Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Классики мировой и современной литературы. Мировая классика: список для чтения

Классики мировой и современной литературы. Мировая классика: список для чтения

Весь романтический пафос, которым окутаны Средние века, представлен в «Айвенго». Доблестные рыцари, прекрасные дамы, осады замков и политические тонкости вассальных отношений - всё это нашло место в романе Вальтера Скотта.

Во многом именно его творение и способствовало романтизации Средневековья. Автор описал исторические события, которые затрагивают период в истории Англии после Третьего крестового похода. Конечно, не обошлось без серьёзных художественных импровизаций и вымысла, но от этого история стала только увлекательнее и прекраснее.

В эту подборку нельзя было не включить наиболее известное творение Николая Васильевича Гоголя. Для многих школьников изучение «Мёртвых душ» является самым ярким событием на уроках литературы.

Николай Гоголь - один из немногих классиков, который умел писать о проблемах мещанского быта и России в целом в столь саркастично-непосредственном тоне. Здесь нет ни эпичной тяжеловесности Толстого, ни нездорового психологизма Достоевского. Читать произведение легко и приятно. Однако вряд ли кто-либо откажет ему в глубине и тонкости подмеченных явлений.

Приключенческий роман «Всадник без головы» многослоен: в нём переплелись , детективные и любовные мотивы. Сюжетные хитросплетения создают интригу и держат в напряжении до самых последних страниц книги. Кто же этот безголовый всадник? Привидение, плод воображения героев или чей-то коварный трюк? Вы вряд ли заснёте, пока не получите ответ на этот вопрос.

Чарльз Диккенс был крайне популярен при жизни. Люди ждали его следующих романов примерно так же, как мы сейчас ждём выхода каких-нибудь «Трансформеров». Образованная английская публика любила его книги за неподражаемый стиль и сюжетный динамизм.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» - самое смешное произведение Диккенса. Приключения английских снобов, провозгласивших себя исследователями человеческих душ, полны нелепых и комичных ситуаций. Социальная проблематика, безусловно, здесь присутствует, но подана она в такой простой форме, что не полюбить английского классика после прочтения просто невозможно.

«Госпожа Бовари» по праву считается одним из величайших романов мировой классики. Это звание нисколько не умаляет увлекательность творения Флобера - вызывающая история любовных приключений Эммы Бовари смела и дерзка. После публикации романа писатель даже был привлечён к судебной ответственности за оскорбление нравственности.

Психологический натурализм, которым пронизан роман, позволил Флоберу ярко раскрыть проблему, актуальную в любую эпоху, - конвертируемость любви и денег.

Самое известное произведение Оскара Уайльда задевает за живое глубоко проработанным образом главного героя. Дориан Грей, эстет и сноб, обладает чрезвычайной красотой, которая контрастирует с развивающимся в течение сюжета внутренним уродством. Упиваться наблюдением за нравственным падением Грея, аллегорически отражённом в визуальном изменении его портрета, можно часами напролёт.

«Американская трагедия» - изнанка американской мечты. Стремление к состоятельности, уважению, положению в обществе, деньгам свойственно всем людям, однако для большинства путь наверх закрыт по умолчанию в силу разных причин.

Клайд Гриффитс - выходец из низов, который всеми силами пытается пробиться в высшее общество. Он готов на всё ради своей мечты. Но общество с его идеалами успешности как абсолютной жизненной цели само является катализатором нарушения морали. В итоге Клайд преступает закон, чтобы достичь своих целей.

«Убить пересмешника» - роман автобиографический. Харпер Ли описала свои воспоминания о детстве. В итоге получилась история с антирасистским посылом, написанная простым и доступным языком. Читать книгу полезно и интересно, её можно назвать учебником нравственности.

Не так давно вышло продолжение романа под названием «Пойди поставь сторожа ». В нём так сильно вывернуты наизнанку образы персонажей классического произведения писательницы, что когнитивного диссонанса при чтении не избежать.

Лайфхакер может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикации.

Отечественная художественная литература всегда характеризовалась ориентированностью на отображение внутреннего мира героев. В этом заключается главная черта творчества русских писателей. Способностью обрисовать нравы персонажей так, чтобы у читателя возник яркий эмоциональный отклик, восторгаются многие критики прошлых столетий и современности. Описание душевных противоречий, преодоление препятствий морального свойства, попытки отыскать верное решение в ситуациях, когда личные потребности оказываются в конфронтации с общественными представлениями о долге и приличиях, поиск собственного пути - всё это лучшие русские книги скрывают за своими переплётами и обложками. В актуальном обзоре собраны произведения, сыгравшие значительную роль в личностном становлении не одного поколения. Нетривиальные сюжеты, запоминающиеся герои, ставшие символами эпох, элементы беспощадного сарказма и грустной иронии воспринимаются читателями по-разному, но равнодушными не остаются даже те, кто не привык впитывать смысл печатных строчек каждой клеткой открытого сердца. Итак, топ 10 лучших русских книг всех времен.

10. Два капитана, Вениамин Каверин

Написанный советским прозаиком Вениамином Кавериным, ещё при жизни автора этот роман принёс творцу наивысшую литературную награду того времени в СССР - Сталинскую премию. Выдержанное в духе патриотического героизма и авантюрных приключений, произведение повествует об удивительном пересечении судеб двух достойных людей эпохи. Опасная экспедиция капитана Татаринова к северным берегам не давала покоя Саньке Григорьеву с раннего детства. Повзрослев, юноша решает повторить маршрут отважного мореплавателя. На этом непростом пути его ожидает множество неожиданных встреч и открытий, а также возможность обрести любовь и обнаружить в себе качества, о присутствии которых в иных обстоятельствах трудно догадаться. Некоторые герои истории имеют реальных прототипов. Экспедиция в край вечных льдов описана с той достоверностью, с которой возможно интерпретировать обстоятельства, описанные в дневниках членов команды исследователей акватории Арктики Брусилова и Седова.

9. Преступление и наказание, Фёдор Достоевский

Включённый в школьную программу, философский роман великого русского классика Ф. М. Достоевского несомненно предоставляет гораздо больше поводов для размышления, чем способны охватить умы школьников старших классов. Однако произведение способно оказать влияние на формирование их внутренних взглядов и убеждений, стать мотивирующим явлением для желания составить собственное мнение и поведать о нём окружающим. Вопрос наличия у человека права распоряжаться чужой жизнью (даже в контексте последующего совершения благих дел) относится к вечно актуальным. Главный герой - студент, преодолевший порог бедности и неуклонно стремящийся к социальной пропасти, к нищете. Отчаяние наводит его на мысль получить деньги путём совершения убийства. Оправдывая свой поступок, Раскольников убеждает себя, что будущая жертва - недостойный человек, а её средства помогут многим более благородным людям наладить жизнь. Имеет ли герой основания рассуждать подобным образом тогда, когда его главный оппонент - собственная совесть? В этом неизбежном диалоге существуют заведомо проигравшие, но исход становится известен лишь после принятия фатального решения.

8. Мертвые души, Николай Гоголь

Произведение, задумывавшееся автором в формате трёх томов, носит необычное для прозаичного текста жанровое определение. Гоголь именовал свой эпистолярный труд поэмой и представил его миру в 1842 году. Виртуозно воспользовавшись приёмом обобщения там, где это уместно, автор сумел создать энциклопедическое собрание характеров представителей различных социальных слоёв середины позапрошлого века. В центре изложения - авантюрист Чичиков. Он аккумулирует вокруг себя людей, воплощающих яркие и красноречивые образы помещиков, знатных или разорившихся. Задача заезжего гостя - приобрести крепостных, которые по документам числятся усопшими. Чем вызван подобный интерес, и какие души на самом деле давно мертвы? Бессмертная литературная классика и одна из лучших русских книг предстаёт как поле для безграничных познаний в эфемерной сфере человеческих страстей.

7. Человек-амфибия, Александр Беляев

«Человек-амфибия» — одна из лучших русских научно-фантастических книг, завоевавшая огромную популярность среди читателей советского общества и осталась эталоном соответствующего жанра в современном мире. В основе - удивительный эксперимент доктора Сальватора. Имевший изначально благородные цели спасения жизни умирающего ребёнка, хирургический опыт привёл к появлению человека с уникальной способностью дышать под водой. Море стало для Ихтиандра родной стихией, однако коварные люди решают использовать возможности героя в своих интересах. Любовная линия органично вписывается в сюжет и добавляет повествованию чувственности, провоцирует эмпатию. Борьба за жизнь и любовь, слившиеся в единый весомый повод противостоять злу, побудили талантливых советских режиссёров создать художественную картину, собравшую у экранов рекордное для того времени количество зрителей.

6. Собачье сердце, Михаил Булгаков

Яркое олицетворение сути социалистического общества, сформировавшегося к 20-ым годам прошлого столетия. Поразительным умением воплощать дух эпохи в характерах литературных героев обладал гениальный писатель Михаил Булгаков. Его герой профессор Преображенский демонстрирует несвойственную революционность научных идей, постоянно совершая экстраординарные хирургические операции. Их действие направлено на получение результатов, которые знаменуют невиданный прогресс в медицине. Очередная работа - пересадка гипофиза умершего человека псу. К удивлению самого гения, объект не только выживает, но и изумительным образом находит место в новом обществе. Обретая черты настоящего активиста, новый Шарик, названный по документам Полиграфом Полиграфовичем, не испытывает уважения к создателю, старается вытеснить его из личных апартаментов, пишет кляузы, проводит провокационные неприличные выступления на публике. Эти проявления нрава помогают герою получить должность начальника в структуре по борьбе с теми, к кому лишь недавно относился и сам Шариков, а именно - бездомными собаками. Только профессор может вновь обуздать время и исправить ошибку, которая вскоре начинает угрожать его жизни и благополучию. Но как это возможно?

5. Братья Карамазовы, Фёдор Достоевский

В середине рейтинга лучших русских книг – «Братья Карамазовы». Произведение можно смело оценивать как удавшуюся попытку пересмотреть, осознать и оценить моральные религиозные ценности через призму взаимоотношений членов отдельной семьи. Достоевский вновь поставил провокационный эксперимент над человеческим самосознанием, наглядно отобразил нешуточную борьбу в границах души каждого из трёх братьев и их отца. Роман сложный, но безумный интерес к нему возникает за счёт переплетения психологических аспектов личности и внешних религиозных наставлений, которым она подвергается. Конечный пункт - принятие самого себя и обретение Бога внутри, а не подсознательно насильственное смирение. Но кому из братьев удастся достичь этого знания до того, как грехи станут необратимыми, и насколько оно им пригодится? Знаток душевных терзаний Фёдор Михайлович создал Митю, Алёшу, Ивана и Фёдора Карамазова на страницах романа такими, что возможность их реального существования не вызовет сомнений.

4. Белая гвардия, Михаил Булгаков

Нет ничего более разрушительного для страны, чем война в её границах. Открытая вооружённая борьба между жителями некогда единого государства отражается на жизни каждого гражданина, вынуждая его совершать выбор, к которому невозможно оказаться готовым. Гражданская война застаёт интеллигентную семью Турбиных в Киеве. Герои становятся свидетелями того, как привычная реальность ежедневно меняется, требуя от них активных действий на каждом шагу. Кто-то предпочитает смириться и пассивно наблюдать, как всё, что некогда представляло огромную ценность, превращается в пыль и грязь под ногами. Иные осмеливаются вступить в противостояние и отстаивать любым способом право на жизнь, любовь, естественное проявление справедливости и свободы.

3. Война и мир, Лев Николаевич Толстой

Грандиозная эпопея, воплотившая в себе любопытные биографии целых семейных кланов и хроники событий войны с Наполеоном открывает тройку лучших русских книг. Четыре тома - впечатляющая панорама, которая проносится перед читателем ярким вихрем неординарных судеб. Безуховы, Курагины, Ростовы, Болконские - эти фамилии стали нарицательными и исключили забвение для своих представителей, благодаря роману Льва Толстого. Характер каждого персонажа прорисован так тщательно, что остаться безучастным к событиям его жизни весьма сложно. Обстоятельства, в которые автор помещает героев, остаются в памяти и обретают нарицательные характеристики. Чего стоит сцена, где князь Болконский придаётся размышлениям у старого дуба! Толстой мастерски показывает эволюцию человеческой души на фоне внешних объективных метаморфоз. Общее время описанных действий приближается к 15 годам. Лишь эпилог заставит понять масштаб влияния этого периода на героев, а прочитанного - на читателя.

2. Тихий Дон, Михаил Шолохов

Начало прошлого века ознаменовалось для России рядом политических и социальных катаклизмов, ставших судьбоносными испытаниями для людей всех конфессий и социальных статусов. Персонажи романа Шолохова - донские казаки. Во время войны 1914-1918 годов и последующих гражданских вооружённых столкновений, в период становления новой власти и радикальных изменений основ устройства государства главный герой эпопеи по имени Григорий Мелехов мучается от необходимости совершить моральный и фактический выбор. В романе присутствует острая политическая линия, созданная на основе определения Григория в отношении сформировавшихся властных структур, и лирическая. Мелехов оказывается женатым на девушке, которую не любит, а счастье с желанной Аксиньей кажется ускользающим. Проходит время, герой вынужден мириться с последствиями собственных решений, значение которых вовремя не сумел оценить должным образом. Мощное воздействие на читателя складывается за счёт талантливого описания степных пейзажей, позволяющего глубже осознать истинное одиночество и страдание от возникших утрат главного героя. Достойное второе место в списке лучших книг русских писателей.

1. Мастер и Маргарита, Михаил Булгаков

Возглавляет наш небольшой список лучших русских книг «Мастер и Маргарита». Всё перемешалось в этом литературном шедевре: прошлое и настоящее, религия и агрессивный атеизм, дьявольское и безгрешное, пороки и идеалы, гениальность и посредственность, любовь и низменные проявления страстей. Булгаков работал над романом до конца своего земного пути. Доступная для общественности версия произведения увидела свет, в силу стараний и кропотливой работы супруги писателя. Тема столицы российского государства 30-х годов ХХ века обнажает катастрофические червоточины в сердцах её жителей. Лейтмотив противостояния мировоззрений Пятого Прокуратора Иудеи и одного из осуждённых им на смерть заставляет ментально прикоснуться к вечности и ощутить её пугающее постоянство. Поглощающая история чувственной привязанности, захватывающие элементы мистики, ёмкие цитаты, остающиеся актуальными, побуждают читать роман до последней строчки и впитывать значение каждого слова, подобранного с поражающей точностью.

Ценными сокровищами эпистолярного жанра являются описанные лучшие русские книги. Многочисленные экранизации классических сюжетов являются работами не только российских режиссёров, но и зарубежных. Популярность русской классики среди представителей иностранного культурного сообщества объясняется неизменными стараниями понять и объяснить мотивы скрытной и оттого загадочной души русского человека. Отечественным читателями остаётся лишь гордиться и восхищаться столь богатым, вдохновляющим и удивительным литературным наследием.

Произведения классической литературы, бесспорно, являются основами основ: в них заложена культура, история, философия того народа, о котором авторы повествовали в своих произведениях. В нише мировой классической литературы довольно значительное место занимает русская литература: огромное количество произведений отечественных авторов с удовольствием читаются за рубежом. Постараемся рассмотреть 15 наиболее знаковых произведений русской классической литературы, с которыми должен быть знаком каждый.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Знаменитейший роман в стихах повествует нам необычную историю любви между главным героем, Евгением Онегиным и Татьяной. Их чувства рождаются в разное время и по-разному влияют на героев: полюбившая первая, Татьяна после объяснения с любимым замыкается в себе, но, по сути, остается собой. Онегина же, вспыхнувшее гораздо позднее чувство, меняет его до неузнаваемости. Он предстает перед читателем полным страсти и нежности, утратившим свою былую холодность и гордость и способным на настоящее, искреннее, человеческое чувство. На фоне основной сюжетной линии разворачиваются остальные действия романа, во время которых русский поэт ставит огромное количество немаловажных проблем, как, например, социальный, бытовой и культурный уклад всего русского общества начала 19 века.

А.Н. Островский «Бесприданница»

Бессмертная пьеса, повествующая о печальной судьбе русских женщин, бессердечности богатых людей и мещанском характере мелких людей. Была великолепно экранизирована Э.Рязановым.

Рассказы А.П. Чехова

Чехов написал множество рассказов, как смешных, так и трагичных. Главный герой Чехова — рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Рассказы «Скрипка Ротшильда», «Палата №6», «Средство от запоя», «Человек в футляре», «Невидимые миру слезы» и пр. говорят нам, что никто другой не понимал душу русского человека, так как Чехов. Несмотря на жанр, рассказы Чехова являются драгоценным камнем русской литературы.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Основная идея комедии Грибоедова выражена в названии произведения. Главный герой, Чацкий, вернувшийся из-за границы, приезжает в дом дворянина Фамусова, чтобы повидаться с его дочерью Софьей, своей бывшей возлюбленной. Здесь и происходит, его довольно неприятная встреча со всем «фамусовским обществом»: самим Фамусовым, Софьей, Молчалиным, Скалозубом, которые живут, огородившись от мира своими стереотипами и давно устаревшими взглядами на мир. Прогрессивного, образованного, взглянувшего на мир по-другому Чацкого они моментально принимают за сумасшедшего и опасного для общества. Проблема человека, выделяющегося из стереотипной толпы и из-за этого непринятого обществом, так остро поставленная Грибоедовым, актуальна и по сей день.

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

Основная сюжетная линия данного романа - трагическая история любви между замужней Анной Карениной и офицером Вронским. Встреча своей настоящей любви меняет жизнь Анны, она готова пожертвовать всем ради нее, но не видит ответного жеста в свою сторону со стороны возлюбленного. Героиня, вынужденная бороться с собственными чувствами и общественным презрением, решает броситься под поезд. Проблематика произведения - это вопросы о браке, любви и семье, которые волнуют современное общество не меньше, чем во времена написания данного романа.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Роман-эпопея Толстого описывает жизнь русского общества в период Отечественной войны с Наполеоном, откуда и название романа. Сцены войны сменяются сценами мирной жизни, где сотни действующих героев раскрывают читателям свой характер, свои душевные качества и жизненные ценности. Среди огромного множества героев на фоне остальных выделяются Пьер Безухов и Андрей Болконский, имена которых известны даже тем, кто не знаком с данным романом. Первый - мягкий, страшащийся совершения неверных поступков, неконфликтный в дальнейшем становится декабристом. Болконский же, представленный в начале романа как холодный, уставший от всего окружающего его общества, раскрывается как тонко чувствующая натура, способная на подвиг ради своей Родины и на сильное чувство по отношению к любимой женщине. Данный роман, безусловно, заслуживает внимание любого ценителя литературы своим многообразием поднятых проблем и всей яркостью и контрастностью описанной общественной жизни.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В основу сюжета социально-психологического романа положено убийство Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы и его дальнейшее душевное состояние, искание ответа на вопрос «тварь он дрожащая или право имеет». В глаза читателя сразу бросается поднятая автором проблема бедности, которая, отчасти и толкает на ужасный поступок Раскольникова. Но здесь же граничит идея автора о вере в добро и любовь, об умении прощать и о тех светлых чувствах, которые должны подавлять жестокость в борьбе за власть.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Роман Шолохова затрагивает картины жизни казаков, их традиций, обычаев и жизненных ценностей. Их жестокие, строгие нравы жизни делают казаков особенными, а разворачивающаяся на этом фоне запретная любовь Григория и Аксиньи - необыкновенной, противоречащей всем правилам, бунтарской, но искренней до глубины души.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

Всем известная комедия Гоголя «Ревизор» ставит своей первостепенной целью высмеивание городской власти, которая, узнав о приезде ревизора, не на шутку обеспокоилась, а затем, в его присутствии и вовсе начала откровенно пресмыкаться перед ним, упустив лишь одну важную деталь - Хлестаков, принятый ими за ревизора, оказался самым обычным хитрецом и обманщиком с улицы. Проблемы взяточничества, пренебрежения своими обязанностями, мелочности и трусости выдвинуты на первый план в комедии Гоголя.

Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Книга рассказывает о похождениях Чичикова Павла Ивановича, главного героя поэмы, бывшего коллежского советника, выдающего себя за помещика. Чичиков приезжает в неназванный городок, некий губернский «город N» и немедленно пытается войти в доверие ко всем сколько-либо важным обитателям города, что ему успешно удаётся. Герой становится крайне желанным гостем на балах и обедах. Горожане неназванного города не догадываются об истинных целях Чичикова. А цель его заключается в скупке или безвозмездном приобретении умерших крестьян, которые по переписи ещё числились как живые у местных помещиков, и последующем оформлении их на своё имя как живых.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Речь пойдет о духовном мире человека. Эта тема хорошо раскрыта благодаря ротиворечивому образу Печорина. Этот человек не самого приятного характера, не всегда благородных поступков, но и совсем непростой судьбы. Кто-то может осуждать его за обращение с Бэлой, Максим Максимычем и княжной, кто-то сопереживает ему, особенно после его монолога о нелегкости его судьбы в «Княжне Мери». Печорин - личность, находящаяся в глубоком конфликте с обществом, но в то же самое время, человек, который не может не вызывать восхищения у этого же самого общества силой своей личности.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.

И.С. Тургенев «Записки охотника»

Классик много охотился в Орловской губернии. Там ему встречались разные люди, он следил за жизнью русского народа, что и описывает в своей книге. Этот сборник рассказов, печатавшихся в 1847—1851 годах в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Основная проблематика романа «Мастер и Маргарита» - поиск истины, поиск себя, своей личности, своего направления, жизненного пути. Истиной представлен здесь роман Мастера, но постигший и нашедшей истину неизбежно становится душевнобольным. Одной из главных идей в романе также является борьба добра и зла, которая затрагивает всех героев романа, переплетая в себе жанры фантастики, сатиры и философии. Хотя роман и вышел в советское время, он стал безусловный классическим произведением.

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

В основе повести «Собачье сердце» - рассказ о том, как профессор Преображенский решает пересадить бездомному псу гипофиза и яичников человека. Его фантастический эксперимент заканчивается превращением милого бездомного пса в отвратительного представителя пролетариата Шарикова. Проблема пролетариата, к слову, одна из основных проблематик повести. Послереволюционное устройство общества, вызывающее нескрываемое раздражение Преображенского, заставляет глубоко задуматься и читателя.

Ближе к середине февраля кажется, что даже в воздухе витают любовные флюиды. А если вы ещё не ощутили этого настроения, серое небо и холодный ветер портят всю романтику – вам на помощь придёт лучшая классика о любви !

Антуан Франсуа Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско» (1731)

Эта история происходит в декорациях Франции эпохи Регентства после смерти Людовика XIV. Рассказ ведётся от лица семнадцатилетнего юноши, выпускника философского факультета на севере Франции. Успешно держав экзамены, он собирается вернуться в дом своего отца, но случайно встречает притягательную и загадочную девушку. Это Манон Леско, которую привезли в город родители, чтобы отдать в монастырь. Стрела Амура пронзает сердце молодого кавалера и он, забывая обо всём, уговаривает Манон бежать с ним. Так начинается вечная и прекрасная история любви кавалера де Гриё и Манон Леско, которая вдохновит целые поколения читателей, писателей, художников, музыкантов, режиссёров.

Автор любовной истории – аббат Прево, чья жизнь металась между монастырским уединением и светским обществом. Его судьба – сложная, интересная, его любовь к девушке другой веры – запретная и страстная – легли в основу увлекательной и скандальной (для своей эпохи) книги.

«Манон Леско» – первый роман, где на фоне достоверного изображения материальных и бытовых реалий рисуется тонкий и проникновенный психологический портрет героев. Свежая, крылатая проза аббата Прево не похожа на всю предыдущую французскую литературу.

Эта история, повествующая о нескольких годах из жизни де Гриё, за которые импульсивный, чувствительный, жаждущий любви и свободы юноша успевает превратиться в мужчину с большим опытом и непростой судьбой. Взрослеет и прекрасная Манон: её непосредственность и легкомысленность сменяется глубиной чувств и мудрым взглядом на жизнь.

«Наперекор жесточайшей судьбе, я обретал свое счастье в её взорах и в твёрдой уверенности в её чувстве. Поистине я потерял всё, что прочие люди чтут и лелеют; но я владел сердцем Манон, единственным благом, которое я чтил».

Роман о чистой и вечной любви, которая возникает из воздуха, но силы и чистоты этого чувства достаточно, чтобы изменить героев и их судьбы. Но хватит ли этой силы, чтобы изменить жизнь вокруг?

Эмили Бронте «Грозовой перевал» (1847)

Дебютировав в одном году, каждая из сестёр Бронте представила миру свой роман: Шарлотта – «Джейн Эйр», Эмили – «Грозовой перевал», Энн – «Агнес Грей». Роман Шарлотты произвел сенсацию (он, как и любые книги самой известной из Бронте, мог оказаться в этом топе), но после смерти сестёр было признано, что «Грозовой перевал» является одним из лучших произведений того времени.

Самая мистическая и замкнутая из сестёр, Эмили Бронте, создала пронзительный роман о безумстве и ненависти, о силе и любви. Современники считали его слишком грубым, однако не могли не попасть под его магическое влияние.

История поколений двух семей, разворачивается на живописном фоне Йоркширский полей, где властвует обезумевший ветер и нечеловеческие страсти. Центральные герои - свободолюбивая Кэтрин и импульсивный Хитклифф, одержимы друг другом. Их сложные характеры, разное социальное положение, исключительные судьбы – всё вместе образует канон любовного романа. Но эта книга больше, чем просто ранневикторианский роман о любви. По мнению модернистки Вирджинии Вульф, «мысль, что в основе проявлений человеческой природы лежат силы, возвышающие её и подымающие к подножию величия, и ставит роман Эмили Бронте на особое, выдающееся место в ряду подобных ему романов».

Благодаря «Грозовому перевалу» прекрасные поля Йоркшира стали заповедником, а нам в наследство остались, к примеру, такие шедевры, как одноимённый фильм с Жюльет Бинош, популярная баллада «It"s All Coming Back to Me Now» в исполнении Селин Дион, а также трогательные цитаты:

«Что не напоминает о ней? Я и под ноги не могу взглянуть, чтоб не возникло здесь на плитах пола её лицо! Оно в каждом облаке, в каждом дереве - ночью наполняет воздух, днём возникает в очертаниях предметов - всюду вокруг меня её образ! Самые обыденные лица, мужские и женские, мои собственные черты - всё дразнит меня подобием. Весь мир - страшный паноптикум, где всё напоминает, что она существовала и что я её потерял».

Лев Толстой «Анна Каренина» (1877)

Существует известная легенда о том, как в кругу писателей обсуждалось, что нет в литературе хороших романов о любви. Толстой на эти слова встрепенулся и принял вызов, сказав, что напишет хороший роман о любви за три месяца. И написал-таки. Правда, за четыре года.

Но это, как говорится, история. А «Анна Каренина» – роман, который входит в школьную программу. Такое школьное чтение. И вот, каждый приличный выпускник на выходе усваивает, что «все счастливые семьи похожи друг на друга…» , а в доме Облонских «всё смешалось…».

А между тем, «Анна Каренина» действительная великая книга о великой любви. Сегодня принято считать (спасибо, в том числе, и кинематографу), что это роман о чистой и страстной любви Карениной и Вронского, которая стала спасением Анны от скучного мужа-тирана и её же гибелью.

Но для самого автора – это, прежде всего, семейный роман, роман о любви, которая, соединив две половинки, перерастает в нечто большее: в семью, детей. В этом, по Толстому, главное предназначение женщины. Потому что нет ничего важнее, а главное, сложнее, чем вырастить ребёнка, сохранить настоящую крепкую семью. Эту идею в романе олицетворяет союз Левина и Кити. Эта семья, которую во многом Толстой списал со своего союза с Софьей Андреевной, становится отражением идеального соединения мужчины и женщины.

Каренины же – это «несчастливая семья», и анализу причин этого несчастья Толстой и посвятил свою книгу. Однако автор не пускается в морализаторство, обвиняя грешную Анну в том, что она разрушила приличную семью. Лев Толстой, «знаток душ человеческих», создает сложное произведение, где нет правых и виноватых. Есть общество, которое воздействует на героев, есть герои, которые выбирают свой путь, и есть чувства, которые герои не всегда понимают, но которым отдаются сполна.

На этом закругляю свой литературный анализ, ибо об этом уже написано много и лучше. Просто выскажу свою мысль: обязательно перечитывайте тексты из школьной программы. И не только из школьной.

Решад Нури Гюнтекин «Королёк – птичка певчая» (1922)

Вопрос о том, какие произведения из турецкой литературы стали мировой классикой, может поставить в тупик. Роман «Птичка певчая» заслуживает такого признания. Решад Нури Гюнтекин написал эту книгу в 33 года, она стала одним из первых его романов. Эти обстоятельства заставляют ещё больше удивляться тому мастерству, с которым писатель изобразил психологию молодой женщины, социальные проблемы провинциальной Турции.

Ароматная и самобытная книга захватывает с первых строк. Это дневниковые записи прекрасной Фериде, которая вспоминает свою жизнь и свою любовь. Когда эта книга впервые попала ко мне (а было это во времена моего пубертатного периода), на потрёпанной обложке красовалось «Чалыкушу – птичка певчая». Мне и сейчас кажется этот перевод названия более колоритным и звучным. Чалыкушу – это прозвище неугомонной Фериде. Как пишет в своем дневнике героиня: «…моё подлинное имя, Фериде, сделалось официальным и употреблялось очень редко, точно праздничный наряд. Имя Чалыкушу нравилось мне, оно даже выручало меня. Стоило кому-нибудь пожаловаться на мои проделки, я только пожимала плечами, как бы говоря: «Я тут ни при чём... Что же вы хотите от Чалыкушу?..».

Чалыкушу рано потеряла родителей. Её отправляют на воспитание к родственникам, где она влюбляется в тёткиного сына – Кямрана. Их отношения непросты, но молодых людей тянет друг к другу. Неожиданно Фериде узнает о том, что её избранник уже влюблен в другую. В чувствах импульсивная Чалыкушу выпорхнула из семейного гнёздышка навстречу настоящей жизни, которая встретила её ураганом событий…

Помню, как, прочитав книгу, выводила в своём дневнике цитаты, осознавая каждое слово. Интересно, что ты меняешься со временем, а книга остаётся всё той же пронзительной, трогательной и наивной. Но, кажется, в нашем 21 веке независимых женщин, гаджетов и социальных сетей немного наивности не помешает:

«Человек живёт и привязывается невидимыми нитями к людям, которые его окружают. Наступает разлука, нити натягиваются и рвутся, как струны скрипки, издавая унылые звуки. И каждый раз, когда нити обрываются у сердца, человек испытывает самую острую боль».

Дэвид Герберт Лоуренс «Любовник леди Чаттерлей» (1928)

Провокационный, скандальный, откровенный. Запретный в течение более тридцати лет после первой публикации. Закоренелая английская буржуазия не потерпела описания сексуальных сцен и «аморального» поведения главной героини. В 1960 году состоялся громкий судебный процесс, в ходе которого роман «Любовник леди Чаттерлей» был реабилитирован и разрешён к печати, когда автора уже не было в живых.

Сегодня роман и его сюжетная линия едва ли кажутся нам столько провокационными. Юная Констанция выходит замуж за баронета Чаттерлея. После их женитьбы Клиффорд Чаттерлей отправляется во Фландрию, где в ходе боя получает множественные ранения. Он навсегда парализован ниже пояса. Замужняя жизнь Конни (как ласково зовет её муж) изменилась, но она продолжает любить мужа, ухаживая за ним. Однако Клиффорд понимает, что молодой девушке тяжёло проводить все ночи в одиночестве. Он разрешает завести ей любовника, главное, чтобы кандидатура была достойная.

«Если у мужчины нет мозгов, он дурак, если нет сердца - злодей, если нет желчи - тряпка. Если же мужчина не способен взорваться, как туго натянутая пружина - в нём нет мужского естества. Это не мужчина, а пай-мальчик».

Во время одной из прогулок в лесу Конни знакомится с новым егерем. Именно он научит девушку не только искусству любви, но и пробудит в ней настоящие глубокие чувства.

Дэвид Герберт Лоуренс – классик английской литературы, автор не менее знаменитых книг «Сыновья и любовники», «Влюблённые женщины», «Радуга», писал также эссе, стихи, пьесы, путевую прозу. Он создал три версии романа «Любовник леди Чаттерлей». Последний вариант, удовлетворивший автора, и был напечатан. Этот роман принёс ему славу, однако либерализм Лоуренса и провозглашение свободы нравственного выбора человека, воспетые в романе, смогли оценить по достоинству лишь много лет спустя.

Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» (1936)

Афоризм «Когда женщина не может плакать, это страшно» , да и сам образ сильной женщины принадлежат перу американской писательницы Маргарет Митчелл, ставшей известной благодаря единственному роману. Едва ли есть человек, который не слышал о бестселлере «Унесённые ветром».

«Унесённые ветром» – история гражданской войны между северными и южными штатами Америки 60-х годов, во время которой рушились города и судьбы, но не могло не рождаться что-то новое и прекрасное. Это история взросления юной Скарлетт О’Хара, которая вынуждена взять на себя ответственность за семью, научиться управлять своими чувствами и достичь простого женского счастья.

Это тот удачный роман о любви, когда кроме главной и довольно поверхностной темы он даёт что-то ещё. Книга растёт вместе с читателем: открытая в разное время, она будет восприниматься каждый раз по-новому. Одно в ней остаётся неизменным: гимн любви, жизни и человечности. А неожиданный и открытый финал вдохновил нескольких писателей на создание продолжения любовной истории, самые известные из которых – «Скарлетт» Александра Рипли или «Люди Ретта Батлера» Дональда Маккейга.

Борис Пастернак «Доктор Живаго» (1957)

Сложный символистский роман Пастернака, написанный не менее сложным и богатым языком. Ряд исследователей указывают на автобиографичность произведения, но описываемые события или герои слабо напоминают реальную жизнь автора. Тем не менее, это своеобразная «духовная автобиография», которую Пастернак характеризовал так: «Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским, и Есениным, быть может). Он умрёт в 1929. От него останется книга стихов, составляющая одну из глав второй части. Время, обнимаемое романом, – 1903-1945 гг.».

Магистральной темой романа становятся размышлениям о будущем страны и о судьбе поколения, к которому принадлежал автор. Исторические события играют важную роль для героев романа, именно водоворот сложной политической ситуации определяет их жизни.

Главными действующими лицами книги являются доктор и поэт Юрий Живаго и Лара Антипова, возлюбленная героя. На протяжении всего романа пути их случайно пересекались и разделялись, казалось бы, навсегда. То, что действительно покоряет в этом романе – необъяснимая и необъятная как море любовь, которую герои пронесли через всю свою жизнь.

Кульминацией этой истории любви становится несколько зимних дней в занесённой снегом усадьбе Варыкино. Именно здесь происходят главные объяснения героев, здесь Живаго пишет свои лучшие стихи, посвящённые Ларе. Но даже в этом заброшенном доме им не укрыться от шума войны. Лариса вынуждена уехать, чтобы сохранить жизнь себе и детям. А Живаго, сходя с ума от потери, пишет в тетради:

С порога смотрит человек,

Не узнавая дома.

Её отъезд был как побег,

Везде следы разгрома.

Повсюду в комнатах хаос.

Он меры разоренья

Не замечает из-за слез

И приступа мигрени.

В ушах с утра какой-то шум.

Он в памяти иль грезит?

И почему ему на ум

Все мысль о море лезет?..

«Доктор Живаго» – роман, отмеченный Нобелевской премией, роман, судьба которого, как и судьба автора, оказалась трагичной, роман, который жив и сегодня, как и память о Борисе Пастернаке – обязателен к прочтению.

Джон Фаулз «Любовница французского лейтенанта» (1969)

Один из шедевров Фаулза, представляющий собой зыбкое переплетение постмодернизма, реализма, викторианского романа, психологии, аллюзий на Диккенса, Харди и других современников. Роман, являющийся центральным произведением английской литературы 20 века, считается и одной из главных книг о любви.

Канва истории, как и всякий сюжет любовного романа, выглядит просто и предсказуемо. Но Фаулз – постмодернист, испытавший влияние экзистенциализма и увлечённый историческими науками, создал из этой истории мистический и глубокий любовный роман.

Аристократ, состоятельный молодой человек по имени Чарльз Смитсон, вместе со своей избранницей встречают на берегу моря Сару Вудрафф – когда-то «любовницу французского лейтенанта» , а сейчас – горничную, которая сторонится людей. Сара выглядит нелюдимой, но у Чарльза получается установить с ней контакт. Во время одной из прогулок Сара открывается герою, рассказывая о своей жизни.

«Даже ваше собственное прошлое не представляется вам чем-то реальным – вы наряжаете его, стараетесь обелить или очернить, вы его редактируете, кое-как латаете... Словом, превращаете в художественный вымысел и убираете на полку – это ваша книга, ваша романизированная автобиография. Мы все бежим от реальной реальности. Это главная отличительная черта homo sapiens».

Между героями устанавливаются непростые, но особенные отношения, которые перерастут в сильное и роковое чувство.

Вариативность концовок романа является не только одним из главных приемов постмодернистской литературы, но и отражает идею, о том, что в любви, как и в жизни, возможно всё.

И для любителей актёрской игры Мерил Стрип: в 1981 году вышел одноимённый фильм режиссёра Карела Рейша, где роль главных героев исполнили Джереми Айронс и Мерил Стрип. Фильм, получивший несколько кинонаград, стал классикой. Но смотреть его, как и любой фильм по мотивам литературного произведения, лучше после прочтения самой книги.

Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» (1977)

Колин Маккалоу за свою жизнь написала более десяти романов, исторический цикл «Владыки Рима», серию детективов. Но она смогла занять видное место в австралийской литературе и благодаря всего одному роману – «Поющие в терновнике».

Семь частей увлекательной истории большой семьи. Несколько поколений клана Клири, которые переезжают в Австралию, чтобы обосноваться здесь и из простых бедных земледельцев стать видной и успешной семьей. Центральные герои этой саги – Мэгги Клири и Ральф де Брикассар. Их история, объединяющая все главы романа, рассказывает о вечной борьбе долга и чувства, разума и страсти. Что выберут герои? Или им придется встать по разные стороны и отстаивать свой выбор?

Каждая из частей романа посвящена одному из членов семьи Клири и последующим поколениям. За пятьдесят лет, в течение которых происходит действие романа, меняется не только окружающая действительность, но и жизненные идеалы. Так дочь Мэгги – Фиа, чья история открывается в последней части книги, уже не стремится к созданию семьи, продолжению своего рода. Так судьба семейства Клири оказывается под угрозой.

«Поющие в терновнике» – тонко сделанное, филигранное произведение о самой жизни. Колин Маккалоу удалось отразить сложные переливы человеческой души, жажду любви, которая живет в каждой женщине, страстную натуру и внутреннюю силу мужчины. Идеальное чтение долгими зимними вечерами под пледом или знойными днями на летней веранде.

«Есть такая легенда – о птице, что поёт лишь один раз за всю свою жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поёт, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо всё лучшее покупается лишь ценою великого страдания... По крайней мере, так говорит легенда».

Габриэль Гарсия Маркес «Любовь во время чумы» (1985)

Интересно, когда появилось известное выражение, о том, что любовь – это болезнь? Тем не менее, именно эта истина становится толчком в понимании произведения Габриэля Гарсии Маркеса, в котором провозглашается, что «... симптомы у любви и чумы одинаковые» . А важнейшая мысль этого романа заключена в другой цитате: «Если вы встретите свою настоящую любовь, то она от вас никуда не денется - ни через неделю, ни через месяц, ни через год».

Так случилось с героями романа «Любовь во время чумы», сюжет которого разворачивается вокруг девушки по имени Фермина Даса. В юности в неё был влюблён Флорентино Ариса, но, посчитав его любовь лишь временным увлечением, она выходит замуж за Хувеналя Урбино. Профессия Урбино – врач, а дело жизни – борьба с холерой. Однако Фермине и Флорентино суждено быть вместе. Когда Урбино умирает, чувства давних влюблённых вспыхивают с новой силой, окрашенные в более зрелые и глубокие тона.

Назад