Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое фарс определение. Фарс (франц

Что такое фарс определение. Фарс (франц

В современной литературе существует большое количество жанров и их ответвлений. Одни из них возникли сравнительно недавно, тогда как история других насчитывает не одно столетие. В этой статье будет описана история происхождения как раз одного из таких жанров - фарса.

Появление и развитие фарса как жанра

Фарс - это комедийный жанр, который зародился в западноевропейском средневековом театре. Возник он еще в седьмом столетии, но как самостоятельный жанр он выделился только во второй половине пятнадцатого столетия. Основным периодом его развития считается XIV-XVI столетие. Среди истоков фарса - выступления странствующих комедиантов и карнавальные игры во время Масленицы. Рассказы комедиантов определяли тематику и диалоги, а карнавальные действа - его массовый характер и динамическую игровую природу. Позже фарсами начинают наполнять мистерии (отсюда и происходит его название), из которых он выделился как самостоятельный жанр.

Фарс в средневековом театре

В отличие от других жанров средневекового театра, фарсу совершенно не свойственны аллегории и дидактизм. Ведь основой его являются реальные жизненные события, анекдоты. Фарсовые пьесы отражают вполне жизнеподобные бытовые ситуации. Впрочем, индивидуализированных образов здесь еще нет. Вместо них существуют типы-маски, такие, как хитрый слуга, неверная жена, хвастливый солдат, незадачливый студент, ученый-педант, шарлатан-врач и другие. Герои фарсов непосредственно действуют: они дерутся, ругаются, спорят, обмениваются каламбурами. В представлении немало физических столкновений, эксцентрики, буффонады, острых и динамических ситуаций, которые быстро сменяют друг друга. За счет таких изменений, а также свободного переноса действия из одного места в другое достаточно быстро разворачивается сюжет. Причем герои фарсов не только потешались над комедийностью положений, но и высмеивали определенные явления и черты.

Фарс в европейском и японском театрах

Европейские фарсы ставились главным образом актерами-любителями. Авторы же средневековых комических пьес в основном неизвестны (нередко фарсы компилировались коллективно). Известно, что фарсы писали Ф. Рабле, К. Маро, сохранилось несколько фарсов Маргариты Наваррской. Самым популярным в XV веке был цикл французских фарсов об адвокате Патлене, который рассказывал о приключениях известного народного героя, ярко изображал быт средневекового города, показывал целый ряд колоритных фигур. Вообще именно на французской почве этот жанр - фарс - начинает расцветать.

Жанр фарса (кёгэн) существовал и в японском театре «Но»: он сложился в XIV веке. Японский фарс - это жанр, который был тесно связан с фольклором (сатирические и бытовые сказки, анекдоты). Подобно европейскому аналогу, кёгэн представлял собой небольшие бытовые сценки на материале, заимствованном из самой жизни. Основные герои, которых высмеивал японский фарс, - монахи-шарлатаны, глупые князья, их хитрые слуги, крестьяне. Основным принципом своей игры кёгэн выдвинул комизм в сочетании с жизненной правдой. Фарсы в Японии выполнялись как интермедии между драмами.

Значение в истории мирового театра

Фарс - это направление искусства, которое имело большое влияние на дальнейшее развитие мирового театра. Именно благодаря ему развиваются английские интерлюдии и испанские пасос, немецкие фастнахтшпили и итальянская комедия масок. В XVII веке фарс не без успеха соревнуется с «ученой» гуманистической драмой, и синтез именно этих двух традиций привел к созданию драматургии Мольера.

Вообще говоря, фарс - это своеобразное связующее звено между старым и новым театром. Элементы его можно наблюдать у Шекспира и Лопе де Веги, Гольдони и Бомарше. И хотя в конце XVII столетия жанр сдает свои полномочия литературной комедии, он вновь возрождается в конце XIX века. Драматическое искусство нашего времени знает много произведений этого жанра («Самоубийца» Н. Ёрд-Мана, «Затея Большого Мертвиарха» М. де Гельдерода, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Риск» Э. де Филиппо, «Украли кодекс» А. Петрашкевич и т. д.).

До сих пор продолжают создаваться пьесы в этом жанре. Фарс - это в литературе пьеса с элементами комедии и мистерий, поэтому неудивительно, что на протяжении многих столетий люди продолжают любить и уважать это ответвление в искусстве. Многие молодые творцы вновь прибегают к использованию фарса, правда, высмеиваются уже более современные, насущные проблемы, которые находят отголосок в сердцах современных зрителей.

- (от лат. farsum - начинка, фарш)

1) Жанр средневекового народного театра: небольшая комическая сценка или пьеса, как правило, бытовой или сатирической направленности, разыгрываемая между действиями во время исполнения религиозных драм (мистерий) с целью развлечь зрителей. Героями Ф., лишенного поучительности, обычно становились незадачливые мастеровые, ловкие адвокаты, монахи-шарлатаны, смекалистые солдаты, разного рода плуты и мошенники и др. Традиции Ф. ощутимы, например, в пьесах Ж.-Б. Мольера "Плутни Скапена", "Мещанин во дворянстве" и др.

2) В театре XIX и XX вв. комедия- водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами, использующая элементы шутовской игры, утрирования черт характера, поведения, речи персонажа и т. п.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФАРС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФАРС в Литературной энциклопедии.
  • ФАРС в Большом энциклопедическом словаре:
    историческая область на юге Ирана. До арабского завоевания (7 в.) называлась Парса, Персида. В средние века - ядро государств Буидов, …
  • ФАРС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (франц. farce, от латинск. farsus — начинка, фарш) — один из видов легкой комедии, особенно процветавшей в средневековой французской словесности, …
  • ФАРС в Современном энциклопедическом словаре:
  • ФАРС
    (французское farce, от латинского farcio - начиняю: средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками), 1) вид средневекового народного театра в Западной Европе …
  • ФАРС в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. ист. Легкая комедия, один из видов средневекового западноевропейского театра. 2. ист. В 19-20 вв.: комедия или водевиль …
  • ФАРС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Театральная пьеса легкого, игривого содержания с внешними комическими эффектами. 2. перен. Нечто лицемерное, циничное. Грубый ф. …
  • ФАРС
    ист. обл. на Ю. Ирана. До араб. завоевания (7 в.) наз. Парса, Персида. В ср. века - ядро гос-в Буидов, …
  • ФАРС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (франц. farce, от лат. farcio - начиняю: ср.-век. мистерии "начинялись" комедийными вставками), вид ср.-век. зап.-европ. (преим. франц.) нар. театра и …
  • ФАРС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фа"рс, фа"рсы, фа"рса, фа"рсов, фа"рсу, фа"рсам, фа"рс, фа"рсы, фа"рсом, фа"рсами, фа"рсе, …
  • ФАРС в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. ученый-педант. Полный неподдельного остроумия, забавных положений, содержащий много метких народных оборотов, фарс всегда привлекал демократического зрителя. Приемами фарса …
  • ФАРС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ФАРС в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. farce) 1) легкая комедия, один из видов драматического представления, широко развившийся в торговых городах средневековой Франции; 2) в …
  • ФАРС в Словаре иностранных выражений:
    [фр. farce] 1. легкая комедия, один из видов драматического представления, широко развившийся в торговых городах средневековой франции; 2. в позднейшем …
  • ФАРС в Словаре синонимов Абрамова:
    см. зрелище, …
  • ФАРС в словаре Синонимов русского языка:
    водевиль, зрелище, комедия, лицемерие, панталонада, соти, цинизм, …
  • ФАРС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) а) Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания с широким использованием внешних комических эффектов. б) Игра актера, при …
  • ФАРС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    фарс, …
  • ФАРС в Орфографическом словаре:
    фарс, …
  • ФАРС в Словаре русского языка Ожегова:
    нечто лицемерное, циничное Грубый ф. фарс театральная пьеса легкого, игривого содержания с внешними комическими …
  • ФАРС в Словаре Даля:
    муж. фарсы мн. , франц. шутка, забавная шалость, смешная выходка шутника. Фарсить, ломаться, дурачиться, передразнивать, смешить, выкидывать шутки или штуки. …
  • ФАРС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. farce, от лат. farcio - начиняю: средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками),..1) вид средневекового западноевропейского (преимущественно французского) народного театра и …

Фарс - жанр средневекового театра. Площадной фарс выделяется в самостоятельный театральный жанр со второй половины XV века. Однако он до этого прошел долгий путь скрытого развития.

Само название происходит от латинского farta начинка. И действительно, устроители мистерий сплошь и рядом писали Здесь вставить фарс. Веселые масленичные представления и народные спектакли дали начало дурацким корпорациям - объединениям мелких судебных чиновников, разнообразной городской богемы, школяров, семинаристов. В XV в. шутовские общества распространялись по всей Европе. В Париже были четыре большие организации и регулярно устраивались смотры парады их фарсовых представлений.

В этих парадах высмеивались выступления епископов, словопрения судей, въезды королей в город. В ответ на это светские и духовные власти преследовали фарсеров, изгоняли их из города, бросали в тюрьмы. Фарс повернут всем своим содержанием и художественным строем к действительности. Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев индульгенциями, чванливых дворян, скаредных купцов. Остро подмеченные и обрисованные черты характеров несли сатирически заостренный жизненный материал. Главными принципами актерского искусства для фарсеров были характерность, доведенная до пародийной карикатуры, и динамизм, выражающий активность и жизнерадостность самих исполнителей 11, с. 65 . Сценической задачей фарсеров было воссоздание определенных типов ловкого городского молодчика, хвастливого солдата, хитрого слуги и т.п. Но при определенности сценических типов-масок была развита и импровизация - следствие живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией.

Судьба веселых комических любительских корпораций фарсеров от года в год становилась все плачевнее.

Монархическая и церковная власть все сильнее наступала на городское вольномыслие и на одну из его форм - фарсовый театр. В конце XVI - начале XVII в. под ударами властей прекращают существование крупнейшие корпорации фарсеров. Фарс оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра Западной Европы. В Италии из фарса родилась комедия дель арте в Испании - творчество отца испанского театра Лопе де Руэда а в Англии по типу фарса писал свои интерлюдии Джон Гейвуд.

В Германии - Ганс Сакс во Франции фарсовые традиции питали искусство гениального Мольера. Именно фарс стал звеном между старым и новым театром. Таким образом, средневековый театр - это сплав народного маскарада, уличной комедии и площадного фарса. Но и церковные представления - мистерии - также повлияли на становление средневекового театра, потому что спасительные сцены оказывали большее воздействие на души людей, чем проповеди. Именно поэтому средневековый театр - это особый вид искусства. 1.3.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Традиции средневековой культуры в творчестве У. Шекспира

Введение АКТУАЛЬНОСТЬ темы дипломной работы обусловлена современными подходами к изучению творчества У. Шекспира с точки зрения взаимодействия и.. В целом, творчество Шекспира принято рассматривать в контексте эпохи.. Вместе с тем, культура Возрождения, открывшая заново миру Античность, вырастает из недр культуры Средневековья.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Фарс (театр.) Фарс (франц. farce, от лат. farcio √ начиняю: средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками), 1) вид народного театра и литературы, распространённый в 14√16 вв. в западно-европейских странах. Ф. отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, жизнерадостным вольнодумством. Герои Ф. √ горожане. Крестьяне всегда высмеивались, так же как и представители мелкого дворянства. Образы-маски (глупый муж, сварливая жена, тупой судья, врач-шарлатан, учёный-педант, мошенник и т.д.), лишённые индивидуального начала, представляли собой первую попытку создания социальных типов. Ф. были насыщены буффонадой . Наибольшую известность получили французские Ф. (15 в.) «Лохань», «Адвокат Патлен» и др. Традиции народного Ф. оказали большое влияние на развитие демократического направления во франц. актёрском искусстве (фарсовые актёры 17 в. √ Табарен, Гро-Гильом, Готье-Гаргиль, Тюрлюпен и др.), на творчество Мольера. Традиции итал. Ф. стали основой комедии дель арте , англ. Ф. нашёл претворение в комедиях У. Шекспира, исп. Ф. √ в одноактных пьесах Л. де Руэды, в интермедиях М. Сервантеса; нем. Ф. (фастнахтшпиль ) получил литературное воплощение в творчестве Г. Сакса . Ф. частично был возрожден в конце 19 и в 20 вв. в сатирических пьесах А. Жарри, Б. Брехта. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде. 2) В 19√20 вв. жанр буржуазно-коммерческого театра, не связанный с народной традицией: бессодержательные, часто скабрёзные комедии, построенные на внешних комических приёмах.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Фарс (театр.)" в других словарях:

    Фарс комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами. В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространённый в XIV XVI веках в западно европейских странах. Приёмы фарсовой буффонады сохранились … Википедия

    фарс - а, м. farce f. 1. Связанная с народной традицией комедия XIV XVI вв. сатирического, бытового или иного содержания с широким использованием внешнего комизма; представление такой комедии на сцене. БАС 1. Давались смешные сценки фарсы, в которых… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр. farce). Небольшое драматическое произведете в комическом, большею частью, банальном духе, комическая пьеса. 2) смешная выходка, забавная шалость. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАРС в широком… … Словарь иностранных слов русского языка

    Театр на Васильевском Место нахождения Санкт Петербург, Васильевский остров, Средний проспект, 48 Основан 1989 Директор Владимир Словохотов Художественный руководитель Владимир Словохотов Главный режиссёр Владимир Туманов Сайт официальный сайт… … Википедия

    - (франц. farce, латин. farsa) один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.), позже эти вставки стали обычны в… … Литературная энциклопедия

    Толковый словарь Ушакова

    ФАРС, фарса, муж., и (устар.) ФАРСА, фарсы, жен. (франц. farce). 1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., театр.). Театр комедии и фарса. 2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц … Толковый словарь Ушакова

    Театр «ГИТИС» театр в Москве, отделение Российской академии театрального искусства (ГИТИС). С 1958 года театр расположен в историческом доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, 10; спектакли также проходят на учебной сцене… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фарс (значения). Фарс (фр. Farce) комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами. В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы,… … Википедия

    I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Испанская трагедия , Кид Томас. "Испанская трагедия"-самое известное произведение английского драматурга Томаса Кида (1558-1594), которого считают и автором так называемого пра-"Гамлета" . Появившись около 1587 года,"…

Что такое фарс?

  1. Слово "фарс" имеет несколько значений. Про фарс как вид театрального искусства, в предыдущих ответах уже все есть. У Даля "фарс" - это шутка, забавная шалость. В наше время "фарс" чаще употребляется в значении, как нечто лицемерное, циничное (например - выборы превратились в жалкий фарс) , или иногда, как грубая шутка.
  2. Фарс комедия лгкого содержания с чисто внешними комическими примами. В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространнный в XIVXVI веках в западно-европейских странах. Примы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде
    ФАРС франц. farce, латин. farsa один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.) , позже эти вставки стали обычны в молитвах и гимнах. Закрепление термина Ф. за драматической интермедией можно отнести к XII в. Несомненным источником Ф. являются французские игры (jeux), известные уже в XII веке под различными именами: dits, d#233;bats и пр. Игра под листвой (Jeu de la feuill#233;e, ок. , 1262) Адама де ла Галь 12381286 имеет ряд чисто фарсовых черт как в смысле сюжета и остроумия положений, так и трактовки отдельных персонажей (предшественник итальянского Арлекина дьявол Herlequin Croquesots, физик, монах) . Содержание фарсов, как и чрезвычайно близких к ним фабльо (см.) , заимствовалось из повседневной действительности; темы Ф. разнообразны семейные отношения и отношения хозяина и челяди, обман жены, плутни в торговле и на суде, похождения хвастливого солдата, неудачи зазнавшегося студента; образы пестры монахи и попы, торговцы и ремесленники,

    солдаты и студенты, крестьяне и батраки, судьи, чиновники; комическая ситуация достигается за счет привнесения внешнего эффекта потасовки, перебранки и пр. ; часто много осложнений вносит в действие использование нескольких диалектов, профессиональной лексики, макаронической латыни; индивидуализация речи персонажей Ф. проведена в большинстве случаев достаточно последовательно. Развитых характеров в фарсе нет; как и в фабльо, герои Ф. больше действуют, обмениваются каламбурами и остроумными репликами; нарастание сюжета происходит за счет быстрого переноса действия с одного места в другое, неожиданных разъяснений. В отличие от больших форм средневекового городского театра Ф. не знал длительной подготовки спектакля, не имел оборудованной сценической площадки, обходился самыми примитивными постановочными средствами. Французский фарс, и близкие к Ф. соти были уделом небольших братств и ставились с XIV в. преимущественно парламентскими клерками (clercs de Basoche) и актерами (enfants sans souci). К числу ранних Ф. принадлежат Вольный стрелок из Баньоле (Franc Archer de Bagnolet, 1468) и Trois galants et Philipot, где прекрасно разработан старый мотив хвастливого солдата. Сильно возрастает число Ф. с конца XV в. ; к этому времени относится своеобразный цикл Ф. о Пателене. Три фарса Господин Пьер Пателен 1470, Новый Пателен ок. 1480, Завещание Пателена ок. 1490 рисуют бессмертный образ пройдохи-стряпчего avocat sous lorme. Очевидная популярность этих фарсов, особенно первого, явствует из многочисленных изданий (16 изданий с 1489 по 1532) и тех ссылок на основной Ф. , которые встречаются в Новом Пателене и в Завещании.

  3. Во-первых, фарс - это вид народного театра, по типу итальянской "комедии дель арте", то есть импровизационных представлени с участием актров-масок. Он получил распространение в большинстве западноевропейских стран с развитием и ростом популярности мистерий (1416 вв.) . Главное патетическое и торжественное действие начинялось комедийными вставками. Собственно, именно тогда и возник термин фарс от слова "фарш, начинка". Фарс постепенно складывался в отдельный жанр театра, истинно народный, демократический. Для фарса характерен грубоватый юмор, буффонада, импровизация, акцент не на индивидуальных, а типических чертах персонажей. Фарсовые мотивы отчетливо видны и в литературном творчестве драматургов эпохи Возрождения и 17 века (Шекспира, Мольера, Сервантеса и др.) .
    Во-вторых, с 19 в. термин фарс употребляется в качестве названия отдельного жанра драматургии и театральных спектаклей, сохраняющих основные черты средневекового фарса: легкость и непритязательность сюжета, буффонный юмор, однозначность характеров, внешние комические приемы. Часто служит синонимом водевиля, сценического анекдота, комедии положений, театральной и цирковой клоунады и т. д. Шутки в одном действии А. П. Чехова "Предложение", "Медведь", "Юбилей" несут в себе черты фарсовости.

    На бытовом уровне слово фарс употребляется в переносном значении для определения грубой шутки, эпатажной выходки.

  4. лгкая комедия, шутовская выходка (из словаря иностранных слов)