Беллетристика
Беллетристика
Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .
Беллетри́стика
(от франц. belles lettres – изящная словесность), термин, обозначающий художественную прозу, а иногда употребляющийся как оценочное определение. В частности, В. Г. Белинский понимал под беллетристикой «лёгкое чтение» для малообразованной читательской массы – литературу, которая по своему художественно-эстетическому качеству не дотягивает до уровня «изящной словесности», откровенно вторична по отношению к ней, но тем не менее выполняет важную просветительскую функцию, приобщая широкие слои грамотного населения к искусству – «благотворно действуя на их образование и доставляя им умное и благородное развлечение». Сегодня беллетристикой называется массовая литературная продукция развлекательного характера.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Беллетристика
БЕЛЛЕТРИСТИКА - по буквальному значению слова (франц.) должна означать, т. наз., изящную литературу, т.-е. поэзию во всех ее видах, в стихах и в прозе. Но давно у нас установилось особенное значение за этим словом. Именно Б. противопоставляется поэзии - взятой тоже в специальном и тесном смысле - как художественная проза - стихам. Однако, драма в широком смысле, т.-е. как литературное произведение, написанное для сцены, и, во всяком случае, имеющее подобный характер и диалогическую форму, относится к области драматургии, а не Б. Таким образом, Б. есть художественная проза повествовательного характера, т.-е. заключающая в себе последовательное в общем (этому не мешают перерывы, а также возврат назад) - изложение ряда событий, действий, взаимоотношений описываемых лиц и проч. Виды Б.: романы, повести, рассказы, новеллы сказки, а также написанные в прозе сатиры (напр., Салтыкова Щедрина) и даже поэмы (напр., «Мертвые души» - Гоголя). Внутренний признак Б. составляет художественно разработанная фабула, сюжет (см. эти сл.). Присутствие этого качества сюжетности в стихотворении делает его как бы маленькою повестью в стихах; и, наоборот, небольшое произведение художественной прозы, не содержащее в себе этого признака беллетризма и отмеченное тою особенною связью образов, которая характеризует лирическую поэзию, есть уже собственно стихотворение в прозе. Из образцов этого рода произведений, по внешним признакам входящих в область художественной прозы и беллетристики, но по своим внутренним и существенным признакам относящихся скорее к области лирики и поэзии, следует назвать прежде всего гениальные «Стихотворения в прозе» Тургенева. В наше время многочисленные произведения этого рода дали Ф. Соллогуб и А. Ремизов; популярностью пользуются «Огоньки» - В. Короленко. В старой литературе к такому промежуточному роду между лирикой и Б. относятся, напр., замечательные фантазии: «Жизнь» Гоголя, «Взгляд на землю с неба» Жуковского, (также «Три сестры» - его же). В Б. нередко пользуются формами, заимствованными из нехудожественных областей. Напр., повести и рассказы, даже большие романы могут быть написаны в форме воспоминаний, автобиографий, дневников, писем, путешествий. С другой стороны, воспоминания, путешествия, письма, обладающие художественными достоинствами, принадлежат уже к Б. (таковы, напр., «Былое и думы» - Герцена, «Фрегат Паллада» Гончарова). Следует отметить фальсификации, подделки под Б., состоящие в том, что придают форму романа или рассказа произведениям нехудожественным по своим основным заданиям. Это - так наз. тенденциозные произведения. Знаменитым, хотя, пожалуй, наименее художественным, но весьма значительным во многих других отношениях сочинением этого рода является «Что делать?» - Чернышевского. Здесь, быть может, наиболее художественными страницами оказываются те, на которых описываются сны героини. И это не простая случайность, т. к. сновидения и художественное творчество - ближайшие друг к другу состояния. При этом обычные в снах отождествления одного образа с другим дают основу для лирики с характерными для нее сравнениями всех родов, как внешним выражением сновидческого переживания отождествлений; развертывание же всего сложного разнообразия образов и событий, создающего то сновидение, которое мы всегда и запоминаем, есть основа Б. К подделкам под Б. или к ложной Б. следует также отнести т. наз. бульварную литературу. Основное задание ее лежит в области удовлетворения не художественных стремлений, а низких и пошлых интересов (порнография, уголовная сенсация и проч.). Нередко встречающиеся в подобного рода произведениях хороший слог, занимательность рассказа и т. д., не делают еще их художественными, т. к. художественность литературного произведения зависит не столько от достоинств языка и умения автора интересно излагать события, сколько от того своеобразного переживания образов, ради которого можно простить некоторые недостатки изложения; хотя конечно, в подлинных достижениях Б. образное переживание сливается со словесно-звуковым в некоем сложном единстве отождествления.
Б. едва ли не более всех других видов литературы способна вместить в себе все разнообразие нашей жизни, стремлений, интересов. Как ответил Тургенев на упреки в публицистических темах своих романов, художник может описывать все, что угодно, если только оно «образом ложится в душу писателя» (Пред. к собр. романов), т.-е. романы и повести могут быть бытовыми, общественными, историческими, психологическими, философскими.
К смешанному роду Б. принадлежат художественно-философские, произведения, напр., книга «Русские ночи» В. Одоевского (в которых повествовательный элемент чередуется с диалогическим, но художественная сторона преобладает). Сюда же можно отнести и «Три разговора» - философа Вл. Соловьева, в которых имеется некоторый элемент Б. Вообще же высшие образцы собственно-философских диалогов, обнаруживающих вместе с тем крупнейшие качества художественности, дал Платон («Пир», «Федр», «Федон» и др.). Что же касается научной Б., то следует принять во внимание, что дух точного исследования, образующий науку, противоречит духу свободного творчества, без которого немыслимо искусство. Только широкие научные гипотезы, соприкасающиеся с философским рассмотрением мира в целом, да еще фантазирования, опирающиеся на более или менее обоснованные предчувствия будущих научных успехов и завоеваний, могут входить в художественные произведения, не нарушая их единства. Утопические произведения социального и научно-технического характера несомненно могут обладать художественными достоинствами (К. Лассвиц, Уэлс и др.).
Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925
- (от фр. belles iettres изящная словесность). Непоэтические произведения словесности, как то: повести, романы, рассказы, драмы и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БЕЛЛЕТРИСТИКА [фр. belles… … Словарь иностранных слов русского языка
беллетристика - и, ж. belles lettres. 1. Художественная литература (в отличие от научной, публицистической и т. п. литературы). БАС 2. Позвольте мне на первый случай истолковать вам значение только тех слов, которые, как вы сами говорите, более других тревожат… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
См … Словарь синонимов
- (от французского belles lettres художественная литература), 1) художественная проза. 2) В 20 в. преимущественно легкое чтение: массовая литературная продукция злободневно модного или развлекательного характера … Современная энциклопедия
- (от франц. belles lettres художественная литература) 1) художественная проза2)] В 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства … Большой Энциклопедический словарь
- [еле], беллетристики, мн. нет, жен. (от франц. belles lettres изящная словесность). 1. Повествовательная художественная литература в прозе (романы, повести, рассказы и пр.). 2. перен. Легкое, не вполне идущее к делу изложение вместо серьезного… … Толковый словарь Ушакова
БЕЛЛЕТРИСТИКА, и, жен. 1. Повествовательная художественная литература. 2. перен. О литературе, к рая читается легко, без затруднений. | прил. беллетристический, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Жен., франц. изящная словесность, изящная письменность. Беллетрист муж. беллетристка жен. писатель по сей части. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Беллетристика - БЕЛЛЕТРИСТИКА по буквальному значению слова (франц.) должна означать, т. наз., изящную литературу, т. е. поэзию во всех ее видах, в стихах и в прозе. Но давно у нас установилось особенное значение за этим словом. Именно Б. противопоставляется … Словарь литературных терминов
Беллетристика - (от французского belles lettres художественная литература), 1) художественная проза. 2) В 20 в. преимущественно легкое чтение: массовая литературная продукция злободневно модного или развлекательного характера. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Беллетристика? Если быть точным, то это слово пришло к нам из французского языка и в переводе означает "изящная словесность". Этим термином называют всю мировую художественную литературу в стихотворной или прозаической форме.
Беллетристика сегодня и всегда
Сегодня на вопрос о том, что такое беллетристика, отвечают весьма просто - это массовая литература. Она как бы противостоит "высокой литературе", то есть беллетристикой, по сути, называют "легкую" литературу, которая проявляется в таких жанрах, как мистика, приключения, дамские романы, детективы. В произведениях этого направления вы редко увидите глубокое проникновение в характеры героев, в мотивы их поступков, в глубину их отношений с другими персонажами. В основном те, кто работают в этом жанре, показывают какие-либо общественные явления, настроения людей, персонажей, которые наиболее близки и понятны массам. Очень редко можно увидеть, чтобы беллетрист проецировал свой личный взгляд в это пространство, в этот фон, который он так тщательно создает.
Беллетристика в литературе - это как комедийный, приключенческий или мистический жанр в кино, когда сюжет нам уже полностью понятен еще до того, как фильм подойдет к кульминационной точке. Это, по сути, только лишь аттракцион трюков, в которых нет особой глубины.
Этот несерьезный жанр
Что такое беллетристика? Это всегда рассказ о ситуации, о каком-то событии, но никогда о развитии характера или трансформации личности человека. Все литературы, пожалуй, можно разделить на серьезные жанры, к которым относятся романы, саги, психологическая проза, и беллетристику. У беллетриста язык - толковый словарь. Он должен знать многое из того, что описывает и о чем говорит. Он, скорее, должен быть не философом и психологом, а ходячей энциклопедией, в которой бы умещались всевозможные знания и факты со всего мира. Помните, что нас чаще всего захватывает в приключенческих фильмах или детективных расследованиях? Мы удивляемся тому, как обширен кругозор знаний персонажей, как хитро совершаются и раскрываются преступления или расставляются ловушки на пути к заветным сокровищам.
Всякий аттракцион в литературе прекрасно объясняет, что такое беллетристика. Это слово чаще всего используют в пренебрежительном ключе, говоря о литературе. В этом направлении практически нет социального подтекста, не делается глубокий акцент на острых и актуальных проблемах социума.
В принципе, в этом нет ничего необычного. Ведь что такое беллетристика, как не совершенно обычное название несерьезного в котором акценты делаются лишь на громкие эффекты? К беллетристическим произведениям относятся такие всемирно известные романы, как "Записки о Шерлоке Холмсе", детективные романы Агаты Кристи, фантастические произведения братьев Стругацких, истории о Джеймсе Бонде и многие другие культовые произведения. Все они являются прекрасными примерами этого направления.
Казалось бы, на вопрос "Что такое беллетристика?" существует вполне конкретный ответ, который содержится в словарях и энциклопедиях. Однако, если копнуть глубже, то окажется, что всё далеко не так просто.
Судите сами, слово беллетристика происходит от французского словосочетания belles lettres , что дословно означает "изящная словесность". Когда-то всё именно так и было, и беллетристикой называли всю изящную литературу, то есть поэзию (читай художественную литературу), изложенную в стихотворной или прозаической форме.
Всё изменилось благодаря небезызвестным литературным критикам XIX века Виссариону Григорьевичу Белинскому и Дмитрию Ивановичу Писареву. С их лёгкой руки беллетристикой стали называть массовую литературу, которая противостоит "высокой литературе". То есть значение слова стало прямо противоположным исходному.
Как это произошло? Достаточно просто: уважаемые критики в своих статьях использовали термин "беллетристика" по отношению к литературе, разрушавшей их социальные теории.
Сегодня термин "беллетристика" используется в широком и узком смыслах.
Беллетристика в узком смысле - лёгкое чтиво, присущее мистическим, приключенческим, детективным жанрам и дамскому роману. Подобное чтение для отдыха и произведения, созданные для приятного времяпрепровождения, имеет тесную связь со стереотипами, модой, популярными в обществе темами. Кроме этого, беллетристика может касаться и серьёзных проблем и вопросов, которые волнуют общество.
Как правило, типажи героев, а также их увлечения, привычки, профессия соотносятся с информационным пространством, доступным всем, и представлениями, которые сложились у преимущественного большинства. Чаще всего беллетристы выражают в своих произведениях настроения общества, его состояние и общественные явления. Реже - представляют происходящее, пропуская сквозь призму собственных взглядов и представлений.
Беллетристика в широком смысле слова - это всё, что не публицистика, не документальный жанр, который был широко распространён в многочисленных литературных журналах XIX века. Слово "беллетристика", как уже было сказано выше, использовалось в пренебрежительном ключе по отношению к произведениям, написанным по принципу "словесность ради словесности" и "текст ради текста". Эти произведения считались ущербными, поскольку не содержали социального подтекста.Отдельное внимание необходимо уделить и такому явлению, как "беллетризация". Беллетризация используется для того, чтобы изложить некоторый документальный материал, используя приёмы художественного повествования. Ярким примером подобных произведений является роман "Что делать?" Чернышевского.
Литературовед Иосиф Эйгес в статье "Беллетристика", написанной для Словаря литературных терминов, который был издан в 1925 году, пишет о том, что к ложной беллетристике или подделкам под неё следует относить бульварную литературу, которая удовлетворяет низкие и пошлые интересы (уголовную сенсацию, порнографию и прочее), а не художественные стремления.
Получается, что беллетристика ещё раз изменила своё значение. Ведь в начале XX века её главной характеристикой была художественность, зависящая не столько от достоинств языка и умения автора интересно рассказывать о событиях, "сколько от своеобразного переживания образов, ради которого можно простить некоторые недостатки изложения".
В то время беллетристикой считались произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. Современных же беллетристов, произведения которых выпускаются многотысячными тиражами, каждый читатель может назвать и сам.
В этой статье подробно объясняется, что такое беллетристика. Рассказывается история происхождения этого жанра. Раскрывается значение слова беллетристика...
Слово "беллетристика" в современном русском языке мелькает чуть ли не на каждом шагу. Во всяком случае среди тех, кто увлекается литературой, часто находятся люди, не знакомые с этим термином французского происхождения. Вопросы и даже споры о том, что такое "беллетристика" и оскорбительно ли отзываться так о произведении, путешествуют по Сети от форума к форуму. Чтобы дать однозначный ответ, придется проанализировать термин со всех сторон. Начать лучше всего с прямого значения слова "беллетристика".
"Беллетристика" в словарях является многозначным словом. Им можно описать следующие виды, жанры и формы литературных произведений:
В современном русском языке лексическое значение "беллетристики" практически полностью сведено к последнему пункту из списка, но далеко не всегда выступает в негативном ключе.
Вертикальная шкала деления литературных произведений существовала еще во времена Аристотеля и первых театров, когда дорогим и умным трагедиям противопоставлялись дешевые и глуповатые комедии. С развитием книгопечатания и появления литературы, предназначенной для индивидуального чтения, границы "высокого" и "низкого" постепенно размылись. То, что осталось "на грани", и получило название "беллетристика".
Итак, что такое беллетристика того времени? Это, в первую очередь, рыцарские романы. Поначалу они считались образцом высокой литературы, потому что содержали в себе сложную идею противостояния чувств и морального долга, но довольно быстро превратились в клише и "легкое чтиво".
Социальное деление общества на слои привело к тому, что к XVI-XVII векам вся французская и вообще европейская элита читала "высокие" жанры вроде эпоса или трагедии, а более низкие по положению господа зачитывались авантюрными приключенческими романами, то есть беллетристикой.
В определенное время и в определенных кругах читать "легкую" литературу считалось дурным тоном. Когда человеческий интеллект измерялся количеством светской критики на книжной полке, впору было осмеять мечтателя, которому приходился по душе Жюль Верн и английские детективы. Сегодня пренебрежительное отношение к беллетристике сохранилось, скорее, в рамках консервативной традиции, чем на реальных основаниях.
Что такое "беллетристика" в негативном ключе? Это откровенно простоватая массовая литература с ориентацией не на смысл и ценности, а на пустую трату слов, метафоры ради метафор и текст ради текста. Беллетристикой очень часто называют женские любовные романы, и хотя это довольно грубо и обобщенно, у этого предрассудка все же есть основание.
Дело в том, что беллетристика – такой легкий жанр расслабляющего чтения, что серьезные вопросы и социальный подтекст в него вложить просто невозможно, да и не нужно. Если литература данного жанра и позволяет себе продвигать какие-то моральные и нравственные идеалы, то только самые простые и понятные: добро, любовь, семья и другие всем известные ценности. Эта манера прямого и очевидного нравственного воспитания, не являющаяся первостепенной целью произведения, прижилась в женских романах лучше, чем в каком бы то ни было другом жанре.
Теперь, когда ответ на вопрос о том, что такое беллетристика, получен сполна, самое время поговорить о том, что называют беллетризацией. Это весьма распространенный прием как в классической, так и в современной литературе. Его суть заключается в том, что автор использует фактически достоверный материал, приукрашивая его художественными деталями или рассказывая реальную историю в художественной манере. Таким образом поступил, например, американский писатель-фантаст Дэниэл Киз, написав документальное произведение "Таинственная история Билли Миллигана" в художественной форме.
Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255
И Дмитрия Писарева , которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем .
В широком смысле слова, беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространенному в литературных журналах XIX века. Поскольку «беллетристика» - французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.
В узком смысле беллетристика - это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге .
Беллетристика представляет собой «срединное поле» литературы , произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллирует к общепринятым моральным и нравственным ценностям. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, - всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. Однако при этом, в отличие от (зачастую поставленной на «конвейер » с использованием «литературных негров ») массовой литературы беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию . Однако чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет .
В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко - проецируют свой собственный взгляд в это пространство. В отличие от классической литературы со временем она теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность . Существует мнение, что к беллетристике фактически относится ряд произведений «классики советской литературы», например такие, как Чапаев , Железный поток , Как закалялась сталь , Поднятая целина , Молодая гвардия .
Беллетристический подход, с ориентацией на такие общепринятые ценностям и проблемы, как поиск жизненного пути, любовь , семья , дружба , предательство и т.д. оказывается востребованным в женской прозе . В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы, как Галина Щербакова , Виктория Токарева , Дина Рубина , Ирина Муравьёва , Елена Долгопят .
Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования . Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века в связи с творчеством таких авторов, как Андре Моруа и Стефан Цвейг , элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвшихся художественной литературой, как таковой - летописей , житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словесности .
Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).