Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Фз 442 от 28 декабря. Законодательная база российской федерации

Фз 442 от 28 декабря. Законодательная база российской федерации

Пояснительная записка
к проекту законопроекта о внесении изменений в
Федеральный закон от28 декабря 2013 года N 442-ФЗ
«Об основах социального обслуживания граждан
в Российской Федерации»

(редакция от 20.10.2014 года)

Федеральный закон от28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», согласно его статье 37, вступает в силу с 1 января 2015 года.

Как явствует из пояснительных записок и комментариев к нему, положения Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах Российской Федерации практику организации социального обслуживания населения.

Вместе с тем, ФЗ № 442 вводит неконституционные нормы, посягающие на неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, ч. 1, 2 ст. 137 УК РФ), позволяющие произвольно вмешиваться в дела семьи (ст. 1 Семейного кодекса РФ), и, кроме того, выходящие за рамки предмета правового регулирования этого Закона, заявленные в его статьях 1-3.

1. В статье 3 « Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», даётся понятие профилактики:

«6) профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждае-мость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности».

Статья 29ФЗ № 442устанавливает, что профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, в том числеосуществляется путём «обследования условий жизнедеятель-но-с-ти гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий» .

В законе не указано, что к профилактическим мерам соответствующие органы должны приступать после обращения гражданина за какой-либо помощью в органы социального обслуживания. Следовательно, органы межведомственного взаимодействия в соответствии с принятым законом будут иметь право входить в жилища, проводить «обследование», «выявление причин» ещё до наступления обстоятельств, дающих право на социальное обслуживание, что можно расценивать никак иначе, как «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия», а это прямо запрещено частью 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации.

Справедливость такого опасения подтверждается высказыванием Нелли Струтинской, уполномоченного по правам ребёнка в республике Коми: «Считаю, что любая семья (не только соц. риска), должна находиться под пристальным вниманием соответствующих органов, дабы вовремя ей оказать помощь (http://www.kzsrk.ru/news/3901/ ).

Между тем, в статье 15 « Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании» нет ни одного конкретного обстоятельства, которое можно было бы предотвратить путём меры, указанной в подпункте 1, пункта первого статьи 29. Невозможно путём обследования условий жизнедеятельности предотвратить преклонный возраст, инвалидность, болезнь, одиночество, сиротство, малообеспеченность, безработицу, отсутствие определён-но-го места жительства, безнадзорность, конфликты, жестокое обращение, труд-ности в социальной адаптации.

Для предотвращения этих, указанных в законе обстоятельств, являющихся основанием для предоставления гражданину социального обслуживания, необходим комплекс мероприятий в области экономики, культуры, образования, медицины, техники безопасности и других. Однако, в заключении Правительства РФ сказано, что дополнительного финансирования данный закон не требует, значит, финансирование «под профилактику» по новому закону не заложено.

Опасность предложенной нормы очевидна: под благовидным предлогом вводится тотальный контроль над гражданами, с целью большего охвата населения социальными услугами, а, следовательно, и получения большего финансирования организациями, предоставляющими эти услуги. Просматривается не столько забота государства о получателях социальных услуг, сколько о поставщиках социальных услуг.

Законопроектом предлагается исключить из ФЗ № 442 подпункт 1 пункта первого статьи 29.

2. Способствовать тотальному контролю над населением будет и подпункт 5 пункта первого статьи 15 «Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании», который в качестве обстоятельства, ухудшающего или способного ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, влекущего необходимость в социальном обслуживании, указывает

«5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье».

Но «ч ерез преодоление различных конфликтов в семейном взаимодействии, как у супругов, так и у детей формируются способности преодолевать жизненные трудности, а также формируется способность нести ответственность за своё поведение в семье и в обществе. Бесконфликтных семей не бывает, т.к. конфликты неизбежно возникают в динамике супружеских и детско-родительских отношений. Без них невозможно развитие отдельной личности и семьи в целом. Семейное благополучие зависит не от отсутствия конфликтов , а от развития способности их преодолевать и справляться с ними у всех членов семьи. Следует сделать вывод, что конфликты есть с любой семье. Конфликты могут как усугублять кризисы, так и разрешать их, но социальные службы не должны в них вмешиваться, т.к. никакие меры соцработников не могут снизить конфликтность в семье, а вмешательство со стороны может только её усилить» (из заключения эксперта-психолога, канд. психол. наук Куницы М.Ю).

Сами по себе «конфликты» в семье, даже с асоциальными лицами, не могут быть объектом внимания кого бы то ни было, кроме сторон конфликта. А наркотическая, алкогольная зависимость, пристрастие к азартным играм, психическое заболевание, не могут быть устранены мерами социального обслуживания, регламентированными в ФЗ 442, больные нуждаются в лечении. Кроме того, медицинские диагнозы заболеваний, которыми страдают граждане, являются врачебной тайной (ст.13 Закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), охраняемой законами, в том числе статьёй 137 Уголовного кодекса РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни), статьёй 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Распространение информации о заболеваниях членами семьи без согласия больного в отсутствие какой-либо угрозы для жизни и здоровья окружающих, так же может караться по закону. Вместе с тем, ни сам больной, ни члены его семьи не лишены возможности в случае необходимости обращаться за медицинской помощью в соответствующие организации.

Понятие насилия в статье не расшифровано, что несёт в себе риск расширительного толкования закона и нарушения прав граждан. Между тем,

«в психолого-педагогической, судебно-медицинской литературе существует несколько классификаций различного рода насилия.

Психологическим насилием в семье считается любое требование или правило, которое выполняется без желания, а также всё, что приводит к принуждению и подчинению - вынужденному исполнению воли другого человека. В семье, в супружеских и детско-родительских отношениях неизбежно возникают ситуации, требующие выполнения семейных и общественных норм, правил и договорённостей, которые часто выполняются без желания, вынужденно или путём уступок и компромиссов.

В каждой семье в зависимости от культурных, духовных традиций, семейных правил, привнесённых супругами из родительских отношений в свою семью, кто-то из них берёт на себя роль главы семьи и устанавливает новые правила, по которым живёт супружеская пара, воспитываются
дети. Воспитание детей построено на требованиях, уступках, компромиссах, поощрениях и наказаниях и базируется на формировании ответственности у всех членов семьи через преодоление супружеских и детско-родительских конфликтов и подчинении семейным авторитетам (отцу и матери)»
(из того же заключения эксперта).

Таким образом, психологическое насилие должно быть исключено из поля действия Федерального закона № 442, как несущее потенциальную угрозу для вмешательства в семейные отношения со стороны органов межведомственного взаимодействия.

Поскольку физическое или сексуальное насилие в семье могут являться обстоятельствами, требующими социального обслуживания, например, в виде предоставления убежища матери и ребёнку, подпункт 5 пункта первого статьи 15 следует изложить в другой редакции, оставив их в числе обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.

3. Как излишний и не обоснованный, противоречащий пункту второму ста-тьи 3, бесконечно расширяющий рамки вмешательства в личное пространство гражданина, подлежит исключению подпункт 8 пункта первого статьи 15 , поскольку не всякое ухудшение условий жизнедеятельности гражданина (например, понижение заработной платы, уменьшение жилой пло-щади и т. п.) связано напрямую с невозможностью самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности и требует предоставления социальной услуги.

Исполнение с 1 января 2015 года указанных норм, позволяющих вторгаться в жилище и собирать информацию о частной жизни без согласия и заявления гражданина, или без решения суда, в «целях профилактики», повлечёт массовое нарушение прав граждан. Тогда как статья 55 Конституции РФ предусматривает.

В наступившем году, социальное обслуживание населения ждут серьёзные перемены. С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вносит значительные изменения в систему и порядок предоставления социального обслуживания. Некоторые аспекты нового закона сегодня комментирует министр социально-демографической и семейной политики Самарской области Марина Юрьевна Антимонова:

- Сначала о самом главном: в соответствии с Федеральным законом расширяется перечень поставщиков социальных услуг. Наряду с государственными учреждениями социальные услуги населению будут оказывать негосударственные поставщики – коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели.

Учреждения социального обслуживания населения согласно новому законодательству становятся поставщиками социальных услуг и утрачивают полномочия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Теперь признавать граждан нуждающимися в социальном обслуживании будет уполномоченный орган (комиссия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании).

В сфере социального обслуживания населения делается упор на профилактику и индивидуальный подход. Новым элементом в системе социального обслуживания становится «социальное сопровождение», суть которого заключается в оказании содействия гражданам посредством межведомственного взаимодействия в получении различного вида услуг: юридических, медицинских, психологических, педагогических, а также социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица.

Согласно закону плата за оказание социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, основывается на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Теперь социальные услуги бесплатно будут получать граждане, чей среднедушевой доход не превышает полуторную величину прожиточного минимума. Также законом устанавливается предельный размер платы за социальные услуги.

Предусмотрено создание информационных ресурсов в сфере социального обслуживания – реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг.

1. Вопрос: кто имеет право на социальное обслуживание в соответствие с новым законом?

Ответ: Право на социальное обслуживание имеют граждане, признанные нуждающимися в социальном облуживании из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев. Это пожилые люди, инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, граждане без определенного места жительства.

2. Вопрос: кто будет оказывать социальные услуги после вступления в силу Федерального закона № 442-ФЗ?

Ответ: Кроме государственного сектора, в сферу социального обслуживания будут привлекаться негосударственные организации (коммерческие или некоммерческие организации), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание, включенные в реестр поставщиков социальных услуг.

3. Вопрос: кто ведет реестр поставщиков социальных услуг?

Ответ: Реестр поставщиков формирует и ведёт министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.

4. Вопрос: куда можно обратиться, чтобы получить социальное обслуживание?

Ответ: Обратиться с заявлением для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания можно в комиссию по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, которые будут созданы в каждом муниципальном образовании, в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, а также непосредственно к поставщику социальных услуг.

5. Вопрос: где гражданин может узнать информацию об организациях, оказывающих социальные услуги?

Ответ: Информация о поставщиках социальных услуг (место нахождения, контактная информация, сведения о формах социального обслуживания, о видах предоставляемых социальных услуг, а также размере платы и др.) будет располагаться на официальном сайте министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, сайтах и информационных стендах поставщиков социальных услуг.

6. Вопрос: кто может обратиться за предоставлением социальных услуг?

Ответ: Для предоставления социальных услуг гражданин или же его законный представитель может обращаться сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения.

7. Вопрос: в каком случае может быть отказано в предоставлении социальных услуг?

Ответ: Принятие решения об отказе в социальном обслуживании возможно в случае наличия у гражданина (или получателя социальных услуг) медицинских противопоказаний, подтвержденных соответствующим заключением медицинской организации.

8. Вопрос: в каком случае гражданина признают нуждающимся в социальном обслуживании?

Ответ: Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при наличии у него обстоятельств, которые ухудшают либо могут ухудшить условия его жизнедеятельности. К числу таких обстоятельств, например, относятся: полная или частичная утрата способности осуществлять самообслуживание; наличие в семье инвалида и инвалидов (в том числе ребенка-инвалида), нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации; наличие внутрисемейного конфликта, а также насилия в семье; отсутствие определенного места жительства; отсутствие работы и средств к существованию.

9. Вопрос: кто имеет право на бесплатное социальное обслуживание?

Ответ: В соответствии с федеральным законодательством установлены следующие категории граждан, имеющие право на бесплатное социальное обслуживание: несовершеннолетние дети, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, а также лица, имеющие на дату обращения среднедушевой доход ниже или равный размеру устанавливаемой предельной величины. В Самарской области данный размер составляет полуторную величину прожиточного минимума. Например: на сегодняшний день величина прожиточного минимума для пенсионеров равна 6082 рублям, соответственно полуторная величина составит 9123 рубля (6082×1,5), таким образом, пожилые граждане и инвалиды Самарской области, чей среднедушевой доход будет равен или ниже 9123 рублей станут получать социальные услуги на дому и в полустационарной форме бесплатно. В регионе предусмотрены также дополнительные категории граждан, к числу которых относятся: лица, впервые признанные инвалидами, в пределах рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида в организациях, оказывающих реабилитационные услуги; лица без определенного места жительства и занятий в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания; женщины с детьми, беременные женщины и совершеннолетние граждане из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в социальных гостиницах или отделениях, оказывающих социальные услуги в стационарных условиях.

10. Вопрос: произойдут ли изменения в оплате за предоставление социальных услуг?

Ответ: С 1 января 2015 года утверждены пределы ежемесячной платы за предоставление социальных услуг. За предоставление услуг на дому и полустационарной форме плата составит не более 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (полторы величины прожиточного минимума). В стационарной форме предел платы – не более 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Например, среднедушевой доход получателя социальных услуг на дому на 01.01.2015 г. составляет 10123 руб., действующий размер прожиточного минимума равен 6082 руб., предельная величина среднедушевого дохода получателя составит 9123 руб. (6082×1,5). 10123-9123= 1000 руб. разница. 50% разницы – 500 руб. Это означает, что получатель социальных услуг может получить услуги на сумму свыше 500 рублей, но оплатит только 500 рублей.

Социальное обслуживание населения в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом . Он определяет правовые и экономические стороны данного вопроса, а также полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в данной сфере. Предписываются права и обязанности получателей и поставщиков соответствующих услуг, а также обозначаются те категории лиц, на которых распространяется действие данного закона.

Ранее действовавший в данной сфере Федеральный закон 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» утратил силу с принятием нового закона. ФЗ 442 был утвержден 28 декабря 2013 года, в силу вступил 1 января 2015, с данного момента перестал действовать ФЗ 195.

Действующий Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» сохраняет правопреемство предыдущего документа, однако значительно расширяет перечень рассматриваемых вопросов. Структурно в ФЗ 442 выделены следующие главы:

  • общие положения документа;
  • полномочия федеральных и региональных органов власти;
  • права и обязанности получателей регулируемых законом услуг;
  • права, обязанности, а также соблюдение информационной открытости поставщиков;
  • предоставление социального обслуживания, его организация, формы и виды услуг;
  • финансирование системы предоставляемых услуг и условия их оплаты гражданами;
  • государственный и общественный надзор и контроль.

В соответствии с общими положениями Закон ФЗ 442 определяет следующие принципы предоставления населению требуемых услуг:

  • соблюдение прав человека;
  • гуманность;
  • уважение достоинства человека и его чести;
  • равный и свободный доступ граждан к социальному обслуживанию;
  • адресная направленность;
  • близкое расположение поставщиков к месту жительства граждан;
  • формирование достаточного количества поставщиков для обеспечения потребностей населения;
  • создание привычной и благоприятной среды для человека;
  • добровольность обращения обеспечиваемыми услугами;
  • конфиденциальность и .

По ст 19 ФЗ 442 социальное обслуживание производится на дому , полустационарно или в стационарной форме . В первом случае поставщик прибывает по месту жительства обратившегося. Полустационарные услуги подразумевают возможность получить к ним доступ в определенное время работы учреждения. Стационарность – это проживание получателя на территории учреждения, обеспечивающего предоставляемые услуги.

Виды социального обслуживания по статье 20 ФЗ 442 определяются следующими категориями:

  • бытовые услуги, нацеленные на поддержание жизнедеятельности граждан в жилищных вопросах;
  • медицинские , ориентированные на обеспечение и сохранение здоровья населения;
  • психологические , обеспечивающие адаптацию к социуму и комфортные состояние граждан;
  • педагогические , направленные на помощь в организации развития детей и устранении отклонений в их поведении и адаптации к социуму;
  • трудовые , решающие проблемы с трудоустройством;
  • правовые , обеспечивающие юридическую помощь;
  • коммуникативные , помогающие наладить контакты тем гражданам, которые ограничены в своей жизнедеятельности.

К видам социального обслуживания относят и срочную помощь в экстренных и чрезвычайных ситуациях.

Так же в РФ существует ФЗ о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Узнать больше о данном законе можно

Скачать 442 ФЗ

Скачать Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» 442-ФЗ можно . Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2014 года. Текст может использоваться правозащитниками, должностными лицами, а также гражданами, углубленно изучающими свои права и обязанности.

Последние изменения

Изменения в Закон о социальном обслуживании вносились лишь один раз — 21 июля 2014 года, и вступили в силу вместе с общим текстом документа 1 января 2015 . Поправки коснулись следующих положений:

  • часть 1 ст. 7 и статья 8 соответственно дополнились пунктами 7.1 и 24.1 одного содержания: «создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания »;
  • в статье 13 Закона 442 ФЗ в ч 2 введен пункт 12.1 о проведении независимой оценки качества предоставления услуг; введена часть 4 об обеспечении технической возможности для граждан выражать свое мнение о качестве на официальных сайтах;
  • в закон добавлена статья 23.1 .

Указанная статья 23.1 ФЗ 442 регламентирует организацию и порядок проведения независимой оценки качества предоставляемого социального обслуживания. Таковая определяется как одна из форм общественного контроля над исполнением положений закона. Критериями оценки определяются такие принципы, как:

  • открытость и доступность информации;
  • комфортность условий;
  • доступность получения требуемых услуг;
  • время ожидания социального обслуживания;
  • доброжелательность, вежливость и компетентность сотрудников;
  • удовлетворенность граждан в получаемых услугах.

Проводится независимая оценка уполномоченным федеральным, региональным или муниципальным органом исполнительной власти. Контроль осуществляется в соответствии с предписанными нормами законодательства РФ.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации *О)

(с изменениями на 21 июля 2014 года)

Утратил силу с 1 января 2015 года на основании
Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 127, 13.07.2002);
(Российская газета, N 140, 31.07.2002);
(Российская газета, N 5, 15.01.2003);
(Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2013) (о порядке вступления см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014) (о порядке вступления в силу см. ).

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации , общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании

Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ;

4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Статья 4. Системы социальных служб

1. Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

. .

3. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

4. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Статья 5. Принципы социального обслуживания

Социальное обслуживание основывается на принципах:

1) адресности;

2) доступности;

3) добровольности;

4) гуманности;

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности;

7) профилактической направленности.

Статья 6. Государственные стандарты социального обслуживания

1. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

2. Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 13 июля 2002 года Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 87-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

3. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . .

Глава II. Обеспечение права гражданна социальное обслуживание

Статья 7. Право граждан на социальное обслуживание

1. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . *7.1)

2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

3. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. *7.3)

4. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 31 октября 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ . *7.4)

Статья 8. Материальная помощь

1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. *8.1)

2. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 9. Социальное обслуживание на дому

1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. *9.1)

2. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Статья 10. Социальное обслуживание в стационарныхучреждениях

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. *10)

Статья 11. Предоставление временного приюта

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Статья 12. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Статья 13. Консультативная помощь

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Статья 14. Реабилитационные услуги

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Статья 15. Плата за социальное обслуживание

1. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. *15.1)

2. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

3. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

4. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

Статья 16. Основания для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб

1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ; *16.1.1)

2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . .

Глава III. Организация социального обслуживания

Статья 17. Учреждения и предприятия социального обслуживания

1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; *17.1.4)

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; *17.1.5)

6) социальные приюты для детей и подростков; *17.1.6)

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону; *17.1.8)

9) центры (отделения) социальной помощи на дому; *17.1.9)

10) дома ночного пребывания; *17.1.10)

11) специальные дома для одиноких престарелых; *17.1.11)

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); *17.1.12)

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. *17.1.14)

2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации. *17.3)

Статья 17_1. Независимая оценка качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания

1. Независимая оценка качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления получателям социальных услуг информации о качестве оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, а также в целях повышения качества их деятельности.

2. Независимая оценка качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об учреждении и о предприятии социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность информации об учреждении и о предприятии социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления социальной услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения и предприятия социального обслуживания; удовлетворенность качеством оказания услуг.

3. Независимая оценка качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания проводится в соответствии с положениями настоящей статьи. При проведении независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания используется общедоступная информация об учреждениях и о предприятиях социального обслуживания, размещаемая в том числе в форме открытых данных.

4. Независимая оценка качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания проводится в отношении государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других учреждений и предприятий социального обслуживания, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также в отношении иных негосударственных учреждений и предприятий социального обслуживания, которые оказывают государственные, муниципальные социальные услуги.

5. В целях создания условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), с участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (далее - общественные организации) формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания и утверждает положение о нем;

2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных организаций формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, расположенными на территориях субъектов Российской Федерации, и утверждают положение о них;

3) органы местного самоуправления с участием общественных организаций вправе формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, расположенными на территориях муниципальных образований, и утверждать положение о них.

6. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, указанными в части четвертой настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с предварительным обсуждением на общественном совете.

7. По решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления функции общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания могут быть возложены на существующие при этих органах общественные советы. В таких случаях общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания не создаются.

8. Общественный совет по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

9. Независимая оценка качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, организуемая общественными советами по ее проведению, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

10. Общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания:

1) определяют перечни учреждений и предприятий социального обслуживания, в отношении которых проводится независимая оценка;

2) формируют предложения для разработки технического задания для организации, которая осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания (далее - оператор), принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупке работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления с оператором;

3) устанавливают при необходимости критерии оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания (дополнительно к установленным настоящей статьей общим критериям);

4) осуществляют независимую оценку качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания;

5) представляют соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления результаты независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, а также предложения об улучшении качества их деятельности.

11. Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении оператора, ответственного за проведение независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, а также при необходимости предоставляют оператору общедоступную информацию о деятельности данных учреждений и предприятий, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте учреждения или предприятия).

12. Поступившая соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию работы учреждений и предприятий социального обслуживания.

13. Информация о результатах независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания размещается соответственно:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет";

2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет".

14. Состав информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

15. Контроль за соблюдением процедур проведения независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ)

Статья 17_2. Информационная открытость учреждений и предприятий социального обслуживания

1. Учреждения и предприятия социального обслуживания обеспечивают открытость и доступность следующей информации:

1) дата создания учреждения, предприятия социального обслуживания, их учредитель, учредители, место нахождения учреждения или предприятия социального обслуживания и их филиалов (при наличии), режим, график работы, контактные телефоны и адреса электронной почты;

2) структура и органы управления учреждения и предприятия социального обслуживания;

3) виды социальных услуг, предоставляемых учреждением и предприятием социального обслуживания;

4) материально-техническое обеспечение предоставления социальных услуг;

5) копия устава учреждения или предприятия социального обслуживания;

6) копия плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения или предприятия социального обслуживания, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы (информация об объеме предоставляемых социальных услуг);

7) копия документа о порядке предоставления социальных услуг за плату;

8) информация, которая размещается, опубликовывается по решению учреждения или предприятия социального обслуживания, а также информация, размещение и опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) иная определяемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти необходимая для проведения независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания информация.

2. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и предприятий социального обслуживания в сети "Интернет" в соответствии с требованиями к ее содержанию и форме предоставления, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и предприятия социального обслуживания обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений получателями социальных услуг о качестве оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания.
(Статья дополнительно включена с 21 октября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ)

Статья 18. Лицензирование в области социального обслуживания

(статья исключена с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ . )

Статья 19. Управление социальным обслуживанием

1. Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . .

3. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.

4. Научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ .

Глава IV. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

Статья 20. Полномочия федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания

К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:

1) установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;

2) принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением;

3) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ;
Федеральный закон от 10 января 2003 года N 15-ФЗ .
____________________________________________________________________

6) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ;

7) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;

8) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ;

9) организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;

10) развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания;

11) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания.
(Подпункт дополнительно включен с 21 октября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ)

Статья 21. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

обеспечение реализации настоящего Федерального закона;

разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания;

определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;

установление порядка координации деятельности социальных служб;

создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания;

создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания;
(Абзац дополнительно включен с 21 октября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ)
____________________________________________________________________
Абзац седьмой части второй предыдущей редакции с 21 октября 2014 года считается абзацем восьмым части второй настоящей редакции - Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ .
____________________________________________________________________


иные полномочия.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

Глава V. Ресурсное обеспечение социального обслуживания

Статья 22. Имущественное обеспечение социальных служб

Социальные службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечиваются земельными участками, имуществом, необходимыми для выполнения их уставных задач.

Статья 23. Финансовое обеспечение социального обслуживания и учреждений социального обслуживания

Социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Статья 24. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

2. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Кадровое обеспечение социальных служб

1. Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

2. Меры социальной поддержки работников государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

3. Медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для медицинских работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения. *25.3)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

4. Работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . *25.4)

5. Меры социальной поддержки работников социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Глава VI. Заключительные положения

Статья 26. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Ответственность лиц, занятых в области социального обслуживания, если их действия (бездействие) повлекли за собой опасные для жизни и здоровья клиента социальной службы последствия или иное нарушение его прав, наступает в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Обжалование действий (бездействия) социальных служб

Действия (бездействие) социальных служб могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в органы государственной власти, органы местного самоуправления либо в суд.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Регионы могут расширять этот перечень. Например, в Московской области 15 категорий граждан получают бесплатную помощь в социальных центрах по всем восьми услугам:

1. Граждане со среднедушевым доходом 1,5 прожиточного минимума или меньше.

2. Представители детей-инвалидов

3. Несовершеннолетние дети

4. Пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов

5. Инвалиды боевых действий

Также одинокие инвалиды, супружеские пары и граждане пожилого возраста из числа:

1. Инвалидов и участников ВОВ

2. Супругов погибших участников ВОВ, не вступивших в повторный брак

3. Бывших несовершеннолетних узников фашизма

4. Награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

5. Награжденных медалью «За оборону Москвы»

6. Героев Советского Союза

7. Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы

8. Героев Соц. Труда

9. Героев Труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы

10. Инвалидов боевых действий

1. Ветеранами ВОВ и приравненным к ним лица — 10% от стоимости

2. Гражданам со среднедушевым доходом от полуторакратной до двукратной величины прожиточного минимума — 10% от стоимости предоставленных социальных услуг

3. Гражданам со среднедушевым доходом от двукратной до двух с половиной кратной величины прожиточного минимума — 20% стоимости предоставленных социальных услуг

4. Гражданам со среднедушевым доходом от двух с половиной кратной до трехкратной величины прожиточного минимума — 30% стоимости социальных услуг

Если вы не попадаете под эти категории или ваш среднедушевой доход выше прожиточного минимума, услуги придется оплачивать.

Цена за обслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается по тарифам . Тариф не должен превышать разницу в 50% между среднедушевым доходом человека и максимальной величиной среднедушевого дохода в регионе.

Цена за стационар рассчитывается по тарифам, которые не превышают 75% от среднедушевого дохода .

Чтобы понять, как это работает, вот пример.

Возьмем одинокого пенсионера из Москвы. Он получает 30 000 рублей в месяц — это его среднедушевой доход.

Прожиточный минимум по Москве — 15 382 рубля. Минимум в своем городе узнавайте на областном сайте Департамента труда.

Умножим эту цифру на 1,5 прожиточных минимума: 1,5×15 385 = 23 073 рубля

Предельный размер среднедушевого дохода нашего пенсионера — 23 073, значит он не сможет получить услуги бесплатно.

Чтобы узнать тариф за обслуживание на дому и в полустационарной форме, воспользуемся формулой:
(30 000 доход — 23 073 прожиточный минимум ) x 50% максимальная разница = 3 463 рубля

Это максимальный тариф на услуги в месяц.

Как получить социальную услугу

Бесплатные и платные услуги предоставляются по-разному. Чтобы получить гарантированные услуги, нужно пройти 5 этапов:

1. Подготовить документы

— Паспорт
— Для ребенка до 14 лет свидетельство о рождении и справка с места жительства
— Паспорт и доверенность от инвалида, если вы представляете его интересы
— Выписку из домовой книги
— Справку о доходах за последний год
— Медицинскую справку о состоянии здоровья, где указана категория инвалидности или травма, которая ограничивает возможности
— Справка, свидетельство или удостоверение, которое подтверждает право на социальную помощь, например, удостоверение участника ВОВ

Это неполный список. В зависимости от ситуации могут потребовать справку об освобождении из тюрьмы, решение суда о признании гражданина недееспособным или другие справки. Позвоните в местное отделение соцзащиты и спросите, какие документы нужны в вашем случае.

2. Подать заявление в соцзащиту по месту проживания

3. Подождать до 7 дней

Социальные услуги предоставляются адресно. Это значит, что комиссия рассматривает, нуждаетесь ли вы в услугах или нет. Проверка идет до 7 рабочих дней. После — вам либо отказывают, либо назначают индивидуальную программу социального обслуживания.

4. Получить индивидуальную программу социальных услуг