Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Дипломат что нужно сдавать. Дипломаты

Дипломат что нужно сдавать. Дипломаты

Я оканчивал факультет международных отношений и только спустя тринадцать лет подался на дипломатическую службу. В то время у меня появилась возможность выбрать страну для командировки: Украина, Грузия или Россия. На первое место я поставил Украину: меня привлекла интересная работа и то, что я понимал специфику и особенности этой страны. Выбор зависит от того, МИД какой страны ты представляешь. В моей карьере большую роль сыграла случайность, я оказался в нужное время в нужном месте.

Cуществует стереотип, что будни дипломата - сплошные приёмы и встречи на высоком уровне в европейских столицах. Возможно, я кого-то разочарую, но большую часть времени занимает рутинная работа. В 09:00 я прихожу в посольство, проверяю почту, а после 11:00, как правило, - встречи, документы, интервью. Я не сижу в офисе, а постоянно встречаюсь с людьми, общаюсь с журналистами.

Дипломат должен знать страну, в которой работает, интересоваться её культурой и историей. Один мой знакомый дипломат, зная, что через месяц уедет (поскольку получил направление на работу в Лондоне), с гордостью заявил, что побывал во всех частях Украины и должен до отъезда непременно посетить Закарпатскую область - единственную, где ещё не был. Но есть и такие дипломаты, которые не особо интересуются страной, просто ждут, когда появится возможность уехать в Западную Европу.

О стереотипах

Приезжая работать в Киев, многие дипломаты видят, что здесь гораздо лучше, чем они ожидали: в магазинах всё есть, в самом городе много интересных и красивых мест, хорошие кафе и рестораны.

На Украину я приехал больше пяти лет назад. Особых стереотипов по поводу жизни в стране у меня не было: я уже много раз бывал тут раньше и у меня здесь есть друзья. Я не чувствовал себя иностранцем, который удивляется, выйдя на улицу, а после поездки в общественном транспорте и вовсе неделю пребывает в стрессе.

ты всегда должен хорошо выглядеть. Это очень сложно, поверьте

Моя работа предполагает много командировок, в основном по Украине. Возможность при этом посещать новые места, национальные достопримечательности - это, конечно, плюс, но за день проезжать несколько городов и в каждом проводить встречи с чиновниками утомительно. При этом ты всегда должен хорошо выглядеть. Это очень сложно, поверьте.

Мы часто посещаем маленькие города и деревни, куда нужно часами добираться по плохим дорогам. Визиты в регионы могут быть рабочие (например, решение вопросов о проведении мероприятий совместно с городом: финансирование, составление программы мероприятия, логистические вопросы) или официальные - с участием представителей других посольств, СМИ. Если мы финансируем или софинансируем проекты, связанные с благоустройством школ, больниц, детских садов, то обязательно посещаем их в начале и после завершения проекта, принимаем участие в значимых событиях города по приглашению городских властей.

Дипломаты, не владеющие русским или украинским, часто испытывают сложности в работе

Работая на Украине, важно знать русский или украинский язык: это позволяет чувствовать себя здесь более комфортно. Дипломаты, не владеющие русским или украинским, часто испытывают сложности и в работе, и на бытовом уровне. Многие начинают учиться с нуля здесь, но это требует много времени и усилий. В среднем дипломаты владеют тремя-пятью иностранными языками.

В Киеве я живу в центральной части города со своей семьёй. Работа здесь меня полностью устраивает. Чувствую себя как дома. Некоторые дипломаты всю жизнь работает в одной стране, некоторые каждые пять лет меняют страну, причём кардинально, переезжая из Западной Европы в Азию или Африку. Общих правил нет, каждый выбирает для себя оптимальные условия, исходя из карьерных целей и тех возможностей, которые предлагает МИД. Пока возвращаться в родную страну у меня желания нет, но несколько раз в год я, конечно, бываю на родине.

О чиновниках, забавных ситуациях
и национальном гостеприимстве

На Украине часто случаются сюрпризы. Как-то во время официального пресс-брифинга с участием посла, мэра и губернатора с неба на землю начали приземляться парашютисты. Причём приземлялись они хаотично, посреди площади, едва ли не на головы горожанам. Никто даже не предупредил, что планируется такой экшен. Как шутят коллеги-дипломаты, единственное, что предсказуемо на Украине, - это её непредсказуемость.

Ещё был случай, когда школьников, которые уже были в это время на летних каникулах, «пригласили» на встречу дипломатов. В итоге дети с шариками и флажками ждали нас два часа. Передвигаясь на автомобиле по украинским дорогам, спланировать время в пути сложно, поэтому выходит так, что график смещается. Мы просим не устраивать пышных приёмов, но, увы, нас редко слушают.


Дипломат всегда знает, как вежливо, не обижая собеседника, отказаться от навязчивых проявлений гостеприимства, которые не были заранее обозначены в программе визита (застолья, фуршеты). Мы чётко разделяем работу, неформальное общение и отдых в свободное время.

О жене дипломата

Жена дипломата - это серьёзная профессия. Учитывая стрессовость работы и частые переезды, она должна быть и советником, и личным психологом, и хранительницей очага. Поэтому главное качество жены дипломата - эмпатия. Ей часто приходится жертвовать своей карьерой и ради мужа переезжать в чужую страну.


Для детей дипломатов есть специальные сады. В основном туда ходят дети иностранцев, которые не знают русского или украинского языка (там их обучают воспитатели). Мои дети такие садики не посещают. У них в Киеве много друзей и им здесь очень комфортно. Захотят ли они остаться жить на Украине, когда вырастут, - это только их выбор. Пока об этом говорить рано.

О чём не говорят дипломаты

О зарплате

Зарплата дипломата формируется из ставки и различных доплат: дипломатический ранг, знание иностранного языка, совмещение должности (например, если посол представляет одну страну сразу в нескольких государствах). Надбавка полагается, если на содержании у дипломата есть проживающие с ним за границей и неработающие супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

В среднем зарплата иностранного дипломата высшего ранга на Украине может составлять 10 тысяч евро. Дипломат среднего ранга получает 4−5 тысяч евро. Уровень зарплаты в разных посольствах, даже в рамках одной страны, как и зарплата дипломата одного и того же ранга в разных странах, может существенно отличаться.

Существует специальная надбавка за работу в стране с тяжёлыми климатическими условиями

Существует специальная надбавка за работу в странах с тяжёлыми климатическими условиями: Вьетнам, Египет, Индия, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Китай, Ливия, Нигерия, Объединённые Арабские Эмираты, Пакистан, Сирия, Эквадор, Эфиопия, ЮАР. Также есть надбавки за работу в странах с высоким уровнем риска заражения опасной инфекцией или в зоне вооружённого конфликта.

Об ограничениях
в работе жены дипломата

Жена дипломата не может работать в коммерческих организациях. Если она не имеет дипломатического статуса, то может приехать в страну вместе с мужем только как член семьи и работать исключительно при посольстве. Учитывая высокую конкуренцию, получить интересную работу в чужой стране практически невозможно.

Иллюстрации: Настя Яровая

Профессия дипломат всегда была окружена ореолом загадочности.

В кинематографе перед нами предстает образ обаятельного разведчика, жизнь которого пестрит путешествиями и приключениями.

Но в реальности картина не столь романтична.

Ведь прежде всего эта профессия – тяжелый труд, требующий немало времени, умений и навыков.

Профессия дипломат - личные качества

  • Специалист в этой сфере должен обладать отличной памятью и широкопрофильными знаниями, ведь он добывает информацию путем общения с разными людьми не только в официальной обстановке, но и во время обычной светской беседы.
  • Во время общения нужно улавливать все детали и тонкости, ведь, только понимая подтекст, можно грамотно проанализировать ситуацию во внешней политике.
  • Чтобы быть профессионалом, необходимо уметь сдерживать эмоции, быть тактичным и аккуратным, следить за изменениями в окружающем мире и развитием технологий.
  • Говорят, что дипломатом нельзя стать – им надо родиться. Но надеяться на один только талант нельзя. Необходимы годы учебы и еще больше лет практики.

Как стать дипломатом?

Необходимое образование можно получить в университете на факультете международных отношений, мировой экономики и мировой политики.

Первая ступень – атташе, работник дипломатического представительства.

Следующими в цепочке стоят третий, второй и первый секретари.

Наивысшим рангом в большинстве стран признан посол, который назначается главой государства.

Что входит в обязанности дипломата?

Специалист внешнеполитических отношений принимает участие в международных кампаниях, миротворческих поездках, занимается вопросами внешней и внутренней политики, решает международные конфликты, спорные ситуации, налаживает международные отношения и проч.

Он также занимается консультацией мигрантов при получении виз, видов на жительство и гражданства. Поэтому так важно знать не только законодательство своей страны, но и тех государств, в которых предстоит работа, а также разбираться в международном праве. Ну и, конечно, не справиться без знания иностранных языков.

Работа дипломата состоит из многочисленных переездов и постоянных командировок.

Не стоит забывать, что эта профессия связана с риском и опасностью, которые могут грозить при выполнении служебных обязанностей.

С таким графиком и высокой степенью ответственности сможет справиться лишь физически здоровый, эмоционально стабильный, энергичный и сильный духом человек.

Профессия дипломат - где учат

Кажется, что профессия дипломата - это сказка, однако это не так. Для того, чтобы выполнять дипломатическую миссию (работать в зарубежных посольствах, МИДе или осуществлять роль посланника) необходимы упорство, связи, удача и, конечно, знания.

Чтобы стать профессиональным дипломатом, безусловно, нужно иметь высшее образование. Вопрос стоит в том, какую специальность нужно выбрать, чтобы попасть на желанную работу. Чаще всего дипломаты - выпускники факультетов "Международные отношения", однако путь в дипломатию открыт и регионоведам , и переводчикам, и юристам и выпускникам других факультетов.

Будущих дипломатов, как говорит практика, лучше всего готовят в МГИМО . Многие действующие дипломаты устроились в МИД сразу после окончания этого университета.

При выборе ВУЗа в свое время я смотрел и в сторону МГИМО , однако в 9 случаях из 10, слыша об этой новости, говорили мне, что все бюджетные места "забронированы" там хорошими людьми за несколько лет до поступления; это только мое мнение. А вот платно обучаться в МГИМО стоит до 400 000 рублей за год.

Альтернативным вариантом является факультет в Северной столице - СПбГУ . О возможности поступления на факультет Международных отношений говорить не буду - средний балл ЕГЭ должен быть не ниже 94-96% (как и в МГИМО ), каждый отнесется к этим цифрам по-своему. Но платно обучаться там дешевле, чем в Москве - около 250 000 рублей за год.

Требования к будущему дипломату

  • В первую очередь, конечно, надо быть знатоком родного языка - сейчас без этого никуда. Если вы понимаете свою безграмотность, лучше не идти в такое ответственное дело.
  • Во-вторых, совершенное владение 2-3 иностранными языками (включая английский) - вам придется работать преимущественно с иностранцами.().
  • В-третьих, нужна масса личностных качеств, среди которых и коммуникабельность, и презентабельность, и ответственность.
  • В-четвертых, не стоит забывать что дипломаты - представители своей страны на международной арене, а значит, нужно знание истории (не только России), обладание даром ораторского искусства и хладнокровие - некоторые задачи трудно выполнить "слабым" людям.

Плюсы и минусы профессии дипломата

Работа дипломата кажется идеальной - за рубежом, дипломатическая неприкосновенность, авторитет, постоянная материальная обеспеченность, романтика профессии. Так это только на первый взгляд - работа дипломатом трудна и опасна. Не стоит забывать, что дипломатическая миссия - это не путешествие за рубеж, а служение Родине.

За всю историю Российской Федерации случилось около 10 неприятных ситуаций с послами, которых не приняли в другой стране. Многие из них были убиты.

Кроме того, работа вдалеке от дома и, возможно, семьи может отрицательно повлиять на личную жизнь.

К минусам также можно отнести и то, что "Международников" в последнее время стало слишком много - профессия обретает популярность, что значит только то, что занять это "место под солнцем" в МИДЕ становится с каждым годом все труднее.

Профессия дипломат - зарплата

Заработная плата не позволит дипломату жить с шиком, но и голодать ему тоже не придется - работа в МИДе одна из самых оплачиваемых среди государственных. Работа в МИДе предполагает карьерный рост, а значит, может постоянно расти и зарплата.

Сотрудники МИД получают от 20 тысяч до 150 тысяч рублей в месяц.

Заработная плата повышается в несколько раз в случае командирования за рубеж.

Как и другие госслужащие, дипломаты находятся на полном содержании государства, имеют массу льгот (в большинстве за границей).

Среди множества современных специальностей во времена выделялся дипломат - профессия, которая окружена шлейфом загадочности и недоступности. Существует множество стереотипов, связанных с этой деятельностью, одна из которых - мнение о том, что жизнь дипломата состоит исключительно из путешествий и приключений. На самом деле, это тяжелый ежедневный труд, с которым может справиться не каждый. Для того чтобы стать дипломатом, необходимо обладать определенными качествами, а также быть готовым к преодолению множества препятствий на карьерной лестнице.

Какие качества необходимы

Говорят, что дипломат - профессия, с которой надо родиться, потому что большая часть карьерного успеха зависит от личностных характеристик. Итак, чтобы стать успешным дипломатом, необходимо:

Таким образом, для того, чтобы быть уверенным, что дипломат - профессия, в которой вы сможете добиться успеха, необходимо осознавать, что нужны годы учебы и практики, чтобы достигнуть поставленной цели.

Когда появилась профессия дипломат

Несмотря на то что современное название деятельности появилось относительно недавно, история профессии дипломата восходит к истокам становления государства. Необходимость владения ораторским искусством и риторикой на высоком уровне, которые ценились в древности, сохранилась и в современное время. Именно таким должным быть успешный дипломат, сочетая в себе знание тонкостей психологии и отличное владение несколькими языками.

Как стать дипломатом

Для того чтобы получить данную специальность, необходима долгая и упорная работа еще в школьное время. Связано это с тем, что дипломат - профессия, предполагающая знания по многим предметам. В первую очередь это отличное владение несколькими языками, обязательным среди которых является английский. Кроме того, необходимы уверенные знания по истории, географии, русскому языку.

Если вашим выбором стала профессия дипломат, где учат данной специальности после школы - вопрос достаточно актуальный. Высшее образование можно получить в университетах, главными из которых по данному направлению являются Дипломатическая Академия МИД России и МГИМО. Также можно освоить специальность в других вузах страны на мировой политики и мировой экономики.

Затем вы можете продвигаться по карьерной лестнице с повышением ранга и заработной платы. Первой ступенью будет ранг атташе, затем третий, второй и первый секретарь. Высший ранг во многих странах - пост посла, которого назначает глава государства лично.

В чем заключаются обязанности дипломата

Дипломат - профессия, которая предполагает широкий круг обязанностей. Он участвует в компаниях международного уровня, миротворческих поездках, решает вопросы как внутренней, так и внешней политики, занимается разрешением международных конфликтов, спорных ситуаций, налаживает международные отношения и многое другое.

Кроме того, дипломат занимается вопросами миграции, которые касаются получения виз, гражданства и видов на жительство. Именно поэтому он должен хорошо знать законодательство не только своей страны, но и той, в которой осуществляет свою профессиональную деятельность.

Многочисленные поездки и командировки - неотъемлемая часть дипломатической службы. Поэтому крайне важно наличие хороших показателей здоровья и эмоциональной стабильности.

Преимущества профессии дипломата

Как и любой другой вид деятельности, предполагает профессия дипломат плюсы, минусы, которые надо внимательно изучить, прежде чем принимать решение о выборе специальности. К несомненным преимуществам данной работы относится:

  • престижность;
  • высокая заработная плата;
  • осуществление трудовой деятельности за рубежом;
  • дипломатическая неприкосновенность.

Такое количество плюсов для многих является определяющим при выборе этой престижной профессии, которая предполагает множество возможностей при успешной работе.

Недостатки профессии

Несмотря на кажущуюся идеальность специальности на первый взгляд, есть в профессии дипломата и минусы, которые для многих могут стать существенными. К ним относятся:

  • сложность работы;
  • высокие требования;
  • необходимость постоянно совершенствовать свои знания;
  • ненормированный рабочий график;
  • большая конкуренция.

Кроме того, работа за границей, которая сначала кажется абсолютным плюсом, может стать серьезной проблемой. Не все могут годами находиться вдалеке от родного дома, а, возможно, и семьи. Таким образом, прежде чем принимать твердое решение о выборе профессии дипломата, необходимо тщательно взвесить все плюсы и минусы.

Заработная плата

Одно из главных преимуществ, которыми обладает профессия дипломат, - зарплата, которая является одной из самых высоких среди государственных работников по стране. Кроме того, данная работа предполагает повышение по службе, а значит, и заработной платы.

Сотрудники МИД получают от 20 до 150 тысяч рублей. Если вы едете в зарубежную командировку, плата будет в несколько раз повышена.

Помимо высокой заработной платы существенный плюс - это наличие большого количества льгот, которые в основном распространяются на лиц, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.

Вице-консул Генерального консульства России в Эдинбурге Анастасия Ильинская о том, как принимают на службу в МИД, как устроена карьера дипломата и почему это не совсем работа в привычном смысле слова.

Анастасия Ильинская
вице-консул Генерального консульства России в Эдинбурге

Я училась на отделении социологии факультета журналистики МГИМО. Предметов, связанных с международными отношениями, было много, но идти в МИД я не собиралась. На третьем курсе у нас началась история международных отношений, которую вел Ревякин (Александр Ревякин - профессор кафедры международных отношений и внешней политики России), харизматичный преподаватель, и вопросы, которые мы обсуждали, меня захватили. Тогда впервые международные отношения показались интересной сферой.

Когда мы выбирали место для практики, то ходили и в социологические исследовательские центры, и пиар-агентства. Где-то приглашали, где-то не замечали. Пиар меня не заинтересовал, в социологии на практике нас бы использовали для полевых исследований, погрузиться в предмет не удалось, и я подумала, почему бы не пойти на практику в МИД, когда еще возможность будет?

Меня отправили во Второй Европейский департамент, в региональный отдел. Коллеги отнеслись ко мне заботливо: не только поручали бумаги носить, но и объясняли специфику работы и конкретных задач. Отдел занимался многосторонней дипломатией - сотрудничеством стран в рамках международных организаций.

Мне кажется, для новичка многосторонняя дипломатия - удачное начало, широкий вход в специальность, узнаешь специфику отношений сразу с целым рядом стран.

Мне понравилось, и на пятом курсе я подала заявление на работу.

Как принимают на службу в МИД

Трудоустройство - длинный процесс, который занимает несколько месяцев. Студентов берут не только из МГИМО, но и из других вузов, где изучают международные отношения. Самое сложное - нужно знать два языка на хорошем уровне. Знание языка нужно будет подтверждать каждые 2−3 года.

Каждый экзамен по языку разбит на несколько частей и может проходить в несколько дней: письменный перевод в обе стороны общественно-политической статьи (хорошо при подготовке сайт МИДа почитать), устный перевод с листа в обе стороны без подготовки, аудирование и беседа с преподавателем. Достаточно большое число кандидатов отсеивается именно на этом этапе.

Кандидат также проходит медицинскую комиссию в поликлинике при МИДе. Не лишними будут и водительские права, потому что дипломат должен быть многофункциональным.

Для всех, кто прошел отбор, назначается день комиссии. Все собираются в большом зале. Там каждого называют пофамильно и говорят, на каком направлении он будет работать. Чтобы распределить новых сотрудников, специалисты отдела кадров проводят предварительную беседу: в зависимости от языков и специфики работы могут направить в центральный аппарат или в командировку. На практике недавние выпускники отправляются чаще всего сразу в командировку за границу. Например, со мной вместе поступала девушка, она говорила на пушту и дари (государственные языки Афганистана), она целенаправленно учила языки, чтобы работать именно в этом регионе. Специалисты с редкими языками очень высоко ценятся.

Молодой дипломат - начало карьеры

В МИДе можно реализовать самые разные профессиональные интересы. Те, кто интересуется одним конкретным регионом и любят его всей душой, прикипели, могут найти себя в двусторонней дипломатии. Те, кому интересна не столько страна, сколько определенная тема, например, права человека или международное природоохранное сотрудничество, могут найти профессиональную нишу. Ведь кроме территориальных в МИДе есть функциональные департаменты: например, Департамент экономического сотрудничества занимается всем, что касается экономических связей, Департамент информации и печати - информационным обеспечением и общением с журналистами.

Первым делом новый сотрудник подписывает контракт государственного служащего. Всегда важно помнить, что ты на службе. Особенно хорошо это чувствуется в командировке. Конечно, это не значит, что все работают 24 часа в сутки: бывают ситуации, когда люди действительно круглосуточно заняты, бывает, когда работают в обычном режиме. Но это действительно служба, а не работа.

Общий принцип такой: дипломат проводит в среднем 3−4 года в центральном аппарате и 3−4 года за рубежом. В зависимости от обстоятельств сроки могут меняться.

Карьерный рост в МИДе обусловлен одновременно выслугой лет и личными заслугами. Большинство начинает с позиции секретаря-референта - это еще не дипломат в полном смысле слова, и через год он получает первый дипломатический ранг атташе. Сразу атташе становятся только те, кто приходит с красным дипломом.

Новые сотрудники, которые поедут за границу, стажируются несколько месяцев в МИДе, чтобы подготовиться к командировке, узнать специфику страны, куда они едут. Те, кто поступает в центральный аппарат, как я, просто выходят в определенный день на работу.

Я отвечала за региональное сотрудничество в Северной Европе. Там есть целый ряд многосторонних региональных организаций. Их цель налаживать культурные, социальные, экономические связи и приграничное сотрудничество. У этих организаций ротационный принцип председательства. И вот, когда я только пришла в МИД, то участвовала в подготовке председательства России в Совете государств Балтийского моря. В этой организации 12 членов: 11 стран и еще Евросоюз. Председательство страны - это масштабный проект, подготовка занимает даже больше времени, чем само председательство, потому что в него входит и проработка повестки организации на год, разработка основных инициатив и направлений, которыми организация будет заниматься год, а еще организация всех мероприятий с участием различных ведомств.

Это могут быть и мероприятия по линии министерств культуры, природы, внутренних дел и т. д.: выставки, конференции, встречи министров. На дипломатах - координация и взаимодействие участников, подготовка встреч и множество деталей: от ведения соцсетей организации в период председательства до подготовки итоговой декларации.

Процесс согласования декларации устроен примерно так: создается «рыба» декларации, то есть прописываются все тезисы, которые должны в ней быть. Каждое государство высказывает позицию - вносит предложения: выступает против одних пунктов, предлагает другие. А дальше стороны договариваются, убеждают друг друга, ищут компромисс. Это достаточно длительный процесс. И в итоге получается документ - инструкция, которая должна затем приводиться в жизнь.

Написание и произнесение речей - важная часть дипломатической работы

Работа дипломата - это несколько разных профессий

Работа дипломата как в центральном аппарате, так и в странах очень разнообразна, как будто у тебя несколько профессий сразу. Это и делает ее интересной.

В консульстве ведут прием граждан Российской Федерации, которые проживают за рубежом. Консульские функции достаточно широкие: это и выдача виз и паспортов, и нотариальные действия, и многое другое.

При слове «нотариус» у людей в голове, видимо, возникает образ какого-то солидного, взрослого человека, может быть, с сединами. А я молодой дипломат, что иногда сбивает людей с толку. Я подхожу к окну и говорю: «Здравствуйте! Вы на прием по нотариату?». Мне говорят: «Да». И стоят молча. «Ну, расскажите, пожалуйста, в чем ваш вопрос, покажите ваш паспорт». Мне отвечают: «Ну, а где нотариус-то? Сейчас нотариус подойдет, и тогда…». И ждут, когда я позову кого-то посолиднее. Приходится разочаровывать их, что нотариус - а точнее консульское лицо, выполняющее нотариальные функции, уже здесь и стоит перед ними. Они очень удивляются.

До того как попасть в МИД, я никогда не была по ту сторону окна, только по эту, как гражданин, который приходит и оформляет документы. Большой опыт нахождения по ту сторону окна мне очень помог. Я всегда стараюсь представить себя на месте человека, который стоит с наружной стороны стекла, и помочь. Консульский прием - это же работа с людьми, а не с бумагами. Поэтому чего тут только не бывает. Люди приходят в разном настроении, кто-то веселый, кто-то грустный. Есть те, кто так редко бывает в русскоязычной среде, что когда надо расписаться или написать имя по-русски - не могут вспомнить свою подпись. Я обычно говорю: «Ничего страшного, потренируйтесь вот на бумаге. Я вам еще распечатаю, если не получится». Однажды пришла мама с детьми, и у дочки прямо на моих глазах выпал молочный зуб.

Для некоторых приход в загранучреждение - как поездка домой, им приятно поговорить по-русски и услышать русскую речь. Специально уточняют: «Мы же сейчас на территории Российской Федерации?». Бывает, конечно, что приходят люди и не в духе. Но на моей памяти таких случаев было немного.

Мы помогаем гражданам и в нестандартных ситуациях. С гражданами может произойти что угодно: судебные разбирательства, происшествия с судами, срочная медицинская помощь. Нужно быть готовым к чему угодно. И в каждом посольстве и консульстве есть свой телефон экстренной связи для граждан. Соответственно, у дежурного дипломата телефон включен 24 часа в сутки, и если потребуется помощь - неважно когда, нужно быстро найти решение.

Посольство - это прежде всего политическая работа, взаимодействие с властями государства, налаживание связей, составление аналитических материалов (по сути, это ключевая часть работы).

Например, это может быть анализ новой энергетической программы государства пребывания. Потребуется изучить саму программу, позиции министерства энергетики, оценки местных экспертов, бизнеса, критиков. Если прошли выборы, то пишем, что изменилось в парламенте, встречаемся с представителями партий, опрашиваем местных экспертов. В некоторых случаях правительство страны пребывания устраивает брифинги для дипломатического корпуса, чтобы донести свою позицию до других государств. Бывает, что из центра приходит запрос - есть интерес к практике государства - например, в области охраны окружающей среды или дистанционной медицины. Запросы могут быть какими угодно. Следовательно, нужно встретиться с людьми, которые занимаются этой темой в правительстве, в соответствующем министерстве, опять же на экспертном уровне. Это похоже на работу журналистов, только у нас аудитория уже.

Кроме этого, мы пишем речи. Написание речей - одно из важнейших и творческих занятий. Потому что здесь важно, с одной стороны, отразить всю тонкость взаимоотношений между странами, передать четко позицию России, но речь не должна быть скучной - это ведь разговор между живыми людьми, - а приглашать к диалогу.

Другая профессия внутри работы дипломата - организатор мероприятий. Например, приезжает делегация какой-нибудь страны для встречи с делегацией МИДа. Соответственно, организовывается все: от проживания этой делегации, ее маршрута и меню до составления текстов взаимных соглашений. Все тексты требуют серьезной предварительной работы: согласования буквально пословно, выверки переводов.

К протоколу относятся и меню, и сценарий мероприятия, расписанный поминутно: во сколько кто куда приезжает, кто и откуда выходит, куда приходит, рассадка за столом, дресс-код. Нюансов и деталей очень много. Если один министр опоздает на встречу с другим, то всегда может сыграть человеческий фактор: один не в духе, другой в пробке постоял, и уже не так легко идут переговоры, как могли бы. Задача ответственного за протокол обеспечить комфортные условия для всех. В случае опоздания одной стороны сделать так, чтобы другая не заметила своего ожидания.

Еще одна ответственная профессия, где может реализоваться дипломат, - это перевод. В МИДе есть специальный департамент, который занимается лингвистическим обеспечением всего министерства, в том числе люди, обеспечивающие переводы на высшем уровне. Но в некоторых случаях, особенно если это касается редких языков, бывает, что ответственность за перевод на переговорах ложится именно на дипломата из территориального департамента.

Ветераны Северных конвоев

Мемориал Северным конвоям в Шотландии

Маршруты Северных конвоев

Фото: Генконсульство России в Эдинбурге

С 1941 по 1945 год экипажи Северных конвоев доставляли в суровых погодных условиях стратегически важные грузы в СССР

«Холодное море и горячая дружба» - памятная книга с воспоминаниями ветеранов

Фото: Генконсульство России в Эдинбурге

Тартан Северных конвоев

Фото: Генконсульство России в Эдинбурге

Северные конвои

Мой основной проект в командировке, в Эдинбурге - это наследие Северных конвоев. Во время Второй мировой войны в рамках ленд-лиза в Архангельск и Мурманск шли конвои с военным и гуманитарным грузом из Великобритании, в первую очередь из Шотландии. Конвои шли в очень суровых погодных условиях, и если первые прошли без потерь, потому что немцы о них еще не знали, то потом уже корабли неоднократно подвергались бомбардировке. Но так получилось, что эти страницы совместной истории были забыты во время холодной войны, а подвиг этих людей не получил признания.

Надо уточнить, что в Великобритании на Вторую мировую войну смотрят немного иначе, чем в России. Все-таки, по моим ощущениям, основное событие XX века здесь - это Первая мировая война. Как мы на 9 мая носим георгиевские ленточки, так на День памяти в ноябре они носят маки и возлагают венки с маками ко всем мемориалам.

Мы стараемся воздать ветеранам должное и сделать так, чтобы даже после смерти последнего ветерана - самому молодому из них недавно исполнилось 90 лет - их подвиг не был бы забыт. Президент России наградил ветеранов Северных конвоев медалью Ушакова, она ценна тем, что это не памятная награда, а боевая. И, как известно, Ушаков был славен тем, что он не проиграл ни одного сражения, поэтому это очень ценная военно-морская награда. Генеральный консул объездил всю Шотландию, лично вручая медали ветеранам. Со своей стороны британское правительство наградило их Арктической звездой.

Прошлый год был годом 75-летия первого Северного конвоя. В Архангельске и в Мурманске прошли праздничные мероприятия с участием британской принцессы Анны. В Шотландии фактически никто, кроме нас, о дате не вспомнил. Мы же провели прием на королевской яхте «Британия», которая пришвартована в порту Эдинбурга. Привезли ветеранов со всей Шотландии - тех, конечно, кто смог. Их было 41 человек, что, учитывая возраст, достаточно много. Было много трогательных моментов: как оказалось, некоторые из них служили вместе, но не видели друг друга уже много лет: жили в разных частях Шотландии, награждали их в разное время, а тут встретились спустя столько лет. И один говорит другому с ухмылкой: «Когда я тебя в последний раз видел, ты еще своими ногами ходил». А другой - в ответ: «Да и ты, друг мой, получше выглядел - не был лысым и хромым». И смеются оба.

Мы больше года готовились к этому событию, работали над памятными подарками. Например, издали книгу с воспоминаниями. В работе над ней нам помогли шотландцы, бывший военно-морской офицер, который прекрасно говорит по-русски, и фотограф. Мы с ними объездили 30 ветеранов, моя роль была небольшая - водитель-координатор (вот почему важно иметь дипломату права), провели с ними интервью, которые легли в основу истории их «Холодное море и горячая дружба».

Олениха Ольга на пути из России в Шотландию
Фото: Музей Северных конвоев в Лох-Ю

Истории там самые удивительные. Например, в Полярном наши люди подарили экипажу одного из конвоев олениху по имени Ольга. Ее погрузили на конвойный корабль и поплыли в Шотландию. Экипаж разделился на два лагеря - тех, кто в условиях пайка хотел просто съесть олениху, и тех, кто хотел держать как питомца. Гуманисты победили, олениха Ольга прибыла в Шотландию. Ее передали в Эдинбургский зоопарк, где она счастливо и прожила свою жизнь. Ветерана, который рассказал нам эту историю, мы тоже позвали на прием на «Британию», но он сказал, что не сможет приехать, потому что его уже не будет. Это был апрель 2016. Мы тогда шутили, что еще вместе попляшем на приеме. И летом мы прислали приглашение, он подтвердил, что придет. А за неделю или две до мероприятия в августе позвонила его дочь и сказала, что он умер. Мы пригласили ее и других родственников, вручили книгу - там была его последняя фотография и эта удивительная история с оленихой. Все были очень растроганы.

Ветераны очень разные. Далеко не каждый человек доживает до таких лет. Уже одно это делает их особенными. Иногда я думаю, что может потом они и живут так долго, чтобы дожить до своего признания.

Второй подарок, который мы дарили, это различные сувениры с тартаном - узором традиционной клетчатой шотландской ткани. В разработке узора нам помогло Шотландское общество тартанов и очень увлекающийся и яркий дизайнер, который провел ряд глубинных разговоров с ветеранами. Он интегрировал их опыт и впечатления и на основе этого предложил тартан, в котором каждая линия, черточка которого несет в себе образ, символ, аллегорию, связанную и с тяжелыми климатическими условиями, и военными действиями, и с Россией, и с Шотландией. Так что есть зарегистрированный тартан Северных конвоев, и мы надеемся, что нам удастся организовать так, чтобы эти тартаны пошли в народ.

Другая часть этого проекта по сохранению памяти о конвоях - это создание общего туристического маршрута, который бы связал и Архангельск, и Мурманск, и памятные места в Шотландии, создание настоящего музея с помощью шотландских энтузиастов. Но здесь предстоит еще много работы, и поверьте, она захватывающая.

Для меня лично участие в таком большом и важном деле - это и ответственность, и честь. Когда мы делились главными переживаниями за год, то вот этот прием, это дело было самым значимым. И не только у меня.

— Ольга, расскажите, где можно выучиться на дипломата? Где учились вы сами? Большой ли конкурс на эту специальность?

— В России существует всего два вуза, которые дают выпускникам направление и характеристику в МИД. Это МГИМО и моя альма-матер — Дипломатическая академия МИД России. При этом подать заявку на участие в конкурсе на замещение вакантной должности в МИД может не только выпускник профильного вуза. Кандидат должен владеть минимум двумя иностранными языками, обладать знаниями в области международных отношений и иметь водительские права, без которых сложно попасть в загранкомандировку.

Как правило, шансы попасть на работу в Министерство иностранных дел из непрофильного университета есть только у ребят со знанием редких языков, например, индонезийского или хинди. Кстати, отмечу, что китайский язык давно уже не является редким. Многие ребята с Дальнего Востока приезжают в Москву с хорошим знанием китайского языка и составляют конкуренцию москвичам, которым практиковать язык особенно негде.

Когда я поступала, конкурс на бюджетные места был большой, мне потребовалось набрать 170 баллов из 200 возможных, чтобы попасть на бюджет. Тем же, кто набирает чуть меньше баллов, предлагают поступить на платное отделение, в 2017 году стоимость очной магистратуры моего факультета международных отношений составляет 332 тыс. рублей.

— Довольно дорогостоящее образование! Сколько же времени и денег нужно потратить, чтобы получить специальность?

— После окончания школы я была настолько не уверена в своих знаниях и способностях, что даже не рассматривала варианты поступления на бюджет. А зря! Специалитет я закончила на платном отделении Московского гуманитарного университета, факультет международных отношений. Тогда это стоило около 180 тыс. рублей в год, помножив эту сумму на пять, можно понять, что это совсем не дешево. Поэтому в Дипакадемию я поступала только на бюджет, понимая, что если я недостойна, то прямая мне дорога в переводчики. Но Дипакадемия приняла меня и подарила два невероятных года учебы, возможность участвовать в конференциях, посещать иностранные представительства и колоссальный опыт межкультурной коммуникации, ведь примерно 20% студентов академии — иностранцы.

— Ольга, каковы шансы трудоустроиться по профессии?

— Чем реже встречается язык, которым вы владеете — тем больше у вас шансов устроиться по профессии. А если у вас два редких языка плюс английский на уровне не ниже Intermediate, вы почти в штате МИД! При подаче заявки на работу обязательным испытанием является экзамен на определение уровня владения заявленными вами языками. Он сдается на Высших курсах иностранных языков МИД и состоит из устной и письменной части.

— Вы находитесь в мидовском резерве, каковы шансы, что вас однажды позовут на работу?

— В «резерв» попадает значительное число выпускников профильных вузов. Как правило, мест на всех не хватает, и это неудивительно, ведь ежегодно в Москве выпускается не одна сотня специалистов в области международных отношений. В течение года «резервникам» потихоньку находят места в неприглядных, на первый взгляд, регионах: Африке и Центральной Азии. Но в резерве можно и навсегда зависнуть, так, например, произошло и со мной. Мой абсолютно «стандартный для девочки» набор языков — английский и испанский — сыграл со мной злую шутку. Латинская Америка, на которую я уповала, оказалась крайне востребованной среди мальчиков, которых в дипломатии по-прежнему предпочитают девочкам. Ничего не поделать, МИД по-прежнему остается «мужским клубом», несмотря на то, что женщин в структуре с каждым годом становится все больше.

— Не обидно ли вам, что вы стали специалистом, но не получили места?

— Поначалу, когда мечты о дипломатической карьере и патриотические порывы разбиваются о скалистый берег под названием «резерв», кажется, что ни одна другая работа не даст тебе счастья и удовлетворения. Но это не так. Знания и навыки, которые я получила в академии, оказались востребованы в Public Relations. В первую очередь — это понимание того, как вообще должна строиться коммуникация, как писать деловые письма и обрабатывать большое количество текста. Если повезет, то и языки не окажутся лишним багажом — в международной компании и им найдется применение.

— А сколько лет можно ждать должности? И какой именно должности? Не хочется ведь стать стажером в 40 лет.

— Структура МИДа очень похожа на армейскую: чтобы добиться высокой должности, нужно пройти все ступени служебной лестницы — дипломатические ранги. Выпускники профильных вузов с красными дипломами, как правило, начинают с ранга атташе, без красных дипломов — с секретаря-референта. Далее проходят путь третьего секретаря, второго секретаря, вплоть до чрезвычайного и полномочного посла. При этом должность может называться совсем по-другому, например директор департамента или начальник отдела. Министр иностранных дел — это тоже должность, а не ранг.

— Зачем же готовят столько дипломатов, если для всех не хватает работы?

— В начале 2000-х работа на госслужбе не была столь престижна, зарплата была крайне низкой, и у министерства частенько возникали проблемы с заменой кадров. Сейчас зарплаты в ведомстве возросли, да и не ради зарплат студенты рвутся на госслужбу. И вот, так получилось, что если раньше выпускники МГИМО и Дипакадемии МИД шли куда угодно, но только не на госслужбу, то теперь молодые ребята обращают свои взоры в сторону министерства. Достойные и везучие попадают в центральный аппарат, ребята терпеливые и со связями — в командировку, ну а все остальные — в резерв.

— Где, кроме МИДа, дипломат может устроиться на работу?

— Я думаю, здесь вариантов много. Пресс-службы и PR-департаменты международных компаний вполне могут заинтересоваться таким специалистом. Также я бы посоветовала рассмотреть информационные агентства, отделы новостей, которые занимаются поиском, переводом и рерайтингом новостей международных агентств. Там выпускник со знанием двух и более языков будет очень востребован.

— Почему вы выбрали для себя эту профессию?

— Я всегда хотела работать в сфере коммуникаций. А дипломатия напрямую к этой сфере относится, только подразумевает наивысшую ответственность за свои слова и поступки. Я не искала легких путей, плюс ко всему у меня было знание двух языков и высокая степень патриотизма, вот так все и сложилось.

— Не пожалели ли, что стали дипломатом, ведь работать по профессии пока не получается?

— Нет, не пожалела, это большой опыт. Ты отходишь от частностей и начинаешь мыслить глобально, понимая, что на самом деле от тебя многое зависит. Это формирует ответственное отношение ко всему, что ты делаешь.

— Ольга, а в чем суть работы дипломата, какие у него задачи?

— Все зависит от ведомства. Дипломаты работают не только в МИД, но и, например, в Россотрудничестве, это Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Работа дипломата, где бы он ни находился, как правило, состоит из большого количества бумажной волокиты. Но если вы с удовольствием написали свой диплом на тему вроде: «Роль личности в процессе формирования нового мирового порядка», то для вас работа с материалами не составит труда.

Есть два направления работы: в центральном аппарате и в командировке. Работа и проживание за границей может принести как большое счастье, так и разочарование. Некоторые мои знакомые с трудом преодолевали тяготы самостоятельной жизни без близких и друзей в чужой стране. Но все зависит от человека.

Большинство выпускников стремятся сразу попасть в командировку, чтобы получить реальную практику языка и посмотреть, как строится работа загранучреждений. Кто-то также мечтает о богатых дипломатических приемах, но для дипломата прием — это еще более напряженная работа, чем возня с документами. Здесь дипломат и event-менеджер, и пиарщик, и хостес в одном лице. Первоначально командировка по линии МИД оформляется в виде контракта на год, таким образом, через год контракт с сотрудником могут не продлить и фактически он останется без работы. Правда, я о таких случаях не слышала.

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим дипломатом?

— Я думаю, основные качества, что в дипломатии, что в любой другой профессии — это порядочность и ответственность. Но в дипломатии важен еще и фактор сдержанности. Здесь нельзя вспылить, хлопнуть дверью, поругаться с «клиентом». По сути, твой клиент — это репутация страны, а с этим шутки плохи. К сдержанности я бы добавила еще терпение и отсутствие страха перед общением с людьми, но это уже можно воспитать и наработать. В дипломатии ты быстро понимаешь, что из какой бы страны ни был человек, он в первую очередь человек, а значит, отношение к большинству бытовых вещей у вас будет схожим. Я помню, как на приеме в резиденции посла Великобритании в бытность моей учебы в Дипакадемии, мы обсуждали с представителем английского парламента кулинарию, и это нормально, все любят покушать.

— Как вы очутились в кресле пиарщика?

— После того, как стало понятно, что статус «в мидовском резерве» может затянуться на годы, я начала искать работу, в которой смогла бы применить свои навыки. Сфера связей с общественностью показалась мне наиболее близкой и интересной. Начинала с позиции младшего PR-менеджера в агентстве, мне очень повезло с наставником, который объяснил мне сам принцип работы в PR. Дальше меня отпустили в свободное плавание, и я начала набираться опыта, принимая подчас не очень удачные решения. В PR опыт — это все. Ни образование, ни советы экспертов его не заменят.

— Как планируете строить свою карьеру?

— Маркетинг, пожалуй, — одна из самых динамично развивающихся сфер, поэтому предположить, чем я буду заниматься через пять лет, невозможно. Скорее всего, я продолжу работу в сфере PR, но, возможно, что сам PR, сохранив название, круто поменяется за это время.