Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Дать описание картины с боттичелли весна. О чем говорит мне эта картина? «Весна» Сандро Боттичелли

Дать описание картины с боттичелли весна. О чем говорит мне эта картина? «Весна» Сандро Боттичелли

Кажется, нет в мире человека, который бы не восхищался этой картиной. Можно не считать себя знатоком искусства или ценителем прекрасного, но достаточно одного взгляда на «Весну» Боттичелли, как душа наполняется радостью и вдохновением. Её создатель сумел постичь самую суть эпохи Возрождения, того времени, когда восхищались красотой и высоко ценили творческие порывы художников. «Весна» — не только одна из самых прекрасных, но и одна из самых загадочных картин, за всю историю изобразительного искусства. На первый взгляд, перед нами праздник в честь прихода весны. Но так ли это? О чем говорят эти прекрасные персонажи? Какие послания зашифрованы в их жестах и взглядах? Что символизируют эти цветы и плоды? Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные события…

Возрождение, Флоренция, Медичи — три слова, неразрывно связанные между собой. В XVвеке, достиг небывалого расцвета. Флоренция была самым богатым, многолюдным и прекрасным городом не только Италии, но и Европы.В 1469 году наследником семьи Медичи становится 20-летний Лоренцо. Он, прозванный Великолепным, будет распоряжаться несметным богатством и править городом почти 25 лет. Это время станет Золотым веком для Флоренции.

Итак, Лоренцо де’ Медичи — правитель и вдохновитель города. Его боготворили, ему подражали и в него влюблялись все без исключения. Он и его младший брат Джулиано были настоящими кумирами для современников. Лоренцо — банкир, меценат, поэт, философ; Джулиано — рыцарь, блестящий кавалер и придворный. Они собирали вокруг себя блестящее общество: Лоренцо предпочитал окружать себя самыми выдающимися людьми своего времени, Джулиано — прекрасными дамами.

В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли… Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется и самим человеком, мыслящим и созидающим.

И, конечно, это породило особое искусство. Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Быть вдохновителем творцов на подобные шедевры, тратить на это баснословные деньги в то время мог лишь Лоренцо Великолепный. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.

Самым восприимчивым и тонким художником при дворе Лоренцо был молодой флорентиец Сандро Боттичелли. Он очень любил своего покровителя, но еще больше был привязан к своему другу, Джулиано Медичи. Именно рыцарское служение друга своей прекрасной даме, Симонетте Веспуччи, вдохновляло художника.

Флоренция семидесятых годов XV века — это нескончаемая череда торжеств. Городские праздники, мессы, выезды, карнавалы сменяли друг друга без остановки. Особое место в жизни Флоренции занимали рыцарские турниры. Турнир был и тренировкой перед войной, и возможностью показать свою удаль, и местом для демонстрации роскоши (на турнир наряжались как на бал), запрещенной в обычные дни.

В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица , а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины, имевшей портретное сходство с Симонеттой. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной… и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.

26 апреля 1478 года Флоренция вновь погрузилась в траур: в результате заговора Пацци был жестоко убит Джулиано Медичи. Это событие навсегда изменило Лоренцо: он стал печален и уже не думал о жизни, как о вечном празднике. И, конечно, смерть Симонетты и Джулиано потрясла Сандро Боттичелли. Этой возвышенной любви он решает посвятить всю свою жизнь.

Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. В апельсиновом саду мифологические персонажи представляют аллегорию прихода весны: бог восточного ветра Зефир, преследует нимфу Хлориду, которая после свадьбы с настигшим ее Зефиром превращается во Флору, богиню весны. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.

С большей долей вероятности можно утверждать, что заказчиком картины был именно Лоренцо Великолепный. Ведь представленная аллегория, основанная на традициях античности, мечтательная, грустная, идеализировано прекрасная — как раз то искусство, что высоко ценили Лоренцо и члены «Платонической академии».

Тем удивительнее, что по документам и «Весна» и «Рождение Венеры» чиcлились за другим Медичи, Лоренцо иль Пополано. И относились шедевры Боттичелли к его вилле в Кастелло (недалеко от Флоренции). Тем не менее, все украшения трех Граций с картины — изображения реально существующих драгоценностей из коллекции Лоренцо Великолепного.

Эксперты сходятся во мнении, что и «Весна», и «Рождение Венеры» были свадебным подарком Лоренцо своему кузену.

Именно это предположение историков и искусствоведов допускает вариант, что перед нами — свадебное торжество. И если это свадьба, то Меркурий — жених, а Флора — невеста. Кроме того, здесь и Венера, богиня любви, и Купидон, и танцующие Грации. Цветущие апельсиновые деревья — символ свадьбы и деторождения. Присмотритесь, все женщины выглядят беременными, а мужские персонажи обрамляют картину, словно представляя аллегорию самой жизни.

Существует еще один вариант прочтения «Весны», и он лишен радости. И Джулиано, и Симонетта умерли весной. Если это печальное воспоминание, то «Весна» сразу приобретает мрачный оттенок. Ни один из персонажей не отбрасывает тени и не касается ногами земли. А Зефир уже не похож на ветерок, приносящий весну. Он — дыхание смерти, забирающей молодого Джулиано и прекрасную Симонетту.

Существует еще одно толкование «Весны» Боттичелли. Возможно, это календарь сельскохозяйственных работ. Звучит довольно странно, но подобные иллюстрации времен года были довольно распространены в те времена. Обратите внимание: апельсиновые деревья зацветают лишь над головой Флоры, представляющей апрель.

Последняя реставрация, в ходе которой были удалены загрязнения с картины, позволила увидеть «Весну» практически в первозданном виде. Луг, прежде затемненный, засиял обновленными красками. Ученым удалось идентифицировать более пятиста реально существующих растений! Надо отметить, что Сандро Боттичелли увлекала ботаника, он с необычайным старанием вырисовывал листья, цветы и плоды, к тому же в библиотеке Лоренцо хранились греческие книги о растениях, которые мог изучать художник.

Возможно и то, что «Весна» — аллегория Флоренции, города, цветущего под властью Медичи, здесь царит любовь и гармония. В таком случае, изображение ириса у ног Флоры, геральдического символа города, приобретает особый смысл. Символичен и сад, ведь апельсиновое дерево — символ Лоренцо Великолепного. Сам же властитель города аллегорически изображен в виде Меркурия, миротворца и переговорщика, отгоняющего тучи от Флоренции. Как раз в это время Лоренцо де’ Медичи участвовал в установлении мира между Римом и Неаполем.

Важный ключ к пониманию «Весны» — античная литература. Вероятно, картина создавалась как иллюстрация к фрагменту поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом

И к отрывку из поэмы Овидия «Фасты»:

«Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня…
Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»
Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,
Я никогда не могла: нет и числа их числу…
Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,
Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои

Но сколько бы ни существовало толкований и вариантов прочтения этого шедевра, его главную загадку не могут разгадать вот уже пять столетий… как же мог человек создать такую божественную красоту?

К живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах - Флоренции, Венеции. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых - мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Это была эпоха зарождения удивительного явления, позднее названного Возрождением, или Ренессансом, определившего на несколько веков вперед пути развития философии, литературы, живописи и скульптуры.

Сандро Боттичелли родился в 1444 (1445) году во Флоренции, где и прожил всю жизнь, дата смерти относится по одним источникам к 1510 году, по другим - к 1515-му. Настоящая его фамилия была Филипепи, а Боттичелли - имя ювелира, у которого будущий художник работал подмастерьем. Флоренция в те времена являлась центром новых идей, и Боттичелли как величайший художник не мог остаться в стороне, воплотив новую философию раннего Возрождения в своих удивительных по красоте и трогательности полотнах.

Картина Боттичелли «Весна» написана в 1477 (1478) году на дереве маслом и темперой. Известно, что заказал ее один из Медичи в качестве свадебного Затем упоминание о ней как о части убранства дворца Медичи встречается в 1638 году. И с 1815-го картина «Весна» Боттичелли является одним из ценнейших экспонатов собрания живописи во Флоренции.

Сюжет картины глубоко мифологичен, в каждом из ее персонажей, в каждом живописном элементе зашифрована одна из основополагающих идей Ренессанса - все на Земле подчинено любви, которая имеет божественное происхождение и является источником земного возрождения, символом весны. Композиционно полотно делится на три части. Центральную занимает образ Венеры - богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Над ней парит неизменный спутник - амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий - посланник богов, учитель мудрости, Там же есть и три грации - свита - кружащиеся в танце. Они, крепко держась за руки и создавая неразрывную связь, олицетворяют красоту, целомудрие и блаженство - то, что сопровождает любовь в ее высших проявлениях.

Справа на картине Боттичелли «Весна» изображен сюжет из мифа о ветре Зефире и нимфе Хлорис, которую тот похитил и сделал своей женой. Пробудившаяся в Хлорис любовь превратила ее в богиню Весны, осыпающую землю цветами. Она нарисована здесь же, рядом с фигурами Зефира и Хлорис, в цветастой одежде с яркими васильками, символизирующими добродушие, с венками на шее и голове, в которые вплетены ромашки и лютики - знаки верности и богатства.

Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. На темном фоне светлые фигуры персонажей в нежных струящихся одеждах выглядят особенно притягательно, их лица и внешний облик, несмотря на божественную принадлежность, очень земные, трогательные. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.

Искусство Италии 15 века. Возрождение.
Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов 15-го столетия. Размер картины 203 x 314 см, дерево, темпера. Эта работа была написана Боттичелли для виллы Кастелло под Флоренцией, принадлежащей Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Годом ее исполнения обычно считают 1478-й год – работа была выполнена вскоре после того, как виллу приобрели для пятнадцатилетнего Лоренцо. Этот родственник Великолепного получал тогда тщательное образование, дружеское участие в его воспитании принимал и глава Платоновской академии Фичино. Картина, предназначенная для личных покоев будущего ренессансного знатока, призвана была услаждать зрение и одновременно воздействовать на душу ее созерцателя.

Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис, из их союза возникает Флора; затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. Каково же содержание картины? Исследователи предложили несколько толкований. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Центром построения является Венера – не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле; это неоплатонический образ.

Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы, ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.

Венера, центральная фигура композиции, стоит под сенью деревьев в этом зачарованном пространстве весеннего леса. Ее платье из тончайшей ткани с золотыми нитями украшений и роскошный плащ алого цвета, символизирующего любовь, свидетельствуют о том, что перед нами богиня любви и красоты. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Склоненная голова покрыта газовым покрывалом, в какие Сандро Боттичелли любил одевать своих Мадонн. Лицо Венеры с вопрошающе поднятыми бровями выражает грусть и скромность, значение ее жеста неясно – приветствие ли это, робкая защита или благостное приятие? Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай.

Грации, спутницы и служанки Венеры, – достоинства, порождаемые Красотой, их имена – Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов, изящное соединение рук и постановка ступней – все это передает поступательный ритм танца.

Отношения его участниц отражают классическую формулу и вместе с тем неоплатоническое понимание Эроса: Любовь ведет Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки. В изображении Боттичелли оживает представление о мифологическом великолепии, но образы его окрашены подлинной чистотой. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо – одухотворенность.

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.

Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Долгое время ее не выставляли, и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции.

1. Венера . Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). «Она, — пишет Фичино, — есть нимфа пригожести величайшей, рожденная от небес и более других возлюбленная Богом Всевышним. Душа ее и ум суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность. Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. О дивная красота! Сколь прекрасна для созерцания. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная полностью отдана в твою власть (вновь обыгрывается брачная тема. — Прим. авт.). Если ты сочетаешься с ней браком и назовешь ее своею, она сделает твои годы сладостными, а тебя самого — отцом превосходных детей».
2. Три грации. Это спутницы Венеры. Фичино называет их Чувством, Интеллектом и Волей. «И поскольку, — пишет он, — оно [чувство] не является мыслительным актом, то одну из граций рисуют с лицом, обращенным к нам, как бы двигающуюся вперед и не собирающуюся идти назад; двух других, так как они относятся к интеллекту и воле, которым свойственна функция размышления, изображают с лицом, обращенным назад, как у того, кто возвращается».
3. Меркурий. Посланник богов изображен в крылатых сандалиях. Он был сыном нимфы Майи, в честь которой в латинском языке назван месяц май, в котором состоялась свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо. С помощью кадуцея (жезла, оплетенного змеями) он разгоняет тучи, чтобы ничто не омрачало весеннего настроения сада Венеры. Считается, что в образе Меркурия Боттичелли изобразил Лоренцо Медичи, заказчика картины.
4. Зефир и нимфа Хлорида. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня… / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий.
5. Весна. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных... / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!» / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». На картине Боттичелли Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Также можно разглядеть в венке на шее Весны землянику — символ нежности, ромашку — символ верности и лютик — символ богатства.
6. Амур. Спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит огненной стрелой в одну из граций. Возможно, в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.
Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM

История одного шедевра

"Весна" Сандро Боттичелли

Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

Во Флоренции, в галерее Уффици, среди мно­гочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знамени­тых в мире картин - «Весна» Сандро Боттичел­ли. Об этом замечательном произведении, создан­ном 500 лет назад, в 1478 году, написаны сотни статей, многие тысячи страниц. О ней и наша сегодняшняя беседа.

Образы картины навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Однако это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в свое произведение сложный философ­ский смысл. Для того чтобы раскрыть основной замысел «Весны», обратимся к ее содержанию и композиционному построению.

Движение в картине устремлено справа нале­во. Из верхнего правого угла вторгается голубо­вато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем - это ветер. От его полета согнулись стволы деревьев. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Она обернула к нему испуганное лицо, а руками касается третьей фигуры, будто просит защиты. Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя, и жестом сеяте­ля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. Эту девушку с худощавым лицом подро­стка, с венком на золотых волосах, в длинном платье, расшитом цветами, часто называли Вес­ной. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.

Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зе­фир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает - «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. О том, как весной расцветает природа. И как поэтично показано превращение! Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слета­ют цветы, они сыплются из-под ее руки, покры­вают мелким узором ее подол. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Третья справа фигура - это уже пре­вращенная Хлорис в ее новом облике. Она стала богиней в пышном одеянии. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вы­шитые узоры ее платья (например, на ее воро­те), напоминая зрителям, о каких реальных ве­щах повествует эта красивая сказка... Три правые фигуры символизируют первый месяц весны, ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.

Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Она показана простой, тихой и скромной. Вовсе это не блистательная красави ца богиня, привыкшая повелевать. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее го­ловой не парил в воздухе Амур с луком и огнен­ной стрелой (Амур - сын Венеры). И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступа­лись вокруг нее полукруглым просветом, показы­вая, что здесь смысловой центр картины. Скло­нив голову набок, смотрит она в нашу сторону задумчиво, чуть испытующе. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благослов­ляет Венера группу Граций. Жест заботливый, опекающий. Он задерживает наше внимание, за­ставляя лучше ощутить четкую ритмическую па­узу в центре картины, а затем посылает наш взгляд влево.

Венера и ее спутницы Грации символизируют второй месяц весны - апрель. Древнеримский поэт Овидий писал в поэме «Фасты», а поэты XV века повторяли вслед за ним, что апрель назван по имени Афродиты, это греческое имя Венеры.

Наконец, последний персонаж картины - Меркурий (крайняя фигура слева). Достойный спутник Граций, поскольку он божество разу­ма и красноречия, изобретатель искусств. Но са­мое главное то, что в древнеримском календа­ре Меркурию был посвящен весенний месяц май. Он назван так в честь матери Меркурия - Майи. Этот месяц считался концом весны и началом лета. Может быть, поэтому Меркурий, служащий в картине символом мая, повернут спиной к дру­гим весенним божествам.

Мир, изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт . Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ров­ным. А между тем просвет среди деревьев, вол­нообразной полосой проходящий через всю кар­тину, в правой части ее показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности луга. Похоже, что Боттичелли сознательно отка­зывается от достижений ренессансной перспекти­вы ради создания атмосферы взволнованности и пафоса.

Композиционный ритм «Весны» частый, сдав­ленный. Художник волнообразно расположил ряд фигур, то сдвинув их тесно, то увеличив интер­вал, окружив темным фоном зелени и создав еще второй, дробный ритм цветов и орнаментов . В линиях контуров и складок преобладают до вольно крутые диагонали, поднимающиеся влево, и почти нет горизонталей.

У большинства фигур взгляд и жесты разоб­щены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение еще продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погру­женная в созерцание Меркурия. Кажется, что движения и жесты в картине забыты в тот же миг теми, кто их совершает, или теми, к кому они обращены. Мгновения, как и линии , перекли каются между собой, но не связываются, а разоб­щаются. Отсюда настроение глубокой созерца­тельности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория , - тема духовной жизни.

Девическая дружба, зарождение любви, меч­тательное взращивание жизни (тема образа Флоры), нежная опека (значение жеста Венеры), мед­лительное восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) - все это показано художником с проникновенной наглядностью и чистотой. Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Мер курию и скромность ее одежд можно понять как предпочтение, отданное духовному в человеке.

«Весна» Боттичелли была написана для од­ного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Некоторые искусствоведы полага­ют, что картина должна была укрепить в под­ростке привязанность к тем нравственным идеа­лам, которые внушали ему воспитатели. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего симво­лизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» - достойную принадлежность к человече­ству, человечность. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.

Картина Боттичелли тесно связана с культу­рой Италии XV века. Движения ее персонажей напоминают некоторые танцы того времени. По своей тематике, подбору действующих лиц она перекликалась с костюмированными шестви­ями, устраивавшимися во Флоренции каждую весну, и была поэтому общепонятна в ту эпоху.

В заключение хочется сказать немного и о та­ких сторонах содержания «Весны», которые бы­ли ясны лишь наиболее образованным современ­никам художника. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Но это не единствен­ное повторение в картине. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого боже­ства - Венеры; считали, что Грации - это она сама! Ученые много спорят об именах и разли чиях Граций у Боттичелли; оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто на­зывали «Вердура» (зелень, молодость). Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис? Венеру не­которые поэты прямо отождествляли с Флорой. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, счи­тался богом ветра и в этом качестве назывался... Зефиром! Итак, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, ра­зум, другой - любовь, природу, цветение.

Один и тот же дух слетает на землю, стано­вится силой любви, влекущей к постижению и сотворению цветущей красоты мира, - и он же обращается к небесам (обратите внимание на движение Меркурия, разгоняющего жезлом обла­ка и среди них ищущего волшебный плод). Круг замыкается, чтобы повториться сначала. Разум выступает в картине «Весна» в союзе с любовью, влечением - началом и основным источником познания согласно учению флорентийских фило­софов, современников Боттичелли...

А. БАРАНОВ