Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Серж лифарь мусагет. История балета: Серж Лифарь - блудный сын мирового балета

Серж лифарь мусагет. История балета: Серж Лифарь - блудный сын мирового балета

Serge Lifar Musagete / Balanchine In Paris. Journal d’une choregraphie. 0 - Франция

Режиссер: Доминик Делуш

Серия "Этуали в примерах" (Coffret Etoiles pour l"exemple)."Заболевший" балетом в раннем детстве французский кинорежиссер Делуш снимает документальные фильмы о звездах танца. Истинный певец балета, он создал галерею портретов выдающихся артистов балета, среди которых Максимова и Васильев, Плисецкая, Вырубова, Шовире, Лифарь. Делуш говорит, что в фильмах его интересует не сам балет, а прежде всего работа мастеров и создание танца. Эти значительные киноновеллы сохраняют для будущих поколений искусство прошлого, имена и облик великих артистов.

Диск: I.

"Серж Лифарь Мусагет" (2005 г.). Монография посвящается столетию со дня рождения легендарного танцовщика и хореографа Сержа Лифаря. Мусагет - предводитель муз. Лифарь, возродивший французский балет и вырастивший 3 поколения балерин и танцовщиков, достоин такого определения. Более 30 лет он возглавлял балетную труппу Гранд-Опера, поставил более 200 балетных спектаклей. "Аполлон - Мусагет" (1928 г.) - шедевр, освятивший талант танцовщика. К сожалению, документальных кадров танца Лифаря почти не сохранилось. Есть лишь немного записей, запечатлевших его работу как хореографа и репетитора. Режиссеру удалось почти из ничего собрать образ танцора. Иветт Шовире, Нина Вырубова, Сирил Атанасов, бережно передававшие его хореографию, стиль, манеру исполнения молодым артистам, вспоминают великого мастера. Делуш был лично знаком с Лифарем. В 1959 г. режиссер снял короткометражную ленту "Спектр танца" о великом танцоре и хореографе, который согласился сняться у кинематографиста-дебютанта абсолютно бесплатно. Лифарь создал новое направление в балете - неоклассицизм, вписал яркие и самобытные страницы в балет XX века. Сегодня балетное наследие Лифаря украшает репертуар Оперы Гранье. (Без перевода)

Диск: II.

Баланчин в Париже (2011).Последний фильм в коллекции Etoiles pour l"example французского кинорежиссера Доминика Делуша. Невозможно представить себе современный танец без Джорджа Баланчина. Великий хореограф оставил после себя богатое наследие, которое тщательно сохраняется и передается следующим поколениям. На протяжении всей своей жизни, родившийся в России хореограф, имя которого чаще всего связывается с New York City Ballet, который он основал в 1934 году, поддерживал тесные контакты с Францией, той страной, где появились его первые творения. В 1929 году Баланчин поставил для "Русских сезонов" несколько балетов, в том числе знаменитые "Аполлон Мусагет" на музыку Игоря Стравинского и "Блудный сын" на музыку Сергея Прокофьева. Оба эти произведения, перенесенные им позднее на американскую сцену, вошли в сокровищницу мирового балета ХХ века. В 1947 году в Париж был приглашен из Нью-Йорка Джордж Баланчин для то­го, чтобы перенести на сцену Гранд-опера три балета нью-йоркского репертуара ("Серенаду", "Аполлон Мусагет", "Поцелуй феи"). В этот период парижской труппе был преподнесен в подарок, написанный специально для нее номер - "Хрустальный дворец", ставший одним из шедевров. Это своеобразный портрет Гранд-Опера, образ парижской школы классического танца. Гилен Тесмар, Виолетт Верди - две почти легендарные фигуры, музы Баланчина проводят увлекательные мастер-классы для нового поколения танцоров Опера Гарнье, передавая из первых рук стиль, мельчайшие детали, технику хореографа, которые были получены от одного из величайших реформаторов балета, чтобы сохранить драгоценное наследие, осознавая, что со смертью Баланчина оно может исчезнуть. Балет - это одна из немногих профессий, основанных на обмене, на передаче опыта от человека к человеку. Баланчин был очень влюбчив, женщины в его жизни играли роль Муз. Он мог творить только тогда, когда рядом с ним была очередная Муза. Оставив брату в Грузии пару золотых часов, Баланчин раздарил все свои балеты восемнадцати любимым женщинам. Все балеты – это 425 сочинений. Гилен Тесмар с юмором вспоминает, что труппа была, как гарем, вокруг фигуры гуру Баланчина. Он настаивал, что балерина должна чувствовать, что она самая красивая женщина в мире, она должна была быть королевой. (Без перевода)

Журнал хореографии (1982). Уникальный мастер-класс великого хореографа Джона Ноймайера (John Neumeier), который он дает тогда еще начинающей звезде Гранд Опера Патрику Дюпону. Зритель имеет возможность подсмотреть репетицию так и не увидевшего свет балета "Петрушка" на музыку Игоря Стравинского. (Без перевода). (2 DVD)

Сергей Михайлович (Серж) Лифарь - выдающийся танцовщик, балетмейстер, педагог, коллекционер родился 2 (15) апреля 1905 г. в Киеве в семье чиновника департамента водного и лесного хозяйства. В 1914-1920 гг. обучался в Императорской Александровской киевской гимназии. С 1913 г. Сергей Лифарь занимался музыкой по классу фортепьяно, мечтал стать пианистом. Война перевернула все его планы: во время перестрелок на киевских улицах он был ранен в руку. С мечтой стать музыкантом пришлось расстаться.
Случайно попав на урок классического танца, юноша почувствовал, что его призвание - балет. Учиться танцевать он начал в 14 лет в Киевской студии Брониславы Нижинской. В 1923 г. по ее рекомендации Лифарь был вызван в Париж на просмотр в «Русский балет» С.П. Дягилева. 18-летний юноша практически без денег добрался через Польшу во Францию.«Я не буду описывать испытанные мной муки, страхи, опасности, когда я пересекал границу под пулями, цепляясь за вагон. Руки т
ак свело холодом, что это даже помогло мне не сорваться», - вспоминал Лифарь. Несмотря на слабую подготовку, он был принят в прославленную труппу. Вскоре, благодаря упорной работе над техникой и выразительностью танца, Сергей Лифарь стал лучшим лирико-романтическим танцовщиком труппы и занял в ней ведущее положение. С 1924 г. Сергей Лифарь совершенствовал свое мастерство под руководством хореографов Энрико Чекетти и Николая Легата. Лифарь исполнил главные роли во многих знаменитых дягилевских балетах: «Кошка» (1927), «Аполлон Мусагет» (1928), «Блудный сын» (1929) - балетмейстер Д. Баланчин; «Зефир и Флора» (1925), «Ода» (1928) - балетмейстер Л. Мясин.

Этапным в его творчестве стал 1929 год. Именно в этом году он выступил в качестве балетмейстера, поставив свой первый самостоятельный спектакль «Байка про лису, кота, петуха да барана» на музыку Игоря Стравинского. Друг и наставник Лифаря Сергей Павлович Дягилев признал в нем редчайший дар хореографа: «Когда Лифарь впервые появился на репетиции “Байки про лису…” Стравинского, подумалось, что он всю жизнь только и делал, что создавал балеты. Он точно знал, чего хотел». В этот же год Сергей Павлович Дягилев скончался. Антреприза Дягилева со смертью ее руководителя прекратила свое существование.
В 1929 г., после смерти Дягилева, Сергей Лифарь был приглашен в Парижскую Оперу («Grand-Opera»), где поставил балет «Творения Прометея» на музыку Людвига ван Бетховена. C 1930 г. он возглавил балетную труппу «Grand-Opera» и оставался ее балетмейстером до 1958 г., а танцовщиком - до 1956 г. (с перерывом в 1944-1947 гг., когда он руководил труппой «Новый балет Монте-Карло»).
Сергей Лифарь сыграл огромную роль в развитии балета во Франции, обогатил репертуар Парижской Оперы, поставив более 70 оригинальных
балетов и большое количество возобновлений, в том числе такого знаменитого спектакля классического наследия, как «Жизель», в котором он исполнял роль Альберта с 1931 г. и до конца своей карьеры. Лифарь провел реформу театра, где вплоть до 1930-х гг. сохранялись порядки, заведенные в ХIХ веке. До прихода Лифаря балет в «Grand-Opera» занимал подчиненное положение. Балеты давались после оперных спектаклей в виде дополнения. Дирекция театра не верила, что публика придет на балетный спектакль. И только Лифарь сумел изменить положение, возвысив балетное представление до уровня искусства. Кроме того, Сергей Лифарь пригласил новых педагогов, и благодаря ему в труппе выросло несколько поколений выдающихся артистов. Под его руководством балетная труппа «Grand-Opera» стала одной из лучших в Европе.

Стиль балетов Сергея Лифаря формировался постепенно, от постановки к постановке. Это были одноактные сюжетные балеты, преимущественно основанные на мифах и легендах - библейских, античных или средневековых. В центре его ранних спектаклей - герой, упорно идущий к своей цели: «Творения Прометея» (1929), «Икар» (1935), «Давид» (1937), «Александр Великий» (1937), «Рыцарь и девушка» (1941). В более поздних балетах возникла тема одиночества героя, невозможности противостоять судьбе: «Наутеос» (1947), «Фантастическая свадьба» (1955), «Гамлет или благородный безумец» (1957), «Пиковая дама» (1960). Сценографами лифаревских постановок были такие знаменитые художники, как П. Пикассо, Л. Бакст, А. Бенуа, Ж. Кокто, М. Шагал.
В решении идеи спектакля Сергей Лифарь склонялся к аллегоричности, мелодраматической патетике и стилизации. Он внес в исполнительскую манеру артистов лиризм и выразительность. Тщательно разрабатывая партии протагонистов (главных героев), противопоставляя их кордебалету, Лифарь повысил значение мужского танца в балете. Сергей Лифарь пользовался средствами классического танца, но обновлял его, вводя новые движения. Сам он называл свой стиль «неоклассическим».
Помимо исполнительской и постановочной работы немалое значение имела деятельность Лифаря как теоретика танца, писателя, просветителя. В 1935 г
. Лифарь опубликовал «Манифест хореографа», один из главных тезисов которого - самостоятельность танца, независимость его от музыки. На практике он осуществил эту идею в балете «Икар». В 1947 г. он основал Хореографический институт (позже Университет танца) при «Grand-Opera». С 1951 г. руководил хореографическим отделением в Русской консерватории в Париже. На протяжении долгих лет Сергей Лифарь читал курс истории и теории танца в Сорбонне.
Сергей Лифарь еще в молодости начал собирать редкие книги, и чем больше он отходил от балета, тем более увлекался коллекционированием. Лифарь владел ценным собранием пушкинских автографов и мемориальных предметов, основу которых составляли реликвии из коллекции С.П. Дягилева. Уникальная дяги
левская библиотека, жемчужиной которой были 11 писем А.С. Пушкина, была приобретена им после смерти Дягилева. Сергею Лифарю принадлежит и главная заслуга в деле организации парижской выставки в 1937 г. «Пушкин и его эпоха», посвященной 100-летию со дня смерти поэта. На чествовании Лифаря Пушкинским Комитетом в Париже при закрытии выставки был зачитан адрес: «В этом Пушкинском служении здесь, вне Русской Земли, перед лицом иностранцев, Вы сумели добиться прямо поразительных результатов, побудив многошумный, живущий иными помыслами Париж заинтересоваться в
еликим творчеством Пушкина среди тревог и забот, обуревающих сейчас мир. <…> …выставка «Пушкин и его эпоха» явилась совершенно исключительным и блестящим завершением всемирного прославления Пушкинского гения».
В 1961, 1968, 1969 и 1976 годах Сергей Лифарь посещал СССР, побывал в пушкинских местах, передал безвозмездно в дар Пушкинскому дому в Ленинграде часть своей пушкинской коллекции.
В последние годы жизни Лифарь увлекался живописью. Об этом периоде его жизни вспоминал барон Э.А. Фальц-Фейн: «Сережа в последние годы жил тихо, занимался своими громадными архивами, приводил их в порядок. Писал картины - в утрированно примитивной манере, нарочито сочными
красками. Выставки его живописи имели успех… <…>. Одну из картин я у него купил и подарил Третьяковской галерее, чтобы ваши искусствоведы заинтересовались живописным талантом Лифаря».
Заслуги Сергея Лифаря были высоко оценены. В 1935 г. после успешного представления балета «Икар» он получает
звание «Этуаль» (первый танцовщик) «Grand-Opera». Ранее это звание присуждалось только танцовщицам. В 1956 г. в ознаменование 25-летия работы в «Grand-Opera» он получает Золотую медаль города Парижа. С 1976 г. становится почетным президентом Совета танца при ЮНЕСКО.
В 1982 г. правительством Франции Сергею Лифарю было присуждено звание Кавалера ордена Почетного легиона.
Сергей Михайлович Лифарь скончался 15 декабря 1986 г. в Лозанне (Швейцария) и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

В оформлении баннера использован рисунок Павла Челищева «Серж Лифарь в роли Альберта в балете “Жизель”», 1932 г.

В экспозиции использованы книги, периодические издания, архивные материалы, подаренные Дому Русского зарубежья им. А. Солженицына Марией Ивановной Лифарь.

На выставке также экспонируются материалы из Российского Фонда культуры.

Сергей Михайлович Лифарь родился 2 февраля 1905 года в Киеве, в богатой семье чиновника. С детства Лифарь пел в церковном хоре Софийского собора, брал уроки игры на скрипке у профессора Воячека, посещал класс фортепиано в Киевской консерватории. Учиться танцевать он начал в 14 лет.


Леонид, Василий, Евгения, Серж

В воспоминаниях Лифарь писал, что однажды в Киеве он увидел урок классического танца и почувствовал, что балет — его призвание. Хотя педагог Бронислава Нижинская, сестра легендарного танцовщика Вацлава, дала Сергею убийственную характеристику: «неперспективен». Но упорные репетиции, тренинг, фантастическая влюбленность в балет дали свои прекрасные всходы.

Кроме этого, он брал уроки у Екатерины Гельцер.

В 1923 году Лифарь вместе с четырьмя другими учениками Нижинской отправился в Париж в «Русский балет» Дягилева. Путешествие оказалось непростым. Через границу Лифарю пришлось перебираться нелегально. По его словам, в него стреляли, и он был ранен. Несмотря на невзгоды Сергей Лифарь практически без денег добрался до Парижа. Там он нашел Дягилева и сумел доказать, что может быть полезен его труппе.

К тому времени, как Лифарь появился в Париже, прошло уже несколько лет с тех пор, как антрепренер «Русских сезонов» Сергей Дягилев остался без первого танцовщика труппы Вацлава Нижинского. Он обладал поразительной интуицией и хорошо знал людей. Дягилев не ошибся и на этот раз, остановив свой выбор на Лифаре. Он послал его учиться в Италию к знаменитому педагогу Энрико Чекетти, учителю Анны Павловой и многих других выдающихся танцовщиков. То, что Лифарь впоследствии стал тонким знатоком музыки, живописи, литературы, обладал прекрасным вкусом, — во многом являетсязаслугой Сергея Дягилева.

Лифарь стал ведущим солистом и блестящим хореографом «Русского балета». «Его искусство восхищало, — вспоминал Александр Бенуа. — Он был первым танцовщиком двадцатого века, все остальные придерживались эстетики девятнадцатого. Меня ослепляла его красота, дивные мускулы и такой размах, порыв танца. Мне было всего лет 13, когда я впервые увидел его на сцене в роли Александра Великого, и я был потрясен. Позже в разных странах я видел некоторые балеты, которые ставил Лифарь. Но это уже жалкие подделки. В его же пластике были важны детали внутри пластического текста, благородная манера, акценты, движения музыки, на которые откликается тело. Особая точность деталей и создает стиль, не так ли? Балеты с участием Лифаря сейчас кажутся мне сном». Впоследствии Лифарь ограничил свой репертуар главными партиями в собственных постановках.

Этапным в творческой жизни артиста стал 1929. В этом году проявился талант Лифаря-хореографа и этот же год забрал его друга и наставника: Сергей Дягилев скончался на его руках. Лифарю пришлось взвалить на себя дело Дягилева: Серж возглавил балет Парижской оперы, совместив три функции — главного балетмейстера, хореографа и ведущего танцовщика. Это был отчаянный шаг. Ведь Лифарю пришлось возрождать французский балет, который в XVIII—XIX веках являлся законодателем моды.

Французские педагоги и хореографы перенесли балет в Россию и расцвет Императорского балета был связан с именем легендарного Мариуса Петипа. До прихода Лифаря балет в парижской Опере занимал подчиненное положение. Балеты давались после оперных спектаклей в виде какого-то довеска. Дирекция театра не верила, что публика придет на балетный спектакль.

Объединив молодых энтузиастов, репетируя по восемь часов, Серж сумел создать талантливую труппу. В 1929 он впервые поставил для «Русского балета» «Сказку про лису, петуха, кота да барана» на музыку Стравинского.

Лифарь внес в исполнительскую манеру артистов лиризм и выразительность, когда мужественность сочеталась с изяществом; возвысил роль танцовщика. Благодаря его мастер-классам появились замечательные балерины: Иветт Шовире, Нина Вырубова, Лисетт Дарсонваль, и танцовщики: Юлий Алгаров, Александр Калюжный, Ролан Пети

Известный театральный критик Плещеев писал: «И вот взмах крыльев, и на сцену влетела невиданная чудо-птица… Птица — Лифарь. Это не танец, не пластика — это волшебство. Мне упрекнут, что это не критика. Критика заканчивается там, где начинается очарование… „Икар“ — это эпоха, это синтез всего его творчества, это как будто предельная черта.»

"Я хорошо знал Нижинского, он считался лучшим танцовщиком в мире. Но теперь я могу с полной ответственностью утверждать, что Васильев превзошел своего знаменитого предшественника во всем".
Серж Лифарь

Критики отмечали, что эта постановка стала «замечательным достижением в драматическом и пластическом планах, образцом четкого, емкого неоклассического стиля, повлиявшего на творчество нескольких поколений артистов и хореографов». Термин «неоклассицизм» для характеристики собственного творчества выдвинул сам Лифарь. Его шедеврами стали его балеты «Миражи», «Федра», «Сюита в белом», «Ромео и Джульетта». Лифарь танцевал в собственных постановках, воплощая образы героические или поэтические; он был Аполлоном и Александром Македонским, Давидом и Энеем, Вакхом и Дон Жуаном. Создавая свои балеты, хореограф использовал классическую музыку или музыку современных композиторов — Стравинского, Прокофьева, Равеля. Сценографию для лифаревских постановок делали такие знаменитые художники, как Пикассо, Бакст, Бенуа, Кокто, Шагал.

По воспоминаниям современников, Лифарь был очень красивым мужчиной. Как танцовщик он восхищал музыкальностью, элевацией, совершенством и одухотворенностью, зажигая энергетикой и артистизмом. Как хореограф умел выявить максимум возможностей каждого артиста. Его обожали коллеги и публика. Например, Поль Валери назвал Лифаря «поэтом движения».

Очень популярными у публики стали «Балетные среды». Восторженно зрители приняли балет «Прометей», поставленный на музыку Бетховена. Звездами были Ольга Спесивцева и Серж Лифарь. В своей труппе Лифарь стал проводить тренинги, передавая секреты мастерства, обучая дуэтным танцам, добиваясь, чтобы балет нес мысль, а не только развлекал публику.


Танцовщик Серж Лифарь. Рисунок Бориса Григорьева

Было время, когда его фотографии ежедневно появлялись на страницах парижских журналов и газет. Ему нравилось, что он был окружен поклонением и лестью, но жил он в скромном отеле в комнате, заваленной книгами. Одевался скромно. Деньгам значения не придавал. Тратил их на расширение перешедшей к нему дягилевской коллекции. Охотно давал тем, кто нуждался, и готов был отдать все, когда речь шла об искусстве и русской культуре.

Хореографию Сержа Лифаря можно назвать продолжателем традиций Михаила Фокина. Благодаря тонкому вкусу, сформированному Дягилевым, Лифарь сумел поднять свой талант на большую высоту. Серж представлял французский неоклассицизм, как Баланчин — американский. Это были два гения хореографии, которые вписали яркие и самобытные страницы в балет ХХ столетия. И сегодня балетное наследие Лифаря украшает репертуар Оперы Гранье (а в Национальной опере Украины восстановлены его балеты «Ромео и Джульетта», «Сюита в белом» и «Утренняя серенада».

Лифарь был знаковой фигурой, и то, что он не отвернулся от оккупантов Парижа, впоследствии принесло хореографу массу неприятностей. Хотя Лифарь не сотрудничал с гитлеровцами: уклонился от личной встречи с фюрером, когда тот посетил дворец Гранье (здание Парижской оперы), отказал Геббельсу передать написанный Ренуаром портрет Вагнера. В воспоминаниях Сергей Михайлович писал: «Моя общественная деятельность главным образом была направлена к спасению от разгрома немцами Парижской оперы — французского национального достояния, музея и библиотеки шведского магната Rolf de Mare, Русской консерватории имени Рахманинова, балетных школ, и, наконец, моей личной библиотеки и коллекции»...

Однако, слух о том, что Лифарь был коллаборационистом и сотрудничал с гитлеровцами, привел к тому, что Сергея Лифаря бойцы французского Сопротивления приговорили к смерти, и хореографу пришлось на несколько лет перебраться в Монако. Только после войны Национальный французский комитет по вопросам чистки, тщательно изучив вопрос, полностью опроверг все обвинения и официально извинился перед Лифарем.

В 1947 Серж вернулся в Париж. Шарль де Голль - военачальник, возглавивший французское Сопротивление, а затем президент Франции, дружил с хореографом, восхищался его талантом. А антиподом Сержа Лифаря в балете являлся знаменитый танцовщик Рудольф Нуриев, не скрывавший, что не любит его хореографию. Он категорически отказывался выступать в лифаревских балетах. Нуриев входил в группу людей, которые принципиально не общались с Сержем.

Балет Cinеma. 1953

Мир балета был не единственным увлечением Лифаря. Он дружил со многими художниками: Пабло Пикассо, Жан Кокто, Кассандр (Адольф Мурон), Марк Шагал. Они оформляли многие его спектакли. Сотрудничество Лифарю предлагал и Сальвадор Дали, однако его сюрреалистический проект декораций и костюмов к знаменитому «Икару» (с костылями вместо крыльев) был отклонён.

После окончания карьеры в балете, в возрасте 65 лет, Лифарь занимался живописью. В своих работах он продолжал тему танца и балета. Он рисовал и раньше: на программках, афишах, записках — карандашом, помадой, гримом. В 1972—1975 выставки картин Лифаря пользовались большой популярностью: Канны, Париж, Монте-Карло, Венеция. Хотя он сам сдержанно относился к своему увлечению. «Эти графические, почти пластические работы я посвятил своему другу Пабло Пикассо. Он был настолько любезным, что удивился, залюбовался и горячо посоветовал мне продолжать. Только я не художник, а хореограф, рисующий», — писал он в последний автобиографической книге «Мемуары Икара». Лифарь оставил после себя более сотни оригинальных картин и рисунков.

Страстным увлечением Сержа Лифаря было коллекционирование всего, что связано с Пушкиным и Русским балетом Дягилева. Его целью вернуть России сокровища ее культуры. Началось все с личного архива Сергея Дягилева, который состоял из коллекции театрального живописи и декораций и библиотеки (около 1000 наименований). Лифарь выкупил её у французского правительства за деньги, полученные за год работы в Гранд-Опера. Как позже вспоминал хореограф: «Деньги на покупку дягилевского архива я заработал ногами».

Серж Лифарь собрал одну из самых интересных в Европе российских библиотек, состоявшей из старопечатных изданий XVI—XIX веков. Особое место в его библиотеке занимала и «Пушкиниана», самым дорогим сокровищем которой были 10 оригиналов писем поэта к Гончаровой, редкие издания и другие пушкинские раритеты. В 1937 он был одним из организаторов торжеств в память 100-летия смерти Пушкина.

Лифарь принимал активное участие в культурной жизни русской эмиграции, одно время был директором консерватории им. Рахманинова, членом общества сохранения русских культурных ценностей, членом "Общества друзей Толстого", участвовал в подготовке книги "Вклад русской эмиграции в мировую культуру". Пушкинскому дому Лифпрь подарил рукопись Пушкина - предисловие к "Путешествию в Арзрум", музею в Пятигорске - картину Лермонтова. Серж Лифарь проводил вечера памяти Дягилева: в ознаменование 10-летия его кончины (1939), в честь 100-летия со дня рождения (1972).

Серж Лифарь добился, чтобы на доме, где жил и умер гениальный Шаляпин, была установлена мемориальная доска. Он принял участие в перенесении праха знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского из Лондона на кладбище Монмартра, рядом с легендой французского балета Вестрисом. В течение многих лет Лифарь помогал обездоленным соотечественникам, проводил благотворительные концерты в пользу Союза русских инвалидов Первой Мировой войны.

Серж Лифарь и Лиллан д’Алефельдт. Швейцария, 1958

В последние годы жизни Лифарь был вынужден продать часть своей коллекции.

Если бы не встреча с Лиллан Алефельд, возможно, Сергей Михайлович умер бы беспризорным.

«Она была богатой дамой и стала доброй феей для Лифаря, — считает Д.Делуш. — Их союз нельзя назвать полноценным браком, это скорее был дружественный союз.

Серж обожал Лиллан за красоту, молодость. Она стала для него путеводной звездой в творчестве. Лиллан можно сравнить с Надеждой фон Мекк (музой композитора Петра Чайковского). Это были высокие отношения, которые возможны, наверное, только в мире искусства»...

Сергей Михайлович Лифарь умер 16 декабря 1986 года в Лозанне (Швейцария) и был погребен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа возле Парижа. На его могиле - лаконичная надпись «Серж Лифарь из Киева»...


Могила Сергея Лифаря на кладбище Сент-Женевьев де Буа

Всю жизнь Лифарь был человеком без гражданства и мечтал посетить родной город. В 1958 году планировались гастроли в Советском Союзе, и, казалось, его мечта сбудется. Но во время посадки в самолет полиция придралась к неправильно оформленным документам, и труппа улетела без него. Серж с горечью узнавал, что во время спектаклей его имя даже не упоминалось в афишах. В 1961 он все-таки приехал в Советский Союз как почетный гость Первого международного конкурса молодых артистов балета в Москве. Тайно, под видом другого человека, танцор приезжает в Киев, чтобы посетить могилу родителей. Он сожалел, что на родине его не знают.

Последним желанием Сержа Лифаря было увидеть букет белых лилий. Именно эти цветы он держал в руках всякий раз, когда исполнял одну из своих коронных партий - принца Альберта в «Жизели». Даже в последние минуты жизни он хотел видеть то, что напоминало ему о сцене и танце.

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного танцовщика и хореографа Сержа Лифаря .

Родился он в Киеве и всю жизнь хранил в душе любовь к родному городу.

Поздно, только в 16 лет увидев урок классического танца, юноша почувствовал свое призвание и начал учиться.

В разгар Гражданской войны 17-летний Лифарь без виз, без денег добрался до Парижа, до Русского балета. Сергей Павлович Дягилев оценил одаренность молодого человека, почти не имевшего профессиональной подготовки, и принял его в труппу.

Самозабвенно работая над техникой и выразительностью танца, Лифарь стал ведущим солистом, звездой Русского балета.

Дягилев заботливо приобщал его к музыке, живописи, развивал вкус, знакомил с сокровищами культуры, возил в Италию.

В 1929 году проявился талант Лифаря-хореографа, но в этом же году скончался великий Дягилев. Тяжело переживая смерть своего наставника и понимая, что заменить Дягилева не сможет никто, Лифарь отказался стать во главе Русского балета.

Волею случая 24-летний Лифарь возглавил балет Парижской оперы, совместив одновременно три функции: главного балетмейстера, хореографа и ведущего танцовщика.

В ту пору атмосфера в театре была фривольной, Оперу называли "домом легкой и сговорчивой грации". Во время спектаклей в зрительном зале, как в салоне, не гасили большую люстру, балеты давали только как придаток к опере.

Друзья считали ситуацию безнадежной и не советовали Лифарю браться за эту работу, но он решил, "что сама судьба возложила на него некую миссию: отдать Франции долг России". Действительно, в XVIII-XIX веках французские педагоги и хореографы перенесли балет на русскую почву, и блестящий расцвет Императорского балета был связан с именем Мариуса Петипа .

Полный энтузиазма и горячего желания возродить французский балет, молодой руководитель сплотил вокруг себя талантливую молодежь и занимался с ними по 6-8 часов в день.

Достигнув успеха, Лифарь рискнул организовать "Балетные среды", восторженно принятые новым зрителем.

В первый же сезон в 1929 году он создал балет "Творения Прометея" (музыка Бетховена ), ставший важнейшим художественным событием парижской жизни.

Сначала звездами балета были русские: несравненная Ольга Спесивцева и сам Лифарь. Он вспоминал: в то время "главным моим неистовым желанием было создание французской балерины этуаль".

Для этого он направлял молодых артистов совершенствоваться у русских педагогов, в прошлом звезд императорских театров: Преображенской, Трефиловой, Егоровой, Кшесинской .

В результате увлеченной совместной работы появились такие прекрасные французские балерины, как Иветт Шовире, Нина Вырубова, Лисетт Дарсонваль и танцовщики, как Юлий Алгаров, Александр Калюжный, Ролан Пёти и др.

Лифарь учредил в Опере класс дуэтного танца и сам его вел, щедро передавая секреты своего мастерства. Он внес в исполнительскую манеру артистов присущие русской школе лиризм и выразительность танца.

До Лифаря в балетах царила балерина; он поднял роль танцовщика до балерины, в его танце мужественность сочеталась с изяществом.

По воспоминаниям современников, Лифарь был изумительно красив, восхищал редкой музыкальностью, элевацией, совершенством и одухотворенностью танца; он зажигал всех своей энергией и умел выявить максимум возможностей каждого артиста. Его обожали и артисты, и зрители. Поль Валери назвал Лифаря "поэтом движения".

Балет "Икар" (1935) стал одной из вершин творчества Лифаря, замечательным достижением в драматическом и пластическом планах, образцом его четкого, емкого неоклассического стиля, повлиявшего на творчество нескольких поколений артистов и хореографов.

Шедеврами Лифаря стали его балеты "Миражи", "Федра", "Странствующий рыцарь", "Фантастическая свадьба", "Шота Руставели".

Лифарь танцевал в собственных постановках, воплощая образы героические или поэтические; он был Аполлоном и Александром Македонским, Давидом и Энеем, Вакхом и Дон Жуаном. Его интерпретация роли Альберта в "Жизели" была потрясающей.

Создавая балеты, Лифарь использовал классическую музыку или музыку современных композиторов - Стравинского , Прокофьева , Равеля и др.

Среди художников, оформлявших его балеты, были Пикассо , Шагал , Бакст , Бенуа , Кокто (как и сам Лифарь).

Увлеченный до одержимости труженик Лифарь сочинял один за другим многочисленные балеты - более 200 за 3 десятилетия служения Опере.

За возрождение французского балета Лифарю было присвоено звание Кавалера ордена Почетного легиона, Кавалера ордена литературы и искусства, приз Французской академии; он был избран членом Института Франции (академиком, "бессмертным"), ректором Университета танца.

В ознаменование 20-летия работы в Опере Лифарю вручили первый "Оскар" танца, "Золотую балетную туфлю" и "Золотую медаль города Парижа".

Лифарь сам был исключительной личностью, и в кругу его знакомых и друзей были самые выдающиеся люди эпохи - Шаляпин , Рахманинов , Стравинский, Пикассо, Кокто, Поль Валери, Коко Шанель , Шарль де Голль и др.

Он неустанно боролся, чтобы утвердить балет в театральной жизни Парижа, выступал как лектор, автор многочисленных книг о балете, основал Университет танца, кафедру хореографии в Сорбонне, Международный институт хореографии.

Несмотря на кипучую деятельность в Опере, Лифарь принимал активное участие в культурной жизни русской эмиграции, одно время был директором консерватории им. Рахманинова, членом общества сохранения русских культурных ценностей, членом "Общества друзей Толстого", участвовал в подготовке книги "Вклад русской эмиграции в мировую культуру".

В 1937 году он был одним из организаторов замечательных торжеств в память 100-летия смерти Пушкина .

Естественно, Лифарь проводил вечера памяти своего великого наставника С. П. Дягилева в ознаменование 10-летия его кончины (1939) и в честь 100-летия со дня рождения (1972).

Он добился, чтобы на доме, где жил и умер гениальный Шаляпин, была установлена мемориальная доска.

Он принял участие в перенесении праха знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского из Лондона на кладбище Монмартра, рядом с легендой французского балета Вестрисом.

В течение многих лет Лифарь помогал обездоленным соотечественникам, проводил благотворительные концерты в пользу Союза русских инвалидов Первой Мировой войны.

Будучи бессребреником, Лифарь никогда не имел ни своего дома, ни квартиры, жил в скромном отеле, в комнате, заваленной книгами.

Кроме балета, его страстным увлечением было коллекционирование всего, связанного с Пушкиным и с Русским балетом Дягилева, с целью вернуть России сокровища ее культуры.

Пушкинскому дому он подарил рукопись Пушкина - предисловие к "Путешествию в Арзрум", музею в Пятигорске - картину Лермонтова .

В 1958 году балетная труппа парижской Оперы впервые была приглашена выступить в Москве, на сцене Большого театра с 13 балетами, 11 из которых сочинил Лифарь. Естественно, он надеялся присутствовать на выступлениях своих артистов, видеть, как русские зрители принимают его хореографию, впервые побывать в Москве, в России.

Лифарь готовился во время этих гастролей передать свой уникальный дар России, включавший паспорт (подорожную) Пушкина, печать Пушкина, портрет Пушкина художника Тропинина , автограф романса Глинки , автограф Чайковского и т.п. Но уже в аэропорту Лифарю внезапно отказали в визе на въезд в Советский Союз. Артист был так потрясен, что покинул Оперу в расцвете творческих сил.

К тому же министерство культуры СССР и дирекция Большого театра так и не выполнили своего обещания поставить балеты Лифаря, хотя артистам балета было интересно освоить его хореографию, а гениальная Майя Плисецкая мечтала воплотить будто на нее созданную роль Федры.

Лифарь скончался в 1986 года в Лозанне, был погребен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Вызывает сожаление, что 100-летие со дня рождения столь выдающегося деятеля культуры не было отмечено ни в Киеве, ни в Париже.

Один только французский кинорежиссер Доминик Делуш, создавший галерею портретов выдающихся артистов балета, среди которых Максимова и Васильев, Плисецкая, Вырубова, Шовире, выпустил в честь этого юбилея фильм "Серж Лифарь Мусагет".

Слово Мусагет - предводитель муз - как правило, относится только к богу Аполлону. Но Лифарь, возродивший французский балет и вырастивший 3 поколения балерин и танцовщиков, достоин такого определения.

К сожалению, документальных кадров, как танцевал, как творил Лифарь, почти не сохранилось. Остается восхищаться искусством режиссера, сумевшего почти из ничего создать образ Лифаря живого, увлеченного, прекрасного.

Делуш построил фильм как мозаику воспоминаний звезд Лифаря - Иветты Шовире, Нины Вырубовой, Сирила Атанасова, бережно передающих его хореографию, стиль, манеру исполнения молодым артистам.

Созданный с любовью, благодарностью и высоким мастерством фильм "Серж Лифарь Мусагет" был показан 30 ноября в кинотеатре "Lincoln" в Париже.


Наталья Долинская
Русская мысль № 47 (4580), 15 - 21 декабря 2005

Тангейзер: Вчерашний разговор о Сергее Дягилеве "подвиг" меня на создание новой темы(тега) История балета...Имя Сержа Лифаря далеко не первое имя в истории русского и мирового балета.И это,вероятно,решит "концепцию" нашей новой темы...) История балета не в её хронологической последовательности,а по выбору симпатий авторов постов...Конечно,определённые рамки авторы будут соблюдать...В чём они должны заключаться,на мой взгляд...Материалы должны посвящаться именно истории балета,т.е его прошлому...О современности и современных мастерах балета посты могут помещаться в обычную рубрику "балет",как,впрочем и посты новой темы...Главное,чтобы в названии стояло обозначение "История балета"...А далее...на усмотрение и выбор автора...Героями постов будут танцовщики,балетмейстеры,композиторы - авторы музыки к балетам и...сами балеты в контексте истории балетного искусства...Если говорить о временнЫх рамках,то можно условно обозначить их "финиш" 80-ыми годами 20 -ого века.А начало...Ну пусть это будет 18 век...Хотя можно,конечно начать и за 200 лет до Ж.Отро,Ж.Рамо,Л.Каюзака и их знаменитой "Платеи,или ревнивой Юноны"...) Полная свобода выбора...) Начало положено...Присоединяйтесь!...) К текстовому материалу я добавил два видео-ролика и несколько картинок,помогающие приоткрыть для нас имя замечательного танцовщика и человека интересной творческой и личной судьбы Сергея Михайловича Лифаря.

СЕРЖ ЛИФАРЬ - БЛУДНЫЙ СЫН МИРОВОГО БАЛЕТА

Последним желанием Сержа Лифаря было увидеть букет белых лилий. Именно эти цветы он держал в руках всякий раз, когда исполнял одну из своих коронных партий - принца Альберта в «Жизели».


АЛЬБЕРТ В ЗНАМЕНИТОЙ "ЖИЗЕЛИ"...

Даже в последние минуты жизни он хотел видеть то, что напоминало ему о сцене и танце.

Его имя вернулось на Родину уже после смерти мастера хореографии. Ныне осталось очень мало людей, которые не просто видели, а лично знали Сергея Михайловича.
Один из немногих — известный французский кинорежиссер Доминик Делуш, снявший фильм «Серж Лифарь Мусагет». К сожалению, документальных кадров танца Лифаря почти не сохранилось.

От «неперспективного» до звезды балета


Сергей Лифарь родился в Киеве, на Тарасовской улице в зажиточной киевской семье чиновника Департамента водного и лесного хозяйства Михаила Лифаря и его жены Софьи Марченко — дочери владельца старинного имения в Каневском уезде Киевской губернии. Семья Лифарей имела казацкое корни. Позже Сергей Михайлович вспоминал, как, гостя у своего деда в Каневе, слушал рассказы о героическом прошлом Украины и рассматривал «пожелтевшие выцветшие грамоты с восковыми печатями, которыми награждали ростовщиков украинские гетманы и кошевые атаманы великого Войска Запорожского».

С детства Лифарь пел в церковном хоре Софийского собора, брал уроки игры на скрипке у профессора Воячека, посещал класс фортепиано в Киевской консерватории.


Многие критики пытались разгадать феномен Сержа Лифаря. То, что он стал танцовщиком, и при чем экстра-мастером, можно назвать невероятным зигзагом судьбы. Ведь учиться танцевать он начал поздно, в 14 лет.

В своих воспоминаниях Лифарь писал: однажды увидев в Киеве урок классического танца, он почувствовал, что балет — его призвание. Хотя педагог Бронислава Нижинская, сестра легендарного танцовщика Вацлава Нижинского, поначалу дала Сержу убийственную характеристику, считая его «неперспективным», — упорные репетиции, тренинг, фантастическая влюбленность в балет дали свои прекрасные всходы.

Несмотря на невзгоды — разгар Гражданской войны — 18-летний Лифарь практически без денег добрался до Парижа. Там он нашел антрепренера «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева и, проявляя настойчивость, сумел доказать, что может быть полезен его труппе.
Очень скоро одаренного молодого человека, почти не имевшего профессиональной подготовки, заметили, а благодаря упорной работе над техникой и выразительностью танца Серж Лифарь стал звездой «Русского балета». То, что Серж впоследствии стал тонким знатоком музыки, живописи, литературы, обладал прекрасным вкусом — во многом заслуга именно С.П.Дягилева (его учителя и возлюбленного).

Этапным в творческой жизни артиста стал 1929 год.


Именно тогда проявился талант Лифаря-хореографа, но этот же год забрал его друга и наставника — Сергей Дягилев скончался на его руках. В 24 года Серж Лифарь стал перед дилеммой: кто продолжит дело Дягилева?

Эту тяжелую миссию ему пришлось взвалить на себя: Серж возглавил балет Парижской оперы, совместив три функции — главного балетмейстера, хореографа и ведущего танцовщика. Это был отчаянный шаг. Ведь Лифарю пришлось возрождать французский балет, который в XVIII—XIX веках являлся законодателем моды; французские педагоги и хореографы перенесли балет в Россию, а расцвет Императорского балета был связан с именем легендарного Мариуса Петипа. Но молодость и смелость, как говорится, может горы свернуть, и Серж, объединив молодых энтузиастов, репетируя по восемь часов, сумел создать талантливую труппу.

Очень популярными у публики стали «Балетные среды». Восторженно зрители приняли его балет «Прометей», поставленный на музыку Бетховена. Звездами («этуаль») были Ольга Спесивцева и сам Лифарь. В своей труппе Сергей Михайлович стал проводить тренинги, передавая секреты мастерства, обучая дуэтным танцам, добиваясь, чтобы балет нес мысль, а не только развлекал публику.

Он внес в исполнительскую манеру артистов лиризм и выразительность (когда мужественность сочеталась с изяществом); возвысил роль танцовщика. Лифаревские мастер-классы дали прекрасный результат — на сцене появились такие замечательные балерины, как Иветт Шовире, Нина Вырубова, Лисетт Дарсонваль и танцовщики Юлий Алгаров, Александр Калюжный, Ролан Пети и др.

По воспоминаниям современников, Лифарь был очень красивым мужчиной. Как танцовщик он восхищал музыкальностью, элевацией, совершенством и одухотворенностью, зажигая энергетикой и артистизмом. Как хореограф умел выявить максимум возможностей каждого артиста. Его обожали коллеги и публика. Например, Поль Валери назвал Лифаря «поэтом движения».

Одной из вершин творчества мастера стал балет «Икар» (1935 р.). Критики отмечали, что эта постановка стала «замечательным достижением в драматическом и пластическом планах, образцом четкого, емкого неоклассического стиля, повлиявшего Шедеврами Сержа Лифаря стали его балеты «Миражи», «Федра», «Сюита в белом», «Ромео и Джульетта» и др. Лифарь танцевал в собственных постановках, воплощая образы героические или поэтические; он был Аполлоном и Александром Македонским, Давидом и Энеем, Вакхом и Дон Жуаном. Создавая свои балеты, хореограф использовал классическую музыку или музыку современных композиторов — Стравинского, Прокофьева, Равеля и др. Сценографию для лифаревских постановок делали такие знаменитые художники, как Пикассо, Бакст, Бенуа, Кокто, Шагал.

— Лифарь создал новое направление в балете — неоклассицизм, — продолжает свой рассказ Д.Делуш. — Благодаря ему академический танец приобрел новые, модерновые черты. На мой взгляд, хореографию Сержа Лифаря можно назвать продолжателем традиций Михаила Фокина. Благодаря тонкому вкусу, сформированному Дягилевым, Лифарь сумел поднять свой талант на большую высоту. Серж представлял французский неоклассицизм, как Баланчин — американский. Это были два гения хореографии, которые вписали яркие и самобытные страницы в балет ХХ столетия. И сегодня балетное наследие Лифаря украшает репертуар Оперы Гранье (а в Национальной опере Украины восстановлены его балеты «Ромео и Джульетта», «Сюита в белом» и «Утренняя серенада». — Т. П.).

В БАЛЕТЕ "АППОЛОН МУСАГЕТ" С АЛЕКСАНДРОЙ ДАНИЛОВОЙ(1928)


За возрождение французского балета Сержу Лифарю было присвоено звание «Кавалер ордена Почетного легиона». Он был избран членом Института Франции («бессмертным» академиком), ректором Университета танца. К 20- летию творчества Сергею Михайловичу вручили первый танцевальный «Оскар» — «Золотую балетную туфельку», которая ныне хранится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины (эту реликвию передала на Родину вдова танцовщика, графиня Лиллан Алефельд).

Можно сказать, что благодаря кипучей деятельности Сержа Лифаря французы полюбили балет. Он выступал как лектор, написал несколько книг о балете, основал Университет танца, кафедру хореографии в Сорбонне, Международный институт хореографии. Сергей Михайлович добился, чтобы на доме, где жил и умер гениальный певец Федор Шаляпин, была установлена мемориальная доска. Он принял участие в перенесении праха знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского из Лондона на кладбище Монмартра. Проводил вечера памяти Сергея Дягилева. Как талантливая и харизматичная личность, он имел армию поклонников, но и немало людей, которые Лифаря не любили.

Как считает Доминик Делуш, недруги появились у Сергея Михайловича из-за его неосторожных политических высказываний. Во время Второй мировой войны Лифарь подписал письмо, в котором приветствовал фашистов, видя в них освободителей от «большевистской чумы» (Серж не принял советскую власть и эмигрировал во Францию).

Следует помнить, что Лифарь был знаковой фигурой, и то, что он не отвернулся от оккупантов Парижа, впоследствии принесло хореографу массу неприятностей. Хотя Лифарь не сотрудничал с гитлеровцами, уклонился от личной встречи с фюрером, когда тот посетил дворец Гранье (здание Парижской оперы), отказал Геббельсу передать портрет Вагнера, написанный Ренуаром. В воспоминаниях Сергей Михайлович писал о том периоде: «Моя общественная деятельность главным образом была направлена к спасению от разгрома немцами, временными оккупантами Франции, Парижской оперы — французского национального достояния, музея и библиотеки шведского магната Rolf de Mare, Русской консерватории им. Рахманинова, балетных школ, и, наконец, моей личной библиотеки и коллекции»...

С ЛЁГКОЙ КОКО НА РУКАХ...)

Но слух о том, что Лифарь был коллаборационистом и сотрудничал с гитлеровцами, привел к тому, что Сергея Лифаря бойцы французского Сопротивления приговорили к смерти, и хореографу пришлось на несколько лет перебраться в Монако. «Я думаю, что Лифарь ошибся, но его политическая близорукость — это было скорее импульсом творческого человека, не разобравшегося в ситуации, — считает Делуш. — Серж не был французом, и как эмигрант он мечтал вернуться на свою Родину, в Киев, и думал, что советский строй рухнет благодаря нацистам. Он был артистом и жил в своем мире... Очень скоро он понял, что поторопился с восторгами, но его слова многие не забыли, укоряли, и довольно резко, и это очень отравляло жизнь Лифарю». Только после войны Национальный французский комитет по вопросам чистки, тщательно изучив вопрос, полностью (!) опроверг все обвинения и официально извинился перед Лифарем. В 1947 г. Серж вернулся в Париж.

Кстати, Шарль де Голль (политик, военачальник, возглавивший французское Сопротивление, а затем президент Франции) дружил с хореографом, восхищался его талантом. А антиподом Сержа Лифаря в балете являлся знаменитый танцовщик Рудольф Нуриев, не скрывавший, что не любит его хореографию. Он категорически отказывался выступать в лифаревских балетах. Нуриев входил в группу людей, которые принципиально не общались с Сержем. Так что влиятельных врагов и друзей у Лифаря было, наверное, поровну... а творчество нескольких поколений артистов и хореографов».

Мир балета был не единственным увлечением Лифаря. Он дружил со многими художниками, среди которых были Пабло Пикассо, Жан Кокто, Кассандр (Адольф Мурон), Марк Шагал, оформившие многие его спектакли. В свое время сотрудничество Лифарю предлагал Сальвадор Дали, однако его сюрреалистический проект декораций и костюмов к знаменитому «Икара» (с костылями вместо крыльев) был отклонён.

Уход из театра подтолкнул Лифаря профессионально взяться за кисть. В 65 лет у него проявился талант художника. Он рисовал и раньше: на программках, афишах, записках — карандашом, помадой, гримом. В 1972—1975 годах выставки картин Лифаря пользуются большой популярностью: Канны, Париж, Монте-Карло, Венеция. Хотя сам Лифарь достаточно сдержанно относился к своему увлечению. «Эти графические, почти пластические работы я посвятил своему другу Пабло Пикассо. Он был настолько любезным, что удивился, залюбовался и горячо посоветовал мне продолжать. Только я не художник, а хореограф, рисующий», — писал он в последний автобиографической книге «Мемуары Икара». Он оставил после себя более сотни оригинальных картин и рисунков. Основной сюжет — балет, движения, драматургия танца.

Второй его страстью были книги. Началось все с личного архива Сергея Дягилева, который состоял из коллекции театрального живописи и декораций и библиотеки (около 1000 наименований). Лифарь выкупил её у французского правительства за деньги, полученные за год работы в Гранд-Опера. Как позже вспоминал хореограф: «Деньги на покупку дягилевского архива я заработал ногами».

ЗНАМЕНИТЫЙ ИКАР...

Серж Лифарь собрал одну из самых интересных в Европе российских библиотек, состоявшей из старопечатных XVI—XIX веков. Особое место в его библиотеке занимала и «Пушкиниана», самым дорогим сокровищем которой были 10 оригиналов писем поэта к Гончаровой, редкие издания, другие пушкинские раритеты.




Богач - бедняк

Невероятно, но факт: такой знаменитый человек, как Лифарь, никогда не имел своего дома, а жил в отеле. Кроме балета, страстным увлечением Сержа было коллекционирование, которое он перенял от Дягилева, завещавшего Лифарю свою коллекцию. Кстати, обладая раритетными сокровищами (книги, картины, материалы о балете, костюмы, декорации, Пушкиниана и др.), Серж Лифарь не научился думать о «черном» дне. К деньгам он был равнодушен, и все, что зарабатывал, раздавал на благотворительность и пополнение своей коллекции, поэтому, когда ушел со сцены, то жил бедно.


НА ПУШКИНСКОЙ ВЫСТАВКЕ В ПАРИЖЕ.1937 ГОД


Несмотря на кипучую деятельность в Опере, Лифарь принимал активное участие в культурной жизни русской эмиграции, одно время был директором консерватории им. Рахманинова, членом общества сохранения русских культурных ценностей, членом "Общества друзей Толстого", участвовал в подготовке книги "Вклад русской эмиграции в мировую культуру".

С САЛЬВАДОРОМ ДАЛИ...

В 1937 году он был одним из организаторов замечательных торжеств в память 100-летия смерти Пушкина.

Естественно, Лифарь проводил вечера памяти своего великого наставника С. П. Дягилева в ознаменование 10-летия его кончины (1939) и в честь 100-летия со дня рождения (1972).

З.Серебрякова Портрет С.Лифаря

Он добился, чтобы на доме, где жил и умер гениальный Шаляпин, была установлена мемориальная доска.

Он принял участие в перенесении праха знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского из Лондона на кладбище Монмартра, рядом с легендой французского балета Вестрисом.

В течение многих лет Лифарь помогал обездоленным соотечественникам, проводил благотворительные концерты в пользу Союза русских инвалидов Первой Мировой войны.

Кроме балета, его страстным увлечением было коллекционирование всего, связанного с Пушкиным и с Русским балетом Дягилева, с целью вернуть России сокровища ее культуры.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ...

Пушкинскому дому он подарил рукопись Пушкина - предисловие к "Путешествию в Арзрум", музею в Пятигорске - картину Лермонтова.
Именно отсутствие средств заставило его продать на аукционах часть коллекции.

НА СНИМКЕ ВЕЛИКИЕ БАЛЕТНЫЕ ИМЕНА: С СЕРЖЕМ ЛИФАРЁМ...НАТАЛЬЯ МАКАРОВА,М.КШЕСИНСКАЯ И ЕГО СУПРУГА ЛИЛИАН АЛЕФЕЛЬД

Если бы не встреча с Лиллан Алефельд, возможно, Сергей Михайлович умер бы беспризорным. «Она была богатой дамой и стала доброй феей для Лифаря, — считает Д.Делуш. — Их союз нельзя назвать полноценным браком, это скорее был дружественный союз.

Серж обожал Лиллан за красоту, молодость. Она стала для него путеводной звездой в творчестве. Лиллан можно сравнить с Надеждой фон Мекк (музой композитора Петра Чайковского). Это были высокие отношения, которые возможны, наверное, только в мире искусства»...

Сергей Михайлович умер от рака 16 декабря 1986 года в Лозанне (Швейцария) и был погребен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа возле Парижа. На его могиле выгравирована лаконичная надпись «Серж Лифарь из Киева»...