Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Где куранты. Часы на спасской башне

Где куранты. Часы на спасской башне

Бой кремлевских курантов - мелодия, которую с детства знает каждый житель нашей страны. Кажется, что главные часы страны существовали всегда, а их звучание идет из глубины веков. Увы, это не так. Часы, расположенные на Спасской башне Кремля, как и их звучание, имеют множество предшественников.

Рождение легенды

Несмотря на то, что на протяжении столетий главными часами России являлись различные разновидности курантов, установленные на Спасской башне Московского кремля, первыми курантами в стране были не они. Более чем за сто лет до появления часов на Спасской башне, их предшественники уже отмеряли время в резиденции Великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Самое удивительное, что в то далекое время это был не просто циферблат со стрелками, а сложный механизм внешне выполненный, как фигура человека, каждый час бьющего специальным молотом в колокол. Если говорить о первых курантах на Фроловской (в наши дни Спасской) башни Московского кремля, то они появились сразу после ее постройки в 1491 году.

Тем не менее, в летописях первое описание курантов появляется лишь спустя сто лет в 1585 году. Самое интересное, что башенные часы размещались не на одной как сегодня, а сразу на трех башнях Московского кремля: Фроловской (Спасской), Тайницкой и Троицкой. К сожалению, до наших дней не дошел внешний вид первых курантов Московского кремля. Сохранились только данные о весе часов, который составлял 960 килограмм. Когда часы пришли в негодность их продали в Ярославль за 48 рублей в качестве лома.

Вторые куранты: удивительные

Вторые куранты, которые появились на Спасской башне Московского кремля во время правления Михаила Федоровича Романова. Тем не менее, с точки зрения современного человека их и часами-то назвать было сложно. Для создания вторых курантов из Англии прибыл известный часовщик Христофор Головей. Его помощниками стали кузнец Ждан, его сын Шумило и внук Алексей. Внешне новые часы поражали воображение. Это был гигантский циферблат, олицетворявший собой небо. Стрелка у часов была только одна. Но вращалась не она, а сам циферблат, сколоченный из досок и выкрашенный в цвет неба. На его поверхности в хаотичном порядке были раскиданы желтые жестяные звезды. Кроме них на циферблате располагалось изображение Солнца, чей луч одновременно являлся единственной стрелкой часов и Луны. Вместо чисел на циферблате располагались буквы старославянского алфавита. Каждый час звонили колокола.

Причем днем и ночью колокола курантов звонили по-разному, а сами часы умели отличать световой день от ночи. Например, летом в день солнцестояния, колокола часов били семнадцать раз дневную мелодию и семь раз ночную. Менялось соотношение светового дня к ночи, менялось и количество ночных и дневных мелодий колоколов. Разумеется, для точной работы часов, мастера, следящие за их работой, должны были точно знать соотношение дня и ночи в каждый конкретный день года. Для этого в их распоряжении имелись специальные таблички. Не удивительно, что иностранцы посещавшие Москву прозвали необычные куранты «Дивом мира». К сожалению, прослужили они всего около сорока лет, погибнув во время пожара 1626 года.

Третьи куранты: неудачные

Следующие часы для Спасской башни Московского кремля закупили при Петре I в Голландии. На этот раз на башне оказались обычные часы с классическим циферблатом, разбитым на двенадцать часов. Третьи куранты отбивали: час, четверть часа, а также играли нехитрую мелодию. Необходимо отметить, что замену курантов в Московском кремле Петр Iприурочил к переходу страны на новый суточный отсчет времени, принятый в Европе. Однако, голландский часовой механизм оказался крайне не надежным и часто ломался. Для его починки в кремле постоянно дежурила бригада иностранных часовщиков, но это помогало мало. Когда третьи куранты были разрушены вследствие пожара 1737 года, никто сильно не расстроился. Тем более к этому времени столица переехала в Санкт-Петербург, а император давно потерял интерес, как к Москве, так и к курантам, некогда установленным по его личному распоряжению.

Четвертые куранты: немецкая мелодия для русских часов

В следующий раз часы на Спасской башне были заменены по прихоти Екатерины II. Несмотря на то, что ее императорский двор находился в северной столице императрица не оставляла своим вниманием и Москву. Однажды после посещения города, она приказала установить новые куранты, которые, как оказалось, были давно куплены и пылились в Грановитой палате Московского кремля. Новые часы работали довольно сносно, но случился неприятный казус. После монтажа часов в 1770 году они неожиданно заиграли веселенькую австрийскую песенку «Ах, мой милый Августин». Скандал был жуткий. Тем не менее, часы не демонтировали, а лишь убрали мелодию.

Даже после того, как в 1812 году в куранты попал снаряд, они были восстановлены часовщиком Яковом Лебедевым. Лишь в 1815 году, после того, как шестерни часов были признаны аварийными, куранты существенно модернизировали. Фактически был заменен весь механизм часов, отремонтированы полы в механическом зале, установлен новый маятник, заменен циферблат. С этого момента он стал черного цвета с арабскими цифрами. В качестве мелодии поставили мелодию гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» в 3 и 9 часов и марша лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен» в 12 и 6 часов. Так продолжалось вплоть до революции 1917 года.

Пятые куранты: современные

Первое время после установления Советской власти, руководству страны было не до курантов, которые встали, после того как в них во время революционных волнений попал снаряд. Тем не менее, после переезда правительства в Москву В.И. Ленин распорядился куранты восстановить. Увы, часовая компания, ранее обслуживавшая часы, заломила астрономическую сумму в золоте, и от ее услуг пришлось отказаться. Неожиданно свою помощь предложил обычный слесарь Николай Беренс, который вместе с отцом обслуживал механизм курантов до революции. Благодаря его усилиям, часы были отремонтированы и пошли вновь. Изменилась лишь мелодия, которую играли куранты. Теперь в 12 часов они исполняли «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В 1932 году по распоряжению И.В. Сталина часы были в очередной раз модернизированы. В 1974 году часы остановили на 100 дней, чтобы привести в порядок и установить электронное управление. Сегодня начиная с 1999 года, куранты исполняют гимн России.

На существование кремлёвских часов ещё в XVI в. указывает то свидетельство, что у Спасских, Тайницких и Троицких находились на службе часовники. В 1624 г. старые часы были проданы Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 г. на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками были установлены часы. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Цифры обозначались славянскими буквами - буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время. Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

В 1705 г. по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы, купленные им в Голландии. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов. Однако, голландские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 г. и вовсе пришли в полную негодность.

В 1763 г. в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 г. был специально приглашен немецкий мастер Фатц. В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 г. кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 гг. на русском заводе датских поданных братьев Иоганна и Николая Бутеноп. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 г.

Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48. Куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 г.

2 ноября 1917 г. при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В 1918 г. по указанию Ленина („Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком“) кремлёвские куранты было решено восстановить. Для этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Он хорошо знал устройство курантов, так, как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. С большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 кг, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате. К июлю 1918 г. с помощью сыновей Беренс смог запустить куранты. Художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…».

В 1932 г. был изготовлен новый циферблат - точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовано 28 кг золота. В качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 г. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей. С 1974 г. работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную.

С 1996 г. в полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 г. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 г.

Куранты занимают 8-10 ярусы Спасской башни. Основной механизм размещается на 9-м этаже в специальной комнате и состоит из 4 заводных валов: один - для ведения стрелок, другой - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей и ещё один - для игры курантов. Циферблаты курантов диаметром 6,12 м выходят на четыре стороны башни. Высота римских цифр - 0,72 м, длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Кремлёвские часы в своем роде уникальные, являясь полностью механическими. Общий вес курантов - 25 т. Механизм приводится в действие 3 гирями весом от 160 до 224 кг. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 кг. Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни в открытом 10-м ярусе звонов и состоит из 9 четвертных колоколов и одного колокола, отбивающего полный час. Вес четвертных колоколов - около 320 кг, часового - 2 160 кг.

Бой часов производится при помощи молотка, соединённого с механизмом и каждым колоколом. Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. В начале каждого часа куранты вызванивают 4 раза, а затем большой колокол отбивает часы. Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около двух метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы, связанные с колоколами на звоннице. Ритм исполнения мелодии колоколами сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии бывает проблематично. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн Российской Федерации, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Сами мелодии отличаются по ритму исполнения, поэтому в первом случае исполняется одна первая строчка из гимна Александрова, во втором - две строчки из хора «Славься».

Заводятся часы 2 раза в сутки. Первоначально часы заводились вручную, но с 1937 г. их заводят с помощью трёх электромоторов.

Вконтакте

…Тогда как на самом деле, новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара колокола.

Часы на Спасской башне - часы-куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля

Современные куранты

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 гг. на русском заводе датских подданных братьев Иоганна (Ивана) и Николая Бутенопов, компания которых была известна установкой башенных часов в куполе Большого Кремлевского дворца.

A.Savin , CC BY-SA 3.0

Братья Бутенопы взялись за работу в декабре 1850 года. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Была проведена колоссальная работа.

Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность.

Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации конструкции Гаррисона.

Внешний вид

Внешний вид кремлёвских часов не остался без внимания. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом.


unknown , Public Domain

Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 г. Иван Толстой, являвшийся придворным часовщиком, доложил, что «механизм означенных часов переделан вновь с должною отчетливостью и по правильному ходу и верности заслуживает полного одобрения».

Мелодия перезвона

Знаменитая мелодия колокольного перезвона курантов, которая отмечает наступление каждого часа и четверти, широко известная по всему миру, специально не сочинялась: она обусловлена исключительно самой конструкцией звонницы Спасской башни.


unknown , Public Domain

Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Реставрация башни

Одновременно была проведена реставрация самой башни под руководством архитектора Герасимова. Металлические перекрытия, лестницы и постамент к ним были выполнены по рисункам талантливого русского архитектора Константина Тона, создавшего Храм Христа Спасителя.

Мелодия

Вскоре встал вопрос о выборе мелодии для исполнения курантами. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман помогли отобрать шестнадцать самых знакомых москвичам мелодий.

Николай I велел оставить две, «чтобы часовые куранты разыгрывали утром – Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером – молитву «Коль славен наш Господь в Сионе», обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки».

С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». В 1913 году к 300-летию дома Романовых провели полномасштабную реставрацию внешнего вида курантов. Компания «Братья Бутеноп» продолжала поддерживать часовой механизм.

Разрушение и реставрация 1918 г.

2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год.

В 1918 году по указанию В. И. Ленина («Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком») кремлёвские куранты было решено восстановить. Сперва большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но те, оценив масштабы разрушений, запросили 240 тысяч золотом.

После этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс хорошо знал устройство курантов, так как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. В условиях обстановки в Советской России 1918 г. с большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 килограмма, взамен утраченного старого, который был свинцовым и позолоченным, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате.

К июлю 1918 года с помощью сыновей Владимира и Василия Николай Беренс смог запустить куранты. Однако, Беренсы не разбирались в музыкальном устройстве Спасских часов.

Новые мелодии

По указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии.

Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места на Красной площади.


kremlin.ru , CC BY-SA 3.0

18 августа 1918 года в «Бюллетене» бюро печати ВЦИК было сообщено, что кремлёвские куранты отремонтированы и теперь они играют революционные гимны. Первым в 6 часов утра звучал «Интернационал», в 9 часов утра и в 15 часов — похоронный марш «Вы жертвою пали…» (в честь похороненных на Красной площади).


kremlin.ru , CC BY-SA 3.0

Через некоторое время произвели перенастройку и куранты стали исполнять в 12 часов мелодию «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали…».

Период трудностей

В 1932 г. был проведён ремонт внешнего облика часов. Был изготовлен новый циферблат - точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовав 28 килограммов золота. Кроме того, в качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным. Изношенный механизм боя курантов, а также морозы сильно искажали звучание. Об этом ещё в 1850 г. предупреждали братья Бутенопы:

«проволоки, посредством которых должны приводиться в движение колокольные молотки, будучи слишком длинны, качаются; а зимою, от влияния морозов, сокращаются; от чего выражение музыкальных звуков бывает не чисто и неправильно».

Вследствие искажения мелодии уже в 1938 г. куранты замолчали, став отбивать своим перезвоном и боем часы и четверти. В 1941 году специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электро-механический привод, впоследствии демонтированный.

В 1944 году по указанию И. В. Сталина пытались настроить куранты на исполнение уже нового принятого гимна на музыку Александрова. Но работа не увенчалась успехом.

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 г. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей.

С 1974 года работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную. Однако музыкальный механизм курантов так и остался не тронутым реставрацией.

В 1991 г. Пленумом ЦК было принято решение о возобновлении работы кремлёвских курантов, однако выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает трёх колоколов. К этой задаче вернулись в 1995 г. Новым гимном Российской Федерации планировали утвердить «Патриотическую песню» М. И. Глинки.

После 58 лет молчания

В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после традиционного перезвона и отбивания часов после 58 лет молчания вновь заиграли. Однако, за прошедшие годы на звоннице Спасской башни осталось всего 10 колоколов. В отсутствие нескольких колоколов, необходимых для исполнения гимна в дополнение к колоколам установили металлические била.

В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) также М. И. Глинки.

Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 г. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов.

Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 г. Куранты стали исполнять государственный гимн России.

Фотогалерея




Полезная информация

Часы на Спасской башне

Старые часы

На существование часов ещё в XVI в. указывает то свидетельство, что в 1585 г. при трёх воротах Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовники.

В 1613–14 гг. упоминаются часовники ещё и при Никольских воротах. У Фроловских ворот в 1614 г. часовником был Никифорка Никитин.

В сентябре 1624 г. старые боевые часы были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 г. на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками Жданом, его сыном Шумилой Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым были установлены часы. 13 колоколов для них отлил литейщик Кирилл Самойлов. Во время пожара 1626 г. часы сгорели, и были восстановлены Галовеем. В 1668 году часы ремонтировали. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами.

Циферблат назывался указательный словесный круг, узнатный круг. Цифры обозначались славянскими буквами - буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время.

«Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате - первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось…»

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

Необычное устройство часов дало основание Самюэлю Коллинсу, английскому врачу на русской службе, ехидно заметить в письме к своему другу Роберту Бойлю:

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галовей - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно»

XVIII - XIX века

В 1705 г. по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы. Купленные Петром I в Голландии, они были доставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов (Garnault). Какую мелодию исполняли эти куранты - неизвестно. Однако, голландские часы недолго радовали москвичей своим перезвоном. Петровские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 г. и вовсе пришли в полную негодность. Столица была перенесена в Петербург и с ремонтом главных часов первопрестольной не спешили.

В 1763 г. в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 г. был специально приглашен немецкий мастер Фатц (Фац). В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены.

По воле иностранного мастера в 1770 г. кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин» и в течение некоторого времени эта мелодия звучала над Красной площадью. Это был единственный случай, когда куранты играли иностранную мелодию. Во время знаменитых пожаров 1812 г. они были повреждены. После изгнания французов из Москвы куранты были обследованы.

В феврале 1813 г. часовщик Яков Лебедев написал в своем докладе, что механизм часов разрушен и предложил отремонтировать их своими коштом и материалами его рабочими людьми. Получив разрешение на проведение работ с условием, что он не испортит механизм Лебедев приступил к восстановлению. В 1815 г. часы были запущены, а Яков Лебедев получил почетное звание часового мастера Спасских часов. Однако, время не щадило и эти кремлёвские куранты. В рапорте компании «Братья Бутеноп» и архитектора Тона от 1851 г. значится:

«Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки,…дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.»

Технические данные

Куранты занимают 8-10 ярусы Спасской башни. Основной механизм размещается на 9-м этаже в специальной комнате и состоит из 4 заводных валов: один - для ведения стрелок, другой - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей и ещё один - для игры курантов. Вал ведения минутной стрелки проходит сквозь пол на 8-й ярус, где вращение распределяется на 4 циферблата. За каждым циферблатом расположены отдельные механизмы, передающие вращение от минутной стрелки к часовой.

Циферблаты курантов диаметром 6,12 м выходят на четыре стороны башни. Высота римских цифр - 0,72 м, длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Кремлёвские часы в своем роде уникальные, являясь полностью механическими.

Общий вес курантов - 25 тонн. Механизм приводится в действие 3 гирями весом от 160 до 224 килограммов (таким образом, по принципу работы кремлёвские куранты являются огромными ходиками).

Завод часов (подъём гирь) производится 2 раза в сутки. Первоначально подъём гирь производился вручную, но с 1937 года их поднимают с помощью трёх электродвигателей. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма.

Перевод стрелок на зимнее или летнее время производится только вручную. Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни в открытом 10-м ярусе звонов и состоит из 9 четвертных колоколов и одного колокола, отбивающего полный час.

Вес четвертных колоколов - около 320 кг, часового - 2160 кг. Бой часов производится при помощи молотка, соединённого с механизмом и каждым колоколом. Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. В начале каждого часа куранты вызванивают 4 раза, а затем большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около двух метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы, связанные с колоколами на звоннице. Ритм исполнения мелодии колоколами сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии бывает проблематично. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн Российской Федерации, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Сами мелодии отличаются по ритму исполнения, поэтому в первом случае исполняется одна первая строчка из гимна Александрова, во втором - две строчки из хора «Славься».

Интересно,что подавляющее большинство россиян считает,что Новый год наступает с первым или последним ударом колокола. Тогда как на самом деле, новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара колокола. А с 12 ударом колокола уже прошла ровно минута Нового года.

Другие часы в Кремле

Помимо часов на Спасской башне, в Кремле также установлены часы на Троицкой башне и на Большом Кремлёвском дворце.

Куранты были установлены в 1851 - 1852 годах. Слово "Куранты" пришло к нам из французского языка, где Courant (курант) означает - текущий.

Механизм кремлевских курантов уникален. Вес часов около 25 тонн. Диаметр циферблата (их четыре) 6,12 метра. Высота каждой цифры на циферблате 72 см. Механизм приводится в действие тремя гирями, каждая из которых весом от 10 до 14 пудов (1 пуд = 16 кг.). Длина часовой стрелки - 2,97 метров, а минутной - 3,28 метров.

История часов на Спасской башне

Первые часы появились на Спасской башне между 1491 и 1585. В 1624-1625 Головей установил новые часы-куранты. Детали механизма для курантов были выполнены кузнецами и часовщиками из Великого Устюга Жданом, его сыном Шумилом и внуком Алексеем.

В пожаре 1626 часы сгорели, и в 1628 Головей построил вторые часы для Спасской башни. В 1654 новый пожар уничтожил и часы, и колокола, которые, падая, разрушили два свода башни.

К 1668 Спасская башня была восстановлена и на ней установлены третьи часы.

В начале 18 века Петр I решил поместить на Спасской башне новые голландские часы. В 1706 году часы были установлены, но в связи с перенесением столицы в Петербург часы постепенно пришли в негодность, а в 1737 году при очередном пожаре сгорели.

В 1763 году в были обнаружены английские курантовые часы. Часовой мастер Фатц (Фац) (специально вызванный из Германии) установил эти часы на Спасской башне к 1770 году.

В 1851-1852 годах часовые мастера братья Бутеноп установили новые часы, использовав старые детали. Часы играли гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Д.С. Бортнянского и «Преображенский марш» в 3, 6 и 9 часов утра. Повреждённые артиллерийским снарядом в 1917 куранты в 1918-19 были восстановлены кремлёвским слесарем Н.В. Беренсом. Художник М.М. Черемных заменил прежние мелодии на «Интернационал», начало которого куранты играли в полдень, и революционную песню «Вы жертвою пали», звучавшую в полночь.

Сейчас механизм часов полностью электрифицирован и соединён специальным подземным кабелем с контрольными часами Московского астрономического института имени П.К. Штернберга. Часы показывают абсолютно точное московское время.

В 1996 на Спасской башне в дополнение к колоколам были установлены металлические била, которые в 12-00 и в 00-00 вызванивают гимн Российской Федерации, а каждую четвёртую часть суток мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И. Глинки.

В литературе

,

"Понедельник начинается в субботу" (1965 г.), ист. 2 гл. 3: "Я был ошеломлён и не заметил, как в руке у меня очутился стакан. Пробки грянули в щиты Джян бен Джяна, шипя полилось ледяное шампанское. Разряды смолкли, джинн перестал скулить и начал принюхиваться. В ту же секунду кремлёвские часы принялись бить двенадцать."

Изображения

Кремлевские куранты

Видео

Как устроены кремлевские куранты

Кремлёвские куранты Кремлёвские кура́нты

часы с боем на Спасской башне Московского Кремля. В 1621 английский мастер X. Головей сделал часы, для которых в 1625 на башне был сооружён каменный верх. В 1706 были установлены новые часы, купленные Петром I в Голландии. Современные кремлёвские куранты изготовлены в 1851 братьями Бутенопами в Москве. Диаметр циферблата кремлёвских курантов 6,12 м, высота римских цифр на часах 0,72 м, длина часовой стрелки 2,97 м, минутной 3,27 м.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРА́НТЫ, часы с боем на Спасской башне Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский) .
Первые кремлевские часы
Часы в Москве впервые появились в 1404 (на три года позже, чем на башне собора в Севилье). Располагались они не на кремлевской башне, а на дворе великого князя Василия Дмитриевича (см. ВАСИЛИЙ I Дмитриевич) , недалеко от Благовещенского собора. О мастере, изготовившем часы, написано в летописи: «Замыслил часник сам князь, а установил часы монах серб по имени Лазарь».
Первые часы на Фроловской башне (с 1658 Спасской; построена по проекту итальянского мастера Антонио Солари (см. СОЛАРИ Пьетро Антонио) в 1491), согласно документам, были установлены в 16 в. В 1585 они уже работали, за что мастера-часовщики получали в год по 4 рубля и 2 гривны, да по 4 аршина сукна на одежду.
В 17 в. башни Московского Кремля (кроме Никольской) были надстроены шатрами, и высотка десятиэтажной Спасской башни достигла шестидесяти метров. Известно, что в 1614 часовщиком Спасской башни был Никифор Никитин, в обязанности которого входил надзор за работой часов, их своевременный завод, а также ремонт.
Часы Христофора Головея
Устройство часов с разделением на дневные и ночные часы было примитивным, кроме того, они постоянно страдали от пожаров. Для изготовления новых часов для Спасской башни в Москву был приглашен известный английский механик и часовых дел мастер Христофор Головей. Зодчий Бажен Огурцов построил для них великолепный шатер, который стал украшением всего кремлевского ансамбля.
Над изготовлением часов под руководством Головея трудились вологодские крестьяне Вирачевы, колокола для «перечасья» лил Кирилл Самойлов. Годовое жалование английского мастера составляло 64 рубля «да поденного корму по 13 алтын 2 деньги на день, да по 2 воза дров на неделю, да корм на одну лошадь». Старые часы были проданы за 48 рублей. Диаметр циферблата новых часов, выходящего на две стороны, составлял около 5 м и был выкрашен в голубой цвет. Центральная часть круга была неподвижной, а внешняя, шириной около метра, была разделена на 17 частей и вращалась. Часы отмечались буквами славянского алфавита. Вес часов составлял 3400 кг. По свидетельству современников, это были: «...чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен... более чем на 10 верст».
Первыми часовщиками были их создатели - отец и сын Вирачевы. Часовые мастера пользовались в Москве привилегиями, им платили большое жалование. Особенно ценилась работа тех, кто надзирал за башенными часами. В специальной инструкции говорилось: «У дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать, зернью и карты не играть и вином и табаком не торговать».
Голландские часы и последующие
В конце 17 в. часы, изготовленные Христофором Галовеем, пришли в полную негодность, и в 1704 из Голландии морем привезли новые, купленные Петром I (см. ПЕТР I Великий) . В Москву часы везли из Архангельска на 30 подводах, казна заплатила за них более 42 тыс. ефимков. Спустя три года часы были установлены на Спасской башне. Девять русских мастеров трудились 20 дней, чтобы отрегулировать и запустить в дело часовой механизм.
Однако новые часы быстро обветшали, а после грандиозного пожара 1737 пришли в полную негодность. К этому времени столица переместилась в Петербург, и с ремонтом не спешили. Только в 1770 мастер Иван Полянский под наблюдением берлинского часового мастера Фация заменил механизм кремлевских часов большими курантами, найденными в Грановитой палате.
После изгнания французов из Москвы часы обследовали. Часовщик Яков Лебедев в феврале 1813 донес о разрушении механизма и предложил произвести их восстановление «своим коштом, материалами и рабочими людьми». Работу ему поручили, взяв, однако, подписку о том, что он не испортит механизм. Через два года часы запустили, а Яков Лебедев получил звание «часового мастера спасских часов».
Очередная попытка (спустя несколько десятилетий) почистить часы, не останавливая хода, успеха не имели, и капитальный ремонт был поручен известной в то время часовой фирме братьев Бутеноп. Демонтированный часовой механизм был полностью разобран, износившиеся части заменены новыми, из чугуна отлита новая станина весом около 25 тонн. За работу фирма получила 12 тыс. рублей. В марте 1852 все работы были завершены, и куранты впервые исполнили две мелодии: «Коль славен» и «Преображенский марш».
Спустя 25 лет, в 1878, часовой мастер В. Фреймут отремонтировал часы за 300 рублей и был назначен часовщиком Спасской башни.
Во время октябрьских боев 1917 в циферблат часов попал снаряд, сильно повредивший механизм, но только летом 1918 (правительство переехало в Москву весной) последовало указание о срочной реставрации курантов. Долго искали мастеров, которые не побоялись бы взяться за такую работу. Часовые фирмы Павла Буре и Рогинского запросили суммы, которые государство в то время выделить не могло. И за ремонт взялся кремлевский слесарь Н. В. Беренс, а помочь ему согласился художник Я. М. Черемных, составивший партитуру для курантов на музыку «Интернационала» и «Похоронного марша». С трудом изготовили новый маятник (взамен утраченного свинцового позолоченного) длиной около полутора метров и весом 32 кг. Реставрацию закончили в сентябре 1918, и москвичи впервые услышали бой новых курантов.
В 1932 часы вновь отремонтировали, изготовили новый циферблат, позолотили цифры, стрелки и обод циферблата (всего на позолоту было израсходовано 28 кг золота).
Устройство часов
Часы занимают 8-й, 9-й и 10-й этажи Спасской башни. Основной механизм расположен в специальной комнате на девятом этаже. Он приводится в действие при помощи гирь весом от 100 до 200 кг. Куранты состоят из набора колоколов, настроенных в определенной гамме и связанных с механизмом часов. Музыкальный механизм курантов имеет так называемый программный цилиндр диаметром около двух метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Штифты на цилиндре предназначены для того, чтобы задействовать колокола, из которых самый большой весит 500 кг. Все колокола размещены на десятом этаже (для их развески были использованы специальные дополнительные балки). На колоколах имеются надписи, например, на колоколе, отлитом в Голландии: «...Клавдий Фреми меня сделал в Амстердаме лета 1628».
Основные размеры часов: диаметр циферблата 6 м 12 см, высота цифр 72 см, длина часовой стрелки 2 м 97 см, длина минутной 3 м 28 см.
Заводятся часы два раза в сутки обычным подъемом гирь с помощью электромоторов. Для каждого вала из чугунных слитков набираются гири весом до 200 кг, причем зимой вес гирь увеличивают. Ежедневно производится профилактический осмотр механизма, раз в месяц - детальный. Ход часов контролируется специальными приборами, а также дежурным часовщиком, который проверяет ход по хронометру. Смазывают механизм два раза в неделю, применяя летнюю и зимнюю смазку.
Механизм кремлевских часов работает исправно почти полтора века. На его чугунной станине написано: «Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве».


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Кремлёвские куранты" в других словарях:

    Термин, может иметь несколько значений: Кремлёвские куранты (пьеса) пьеса Николая Погодина Кремлёвские куранты (фильм) Кремлёвские часы … Википедия

    КРЕМЛЁВСКИЕ КУРАНТЫ, часы с боем на Спасской башне Московского Кремля. В 1621 английский мастерX. Головей сделал часы, для которых в 1625 на башне был сооружён каменный верх. В 1706 были установлены новые часы, купленные Петром I в Голландии.… … Русская история

    Кремлёвские куранты … Москва (энциклопедия)

    КРЕМЛЁВСКИЕ КУРАНТЫ - Часы на Спасской башне Московского Кремля*. Первые часы на Спасской башне были установлены между 1491 и 1585 гг. В 1624–1625 гг. английский мастер Головей установил новые часы куранты с механизмом и 13 колоколами (см. колокол*). Детали механизма… … Лингвострановедческий словарь

    Часы с боем, установленные на Спасской башне Московского Кремля. Первые сведения о кремлёвских часах относятся к 1404; установлены эти часы были недалеко от Благовещенского собора. В 1621 «аглицкий» часовых дел мастер Христофор Головей… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кремлёвские куранты. Кремлёвские куранты Автор: Николай Погодин Язык оригинала: русский Год написания: 1939 (первая редакция) Кремлёвские куранты … Википедия