Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Цитаты про учителей. Цитаты и афоризмы об учителях

Цитаты про учителей. Цитаты и афоризмы об учителях

Профессия «Учитель»
Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя

Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Библиотека высказываний великих мыслителей, философов и педагогов о профессии учителя огромна, вот лишь небольшая подборка...

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...»
(Конфуций)

«Учитель и ученик растут вместе...»
(Конфуций)

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...»
(Конфуций)

«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона - так высоко древние чтили учителя...»
(Конфуций)

«Уча других, мы учимся сами...»
(Л. Сенека)

«Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель - одобрения учеников...»
(М. Квинтилиан)

«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...»
(М. Квинтилиан)

«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику...»
(З. Роттердамский)

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...»
(М. Монтень)

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле...»
(Н. А. Коменский)

«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает...»
(Н. А. Коменский)

«Тот, кто мало знает, малому может и учить...»
(Н. А. Коменский)

«Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость...»
(Ж.-Ж. Руссо)

«Воспитание и только воспитание - цель школы...»
(И. Песталоцци)

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании...»
(А. Дистервег)

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить...»
(А Дистервег)

«Хорошие учителя создают хороших учеников...»
(М. Остроградский)

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника...»
(В. Даль)

«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка...»
(В. Одоевский)

«В воспитании нет ничего ничтожного...»
(Н. Пирогов)

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели...»
(Н. Пирогов)

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета...»
(К. Ушинский)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях...»
(К. Ушинский)

«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель...»
(К. Ушинский)

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...»
(Л. Толстой)

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...»
(Л. Толстой)

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться...»
(Л. Толстой)

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...»
(Д. Менделеев)

«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...»
(Г. Адамс)

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...»
(В. Ключевский)

«Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами...»
(Э. Хаббард)

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!»
(А. Чехов)

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать...»
(У. Черчилль)

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей...»
(Я. Корчак)

«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность...»
(П. Блонский)

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу...»
(Р. Олдингтон)

«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики...»
(Д. Лихачёв)

«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его...»
(С. Соловейчик)

«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни...»
(С. Соловейчик)

«Воспитание - это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика - наука о свободном искусстве воспитания свободного человека...»
(С. Соловейчик)

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»
(Ш. Амонашвили)

Постер: Жюль Анри Жан Жоффруа. В классе.

Работа учителя - одна из тех профессий, с которой особенно близко знакомится ребенок, и поэтому неудивительно, что она занимает большое место в его играх, а затем нередко становится предметом мечтаний юного человека. Но не всякий школьник, даже старшего возраста, восхищающийся педагогическим мастерством, хорошо понимает, какими качествами должен обладать человек, желающий посвятить себя великому делу обучения и воспитания подрастающего поколения.

Большое значение для успеха педагогической работы имеет правильное отношение к детям. Тот, кто не питает к детям живого интереса, раздражается от их малейших проступков- едва ли сможет стать хорошим педагогом. Лучшие педагоги всегда получают огромнее удовлетворение от работы с детьми. А дети, в свою очередь, хорошо чувствуют, приходит ли к ним в класс служащий, выполняющий свои обязанности, или же с ними занимается друг, энтузиаст своего дела, которым он увлечен, в которое вкладывает всю свою душу.

Из любви к детям рождается любовь к педагогическому труду. А эта любовь дает мастерство в работе. Для каждого ясно: учить можно только тому, что сам хорошо знаешь и к изучению чего питаешь большой интерес. Преподаваемый предмет должен быть любимой наукой учителя. Однако из этого вовсе не следует, что учитель ограничивает круг своих знаний и интересов узкими рамками одного своего предмета. Детский ум пытлив и любознателен. Сплошь и рядом дети задают учителю вопросы, далекие от его специальности. И нужно быть всегда готовым удовлетворить запросы детей. Поэтому учитель должен постоянно приобретать новые и новые сведения об окружающем мире, и не только по тому предмету, который преподает.

В плане определения профессиональных качеств учителя, особенностей педагогического труда интересны цитаты великих людей про учителей, педагогов . Они знакомят нас с тонкостями профессии, заставляют уважать профессию учителя, раскрывают ее сущность, передают личный опыт автора.

С цитатами про учителей полезно будет познакомиться будущим педагогам или школьникам, которые еще находятся на пороге выбора профессии.

Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других. Роза Люксембург

Воспитание - это учебный процесс, в начале которого ребёнка учат говорить, а в конце - молчать. Леонард Луис Левинсон

Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей. Жорж Сименон

Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. Пауло Коэльо

Оттого, что мы будем сидеть в классах, рыться в энциклопедиях и в учебниках истории, мы не станем мудрее. О. Генри

Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого. (Э.Хемингуэй)

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. (Л. Толстой)

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. Горький М.

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Хаббард Элберт Грин.

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (У. Черчилль)

В любой науке, в любом искусстве лучший учитель - опыт. Мигель де Сервантес

Опыт - лучший учитель. Его уроки мы хорошо запоминаем. Джеймс Фенимор Купер

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Адольф Дистервег

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Адольф Дистервег

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу. Ричард Олдингтон

Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Уолдо Эмерсон

Опыт всему учитель. Гай Юлий Цезарь

Время - великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников. Гектор Берлиоз

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. Луций Анней Сенека (младший)

От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется. Мария фон Эбнер-Эшенбах

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Толстой Л. Н.

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Иоганн Вольфганг Гёте

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. Белинский В. Г.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. Мишель де Монтень

Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Эмерсон

Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения. Адольф Дистервег

Учителя слишком много трудятся и слишком мало получают. В самом деле, это непростое и утомительное занятие снижать до самого дна уровень человеческих способностей. Джордж Б. Леонард

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. Василий Осипович Ключевский

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Дмитрий Менделеев

Существует только два типа учителей: те, кто учит слишком многому, и те, кто не учит вообще. Сэмюэл Батлер

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. Леонардо да Винчи

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Хаббард Э.

Свойство учителя - не колебаться в том, что сам он говорит. Иоанн Златоуст

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. Марк Порций Катон Старший

Повторять слова учителя - не значит быть его продолжателем. Дмитрий Писарев

Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер

Что переварили учителя, тем питаются ученики. Карл Краус

Педагог — человек, который лучше знает как воспитывать чужих детей, чем своих. Жюльен де Фалкенаре

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. Адольф Дистервег

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Уинстон Черчилль

Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя. Сухомлинский В. А.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Адольф Дистервег

Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, - даже к самому себе. Фридрих Ницше

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Осипович Ключевский

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. Толстой Л. Н.

Будь любезен с учителями. Даже если они не заслуживают твоего уважения, они заслуживают твоей жалости. Эшли Брильянт

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. Тадеуш Котарбиньский

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Антон Семенович Макаренко

Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать. Антон Семенович Макаренко

Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. Владислав Катажиньский

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь. Аристотель

Учительство - неутраченное искусство, но уважение к учительству - утраченная традиция. Жак Мартен Барзэн

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. Боэций Дакийский

Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. Шарлотта Бронте

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. Вудро Вильсон

Плох тот ученик, который не превосходит учителя. Леонардо да Винчи

Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Иоганн Вольфганг Гете

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. Н. В. Гоголь

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В. И. Даль

Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека. Педагог - это инженер человеческих душ. М. И. Калинин

Воспитание ребенка - это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений - тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей- Януш Корчак

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. Томас Фуллер

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело Антон Павлович Чехов

Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. Артур Шнабель

Тот, кто не помнит совершенно собственного детства, - плохой воспитатель. Мария фон Эбнер-Эшенбах

Людьми не рождаются, а воспитываются. Эразм Роттердамский

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

1. Кормление с ложечки в далёкой перспективе может научить нас только тому, какая форма у самой ложки. Е. М. Фостер

2. Секрет настоящего обучения в том, чтобы подумать о том, что ты выучил сегодня утром так, будто ты знал это всю жизнь. Автор неизвестен

3. Мы можем научить, исходя из нашего опыта, но мы не можем передать сам опыт. Саша Азеведо

4. Учитель - это тот, кто с течением времени делает себя ненужным. Томас Каррутерс

5. Мне нравятся учителя, которые кроме домашнего задания дают нам домой что-то ещё, о чем можно подумать. Лили Томлин

6. Преподавание - это возможность обучиться чему-то дважды. Джозеф Юбер

7. Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний. Альберт Эйнштейн

8. Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние. Генри Адамс

9. По-настоящему мудрый учитель не приглашает вас посетить его собственный дом мудрости, но ведёт вас к порогу вашего собственного разума. Халиль Джебран

10. Искусство обучения - это искусство помощи открытиям. Марк Ван Дорен

11. Я не учитель. Я - тот, кто пробуждает вас. Роберт Фрост

12. Не пытайтесь вылечить ваших студентов, вылечите сначала себя. Хороший учитель сделает плохого студента хорошим, а хорошего студента великолепным. Марва Коллинз

13. Когда наши студенты проваливаются, мы, как их учителя, тоже проваливаемся. Марва Коллинз

14. Когда преподаешь, нужно знать три вещи: свой предмет, кому ты его преподаешь и то, как преподать свой материал элегантно. Лола Мей

15. Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет. Уилльям Артут Ворд

16. Средний учитель разъясняет сложные вещи, одарённый учитель раскрывает красоту простых вещей. Роберт Браульт

17. Хороший учитель - как свеча. Он растворяет себя для того, чтобы дать другим свет. Автор неизвестен

18. Не злись на других, что не можешь заставить их быть такими, как тебе угодно. Злись на себя за то, что не можешь стать таким, каким хочешь быть. Томас А. Кемпис

19. Настоящая цель каждого учителя не в том, чтобы внушить своё мнение другим, а в том, чтобы разжечь умы других. Ф. В. Робертсон

20. Ум - это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь. Плутарх

21. Знать, как делать предположения, - это великое искусство учителя. Генри Фредерик Амиель

22. Вы можете заплатить людям, чтобы они учили. Но вы не можете заплатить им, чтобы они беспокоились о результате. Марва Коллинс

23. Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам. Ричард Генри Данн

24. Никто не сможет научить краба идти по прямой. Аристофан

25. Я никогда не учу своих учеников. Я только предоставляю условия, в которых они смогут учиться. Альберт Эйнштейн

26. Идеальные учителя - это люди-мосты, которые предлагают своим студентам перейти на другой берег. В тот момент, когда они решаются, мосты разрушаются и учителя вдохновляют студентов строить свои мосты. Никос Казандзакис

27. Иногда один человек может вдохновить множество других. Эндрю Джексон

28. Поток мыслей - это истории, истории о разных событиях, истории о людях и истории о достижениях. Самые лучшие учителя - это самые лучшие рассказчики историй. Мы учимся, слушая истории. Фрэнк Смит

29. Хороший учитель даёт больше вопросов, чем ответов. Джозеф Альберс

30. Время - это великий учитель. Как жаль, что он убивает всех своих учеников. Луис Гектор Берлиоз

31. Учителя, которые умеют вдохновлять, знают, что обучение похоже на ухаживание за садом. И те, кто не знает, что делать с колючками, никогда не должны заниматься цветами. Автор неизвестен.

32. Эй, великие учителя: слушайте, что вы говорите! Гёте

33. Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. Анатолий Васильевич Луначарский

34. Преподавание должно быть наполнено идеями, а не напичкано фактами. Автор неизвестен

35. Прежде чем учить других, человек должен понять своё жизненное направление. Будда

36. Обращайтесь с людьми так, как будто они уже идеальны, и тогда вы поможете им стать теми, кем они могут стать. Гёте

37. Лучшие учителя учат с помощью своего сердца, а не с помощью книги. Автор неизвестен

38. Учитель, который преподает, не вдохновляя студентов на обучение, пытается ковать холодное железо. Гораций Манн

39. Дайте мне рыбу, и я смогу насытиться на день. Научите меня ловить рыбу, и я буду сыт всю свою жизнь. Китайская пословица

40. Учителя, которые "выгорают", - это не те, кто постоянно учатся, что тоже может быть изматывающим. Те, кто "выгорают", - это учителя, которые пытаются держать своих студентов и происходящее в классе под своим постоянным контролем. Фрэнк Смит

41. Будь тем, кто открывает двери для тех, кто идет за тобой. Ральф Вальдо Эмерсон

42. Настоящий учитель научит своих учеников не поддаваться чужому влиянию, в том числе своему. Эймос Бронсон Элкотт

43. И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Л.Н. Толстой

44. Учителя должны вести вперед, не заставляя, и участвовать, не подавляя. С. Б. Неблетте

45. На каждого, кто хочет преподавать, приходится около 30 людей, которые больше ничему не хотят учиться. В. С. Стеллар

46. Самое важное знание для каждого учителя, чтобы делать свою работу хорошо, - это знание о том, как его ученики переживают процесс обучения, и о том, как они воспринимают действия своего учителя. Стивен Брукфилд

47. Вы не можете управлять ветром, но вы можете натянуть паруса. Автор неизвестен

48. Чтобы воспитывать другого, мы должны в первую очередь воспитать себя. Николай Васильевич Гоголь

49. Всё должно быть настолько просто, насколько это возможно. Но не проще. Альберт Эйнштейн

50. Учитель работает над самой ответственной задачей, - он формирует человека. Педагог - это инженер человеческих душ. М.И. Калинин

Александр Ботвинников когда-то сказал: «Учителя уверены, что яйца курицу не учат, а вот ученики убеждены - курица не птица». Вечное противостояние учителей и учеников на поле битвы под названием «Школа». Но стоит только закончиться веселым школьным денькам, как невозможно найти бывшего школьника, который бы ненавидел свою школу. И лишь цитаты об учителях напоминают о былом времени.

Школьные годы чудесные

Хороший учитель

Карл Краус когда-то изрек: «Информацию, которую переварили учителя, можно считать пищей для учеников». В действительности подобные цитаты об учителях часто можно встретить, вот только они не позиционируют педагогов хорошими или плохими.

Прийти к пониманию словосочетания «хороший учитель» поможет еще одно высказывание Дистервега: «Плохой учитель дарит своим ученикам знания, хороший - учит их находить». Именно так должен поступать истинный педагог. Разжечь интерес, научить отсеивать лишнее, постепенно добираясь до истины в поисках собственного ответа - вот задача каждого учителя.

Кто может стать учителем?

Изучая цитаты об учителях великих людей, можно наткнуться на интересное высказывание Менделеева: «К педагогике необходимо призывать как к медицине, морскому делу. Принимать в лавы не тех людей, которые хотят только обеспечить себе будущее, а тех, кто уверен, что имеет к этому делу призвание, получает от преподавания удовлетворение и понимает необходимость своего ремесла». И с этими словами ученого можно легко согласиться. Быть педагогом, как быть художником - научиться можно, но только одаренным от природы дано создавать настоящие шедевры.

В подтверждение выше сказанного следует привести цитаты об учителях из произведений классической литературы. К примеру, Лев Николаевич Толстой когда-то написал: «Учитель - это не человек, что имеет соответствующее образование и воспитание, а тот, кто уверен, что никем другим не желает быть. Такую уверенность редко можно встретить, а ее присутствие доказывается лишь жертвами, на которые человек пошел во благо любимого дела. Учитель - это одно из достойнейших и благороднейших призваний». Именно так отзывался известный человек о профессии учителя.

Совершенный учитель

В идеале учитель должен любить все, что связано с его профессией, а не просто иметь призвание. Просматривая цитаты об учителях русского языка, можно наткнуться на высказывание Толстого: «Хороший учитель любит то, что делает. Учитель, который любит своих учеников отеческой любовью, лучше того, кто прочел множество книг, но так и не полюбил ни свое ремесло, ни своих подопечных. И только тот, кто любит своих учеников и свое ремесло, может называться совершенным учителем».

Учитель должен любить свою работу и хорошо относиться к ученикам. Но стоит помнить, что хорошее отношение - это не только хорошие отметки. Мишель Монтень когда-то написал следующее: «У меня нет желания, чтобы наставник делал все один, я хочу, чтобы учитель слушал, что говорит его ученик. Сократ и Аркесилай всегда заставляли говорить первыми своих учеников, и только потом говорили сами. Учитель должен спрашивать с ученика не только материал урока, но суть и смысл. И судить ученика не за его хорошую память, а за его собственные слова. Объясняя что-то своему ученику, учитель должен осветить информацию с разных сторон и проверить понял ли его ученик. Когда ученик отвечает на вопрос учителя его же словами, это значит, что учитель плохо подал ему информацию и соответственно он плохой учитель».

Педагог обязан научить своих подопечных самостоятельно находить ответы и желать получить как можно больше знаний. Более того, учитель должен быть своему ученику и другом, и соперником.

Учитель-соперник

Еще Леонардо да Винчи говорил: «Ученик, который не может превзойти своего учителя, вызывает лишь жалость». Возможно, подобного роды цитаты об учителях звучат жестоко, но в них, несомненно, сокрыто зерно истины. Какой учитель обрадуется ученику, который прекратил свое интеллектуальное развитие. Желание найти свои ответы, свою истину - вот ради чего должен стараться учитель.

Хаббард когда-то сказал: «Учитель, который может научить своих воспитанников находить благо в труде, должен почивать на лаврах». Знания, полученные из-под палки, мотивированные только получением высокой оценки, никогда не будут качественным продуктом учебной деятельности. Они быстро забудутся и не принесут никакой пользы. Но если ученик желает знать - его ничто не остановит. Знания, которые он получает в момент, когда возникает потребность найти собственный ответ, запоминаются на всю жизнь. Именно поэтому учитель должен показать подопечному, что труд на благо истины приносит, помимо пользы, еще и удовольствие.

Но наряду с этим, учебный процесс должен быть ориентирован на то, что учитель - это соперник ученика. Даже Белинский настаивал на этом: «Ученик не сможет стать лучше своего учителя, когда тот является образцом для подражания, а не соперником».

Не всем и не всегда учитель необходим

Превознося профессию учителя, очень часто люди забывают о простом человеческом факторе, когда учитель, каким бы хорошим он ни был, становится бесполезным. В первом случае это когда ученик не может быть требовательным к себе. Василий Сухомлинский однажды сказал: «Пусть над учеником будет хоть сотня учителей - все их старания будут бессмысленными, если подопечный не сможет заставить себя что-то сделать или чего-то от себя потребовать».

Во втором случае учителя становятся бессильными, когда ученики изначально начинают постигать собственные истины. Очень хорошо об этом высказался Жан-Жак Руссо: «Ни один учитель не был нужен тому, кому заранее было предначертано создать собственное учение. Бэкон, Декарт, Ньютон - эти учителя рода человеческого никогда не имели своих наставников. И остается только спросить какие педагоги смогли бы привести их туда, где они оказались по воле случая?».

Многим покажется странным, но учителя не должны впихивать в учеников тонны информации. Настоящий учитель, словно катализатор, покажет, в чем красота его предмета, а дальше пытливый ум ученика уже сам сделает свое дело. Именно о таких учителях и вспоминается чаще всего после окончания школы. О тех, кто показал красоту науки, научил находить ответы и получать от этого удовольствие.

Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. - Р. Эмерсон

Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. Жубер

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. - В. Ключевский

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. - В. Даль

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. - М. Монтень

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. - Константин Кушнер

Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками. - Константин Кушнер

Хорошие учителя создают хороших учеников. - Остроградский М. В.

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. - Хаббард Э.

Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. - Дистервег А.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. - А. Дистервег

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. - Л. Толстой

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. - А. Дистервег

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. - А. Дистервег

Воспитатель сам должен быть воспитан. - К. Маркс

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. - Конфуций

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. - Л. Толстой

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. - И. Гете

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. - В. Вильсон

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. - В. Ключевский

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. - У. Черчилль

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. - М. Монтень

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. - Катон