Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Жан батист поклен. Жан мольер

Жан батист поклен. Жан мольер

Молье́р (фр. Molière, настоящее имя Жан Батист Поклен; фр. Jean Baptiste Poquelin; 13 января 1622, Париж - 17 февраля 1673, там же) - комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра.

Отец его был придворный обойщик. Он не заботился о том, чтобы дать сыну образование. Трудно поверить, но к четырнадцати годам будущий драматург еде выучился читать и писать. Однако способности мальчика стали довольно заметны. Он не хотел перенимать ремесло отца. Пришлось Поклену-старшему отдать сына в Иезуитский коллеж, где он за пять лет становится одним из лучших учеников. Более того: одним из образованнейших людей своего времени.

По окончании коллежа Жан Батист получил звание юриста и был направлен в Орлеан. Однако любовью и мечтой всей его жизни был театр. Из нескольких друзей организовал молодой человек труппу в Париже и назвал ее «Блистательный театр». Собственных пьес тогда еще в проекте не значилось. Поклен взял себе псевдоним Мольер и решил попробовать себя в амплуа трагического актера.

Новый театр успеха не имел и его пришлось закрыть. Мольер отправляется странствовать по Франции с бродячей труппой. Странствия обогащают жизненным опытом. Мольер изучал жизнь различных сословий. В 1653 году он поставил одну из своих первых пьес «Сумасброд». Автор не мечтал еще о литературной славе. Просто репертуар труппы был беден.

В Париж Мольер возвращается в 1658 году. Это уже опытный актер и зрелый литератор. Выступление труппы в Версале перед королевским двором имело успех. Театр оставляют в Париже. В 1660 году Мольер получает сцену в зале Пале Рояль, построенном еще при кардинале Ришелье.

Всего в столице Франции драматург прожил четырнадцать лет. За это время было создано более тридцати пьес. Известный теоретик литературы Николя Буало в беседе с королем сказал, что его правление прославится благодаря драматургу Мольеру.

Сатирическая направленность правдивых комедий Мольера создали ему множество врагов. Так, например, на комедию «Тартюф», обличающую лицемерных святош, обиделась и знать, и церковники. Комедию то запрещали, то все-таки разрешали к постановке. Всю жизнь Мольера преследовали интриганы. Даже похоронам его они пытались помешать.

Мольер умер 17 февраля 1673 года. Он исполнял главную роль в своей пьесе «Мнимый больной» и на сцене почувствовал себя плохо. Через несколько часов великий драматург скончался. Архиепископ Парижский запретил хоронить по христианским обрядам тело «комедианта» и «не раскаявшегося грешника».

Похоронили его тайно, ночью, на кладбище Сен-Жозеф.

Комедии Мольера «Мизантроп», «Дон Жуан», «Проделки (плутни) Скапена», «Скупой», «Школажен» и другие до сих пор не сходят со сцены мировых театров.

Источник http://lit-helper.ru и http://ru.wikipedia.org

Биография Мольера (настоящая фамилия Поклен) окутана множеством легенд и тайн. Самые смелые из них - предположения о том, что он не был автором своих пьес. Но в этом грехе обвиняли многих писателей, начиная от Шекспира и заканчивая Шолоховым. И серьезное литературоведение давно смотрит на подобные необоснованные заявления сквозь пальцы. Зато доподлинно известно, что пьесы драматурга повлияли на развитие театрального искусства всей Европы, включая Россию. Поэтому не будем очернять имя великого мастера и сомневаться в его таланте.

Ж. Б. Мольер: биография. Происхождение и ранние годы

Драматург родился 13 января 1622 года в древней буржуазной парижской семье, которая веками славилась своими ремесленниками-драпировщиками. Отец Жана Батиста служил при дворе Людовика XIII камердинером и обойщиком. Место было очень доходным, поэтому семья не бедствовала.

Маленький Мольер был отдан на воспитание в иезуитскую школу, носившую название Клермонский колледж. Это заведение в те годы было крайне популярным. Здесь Жан Батист в совершенстве освоил латынь и довольно неплохо учился по другим дисциплинам.

В 1639 году юноша окончил колледж и выдержал экзамен в Орлеане на звание лиценциата права. Однако никакого стремления делать юридическую карьеру, как и продолжать семейное дело, у него не было. Тогда Жан Батист решил попробовать себя как актер. На этом поприще ему улыбнулась удача, и в 1643 году он уже возглавлял «Блистательный театр». В это же время он взял себе псевдоним Мольер. Но вскоре труппа распалась, и актер решил попытать счастья с бродячими комедиантами.

Первые пьесы

Биография Мольера в годы скитаний по стране (1645-1658) была наполнена невзгодами и опасностями, так как в это время шла гражданская война. С 1650 года Жан Батист становится главой труппы, с которой путешествовал. Актер быстро понял, что его театру необходимы новые пьесы, это и побудило его взяться за перо. Он начал писать фарсовые пьесы, которые практически не дошли до нас. Однако многие тенденции подобных классических комедий сохранились и в зрелых произведениях Мольера.

С этих небольших работ начала расти популярность драматурга. Широкую известность уже в столице ему принесли две комедии: «Любовная досада» и «Шалый». Основной акцент в них был поставлен на интриги и комические положения, а сами характеры персонажей практически не разрабатывались автором.

Внимание короля

24 октября 1658 года дебютировал на сцене Лувра в присутствии Людовика XIV Мольер. Краткая биография и не обошлась без описания этого судьбоносного события. Драматург представил на суд монарха фарс «Возлюбленный доктор», текст которого, к сожалению, не сохранился. Пьеса имела необычайный успех и во многом предопределила судьбу автора и его труппы - Людовик разрешил актерам выступать в придворном театре Пти-Бурбон. Здесь Мольер проработал до 1661 года, пока не ушел в театр Поле-Рояль, верность которому сохранил до конца своих дней.

После невероятного парижского успеха Мольер начинает усердно и напряженно работать. Страсть к писательству не покидала его до самой смерти. Почти 15 лет он ставил свои новые пьесы, которые вызывали восторг публики и критику со стороны коллег и недоброжелателей. Но завистливые нападки не смогли погасить славу драматурга.

Парижский этап творчества

Биография Мольера этого периода сосредоточена на его театральной деятельности. Открывает новый этап творчества комедия «Смешные жеманницы», которая считается первым самобытным произведением писателя. В этой пьесе автор делает выпад против манерности и вычурности речи, которая была популярна в аристократическом обществе. Комедия имела невероятный успех, но серьезно уязвила жеманниц. У драматурга тут же нашлись враги, которые добились двухнедельного запрета на показ пьесы. Это только усилило интерес к произведению. После отмены запрета количество желающих увидеть комедию утроилось.

Мольер, биография которого представлена в этой статье, как видим, еще не отошел от приемов фарса, что придает его пьесам площадную яркость и сочность. Однако это же делало его произведения популярными среди простого народа.

Воспитательная комедия

Однако недолго простым развлекателем толпы пробыл Мольер. Биография писателя говорит о том, что в 1661 году он резко сменил направленность своих произведений. Теперь Жан Батист стал писать социально-психологические комедии воспитания. Он поднимает вопросы брака, любви, проблемы отношения к женщине. Теперь все его внимание сосредотачивается на характере персонажей, они утрачивают свою односложность и становятся психологичными. Мольер (краткая биография является тому подтверждением) делает огромный шаг от примитивного схематизма фарса к пьесе нового уровня. Примерами таких комедий стали «Школа Жен», «Школа Мужей», «Версальский экспромт».

Семейная жизнь

Решение жениться писатель принял в 1622 году. Жан Батист Мольер (биография, дошедшая до нас, сохранила мало сведений о его личной жизни) выбрал себе в жены Аманду Бежар. Эта девушка была сестрой комедиантки Мадлены, с которой драматург познакомился еще в начале своей карьеры. Именно муж этой женщины помог ему стать руководителем театра.

Разница в возрасте между супругами составляла 20 лет. То есть Мольеру на момент заключения брака было сорок, а его возлюбленной всего двадцать. Торжеству не придали большой огласке, и на свадьбе присутствовали только родственники и самые близкие друзья. Родители девушки вообще были против этого брака и до последнего пытались отговорить дочь. Вскоре после замужества Аманда прекратила с ними всякие отношения.

В браке у Мольера родилось трое детей. Однако существует множество свидетельств о том, что в этом союзе несчастливы были оба супруга. Слишком большая была между ними разница. И здесь сказался не только возраст, но и интересы. Мольер буквально «дышал» театром, в то время как Аманда не могла полностью разделить его страсти.

Комедия-балет

Биография Мольера - это история актера и писателя, для которого не было в жизни ничего важнее профессии. Не удивительно, что слава его росла. Немаловажным был и тот факт, что его все чаще приглашали ко двору на праздники и торжества. Именно для таких случаев Мольер и создал уникальный жанр - комедию-балет.

Балет был придворным видом искусства, и в подобных постановках принимали участие даже члены королевской семьи, но долгое время он не менялся. Поэтому задумка немного преобразить привычное действо имела головокружительный успех. Мольер подчинил танцевальные этюды сюжету, обрамляя их небольшими сатирическими стихами. К таким пьесам относятся:

  • «Несносные»;
  • «Брак поневоле»;
  • «Принцесса Элидская»;
  • «Мнимый больной»;
  • «Комическая пастораль»;
  • «Психея» и пр.

При этом драматург не боялся избирать объектом своей сатиры верхушку аристократического общества, включая и духовенство.

Последний этап творчества

С возрастом начинает обращаться к все более серьезным темам Жан Батист Мольер. Краткая биография невозможна без упоминания пьесы «Мизантроп». Комедия оказалась слишком серьезной для зрителей, искавших лишь развлечения, поэтому не имела успеха. Чтобы спасти положение, писатель соединил это произведение с фарсом «Лекарь поневоле». Удивительно, но чем сложнее и серьезнее становились комедии Мольера, тем чаще ему приходилось возвращаться к первоначальной простоте, чтобы привлечь публику. Социально-психологические пьесы были слишком сложны для простого народа, который обычно и посещал театр.

За такое возвращение к буффонаде Жан Батист Мольер (биография доподлинно это подтверждает) был осмеян критиками-современниками, в том числе и Буало, который считал, что нельзя потакать толпе во вред искусству. Тем не менее именно эти «низкие» комедии позднее были очень высоко оценены литературоведами и стали классикой жанра.

Своеобразие

Биография Жана Мольера говорит о нем как об удивительном человеке, который никогда не считал театр простой забавой для плебса. Поэтому он с одинаковой страстью писал как серьезные социальные пьесы, так и фарсы. Это говорит о нем как об одном из самых передовых представителей своей эпохи, который видел смысл жизни в одном - максимально познать действительность, чтобы укрепить господство человека на земле. Мольер был классическим материалистом. Он не признавал бога, но считал, что в мире существует некое сознание материальной действительности, которое и формирует человеческое миропонимание и является для людей источником добра и истины. Тех же, кто считал иначе, он нещадно высмеивал в своих пьесах. Все эти педанты, ученые-буквоеды, жеманницы, врачи-шарлатаны, святоши слишком субъективно смотрят на мир и считают, что познали его. В этом и заключается их комичность.

Художественный метод

Обладал своим уникальным художественным методом Ж. Мольер. Биография писателя убеждает нас в том, что даже человек низкого происхождения и работы (актеры в то время принижались в высшем обществе) может оставить свой след в истории и изменить мир, если он наделен талантом и упорством.

Наша статья подходит к своему завершению, но напоследок хотелось бы перечислить характерные черты художественного метода писателя:

  • Схематизация образов, особенно в ранних пьесах. Эта черта была унаследована Мольером от комедии Dell’arte. Однако в поздних произведениях он все чаще уделяет внимание психологической составляющей своих персонажей.
  • Четкая граница между отрицательными и положительными героями, постоянное противопоставление пороков и добродетели.
  • Конфликт его пьес строился на столкновении активных внешних сил с пассивными внутренними, то есть обстоятельств с моральными принципами героев.
  • Высокий динамизм комедии проявляется только внешне, персонажи остаются неизменны и не способны эволюционировать.

Смерть актера

Биография Мольера (краткое содержание не может этого не помянуть) обрывается 17 февраля 1673 года. Именно в этот день умер великий комедиант. Незадолго до смерти, уже будучи больным, Жан Батист написал комедию «Мнимый больной». И вот, когда пьесу ставили в четвертый раз, а Мольер играл одну из главных ролей, драматургу стало плохо, и он не смог доиграть спектакль.

Родные перенесли больного домой, где он и скончался через несколько часов. Архиепископ Парижа сначала вовсе запретил хоронить Мольера, так как актер был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Только вмешательство короля позволило исправить ситуацию. И то великого писателя погребли ночью за оградой кладбища, как хоронили только самоубийц. Так окончил свою жизнь Жан Батист Мольер. Краткая биография писателя обязательно должна содержать этот момент его жизненной истории.

Ранние годы. Начало актёрской карьеры

Мольер происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец Мольера, Жан Поклен (1595-1669), был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII . Мольер воспитывался в престижной иезуитской школе - Клермонском колледже , где основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей» (перевод утерян). По окончании колледжа в 1639 году Мольер выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Но юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Мольер избрал профессию актёра. В 1643 году Мольер стал во главе «Блистательного театра» (Illustre Théâtre ). Когда группа распалась, Мольер решил искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном .

Труппа Мольера в провинции. Первые пьесы

Юношеские скитания Мольера по французской провинции ( -) в годы гражданской войны (фронды) - обогатили его житейским и театральным опытом. С 1645 года Мольер заступает к Дюфрену , и в 1650 году возглавляет труппу. Репертуарный голод труппы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так годы театральной учёбы Мольера стали годами и его авторской учёбы. Множество фарсовых сценариев, сочинённых им в провинции, исчезло. Сохранились только пьески «Ревность Барбулье » (La jalousie du Barbouillé ) и «Летающий лекарь » (Le médécin volant ), принадлежность которых Мольеру не вполне достоверна. Известны ещё заглавия ряда аналогичных пьесок, игранных Мольером в Париже после его возвращения из провинции («Гро-Рене школьник», «Доктор-педант», «Горжибюс в мешке», «План-план», «Три доктора», «Казакин», «Притворный увалень», «Вязальщик хвороста»), причём заглавия эти перекликаются с ситуациями позднейших фарсов Мольера (напр. «Горжибюс в мешке» и «Проделки Скапена », д. III, сц. II). Эти пьесы свидетельствуют о том, что традиция старинного фарса вскормила драматургию Мольера и вошла органическим компонентом в основные комедии его зрелого возраста.

Фарсовый репертуар, превосходно исполняемый труппой Мольера под его руководством (сам Мольер нашёл себя как актёра именно в фарсе), способствовал упрочению её репутации. Ещё больше возросла она после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах - «Шалый, или Всё невпопад » (L’Étourdi ou les Contretemps , ) и «Любовная досада » (Le dépit amoureux , ), написанных в манере итальянской литературной комедии. На основную фабулу, представляющую вольное подражание итальянским авторам, наслаиваются здесь заимствования из различных старых и новых комедий, соответственно излюбленному Мольером принципу «брать своё добро всюду, где он его находит». Интерес обеих пьес сводится к разработке комических положений и интриги; характеры в них разработаны ещё весьма поверхностно.

Парижский период

Поздние пьесы

Чересчур глубокая и серьёзная комедия «Мизантроп » была холодно встречена зрителями, искавшими в театре прежде всего развлечения. Чтобы спасти пьесу, Мольер присоединил к ней блестящий фарс «Лекарь поневоле » (фр. Le médécin malgré lui , ). Эта безделка, имевшая громадный успех и до сих пор сохранившаяся в репертуаре, разрабатывала излюбленную Мольером тему о врачах-шарлатанах и невеждах. Любопытно, что как раз в самый зрелый период своего творчества, когда Мольер поднялся на высоту социально-психологической комедии, он всё чаще возвращается к брызжущему весельем фарсу, лишённому серьёзных сатирических заданий. Именно в эти годы Мольером написаны такие шедевры развлекательной комедии-интриги, как «Господин де Пурсоньяк » и «Проделки Скапена » (фр. Les fourberies de Scapin , ). Мольер вернулся здесь к первичному источнику своего вдохновения - к старинному фарсу.

В литературоведческих кругах издавна установилось несколько пренебрежительное отношение к этим грубоватым, но искрящимся подлинным «нутряным» комизмом пьескам. Это предубеждение восходит к самому законодателю классицизма Буало , идеологу буржуазно-аристократического искусства, порицавшему Мольера за шутовство и потакание грубым вкусам толпы. Однако именно в этом низшем, неканонизированном и отвергнутом классической поэтикой жанре Мольер больше, чем в своих «высоких» комедиях, отмежёвывался от чуждых классовых влияний и взрывал феодально-аристократические ценности. Этому способствовала «плебейская» форма фарса , издавна служившая молодой буржуазии метким оружием в её борьбе с привилегированными классами феодальной эпохи. Достаточно сказать, что именно в фарсах Мольер разработал тот тип умного и ловкого, облечённого в лакейскую ливрею разночинца, который станет полвека спустя главным выразителем агрессивных настроений восходящей буржуазии. Скапен и Сбригани являются в этом смысле прямыми предшественниками слуг Лесажа, Мариво и др. до знаменитого Фигаро включительно.

Особняком среди комедий этого периода стоит «Амфитрион » (фр. Amphitryon , ). Несмотря на проявляющуюся здесь независимость суждений Мольера, ошибочно было бы видеть в комедии сатиру на самого короля и его двор. Свою веру в союз буржуазии с королевской властью Мольер сохранил до конца жизни, выражая точку зрения своего класса, не созревшего ещё до идеи политической революции.

Помимо тяги буржуазии к дворянству Мольер высмеивает также её специфические пороки, из которых первое место принадлежит скупости. В знаменитой комедии «Скупой» (L’avare, ), написанной под влиянием «Кубышки» (фр. Aulularia ) Плавта , Мольер мастерски рисует отталкивающий образ скряги Гарпагона (имя его стало во Франции нарицательным), у которого страсть к накоплению, специфическая для буржуазии как класса денежных людей, приняла патологический характер и заглушила все человеческие чувства. Демонстрируя вред ростовщичества для буржуазной нравственности, показывая разлагающее действие скупости на буржуазную семью, Мольер в то же время рассматривает скупость как нравственный порок, не вскрывая порождающих её социальных причин. Такая абстрактная трактовка темы скупости ослабляет социальную значимость комедии, которая тем не менее является - со всеми её достоинствами и недостатками - наиболее чистым и типичным (наряду с «Мизантропом») образцом классической комедии характеров.

Проблему семьи и брака Мольер ставит также в своей предпоследней комедии «Учёные женщины» (фр. Les femmes savantes , 1672), в которой он возвращается к теме «Жеманниц», но разрабатывает её гораздо шире и глубже. Объектом его сатиры являются здесь женщины-педантки, увлекающиеся науками и пренебрегающие семейными обязанностями. Издеваясь в лице Арманды над буржуазной девицей, свысока относящейся к браку и предпочитающей «взять в мужья философию», Мольер противопоставляет ей Генриетту, здоровую и нормальную девушку, чуждающуюся «высоких материй», но зато обладающую ясным и практическим умом, домовитую и хозяйственную. Таков идеал женщины для Мольера, приближающегося здесь опять к патриархально-мещанской точке зрения. До идеи женского равноправия Мольеру, как и его классу в целом, было ещё далеко.

Вопрос о распаде мещанской семьи поставлен также и в последней комедии Мольера «Мнимый больной » (фр. Le malade imaginaire , 1673). На этот раз причина распада семьи - мания главы дома Аргана, воображающего себя больным и являющегося игрушкой в руках недобросовестных и невежественных врачей. Презрение Мольера к врачам, проходящее сквозь всю его драматургию, вполне объяснимо исторически, если вспомнить, что медицинская наука основывалась в его время не на опыте и наблюдении, а на схоластических умствованиях. Мольер нападал на шарлатанов-врачей так же, как он нападал на прочих лжеучёных педантов и софистов, насилующих «природу».

Хотя и написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» - одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её 4-м представлении 17 февраля Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц. За гробом его шло несколько тысяч человек «простого народа», собравшегося отдать последние почести любимому поэту и актёру. Представители высшего света на похоронах отсутствовали. Классовая вражда преследовала Мольера после смерти, как и при жизни, когда «презренное» ремесло актёра помешало Мольеру быть избранным в члены Французской академии. Зато имя его вошло в историю театра как имя родоначальника французского сценического реализма. Недаром академический театр Франции «Комеди Франсэз » до сих пор неофициально называет себя «Домом Мольера».

Характеристика

Оценивая Мольера как художника, нельзя исходить из отдельных сторон его художественной техники: языка , слога, композиции, стихосложения и т. д. Это важно только для понимания того, в какой мере они помогают ему выражать образно свое понимание действительности и отношение к ней. Мольер был художником поднимавшейся в феодальном окружении французской буржуазии эпохи первоначального капиталистического накопления. Он был представителем самого передового класса своей эпохи, в интересы которого входило максимальное познание действительности с целью укрепления в ней своего бытия и господства. Потому Мольер и был материалистом. Он признавал объективное существование независимой от человеческого сознания материальной действительности, природы (la nature), которая определяет и формирует сознание человека, является для него единственным источником истины и блага. Всей силой своего комического гения Мольер обрушивается на тех, кто мыслит иначе, кто пытается насиловать природу, навязывая ей свои субъективные домыслы. Все выводимые Мольером образы педантов , учёных-буквоедов, врачей-шарлатанов, жеманниц, маркизов , святош и т. д. смешны прежде всего своим субъективизмом , своей претензией навязывать природе собственные представления, не считаться с её объективными законами.

Материалистическое мировоззрение Мольера делает его художником, кладущим в основу своего творческого метода опыт, наблюдение, изучение людей и жизни. Художник передового восходящего класса, Мольер имеет относительно большие возможности и к познанию бытия всех других классов. В своих комедиях он отразил почти все стороны французской жизни XVII века . При этом все явления и люди изображаются им с точки зрения интересов его класса. Эти интересы обусловливают направление его сатиры, иронии и буффонады, которые являются для Мольера средствами воздействия на действительность, её переделки в интересах буржуазии. Таким образом комедиографическое искусство Мольера пронизано определённой классовой установкой.

Но французская буржуазия XVII в. не была ещё, как отмечалось выше, «классом для себя». Она не была ещё гегемоном исторического процесса и потому не обладала достаточно зрелым классовым сознанием, не имела организации, объединяющей её в единую сплоченную силу, не думала о решительном разрыве с феодальным дворянством и о насильственном изменении существующего общественно-политического строя. Отсюда - специфическая ограниченность классового познания действительности Мольера, его непоследовательность и колебания, его уступки феодально-аристократическим вкусам (комедии-балеты), дворянской культуре (образ Дон-Жуана). Отсюда же усвоение Мольером канонического для дворянского театра смехотворного изображения людей низкого звания (слуги, крестьяне) и вообще частичное подчинение его канону классицизма . Отсюда далее - недостаточно чёткое отмежевание дворян от буржуа и растворение тех и других в неопределённой социальной категории «gens de bien», то есть просвещённых светских людей, к которым принадлежит большинство положительных героев-резонёров его комедий (до Альцеста включительно). Критикуя отдельные недостатки современного дворянски-монархического строя, Мольер не понимал, что конкретных виновников зла, на которое он направлял жало своей сатиры, следует искать в социально-политическом строе Франции, в расстановке её классовых сил, а вовсе не в искажениях всеблагой «природы», то есть в явной абстракции. Специфическая для Мольера как художника неконституировавшегося класса ограниченность познания действительности выражается в том, что материализм его - непоследовательный, а следовательно не чуждый влиянию идеализма . Не зная, что именно общественное бытие людей определяет их сознание , Мольер переносит вопрос об общественной справедливости из социально-политической сферы в сферу моральную, мечтая разрешить его в пределах существующего строя путём проповеди и обличения.

Это отразилось, естественно, и в художественном методе Мольера. Для него характерны:

  • резкое разграничение положительных и отрицательных персонажей, противопоставление добродетели и порока;
  • схематизация образов, унаследованная Мольером от commedia dell’arte склонность оперировать масками вместо живых людей;
  • механическое развёртывание действия как столкновения внешних по отношению друг к другу и внутренне почти неподвижных сил.

Правда, пьесам Мольера присуща большая динамичность комедийного действия; но динамика эта - внешняя, она иноположна характерам, которые в основном статичны по своему психологическому содержанию. Это подмечено уже Пушкиным , который писал, противопоставляя Мольера Шекспиру : «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков… У Мольера скупой скуп и только».

Если в лучших своих комедиях («Тартюф», «Мизантроп», «Дон-Жуан») Мольер пытается преодолеть односложность своих образов, механистичность своего метода, то в основном его образы и вся конструкция его комедий всё же носят на себе сильный отпечаток механистического материализма, характерного для мировоззрения французской буржуазии XVII в. и её художественного стиля - классицизма.

Вопрос об отношении Мольера к классицизму гораздо сложнее, чем это кажется школьной истории литературы, безоговорочно наклеивающей на него ярлык классика. Спору нет, Мольер был создателем и лучшим представителем классической комедии характеров, и в целом ряде его «высоких» комедий художественная практика Мольера вполне согласуется с классической доктриной. Но в то же время другие пьесы Мольера (главным образом фарсы) резко противоречат этой доктрине. Это означает, что и по своему мировоззрению Мольер расходится с основными представителями классической школы.

Как известно, французский классицизм - это стиль смыкавшейся с аристократией верхушки буржуазии и наиболее чутких к экономическому развитию слоев феодальной знати, на которую первая оказывала известное воздействие рационализмом своего мышления, подвергаясь в свою очередь воздействию феодально-дворянских навыков, традиций и предрассудков. Художественно-политическая линия Буало, Расина и др. есть линия компромисса и классового сотрудничества буржуазии с дворянством на почве обслуживания придворно-дворянских вкусов. Классицизму абсолютно чужды всякие буржуазно-демократические, «народные», «плебейские» тенденции. Это - литература, рассчитанная на «избранных» и презрительно относившаяся к «черни» (ср. «Поэтику» Буало).

Именно поэтому для Мольера, который был идеологом самых передовых слоев буржуазии и вёл ожесточенную борьбу с привилегированными классами за эмансипацию буржуазной культуры, классический канон должен был оказаться чересчур узким. Мольер сближается с классицизмом только в самых общих его стилевых принципах, выражающих основные тенденции буржуазной психики эпохи первоначального накопления. Сюда относятся такие черты, как рационализм, типизация и генерализация образов, абстрактно-логическая систематизация их, строгая четкость композиции, прозрачная ясность мысли и слога. Но даже стоя в основном на классической платформе, Мольер в то же время отвергает ряд стержневых принципов классической доктрины, вроде регламентации поэтического творчества, фетишизации «единств», с которыми он обращается иногда весьма вольно («Дон-Жуан», например, по построению - типичная барочная трагикомедия доклассической эпохи), узости и ограниченности канонизованных жанров, от которых он уклоняется то в сторону «низменного» фарса то в сторону придворной комедии-балета. Разрабатывая эти неканонизованные жанры, он вносит в них ряд черт, противоречащих предписаниям классического канона: предпочитает сдержанному и благородному комизму разговорной комедии внешний комизм положений, театральную буффонаду, динамическое развёртывание фарсовой интриги; вылощенному салонно-аристократическому яз. - живую народную речь, усеянную провинциализмами, диалектизмами, простонародными и жаргонными словечками, подчас даже словами тарабарского языка, макаронизмами и т. п. Всё это придает комедиям Мольера демократический низовой отпечаток, за который его упрекал Буало , говоривший о его «чрезмерной любви к народу». Но таков Мольер далеко не во всех его пьесах. В целом, несмотря на частичное подчинение его классическому канону, несмотря на спорадические подлаживания к придворным вкусам (в его комедиях-балетах), побеждают у Мольера всё же демократические, «плебейские» тенденции, к-рые объясняются тем, что Мольер был идеологом не аристократической верхушки буржуазии, а буржуазного класса в целом и стремился втянуть в орбиту своего влияния даже наиболее косные и отсталые его слои, а также шедшие в ту пору за буржуазией массы трудового народа.

Такое стремление Мольера к консолидации всех слоев и групп буржуазии (в силу чего его неоднократно награждали почётным титулом «народного» драматурга) обусловливает большую широту его творческого метода, не вполне укладывающегося в рамки классической поэтики, обслуживавшей только определённую часть класса. Перерастая эти рамки, Мольер опережает свою эпоху и намечает такую программу реалистического искусства, которую буржуазия смогла полностью провести в жизнь только значительно позднее.

Значение творчества Мольера

Мольер оказал громадное влияние на всё последующее развитие буржуазной комедии как во Франции, так и за её пределами. Под знаком Мольера развивалась вся французская комедия XVIII в., отразившая весь сложный переплет классовой борьбы, весь противоречивый процесс становления буржуазии как «класса для себя», вступающего в политическую борьбу с дворянски-монархическим строем. На Мольера опиралась в XVIII в. как развлекательная комедия Реньяра , так и сатирически заострённая комедия Лесажа , разработавшего в своем «Тюркаре» тип откупщика-финансиста, бегло намеченный Мольером в «Графине д’Эскарбаньяс». Влияние «высокой» комедий Мольера испытала и светская бытовая комедия Пирона и Грессе и морально-сентиментальная комедия Детуша и Нивель де Лашоссе, отражающая рост классового самосознания средней буржуазии. Даже вытекающий отсюда новый жанр мещанской или буржуазной драмы , этой антитезы классической драматургии, подготовлен комедиями нравов Мольера, столь серьёзно разрабатывавшими проблемы буржуазной семьи, брака, воспитания детей - эти основные темы мещанской драмы. Хотя некоторые идеологи революционной буржуазии XVIII в. в процессе переоценки дворянской монархической культуры резко отмежевывались от Мольера как придворного драматурга, однако из школы Мольера вышел знаменитый творец «Женитьбы Фигаро » Бомарше , единственный достойный преемник Мольера в области социально-сатирической комедии. Менее значительно влияние Мольера на буржуазную комедию XIX в., которой была уже чужда основная установка Мольера. Однако комедийная техника Мольера (особенно его фарсов) используется мастерами развлекательной буржуазной комедии-водевиля XIX века от Пикара , Скриба и Лабиша до Мельяка и Галеви , Пальерона и др.

Не менее плодотворным было влияние Мольера за пределами Франции, причём в различных европейских странах переводы пьес Мольера явились мощным стимулом к созданию национальной буржуазной комедии. Так было прежде всего в Англии в эпоху Реставрации (Уичерли , Конгрив), а затем в XVIII веке Фильдинг и Шеридан . Так было и в экономически отсталой Германии, где ознакомление с пьесами Мольера стимулировало оригинальное комедийное творчество немецкой буржуазии. Ещё более значительным было влияние комедии Мольера в Италии, где под непосредственным воздействием Мольера воспитался творец итальянской буржуазной комедии Гольдони . Аналогичное влияние оказал Мольера в Дании на Гольберга , создателя датской буржуазно-сатирической комедии, а в Испании - на Моратина.

В России знакомство с комедиями Мольера начинается уже в конце XVII в., когда царевна София, по преданию, разыграла в своём тереме «Лекаря по неволе». В начале XVIII в. мы находим их в петровском репертуаре. Из дворцовых спектаклей Мольера переходит затем в спектакли первого казённого публичного театра в Петербурге, возглавляемого А. П. Сумароковым . Тот же Сумароков явился первым подражателем Мольера в России. В школе Мольера воспитывались и наиболее «самобытные» русские комедиографы классического стиля - Фонвизин , В. В. Капнист и И. А. Крылов . Но самым блестящим последователем Мольера в России был Грибоедов , давший в образе Чацкого конгениальный Мольеру вариант его «Мизантропа» - правда, вариант вполне оригинальный, выросший в специфической обстановке аракчеевски-бюрократической России 20-х гг. XIX в. Вслед за Грибоедовым и Гоголь отдал дань Мольеру, переведя на русский язык один из его фарсов («Сганарель, или Муж, думающий, что он обманут женой»); следы мольеровского влияния на Гоголя заметны даже в «Ревизоре». Позднейшая дворянская (Сухово-Кобылин) и буржуазно-бытовая комедия (Островский) тоже не избежала влияния Мольера. В предреволюционную эпоху буржуазные режиссёры-модернисты делают попытку сценической переоценки пьес Мольера с точки зрения подчеркивания в них элементов «театральности» и сценического гротеска (Мейерхольд , Комиссаржевский).

В честь Мольера назван кратер на Меркурии .

Легенды о Мольере и его творчестве

  • В 1662 году Мольер венчается с юной актрисой своей труппы Армандой Бежар , младшей сестрой Мадлен Бежар , другой актрисы его труппы. Однако, это сразу вызвало целый ряд пересудов и обвинений в кровосмешении, так как существует предположение, что Арманда, в действительности, дочь Мадлен и Мольера, родившаяся в годы их скитаний по провинции. Чтобы прекратить эти разговоры, Король становится крестным первого ребёнка Мольера и Арманды.
  • В 1808 году в парижском театре «Одеон» был сыгран фарс Александра Дюваля «Обои» (фр. "La Tapisserie" ), предположительно, обработка мольеровского фарса «Казакин». Считается, что Дюваль уничтожил мольеровский оригинал или копию, чтобы скрыть явные следы заимствования, а имена персонажей изменил, только их характеры и поведение подозрительно напоминали мольеровских героев. Драматург Гийо де Сэ попытался реставрировать первоисточник и в 1911 году на сцене театра «Фоли-Драматик» представил этот фарс, вернув ему оригинальное название.
  • 7 ноября 1919 году в журнале «Comœdia» была опубликована статья Пьера Луиса «Мольер - творение Корнеля». Сравнивая пьесы «Амфитрион» Мольера и «Agésilas» Пьера Корнеля , он делает вывод, что Мольер лишь подписывал текст, сочинённый Корнелем. Несмотря на то, что сам Пьер Луис был мистификатором, идея, известная сегодня, как «Дело Мольера-Корнеля», получила большое распространение, в том числе в таких трудах, как «Корнель под маской Мольера» Анри Пулая (1957), «Мольер, или Воображаемый автор» адвокатов Ипполита Вутера и Кристины ле Виль де Гойе (1990), «Дело Мольера: великий литературный обман» Дени Буасье (2004) и др.

Произведения

Первое издание собрания сочинений Мольера осуществили его друзья Шарль Варле Лагранж и Вино в 1682 году.

Пьесы, сохранившиеся до наших дней

  • Шалый, или Всё невпопад , комедия в стихах ()
  • Любовная досада , комедия (1656)
  • Смешные жеманницы , комедия (1659)
  • Сганарель, или Мнимый рогоносец , комедия (1660)
  • Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц , комедия (1661)
  • Школа мужей , комедия (1661)
  • Докучные , комедия (1661)
  • Школа жён , комедия (1662)
  • Критика «Школы жён» , комедия (1663)
  • Версальский экспромт (1663)
  • Брак поневоле , фарс (1664)
  • Принцесса Элиды , галантная комедия (1664)
  • Тартюф, или Обманщик , комедия (1664)
  • Дон Жуан, или Каменный пир , комедия (1665)
  • Любовь-целительница , комедия (1665)
  • Мизантроп , комедия (1666)
  • Лекарь поневоле , комедия (1666)
  • Мелисерта , пасторальная комедия (1666, не окончена)
  • Комическая пастораль (1667)
  • Сицилиец, или Любовь-живописец , комедия (1667)
  • Амфитрион , комедия (1668)
  • Жорж Данден, или Одураченный муж , комедия (1668)
  • Скупой , комедия (1668)
  • Господин де Пурсоньяк , комедия-балет (1669)
  • Блистательные любовники , комедия (1670)
  • Мещанин во дворянстве , комедия-балет (1670)
  • Психея , трагедия-балет (1671, в сотрудничестве с Филиппом Кино и Пьером Корнелем)
  • Проделки Скапена , комедия-фарс (1671)
  • Графиня д’Эскарбаньяс , комедия (1671)
  • Учёные женщины , комедия (1672)
  • Мнимый больной , комедия с музыкой и танцами (1673)

Несохранившиеся пьесы

  1. Влюбленный доктор , фарс (1653)
  2. Три доктора-соперника , фарс (1653)
  3. Школьный учитель , фарс (1653)
  4. Казакин , фарс (1653)
  5. Горжибюс в мешке , фарс (1653)
  6. Брехун , фарс (1653)
  7. Ревность Гро-Рене , фарс (1663)
  8. Гро-Рене школьник , фарс (1664)

Другие сочинения

  • Благодарность Королю , поэтическое посвящение (1663)
  • Слава собора Валь-де-Грас , поэма (1669)
  • Разные стихотворения, в том числе
    • Куплет из песенки д’Ассуси (1655)
    • Стихи для балета г-на Бошана
    • Сонет г-ну ла Мотт ла Вайе на смерть его сына (1664)
    • Братство невольничества во имя милосердной Богоматери , четверостишия, помещенные под аллегорической гравюрой в Соборе Матери Божьей Милосердной (1665)
    • Королю на победу во Франш-Конте , поэтическое посвящение (1668)
    • Буриме на заказ (1682)

Известный во всем мире писатель – отец классической комедии Мольер – родился во Франции (Париж) в 1622 году. Читайте ниже краткую биографию Жана-Батиста Мольера, чтобы составить свое мнение о жизни и творчестве писателя.

Семья, образование и начало карьеры

Отец Жана-Батиста принадлежал к очень интересной профессии – он клеил обои при дворе, был декоратором, и даже камердинером самого Людовика XIII. Мать умерла, когда сыну было всего десять лет, и тот остался жить с отцом, который горячо надеялся, что Жан-Батист будет продолжать семейную традицию.

Мальчик на тот момент получил блестящее образование, учился в иезуитском колледже (Клермон), в совершенстве постиг латынь, а также по некоторым сведениям изучил азы юриспруденции.

Несомненно, такие знания могли дать возможность построить великолепную карьеру, однако юный Мольер решил на первое место в своей жизни поставить театр. В двадцать с небольшим лет он уже с головой был погружен в театральное искусство, а в 1643 году он положил основание «Блистательному театру», который, однако, испытал банкротство всего через два года. На Жана-Батиста легли большие долги в связи с таким ходом событий, и на какое-то время его даже взяли под арест. К сожалению, в биографии Жана-Батиста Мольера есть "темные пятна", поэтому доподлинно неизвестно, кто же выплатил долг – его отец или один из участников труппы, но спустя короткое время Жан-Батист вышел из тюрьмы.

В те времена во Франции быть актером было не модно, и даже несколько презираемо для общества, поэтому Жан-Батист решил не выставлять своего отца в неприглядном свете. Он взял себе псевдоним Мольер.

Расцвет актера и скандальная личная жизнь

Выйдя из тюрьмы, Мольер отправился на гастроли – он активно, на протяжении 12 лет, давал театральные постановки и представления, разъезжая по стране. В конце концов успех труппы приковал внимание важной особы – над ними взял покровительство Филипп Орлеанский. Чуть позже Мольер вернулся в Париж, и труппа сыграла перед королем. В творческой биографии Жана-Батиста Мольера интересен тот факт, что в 1659 году публика увидела комедию «Смешные жеманницы», для чего труппе был предоставлен театр «Пти-Бурбон». Хотя комедия вызвала много разговоров и задела дам того времени, в дальнейшем она получила огромный успех. С того времени известность и слава Мольера все больше росли.

В 1662 году после переезда Мольера в театр Пале-Рояль он вступил в законный брак с Армандой. Их женитьба породила множество слухов, поскольку происхождение девушки было до конца неизвестно. Этот брак вызвал настолько сильный резонанс в обществе, что даже часть друзей Мольера настроились враждебно. Поговаривали о том, что его жена на самом деле приходилась дочерью актера. Однако король по-прежнему оказывал благосклонность Жан-Батисту и всячески защищал его от нападок то церкви, то представителей высших слоев общества. Несмотря на это часть пьес Мольера оказались под запретом.

В 1672 году Мольер чувствовал, что здоровье его сильно пошатнулось, и хотя он стал меньше работать, в его литературной биографии в то время появляются такие произведения, как «Ученые женщины», «Проделки Скапьена», «Мнимый больной». На выступлении последней пьесы у Мольера, который сам был в ней актером, произошел приступ, сопровождавшийся сильным кашлем и кровотечением – это дал знать о себе легочный туберкулез. Полагают, что эту болезнь Жан-Батист приобрел еще в юности, находясь в тюрьме. Хотя король был настроен прекратить выступление, Мольер решил играть до конца. В итоге актера настиг второй приступ, которого он не выдержал.

Из-за запрета хоронить на кладбище актеров, который действовал в те времена, Мольера, даже несмотря на усилия короля, не могли похоронить, как положено. Получилось лишь добиться того, чтобы великий актер был похоронен в той части кладбища, которая отводилась для некрещеных детей. Через много лет, в 1817 году, он был перезахоронен в Париже, на кладбище в Пер Лашез.

Лишь предпочтение в нас чувства усугубит;
И тот, кто любит всех, тот никого не любит.
Но раз вам по душе пороки наших дней,
Вы, чёрт меня возьми, не из моих людей.
То сердце, что равно всем безразлично радо,
Просторно чересчур, и мне его не надо.
Хочу быть отличен - и прямо вам скажу:
Кто общий друг для всех, тем я не дорожу!

Если вы уже ознакомились с биографией Жана-Батиста Мольера, вы можете поставить свою оценку данному писателю вверху страницы. К тому же предлагаем вам посетить раздел Биографии , чтобы прочитать о других популярных и известных писателях.

Биография Мольера

Париж, 1622 год. В семье Жана Поклена, богатого буржуа, потомственного декоратора, работавшего при дворе родился сын, Жан-Батист. Мать умерла, когда мальчику было 10 лет. Отец хотел, чтобы сын стал продолжателем его дела и обеспечил наследнику неплохое образование. Жан-Батист закончил иезуитский колледж, выдержал экзамен на звание лиценциата прав в Орлеане.

Но великолепные перспективы не прельщали юношу, он грезил театром. В июне 1643 года, когда ему уже исполнился 21 год, Жан-Батист Поклен покинул семью и открыл «Блистательный театр» в Париже. Этот, как бы мы сказали сегодня, проект просуществовал всего два года и потерпел финансовый крах. Остались лишь долги, которые Жану-Батисту платить было нечем. По этой причине ему довелось даже провести некоторое время в тюрьме.

После этой истории отец проклял своего сына, запретил позорить фамилию. В то время актёрская профессия считалась самой низкой и называлась не иначе как презрительным «комедиант». Именно с этим связывают появление псевдонима Мольер. Жан-Батист предпочёл отречься от фамильного имени, ведь он не представлял своей жизни без театра.

Мольер занялся любимым делом, организовав бродячую труппу, с которой путешествовал из одного города в другой. Репертуар был невелик, поэтому он сам взялся за перо. Начинал с написания одноактных пьес. Так появились «Летающий доктор», «Ветреник», «Ревность Барбуйе» (это те, которые дошли до нас, а были и другие).

Постепенно популярность труппы Мольера росла, стали выступать в крупных городах. Однажды, в Лангедоке Мольер встретился со школьным товарищем принцем Конти, который порекомендовал его брату короля. И вот Жан-Батист Мольер вместе со своими актёрами получил возможность играть в театре при дворе, в Лувре.

Последние полтора десятилетия жизни Мольера (1658 – 1673) были самой продуктивной порой в плане драматургии. В это время были созданы такие шедевры, как «Смешные модницы», «Мнимый рогоносец», «Мещанин во дворянстве» , «Дон Жуан, или Каменный гость» , «Тартюф» , «Мизантроп» , «Мнимый больной». Его пьесы нещадно высмеивают пороки людей: жадность, лицемерие, ханжество.

Постановка при дворе комедии «Тартюф» нанесла серьёзный удар по католической церкви. В пьесе Мольер показал преступность церковной власти, лживость её морали. Конечно, пьеса была запрещена, и Мольер для её спасения «снял» с главного героя его духовный сан, сделал его обычным святошей и ханжой.

Запрещались к постановке и другие пьесы - так действовала критика драматурга. Однажды даже был закрыт его театр, и целых три месяца актёры дожидались возможности снова играть, хотя всё это время даже не получали денег.

Сам Мольер был человеком далеко не бедным, получал ежегодную пенсию в 1500 ливров от короля. Но к деньгам относился легко, с удовольствием тратил их. Тратил не только на себя, помогал нуждающимся, и ни один из обратившихся к нему с просьбой не был обижен. Современники отзывались о нём, как о человеке добром, великодушном, услужливом.

Личная жизнь Жана-Батиста Мольера сложилась не очень счастливо. Женился он в сорокалетнем возрасте, молодая жена Арманда Бежар обманывала его. Не сложилась и дружба его с Жаном Расином. После премьеры в театре Мольера пьесы Расина «Александр Великий», она была передана для постановки другой труппе. Мольер воспринял это как предательство

Умер Жан-Батист Мольер в 1673 году после спектакля «Мнимый больной», в которой играл главную роль. Несмотря на то, что чувствовал себя плохо, спектакль отменять не стал. Доиграв роль до конца, уйти из театра сам уже не мог и умер через несколько часов.

Кроме сочинения о жизненном и творческом пути Мольера есть другие материалы: