Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мадонна новые дети. “Мадонна Литта” Леонардо да Винчи

Мадонна новые дети. “Мадонна Литта” Леонардо да Винчи

Мама и новорожденный ребенок - один из самых популярных сюжетов в искусстве.

Ему уделяли особое внимание как популярные и всем известные художники (Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти), так и мало знакомые широкой публике (Бартоломео Мурильо, ди Марковальдо и другие).

Дева Мария ди Марковальдо

Коппо ди Марковальдо считается основоположником сиенской школы изобразительного искусства. Его судьба достаточно интересна, поскольку в середине XIII в. он участвовал в одном из сражении на стороне флорентийских приверженцев Папы, по результатам которого художник был захвачен в плен. Но поскольку он был очень талантливым, то смог "купить" себе свободу, нарисовав очень красивый и достаточно реалистичный образ мадонны с младенцем, который затем передали Сиенской церкви. Данная мадонна получила название "Мадонна дель Бордоне".

Эта картина представляет зрителю Деву Марию, сидящую на троне, слегка приподнявшую одну ногу, чтобы младенцу было более кофмортно сидеть у нее на руках. Она трогательно держит его за ножку, а он тянется к ней рукой. У них уже есть какое-то заметное взаимодействие, чего не наблюдалось на более ранних картинах.

Голову Девы окружает еле видимый нимб. Стоит отметить невероятно выразительные глаза этой мадонны. Она смотрит на зрителя, будто заглядывая в его душу. Одежда ее представляет собой простую черную накидку, но для большей шикарности художник прорисовал драпировки золотым цветом. По сторонам, слева и справа, находятся ангелы, изображенные во весь рост (это традиция Флоренции). Обычно их рисовали одинаковыми, но эти, если присмотреться, не полностью идентичны друг другу: отличия - в их лицах.

От менее известных перейдем к более популярным и рассмотрим подробнее самые яркие картины на эту тематику.

"Мадонна Литта" Леонардо да Винчи

Одна из самых на которых изображена мадонна с младенцем - это картина "Мадонна Литта" ярчайшего Леонардо да Винчи. Сейчас ее можно увидеть среди шедевров, хранящихся в Эрмитаже.

Главное лицо на этом полотне - молодая женщина, которая держит на руках малыша и кормит его грудью. Как и во всех она выделяется более по сравнению с фоном, где зритель может наблюдать окна в форме арок, сквозь которые виднеется яркое голубое небо с пушистыми белыми облаками. Стоит отметить, что мадонна с младенцем прорисована очень четко, ее черты как будто выделены, как бы нарисованы под вспышкой фотоаппарата, по сравнению с несколько размазанным фоном - это также отличительные черты портретов той эпохи.

Мама с нежностью смотрит на ребенка. Некоторым кажется, что она слегка улыбается (популярная для картин художника "улыбка Леонардо"), на самом же деле, мадонна задумчива. Ребенок смотрит на зрителя, держа в одной из ручек птицу - маленького щегла.

Щегол на картине "Мадонна Литта"

Существуют различные версии того, почему птенец изображен на этой картине.

Птица как символ будущих страданий Христа, где красная головка щегла обозначает кровь, пролитую Сыном Божьим. По легенде, когда Христа вели на Голгофу, на него слетел щегол, вытащил из брови Иисуса колючку, и на него капнула кровь.

Щегленок, символизирующий душу, которая после смерти отлетает: это обозначение идет еще из античного язычества, но сохраняется и в христианской семиотике.

Апокрифическое евангелие от Фомы рассказывает немного другую историю: Иисус оживил умершего щегленка, просто взяв его в руки, поэтому и изображают на многих картинах этого птенца вместе с младенцем.

Мадонны Рафаэля Санти

Но есть и другая, не менее знаменитая мадонна с младенцем. Рафаэль Санти был тем, кто ее написал. Вернее сказать, у него достаточно много картин с таким сюжетом: это и всем известная и хранящаяся в Эрмитаже "Мадонна Конестабиле", и необыкновенная "Мадонна с вуалью", на которой изображены не только мать и ребенок, но и все Святое семейство.

Непосредственно картину с названием "Мадонна с младенцем" Рафаэль написал в 1503 г. Женщина на ней более утонченная и, несомненно, более юная, чем у да Винчи. Очевидно, что связь между матерью и ребенком более выражена. Они смотрят друг на друга с трогательной любовью и легкой задумчивостью, мама поддерживает малыша за спинку рукой. Это уже не та тревожная Дева, которую можно наблюдать на ранних картинах художника.

Вместе они читают книгу "Часослов" - символ авторитета церкви - в которой записаны тексты молитв, псалмов, церковных служб (ранее, кстати, именно по этой книге учились читать). По некоторым данным, "Часослов" открыт на той странице, которая соответствует девяти часам, а это время, когда Иисус был распят на кресте.

На фоне нарисован дымчатый пейзаж с церквушкей и деревьями. Кстати, этот пейзаж также можно назвать отличительной характеристикой произведений Санти на тему матери и ребенка. Почти на каждой картине Рафаэля присутствует достаточно подробно прорисованный пейзажный фон.

Нет смысла, определять, чья картина лучше: да Винчи или Рафаэля. Мадонна с младенцем у каждого из них смотрится оригинально и неповторимо.

Не только изобразительное искусство интересовала тема матери и ребенка, поэтому стоит рассмотреть и то, как она отражалась в других видах.

Мадонна с младенцем в скульптуре

Внимание любого ценителя искусства привлекает скульптура "Мадонна с младенцем", автором которой является известный мастер Микеланджело.

Этот шедевр по замыслу заказчиков должен был находится на высоте около девяти метров, таким образом, зрители смотрели бы на него снизу вверх, как на божество. Кстати, именно по этой причине взоры матери и ребенка направлены вниз.

Имеются сведения, что кардинал Пикколомини (первый заказчик) был недоволен эскизами, в первую очередь из-за того, что Иисус был нагим, поэтому их договор с Микеланджело был разорван. А скульптура, в конечно итоге, нашла своего владельца. Им стал де Мускрон - торговец из города Брюгге. Затем он передал ее церкви Богоматери, где она была помещена в темную нишу, прекрасно контрастировавшую с мраморно-белым цветом самой скульптуры.

На данный момент, дабы защитить власти города разместили его за пуленепробиваемым стеклом.

"Мадонна Дони" Микеланджело

Помимо того, что Микеланджело был отличным скульптором, он также являлся и замечательным художником. Хотя и не считал это каким-то достижением и совсем не гордился своим талантом.

Образы, нарисованные им, поражают зрителя невероятной пластичностью, кажется, что даже при рисовании он "лепит" фигуры, наделяя их объемом. Кроме того, на картине изображено все Святое семейство, что являлось редкостью для картин такого плана. Конечно, в полном смысле слова, Микеланджело - скульптор, а не художник. "Мадонна с младенцем" однако же является просто шедевром.

Итак, подведем итоги. Если говорить о самой известной картине, изображающей Деву Марию, то это шедевр Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем". Если же человек интересуется другими видами искусства, то самой яркой и запоминающейся, несомненно, является работа Микеланджело.

Если произнести слово «мадонна» и спросить у собеседника об ассоциации, которую оно вызвало, скорее всего прозвучит ответ, что это американская поп-дива, и только затем вспомнится божественный его смысл. Увы, таковы реалии жизни. Мы лучше знаем то, о чем нам регулярно пишут таблоиды, показывают экраны и мониторы.

Суперзвезде Мадонне, родившейся в 1958 году, в августе 2017 исполнится 59 лет. Ее жизнь за годы восхождения и пребывания на современном музыкальном Олимпе изменилась. Сегодня меньше эпатажа в образах, хотя она по-прежнему эксцентрична. Сказывается возраст, и, конечно, не последнюю роль играет то, что она является матерью четверых детей.

Сама Мадонна (Луиза Чикконе) выросла в многодетной семье и рано лишилась матери. В противоборстве с мачехой и закалились многие черты ее характера, которые позволили стать яркой звездой, десятилетиями удерживающейся на плаву в неспокойном море шоу-бизнеса.

Многие звезды, думая о карьере, не рожают детей, а Мадонна решилась стать матерью в 38 лет. В октябре 1996 года у нее родилась дочь Лурдес. Отцом стал тренер-кубинец Карлос Леон, брак с ним не заключался. Через два года, в 1998 году, Мадонна сошлась с британским режиссером Гаем Ричи, а в августе 2000 года у пары появился сын Рокко.

Родные дети Мадонны сегодня почти взрослые: в 2017 году Лурдес исполнится 21 год, а Рокко – 17 лет. Они выросли под пристальным вниманием матери, которая, видимо вспомнив приверженность своей рано умершей матери религии и семейным ценностям, воспитывала их любя, но не балуя. Мадонна ни с кем из мужчин не оставалась надолго, но ее дети дружны со своими отцами.

В чем истинная причина: в сострадании, в любви к малышам или в желании вновь заставить о себе говорить (в этом подозревают ее журналисты) – неизвестно, но Мадонна усыновила двух чернокожих детей. В 2006 году Дэвида Банду, которому было чуть больше года, а в 2009 - Мэрси Джеймс. Они оба родом из беднейшего африканского государства Малави, где по закону нельзя отдавать детей на усыновление иностранцам. Мадонне пришлось приложить усилия, чтобы добиться цели.

Звезда по-прежнему популярна. Возникают новые романы, но дети - это самое важное, что есть в ее жизни. Родные повзрослевшие Лурдес и Рокко выбирают свой путь в жизни, мать им помогает, несмотря на то что не все бывает гладко в отношениях. Вместе с дочерью они выпустили линию одежды, сын увлекается современными танцами и уже выступал в качестве танцора вместе с Мадонной. Чернокожие малыши подросли, сегодня им 11 и 10 лет, они участвуют в творческих задумках приемной матери, а Мэйси довольно успешно для ее возраста занимается гимнастикой.

В 2016 году СМИ активно обсуждали тему усыновления Мадонной четырехлетних близняшек из Малави Эстер и Стеллы, пытаясь понять, зачем это нужно поп-диве и что ждет детей в семье, где непростые взаимоотношения. Но так поступают многие звезды, доказывая, что сиротство - едва ли не самое страшное, что может быть с детьми в жизни.

Даже в эпоху Ренессанса рисунки, порой, считались произведениями искусства сами по себе. Это не всегда были наброски к полотну. И мы полагаем, что это так в случае с большим этюдом Леонардо да Винчи, обычно называемым «Мадонна с младенцем Христом, Св. Анной и Св. Иоанном Крестителем», потому что нет проколов по контуру. Да, хотя рисунок и не завершен. Поэтому не ясно, в каком качестве его следует рассматривать. Имелись бы следы проколов или намеченных точек, чтобы Леонардо мог сделать контуры фигур и перенести их на грунт на стене или на панно для создания самого произведения. Хотя, использование техники Леонардо - столь далекой от традиционной, для более линеарной живописи Ренессанса было бы гораздо проблематичнее. Требуются основные контуры. А его построение фигуры часто основывается на технике чиароскуро, или светотени. - Сфумато. - А здесь контуры смягчены и размыты, поэтому идея простой линии, по которой можно провести проколы, кажется абсурдной. Это так. Леонардо гораздо больше интересовали эти постепенные переходы от тени к свету и переход обратно. Так что образы кажутся объемными и величественными. А также слияние их в единое целое. Фигуры формируют своего рода, устойчивую пирамиду. И это одна из особенностей стиля эпохи Ренессанса. Стабильность, незыблемость, присущая вечности, божественным образам… Пожалуйста… Вы хотели что-то сказать? Просто отметить этот интересный контраст. Так как с одной стороны, нам передается ощущение чистого совершенства, понятия вечного, бесконечно духовного. С другой стороны, мы наблюдаем такое единение между образами Св. Анны и Девы Марии, между Христом и Иоанном Крестителем. Это проявление человечности. Это невероятно человечно, и невероятно ценно. И вроде бы расходится с понятием вечного. Да. Это и то, и другое. Это то, чего добивается Леонардо, так? Он соединяет человеческое и божественное. Я считаю это критерием достижений Леонардо в Высоком Возрождении. Здесь так много прекрасных моментов. Скажем, как восхитительно передано обращение Св. Анны к Деве Марии, присевшей к ней на колени. Есть определенный ритм в расположении колен. - Да. - Вниз, вверх, снова вниз и снова вверх. Чувствуется музыкальный ритм. Мне кажется, что Леонардо определенно обращался к классической скульптуре. Потому, что драпировка выполнена очень схоже с подобной у древнегреческих и древнеримских скульптур. Чувствуется различие в возрасте персонажей. Мы можем понять, как работал Леонардо, особенно, если обратить внимание на контраст между лицом Св. Анны и ее рукой, далеко не завершенной, и очень линеарной. Св. Анна указывает вверх передавая мысль о том, что это часть божественного плана, что Христос и его будущее самопожертвование - это часть божественного плана спасения человечества. Посмотрите на изгиб руки Христа и жест благословения Иоанна Крестителя. Он фактически продолжен указывающим жестом Св. Анны. - Да. - То есть это одно слитное движение. То есть Христос буквально следует за жестом Св. Анны. Начинается с линии от плеча Девы Марии, продолжается Христом и завершается указанием на небеса. Движение начинается со взгляда Св. Анны, обращенного на Марию. - Верно. - Затем рука Девы Марии, как вы сказали, согнутая в локте, продолженная рукой Христа. И то, что мы сейчас описали, прекрасный пример столь важного для да Винчи единения. Образы соединяются, сливаются, чем больше мы созерцаем картину. Мы можем начать с Иоанна Крестителя, смотрящего вверх на Христа, затем скользнуть взглядом вверх на Деву Марию, опустившую глаза к сыну, и поднять взгляд на Св. Анну, смотрящую на Деву Марию. Это так. Прослеживается своего рода путь, совершаемый ее взглядом, в конечном итоге, ведущий к небесам. В чем, безусловно, и есть смысл этого произведения. Subtitles by the Amara.org community

, автор лекций об искусстве Италии, продолжает рассказ о мастерах и шедеврах эпохи Возрождения.

«Мадонна Литта» кисти Леонардо да Винчи - жемчужина собрания Эрмитажа, знакомый каждому с детства символ итальянской красоты эпохи высокого Возрождения. С момента своего создания произведение окружено тайнами, многие из которых разгаданы учеными. Но главная тайна этой небольшой по размеру, но необъятной по содержанию картины, раскрывается по-своему для каждого зрителя.

В архиве Государственного Эрмитажа сохранилось письмо 1864 года от миланского герцога Антонио Литта, в котором он уведомляет императора Александра II о своем намерении продать четыре картины из личной коллекции за сто тысяч франков. Среди них «Мадонна с младенцем» кисти Леонардо Да Винчи. Директор императорского Эрмитажа, Степан Александрович Гедеонов, отправился в Италию и привез в Северную столицу шедевр, ставший известным под именем «Мадонна Литта».

Покупка картины Леонардо вызвала широкий резонанс в Европе. Люди искусства и поздравляли Гедеонова с удачным приобретением, и сетовали на то, что бесценная картина отбывает в далекую Россию. Менее же удачливые покупатели и вовсе заявляли, что сомневаются в подлинности картины.

В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Сразу после появления картины в Санкт-Петербурге было принято решение о её немедленной реставрации и переносе с дерева на холст. Работа была доверена эрмитажному плотнику, который выполнил её с таким мастерством, что был награжден императорской серебряной медалью. Тем не менее, произведение утратило многое от первоначальной версии, что значительно осложнило работу искусствоведов и экспертов.

На сегодня сомнения развеяны. «Мадонна Литта» - шедевр Леонардо да Винчи и его школы. Замысел, композиция, изображение лица Девы Марии, моделирование фигур с помощью тончайшей светотени принадлежат кисти маэстро.

«Maria Lactans» или «Мадонна, кормящая младенца» - сюжет, широко распространенный в итальянской живописи XIV–XV вв., он необычайно волновал мастера. Женщина с младенцем - тема его многочисленных рисунков и набросков. Изображая нежных и печальных женщин с прелестными младенцами, Леонардо исследует чувства и грани человеческой души.

Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни. В обычной комнате молодая женщина с нежностью прижимает к груди младенца, над их головами не изображены нимбы, а рядом нет ни святых, ни ангелов. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности, исходящей от произведения.

Леонардо использует тонкие художественные приемы, создавая лаконичное и совершенное произведение.

Два симметричных окна уравновешивают композицию, а пейзаж придает картине глубину и таинственность (кстати, именно эти горные вершины помогли установить примерную дату создания картины: искусствоведы отмечали сходство пейзажей, открывающихся из окон на картине «Мадонна Литта» и на знаменитой фреске «Тайная вечеря», относя создание картины к 80-м годам XV века, к миланскому периоду творчества Леонардо).

Противопоставляя скульптурную неподвижность Мадонны и экспрессивность позы младенца, мастер создает цельную группу, где каждый элемент дополняет друг друга. Манера Леонардо угадывается и во взаимосвязи взглядов и жестов, и в том, как гармонично красный цвет платья Мадонны перекликается с цветотенью, моделирующей лицо и тело младенца, и в равновесии синих тонов плаща и пейзажа, и в той тонкости, с которой прозрачная вуаль повторяет линии прически и, конечно, в выражении лица молодой женщины.

В собрании Лувра хранится рисунок женской головы, вне всяких сомнений выполненный с натуры и созданный Леонардо во время работы над «Мадонной Литта». Но на картине мастер изобразил идеализированный портрет прекрасной женщины. У неё узнаваемый «леонардовский» тип красоты: медные волосы, вытянутое лицо, высокий лоб, удлиненный нос и знаменитая, таинственная и ускользающая улыбка, так точно передающая глубину человеческих чувств.

Интересен и взгляд младенца, обращенный к зрителю. Мастер не только устанавливает тонкую, почти мистическую связь между реальным миром и миром воображаемым, но и приглашает зрителя к со-творению. Ускользающую гармонию момента и неуловимое чувство нежности и материнской любви видит и чувствует каждый соприкоснувшийся с творением Леонардо. Чувствует по-своему в зависимости от своего воображения, темперамента и даже настроения.

«Мадонна Литта» выполнена Леонардо да Винчи на холсте темперой. Работа перенесена с дерева. Полотно кисти знаменитого художника можно увидеть в Санкт-Петербурге в «Эрмитаже».

История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана. Работа получила название «Мадонна с младенцем». Но со временем картина перешла в собственность семьи Литта, по фамилии которой получила распространенное название. В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности. Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» - еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. «Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года.

Композиция картины

Описание картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» не будет полным без приведения таких ассоциаций, как материнская нежность, забота, любовь, умиротворение, доброта, ласка. Основная идея картины миланского периода Леонардо в том, что материнская любовь - самая искренняя, чистая, глубокая, сокровенная.

Классический сюжет передается на полотне в необычной трактовке. Да Винчи объединяет в центральных образах земное и высокое, духовное и чувственное. Его Мария очень человечная.

В центре картины Мадонна, олицетворяющая материнскую заботу. Тема молодой женщины с ребенком часто встречается в полотнах Леонардо, но его образы часто отступают от традиционной трактовки образа Марии. Да Винчи больше уделяет внимания созданию естественности ситуации и исследованию эмоций матери, занимающейся с ребенком.

Автор картины «Мадонна Литта» передает полное спокойствие матери, кормящей младенца. Ее голова нежно склонена к ребенку, хоть на лице нет улыбки, взгляд переполнен любовью и заботой. Глубокая любовь матери к ребенку выражает вся ее поза, передающая счастье, удовольствие от наблюдения за младенцем, сосущим грудь.


Младенец на коленях матери немного крупноватый, что характерно для многих картин художника, изображающих детей. Он смотрит прямо на зрителя, его взгляд слегка затуманенный и рассеянный. Ребенок как-будто начинает засыпать. Глаза младенца выписаны очень четко и выразительно. Младенец держится правой рукой за грудь матери, а во второй зажат щегол - символ христианской души.

Освещение картины

Мать с ребенком написаны на фоне темной стены, из двух окон которой видны горные пейзажи. Живописная природа за окном дома, где находятся мать с младенцем, приоткрывает прекрасный, но пока недосягаемый, неизведанный внешний мир. Из окон сочится едва уловимый свет, не столько освещающий центральные фигуры композиции, сколько затемняющий стену.

Искусство игры со светом и тенью Леонардо оттачивал с юных лет. В картине отлично видны результаты. Фигуры матери и ребенка освещаются как-будто спереди, а свет из окон падает в направлении зрителя. Такое сочетание придает живую объемность композиции. Для тех, кому техника работы со светом Да Винчи знакома, с первого взгляда ясно, кто написал «Мадонна Литта».

Вся картина разделена на светлые и темные участки. 5 основных пятен света: два окна на заднем фоне, лицо матери, фигура младенца и синяя накидка на плечах Мадонны. Пятна создают два треугольника с направленными в разные стороны вершинами. Это придает одновременно живость изображению, ощущение движения центральных фигур и устойчивость композиции.

Единство матери и младенца

Мадонна с младенцем - «Мадонна Литта» - работа с четкими образами. Два центральных образа - мать и младенец - очень тесно пересекаются. Связь между ними очевидна. Это создает впечатление единства и и целостности. Кажется, что они абсолютно неразлучны, и что единение сохранится вечно. Создается впечатление незыблемости вечной ценности - материнской любви.

Ее силу, устойчивость и прочность подчеркивают второстепенные образы - два окна за спиной молодой женщины. Они расположены симметрично, но асимметричная фигура девушки гармонично вписывается между ними. Это придает лаконичность композиции, делает завершенной и совершенной. Фигура матери с ребенком как-будто подпирается двумя окнами по бокам, поэтому производится впечатление надежности, защищенности и спокойствия.

Стиль картины «Мадонна Литта» полностью отвечает авторскому видению образа женщины. В несвойственной эпохе манере Да Винчи изображал женщин так, чтобы передавать их эмоции. И идея произведения «Мадонна Литта» отличный образец того, как это художнику удавалось. Одухотворенность и умиротворенность на лице Девы передаются и зрителю.

Категория