Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » М балакирев произведения. Краткая биография балакирева

М балакирев произведения. Краткая биография балакирева

Балакирев Милий Алексеевич (1836/1837-1910), композитор.

Родился 2 января 1837 г. (по новому стилю) в Нижнем Новгороде. Первой учительницей музыки стала для Балакирева его мать, которая занималась с сыном с четырёхлетнего возраста. Правда, образование Балакирев получил не музыкальное, окончив в 1854 г. математический факультет Казанского университета. Но музыку не оставлял, обучаясь самостоятельно, и с 15 лет начал выступать в концертах как пианист.

На заре его музыкальной карьеры стоял А. Д. Улыбышев, первый серьёзный исследователь творчества В. А. Моцарта. Вместе с ним в 1855 г. Балакирев приехал в Петербург, где познакомился с М. И. Глинкой. Вскоре вокруг Балакирева, который отличался не только музыкальной эрудицией, но и умением тонко и метко анализировать произведения, стали группироваться молодые талантливые музыканты. Этот кружок, окончательно сложившийся в 1862 г., был назван впоследствии «Могучая кучка». В объединение кроме Балакирева входили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи и А. П. Бородин.

Балакирев способствовал повышению уровня музыкального образования своих единомышленников. «Так как я не теоретик, я не мог научить Мусоргского гармонии, но я объяснял ему форму сочинения… технический склад произведений и его самого занимал разбором формы», - писал Балакирев в письме В. В. Стасову, одному из идеологов кружка.

В 1862 г. в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа, любимое детище Балакирева. С 1868 г. он стал её директором. 50--60-е годы XIX в. - пора расцвета композиторского таланта Балакирева. На открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде он написал увертюру «1000 лет» (1864 г.; переработана в симфоническую поэму «Русь» в 1887 г.).

В 1869 г. закончена фортепианная фантазия «Исламей», ставшая любимым произведением Ф. Листа. Кроме того, Балакиревым написано более 40 романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова. Была даже попытка создать оперу «Жар-птица», но произведение осталось незаконченным.

Тяжёлый душевный кризис, последовавший в 1874 г. после отказа от должности директора Бесплатной школы и связанный в основном с трудностями материального характера, привёл к тому, что Балакирев на несколько лет отошёл от всех музыкальных дел.

В 1881 г. по просьбе совета школы он возвратился на должность директора, но так до конца и не оправился от душевных переживаний. Единственное значительное сочинение последнего периода - симфоническая поэма «Тамара» (1882 г.), созданная на сюжет Лермонтова. Тем не менее творческая и общественная деятельность Балакирева оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской музыки.

Биография

Балакирев Милий Алексеевич (1836/1837-1910), композитор.

Родился 2 января 1837 г. (по новому стилю) в Нижнем Новгороде. Первой учительницей музыки стала для Балакирева его мать, которая занималась с сыном с четырёхлетнего возраста. Правда, образование Балакирев получил не музыкальное, окончив в 1854 г. математический факультет Казанского университета. Но музыку не оставлял, обучаясь самостоятельно, и с 15 лет начал выступать в концертах как пианист.

На заре его музыкальной карьеры стоял А. Д. Улыбышев, первый серьёзный исследователь творчества В. А. Моцарта. Вместе с ним в 1855 г. Балакирев приехал в Петербург, где познакомился с М. И. Глинкой. Вскоре вокруг Балакирева, который отличался не только музыкальной эрудицией, но и умением тонко и метко анализировать произведения, стали группироваться молодые талантливые музыканты. Этот кружок, окончательно сложившийся в 1862 г., был назван впоследствии «Могучая кучка». В объединение кроме Балакирева входили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи и А. П. Бородин.

Балакирев способствовал повышению уровня музыкального образования своих единомышленников. «Так как я не теоретик, я не мог научить Мусоргского гармонии, но я объяснял ему форму сочинения… технический склад произведений и его самого занимал разбором формы», - писал Балакирев в письме В. В. Стасову, одному из идеологов кружка.

В 1862 г. в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа, любимое детище Балакирева. С 1868 г. он стал её директором. 50--60-е годы XIX в. - пора расцвета композиторского таланта Балакирева. На открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде он написал увертюру «1000 лет» (1864 г.; переработана в симфоническую поэму «Русь» в 1887 г.).

В 1869 г. закончена фортепианная фантазия «Исламей», ставшая любимым произведением Ф. Листа. Кроме того, Балакиревым написано более 40 романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова. Была даже попытка создать оперу «Жар-птица», но произведение осталось незаконченным.

Тяжёлый душевный кризис, последовавший в 1874 г. после отказа от должности директора Бесплатной школы и связанный в основном с трудностями материального характера, привёл к тому, что Балакирев на несколько лет отошёл от всех музыкальных дел.

В 1881 г. по просьбе совета школы он возвратился на должность директора, но так до конца и не оправился от душевных переживаний. Единственное значительное сочинение последнего периода - симфоническая поэма «Тамара» (1882 г.), созданная на сюжет Лермонтова. Тем не менее творческая и общественная деятельность Балакирева оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской музыки.

В историю музыкального искусства Милий Алексеевич Балакирев вошел не только как крупнейший композитор, но и как признанный глава и вождь значительного творческого содружества, за которым с легкой руки музыкального критика Стасова закрепилось наименование «Могучая кучка».


Балакирев родился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Еще с детства, проведенного на берегах Волги, полюбил Милий русские народные песни: скорбные бурлацкие, лихие плясовые и лирические протяжные, что пелись на улицах Нижнего в будни и праздники. Первые уроки музыки он получил у матери и старшей сестры. Важными для Балакирева оказались занятия с местным капельмейстером Эйзрихом. Последний не только сообщил ему основные сведения по теории музыки, но и познакомил с местным меценатом Улыбышевым, имевшим великолепную библиотеку. Балакирев смог познакомиться с лучшими образцами классической мировой литературы. К тому же он получил возможность поработать с домашним оркестром Улыбышева и на практике изучить основы инструментовки, получить первоначальные навыки дирижирования.

Упорная работа не прошла даром, и к девятнадцати годам Балакирев был уже сложившимся музыкантом, готовым к самостоятельной деятельности.

Не без протекции того же Улыбышева Милий перебирается в столицу, где довольно быстро завоевывает известность в музыкальных кругах. Первое же публичное выступление Балакирева 12 февраля 1856 года с исполнением сольной партии в своем Концертном аллегро для фортепьяно с оркестром привлекло всеобщее внимание к молодому дебютанту и вызвало сочувственные отклики в печати.

«Балакирев - богатая находка для нашей отечественной музыки», - писал Серов, предсказывая ему самую блестящую будущность.

Превосходного пианиста Балакирева приглашают наперебой к себе знатные вельможи, желая украсить свои музыкальные вечера. Однако Милий быстро понял, что роль светского баловня - не его роль. Убежденный демократ, он видит свой артистический музыкальный долг в ином служении русской культуре. Пренебрегая блестящей музыкальной карьерой пианиста-виртуоза, Балакирев становится на тернистый путь - путь музыканта-просветителя.

Единственным источником существования для него остаются уроки музыки. Они отрывают драгоценное время, но молодой композитор продолжает совершенствоваться. Он создает большое количество произведений, среди которых симфоническая увертюра на тему испанского марша и «Испанская серенада» для фортепьяно.

Не забыта любовь к народной песне. Чтобы ближе познакомиться с народной музыкой, Балакирев, совместно с поэтом Щербиной, отправляется летом 1860 года в поездку по Волге. Напетые бурлаками песни составили материал для замечательного сборника, ставшего событием в русской музыке.

Подобные творческие поездки композитор совершит и на Кавказ в 1862, 1863 и 1868 годах. Знакомство с величественной природой и колоритным бытом кавказских племен произвели на него глубокое впечатление и нашли позднее яркое отражение в его творчестве.

В конце 1861 года была задумана Русская симфония, которую Балакирев решил посвятить тысячелетию Руси. Хотя работа не была закончена, то был значительный шаг в творческом развитии композитора.

Вернемся, однако, на несколько лет назад. Зимой 1856 года на небольшом музыкальном вечере состоялось знакомство Балакирева и Глинки. Затем он знакомится с уже достаточно известным композитором Даргомыжским и критиком Стасовым. Глинка вскоре уехал за границу, а знакомство с Даргомыжским и Стасовым перешло в дружбу. Позднее к ним присоединились другие композиторы - Бородин, Римский-Корсаков и Кюи. Они часто собирались вместе, спорили, беседовали, музицировали. Все они страстно любили музыку, особенно русскую, и эта любовь объединила их. Так родилось замечательное содружество талантливых музыкантов, которым суждено было сыграть большую роль в истории русской музыки. Это содружество вскоре получило название «Могучая кучка» или «пятерка» - по количеству участников. Главой кружка стал Милий Алексеевич Балакирев.

На встречах подробно разбирались произведения членов кружка. Тут же исправлялись все ошибки, а затем подробно разбирались. И каждый раз, отвергая или утверждая что-либо, Балакирев для подтверждения своей мысли проигрывал наизусть те или иные музыкальные отрывки.

Интенсивно и много продолжал писать и сам Балакирев. В те годы он сочиняет музыку к трагедии Шекспира «Король Лир», много романсов, начинает Второй концерт для фортепиано с оркестром.

Блестяще протекала и его дирижерская деятельность. Руководя концертами Бесплатной музыкальной школы, бывшей в то время одним из центров музыкального просветительства, Балакирев явился пропагандистом лучших произведений русской музыки, отвергнутых официальной аристократической верхушкой. Выдающийся немецкий композитор Вагнер, будучи в России и услышав в концерте выступление Балакирева, с большой похвалой отозвался о его дирижерском искусстве и добавил, что видит в нем своего будущего русского соперника. Своими выступлениями как дирижер Балакирев много сделал для того, чтобы лучшие произведения мировой классики стали доступны русской публике. И не только русской - для чешской публики он открыл гениальную оперу Глинки «Руслан и Людмила», которой дирижировал в Праге.

Под впечатлением этой поездки композитор создал симфоническую поэму «В Чехии», в которой использовал чешские (точнее, моравские) мелодии.

Вскоре Балакирев становится руководителем концертов Русского музыкального общества - самой влиятельной музыкальной организации в России. И здесь он остался верен себе, пропагандируя в основном русскую музыку.

Однако успех демократически настроенного музыканта встревожил влиятельную придворную знать, и Балакирев был отстранен от руководства этими концертами.

В 1870-е годы деятельность «Могучей кучки», как творческого объединения друзей-единомышленников, проходила не так интенсивно. Причина крылась не в измене идеалам, как считали некоторые, а в неизбежном творческом взрослении, возмужании членов этого содружества. Сформировавшись как самостоятельные художественные личности, молодые композиторы перестали испытывать необходимость в постоянной опеке Балакирева. Но гордый и самолюбивый Балакирев не мог понять своих питомцев. К тому же начались еще и материальные неурядицы Бесплатной музыкальной школы, вскоре закрывшейся. Балакирев переживал все это очень болезненно. Трагичность ситуации усугубилась смертью его отца, необходимостью взять на себя заботу о младших сестрах. Все это так удручающе подействовало на композитора, что он вскоре отошел ото всех музыкальных дел и поступил мелким чиновником в одно из правлений железных дорог.

Друзья, потрясенные трагедией своего наставника, горячо призывали его вернуться к прежней деятельности. Но Балакирев остался глух к этим дружественным призывам. И когда через много лет он все же вернулся к музыке, к друзьям, это был уже другой человек.

При всей строгости вкуса и безупречности отделки в сочинениях Балакирева 1890-1900-х годов порой ощущается налет «красивости». Редки творческие удачи.

К лучшим образцам вокальной лирики Балакирева следует отнести романс «Шепот, робкое дыхание» на слова известного стихотворения Фета, написанный им в начале века. Композитор достигает почти импрессионистической тонкости нюансов в передаче поэтического текста. Пожалуй, особое место в новом периоде творчества композитора занимает фортепианная восточная фантазия «Исламей», ставшая одной из вершин всего его творчества. Пьеса была задумана еще на Кавказе в конце шестидесятых годов.

Еще раньше, в начале 1860-х годов, Балакиревым были задуманы сразу три симфонии. Уже упоминалось о замысле симфонии «Русь», которую композитор обозначал третьим номером, второй должна была быть программная симфония «Мцыри» по поэме Лермонтова. Ни тот, ни другой замысел не получил осуществления, работа же над Первой симфонией, сохранившей это обозначение в окончательном варианте, растянулась почти на четыре десятилетия и была завершена только во второй половине девяностых годов.

Вторая симфония, написанная уже в последние годы жизни композитора (окончена в 1908 году), отличается от эпически монументальной первой преобладанием лирико-созерцательных настроений.

Последнее симфоническое произведение Балакирева - Сюита для оркестра - осталось незавершенным и было дописано Ляпуновым уже после смерти автора. Музыка Сюиты носит некоторые черты салонности, характерные для позднего Балакирева.

Милий Алексеевич Балакирев — русский композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель, р одился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде в обедневшей дворянской семье.

Милий Балакирев учился в нижегородской гимназии, нижегородском Александровском дворянском институте.

Музыкальные способности Балакирев обнаружил в раннем детстве — мать и старшая сестра учили его игре на фортепиано. Видя музыкальную одаренность сына, мать отвезла его в Москву, где он обучался у известного пианиста Дюбюка. Он также некоторое время брал уроки у Джона Фильда.

По финансовым причинам занятия в Москве продолжались недолго, мальчик вернулся в Нижний Новгород и стал брать уроки музыки у дирижера оркестра местного театра Карла Эйзриха, который не только дал ему основные сведения по теории музыки, но и познакомил с местным меценатом Улыбышевым (автором первой русской монографии о Моцарте), имевшим великолепную библиотеку. Балакирев смог познакомиться с лучшими образцами классической мировой литературы. К тому же он получил возможность поработать с домашним оркестром Улыбышева и на практике изучить основы инструментовки, получить первоначальные навыки дирижирования.

В 1853-1855 Балакирев состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета, зарабатывая на хлеб уроками игры на рояле.

В 1855 Балакирев встретился в Петербурге с Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Уезжая в Берлин, Глинка подарил ему свой портрет.



12 февраля 1856 Балакирев блестяще дебютировал в Санкт-Петербурге в университетском концерте как пианист и композитор, своим концертным Allegro (fis-moll). Оркестром управлял Карл Шуберт. «Балакирев — богатая находка для нашей отечественной музыки », — писал Серов под впечатлением от его выступления.

Имя молодого композитора сразу же становится известным в музыкальных кругах Петербурга. О нем пишут в газетах. Его охотно приглашают к себе представители знати для участия в домашних концертах. Однако его не привлекает роль модного виртуоза, выполняющего прихоти знатных покровителей. Он решительно порывает светские связи, хотя и обрекает себя тем самым на жизнь, полную нужды и лишений. Основным источником существования остаются для него частные уроки музыки. В то. же время всю свою энергию, все свои силы он отдает борьбе за содержательное, высокоидейное музыкальное искусство.

Балакирев близко сошёлся со Стасовым, в котором нашёл чуткого, любящего друга и идейного вдохновителя. Знакомство с Даргомыжским, также оказало на него влияние.

С конца 1858 по 1861 год Милий Балакирев был занят сочинением музыки к трагедии Шекспира «Король Лир». Толчком послужила новая постановка трагедии на сцене Александрийского театра. Музыка Балакирева к «Королю Лиру», принадлежащая, по словам Стасова, «к числу высших и капитальнейших созданий новой музыки» , отличается глубоким проникновением в характер шекспировской драмы, рельефностью музыкальных образов и органической связью со сценической драматургией. Однако в театре эта музыка никогда не исполнялась, а увертюра, получившая характер вполне законченного, самостоятельного произведения, стала первым образцом русского программного симфонизма.



В этот же период сформировалось содружество композиторов «Могучей кучки». Еще в 1856 Балакирев познакомился с молодым военным инженером Кюи, с которым быстро сошелся на основе общих музыкальных интересов. В 1857 произошла встреча с выпускником военного училища Мусоргским, в 1861 — с семнадцатилетним морским офицером Римским-Корсаковым, а в 1862 — с профессором Медико-хирургической академии по кафедре химии Бородиным. Так сложился кружок. По свидетельству Римского-Корсакова, Балакирева «слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико. Молодой, с чудесными, подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой» .

Занятия со своими товарищами-учениками Балакирев строил по методу свободного обмена творческими мыслями. Произведения всех членов кружка проигрывались и обсуждались сообща. Подвергая критике сочинения своих друзей, Балакирев не только указывал, как следует исправить отдельные недочеты. Зачастую он сам дописывал целые куски музыки, инструментовал, редактировал. Он щедро делился с друзьями творческими замыслами, опытом, подсказывал им темы и сюжеты. Большое место в занятиях занимал также анализ выдающихся произведений классиков и современных кружку композиторов. Как писал Стасов, беседы Балакирева «были для товарищей его словно настоящие лекции, настоящий гимназический и университетский курс музыки. Кажется, никто из музыкантов не равнялся с Балакиревым по силе критического анализа и музыкальной анатомии». Возникавшие в кружке споры зачастую выходили далеко за пределы чисто музыкальных вопросов. Горячо обсуждались проблемы литературы, поэзии, общественной жизни.

Милий Балакирев был первым из русских музыкантов, предпринявшим экспедиционную поездку для записи песен на Волгу (лето 1860). Он отправился на пароходе от Нижнего Новгорода до Астрахани вместе с поэтом Щербиной, исследователем и знатоком русского фольклора. Щербина записывал слова, Балакирев — мелодии народных песен.

А.К. Глазунов и М. А. Балакирев.

Первым творческим итогом поездки была новая увертюра (или картина) на темы трех русских песен из числа записанных на Волге. Балакирев дал ей название «1000 лет», а позднее, в 1887, переработав, назвал ее симфонической поэмой «Русь». Внешним поводом к сочинению явилось открытие в 1862 в Новгороде памятника «Тысячелетие России».

Милий Алексеевич создал новый тип музыкальных обработок воспроизводящих своеобразными художественными средствами особенности народно-песенного искусства. В этих обработках, как и в собственных сочинениях на народные темы, он смело сочетал ясную диатонику крестьянской песни с колористическим богатством современной ему романтической гармонии, находил необычные инструментальные краски, новые интересные приемы развития, которые подчеркивали своеобразие русской песни и воссоздавали характерные картины народной жизни, природы.

Ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866.

Балакирев трижды побывал на Кавказе: в 1862, 1863 и 1868. Под впечатлением от этих путешествий им была написана фортепианная фантазия «Исламей», главной темой которой стала услышанная во время странствий мелодия кабардинской пляски. По итогам этих путешествий Балакирев начал работать над симфонической поэмой «Тамара».


18 марта 1862 Балакирев вместе с хоровым дирижером Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу». Эта школа на первых порах своего существования развернула широкую деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми - Балакирев. 28 января 1868 после отказа Ломакина от управления школой, Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874.

Вагнер, будучи в России и услышав выступление Балакирева, с большой похвалой отозвался о его дирижерском искусстве и добавил, что видит в нем своего будущего русского соперника.

В 1867 Балакирев выступал в качестве дирижера в Праге, где впервые знакомил чешскую публику с «Русланом и Людмилой» Глинки: «Руслан» окончательно покорил себе чешскую публику. Восторженность, с которой его приняли, не уменьшается и теперь, хотя я его уже дирижировал 3 раза». Пражские слушатели преподнесли Балакиреву венки, и один из них он решил отвезти на могилу Глинки. Чешские газеты признали в лице Балакирева достойного ученика Глинки, продолжателя его дела

С осени 1867 до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза, Листа и оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского.

К концу шестидесятых годов завязываются дружеские связи Балакирева с Чайковским. Композиторы ведут оживленную переписку. Балакирев своими советами во многом помогает развитию программного симфонического творчества Чайковского, а тот, в свою очередь, содействует популяризации сочинений Балакирева в Москве.

К этому времени на Балакирева уже начинают один за другим сыпаться тяжелые удары.

Весной 1869 представители придворной клики грубо отстраняют его от дирижирования концертами Императорского русского музыкального общества. Это вызвало глубокое возмущение передовой музыкальной общественности. Чайковский поместил в «Современной летописи» статью, в которой выразил отношение всех честных музыкантов к факту бесцеремонного изгнания из высшего музыкального учреждения человека, составляющего гордость и украшение русской музыкальной культуры. Чайковский писал: «Балакирев может сказать теперь то, что изрек отец русской словесности, когда получил известие об изгнании его из Академии наук: «Академию можно отставить от Ломоносова, но Ломоносова от Академии отставить нельзя».

К этому же времени сильно пошатнулось материальное положение «Бесплатной музыкальной школы». Она была на грани закрытия. Балакирев это очень тяжело переживал.

Возникли серьезные неурядицы и в его личной жизни: смерть отца повлекла за собой необходимость принять на себя заботы о содержании незамужних сестрах, в то время как сам композитор не имел средств к существованию.


К началу семидесятых годов изменили сь и отношения Балакирева с членами «Могучей кучки». Питомцы Балакирева стали зрелыми, вполне сложившимися композиторами, перестали нуждаться в его повседневной опеке. В таком явлении не было ничего противоестественного, и один из членов кружка — Бородин — дал этому правильное объяснение, хотя и облеченное в шутливую форму: «Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева) все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцу — обросли перьями. Перья у всех вышли по необходимости различные; а когда отросли крылья — каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела». Однако болезненно самолюбивый, тяжело уязвленный неудачами, Балакирев не мог примириться с потерей былого влияния на недавних учеников.

Неудачи Милия Алексеевича завершились не имевшим успеха концертом в Нижнем Новгороде, задуманным для улучшения финансового положения.

Тяжелые переживания вызвали острый душевный кризис. Одно время Балакиревым владела мысль о самоубийстве. Вынужденный ради заработка поступить рядовым служащим в правление Варшавской железной дороги, он отстраняется от прежних друзей и надолго отказывается от каких-либо музыкальных занятий.

Лишь к концу семидесятых годов у него постепенно возрождается интерес к музыке. Он вновь берется за прерванное сочинение симфонической поэмы «Тамара». Возвращению Балакирева к музыкальной деятельности во многом содействовали старания его друзей. В частности, значительную роль сыграла Шестакова, предложившая ему принять участие в редактировании готовящихся к изданию партитур Глинки. Балакирев деятельно принялся за эту работу, пригласив для помощи Римского-Корсакова и его ученика Лядова.

Но Балакирев вернулся к музыкальной жизни уже не прежним «орлом», как его когда-то называл Даргомыжский. Душевные силы его были надломлены, появилась болезненная замкнутость. Особенно поразило друзей обращение Балакирева к религии.

С 1883 по 1894 Балакирев был управляющим Придворной певческой капеллы. Все музыкальное дело певческой капеллы он сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов. Он приобщил к работе в капелле в Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле.

К 1894 относится последнее публичное выступление Балакирева как пианиста. Это было на торжествах в Желязовой Воле — на родине Шопена, где по инициативе Балакирева был открыт памятник великому польскому композитору.

До конца жизни Балакирев сохранял горячую любовь к Глинке. В 1885 в Смоленске он участвовал в празднестве открытия памятника великому композитору и дирижировал там двумя концертами. В 1895 он добился установки мемориальной доски на доме в Берлине, в котором скончался Глинка, сам ездил на торжества в составе русской делегации и дирижировал в Берлине своей симфонией. А в 1906 в честь открытия памятника Глинке в Петербурге (инициатором и на этот раз был Балакирев) исполнялась сочиненная им торжественная кантата.



Балакирев принимал непосредственное участие в создании Мусоргским, Римским-Корсаковым, Бородиным, Кюи оперных произведений, помогая им в выборе сюжетов и работе над музыкой, пропагандировал русские оперы как дирижер и публицист. Особенно значительна была деятельность Балакирева в области популяризации опер Глинки в России и за границей.

Милий Алексеевич Балакирев умер 16 мая 1910 года в Санкт-Петербурге, в своей квартире на Коломенской улице, 7. Согласно его воле Ляпунов завершил ряд не законченных им произведений, в том числе и фортепианный концерт ми-бемоль мажор.

Балакирев погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 1936 во время реконструкции Некрополя мастеров искусств прах Балакирева был перенесен от южной ограды кладбища ближе к стене бывшей Тихвинской церкви, и захоронен на Композиторской дорожке рядом с Римским-Корсаковым, умершим в 1908.

Милий Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, хотя сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому «Королю Лиру», симфонические поэмы «Тамара», «Русь», «В Чехии». Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор, блистательную фантазию «Исламей» и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой - на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза.

enc.vkarp.com ›2011/04/24/б-балакирев-милий…

Ещё:

Всякое новое открытие была для него истинным счастьем, восторгом, и он увлекал за собою, в пламенном порыве, всех товарищей своих.
В. Стасов

М. Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Поначалу ничто не предвещало ему такой судьбы. Детство и юность протекли вдалеке от столицы. Музыке Балакирев начал учиться под руководством матери, которая, убедившись в незаурядных способностях сына, специально отправилась с ним из Нижнего Новгорода в Москву. Здесь десятилетний мальчик взял несколько уроков у знаменитого в то время педагога - пианиста и композитора А. Дюбюка. Затем снова Нижний, ранняя смерть матери, учение в Александровском институте за счет местного дворянства (отец, мелкий чиновник, женившись вторично, бедствовал с большой семьей)...

Решающее значение для Балакирева имело знакомство с А. Улыбышевым, дипломатом, а также великолепным знатоком музыки, автором трехтомной биографии В. А. Моцарта. Его дом, где собиралось интересное общество, устраивались концерты, стал для Балакирева настоящей школой художественного становления. Здесь он дирижирует любительским оркестром, в программе выступлений которого разные произведения и среди них симфонии Бетховена, выступает в качестве пианиста, к его услугам богатейшая нотная библиотека, в которой он проводит много времени, изучая партитуры. Зрелость приходит к юному музыканту рано. Поступив в 1853 г. на математический факультет Казанского университета, Балакирев через год оставляет его, чтобы посвятить себя исключительно музыке, К этому времени относятся первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы. Видя незаурядные успехи Балакирева, Улыбышев везет его в Петербург и знакомит с М. Глинкой. Общение с автором «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» было недолгим (Глинка вскоре уехал за границу), но содержательным: одобрив начинания Балакирева, великий композитор дает советы в отношении творческих занятий, беседует о музыке.

В Петербурге Балакирев быстро завоевывает известность в качестве исполнителя, продолжает сочинять. Ярко одаренный, ненасытный в знаниях, неутомимый в работе, он рвался к новым свершениям. Поэтому естественно, что, когда жизнь свела его с Ц. Кюи, М. Мусоргским, а позднее с Н. Римским-Корсаковым и A. Бородиным, Балакирев объединил и возглавил этот маленький музыкальный коллектив, который вошел в историю музыки под названием «Могучей кучки» (данным ему B. Стасовым) и «балакиревского кружка».

Каждую неделю друзья-музыканты и Стасов собирались у Балакирева. Они беседовали, много вместе читали вслух, но больше всего времени отдавали музыке. Ни один из начинающих композиторов не получил специального образования: Кюи был военным инженером, Мусоргский - офицером в отставке, Римский-Корсаков - моряком, Бородин - химиком. «Под руководством Балакирева началось наше самообразование», - вспоминал впоследствии Кюи. - «Мы переиграли в четыре руки все, что было написано до нас. Все подвергалось строгой критике, а Балакирев разбирал техническую и творческую стороны произведений». Задания давались сразу же ответственные: начинать прямо с симфонии (Бородин и Римский-Корсаков), Кюи писал оперы («Кавказский пленник», «Ратклиф»). Все сочиненное исполнялось на собраниях кружка. Балакирев поправлял и делал указания: «...критик, именно технический критик, он был удивительный», - писал Римский-Корсаков.

К этому времени сам Балакирев написал 20 романсов, среди которых такие шедевры, как «Приди ко мне», «Песня Селима» (оба - 1858), «Песня золотой рыбки» (1860). Все романсы были изданы и получили высокую оценку А. Серова: «...Свежие здоровые цветки на почве русской музыки». В концертах звучали симфонические сочинения Балакирева: Увертюра на темы трех русских песен, Увертюра из музыки к трагедии Шекспира «Король Лир». Написал он также немало фортепианных пьес и работал над симфонией.

Музыкально-общественная деятельность Балакирева связана с Бесплатной музыкальной школой, которую он организовал вместе с замечательным хормейстером и композитором Г. Ломакиным. Здесь все желающие могли приобщиться к музыке, выступая в хоровых концертах школы. Предусматривались также занятия пением, музыкальной грамотой и сольфеджио. Хором дирижировал Ломакин, а приглашенным оркестром - Балакирев, включавший в концертные программы сочинения своих товарищей по кружку. Композитор всегда выступал как верный последователь Глинки, а одним из заветов первого классика русской музыки была опора на народную песню как источник творчества. В 1866 г. из печати вышел составленный Балакиревым Сборник русских народных песен, работе над которым он отдал несколько лет. Пребывание на Кавказе (1862 и 1863) дало возможность познакомиться с восточным музыкальным фольклором, а благодаря поездке в Прагу (1867), где Балакиреву предстояло дирижировать операми Глинки, он узнал и чешские народные песни. Все эти впечатления нашли отражение в творчестве: симфоническая картина на темы трех русских песен «1000 лет» (1864; во 2-й ред. - «Русь», 1887), «Чешская увертюра» (1867), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), симфоническая поэма «Тамара» , начатая в 1866 г. и законченная много лет спустя.

Творческая, исполнительская, музыкально-общественная деятельность Балакирева делает его одним из самых авторитетных музыкантов, и А. Даргомыжскому, ставшему председателем РМО, удается пригласить туда Балакирева на должность дирижера (сезоны 1867/68 и 1868/69). Теперь музыка композиторов «Могучей кучки» зазвучала и в концертах Общества, с успехом прошла премьера Первой симфонии Бородина.

Казалось, что жизнь Балакирева на подъеме, что впереди - восхождение к новым вершинам. И вдруг все круто изменилось: Балакирев был отстранен от дирижирования концертами РМО. Несправедливость происшедшего была очевидна. Возмущение высказали выступившие в печати Чайковский и Стасов. Всю энергию Балакирев переключает на Бесплатную музыкальную школу, пытаясь противопоставить ее концерты Музыкальному обществу. Но конкуренция с богато обеспеченным, находящимся под высоким покровительством учреждением оказалась непосильной. Одна за другой Балакирева преследуют неудачи, его материальная неустроенность переходит в крайнюю нужду, и это при необходимости содержать младших сестер после смерти отца. Возможностей для творчества не остается. Доведенному до отчаяния композитору приходят даже мысли о самоубийстве. Поддержать его некому: товарищи по кружку отдалились, каждый занятый своими замыслами. Решение Балакирева навсегда порвать с музыкальным искусством было для них подобно грому средь ясного неба. Не слушая их призывов и уговоров, он поступает в Магазинную контору Варшавской железной дороги. Роковое событие, разделившее жизнь композитора на два разительно несхожих между собой периода, произошло в июне 1872 г....

Хотя в конторе Балакирев прослужил недолго, возвращение его к музыке было долгим и внутренне трудным. На жизнь он зарабатывает фортепианными уроками, но сам не сочиняет, живет замкнуто и уединенно. Лишь в конце 70-х гг. он начинает появляться у друзей. Но это был уже другой человек. Страстность и кипучую энергию человека, разделявшего - пусть не всегда последовательно - прогрессивные идеи 60-х гг., сменили ханжеская, набожность и аполитичность, односторонность суждений. Исцеление после пережитого кризиса все не приходило. Балакирев вновь становится во главе оставленной им музыкальной школы, работает над завершением «Тамары» (по одноим. стихотворению Лермонтова), которая впервые прозвучала под управлением автора весной 1883 г. Появляются новые, преимущественно фортепианные пьесы, новые редакции (Увертюра на тему испанского марша, симфоническая поэма «Русь»). В середине 90-х гг. создается 10 романсов. Сочиняет Балакирев крайне медленно. Так, начатая в 60-е гг. Первая симфония была завершена лишь через 30 с лишним лет (1897), в задуманном тогда же Втором фортепианном концерте композитор написал лишь 2 части (завершил его С. Ляпунов), работа над Второй симфонией растянулась на 8 лет (1900-08). В 1903-04 гг. появляется серия прекрасных романсов. Несмотря на пережитую трагедию, отдаление от прежних друзей, роль Балакирева в музыкальной жизни значительна. В 1883-94 гг. он был управляющим Придворной певческой капеллой и а сотрудничестве с Римским-Корсаковым неузнаваемо изменил там музыкальное обучение, поставив его на профессиональную основу. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка, собиравшегося у академика А. Пыпика в 1876-1904 гг.; здесь он выступал с целыми концертными программами. Обширна и содержательна переписка Балакирева с зарубежными музыкальными деятелями: с французскими композитором и фольклористом Л. Бурго-Дюкудре и критиком М. Кальвокоресси, с чешским музыкально-общественным деятелем Б. Каленским.

Симфоническая музыка Балакирева завоевывает все большую известность. Она звучит не только в столице, но и в провинциальных городах России, с успехом исполняется за границей - в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине. Его фортепианную сонату играет испанец Р. Виньес, «Исламея» исполняет знаменитый И. Гофман. Популярность музыки Балакирева, зарубежное признание его главой русской музыки как бы компенсируют трагическую самоотстраненность от магистрального направления у себя на родине.

Творческое наследие Балакирева невелико, но оно богато художественными открытиями, которые оплодотворили русскую музыку второй половины XIX в. Тамара - одно из вершинных произведений национально-жанрового симфонизма и неповторимая лирическая поэма. В балакиревских романсах немало приемов и фактурных находок, которые дали прорастания за пределами камерной вокальной музыки - в инструментальной звукописи Римского-Корсакова, в оперной лирике Бородина.

Сборник русских народных песен не только открыл новый этап в музыкальной фольклористике, но и обогатил русскую оперную и симфоническую музыку многими прекрасными темами. Балакирев был превосходным музыкальным редактором: все ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова прошли через его руки. Он готовил к изданию партитуры обеих опер Глинки (вместе с Римским-Корсаковым), сочинения Ф. Шопена. Балакирев прожил большую жизнь, в которой были и блестящие творческие взлеты, и трагические поражения, но в целом это была жизнь подлинного художника-новатора.