Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » История жизни павла и николая кирсановых. Сравнительная характеристика павла петровича и николая петровича кирсановых

История жизни павла и николая кирсановых. Сравнительная характеристика павла петровича и николая петровича кирсановых

Роман Тургенева «Отцы и дети» показывает сложный период, когда происходит жестокая ломка устоявшихся веками социальных отношений. Привычные для многих устои жизни рушатся, меняются на новые. Все происходит быстро и стихийно.

Павел Кирсанов – центральный персонаж романа

На протяжении всего действия в центре романа находится проблема столкновения старого и нового поколений. Ярким образом устоявшегося социального сословия является образ Кирсанова Павла Петровича. Автор строит все повествование на постоянных столкновениях между ним и главным героем Базаровым.

Сын боевого генерала, участвовавшего в военной компании 1812 года, Павел мечтал стать военным. К 28 годам он добился многого. Пажеский корпус в качестве образования Кирсанова позволял сделать блестящую карьеру военного офицера. Он всегда шел напролом, вел светский образ жизни, любил женщин и развлечения. Жизнь сыграла с ним жестокую шутку: неудачная любовь к загадочной и самой восхитительной женщине, княгине Р, разбила все мечты и надежды. Он бросил службу, скитался по заграницам, вернулся, жил, ничего не делая. Так он провел 10 лет, которые сделали его одиноким и меланхоличным.

Характеристика Павла Петровича

Павел Петрович – аристократ, сохранивший свои чопорные аристократические привычки на протяжении всей жизни. Происхождение Кирсанова отдаляет его от простого народа. Он страстный поклонник всего английского, и свою жизнь Павел Петрович строит на английский манер: книги читает английские, одевается как англичане, живя за границей, общается больше с ними.

Его стиль жизни чужд русскому человеку. Он настолько далек от простого крестьянина, что даже не знает, как с ним разговаривать. По выражению Базарова, мужик не признает в нем соотечественника, он просто его боится. А отношение Кирсанова к народу, когда он «морщится и нюхает одеколон» лучше всего показывает его аристократические привычки.
Тургенев не только не сглаживает иностранные привычки героя, наоборот, он их подчеркивает, вводя в речь Кирсанова большое количество непонятных «русскому мужику» слов. Даже в этом проявляется его пренебрежение к своим традициям и обычаям.

Взаимоотношения между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым

Друга Аркадия, «лощеный аристократ» (именно так характеризует внешность Кирсанова Базаров) возненавидел с первой встречи. Эпитеты, которыми он характеризует Базарова, «шарлатан», «господин нигилист», «лекаришка», ясно указывают на его отношение к герою. Он злиться при каждой встречи и старается зацепить Базарова, вывести его из себя. Между ними происходят постоянные стычки. В словесных перепалках читатель четко видит политические взгляды Кирсанова и его оппонента.

Павел Петрович, человек умный, хоть и является представителем старого поколения. Но в спорах с Евгением он постоянно терпит поражение. Меняется даже внешность героя Кирсанова: его ледяная вежливость и полное спокойствие мгновенно перерастает в раздражение. Он не понимает, как можно жить, не веря ни во что. Это рушит его представление об устоявшемся строе. Но в итоге, Кирсанов понимает и признает свое поражение.
Но в то же время, автор обращает внимание читателя на такие положительные качества героя, как его безупречная честность, щедрость и заступничество. Кирсанов портрет которого Тургенев представляет как живого мертвеца, был настоящим дворянином. Его можно причислить к сливкам аристократического общества. Сцена дуэли очень наглядно показывает читателям двойственность его образа.

Характеристика Павла Кирсанова в романе «Отцы и дети» является характеристикой целого сословия, которое уходит в прошлое. Жить таким людям, по словам Тургенева, тяжелее, чем они сами себе представляют. Упрек и осуждение – все, что они могут получить от окружающих и это все, что им остается от жизни.

Данный очерк будет полезен учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Кирсанов Павел Петрович» или «Евгений Базаров и Павел Кирсанов».

Тест по произведению

"Отцы и дети" - роман И. С. Тургенева, знаковый для того времени. Он был написан в 1860 году. Его герои стали знающей России примером для подражания. А такие люди, как Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого дана в этой статье, просто доживали свой век.

Какое место занимает Кирсанов в романе?

Роман Тургенева показывает остросоциальный период времени, когда старые устои рушатся с неимоверной скоростью, а на смену им идут новые, прогрессивные.

Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого показывает его положение "старожила", занимает центральное место в произведении. Он, наравне с еще несколькими персонажами, представляет "отцов", устоявшееся социальное сословие.

В лице Павла Кирсанова представлено целое поколение, которое получает от окружающих лишь упреки и осуждение. И все, что им остается - это доживать свой век, глядя на растущий прогресс общества.

Из названия ясно, что роман - это некое противостояние: молодого и пожилого, нового и старого. Павлу Кирсанову Тургенев в пару ставит нигилиста и революционера мысли Базарова. В конце произведения читатель должен узнать, кто же из них одержит победу.

История жизни

События романа относятся к 1859 году. У помещика Николая Кирсанова есть старший брат Павел Петрович Кирсанов. Характеристика сразу выдает в нем сильного и умного человека. Он военный, окончил пажеский корпус. Из-за своего статуса всегда имел успех в обществе, в особенности у женщин.

В двадцать восемь лет получил чин капитана и готовился к блестящей карьере. Но неожиданно вся его жизнь резко изменилась. Разумеется, он встретил женщину, ставшую для него роковой.

Некая княгиня Р. в петербургском обществе слыла легкомысленной барышней и кокеткой. Но Кирсанов влюбился в нее без памяти. Княгиня, вначале ответившая ему взаимностью, быстро охладела к офицеру.

Павел Петрович был глубоко поражен таким исходом, но не сдавался. Страсть к этой женщине поглотила его, испепелила изнутри. Удивительно то, что он не чувствовал удовлетворения от их встреч, радости не было у него на сердце, лишь горькая досада в душе.

В конце концов, порвав с княгиней, Кирсанов попытался вернуться к старой жизни. Но она его не отпускала. В каждой женщине ему виделись ее черты. Даже в Фенечке, возлюбленной его брата Николая.

Вместе с братом он жил в поместье Марьино, а потом уехал в далекий Дрезден, где и угасла его жизнь.

Внешность

Внешность Кирсанова Павла Петровича менялась с развитием событий романа. Изначально перед читателем предстает настоящий аристократ, холеный мужчина, одетый с иголочки. Только взглянув на него, можно было понять, что Кирсанов - знатный щеголь и светский человек. Манера держаться и разговаривать выдавала это в нем.

Тургенев указывает, что его седая шевелюра была в идеальном порядке, лицо не имело морщин и было необычайно красиво.

Однако в спорах с Базаровым Павел Петрович преображался. Он больше не излучал полного спокойствия. По мере того как росло его раздражение от непонимания взглядов молодого человека, увеличивалось количество морщин, а сам герой превращался в дряхлого старика.

Образ

Аристократ Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого весьма положительна, показан умным, безупречно честным, принципиальным. Однако он - представитель старого поколения с чопорными привычками и взглядами.

Кирсанов далек от простого люда, не понимает и не принимает его. А народ его боится, по меткому выражению Базарова. Герой - приверженец всего английского. Это выражается в его поведении, привычках, разговорах. Цитаты Павла Петровича Кирсанова полностью раскрывают его характер и взгляды. Либеральные принципы, которыми он кичится, остаются только на устах. Но, несмотря на это, он достойный соперник Базарова, хоть всегда ему и проигрывает.

Павел Кирсанов характеризует "старую гвардию". Его отъезд в Дрезден очень символичен, поскольку олицетворяет собой уход целого поколения в прошлое.

Братья Кирсановы представляют в романе Тургенева поколение «отцов». В их лице автор создал образы двух представителей господствующего класса, чтобы показать особенности, присущие ему.

Братья в чем-то похожи. Оба средних лет – одному 45, другому 44 года. И тот и другой умные и добрые люди.

Николай Петрович, служивший ранее гражданским чиновником в Министерстве уделов, имел невзрачную внешность и не уделял большого внимания одежде. Он был вдовцом и имел взрослого сына Аркадия. Николай Петрович по своим манерам сельский житель, предпочитающий пребывание в своем поместье. Он хороший сельский хозяин, посвящающий много времени улучшениям в своем поместье.

Однако Павел Петрович – отставной гвардейский офицер, он был красив и одевался с изяществом. Это был закоренелый холостяк с манерами светского человека, проживший бурную жизнь. Он не занимается практической деятельностью, предпочитая жить на доходы с поместий.

Эти различия показывают два основных образа жизни дворян того времени, каждый из них определяет поведение в отношении радикального нигилиста Базарова, стремящегося разрушить их мир.

Николай Петрович, в результате спокойной и размеренной жизни, не обладает твердым характером, окружающие считают его трусливым. При столкновении с Базаровым он склонен к компромиссам и уступкам. Даже его собственный сын, находящийся под идейным влиянием нигилиста, пытается учить его. Любовь к мечтам помогает ему уходить в свой иллюзорный мир и откладывать неприятные решения. Такие противники, встреченные базаровыми на пути, укрепляли их веру в то, что старый мир стоит непрочно и его легко разрушить, приложив небольшие усилия.

Однако Павел Петрович – военный человек, поэтому более резок, горд и склонен бороться с врагами, а не искать с ними соглашения. Пусть в романе столкновение происходит в интеллигентной форме, через теоретические споры за столом, но видно, что отставной гвардеец готов отстаивать свои интересы. Он не ищет кто прав, а сам нападает на Базарова.

Однако Павел Петрович, в отличие от своего брата, практичен и не склонен к романтике. Эти черты позволяют ему сразу чувствовать опасность, исходящую от новой идеологии отрицания, распространившейся среди молодежи.

Два типа российского дворянства, показанные Тургеневым – это не просто образы жизни, обусловленные внешними причинами. Это олицетворение активного и пассивного отношения к жизни, преобладание одного из которых и погубило старую Россию.

Вариант 2

Кирсановы являются одними из центральных героев знаменитого произведения Ивана Сергеевича Тургенева. В этом рассуждении мы сравним двух братьев и постараемся выявить их сходства и различия.

Павел Петрович – старший брат в семье. Ему примерно сорок пять лет. Николай Петрович младше на год – ему исполнилось сорок четыре.

Старший – очень красивый мужчина. Он прекрасно выглядит для своего возраста – на его лице не заметно и следа морщинок. Лицо этого мужчины, хоть и тронутое старческой желтизной, было необыкновенно чистое. У его брата были седые жиденькие волосы, маленькие глаза, а еще он немного прихрамывал.

Старший брат одевается со вкусом, в то время как младший носит скромную одежду, например, запыленное пальто.

Старший из братьев раньше служил, сейчас он – офицер в отставке. Его брат раньше трудился чиновником.

Старший – закоренелый холостяк, который к старости сожалеет о выпавшей на его долю неженатой судьбе. Николай Петрович когда-то был женат, но его жена умерла, оставив ему сына, которого персонаж воспитывает в одиночку.

В молодые годы Павел Петрович вращался в высших кругах Петербурга, а его брат практически всю жизнь прожил в деревне, в глуши.

Оба брата – довольно умные мужчины. Кроме незаурядного ума, у них есть доброе сердце.

Павла Петровича друзья считали смелым человеком. Брат же не только не был замечен в храбрых поступках, но напротив, прослыл трусом.

Павел – практичный человек. Он не любит мечтать и романтиком его тоже не назовешь. Его брат – Николай Петрович, наоборот, большой мечтатель и романтик, и к тому же, абсолютно непрактичен, из-за чего его иногда обманывают.

Павел Петрович Кирсанов – очень гордый мужчина. Многие знакомые и друзья вполне обоснованно и не беспричинно считали его настоящим гордецом. Николай Петрович Кирсанов в этом вопросе является полной противоположностью своему старшему брату – он не только не гордый, но и самокритичный человек.

Павел Петрович – очень холодный и сдержанный человек, в то время как его младший брат – мужчина мягкий и ласковый. Он и сам говорит о себе, что он мягкий и слабый человек.

Павел Петрович Кирсанов хоть и провел всю жизнь неженатым мужчиной, был однажды страстно влюблен в одну княгиню, однако, эту любовь нельзя было назвать счастливой. Николай Петрович же со своей возлюбленной был очень счастлив. Они жили хорошо и тихо, любили друг друга спокойной любовью.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Чичикова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Чичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер героя и его окружение. Сам Гоголь не был уверен, что Чичиков понравится читателям

  • Анализ трагедии Борис Годунов Пушкина сочинение

    Произведение поэта посвящено изучению проблематики взаимоотношений простого народа и царской власти, волновавшей многих пушкинских современников, задумавшихся о назревшей отмене крепостного права и об ограничении самодержавия

  • Серебрякова З.Е.

    28-го ноября 1884 года под Харьковом родилась известная художница Зинаида Евгеньевна Серебрянская. Отец был скульптором, а мать была родом с семьи Бенуа. Своим художественным развитием она обязана своим родным

  • Сочинение по картине Васнецова Ковер-самолет 5, 6 класс

    Васнецов очень любил писать свои картины по мотивам русских народных сказок. Одним из таких полотен и было полотно «Ковер самолет». Оно было написано известным русским художником в конце ХIХ века.

  • Образ и характеристика Старушки в рассказе Старый гений Лескова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является пожилая женщина, представленная писателем в образе небогатой помещицы, проживающей в небольшом провинциальном имении.

Павел Петрович Кирсанов является одним из основных действующих персонажей в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» . Важнейшей проблемой, поднятой автором в этом известном произведении, является тема спора между поколениями. Именно Павел Кирсанов олицетворяет описанные Тургеневым устоявшиеся социальные взгляды, которые противопоставляются молодёжным веяниям. По сюжету он предстаёт антиподом главного героя, в частности, конфликт Павла Петровича с Евгением Базаровым являются важной сюжетной линией.

Кирсанов родился на юге России, в семье боевого генерала. Очевидно, что он рано привык к богатству, так как в юности поступил Пажеский корпус – привилегированное военное учебное заведение. Отучившись, он стал капитаном и вошёл в светский круг общества и, казалось бы, Павла Петровича ожидал головокружительный успех и восхитительная карьера. Однако он повстречал таинственную княгиню Р., ради которой молодой человек бросил всё, что имел. Эти отношения закончились трагично, оставив неизгладимый след в душе героя, в итоге Кирсанову пришлось переехать в деревню к брату.

Даже здесь, в глуши, Павел Петрович не теряет некоторой чопорности и аристократических повадок. Он читает зарубежные газеты и предпочитает всё иностранное, «всю жизнь свою устроил на английский вкус». Тем страннее слышать, что Кирсанов является славянофилом. Он искренне считает, что русский народ не может жить без патриархальных устоев, что крестьянам нужна не столь свобода, сколько сильный государь и мощная вера в Бога. В 60-х годах XIX века, когда и происходит события, описанные в романе, такие убеждения Павла Петровича считаются изрядно устаревшими. Особенно жестокую критику жизненных принципов этого персонажа высказывает главный герой произведения Тургенева, Евгений Базаров.

Эти герои и являются ярчайшими представителями «отцов» и «детей», находятся по разные стороны конфликта, имея противоположные мнение буквально по любому поводу. Павел Петрович Кирсанов в этих жарких спорах защищает высокие идеалы: благородность и старинные традиции. Он даже вызывает Базарова на дуэль, защищая репутацию Фенечки и честь своего брата. Эта история показывает читателю, что Павел Петрович – человек не из трусливых, готовый умереть за свои убеждения. Удивительно, что при всех возникающих разногласиях между Кирсановым и Базаровым немало общих черт: развитое чувство собственного достоинства, образованность, самоуверенность, ум и практичность. Если бы герои родились в одно поколение, то вполне возможно, что тогда бы они смогли найти общий язык.

С другими персонажами романа Кирсанов не вступает в конфликты: он пользуется уважением своего брата, с ледяной вежливостью разговаривает с Фенечкой; его любит и ценит Аркадий. Заметно, что Павел Петрович неплохо уживается со всеми домочадцами.

Аристократичному и изящному Павлу Кирсанову «на вид было лет сорок пять», он обладал средним ростом и короткими седыми волосами. Герой ещё с молодости отличался «замечательною красотой» и развитым вкусом в одежде. Его благородная внешность, под стать манерам поведения, неизменно привлекала к себе внимание женщин. Но после того, как он один раз обжёгся об огонь трагической любви, Павел перестал с ними знаться.

В конце романа читателям становится известно, что Павел Петрович не задерживается в России – он переезжает в Дрезден, где впоследствии и умирает в одиночестве. Такой финал жизни этого противоречивого персонажа символизирует уход прежнего поколения и перелом старых традиций. Увы, принципы Кирсанова и его жизненные убеждения, которые он пылко отстаивал, так и не принесли ему счастья. В этом проявляется ещё одно печальное сходство между ним и Базаровым.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Образ Николая Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети»

Аркадий рассказывает историю Кирсанова-старшего в ответ на резкие высказывания Базарова с нескрываемым сочувствием, словно желая и в своего наставника вселить такое же отношение к Павлу Петровичу. Следует отметить, что, вопреки ожиданиям Аркадия и читателя, реакция Базарова на услышанное была весьма сдержанной.

«Кольцо с вырезанным на камне сфинксом», подаренное Павлом Петровичем княгине Р, за которой он волочился по всей Европе, является своеобразным символом, ведь сфинкс – загадочное крылатое существо из древнегреческой мифологии с туловищем льва и головой и грудью женщины, загадывавшее сложные загадки при входе в рай и сбрасывавшее со скалы не решивших эти загадки. Видимо, княгиня Р была для Павла Петровича неразгаданной тайной, властно и необъяснимо притягивающей его. Это по-настоящему тургеневское, неподвластное разуму влечение.

Но многозначительна и развязка: княгиня возвращает Кирсанову кольцо, на котором теперь сфинкс перечёркнут. Тем самым предмет слепого обожания Павла Петровича словно ставит крест на загадке, упрощая жизненную ситуацию, снимая налёт таинственности и превращая, казалось, незаурядную романтическую историю любви в незамысловатый фарс. «А никакой тайны не было», - будто говорит герою княгиня. Очевидно, Павел Петрович принимал желаемое за действительное, и после этой истории он стал значительно более сдержанным с женщинами, о чём свидетельствует в дальнейшем его отношение к Фенечке.

Исходное отношение Павла Петровича к Базарову

Эта неприязнь объясняется целым рядом причин. Во-первых, встречая гостя «по одёжке», Павел Петрович, который как аристократ уделяет много внимания своему внешнему облику, чрезвычайно раздражён небрежностью Базарова; во-вторых, его сильно заботит возможное влияние уездного лекаря на молодого неоперившегося племянника; в-третьих, интуиция предсказала Кирсанову-старшему будущее соперничество с Базаровым решительно по всем вопросам. Кроме того, как выяснится для Базарова и для читателя позже, важную роль в жизни братьев Кирсановых играет Фенечка, и в Павле Петровиче тяга к ней, постоянно сопровождаемая соображениями благородства и чести по отношению к младшему брату, могла в момент приезда Базарова дополниться неосознанными опасениями за ещё одно потенциальное соперничество. Дальнейший ход сюжета (эпизод с поцелуем Базарова и Фенечки в беседке) показал обоснованность подобных скрытых опасений Кирсанова.



Базаров и его нигилизм

Биография Базарова нигде в романе цельно не описана, а разбросана осколками по всему роману не только потому, что герой ещё молод. Вероятно, даже в этом есть определённая авторская позиция. Тургенев, всё более уважающий Базарова на протяжении повествования, тем не менее хочет подчеркнуть, что сам тип Базаровых ещё не сложился как исторический, у него нет цельной истории, нет биографии, он в какой-то степени преждевременен, лишён исторической закономерности. Не случайно Базаров в романе столь одинок, рядом с ним нет не только настоящих единомышленников, но даже просто понимающих или сочувствующих.

Нигилизм Базарова – модное в то время увлечение передовой разночинной молодёжи, строящееся на беспощадном отрицании всех общественных явлений и всех идеалистических оснований человеческой жизни, в число которых нигилисты включали и любовь, и искусство, и веру, во имя утверждения материалистического подхода к действительности, естественнонаучного знания как единственного критерия истины.

Роман, дочитанный до конца, точнее проясняет суть нигилизма Базарова. Это и болезненная, крайняя реакция на торжество спокойного и неподвижного аристократизма Кирсановых, и своего рода маскарадный костюм циничного естествоиспытателя, скрывающий подлинное лицо и подлинные чувства. Называя себя «самоломанным», Базаров признаётся не в двуличии и не в двойственности, а в характерном для любого аскета свойстве – борьбе с собственной натурой. Эта мучительная, по существу, смертельная борьба Базарова с собственной натурой есть самое интересное в романе для современного читателя.

«Поединки» Павла Петровича и Базарова.

Первый «поединок» - словесная дуэль в 6 главе. Это скорее не спор, а своего рода подготовка, разведка Павла Петровича. Он поднимает несколько тем: 1) об успехах немцев в естественных науках, 2) об авторитетах, 3) о поэтах и химиках, 4) о непризнании искусства, 5) о вере в авторитеты (практически вторично). Базаров возражает весьма неохотно и вяло, а Николай Петрович как всегда вмешивается в разговор, когда «запахло жареным», он выступает в качестве смягчителя, буфера.



Перед основной идеологической схваткой (Х глава) в предыдущей главе Тургенев специально помещает эпизод с Фенечкой и ребёнком. Здесь впервые выявляются некоторые подлинные качества Базарова, которые, впрочем, как всегда, спрятаны за жёсткой и циничной риторикой. Базаров увлечённо и с любовью говорит о растениях, а главное – к нему охотно идёт на руки ребёнок, что свидетельствует о здоровом нутре героя: дети всегда ведут себя спокойно с людьми добрыми, сильными и любящими.

Х глава – главный идеологический поединок героев. Все споры начинает Павел Петрович, для которого неприемлемо в Базарове всё – от внешности и привычек до характера, образа жизни и взглядов. Базаров не рвётся в бой, а лишь коротко парирует удары Кирсанова, но только до той поры, когда тот задел его за живое, оскорбив его сыновние чувства.

Павел Петрович и Базаров расходятся по следующим вопросам:

· по вопросу изменения общества к лучшему (Павел Петрович – за постепенные, мелкие реформы, Базаров хочет сломать всё и сразу);

· по вопросу о принципах и смысле жизни (Базаров смеётся над «принсипами» Кирсанова и отрицает само явления принципов;

· по вопросу об отношении к народу (Павел Петрович чтит его патриархальность, приверженность старине, веру, смирение, а Базаров презирает его за это же самое и считает пороком согласие мужика на рабство, пьянство и невежественность);

· по вопросу о патриотизме (Павел Петрович считает себя патриотом и любит народ теоретически, Базаров же несколько ближе к народу, проще в обращении с мужиком, но не менее чужд и непонятен мужику – его зовут «шут гороховый», так как работу естествоиспытателя народ не способен принять за труд.

Базаров не желает признавать никакие авторитеты, поскольку считает, что всё созданное благодаря этим авторитетам, подлежит слому, уничтожению. Доверие Базарова распространяется только на знание и опыт, добытый им самим во время опытов и исследований.

Постепенно, ещё до дуэли, при всей тургеневской симпатии, при всём сочувствии более близким ему по духу Кирсановым и при всей ограниченности нигилиста Базарова, всё более отчётливо выявляется определённое превосходство нигилиста над «отцами». Это превосходство щемит авторское сердце, да оно и объективно не во всём хорошо. Автор, к примеру, высоко ценит достоинство, благородство и волю Павла Петровича, чувствительность, доброту, эстетичность Николая Петровича, эмоциональность, деликатность и доброжелательность Аркадия.

Наконец, читатель начинает понимать в полном объёме «самоломанность» Базарова, своеобразную жертвенность его фигуры, а вслед за тем и его мучительную раздвоенность и одиночество. Прячась за привычной циничной маской разрушителя, его чувства начинают распирать панцирь маски изнутри. Его бесит то, что симпатию к Фенечке он не в силах объяснить привычно – только физиологическими потребностями; что во время и после дуэли (романтическая нелепость!) он вынужден проявлять благородство по отношению к противнику; что он ощущает в себе желание видеть рядом более серьёзного друга и последователя, чем Аркадий; наконец, его настигает настоящее чувство любви к Одинцовой – то есть ровно то, что он всячески отрицал и над чем откровенно подтрунивал.