Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Стругацкие, братья. Братья стругацкие, биография В каком жанре писали братья стругацкие

Стругацкие, братья. Братья стругацкие, биография В каком жанре писали братья стругацкие

Братья Стругацкие, биографии которых были достаточно разными, являются талантливыми писателями-фантастами, которые сумели рассказать читателям то, про что в советском Союзе не принято было говорить. Их биография началась ещё в первой половине двадцатого века. Тогда Стругацкие жили в Ленинграде. Братья имеют восемь лет разницы. Но, не смотря на это, Стругацкие всегда были дружной семьей. Братья, которых разлучала жизнь, неизменно вновь возвращались назад. Итак, какая же биография этих чудесных драматургов, прозаиков, настоящих гениев советской научной фантастики? Как они творили книги, чтобы стать самыми известными российскими фантастами, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье? Почему их называют практически отцами научной Фантастики, особенно советской и, в последствии, российской? Почему их труды трудно переоценить, а ещё сложнее представить мир научной фантастики без братьев Стругацких.

Старший брат - Аркадий Натанович Стругацкий. Он появился на свет 28 августа 1925 года в городе Батуми. Вскоре его родители переехали в Ленинград, где и оставались до конца жизни. Родители у братьев Стругацких были образованными и интеллигентными людьми. Отец был по профессии искусствоведом, а мама - учительницей. Когда началась война, Аркадий уже был подростком, поэтому работал на строительстве укреплений, которые должны были защитить город от немецких захватчиков. Потом парень отдавал долг Родине в гранатной мастерской. В 1942 году, когда Ленинград был в блокаде, Аркадию удалось эвакуироваться вместе с отцом, но в вагон попал разряд и он единственный выжил среди всех, кто там находился. Конечно же, для парня это был удар, но в то время некогда было долго плакать и переживать. Он похоронил отца в городе Вологде. Потом поехал в Чкалов (современный Оренбург), а затем оказался в Ташле. Там он работал на пункте приёма молока, а в 1943 году был призван в армию. Аркадий закончил Актюбинское артучилище, но на фронт так и не попал. Парню очень повезло, поскольку вместо того, чтобы воевать, весной 1943 года его откомандировали в Москву, где он должен был учиться в военном институте иностранных языков. Это учебное заведение парень закончил в 1949 году. Он являлся переводчиком с английского и японского языков. Затем попал преподавателем в Каннскую школу военных переводчиков. Благодаря своей специальности, старшему из братьев Стругацких приходилось много путешествовать. Он успел отслужить военным переводчиком на Дальнем Востоке и демобилизировался лишь в 1955 году. С того времени аркадий занялся писательской деятельностью. Помимо созданий романов и повестей, в соавторстве со своим братом, он также работал в «Рефератном журнале», а затем стал редактором в Детгизе и Госполитиздате. К сожалению, аркадий Стругацкий прожил лишь шестьдесят шесть лет. Для такого талантливого писателя это достаточно маленький срок, за который невозможно воплотить в жизнь все те идеи и темы, которые приходят в голову. Конечно же, Аркадий, вместе со своим братом, создали множество уникальных рассказов, которыми зачитывается уже несколько поколений. Но, всё же, стоит отметить, что мы имели бы ещё больше прекрасных примеров научной фантастики, если бы жизнь Аркадия Натановича Стругацкого не оборвалась 12 октября 1991 года.

А вот его младший брат, Борис Натанович Стругацкий, живёт и здравствует по сегодняшний день. Борис родился 15 апреля 1933 года. Родители братьев на то время уже жили в Ленинграде, поэтому Борис мог считать себя коренным жителем этого города. Он также, как и брат, был эвакуирован из блокадного Ленинграда, но только другим поездом, вместе с мамой. Будучи ребенком, он успел увидеть самую страшную зиму блокадного Ленинграда. После того, как война закончилась, вернулся в родной город. Там он поступил в ЛГУ на механико-математический факультет и получил диплом астронома. В своё время Борис работал в Пулковской обсерватории. Но, после того, как брат вернулся с Дальнего Востока, Стругацкие отправили на задний план свои карьеры и начали активно заниматься творчеством. Поэтому, уже в 1960 году, Борис был членом Союза Писателей. Кстати, братья не только писали свои рассказы и романы, но и переводили американскую научную фантастику. Вот только под переводами они подписывались не как Стругацкие, а как С. Победин и С. Витин . На сегодняшний день Борис Стругацкий является руководителем семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Он передаёт молодому поколению свои знания и умения в этой области литературы, чтобы и современные фантасты могли создавать настолько же сильные и интересные произведения, как в совё время создавали они со страшим братом.

Кстати, успех к Стругацким пришёл довольно быстро. Уже в 1960 году были отмечены такие произведения, как «Шесть спичек» (1959 год), «Испытание СКР» (1960 год), «Частные предположения» (1960 год) . Особенностью Стругацких являлся глубокий психологизм персонажей. Ранее советские фантасты не особо-то задумывались над тем, чтобы создавать полноценных персонажей со своими проблемами и переживаниями. А Стругацкие наделили их чувствами и эмоциями, дали возможность объяснять, почему именно они так поступают и что им нравится или не нравится в их мире. Кроме того, Стругацкие стали прогнозировать мир будущего, о котором также не задумывались советские фантасты, в отличие от зарубежных. Они написали такие шедевры, как «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров». Эти несколько антиутопичные книги можно смело называть шедеврами. А братья Стругацкие по праву зовутся королями научной фантастики.

Имя братьев Стругацких хорошо известно многомиллионной армии поклонников научной фантастики. Удивительный мир, созданный на страницах их произведений, неизменно привлекает и завораживает читателей. Эти яркие, талантливые произведения стали… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Стругацкие, Аркадий и Борис Натановичи - Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933) видные прозаики, кинодраматурги, братья соавторы, лидеры сов. НФ 1960 1980 х гг.; классики современной фантастической, влияние которых на ее развитие бесспорно; авторы повестей и романов,… …

СТРУГАЦКИЕ - русские писатели братья, соавторы, Аркадий Натанович (1925 91) и Борис Натанович (р. 1933). Научно фантастические рассказы и повести. Социальная фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе в повестях … Большой Энциклопедический словарь

СТРУГАЦКИЕ - СТРУГАЦКИЕ, Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933) российские писатели. Братья. А.Н. японист, Б.Н. звездный астроном (Пулково). Авторы ряда утопий и антиутопий, написанных в единственно возможном в СССР в 1960 1980 х жанре… … Новейший философский словарь

СТРУГАЦКИЕ - СТРУГАЦКИЕ, русские писатели, соавторы, братья: Аркадий Натанович (1925 91) и Борис Натанович (род. 1933). Проза в жанре социально философской научной фантастики, с элементами гротеска и юмора, о путях развития цивилизации и роли личности в… … Русская история

Стругацкие - русские писатели, братья, соавторы. Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933). Научно фантастические рассказы и повести. Социальная фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе в… … Энциклопедический словарь

Стругацкие - Аркадий Натанович Стругацкий. СТРУГАЦКИЕ, русские писатели, братья, соавторы: Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (родился в 1933). Научно–фантастические рассказы и повести. Социально–философская фантастика, с элементами гротеска, о… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Стругацкие, Аркадий Натанович и Борис Натанович - Видные рус. сов. прозаики, кинодраматурги, братья соавторы, бесспорные лидеры сов. НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные сов. писатели фантасты за рубежом (на нач. 1991 х гг. 321 книжное изд. в 27 странах); классики совр.… … Большая биографическая энциклопедия

Стругацкие - Аркадий Натанович (р. 28.8.1925, Батуми) и Борис Натанович (р. 15.4.1933, Ленинград), братья, русские советские писатели, соавторы. Аркадий С. окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949). Борис С. окончил механико… … Большая советская энциклопедия

Стругацкие - СТРУГÁЦКИЕ, рус. писатели, соавторы, братья: Аркадий Натанович (1925–1991) и Борис Натанович (р. 1933). Проза в жанре социально филос. науч. фантастики, с элементами гротеска и юмора, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе:… … Биографический словарь

Книги

  • Братья Стругацкие , Володихин Дмитрий Михайлович, Прашкевич Геннадий Мартович. Братья Аркадий Натанович (1925-1991) и Борис Натанович (род. 1933) Стругацкие занимают совершенно особое место в истории отечественной литературы. Признанные классики научной и социальной… Купить за 788 руб
  • Братья Стругацкие , Володихин Д., Прашкевич Г.. Братья Аркадий Натанович (1925-1991) и Борис Натанович (род. 1933) Стругацкие занимают совершенно особое место в истории отечественной литературы. Признанные классики научной и социальной…

Аркадий Стругацкий, старший из знаменитого тандема, был рожден в Батуми, 28 августа 1925 года. Родители братьев были яркими представителями творческой интеллигенции: мать - учительница, а отец - искусствовед. В Ленинграде, восемью годами позже, (15 апреля 1933 года), родился Борис - вторая половина творческой единицы "Братья Стругацкие".

Пробы пера каждый из них совершал отдельно. Первая повесть юного Аркадия, увы, была утрачена в период блокады. Рассказ же под названием "Как погиб Канг", который был написан в 1946 году, дождался публикации лишь в 2001.

К 50-м годам приобщается к литературным упражнениям и Борис, но самых впечатляющих успехов братья добились все-таки в качестве соавторов. Их первый общий рассказ, названный "Извне", был напечатан в журнале "Техника-молодежи" в 1958 году. Позже эта работа была развита до масштабов повести.

Начатая на спор с супругой Аркадия Стругацкого первая серьезная совместная книга братьев выходит в 1959 году - это "Страна багровых туч". Соавторы формируют свой стиль, появляется узнаваемая, характерная проблематика их творчества.

Перечислять знаковые, оказавшие невероятное влияние на умы современников и потомков произведения Стругацких можно долго. Среди них - и "Хищные вещи века", выразительно показавшие в 1965 году выбор между очень плохим и плохим вариантом. И "Понедельник начинается в субботу" - книга, вдохновившая создание фильма "Чародеи".

Огромный успех у аудитории не обеспечил Стругацким безбедной жизни: их стала ущемлять советская цензура, в 70-х годах для них становится практически закрытым путь в печать. За "Сказку о Тройке" закрывают журнал "Ангара", к публикации не допускается "Улитка на склоне", а в оригинальный текст "Обитаемого острова" цензоры внесли почти тысячу правок.

Здорово искалечен цензорами был и "Пикник на обочине", по мотивам которого братья затем создали сценарий для фильма "Сталкер" Тарковского. Очень интересна композиция "Хромой судьбы" - книги весьма автобиографической, главный герой которой даже получил в подарок авторство другого шедевра Стругацких - повести "Гадкие лебеди". В 1990 году вышла последняя пьеса Стругацких - "Жиды города Питера".

В 1991 году умирает Аркадий, и Борис продолжает писательскую деятельность уже под псевдонимом С. Витицкий - он создает еще две прекрасные книги. 19 ноября 2012 года скончался и второй брат.

Аркадий Стругацкий – легенда советской фантастики, самый известный за рубежом русскоязычный писатель фантастического направления. Повести и романы, написанные им в соавторстве с братом Борисом, до сих пор не потеряли актуальность и с восторгом перечитываются представителями разных поколений.

Детство Аркадия Стругацкого

Аркадий родился в 1925 году в Батуми. Отец его, Натан Залманович, занимался искусствоведением, впоследствии работал главным редактором влиятельной местной газеты «Трудовой Аджаристан». Мать будущего писателя преподавала русский язык и литературу в общеобразовательной школе. В раннем возрасте, когда Аркадию еще не было и десяти лет, семья переехала в Ленинград. Младший брат, Борис, родился уже в Северной столице в 1933 году.

В Ленинграде Аркадия отдали в ту же школу, в которую устроилась на работу его мать. Счастливая жизнь советской семьи продлилась недолго – началась Великая Отечественная война, и вскоре Стругацкие оказались в блокадном Ленинграде.

Аркадий пошел работать на строительство оборонительных сооружений города, потом – на завод по производству гранат. Борис тогда заболел, и во время эвакуации был не в состоянии выдержать такое «путешествие». Натана и Аркадия в итоге вывезли по «дороге жизни», а мать осталась с больным Борисом в осажденном городе. Это было в январе 1942 года…

Аркадий Стругацкий в Великую Отечественную Войну

По дороге на Урал, куда вывозили эвакуированных, отец Аркадия заболел и скончался в Вологде. Позже эшелон с беженцами подвергся бомбардировке, и из всего вагона чудом спастись удалось только Аркадию.

К лету 1942 года Стругацкий оказался в поселке Ташла Оренбургской области. Там он устроился на работу в пункт закупки продуктов у крестьян. Проработал недолго, но успел дослужиться до заведующего. После этого Аркадий вернулся в окрестности Ленинграда и к лету 1943 года сумел вывезти мать и брата из Ленинграда. После этого он вступает в ряды Красной Армии в возрасте 18 лет. Его направляют на обучение в Бердичевское артучилище. В те годы оно располагалось в тылу, в Актюбинске.

Аркадий Стругацкий в фильме «Тайна тайн»

По окончании училища Аркадий получил направление в Военный институт иностранных языков, который он окончил в 1949 году. Специальность Аркадия – переводчик с японского и английского.

В рядах Красной Армии Аркадий прослужил переводчиком до 1955 года, в основном на Камчатке, Дальнем Востоке и в Сибири. Параллельно в течение трех лет преподавал японский в училище для офицеров в Канске. В 1955 году Стругацкий уволился в запас и переехал в Москву. Первой его работой «на гражданке» стал «Реферативный журнал».

Начало писательской карьеры Аркадия Стругацкого

Писательская карьера Аркадия началась в 1955 году, когда он устроился редактором в Гослитиздат. После этого некоторое время он работал в Детгизе. В 1964 году Стругацкий был принят в Союз писателей СССР.

Начал писать Аркадий Стругацкий еще в блокадном Ленинграде. Первая его повесть – «Находка майора Королёва» - была утеряна во время блокады, как и прочие ранние произведения автора. В 1946 году был написан первый рассказ, сохранившийся до наших дней – «Как погиб Канг». Опубликован он только в 2001 году.

Первая же публикация в советский период датируется 1956 годом. Это повесть «Пепел Бикини». Аркадий Стругацкий написал ее еще во время службы в армии. Соавтором произведения выступил Лев Петров. Сюжет повести не представляет особого интереса, и литературной ценности, по заявлениям самого Стругацкого, произведение не несет.

Братья Стругацкие – классики мировой фантастики

Основные повести и романы были написаны в соавторстве с братом Борисом Стругацким. Произведения писались следующим образом: раз в год или раз в полгода Аркадий, живущий в Москве, встречался с Борисом, живущим в Ленинграде. Встречи проходили в основном в доме творчества «Комарово», куда писатели приезжали в творческие командировки. Там братьями обсуждались сюжеты и прописывалась основная фабула произведения. Затем братья разъезжались и писали независимо друг от друга, формируя законченное произведение при следующей встрече.

Мария Стругацкая, дочь писателя Аркадия Стругацкого. Жена. История любви

Все эти повести и романы вошли в золотой фонд мировой фантастической литературы и стали классикой утопической и антиутопической фантастики. Первое произведение братьев Стругацких было опубликовано в 1958 году («Извне»). В 1959 году увидела свет знаменитая «Страна багровых туч». Наиболее известными и пользующимися всенародным признанием стали «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике», «Понедельник начинается в субботу», «Стажеры».

В семидесятых годах Аркадий Стругацкий занимал высокие должности в серьезных литературных изданиях, был членом редколлегий журнала «Мир приключений», антологии «Библиотека современной фантастики», «Знание – сила». В 1985 году стал редактором «Уральского следопыта», превратив этот журнал в главный рупор советской и переводной фантастики.

Начиная с 1972 года, Аркадий Стругацкий писал также и в одиночку, подписывая свои повести и рассказы псевдонимом «С. Ярославцев». Под этим псевдонимом опубликованы «Экспедиция в преисподнюю» (1974-1984), «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984), «Дьявол среди людей» (1990-1991).

Переводы и премии Аркадия Стругацкого

Помимо написания собственных произведений, Аркадий Стругацкий занимался также и литературными переводами с японского Абэ Кобо, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё и других авторов. Совместно с Борисом Стругацким Аркадий открыл для советского читателя Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема.


Аркадий и Борис Стругацкие стали лауреатами большого количества советских, российских и международных премий и наград в области фантастической прозы: «Аэлита», «Великое Кольцо», премия Ж. Верна, британская премия «За независимость мысли».

Личная жизнь и последние годы Аркадия Стругацкого

Аркадий Стругацкий дважды был женат. Первая жена писателя – Ирина Шершова. Познакомился с ней он во время службы в Канске. Брак оказался непрочным, и Аркадий развелся с Ириной в 1954 году. Детей у них не было. Второй женой Аркадия стала Елена Ошанина (Стругацкая). В браке с ней у Аркадия родилась дочь Мария. Брак со Стругацким стал для Ошаниной также вторым. От первого брака с синологом Д. Воскресенским у Елены была дочь Наталья, которую Аркадий очень любил и воспитывал, как родную. Мария Стругацкая, родная дочь Аркадия, стала женой политика Егора Гайдара, потомка писателя Аркадия Гайдара.

В конце жизни Аркадий Стругацкий сильно болел раком печени. После продолжительного, но безуспешного лечения писатель скончался на 67-м году жизни. Он завещал не хоронить себя в земле, а сжечь свое тело в крематории и развеять останки над Москвой на вертолете. Завещание писателя было исполнено.

Аркадий Стругацкий родился 28 августа 1925 в Батуми, вместе с семьей переехал в Ленинград, во время блокады был эвакуирован, жил в Ташле близ Чкалова (ныне – Оренбург), где и был призван в армию, учился в Актюбинском артиллерийском училище, в 1943 был откомандирован в Московский военный институт иностранных языков, который окончил с дипломом переводчика-япониста; в армии прослужил до 1955, в основном, на Дальнем Востоке. После демобилизации жил в Москве, работал в редакции реферативного журнала, в издательствах Детгиз и Гослитиздат. В 1958 опубликовал в соавторстве с Л.С.Петровым нефантастическую повесть Пепел Бикини (1958); с 1960 – профессиональный писатель; известен также как переводчик английской и американской (под псевдонимом С.Бережков) и японской научной фантастики, а также классической японской литературы.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории. С 1960 – профессиональный писатель. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами – в соавторстве с братом, под псевдонимами С.Победин и С.Витин – американской фантастики).

В основу первой повести Стругацких Извне (1958) был положен традиционный сюжет о встрече землян с представителями иного разума. Уже в этой ранней повести они заявили философскую проблему «иного», которая впоследствии стала одной из главнейших в их творчестве. Широкая известность пришла к Стругацким после публикации первых научно-фантастических рассказов – Шесть спичек (1959), Испытание СКР (1960), Частные предположения (1960) и др. В первых же своих рассказах и повестях они заявили собственное видение ближайшего будущего.

Начальный этап будущего по схеме Стругацких приходится на конец 20–начало 21 вв. Произведения об этом периоде составили трилогию: повести – Страна Багровых Туч (1959), Путь на Амальтею (1960), Стажеры (1962). Они объединены общими героями-космонавтами (Быков, Юрковский, Крутиков), чья история начинается с первой героической высадки на Венеру (Страна Багровых Туч ) и заканчивается «рутиной» инспекционного вояжа по почти освоенной Солнечной системе.

Помимо смелых футорологических изысканий, ранние повести выгодно отличались на общем фоне советской научной фантастики живостью языка, психологической обрисовкой характеров, а отчасти и критическим социальным подтекстом.

По оценке Бориса Стругацкого, Страна багровых туч – это «некий уродливый памятник целой эпохе... – с ее горячечным энтузиазмом и восторженной глупостью; с ее искренней жаждой добра при полном непонимании, что же это такое – добро; с ее неистовой готовностью к самопожертвованию; с ее жестокостью, идеологической слепотой и классическим оруэлловским двоемыслием».

Вершиной раннего периода творчества Стругацких стали новеллы из цикла Полдень 22 в ., – утопия в советской литературе, широкая панорама далекого будущего, охватывающая все аспекты человеческой деятельности, включая быт, мораль, педагогику, спорт и досуг.

Как и первая трилогия, новеллы объединены общими героями – неразлучными друзьями – «Атосом» (Сидоровым) и Комовым. Третий и четвертый «мушкетеры», Костылин и Гнедых, были авторами впоследствии «забыты», зато кумир «четверки» – звездолетчик и специалист по контакту Леонид Горбовский стал одним из их самых любимых персонажей.

Мир Полдня представляет собой социальный идеал интеллигентов-«шестидесятников», однако, несмотря на определенную декларативность и патетичность, героям «ранних» Стругацких присуще чувство юмора, они подвержены слабостям, сомнениям, совершают ошибки, в том числе трагические – как охотник из рассказа Люди, люди... , случайно подстреливший разумного инопланетянина.

Постепенно, с окончанием романтической «оттепели» 60-х, в мир Полдня начинают проникать проблемы, разрешить которые оказывается довольно сложно.

В повести Далекая Радуга (1963) конфликт вызван научным экспериментом физиков, повлекшим глобальную катастрофу на планете-полигоне. Население ставится перед выбором, кого эвакуировать на единственном звездолете – результаты научных исследований или детей; а дилемма «наука – человечность» усугубляется трагическим образом бессмертного ученого, «скрестившего» себя с компьютером.

«Острый конфликт, лежащий в основе „Далекой Радуги", окрашивает атмосферу этой талантливой повести в суровые и яркие тона трагической романтики, но не делает ее однообразной по колориту: там есть и добродушный юмор, органически присущий творчеству Стругацких, и лирическая любовная сцена, и очень напряженные остро динамические сцены», – пишет А.Громова.

В повести Малыш (1971) в центре внимания Стругацких – педагогическая проблема контакта с земным ребенком, «космическим Маугли», воспитанным негуманоидными инопланетянами. Проблема вмешательства в ход Истории, столкновение принципиально «несовместимых» цивилизаций впервые прозвучала в повести Попытка к бегству (1962). Ее герой, офицер Советской Армии, необъяснимым способом переносится из фашистского концлагеря в мир Полдня и вместе с новыми друзьями, отправляющимися в космический «турпоход», попадает на планету, где сталкивается со столь знакомым ему местным «фашизмом», эксплуатирующим технологические дары галактической сверхцивилизации Странников.

Трудно быть богом.

Тема «вмешательства» еще более развита в повести Трудно быть богом (1964). В центре конфликта – вопрос о возможности и нравственной приемлемости какого бы то ни было ускорения естественно-исторического процесса. Герой повести – сотрудник Института экспериментальной истории Антон-Румата, разведчик, посланный с заданием не вмешиваться, а только наблюдать, на планету, где «правит бал» средневековье, очень напоминающее и деспотию святой Инквизиции, и нацизм.

Дон Реба «упразднил министерства, ведающие образованием и благосостоянием, учредил министерство охраны короны» (тайную полицию), основал «Патриотическую школу», где готовят профессиональных палачей и убийц, учат «технике» пыточного дела.

Утопическое, декларативно коммунистическое «не вмешивайся» приравнено в повести к ветхозаветному «не убий» и евангельскому «возлюбите врагов ваших». Однако Антон-Румата оказывается всего-навсего человеком и не в силах оставаться спокойным созерцателем: «Пусть они режут и оскверняют, неужели мы будем спокойны, как боги?» Более того, он чувствует, что постепенно привыкает к своей роли высокородного хама: «колодцы гуманизма в наших душах, казавшиеся на Земле бездонными, иссякают с пугающей быстротой».

В Антоне-Румате, в финале повести жестоко отомстившем за смерть своей возлюбленной, легко угадывается другой интеллигент с мечом на поясе – Гамлет, принц датский. (На те же годы приходится «бум» постановки Гамлета на Таганке). Румата даже читает приятелю ученому свой перевод на анкарнарский знаменитого монолога Быть иль не быть... , выдавая, конечно же, Шекспира за собственное сочинение.

Правда, Гамлет, который «себя убийством уравнял, тем, с кем я лег в одну и ту же землю» (В.Высоцкий, Мой Гамлет ), все-таки погибает, искупив тем самым грех мести. А Румате-Антону, обагрившего руки кровью толпы, уготован коммунистический хеппи-энд. Усыпив столицу империи, коллеги возвращают Антона на благополучную Землю.

Ни один роман Стругацких, даже более поздние, «диссидентские» вещи, не вызвали такой бурной полемики в прессе. Одни критики приняли в штыки «патологического убийцу» и «прогрессора» Антона Румату. Другие стояли на том, что Румата, такой как он есть, «неизмеримо более понятен и близок, чем был бы, если б до конца оставался на позициях „бога", предписанных ему „базисной теорией" и условиями эксперимента. Потому что человеком во всем значении этого слова быть тоже нелегко». (А.Громова).

Принял участие в полемике иИван Ефремов , не побоявшись назвать повесть одним из лучших произведений советской фантастики.

Действительно, повесть – не только наиболее памфлетное произведение Стругацких, кунсткамера тоталитарных уродов всех уровней и мастей, («В наше время так легко и сытно быть шпионом»), но и глобальная сатира на средневековье вообще.

Трагическая любовь Руматы, смерть возлюбленной героя – рыжеволосой девчонки Киры, героическая гибель слуги, а на самом деле, воспитанника Руматы – мальчика Уно; фрейлина Окана, фаворитка дона Рэбо, заплатившая жизнью за свою слабость к землянину; преданный друг героя барон Пампа – местный «Партос» – ежегодно отстаивающий свои наследственные высокие привилегии: «ковырять в носу за королевским столом, охотиться к западу от Арканара и называть принцев по имени» и чья залихватская фраза «не вижу, почему благородным донам не выпить холодного арканарского» долгое время была в Советском Союзе крылатой; трогательный образ земного Рая – светлого будущего с его чудо-техникой и идеалами гуманизма – все это делает Трудно быть богом , возможно, самым полифоничным произведением мировой фантастики. И не случайно кинорежиссер Алексей Герман именно Трудно быть богом выбрал для сценария своего «самого последнего фильма».

Трилогия о Максиме.

Если повести Попытка к бегству и Трудно быть богом несколько обособлены от общей хронологической схемы истории будущего, то трилогия о Максиме Каммерере непосредственно связана с миром Полдня. XXII век и представляет собой окончательное «закрытие» темы.

Книги трилогии – Обитаемый остров (1971), Жук в муравейнике (1979–1980), Волны гасят ветер (1985–1986) – посвящены, соответственно, юным годам, зрелости и старости Максима.

В первой книге представлена многоплановая панорама «пост-ядерной» антиутопии на планете, где анонимная хунта использует направленное излучение с целью глобального «промывания мозгов». Чуждый руматовского «быть иль не быть» и по своим возможностям близкий к «сверхчеловеку», Максим бросается в водоворот местной политики и готов «наломать дров», но вовремя взят под свое покровительство опытным земным разведчиком-резидентом Рудольфом Сикорски.

В повести-продолжении Максим – уже правая рука Сикорски, к тому времени руководителя службы безопасности – Комкон-2 («Комиссии по контактам-2»). Сюжет построен вокруг тайно ведущегося следствия по делу одного из «космических подкидышей» – землянина, родившегося из оплодотворенной яйцеклетки, найденной в «инкубаторе» гипотетических Странников. Сикорски предполагает, что действиями «подкидышей» управляет заложенная в них генетическая программа, представляющая опасность для земной цивилизации. Трагическое решение Сикорски, не выдержавшего тяжести ответственности и пошедшего на убийство подозреваемого «носителя угрозы», можно расценить по-разному: как профессиональную паранойю «спецслужб» и как продолжение трагического вопроса Ф.Достоевского о построении всеобщего счастья ценой крови невинного младенца.

В заключительной повести трилогии Максим – теперь уже в качестве руководителя Комкона-2 – расследует цепь загадочных событий, наводящих на мысль о «прогрессорской» деятельности пришельцев на Земле; однако оказывается, на Земле тайно действуют не агенты гипотетических Странников, а просто новая элита «избранных», совершивших гигантский скачок в эволюции.

Отдельные герои и сюжетные детали связывают с трилогией о Максиме повесть Парень из Преисподней (1976).

Понедельник начинается в субботу.

Триумфом сатиры и юмора Стругацких стала «сказка для младших научных сотрудников старшего возраста» – повесть Понедельник начинается в субботу (1965), на какое-то время даже затмившая славу романов Ильфа и Петрова.

Действие повести, легко и остроумно объединяющей русский сказочный фольклор с «интеллигентским» жаргоном 1960-х, развертывается в стенах НИИ чародейства и волшебства (НИИЧАВО), где трудятся современные ученые-маги. Если Трудно быть богом – жестокая сатира на тоталитарную «государственность» и «законность», то в Понедельнике Стругацкие высказали все, что они думают о лжеученых и лженауке. Главному герою и рассказчику Привалову и его друзьям (Корнееву, Ойре-Ойре и др.) противопоставляется галерея типов, за которыми угадываются и сталинские биологи, скрестившие березу с яблоней, и партработники от науки, и завхозы, командующие академиками, и «паркетные» физики, и прочая «нечисть». Чего только стоит Выбегалло Амвросий Амбруазович – «доктор наук», щеголяющий «в валенках, подшитых кожей, в пахучем извозчицком тулупе». У профессора Выбегалло «седоватая нечистая борода, волосы он стриг под горшок». Говорит на французско-нижегородском наречии, в котором, кроме оборотов вроде «компрене ву», обильно присутствуют слова «эта» и «значить». Деятельность Выбегалло давно вызывает сомнения у начальства, однако членам «ревизионной» комиссии профессор предъявляет две спасительные справки: о том, что «трое лаборантов его лаборатории ежегодно выезжают работать в подшефный совхоз» и что он сам «некогда был узником царизма».

Что же до положительных героев повести, рассказчика Сашки Привалова и его друзей, то они полная противоположность «официальному» образу ученого, а Привалова мальчишки и вовсе дразнят «стилягой». Привалов, прежде всего, свидетель и участник основных событий повести (споры Камноедова и Корнеева за диван-транслятор, рождение кадавров профессора Выбегаллы, разгадка тайны директора (а точнее, двух автономных директоров института Януса Полуэктовича Невструева). На изобретенной Луи Седловым машине «параллельного времени» Привалов совершает путешествие в «мир, в котором живут и действуют Анна Каренина, Дон-Кихот, Шерлок Холмс» и прочие герои литературных произведений, «даже капитан Немо».

Одно из лженаучных направлений деятельности НИИЧАВО – опыты над усовершенствованием природы человека. В научных целях создаются три кадавра (клона): «полностью неудовлетворенный человек», «человек неудовлетворенный желудочно» и «полностью удовлетворенный человек». Первый умирает сразу же после своего рождения, едва успев издать пару жалоб, второй, поглотив несметное количество селедочных голов, взрывается, как снаряд, а вот испытание полностью удовлетворенного человека благоразумно переносится на отдаленный танковый полигон. Потому что, едва появившись на свет, «полностью удовлетворенный человек» принимается со скоростью света сдирать с присутствующих кошельки, украшения и т.д. Остановить кадавра невозможно: испуская оглушительный рев, «идеальный человек» притягивает к себе все более отдаленные предметы. В образовавшейся воронке грозит исчезнуть весь мир, по крайней мере «край горизонта» «ползет, заворачиваясь внутрь». От конца света присутствующих избавляет Роман Ойра-Ойра, в последний момент напустивший на кадавра свирепого джина.

Теме потребления целиком посвящена стоящая особняком повесть Хищные вещи века (1965). Это оригинальная для своего времени попытка развенчать потребительскую «утопию», представляющую собой, по мнению Стругацких, «питательный бульон» для зарождения фашизма. Всем довольные и обеспеченные жители некоей Страны Дураков готовы полностью отдаться сладостному наркотику потребления – и уже добровольно испытывают на себе реальный наркотик, выводящий наружу подсознательные желания и превращающий человека в их раба.

Тема получила развитие в памфлете Второе нашествие марсиан (1967) («продолжении» Г.Уэллса), в котором земные обыватели охотно идут в услужение пришельцам в обмен на дармовой марсианский «самогон».

Наиболее резкой и политизированной стала повесть-продолжение Сказка о Тройке (1972 – ФРГ, 1987– СССР), одно название которой наводило на мысль скорее о чрезвычайных трибуналах, нежели о романтическом образе Руси – «птице-тройке» у Н.Гоголя .

Мотивы нелепого порядка, в условиях которого приходится жить человеку, звучат в повести Улитка на склоне (1966, в СССР издано в 1989). Они тесно переплетаются в ней с темой прогресса: человек сталкивается с более совершенной формой существования, которая, однако, несет гибель всему, что не подходит для новой жизни. Ряд образов повести не поддается однозначной расшифровке. В первую очередь это сам Лес – символ чего-то непознанного, но органического, живущего «своей жизнью», населенного странным «мифологическим» народцем, над которым производят социально-биологические эксперименты размножающиеся партеногенезом (форма размножения без оплодотворения) «амазонки», живой символ бездушного и антигуманного «прогресса».

Повесть Гадкие лебеди (1972 – ФРГ; 1987 – СССР) сначала вышла отдельным изданием, но в дальнейшем переиздавалась как «роман в романе» (Хромая судьба (1986)). Оба произведения во многих отношениях автобиографичны и посвящены судьбе художника в тоталитарном обществе.

В «обрамляющем» романе действие происходит в реальных условиях, воспроизводящих нравы Союза Писателей СССР, а герой, писатель Феликс Сорокин, многие годы пишет «в стол» фантастический роман о вторжении в повседневную жизнь провинциального городка какой-то европейской страны таинственных сил, олицетворяющих будущее. Это будущее не во всем понятно герою «внутреннего» произведения, писателю Виктору Баневу, но оно все-таки лучше, чем деградирующее настоящее. Окончательный приговор существующему порядку выносят дети, все как один уходящие из разлагающегося и гибнущего города к своим воспитателям – мутантам-интеллектуалам, начавшим с экспериментов с климатом, а в финале способными противостоять даже военной машине правящих кругов.

Пикник на обочине.

Пикник на обочине (1972) – одно из лучших произведений Стругацких, в котором сведены воедино все главные темы их творчества. Дополнительную славу повести принесла вольная экранизация Андрея Тарковского (Сталкер ); один из вариантов сценария опубликован в виде киноповести Машина желаний (1981).

В центре повествования – драматический образ «сталкера» Рэда Шухарта, на свой страх и риск организовывающего смертельно опасные, запрещенные законом «экскурсии» в так называемую «зону Посещения».

В повести тема «иного» достигает своей кульминации. По мысли Стругацких, человек навсегда останется человеком, а космос – космосом. Более того, границы «иного» в Пикнике расширяются до самого человека, до его внутреннего «космоса», а тем а «контакта» неожиданно оборачивается темой контакта человека с самим собой.

Главный «сюрприз» Зоны – комната исполнения желаний. Однако комната исполняет самое сокровенное желание... «Попросив» машину желаний излечить своего смертельно больного брата, один из клиентов сталкера с ужасом узнает, что сказочно разбогател, а брат умер: комната исполнила его истинное желание – приобрести деньги. Сам же сталкер, у которого дочь родилась мутанткой, отказывается от попытки заглянуть в бездну собственной души. Станислав Лем писал: «„Пикник" пробуждает во мне что-то вроде зависти, как если бы я был должен его написать».

Более облегченный – в форме иронической детективной научной фантастики – вариант контакта изображен в повести Отель «У погибшего альпиниста » (1970; доп. 1982).

Нежданному контакту с загадочной вселенской силой (гипотетически названной Гомеостатическим Мирозданием), почему-то стремящейся любой ценой воспрепятствовать научым исследованиям, подвергаются ученые – герои повести За миллиард лет до конца света (1976–1977). Повесть можно трактовать и как драму творческого человека, вынужденного работать «под прессом». (Вольная экранизизация А.Сокурова Дни затмения ).

Настроения «перестройки» в СССР отразились в романе Град обреченный (1988–1989). Его действие происходит в Городе, расположенном вне пространства и времени, куда с целью грандиозного социального эксперимента некие Наставники выдергивают из различных времен группу землян, ввергая испытуемых в хаос гражданских войн, экономических и экологических катастроф, фашистских путчей и т.п. потрясений.

Особенно интересен центральный образ комсомольца-сталиниста 1950-х, дослужившегося до подручного фашиствующего диктатора. При этом герой не выведен законченным злодеем и циником, скорее это удачный собирательный образ современников и соотечественников Стругацких, также переживших на своем веку не одну «сшибку» цивилизаций.

Последние совместные произведения Стругацких – повесть Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя (1988), пьеса Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах (1990) и сценарий Пять ложек эликсира (1985).

Стругацкие известны также как авторы детской научной фантастически: (Повесть о дружбе и недружбе ,1980). Повесть для детей, написанная одним Аркадием Стругацким (под псевдонимом С.Ярославцев) – Экспедиция в Преисподнюю (1974). Перу «С.Ярославцева» принадлежит и «взрослый» рассказ Подробности жизни Никиты Воронцова (1984).

Сочинения братьев Стругацких: Собрание сочинений . М., Текст, 1991–1993; Далекая Радуга . Послесл. Р.Нудельмана, М., 1964; Отель «У погибшего альпиниста »; Пикник на обочине ; Повести . М., Юридич. литература, 1989; Волны гасят ветер : Повести . Томск, Кн. изд-во, 1992; Улитка на склоне : Повести . М., Текст; ЭКСМО, 1996; Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу . Послесл. В.Ревича, М., 1966.

Сергей Журавлев