Человек с давних пор создавал наскальные изображения животных, чтобы выразить свои эмоции — страх, восхищение. Одним из старейших материалов, позволяющим выполнить подобные работы был уголь или сажа из кострищ. Начиная с наскальных рисунков в пещерах до сих пор уголь остается очень популярным методом художественного выражения.
Природный уголь можно разделить на две категории :
Техника рисунка углем используется в основном для эскизов и работ, которые не требуют точного соответствия множества деталей. Подготовительные работы к большим , а также архитектурным зарисовкам или натюрмортам часто выполняются именно в этой технике. Уголь обеспечивает быструю, свободную и бесперебойную работу, которую можно растушевать пальцем, чтобы достичь желаемого эффекта. Также очень легко удалить нежелательные штрихи при помощи бумажного полотенца, специальной резинкой или хлебом. Если есть необходимость оставить толстый, жесткий и четкий слой, следует использовать измельченный уголь, который изготавливается путем смешения с глиной и связующим веществом с последующей прессовкой. Следы такого угля гораздо труднее стереть.
В зависимости от предполагаемого эффекта используются также — более фактурная для эскизной работы, так все цветовые пятна и оттенки на работе будут более реалистичными. Для фиксации на чертеже наиболее часто используются специальные так называемые «фиксативы».
Уголь часто сочетается с другими материалами, такими как мел или . Почти каждый студент, изучающий рисунок или живопись, учится использовать уголь. Способность обращаться с углем не только помогает развить художественные навыки, но также может быть использована в будущем в качестве доступного ресурса обогащения палитры художника. По этой причине многие известные мастера используют уголь по крайней мере для создания эскизов.
Многие художники используют уголь не только для создания эскизов, но и для (часто в сочетании его с пастелью, что помогает создать почти сюрреалистические образы) и ландшафтов.
Несмотря на многие преимущества угля это не простая техника, требующая практики и мастерства. Даже короткий перерыв в практиковании этого метода может привести к «забыванию» приобретенных навыков. Это не меняет тот факт, что рисунки, созданные углем, являются замечательным и имеют уникальный внешний вид.
Также в качестве дополнения к этому методу можно использовать другие материалы, что значительно обогатит работу.
Уголь является одним из древнейших художественных материалов, который и в наше время используется для создания как эскизов, так и самостоятельных работ. Читайте далее - и вы узнаете, как рисовать углем, если вы абсолютно незнакомы с этим материалом. Кстати, а какие же виды угля используют в рисовании?
Бумага, на которой лучше всего рисовать углем, должна быть шероховатой - гладкая поверхность не удержит частички материала, и он будет осыпаться. Существует специальная бумага для угля, но рисовать можно и на пастельной или акварельной. В крайнем случае, можно воспользоваться чертежной бумагой, если натереть лист наждаком.
Чем еще примечательна угольная графика: уголь довольно легко удаляется. При этом используется, например, ластик-клячка, тряпочка или даже мякиш хлеба. Угольный след останется, но этого будет достаточно, чтобы что-то подкорректировать. Однако если угольные полосы растирать, то на бумаге могут остаться темные пятна, поэтому и рисовать углем нужно, не касаясь рукой листа.
Картины углем следует обрабатывать сверху специальным средством - фиксативом-закрепителем, создающим на поверхности бумаги тонкую пленку, и работы можно хранить, не боясь, что уголь осыпется.
Если вы только начинаете рисовать, то вам будет проще попробовать рисовать карандашами . Обычный графитовый карандаш позволяет изображать даже самые тонкие линии и детали, стирается обыкновенной резинкой, при хранении рисунки не надо дополнительно обрабатывать, и рисовать карандашом можно на самой обычной бумаге.
К угольной же графике, хоть она и осваивается быстрее, еще нужно суметь приноровиться. Рисуя, нужно постоянно следить за степенью нажима, по необходимости ее варьировать, и все время чередовать это с растушевкой определенных участков. Этим материалом редко прорисовывают прямые линии, он больше используется при тонировании, создании градиента.
При рисовании применяются свободные движения, от простого к сложному - сначала создается набросок композиции, который затем тщательно прорисовывается. Контролировать толщину штриховки при рисовании угольными палочками можно, меняя угол их наклона.
Кроме привычного метода рисования черным углем по светлой бумаге, существует обратный способ, когда лист полностью закрашивается, а «рисовать» по нему начинают с помощью ластика, вытирая угольные участки в нужных местах. Дополнительно может применяться белая пастель или мелки.
А сейчас мы рассмотрим, как рисовать углем вот такой интересный рисунок - реалистичную имитацию блокнотного листа, приклеенного к стволу дерева. Выполняется он не слишком быстро, но увлекательно, и позволяет проработать основные детали данной техники.
Вам понадобятся следующие инструменты:
Возьмите лист бумаги и закрепите его на какой-либо твердой поверхности, чтобы он не смещался при рисовании.
Вырежьте из бумаги-самоклейки кусочки размером с будущий лист, приклеенный к дереву, и скотча, на котором он держится. Отделите самоклейку от защитной основы и наклейте на бумагу в нужном месте.
Теперь возьмите древесный уголь и полностью заштрихуйте лист, после чего растушуйте получившийся объем с помощью ватного диска, чтобы добиться мягкого и однородного фона.
Дабы ничего не размазать и не сдуть с листа, закрепите получившийся результат. Обычно это делается с помощью специального фиксатива, но в случае его отсутствия попробуйте в несколько слоев использовать обыкновенный лак для волос - хотя такой способ может сделать ваш рисунок темнее.
Далее следует передать на бумаге фактуру и текстуру деревянной поверхности. Нужно рисовать углем по растушеванной поверхности, только на этот раз не заполняя весь участок, а создавая вертикальные линии боковыми штрихами.
Впоследствии эти полосы нужно растушевать, однако не целиком, дабы они хорошо просматривались на бумаге.
Теперь используйте прессованный уголь и проведите штрихи потемнее для более подробной прорисовки коры.
Слегка растушуйте получившиеся штрихи, а затем рисуйте и растушевывайте их снова, до тех пор, пока древесная поверхность не станет выглядеть реалистично. Используйте клячку, чтобы стирать угольные следы и оставлять белые полосы, способствуя созданию объема рисунка.
Первая часть рисунка закончена, теперь вы знаете, как рисовать углем текстуру дерева.
Будущий листик из блокнота висит на дереве, и поэтому должен создавать падающую на ствол тень. Определитесь с участком, который будет тенью, и обклейте его со всех сторон бумагой. Оставшуюся полоску заштрихуйте прессованным углем и растушуйте.
Снимите самоклеящуюся бумагу с рисунка. Возьмите заточенный карандаш и с помощью линейки обведите им участки, которые будут «скотчем».
Затем следует придать реалистичности нарисованному скотчу. Прикрепите самоклейку на рисунок так, чтобы она изолировала «скотч» от остальных участков рисунка. Закрашивайте «скотч» угольными остатками на ватном диске, который вы использовали ранее, придавая полоске бумаги серый тон.
Переклейте бумагу таким образом, чтобы она закрывала собой тот угол листика, который как бы заклеен «скотчем», а затем снова затонируйте свободный участок.
Сверху полос прорисуйте еще раз очертания древесной коры и растушуйте их. Делается это с целью придания прозрачности «скотчу».
Теперь возьмите перфорированный листочек и приложите его к рисунку - через него нужно закрасить дырочки, как через трафарет. Растушуйте закрашенные отверстия ватной палочкой.
Начертите на листике линеечки. Они должны быть ровными, с одинаковым отступом, поэтому облегчите себе задачу и заклейте поля с двух сторон самоклейкой.
На получившемся листике можно нарисовать какой-нибудь простой эскиз. И не забывайте про итоговое закрепление рисунка лаком.
Как только вы разберетесь, как выполнять такие рисунки углем для начинающих, то сможете рисовать и более сложные картины, например, натюрморты и портреты. Такие работы часто выполняют комбинированно, например, делают набросок портрета карандашом , а затем начинают по нему рисовать углем, как показано в следующем видеоуроке для детей:
Древесный уголь является одним из самых основных инструментов для рисования. Как и у карандаша, у него есть свой набор преимуществ и недостатков. Чтобы получить максимальную отдачу от материала, вы можете узнать о нескольких основных техниках рисования углем для начинающих, чтобы начать рисовать эскиз с уверенностью.
Как правило, древесный уголь отлично подходит для эскизов. Он поставляется со множеством степеней твердости, которые позволяют вам быстро перемещать вашу руку по бумаге, легко смешивать и переносить мелкие детали, когда это необходимо.
Н еизвестно, когда человек впервые применил угольный материал для рисования. Но уголь, вынутый из потухшего костра, стал одним из первых художественных материалов. Техника имеет многовековую историю, но не теряет актуальность и у современных художников.
Рисование углем - нередко первое, чему учат в художественной школе или на курсах. Первые угольные наброски запоминаются надолго. Вы поймете технику тонирования, общие принципы рисунка и эскиза. При работе с этим мягким материалом ученик учится не отвлекаться на второстепенные детали, а воспринимать рисунок как единое целое.
Первые упоминания о технике появились в XV веке. Тогда же научились фиксировать материал на листе. В то время художники использовали древесный уголь. Прессованный вид изобрели в XIX столетии. Уже тогда заметили, что он более черный и жирный. А значит, более плотно ложится на бумагу.
С этого момента многие выдающиеся художники стали прессовать уголь, чтобы использовать его для будущих эскизов. Хоть техника фрагментарна, мастера научились создавать шикарные произведения искусства.
В прессованный уголек добавляют растительный клей, что помогает ему дольше держаться на бумаге.
Уголек + бумага. Разве нужно что-то помимо этого? Да. Необходимы еще инструменты и материалы, чтобы уголь не крошился. А значит, продержится в разы дольше. Наши преподаватели учат работать с такими материалами.
Что может пригодиться:
На первых уроках вы освоите карандашный рисунок, а только потом приступите к работе с углем. Хоть угольная графика осваивается быстрее, она требует определенной сноровки. Разная степень нажима, прорисовка отдельных деталей или растушевка - все это требует навыков и четких действий.
Вот основные техники:
Почему важно делать эскиз? Зачем компоновать натюрморт? Как можно использовать хлебный мякиш при рисовании? Вряд ли даже у взрослого человека получится разобраться в таких вопросах самостоятельно. Зачем, если есть специалисты?
Чтобы решить, нужны ли вам курсы рисования для начинающих, важно знать процесс хотя бы примерно:
Если вы хотите научиться рисовать углем, то рекомендуем прочитать данный урок, в котором мы подробно рассмотрим основы техники рисования.
Возьмите некий предмет, который хотите изобразить. Например, старый кувшин. Желательно использовать только один источник света, что бы получить хорошую тень. Вам понадобися собственно уголек, режинка, кусочек тряпки для размытия и отдельный чистый лист.
Начинаем с середины
Наш рисунок мы начали "с середины", изначально закрасив площадь рисунка средними тонами нашей будущей картины. Затем, по мере рисования, мы обозначим света и тени. Приучайте глаза искать светлые и темные участки предметов. Закрашивайте равномерно, не оставляя белых просветов. При необходимости, используйте тряпку для размытия, но не надавливайте слишком сильно, иначе потом будет трудно стирать.
Определяем форму
Следущая стадия рисования может быть весьма быстрой. Рассмотрите свой предме вцелом, отмечая темные и светлые области. Обозначьте углем темные края, не особо заботясь о точном воспроизведении формы. Ластиком и тряпкой наметьте края светлые. Ваш предмет начинает быстро проявляться на рисунке.
Корректируем форму и добавляем объем
Используем тряпку и кусочек бумаги для выравнивания тонов. Трапочка высветляет, а кусочек бумаги равномерно смешивает оттенки. Четко обозначьте темные участки, не забывайте про основание. Хорошо выраженная основа только усилит эффект объемности и явно обозначит тени.
Последние штрихи
Закрулите край резинки до максимальной тонкости, что бы создавать максимально качественные подсветки. Здень, например, это особенно важно на носике кувшина и ручке. Осноание кувшина мы подтерли и добавили теней. Обратите внимание, насколько темными получились некоторые уччастки. Используйте этот момент, для придания еще большей выразительности рисунку.
Пробуйте, творите и