Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Клавдия лукашевич. Лукашевич, клавдия владимировна Клавдия лукашевич биография

Клавдия лукашевич. Лукашевич, клавдия владимировна Клавдия лукашевич биография

11:20

Клавдия Лукашевич. Биография из детского журнала

«Если ты рожден без крыльев, то не мешай им вырасти».

ЭТА СТАТЬЯ БЫЛА НАПЕЧАТАНА В ДЕТСКОМ ЖУРНАЛЕ «НЕЗАБУДКА» ЗА 1916 ГОД, сохранившемся у нас дома. В сообществе уже появлялись её рассказы. А это небольшая прижизненная биография.

К.В.Лукашевич.
(К 35-летию литературно-педагогической деятельности)

35 лет тому назад, через неделю после ужасного цареубийства -7 марта 1881 г. - в Петрограде вышел очередной номер журнала «Детское Чтение», в котором на отдельном, подклеенном в книжку, листке было помещено прочувствованное стихотворение «Памяти императора Александра II»; внизу стояла скромная подпись: «Гимназистка».
Наверное, многие читатели журнала, особенно из учащихся, полюбопытствовали личностью автора этого произведения и остались в полной уверенности, что имеют дело с первым, хотя и удачным, литературным опытом воспитанницы одной из столичных гимназий. Однако, читатели несколько заблуждались. Подлинным автором патриотического стихотворения являлась, хотя еще и совсем молоденькая (20 л.), но уже замужняя особа, даже мамаша, впервые отважившаяся напечатать одно из своих многочисленных стихотворений, которыми дама «грешила» со школьных лет...
Прошло 25 лет. И «гимназистка» и её стихотворения давно были забыты. Юные читатели «Детского Чтения» давно уже повыросли, и многие из них имели своих собственных детей, которым, быть может, выписывали уже не «Детское Чтение», успевшее перекочевать за это время в Москву и даже переменившее заглавие на другое - «Юная Россия». Весьма возможно, что дети бывших подписчиков «Детского Чтения» теперь получали и читали более новые петроградские журналы, например, «Родник». И вот в юбилейном, декабрьском, номере именно этого журнала за 1906 г., на странице 90-й, эти дети прочли вслух своим родителям рассказ из воспоминаний одной почтенной сотрудницы «Родника».
Рассказец повествовал о том, как 3 марта 1881 г. одна молоденькая застенчивая дамочка, по внешности совсем еще девочка 13-14 лет, пришла в редакцию журнала «Детское Чтение» и, переступив порог кабинета, с трепетом, конфузливо вручила в руки тогдашнему редактору «Детского Чтения» - известному педагогу Виктору Острогорскому - свое маленькое стихотворение, нет, более того - вручила ему свою дальнейшую судьбу... Она очень трусила, эта белокурая, розовенькая, наивно-застенчивая дамочка-ребенок, и ожидала редакторского ответа, как сурового приговора... Однако, её опасения оказались напрасны: стихотвореньице видимо, подкупило искренностью своего настроения, а к тому же было посвящено «памяти Императора Александра II» - только что на днях перед тем мученически погибшего (1 марта) от руки злоумышленника. Так как это потрясающее событие застало мартовский № журнала уже по выходе из типографии, то вполне понятно, что редакция особенно охотно приняла это злободневное стихотворение, чтобы успеть своевременно отметить им в журнале день национального траура. Пришлось только вклеить его, в номер на дополнительном листке. И осчастливленная радушным приемом её первого «детища», юная писательница 7-го марта была одной из читательниц своего собственного произведения за подписью «Гимназистка»...
Таким рассказом на страницах «Родника» воспоминула свое далекое и милое прошлое эта самая «гимназистка» давно уже ставшая заслуженной и желанной сотрудницей многих изданий, в том числе и «Родника». И теперь под вышеприведенным рассказом стояла уже не прежняя безвестная подпись «Гимназистка» - а, наоборот, другое, всем известное, очень много говорящее имя: Клавдия Лукашевич.
В самом деле, кто из читателей «Незабудки» не слышал этого имени? На протяжении 35 лет оно значится на детских книгах самого разнообразного содержания: сборниках стихотворений, сказках, рассказах, повестях, очерках, сборниках пьес для детского или школьного театра... вплоть до хрестоматий и руководств для устройства литературно-музыкальных праздников. И можно смело сказать, что при всем обилии этих пестрых книг, большая часть из них написана рукою подлинного мастера слова, задушевно и талантливо, и читается с немалым интересом и пользою.
Действительно, Клавдия Владимировна Лукашевич - незаурядная писательница, и недаром её имя тесно сплелось с историей наших старейших и лучших детских журналов: «Детском Чтении». («Юная России»), «Задушевного Слова», «Игрушечки», «Родника», «Всходов», «Юного Читателя» и др. И про тех читателей «Незабудки», которые её еще не знают, можно уверенно сказать, что они ее и узнают, т.к., если кого-либо минует её книжка, то, наверное, попадется в руки с её произведением какой-либо детский журнал, особенно за старые годы, когда многое из того что теперь вышло отдельным изданием, писалось там из номёра в номер.
Ободренная своим первым успехом на страницах «Детского Чтения» и обласканная писателями, руководителями журнала, - «гимназистка» быстро перешла от стихов к прозе и вскоре же поместила ряд других вещей, различных по содержанию и объему. Так, в 80-х г.г. из-под её пера вышла серия рассказов, составившая впоследствии известный её сборник «Что видит звездочка», а также и др. В 1899 году был премирован Фребелевским обществом один из наиболее удачных её рассказов - «Макар». В этом же десятилетии (90 г.г.) ею собраны и обработаны для детей жемчужины народного творчества - сказки. Так, юные читатели получили два сборника: «Малороссийские Сказки» (в 7 выпуск.) и «Сказки для самых маленьких детей». Кроме народных сказок, Клавдия Владимировна подарила своих читателей и другим ценным сборником: это - «Сказки современных русских писателей», выпущенных в двух книгах - для младшего и среднего возраста особо.
Клавдия Лукашевич принадлежит к числу тех писателей, которые с любовью всматриваются в жизнь и изображают эту жизнь в своих произведениях.
Такие правдивые рассказы, выхваченные прямо из жизни, написанные «с натуры»- называются бытовыми: читая их, мы словно сами непосредственно наблюдаем за героями рассказа, ясно видим их самих и то, как они живут, как радуются и как, отчего страдают. Этот-то окружающий нас быт - и, главным образом, родной, русский быт - и составляет содержание громадного большинства многочисленных рассказов, повестей и очерков К. В. Лукашевич. Кроме того, эти рассказы - не просто холодная, хотя и точная фотография; нет, картины русской жизни, русского быта написаны тепло, задушевно, с явным сочувствием автора к своим героям. А герои её - многочисленны и разнообразны: и дети, и взрослые, и горожане, и крестьяне, и богатые, и бедные, и злые и добрые и счастливые, и несчастные, и сильные, и слабые...
Вот почему и самые рассказы, смотря по их содержанию, способны заинтересовать разных читателей: и малюток, и школьников-подростков, и мальчиков, и девочек, и баловней семьи, и бедных сироток, и жалостливых к другим, и равнодушных… Есть, чем себя потешить, и чем душу отвести, над чем призадуматься. Есть, что почитать да и другим рассказать (см. сборник «Почитаешь, другим скажешь»)... И кто из русских детей не читал сам или не слыхал от сверстников таких, например, книг, как: «Гнездышко», «Зернышки», «Любимые Друзья», «Что видит звездочка», «Детские Годы»; кто не вычитывал из этих сборников для младшего возраста таких рассказов (они много раз переиздавались отдельными выпусками), как: «Аксютка-Нянька» (6 изд.), Ванька-Нянька» (5 изд.), «Первые Сапоги» (4изд.), «Рыбка Колюшка» (3 изд.), «Птичница Агафья» и др. Не менее хороших книг. бытового содержания написала К. В. и для среднего возраста читателей: из них наиболее популярно «Ясное Солнышко», затем «Труженики», повести «Искра Божия», «Бедный Родственник», «Новая Жиличка», «Дядюшка-Флейтист», «Сиротская Доля» и др.
Из произведений, предназначенных для детей старшего возраста, обращает на себя внимание её книга «Чудный огонек жизни», где увлекательно рассказана трогательная история глухонемой и слепой американской девицы Елены Келлер, сумевшей при всем своем физическом убожестве сохранить и раздуть в яркое пламя «огонек жизни», свою душевную деятельность, свои высокие умственные и нравственные способности, которыми Господь её не обидел. Ясный ум и горячее сердце озарили и согрели тернистый жизненный путь беспомощной девушки, дав ей возможность своевременно познать и полюбить ближнего своего и мать-природу, и через природу - Бога.
Вообще наша писательница умеет своим пером-свечечкой затепливать и передавать другим живые «огоньки» умеет будить в душе читателей веру в добро, правду, в силу любви. И не случайно в книгах её для всех возрастов мы читаем такие заглавия, как: «Чудный Огонек Жизни», «Искра Божия», «Что видит звездочка», «Светлый Луч»...
Среди различных «огоньков», которые теплятся в нас от колыбели, особенно один часто встречается в детской среде. Этот огонек, - чудесный дар воображения, наша пылкая фантазия. Ближайший спутник этой способности - увлечение игрой, игрушкой, как бы ни была она проста, наклонность ребенка живо представлять что-либо себе и из себя. Почти про всех детей можно сказать, что они обладают этою способностью в гораздо большей степени, нежели взрослые; ибо некоторые из детей обладают ею вдвойне: они не только «представляют» для себя, для своего собственного удовольствия, но в состоянии доставить это удовольствие и другим - легко перенести в свой воображаемый мир окружающих слушателей или зрителей. Такие дети, «артисты в душе», от природы. Для них с давних пор существует особый род развлечения, как и у взрослых - театр: они рады случаю посмотреть на «настоящую» сцену, где играют большие, да и сами могут с успехом разыгрывать перед своими сверстниками небольшие, специально для них написанные пьесы. Вот для таких-то именно детей-артистов и написала Клавдия Владимировна свою книгу «Детский Театр». В нее вошло многое: не только самые пьесы для детского театра, но и наставления, как проще устроить сцену (дома, в школе), обставить ее декорациями, как костюмироваться, гримироваться; наконец, самое главное: как держать себя на сцене - говорить, петь, танцевать... Обильные иллюстрации в книге все это наглядно показывают на образцах; тут же приложены и ноты. Среди отдельных пьес, вышедших самостоятельными изданиями, можно указать, как наиболее распространенные и любимые, это - две музыкальные картины с фантастическим содержанием: «Среди Цветов» и «Кукольный переполох»; затем - три комедии из детского быта: «Нянин Юбилей», «Елка», «Красный Цветок». Незатейливость этих пьесок делает их вполне доступными для широкого круга. Насколько нам известно, ставятся они довольно часто на домашних и школьных спектаклях, как в: столице, так и в провинции; разыгрываются с увлечением и смотрятся легко, с неослабным интересом детьми различного возраста.
Подобно тому, как «шевелят» нашу душу образы созданные нашим воображеньем, - в такой же мере волнуют и согревают нас образы, доставляемые другой нашей способностью - памятью. Всем нам на опыте известно, как при удачной передаче словом, в книге или в беседе, минувшее может достичь живости настоящего словно переживается вновь... И как много подчас мы почерпаем поучительного из этих уроков прошлого. Книги Клавдии Владимировны хорошо удовлетворяют этой потребности «оглянуться назад», на других и на себя... Вот её сборник «Из недавнего прошлого», вот «давнее» - «Оборона Севастополя». А между ними - задушевные листки личных воспоминаний, повесть «Мое милое детство». Наравне с этим, живой отклик на «злобу дня» составляет заметную черту нашей писательницы. Редкий общественной юбилей, имеющий отношение равно к большим и малым не находит себе места в её книгах. Отсюда - целая серия хрестоматий, предназначенных для школьных праздников, как-то: литературное утро в честь Л.Н.Толстого (1908 г., при жизни писателя) - такое же утро; в памяти Гоголя (1909 г.) - в столетнюю годовщину рождения Лермонтова (1914 г.) Затем идут такие юбилейные праздники, как 50-летие со дня освобождения крестьян («Школьный праздник в честь 19 февраля» - 1911 г); следующий 1912 г. - память Отечественной войны; в 1913 г.празднование 300-летие дома Романовых. Памятный 1914 г. - год начала великой Европейской войны - точно также не мог остаться без отклика; из 4-х книг, посвященных переживаемым нами событиям, можно назвать, как более удачные: «Великая война», «Подвиги родных героев».
К этой же группе изданий, главным образом предназначенных для школы, следует отнести и её хрестоматию для младших классов: «Светлый Луч». (Другая ее хрестоматия - «Первое Словечко» - обслуживает дошкольный возраст.)
Наконец, как «последнее слово» писательницы за минувший 1915 г., укажем «Отрывной Детский Календарь на 1916 г.» (изд. Сытина - Ц. 50 к.).
Помня заветы своих первых литературных наставников (В. II. Островского, А. Н. Плещеева и др.), Клавдия Владимировна ревностно работает, не покладая рук, на облюбованном ею поприще, щедро рассеивая вокруг себя зерна «прекрасного, доброго, вечного»... «Много томов, - говорит сама К. В. - написала я для дорогих моих друзей. Я не выпускаю пера из рук и не выпушу его до тех пор пока оно само не выпадет из моих слабеющих, старых рук» (см. «Родничок», 1906 г. г., № 12, стр. 92).
Принимая во внимание все очевидные заслуги Клавдия Владимировна перед русской детской литературой, мы бы в праве были ожидать, что её 35-летний юбилей будет торжественно отпразднован многочисленным кругом её друзей из детского и школьного мира в стенах какого-нибудь учебного заведения или педагогического общества Её сборники и хрестоматии как раз могли бы пригодиться в качестве литературного материала для декламации, обращенной непосредственно к юбилярше.
Однако, почтенная писательница при всех своих заслугах обнаружила большую скромность, решительно уклонившись от всякого чествования. Этот поступок еще более делает ее симпатичной в глазах всего круга её читателей. Чуткая к другим, Клавдия Владимировна подчеркнула, что теперь, в тяжкие дни Отечественной войны, её праздник ей будет не в праздник: её личная маленькая радость неизбежно меркнет перед зрелищем общечеловеческого бедствия...
Но,- добавим мы, - да послужит благородной русской писательнице-труженице утешением то, что, быть может многие из русских юных читателей, осведомясь об исполнившемся 7 марта 1916 г. 35-летнем её юбилее, лишний раз раскроют какую-нибудь её хорошую книгу или укажут на нее тем, кто их не читал. А ведь это - лучшая дань внимания к писателю, которого мы узнаем и научаемся ценить прежде всего по его книгам

Клавдия Владимировна Лукашевич (1859–1937) известна своими произведениями для детей, написанными в разных жанрах: повести, очерки, рассказы, воспоминания. Теплота и искренность, а также несомненное педагогическое призвание сделали ее одной из любимых писательниц не только прошлого, но и нынешнего века. Повесть «Мое милое детство» не только доставит минуты развлечения юному читателю, но и, по словам автора, «вдохнет в отзывчивую душу ребенка бодрость, желание радости жить и быть полезным другим людям».

Печатается (в сокращении и с изменениями) по книге: Клавдия Лукашевич «Мое милое детство», 1917 год. Графика Елены Лебедевой.

По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия.

К. Лукашевич

Мои дорогие друзья-читатели, вы, конечно, знаете, что жизнь человеческая очень разнообразна, сложна и переменчива. Не для всех проходит она спокойно и счастливо. Судьба часто посылает людям тяжелые испытания. Почти в каждой жизни случаются невзгоды, горести, а в иных даже страдания и мучительные болезни. Но как бы ни была тяжела ниспосланная доля, по моему убеждению, у каждого человека есть святой долг - прожить жизнь трудолюбиво, с пользой для других и себя. Человек должен как можно больше сделать доброго, прекрасного и непременно в чем-нибудь, где-нибудь оставить по себе хотя бы самый маленький светлый след, добрую память на земле. Это есть великое назначение человека, и к этому должны стремиться все люди.

В своих книгах я хотела показать, что ни радость ни горе сплошь не наполняют человеческой жизни - они чередуются, сменяя друг друга, и очень часто сегодня мы не знаем того, что принесет нам завтра. Бывает тяжело, но горе и несчастья проходят бесследно, болезни излечиваются. Дороже всего то, что, часто неожиданно, являются на помощь люди с открытой, любящей душой, с участливым словом привета, с сердечной заботой и лаской, с готовностью научить, помочь, поддержать. В этом есть духовная красота жизни, источник счастья.

Мне кажется, что описание только веселых, радостных картин ненадолго увлечет сердце и ум читателя, между тем, как описание скорби человеческой, мучительной борьбы, тяжелых душевных переживаний глубже запечатлевается в юных сердцах. Страдания учат бороться и терпеть; печаль делает человека вдумчивее, отзывчивее к чужому горю… Мои юные друзья, не бойтесь подойти участливо к страдающему человеку, выслушать внимательно его печальную повесть, облегчить его горе своим состраданием и чем можно помочь. Такое участие и помощь сделают вас сильными, полезными, возвысят в собственном сознании и оставят светлый след для общего блага.

К. Лукашевич

Мои дорогие друзья-читатели, вы, конечно, знаете, что жизнь человеческая очень разнообразна, сложна и переменчива. Не для всех проходит она спокойно и счастливо. Судьба часто посылает людям тяжелые испытания. Почти в каждой жизни случаются невзгоды, горести, а в иных даже страдания и мучительные болезни. Но как бы ни была тяжела ниспосланная доля, по моему убеждению, у каждого человека есть святой долг - прожить жизнь трудолюбиво, с пользой для других и себя. Человек должен как можно больше сделать доброго, прекрасного и непременно в чем-нибудь, где-нибудь оставить по себе хотя бы самый маленький светлый след, добрую память на земле. Это есть великое назначение человека, и к этому должны стремиться все люди.

В своих книгах я хотела показать, что ни радость ни горе сплошь не наполняют человеческой жизни - они чередуются, сменяя друг друга, и очень часто сегодня мы не знаем того, что принесет нам завтра. Бывает тяжело, но горе и несчастья проходят бесследно, болезни излечиваются. Дороже всего то, что, часто неожиданно, являются на помощь люди с открытой, любящей душой, с участливым словом привета, с сердечной заботой и лаской, с готовностью научить, помочь, поддержать. В этом есть духовная красота жизни, источник счастья.

Мне кажется, что описание только веселых, радостных картин ненадолго увлечет сердце и ум читателя, между тем, как описание скорби человеческой, мучительной борьбы, тяжелых душевных переживаний глубже запечатлевается в юных сердцах. Страдания учат бороться и терпеть; печаль делает человека вдумчивее, отзывчивее к чужому горю… Мои юные друзья, не бойтесь подойти участливо к страдающему человеку, выслушать внимательно его печальную повесть, облегчить его горе своим состраданием и чем можно помочь. Такое участие и помощь сделают вас сильными, полезными, возвысят в собственном сознании и оставят светлый след для общего блага.

К. Лукашевич

Мои дорогие друзья-читатели, вы, конечно, знаете, что жизнь человеческая очень разнообразна, сложна и переменчива. Не для всех проходит она спокойно и счастливо. Судьба часто посылает людям тяжелые испытания. Почти в каждой жизни случаются невзгоды, горести, а в иных даже страдания и мучительные болезни. Но как бы ни была тяжела ниспосланная доля, по моему убеждению, у каждого человека есть святой долг - прожить жизнь трудолюбиво, с пользой для других и себя. Человек должен как можно больше сделать доброго, прекрасного и непременно в чем-нибудь, где-нибудь оставить по себе хотя бы самый маленький светлый след, добрую память на земле. Это есть великое назначение человека, и к этому должны стремиться все люди.

В своих книгах я хотела показать, что ни радость, ни горе сплошь не наполняют человеческой жизни - они чередуются, сменяя друг друга, и очень часто сегодня мы не знаем того, что принесет нам завтра. Бывает тяжело, но горе и несчастья проходят бесследно, болезни излечиваются. Дороже всего то, что, часто неожиданно, являются на помощь люди с открытой, любящей душой, с участливым словом привета, с сердечной заботой и лаской, с готовностью научить, помочь, поддержать. В этом есть духовная красота жизни, источник счастья.

Мне кажется, что описание только веселых, радостных картин ненадолго увлечет сердце и ум читателя, между тем, как описание скорби человеческой, мучительной борьбы, тяжелых душевных переживаний глубже запечатлевается в юных сердцах. Страдания учат бороться и терпеть; печаль делает человека вдумчивее, отзывчивее к чужому горю… Мои юные друзья, не бойтесь подойти участливо к страдающему человеку, выслушать внимательно его печальную повесть, облегчить его горе своим состраданием и чем можно помочь. Такое участие и помощь сделают вас сильными, полезными, возвысят в собственном сознании и оставят светлый след для общего блага.

К. Лукашевич

Мои дорогие друзья-читатели, вы, конечно, знаете, что жизнь человеческая очень разнообразна, сложна и переменчива. Не для всех проходит она спокойно и счастливо. Судьба часто посылает людям тяжелые испытания. Почти в каждой жизни случаются невзгоды, горести, а в иных даже страдания и мучительные болезни. Но как бы ни была тяжела ниспосланная доля, по моему убеждению, у каждого человека есть святой долг - прожить жизнь трудолюбиво, с пользой для других и себя. Человек должен как можно больше сделать доброго, прекрасного и непременно в чем-нибудь, где-нибудь оставить по себе хотя бы самый маленький светлый след, добрую память на земле. Это есть великое назначение человека, и к этому должны стремиться все люди.

В своих книгах я хотела показать, что ни радость ни горе сплошь не наполняют человеческой жизни - они чередуются, сменяя друг друга, и очень часто сегодня мы не знаем того, что принесет нам завтра. Бывает тяжело, но горе и несчастья проходят бесследно, болезни излечиваются. Дороже всего то, что, часто неожиданно, являются на помощь люди с открытой, любящей душой, с участливым словом привета, с сердечной заботой и лаской, с готовностью научить, помочь, поддержать. В этом есть духовная красота жизни, источник счастья.

Мне кажется, что описание только веселых, радостных картин ненадолго увлечет сердце и ум читателя, между тем, как описание скорби человеческой, мучительной борьбы, тяжелых душевных переживаний глубже запечатлевается в юных сердцах. Страдания учат бороться и терпеть; печаль делает человека вдумчивее, отзывчивее к чужому горю… Мои юные друзья, не бойтесь подойти участливо к страдающему человеку, выслушать внимательно его печальную повесть, облегчить его горе своим состраданием и чем можно помочь. Такое участие и помощь сделают вас сильными, полезными, возвысят в собственном сознании и оставят светлый след для общего блага.

К. Лукашевич

Мои дорогие друзья-читатели, вы, конечно, знаете, что жизнь человеческая очень разнообразна, сложна и переменчива. Не для всех проходит она спокойно и счастливо. Судьба часто посылает людям тяжелые испытания. Почти в каждой жизни случаются невзгоды, горести, а в иных даже страдания и мучительные болезни. Но как бы ни была тяжела ниспосланная доля, по моему убеждению, у каждого человека есть святой долг - прожить жизнь трудолюбиво, с пользой для других и себя. Человек должен как можно больше сделать доброго, прекрасного и непременно в чем-нибудь, где-нибудь оставить по себе хотя бы самый маленький светлый след, добрую память на земле. Это есть великое назначение человека, и к этому должны стремиться все люди.

В своих книгах я хотела показать, что ни радость ни горе сплошь не наполняют человеческой жизни - они чередуются, сменяя друг друга, и очень часто сегодня мы не знаем того, что принесет нам завтра. Бывает тяжело, но горе и несчастья проходят бесследно, болезни излечиваются. Дороже всего то, что, часто неожиданно, являются на помощь люди с открытой, любящей душой, с участливым словом привета, с сердечной заботой и лаской, с готовностью научить, помочь, поддержать. В этом есть духовная красота жизни, источник счастья.

Мне кажется, что описание только веселых, радостных картин ненадолго увлечет сердце и ум читателя, между тем, как описание скорби человеческой, мучительной борьбы, тяжелых душевных переживаний глубже запечатлевается в юных сердцах. Страдания учат бороться и терпеть; печаль делает человека вдумчивее, отзывчивее к чужому горю… Мои юные друзья, не бойтесь подойти участливо к страдающему человеку, выслушать внимательно его печальную повесть, облегчить его горе своим состраданием и чем можно помочь. Такое участие и помощь сделают вас сильными, полезными, возвысят в собственном сознании и оставят светлый след для общего блага.

К. Лукашевич

Мои дорогие друзья-читатели, вы, конечно, знаете, что жизнь человеческая очень разнообразна, сложна и переменчива. Не для всех проходит она спокойно и счастливо. Судьба часто посылает людям тяжелые испытания. Почти в каждой жизни случаются невзгоды, горести, а в иных даже страдания и мучительные болезни. Но как бы ни была тяжела ниспосланная доля, по моему убеждению, у каждого человека есть святой долг - прожить жизнь трудолюбиво, с пользой для других и себя. Человек должен как можно больше сделать доброго, прекрасного и непременно в чем-нибудь, где-нибудь оставить по себе хотя бы самый маленький светлый след, добрую память на земле. Это есть великое назначение человека, и к этому должны стремиться все люди.

В своих книгах я хотела показать, что ни радость ни горе сплошь не наполняют человеческой жизни - они чередуются, сменяя друг друга, и очень часто сегодня мы не знаем того, что принесет нам завтра. Бывает тяжело, но горе и несчастья проходят бесследно, болезни излечиваются. Дороже всего то, что, часто неожиданно, являются на помощь люди с открытой, любящей душой, с участливым словом привета, с сердечной заботой и лаской, с готовностью научить, помочь, поддержать. В этом есть духовная красота жизни, источник счастья.

Мне кажется, что описание только веселых, радостных картин ненадолго увлечет сердце и ум читателя, между тем, как описание скорби человеческой, мучительной борьбы, тяжелых душевных переживаний глубже запечатлевается в юных сердцах. Страдания учат бороться и терпеть; печаль делает человека вдумчивее, отзывчивее к чужому горю… Мои юные друзья, не бойтесь подойти участливо к страдающему человеку, выслушать внимательно его печальную повесть, облегчить его горе своим состраданием и чем можно помочь. Такое участие и помощь сделают вас сильными, полезными, возвысят в собственном сознании и оставят светлый след для общего блага.

В своих книгах я хотела показать, что ни радость ни горе сплошь не наполняют человеческой жизни - они чередуются, сменяя друг друга, и очень часто сегодня мы не знаем того, что принесет нам завтра. Бывает тяжело, но горе и несчастья проходят бесследно, болезни излечиваются. Дороже всего то, что, часто неожиданно, являются на помощь люди с открытой, любящей душой, с участливым словом привета, с сердечной заботой и лаской, с готовностью научить, помочь, поддержать. В этом есть духовная красота жизни, источник счастья.

Мне кажется, что описание только веселых, радостных картин ненадолго увлечет сердце и ум читателя, между тем, как описание скорби человеческой, мучительной борьбы, тяжелых душевных переживаний глубже запечатлевается в юных сердцах. Страдания учат бороться и терпеть; печаль делает человека вдумчивее, отзывчивее к чужому горю… Мои юные друзья, не бойтесь подойти участливо к страдающему человеку, выслушать внимательно его печальную повесть, облегчить его горе своим состраданием и чем можно помочь. Такое участие и помощь сделают вас сильными, полезными, возвысят в собственном сознании и оставят светлый след для общего блага.

В своих книгах я хотела показать, что ни радость ни горе сплошь не наполняют человеческой жизни - они чередуются, сменяя друг друга, и очень часто сегодня мы не знаем того, что принесет нам завтра. Бывает тяжело, но горе и несчастья проходят бесследно, болезни излечиваются. Дороже всего то, что, часто неожиданно, являются на помощь люди с открытой, любящей душой, с участливым словом привета, с сердечной заботой и лаской, с готовностью научить, помочь, поддержать. В этом есть духовная красота жизни, источник счастья.

Мне кажется, что описание только веселых, радостных картин ненадолго увлечет сердце и ум читателя, между тем, как описание скорби человеческой, мучительной борьбы, тяжелых душевных переживаний глубже запечатлевается в юных сердцах. Страдания учат бороться и терпеть; печаль делает человека вдумчивее, отзывчивее к чужому горю… Мои юные друзья, не бойтесь подойти участливо к страдающему человеку, выслушать внимательно его печальную повесть, облегчить его горе своим состраданием и чем можно помочь. Такое участие и помощь сделают вас сильными, полезными, возвысят в собственном сознании и оставят светлый след для общего блага.

Лукашевич, Клавдия Владимировна

Писала исключительно для детей. Род. в Петербурге в семье чиновника, получила среднее образование. До 1881 занималась педагогической деятельностью. Произведения Лукашевич сентиментальны, насквозь проникнуты мелкобуржуазной моралью и не представляют никакой художественной ценности.

Л. писала рассказы, повести, сказки, пьесы, биографии великих людей ("Как жил В. А. Жуковский", "Истинный друг человечества, д-р Ф. И. Гааз" и др.), составляла хрестоматии, сборники для чтения, занятий, развлечений, календари ("Кузовок", "Светлый луч", "Первое словечко", "Ясное солнышко" и др.), сборники к семейным и школьным праздникам, посвященные юбилеям писателей, историческим событиям ("Школьные праздники", о Толстом, о Лермонтове, 1812 г., Севастопольская оборона, "Елка" и др.). От всех этих произведений веет мещанским сентиментализмом. В них настойчиво вдалбливается в голову ребенка понятие о преимуществах и торжестве добродетели и доказывается взрослым плодотворность филантропии.

Главные герои произведений Л. - добродетельные старики и старушки, часто с виду суровые и необщительные, но чуткие, ласковые, ревностно относящиеся к своим обязанностям ("Птичница Агафья", "Макар", "Няня" и др.), и хорошие добрые детки, любящие и заботящиеся о животных, птицах, цветах, отзывчивые к несчастным, вежливые со старшими ("Гнездышко", "Мишка", "Даша Севастопольская", "Старуха с муфтой" и др.). Дети-труженики и талантливые дети "из народа" ("Аксютка-нянька", "Ваня-пастух", "Искра божия" и др.) обычно при содействии интеллигентного благодетеля выбиваются в люди. Личная добродетель и талант - залог к достижению положения в высших слоях современного буржуазного общества и к счастливой благополучной жизни. Выражая во всех этих произведениях общепринятые и официально апробированные взгляды, Л. приспособилась к требованиям широкого потребителя-обывателя и дореволюционной педагогики.

Многочисленные произведения Л. были популярны в широких обывательских кругах и в школе. Отдельные произведения в переработанном виде издавались и в Советской России частными издательствами (Сын стрелочника, издание Мириманова, Москва, 1927; Митрофашка, изд. Сойкина, П., б. г.).

Библиография: II. Соболев М. В., О детских книгах, изд. "Труд", М., 1908; Чехов Н. В., Детская литература, М., 1909; "Что и как читать детям", 1912, 1, 12; 1913-1914, 3, 7; "Новости детской литературы", 1912-1915; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, II., 1917.

О. Алексеева.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Лукашевич, Клавдия Владимировна" в других словарях:

    Русская писательница. Родилась в Петербурге в семье чиновника. Некоторое время учительствовала. В 80 е годы начала печататься; писала исключительно для детей. Произведения Л. отличались сентиментальностью, дидактичностью… …

    ЛУКАШЕВИЧ Клавдия Владимировна - (1859—1937), русская писательница. Автобиогр. нов. «Мое милое детство» (1914), «Жизнь пережить — не поле перейти» (1918). Рассказы, очерки, пьесы для детей. «Азбука…» (1907; много изд.) … Литературный энциклопедический словарь

    Лукашевич Хмызникова, Клавдия Владимировна писательница для детей. Родилась в 1859 г. Была учительницей в Иркутске. Ее повести, рассказы, воспоминания, хрестоматии, школьные праздники и иные сборники разошлись в миллионах экземпляров. Теплота и… … Биографический словарь

    Клавдия Владимировна (1859) писала исключительно для детей. Р. в Петербурге в семье чиновника, получила среднее образование. До 1881 занималась педагогической деятельностью. Произведения Лукашевич сентиментальны, насквозь проникнуты… … Литературная энциклопедия

    I Лукашевич Александр Осипович (январь 1855 ум. после 1907), русский революционер, народник. Род. в экономии Кассаля Софиевка Днепровского уезда Таврической губернии в семье австрийского подданного. В 1873 поступил в Петербургский… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Меншиков. светлейший князь Владимир Александрович Меншиков Дата рождения … Википедия

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

    - # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш … Википедия

    Эта страница информационный список. Основные статьи: Сталинская премия, Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Оборона Севастополя и его славные защитники , Лукашевич Клавдия Владимировна. Посвященная внукам героев-севастопольцев, книга выдающейся детской писательницы Клавдии Владимировны Лукашевич (1859-1931) рассказывает о героической обороне Севастополя в Крымскую войну…

Клавдия Владимировна Лукашевич

Сиротская доля

ФЛЕЙТА ЗАИГРАЛА

В просторной светлой столовой обедало более 60 девочек. Одетые в однообразные серые платья с белыми передниками и белыми пелеринами, они сидели тихо и чинно за двумя длинными столами; лишь по временам некоторые резвые шалуньи перешептывались, толкали друг друга и втихомолку хихикали. Девочки были разных возрастов: совсем маленькие крошки с наивными детскими личиками, девочки-подростки и почти уже взрослые девушки.

Тут же, по краям столов, сидели две особы в темных платьях - должно быть, воспитательницы. Одна была молодая, с добрыми близорукими глазами, которые она постоянно щурила. Другая - была старушка, худощавая, седая, с холодным взглядом светлых, как бы стальных, глаз; держалась она необыкновенно прямо и строго посматривала на девочек.

Было начало осени. В открытые окна столовой врывались теплые ласкающие лучи солнца и доносились уличные звуки: воробьи чирикали, кричали разносчики, трещали и громыхали проезжающие экипажи, телеги, слышались разговоры прохожих.

Петрова, не мечтай, пожалуйста! Что ты все оборачиваешься?! Ешь скорее! - произнесла громко и раздельно, отчеканивая каждое слово, старушка-воспитательница.

Та, к которой относились эти слова, худенькая, маленькая девочка, с коротко остриженными волосами, торчащими ежом, с большими выразительными, точно удивленными, глазами, вспыхнула, как зарево, и привстала на окрик.

Садись, ешь, как другие… О чем ты всегда мечтаешь?! Глаза устремила на небо, рот открыла… Этак у тебя ворона кусок изо рта унесет, - сказала старушка.

Воспитанницы рассмеялись звонко и весело, очень довольные возможностью посмеяться. Учительница живо успокоила их.

Петрова застенчиво улыбнулась, села снова на свое место и усердно принялась за еду.

О чем ты вечно думаешь, Наташа Петрова? - шепотом спросила ее соседка, маленькая, курносая, полная девочка, с черными, точно коринки, глазами, с ямочками на пухлых щеках.

Ни о чем… так… просто… Я даже совсем не думала… - ответила Наташа.

Смешная ты! Ни о чем не думать нельзя. Зоя Петровна говорила, что каждый человек всегда о чем-нибудь думает… Значит, ты не как все люди…

Я смотрела в окно… Там птички чирикали, видно кусочек неба, такое синее-синее… Там хорошо, светло… Право, я ни о чем не думала… Не знаю, что и сказать.

Ты «незнайка», Петрова. Не хитри… Я знаю, знаю, о чем ты всегда думаешь, - поддразнила шепотом подругу черноглазая девочка и при каждом слове улыбалась и делала уморительные гримасы.

Петрова посмотрела на нее удивленно и вопросительно и опять покраснела.

В это время на улице за окном раздались грустные, заунывные звуки флейты…

Как и что затем произошло, никто не мог никогда хорошенько вспомнить…

Вдруг раздался страшный крик и произошел невообразимый переполох.

Ай-ай-ай! Флейта! Флейта! Дядя! Флейта! - послышался среди девочек громкий не то возглас, не то вопль… Вслед за ним другой, третий… Все повскакали с мест. Наташа Петрова бросилась к окну первая. За ней все девочки, попадали скамейки, ножи, ложки, вилки; кто-то опрокинул кружку с водой…

Лицо Петровой было багрово-красное, испуганное. Она высунулась в окно и, казалось, не помнила себя.

Учительницы тоже бросились за девочками; они успокаивали их, брали за руки, тянули к столу, произносили угрозы, расспрашивали:

Что случилось? Кто закричал первый? Почему Петрова побежала к окну? Как смели все повскакать с места? Садитесь, садитесь скорее! Все будете наказаны. Начальница идет!

Все с шумом бросились к оставленным местам. Водворились порядок и тишина.

Начальница, маленькая, еще не старая женщина, в синем платье и с черной кружевной косыночкой на голове, стояла в дверях соседней комнаты и испуганно, недоумевающе строго смотрела на всех.

Что тут произошло?

Послышались отрывочные, робкие, бестолковые ответы.

Мы испугались… Мы думали… Там на улице заиграла флейта.

Ну что же такое, что заиграла флейта? Чего ж пугаться-то, кричать, производить беспорядок?

Заиграла флейта… Наташа Петрова закричала… Мы испугались…

Я ничего не понимаю. Надежда Ивановна, объясните, пожалуйста, - обратилась начальница к старушке.

Я и сама не могу понять, Анна Федоровна, отчего они все переполошились, повскакали с мест, закричали. На улице какой-то мальчишка заиграл на флейте. Кажется, закричала первая Наташа Петрова и бросилась к окну.

Петрова, поди-ка сюда!

Виновница ужасного переполоха, взволновавшего весь приют, встала и бледная, как полотно, подошла к начальнице; она вся дрожала и крупные слезы скатывались по длинным ресницам.

Скажи, пожалуйста, отчего ты закричала? Как ты смела вскочить из-за стола?

Девочка молчала.

Отвечай мне! Как ты решилась на такую дикую выходку? Отчего ты вздумала вскочить? Ты перепугала всех и произвела страшный беспорядок.

Девочка начала всхлипывать.

Петрова, отвечай сию минуту!

Наташа, не упрямься. Расскажи Анне Федоровне всю правду и попроси прощения, - проговорила молодая учительница, приблизившись к девочке.

Там заиграла флейта… - едва слышно прошептала девочка.

Я слышала это уже десять раз… Что ж из этого? Мало ли кто на улице может играть?! Это не резон, чтобы кричать, вскакивать из-за обеда и всех пугать…

Я думала, я думала… Флейта заиграла… - девочка смешалась, закрыла лицо руками и горько заплакала.

Что ты думала? Отчего ты закричала?

Петрова рыдала, не произнося ни слова.

Отвечай, Наташа, нехорошо упрямиться. Скажи чистосердечно Анне Федоровне, что ты думала, - уговаривала девочку молодая учительница, ласково положив руку на ее плечо.

Но девочка плакала и не ответила больше ни слова.

Ты будешь строго наказана, Петрова! Стой тут за столом, пока дети будут обедать, затем пообедаешь после одна и придешь ко мне в комнату для объяснений.

Начальница ушла.

Молодая учительница, удивленная непонятным упрямством девочки, укоризненно покачала головой и сказала:

Понять не могу твоего поведения! Очень стыдно и нехорошо так вести себя, Петрова!

Что сделалось с нашей «незнайкой», с нашей тихоней? Она, наверно, с ума сошла. Смотрите, какая она белая, точно мукой посыпана! Губы-то как у нее дрожат… Отчего она так закричала? Испугалась, что мальчишка на флейте заиграл. Какая она смешная! Вот-то глупая! - судили и рядили воспитанницы между собою, посматривая на Наташу, стоявшую около своего места.

А у наказанной девочки в это в время в стриженной головке проходили, как в панораме одна картина за другой. Неожиданно заигравшая во дворе флейта напомнила ей недавние лучшие дни ее короткой жизни и того, кто один любил ее, жалел и баловал. Эти дни промелькнули, как падающая звездочка. Не забыть их Наташе, не забыть и дядю Колю, так хорошо игравшего на флейте. Где он? Почему забыл Наташу?! Может, умер под забором, как пророчила тетя Маша, может ходит и играет на флейте по дворам… Его все не любили, все смеялись над ним… Одна Наташа жалела, любила и помнит. Она затаила глубоко в памяти и в сердце эти воспоминания и никому не расскажет о них: другие ее не поймут и будут смеяться. Все всегда смеются над ним. Вот почему она так упорно молчала, когда ее спрашивали начальница и учительницы. И объяснения от нее никто не добился.

ПОСТУПЛЕНИЕ В ПРИЮТ

Шесть месяцев тому назад Наташу Петрову привела в приют тетка.

Маленькая стриженая девочка тихо озиралась большими испуганными глазами в незнакомом месте и хваталась дрожащими руками за платье своей спутницы. Как ни тяжело жилось ей в семье тетки, особенно последнее время, но там все было знакомо, там бывали и светлые дни, а здесь все чужое, неведомое, и как ей всегда говорили тетка и сестра, ее здесь порядком приструнят и воли не дадут.

Тетя Маша, я домой хочу, - прерывающимся голосом прошептала Наташа, прижимаясь к тетке.

Что, голубушка, боишься?.. Не умела ценить родных, не умела быть благодарной… Поживи-ка в чужих людях… Не раз вспомнишь наш дом… Увидишь и колотушки и обиды; не раз поплачешь, тогда вспомнишь, что тетя да Липочка доброму учили, - запугивала девочку расходившаяся женщина. Это была особа высокая, полная, с лоснящимся лицом, покрытым веснушками.

Наташа дрожала, как в лихорадке.

Тетя Маша, возьмите меня домой, - шептала она, сквозь подступившие рыдания.

Ничего, поживешь и здесь… Тебя давно пора прибрать к рукам, - пугнула ее еще раз тетка и стала униженно кланяться начальнице, которая вышла в приемную.

Уж вы не оставьте ее своею милостью, госпожа начальница. Она сирота… Не я ее растила. Девочка баловная, ни к чему хорошему не приучена… С ней надо строгостью.