Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Григорий григорьевич мясоедов - биография и картины. Художник Мясоедов Григорий Григорьевич: биография, фото и интересные факты Картины мясоедова с названиями и описанием

Григорий григорьевич мясоедов - биография и картины. Художник Мясоедов Григорий Григорьевич: биография, фото и интересные факты Картины мясоедова с названиями и описанием

Портрет работы И. Репина (1904)

Григорий Григорьевич Мясоедов (7 апреля 1834, село Паньково Тульской губернии, ныне Новодеревеньковского района Орловской области - 18 декабря 1911, Полтава) - российский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок.

Основная тема, к которой обращался художник - крестьянский быт.

Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.

Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.

Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину "Поздравление молодых в доме помещика" (1861) и полотно на историческую тему "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе" (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Поздравление молодых в доме помещика

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).

А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину "Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)" (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане. В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова - "Земство обедает" (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук - вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же - множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет - сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.

«Земство обедает»

В другом фундаментальном полотне Мясоедова - "Чтение манифеста 19 февраля 1861 года" (1873) - раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. "Признаюсь, - писал один из критиков, - мне не удавалось видеть (после "Бурлаков" г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц". Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине "Опахивание" (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек.

1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами "Засухи", где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину "Самосжигатели" (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг.

Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников. Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.

Осеннее утро. 1893

Дорога во ржи.

Лесной ручей. Весной

Пристань в Ялте

Автопортрет

Г.Мясоедов портрет И.Репина. Этюд 1883

Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902

Портрет Шишкина

Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)

Испанец. 1866

Молебен во время засухи. 1880

    Мясоедов, Григорий Григорьевич Портрет работы И. Репина (1904) Дата рождения: 7 (19) апреля 1834 Место рождения: Село Паньково, ныне Новодеревеньковского района Орловской области … Википедия

    Живописец; род. в 1835 г., учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Акад. художеств, где его профессорами были Нефф и Mapков. В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину "Поздравление молодых" (в … Большая биографическая энциклопедия

    - (7 (19) апреля 1834, село Паньково, ныне Новодеревеньковского района Орловской области 18 (31) декабря 1911, Полтава) российский живописец. Учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии… … Художественная энциклопедия

    Русский живописец. Учился у А. Г. Маркова и Т. А. Неффа в петербургской АХ (1858‒62; пенсионер в Германии, Италии и Франции в 1863‒68;… … Большая советская энциклопедия

    - (1834 1911) российский живописец. Один из создателей Товарищества передвижников. Правдиво изображал крестьянскую жизнь (Земство обедает, 1872; Косцы, 1887), обращался к историческим и литературным темам … Большой Энциклопедический словарь

    Мясоедов, Григорий Григорьевич живописец (1835 1911). Учился в Академии Художеств, у Т. Неффа и А. Маркова. Получил золотые медали за картины: Поздравление молодых в доме помещика (в музее Александра III), Бегство Григория Отрепьева из корчмы… … Биографический словарь

    - (1834 1911), живописец. Один из создателей Товарищества передвижников. Изображал крестьянскую жизнь в пореформенной России («Земство обедает», 1872; «Косцы», 1887), обращался к историческим и литературным темам. * * * МЯСОЕДОВ Григорий… … Энциклопедический словарь

    Живописец, род. в 1835 г., учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Акад. художеств, где его профессорами были Нефф и Марков. В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину Поздравление молодых (в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Иван Мясоедов. Флигель в усадьбе в Павленках, выполнявший функцию мастерской художника

Я хочу рассказать об удивительном и талантливейшем человеке, незаслуженно забытом на своей родине, о блистательном рисовальщике, об атлете с красивым сильным телом, о творце, фантазере, бунтаре и преступнике – об Иване Григорьевиче Мясоедове.
Сама я о нем узнала не так давно – только в прошлом году. Подруга, переезжающая на новую квартиру, отдала мне несколько не вписывающихся в интерьер книг и альбомов по искусству. Среди них было красочное издание на немецком языке «Ivan Miassojedoff/Eugen Zotov». В силу дремучего своего невежества я решила поначалу, что это разные люди. Оказалось – нет, один и тот же. Альбом составлен в Лихтенштейне, напечатан в Швейцарии. Перелистав его, я поразилась увиденному – яркие, сильные живописные работы, виртуозная меткость и техника рисунка, смелые фотоавтопортреты… И я о не совсем ничего не знаю!
К сожалению, не сильна я не только в истории искусств, но и в немецком языке. Из книги я взяла только иллюстрации, остальную информацию разыскала в Сети. Ее, к слову, оказалось до обидного мало – лаконичная статья в Википедии, пару заметок в газетах и историческая миниатюра В.С. Пикуля «Мясоедов, сын Мясоедова». А репродукций работ Ивана Мясоедова в Интернете практически нет. Я решила исправить досадную недоработку.
Родился Иван в 1881 году под Полтавой, в имении отца Павленки. Родила его Ксения Васильевна Иванова, вторая жена знаменитейшего художника-передвижника Григория Мясоедова, тоже художница.

Правда, трудно объяснить, чем руководствовался Мясоедов-старший, когда совсем маленьким оторвал Ваню от матери и отдал его на воспитание в многодетную семью своего друга, пейзажиста Киселева. Уже тогда ребенок проявлял строптивый и упрямый характер и склонность к буйным выходкам. Вообще-то Григорий Грегорьевич тоже был человеком сложным, иногда совершенно несносным. Он позировал в виде царя для картины своего приятеля Репина "Иван Грозный убивает своего сына Ивана" и со смехом сам признавался, что его выбрали, так как никто более не может сделать такое зверское лицо. В 1889 году он позволил матери забрать сына, они поселились в Павленках.
А Ваня тем не временем подрастал и превратился в приятной наружности юношу:


Природа щедро одарила его: статный и высокий (около 1 м 90 см ростом), широкоплечий и мускулистый, с правильными чертами лица и большими глазами. Еще в юности проявился его талант художника, с 1889 по 1895 гг он регулярно посещал уроки в частной художественной школе, принадлежащей его отцу. В 1896 году Иван поступил в Московскую школу Живописи, ваяния и зодчества. Примерно в тот же период он увлекся тяжелой атлетикой и гиревым спортом. Прекрасно сложенный от природы, он вскоре довел свое тело до совершенства. В то время модно было быть здоровым и сильным, многие молодые люди увлекались атлетикой, подражая героям античности. Мясоедов создал культ обнаженного спортивного тела, как это было принято у древних греков. Он даже издал "Манифест наготы", опубликовав его в сборнике Н.И. Евреинова "Нагота на сцене".






Это было не просто баловство, но вполне серьезное увлечение спортом. Мясоедов был членом Атлетического общества графа Рибопьера и даже участвовал в соревнованиях: в на Всеросийском чемпионате по тяжелой атлетике в 1909 году он занял Второе место. Не забывал он, впрочем и занятия живописью. С 1907 по 1909 год он учится в батальной мастерской Императорской Академии художеств, которую заканчивает с отличаем. Его дипломная работа "Аргонавты отправляются за Золотым руном" произвела фурор. К этому сюжету Иван обращается впоследствии неоднократно:








Этот автопортрет в образе Диониса - гравюра. Учась в академии, Мясоедов в совершенстве овладел искусством гравировки в мастерской профессора Матэ. Это имение со временем позволит ему пожить с размахом, но не доведет до добра.
Иван много пишет. В основном, это монументальные полотна на античные сюжеты, но ему одинаково хорошо давались и портреты, и пейзажи.

Иван Мясоедов. Смерть Гектора

Иван Мясоедов. Битва кентавров и амазонок

Иван Мясоедов. Ганнибал в Альпах

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911), русский художник, мастер живописи, представитель искусства «передвижников».

Биография Григория Мясоедова

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.
Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.

В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.

В 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», Мясоедов получил малую золотую медаль.

В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.

В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии.

В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».

В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика.

В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.

29 ноября 1871 года в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове.

Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота», а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.

Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.

В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.

В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.

В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.

В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.

В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.

В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».

В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.

Как и многие передвижники Мясоедов в 1890-е года пережил кризис.

Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.

Творчество Григория Григорьевича Мясоедова

Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин.

В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра.

Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Поздравление молодых в доме помещика Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью.

Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа — Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом). А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)» (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане.

В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова — «Земство обедает» (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук — вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же — множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет — сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разноооразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.

В другом фундаментальном полотне Мясоедова — «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) — раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

«Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после «Бурлаков» г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц».

Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине «Опахивание» (1876) показано старинное ритуальное дсиство: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В 1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами «Засухи», где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину «Самосжигатели» (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже «Дорога во ржи» (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в «Косцах» (1887).

Дорога во ржи Страдная пора (Косцы)

Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг. Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников. Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.

Внешность Мясоедова говорила сама за себя.

Высокий, с умным лицом, длинным и искривленным набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными глазами. В речи его звучали оригинальные, передовые мысли, парадоксы, часто ирония и едкий сарказм.

Григорий Мясоедов был человеком сложным, в общении невыносимым. Его резкий характер иногда оказывался даже для близких нестерпимым.

Не ужившись с первой женой — пианисткой, в Харькове он сошелся с молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила сына. Но свободолюбивый Григорий Григорьевич был уверен, что девица поймала его «словно перепела в сети». У него были какие-то основания считать, что Ванечка не его. Оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а жене запретил проявлять материнские чувства к мальчику. Ксения была для Вани обычной кухаркой…

Наконец Мясоедов безжалостно оторвал ребенка от матери, отдав отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселеву в Москву. Это случилось, когда Мясоедов позировал Репину для картины.

— Илья взял царя Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, — говорил потом художник.

Впрочем, после одного случая Григорий убедился, что Ваня — его кровь. Как-то раз во время очередного застолья у Киселевых гости зашумели: «А где Ванечка? Где ваш воспитанник?» Киселевы долго упирались: да он, мол, такой бука, молчун, всего боится. Но привели Мясоедова-младшего.

Ваня понял, что талантливая публика ждет от него не пошлой сказки, стишка, песенки, спетой дрожащим от волнения голоском, — им нужна более эстетическая акция. Ваня подошел к художнику Маковскому и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. После этой «живой картины» у Мясоедова-старшего никаких сомнений не осталось — «мой сын». В тот же день он забрал 7-летнего Ванечку домой — в пригород Полтавы.

Но ничего фактически в отношениях отца и сына не поменялось. В момент агрессии художник мог так ударить сына, что даже подумывал, что убил отпрыска. А увлечение Вани гирями, цирковым искусством считал постыдным.

— Несчастье мое, дубина! — часто шпынял он подрастающего мальчика.

В 1899 году умерла от туберкулеза Ксения, которая была единственным добрым человеком в жизни парня. А после того как Григорий насмелился сообщить Ване, что тот не приемыш, а родной сын, Мясоедов-младший фактически отрекся от отца. Поселился во флигеле, месяцами не разговаривал с папой, а его гостей провожал только до крыльца.

— Нет, это не мой сын, а какое-то отродье. Я человек слабый, болезненный, откуда взялся этот верзила? Художника из него никогда не выйдет, а что выйдет — неизвестно. Иван-дурак… — так оценивал студенческое творчество Вани Григорий.

Но когда в 1911 году Мясоедов-старший умирал, сын явился. Под музыку Баха и Шопена рисовал отца на смертном ложе. Иван со старанием выводил линии спазматически открытого рта, обводил контуры страдальчески заостренного отцовского лица в агонии. Что двигало рукою сына: искусство или ненависть, наверное, даже сам автор не знал.

На двух посмертных выставках (в Полтаве и Москве) Иван безжалостно распродал все богатое наследие отца, не пощадив его работ и коллекции, составленной из дарственных работ Репина, Шишкина, Дубовского. А в 1919 году, когда Иван Мясоедов навсегда покинул родину, перед эмиграцией он с каким-то садизмом уничтожил в усадьбе все, что касалось Григория: эскизы, переписку мастера. После войны в одном из зданий на усадьбе Мясоедовых полтавчане решили сделать музей, но нашли там лишь один автопортрет Григория…

Библиография

  • Мясоедов Григорий Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Масалина Н. В. Мясоедов. - М.: Искусство, 1964. - 96 с. - 10 000 экз. (обл.).

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: bibliotekar.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Иван Мясоедов родился в 1881 году под Полтавой, в имении отца Павленки, в семье знаменитейшего художника-передвижника Григория Мясоедова. С 1889 по 1895год он регулярно посещал уроки в частной художественной школе, принадлежащей его отцу. В 1896 году Иван поступил в Московскую школу Живописи, ваяния и зодчества. Примерно в тот же период он увлекся тяжелой атлетикой и гиревым спортом. Прекрасно сложенный от природы, он вскоре довел свое тело до совершенства. В то время модно было быть здоровым и сильным.Мясоедов был членом Атлетического общества графа Рибопьера и даже участвовал в соревнованиях: в на Всеросийском чемпионате по тяжелой атлетике в 1909 году он занял Второе место. Не забывал он, впрочем и занятия живописью.
С 1907 по 1909 год он учится в батальной мастерской Императорской Академии художеств, которую заканчивает с отличаем. Его дипломная работа "Аргонавты отправляются за Золотым руном" произвела фурор.
Учась в академии, Мясоедов в совершенстве овладел искусством гравировки в мастерской профессора Матэ. Это имение со временем позволит ему пожить с размахом, но не доведет до добра.
Иван много пишет. В основном, это монументальные полотна на античные сюжеты, но ему одинаково хорошо давались и портреты, и пейзажи.










В 1912 году на гастроли в Россию приехала итальянская танцовщица Мальвина Верничи. Иван влюбился в нее с первого взгляда. Это крохотная женщина с греческим профилем и гибкой мускулистой фигуркой полностью соответствовала представлениям Ивана об античной красоте; средиземноморская внешность экзотической танцовщицы пленила его навсегда. Они стали жить вместе, похоже, так и не узаконив своих отношений - дочь Ивана и Мальвины носила фамилию матери. Жили молодожёны не особенно раскошно, питаясь за те гроши, которые Иван зарабатывал в цирке. Еще иногда удавалось подзаработать, устраивая выставки отцовских работ.Мальвина часто позировала мужу

Приближалась Революция. Иван не стал ее сторонником, ему близки были идеи анархизма, но ему претило любое насилие, концентрацией которого он считал революцию. Он вступил в армию Деникина и стал при ней художественным корреспондентом. После разгрома деникинских войск красными Мясоедов попал в плен и чуть не был расстрелян. Ему чудом удалось спастись, и в 1921 году он вместе с Мальвиной уплывает из Крыма на немецком корабле "Вигберт" в Константинополь, затем в Триест, Баварию и надолго оседает в Берлине.
Началась эмиграция. В Берлине Мясоедов продолжает писать картины. Он создает серию портретов на заказ и становится довольно популярным, его полотна неплохо продаются.




Германия в это время бедствует, марка девальвируется, многие жители влачат жалкое существования, Иван и Мальвина же начинают жить на широкую ногу. У них собираются русские эмигранты, художники и поэты. Мальвина воспитывает дочь. Дом Мясоедова - полная чаша. Это было странно, даже с учетом множества заказов. Вскоре секрет семьи раскрывается самым драматическим образом: в 1923 году Мясоедова арестовывают за фальшивомонетничество. Искусный гравер, он заставил Музу служить преступлению. Три года Иван проводит в Моабитской тюрьме, где он расписывает тюремную церковь. Выйдя на свободу, Иван пишет целый ряд полотен, среди которых множество откровенно ностальгических, наполненных тоской по родине, по своему украинскому имению. Именно тогда рождается цикл "Украинские подсолнухи", родимые пейзажи, написанные по памяти и печальное полотно "Прощание с Павленками":






Неугомонного Мясоедова, оказывается, не так легко было унять: в 1933 году его опять арестовывают за подделку банкнот. На этот раз он проводит в тюрьме чуть больше года. Выйдя, он обнаруживает, что многое изменилось: к власти пришел Гитлер. Мясоедов делает себе и жене поддельные паспорта и под именами Евгения и Мальвины Зотовых они покидают Берлин. Художник не боялся нацистов, он опасался, что Германия, подписавшая пакт с Россией, выдаст его, бывшего деникинца сталинским властям. По пути из Германии Мясоедов-Зотов останавливается в Брюсселе, где пишет портрет Бенито Муссолини. Дуче остался очень доволен его работой, портрет позже напечатали на обложке журнала "Новая Италия". Поселяется "новоиспеченная" семья Зотовых в Лихтенштейне, в Вадуце.

В Лихтенштейне семья ведет размеренную жизнь. Зотовы становятся добропорядочными респектабельными гражданами. Иван-Евгений теперь известный уважаемый портретист, который выполняет заказы княжеского дома.


Художник и модель

Мясоедов разочарован в устройстве мира и в человечестве. Он пишет серию картин-аллегорий, посвященных России, Войне, Революции, бедствиям и разрухе.


Аллегория России

Мясоедов-Зотов выпустил первые в Лихтенштейне государственные почтовые марки, занесенные сейчас во все каталоги. В 1981 годах Лихтенштейн отблагодарил художника - в честь его 100-летия была выпущена серия марок, посвященных ему самому.
В 1946 году правительство Лихтенштейна получило известие, что Евгений Зотов, практически придворный художник - самозванец, многие годы проживающий по поддельному паспорту. "Зотовых" лишили гражданства. Мясоедов постарел, но не успокоился: в 1948 году ему пришлось покинуть Вадуц - его в очередной раз обвинили в подделке ценных бумаг.

Семья "Зотовых" в 1950 г. У ног Ивана Мясоедова и Мальвины Верничи сидит их дочь Изабелла Верничи. Слева ее дети - Анита и Михаэль Модлер (сейчас живы)

В 1953 году Мясоедовы отправились в Аргентину. Одна из последних работ: "Море и небо. Отъезд в Аргентину" светится безмятежным покоем и надеждой, которой не суждено было сбыться:

По приезду в Буэнос-Айрес Иван Григорьевич внезапно тяжело заболел и умер - оказывается, у него был рак печени. Вот так закончил свою жизнь большой художник, оставивший более 4000 живописных и графических работ, авантюрист и беспокойный скиталец - Иван Мясоедов. Мальвина пережила его на 20 лет.