Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Архаика - это примитивная культура или нет? Значение слова "архаика". Архаический период древней греции Культура архаической эпохи

Архаика - это примитивная культура или нет? Значение слова "архаика". Архаический период древней греции Культура архаической эпохи

История человечества поделена на множество периодов. Считается, что подобный способ позволяет лучше разобраться в прошлом. Древнейшие периоды, в которые существовало человечество, называют архаикой. Что означает это понятие и где оно употребляется - можно узнать из статьи.

Перевод и общее значение

Слово происходит из и переводится на русский как "старинный" или "древний". Каково же значение слова "архаика"? В словарях их два.

Первое означает ранний этап в историческом формировании какого-нибудь явления. Второе значение описано более подробно, поскольку так называют период в То есть архаика - это период, который предшествовал классике.

Архаический период Древней Греции

Период был введен в обиход историками в восемнадцатом веке. Он датируется 750-480 годами до нашей эры. Подобные временные рамки были взяты не зря. На 750 год до нашей эры пришелся пик резкого роста греческого населения и улучшения его материального благосостояния. Завершился архаический период 480 годом до нашей эры, когда Ксеркс вторгся в Элладу.

Архаика - это понятие о Оно возникло в результате изучения греческого искусства, а именно декоративного и пластического.

Позже понятие распространилось на всю историю искусства и общественную жизнь Эллады. В архаический период происходило значительное развитие философии, политической теории, поэзии, театра, а также подъем демократии и возрождение письма.

Ученый Энтони Снодграсс подвергает критике термин "архаичность" для истории Древней Греции. Для него архаика - это примитивность, поэтому применять такое понятие по отношению к Элладе того времени недопустимо. Он считает данный период наиболее плодотворным в мировой истории. Что же это за историческое явление в общих чертах?

Архаическая культура

Данный период в своем историческом развитии предшествует цивилизованному миру. Он является наиболее ранней формой человеческой коллективности с соответствующей культурой и представлениями о вере.

Архаика - это определенная постоянная величина, которая гарантирует постоянное и стабильное воспроизводство социокультурного объекта. Время в данной культуре является нескончаемой цепью возвращения к первоистокам. Благодаря этому мир никогда не меняется и остается на этапе своего появления.

Что такое архаика для духовного мира человека? Она представляет собой абсолютную неизменность жизни. Ее механизмы ограждают человека от новых моделей поведения в мире. Социокультурные механизмы препятствуют появлению новых желаний.

Существовавший миф о постоянном возвращении к истокам давал человеку этого периода возможность преодолеть быстротечность его бытия. Мир в данной культуре отличался своей упорядоченностью. Он оставался таким, как в момент своего сотворения из хаоса.

Принципы архаики положены в основу этнических культур человеческой истории. В сферу искусства архаика окончательно была привнесена в период Нового времени.

Архаический период в истории Древней Греции (750-480 гг. до н. э.) занимает особое место. В это время заложились основы культуры и развития общества, которые на протяжении следующих столетий непрерывно совершенствовались. Греция периода архаики - это совершенствование ремёсел и кораблестроение, появление настоящих денег и широкое распространение железа. О временных рамках архаического периода ведутся споры. Принято рассматривать его в пределах 8-5 веков до н.э.

Экономика и общество архаического периода

Перемены во всех сферах были обусловлены экономическим подъёмом. Использование железа позволило развить виноградарство и увеличить количество оливковой продукции. В результате излишки стали вывозить за пределы Греции, а получение прибыли стимулировало сельское хозяйство. Между полисами укреплялись связи, экономические преобразования заметно изменили Грецию. Как закономерный результат - появление денег, а количество земли уже не является показателем богатства. Во всех греческих полисах увеличилось количество ремесленников, торговцев, владельцев мастерских, крестьяне реализовывали продукцию на народных собраниях - города Греции начали формировать культурно, политически и экономически полноценное общество.

Темпы экономики росли быстро, и так же стремительно росло расслоение в обществе. В греческих полисах появились социальные группы и классы. Где-то такие процессы протекали интенсивнее, где-то медленнее - например, в зонах, где большее значение имело сельское хозяйство. Самым первым выделился класс торговцев и ремесленников. Эта прослойка породила «тиранию» - приход к власти с применением силы. Но среди тиранов было много тех, кто всячески поддерживал развитие торговли, ремёсел, кораблестроения. И только потом появились настоящие деспоты, и явление приобрело отрицательный оттенок.

Особый этап архаического периода - Великая греческая колонизация. Бедняки, не смирившиеся с расслоением, искали лучшей жизни в новых греческих колониях. Правителям такое положение дел было выгодно: так проще было распространить влияние на новые земли. Наиболее распространена была колонизация южного направления: восток Испании, Сицилия, часть Италии, Корсика и Сардиния. На юго-восточном направлении заселялись Северная Африка и Финикия, а на северо-восточном - берега Чёрного и Мраморного морей. Событием, впоследствии повлиявшим на ход истории, стало основание Византия - города-прародителя великого Константинополя. Но его развитие и рост относятся уже к другим, последующим эпохам.

Итогом социально-политического развития архаического периода стало рождение классического полиса – небольшого города-государства: несколько селений вокруг одного городского центра общей площадью в среднем 100–200 кв и с населением в 5–10 тыс. чел. (из них граждан 1–2 тыс.). Город являлся местом общественно значимых событий – религиозных обрядов и празднеств, народных собраний, театральных представлений, спортивных состязаний. Средоточием полисной жизни были центральная городская площадь (агора) и храмы. Духовную основу полиса составляло особое полисное мировоззрение (идеал общественно активного свободного гражданина, патриота и защитника отечества; подчинение личных интересов общественным). Небольшие рамки города-государства позволяли греку ощущать свою тесную связь с ним и свою ответственность за него (прямая демократия).

Культура архаического периода

Подробная статья —

Керамика и вазопись . Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.

В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. - краснофигурный стиль.

В керамике ориентализирующий стиль, в котором заметно влияние искусства Финикии и Сирии, вытесняет прежний геометрический стиль.

С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.

В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта - такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос - так называемые «волосы-шлем».

Архитектура. Архаика - время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.

Скульптура. Формируются основные типы монументальной скульптуры - статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры - как отдельно стоящие, так и в виде рельефов - использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

О временных рамках этого периода до сих продолжаются споры, но большинство историков сходятся во мнении, что возможно его рассматривать в рамках от 8 до 5 века до нашей эры и концом считать завоевание Греции персами. Этот период интересен тем, что в это время были заложены основы во многих направлениях развития общества, духовной и материальной культуры, которые получили продолжение и совершенствовались на протяжении последующих столетий.

Особенности архаического периода

Изменения в древнегреческом обществе были подготовлены предшествующим развитием производительных сил. Производительность труда возросла благодаря широкому применению железа, что давало возможность получать избыточный продукт. От сельскохозяйственного производства происходит отделение ремесленников – производителей орудий труда и продуктов повседневного спроса. В этих условиях начинается формирование рынка, а появление эквивалента обмена – денег – результат возрастания торговых отношений. Земля, как символ богатства, теряет свои позиции.

Система общинных отношений подвергается разложению. Появление аристократии наталкивается на сопротивление трудового населения, возникают неизбежные конфликты. Аристократия, как особая группа людей, стала занимать главенствующее положение в обществе благодаря приобретённому богатству, стремилась подчинить других членов общества, занимая командные посты в общественной жизни, особенно в правосудии и при формировании войска. О формирование сословной структуры общества говорит то, что стал сокращаться слой свободных земледельцев, увеличиваться число попавших в зависимость, по разных обстоятельствам, граждан.

На этот период падает такое явление как отток части свободного населения из страны – великая греческая колонизация – освоение новых территорий и торговых путей. Колонизация подстегнула социальное - экономическое развитие материковой Греции. Товарный обмен принял ещё больший размах. Торговцы, разбогатевшие на доставке товаров в колонии и обратно, стремились «занять место под солнцем», потеснить аристократию в управлении и в политике. Социальные конфликты в обществе привели к возникновению тирании – единоличной власти правителя, но ей не суждено было долго продержаться без опоры на основные массы населения. Результатом явилось создание греческого полиса, по сути города – государства.

История сообщает нам о двух видах полиса – Афины, как пример демократического полиса, где общественная жизнь сопровождалась реформами, проводимыми правителями, находившимися у власти(Солон, Писистрат) и Спарта, как пример военизированного общества, подчиняющегося единым правилам.

Культура и искусство архаического периода

Наше представление о Древней Греции часто формируется через искусство архаического периода. Действительно, многое, что дошло до нас с того времени, было создано в этот период. Греческая культура и искусство пережили бурный взлёт, что отразилось в разных сферах жизни.

Разложение первобытнообщинных отношений повысило сознание греков как единого народа. Всех остальных они стали называть варварами. В Олимпийских играх, которые начали проводиться в этот период, могли участвовать только греки.

Полис – новая форма существования общины – дал толчок к формированию коллективистской морали. Вне полиса жизнь отдельного человека была практически не возможна. Доблесть гражданина оценивалась его вкладом в защиту интересов своего полиса при условии принципа состязательности. У рядового гражданин появилась возможность подняться в своих политических правах до уровня аристократии.

Претерпели изменения и религиозные представления греков. Сформировался пантеон божеств, которым они поклонялись. Одушевлённость природы проявлялась в том, что каждое природное явление отождествлялось со своим богом. Полисная раздробленность отразилась и на религии, ибо каждый полис считал покровителем кого – то из богов.

Храмовая архитектура достойно представляет этот период, поскольку строительству храмов уделялось главное внимание, нежели другим зданиям. Местом строительства храма вначале избиралось возвышенное место, но позднее их стали возводить в центрах полисов. Сохранившимися остатками архитектуры того времени мы можем любоваться и в наши дни. Большое почитание храмов способствовало тому, что здесь в качестве приношений, дарились произведения искусства, и он становился их хранителем.

О скульптуре Древней Греции мы можем судить по статуям, досконально передающим во всех тонкостях изображение фигуры человека, как мужской, так и женской. Практически все божества приняли человеческий облик (Аполлон, Афина, Артемида и др.)

Огромным достижением того времени явилось появление греческой письменности, причём она стала настолько доступной, что позволила большинству свободных граждан овладеть грамотой. Был изобретён простой способ записи информации. Качественным скачком в понимании мира стало возникновение философии. Познание окружающего мира опиралось не на религиозное представление, а на разум человека.

Благодаря появлению письма и возможности записи, до нашего времени дошли некоторые отрывки из произведений Гомера, Тиртея, Архилоха, Алкея, Анакреонта и других представителей литературы. Вначале это были произведения тесно связанные с мифами, позднее появляется художественная проза, записи генеалогии знатных родов, рассказы о полисах, записи преданий.

Экономический подъем, предпосылки к которому были заложены еще в предшествующих «темных веках», послужил фундаментом для крупных перемен во всех сферах общества. В архаический период истории Греции происходит окончательное отделение ремесел от сельского хозяйства, совершенствуется гончарное дело и кораблестроение, добывается и широко используется железо, появляются настоящие деньги.

В сельском хозяйстве появляются две новые отрасли: маслиноводство и виноградорство. Их лидерство было обусловлено географическими причинами, а именно гористой местностью, которая являлась не самым лучшим основанием для широкого посева злаковых культур. Крестьяне, используя железные орудия труда, смогли производить более чем достаточно продуктов, чтобы обеспечить свою общину, поэтому появившиеся излишки стали вывозится на продажу. Именно эта цель (продажа излишков и получение прибыли) и стимулировала рост сельскохозяйственного производства, а также поспособствовала развитию ремесел, продукцию которого можно было приобрети на вырученные деньги.

Развитие ремесел в архаический период

Чем больше ремесла дистанцировались от сельского хозяйства, тем больше повышалась квалификация их мастеров, поскольку у них появилось свободное время для совершенствования своих навыков. Особенно преуспели металлурги. Они научились не просто обрабатывать железо, но и разработали различные методы его спайки и сварки. Железные орудия труда были намного эффективнее, чем бронзовые, а железное оружие поспособствовало появлению, так называемых, гоплитов (тяжеловооруженной пехоты). Роль конницы, набранной из аристократов, постепенно приобретала второстепенное значение в военном деле. Также не стояло на месте и гончарное производство. С совершенствованием технологий обжига, греки научились и более «богатому» по содержанию художественному оформлению своих изделий. В результате, продукция гончаров из Афин и Коринфа имела большой успех по всему средиземноморью. Ну и, конечно же, кораблестроение - как своеобразный индикатор успешности развития всех ремесел, достигло своего наивысшего расцвета, по сравнению с другими периодами истории Греции. Ведь постройка любого корабля требовала слаженного труда многих узких специалистов (зачастую живущих в отдаленных полисах), а значит и довольно развитого сектора экономики в области различных ремесел.

Появление денег

Результатом всех этих экономических преобразований и укрепляющихся связей между полисами стали появление денег, стимулировавших еще больше дальнейшее товарное производство. Полис теперь становится не только административно - религиозным центром, но и торгово - ремесленным, где в каждом городе на центральных рынках (агорах) идет активная торговля и у гаваней стоят иноземные корабли, прибывшие в Грецию с коммерческой целью. Во всех городах Греции значительно увеличивается количество проживающих ремесленников, матросов, гребцов, торговцев и владельцев мастерских. Также тесную связь с крупными городами старались поддерживать и крестьяне - земледельцы, там они собирались на народные собрания, продавали излишки своей продукции, принимали участие в общественных праздниках, а также приобретали изделия ремесленников. Таким образом, греческие города превращаются в средоточие всего экономического, культурного и политического развития общества.

Социальный сектор

Быстрые темпы развития экономики и расслоение общества (результат развития ремесел) привели к появлению классов и различных социальных групп. Чем быстрее развивалось промышленное производство и торговля в том или ином полисе, тем быстрее и интенсивнее протекали эти процессы. Там, где торговля и промышленность развивалась быстрее, процесс разделения общества на классы и ликвидация пережитков родовых отношений шел быстрее. В то же время, в сельскохозяйственных зонах, где тогда и речи особо не шло о товарных отношениях, он протекал очень заторможено, в силу того, что родовые пережитки долго не уходили из жизни общества.

Появление класса ремесленников и торговцев

Одним из первых выделился класс ремесленников и торговцев. Со временем он стал довольно весомой силой, способной даже вмешиваться в политику и умеющей отстаивать свои права. Именно ремесленно-торговая прослойка породила явление, которое впоследствии было названо тиранией. Тиранами называли народных лидеров, пришедших к власти, используя насильственные методы. Они устраивали гонения на старую родовую аристократию - конфисковывали имущество, изгоняли и т.д. Вот почему в современном обществе термин «тиран» имеет отрицательный оттенок. На самом деле было много деятельных, способных и умных «тиранов», активно поддерживавших такие отрасли, как торговля, ремесло, земледелие, кораблестроение; они чеканили монеты и обеспечивали защиту торговых путей.

Однако явление тирании не задержалось в Греции надолго. Несмотря на то, что тираны вели борьбу с многовековым укладам жизни, проводили реформы в пользу народа, развивали экономику, вскоре их правление приобрело действительно деспотический характер. Как сами лидеры, так и их приближенные стали активно применять насильственные методы для осуществления своей власти и злоупотребляли своим положением. В конце-концов, народ перестал поддерживать тиранов, и они были изгнаны или погибли в классовой борьбе. К концу 6 в. до н. э. тирания была полностью устранена почти во всей Греции.

В целом последствия этого режима были неплохие - родовая знать имела уже не такое высокое и неприкосновенное положение как раньше, появились предпосылки утверждения полисного строя, ремесленно-торговая прослойка укрепила свое положение в обществе и в управлении им. Ремесленно-торговый сектор развивался очень быстро, что способствовало скорому перенаселению полисов и «кризису перепроизводства». Назрела необходимость расширения рынка, и единственным выходом в то время казалась колонизация чужих земель.

Великая греческая колонизация

Современные историки видят несколько причин, которые способствовали великой греческой колонизации. Прежде всего, уже упомянутые экономические причины. Следующая причина - быстропротекающий процесс расслоения общества. Бедняки, не имевшие своей земли, утомленные долговой зависимостью, проигрывавшие в социальной борьбе разных противодействующих сторон, надеялись найти удачу, хорошую жизнь на чужбине, в недавно основанных колониях. Аристократии такое положение дел было только на руку, ведь в колонии отправлялись опасные для знати недовольные люди, политические противники. Да и правительствам крупных городов было выгодно иметь собственные колонии, при помощи которых они расширяли бы свое экономическое и политическое влияние.

Ученые выделяют два этапа процесса колонизации:

8 в. до н.э. - первая половина 7 вв. до н. э. Колонии в это время имели чисто аграрный характер. Их целью было лишь обеспечение колонистов землей.

С конца 7 в. до н.э. по конец 6 в. до н.э. Больше внимания уделяется на общение и налаживание контактов с местным населением, что способствовало развитию торгово-ремесленного сектора.

Что касается географических направлений колонизации, то в то время выделялось три из них: западное, южное и северно-восточное. Наиболее интенсивное развитие имело западное направление, Были колонизированы часть востока Сицилии и часть территории Италии. Впоследствии они получили название «великая Греция». Кроме того, колониями стали острова Сардиния и Корсика, юг Франции и восточное побережье Испании. Следующее направление - южное и юго-восточное. Оно включает в себя появление колоний на следующих территориях: побережье Палестины, Финикии и северной Африки. Что до северо-восточного направления, то здесь можно наблюдать движение в Пропонтиду (Мраморное море) и в Черное море. В Пропонтиде появляется два городка: Византий, прародитель великого Константинополя, с которого начнется история Византии и Халкидон, где произойдет позже, уже во времена христианства, четвертый Вселенский собор.

В колониях людей не тяготило бремя родовых отношений и, поэтому, все развивалось быстрее - будь то экономика, культура или органы власти. Многие, первоначально маленькие, бедные городишки, превращаются в огромные, богатые, экономически развитые города с многочисленным населением, богатой социальной и культурной жизнью. Факт такого быстрого развития греческих колоний положительно сказывается на развитии Греции в целом, на установление более зрелых форм полисного строя. Великая греческая колонизация 8— 6 вв. до н. э. способствовала быстрому и результативному развитию всего греческого мира. Греки узнавали новые страны, народы, традиции, обычаи, что чрезвычайно расширяло их кругозор. Потребность в жилье, кораблях, в освоении новых территорий дала мощнейший толчок для развития строительства, архитектуры, кораблестроения. Общение с другими странами обогащало культуру Греции новыми знаниями, идеями, что положительно сказалось на становлении и развитии греческой литературы и философии.

Культура

Процветание Греции вследствие развития торговли, сельского хозяйства, производства, появления новых территорий в процессе колонизации привело к обновлению греческой культуры. В центре новой системе ценностей теперь стояла свободная человеческая личность. Были заново переосмыслены минойское и ахейское наследие предков. В это время продолжает развиваться и «гомеровская» сфера - поэзия. Появляются новые литературные жанры. Эпос заменяет поэзия лирическая, которая описывает чувства человека, его радости и горе.

Зарождается и другая наука - философия. Она близка к натурфилософии («философии природы» Востока). Она отражает первые шаги греческих мыслителей, стремящихся осознать, что есть мир, и какое место в нем занимает человек.

Греческая архитектура тоже развивается весьма стремительно. Центром внимания архитекторов того времени являются общественные здания и храмы богов. Каждый город имел своего бога-покровителя, который являлся олицетворением силы и красоты города, поэтому власти не жалели денег на украшение и декорирование таких зданий. Именно в строительстве храмов была создана знаменитая ордерная система архитектуры, которая впоследствии стала истоком развития греческой, а впоследствии и римской архитектуры. Новые черты появляются и у изобразительного искусства. На смену геометрическому стилю приходит черно- и краснофигурная роспись керамических изделий, появившаяся не без влияния Востока.

Начинался «золотой век» античности - государство вступало в новую эпоху своего развития - классическую.

Эпоха VIII-VI вв. до н. э. – это время наиболее интенсивного развития древнегреческой цивилизации. В течение этого периода перемены во всех областях жизни античной Греции – от экономики до культуры – были настолько масштабными и радикальными, что их совокупность часто называютархаической революцией . Меняется весь облик греческого общества. Если к началу эпохи архаики это был традиционный, почти не прогрессирующий, немобильный, довольно простой по своей структуре социум, то к концу этой эпохи можно уже с полным правом говорить об обществе в высшей степени подвижном, сложном, в краткие по историческим меркам сроки догнавшем, а в ряде отношений даже обогнавшем в своем развитии страны Древнего Востока. На греческой земле снова складываются основы государственности. Но новые государственные образования принимают форму не дворцовых царств, как в микенскую эпоху, аполисов (государств античного типа в форме гражданской общины), что в дальнейшем обусловило специфику всей древнегреческой цивилизации.

В результате ряда причин (далеко не все из них до конца ясны ученым) в Греции уже в первые века архаической эпохи резко возросла численность населения (это фиксируется археологическими данными, в частности количественным анализом погребений). Случился настоящий демографический взрыв: за какой-нибудь век население Эллады увеличилось в несколько раз. Нет сомнения, что значительный прирост населения был следствием процессов, начавшихся в предыдущую, предполисную эпоху. Благодаря отсутствию в этот период внешней угрозы, постепенному, но неуклонному росту благосостояния в результате внедрения во все сферы жизни изделий из железа, греческому миру было даровано несколько столетий стабильной жизни.

Следует отметить, что рост населения отмечался в регионе, бедном природными ресурсами, в том числе плодородными почвами. В результате в некоторых областях Греции возникло такое явление, как стенохория (т. е. «аграрное» перенаселение, приводившее к «земельному голоду»). Наиболее остро стенохория проявилась на Истме (перешеек, соединяющий Пелопоннес со Средней Грецией) и в прилегающих к нему районах, а также на некоторых островах Эгейского моря (в особенности на Эвбее), в малоазийской Ионии. В этих густонаселенных районах размерхоры (т. е. сельскохозяйственных земель) был ничтожно мал. В меньшей степени стенохория ощущалась в Аттике. В Беотии, Фессалии, на юге Пелопоннеса благодаря большим площадям обрабатываемой земли и высокому (по греческим меркам) плодородию почв демографический взрыв не привел к негативным последствиям. Характерно, что в этих областях и темпы экономических и политических преобразований были, как правило, более низкими: нужда является мощным двигателем прогресса.

Чрезвычайно важным процессом, во многом определившим развитие архаической Греции, была урбанизация – градостроительство, становление городского образа жизни. Отныне и вплоть до конца существования античной цивилизации одной из наиболее специфических ее черт стал именно ее городской характер. Это в какой-то мере осознавали уже и сами греки, для которых слово «полис» (в значении «город») стало одной из ключевых характеристик всего их бытия, а сформировавшиеся в Греции в эту эпоху небольшие

государства с городом в качестве центра получили название полисов.

Если к началу архаической эпохи в греческом мире почти не было очагов городской жизни, то к ее концу Греция превратилась воистину в «страну городов», многие из которых (Афины, Коринф, Фивы, Аргос, Милет, Эфес и др.) стали крупнейшими экономическими, политическими, культурными центрами. Города могли образовываться различными способами. Одним из наиболее распространенных был так называемый синойкизм (буквально – «сселение») – слияние в одну политическую единицу нескольких небольших поселений сельского типа, расположенных поблизости друг от друга, на территории одной области. Этот процесс мог сопровождаться реальным переселением жителей нескольких деревень в один город. Так, синойкизм в Аттике, который традиция приписывает легендарному афинскому царю Тесею (хотя этот процесс имел место в первой половине І тысячелетия до н. э. и продолжался в течение нескольких веков), отнюдь не привел к переселению всего сельского населения в единый центр. Еще в классическую эпоху более половины афинских граждан проживало на хоре, в самих Афинах находились лишь общие органы государственного управления.

Греческий город периода архаики играл роль административного центра для окружающей его территории, а говоря точнее – административно-религиозного центра, поскольку религия в античности была теснейшим образом связана с государственной жизнью. Но одновременно город являлся и важнейшим экономическим центром, средоточием ремесленного производства и торговли. Таким образом, необходимо отметить определенную двойственность функций древнегреческого города (впрочем, это характерно для города любой исторической эпохи). Она выражалась в наличии практически в каждом городе двух центров. Одним из них былакрополь (отakros – верхний +polis – город), представлявший собой крепость. Он располагался обычно на холме либо на более или менее неприступной скале и обладал комплексом оборонительных сооружений. Акрополь был сердцем города и всего государства; на нем располагались главные храмы, отправлялись основные религиозные культы. На акрополе же первоначально находились и здания органов управления полисом. Кроме того, в случае нападения врагов акрополь служил цитаделью, последним оплотом обороняющихся.

Вторым «центром» города являлась возникавшая чаще всего у подножия акрополя агора

– главная городская площадь, где находился рынок и где народ собирался на сход. Агора, как и акрополь, считалась сакральным пространством. Вокруг агоры теснились собственно городские кварталы, в которых обитали ремесленники, торговцы (составлявшие, впрочем, меньшинство населения), а также крестьяне, ежедневно отправлявшиеся на работу на свои земельные участки, расположенные недалеко от города.

Однажды возникнув, город претерпевал на протяжении архаической эпохи определенную эволюцию. Прежде всего необходимо упомянуть о постепенном возрастании значимости агоры, о переносе на нее основных административных функций с акрополя, который в конечном счете становится почти исключительно местом проведения религиозных ритуалов. В различных греческих городах этот процесс шел с разной степенью интенсивности, соотносясь в основном с темпами политического развития того или иного полиса.

Бронзовые шлемы (VI в. до н. э.)

Акрополь терял и свою оборонительную функцию, что было следствием другого характерного для того времени процесса – возрастания защищенности городов в целом. Быстрое развитие военного искусства настоятельно требовало создания в городах системы укреплений, которые охватывали бы не только цитадель акрополя, но и всю территорию города. К концу архаической эпохи многие города, во всяком случае наиболее крупные и процветающие, по всему периметру были окружены оборонительными стенами.

Впрочем, не во всех регионах греческого мира урбанизация достигла высокого развития. В таких областях, как Элида, Этолия, Акарнания, Ахайя, жизнь в городах еще долго находилась на довольно примитивном уровне. Особый случай представлял собой крупнейший центр Южного Пелопоннеса– Спарта, которую античные авторы называли несинойкизированным полисом. Не только в архаическую эпоху, но и в дальнейшем (вплоть до эллинистического периода) этот полис вовсе не имел оборонительных стен. Да и в целом облик Спарты был далек от городского, поскольку это была, по сути дела, совокупность нескольких сельских поселений.

Чрезвычайно важные изменения произошли в военном деле. В VIII-VI вв. до н. э. отошли в прошлое описанные в поэмах Гомера единоборства героев-аристократов. Отныне главным в искусстве войны стало коллективное начало, а важнейшую роль на полях сражений начали играть отрядыгоплитов – тяжеловооруженных пехотинцев. Доспехи гоплита состояли из бронзового шлема, панциря (либо целиком изготовленного из бронзы, либо кожаного, обшитого бронзовыми пластинами), бронзовых поножей, защищавших голени воина, и круглого щита из нескольких слоев бычьей кожи на деревянной раме, обычно обитого бронзовыми пластинами. Гоплит был вооружен коротким (длиной около 60 сантиметров) железным мечом и более длинным деревянным копьем с железным наконечником. Как доспехи, так и оружие гоплит должен был приобретать за собственный счет, поэтому для того, чтобы служить в этом роде войск, нужно было быть зажиточным человеком, гражданином-землевладельцем (изначально полное гоплитское вооружение –паноплия – вообще было доступно только аристократам).

Паноплия (доспехи гоплита из Аргоса) (VIII в. до н. э.)

В бою гоплиты выступали особым сомкнутым строем – фалангой. Воины становились плечом к плечу в несколько шеренг в сильно вытянутый по фронту прямоугольник. Длина греческой фаланги колебалась в зависимости от общей численности отряда и могла достигать одного километра, глубина обычно составляла 7-8 рядов. Построившись и приготовившись к битве, гоплиты прикрывались щитами, выставляли вперед копья и двигались на врага, стремясь нанести как можно более мощный удар. Подобная живой стене, сметавшая все на своем пути, фаланга в течение веков оставалась самым совершенным способом построения войск. Наиболее сильной стороной фаланги был, пожалуй, именно ее неудержимый натиск; кроме того, тяжелые доспехи хорошо защищали гоплита, что делало количество жертв среди воюющих минимальным. У этого строя были и недостатки: слабая маневренность, уязвимость с флангов, неприспособленность к боевым действиям на пересеченной местности. Как гоплитское вооружение, так и фаланга появились на рубеже VIII-VII вв. до н. э., скорее всего в Аргосе – одном из крупнейших центров Пелопоннеса. Во всяком случае, именно в Арголиде в одной из могил археологи нашли самый древний вариант паноплии. Естественно, из Аргоса новый способ ведения боевых действий очень быстро распространился по всему Пелопоннесу, а затем почти по всему греческому миру.

Триера. Рисунок

Беднейшие граждане, неспособные приобрести гоплитские доспехи и оружие, во время войны составляли вспомогательные части легковооруженных воинов – гимнетов. Среди них

были лучники, пращники, дубинщики, метатели дротиков (коротких копий). Гимнеты, как правило, начинали сражение, а потом отбегали в стороны, освобождая место для столкновения основных сил – гоплитских фаланг. Гимнетов считали наименее ценной частью войска, и иногда полисы даже заключали друг с другом соглашения, запрещавшие пользоваться во время военных столкновений луками, пращами и т. п.

Конница, комплектовавшаяся исключительно из представителей аристократии, играла в битвах небольшую роль: кавалеристы в основном должны были защищать фалангу слева и справа во избежание ее окружения. Более активным действиям конницы препятствовало, в частности, то обстоятельство, что еще не было изобретено седло со стременами, и потому положение всадника на коне было весьма неустойчивым. Лишь в некоторых греческих областях (особенно в Фессалии) кавалерийские отряды занимали по-настоящему значительное место в структуре войска.

Наряду с военным искусством развивалось морское дело. В эпоху архаики у греков появились военные корабли комбинированного парусно-гребного типа. Самой ранней разновидностью таких кораблей былапентеконтера, представлявшая собой очень большую лодку с парусом и примерно полусотней весел, каждое из которых приводилось в движение гребцом. В VI в. до н. э. на смену пентеконтере пришлатриера – корабль с тремя рядами весел (всего до 170 весел) с каждой стороны. По сообщениям античных авторов, триеры впервые начали строить мастера из Коринфа. Парусный такелаж на триере был предельно прост и применялся редко, в основном же корабль двигался на веслах, особенно во время морского боя. При этом возможность развивать скорость до 10 узлов в сочетании с высокой маневренностью делали триеру очень эффективным оружием. На протяжении архаической и большей части классической эпохи она оставалась самым распространенным типом военного судна.

Греков считали величайшими в тогдашнем мире мореходами;уже в архаическую эпоху с полной ясностью определилась ярко выраженная «морская» ориентация их цивилизации. Наряду с кораблями, предназначенными для ведения войны, у греков были торговые, транспортные суда. Торговые корабли были более короткими и широкими, чем

пентеконтеры и триеры, имевшие вытянутую форму. Движение такого судна осуществлялось прежде всего с помощью парусов. Впрочем, парусное оснащение древнегреческих кораблей было еще весьма простым. Поэтому чрезмерное удаление от берега грозило такому судну почти неминуемой гибелью, как и плавание зимой, в сезон бурь. Тем не менее прогресс в освоении морских пространств был налицо.

Безусловно, все новшества в области градостроительства, в военном и морском деле были бы невозможны, если бы им не сопутствовало быстрое развитие экономики. Правда, в сельском хозяйстве, являвшемся основой экономической жизни античной Греции, эти изменения ощущались слабее. Сельскохозяйственное производство по-прежнему базировалось на возделывании культур так называемой «средиземноморской триады» (зерновые, виноград, оливки), а также на скотоводстве, игравшем в основном вспомогательную роль.

Значительные изменения происходили в VIII-VI вв. до н. э. в ремесленном производстве, уже отделившемся от сельского хозяйства.

Коринфская керамика (ок. 600 г. до н. э.)

Технический прогресс коснулся многих производственных отраслей, например судостроения, добычи и обработки металла. Греки начали строить шахты, открыли сварку и пайку железа, разработали новые технологии бронзового литья и т. д. Все это способствовало развитию оружейного дела. В сфере керамического производства следует отметить расширение ассортимента сосудов. Изящное и стильное декорирование с помощью росписи превращало эти предметы утилитарного назначения в настоящие произведения искусства. В наиболее развитых греческих полисах появляются монументальные каменные постройки культового и общественного назначения: храмы, жертвенники, здания для работы органов власти, портовые сооружения, водопровод и др.

Экономические достижения были бы невозможны без преодоления характерной для гомеровского периода замкнутости греческих общин. Торговля, в том числе внешняя, способствовала восстановлению связей с древними цивилизациями Востока. Например, в Аль-Мине (на сирийском побережье) находилась греческая купеческая фактория. Иными словами, Греция окончательно вышла из изоляции. Впрочем, уровень развития торговли в

архаическую эпоху не следует преувеличивать. Товарность греческой экономики, т. е. ориентированность на рынок, была невысокой. Внешнеторговый обмен имел целью прежде всего не сбыт продукции древнегреческих полисов, а, напротив, получение из других мест того, что отсутствовало на собственной территории: сырья, ремесленных товаров и продуктов питания, особенно хлеба, в котором греки всегда нуждались. Отсутствие в Греции достаточного количества природных ресурсов приводило к тому, что главной составляющей внешней торговли являлся импорт.

Родосская керамика (VII в. до н. э.)

Торговые, экономические контакты влекли за собой взаимодействие в культурной сфере. Усилившееся в архаическую эпоху восточное влияние на греческий мир дает повод некоторым ученым даже говорить об ориентальном (т. е. ориентированном на Восток) периоде развития цивилизации в Древней Греции. Действительно, из Финикии пришел в греческие полисы алфавит, из Египта – технология изготовления монументальных статуй, из Малой Азии – монета. Эллины охотно воспринимали у более опытных восточных соседей все полезные новшества. Однако они шли по совершенно новому, неведомому восточным цивилизациям пути развития.

Весьма важным фактором экономической жизни греческого мира стало появление денег.

В начале архаической эпохи в некоторых областях Эллады (особенно в Пелопоннесе) роль денег играли железные и медные бруски в форме стержней – оболы. Шесть оболов составлялидрахму (т. е. горсть – такое их количество можно было захватить одной рукой).

В VII в. до н. э. появилась чеканная монета. Она была изобретена в Лидии, небольшом богатом царстве на западе Малой Азии. Греки очень быстро переняли новшество. Вначале по образцу лидийцев начали чеканить монету крупнейшие малоазийские греческие полисы, а затем монеты вошли в оборот в Балканской Греции (прежде всего на Эгине). Как лидийские, так и первые греческие монеты чеканились из электра – природного сплава золота и серебра, а потому их номиналы были довольно высокими, и вряд ли эти монеты могли использоваться в торговле. Скорее всего, они служили для осуществления крупных расчетов государства (например, для оплаты услуг воинов-наемников). Однако со временем появились мелкие номиналы монеты и она вошла в активный торговый оборот.

Афинская серебряная тетрадрахма (V в. до н. а.)

К концу архаической эпохи основным материалом для чеканки монет стало серебро. Лишь в классическую эпоху мелкую разменную монету стали делать из меди. Монеты из золота чеканились в крайне редких случаях. Характерно, что новые деньги сохранили старые названия. Основной денежной единицей в большинстве полисов была драхма (6 оболов). Вес афинской серебряной драхмы равнялся приблизительно 4,36 грамма. Чеканили также монеты промежуточного достоинства – между драхмой и оболом. Существовали и монеты более весомые, чем драхма:дидрахма (2 драхмы), очень широко распространеннаятетрадрахма (4 драхмы) и крайне редко выпускавшаясядекадрахма (10 драхм). Наиболее крупными мерами стоимости являлисьмина (100 драхм) италант (60 мин, т. е. около 26 килограммов серебра); монет такого достоинства, естественно, не было.

В некоторых древнегреческих городах существовала своя монетная система, основанная на денежной единице статер (примерно 2 драхмы). Каждый полис, являясь независимым государством, выпускал собственную монету. Власти удостоверяли ее государственный статус, помещая на монете особое изображение, являвшееся символом, или эмблемой, полиса. Так, на монетах Афин были изображены голова Афины и сова, считающаяся священной птицей богини, на монетах Эгины – черепаха, на монетах Беотии – щит и т. д.

Источники Об истории Древней Греции в архаическую эпоху свидетельствуют разнообразные

источники, ценность которых, однако, неодинакова. Центральное место занимают письменные данные, содержащиеся в произведениях античных авторов. При этом наибольшую ценность представляют памятники, которые были созданы в течение самой эпохи архаики, ибо это свидетельства современников, а порой даже очевидцев описываемых событий.

Важную информацию дают исторические сочинения: ведь античные историки как раз и ставили перед собой цель рассказать о событиях не только современной им эпохи, но и более раннего времени. Как известно, историческая литература впервые появилась в Греции именно в архаическую эпоху, во второй половине VI в. до н. э. Однако труды первых логографов – писателей, работавших в историческом жанре (Гекатея Милетского, Харона Лампсакского, Акусилая Аргосского и др.) – к огромному сожалению, сохранились лишь в виде немногочисленных и разрозненных фрагментов, цитируемых «позднейшими» авторами. Конечно, кое-какие ценные сведения можно получить и из этих фрагментов, но в целом сведения в них довольно скудны и, во всяком случае, не позволяют воссоздать целостную картину развития Греции в эпоху архаики.

Для сколько-нибудь полноценной реконструкции истории этого времени приходится активно использовать письменные памятники самых различных жанров, например, произведения поэтов, которых в Элладе VIII -VI вв. до н. э. было много. Очень важный материал мы находим у Гесиода – крупнейшего представителя дидактического

(поучительного) эпоса. В его поэме «Труды и дни» содержится описание всего трудового быта крестьянина со своеобразным стихотворным кодексом хозяйственных наставлений, культовых предписаний и нравственных правил жизни небогатого грека эпохи ранней архаики. Мир «сельской Греции» встает со страниц поэмы во всей своей полноте и красочности, и, следует сказать, этот мир резко контрастирует с миром Гомера – с его воинственными героями и почти постоянными битвами.

Источником информации являются нумизматические свидетельства. Самые первые монеты греческих полисов дают возможность судить о характере денежного обращения, о путях межгосударственной торговли, о системах мер и весов и др.