Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Интересное о саунах и банях. Известные люди о русской бане

Интересное о саунах и банях. Известные люди о русской бане

Сегодня баня - это уникальный симбиоз четырех стихий: воды, огня, земли и воздуха. Именно поэтому издревле баня считалась святым местом, где можно в буквальном смысле этого слова смыть усталость, напряжение, привести в порядок и многострадальную душу, и изможденное от житейских проблем тело. Получая силу четырех стихий, человек одухотворялся, заряжался жизненными силами и энергией.

На сегодняшний день большое количество банных комплексов предоставляет возможность выбирать, в какой бане провести свободное время, отдохнуть и набраться сил. И все же наибольшей популярностью на территории России пользуется именно русская баня - своеобразная, специфическая и такая родная и близкая русскому человеку. В данном материале мы расскажем вам о наиболее интересных фактах, связанных с историей бани.

Конкретное упоминание о русской бане было зафиксировано еще в X веке (в «Повести временных лет»). Парную называли по-разному: мовня, мыльня, влазня. Некоторые историки уверяют, что баня на Руси появилась задолго до X века, а именно, в V-VI веках. Вполне логично, что славяне ценили баню как символ чистоты физической и духовной. В силу того что в то время славяне поклонялись многим божествам, близость водной и огненной стихий для них была чем-то святым и незабвенным.

Отличительная черта непосредственно нашей бани заключается в том, что она несравнима со своими азиатскими или европейскими «коллегами». В русской бане все по-русски: она сильно воздействует на человеческое здоровье и самочувствие. Иностранцы, видя то, как в русских банях все хлещут друг друга березовыми вениками, сравнивали сей ритуал с пытками; им невдомек, что таким образом русские очищались, после чего чувствовали себя превосходно. С тех пор слава о русской бане, где «выбивают дурь», пошла по всему миру.

Практически в каждом доме на Руси была своя баня, которая топилась раз в неделю (в основном по субботам - банным дням). Ближе к XV веку в обиходе появились и общественные бани, где мылись мужчины и женщины - в одной парилке. Еще один «удар» для иностранцев - им очень тяжело было принять «свободу нравов» русского человека. И только после указа Екатерины Великой совместный «помыв» был запрещен. Отметим, что до этого в общественных парилках практиковались услуги так называемых растиральщиц. Нетрудно догадаться, что речь идет о тогдашних путанах (куда же без них!). Прослышав о «банном промискуитете», Екатерина решила положить этому конец, разделив бани на исключительно женские и мужские.

Читайте также

Баня всегда считалась святым местом — местом соединения четырех стихий — где можно смыть усталость, напряжение, привести в порядок и многострадальную душу, и изможденное от житейских проблем тело.

Баня на Руси выполняла задачу не только гигиеническую, но и рекреационную. Без бани не обходился ни один праздник, важное событие в жизни семьи. Так, после рождения ребенка это событие обязательно нужно было «обмыть» в бане. Перед тем как выдать замуж девицу, подружки молодой обязательно парили барышню, как говорится, чтобы «выбить дурные мысли» перед бракосочетанием. На второй день свадьбы в бане собирались уже целые компании, чтобы «задать жару». Считалось, что такой ритуал станет залогом счастливой семейной жизни и здорового потомства.

Древняя русская баня - это небольшой сруб из дерева с одним-единственным окошком, находящимся под потолком. Основными атрибутами русской бани являются следующие элементы: каменная или чугунная печи, полки с подголовниками, на которых парились люди, лавки, расположенные вокруг стен, кадушки, мочалки или «вехотки» и, разумеется, веники - дубовые либо березовые. При каждой бане был предбанник (теперь это слово мы употребляем не только в отношении парилок), где можно было переодеться и привести себя в порядок после ответственной процедуры.

Баня также играла роль эдакого «аттракциона» для иностранцев. Масса иноземных граждан приезжала в Россию специально, чтобы своими глазами посмотреть на то, как разгоряченные русские мужики после бани обтираются снегом и прыгают в прорубь. Именно благодаря славе «богатырей», русских молодцов боялись, но уважали.

Русскую баню изначально мог построить каждый, у кого было достаточно для этого земли. Где-то в середине XVII века в свет вышел указ, в соответствии с которым русскую парилку можно было возводить исключительно на расстоянии от одного жилого дома к другому - во избежание возгораний. Русские бани вскоре получили широкое распространение в Европе - этому способствовал Петр I. Государь приказал строить русские парилки для русских солдат в Амстердаме и Париже, где жители научились париться по-русски. Уже к XIX веку только на территории Москвы было построено около полутора тысяч частных и еще до сотни казенных бань.

Виды русской бани

Как гласит история, самыми первыми русскими банями были влазни по-черному. Их отличие от остальных аналогов заключалось в том, что в таких банях был открытый огонь, прогревающий все помещение. Дым выходил либо через отдушину, просверленную в потолке, либо через дверь.

Баня по-черному была особенно распространена в Сибири, учитывая тамошние суровые климатические условия. Такие влазни утеплялись по-особенному. Так, с помощью продольного пазика одно бревно подгонялось к другому, а внутрь паза прокладывался мох. У сибирской бани по-черному были толстые и массивные двери, которые закрывались очень плотно. Благодаря такой фундаментальной «конспирации», баня по-черному спокойно работала даже в сильный сибирский мороз и согревала теплом. Полки в парилке располагались в три этажа: на третьей могли находиться исключительно мужчины и выносливые пожилые люди, вторая полка - для менее закаленных, а на нижней полке можно было просто помыться. Условия в такой бане были приближены к спартанским. Так, в бане не было помещения, чтобы элементарно переодеться (предбанника). Возле кадушки с холодной водой стояла скромная скамеечка, на которую люди клали чистое белье, а одежда вешалась на вбитые в стену деревянные спицы. Отличительная черта бань по-черному заключалась в том, что они позволяли людям обходиться без мыла. Тогда в бочку с дождевой водой добавлялась древесная зола, которая настаивалась и вскоре становилась отличным заменителем мыла. Такая манипуляция - еще одно доказательство того, что в такой бане все было «по-черному».

По-белому - это второй вид русских бань. В парилки по-белому ходили преимущественно зажиточные крестьяне. Конструкция печи-каменки представляла собой сочетание каменной природной плитки и кирпичей. Печь устанавливалась на глиняный поддон, в торцевой части печки находилось три дверцы. Первая играла роль поддувала, вторая вела непосредственно в топку, а верхняя дверца была тем отверстием, куда ковшом заливалась вода. В такой бане мыться было намного комфортнее, чем в той, что по-черному. К слову, аналогичным образом конструируются и современные бани.

На Руси существовали и так называемые бани внутри печей. Так, у старинных русских домов были довольно просторные устья печей - почти полтора метра глубиной и около полуметра высотой. После протапливания печи нужно было убрать золу, насыпать сверху солому. Тот, кто хотел попариться в такой бане, полезал в печь, где при желании даже можно было использовать по назначению веник.

Чем полезна русская баня?

Если отбросить ритуалы, приметы, традиции, можно с уверенностью сказать, что русская баня очень полезна для здоровья и самочувствия. Во-первых, под воздействием температуры активизируется деятельность потовых желез - таким образом из организма выводятся шлаки, очищается кожа. Во-вторых, после посещения русской бани повышается иммунитет и сопротивляемость к простудным заболеваниям. В-третьих, баня - это тот же тренажерный зал, но только для ваших внутренних органов. Тренирующее воздействие на сердце и легкие - это залог их стабильной работы в будущем. И наконец, именно русская баня дарит невероятное расслабление. После такого релакса у человека восстанавливается работоспособность и душевный баланс. Словом, русская баня закаляет, оздоравливает, тренирует, лечит, возвращает к жизни.

Сегодня русские бани сохранились, хоть и не совсем в первозданном виде. Но, к примеру, в тайге по сей день стоят небольшие избушки для охотников, которые были построены по принципу сибирской бани по-черному.

Словом, русская баня имеет огромное историческое значение. Она является не только символом здорового духа и тела, но и вызывает ассоциации с гостеприимством - чертой, присущей открытым, щедрым и добрым русским людям. Время идет, а выражение «Кто не был в русской бане, тот не был в России» не теряет своей актуальности и глубокого смысла!

Большинство русских мыслителей, среди которых немало писателей, поэтов, государственных деятелей, политиков и полководцев очень любили русскую баню. Неизгладимое впечатление русская баня произвела также и на многочисленных иностранцев, побывавших на Руси. Сайт «Русская вера» публикует наиболее яркие и запоминающиеся высказывания о русской бане.

***

Историк Иван Егорович Забелин (1820-1908):

«Летописец Нестор писал, что русские любили париться в банях, относя это ко временам Апостольским ».

«Несомненно, что Ибн-Даст слышал о наших северных банях, о которых, по летописному преданию, рассказывал в Риме еще св. апостол Андрей, обошедший вокруг Европейский материк известным Варяжским путем по востоку и по западу ».

***

Полководец Александр Васильевич Суворов (1730-1800):

«Портки последние продай, но после бани выпей ».

«На минеральные воды посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть и купаются в грязи. А я истинно болен. И мне нужна — молитва, деревенская изба, баня, каша и квас ».

***

Писатель Александр Трифонович Твардовский (1910-1971):

«В жизни, мирной или бранной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа
».

***

Российский поэт-сатирик Павел Васильевич Шумахер (1817-1891):

«Лишенный сладостных мечтаний,
В бессильной злобе и тоске,
Пошел я в Волковские бани
Распарить кости на полке.
И что ж? О радость! О приятство!
Я свой заветный идеал —
Свободу, равенство и братство —
В торговых банях отыскал
».

***

Писатель и журналист В. А. Гиляровский (1855-1935) в своей знаменитой книге «Москва и москвичи»:

«Москва без бань не Москва. Единственное место, которого ни один москвич не миновал — это баня. Причем <...> все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами ».

В роскошных Сандуновских банях, отмечает исследователь, перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне блистательной Зинаиды Волконской и в престижном Английском клубе. Ведя рассказ о банях, писатель приводит слова старого актера Ивана Григоровского: «И Пушкина видел... любил жарко париться ».

В. А. Гиляровский так описывает процедуру пребывания Пушкина в бане: «Поэт, молодой, сильный, крепкий, «выпарившись на полке ветвями молодых берез», бросался в ванну со льдом, а потом опять на полок, где снова «прозрачный пар над ним клубится», а там «в одежде неги» отдыхает в богатой «раздевалке», отделанной строителем екатерининских дворцов, где «брызжут хладные фонтаны» и «разостлан роскошный ковер... ».

«Единственное место, которое ни один москвич не миновал, — это БАНЯ ». «Москва без бань — не Москва ».

«Бани в Москве, как правило, строились у реки, чтобы быстро окунуться в воду, а потом вернуться в жаркую парилку. Зимой же для этого специально делали проруби ».

***

Русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826):

«Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители московские заключили из этого, что он не русский ».

«Слово баня и в нашем новом Завете употребляется в смысле крещения ».

***

Оперный певец Федор Иванович Шаляпин (1873-1938):

«Любил я с отцом ходить в баню... Там мылись и парились мы часами; до устали, до изнеможения. А потом, когда ушел я из дому, помню: в какой бы город я ни приезжал, первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шел я в баню и там без конца мылся, намыливался, обливался, парился, шпарился — и опять все сначала ».

«Милая наша Москва! Несравненная!.. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя... Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах... О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение — турецкая баня, конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь? »

***

Испанский врач Антонио Нуньес Риберо Санчес (1699-1783) , который долгое время работал лекарем при дворе императрицы Елизаветы Петровны, издал в Европе книгу «Уважительные сочинения о русских банях », где пишет:

«Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими издревле у греков и римлян и пред находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней ».

«Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага... »

***

Историк Леонид Васильевич Милов (1929-2007):

«Старательная крестьянская женка детей своих каждую неделю мыла раза по два и по три, белье каждую неделю на них переменяла, а подушки и перины часть проветривала на воздухе, выколачивала. Для всей семьи обязательна была еженедельная баня ».

***

Профессор кафедры лечебной физкультуры и реабилитации Анатолий Андреевич Бирюков (1930):

«В начале XVIII века стояли возле Кузнецкого ряда... у реки Неглинной, деревянные бани. Мылся в них торговый люд — кузнецы, грузчики, возчики. А на другой стороне Неглинной, неподалеку от Охотного ряда, топились бани Авдотьи Ламакиной. Каждый посетитель бани сам доставлял себе воду для мытья, черпая ее из Неглинной при помощи журавля ».

***

Камер-юнкер Фридрих Берхольц (начало XVIII) в своих записках о России пишет:

«Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней, по крайней мере, раз, если не два, в неделю... »

***

Писатель Алексей Николаевич Толстой (1882-1945):

«Без Петербурга да без бани нам как телу без души ».

***

Французский писатель и путешественник Теофиль Готье (1811-1872) в своей книге «Путешествие по России », говоря о русской бане, отмечал, что «под своей рубахой русский мужик чист телом ».

***

Курляндский торговец Яков Рейтенфельс (XVII в.), живший в Москве в 1670-1673 годах, отмечает в записках о России:

«Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом ».

***

Немецкий путешественник Айраман (XVIII в.) пишет:

«О банях московитов или их привычках мыться я хочу вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно... В общем, ни в одной стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие ».

Первые внятные упоминания о русской бане встречаются уже в X веке, и тогда парная называлась по-разному: мыльня, мовня, влазня. В отличие от азиатских и европейских версий, баня выглядела более жестко и «устрашающе». Заморские гости с опаской посматривали в сторону веников, которыми хлестались спины несчастных (по их мнению) русских, сравнивая этот странное действо с пытками. Молва о бане, где «выколачивают дурь» впоследствии быстро и широко распространилась по всему миру.

На Руси баня традиционно топилась раз в неделю. Банным днем считалась суббота. Начиная где-то с XV века, в обиход вошли общественные парилки, где мужчины и женщины прекрасно сосуществовали рядом друг с другом и не стеснялись своей наготы. Это стало еще одним ударом для впечатлительных иностранцев, которым трудно было осознать и, тем более, принять свободные нравы дикой России.

Совместный «помыв» прекратился по указу Екатерины Великой, которая усмотрела в этом подозрительный подтекст. И небезосновательно. Представительницы древнейшей профессии использовали бани для своих «тайных» целей, практикуя услуги так называемых растиральщиц. Прослышав о таком распутстве, императрица решила положить всем фривольностям и указом разделила бани отдельно на женские и мужские. Кстати, именно это обстоятельство позволило стране избежать эпидемии сифилиса, накрывшего Европу в 18 веке.

Ох уж этот веник

Баня без веника, что водка без закуски. Интересно, что его присутствие в парных считается исключительно русским изобретением. Не обошлось и без всевозможных поверий и рекомендаций в плане использования.

Например:

  • Знатоки банного дела утверждают, что веники ни в коем случае нельзя рвать с двуствольной березы, а также деревьев, переживших пожар. Считается, что деревья, получившие стресс от произошедшего, передают его парящемуся человеку, и это, в свою очередь, может привести его к различным заболеваниям.
  • Самые лучшие веники получаются из берез, растущих возле водоемов и обязательно склоняющих свои ветви прямо к воде.
  • Идеальное время для вязки веников - период полнолуния. Тогда они напитываются собой энергетикой и приобретают дополнительные целительные свойства.
  • Березовый веник - отличное «лекарство» от ревматизма. Дубовый же рекомендуют использовать при различных воспалительных процессах на коже и повышенном давлении. Липовый поможет убрать головную боль, а хвойный - признанный борец с заболеваниями дыхательной системы. Крапивный помогает снять нервное напряжение и работает на общее укрепление организма, а можжевеловый будет полезен для больных подагрой и радикулитом.

Бани мира

Понятие бани в каждой стране понималось по-разному, да со временем подходы к принятию водных процедур также существенно видоизменились.

  • Приходить в японскую сауну «грязным» строго запрещается. И дело не в каких-то религиозных или национальных принципах, просто в стране Восходящего солнца не принято менять воду в емкости для купания после каждого посетителя. Она может оставаться в неизменном виде по несколько дней, поэтому логично, что на водные процедуры нужно приходить уже чистым и не создавать лишних проблем для последующих клиентов.

Даже в обычных японских домах считается нормальным принимать ванну после кого-то из членов семьи. Вот уж повод реально изумиться для иностранных гостей привыкших отождествлять Японию с высокими технологиями, тотальной скрупулезностью и уважением личного пространства.

  • Мексиканский вариант бани называется «темаскаль». Ее принцип заключается в следующем. В парной стелется на полу специальная циновка, на которую укладывается купальщик, а в роли непосредственного парильщика выступает лицо противоположного пола. Такие вот интересные обычаи были у мексиканских индейцев, практически в неизменном виде перекочевавшие и с современную жизнь.



Необычные вариации на тему бани

Все привыкли воспринимать баню как отдельно стоящее строение или часть СПА-комплекса - одним словом, помещение с парилкой и желательно бассейном. Но существует еще целый ряд интересных интерпретаций банных процедур, не менее полезных и приятных по ощущениям.

  • Баня из опилок. Практикуется в Японии и готовится так - в кедровые опилки добавляются пахучие травяные сборы, тщательно перемешиваются, а затем получившаяся смесь разогревается до 60 градусов. Человек зарывается в опилки таким образом, чтобы из емкости виднелась только голова. Равно как и песок, опилки выступают в роли поглотителя влаги, в данном случае пота и прочих кожных выделений. Дополнительным бонусом идет прекрасный сеанс ароматерапии.

Начало развития бани на Руси

Если верить историку Геродоту, то скифы, жившие в древности на территории современной Украины, охотно ходили в баню.

Баня у них, конечно, выглядела крайне просто и состояла из трёх палок, стоявших друг к другу под наклоном, и войлочной обивки. А внутри этой незамысловатой конструкции располагался большой чан, куда скифы кидали горячие камни. А во время своеобразной процедуры парения они добавляли в этот чан семя конопли, вследствие чего жар становился очень сильным.

В России баню величали влазней или мыльней. По крайней мере, именно такие определения существовали в V веке, если верить историческим источникам. В баню ходили все, независимо от возраста и социального положения. Также, обязательным элементом встречи гостя считался поход в баню.

Факты из «Повести временных лет»

Более точно и объёмно о русской бане повествует знаменитая «Повесть временных лет». В ней монах Нестор Летописец рассказывает о том, что баня известна русским людям с незапамятных времён. Ещё в I веке н.э., когда апостол Андрей приехал из Киева в Новгород, то увидел небывалое по тем временам чудо. На его глазах люди специально нагревали свои тела до предела, а потом обливались водой и хлестали друг друга вениками. Причём, этот процесс происходил каждый день. Надо ли говорить, что для святого апостола это было настоящей дикостью. Позже он опишет этот странный обряд как добровольное радостное мучение.

Помимо этого, в «Повести временных лет» упоминается о том, что в далёком 906 году Русь и Византия заключили договор, в котором говорилось об обязательной помпезной встрече купцов из Византии. Русские должны были обеспечить гостям не только торжественно накрытый стол с различными яствами и напитками, но и обязательный визит в баню.

Имеется в «Повести...» и ещё один интересный факт. Оказывается, когда древляне убили князя Игоря, то его жена, княгиня Ольга, как известно, решила отомстить за смерть мужа. И первой местью (а всего их было три) стала именно баня. Когда послы впервые приехали на переговоры с княгиней, она отвела их в баню и закрыла. Так поначалу не догадывавшиеся о коварстве преданной жены древляне сгорели.

Интересно также, что самые первые русские бани были бревенчатыми, а начиная с 1090 года стали появляться бани из кирпича. Первая такая баня увидела свет в городе Переславле.
Русская баня - разновидности

Согласно истории, к числу наиболее первых русских бань относятся влазни по-черному . От своих аналогов они отличались тем, что в них имелся открытый огонь, призванный отапливать помещение. Дым в таких случаях выходил либо через дверь, либо через специально организованную дырку в потолке.

Особое распространение баня по-черному имела на территории Сибири, что обосновывается суровыми условиями климата. Подобные влазни имели особенное утепление. В частности, бревна подгонялись между собой посредством продольного паза, во внутреннюю часть которого прокладывали мох. Сибирский вариант бани по-черному наделялся массивными и толстыми дверьми, закрывающимися особо плотно. На основании подобного фундаментализма в области «герметизации », баня по-черному великолепно исполняла свои функции даже в особый мороз. В помещении парилки полки обустраивали в три яруса. На самой верхней парились особо выносливые личности. Средняя предназначалась для не особо закаленных. Естественно, что нижняя полка служила для обычной помывки.

Естественно, что данная баня имела спартанские условия комфортности, так как не имела элементарного предбанника для переодевания. В непосредственной близости от емкости с холодной водой находилась скамья, куда и складывалось чистое белье, в то время как одежда располагалась на деревянных спицах, вбитых в стену. Отличительной чертой подобных бань является отсутствие мыла. Его заменяла обычная древесная зола, помещаемая в емкость с дождевой водой и настаиваемая некоторое время. Данная процедура в очередной раз доказывает, что баня в действительности является «черной».

Конечно же, вторая разновидность русских бань - по-белому . Такие парилки посещались в своей основе зажиточными крестьянами. Печь-каменка находила сочетание кирпичей и природной каменной плитки. Печку устанавливали на глиняный поддон, а в торцевой её части располагались три дверки. Одна дверца прикрывала отверстие для заливания воды, средняя вела непосредственно в печь, тогда как самая нижняя дверца исполняла функцию поддувала. В подобной бане мыться было значительно комфортнее. Стоит отметить, что подобными конструкциями наделяются и бани современности.

Также на Руси имелись бани, расположенные во внутренней части печей. У русских старинных домов имелись достаточно объемные устья печей - приблизительно полметра высотой и полтора метра в глубину. После того, как протапливалась печь, необходимо было убрать всю золу, а сверху засыпать солому. Желающий попариться залазил в печку, а в некоторых случаях даже использовали веник.

Викторина «С легким паром»

Художественный руководитель СДК

п. Луговской М\района Шигонский

Самарской области.

Викторина «С легким паром».

Цель: Знакомство с банными традициями; выявление интеллектуальных способностей.

Ведущая: Добрый вечер, дорогие друзья! Я рад приветствовать всех собравшихся. Сегодня мы поговорим с вами обо мне.

Чтец: Зеленый веник, терпкий банный дух.

«Поддать, еще!» - кричу я с верхней полки.

А в теле – раскаленные иголки,

И, жаркий не выдерживая порки,

Как черт от ладана бежит недр.

Чтец: В жизни мирной или банной,

У любого рубежа,

Благодаря ласке бани,

Наше тело и душа.

Чтец: Не стремись прежде времени к душу,

Не равняй очищеньем мытье-

Нужно выпарить веником душу,

Нужно выпарить смрад из нее.

Ведущий: Назовите пословицы о бане(называют). А теперь я вас познакомлю с другими пословицами.

Пословицы о бане.

1.Баня парит - здоровье дарит

2.Выличился Ваня – помогла ему баня.

3.Баня – мать вторая: которая распарит и дело поправит.

4.В тот день не старишься, который в бане парится.

5. С пылу, с жару, с банного пожара.

6. Баня без пара, что щи без навара

7. После доброй бани - что ангел в густой рани

Ведущий: А теперь проведем викторину, и отметим знатоков о традициях русской бани.

Викторина:

  1. В каком веке повсеместно стали появляться бани на Руси? (В середине XIX в)
  2. Для чего строились бани например в Костромской губернии? (Не для мытья а для сушки и трепания льна мылись же в печах дома)
  3. Что значит баня по –черному (дым из очага идет непосредственно в помещения и вытягивается либо в дверь, либо в специальное отверстие в стене)
  4. В бане затапливали комелек (позднее печку), чтобы раскалились камни. А как грели воду?(Если нужно была горячая вода, доставали из камелька раскаленный камень и бросали ушат с холодной водой)
  5. Что такое камелек? (очаг сложенный из камней: без связывающего раствора)
  6. Русская баня знаменитая парилкой. Откуда брался пар? (если плеснуть воду на камни то получится пар)
  7. Какой свадебный обычай связан с баней? (На кануне венчания для невесты обязательно устраивали баню в тех же районах, где бани отсутствовали, невесту перед свадьбой парили в печи)
  8. После того как в избе сбивали печь, ее протапливали и парили в ней кошку или просто помещали ее в печку, зачем? (Смысл обычая тот же что и при запускании кошки в дом: полагали, тот кто первый вымоется в новой печи вскоре умрет)
  9. Больных грудных детей парили детей вместе с собакой. Зачем? (Чтобы болезнь перешла на животное. Собаку патом умертвляли, так как она считалась носительницей болезни)
  10. В бане нельзя находится после полуночи, почему? (В бане по поверьям, всегда присутствует банный дух банник, или банник который убивает людей посещающих баню после полуночи)
  11. Чем печь-каменка отличается от обычных печей?(отверстиями в своде поверх которого насыпаются камни)
  12. Чем баня по черному отличается от бани по белому?(В бани по белому по белому есть печь с трубой)
  13. Что кроме белья должен снять крещеный человек прежде чем зайти в баню?(крест)
  14. Когда обычно заготавливают веник для бани? (обычно на троицын день(конец июня –начало июля) пихтовые –зимой)

Ведущая: Молодцы, сегодня вы проявили свои знания в области русской старины и, конечно, узнали что-то новое в сегодняшней викторине. А какие вы знаете приметы, связанные с баней?(Ответы). Послушайте дополнения к вашим ответам.

Приметы, связанные с баней

1 Пить в бане воду, приготовленную для мытья, какой бы она чистой не была, нельзя.

2. Попарившись, хозяина надо поблагодарить.

3. Баня все грехи смывает.

В эту примету свято верили на Руси, да и по сей день верят. Все болезни человеческие от грехов, а баня грехи смывает, поэтому и вылечить можно с ее помощью очень многие болезни. Если у человека лихорадка, то его первым делом всегда вели в баню и парили. Считается, что если удалось грехи с человека смыть, то и жить он будет, и поправится. Ну а если нет, то человек уже не жилец. Практически в каждом уголке России считалось традицией парить в бане невесту перед свадьбой, молодых после первой брачной ночи, а роженицу после того, как она родит.

4. Банный веник – в бане царь.

Веникам вообще в бане придается очень большое значение. Начнем с того, что веники бывают и березовые, и дубовые, и эвкалиптовые. Собираются веники людьми знающими, с соблюдением определенных правил. Так, например, ветки на березовые веники заготавливают в конце июня или в начале июля, в сухую погоду и с молодых берез. А вот составлять веник лучше из веток, срезанных с разных березок, потому что березкам больно, и с каждой срезанной веточкой, ей становится все больнее. Поэтому, когда срезаешь веточку с березы, попроси у нее прощения за свои действия. Березовый веник хорошо лечит любые кожные заболевания, заболевания крови, да и многое другое. Дубовый веник способен дать человеку силы, которых ему не хватает для выздоровления и для решения жизненных проблем вообще. Эвкалиптовый веник – это замечательная ингаляция, профилактика простудных заболеваний, бронхитов и любых других болезней, связанных с дыхательной системой.

5. Женщина первая в бане не моется.

Женщина всегда считалась нечистой. Она даже в церковь не всегда имеет право входить. Но все это смывается в бане, и остается там. Если женщина будет ходить париться в баню первая, то все грехи и болезни, которые она с себя смоет, перейдут на того, кто войдет в баню после нее. Поэтому испокон веков первыми в баню шли мужчины, а потом только мылись женщины.

6. В третий пар входить нельзя.

Согласно старинным русским поверьям в бане живет банник. Это злое существо, которое не причинит вам вреда только в том случае, если вы будете соблюдать все необходимые правила поведения в бане. Как уже говорилось раньше, первыми в бане моются мужчины, вторыми – женщины, а вот в третью очередь парится банник. Считается, что если войти в баню в третий пар, когда моется банник, то он не простит. Он может либо кипятком окатить, так, что кожа сойдет, либо придушить. Поэтому в третью очередь никто в баню заходить не должен. Зато для того, чтобы задобрить старика банника нужно после того, как закончите мыться, оставить для банника в тазике немного кипятка, мыла да веник.

7. Если изба ставится на место сгоревшей бани – жди нового пожара.

Это правило касается не только сгоревшей бани. Дело в том, что если сгорела любая постройка, то она несет в себе негативный заряд, который нужно и можно нейтрализовать. Хотя такие манипуляции производятся только при самых безвыходных ситуациях. Это если людям, действительно, негде жить. Однако риск пережить новый пожар, будет существовать всегда. Поэтому, если есть возможность, то продайте данный участок. Ну, а если такой возможности нет, то вам необходимо обратиться за помощью к священнику, который курирует ваш микрорайон. Возможно, он вам поможет.

8. Если вам довелось чихнуть в бане, значит, в самое ближайшее время вы получите возврат своих долгов.

Кто знает, возможно, данная примета и является правдой, вот только на данный момент, никто не может это утверждать уверенно. Говорят, что эта примета верная, вот только сколько мне ни приходилось париться в бане, и чихать тоже приходилось, а долги просто так никто возвращать не собирался.

9. В бане спиртного не пьют – банник кожу сдерет.

Эта примета связана в первую очередь с безопасностью. Если человек будет пьян, то он может облиться случайно кипятком, упасть на раскаленные камни или угореть. Поэтому в данном случае эта примета скорее является предостережением любителям алкоголя, чем реальной опасностью со стороны нечистой силы. К тому же, баня предназначена не только для того, чтобы мыться, но и для того, чтобы поправлять свое здоровье. Поэтому в бане лучше всего пить травяные чаи, а не спиртные напитки.

10. На месте сгоревшей бани дом не ставят.

Эта примета касается любого сгоревшего дома. На том месте, где когда-то был пожар, вообще опасно строить новое жилье без специальной отчитки. А баня – это место, где смываются грехи и болезни. Именно по этой причине строить дом на месте сгоревшей бани очень опасно. В лучшем случае вас будут одолевать мыши, крысы и клопы, которых вывести будет невозможно. Ну а в худшем – вас ожидает новый пожар, и дай Бог, чтобы в этом пожаре никто не погиб.

11. На раскаленные камни в бане плевать нельзя.

Как уже говорилось раньше, баню, так же, как и его обитателя банника, нужно уважать. В противном случае банник может и отомстить. Но это скорее мистическая причина, чем реальная. Есть еще одна причина, по которой нельзя плевать на камни – у того, кто так поступает, начинается герпес. Примет о бане очень много. Русский народ всегда свято соблюдает все эти приметы и старается ничего не делать такого, чтобы разозлить банника. Конечно, некоторые правила не соблюдаются. Например, какой русский не захочет потянуть пивка под парок или стопочку замерзшей водочки. Это не страшно, главное, соблюдать осторожность, тогда и плохие приметы не будут сбываться. А баня, как и много лет назад, будет помогать нам, справляться с проблемами и болезнями.

Ведущая: Хочется в завершение поблагодарить всех участников викторины и отметить самых активных участников.(Подведение итогов)