Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Достоевский поле битвы сердце человеческое. Невидимая брань

Достоевский поле битвы сердце человеческое. Невидимая брань

1.Введение

2.Основная часть. «У жизни только два вектора: или ты с Богом,- или с дьяволом», третьего не дано ».

    Трагедия жизни Курта Кобейна.

    Возрождение Петра Мамонова.

3. Заключение

Между добром и злом не утихает бой,

Душа-арена этой битвы.

И выбор остается за тобой:

Слова проклятья иль мелодия молитвы.

Н.Гречко

ВВЕДЕНИЕ

В романе Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» читаем диалог Ивана и Алексея Карамазовых:

- Я думаю, что если дьявол не существует и, стало быть, создал его , то создал он его по своему образу и подобию.
- В таком случае, ровно как и Бога.

В разговоре же с братом Митя сказал фразу, давно ставшую крылатой: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы- сердца людей» 2 .

Борьба эта существует испокон веков и, заметьте, борьбу эту начал именно дьявол. За что же? За власть. За власть над нашими душами и сердцами.

Нам особенно важно победить в этой борьбе потому, что на переднем фронте духовной войны – молодежь. Юность и молодость - самая опасная пора в жизни человека. Именно молодые люди чаще становятся наркоманами, совершают бессмысленные преступления, попадают в ловушки различных вербовщиков и сектантов.

У дьявола нет физических сил, чтобы обратить человека на свой путь. Но он постоянно искушает человека, который часто даже не подозревает, что мысли, которые вертятся в голове, – не его.

«Дьявол, он же не спит, в отпуск не ходит, он день и ночь нашёптывает: «Давай, там сладко! Давай, там будет хорошо!» 7 Вот отбивайся. Грех если пойдешь на поводу у своего «хочу». У жизни только два вектора: или ты с Богом,- или с дьяволом», третьего не дано», - говорил П.Мамонов.

В высказывании Петра Мамонова угадывается путь, которым нужно идти, чтобы в борьбе за твое сердце не победил дьявол. На поле битвы надо быть с Богом. Любить Бога, любить ближнего своего, творить добро. Если наши поступки будут наполнены любовью и благими намерениями, злу не будет места в нашем мире.

Гипотеза

Можно ли утверждать, что победить зло в своей душе можно только с Божьей помощью?

Цель: подтверждение (или опровержение) того факта, что в непримиримой духовной борьбе с внутренними врагами без помощи Бога человек терпит поражение.

Задачи:

1.Изучить литературу по данной теме;

2. Выявить примеры, доказывающие или опровергающие гипотезу;

3.Оформить результаты поиска в виде исследовательской работы.

Методы исследования:

изучение, обработка и анализ источников по проблеме исследования

Актуальность работы:

Жизнь каждого человека можно рассматривать как поле духовной брани, на котором постоянно ведется жестокая, непримиримая борьба с внутренними врагами, на существование которых указывают писатели, поэты, философы разных эпох. Поэтому важно понять, как именно можно победить в этой духовной борьбе.

Материалы работы могут быть использованы на внеклассных мероприятиях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «У жизни только два вектора: или ты с Богом,- или с дьяволом», третьего не дано».

Исследуя тему, мы решили рассмотреть истории жизни двух современников, двух музыкантов.

    Трагедия жизни Курта Кобейна (приложение 1)

Курт Дональд Кобейн родился 20 февраля 1967 года в Вашингтоне. Рос в музыкальной семье: его дядя выступал в группе The Beachcjmbers , тетя играла на гитаре, двоюродный брат сделал карьеру тенора, снялся в фильме «Король джаза».

Бог наградил его талантом: интерес к музыке у мальчика проявился в возрасте 2 лет, в 4 года написал первую песню о поездке в местный парк, а в 7 лет ему подарили ударную установку.

К сожалению, родители не смогли дать сыну самого главного - уверенности в нерушимости родительской любви, не создали условий для формирования традиционных нравственных ценностей. К восьми годам родители мальчика развелись, а немного позже любимый дядя, приобщавший племянника к миру музыки, покончил жизнь самоубийством. Курт стал угрюмым, замкнутым, циничным и злым. Родители его создали новые семьи, но сам он оказался ненужным ни в одной, поэтому жил у друзей, ежедневно переходя из дома в дом, часто спал во дворах и под мостом, днём спал в библиотеке. Живя в утвердившейся в христианской вере семье Джесси Рид, Курт стал набожным христианином и регулярно ходил в церковь. Позже отказался от христианства. Долгие годы Курт жил обозленным на весь мир, испытывая душевные и физические муки. С 13 лет приобщился к наркотикам, несколько раз переживал передозировку.

В 14 лет забросил игру на барабанах и стал учиться играть на гитаре. Первым его учителем стал музыкант Уоррен Мейсон из группы The Beachcjmbers . Курт заинтересовался панком, загорелся идеей создать свою группу.

Подверженный частым сменам настроения, он крушил квартиры приятелей и случайных знакомых, дрался с дальнобойщиками в забегаловках и даже написал однажды на стене в полицейском участке собственной кровью God Is Gay! («Бог - гей!»). Потом, уже во времена Nirvana, он делал это не раз и даже носил майку с такой надписью

В 1985 году организовал группу «Fecal Matter », но через год она распалась. Наиболее яркой стала группа «Nirvana ». Название группы расшифровывается как «полный покой после смерти» (из буддистского «свобода от боли, страдания и внешнего мира»). В 1988году выходит первый сингл группы, появляется дебютный альбом. «Nirvana »пользуется успехом у слушателей. Курт становится популярным и, пользуясь своей популярностью доносит до публики свои идеи. Был активным защитником прав женщин и секс – меньшинств.

Казалось бы, Курт Кобейн добился в жизни всего, о чем только можно было мечтать. Слава, деньги, поклонницы… Но какой ценой? Пристрастие к героину и алкоголю, разрушение психического и физического здоровья

В 1992годуженился на Кортни Лав. Бог дает Курту Кобейну еще один шанс наладить свою жизнь – у родителей-наркоманов рождается здоровая девочка!

Кобейны решили вести «что-то вроде нормальной семейной жизни». Купили имение и загородный дом недалеко от Сиэтла. Но, по воспоминаниям знакомых, «нормальная жизнь» в новом доме продлилась недолго.

Между тем физическое и умст­венное здоровье Кобейна продол­жало неуклонно ухудшаться. Он по-прежнему курил марихуану и обычные сигареты, редко ел. Курт сильно похудел, его голос превратился в едва слышимое рычание. Казалось, он даже утратил уверенность в собственном профессионализме. В последний год жизни Курт фактически превратился в инвалида.

Но самое страшное, он по-прежнему жил в мире без любви. Работник наркологической клиники, в которой лечился Кобейн, говорил, что Курт «был очень расстроен, что к нему не приходила Кортни», тусовавшаяся в это время на Беверли Хиллз. Однажды вечером он дозвонился ей в отель: «Помни, что бы ни случилось, я люблю тебя», - это были его последние слова, обращенные к жене.

По официальной версии, Курт Кобейн появился в своем доме недалеко от Сиэтла 5 апреля 1994 года, накачанный героином и таблетками снотворного. Только треть наркотиков, содержащихся в его крови, могла бы привести обычного человека к летальному исходу. Выбрав ручку с красными чернилами, он написал последнее послание жене, дочери, друзьям и поклонникам, запечатал письмо в конверт, затем взял ружье и выстрелил себе в голову. Труп Курта обнаружили только через три дня. Такие поступки человек совершает только от глубокого отчаяния, когда уверен, что никто и ничто не сможет ему помочь, включая и его самого…

Я уверена, что человека может спасти только любовь – любовь другого человека, любовь к Богу. К сожалению, в жизни Курта не нашлось людей, которые спасли бы его своей любовью, а любви к Богу в его жизни либо совсем не было, либо она оказалась недостаточной, чтобы победить внутренних врагов.

В 2004 году режиссер Василий Яцкин снял документальный фильм «Благословление или проклятие»,в котором пытался осмыслить духовную сторону жизни и смерти Кобейна. В фильм вошли интервью родных и близких Курта, его матери, сестры, жены - голливудской звезды Кортни Лав.

Сам режиссер в интервью журналистам так говорит о своей работе:

Это сериал о музыке, через которую, как оказалось, также идет борьба за душу человека. Курт Кобейн - яркий пример той бессмысленности, которая сейчас навязывается миру в качестве цели и смысла жизни. Курт, вышедший из провинции, из простой небогатой семьи, приобрел международную славу, стал миллионером и... покончил с собой в 27 лет! У него было все, что только можно было пожелать. Но оказывается, материальный комфорт - далеко не самое важное в жизни человека. Но что же еще ему нужно? Об этом и ведется расследование в моем сериале.
В четвертой серии мы рассматриваем духовную церковную музыку, что она несет людям, и через духовный взгляд на вещи пытаемся постичь причину внутренней трагедии лидера "Нирваны".

Пытаясь достучаться до зрителей, Василий Яцкин совершил миссионерские поездки по городам нашей страны. Был он и в Воркуте. Отвечая на вопрос журналистов о цели поездок, режиссер ответил: «Цель моего проекта - пробудить в сердцах людей любовь ко Христу, потому что только это поможет нам выжить»

На наш взгляд, именно любовь ко Христу помогла выжить и подняться со дна другому музыканту, которого, казалось бы, ожидал сходный финал.

    Возрождение Петра Мамонова (приложение 2)

«Если ты на самом дне, то у тебя на самом деле хорошее положение: тебе дальше некуда, кроме как наверх» 6 , - эти слова Петра Мамонова можно считать эпиграфом к его биографии.

Петр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951г в Москве в интеллигентной семье: отец был инженером, мать- переводчицей. Так же, как и Курт Кобейн, рано приобщился к музыке. Мамонову нравились представители «черной» Америки: Майлс Дейвис, Рей Чарльз. Биограф Сергей Гурьев отмечал: «Эта негритянская музыка заложила магический фундамент для последующего проявления животной, буреломной русской дикости»

В молодости Петр часто находился в среде московских хиппи. Сменил несколько школ. Учился в полиграфическом техникуме. Женился. Родился сын, но брак распался.

В течение 10 лет Мамонов пробует себя в разных профессиях: работал наборщиком текстов, банщиком – массажистом, лифтером, грузчиком… В силу своего экспрессивного характера на одном месте долго не задерживался. Алкоголь, финансовые трудности провоцировали депрессивное настроение. После пережитых любовных неудач пишет стихи. В 1980 году написано около 70 песен. Сыграл под гитару критику Троцкому несколько наиболее удачных своих вещей. «Это было потрясающе смешно, сильно и необычно. Маниакально-напряженные польки – роки на 1-2 аккордах, исполненные с криками, хрипами, вперемежку с молчанием». Вдохновленный похвалой, Мамонов решил создать свою рок - группу.

Работа в группе «Звуки Му» стала приносить доход, наладилась личная жизнь. В 1982г.Мамонов женился, у него родился сын.

В начале 1984года «Звуки Му» выступили в актовом зале спецшколы 330. О концерте Троцкий напишет: Петр оказался крайне буйным, эпилептическим шоуменом, представил самого себя, но в немного гиперболизированном виде: смесь уличного шута, галантного подонка и беспамятно горького пьяницы. Он становился в разные позы и неожиданно падая,имитировал лунатизм,пускал пену изо рта…вдруг преображался в грустного и серьезного мужчину.»

Так же, как и Курт Кобейн, Петр Мамонов не мог (или не хотел?) справиться с пагубными привычками – он много пил. Сухой закон плохо сказывался на здоровье Мамонова, он регулярно употреблял духи и одеколон. В 1985ггоду выпил растворитель и оказался на грани смерти. Петр сумел выкарабкаться, а младший брат Владимир умер.

Но в отличие от Кобейна, у Мамонова рядом был человек, который многим пожертвовал, чтобы спасти его.

Жена Петра Мамонова Ольга терпела бесконечные запои и тащила на себе семью. Ольга вместе с детьми вытаскивала мужа с пьяных оргий после квартирных концертов, по ее словам, «жалела, как мать, и спасала, как Богородица». Пережила нищету – одно яблоко делили на четверых – на троих детей, и маме – огрызок…

Когда появились деньги, запои не прекратились. «Вроде все у меня было: и деньги, и семья. А ничего не радовало», - признается Мамонов. После распада группы Мамонов находится в состоянии глубокой депрессии, ничего не хотет делать. «У меня был полный крах. Я уперся рогом в 45 лет, когда у меня и бабки были, и слава, и дети, и жена хорошая. А жить мне стало незачем».

Когда после очередного запоя Ольга с детьми пришла к мужу в больницу, Петр повернулся к ним спиной. Тогда младший сын сказал: «Мам, папка то умирает! Ему жить надоело!» Вот тогда–то жена и поняла: нужно срочно мужа спасать!

Ольга выбрала живописное место в Подмосковье и увезла туда мужа – практически в никуда! Жили в палатках, строили дом, «ревели от усталости, сыновья в школу на лыжах в шесть утра выезжали». «Но я знала, для чего все это, - признается Ольга. – Муж перестал пить. Писал песни - одна лучше другой. И главное – обрел Бога»

«Дай, думаю, куплю молитвословчик, - рассказывал сам Петр Мамонов, - посмотрю, о чем они там молятся» 7 . Стал посещать церковь, молиться. Приняв христианство, Мамонов перестал сниматься в кино, отвергал все предложения и заявки. Отказался от алкоголя и наркотиков, хотя это было непросто.

В 2003 году состоялось знаменитое выступление на передаче «Земля – Воздух» в прямом эфире на канале ТВС, где Мамонов под гитару впервые за долгое время исполнил некоторые старые песни «Звуков Му».

В 2006году снялся в фильме П. Лунгина «Остров», где сыграл старца – целителя Анатолия, юродивого монаха, который во время войны расстрелял своего друга и уже много лет в монастыре пытается отмолить грехи. «Мамонов не столько старца Анатолия играл, сколько самого себя»,- вспоминал Лунгин.

Все члены съемочной группы побывали на приеме у Алексия II . Мамонов сказал патриарху, что если в результате просмотра фильма хотя бы один человек из 10000 пойдет в храм, значит, они «выполнили задачу».

С 2008 года издает сборники своих поэтических афоризмов «Закорючки», короткие изречения на религиозную тему.

В конце 2012 года Мамонов после долгого перерыва вернулся на театральную сцену.

19 февраля 2015года на официальном сайте Мамонов собрал новый состав. Группа будет называться «Совершенно новые звуки Му».

Мы видим, что в ситуации, сходной с той, в которой оказался Курт Кобейн, Петр Мамонов не сломался, потому что его поддержала любовь близких людей, а твердую почву под ногами дала любовь к Богу. Именно в православии музыкант нашел те ценности, ради которых стоило жить и творить дальше. «Я понял, что жену любить надо! Не как игрушку, а как человека! И бога нужно обрести в душе и сердце! До меня это только с годами дошло…»

Разница между двумя этими людьми наглядно видна в таблице – в их отношении к себе, к семье, к миру, к Богу.

Курт Кобейн

Петр Мамонов

1. Отношение к самому себе

«Я ненавижу себя и хочу умереть».

«Не хочу то, что имею» 3

«Спаси себя – и хватит с тебя. Верни Бога в себя, обрати свой взор, свои глаза не вовне, а внутрь. Полюби себя, а потом самолюбие преврати в любовь к ближнему - вот норма». 5

2.Отношение к родителям

«Я ненавижу маму, я ненавижу папу, родители ненавидят друг друга - здесь есть от чего загрустить» 3 .

«Я стыдился своих родителей. Я не мог нормально общаться с одноклассниками, потому что мне ужасно хотелось иметь типическую семью: мать, отец. Я хотел этой уверенности, из-за этого я несколько лет злился на родителей» 3 .

« Не лгите родителям и врачам».

«Я помню, например, лицо молодой мамы, которая была очень веселым человеком. Она и сейчас такая. Мама дружила со мной и воспитывала, что сейчас большая редкость». 7

3.Отношение к окружающему миру

«Всю мою жизнь я не верил тем вещам, о которых пишут в учебниках истории, и большинству из того, чему меня учили в школе. Но сейчас я делаю вывод, что не вправе судить о ком- либо, основываясь лишь на том, что я прочитал в книгах, и не вправе вообще судить о чем- либо. Таков урок, который я выучил». 3

« Я устал постоянно прикидываться хорошим парнем только для того, чтобы уживаться с другими и иметь друзей» 3

«Я не хочу ни с кем сближаться. Не хочу, чтобы кто-то знал, что я чувствую и думаю. И если вы не в состоянии понять, что я из себя представляю, слушая мою музыку, что ж увы…» 4

«Посмотрите, что делается вокруг: сколько хороших людей, чистых, удивительных, веселых лиц. Если мы видим гадость - значит, она в нас. Подобное соединяется с подобным. Если я говорю: вот пошел ворюга - значит, я сам стырил если не тысячу долларов, то гвоздь. Не осуждайте людей, взгляните на себя». 6

4.Отношение к Богу

«Бог - гей!» 4

« Я грешен, а Бог мой благ. Вот, и тянитесь к нему всей своей тощей шейкой, как птенец из гнезда тянется к червяку в клюве матери». 5

5. Пути поиска смысла жизни

«Стать кем- то другим – моя самая большая надежда». 4

Господь исцеляет души болезнями физическими!

Жизнь порой бьет, но эти удары - лекарство. «Наказание» - от слова «наказ». А наказ - это урок, учение. Господь нас учит, как отец заботливый».

- Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос - бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни - любить. Это значит жертвовать, а жертвовать - это отдавать» 5 .

Петр Мамонов ассоциируется у меня с апостолом Петром, который в минуту слабости отрекся от Христа, но горько раскаялся и узнал залог успеха в духовной жизни. На своем горьком опыте Петр не раз убеждался, что он не сможет сделать ничего доброго без Божьей помощи.

А Курт Кобейн – с Иудой, предавшим Христа. И даже попытка Иуды вернуть злополучные тридцать серебреников ничего уже не смогла изменить…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев биографии двух музыкантов - людей одного поколения, во многом схожих своими характерами, мы убедились в том, что в сложнейшей духовной борьбе с внутренними врагами победа возможна!

В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 7-8) сказано: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят".

Ни одного из своих детей Бог не оставит без помощи. Надо только захотеть эту помощь принять: « Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет» (). Надо также самому мобилизовать все свои духовные силы, самому быть бойцом, «соратником» Бога в борьбе за твое сердце.

И тогда в извечной борьбе между добром и злом дьяволу нас не одолеть. Ведь «аще Бог по нас, кто на ны?» ( «Если Бог за нас, кто против нас?» послание апостола Павла к Римлянам 8, 31) 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.М.Агапетов, Д.Фадеев, Е.Галина. Жизнь и Смерть Курта Кобейна.- Русское слово.1996

2.Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. – Москва: Советская Россия. 1987

3.В. Соловьев- Спасский «Всадники без головы или Рок-н- рольный бенд».- С-Петерберг: Скифия, 2003

4.Тру Эверетт. «Nirvana »: Правдивая история.- С-Петербург: Амфора.2009

КУРТ КОБЕЙН

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЕТР МАМОНОВ

Примечательно, что реакция на эту встречу как в среде самих киношников, так и критиков и журналистов, пишущих о нынешнем российском кино, была вполне «конструктивной». Никто из этой братии не припомнил ещё сравнительно недавние язвительные «шпильки» в адрес В.И. Ленина по поводу его слов «… из всех искусств для нас важнейшим является кино». Они «с пониманием» и даже не без «одобрямса» восприняли всё, что сказал им Путин.

Режиссёра Станислава Говорухина прямо-таки на месте, в самой резиденции, счастье буквально переполнило. И он его выплеснул, как песню пропел: «Во-первых, большое спасибо руководству страны за то, что оно в последнее время так много времени уделяет вопросам культуры. Это говорит о том, что произошел сдвиг в сознании общества. Оказывается, дело не только в экономике, есть ещё такое понятие, как духовная крепость нации. А где нация черпает свои духовные силы? В своей истории, в культуре, искусстве, кинематографе. Поэтому мне кажется, что нас ждут большие изменения». На мой вкус, эти слова звучат как в известном анекдоте про очень услужливого подчинённого. «Не могу не сказать Вам, дорогой имярек, правду в глаза. Можете меня уволить, но не бережёте Вы своего здоровья ради народа». Дело в том, что скорее «сдвиг произошёл не в сознании народа», а в «сознании правящих кругов». Они поняли, что кредит народного доверия постепенно истончается, и, следовательно, надо предпринимать какие-то меры для его поддержания. Наряду с денежными подачками, которые власти подбрасывают пенсионерам, малоимущим гражданам, они придают большое значение и психологической обработке населения. И поэтому объём финансирования кинематографии с 2000 года увеличился в 12,5 раза - до 6,6 миллиарда рублей. Но Путин, в сущности, почти прямо сказал, чего власти ждут от этих финансовых инъекций.

"Поддержка отечественного кино со стороны государства в последние годы растет, но проблемы нашей киноиндустрии упираются не только в деньги. Государство много делает для того, чтобы отрасль стала конкурентоспособной. Вполне логично, что люди рассчитывают на адекватную отдачу: на то, что у нас с каждым годом будет все больше лент, отвечающих и стратегическим задачам развития страны, и запросам общества, несущих серьезную, созидательную и образовательную силу, образовательный и созидательный заряд, продвигающих ценности здорового образа жизни, патриотизма, духовности, милосердия и ответственности". В этих словах ещё надо разобраться. Тут возникает целый ряд вопросов: «Какие «люди» ждут?», «Кто и какие «стратегические задачи развития страны» определяет?», «Что вы имеете в виду под понятием «патриотизм?» В энциклопедиях под «патриотизмом» подразумевается «любовь к Отчизне, Родине». У очень большого числа русских людей это любовь к Социалистической Родине, РСФСР. Путин в этом вопросе пока ещё путается, или, как говорится, одной ногой стоит в социализме, а другой - в капитализме.

Этот факт подтверждают следующие его слова. «Что особенно важно, российский зритель не перестаёт верить в родную кинематографию, мечтает о крепком, национальном кино и искренне радуется его успехам. Достаточно вспомнить, как принимала публика «Фауста», «Адмирала», такие, увы, не частые в нашем кино творческие победы, как «Елена», «Брестская крепость»… А «Легенда № 17» покорила миллионы зрителей всех поколений и уже более месяца держится в прокате, несмотря на появление новых и достаточно сильных зарубежных блокбастеров». Не прямо, конечно, то есть без цитирования, прокомментировал эти слова политолог Борис Межуев в газете «Известия». «Проблема только в том, что все эти победы и удачи почти всегда относятся к нашему славному прошлому: военному, космическому спортивному. А в настоящем у нас, пожалуй, имеются только героически гибнущие оперуполномоченные. Это в лучшем случае. В худшем - героически гибнущие от их рук представители организованной преступности. И, в общем, это всё». Я бы к этим словам добавил - это наше сегодняшнее всё в кино и на телевидении. Президент объединил два фильма из различных эпох: ему понравились и «Адмиралъ», и «Брестская крепость», и советские офицеры, к которым в прошлом он и сам принадлежал, и царский адмирал, вешавший на фонарных столбах предков этих офицеров. Удивительное сочетание, это посильнее коктейля Молотова.

Довольно интересно и ещё одно заявление президента. Понятно, что власть ведёт себя по принципу, кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Но Путин от этого вроде бы открещивается. «Со стороны государства НЕТ и НЕ МОЖЕТ быть ни цензуры, ни какого-либо диктата или давления. Деятелям культуры дана ПОЛНАЯ СВОБОДА выбора и самовыражения». Сильно сказано, не правда ли? Однако не торопитесь делать выводы. В. Путин продолжает свою игру. «Но свобода - это далеко не всё. Доверие и уважение к творчеству, его востребованность нужно и заслужить, и постоянно поддерживать». И уже в конце беседы: «Идея понятна, но так, чтобы идея сама не сожрала то, о чём мы договаривались с самого начала, а именно о том, чтобы предоставить получателям государственных денег максимальную свободу в творчестве при организации этого творческого процесса. Хотя ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к тем, кто получает ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ, конечно, должны быть». Да, цензуры нет, но и денег может не оказаться, особенно, если какой-либо режиссёр вдруг задумает снять честный фильм о Сталине. Такие фильмы нынешнему режиму, как говорится, не ко двору.

Еще одну проблему президент увидел в недобросовестном отношении к господдержке. Средства "используются плохо или, как ни странно, вообще не используются", - заявил он. Эту тему тут же подхватил министр культуры Владимир Мединский. Он сообщил, что за год государство поддержало 63 кинофильма, 450 документальных лент и 130 мультфильмов. Но не все дошли до зрителя. А поэтому с нынешнего года средства будут выделяться по проектам, а не на компании. Не трудно заметить, что министр свалил в одну кучу разнородные вещи. Дойти или не дойти фильму до зрителей в кинотеатрах - это вопрос проката. А вот отодвигание в сторону кинокомпаний от вопроса о финансировании того или иного проекта - это фактически установление режима ручного управления чиновниками кинопроцессом. То есть это ещё одна форма цензуры, которой, если кто ещё и верит Путину, в «обновленной России» нет.

Кстати говоря, проблема проката, то есть проблема блокады частными владельцами кинотеатров российских фильмов, обсуждается уже давно. Председатель Союза кинематографистов Никита Михалков как-то однажды пообещал в ближайшем будущем решить её путём построения современных кинотеатров, но эти благословенные времена всегда почему-то оказываются за горизонтом. Идём, идём, а дойти не можем! Почему?

Интересную тему поднял в беседе с президентом представитель ассоциации продюссеров Александр Акопов по поводу того, как распоряжаться государственными средствами, которые государство считает необходимым потратить на производство. «Здесь все говорили о том, что экспертиза телевизионных каналов в том, как общаться с аудиторией, весьма велика. Достаточно сказать, что той проблемы, которая есть в кинематографе, на телевидении нет вообще, а она была десять лет назад. Десять лет назад наш телезритель точно так же, как смотрят американское кино, смотрел «Рабыню Изауру», он смотрел «Санта-Барбару» и так далее. Как только появились экономические возможности, это было ровно десять лет назад, наши телеканалы начали заказывать русские сериалы. Это то же самое телевизионное кино».

Забавная постановка вопроса: «как только появились экономические возможности». А откуда это они ВДРУГ появились? Акопов на этот вопрос не ответил, но ведь широко известно, что ныне всё телевидение практически стало государственным, вот государство и стало теми самыми «экономическими возможностями». Понятно, что в деле «промывания мозгов» граждан телевидение предпочтительнее кинематографа, поскольку в кинотеатры из-за дороговизны билетов многие давно уже просто не ходят, а телевизоры есть даже в самых беднейших семьях.

Акопов продолжил свою интересную для нас речь. «Что произошло на телевидении? Не прошло и пяти лет, без квот, без каких-либо ограничений и так далее, наш зритель выбрал русские сериалы… Почему-то в телевидении наш зритель легко выбрал русские сериалы, его не пришлось заставлять, потому что они про их жизнь, потому что, извините, они всё-таки вполне прилично сделаны и так далее». Мне же представляется, что не выбрал, а ему, телезрителю, эти сериалы просто навязали, причём в тот самый прайм-тайм, то есть в то время, когда большинство граждан находится дома и включают «ящик». А вот утверждение о том, что гражданам показывают фильмы про «их жизнь», очень сомнительно. Да, преступность в нашей стране ныне велика, но не на столько, как это показывают в телесериалах.

Настораживает один забавный факт в этих самых сменяющих друг друга «криминальных сериалах». В советское время вышел фильм «Сыщик» с Андреем Ташковым в главной роли. Так вот там арестованный криминальный авторитет говорит милиционеру: «Знаешь, какая между нами разница? Я тебя могу ударить, а ты меня - нет!» Да, возможно, в этом была некоторая натяжка, но, тем не менее, и форма отношения милиционеров с преступниками тоже. В нынешних же телесериалах, один только «Мент в законе» чего стоит, полицейские лупят всех подряд, как преступников, так и подозреваемых, и просто случайно подвернувшихся под горячую руку людей.

Вот вопрос В.Путину, президенту и юристу: куда смотрят ваша прокуратура, ваши суды и все прочие силовики, когда на экранах телевидения полицейские весьма лихо нарушают законы страны? Почему не даются этим деяниям соответствующие оценки? Складывается впечатление, что таким образом телезрителей, всех граждан страны запугивают до смерти, внушают страх и ужас перед «защитниками правопорядка». Какую атмосферу в обществе такие сериалы создают? А главное, какое воздействие эти фильмы имеют на самих полицейских. Не эта ли атмосфера способствует появлению таких монстров полиции, которые расстреливают безоружных людей в супермаркетах, бьют их резиновыми дубинками по лицу?

Свою статью в «Известиях» политолог Борис Можаев вполне обосновано назвал: «Поле битвы - сердца зрителей». Уверен, что не только сердца, но и умы. Я уже цитировал этого автора, не могу удержаться и ещё от одной цитаты, касающейся недавно состоявшегося Каннского кинофестиваля. «Здесь дьявол с Богом борются, а поле битвы - сердца людей, писал Достоевский. Может, где-то они ещё и борются, но, похоже, в европейском кино дьявол победил окончательно». В России борьба ещё идёт, надеюсь, читателю не трудно догадаться, кто пока одерживает верх.

Многие люди живут беззаботным будущим, теряя грань с настоящим и забывая смысл жизни и реальную миссию человека в этом мире. Человек сколько угодно может кричать, что он православный христианин, внешне исполнять все предписания. Но если у него не будет развито чувства любви, сострадания и жертвенности ради ближнего, то все его слова будут пустым звуком, который пронизан обманом и в первую очередь себя. Об этом замечательно пишет апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий». (1 Кор. 13.1).

В нашей жизни случается так, что человек, манипулируя своим сознанием, начинает разделять людей на правые и левые, на «свои» и «чужие», на чёрные и на белые…
Хочу остановиться и обратить внимание на слова апостола Павла: «Теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3. 8-11). В этих словах мы видим глубину и идеал, к которому мы должны стремиться. Господь никогда не нёс разъединение, но стремился вокруг себя сплотить народ. Если человек называет себя христианином, то он должен приложить максимум усилий, чтобы навести, в первую очередь, мир в своей душе, своей семье. Именно семья является тем оплотом, в котором должна развиваться и дарится любовь.

«Заботься не на земле оставить детей, но возвести на небо, не прилепляйся к супружеству плотскому, но стремись к духовному, рождай души и воспитывай детей духовно» - говорит Святитель Василий Великий. К сожалению, многие родители не предают значения воспитанию своих детей, уверяя себя в том, что это дело специальных педагогов. Хочу отметить, что как театр начинается с вешалки, так и воспитание с родительского дома, поэтому надо и прикладывать максимум усилий для воспитания собственных же детей и, более того, показывать пример собственной жизнью.

Человеческое естество пораженно грехом и в нём случается необычайное количество противоречий и это доказывает то, что человек постоянно борется с самим собой. «Здесь Бог с дьяволом борются, а поле битвы – сердца людей» - пишет Ф.М. Достоевский.
Возвращаясь к жизненному выбору, мы должны всегда ставить перед собой вопрос, что насколько правильный тот, или иной поступок мы делаем и к чему этот поступок в дальнейшем приведёт. Если наш поступок наполнен благими намерениями, то никакого терзания нашей совести у нас не будет. Если же мы не теряем чувство любви к ближним, то значит, мы стоим на правильном пути, который является незыблемым.

Если мы будем стараться развивать чувство любви, то будем и объединяться во Христе и вместе с апостолом Павлом будем говорит такие слова: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим. 8.38-39).

Помните хрестоматийную фразу Достоевского: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей»? Понятно, что эта фраза – всего лишь аллегория великого писателя, призванная подчеркнуть духовную значимость человека. На самом деле говорить о борьбе дьявола против Бога не приходится: слишком уж несопоставимые величины они собой представляют. Бог – Творец всего мира, в том числе – и ангелов, одним из которых по природе своей является дьявол. И дьявол – один из ангелов, до неузнаваемости извративший свое естество неповиновением Богу. Это даже не моська против слона, это куда более существенная разница в весовых категориях. Творение не в состоянии бороться со своим Творцом, и каково настоящее соотношение сил в такой борьбе очень наглядно описано в Евангелии, когда падшие ангелы при виде воплотившегося Бога тут же начали скулить, что Он пришел мучить их раньше времени, и униженно просили не посылать их в бездну. Дьявол не может бороться с Богом, потому что в такой борьбе он изначально обречен на поражение. И все же слова Федора Михайловича Достоевского, несмотря на свою аллегоричность, описывают вполне реальный феномен внутренней жизни человека, когда наше сердце действительно оказывается предметом противостояния духовных сил. Вот только борьба здесь предполагается опосредованная, когда с каждой из сторон действуют существа одной природы. Св. Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество, но с противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волею выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо» Вот честно скажу, когда прочитал это, как-то не по себе стало. То, что Бог нас всегда видит – понятно, и не очень страшно, хотя требует определенной ответственности. Ведь Он же добрый, Бог-то. Ежели и не так чего по мелочи – простит слабому человеку. И ангел-хранитель тоже не обидит, ну может отойдет в крайнем случае, пока я побезобразничаю тут слегка. Вроде ничего страшного. Но вот тот факт, что у меня, оказывается, есть демон, персонально ко мне приставленный от дьявола… Тут уже не до расслабухи. Жить, достоверно зная, что за тобой, пускай невидимо, но неотступно и постоянно крадется жуть похлеще киношного Чужого, которая периодически подсказывает тебе всякие гадости, чтобы тебя погубить… Тут безобразничать уже как-то совсем не хочется. Когда знаешь, что за тебя борются с одной стороны – светлый ангел, а с другой – такая вот дрянь, и каждой мыслью, словом, поступком ты неизбежно помогаешь либо одному, либо другому… Поневоле хочется стать лучше. Хотя бы из чувства самосохранения. Александр Ткаченко

Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустошами литературных банальностей. <...>
Влияние западной литературы во французских и русских переводах, сентиментальных и готических романов Ричардсона (1689 - 1761), Анны Радклифф (1764–1823), Диккенса (1812 - 1870), Руссо (1712 - 1778) и Эжена Сю (1804 - 1857) сочетается в произведениях Достоевского с религиозной экзальтацией, переходящей в мелодраматическую сентиментальность. <...>
Достоевский так и не смог избавиться от влияния сентиментальных романов и западных детективов. Именно к сентиментализму восходит конфликт, который он так любил: поставить героя в унизительное положение и извлечь из него максимум сострадания. Когда после возвращения из Сибири начали созревать идеи Достоевского: спасение через грех и покаяние, этическое превосходство страдания и смирения, непротивление злу, защита свободной воли не философски, а нравственно, и, наконец, главный догмат, противопоставляющий эгоистическую антихристианскую Европу братски-христианской России, - когда все эти идеи (досконально разобранные в сотнях учебников) хлынули в его романы, сильное западное влияние все еще оставалось, и хочется сказать, что Достоевский, так ненавидевший Запад , был самым европейским из русских писателей. Интересно проследить литературную родословную его героев. Его любимец, герой древнерусского фольклора Иванушка-дурачок , которого братья считают бестолковым придурком, на самом деле дьявольски изворотлив. Совершенно бессовестный, непоэтичный и малопривлекательный тип, олицетворяющий тайное торжество коварства над силой и могуществом, Иванушка-дурачок, сын своего народа, пережившего столько несчастий, что с лихвой хватило бы на десяток других народов, как ни странно - прототип князя Мышкина, главного героя романа Достоевского «Идиот» <...>
Безвкусица Достоевского, его бесконечное копание в душах людей с префрейдовскими комплексами, упоение трагедией растоптанного человеческого достоинства - всем этим восхищаться нелегко. Мне претит, как его герои «через грех приходят ко Христу», или, по выражению Бунина , эта манера Достоевского «совать Христа где надо и не надо». Точно так же, как меня оставляет равнодушным музыка, к моему сожалению, я равнодушен к Достоевскому-пророку. Лучшим, что он написал, мне кажется «Двойник». Эта история, изложенная очень искусно, по мнению критика Мирского, - со множеством почти джойсовских подробностей, густо насыщенная фонетической и ритмической выразительностью, - повествует о чиновнике, который сошел с ума, вообразив, что его сослуживец присвоил себе его личность. Повесть эта - совершенный шедевр, но поклонники Достоевского-пророка вряд ли согласятся со мной, поскольку она написана в 1840 г., задолго до так называемых великих романов, к тому же подражание Гоголю подчас так разительно, что временами книга кажется почти пародией. <...>
Сомнительно, можно ли всерьёз говорить о «реализме» или «человеческом опыте» писателя, создавшего целую галерею неврастеников и душевнобольных. - Лекции по русской литературе. М: Независимая газета, 1999. С. 170-171, 176-178, 183.