Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Способ проверки парных согласных на конце слова. Способ проверки парных согласных на конце Закрепление знаний на практике

Способ проверки парных согласных на конце слова. Способ проверки парных согласных на конце Закрепление знаний на практике

Валентина Алексеевна Краснова
Способ проверки парных согласных на конце слова

Способ проверки парных согласных на конце слова

Цель : формировать умение обосновывать написание парных согласных на конце слов путём подбора проверочных слов .

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1) Индивидуальная работа

Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова . Зу., са., кру., дру., заво., фла. ,кра..

Как ?

2) Словарная работа

ДЕВ. ЧКА, З. ВОД, УЧ. НИЦА, М. ДВЕДЬ, П. ЛЬТО

Что объединяет эти слова ? (Они словарные )

Можно ли их разделить на группы? (Да)

(Дети выполняют группировку) .

Проверить гласные , группировки.

Назовите слова с парным согласным на конце слова . (Завод, медведь)

Как проверить парный согласный на конце слова ?

III. Самоопределение к деятельности

На доске записаны слова :

арбу (с,з) тетра (д,т) ь стол (п,б)

ё(ш,ж) моро (с,з) сне (г,к)

Назовите пропущенные буквы, объясните их написание (учащиеся показывают буквы с помощью сигнальных карточек)

Как проверить парный согласный на конце слова ?

Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 173 (с. 100)

Найдите в загадке слова , которые нужно проверить .

Подберите к ним проверочные слова устно . Спишите текст загадки, подчеркните в словах буквы , которые мы проверяли .

Упр. 174 (с. 100)

(Слова сравнивают по лексическому значению и по произношению.)

В чём сходство? В чём различие? (Произносятся одинаково, а в зависимости от буквы, которую мы напишем, слово будет иметь своё значение).

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа (разноуровневая)

1 уровень

(Слова записаны на доске . Записать слова в тетрадь по образцу :

сад-сады)

арбу (с,з) тетра (д,т) ь стол (п,б)

ё(ш,ж) моро (с,з) сне (г,к)

2 уровень

Исправьте ошибки, рядом напишите проверочные слова .

Сугроп, парус, горот, голубь, берек.

3 уровень

Выпишите из текста слова с парными согласными в конце слова . Рядом напишите проверочные слова

Лес зимой

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз!

- Проверка выполнения самостоятельной работы.

VII. Рефлексия

(Устный диктант с использованием сигнальных карточек)

Загадки :

Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)

На зелёном шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

Стоит Антошка

На одной ножке. (Гриб)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

Бел, да не сахар

Ног нет, а идёт. (Снег)

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут. (Дождь)

VIII. Итог урока

Закончите моё предложение.

Чтобы проверить парный согласный на конце слова , надо….

Домашнее задание

Упр. 175. (с. 101)

Публикации по теме:

Результат тематической проверки: создание педагогических условий для социализации детей. Результат тематической проверки: создание педагогических условий для социализации детей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном.

Аналитическая справка по итогам тематической проверки по развитию речи Аналитическая справка по итогам тематической проверки по развитию речи во второй ранней группе МКДОУ «Детский сад № 4» Левокумского муниципального.

Игра-соревнование «В городе живут слова. Слова-приятели и слова-неприятели» ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «В городе живут слова» Здравствуйте дети! Сегодня у нас пройдет игра-соревнование «В городе живут слова». Всему название.

Конспект индивидуального занятия с учеником, имеющим диагноз «ринолалия» «Дифференциация парных согласных [В]-[Ф]» Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся с диагнозом «ринолалия». Тема: Дифференциация парных согласных «В – Ф». Цель: 1. Развитие.

Мастер-класс "Лес в конце весны" для детей 5-6 лет. цель: Развивать творческие способности детей, умение работать в коллективе. Задачи:.

Педсовет был посвящён итогам учебного года. Все педагоги в прошедшем учебном году прошли переподготовку по ФГОС ДО, создавали рабочие.

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них - противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Парные согласные

примеры слов с парными согласными

стол[б]ы - стол[п]

дро[в]а - дро[ф]

доро[г]а - доро[к]

боро[д]а - боро[т]ка

бла[ж]ить - бла[ш]

моро[з]ный - моро[с]

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга - последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

  • бо[п] - бобы - боб;
  • бро[т] - брода - брод;
  • бро[ф"] - брови - бровь;
  • гвоз[т"] - гвозди - гвоздь;
  • огоро[т] - огороды - огород;
  • дро[ш] - дрожи - дрожь;
  • поло[с]ка - полосонька - полоска;
  • ко[з"]ба - косить - косьба;
  • ре[з"]ба - резать - резьба;
  • горо[д"]ба - городить - городьба;
  • кро[в"] - кровный - кровь;
  • стра[ш] - стражник - страж.

Парные согласные. Примеры различения слов

Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

  • (суп) густ - (над речкой) куст;
  • (телеграфный) столб - (Александрийский) столп;
  • кора (дуба) - (высокая) гора;
  • (невыносимая) жара - (поверхность) шара;
  • (букет) роз - (мальчик) рос;
  • (новый) дом - (толстый) том.

В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

Тест по изученной теме

трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

  • гу…ки (__________);
  • фла…ки (__________);
  • гри… (__________);
  • гла… (__________);
  • пры…ки (____________);
  • ло…ка (____________);
  • лоша…ь (______________);
  • зу.. (_______).

Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

9. Вставьте буквы в тексте:

Лебе…ь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаски.
  • Как душисты яготки земляники!
  • На грятках посеяна моркофка.
  • Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
  • Лотка плыла по озеру.
  • Берек постепенно приближается.
  • Сторош не спит.
  • Громко тяфкает во дворе дворняшка.
  • Ёш шуршит в кустах.

Ответы

1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:

погру..ка , подво..ный, гла..кий , наря..ный, лоша..ка , осторо..ный, гото..ить, ду..ки , ло…ки , дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гуДки (гудок);
  • флаЖки (флажок);
  • гриБ (грибы);
  • глаЗ (глаза);
  • прыЖки (прыжок);
  • лоДка (лодочка);
  • лошаДь (лошади);
  • зуБ (зубы).

8. Выберите правильный вариант:

ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.

9. Вставьте буквы в тексте:

ЛебеДь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаЗки.
  • Как душисты ягоДки земляники!
  • На гряДках посеяна моркоВка.
  • ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
  • ЛоДка плыла по озеру.
  • БереГ постепенно приближается.
  • СтороЖ не спит.
  • Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
  • ЁЖ шуршит в кустах.

Способ проверки парных согласных на конце слова. 2-й класс

Цель урока:

1. ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путём изменения формы слова;

2. развивать внимание, память; навыки грамотного письма, работать над каллиграфией;

3. формировать умение обосновывать написание путём подбора проверочного слова.

Ход урока

    Сообщение темы и цели урока.

(Слайд №1)

Шка…, дру…, кру…, моро…, гри…

На какую орфограмму эти слова? (Парный согласный на конце слова.)

Что мы должны сделать, чтобы правильно написать эти слова? (Подобрать проверочное слово.)

Скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться находить проверочные слова).

Назовите парные соглассные?

Почему их надо проверять?

Как проверить написание соглассного парного звука на конце слова

Поставьте вопросы к этим словам.

(Слайд №2)

2. Чистописание.

Открыли тетради, запишите число, классная работа.

Запишитие Ее

- Отгадайте загадки:

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он... (Артист)

(Слайд №3)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч.

(Арбуз)

На какую букву начинаются слова? (На букву А.)

Какое из этих слово нужно проверить, что бы правильно написать? (Арбуз)

Придумайте, однокоренное слово к слову АРБУЗ, в котором будет проверяемая парная согласная. - Запишите, обозначьте орфограмму. - Проверим.

Какие еще однокоренные слова вы можете придумать к этому слову?

Доп. вопрос: какие слова называются однокоренными?

Сегодня поработаем над заглавной буквой А.

Найдите проверочные слова к следующим словам. Проверочные слова называем хором, согласный, который стоит на конце слова, показываем сигнальной карточкой.

Морковь, шкаф, шарф, шалаш, суп, зуб, жираф, мак.

4. Физкультминутка.

Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

5. Работа по теме урока.

Откройте учебники на с. 111.

(Слайд 10) Упражнение 167

Какое слово подбирают для проверки? (Родственное )

А после сомнительного согласного, какой окажется звук? (Гласный )

Алгоритм (… родственное слово, чтобы после согласного звучал гласный)

Сформулируйте правило проверки.

Работа в парах по учебнику

(Слайд 11) Стр. 111 упражнение 168. Разбор устно. Письменно в парах.

Выберите из предложенных только три слова.

Проверка. - Докажите, почему так написали… Самооценка.

3. -Молодцы, а сейчас закончите мои предложения:

    Звуки бывают гласными и согласными.

    Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

    Согласные звуки бывают звонкими и глухими.

    Согласные звуки бывают парные и непарные.

    Парные согласные это б в г д ж з
    п ф к т ш с

    Непарные согласные. Всегда звонкие л м н р й

Всегда мягкие ч щ х ц

На доске

Постановка проблемы, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения. Работа в группах (Слайд 12)

Как ещё можно проверять сомнительные парные согласные, вы определите, поработав в группах

Что? Какой?

холо .. (д, т) холод н ый

гри .. (б, п) …….. н

моро .. (з, с) …….. н

тру .. (з, с) …….. л

На слайде. Проверяем. Делаем вывод. (Слайд 13)

(В проверочном слове после сомнительного парного согласного может оказаться…)

Прочтём правило «Шаги к умению» в учебнике (с. 112)

Алгоритм (… изменить слово, чтобы после согласного оказались согласные [л],[м], [н], [р])

Составление кластера (на доске появляются карточки)

Как называются согласные звуки, которые имеют пару по звонкости-глухости?

В какой части слова эти парные согласные вызывают у нас сомнения при написании?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать нужную букву?

Как проверить парные согласные звуки на конце слова?

Парные согласные

на конце слова

изменить слово

после согласного звука после согласного звука

звучит гласный звук звучат звонкие согласные

[Н], [М], [Р], [Л]

4.-Сейчас проведём тест, который покажет, как вы усвоили правило проверки парных согласных в конце слова. (Слайд №6)

ТЕСТ. На доске

Выпиши парные согласные:

Б, З, Ч, Ж, Й, Х, Ф

Выпиши слова с парной согласной на конце:

Глаз, кот, лук, гном, воз:

Вставь букву:

Моро…, жира…, пиро…, бага….

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проведём взаимопроверку.

(Слайд № 7)

6. Словарно-орфографическая работа.

1.Игра “Фотограф”.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Фотограф”. Я буду показывать словарные слова, а вы должны будете очень быстро прочитать слово, вспомнить, как оно пишется, вставить пропущенную букву, записать.

Ягода, девочка, лисица, воробей, заяц, медведь, тетрадь.

2.Работа над новым словарным словом.

Отгадайте: кто мы?

Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
(Сапоги.) (Слайд №8)

Запишите слово сапоги. Поставьте ударение.

Что обозначает это слово? (Обувь.)

Можно купить в магазине один сапог?

Сапоги это вещь парная. Поэтому мы просим показать нам сапоги, подать примерить сапоги, хочу купить сапоги.

Парный согласный на конце слова сапог можно проверить, словом сапоги. А вот безударную гласную а в этом слове надо запомнить.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

7. Закрепление изученного материала.

(Слайд №10)

Найдите на этой картине слова, в которых встречается парная согласная на конце слова. Подберите проверочные слова.

8. Итог урока. (Слайд №11)

Как проверить парный согласный на конце слова?

Приведите примеры.

Домашнее задание: уч.с.112 правило, упр.169

В слове «ре́дька»: слогов-2 (ре-дька), букв-6, звуков-5:

согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий гласный согласный, парный глухой, парный мягкий гласный