятых одновременно или последовательно.

Это качество чрезвычайно важное для оркестрового музыканта. В оркестре цениться

исполнитель который хорошо слушает свою группу, активно в ней участвует не нарушая

ансамбля. Способность слышать воображаемые звуки, записывать их на бумаге и

оперировать ими называется внутренним слухом. Музыкальный слух развивается в

процессе деятельности музыканта. Нужно добиваться чтобы вся работа с инструментом

протекала при неустанном контроле слуха.

Недостаток учащихся в том , что они не контролируют свою игру на инструменте

слухом. Это основной недостаток самостоятельной работы учащихся. Педагогу по

специальности необходимо постоянно проявлять заботу о развитии всех компонентов

музыкального слуха и прежде всего внутреннего мелодического слуха.

5. Развитие внутреннего слуха

По мимо уроков сольфеджио и выполнение домашних заданий по этому предмету

педагог по специальности требует исполнение по памяти знакомых ранее или вновь

услышанных музыкальных отрывков (подбирание по слуху ), транспонирование знакомых

мелодий в другие тональности, импровизация, а так же сочинение музыки если есть

достаточно данных для этого.

Полезно приучать учащихся анализировать свое или другое исполнение,

критически их оценивая. Поэтому и надо ходить на концерты не только своей

специальности: хор, камерный оркестр, духовой, эстрадный, ансамбли, солисты, скрипачи.

Для развития мелодического слуха необходимо систематически работать над

кантиленой (медленной пьесой). Кантилена (медленная пьеса) так же развивает выдержку

потому что идет большая нагрузка на губы, большое дыхание берешь. Совершенствую

гармонический слух полезно анализировать фактуру изучаемого музыкального

произведения, больше играть в ансамбле, в оркестре. Фактура латинское слово в

переносном значении устройство, строение музыкальной ткани.

Хорошо развитый музыкальный слух - это важнейшее условие для развития

музыкальной памяти.

Музыкальная память - это понятие синтетическое, включающее в себя слуховую,

зрительную, двигательную, логическую. Музыкальная память также поддается развитию.

Важно для музыканта что б были развиты по крайней мере три вида памяти :

первая слуховая служащая основой для успешной работы в любой области

музыкального искусства,

второе логическая связанная с пониманием содержания произведения и

закономерностями развития музыкальной мысли,

третий вид двигательная крайне важная для исполнителей инструменталистов.

У многих важную роль в процессе запоминания играет зрительная память. Работая

над развитием памяти учащегося следует помнить: очень важна система запоминания

музыки, учащийся должен учитывать что музыка протекает во времени, создание

произведения как чего то целого возможно при условии удержания в памяти его частей. В

результате частого исполнения запоминание может быть преднамеренным. Запоминание

может быть и преднамеренным когда специально заучивают отдельные отрывки, а затем и

все произведение целиком.

Здесь необходимо знание формы произведения, его гармонической структуры. При

разучивании важно осознавать сходность, повторность отдельных частей музыкальной

формы, причем внимание фиксируется на том, что различает эти части, и что их

объединяет. В преднамеренном запоминании участвует: зрительная, двигательная, а так же

более сложная внутренняя слуховая память. Проверка правильности выученного

музыкального произведения: запись заученной музыки без использования инструмента

(нотами), транспонирование мелодии в другую тональность и умение начать исполнение с

любого места. Умение начать исполнения с любого места свидетельствует о глубоком и

тщательном знании исполнителем музыки произведения.

6. Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения на духовых инструментах

Анализируя технологию звукоизвлечения на духовых инструментах можем

установить что она слагается:

зрительно-слуховых представлений: сначала вы видите ноту, внутренне услышали

эту ноту;

исполнительское дыхание: после того как вы поняли что это за нота и где она

звучит примерно (в голове), вы берете дыхание. Вот это исполнительское дыхание.

особая работа мускулатуры губ и лица: нужно поставить губы так и мышцы что бы

взять эту ноту

специфические движения языка: то есть каким языком твердым, мягким или

координированное движение пальцев: аппликатура какая и прочее...

непрерывный слуховой анализ: вот эти все моменты до последнего они все

подчиняются слуховому анализу (непрерывному)

Указанные компоненты неразрывно связанны между собой сложной нервно - мышечной

деятельностью и составляют исполнительский аппарат музыканта.

Будет такой вопрос: из каких компонентов состоит технология

звукоизвлечения? Вот эти компоненты 6 штук вы должны будете назвать.

Важнейшее значение принадлежит губному аппарату. Вопрос будет: что такое губной

аппарат? Эти все формулировки надо знать как отче наш.

Губной аппарат - это система мышц губных и лицевых, слизистая оболочка губ и

рта, слюнные железы. Совокупность этих элементов называется губной аппарат. Губной

аппарат иначе называют иногда амбушюр .

Понятие амбушюр применяется в связи со всеми духовыми инструментами, но трактуется

по разному: одни считают что это обозначает устье или мундштук, другие что это

относиться к губной щели.

Согласно изданию Москва 1966 год энциклопедическому музыкальному словарю

слово амбушюр - французское и имеет два понятия:

первое способ складывания губ и языка при игре на духовых инструментах. Таким

образом можно точно определить это положение, степень упругости губных и лицевых

мышц исполнителя, их натренированность, выносливость, сила, гибкость и подвижность

при игре называется амбушюром.

И второе определение в этом словаре: это то же самое что мундштук.

Систематическая тренировка для исполнителя приобретает первостепенное

значение. Развитие губного аппарата должно вестись в двух плоскостях. Первая

плоскость: это развитие губных мышц то есть развитие силы, выносливости губных,

лицевых мышц. После того как вы развили появляется красота звучания, свой

своеобразный тембр, интонационное качество звука. Для это цели нужно проигрывать на

полное дыхание целые ноты в течении 20-30 минут.

7. Исполнительское дыхание. Его сущность. Значение. И методы развития

Техника дыхания исполнителя на духовых инструментах это прежде всего техника

владения звуком включающее в себя все многообразие тембра, динамики, штрихов и

артикуляции. Если хорошо поставлено дыхание по звуку можно судить сразу что у

человека есть тембр, динамика, артикуляция. Культура звучания предполагает наличие

определенной школы дыхания.

Если зарождению звука определяющая роль принадлежит языку то в ведению звука

она принадлежит воздушной струе выдыхаемой исполнителем в инструмент. Характер

воздушной струи корректируется кроме мышц дыхания губными мышцами, мышцами

языка. А все они вместе контролируются слухом. Условно исполнительское дыхание

можно сравнить со смычком у скрипачей.

Исполнительское дыхание является активным выразительным средством в

арсенале музыканта духовика.

Профессиональное дыхание исполнителя на духовых инструментах определяется в

первую очередь сознательным и целенаправленным управлением дыхательными мышцами

в полной мере работающими при вдохе и выдохе. В дыхательном механизме участвуют

мышцы вдоха и выдоха. От умелого использования этих мышц антогонистов зависит

техника дыхания исполнителя.

К мышцам вдоха относится: диафрагма и наружные межреберные.

К мышцам выдоха относятся: брюшной пресс и внутренние межреберные мышцы.

Исполнитель должен научиться управлять активным вдохом и выдохом посредством

развития и тренировки дыхательных мышц. Выдох во взаимодействии с губами, языком,

пальцами играет первостепенную роль в образовании звука, в его ведении и в различных

видах его проявления в техники.

Хорошо поставленный выдох не только влияет на качество звука и разносторонние

технические возможности, но и открывает широкий простор для деятельности других

компонентов исполнительского аппарата: губ, языка, пальцев. Две фазы дыхания (вдох и

выдох) могут по разному использоваться в исполнительском процессе.

При естественном физиологическом дыхании человека вдох это активный акт при

котором легкие расширяются, ребра поднимаются вверх, купол диафрагмы опускается

вниз. Выдох наоборот пассивный акт: полость легких, грудная клетка и диафрагма

возвращаются в свое первоначальное положение. При физиологическом дыхании цикл

протекает: вдох, выдох, пауза. Профессиональное исполнительское дыхание подчиненно

сознанию исполнителя и предполагает активный вдох и выдох. Вдох - короткий, выдох -

долгий (продолжительный).

От правильного и полноценного вдоха зависит и качественный выдох .

Профессиональный вдох духовика должен быть коротким полным и бесшумным. Он

имеет ряд специфических отличий от обычного физиологического дыхания человека.

Во - первых он требует максимального использования объема легких (3500-4000

миллилитров воздуха). При физиологическом дыхании объем равен 500 миллилитров.

Во вторых при профессиональном дыхании возрастает нагрузка на дыхательную

мускулатуру. Она во много раз больше чем при спокойном жизненном дыхании.

В третьих при обычном нормальном дыхании вдох и выдох примерно равны по

времени то есть дыхание ритмичное.

Человек в спокойном состоянии делает 16-18 дыхательных циклов в одну минуту.

Духовик сокращает число вдохов до 3-х, 8-ми в минуту. В естественных условиях человек

дышит носом. При игре на духовых инструментах в основном ртом при незначительной

помощи носом. Это обеспечивает полноту вдоха и его бесшумность.

Дыхание при игре на духовых инструментах нужно брать через углы рта при

незначительной помощи носа. Вдох через рот позволяет быстро и бесшумно пополнить

легкие воздухом. При вдохе участвуют наружные и межреберные мышцы грудной клетки

и диафрагмы. Поэтому равномерное наполнение легких воздухом и расширение во всех

направлениях грудной клетки зависит от развитости, силы и активности этих мышц.

Что касается диафрагмы то эта мышца одна из самых сильных в нашем организме.

Вместе с дыханием она совершает 18 колебаний в минуту перемещаясь при этом на 4

сантиметра вверх и на 4 сантиметра вниз. Диафрагма выполняет грандиозную работу. Как

совершенный нагнетательный насос диафрагма всей своей внушительной площадью

опускается при вдохе, сжимая внутренние органы, брюшное кровообращение.

Легкие при вдохе должны заполняться воздухом снизу доверху наподобие сосуда с

водой в котором жидкость с начала покрывает дно, и опираясь на него наполняет сосуд до

верху. Таким образом в легких образуется так называемый воздушный столб опирающийся

на дно легких, на его основание, то есть на диафрагму.

Будет такой вопрос: в чем разница дыхания человеческого и исполнительского?

Дыхание у исполнителя на духовом инструменте не ритмичное и второй вариант

что дыхание опертое. Опертое дыхание - это правильное поставленное дыхание духовика.

8. Характерные недостатки постановки у начинающих музыкантов

Если представить процесс обучения музыканта в виде постепенно строящегося

здания, то постановка будет играть роль фундамента. Правильная постановка служит

основой на которой базируется развитие исполнительских навыков музыканта.

Практика обучения молодых, начинающих музыкантов показывает, что уделять

внимание постановке следует с первых шагов. Наиболее типичными у начинающих

музыкантов являются недостатки связанные с неправильным положением инструмента,

рук, пальцев и головы.

Для исполнителей на флейте наиболее характерным является наклонное

положение инструмента вместо необходимого прямого, что является следствием

опускания правой руки. Для исправления этого недостатка педагог должен следит за тем

что бы ученик во время игры держал слегка приподнятый локоть правой руки. В этом

случае обе руки будут находиться на одном горизонтальном уровне и флейта будет лежать

Начинающие гобоисты нередко держат инструмент слишком приподнято что от части

связанно у них с чрезмерным опусканием подбородка в низ. Исправить такой недостаток

не трудно – необходимо лишь следить за правильным положением головы и рук, которые

не следует сильно поднимать вверх.

Играющий на кларнете чаще всего сдвигает инструмент несколько в сторону причем чаще

в право чем в лево, либо придают инструменту не правильное положение по вертикали

(лишком близко держат его у туловища) или наоборот чрезмерно поднимают вверх.

Подобные отклонения от нормы (если они не обусловлены какие-нибудь

индивидуальными особенностями музыканта) не должны иметь место ибо это

накладывает определенный отпечаток на характер звучания. Из практики известно, что

при наклоне кларнета вниз звук делается жидким и тусклым, а при чрезмерным подъеме

вверх более грубым.

Для играющих на медных неправильное положение инструмента является следующим:

нажимают фалангами палцев, а нужно нажимать подушечками пальцев, при игре на

корнете, трубе держатся за кольцо. При игре не нужно держаться за кольцо. За кольцо

держатся только при перевороте нот, либо когда нужно вставить сурдину. Начинающие

валторнисты часто неправильно держат раструб инструмента: либо слишком опускают его

вниз, либо наоборот поворачивают сильно вверх. Тромбонисты нередко придают

инструменту неправильное положение тем, что держат опущенной кулису вниз.

Недостатки постановки связанные с положением пальцев на инструменте могут

быть довольно различны:

У исполнителей на деревянно-духовых очень часто пальцы при игре высоко поднимаются,

отводятся без надобности в сторону, кроме того лежат на инструменте не в округленно

согнутом, а в сугубо прямом положении, что вызывает излишнее их напряжение.

Неправильное положение головы проявляется в том, что отдельные музыканты в момент

игры опускают голову вниз вследствие чего подбородок так же опускается вызывая

дополнительное напряжение шейных и подбородочных мышц.

Такое наклонное положение головы можно встретить у исполнителей на различных

духовых инструментах, но чаще всего оно встречается: у трубачей, гобоистов,

кларнетистов, валторнистов. Наклон головы в сторону (вправо) особенно часто

встречается у исполнителей на флейте, для которых он стал традицией и вредной

привычкой.

С началом обучения на инструменте необходимо неотступно следить за правильностью

приемов постановки у играющего. При этом нужно добиваться чтобы учащийся не только

знал те или иные приемы рациональной постановки, но и понимал целесообразность их

практического применения.

Ослабить контроль за постановкой можно тогда когда правильные приемы постановки

превратятся у учащихся в точно усвоенные и закрепленные навыки.

РЕФЕРАТ

ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО

ДЫХАНИЯ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Содержание

    Исполнительское дыхание.

    Техника исполнительского дыхания.

    Дыхание и фразировка.

    Специфика исполнительского дыхания.

    Развитие дыхания.

1. Исполнительское дыхание

Исполнительская и педагогическая практика показывает, что исполнители с неправильно поставленным дыханием не могут добиться высокого уровня исполнительского мастерства. Постановка исполнительского дыхания должна занимать важнейшее место в практике обучения игре па духовых инструментах. Специфика игры на духовых инструментах требует от исполнителя не только свободного владения своим дыханием, но и правильного взаимодействия дыхания с работой губ, языка, слуха и других компонентой, бел чего невозможно решение художественного исполнения задач. Важным моментом начального обучения игре па духовых инструментах является необходимость научиться правильному, рациональному исполнительскому дыханию. Кроме злого, учащийся должен иметь ясное представление о работе всех дыхательных органов. С этой целью учащемуся рекомендуется хорошо усвоить некоторые анатомо-физиологические основы дыхания. В дыхании человека принимает участие сложная система органов, которые можно разделить па три группы:

1. воздушные пути - от ротового и носового отверстий до голосовых связок; нижнее - дыхательное горло. Эта общая часть дыхательного аппарата служит для сообщения легких с высшей атмосферой.

    Легкие - состоят из многочисленных топких пузырьков, густо оплетенных кровеносными сосудами и обладающих большой эластичностью. Легкие с воздушными путями образно сравнивать с густо разросшимся деревом, имеющим внутри пустые ствол и ветви. Ствол соответствует дыхательному горлу, крупные ветки – бронхам, а листва – легочным пузырькам. Движение легких заключается в расширении их при вдохе и в сжатии при выдохе, в том и другом случае легкие пассивно следуют за движением стенок грудной клетки.

    Костно - мышечная система грудной клетки ребра и дыхательная мускулатура, к которой в первую очередь относится диафрагма, а также наружные и внутренние межреберные мышцы. Диафрагме принадлежит активная роль в механизме дыхания. Только после того, как учащийся ознакомятся с дыханием на основе анатомии и физиологии его можно познакомить с типами дыхания, применяемыми на практике исполнительства на духовых инструментах.

Учащемуся необходимо знать, что существует три типа дыхания:

- грудной (реберное);

- брюшной (диафрагмальное);

смешанное (грудобрюшное).

Грудной тип дыхания характеризуется применением грудной клетки, сокращением межреберной мускулатуры. Активность диафрагмы незначительна. Характерная черта грудного дыхания - при вдохе поднимаются плечи.

Брюшной тип дыхания характеризуется активностью диафрагмы и нижних ребер. При вдохе диафрагма активно опускается вниз, что дает возможность увеличить объем грудной клетки в вертикальном направлении. Отличительными чертами грудного дыхания является легкость и свобода вдоха при небольшом объеме легочного воздуха.

Смешанный тип дыхания в основном отличается тем, что исполнитель по своему желанию может различным образом изменить деятельность дыхательных мышц грудной клетки. Этот тип дыхания является наиболее рациональным, он позволяет играющему свободно регулировать быстроту и силу дыхания, подчинив его художественному замыслу произведения.

От правильного владения дыханием зависит чистота интонации, устойчивость и выразительность звука, поэтому необходимо серьезное освоение правильного владения дыханием с самого начала обучения игре на духовых инструментах. Все, о чем мы говорили, касалось анатомо-физиологической стороны дыхания. Теперь коснемся вопроса постановки дыхания в период первоначального обучения. Исполнительское дыхание выглядит следующим образом. Диафрагма, сокращаясь, активно давит на внутренности и опускается ниже. Нижние и средние ребра поднимаются значительно больше, чем при спокойном вдохе, верхняя же часть живота вытягивается не только спереди, но и с боков, в то время как нижняя часть его несколько поднимается или втягивается. Расширение грудной клетки происходит как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. При самом глубоком вдохе слегка поднимаются и ключицы, но не путем поднятия верхней части грудной клетки, которая при любом вдохе остается в покое, а вследствие полного ее расширения. Так осуществляется вдох с максимальным заполнением легких воздухом. При задержании воздуха в легких происходит как бы равновесие вдыхательных мышц и их антагонистов - выдыхательных, чем и объясняется чувство меры. А затем этот внутреннее равновесие мышц нарушается, и воздух при ощущении потоком поступает в полость рта. Выдыхание производится постепенным сокращением всех мышц брюшного пресса, после завершения, которого действием межреберных мышц опускаются средние и нижние ребра. Диафрагма же, все время, опираясь на внутренности и постепенно расслабляясь, принимает естественное куполообразное положение. Таким образом должны производиться вдох и выдох при игре на духовых инструментах.

Среди певцов существует поговорка, выражающая глубокую истину: «Искусство пения - есть школа дыхания». Эти слова вполне могут быть применены к играющим на духовых инструментах.

2. Техника исполнительского дыхания.

Вопрос о правильном дыхании в значительной степени сводится к умению играющего использовать, свойственную дыханию гибкость, способность дыхания видоизменяться, в зависимости от требований исполнителя музыки.

Основная трудность исполнительского дыхания заключается в необходимости объединить два момента - быстрый, короткий вдох и продолжительный, равномерный выдох. Ребра грудной клетки не одинаково подвижны и эластичны. Наибольшей подвижностью и свободой движения обладает нижняя половина груди, наименьшей -верхняя. Чем короче время, предоставленное исключительно для произведения вдоха, тем меньше участие в нем должны принимать верхние, наименее подвижные ребра. Вдох в этом случае будет проходить при активном участии нижней половины груди и диафрагмы. И наоборот, чем значительнее время, отведенное для вдоха и чем больше потребность в продолжительности выдоха, тем большее участие в дыхании смогут принимать верхние отделы груди.

Следовательно, дыхание при игре не остается неизменным, оно постоянно видоизменяется по глубине. При исполнении коротких музыкальных фраз происходит менее глубокое, быстрое дыхание. Продолжительные музыкальные фразы - глубокое дыхание.

Скорость вдоха при игре всегда должна соответствовать тому времени, которое отводится для смены дыхания, чем меньше пауза – тем быстрее будет происходить вдох.

Быстрый короткий вдох должен производиться без ущерба для длительности звуков, причем исполнитель не должен для облегчения дыхания пропускать отдельные звуки, как это нередко делается.

Еще большие требования предъявляются к исполнителям при выполнении второй фазы дыхания - выдоха. Очень важно, чтобы выдох происходил очень ровной струей, плавно, без толчков. Кроме того, он должен обладать большой гибкостью, то есть способностью к различной интенсивности или скорости. Без этого нельзя обеспечить правильное выполнение различных динамических оттенков. Выдох музыканта должен происходить с таким расчетом, чтобы в легких оставалась небольшая часть воздуха. Практически это сводится к умению играющего создать «опору» дыхания или умению при выдохе удерживать грудную клетку в возможно более приподнятом (вдыхательном) положении. В методической литературе этот прием хорошо изложен профессором С.Розановым: «Очень важно, чтобы играющий уяснил, что чем тверже удерживается грудь и верхние ребра во время выдоха, чем медленнее диафрагма и мышцы приходят в свое первоначальное положение, тем равномернее выходит воздух из легких, что очень важно при игре на духовых инструментах».

3. Дыхание и фразировка.

В исполнительской практике музыкантов сплошь и рядом встречаются случаи, когда играющий, не имея возможности сыграть на одном дыхании продолжительную музыкальную фразу, вынужден где-то сменить дыхание. В практике это определяется внутренним чутьем музыканта, его природной чуткостью к музыкальной фразировке, так как и в методической литературе подробных указаний на этот счет, обычно, не дается.

Одним из важнейших условий хорошей фразировки при игре на духовых инструментах, является полное подчинение дыхания особенностям исполняемых произведений. Играющий должен уметь правильно определять границы заключенных (в смысловом отношении) построений, то есть уметь определять цезуру. Установление цезуры можно сравнивать с расстановкой соответствующих знаков препинания в словесной речи. Пользуясь подобной аналогией, мы можем сказать, что разрывать единое музыкальное целое так же недопустимо, как недопустимо при чтении или в разговорной речи прерывать начатую мысль на полуслове.

Для играющего на духовом инструменте умение правильно установить цезуру возможно еще в том отношении, что цезуры определяют моменты очередного вдоха. В соответствии с этим могут быть сформулированы следующие наиболее общие закономерности смены дыхания в момент игры:

    в целях соблюдения единства музыкального целого, дыхание следует менять во время пауз, так как они являются наиболее отчетливым выражением цезуру;

    при исполнении музыки, имеющей большое количество пауз, дыхание ни в коем случае не следует менять на каждой паузе, ибо частая смена дыхания приведет к быстрому утомлению музыканта;

При отсутствии пауз для смены дыхания можно использовать продолжительные звуки, так, например, если после продолжительного звука следует один или несколько коротких звуков, то дыхание следует брать после длинного (продолжительного) звука;

- кроме пауз и продолжительных звуков основанием для смены
дыхания является повторение музыкального материала.

Если ярко выраженные признаки цезуры отсутствуют (что может иногда встречаться при непрерывном мелодическом движении), то основанием для установки цезуры и смены дыхания может служить:

    смена гармонических функций;

    резкая смена динамики;

    смена регистров.

При смене дыхания во время игры нужно иметь в виду, что любое музыкальное построение обычно заканчивается аккордовым звуком. Поэтому не следует делать очередной вдох на неаккордовых звуках в момент задержания:

    перед проходящим звуком или после него;

    перед вспомогательным звуке

    в момент подъема.

Кроме того, для сохранения большей выразительности исполнения, не рекомендуется брать дыхание после вводного тона.

Во всех этих элементах правильное дыхание исполнителя играет существенную роль, способствуя большей выразительности музыкального исполнения.

Отсюда следует, что для музыканта-духовика большое значение имеет технически правильное исполнительское дыхание.

4. Специфика исполнительского дыхания.

Исполнительское дыхание духовика существенно отличается от физиологического. Вот суть их основных различий:

- физиологическое дыхание непроизвольно, а исполнительское дыхание не только совершается произвольно, но и требует от музыканта подлинно виртуозного управления;

- объем исполнительского дыхания значительно превосходит объем физиологического - если при физиологическом вдохе человек вдыхает в среднем 500 куб.см воздуха, то во время игры на духовом инструменте очень часто используют всю жизненную емкость своих легких (3500 куб.см).;

- в отличие от физиологического исполнительское дыхание не ритмично, обе его фазы (вдох и выдох) совершаются вынужденно, произвольно, в зависимости от характера и построения исполняемых музыкальных фраз. В спокойном физиологическом дыхании продолжительность вдоха и выдоха почти равны, а в исполнительском дыхании ассиметричность вдоха и выдоха, как правило, проявляется в гораздо большей степени;

- физиологический вдох осуществляется, обычно, через нос, а во время игры на духовом инструменте вдох производится главным образом через рот;

- физиологический выдох носит пассивный характер и осуществляется бесконтрольно, а исполнительский же осуществляется «на опоре» и расходуется экономно.

Таким образом в отличие от физиологического исполнительское дыхание связано с большим расходом физических сил.

5. Развитие дыхания.

Практика игры на духовых инструментах показывает, что овладение навыками дыхания немыслимо без длительной и систематической тренировки дыхательного аппарата, которая должна начинаться с первых моментов обучения. Овладение навыками дыхания должно быть связано с уяснением элементов правильной постановки, так как неправильное положение некоторых частей тела нередко оказывает существенное влияние на свободу дыхания.

Развитие и тренировка дыхательного аппарата музыканта должны производиться двумя способами - без игры на инструменте и в процессе игры.

В основе первого способа лежат общефизические упражнения (развитие мускулатуры, бег и т.д.). Второй способ тренировки заключается в игре специальных упражнений на инструменте. Это основной вид тренировки дыхательного аппарата, поскольку в процессе игры наиболее естественно развиваются сила, гибкость и координация дыхательных мышц.

Указанные упражнения способствуют развитию дыхания, а также укреплению губного аппарата и достижению хорошего и ровного звучания.

С п исо к используе м ой литератур ы.

    Б. Диков «О дыхании при игре на духовых инструментах»

Москва 1962г

    А. Федотов «О дыхании н а дух о вы х и н струментах»

Москва 1975г

3. С. Болотин «Основы техники дыхания»

Издательство «Музыка» 1980 г

4. Ю. Должиков «О технике дыхания на духовых инструментах»

Москва 1983г.

5. Ю.Усов. «Вопросы музыкальной педагогики»

вып. 10. Москва 1991 г.

6. И. Пушечников «Особенности дыхания при игре на гобое»

Москва 1991г.