Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Гениальные заблуждения в науке и технике. Топ десять научных заблуждений

Гениальные заблуждения в науке и технике. Топ десять научных заблуждений

Для самой читающей нации в мире мы предлагаем сборник общеизвестных и привычных заблуждений из мира науки, биологии, истории, анатомии и секса. А знакомиться с этими интересными фактами можно с любой страницы, что очень удобно для чтения в ванной и туалете, не правда ли?

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самые известные заблуждения о науке, биологии, истории, анатомии и сексе (В. Обручев, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Космос и астрономия

1. Оказавшийся в космосе человек будет буквально разорван внутренним давлением. На самом деле «взрыва» не будет. Ткани человеческого тела обладают достаточной прочностью и вполне способны выдержать давление в одну атмосферу. Что же произойдет с человеком, оказавшимся без скафандра в межпланетном пространстве? Он умрет от удушья.

2. Слова «космос» и «невесомость» чуть ли не синонимы. Состояние невесомости можно наблюдать и на Земле. Чтобы испытать его на себе, достаточно спрыгнуть со стула. Конечно, в этом случае невесомость продлится жалкие доли секунды, но она будет.

На довольно короткое время это состояние испытывают парашютисты, выпрыгнувшие из самолета, спортсмены-прыгуны, батутисты при достижении верхней точки прыжка и др. На нашей планете невозможно достичь условий, при которых вес пропадает надолго.

3. Полярная звезда – самая яркая на небе Северного полушария. Полярная звезда – вторая по величине. Все звезды находятся на разном расстоянии от нас, поэтому очень яркая звезда из-за удаленности может быть едва видна невооруженным глазом.

4. Звезды неподвижны. На самом деле небо не статично, оно находится в постоянном движении, однако мы практически не способны это заметить, ведь все, что происходит в космосе, длится сотни, тысячи и даже миллионы лет, жизнь человека на этом фоне – едва заметная вспышка.

Если перемещения галактик не видны даже на протяжении веков, то некоторые звезды летят в космическом пространстве так быстро, что это становится заметно уже через несколько лет наблюдений. Например, скорость звезды Бернарда составляет 110 км/с. Для сравнения: Солнце движется относительно других звезд со скоростью примерно 20 км/с.

5. В недалеком будущем человечество сможет совершить полет к ближайшим звездам. Это нереально. Казалось бы, это вполне достижимо даже на современном этапе развития космонавтики, но… Для начала необходимо вспомнить, что ближайшая к Земле звезда – Проксима Центавра – находится на расстоянии 4,22 световых года, то есть даже свет, двигающийся со скоростью 300 000 км/с, преодолевает это расстояние за четыре с небольшим года. От остальных звезд нас отделают куда большие расстояния. Таким образом, звездолет должен лететь как минимум четыре световых года в одну сторону, а все путешествие займет не менее восьми лет.

6. Солнечное затмение – редкое событие. Каждый год можно наблюдать как минимум два затмения, а в иные годы их количество достигает пяти.

7. Невидимая сторона Луны не освещается Солнцем. Любое сферическое тело всегда освещается Солнцем одинаково – это надо запомнить. Что касается Луны, каждый отдельно взятый участок ее поверхности освещается Солнцем в течение почти 15 земных суток и еще столько же пребывает в кромешной тьме. За день лунная поверхность успевает раскалиться до +115 °C и более, за ночь – остыть до –170 °C, а местами и до –240 °C.

8. Кометы – огромные космические тела – опасны для Земли. Столкновение кометы с Землей – не самое катастрофическое событие. При огромных видимых размерах вся масса комет сосредоточена в ядрах, которые представляют собой «грязный снежок» – смесь льда, космической пыли, крупных минеральных вкраплений и камней. Это, как точно подметил французский физик Ж. Бабинэ, «видимое ничто». При приближении к Солнцу из ядра кометы под действием нагрева начинают бить газовые и пылевые фонтаны. Вещество выбрасывается в космос и становится видимым как кома и хвост кометы.

9. Звезды из одного созвездия находятся рядом. Данное заблуждение родилось из-за того, что звезды, удаленные от нас на разные расстояния, проецируются на одну воображаемую плоскость. Например, в нашем понимании созвездие Большой Медведицы – это знаменитый «ковш», состоящий лишь из семи звезд. Для астрономов оно включает 125 звезд, удаленных на расстояние от тысяч километров до миллиардов световых лет.

10. Попадание космического корабля в метеорный поток влечет его гибель либо значительные повреждения. На самом деле метеоритные частицы не больше песчинки и лишь малая их часть похожа на «настоящие» камни размером в несколько сантиметров. С космическим кораблем, попавшим в метеорный поток, ничего не случится, он спокойно пролетит через него и даже «не заметит» этого.

11. Полететь в космос можно с помощью огромной пушки. Какой бы большой ни была пушка, выстрел не приведет к достижению цели: полет в космос не удастся. Почему? Самая главная причина кроется в скорости, которой невозможно достичь во время выстрела. Другая причина заключается в том, что находящиеся в снаряде люди будут буквально раздавлены возникшими перегрузками.

12. Многие считают, что метеориты падают на Землю горячими. В реальности почти все метеориты, долетевшие до поверхности нашей планеты, можно спокойно потрогать рукой. Нагрев происходит только на поверхности, внутри метеорит остается таким же холодным, как и до входа в атмосферу, поэтому он быстро остывает.

Планета Земля

13. Великая китайская стена – единственный рукотворный объект, видимый из космоса. Великую китайскую стену практически невозможно увидеть из космоса невооруженным глазом. Чтобы запечатлеть ее с международной космической станции, необходимо точно знать время пролета над объектом и воспользоваться телескопом. Следует отметить, что взлетно-посадочные полосы международных аэропортов и знаменитые египетские пирамиды на фоне песков, напротив, относительно легко различимы.

14. Водяная воронка в раковине закручивается в разные стороны в Северном и Южном полушарии. Почему люди искренне уверены в обратном? Все дело в так называемых силах Кориолиса, описанных в 1833 г. французским математиком Густавом Кориолисом. Именно под действием этих сил вода (а также воздух) приобретает вращательное движение, то есть закручивается в воронки. Силы Кориолиса приводят к тому, что в Северном полушарии реки подмывают правые берега, а в Южном – левые.

В обычных раковинах направление закручивания водяной воронки зависит от формы раковины, диаметра трубы, случайных воздействий на воду и прочего, а не от сил Кориолиса.

15. Cезоны сменяют друг друга, потому что Земля то приближается к Cолнцу, то отдаляется от него. Климат Земли всецело определяется углом наклона оси вращения, но никак не удалением или приближением к Солнцу. Это обстоятельство, кстати, отображается в самом слове «климат»: по-гречески klimatos означает «наклон».

16. При движении вглубь Земли сила притяжения увеличивается. На самом деле с глубиной земное притяжение падает, а в центре планеты царит невесомость. Однако все расчеты верны, если принять планету за идеальный шар, вещество которого имеет одинаковую плотность во всем объеме. Однако в земной коре имеются уплотнения и пустоты, и ее мантия тоже не везде однородна, поэтому невесомость должна наблюдаться не в геометрическом центре Земли, а где-то в стороне от него – там, где находится центр тяжести планеты.

17. Самое сухое место на Земле – пустыня Сахара. В действительности «самое сухое место» определяют по годовому количеству осадков, выпадающих в местности. Тогда это звание по праву заслуживает… Антарктида! На материке находятся три уникальные долины, на которых дождей и снегов не было на протяжении по крайней мере двух миллионов лет!

18. В сутках ровно 24 часа, в часе ровно 60 минут, в минуте – 60 секунд. Существуют разные понятия суток. Астрономы выделяют солнечные и звездные сутки. Истинные солнечные сутки не могут считаться примером постоянства: в течение года они периодически удлиняются и укорачиваются на некоторое время.

19. Земля – круглая. Если смотреть на Землю издалека, скажем, из космоса, то она покажется идеально круглой. Однако если мы, приняв форму Земли за идеальный шар, начнем делать точные измерения координат точек на ее поверхности, то у нас ничего не получится. Все потому, что форма Земли отличается от шара, приближаясь к эллипсоиду.

20. С увеличением высоты температура равномерно падает. Так происходит только до определенного момента, после которого атмосферу начинает буквально «лихорадить». Земная атмосфера условно разделена на несколько слоев, обладающих различными физическими и химическими свойствами. C увеличением высоты температура сначала падает, потом растет, потом снова падает и снова растет.

Физика и математика

21. Сброшенная с небоскреба монета может убить человека. Упавшая с небоскреба монета не только не приобретет «смертельной» скорости, но и через две-три секунды падения перестанет ее набирать. Сопротивление воздуха уравновесит ускорение свободного падения, и монета почти на всем пути будет падать с равномерной скоростью. Именно поэтому неважно, с какой высоты она будет сброшена: с 300 м или с 3 км – результат будет одинаков. Если бы все падающие в атмосфере тела двигались с ускорением, то смертельным был бы даже обычный дождь.

22. Чем выше напряжение электрического тока, тем более он опасен. В некоторых условиях опасным может стать напряжение 10–15 В; и, напротив, ток напряжением 10 000 В может не нанести никакого вреда. Необходимо учитывать не только напряжение, но и силу электрического тока.

23. Тело кошек устроено особым образом, поэтому они не разбиваются, падая с высоты. Кошки не разбиваются, потому что в дело вмешиваются не биология и физиология, а физика. С увеличением высоты вероятность гибели кошки не повышается. Все потому что во время полета кошки расставляют лапы как можно шире, тем самым увеличивая площадь своего поперечного сечения. Проще говоря, тело животного начинает работать как парашют, повышая сопротивление и снижая скорость. Здесь главную роль играют законы механики и аэродинамики.

24. Трение приносит только вред. В действительности без трения все тела начнут двигаться, стремясь достичь самой низкой точки. Тормозные колодки, шкивы и ремни, шины и дорога не будут испытывать взаимного трения, а значит не будут работать. Наши дома в мгновение ока рассыплются: раствор не будет больше держать кирпичи, ведь они фиксируются только за счет трения.

25. Ракета летит, так как отталкивается от воздуха реактивной струей. В реальности воздух мешает полету реактивного снаряда, не давая ему развить максимальную скорость. Здесь можно провести полную аналогию с ружьем и пулей. Вырывающийся из отверстия газ обладает большой скоростью, а по закону сохранения инерции сама камера должна начать двигаться в противоположную сторону. При запуске ракеты работает такое явление, как отдача.

26. Вода в чайнике до и после нагревания имеет одинаковую массу. Любое изменение количества энергии в теле неизбежно ведет к изменению его массы. Так насколько изменится масса литра воды, взятой при комнатной температуре и доведенной до кипения? Ненамного. А вот тонна воды уже даст показатель, находящийся на грани инструментальной погрешности: 1000 кг воды, доведенной до кипения, станут тяжелее всего на 0,000005 г.

27. На Луне человек может подпрыгнуть намного выше, чем на Земле. Теоретически на Луне человек может с места прыгнуть в высоту на 2–3 м, однако если будет делать это без скафандра и после длительной подготовки. Если прыгнуть на Луне с той же силой, что и на Земле, велика вероятность полететь не вверх, а вперед или назад, «получив» при этом еще и вращательный момент.

28. Жидкости оказывают давление только вниз, на дно сосуда. Жидкости давят на все стороны, в том числе вверх. В противном случае любое тело, оказавшись в воде, моментально падало бы на дно и о плавании не могло быть и речи.

29. Прыжки с большой высоты в воду безопасны. Если не принять мер, то об воду можно довольно сильно разбиться. Чтобы не получить травм, спортсмены многие годы учатся группироваться и относительно свободно проникать в воду, которая своим сопротивлением постепенно снижает скорость человека.

30. Если резко нажать педаль тормоза, то автомобиль быстрее остановится. На самом деле это заблокирует колеса и автомобиль пойдет юзом. Все дело в силе трения. В разных случаях колеса и сам автомобиль ведут себя неодинаково, о чем необходимо помнить за рулем.

31. Молния никогда не бьет два раза в одно и то же место. Опровержением заблуждения служат обычные молниеотводы, установленные на каждом доме, башне, заводской трубе или любом другом высоком строении. Чем выше установлен молниеотвод, тем чаще попадают в него молнии.

32. Человек, бегущий под дождем, намокнет меньше, чем тот, кто идет медленно. При беге в безветренную погоду намокание будет происходить не только сверху, но и спереди. Тем самым у быстро движущегося тела увеличивается площадь, на которую попадают капли, следовательно, увеличивается и общая масса воды, попавшей на тело за определенный промежуток времени.

33. Вакуум характерен только для космоса. Под вакуумом мы понимаем пространство, совершенно свободное от какой-либо материи – абсолютную пустоту. Как это ни удивительно, но все окружающие нас тела, да и мы сами тоже, состоят из пустоты. В нас самих вакуума больше, чем материи. Это действительно так: если бы удалось вплотную приблизить электроны к ядрам, размеры тела сократились бы в 100 тыс. раз, но масса осталась прежней.

34. Теорема Ферма до сих пор не доказана. Теорема Ферма широко известна и в некотором смысле стала «идолом», которому поклоняются математики-любители и профессионалы. Однако мало кому известно, что ее доказательство уже найдено, произошло это в 1995 г. Тем не менее даже те, кто уверен, что доказательство существует, продолжают искать новые способы, ведь мало кого из ученых устраивает тот факт, что великая теорема имеет решение длиною 130 страниц!

35. Наука допускает возможность пересечения параллельных прямых. Геометрия Лобачевского описывает не плоское пространство, как геометрия Евклида, не допускающая пересечения параллельных прямых, а оперирует понятиями гиперболического пространства. Именно в таком пространстве возможно пересечение параллельных прямых. Хорошей моделью такого пространства являются геометрические тела, похожие на воронку и седло.

Тела и вещества

36. Алмаз невозможно разрушить. Легкий удар молотка сделает из одного большого алмаза много мелких. Однако не всегда надо прибегать к помощи инструментов: небольшие бриллианты, вставленные в кольца или серьги, могут разрушиться от случайного удара о предметы мебели, стену или дверные косяки. Алмаз и бриллиант – разные названия одного камня. «Алмаз» – название минерала, а «бриллиант» – ювелирный термин, обозначающий один из видов огранки драгоценных камней.

37. Cтекло – это твердое вещество. Даже при обычных, комнатных температурах самое обыкновенное оконное стекло остается жидкостью, однако очень и очень вязкой. Она продолжает течь, но со скоростью, едва различимой самыми чувствительными приборами.

38. Дождевая и родниковая вода чище воды из любых других источников. В почве и водоемах содержится большое количество отходов промышленной деятельности человека. Следовательно, водяной пар, составляющий облака, может содержать кислоты, щелочи и другие растворимые в воде соединения.

39. Ртуть – единственный металл, пребывающий в жидком состоянии при комнатной температуре. В действительности таких металлов четыре: всем известная ртуть, менее известные галлий, цезий и франций.

40. Существует три агрегатных состояния вещества: газообразное, жидкое и твердое. Сегодня можно назвать четыре агрегатных состояния, теоретически их могут принимать любые вещества: это газ, жидкость, твердая фаза и плазма.

41. Свинец и золото – самые тяжелые металлы. В реальности осмий и иридий – самые плотные, а значит самые тяжелые металлы на Земле. В космическом пространстве есть объекты, плотность которых в сотни, тысячи и миллионы раз больше, например вещество белых карликов (угасающих звезд, размеры которых близки к размерам Земли).

42. Обычная вода закипает при +100 °C. Все зависит от давления внешней среды или давления внутри сосуда. Например, в горах без специальных средств нельзя закипятить воду, а в котлах тепловых электростанций вода не кипит даже при +300 °C.

43. Пластмасса не отличается особой прочностью. Существуют пластики, не уступающие по характеристикам металлам. Например, фторопласты, среди которых можно отметить тефлон, обладают высочайшей прочностью и сохраняют свои свойства при температурах от –70 до +350 °C!

44. Капли дождя имеют форму слезы. Капли имеют форму маленьких шариков или шариков с приплюснутым основанием. Во время падения капля оказывается как бы в невесомости, а в условиях отсутствия притяжения все жидкости принимают естественную форму – шар.

Это свойство использовано при производстве охотничьей свинцовой дроби. На самом верху высокой (до 45 м и более) башни имеется специальный «дуршлаг» с отверстиями определенного диаметра. В этот «дуршлаг» заливается расплавленный свинец, который, пройдя через отверстия, падает на дно башни. За время полета металл приобретает шаровидную форму и застывает. Дробинки падают в бак с водой, амортизирующей удар.

45. Чем сильнее полировать поверхность, тем более скользкой она станет. Реальный результат будет противоположным. Наверняка каждый из нас не раз наблюдал, как два сложенных вместе куска гладкого стекла буквально слипаются друг с другом. Этот эффект напрямую связан с полировкой: в отсутствие микронеровностей начинает действовать сила притяжения между атомами или молекулами, слагающими трущиеся тела.

46. Морская вода – это раствор чистой воды и обычной поваренной соли. В морской воде найдены почти все элементы таблицы Менделеева. Кроме 27,2 г хлористого натрия, известного как обычная поваренная соль, в одном литре воды содержится 3,8 г хлористого магния, 1,7 г сернокислого магния, 1,3 г сернокислого калия, около 1 г сернокислого кальция и др.

47. Спирта с крепостью 100 % не бывает. 100 %-й спирт есть, его активно применяют в химической промышленности, в качестве добавок к автомобильному и ракетному топливу, в парфюмерной и других отраслях. А вот в спиртных напитках он не применяется.

48. Чем сильнее полировать зеркало, тем лучше оно будет отражать свет. Полировать зеркальную поверхность имеет смысл лишь до определенного момента, когда микронеровности по размерам станут меньше длины волны.

Для света совершенно безразлично, на какую поверхность падать – идеально гладкую, полностью лишенную микронеровностей, или с микрошероховатостями – в обоих случаях отражение будет происходить одинаково.

История изобретений и техника

49. Бумеранг был изобретен и использовался только в Австралии. Археологические находки говорят, что бумеранг использовался в Месопотамии, на территории современной Индии, в Египте. Мало того, бумеранг, выполненный из дуба, найден в Нидерландах. Однако грозное оружие именно в умелых руках австралийских аборигенов может летать на расстояние до 200 м, наносить значительные повреждения и возвращаться обратно.

50. Первую паровую машину изобрел шотландский механик Джеймс Уатт. Именем этого ученого названа международная единица мощности Ватт, однако в действительности Д. Уатт усовершенствовал и предложил новый тип двигателя, а история паровых машин начинается гораздо раньше.

51. Радиолампы – безнадежно устаревшие приборы. Нельзя говорить о полном забвении электронных ламп в частности и электровакуумных приборов вообще. Их активно применяют в технике, благодаря чему существует радиосвязь на очень коротких волнах, связь и передача данных через космические спутники, радиолокация и многое другое.

52. Вечный двигатель будет изобретен . Создание вечного двигателя невозможно. Это гипотетическое устройство должно совершать работу без поступления энергии извне бесконечно долго или до тех пор, пока не разрушится от сил трения и усталости материалов. Закон сохранения энергии утверждает, что никакая энергия не может просто так возникать и исчезать, она лишь переходит из одной формы в другую.

53. Технология «Стелс» защищает от радиоволн любой частоты. Технология «Стелс» позволяет снизить вероятность обнаружения военной техники в радио– и инфракрасном диапазоне. Она не сводится к специальному сверхсекретному покрытию, это целая наука, предлагающая массу способов снизить вероятность обнаружения самолетов, кораблей, танков и другой техники средствами противника. Следовательно, ошибаются те, кто считает, что американский ударный самолет F-117 и стратегический бомбардировщик B-2, созданные по технологии «Стелс» и называемые в народе не иначе как «Стелсы», – абсолютно невидимы.

54. Энергия двигателей автомобилей, локомотивов и кораблей расходуется на перемещение в пространстве. При движении по совершенно ровной дороге двигатель необходим, чтобы преодолевать силу трения и сопротивление воздуха. В космосе нет среды, создающей сопротивление движению, и чтобы получить «вечное движение», достаточно лишь кратковременного разгона, а дальше о двигателе можно забыть.

55. 100 лошадей могут заменить двигатель мощностью 100 лошадиных сил. Лошадиная сила – довольно абстрактная единица измерения мощности. В частности, четыре лошади в одной упряжи работают как три свободных, а восемь – как четыре. Чем большее число животных использовать, тем меньший прирост мощности будет наблюдаться.

56. Подводные лодки могут плавать на глубине многих километров. Основная проблема даже не в том, что на глубине конструкция подводной лодки может не выдержать высокого давления, сложность заключается в механизме погружения и подъема лодки с глубины.

Великие люди в науке

57. Галилео Галилей бросил в лицо инквизиции знаменитую фразу «И все-таки она вертится!» Вряд ли он решился бы произнести что-то подобное инквизиторам. Судебный процесс над Галилеем был долгим и мучительным. Инквизиция признала его не еретиком, но сильно заподозренным в ереси. Если бы Галилей на суде после прочтения отречения выкрикнул «И все-таки она вертится!», история закончилась бы совсем по-другому и даже, возможно, костром. Галилей был оправдан церковью только в наше время. Это произошло в 1992 г. по инициативе Папы Римского Иоанна Павла II.

58. Дмитрий Менделеев изобрел сорокаградусную водку. Д. И. Менделеев не имеет никакого отношения к водке. Хотя его диссертация и называлась «О соединении спирта с водой», посвящена она была вовсе не вкусовым качествам смесей и их воздействию на человека. Напитки, называемые «водкой», были известны в России уже давно: впервые упоминание этого напитка встречается в 1751 г. До этого на протяжении веков смесь воды и спирта (ржаного, ведь именно этот злак был наиболее распространен на Руси) называлась вином.

59. Единственный автор общей теории относительности – великий ученый Альберт Эйнштейн. В одиночку Эйнштейн, будь он хоть трижды гениален, создать великую теорию не смог бы, если бы не предшествующие работы других физиков, работавших с XVII по XX в. Главная заслуга Эйнштейна – обобщение разрозненных фактов и внесение предложений, поломавших все стереотипы в науке того времени.

60. Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения благодаря яблоку, которое упало ему на голову. Существует версия, что легенду с падением яблока И. Ньютон придумал сам. Это, якобы, понадобилось для «оправдания» себя перед знаменитым ученым того времени Робертом Гуком, уверявшим, будто Ньютон украл у него и выдал за свою идею о всемирном тяготении.

61. Юлий Цезарь родился с помощью кесарева сечения. На самом деле Гай Юлий Цезарь не мог появиться на свет таким путем. Дело в том, что в Древнем Риме кесарево сечение выполнялось только в том случае, если женщина умирала. Мать императора, как известно, прожила долгую жизнь. Первое успешное проведение операции на живой женщине официально зафиксировано в 1610 г. и лишь спустя время благодаря успехам фармацевтики и медицины кесарево сечение стало применяться гораздо чаще.

Во времена, когда наука делала первые шаги, гипотезы нередко строились на основании недостаточной и недостоверной информации. Нехватка исходных данных заставляла исследователей напрягать воображение. Авторы не скупились на невероятные, ошеломляющие допущения, ведь не было предшественников, которые ограничивали бы полёт мысли. Положив на стол чистый лист, учёный брал в руки перо и описывал устройство мироздания как ему вздумается. Зачастую получалась удивительная ерунда. Но у истинного гения даже ошибки приводили к гениальным выводам.

Полая Земля

У гипотезы полой Земли сейчас мало сторонников даже среди ценителей паранаучных концепций. Умерла она и в фантастике, даже по меркам фэнтези полая Земля слишком оскорбляет законы физики. Но ещё век назад подземному миру отдали должное лучшие авторы: Эдгар По, Эдгар Берроуз, Владимир Обручев.

Гипотеза полой Земли никогда не была общепринятой, но в разряд антинаучных попала сравнительно недавно. Был период, когда она пользовалась популярностью, во многом из-за благородного происхождения. В XVII веке её выдвинул Рене Декарт - великий французский философ и математик.

Декарт сформулировал научный метод познания мира и, естественно, не мог опираться на труды предшественников. За отсутствием лучшего он строил гипотезы на базе «Аристотелевой физики», следы которой мы можем до сих пор видеть в фэнтезийных мирах. По Аристотелю, любое вещество состоит из смешанных в разных пропорциях четырёх стихий - земли, воды, воздуха и огня. Стихии же появились от разложения протоматерии Вселенной, пятой стихии - эфира.

Пытаясь объяснить, как возникла Солнечная система, Декарт пришёл к выводам, которые были недалеки от истины. Светило и планеты, по его мнению, возникли в результате сжатия и закручивания первичного вещества. Только не газо-пылевой туманности, а эфира. Именно его распад, сопровождавшийся выделением флогистона (огненной материи), заставил звёзды сиять! Солнечные же пятна Декарт считал то застывающими, то вновь плавящимися каменными островами.

Земля, по мнению Декарта, тоже была маленьким светилом, но эфир в её недрах распался тысячи лет назад. Каменные острова слились и превратились в кору, вода, освободившись от улетучившихся в пространство лёгких стихий - флогистона и воздуха, - наполнила океаны. Но пятна на Солнце доказывали, что космические тела застывают начиная с поверхности. И ко времени возникновения коры внутри ещё должен оставаться не распавшийся эфир…

Будучи смесью всех четырёх стихий, эфир должен иметь втрое меньшую плотность, чем самая тяжёлая стихия - земля. Следовательно, после распада эфира камень займёт лишь треть внутреннего объёма планеты. Земля будет представлять собой «матрёшку» из нескольких твёрдых сфер, разделённых слоями воздуха и воды.

Гипотеза подвергалась критике в научной среде, но обрела и немало сторонников. Не вставая с кресел, они основательно «исследовали» подземный мир и совершили массу потрясающих «открытий». Например, объявили, что недра планеты ярко освещены, так как сияющий флогистон скапливается под сводами. Климат там тёплый и влажный из-за преобладания стихий воздуха и воды. А ещё именно в недрах Земли обитают… десять потерянных колен Израиля. Почему нет? Эпоха Великих географических открытий уже завершилась, а иудеи, уведённые, согласно Библии, в ассирийский плен, так и не нашлись.

В 1692 году гипотеза получила поддержку великого английского астронома Эдмонда Галлея. Он рассчитал, что, помимо ядра размером с Меркурий, у Земли есть три концентрических оболочки толщиной по 800 километров. Расчёты, по обычаю того времени, делались на основе философских соображений. Но Галлей привёл в пользу гипотезы и довод, сохранявший актуальность ещё два века: магнитные полюса Земли не совпадают с географическими! Значит, внутри планеты должно быть массивное тело, вращающееся независимо от коры. Заодно Галлей объяснил и полярные сияния, возложив ответственность за них на флогистон: он якобы покидает «внутренние атмосферы» через дырки у полюсов.

По мере накопления знаний к гипотезе полой Земли возникало всё больше вопросов. Флогистон и эфир выветрились из физики. После открытия приливных сил Солнца и Луны невозможно было объяснить, как система вложенных сфер Земли сохраняет устойчивость. Но ещё в начале XIX века главной целью экспедиций к полюсам считался поиск отверстий, через которые можно пролезть внутрь глобуса.

Только на рубеже XX столетия гипотеза полой Земли окончательно стала маргинальной. Вместо потерянных колен Израилевых на внутренних сферах теперь «проживает» Гитлер, сбежавший через полярную дырку в Антарктиде, летающие на блюдцах пришельцы и ещё, кажется, гиганты с утонувшей Лемурии.

Гипотеза Галлея, объясняющая магнитные полюса, подтвердилась. Железно-никелевое ядро планеты и правда вращается не синхронно с корой

Всемирный потоп

Если в полую Землю учёные не очень-то верили, несмотря на поддержку Декарта и Галлея, то реальность Всемирного потопа в XVII-XIX веках сомнений не вызывала. Все учёные тех лет уделяли внимание причинам и обстоятельствам потопа.

Работы в этой области продолжаются и по сей день «учёными-креационистами» и научными фриками. Они изучают мифические события с таким же увлечением, с каким «британские учёные» ставят Голлуму диагноз по фотографии. Но между старыми и новыми исследованиями потопа есть принципиальная разница. В отличие от современных креационистов, учёные XVIII века рассматривали Всемирный потоп не как гипотезу, которую нужно проверить, а как бесспорный факт. А факты наука призвана объяснять рационально.

Учёные не считали, что речь идёт о нарушающем законы физики чуде. Чудеса происходят мгновенно. Вода же, согласно Писанию, прибывала в течение долгого времени. Значит, Господь не обрушил её на Землю разом, а лишь запустил некий физический механизм.

Изучение потопа имело огромное значение для тогдашней науки. В то время считалось, что Земле лишь несколько тысяч лет. За такое время извержения вулканов, эррозия и прочие процессы не успели бы серьёзно повлиять на облик планеты. А значит, за все шрамы на лице Земли, все осадочные формации, появление которых нельзя было объяснить воздействием стихий, нёс ответственность только потоп!

С самого начала потоповедение раскололось на два конкурирующих течения. Часть учёных, ссылаясь на Библию, где говорится о чудовищном ливне, полагала, что источником затопившей Землю воды была атмосфера. Но они не могли объяснить ни откуда вода взялась в облаках, ни куда она затем девалась.

Другие исследователи, приводя в пример гейзеры, доказывали, что воды излились из недр планеты и, охладившись, ушли в них же. «Разверзшиеся небеса» в рамках этой гипотезы были эффектом вторичным. Подземные полости извергали кипящую воду, которая затем испарялась и проливалась дождём.

Обе версии имели слабые места. Если вода поступала сверху, грандиозные потоки, несущиеся с незатопленных ещё возвышенностей к морям, должны были оставить следы, заметные даже тысячи лет спустя. Их искали и не нашли. Ударившие же со дна океанов фонтаны непременно погнали бы к берегам колоссальные приливные волны. А цунами уничтожило бы Ноев Ковчег!

Гипотеза о кипящих подземных океанах в целом подтвердилась. По современным представлениям, в расплавленной мантии содержится в десять раз больше воды, чем в гидросфере. На этой информации «научно обосновал» фильм «2012»

Аргументы против второй версии были послабее, так что «атмосферная» гипотеза быстро теряла сторонников. Вопрос с Ковчегом оставался нерешённым, но доводы в пользу второй теории геологи встречали на каждом шагу. Лишь могучие волны могли забросить высоко в горы раковины морских моллюсков и раскидать по всей Европе огромные валуны… Из того, как именно они были раскиданы, выходило, что вода поступала с севера - где-то там подземные океаны прорвались наружу. Вероятно, считали учёные, от чудовищных волн Ноя спасли горные цепи.

Оставалось проработать детали - например, рассчитать скорость течения воды, способной нести валун размером с трёхэтажный дом… Но результат каждый раз оказывался одинаковым: так быть не могло. Наступающие, а затем отступающие воды потопа должны были оставить единообразный отпечаток на всей поверхности Земли. Натуралисты, изучавшие отложения морских и речных наводнений, отлично представляли, как именно должны выглядеть геологические последствия потопа. И не находили ничего похожего. В итоге сначала сомнения возникли в точности библейского описания катастрофы, а потом и в реальности этого события.

Впрочем, пытаясь постичь механизм потопа и обнаружить его следы, учёные совершили много открытий, изменивших представления о прошлом планеты. Изучая осадочные породы, геологи установили, что возраст Земли исчисляется миллиардами лет. А принесённые потопом валуны оказались следами покрывавшего Европу ледника.

Настоящие доказательства потопа обнаружили лишь в прошлом веке при раскопках шумерского города Ур. Наводнение, по времени совпадающее с библейским, затопило, конечно, не всю планету, а только часть Месопотамии (M.Lubinski / Flickr)

Ламаркизм

Пока в геологии шли баталии между сторонниками разных гипотез Потопа, в биологии стояла подозрительная тишина. Ибо если геологи рассматривали потоп как событие, поддающееся научному познанию, то сотворение живого мира, согласно Библии, было чудом, и изучать тут нечего. Но Библия не объясняла, почему Земля населена именно такими видами животных.

Свои крамольные выводы биологи обнародовать не спешили, но недоверие к Писанию возникло у них рано и укоренилось глубоко. Ещё в 1735 году Карл Линней в труде «Система природы» предложил классификацию животного мира, которую с небольшими изменениями используют по сей день. И хотя в предисловии он упоминал, что все звери и птицы сотворены-де одновременно и остаются неизменными, в самой работе виды делились на роды и семейства. Что прозрачно намекало на наличие общего предка у похожих видов.

Претензий к терминологии Линнея никто не высказал. Уже тогда казалось очевидным, что сходство живых существ вызвано родством. Но научная мысль забуксовала, столкнувшись с препятствием более серьёзным, чем авторитет церкви. Мыслители XVIII столетия не могли постичь саму идею эволюции.

В тогдашней философии считалось, что мир не развивается, а деградирует. Адам и Ева изгнаны из Рая. Золотой век сменился жестоким Железным. Божественная мудрость, открытая первопредкам, забыта. Каждое следующее поколение хуже предыдущего, что охотно мог подтвердить любой старик… До XVIII века люди не понимали идеи прогресса. Даже новые изобретения считались «переоткрытием» того, что непогрешимый Аристотель наверняка знал, просто пергамент не сохранился.

В XVIII веке игнорировать прогресс стало невозможно. Побушевав в военном деле и производстве, он перекинулся на гуманитарные сферы. Поднатужившись, философы сформулировали идею неогуманизма, по которой движение к совершенству всё-таки возможно. Но только как результат волевой деятельности человека. Биологии это открытие, казалось, ничего не дало. Различия между современными и ископаемыми видами по-прежнему объясняли с помощью гипотезы Кювье: все виды неизменны и существуют с начала времён, но с каждым потопом число видов сокращается.

В начале XIX века стало ясно, что ископаемые располагаются в разных слоях, а значит, допотопные звери погибли не в один миг. Из-за этого учёные насчитали целых двадцать семь Всемирных потопов!

Лишь в 1809 году «Философия зоологии» Жана-Батиста Ламарка указала науке выход из тупика. Натуралист, обосновывая свою точку зрения безграмотными даже по меркам XIX века доводами, доказывал: стремление к совершенству и усложнению - неотъемлемое свойство материи, в том числе живой. Именно Ламарк впервые ввёл идеи эволюции видов и самозарождения жизни. Он же предложил и механизм эволюционных изменений. Происходили они, по мнению автора, в результате упражнений. Например, частый бег приводил к удлинению ног, а затем это качество передавалось по наследству.

Слабость гипотезы Ламарка была очевидна с самого начала. Ноги, сколько не бегай, длиннее не становились, и по наследству приобретённые качества не передавались. А многие наследственные качества - например, окраску, - вообще нельзя совершенствовать упражнением. Но справедливая критика не помешала ламаркизму приобрести множество сторонников. Ибо идея совершенствования путём упражнения идеально подходила философии гуманизма.

Может показаться странным, но гипотеза Ламарка, отвергающая разумного Творца, не вызвала возмущения. Образованная общественность легко приняла идею эволюции как метафизического «стремления к совершенству». Но публикация в 1853 году «Происхождения видов» Дарвина имела эффект разорвавшейся бомбы. Сторонники Ламарка и Дарвина накинулись друг на друга с такой яростью, что очнувшиеся креационисты не успевали вставить слово.

Выжил в этом противостоянии, как и полагается по Дарвину, сильнейший. Точка была поставлена в начале XX века благодаря генетике. Открытие механизма наследственности показало, что прижизненные упражнения не могут отразиться на потомстве.

* * *

Что ж, все эти гипотезы оказалась неверными. Но в науке правильно поставленный вопрос ценнее найденного ответа. Учёные, которые постигали загадки строения Земли с позиций сгущения эфира, объясняли ледниковые отложения мировым потопом и развивали идею «эволюции упражнением», двигались в ошибочном направлении. Но по дороге совершили много великих открытий.

Действия для понимания сущности мира, изучения невиданных доселе горизонтов невозможны без негативных моментов и ошибок. Ученые должны переживать провалы и заблуждаться в своих суждениях, ведь в жизни так все и устроено. Именно ошибки и опровержения хорошо известных фактов способствовали развитию современной науки. Вот несколько удивительных представлений ученых далеких веков, которые со временем перешли в разряд ложных.

Четыре «юмора» человеческого тела

Древние доктора и ученые полагали, что организм человека состоит из 4 различных по морфологическим признакам жидкостей: флегма, кровь, желтая и черная желчи. Если их баланс в организме нарушался ввиду каких-либо негативных факторов, человек болел. Именно поэтому, стараясь привести тело в равновесие, античные доктора до конца XIX века занимались кровопусканием.

С развитием медицины и открытием микробиологии врачи стали искать другие способы спасения жизни, осуществляя ежегодно все новые научные прорывы. А «гуморами» называли жидкости в человеке, что в переводе с древнегреческого обозначает «юмор».

Теория миазмов

Лекари полагали, что причиной различных заболеваний являются миазмы (продукты гниения и отравляющие вещества, проникающие из почвы и канализации непосредственно в воздух). С развитием микробиологии теория миазмов нашла свое подтверждение и объясняла практически все заболевания, в том числе брюшной тиф, холеру, чуму.

Но вместе с тем, суждение породило ряд курьезных медицинских решений и уникальных изобретений. В период Средневековья большинство врачей прописывали пациентам в качестве избавления от болезни лечение плохими запахами (больным предлагалось дышать кишечными газами, например), считая, что подобное лечится подобным. По их мнению, гнилостные и неприятные запахи провоцирующие болезни, могут вызвать и улучшение состояния, вплоть до полного избавления от недуга.

Генетические различия между человеческими расами

До середины XX века ученые полагали, что ДНК изменяется в зависимости от принадлежности человека к определенной расе. Последние исследования доказали, что между большинством африканских народностей генетические различия значительно выше, чем между представителями европейской расы и афроамериканцами.

Язвы появляются из-за стрессов и переживаний

Это суждение крайне неверно. Ученые доказали, что заболевание развивается в результате жизнедеятельности бактерии хеликобактер пилори, а никак не из-за негативных переживаний человека. Один из группы микробиологов намеренно принял дозу микроорганизмов, чтобы доказать всему научному сообществу их связь с воспалением как слизистых оболочек, так и кожных покровов.

Это одна из наиболее нелогичных псевдонаук, которая предполагает, что внутренний мир человека и его характер зависят от отличительных внешних особенностей. Последователи лженауки уверяют, что информацию о психотипе человека легко узнать, измерив параметры черепа и проанализировав его строение.

Еще одна лженаука, утверждающая, что потомство может унаследовать гены половых партнеров женской особи, с которыми у нее был половой контакт до момента зачатия отцом. Учение было широко распространено среди нацистов. Ярые поклонники верили, что арийская женщина после полового контакта с неарийским мужчиной не способна подарить жизнь чистокровному арийцу.

Большая часть алмазов образуется отнюдь не из уплотнённого угля. Они "Рождаются" на глубине около 200 км, а залежи угля располагаются, как правило, на глубине около трёх километров.

Летучие мыши не слепые. Да, они ориентируются в пространстве при помощи эхолокации, но при этом довольно хорошо видят.

Блондины и рыжеволосые со временем не исчезнут. Рецессивные гены, что отвечают за цвет волос, могут передаваться из поколения в поколение и через не - блондинов и не - рыжих.

Волосы и ногти не продолжают расти после смерти. Такое впечатление возникает из-за того, что кожа умершего человека съёживается.

По цвету соплей нельзя определить, бактериальная болезнь или вирусная. Цвет этой субстанции может варьироваться от прозрачно - жёлтого до густо - зелёного у больных с самыми разными заболеваниями.

Чистая вода - не очень хороший проводник электричества. Причина, по которой человек может получить электрический удар через воду - содержание в ней минералов, грязи и других частиц, которые проводят электричество.

От лягушек и жаб нельзя подхватить бородавку, а вот здороваясь за руку с человеком, у кого есть бородавки - очень даже можно. Бородавки у людей возникают от папилломавируса, который бывает только у людей.

Страусы не прячут головы в песок, даже когда напуганы. Таким образом, если они чувствуют опасность, то имеют обыкновение падать на землю и притворяться мёртвыми.

От недостатка кислорода кровь не синеет - напротив, приобретает более тёмный красный цвет. Вены просто кажутся голубыми, просвечивая через кожу.

От сахара дети не становятся гиперактивными. В ходе нескольких исследований выяснилось, что активность детей была одинаковой при потреблении газировки с содержанием и без содержания сахара.

Щёлкая суставами пальцев, вы можете вызвать раздражение коллег по работе, но артрит не заработаете. Настоящие причины остеоартрита - возраст, травмы, лишний вес и генетическая предрасположенность.

Если продукт натуральный, это не значит, что в нём нет пестицидов. Однако уровень пестицидов, что в органической, что не в органической пище, слишком мал, чтобы беспокоиться по этому поводу (по крайней мере, в этом уверяет министерство сельского хозяйства США.

Стресс не играет большой роли в развитии хронической гипертонической болезни. Сильный стресс может вызвать временное повышение кровяного давления, но в целом он не бывает главной причиной гипертонии. Значительно бо? Льшую роль играют генетика, курение и неправильное питание.

Молния может ударить в одно и то же место дважды. В некоторые высокие здания она бьёт до 100 раз в год.

Лемминги не совершают массовых самоубийств. Однако в периоды миграции они действительно иногда падают со скал, если местность им незнакома.

Человек не рождается со всеми извилинами, которыми обладает во взрослом возрасте. Существуют данные, что, по меньшей мере, в нескольких отделах мозга и во взрослом возрасте продолжается процесс образования нервной ткани.

Один ген - не то же самое, что один протеин. Многие гены образуют множество различных протеинов, в зависимости от того, как матричная рибонуклеиновая кислота (мРНК) гена располагается в клетке. Некоторые гены совсем не образуют протеинов.

Золотые рыбки обладают довольно хорошей памятью. Они могут помнить определённые вещи в течение нескольких месяцев.

  • Формирование механизма глубинного понимания текста
  • 3. Обучение и научное познание
  • 4. Показатели качества и эффективности процесса обучения. Продукт процесса обучения и уровни результативности деятельности учителя
  • 5. Критерии эффективности обучения студентов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 2 педагогика: предметное поле и актуальные проблемы План
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • 1. Научное представление о педагогике. Наука как знание и деятельность по его производству
  • 2. Объект, предмет и функции педагогики
  • 3. Задачи педагогической науки
  • 4. Понятийно-терминологический аппарат педагогики. Основные категории педагогики
  • Сравнительный анализ основных педагогических понятий-категорий
  • 5. Проблема материализации научной теории. Взаимодействие педагогической науки и практики. Связь науки и практики в движении
  • Общие для науки и практики цель и идеал: создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности
  • 6. Структура педагогической науки. Отрасли педагогики Педагогическая теория и теория воспитания
  • Педагогическая теория Понятия «педагогическая наука», «педагогическая теория»
  • Структурный состав и свойства теории
  • Педагогическая теория как инструмент мышления и практической деятельности
  • 7. Педагогика как наука и искусство и как учебная дисциплина. Профессиональная компетентность педагога
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 3
  • Методология
  • Педагогических исследований
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • 1. Понятие о методологии педагогики. Функции и сферы реализации методологии педагогики
  • Сферы реализации методологии педагогики
  • 2. Состав методологического знания. Основные термины методологии педагогики
  • 3. Уровни методологии
  • Философский уровень методологии
  • Характеристика основных философских направлений
  • Общенаучный уровень методологии
  • Принципы системного подхода
  • Конкретно-научный уровень методологии
  • Технологический уровень методологии
  • 4. Функции философии в научном познании. Философские основания педагогики
  • 5. Общенаучные подходы и методы исследования. Синергетика
  • 6. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
  • 2. Развитие образования в контексте культуры.
  • 7. Методология преобразований педагогической практики
  • 8. Педагогическая инноватика
  • 8.1. Основные понятия педагогической инноватики
  • 8.2. Инновационная система школы. Программа развития школы
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 4
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • Философия о методе научного познания. Теория и метод. Метод и принцип
  • Педагогическая действительность и ее изучение
  • Методы научно-педагогического исследования. Выбор методов исследования
  • Наблюдение
  • Тестирование (метод тестов)
  • Изучение продуктов деятельности
  • Оценивание
  • Эксперимент
  • Герменевтические методы в педагогике
  • Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании
  • Методы педагогического исследования
  • Принципы выбора методов научно-педагогического исследования
  • 5. Методы обучения и методы науки
  • 5.1. Соотношение методов обучения и методов науки
  • 5.2. Методы обучения в школе и в вузе как фактор становления личности будущего исследователя
  • Самостоятельная работа учащихся
  • Элементы эвристической деятельности, их основные характеристики
  • Правила предпочтения (эвристические рекомендации)
  • Эвристические методы (по а.В. Чус и в.Н. Данченко)
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 5
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • Признаки научности
  • 2. Преодоление заблуждений в научном исследовании
  • 3. Исследование в педагогике. Структура и логика научно-педагогического исследования
  • 4. Методологические принципы научно-педагогического исследования
  • 6. Определение темы, объекта, предмета исследования. Цель, задачи, гипотезА исследования, интерпретация и обобщение его результатов
  • Стрелками обозначены связи и направления действия переменных.
  • 7. Эксперимент: определение понятия, разработка программы, проведение, оценка, результаты
  • Разработка программы эксперимента
  • Проведение эксперимента
  • Оценка результатов эксперимента
  • 8. Виды педагогического творчества как предпосылки исследовательской деятельности учителя Индивидуальное исследовательское задание
  • Создание нового педагогического опыта
  • Критерии передового педагогического опыта
  • Внедрение новых педагогических идей и научных разработок в школьную практику
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 6
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • 1. Методика научного исследования
  • Методы и методики
  • Основания для выбора методики
  • 2. Информационное обеспечение научных исследований
  • 3. Научный текст и его категории
  • Изучение специальной терминологии
  • Место терминологической лексики в системе современного русского литературного языка
  • Термин и общеупотребительное слово
  • Системность терминологии
  • 4. Применение логических законов и правил
  • 5. Основные виды изложения результатов исследования
  • 6.Подготовка курсовых и дипломных работ. План действий по выполнению дипломной работы
  • Соотношение тематики курсовой и дипломной работы
  • 7. Диссертация. Главные типологические характеристики магистерской диссертации
  • 8. Методологические требования к результату и основным частям научной работы (диссертации) Требования к результату научной работы
  • Требования к заглавию научной работы
  • Требования к введению в научную работу
  • Требования к основному содержанию научной работы
  • Требования к заключению научной работы
  • Вопросы для самоконтроля
  • Теоретико-методические основы педагогического исследования Учебно-методический комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей
  • 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.
  • 2. Преодоление заблуждений в научном исследовании

    ЗАБЛУЖДЕНИЕ – несоответствие знания его объекту, расхождение объективного образа действительности с его объективным прообразом. Это непреднамеренное несоответствие суждений или понятий, представлений объективной действительности Заблуждения неизбежны в познании. Во-первых, перед познающим субъектом всегда имеется область неизвестного, на которую накладывается уже известное, и оно почти всегда связано с формулированием проблемного, вероятностного, гипотетического знания, субъект склонен принимать частное за целое, применяя экстраполяцию, результаты которой далеко не безошибочны. Во-вторых, человеческие познавательные способности, да и любой уровень практики (как определителя знания) ограничены, и научный поиск оказывается всегда обусловленным этой ограниченностью, определенными ее рамками. В целом заблуждения играют негативную роль в развитии знания, отвлекая силы и средства ученого. Однако это неизбежно, хотя и имеет временной характер (подлинный ученый, обнаруживая в своих конструкциях заблуждение, должен немедленно его устранять. В то же время роль заблуждений может быть и позитивной. Вспомним, к примеру, алхимию, в недрах которой было немало научных открытий, да и ее роль в формировании научной химии тоже нельзя недооценивать. Заблуждения могут содействовать созданию проблемных ситуаций, способствовать нахождению правильного пути решения проблем и построению истинной теории. Как отмечается в философской литературе, заблуждения были не иррациональным началом в познании, отвращающим от истины, а, наоборот, необходимой ступенькой, опираясь на которую наука приближалась к истине. Таким образом, роль заблуждений в науке неоднозначна и при конкретной их оценке обнаруживается как негативное, так и позитивное их значение.

    Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. А.П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 114.

    Путь преодоления заблуждения в конкретном научном поиске можно представить следующим образом: 1) обнаружение заблуждения в наличном знании при объяснении факта; 2) выдвижение гипотез, основанных на наличном знании и практике или опирающихся на тенденции их развития; 3) подтверждение гипотез практикой и знанием при одновременном опровержении неудачных гипотез, снятие в связи с этим заблуждения в наличном знании; 4) формулировка принципиально новой теории. К сказанному добавим, что обнаружение незнания в определенной области или заблуждения в 1–4 знании является основой постановки проблемы, в ходе разрешения которой неполное знание сменяется более полным, а заблуждения преодолеваются.

    При решении проблемы преодоления заблуждений естественно возникает вопрос о роли формальной логики. Формальная логика, как и диалектическая, выступает теоретическим средством освоения действительности, при этом та и другая выполняют свою специфическую функцию в диалектически сложном процессе познания.

    Средствами формальной логики фиксируются уже открытые законы действительности, формулируются системы знания, осуществляется системный подход в исследовании, благодаря чему становится возможным систематическое развитие знания Развитие внутренней логики систем знания создает возможность открытия еще неизвестных фактов, происходит приращение знания, «укладывающегося» в логику данного закона, выявляются модификация, специфика действия законов в различных условиях и т.д. Надо сказать, что здесь перед исследователем, руководствующимся логикой уже известных законов, раскрывается широчайшее поле деятельности.

    Формальная логика, строго говоря, связывает истинность с доказуемостью, а заблуждение – с опровержением. Всякий раз, когда вновь открытый факт «укладывается» в сфере действия закона, средства формальной логики выступают вполне правомерными и действенными.

    Логическая культура исследователя является непременным условием построения доказательств и опровержений, которые должны быть логически обоснованными, последовательными и понятными. Недостатки логической культуры, ее неразвитость могут отрицательно сказаться на ходе самого исследования и даже породить ошибки.

    Однако нужно иметь в виду два обстоятельства. Первое из них состоит в том, что в конечном счете истинность или ложность предположения в рамках системы известного подтверждается практикой, а не формально-логическими построениями самими по себе. Второе обстоятельство: логика открытых законов не сразу отложилась в логике соответствующих понятий, отражающей первую во всей ее полноте.

    Существо дела заключается в том, что сфера познанных законов, где формальная логика выступает компетентным арбитром при определении содержательности нашего знания, составляет лишь одну и при этом не самую важную часть познавательной деятельности. Ведь для науки особую ценность представляют не те факты, которые легко укладываются в рамки известных уже формализованных законов, а те, которые кажутся несколько «странными», противоречат общепринятым в науке представлениям и которые с точки зрения таких представлений следует отнести к «неприятным недоразумениям», а всякую новую попытку их объяснения квалифицировать как заблуждение. При этом решить вопрос об истинности или ложности объяснения факта, не укладывающегося в рамки старой теории, методами формальной логики принципиально невозможно, так как это требует перехода к теории с иными исходными логическими основаниями.

    Чисто логическим путем такой переход осуществлен быть не может, потому что новая теория по отношению к старой выглядит противоречивой. Поэтому для проверки истинности или ложности предположения нельзя воспользоваться построением логического доказательства, основывающегося на старой теории. Единственно надежным способом обнаружения заблуждения и его преодоления является обращение к практике, которая может обнаружить несостоятельность (ложность) предположения в области объяснения факта, не укладывающегося в рамки старой теории. Если некое предположение подтверждается практикой, оно оказывается истинным, и установление истинности любого предположения является одновременно преодолением заблуждения старой теории, которая не объясняет новый факт. Тогда неизбежно обнаруживается необходимость сужения сферы применимости старой теории.

    Следует иметь в виду, что этот процесс происходит ро времени. Выяснить содержание предположения по поводу факта, относящегося к формирующейся теории на предмет ее достоверности, чрезвычайно сложно, так как наличная практика (в силу ее относительности как критерия истинности) не может ответить определенно и подтверждение предположения нередко требует значительного времени. Здесь становится очевидной историчность процесса преодоления заблуждений в научном познании.

    С исторической точки зрения (применительно к процессу познания) каждое состояние конкретно-исторического знания как целостной системы предстает перед исследователем в категориях истины и заблуждения, являющихся моментами знания, понять которые можно лишь во взаимосвязи, движении, изменении и развитии.

    Мы уже отмечали, что увеличение числа проблем, огромное расширение фронта научного поиска обусловливает количественный рост специфических заблуждений в современной науке. Однако неправильным был бы односторонний подход к оценке этого факта. Ведь наряду с процессом роста вероятностного знания, в котором имеются элементы заблуждений, происходит диалектически противоположный ему процесс как увеличения объема достоверного знания, так и его качественного изменения.

    Представляется, что успех научного поиска определяется деятельностью исследователя, связанной с выдвижением предположений, гипотез о сущности изучаемого объекта, выбором и организацией средств исследования. Особенно велика и ответственна роль выдвигаемых гипотез.

    Гипотеза будет тем продуктивнее, чем больший удельный вес в ней будет занимать знание, объективно отражающее объект. Это положение ко многому обязывает исследователя. И вряд ли целесообразным является выдвижение по любому случаю и любому поводу большого числа гипотез. Скороспелые гипотезы, особенно в сочетании с методом «проб и ошибок», ни к чему, кроме заблуждений и новых ошибок, привести не могут. В таких гипотезах знание опирается лишь на воображение исследователя, в них либо отсутствует, либо чрезвычайно мало объективное содержание.

    Выдвижение гипотез должно иметь реальное основание. Непременным условием его является не любое, а достаточное количество фактов и наблюдений.

    В ходе исследования ученый порой вынужден выдвигать множество гипотез, но это обусловлено не субъективным произволом ученого и его необузданной фантазией, хотя без фантазии в науке не обойтись, а многогранностью объекта, его сложностью. Кроме того, количество выдвигаемых гипотез зависит и от этапа исследования. На первых порах, как правило, выдвигается больше гипотез, чем перед завершением поиска, и наряду с этим растет их достоверность, выступающая теперь на передний план.

    Глубокое понимание вопроса об обоснованности гипотез хотя и не гарантирует от ошибок и заблуждений, но является одним из условий, избавляющих ученого от блуждания в потемках и, несомненно, ограничивает число ошибок и промахов в поиске. Чрезвычайно важное значение в преодолении ошибок и заблуждений имеют не только объективные факторы, но и творчество субъекта, его опыт, знание и особенно философская зрелость.

    Заботин П.С. Преодоление заблуждения в научном познании. –

    М.: Мысль, 1979. – С. 180–190.