Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Семен гейченко - биография, фотографии. Семен гейченко - биография, фотографии Пушкинские горы гейченко

Семен гейченко - биография, фотографии. Семен гейченко - биография, фотографии Пушкинские горы гейченко


ВСЁ О ПУШКИНЕ В ДВУХ КОРОБКАХ И ТРЁХ ПАПКАХ

7 собственных фото

Как сообщал в комментариях, через переписку в Фейсбуке договорились с директором школьного Музея в Казани графиком, поэтом и писателем Ладой Аюдаг о моём явлении 25 сентября около полудня с даром Музею. Музей при гимназии № 7 по соседству с моим домом на улице Адоратского (случайное совпадение!).
Я музей этот немного разглядел по Интернету (в нём ни разу не был), и есть ли у него архив - не знаю. Но теперь архив будет точно: прилично повозился несколько дней и оформил свой дар музею на общественных началах (как говаривали при социализме).
Самая ценная коробка - издания с автографами участников Всесоюзных праздников поэзии в Михайловском в 1967, 1976 и 1977 годах:


Автографы пришлось расшифровать (а их 42 позиции), описать (см. перечни здесь в приложении), сделать распечатки на принтере, вложив расшифровку в каждую книжечку с автографом. Конечно, кое-какие подписи (ровно 10) остались под знаком вопроса («неизвестный»).
Вроде невелика и невзрачна коробка с 18 комплектами открыток:


Но здесь тоже есть раритеты, например гравюры пушкинских мест давно умершего молодым талантливого псковского графика Валентина Васильева. Я когда-то с ним немного виделся по общественной работе в Пскове. И до сих пор поддерживаю добрые отношения с его первой женой, ветераном псковской журналистики Галиной Усвяцовой.
Особо дорога мне передаваемая музею папка с собственными газетными публикациями. Причём дарю только раздел «Адресаты лирики Пушкина». Тут набралось 19 публикаций (десять неопубликованных текстов на эту тему остаются дома в машинописном виде):

За 1997-1999 годы у меня было написано 177 заметок по пушкинской тематике по пяти разделам, прикидочно 80% из них увидели свет в газетах родной Псковщины, Татарстана и других регионов …
Папку с брошюрами я сфотографировал до передачи. Вот она здесь:


Брошюры с виду неказистые (всего их 16). Но надо учесть, что многие из них содержат фирменные штемпели «Пушкинский праздник поэзии», что сразу переводит их в состав раритетов. И ценны будут в фонде школьного музея подлинные номера журналов «Огонёк», вышедшие в 1974 году (175-летие Пушкина) и в 1979 году (180-летие).
Хороша папочка с программами и пригласительными билетами Пушкинских праздников поэзии. Здесь и туристические схемы разных пушкинских мест СССР. Есть и родословная схема («дерево») предков и потомков великого поэта:


Готовлю и короткое выступление перед школьниками-пушкинистами. Сказать им нужно много, а времени-то сколько даст мне любезная Лада Аюдаг? Волнуюсь только по тому поводу, удастся ли перед этим знаменательным днём 25 сентября отоспаться …

АВТОГРАФЫ
гостей Всесоюзных пушкинских праздников поэзии в Михайловском
в 1967, 1976, 1977 годах

АВТОГРАФЫ-1 с первого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в Михайловском (1967 год) на книге А.С. Пушкина «Стихи, написанные в Михайловском», Лениздат, 1967:
сверху вниз:

- неизвестный,
- Белла Ахмадулина (1937-2010), карандашом, поэтесса и писательница, переводчица,
- Бем (Бембя) Джимбинов (1914-1986), народный поэт Калмыкии, историк и писатель,
- неизвестный,
- Сергей Сергеевич Смирнов (1915-1976), советский писатель, историк, общественный деятель,
- Ирина Шаляпина-Бакшеева (1900-1978), драматическая актриса, дочь певца Фёдора Шаляпина,
- Василий Ефимович Субботин (1921-2015), поэт, прозаик, журналист,
- Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912-1973), классический гитарист, композитор, дирижёр, педагог,
- неизвестный,
- неизвестный,

сбоку:
- Василий Дмитриевич Коркин, московский журналист, литературовед.

АВТОГРАФЫ - 2 с десятого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в Михайловском (1976 год) на книге «В краю великих вдохновений. Прогулки по Пушкинскому заповеднику», издательство «Планета», 1975
Левая сторона, сверху вниз:
- неизвестный (на арабском языке),
- Беки Сейтаков (1914-1979), туркменский прозаик, поэт, журналист, общественно-политический деятель,
- неизвестный (Чехия),
- Ираклий Андроников (1908-1990), писатель, литературовед, телеведущий, многолетний председатель комиссии по подготовке пушкинских праздников поэзии и ведущий праздников,
- Иван Семёнович Козловский (1900 - 1993), оперный и камерный певец (тенор), режиссёр оперы,

правая сторона сверху вниз:
- Николай Доризо (1923 - 2011), поэт,
- Григорий Григорьевич Пушкин (1913 - 1997), правнук Пушкина,
- предположительно Мишель Сулейман, Ливан, родился в 1948 году, военный и политический деятель, будущий президент Ливана,
- неизвестный (Уэльс, Англия),
- Константин Эрендженов (1912-1991), народный поэт Калмыкской АССР, писатель, общественный деятель,

сбоку:
- неизвестная.

АВТОГРАФЫ - 3 с одиннадцатого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в Михайловском (1977) на альбоме рисунков «Петровское», Лениздат, 1977
Левая сторона сверху вниз:
- Григор Ленков, Болгария (1938-1977), поэт и переводчик,
- Михаил Горбачев, московский журналист,
- Атнабай (Ангам Атнабаев) (1928-1999), народный поэт Башкирии,
- неизвестный, Казахстан.

Правая сторона: верх (слева направо):
- Григорий Григорьевич Пушкин (1913-1997), правнук Пушкина,
- Михаил Александрович Дудин (1916-1993), поэт, переводчик, журналист, общественный деятель, Герой Социалистического Труда, ведущий одиннадцатого праздника поэзии,
- с рисунком и словом «дружба» Юрген Реннерт (родился в 1943 году), немецкий поэт и писатель.

Слева:
- «Геннадию Сергеевичу Егорову» Семён Степанович Гейченко (1903-1993), писатель-пушкинист, многолетний директор Пушкинского заповедника в Михайловском, Герой Социалистического Труда,
- неизвестный.

Справа внизу:
- Аркадий Кулешов (1914-1978), народный поэт Белоруссии, переводчик,
- Давид Никитич Кугульдинов (1922-2006), народный поэт Калмыкии, общественный деятель, Герой Социалистического Труда,
- Иван Семёнович Козловский (1900 - 1993), оперный и камерный певец (тенор), режиссёр оперы,
- Владимир Кузьмич Отделенов (1924-1993), певец (баритон), солист Московской государственной филармонии.

АВТОГРАФЫ - 4, 5, 6
4. Автограф на книге С.С. Гейченко «У Лукоморья. Записки хранителя Пушкинского заповедника», Лениздат, 1971:
«Уважаемому Геннадию Сергеевичу Егорову с добрыми пожеланиями. С. Гейченко (подпись). 3.4.72»
Семён Степанович Гейченко (1903-1993), писатель-пушкинист, многолетний директор Пушкинского заповедника в Михайловском, Герой Социалистического Труда.
5. Автограф на книге В.М. Русакова «Потомки А.С. Пушкина», Лениздат, 1974:
«Газизовой от правнука А.С. Пушкина. Григорий Пушкин (подпись)»:

6. Автограф на конверте с программой десятого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии:
«Григорий Пушкин (подпись). Псков, 6 июня 1976»
Плюсом в конверте две открытки с росписью Григория Григорьевича Пушкина (годы жизни 1913-1997).

Подготовил расшифровку автографов Г.С. Егоров (специально для Музея А.С. Пушкина в казанской гимназии № 7), Казань, сентябрь 2018 года

(Справка составлена по личным воспоминаниям, рассказанным Л. Агеевой и В. Лаврову)

1903, 14 февраля. — Родился в Петергофе в многодетной семье. Отец - Стефан Иванович Гейченко, сверхсрочник, вахмистр-наездник Конно- Гренадерского полка. Мать - Елизавета Матвеевна Гейченко, домохозяйка.

1913-1921. — Учеба в Петергофской гимназии.

1921. — Поступление на факультет общественных наук Петроградского Университета. Голодные и холодные годы.

1924. — Знакомство с поэтом Н.А. Клюевым.

1925. — Окончание Ленинградского государственного университета (ЛГУ). Работа методистом в системе Петергофских музеев.

1926. — Назначение хранителем Дворца-музея Николая II в Александрии. Работа над экспозицией «Крах самодержавия».

1933. — Кампания против музейных работников. Переход на работу в Русский музей. Поступление в аспирантуру.

1938. — Уход жены, которая увезла с собой в Москву детей Наталью и Федора.

1939. — Переход на работу в Институт Русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом) научным сотрудником, командировка в Михайловское.

1941, весна (12 июля?). — Арест по ложному доносу журналиста Б. Мазинга, обвинение в связях с «врагами народа» (в частности, в знакомстве с Н.А. Клюевым). Пыточное следствие. Приговор по ст. 58, ч.1 - 10 лет ИТЛ с дальнейшим поражением в правах за «антисоветскую пораженческую пропаганду». Этап в закрытых товарных вагонах, в которых вся еда - соленые кильки и кружка воды. Северный (?) лагерь. Работа на лесоповале в нескольких километрах от лагеря. Болезни и эпидемии, холод и голод, особенно сильный - зимой 1942 г.

1943, август. — Освобождение из заключения; поездка к родным в г. Молотов (Пермь). Работа учителем в школе.

1943, конец. — Призыв в армию, служба в минометном расчете на Волховском фронте. Два ранения, потерял руку, всю остальную жизнь прожил с пулей в левой ноге.

1944, середина. — Переезд после госпиталя в Тбилиси, работа сопровождающим в Тбилисском госпитале. Женитьба. Жена - Любовь Джелаловна Гейченко.

1945. — Переезд в Ленинград, хлопоты о назначении в Пушкинский заповедник.

1945, 28 мая. — Назначение директором Пушкинского заповедника (работал им до 1989 г.) с месячным окладом 1600 рублей. Жизнь в землянке при разоренном и заминированном музее.

1947. — Открытие в Михайловском домика няни.

1949, июнь. — Открытие вновь отстроенного Дома Пушкина. Продолжение работ по воссозданию Пушкинского заповедника. Одновременно - организация экскурсий и научной работы.

1950-е гг. — Восстановление архитектурного ансамбля Святогорского монастыря; благоустройство территории вокруг некрополя Ганнибалов-Пушкиных.

1962. — Открытие дома-музея друзей А.С. Пушкина Осиповых-Вульф в Тригорском.

С 1967. — По инициативе С.С. Гейченко устанавливается традиция проведения в Михайловском в первое воскресенье июня Пушкинских праздников поэзии.

1977. — Открытие дома-музея Ганнибалов в Петровском.

1979. — Открытие баньки в Тригорском парке.

1983. — Присвоение звания Героя Социалистического Труда.

1970-е-1980-е гг. — Посещаемость Пушкинского заповедника достигла 600-700 тысяч человек ежегодно. Популяризация заповедника во многих книгах и альбомах, созданных С.С. Гейченко.

1989. — Отказ от должности директора заповедника по состоянию здоровья. Почетный хранитель-консультант Пушкинского заповедника.

* сведения, выходящие за рамки воспоминаний, выделены курсивом

Почти пятьдесят послевоенных лет история пушкинских мест на Псковщине была неразрывно связана с именем Семена Степановича Гейченко (1903-1993). При нем восстановлены разрушенные во время войны Михайловское и Святогорский монастырь, воссозданы усадьбы в Тригорском и Петровском, открыт музей "Водяная мельница в Бугрово". Статья Семена Степановича "Здесь все поэзия, все диво", опубликованная в журнале "Наука и жизнь" (см. № 5, 1982 г.), резко увеличила число паломников в Пушкиногорье. В прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного хранителя заповедника.


В мае 1945 года Семен Степанович Гейченко (1903-1993), старший научный сотрудник Института литературы АН СССР, был назначен директором Пушкинского заповедника (ныне - Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина "Михайловское"). Позже он напишет: "Бог мне ниспослал жизнь интересную, хотя порой и весьма тяжкую, но уж таков наш век, перевернувший русский мир вверх дном". Пушкинский заповедник возглавил человек, за плечами которого были работа хранителя в дворцах и парках родного Петергофа, создание мемориальных музеев-квартир А. А. Блока и Н. А. Некрасова в Ленинграде, "Пенатов" И. Е. Репина в Куоккале, дома-музея Ф. М. Достоевского в Старой Руссе. Были в его жизни и сталинские лагеря, и штрафной батальон на Волховском фронте, инвалидность на всю жизнь - потеря на фронте левой руки. Новое место работы, хорошо знакомое Гейченко еще с довоенных лет, предстало перед ним разоренным и искалеченным. Вместо пушкинских усадеб, памятных мест - пепелище. О том, как выглядело Михайловское после освобождения, Семен Степанович рассказал в своей книге "Пушкиногорье": "По дорогам и памятным аллеям ни пройти ни проехать. Всюду завалы, воронки, разная вражья дрянь. Вместо деревень - ряд печных труб. На "границе владений дедовских" - вздыбленные, подорванные фашистские танки и пушки. Вдоль берега Сороти - развороченные бетонные колпаки немецких дотов. И всюду, всюду, всюду - ряды колючей проволоки, всюду таблички: "Заминировано", "Осторожно", "Прохода нет".

Людей мало. Солдаты-саперы разминируют пушкинские поля, луга, рощи и нивы. Изредка раздаются гулкие взрывы.

В садах Михайловского, в бывших фашистских блиндажах и бункерах лагерем встали возвратившиеся на свои пепелища жители деревень. Они разбирали немецкие блиндажи и тащили к себе бревна, чтобы строить взамен сгоревших изб новые. На большой поляне у въезда в Михайловское расположились войска, которым было поручено в ближайшие месяцы очистить пушкинскую землю от взрывчатки".

Пушкинской меморией оставался лишь окрестный пейзаж - больной, израненный, надруганный. Предстояло восстановить Михайловское, родовое гнездо Пушкиных, с домом-музеем, барскими флигелями, парком, садом, прудами. Заново вернуть этому уголку живое дыхание поэтического слова, пушкинского стиха, рожденного и ограненного красотой русской природы, ее "подвижными картинами". Вспоминая эти трудные послевоенные годы, Семен Степанович признавался, что задача, стоявшая перед ним, была необычайно сложной: "Я мечтал о возрождении красоты!" Свою мечту постепенно, в течение полувека он претворял в жизнь.

Уже к 1949 году, к 150-летней годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, были восстановлены и открыты для посетителей господская банька ("домик няни") и дом-музей поэта в Михайловском. Параллельно восстанавливался архитектурный ансамбль Святогорского монастыря. К 1958 году пушкинское Михайловское приобрело внешний облик, соответствующий тому, что запечатлен землемером И. С. Ивановым в 1837 году и известен по литографии 1838 года. В усадьбе вновь каждую весну зацветали сады, в парке, в своих старых обжитых гнездах, галдели пушкинские зуи - серые цапли, а за околицей, на старой ганнибаловской ели, каждое лето жили аисты, оглашавшие всю округу барабанной дробью клювов.

Только мир Пушкина не ограничивался лишь Михайловским. Были еще и "дом Лариных" в Тригорском, городища Воронич и Савкино, усадьба прадеда поэта А. П. Ганнибала - Петровское. Все эти "объекты" подлежали обязательному восстановлению, причем в ближайшие десятилетия. А сделать это было не просто. Прежде всего, необходимо было убедить официальные инстанции в непреходящей ценности, духовном богатстве старых дворянских усадеб, в том, что в них не только процветало "барство дикое", но в них же воспитывали Пушкина, Языкова, Баратынского, Блока... На помощь себе Семен Степанович всегда призывал общественное мнение, подключая к своему голосу еще хор голосов из числа известных писателей, поэтов, архитекторов, скульпторов, художников, пушкинистов. Гейченко был убежден, что для полного раскрытия и понимания творчества Пушкина михайловского периода необходимо по возможности полностью воссоздать все, виденное здесь поэтом.

Практически с первых послевоенных лет в Пушкинском заповеднике сложилась добрая традиция - открывать новые музейные объекты в памятные пушкинские дни. В году их было три: дни рождения и смерти поэта, а также 9 (21) августа - приезд Пушкина в ссылку. Так, в августе 1962 года состоялось открытие дома-музея в усадьбе друзей поэта Осиповых-Вульф в Тригорском, в 1977 году - дома-музея предков поэта Ганнибалов в Петровском. В 1979 году открыта экспозиция в господской баньке тригорского парка, расссказывающая о счастливом времени, проведенном Пушкиным в обществе друзей - поэта Н. М. Языкова и А. Н. Вульфа. В июне 1986 года состоялось открытие музея-усадьбы мельника и водяной мельницы в деревне Бугрово. Каждый из музейных объектов имел свою индивидуальную экспозицию, но все вместе они были объединены одной большой темой - "Пушкин в Михайловском".

"Михайловское! - писал С. С. Гейченко. - Это дом Пушкина, его крепость, его уголок земли, где все говорит нам о его жизни, думах, чаяниях, надеждах. Все, все, все: и цветы, и деревья, и травы, и камни, и тропинки, и лужайки. И все они рассказывают сказки и песни о своем роде-племени… Когда люди уходят, остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев, они продолжают жить особой, таинственной жизнью. Нет неодушевленных вещей, есть неодушевленные люди". И это был один из основополагающих принципов в работе С. С. Гейченко. У всего сущего есть "душа и чувство", это надо понимать, чувствовать и ценить. Такого же отношения ко всему сущему он требовал от каждого работающего в музее и от приходящего паломника. Слово "паломник" ему нравилось больше, чем турист или экскурсант. Оно четче передавало мысль, что к Пушкину надо приходить на поклонение, прикасаться к его поэзии как к святому источнику, очищающему человеческие сердца и души. Характерной чертой всех музеев Пушкинского заповедника, которую отмечали тысячи посетителей, было ощущение присутствия поэта, самого хозяина, как бы ненадолго оставившего свой кабинет.

Как хранитель заповедника, С. С. Гейченко обладал даром чутко слушать дыхание этого места, чувствовать изнутри, чем оно живет. Поэтому он жил в усадьбе в старом деревенском доме, отказавшись от более комфортабельных условий. Для него это было жизненной необходимостью, иначе "я сразу же стану глух, нем, слеп, немощен…". Директор просыпался вместе с усадьбой, видел ее пробуждающейся, бодрствующей, отходящей ко сну. Перед его глазами одни краски дня сменялись другими, одни звуки поглощались или, наоборот, усиливались другими. День начинался со звонкой побудки петуха, с пения иволги. Вечерняя тишина нарушалась кряканьем возвращающихся с пруда уток, пением соловья в густых зарослях жасмина и сирени. Было время, когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, отбивая вечернюю и утреннюю зорю. Звон вырывался за околицу, стлался над рекой Соротью, озерами и затухал в михайловских рощах. Все это и еще многое другое было тем, из чего складывалась жизнь пушкинской усадьбы.

Говоря о работе музейщика, С. С. Гейченко подчеркивал: "Наш святой долг - сберечь и передать нашим потомкам память не только о том, что создано и завоевано нами, но и о том, что происходило задолго до нашего рождения. Память о великих преобразованиях и страшных войнах, о людях, что принесли Отчизне славу, и о поэтах, эту славу воспевших. В том бессмертном поэтическом созвучии пушкинская нота - самая чистая и звонкая. В ней - душа народа, в ней "русский дух", в ней "животворящая святыня" памяти". Сам Семен Степанович был неутомимым пропагандистом духовного содержания музея-заповедника, творчества А. С. Пушкина. Среди посетителей Пушкинского заповедника не было человека, который не знал бы имени Гейченко, ставшего живой легендой для многих поколений. В книгах впечатлений, находящихся в музее, сохранились десятки тысяч добрых, благодарных пожеланий в адрес Семена Степановича, признаний его личного таланта. Сам он получал тысячи писем от разных людей - знакомых и незнакомых. Они открывали перед ним свои больные души, просили советов, признавались в любви, задавали вопросы о творчестве и биографии Пушкина. Для каждого С. С. Гейченко находил время ответить, объяснить, поддержать хотя бы несколькими строчками; всегда находились нужное слово, нужная интонация и частица добросердечия души. Характеру Гейченко была категорически чужда такая черта, как душевное равнодушие. О чем бы ни говорил Семен Степанович - о творчестве поэта, о белках, живущих на ганнибаловских елях, о людях, о вещах, - он не просто вел рассказ. Он заповедовал, наставлял, заклинал, умолял, воспитывал, убеждал, настаивал. Многие из тех, кому посчастливилось встречаться и беседовать с С. С. Гейченко, становились навсегда друзьями Пушкинского заповедника, его "ревнителями и печальниками", заступниками и доброхотами.

Разговор с сотрудниками музея-заповедника Семен Степанович часто начинал обращением: "Дети мои!" И оно свидетельствовало о том, что музей-заповедник был для него одним большим домом, все мы - сотрудники - единой музейной семьей, которой предстояло продолжить дело его жизни, воплотить в реальность многие мечты и замыслы. Семен Степанович думал о расширении территориальных границ музея-заповедника. Восстановленные усадьбы - Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь, городища Воронич и Савкино - далеко не полный перечень мест, где довелось побывать Пушкину в свою михайловскую ссылку. Многое еще необходимо было сделать.

О планах на будущее поведала его записка, хранящаяся в музейном архиве. Сегодня замыслы С. С. Гейченко становятся реальностью. Выстроен в поселке Пушкинские Горы научно-культурный центр, о строительстве которого начинал хлопотать еще он сам. Расширилась территория Пушкинского заповедника, включившая в себя усадьбу Воскресенское, принадлежавшую двоюродному деду поэта Исааку Ганнибалу; усадьбу Голубово, куда уехала, выйдя замуж, Евпраксия Николаевна Вульф; старинное псковское село и городище Велье; озеро Белогуль с его островом Буяном. Во время подготовки к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина в заповеднике проведены большие реставрационно-восстановительные работы, в основу которых легли планы развития музея, намеченные С. С. Гейченко.

Заслуги главного хранителя Пушкиногорья были оценены по достоинству. Ему первому среди музейных работников присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он дважды лауреат Государственной премии: в 1988 году - за книгу "Завет внуку" и в 2001 году (посмертно) - за вклад в развитие лучших музейных традиций.

Сегодня в музее-заповеднике наряду с пушкинскими датами отмечают дни памяти Семена Степановича: день рождения - 14 февраля, день именин - 15 февраля. Ежегодно 2 августа на городище Воронич, близ Тригорского, на месте его упокоения служат панихиду. В 2003 году на торжества в связи со 100-летием со дня его рождения в заповедник съехалось много гостей - музейные работники, близкие друзья, помощники заповедника, музыканты, артисты. В научно-культурном центре установили мраморный бюст С. С. Гейченко (скульптор А. А. Кубасов), открыли выставку "Пушкинский заповедник и его Хранитель" из фондов музея-заповедника и частной коллекции Т. С. Гейченко. Выставки, посвященные юбилею Хранителя Пушкинского заповедника, в течение года прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Минске.

Рассказывая о творчестве Пушкина, С. С. Гейченко сравнивал его поэзию со "святой обителью, храмом". Поэт обращался к душе человека с призывом "творить добро повсеместно!" И сам Семен Степанович о себе однажды сказал: "Тому завету Пушкина я следую всю свою жизнь".

Семён Степанович Гейченко - русский советский писатель, пушкинист, музейный работник. заслуженный работник культуры РСФСР. Герой Социалистического Труда (1983). Член КПСС с 1955 года. Известен воссозданием мемориального музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» в Псковской области.

В 1924 году, будучи студентом отделения истории искусств Петроградского ун-та, поступил на службу в Петергофские дворцы-музеи, где работал до 1938 года научным сотрудником и хранителем. Занимался созданием архива и фототеки музея, экспозицией Нижней дачи Николая II вплоть до ее ликвидации как музея в 1936 году, принимал активное участие в составлении дворцовых описей.

Автор серии путеводителей по дворцам-музеям Петергофа. Работал в доме-музее И. Е. Репина «Пенаты», в ИРЛИ РАН. С 1938 года - в Государственном Русском музее, c 1939 года - в Литературном музее ИРЛАН. Тогда же защитил диссертацию по художественному наследию М. В. Ломоносова.

В 1941 году был арестован по ложному доносу, находился в лагере. С 1943 года - на фронте, тяжело ранен под Новгородом. Воевал командиром миномётного расчета. Лишился левой руки.

С апреля 1945 года - директор Гос. Пушкинского музея-заповедника в с. Михайловском Псковской обл. Занимал эту должность в течение 45 лет. Прилагал колоссальные усилия по воссозданию пушкинских мест и привлечению к ним общего внимания, в чем преуспел. Известен как великий энтузиаст и неутомимый популяризатор. Автор множества книг и статей по пушкинскому наследию и истории.

Семён Степанович собрал самую крупную коллекцию колоколов. Он мечтал оснастить колокольню Успенского собора в Святогорском монастыре, где покоится прах Пушкина. Со временем колоколов и колокольчиков набралось так много, что они уже не вмещались в доме. Хозяин развесил самые большие на прясле в усадьбе. Сторож ежедневно вызванивал на них утреннюю и вечернюю зорю. Гейченко добился, что лучшие его колокола были водружены на соборной колокольне. Теперь их звоном ежегодно открывается пушкинский праздник поэзии в Михайловском.

Умер 2 августа 1993 года в пгт Пушкинские горы Псковской области. Похоронен на городище Воронич.

Семен Степанович Гейченко родился в Петергофе 1 февраля 1903 года и, хотя застал в отрочестве эпоху Серебряного века, но основное образование получал уже после революции. Однако главное дело его жизни будет связано не с Серебряным, а с Золотым веком русской поэзии.

Еще студентом Петроградского университета, обучаясь на отделении истории искусств, Гейченко поступает на работу в Петергофские музеи, исполняя должность научного сотрудника и хранителя. Тогда же им была написана серия путеводителей по знаменитым дворцам - «Большой дворец в Петергофе», «Последние Романовы в Петергофе».

В конце 1930-х годов Гейченко меняет место работы и сотрудничает с Государственным Русским музеем, а затем с Пушкинским Домом (Институтом русской литературы при Академии наук). Возможно, он так и остался бы незаметным музейным работником, кабинетным ученым, но война изменила его планы.

На фронте командир минометного расчета Семен Гейченко был тяжело ранен и в результате ранения потерял левую руку. Война еще не успела закончиться, Гейченко еще не успел решить, чем будет заниматься в новых условиях, как академик Вавилов предложил ему взять на себя восстановление Пушкинского заповедника, захваченного немцами в первый месяц войны и находящегося в плачевном состоянии. В апреле 1945 года Гейченко был назначен директором Пушкинского заповедника, в состав которого входили деревни , Петровское, с .

Трудно переоценить роль Гейченко в восстановлении национального достояния. Под его руководством уже в 1947 году открылась первая послевоенная экспозиция, посвященная Пушкину в «Домике няни», а спустя два года был отреставрирован и открыт . Стараниями Гейченко в Пушкиногорье на протяжении многих десятилетий неоднократно проходили научные конференции, Пушкинские чтения, праздники поэзии, постоянно приезжали экскурсии - место стало чрезвычайно популярным как у советских, так и у иностранных туристов.

Семен Степанович Гейченко, главный хранитель-консультант (так в последние годы жизни называлась его должность), стал своеобразным «гением места» - без него трудно было представить Пушкинские Горы. Казалось, время не властно над ним... Семен Степанович Гейченко дожил до 90 лет и скончался 2 августа 1993 года.

С. С. Гейченко был знаменит не только своими трудами по восстановлению Пушкинского заповедника, но и огромной коллекцией колоколов. Один из них он подарил , и теперь колокол Гейченко вместе с тремя колоколами из немецкого Аахена на колокольне храма радует прихожан своим перезвоном.