Анна Молостова
Мастер-класс по использованию методов фонетической ритмики и элементов логоритмики с детьми младшей группы детского сада.
Теоретическая часть.
(слайд 4) Всем известно, что в поле зрения работы логопеда сегодня попадают дети подготовительной группы , в лучшем случае – дети старшего дошкольного возраста. Сензетивный период для развития речи упускается.
Это – проблема как для родителей так и для педагогов, так как логопеду тяжелее работать на последующих этапах.
Мы загорелись желанием решить эту проблему и найти выход из сложившейся ситуации, тем самым облегчая задачу себе и родителям и начали работать детьми младшей группы .
(слайд 5) Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному засмеяться или заплакать, как начинают смеяться и плакать другие. Кроме того дети любят подражать друг другу, взрослым и даже животным. Все эти природные особенности детей использует фонетическая ритмика .
Работая с детьми , также необходимо учитывать закономерности формирования детской психики , одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций.
При развитии более поздних в плане формирования функций (например – речи, следует опираться на уже созревшие процессы (это эмоции и движения) .
Соответственно, развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для развития речи.
Учеными давно доказана связь между движениями рук и формированием произношения (связь моторики рук и артикуляционной моторики) .
Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности.
(слайд 6) Значит, развивающую коррекционную работу нужно выстраивать от движения к речи, что и делает фонетическая ритмика . Она сочетает в себе 3 компонента – эмоциональный, двигательный и речевой и использует механизм их единства.
В своей работе с детьми мы решили использовать сочетание нескольких методов работы , направленных на развитие речевых навыков детей. Это – фонетическая ритмика – методика Костылевой , многим известная. Это элементы логоритмики в сочетании с музыкальным сопровождением. И конечно использовали различные методы по уточнению артикуляции звуков, начиная с самых простых гласных звуков и заканчивая согласными.
(слайд 7) За основу была взята «Сказка о весёлом Язычке» , нами были разработаны свои сюжеты на каждый отдельный звук и адаптированы на младший возраст .
(слайд 8) Обязательное условие занятий – положительный эмоциональный фон, активное использование жестов , мимики, интонационного языка.
Движения и речевой материал предварительно не выучиваются! Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.
(слайд 9, 10) Суть метода фонетической ритмики в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движения и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов , слов с проговариванием фраз и коротких тестов.
(слайд 11) На начальном этапе мы основное внимание обращали на правильность выполнения движений, а не на речь, чередуя противоположные по характеру движения : быстрые и медленные, резкие и плавные, напряженные и расслабляющие.
Происходит влияние на общую гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.
(слайд 12) Большим плюсом этого метода является то , что он не принуждает включаться в работу всех детей. Как мы с вами знаем, всегда есть детки, которые не участвуют в занятии со всеми детьми . Они имеют возможность просто наблюдать за остальными детьми и взрослым или не делать этого.
Это даёт возможность ребенку возможность привыкнуть и включиться в работу несколько позже, и уже по собственному желанию.
Во время хорового произнесения звуков педагог должен слышать недостатки произношения детей и тактично их исправлять. Мы же делаем следующее : если многие дети не произносят правильно, к примеру, сложные звуки (Р,Л,С,З, то мы просим детей слушать произношение педагога, а повторять – только движения.
(слайд 13) Наши занятия мы строим по следующему принципу :
Повторение пройденных звуков;
Презентация нового звука через знакомство с новым сказочным персонажем;
Игры на закрепление звука, слога или слова с этим звуком (эта часть занятия делится на два направления – работа логопеда с этим звуком и работа музыкального руководителя);
Итог занятия, мы вспоминаем с каким персонажем мы познакомились и какой звук он нам принес.
(слайд 14,15) Что касается музыкальной составляющей данных занятий, то мы ставим перед собой следующие задачи.
(слайд 16) Музыка детям дает возможность представить образ персонажа, который приходит к ним на занятия (к детям приходил дядюшка Ау, Баба Яга, собачка, козленок, жеребенок, мальчик Дима, мальчик Тема, они слушают этот музыкальный образ, что в дальнейшем мне помогает в постановке театрализованных сценок.
(слайд 17) На наших занятиях мы не только слушаем музыку, которая помогает нам представить образ различных героев,
(слайд 18) но и пропеваем те звуки, с которыми знакомимся. Многие дети не произносят сложные звуки, но в сочетании с музыкой – им становится это проще, потому что они их пропевают.
(слайд 19) И так же, мы стараемся во время пения использовать движения , которые сочетаются с образом и характером песни.
Пение включает упражнения и распевки для тренировки речевого аппарата, а также упражнения для развития координации пения с движением. Мы знакомим детей с элементарными понятиями в музыке – динамические оттенки, мы поем тише – громче; знакомим и учим детей определять и пропевать звуки высоко и низко; поем отрывисто и плавно, соединяя это с движениями рук.
(слайд 20) Что касается музыкально-ритмических движения – они предполагают упражнения, способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.
(слайд 21) Основная направленность элементов ритмопластики на наших занятиях , - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела.
Много радости и восторга приносят детям ритмические движения .
Это физиологическая потребность детского развивающегося организма.
(слайд 22) Совместные занятия с логопедом мне помогают на музыкальных занятиях в разучивании песен, музыкальных сценок, после таких занятий, дети стараются выдерживать музыкальный ритм , дышать правильно при пении, четко пропевать текст песен.
Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельные занятия или как часть речевого занятия. Отдельные стихотворные тексты можно использовать в качестве весёлых динамических пауз и на других занятиях.
В результате нашей экспериментальной работы с детьми младшей группы у нас получился цикл занятий, идущих в определенной последовательности, со сказочным сюжетом.
Мы использовали последовательность освоения артикуляции звуков и саму методику Костылевой , добавили презентации на каждый сказочный сюжет и оформили музыкальное сопровождение каждого занятия.
(слайд 23) За время проведения наших занятий мы добились того, что :
У детей активнее развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика и координация движений;
Улучшается фонематический слух ;
Нормализуется речевое дыхание;
Улучшается ритмико -интонационная сторона речи;
Уточняется артикуляция имеющихся звуков;
Создается база для успешной постановки звуков;
Повышается речевая активность детей;
- «неговорящие» дети постепенно включились в процесс;
Дети, стесняющиеся своей речи, раскрепостились.
Спасибо за внимание!
Публикации по теме:
Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения. Мы порой не замечаем, что в жизни нас окружает.
Мастер-класс для воспитателей «Оформление группы детского сада к весне» Прилетай же! Милый скворушка-скворец, Прилейтай же наконец! Для.
Квиллинг (бумагокручение) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наступает самая лучшая пора для всех детей и воспитателей - лето. Мы готовимся к лету со всем своим усердием.
Галина Маслова
Консультация для логопедов «Фонетическая ритмика-один из приёмов обучения глухих произношению»
Устная речь детей с нарушение слуха, как известно, характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи , но и нарушением ритмико -интонационной ее стороны.
Существенную роль в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха играет фонетическая ритмика , которая органически входит в работу по формированию произношения .
Фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (рук, головы, корпуса тела) сочетаются с произнесение определенного речевого материала (фраза, слов, слогов , звуков) . Можно предположить, что такая совокупность движений тела и речевых органов должна способствовать снятию напряженности и монотонности речи, которые не редко свойственны детям с недостатками слуха, раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом , оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Все упражнения направленны на :
Нормализацию речевого дыхания и связанной с ней слитности речи;
Умение правильно воспроизводить звуки ;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
Умение различать, изображать и воспроизводить различные ритмы ;
Выработку умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Движения, которые сопровождаются при произнесении звуков и слогов , характеризуются напряженностью (напряженно, слегка напряженно, не напряженно) ; интенсивностью (сильно, слабо, расслабленно) ; временем (длительно, удлиненно, кратко) . Например, движение, сопровождающее произнесение гласного А , характеризуется так : напряженно, слабо, длительно; гласного У – напряженно, слабо длительно; согласного П – напряженно, сильно, кратко; согласного М – не напряженно, слабо, удлиненно.
Движения, сопровождающие воспроизведение слов , фраз и другого речевого материала, сочетают в себе движения, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов , а также естественные жесты, сопряженные с выражением смеха, отрицания и т. п.
В первые годы обучения работа над произношением ведется на слухо-зрительной основе; позже – с 4-4,5 лет, при необходимости, применяются и разнообразные специальные приемы.
В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работа над произносительной стороной речи . Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков , слогов , слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение .
Материалом для занятий фонетической ритмикой являются звуки , слоги, слова, словосочетания, фразы, а позже тексты, произнесение которых сопровождается разнообразными движениями. Если слоговой материал , как правило, одинаков и для глухих , и для слабослышащих детей, те слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются педагогом с учетом состояния слуха, уровня развития речи и степени форсированности произносительных навыков . Важно, чтобы речевой материал не только отвечал произносительным задачам , но и был доступен, понятен детям, нужен им в общении.
Занятия фонетической ритмикой проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Но при этом дети должны иметь возможность свободно двигаться, т. е. не быть «привязанными» к столам.
На занятиях дошкольники воспринимают материал на слухо-зрительной основе. По ходу занятия полезно часть материала предлагать детям только на слух.
Занятия ритмикой на всех годах обучения проводятся ежедневно. На занятиях все дети хором вместе с педагогом два-три раза произносят предлагаемый материал, затем его повторяют 2-3 ребенка. Индивидуально первыми говорят те дети, которые могут неправильно произнести слоги , слова, фразы. В случае ошибки педагог дает правильный образец. Затем речевой материал вновь проговаривается хором.
Опыт показывает, что занятия по фонетической ритмики способствуют формированию у дошкольников слитной, выразительной и естественной речи.
Мастер-класс для педагогов и родителей «Виды упражнений по фонетической ритмике »
Цель : повышение компетентности педагогов и родителей в применении различных упражнений по фонетической ритмике в коррекции нарушений слуха у глухих и слабослышащих дошкольников.
С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками .
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слов с этими звуками, начинаются с трех исходных положений (ИП) :
1 – встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
2 – встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения для звуков И, К, Л.
3 – встать, ноги вмести, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это ИП для звука Р.
ЗВУК А. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны при одновременном длительном произнесении А .
ЗВУК О. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны (давящее движение) при одновременном произнесении О .
ЗВУК У. ИП 1. Глубокий вдох, вытянуть руки вперед (давящее движение) при одновременном произнесении У .
ЗВУК И. ИП 2. Глубокий вдох, вытянуть руки вверх при одновременном произнесении И .
ЗВУК Э. ИП 1. Развести руки вперед – в стороны при одновременном произнесении Э .
ЗВУК Я. Звук И + А
ЗВУК Ю. Звук И + У
ЗВУК Ё. Звук И + О
ЗВУК Е. Звук И + Э
ЗВУК П. ИП 1. Резкие движения кулаками вниз (как удары) при одновременном произнесении ПА .
ЗВУК Т. ИП 1. Ударять указательный палец о большой при одновременном произнесении ТА .
ЗВУК К. ИП 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося КА .
ЗВУКИ Б, Д. ИП 1. Делать удары ладонями вниз, произнося БА или ДА .
ЗВУК Г. ИП 1. Собрать пальцы в кулак, выпустить указательный и большой пальцы, произнося ГА .
ЗВУК С. ИП 1. Поднять руку ко рту, сделать из пальцев букву С, руку отвести в сторону, произнося С .
ЗВУК Ш. ИП 1. Поднять руки вверх и плавно ими покачивая, опускать руки вниз, произнося Ш .
ЗВУК Ф. ИП 1. Поднять ко рту руки, сжатые в горсть, быстро и резко разжимать горсть, слегка вытянув при этом руки вперед, произнося Ф .
ЗВУК Х. ИП 1. Поднести ладони ко рту, выдохнуть на них и одновременно произнести Х .
ЗВУК З. ИП 1. Описать в воздухе двумя пальцами букву З, одновременно произнеся З .
ЗВУК Ж. Описать в воздухе зигзагообразное движение (резко) руками вперед при одновременном произнесении Ж .
ЗВУК В. ИП 1. Поднять ко рту ладони, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении В .
ЗВУК Ц. ИП 1. Поднять вверх два пальца (указательный и средний, опускать резко вниз, произнося Ц .
ЗВУК Ч. ИП 1. Поднять ко рту пальцы рук, сжатые в щепотку, поворачивать поочередно кисти то правой, то левой руки (быстро и резко) при одновременном произнесении Ч .
ЗВУК М. ИП 1. Поднять пальцы рук к носу, отнести руку вперед – в сторону мягким, плавным движением при одновременном произнесении М .
ЗВУК Н. ИП 1. Поднять пальцы рук к груди, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении Н .
ЗВУК Л. ИП 2. Вращать руками перед грудью, произнося ЛА .
ЗВУК Р. ИП 3. Вращать руками перед грудью, имитируя работу мотора, при одновременном произнесении Р .
Публикации по теме:
Консультация для педагогов «О значении обучения детей правилам дорожного движения» Консультация для педагогов. О значении обучения детей правилам дорожного движения. Подготовила: воспитатель Богданова Е. Д. Ребенок попал.
Аннотация: В статье представлен материал по использованию фонетической ритмики в логопедической работе у детей, имеющих общее недоразвитие речи. Направленная на развитие и коррекцию речи при помощи сочетания движений и произнесения определенного речевого материала. Упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на формирования основных компонентов речи у дошкольников.
Цель : Развитие и коррекция речи у детей с ОНР по средствам фонетической ритмики.
— это «система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)» .
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:
Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Эти упражнения с применением элементов фонетической ритмики использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Работа над дыханием направлена на:
С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой).
Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.
Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох.
Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.
Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков:
Ф____ Ф_____С_____
С____ С_____Ш_____
Ш____ Ш_____С_____
Ф____ С_____Ш_____
Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.
Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.
В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков.
Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных: п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными):
па папу папо_______
папа папопу папопу_____
папапа папопупи… па___по___пу___пи___
папапапа… папопупипэ па___по___пу___пи___пэ_
Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.
Проговаривание с движениями:
1. Маленькие ножки - Руку опустить к полу, затем сразу же указать на свои ноги.
Идут по дорожке - Тихие шаги в круг.
БОЛЬШИЕ НОГИ - Руку поднять вверх и сразу же указать на свои ноги.
ИДУТ ПО ДОРОГЕ - Громкие шаги из круга.
Ходьба по кругу: тихие шаги сопровождаются проговариванием предложения тихим голосом, громкие шаги - громким голосом.
2. — ТАНЮШЕНЬКА!
- ау!
- ПОДРУЖЕНЬКА!
- ау!
- ИДИ ГУЛЯТЬ!
- иду!
- ИДИ БЫСТРЕЙ!
- бегу!
Дети стоят по кругу. Правая ладошка поднята ко рту.
Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит слова громким голосом, другая - тихим. Затем группы меняются местами.
3. В лесу кричу: «Ау! Ау!» громко.
А мне в ответ: «Ау! Ау!» тихо.
Горе кричу: «Ау! Ау!» громко.
Гора в ответ: «Ау! Ау!» тихо.
Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).
1. Бьют часы,
Бьют часы:
динь -
дан -
дон.
Дети стоят по кругу, руки опущены.
Делать легкие взмахи руками вправо-влево: бьют часы, бьют часы.
Поднять руки до уровня лба, сказать нараспев высоким голосом: динь.
Опустить руки до уровня подбородка, сказать нараспев, голосом средней тесситуры: дан.
Опустить руки до уровня груди, сказать нараспев голосом низкой тесситуры: дон.
2. Шарики висят,
Качаются, звенят.
Повтори их звон:
динь -
дан -
дон.
3. Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повтори их звон:
динь-динь,
дан-дан,
дон-дон.
Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа.
Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.
На занятиях используются игры и упражнения «Радист», «Теремок», «Кто это?», отрабатываются различные задания по развитию ритмических способностей.
Игра «Радист».
Дети стоят друг за другом, руки на плечах соседа. Учитель задает ритм и по цепочке дети передают этот ритм.
Игра «Теремок»
Обыгрывается игра теремок с героями сказки, но к словам добавляется ритм. У каждого героя свой ритм, ребенку нужно узнать по ритму кто пришел в теремок.
Дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе.
1. Учитель размеренно, громко стучит в барабан, дети в такт ударов идут по кругу: па па па…
Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики останавливаются в такт удара и говорят: стоп!
2. Учитель быстро стучит в барабан, ученики в такт ударов бегут по кругу: папапа…
Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики в такт удара останавливаются: стоп!
3. Учитель поворачивается к ученикам спиной и отстукивает ритм в барабан.
Дети стоят по кругу друг за другом, руки за спиной.
1. Ходьба по кругу в медленном темпе: па па па (шаг - слог).
2. Прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: па-па-па (прыжок - слог).
3. Быстрые прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: папа, папа, папа (прыжок - два слога).
Стихотворение с движениями:
Кап кап кап Капля - раз, капля - два. медленно,
кап кап кап Капли медленно сперва: постепенно
кап-кап-кап кап-кап-кап-кап. убыстряя
кап-кап-кап Стали капли поспевать, до среднего
капля, капля, Капля каплю догонять: и быстрого
кап! кап, кап, кап…
В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи:
Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных.
После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.
Желанова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №159,
г. Архангельск
(Документ)
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.
Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.
Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глухих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефектологических факультетов.
Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогательных), а также иностранцами, начинающими изучать русский язык.
© Власова Т.М.,
Пфафенродт А.Н., 1996
© «Гуманитарный
издательский центр
ВЛАДОС», 1996
ПРЕДИСЛОВИЕ
Для устной речи многих слабослышащих детей, как известно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.
Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего возраста, так и в развитии у них естественности движений.
Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
В данном пособии метод фонетической ритмики представлен в качестве приема работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает других приемов и методов работы над произношением, принятых в отечественной сурдопедагогике.)
Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:
Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произношения. Работа над слитностью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.
Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных методов развития моторики детей.
Музыкально-ритмические стимуляции представляют собой сочетания двигательных упражнений с элементами танца. Они являются обязательным компонентом каждого занятия и проводятся под музыку, записанную на магнитофонную ленту. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение является одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям различные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.
Характер движений, выполняемых под музыку, различен.
При выполнении упражнений для нормализации дыхания преобладают плавные движения.
При работе над ритмом в движения включаются танцевальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочетании с различными движениями рук, хлопками соответствуют характеру предлагаемого ритма.
В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообразные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног - сгибание и разгибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.
Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.
У
пражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.
При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т. п.
Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически правильно оформленная речь без движений.
Для решений данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоусиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.
Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слуховое восприятие. На основе слуха выполняется большое количество упражнений как двигательных (ходьба, бег, остановки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скороговорок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).
На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации.
В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения.
Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приобретенных навыков в условиях, приближенных к самостоятельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.
Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть неусвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные занятия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, применяемыми на занятиях по фонетической ритмике.
Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:
В соответствующих разделах пособия даны методические пояснения, указания к работе над звуками речи, ритмом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.
Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразными, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.
РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».
С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками.
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.):
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А
И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а ___.
И. п.
1. Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о_____.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное (рис. 3).
И. п. 1. Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у _________.
Движение напряженное, слабое, длительное (рис. 4).
И. п. 2. Вдох, руки вверх при одновременном произнесении и _______.
Движение ненапряженное, слабое, длительное (рис. 5).
И. п. 1. Вдох, руки вперед в стороны при одновременном произнесении э______.
Движение ненапряженное, слабое, длительное (рис. 6).
И. п. 1. Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперед в сторону при одновременном произнесении слога ты .
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 7).
Йотированные гласные
Произнесение йотированных гласных необходимо начинать с повторения сочетаний гласных иа, иэ,
ио, иу,
для чего движение на звук и переходит в движение на звук а
, затем следует движение на звук я
и т. д.
И. п. 1. Взмахом правой руки указать на себя при Одновременном произнесении я .
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 8).
Е
И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Небольшим движением рук раскрыть ладони ото рта вперед в стороны при одновременном произнесении е .
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 9).
И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести ладони в стороны (небольшим движением), затем вернуть их в прежнее положение, описав небольшой полукруг, при одновременном произнесении ё .
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 10).
И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести руки в стороны, описать ими полукруг и выдвинуть вперёд при одновременном произнесении ю.
Движение напряженное, слабое, удлиненное (рис. 11).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Смычные глухие
И. п. 1. Резкие движения (как удары) в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слотов па, па.
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 12).
И. п. 1. Резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз при одновременном произнесении слогов та, та.
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 13).
К
И. п. 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги ка, ка.
Движение напряженное, сильное, краткое (рис.-14).
Смычные звонкие
Первый вариант
И. п. 1. Наклониться вперед и вниз, руки опустить вниз, расслабить все мышцы тела и одновременно произнести слога ба или да .
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 115).
Второй вариант
Сесть на пол, руки в И. п. 1., наклониться к ногам, расслабив мышцы, при одновременном произнесении слогов, ба, да (рис. 16).
Движение слегка напряженное, слабое, краткое (рис. 17).
Щелевые глухие
С
И. п.
1. Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз
плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении с _______.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное, (рис. 18).
И. п. 1. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш ____________.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное (рис. 19).
И. п. 1. Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, одновременно произнося ф _______.
Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 20).
X
И.п. 1. Положить руки на область диафрагмы, слегка наклонить корпус вперед, одновременно произнесли слоги х ___а, х ___а.
Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 21).
Щелевые звонкие
З
И. п. 1. Описать в воздухе кистями рук небольшие круги и вернуть руки в И. п. при одновременном произнесение з ___.
Движение напряженное, сильное, удлиненное
(рис. 22).
И. л. 1. Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперед при одновременном произнесении ж_____.
Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 23).
И. п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении в ___.
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 24).
Аффрикаты
И. п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, сжатые в щепотку, резко разжать их, туловище слегка наклонить вперед при одновременном произнесении ц , подчеркивая фрикативный элемент (с ____).
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 25).
И. п. 1. Поворачивать поочередно кисти то правой, то левой руки от себя (быстро и резко снизу вверх) при одновременном произнесении ч .
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 26).
Сонорные
М
И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении м ____.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное, (рис. 27).
И. п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении н _____.
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 28).
Примечание.
Для произнесения сонорных (носовых) согласных м, н
характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы продолжают естественное направление воздуха.
Л
И. п. 2. Вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла...
Движение слегка напряженное, слабое, краткое (рис. 29).
И. п. 3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении р___ , р ___, р___.
Движение напряженное, сильное, длительное (рис. 30).
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ
1. Дети стоят по кругу, руки на поясе:
А) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны, сказать па (рис. 31);
Б) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны и ног в стороны, сказать па
(рис. 32).
2. Дети стоят по кругу. Руки опущены, ноги на ширине плеч:
А) поднять руки вверх в стороны, сказать па;
Б) резкий наклон туловища вниз, руки опустить (как рубят дрова), сказать пу;
В) корпус слегка наклонить вправо (влево), руку поднести сбоку ко рту, сказать о___ о ___.
3. Дети стоят по кругу, руки на поясе. Резко выпрыгнуть вверх, одновременно вытянуть руки вверх, сказать пи (рис. 33).
4. Дети стоят по кругу, руки опущены:
А) шаг вперед левой ногой, руки развести в стороны, сказать па (рис. 34);
Б) встать на левую ногу (после выполнения пункта а), а правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к поднятой вытянутой ноге, сказать пу
(рис. 35);
в) вернуться в И. п.
Поднимать поочередно то правое, то левое плечо, сопровождая каждый подъем проговариванием слога пи, пи, пи...
5. Дети стоят в центре круга, руки согнуты на уровне груди:
А) сделать шаг назад, с напряжением выбросить руки, зажатые в кулаки, вверх в стороны, сказать та (рис. 36).
Б) сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками в стороны, сказать то (рис. 37);
В) сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками вперед, перед собой, сказать ту
(рис. 38).
Упражнения а, б, в - чередовать.
6. Дети стоят по кругу, руки на поясе:
А) поворот туловища вправо, затем влево, говорить при каждом повороте по, по (рис. 39);
Б) прыжок на месте двумя ногами, сказать оп;
прыжок двумя ногами вправо: оп;
прыжок влево: оп.
7. Дети стоят по кругу, руки на поясе, ноги на ширине плеч:
А) а -у
о
-
о
- о
При проговаривании а
- у выполнять поочередно движения на звук а,
затем у
по три раза, затем корпус слегка наклонить вправо-влево-вправо, сказать при этом: о - о - о.
Б) и - э
и - э
и - э
пэ
- пэ - пэ
Руки резко вытянуть вверх (руки должны быть разведены при этом на такую ширину, что почти касаются головы), чуть приподнимаясь на пальцах ног, сказать и,
резко сделать полунаклон вперед, руки развести вперед и в стороны, сказать э
(повторить упражнение три раза), затем резко ударять кулаками вперед и в стороны, поочередно вправо-влево, говоря при каждом ударе пэ.
8. Дети стоят по кругу, руки опущены. Движения выполнять слитно, одно переходит в другое (рис. 40):
А) шаг левой ногой вперед. Встать на левую ногу, правую ногу отвести в сторону, одновременно выбросить руки вверх в стороны, сказать па.
Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:
Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».
Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.
Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).
Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.
Задачи:
· Развивать связную речь.
Материал:
Ширма.
1 часть.
2 часть
.
Игра "Найди игрушку".
3 часть.
4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе
1, 2, 3,4, 5,
Мы закончили считать.
Логопед:
5 часть.
6 часть.
Сказка
7 часть.
Пересказ сказки.
Конспект проведения логопедического занятия
для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках»
(с элементами фонетической ритмики)
Задачи:
· Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
· Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
· Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
· Развивать слуховое и зрительное восприятие.
· Развивать внимание и память.
· Развивать связную речь.
Материал:
Модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в костюмах разного цвета и с выраженной артикуляцией).
Ширма.
Дудочка, погремушка, вода и тазик, колокольчик, игрушка.
1 часть.
Игра: "Угадайте, что я делаю?"
Логопед издает различными предметами звуки за ширмой, дети вслушиваются и называют узнаваемые звуки.
Логопед: "Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам. Вы слышали "звуки".
2 часть
.
Игра "Найди игрушку".
Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).
Логопед: «Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся».
Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) - шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».
Логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция). Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки - девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,
Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)».
Один ребенок выбирает девочку - звук, дети все вместе поют песенку-звук.
3 часть.
Фонетическая ритмика для гласных звуков.
«А» - и.п. руки впереди, ладони вверх. Произнося звук "А", руки разводят в стороны. По динамике слабо,
«О» - и.п. руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются кольцам. Произнося звук "О", руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху.
«У» - и.п. руки перед грудью сжаты в кулак, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук "У", руки вытягивают вперед.
«Э» - и.п. руки как на звук "А", произнося звук "Э", руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.
«Ы» – и. п., кулаки сжаты, руки перед грудью. При произношении «Ы» кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.
Логопед: «Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они - согласные звуки. Посмотрите на их губы - они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»). Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, это - звонкие согласные. Давайте положим руку на горлышко и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит - там живет голос. Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет» («П», « Т», «К», «С», «Ш»).
4 часть.
Динамическая пауза.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (руки в замке).
Мы сейчас подружим, маленькие пальчики (сжимание и разжимание пальцев),
1, 2, 3,4, 5,
Начинаем мы считать (пальчики поочередно прикасаются друг к другу).
I, 2, 3, 4, 5 (в обратную сторону),
Мы закончили считать.
Логопед:
Твердые согласные ходят в синих костюмчиках - квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.
Мягкие согласные любят зеленые костюмчики - квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т"-т"-т"», пыхтят нежно «п"-п"-п"», и даже рычат нежно «р"-р"-р"».
5 часть.
Фонетическая ритмика для согласных звуков.
Логопед: ""Мы сейчас с вами превратимся в сказочных человечков -мальчиков" и произнесем их звуки.
«П» - кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно.
«Б» - руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз. Произнося "Ба-Ба-Ба", встряхивать пальцами рук, туловище наклонять вперед. Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед.
«С» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз.
«Ш» - и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.
6 часть.
Логопед: «Послушайте «Сказку о человечках – звуках»».
Сказка
"Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли - "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным – захотелось. "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".
"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".
"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.
"Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали согласные звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.
Логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").
7 часть.
Пересказ сказки.