Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » В чем причина расставания базарова и аркадия. Сочинение почему разошлись пути двух друзей аркадия кирсанова и евгения базарова

В чем причина расставания базарова и аркадия. Сочинение почему разошлись пути двух друзей аркадия кирсанова и евгения базарова

Ответ оставил Гость

Роман Тургенева «Отцы и дети» открывается приездом Аркадия Кирсанова вместе со своим «приятелем» Базаровым в поместье Кирсановых – Марьино. Друзей встречает отец Аркадия – Николай Петрович. Он не видел сына уже давно – его Аркаша возвращается после учебы в университете со званием «кандидата».
Вторая глава описывает непосредственно встречу отца и сына на постоялом дворе неподалеку от Марьино. Кроме того, она знакомит и Николая Петровича, и читателей с главным героем романа – Евгением Базаровым.
Автор показывает, как волнуется и радуется встрече с сыном Кирсанов-старший. Это мы понимаем по отдельным деталям, «разбросанным» в тексте: «твердил, умиленно улыбаясь»; «пошел торопливыми шагами…, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее»; «он словно потерялся немного, словно робел», «хлопотливо говорил» и другим.
Николай Петрович хочет угодить во всем Аркадию, ведет себя даже несколько подобострастно. В этом проявляется его огромная любовь к сыну, его добрая и «теплая» натура. Кирсанов хочет как можно лучше принять и друга своего сына – некоего Базарова, немного странноватого и высокомерного человека. Именно в этой главе мы впервые знакомимся с главным героем романа.
Аркадий представляет его как «доброго приятеля». Мы узнаем, что Аркадий много писал отцу о Базарове, значит, был увлечен этим человеком и, как мы узнаем позже, его идеями.
Другом Аркадия оказался высокий человек, одетый в «длинный балахон с кистями». Автор обращает внимание на цвет рук Базарова – они были красные. Понятно, что этот человек работает ими, не бережет от холода и зноя, не холит и лелеет. Эта деталь показывает «чужеродность» героя той среде, в которую он попал, аристократической среде Кирсановых. Позже мы узнаем, что Базаров по своему происхождению – разночинец, сын лекаря.
Кроме того, Тургенев добавляет такую деталь – Базаров не сразу подал руку Николаю Петровичу. Вообще, герой ведет себя по отношению и к Аркадию, и к Николаю Петровичу высокомерно, смотрит на все происходящее «сверху вниз».
Интересно и необычно лицо Базарова: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Важно, что писатель настоятельно обращает внимание на ум героя. Об этом говорит и такая деталь: «Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Тургенев не отказывает своему герою в выдающихся способностях, большом уме. Но только как герой потратил их, на что направил? С этим Тургенев крайне не согласен, как мы поймем из дальнейшего развития действия романа.
Помимо внешности героя, его ума и высокомерия из второй главы романа мы можем понять отношение Базарова к простому народу. Аркадий характеризует его как «чудесного малого, такого простого…» И действительно, Базаров совершенно не против того, чтобы ехать в тарантасе. Он с легкостью «вскочил» в него, что говорит о хорошей физической подготовке героя. Кроме того, интересна такая деталь: снобизм Базарова распространяется на аристократию, но в остальном герой совершенно прост и неприхотлив.
Базаров легко находит общий язык с простым народом – он обращается с ним грубовато, но действенно: «- Ну, поворачивайся, толстобородый! - обратился Базаров к ямщику. - Слышь, Митюха, - подхватил другой тут же стоявший ямщик с руками, засунутыми в задние прорехи тулупа, - барин-то тебя как прозвал? Толстобородый и есть».
Кроме того, данная глава дает характеристику и Аркадию Кирсанову. Этот молодой человек, приехавший из города в деревню, тоже снисходительно смотрит на отца. Но это, скорее, напускное. Он старается не показать своей любви к отцу перед Базаровым, которого побаивается и которым восхищается. Пока еще это герой не понимает, что нигилизм – это не его дорога, не его путь. Пока еще Аркадий увлечен этим модным поветрием и изо всех сил скрывает радость от встречи с отцом.
Таким образом, вторая глава романа несет большую смысловую нагрузку. Можно сказать, что она является вводной и знакомит нас со многими героями и, главное, с Базаровым. Также из этой главы мы начинаем понимать отношение автора к главному герою своего романа.

В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В своём романе Тургенев показал человека новой эпохи – это демократ-разночинец Базаров.

На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам, по своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета, их связывает несколько лет дружбы.

Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.

Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет «молодая смелость да молодой задор». Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. Базаров говорит Аркадию: «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает». Т. е. Аркадий не готов к терпкой, горькой жизни революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, с одной стороны прав, а с другой – нет. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья – революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.

Аркадий не готов к этому. Либералы не «дерутся», а «воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят». Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий «невольно любуется собою», ему приятно «самого себя бранить». Базарову это скучно, ему «других ломать надо». Аркадию только хотелось казаться революционером, а в душе он всегда оставался «либеральным баричем».

Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Базаров проводит опыты, читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. В глазах революционеров труд – необходимое условие жизни. Аркадия же ни разу не видно за работой. Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.

Природу Базаров считает не храмом, а мастерской, а человека в ней – работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа – объект любования, созерцания. Для Базарова это означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения её красотой, он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в неё. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом и не говорит.

Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви, и к женщине.

Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней возникает, когда начинается духовное общение. Она умна, способна понять его.

Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал «ближе». Он сам говорит, что он «уже не тот заносчивый мальчик», что он до сих пор «задавал себе задачи, которые ему не по силам», т. е. Аркадий признаётся, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров «хищный», а Аркадий – «ручной».

Базаров слишком требователен к себе, он говорит Аркадию, что «каждый человек сам себя воспитать должен». Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда – сухость Базарова даже к близким ему людям. Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Он считает, что «в 44 года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать «никуда не годится». Искусство он считает формой наживы денег. Для него «порядочный химик полезней всякого поэта», а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом – конфликтность романа, выраженная приёмом контраста.Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия был неизбежен. Аркадий не готов к терпкой, горькой жизни демократа. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстаётся с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их – для Базарова романтизм. Аркадий нашёл свой идеал в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остаётся «либеральным баричем».

Предпринимательство.

Если предпринимательство так выгодно для человека, то почему в нашей стране им занимаются только 10% населения?

Любой вид деятельности человека требует определённых знаний и умений. Предпринимательство является одним из видов деятельности человека, где кроме знания и умения необходим талант и начальный капитал. Не каждый человек может решиться начать своё дело, т. к. не у всех есть возможность вложить определённую сумму денег и в дальнейшем получить прибыль. А также многие, имея начальный капитал, боятся риска потерять его.

Также занятие предпринимательством требует от человека определённых организаторских способностей, умение правильно и в должном направлении преодолеть начальные трудности становления своего предприятия. Не каждый может найти тот невостребованный участок сферы деятельности, который в дальнейшем может стать ядром расширения его производства.

Предпринимательство требует от человека и умение руководить людьми, работать с коллективом, находить партнёров в сфере деятельности, уметь конкурировать с другими идентичными предприятиями, находить общий язык со своими конкурентами.

Человек, который решил заняться предпринимательством должен верить в свой успех, предвидеть наперёд многие положительные и отрицательные стороны своей деятельности, уметь найти выход из трудных ситуаций.

Поэтому занятие предпринимательством и является одной из сложных профессиональных видов деятельности человека. И заниматься им не под силу каждому человеку.

Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Показать текст целиком

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, в начале романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» приезжающие в Марьино, предстают перед читателем очень близкими товарищами, даже друзьями. Однако по мере того, как развивается действие в романе, Евгений и Аркадий постепенно отдаляются друг от друга. Так почему расстаются Базаров и Кирсанов-младший? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, чем схожи и чем отличаются герои.

В первых главах романа Базаров и Аркадий кажутся не просто друзьями, но и единомышленниками. Аркадий называет себя учеником Базарова в нигилизме. Оба молодых человека придерживаются философии отрицания авторитетов и опыта предыдущих поколений, непринятия ничего на веру. В разговоре Аркадия и Базарова с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем за вечерним чаем, в диалоге-споре Базарова и Павла Петровича, раскраиваются важные для понимания нигилизма аспекты. Евгений говорит, что для нигилиста Рафаэль «гроша не стоит», природа является не храмом, а мастерской, в которой «человек-работник», отрицает существование души. Со всем этим гордо соглашается Аркадий. Любовь Базаров называет физической потребностью человека, такой же как еда и сон. К народу Евгений относится презрительно, говоря, что не хочет уважать тех, кто считает гром шумом от колесницы Ильи-пророка. Аркадий поддерживает Базарова во всех его высказываниях и, казалось бы, искренне разделяет взгляды своего «учителя».

Но довольно быстро читателю становится понятно, что Аркадий – нигилист только на словах. Кирсанов-младший ценит Пушкина и восхищается тем, как играет на рояле Катя Локтева, то есть понимает, принимает и любит искусство. Он видит красоту в природе, например, много и с охотой гуляет в окрестностях Никольского. Верит Аркадий в высокую, романтическую любовь. Рассказывая Базарову историю любви Павла Петровича к княгине Р…, Аркадий не соглашается с тем, что это «чушь», а сочувствует любовной трагедии своего дяди. Когда Аркадий делает предложение Кате, он говорит о чувстве истинной любви, родившемся в его душе.

Расходятся взгляды Аркадия и Базарова и по народному вопросу. Это противоречие обнаруживается в сцене ссоры молодых людей на сеновале, во время то

Критерии

  • 3 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 3 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
  • 2 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 13 из 14

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

17.1. Как можно истолковать слова Чацкого: «Молчалины блаженствуют на свете»? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Имя Алексея Степановича Молчалина, героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», стало нарицательным.

Многократно осмеяны и превратились в поговорки его афористичные высказывания, обнажающие убогую жизненную философию, мелкую душу: «Ведь надобно ж зависеть от других», «Частенько там мы покровительство находим, где не метим», «Ваш шпиц – прелестный шпиц». Но умница Чацкий сформулировал то ли закон, то ли проблему, актуальную и сегодня: «Молчалины блаженствуют на свете!» Так ли это? Счастливы ли, блаженствуют ли люди, подобные Молчалину?

Молчалины много добиваются, но счастливыми их не назовешь. Всю жизнь приспосабливаться, угодничать, подличать, прятать свои мысли, чувства, чтобы в один прекрасный день забыть, как выглядит твое подлинное лицо под вечной маской, – разве можно таким путем добиться «блаженства»? Счастье невозможно без внутренней свободы – чувства, незнакомого и опасного для молчалиных.

17.2. Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Несмотря на то, что Базаров и Кирсанов - люди одного поколения, между ними пропасть.

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он – сам по себе, а идеи – сами по себе болтаются, как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребёнка. Даже та ребяческая радость, которая обнаруживается в мальчике, когда его шутя производят в большие, даже эта радость, заметна в юном мыслителе с чужого голоса. Аркадий щеголяет своими идеями, старается обратить на них внимание окружающих, думает про себя: «Вот какой я молодец!» и, увы, как дитя малое, неразумное, иногда провирается и доходит до явного противоречия с самим собою и со своими надуманными убеждениями. Вот почему Базаров и Аркадий неизбежно должны были расстаться.

17.3. Какую роль в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» играют обращения к историческому прошлому?

Эпиграфом к поэме «Реквием» стали строки, в которых Ахматова говорит, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны даже в самые страшные годы, все тяготы того времени коснулись и ее жизни. Она отказалась от эмиграции и осталась в России:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Поэма «Реквием» - это и выражение судьбы Ахматовой, сына которой арестовали и приговорили к расстрелу в годы «ежовщины», и документ трагической эпохи, эпохи репрессий и насилия, когда железный «каток сталинизма» прошелся по судьбам тысяч и тысяч людей, когда арестовывали и расстреливали без суда и следствия многих невинных людей. Прокатившаяся по стране волна арестов невиновных людей, репрессии и произвол властей стали трагедией для всей страны. Бесконечные тюремные очереди, в которых стояли родственники и близкие заключенных, стали символом того времени.

17.4. Тема прекрасного и вечного в поэзии.

Тема может быть раскрыта на произведениях любого автора. Это может быть Пушкин с его стихами о любви, о дружбе.

Это могут быть поэты серебряного века: Блок («Стихи о Прекрасной Даме»), Ахматова и Цветаева с их любовной лирикой и т.д.

"Вся сложность вопросов, на которые не может найти
ответа философия, заключается в том, что они
должны быть иначе поставлены" Артур Шопенгауэр.
Реальность зла. Эту истину знают все. Проблема лишь в том, как с ней поступить, как действовать, что предпринять. Сентименталисты будут упрекать мир в несправедливости, не пытаясь сделать ничего существенного для того, чтобы что-то поменять. Классицисты не обратят на нее внимания и пойдут своим догматическим путем. Романтики восстанут против реальности, как декабристы или, как обычные обыватели, будут писать стихи, эти слащавые плоды рифмоплетства, спасающие от свободного времени и несчастной любви. Внушающие неправильное отношение к миру…И, судя, по их популярности, народ либо глуп, либо слеп. А возможно просто притворяется. И именно про прошествии эпохи красивых слов и междометий, начинается эпоха реализма. Эпоха, которая, казалось, бы должна искоренить эту мягкость. Увы, этого не происходит. Про прошествии некоторого времени Русский писатель Иван Тургенев пишет свое величайшее произведение «Отцы и дети», которое сделает многое, не столько для истории русской литературы сколько для становления сознания людей…
Несмотря на название. Это книга совсем не о об извечном конфликте поколении. Это было уже сказано и пересказано много раз. Это произведение о человеке, который понимал эту злостную реальность, но которого никто не понимал. Да и ему этого не надо было. У него было свое представление о чувствах, которые и отвлекают нас от реальных проблем: «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь». Вот именно, что все выдумано, проблем как таковых не существует вообще, мы их создаем сами. Возможно, пытаясь походить на романтических героев и борцов за справедливость. У него же все иначе. Он знает. Что мир несправедлив. У нашего героя даже фамилия говорит сама за себя. Базар происходит в его душе, олицетворяя настоящий, несправедливый мир.
Рассмотрим ситуацию с Евгением Васильевичем по сюжету. Аркадий Кирсанов привозит его в имение своего отца. Базарову внимание со стороны Аркадия не нужно вообще. Как говорит сам Кирсанов, он нигилист. Вообще, Кирсанов-полный антипод Базарова. Такое впечатление создалось, что если он будет находится рядом с каким-либо человеком длительное время, он сильно привяжется к нему и расставание для него будет очень болезненным, для него привязанность к кому-либо- это долгоиграющий наркотик, необходимый как воздух. Кирсанов далеко не размазня, он просто фанатик чувств, он сильно подвержен их влиянию. В отличию от Евгения Базарова, который вообще отрицает существование каких-либо чувств, допуская лишь ощущения. На протяжении всего романа Аркадий практически постоянно сопровождает Базарова. Сентиментальным романтикам это покажется очень трогательной привязанностью, дружбой, классицисты будут убеждены, что Базаров просто подпустил Евгения к себе, держась с ним весьма высокомерно и надменно. Но на самом же деле все намного глубже. Аркадий нашел очередной объект для привязанностей, он уже не может представить своей жизни без Евгения, он постоянно ходит за ним как собака за хозяином. При чтении романа Аркадий мне представлялся улыбающимся молодым человеком с белокурыми локонами и самое главное- с фанатично горящими глазами. Базаров же, несмотря на свою нигилистическую натуру, тоже был по-своему привязан к Кирсанову. Хотя бы только потому, что тот научил его чувствовать по-настоящему. Нигилистам, конечно, покажется, что Базаров, например, не любил Одинцову, но на самом же деле все не так… Аркадий и Евгений разрушили судьбы друг друга. Один-тем, что стал объектом ненормальной привязанности, другой- что разрушил все прежние его представления о мире, о чувствах, о смысле мироздания. Вначале у Базарова «бунтующее сердце», стремящееся к разного рода конфликта с обиженными обывателями. После приключений, случившихся по воле Кирсанова, это самое «бунтующее сердце» сменилось «вечным примирением». Рассмотрим обстоятельства, которые привели к этому подробнее. Знакомство с Анной Одинцовой послужило толчком к развязке ситуации. Нужно отметить, что Одинцова предстает в образе взрослой, состоятельной, умной женщины, а не наивной глупышки восемнадцати лет, как это обычно случается в произведениях Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Байрона и верхе романтических излияний «Ромео и Джульетте» Шекспира. Одинцова больше похожа на консервативную даму классицистических времен, которой совершенно не касаются революционные идеи, так и выглядывающие в романе со всех сторон. Чувства Анны к Евгению весьма трудно назвать чем-то очень серьезных. Такое впечатление создалось, что ей просто очень интересно слушать Базарова, но любить она просто-напросто не способна. Она уже потратила все свои силы на Катюшу, почем зря. Катя стала походить на ту простушку времен элегического романтизма. В романе можно наблюдать, что Катя занимается в основном игрой на пианино. Больше ничего. Типичное серое пятно. А ведь такой ее сделала сестра. Впрочем, если бы Одинцова ничего бы для нее не сделала, было бы лучше. И для Анны Сергеевны прежде всего. Я думаю, она бы смогла полюбить Базарова и вот стало бы двумя счастливыми людьми на Земле больше. Но это домыслы романтиков. В реальности все обстоит иначе. «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете»- вот слова Базарова, диагноз врача, если можно так сказать…
«Так знайте, что я люблю вас глупо, безумно…Вот чего вы добились»-Базаров и сам не рад этому чувству. Но тут дело намного драматичнее. Скрытая причина этого-Аркадий Кирсанов, который довел его до этого. Да, да, именно довел, так как для такого человека это было трагедией всей его жизни. Многим читателям может показаться, что Аркадий любил Одинцову, но это далеко не так. Помнится, когда Евгений вернулся в комнату, где его поместила Одинцова, между ним и Аркадием произошел следующий диалог:
- Ты еще не ложился? - проговорил он как бы с досадой.
- Ты долго сидел сегодня с Анной Сергеевной, - промолвил Аркадий, не
отвечая на его вопрос.
- Да, я с ней сидел все время, пока вы с Катериной Сергеевной играли на
фортепьяно.
- Я не играл... - начал было Аркадий и умолк. Он чувствовал, что слезы
приступали к его глазам, а ему не хотелось заплакать перед своим насмешливым
другом.
Слова «Я не играл» имеют двойной смысл. Для Евгения они означают то, что Аркадий не играл на пианино, Кирсанов же подразумевает, что он не играл ни во что, он был реально по-дружески привязан к Базарову, что жизнь-это не игрушка. Я думаю, что Аркадий начал общаться с Катей не потому что Одинцова обратила внимание на Базарова, а наоборот. Потеря Евгения была для него невыносима. И слезы появились не из-за того, что он ревновал Одинцову, Кирсанов просто понял, что он потерял то, чем он жил навсегда. И Катя- это не замена Базарову, это лишь ничтожнейшая попытка заполнить образовавшуюся пустоту. Аркадий открыл для Базарова свободу и тот ею воспользовался. По прошествии времени, во время семейного ужина предложили выпить. «В память Базарова»,-шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко произнести этот тост»-видимо, он не решился бередить так и не зажившую рану. Да и Базаров-то был не очень обрадован тем, что его друг собирается женится. Это дико ударило по самолюбию Евгения Базарова, ведь его преданный «пес» решил сменить хозяина!
«Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено;
так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не
было. Не обижайся, пожалуйста: ты ведь, вероятно, помнишь, какого я всегда
был мнения о Катерине Сергеевне. Иная барышня только от того и слывет умною,
что умно вздыхает, а твоя за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в
руки заберет, - ну, да это так и следует. - Он захлопнул крышку и
приподнялся с полу. - А теперь повторяю тебе на прощанье... потому что
обманываться нечего: мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь... ты
поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В
тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор;
для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного
смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы,
например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться
хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и
не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя
бранить; а нам это скучно - нам других подавай! нам других ломать надо! Ты
славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич - э волату, как
выражается мой родитель.
- Ты навсегда прощаешься со мною, Евгений? - печально промолвил
Аркадий, - и у тебя нет других слов для меня?
Базаров почесал у себя в затылке.
- Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу,
потому что это романтизм, - это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись;
да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже
потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Эге! я вижу, лошади
готовы. Пора. Со всеми я простился... Ну что ж? обняться, что ли?
Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы
так и брызнули у него из глаз.»
По правде говоря, выписать отрывки фраз невозможно. Этот диалог-подведение итогов ситуации. Это вывод. В словах Базарова звучит некоторая ностальгия, но, поскольку жизнь с чувствами ему пришлась не по нраву, он решает вернуться к прежним суждениям. В этом отрывке можно ясно понять, что они изрядно подпортили жизнь друг другу и расставание будет правильней всего. Аркадий показал Евгению жизнь с наличием чувств, но, как известно, любые чувства делают человека слабым, не по-базаровски быть слабым, он решает оставаться холодным айсбергом. Это даже понятно, как он общается со своими родителями-как будто делает одолжение, но не как сноб, а как человек не умеющий чувствовать. Но он уже не может быть таким, каким был раньше, за это он и расплатился нелепейшей во всех отношениях смертью. И в последние минуты жизни он желает видеть не Аркадия, открывшего для него новую жизнь, а Одинцову, как символ признания поражения перед миром чувством нас губящих, лишающих сознания реальности. Вот и все.
«Какое бы страстное,
грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней,
безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном
спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной"
природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...». Почему же о жизни бесконечной? Потому что в каждом из нас живет Базаров, мы все стремимся побыть Базаровым хотя бы для того, чтобы о нас сказали: «Он так невозмутим, хотя ему так плохо».
Я думаю, что в своем величайшем произведении Иван Тургенев открыл всю безнадежность человеческого существование, слабость даже перед вялыми симпатиями и привязанностями. Ведь даже самый холодный айсберг был побежден тем, что позволил себе ненадолго всплыть на поверхность…