Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы, их достоинства и недостатки. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная

Мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы, их достоинства и недостатки. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная

Избирательные системы

Существует две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная .

В свою очередь мажоритарная система делится на следующие основные виды:

Мажоритарная система относительного большинства. При этой системе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников.

При такой системе выборы, как правило, проводятся в одномандатных округах , то есть от округа избирается один депутат. Гораздо реже встречаются округа многомандатные , когда от округа избирается несколько депутатов. В качестве примера можно привести выборы коллегии президентских выборщиков в США в штате или федеральном округе, в которых соперничают списки выборщиков.

Как правило, при такой системе не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

Достоинством данной системы является то, что выборы проходят в один тур.

Главный недостаток этой системы заключается в том, что депутат избирается относительным большинством голосов. Абсолютное большинство может проголосовать против, но при этом их голоса пропадают. Кроме того, депутаты, выдвинутые от малочисленных партий, как правило, проигрывают выборы и эти партии теряют представительство. Однако при этом партия победитель зачастую обеспечивает абсолютное большинство в парламенте и может сформировать устойчивое правительство.

Мажоритарная система абсолютного большинства. При этой системе для избрания требуется набрать более половины голосов избирателей.

Абсолютное большинство может быть трояким:

а) от числа зарегистрированных избирателей;

При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут - выборы признаются недействительными или несостоявшимися.

Выборы, как правило, проводятся по одномандатным округам.

Недостатки данной системы:

а) партия, получившая в стране большинство голосов, может получить не самое большое количество мест в парламенте;

в) нерезультативность выборов, особенно при большом числе кандидатов. Если ни один из кандидатов не наберет в первом туре необходимое число голосов, проводится второй тур (повторное голосование), в котором, как правило, участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре (перебаллотировка) .

Основными способами преодоления нерезультативности являются следующие:

а) для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов;

б) альтернативное голосование. Данную систему можно рассмотреть на примере Австралии. При голосовании избиратели расставляют номера по предпочтительности (1, 2, 3, 4 и т.д.). Если никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства, то проводится перераспределение голосов между кандидатами начиная с набравшего наименьшее количество по указанным в его бюллетенях двум первым предпочтениям, пока кто-либо из кандидатов не наберет нужное число голосов.

Мажоритарная система квалифицированного большинства . Для избрания по этой системе необходимо набрать 2/3 голосов избирателей. Иногда закон может определять и иной процент голосов.

Своеобразной разновидностью мажоритарной системы являются кумулятивный вотум и система единственного непередаваемого голоса.

Кумулятивный вотум - каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов, либо иное число, установленное законом, но у всех избирателей оно равное. Избиратель может отдать по одному голосу нескольким кандидатам либо все голоса отдать одному кандидату. Такая система встречается на выборах в органы самоуправления в некоторых землях Германии.

Система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная) - в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата из того или иного партийного списка. Избранными считаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е. при определении результатов голосования действует принцип мажоритарной системы относительного большинства.

Система пропорционального представительства политических партий .

Сущность данной системы состоит в том, что число депутатских мандатов, получаемых партией, пропорционально числу поданных за нее голосов избирателей. Партии выдвигают списки кандидатов и избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за список кандидатов от партии.

Списки кандидатов могут быть связанными и свободными. При связанном списке избиратель не имеет права внести изменения в списки, представленные партиями. При свободных списках избиратели имеют такое право.

Основное достоинство системы состоит в гарантированном представительстве даже мелких партий, но все же имеющих свой электорат.

К недостаткам системы пропорционального представительства относятся следующие:

а) неустойчивость парламента, где ни одна партия или их коалиция не могут получить устойчивое большинство;

б) избиратель может не знать всех кандидатов от поддерживаемой партии, то есть фактически он голосует за определенную партию, а не за конкретных кандидатов;

в) система может применяться только в многомандатных округах. Чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

Главными средствами преодоления этих недостатков являются избирательная квота и метод делителей.

Избирательная квота (избирательный метр) - это минимальное число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.

Метод делителей заключается в последовательном делении числа голосов, получаемых каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей. В зависимости от того, какие устанавливаются делители, преимущества получают крупные или мелкие партии. Наименьший делитель представляет собой избирательную квоту. В случае выдвижения независимого кандидата он должен получить установленную квоту голосов.

Заградительный пункт может ограничивать участие партий в распределении депутатских мандатов по двум основаниям:

а) не допускаются к участию во втором распределении мандатов те партии, которые не получили ни одного мандата в первом распределении, хотя у них могут быть значительные остатки голосов;

б) чаще всего из распределения мандатов исключаются партии, не набравшие определенного процента голосов.

Это недостаток преодолевается следующими способами:

Соединение списков кандидатов (блокирование) - партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют эти мандаты между собой.



Панаширование - право избирателя голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в эти списки новых кандидатов. Панаширование может применяться при мажоритарной системе с многомандатными округами либо по пропорциональной системе. При пропорциональной системе панаширование может сочетаться с преференциальным голосованием.

Смешанные (мажоритарно-пропорциональные системы) . При смешанной системе чаще всего половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной.

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов – относительного, абсолютного или квалифицированного.

В разных странах действуют различные виды мажоритарной системы. Так, в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии действует система относительного большинства, а в Австралии – система абсолютного большинства. Иногда используются одновременно обе разновидности. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором – относительного. Система квалифицированного большинства встречается реже, так как менее результативна, чем две другие.

При мажоритарной системе, как правило, существуют непосредственные связи между кандидатом и избирателями. На выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране, что способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних партий. Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению в странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми, формируется эффективно работающее и стабильное правительство.

Однако мажоритарная система имеет и существенные недостатки. Они связаны с тем, что значительное число голосов избирателей (зачастую около половины) не учитываются при распределении мандатов, остаются «выброшенными». Кроме того, искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая наименьшее число голосов избирателей, может получить большинство депутатских мест. Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, еще более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география».



Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что избирательные округа формируются таким образом, что при сохранении формального равенства в них заранее обеспечивается преимущество сторонников одной из партий, сторонники других партий рассредоточиваются в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число концентрируется в 1–2 округах. То есть партия, осуществляющая формирование избирательных округов, старается сделать это таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа. Она идет на это, чтобы, «потеряв» их, обеспечить себе победу в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически результаты выборов предопределяются заранее.

Законодательство как ряда зарубежных стран (США, Франции, Великобритании, Японии), так и России, исходит из того, что практически невозможно образовать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило, 25 или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа. Это является основой «избирательной географии». Ее цель заключается в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате при равном количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2–3 раза больше округов. Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы еще больше усиливаются.

При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются значительное число стран, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.

Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств. Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение пропорционального представительства, реализуется эта цель в разной мере. В соответствии с данным критерием выделяется три типа:

системы, в полной мере реализующие принцип пропорциональности;

системы с недостаточной пропорциональностью;

системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако предусматривают различные заградительные барьеры проникновению некоторых политических сил в парламент. Кандидаты от политической партии, не набравшей установленного законодательством процента голосов избирателей в масштабе всей страны, в парламент не попадают. Такой «избирательный метр» в Египте, например, составляет 8%, в Турции – 10%, в Швеции – 4% по стране и 12% в избирательном округе, в ФРГ и России – 5%. В Израиле этот барьер один самых низких – 1%.

Так как пропорциональная избирательная система действует в многомандатных округах, партии выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков. Здесь возможны различные варианты.

При системе «жестких» списков кандидаты располагаются в них не произвольно, а в зависимости от «веса», своего положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношения к отдельным депутатам. Выигранные списком мандаты отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в списке.

При системе «гибких» списков избиратель, голосуя за список в целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.

При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов.

Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.

Во-первых, возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью. Например, в Италии, использующей пропорциональную избирательную систему, с 1945 г. сменилось 52 правительства.

Во-вторых, пропорциональная система приводит к тому, что представительство в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране.

В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.

В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.

Фокусом политической жизни в демократическом обществе будут выборы.
С одной точки зрения, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система содержит в себе два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс)

Избирательное право — ϶ᴛᴏ право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти.
Стоит отметить, что основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — ϶ᴛᴏ совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Стоит заметить, что он содержит в себе, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того ɥᴛᴏбы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Важно заметить, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на базе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ϶ᴛᴏго не произошло, назначается второй тур, в кᴏᴛᴏᴩом участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, кᴏᴛᴏᴩый зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По ϶ᴛᴏму признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Важно знать, что большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой) Недостатком мажоритарной системы будет то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, кᴏᴛᴏᴩые чаше могут быть использованы на президентских выборах и при кᴏᴛᴏᴩых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы крайне важно опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на кᴏᴛᴏᴩом представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума)

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест) На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), кᴏᴛᴏᴩый партии нужно преодолеть для того, ɥᴛᴏбы провести ϲʙᴏих кандидатов в парламент; в результате ϶ᴛᴏго мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство ϶ᴛᴏй системы — представительство партий в выборных органах в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при кᴏᴛᴏᴩой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при кᴏᴛᴏᴩой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент ϲʙᴏих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в т.ч. экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, кᴏᴛᴏᴩые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

Сегодня многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при ϶ᴛᴏм избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некᴏᴛᴏᴩые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Стоит заметить, что она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически ϶ᴛᴏ выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Мажоритарная в ее основе лежит принцип большинства: избранным является кандидат, получивший в округе большинство голосов по сравнению с другими кандидатами
При мажоритарной системе различают 3 вида большинства: квалифицированное, абсолютное и относительное
При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенный % голосов, который должен получить кандидат, чтобы быть избранным. Этот процент обычно больше абсолютного большинства, т.е. 50% + 1 голос. Процент голосов избирателей может быть установлен не от числе проголосовавших, а от числе зарегистрированных
При мажоритарной системе абсолютного большинства для избрания необходимо получить не менее 50 % всех поданных голосов. Это ниже, чем при системе квалифицированного большинства, но тоже достаточно высок. Поэтому при данной системе также бывает второй тур в 2 вариантах: на повторное голосование выносится либо 2 кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов, либо все кандидатуры, получившие установленный законом процент голосов. В обоих случаях избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов по сравнению с другими
При мажоритарной системе относительного большинства кандидат, чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат. Позитивные стороны – исключение второго тура выборов, дает неплохие результаты при 2 партийной системе, когда 2 кандидата
В странах англосаксонского права мажоритарная системе относительного большинства применяется при любом участии избирателей, в других странах при применении этой системы, чтобы выборы состоялись, требуется определенный % проголосовавших избирателей
Пропорциональная избирательная система может быть применена в многомандатных и общегосударственных избирательных округах. Главное – вычисление избирательной квоты – это число голосов, необходимое для избрания хотя бы 1 депутата из списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединениям. Избирательная квот вычисляется по-разному. Определение естественной квоты – общее количество поданных по округу голосов делится на число депутатских мест по данному округа. При пропорциональной системе может быть 2 тура. Ко второму туру допускаются только партии, собравшие определенный % голосов. Расчет избирательной квоты для 2 тура производится исходя из числа оставшихся незамещенных мест. Избиратель голосует за программу партии. В некоторых странах возможен предпочтительный вотум, который позволяет избирателю поддержать определенную партию и отдать предпочтение конкретной кандидатуре. Заградительный барьер введен с целью создания в парламенте крупных партийных фракций, чтобы правительство опиралось в парламенте на партийное большинство, а не на раздробленную совокупность партий. Заградительный пункт – установленный % голосов, который необходимо получить партии, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам.
Смешанная избирательная система часть депутатов избирается по одной системе, а часть по другой. Смешанные системы, как и пропорциональная, могут быть применены только при выборах коллегиального органа. Их невозможно использовать, например, на выборах президента

Важнейшая функция избирательного процесса в состоит в том, что такой значимый для власти, для всякого государства политический и правовой фактор как легитимность, определяется прежде всего по итогам волеизъявления граждан в ходе голосования в период выборов. Именно выборы являются точным индикатором идейно-политических симпатий и антипатий электората.

Таким образом,представляется оправданным определение сущности избирательной системы во-первых, как регулируемую законодательством совокупность правил, приемов и способов политической борьбы за власть, которые регламентируют функционирование механизма формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Во-вторых, избирательная система - это политический механизм, посредством которого политические партии, движения и другие субъекты политического процесса осуществляют на практике свою функцию борьбы за завоевание или удержание государственной власти. В-третьих, избирательный процесс и механизм - это способ обеспечения необходимой для реализации властных полномочий государства степени легитимности власти.

В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная . Каждая из этих систем имеет свои разновидности.

Ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно - обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей. Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах:

  • 1) мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников;
  • 2) мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос);
  • 3) мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Подсчет поданных голосов при мажоритарной системе осуществляется, по одномандатным избирательным округам, от каждого из которых может быть избран только один кандидат. Количество таких одномандатных округов при мажоритарной системе при выборах парламента равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны таким одномандатным избирательным округом становится вся страна.

К основным достоинствам мажоритарной системы относят следующие:

1. Это универсальная система, так как используя ее, можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

2. В силу того, что при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты. Избиратель может принимать во внимание не только его партийную принадлежность (или отсутствие таковой), политическую программу, приверженность той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п.

3. В выборах, которые проводятся по мажоритарной системе, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.

4. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет более корректно соблюдать принцип народовластия, в соответствие с которым источником власти должны выступать избиратели, а не партийные структуры. При мажоритарной системе избранный представитель становится гораздо ближе к своим избирателям, так как они знают, за кого конкретно голосуют.

Разумеется, мажоритарная избирательная система, как и любое другое изобретение человека, не является идеальной. Ее достоинства реализуются не автоматически, а при “прочих равных условиях” и в очень высокой степени зависимости от “среды применения”, в качестве которой выступает политический режим. Так, например, в условиях тоталитарного политического режима практически ни одно из достоинств этой избирательной системы не может быть реализовано в полной мере, так как в этом случае она лишь выполняет функцию механизма реализации воли политической власти, а не избирателей.

К числу объективных недостатков мажоритарной системы, которые как бы изначально ей присущи, обычно выделяют следующие .

Во-первых , при мажоритарной избирательной системе “пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов именно эти “непобедившие” голоса могут составлять весьма значительную часть, а иногда - не намного меньшую, чем голоса, определившие победителя, или даже ее превышающие.

Во-вторых , мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов.

В-третьих , при мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается. Этот недостаток особенно характерен для стран с плохо структурированной партийной системой и большим количеством партий (Верховная Рада Украины – яркий пример)

Наконец, противники мажоритарной системы утверждают, что она создает благоприятные возможности для возрастания роли финансовых спонсоров вопреки конституционным правам избирателей. Очень часто местные органы власти обвиняются в использовании «админресурса », т.е. в поддержке администрацией тех или иных кандидатов, партий и т.п. Выборы президента в 2004г. в Украине подтвердили это.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам .

При пропорциональной избирательной системе основными субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии, списки кандидатов которых и конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей. При пропорциональной системе голосования проводится только один тур выборов, вводится своеобразный “барьер проходимости”, который обычно составляет 4-5 процентов от количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей.

Более мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут рассчитывать на депутатские места. При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно - стоящие за этими голосами депутатские мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная доля этих “перераспределенных” голосов достаются тем партиям, которые сумели получить наибольшую сумму голосов.

Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые” (они же централизованные и мировоззренческие партии) , которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность своего электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам.

Избрание по партийным спискам по пропорциональной системе обычно требует значительно меньших расходов, но “зато” в этом случае между народным представителем (депутатом) и самим народом(избирателями) появляется фигура своеобразного политического посредника в лице партийного лидера, с мнением которого “списочный” депутат вынужден считаться в гораздо большей степени, чем депутат от мажоритарного округа.

Смешанная или мажоритарно-пропорциональная избирательная система

Существует также еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная система , которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем. Функционирование такой избирательной системы вызвано, как правило, политическим компромиссом между партиями, которые заинтересованы в основном в мажоритарной системе, и теми партиями, которые предпочитают чисто пропорциональную систему. В этом случае конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции (чаще всего 11) между мажоритарной и пропорциональной системой.

При таком соотношении количество одномандатных округов в стране равняется половине мандатов в парламенте, а оставшаяся половина мандатов разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель при этом голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу. Такая система внастоящее время действует для выборов, Государственной Думы России и некоторых парламентов других стран.(До 2005г. смешанная система действовала для выборов Верховной Рады Украины).