Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "фронтовые письма". Постановка и проведение театрализованного концерта

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "фронтовые письма". Постановка и проведение театрализованного концерта

Сценарий праздничной программы, посвященной Дню Победы «Музыка фронтового письма».

Марш детей, упражнения с флажками.

Сцена оформлена в виде солдатского привала (дерево, пеньки, костер, котелок, каска, винтовка).

Видео «Письмо с фронта»

Ведущая:
На дорогах России звенят ковыли,
Словно колокол памяти бьется вдали,
И играет заря поутру в небесах
Снова мир и война у людей на весах
Много лет промелькнуло с той грозной войны
Не вернулись домой дорогие сыны,
Но мы помним о них и доныне скорбим
Фотографии старые дома храним.
В каждой нашей семье есть, кого вспоминать,
Кто навеки остался в степях воевать
Ну, а те, кто вернулся и выжил тогда
Стали в жизни опорой для нас навсегда.
На дорогах России звенят ковыли…
Про печальную дату напомнят они.

Добрый день! 9 мая – День Победы! И, конечно же, сегодняшняя программа посвящена солдатам, не жалевшим самого дорогого – своих жизней! Лишь бы она пришла…Победа. И о тех, кто любил, верно ждал и отчаянно трудился, только чтобы она приблизилась…Победа.
И они писали письма друг другу, такие живые, такие трогательные. Как приятно видеть светящиеся глаза солдата, получившего весточку из дома. Маленькие солдатские треугольники способны в одну минуту победить усталость, снять боль, поднять настроение и придать сил для дальнейшей борьбы, борьбы за победу.

(Выходят 3 солдата, размещаются на привале и пишут письма)

Ведущий. Шли солдаты на запад

По дорогам войны.

Выпадал среди залпов,

Может, час тишины.

И тогда на привале,

Опустившись в окоп,

Люди письма писали

Тем, кто был так далек.

На сцене вокруг костра сидят солдаты, тихо поют песню «В землянке» (муз. К. Листова, стихи А. Суркова).

Солдат. Что, ребята, носы повесили? Смотрите, почта идет!

(Входит почтальон.)

Почтальон. Здравствуйте, товарищи бойцы! Это я на третью батарею попал? Да? В таком случае для вас здесь ворох писем и груда телеграмм. От сестер, братьев, невест и мам. Сколько их! Из самых разных мест.

Вам от друга телеграмма,

Вам письмо прислала мама,

Вам от брата, вам от деда,

Вам открытка от соседа.

Это вам. А это вам.

Почтальон (подсаживается к костру).

Боец. А помните, друзья, какое нежное русское имя дали солдаты грозному оружию войны – «Катюша».

Солдат 1: Здравствуй, моя Варя!
Солдат 2: Дорогая, Маша!
Солдат 3: Любимая Сонечка!
Солдат 1: Я счастлив, что у меня есть ты, Варя.
Солдат 2: Ты поддерживала меня всегда…
Солдат 3: ….и здесь. Спасибо тебе, моя родная!…

(Появляются 3 девушки с развернутыми письмами в руках)

Девушка 1: Спасибо тебе, родная! Человек старит, а небо вечно молодое…
Девушка 2: …как твои глаза, в которые можно долго смотреть…
Девушка 3: … и любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.
Солдат 1: Пройдет время, люди залечат свои раны…
Солдат 2: …построят новые города…
Солдат 3: … вырастят новые сады, другие песни будут петь…
Девушка 1: …другие песни будут петь. У нас вырастут красивые дети..
Девушка 2: …мы будем любить друг друга…
Девушка 3: …и жить счастливо. Жди меня!
Солдат 1: Твой Иван.
Солдат 2: Целую. Шурик.
Солдат 3: Алешка.

(С письмами уходят)

Ведущий: За них, любимых и родных шли в бой русские солдаты и офицеры. Свет и тепло родного дома бережно хранили в памяти. А песни тех лет о любви и верности мы поем до сих пор.

Исполняется песня:
Слова Я. Галицкий, музыка Г. Петербургский «Синий платочек
»

Солдат: братцы, смотрите-ка к нам артисты приехали!

Концерт для солдат: дети исполняют..

Ведущий: Солдат России! Ты насмерть стоял на рубежах нашей Родины, вез хлеб в блокадный Ленинград, погибал, спасая миллионы жизней. Сквозь время говорят с нами те, кто уже не вернется, никогда не обнимет своих родных и близких, любимых, детей и внуков. Никогда. Как это страшно!:

Слова И. Шаферана, музыка М. Минков «Мой милый, если б не было войны»зкучит в записи…

На сцену выходит Солдат, усаживается на полянке, чтобы написать письмо матери. Одновременно к столику перед сценой выходит Мать и садится за стол. Разворачивает солдатский треугольник, читает:

В фоновом сопровождении песни «Молитва матери»

Презентация «Молитва матери»

Солдат: Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры-
Ты здесь, ты со мной, родная моя!

Мать: В холодной ночи под неласковым небом
И вместе с тобою к далеким победам
Солдатской дорогой незримо пройду.

Солдат: и чем бы в пути мне война не грозила
Ты знай: я не сдамся, по куда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Мать: Я вместе с тобою к далеким победам
Солдатской дорогой незримо пройду
В холодной ночи под неласковым небом,
Склонившись к тебе, я песню спою.

Солдат: Мама, пускай ты не сражалась на войне,
Но я могу сказать без колебания,
Что кровь детей, пролитая в огне,
Дает навеки воинское званье!
Ведь нам, в ту пору молодым бойцам,
Быть может, даже до конца не снилось,
Как трудно было из-за нас отцам,
И что в сердцах у матерей творилось.

Ведущая: Казалось бы, все тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен…Тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе, на привале,в бою…

Попурри на тему военных песен

Выходят дети.

1-й: Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел
Только б смех наш веселый звенел.

2-й: Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились,
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.

3-й: Вы нам оставили ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу и ласковый хлеб на столе,
Вы нам оставили самое главное в жизни-
Радость учебы на мирной, счастливой земле.

Дети исполняют песню….с шарами

Ведущий:
Отгремела война солнечным днем сорок пятого
И победный салют засиял над огромной страной
Всех, кто бил беспощадно фашиста проклятого
Породнил День Победы той счастливой весной.
Слезы, радости, смех, поцелуи, объятия…
Все слилось воедино в том восторге любви!
Люди были пьяны от великого счастья,
Что от рабства родную страну сберегли.
Сколько мирных весен с тех пор отзвенело,
Но никто не забыт, кто убит в той жестокой войне
И глядят с фотографий открыто и смело
Те, кого с нами нет уж на нашей земле.
Слава вечная вам, и живущим, и павшим
Не жалевшим себя ради нас в жесточайших боях
Свои жизни за нашу свободу отдавшим,
За свой дом, что в недолгих вам виделся снах.

Сегодня мы вновь прикоснулись сердцем к истории нашей страны, к ее прошлому, и может быть нам удалось почувствовать, каким оно было….фронтовое письмо.

Песня «Письмо с фронта» исполняют педагоги …

(в руках зажженные свечи) на последнем припеве все одетые в солдатскую форму тихо уходят на задний план), свечи оставляют на полу…

Минута молчания…

звучит песня:
Слова В. Харитонов, музыка Д. Тухманов «День Победы»

Ведущий: С праздником вас всех! С Победой! Добра вам, благополучия, здоровья и, конечно же, мирного неба над головой! Приглашаем наших гостей, по фронтовому обычаю, отведать на нашем импровизированном привале солдатской каши!


И на земле сухого места нет.
Когда приходит почта полевая,


«Прошу Вас
Храните солдатские письма
Они и просты,
И порою грустны
В них столько надежды
И вечного смысла
Прошу Вас
Храните солдатские письма -
Тревожную память
Людской доброты

1. На экране мелькают кадры военной хроники, озвученные песней «Журавли» Я. Френкеля. («Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей» - смотрите приложение - диск 2 «Военная хроника»)

Ведущие: - Скоро вся наша страна будет праздновать 70-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И ровно столько лет мы живём под мирным небом. Сегодня дети могут ходить в детские сады, учиться в школе, заниматься в кружках, получать образование и выбирать профессию по душе.

Вед. Люди могут спокойно жить и работать. И за всё это мы должны быть благодарны тем, кто на своих плечах вынес тяжёлое бремя войны,- нашим защитникам - офицерам и солдатам. Тем, кто, пройдя страшными дорогами войны, вернулся домой, и тем, кто навеки остался лежать на поле брани. .

Вед. С первого дня войны весь народ поднялся на борьбу с врагом: в тылу и на фронте, в партизанских отрядах. А дома так ждали весточки и верили, что их родные и близкие обязательно вернутся. Тогда ещё никто не знал, какую огромную утрату мы понесём (более 20-ти миллионов человек погибли на этой войне Из них наших земляков 5270 человек).

Вед. Единственной ниточкой, соединявшей людей, были письма, вот такие военные треугольники.

Вед.
Как ждали писем с фронта! В деревнях выходили встречать почтальона за ворота, а то и за околицу. Далеко не простой была работа почтальона: ведь вместе с письмами от тех, кто бил врага, он должен был нести в дом и страшные письма-похоронки, нести людям в дом беду. Каково было видеть их боль утраты!

Музыка:
_________________________________________
3. Ученица читает стихотворение С. Н. Школьникова «Почтальон»:

Печальный вестник скорых похорон,
Как мину для родителей солдата,
Приносит весть о смерти почтальон,
Стараясь не встречаться с адресатом.
Надеясь не услышать взрыва боли
И оказаться в эпицентре так некстати,
Себя он не готовил к этой роли -
Разносчик смерти и приёмщик тех проклятий,
Которые вонзятся роем ос
И душу истерзают всю до крови.
Не убивал он, только весть принёс,
Но вестник был во все века виновен.

И почтальон всем сердцем проклинал
Судьбу за эту подлую награду,
И с горечью о прошлом вспоминал,
Когда он был несущим людям радость.
Когда он к людям шёл и нёс им весть
О новорожденном, о юбилее, свадьбе,
Он изнутри светился будто весь,
И люди его видеть были рады.
Война перечеркнула в один миг,
Всё то, ради чего он всю жизнь прожил.
И первый разорвавший душу крик
На месте почтальона уничтожил.

Его бояться стали, как чумы,
Хоть понимали, что не виноват он,
Но чёрным вестником он стал, увы,
Для матери и для жены солдата.
Он сгорбился, как лунь, весь поседел,
Не верящий, он начал в бога верить
И лишь шептал: «Господь терпеть велел»,
Но какой мерою терпение измерить.
Неразговорчив стал он, да и с кем,
С кем говорить мог, приносящий беды.
Лишь ночью в затянувшейся тоске
Наедине он с богом вёл беседы.

Отгородившись ночью ото всех,
От кого днём не мог отгородиться,
Он всё пытался вычислить тот грех,
Заставивший народ в крови умыться.
И не понять, молился ль, упрекал
Он на коленях перед образами,
Он говорил, а бог? А бог молчал,
Не отвечал ни жестом, ни словами.
Да собственно ответов он не ждал,
Вернее, ждал единого ответа,
Он и вопрос один лишь задавал:
- Когда же, наконец, придёт победа?

Вед. Первая почтальонка в городе Заводоуковске была, Шефер Екатерина Ивановна попала с 1942 года она пришла на почту.

Вед.
Жила она тогда в посёлке Заводоуковском Тюменской области, эвакуированная из Ленинграда. Родилась в Ленинграде в 1919 году, училась, росла, посещала школу,кружки, была очень воспитанным и культурным человеком. Когда началась Великая Отечественная война Екатерина Ивановна вышла замуж и стала Дворцова Екатерина Ивановна, её муж впервые дни войны погиб. И она с дочерью и со всей семьёй была эвакуирована на станцию Заводоуковская в 1942году.

Вед. Первые дни в Заводоуковске провели в Комышёвом клубе (который находился напротив ДК Машзавода» Было голодно, но не было взрывов и бомбёшки все были живы, нужно было привыкать к новой жизни совсем ни такой к какой она привыкла. Так как она была женой погибшего солдата, грамотная по сравнению с жителями села, её отправили работать на почту. Нужно было отвечать за всю поступающюю корреспонденцию.

Вед. Выглядела Екатерина Ивановна очень хорошо среднего роста, стройная,русая, моложавая с хорошей речью, прекрасными манерами - всё это помогало ей в её трудной работе.

Вед. Почта, где выдавали всю корреспонденцию, находился в конторе военного завода № 499, и туда она приходили в любую погоду. Наступила зима, а у неё даже не было тёплой одежды, не говоря уж об обуви. Ей раздобыли фуфайку и резиновые калоши, в этом она и ходила Первый год с 1942-1943 был самым трудным, нужно было выжить до весны, каждый член семьи получал паёк на день это и позволило выжить. А семья была очень большая.

Вед. Самое главное для Екатерины Ивановны было - это выдача солдатских писем которые получало местное население. Какими радостными были люди, дождавшиеся известия от своих родных. Письма читали всем посёлком. Приходилось выдавать с похоронкою конверт, нет ужасней новостей, слышать плач, как оплакивали матери мужей и сыновей.

Вед. И это было невыносимой ношей. Всем людям оказавшимся в беде, она старалась найти слова поддержки.Помочь дать успокоение пропуская через своё сердце каждую беду.Ночами спать спокойно не могла, в памяти стояли горестные лица.

Вед. Когда же Катерина треугольники вручала с хорошей вестью,её душа и пела и плясала. Она видела как получали письма с передовой,как радость от хорошей вести переполняла людские сердца как у них блестели глаза и восклицали они от радости «Сыночек мой живой!» и ей от этого становилось радостно и спокойно.

Вед. Она вносила свой вклад в победу как могла и как умела, находясь на передовом крае в тылу. Получая треугольники она не знала,что в них, но она понимала,что каждая семья ждёт вестей.

Песня __________________________________________________

Вед. У каждого письма своя история: счастливая или печальная. О чём думали, наши славные воины? Что их больше всего волновало? О чём они писали? В минуты затишья они читают и пишут письма (смотрите приложение «В минуты затишья»

Инсценировка

За кулисами читают письма с фронта.

«Привет с фронта, Здравствуйте мама, Витя! Пишу второе письмо с фронта. Первое писал когда только пришёл на передовую После этого со 2 января был в наступлении Сейчас пока стали в оборону,но сегодня или завтра пойдём опять вперёд Мы наступаем Пишите ответ.Пока до свидания.Привет всем. 13 января 1944года »

Солдат Владимир Трофименко сообщил своим близким в Сумскую область: «Мы нанесли под Бобруйском тяжёлый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немц15 октября ы поднимают руки перед нами, молодыми солдатами в запылённых гимнастёрках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей… »

Строки из письма Александра Константиновича Беневолинского, которое он написал своим ученикам: «Мои товарищи попросили прочитать ваше письмо вслух, что я и сделал. Все мы довольны, что наши маленькие товарищи помнят о нас, шлют нам свой пионерский привет. Ваши тёплые слова, ваши пожелания очень дороги для нас. Они согревают нас… Помните, ребята, будет и на нашей улице праздник… Овладевайте знаниями, изучайте крепко русский язык и литературу, Географию и историю, военное дело и немецкий язык… »

Вед. Вспоминают Екатерину Ивановну её родные как она радовалась хорошей вести, рассказывала о письме Петра Филипповича Громова семье от 22 февраля 1942 года он писал о том, что закончил учёбу на « хорошо» присвоено звание младшего лейтенанта 4марта 1942г прибыл на фронт находится под Смоленском скоро дадут взвод,будем уничтожать фашистов,с честью выполним приказ родного Сталина. Дома она говорила что все верят в победу и как она рада за эту весть для семьи солдата.

Вед. Но когда в 1942г Анна Ивановна Громова получила извещение № 169 , в котором говорилось «Ваш муж, лейтенант, командир взвода Пётр Филиппович Громов … был убит 28.08.1942г. Похоронили его на Смоленской земле.» Было больно и горько семье,но и также больно и работнику почты, что она вручила эту горестную весть.

Вед. Екатерина Ивановна вместе с каждой семьёй оплакивала каждого и радовалась за каждого.Тяжело на душе от похоронок. Сейчас проще, положили письмо в почтовый ящик и пошли, а тогда вести получали на почте и старались здесь же узнать какую весть получили, некоторые не умели читать и им содержание письма читала Екатерина Ивановна. И видела она их радость и горе, ждала известей вместе с семьями неделями и месяцами. Это всё сказалось на её здоровье, стало болеть сердце.

Вед. В 1946г она вышла замуж за Ветерана Великой Отечественной войны Мерзлякова Степана Фёдоровича родила дочь. Кажется, закончилась война вернулись участники войны 6200 человек, многие залечивали раны,нанесённые войной. Но главное всё же состояло в том, что война была позади, а впереди надежда на лучшую жизнь. Казалась всё самое страшное преодолели, а сейчас все будут счастливы под мирным небом.

Вед. Но случилось непоправимое Екатерина Ивановна в 1950году умирает от сердечного приступа. Её провожает в последний путь всё село, оплакивают все кто её знал, после её смерти остались две дочери одной было 5 лет,а другой 1год 8 месяцев.

Стихотворение посвящённое памяти Екатерине Ивановне читает Герасимов (он автор данного стихотворение)

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волненьем читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновья берегут.

Вед. Вот они, свидетели тех далёких лет, тех грозных событий. Их писали своим родным и близким наши воины-защитники, те, кого сегодня нет рядом с нами. Это и всем хорошо знакомые военные треугольники, и письма, написанные на самой разной бумаге. Им более семидесяти лет. На многих из них выцвели чернила, поблёкла типографская краска, но их до сих пор бережно хранят во многих семьях.

У памяти своя тропа,
Свои нечитанные строки,
Своя высокая судьба,
Её храни, её держись,
И суть её понятней станет,
Уходит жизнь - приходит память,
И память возрождает жизнь.

Пока живы мы, живы наши дети и внуки, память об этих людях не уйдёт в небытие. Им жить вечно в наших сердцах, в наших душах.

Пусть дождь идёт, окопы заливая,
И на земле сухого места нет.
Когда приходит почта полевая,
Солдат теплом далёким обогрет.

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА
ШАХТЁРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 13

ИМЕНИ Н.И. БАРАНОВА

Литературно-музыкальная композиция

«Письма с фронта»

Подготовила:

педагог-организатор

Анищенко Н.В.

ШАХТЕРСК 2015

Письма с фронта

Дети исполняют песню «Шел солдат…»

Ведущая: Шел солдат с войны домой,

Шел дорогою прямой,

В гимнастерочке линялой,

Шел домой солдат бывалый.

И пройдя огонь и бой,

Что солдат принес с собой.

Ведущий: Два раненья, три медали.

Имена друзей, что пали.

Фляжку спирта для беседы,

А еще принес Победу…

Ведущая: Сегодня у нас праздник. Вернее, приближается Праздник Победы, день радости и торжества, день гордости и скорби, праздник славы и памяти всех тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость нашей земли. В нашем зале присутствуют дорогие наши земляки, убеленные сединой ветераны войны. Им низкий поклон и слова благодарности.

С праздником Победы!

Дети исполняют песню «День победы…» (Поют все)

Ведущий: Солдат Отечественной, тогда в 45-м, отвоевали миру солнце, весну, мечту…Победа! И если сейчас смеются дети, плавится сталь и пишутся книги, если растет хлеб на родных полях, то это потому, что была Победа!

(Песня «Журавли»)

Ведущая: Мы посвящаем сегодняшнее мероприятие памяти тех кто перенес нечеловеческие муки войны, кто пал смертью храбрых за Родину, за нашу светлую жизнь, за нас с вами.

И предлагаем вспомнить всех, кто погиб защищая наш поселок, защищая нашу Родину поименно.

(выходят дети с фотографиями участников боевых действий)

Ведущий: Главные герои сегодняшнего мероприятия – письма. Письма одного поколения к другому…

Ведущая: Письма с фронта… Они были порой очень скупы, буквально в несколько строчек, потому что писались в короткие минуты отдыха между боями. Но они могут рассказать о многом.

Я шлю письмо из сорок первого,

Взгляни на снимок, сверстник дорогой,

На нем я вместе с нашими ребятами,

Ты посмотри, какой я молодой.

Ведущий: «Здравствуйте мои родные. Здравствуйте, хотя, когда вы будете читать мое письмо, меня не будет в живых. Но и через смерть, через небытие я обнимаю вас, мои родные, я целую вас! Не думайте, что я ушел на эту страшную войну из-за желания блеснуть своей храбростью. Я знал, что иду почти на верную смерть… За вас мои родные, за ваше счастье. Я ушел на смерть во имя жизни!»

Ведущая: Письма с фронта… Их помнят до каждой буквы, их берегут, как самое дорогое, что осталось в памяти о родных и близких, о тех, с кем не суждено было испытать радость долгожданной встречи. Письма с фронта!

Ведущий: Их ждали долгими, тревожными днями, каждый из которых мог стать последним днем ожидания, последним днем надежды.

Выходит почтальон.

Ах, должность горестней была ли

В войну еще, чем почтальон…

Как дружно бабы замирали,

Когда в деревню входит он.

Какая им была несчастным мука,

Зажав ладонью рот, гадать,

Когда он до проулка,

Пройдя, свернет иль не свернет.

Как им хотелось, чтоб свернул он.

Как было страшно, что свернет,

Как было трудно встать со стула,

Когда стучал он у ворот.

И каждый раз, как баба рухнув,

Снопом бывало заревет,

Он говорил: «Поплачь горюха…

Поплачь, скорее заживет!»

(звучит «АВЕ МАРИЯ», выходит солдат и мать).

Солдат.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновский привет,

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет.

Мы были беспечными, глупыми были.

Мы вс
е, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут на войне.

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я на встречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры.

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

(становится на пьедестал)

Мать.

«Здравствуйте, родные мои сыночки, воины красной армии! Милые мои, если бы вы знали, как облегчили материнское горе своим участием и письмами. Как я узнала, что наделали эти изверги над моим Юрой, места себе найти не могла, почти не спала, хлеба не смела, взять в руки! И на это я растила и ходила сына? Как подумаю о его смертных мучениях, заплачу и вспоминается мне Юра маленьким, 3-х годов, здоровый, веселый, и страсть озорной мальчишка. Хочется его понянчить, погладить по головке и помыть рученьки и ноженьки. И снова я читала страшные слова: «Распят на кресте: Господи! В ноги, в руки, в голову моего мальчика вколотили немцы гвозди.

Милые мои, прошу, отомстите фашистам за Юру, за его страдания и боль, за мое неутешное горе»»

(Подходит к постаменту солдата и кладет цветок)

Ведущая: Опять похоронка и снова беда.

Лишилась я сына, попал в никуда,

Могила его там, где ветер шумит,

А память о нем наш народ сохранит.

Ведущий: Казалось бы трудно совместить эти два понятия – женщина и война. Но если на родную землю надвигается смерть, если вражеская чума угрожает родительскому дому, разве не естественно желание женщины защитить родину, детей своих, чужих и еще не рожденных, сохранить для них тишину и ясное небо?

История не знала такого массового участия женщин, такого мужества в военных действиях и героизма.

(Фонограмма мелодии «Священная война»)

Что случилось, скажи мне, ветер.

Что за боль у тебя в глазах.

Разве солнце не также светит?

Или вянут травы на лугах?

Разве звезды не так искрятся?

Разве больше девчонкам не снятся

Счастье алые паруса?

Как тревожно стонет планета,

Как угрюмо висит тишина.

Что случилось? Скажи мне, ветер.

Неужели это война?

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ… ТИХИЕ…

1-ая девушка-солдат . Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

2-ая девушка-солдат. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?

3-ая девушка-солдат . Разве для смерти рождаются дети, Родина?

4-ая девушка-солдат . Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

5-ая девушка-солдат . Родина? Славы никак у тебя не выпрашивали, Родина!

Просто был выбор у каждого – я или Родина!

(девушки стали на пьедестал)

Ведущая . Они по зову Родины надевали военные гимнастерки, уходили на передовую! Лицом к лицу встречались с врагом.

Ведущий . 5 девчонок было, всего 5. А ведь не прошли фашисты. Жизнями своими закрыли девчонки дорогу к своей Родине.

Диктор. Стоят они в молчанье строгом

И зори тихие молчат.

А в окружении безмолвном

Березки песнь хотят начать.

(Фонограмма «Темная ночь»)

Диктор. Огонек чадит в жестянке.

Дым махорочный столбом…

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают, кто о чем.

1 солдат. В тишине да на покое

Помечтать – оно не грех.

Вот один боец с тоскою

Глаз сощурил, молвил «Эх!»

2 солдат. И замолк. Второй качнулся,

Подавил протяжный вздох.

Вкусно дымом затянулся

И с улыбкой молвил: «Ох!»

3 солдат. Да – ответил третий,

Взявшись за починку сапога.

4 солдат. А четвертый, размечтавшись,

Пробасил в ответ: «Ага!»

5 солдат. Не могу уснуть, нет мочи!

Пятый вымолвил солдат.

— Ну, чего вы братцы к ночи,

Разболтались про девчат!

Солдаты затихают, припоминая свое. На сцене появляется танцующая пара: девушка в белом и солдат.

Солдат. Что, Андрей, любимую вспомнил?

Солдат (достает письмо) Да!

(поют «Темная ночь»)

Звучит вальс.

Солдат. Жди меня и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут.

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

позабыв вчера.

Жди меня и я вернусь.

Только очень жди…

Девушка. Я знаю – ты скоро вернешься.

Я верю, что вре
мя такое придет.

Останутся грусть и разлука за дверью.

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом, мы сядем

И письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем.

    й Продолжается жизнь.

    й И опять начинается день.

    й Продолжается время дождей.

    й Нарастающий ветер колышет большие хлеба.

    й Это ваша судьба!

ВСЕ: Это – общая наша судьба!

исполняют песню День Победы.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Письма с фронта

(Музыкально-литературная композиция к 70-летию Победы)

На сцену выходят 5 человек

Девушка-выпускница школы

Курсант военного училища

Крестьянин из колхоза

Девушка-телефонистка

Ведущий:

До войны жизнь в городах протекала спокойно и размеренно. Заводской гудок ранним утром звал смену рабочих на завод. Трели трамвайных звонков сопровождали учителей, врачей и прочих служащих, спешащих на работу. Днем со дворов доносился радостный детский крик и смех. А по вечерам в парке играл духовой оркестр. Каждый человек жил и планировал свое будущее в родной стране.

Танцевальная площадка. Танцуют 5 пар. Фоном звучит музыка.

Девушка-выпускница школы:

Кажется, только вчера я сидела за партой и мечтала о взрослой, самостоятельной жизни. И вот уже пролетели школьные экзамены. Можно получать аттестат и воплощать в жизнь свою мечту, поступать в медицинский институт. Хочу, очень хочу стать врачом. Причем детским. Но сначала выпускной балл. Он будет завтра 22 июня.

Мужчина недавно ставший дедом:

Я еще не стар, мне 52. И вчера 20 июня, я стал дедом. Родился мой первый внук.

Дочь назвала его в мою честь Иваном. Вот подросте немного и я научу его играть в шахматы. Потом вырезать по дереву. Будем ходить с ним на рыбалку и он, непременно поймает самую большую рыбу!

Курсант военного училища:

Здравия желаю! Я курсант военного летного училища. За отличную учебу был награжден отпуском и приехал на побывку домой. Мне осталось учится всего год, а там....небо, небо, небо. Но этот год особенный. Здесь в родном городе у меня остались не только родители и бабушка, но и любимая девушка. Я хочу сделать ей предложение, связать свою жизнь с ее. Да, быть женой военного не просто, но мы справимся!

Крестьянин из колхоза:

Совсем недавно закончилась посевная. Появилось немного свободного времени и я поехал в город за покупками. Купил все, что нужно, не забыл и про гостинцы: жене платок, а детишкам леденцы. Вернусь домой, пойдем с Мишкой, это мой старший сын, на речку. Обещал научить его плавать. Зое и Коле, они двойняшки, надо вырезать лошадок из дерева. Пусть играют.

Девушка-телефонистка:

Я устроилась телефонисткой на современную телефонную станцию. Эта профессия требует максимальной концентрации внимания и сосредоточенности. Если девушка не успевает соединить абонента, он мог начать стучать по рычагам своего телефона, при этом лампочка перед глазами мигает и привлекает ее внимание. Я хочу стать лучшей на станции.

Звучит первый куплет песни Священная война

Во время песни все участники сценки отворачиваются от зрителей, одевают пилотки и поворачиваются к зрителям.

Ведущий:

Начало войны положило конец спокойно жизни. Из городов и деревень уходили на фронт молодые ребята, взрослые мужчины и даже женщины. Оставались старики, матери и дети. Все что их связывало с родными это письма-треугольники. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Вот, что писали солдаты.

Курсант военного училища:

«Дорогие мои! …Свободного времени мало. Многому приходиться учиться на ходу. Но не стоит унывать. Вчера у меня был первый боевой вылет. Я заметил вражеский бомбардировщик "Юнкерс-88", идущий от Кронштадта к Ленинграду на высоте 4 000 метров. У меня высота была 7 000 метров, и я отвесным пикированием пошел на перехват бомбардировщика, который, не дойдя до Ленинграда, развернулся и пошел в направлении Стрельны, и далее на запад вдоль берега Финского залива. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля».

Крестьянин из колхоза:

«Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям - Зое, Коле и Мише. Я жив-здоров. Воюем, бъем поганых фашистов. Гоним их с Родной земли. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко. Целую вас много раз. Очень хочу увидеть.»

Девушка-телефонистка:

«Здравствуй мамочка! Недавно форсировали Сиваш. Холодно страшно, ноябрь. Ноги замерзали насмерть. Вода соленая. На плацдарме нигде нельзя развести даже маленького костерка, ведь ни одной веточки в округе. Согрелись только когда добрались до лесочка. Очень скучаю по тебе, родная.»

Девушка-выпускница школы:

«Мамочка моя любимая! Я под Смоленском. С первых же дней начались бои. С утра начали бомбить, одни самолеты улетают другие прилетают. Сразу же появилось очень много раненых. У первого раненного к которому я подошла, была почти оторвана рука, я стала шину накладывать, как опять закричали «воздух», я рядом легла и бинтовала. Потом второй, третий, и уже со счета сбилась… Чуть стихло мне говорят: «Мария, что с тобой?» Я глянула, а у меня все штаны в крови, даже не почувствовала сначала, что мне осколок в ногу попал. Но ты не переживай - это только царапина.»

Мужчина недавно ставший дедом

«Здравствуй, Верусинька, дочка Анечка и внучек Ванечка! Мы нанесли под Бобруйском тяжелый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немцы поднимают руки перед нами, солдатами в запыленных гимнастерках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей…Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи внуку валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Иван».

Звучит песня «Землянка».

Все участники сценки рассаживаются на полу и пишут или читают письма.

Ведущий:

Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали - годами, десятилетиями.

Девочка-почтальон:

Стали тоньше нервы…
Она прошла всего лишь два квартала…
Девчушечка 14-ти лет
Нести устала
с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
И этот плач невыносимо слушать:
«Зачем господь мне подарил детей?! -
заплачет мама. - Петенька! Петруша!»
Нет горше, нет ужасней новостей,
Ей кажется невыносимой ноша:
«Ну как же мне растить троих детей?! -
жена заплачет. - Мой Алёшенька! Алёша!!!»

Когда ж Раиса треугольники вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Смахнёт слезинку мать:
«Сыночек мой! Живой!»

Девушка-выпускница школы:

«Мамочка, родная моя! Спешу сообщить тебе, что я жива и здорова. Мы, связисты, двигаемся следом за наступающими пехотными частями. Наша цель не вести бой, а поддерживать линию связи. Но иногда приходится браться за оружие....»

Курсант военного училища:

«Дорогие мои! Я жив и здоров. Идут тяжелые бои, многие товарищи погибли. Но их смерть не должна быть напрасной. Мы победим! Разгромим фашистскую мерзость! Прогоним их с родной земли! Ваш сын и внук Коля.»

Ведущий:

Старший лейтенант, летчик Савичев Николай Михайлович погиб в 1943 году в воздушном бою под Сталинградом.

Курсант одевает черный плащ

Девушка-выпускница школы:

«Здравствуй мама! Наш медсанбат передислоцировали к линии фронта. Значит наступление идет хорошо. Раненых много, врачи не успевают делать операции. Просят нас сестер выполнять те, что попроще. Так, что я теперь тоже оперирую. Вот я и стала врачом, как мечтала, помнишь?»

Ведущий:

Медсестра Третьякова Любовь Васильевна погибла исполняя свой долг в Люблинской наступательной операции в феврале 1942 года.

Девушка-выпускница школы одевает черный плащ.

Крестьянин из колхоза:

«Любимая моя Манечка! Дети - Миша, Коля и Зоенька - мне снятся. Каждую ночь. Только мысли о вас придают мне силы. Скорей бы закончилась эта ужасная война. Вот побъем немца, вернусь домой разобью яблоневый сад....»

Ведущий:

Рядовой Дубов Степан Прохорович пал смертью храбрых в 1944 году при наступлении советских войск для снятия блокады.

Крестьянин из колхоза одевает черный плащ.

Мужчина ставший дедом:

«Дорогие мои Верусинька, дочка Анечка и внучек Ванечка! Мы уже воюем на германской земле. Скоро, очень скоро вернусь домой с победой! Потерпите родные мои немного осталось!»

Ведущий:

Не все наши герои дожили до светлого дня ПОБЕДЫ. Общие потери населения СССР оцениваются современными историками в 27 млн человек, из них невосполнимые потери в действующей армии - 10 млн человек. Но все усилия были не напрасны. А какими радостными были письма о победе.

Девушка-телефонистка:

«Мамулечка моя любимая! Свершилось наконец. Я даже сразу не поняла. 9 мая вместе с сослуживцами возвращалась из Вены, но по дороге сломалась машина. Все вышли из нее. Слышим, где-то вверх стреляют. Пошла трасса по небу, потом - вторая… Вот тогда всем стало ясно - это конец войне!»

Мужчина ставший дедом

«Милая Верунечка! Всю ночь не спал. Палили из всех видов оружия. Вот она, победа! Свершилось то, о чем мечтали все эти годы… Мы сейчас в Восточной Пруссии. Здесь красиво, весна».

Звучит песня ко дню победы

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвященного 70 лет Великой Победы

«Письма с фронта»

Цель: Формировать патриотические чувства, гордость за Родину, представление о героизме на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Задачи: Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им, быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

Через военные письма, стихи и песни дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество Победы.

Ход мероприятия:

Слайд (1) – 70 лет Великой Победы

Ведущий1: Семьдесят пять лет минуло с тех пор, как отгремели последние залпы самой жестокой, самой кровавой войны на Земле, но сегодня, как и прежде, «Письма с фронта» помогают нам понять величие нашего народа, душевность и несгибаемость воли советского человека, глубину его чувства любви к своей Родине.

«Письма с фронта» - это не только удивительные по своей искренности, доброте и бесконечной вере, сами реальные письма бойцов. Слайд (2)- письма с фронта

Исторические документы, кадры кинохроники, воспоминания участников сражений, стихи, рассказы, и, конечно, нестареющие военные песни – все это «Письма с фронта».

Это послания сегодняшнему поколению от отцов и дедов, это живые обращения к потомкам людей, своими жизнями искупивших наши жизни.

Благодаря им, мы снова и снова возвращаемся в те далекие и суровые дни, благодаря им, мы помним то, о чем нельзя забыть.

Ведущий1: Слайд (3)-письма

Я читаю письмо, что уже пожелтело годами,

На конверте в углу номер почты стоит полевой

Его в 42-ом мой ровесник писал своей маме

Перед тем, как уйти в свой последний, решительный бой.

Слайд (4-5) Мать читает письмо

(Мелодия «Только жди»)

Мать: «Сынок, дорогой, здравствуй! Боюсь, что это письмо не застанет тебя на старом месте, и ты будешь уже на другом участке фронта. Умоляю тебя – будь осторожен. Не зря всё-таки говорит пословица: «Бережёного и бог бережёт». Я знаю, мой совет ты примешь со снисходительной улыбкой, но он из моего материнского отчаяния. Ради бога, не совершай необдуманных поступков.

Слайд (6)(Летчик пишет письмо)

Мама, тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

Мы стали суровыми людьми, мама. Редко смеёмся, мы не имеем права смеяться, пока горят наши города и сёла.

Вылетая в бой, мы кладём на колени наган. Собьют над территорией врага – шесть пуль в фашистов, седьмую – себе в сердце.

Это не значит, что мы не любим жизнь. О, как мы её любим! Во много раз сильнее, чем прежде. Но чем больше мы любим жизнь, тем сильнее презираем смерть… Мы побеждаем смерть, потому что дерёмся не только за свою жизнь. Мы выходим на поля сражений, чтобы отстоять Родину.
Но ты, мамочка, о плохом не думай и не переживай за меня, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце…
Я обязательно вернусь мама, ты только жди

Слайд (7) «Похоронка»

«Уважаемая, Мария Александровна! С прискорбием сообщаем, что ваш сын пал смертью храбрых. Ваш сын был настоящим бесстрашным соколом, настоящим солдатом».

Слайд (8)

Вот и всё за светлый край озёрный,

Что в душе берёг,

За родное небо в звёздных зёрнах

Я навек тут лёг.

Вижу небо голубое, близкое

Я в последний раз.

Уменьшается, мерцает искрами,

Уходя из глаз.

Где-то птица плачет в отдалении…

Может, это мать?

Мама, наклонись хоть на мгновение,

Мне уже не встать.

Мне хотя бы капельку, родная,

Твоего тепла.

Глянь, твой сын героем умирает,

Чтоб земля цвела.

Память: Слайд(9) «Треугольники»

Треугольником сложен пожелтевший листок,

В нём и горькое лето, и сигналы тревог.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

Слайд (10) «Медсестра и юноша»

Девушка 1: «Сашка, дорогой, здравствуй! Скоро к тебе так запросто и не обратишься… Товарищ, лейтенант, и не иначе. Сегодня 21 июня 1942 года. Ровно год после нашего выпускного вечера. Как же это давно было… Ровно год… И ровно год идёт война. Наши почти уже все на фронте, даже девчонки.

Как подумаю, что для Володьки, Маши, Лидочки, Антона, Сергея уже никогда и ничего не будет, становится страшно.

Никогда и ничего… Слайд (11).

Береги себя. За меня не волнуйся, у меня всё в порядке. Наш медсанбат сейчас располагается в лесу. Пишу тебе письмо, а передо мной зелёный лес. Даже странно, что такая красота – это поле боя, что всего в двух километрах от нас немцы

Извини, больше писать не могу, привезли новых раненных. Жду твоего письма. Твоя Таня.»

Юноша 2: Слайд (12).

«Милая, Таня! Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки. Но я твёрдо знаю, что это последнее моё письмо.

Немцы скоро пойдут в атаку, а нас осталось только трое…

Твой портрет лежит у меня на коленях, значит, ты со мной.

Не так тяжело умирать, когда знаешь, что где-то есть человек, который помнит о тебе и любит.

Таня милая, прошу тебя, постарайся выжить в этой страшной войне. Выживи, и проживи эту жизнь за нас».

Слайд (13)

«_____________________________. С прискорбием сообщаем, что ваш сын пал в неравном бою смертью храбрых. Он был настоящим мужественным и смелым солдатом».

(Мелодия песни "От героев былых времён")

Ведущий1:

Давно умолк войны набат,

Цветут цветы в родном краю.

Но будет вечно спать солдат,

Что смертью храбрых пал в бою.

Он сохранил тебе и мне,

И человечеству всему.

Покой и счастье мирных детей

За это жизнь отдал свою.

Ведущий 2:
Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Слайд (14)

Звучит метроном, идёт минута молчания

Сценарий 2010г. «Письма с фронта»

Фильм «А закаты алые»

Выходят ведущие (день победы)

Ведущий: Героям Великой Отечественной, павшим на полях сражений, и Вам, уважаемые ветераны и труженики тыла посвящается…

Покидая родимый кров,

Уходили на фронт земляки,

Защищать матерей, отцов…

Не писали порой ни строки…

Ведущая: Письма с фронта... Пожелтевшие треугольники, исписанные неровными солдатскими почерками. Их писали днем в окопах, пользуясь
передышками между кровавыми боями, ночью в холодных землянках, когда,
несмотря на усталость, никак не удавалось уснуть и перед глазами всплывали
родные любимые лица... Письма-прощания, письма-напутствия, письма-размышления...

Ведущий: Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. (держит в руках и показывает)

Ведущая: И сегодня, накануне празднования 65-й годовщины Великой Победы, мы будем вспоминать, читая письма с фронта, о тех суровых годах.

Ведущий: Также для Вас ребята нашей школы приготовили литературные (литературно-музыкальные) композиции, которые будет оценивать жюри в составе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущая: Итак, письма с фронта... Как их ждали в годы войны! Эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым.

Ведущий: 10 декабря 43.г. Здравствуйте! Последнее письмо я вам писал в дороге, а теперь пишу с фронта. Я теперь практически знаю, что такое фронт. Я нахожусь под Знаменкой. Ну, если пишу вам, то стало быть жив, здоров. Здесь снег также выпал. Холодно ночью, но я в валенках хожу, как бог, вообще в зимнем обмундировании. Ну, пока, пишите. Сергей Андреев.

Милая моя мамусенька!

Сегодня получила твое письмо с фотографией. Ты права - мне очень приятно смотреть на нее. Я то и дело ее достаю из кармана гимнастерки

Мы совершили большой переход, примерно 115 км, и теперь наступаем в другом месте и с другой армией. Место здесь очень болотистое, грязь везде по колено. Ну ничего, мы и здесь повоюем. Побьем проклятых гадов, чтобы им тошно стало. Я после ранения стала много осторожнее.

А насчет денег ты мне не говори… пусть лучше будут у тебя деньги, а не у меня. Мне они понадобятся только после войны. Платьице хорошее купить. А пока целую и обнимаю крепко.

Твоя Натуся.

Ведущая: Человек всегда остается человеком, даже в самых сложных условиях. В годы войны молодые люди часто переписывались заочно. В 43-м году Ангелина училась в десятом классе. Как-то с фронта к ним прислали для починки целый вагон меховых варежек, все в крови, мазуте. Учительская была полностью ими забита. Школьников сняли с уроков, и девчонки подшивали и чистили их. В одну из рукавичек Ангелина вместе с подругой вложили письмо с наилучшими пожеланиями бойцам. А спустя несколько дней она получила письмо от солдата.

Ведущий: "Пройдут года, и ты меня забудешь.

От прошлого останется лишь след.

И в доказательство, что были мы друзьями,

Останется вот этот документ"

Ведущая: выступает ________________________________________________

Ведущая: Апрель 1942 г. Я жива и здорова. С 5 марта в Путивльском партизанском отряде. У Ковпака. Может, слышали про такого? О том, что случилось, где была, что делала, писать рано. Вот кончится война, встретимся - все расскажу. Пережила и перевидала такое, что меня теперь ничем не испугаешь...

Ведущий: выступает ________________________________________________

Ведущая: Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии.

Ведущий: Добрый день!

Многоуважаемые родители папа и мама, сестрицы Шура и Ника. Привет и наилучшие пожелания в вашей жизни от вашего сына Петра.
Дорогие родители, коротко сообщаю о том, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Сейчас пишу письмо после того, как прочитали речь товарища Молотова по радио и слышал приказ правительства о переходе границы и разгроме Германии и Гитлера.

Этот приказ я, как и весь 193-миллионный народ, буду выполнять до тех пор, пока у меня в жилах течёт кровь. Прошу вас только, мама и папа, не волноваться, не падать духом.

Ведущая: Пётр погиб, защищая Ленинград. Это единственное его письмо. А потом пришла похоронка… В память всех погибших, защищавших Родину, объявляется минута молчания. Прошу всех встать.

Минута молчания метроном

Ведущий: Да, Геля! Хотел бы я побывать где-нибудь подальше от этих мест, послушать хорошую музыку, посмотреть кино, помечтать в хороший теплый вечер, конечно, с тобой вместе. Но все это счастье надо самому обеспечить. Это ясно каждому. А пока я доволен тем, что мысли мои где-то далеко с тобой, а сам я по-прежнему тут. Еще раз желаю успешно сдать зачеты. Привет тебе, Геля, от моего друга, тоже Евгения. Он очень завидует мне.
Жду ответа, Евгений".

Ведущая: выступает ________________________________________________

Ведущий: "В ближайшие дни пойдем в наступление. Хотелось бы, чтобы оно
было благополучным для нас. Если я не вернусь, то помните обо мне
и читайте мои письма... Мама, прочитав это письмо, не плачь. Что суждено
мне, то и будет. Брат, передай привет от меня односельчанам, парням
и девушкам. Если я не вернусь, то не забывайте меня... Ваш сын и брат".

Ведущая: выступает: _______________________________________________

Родные мамулька и Ленусечка!

Родная мамочка, я очень скучаю по тебе и Ленусъке, ты мне очень часто снишься, и я этим довольна. Приеду я, конечно, не скоро, ты сама, мамочка, понимаешь, может быть, к весне будущего года. Но ты не грусти, я здорова, чувствую себя замечательно и очень рада от сознания, что сама лично принимаю участие в деле разгрома подлейшего врага, который заставил тебя и много миллионов нашего народа так переживать. Пусть это успокаивает тебя, родная… Адреса постоянного не имею, поэтому получить от вас письма не смогу. Но, мамусенька, пиши...

До свиданья, родные!

Крепко, крепко целую тебя, самая дорогая моя и любимая мамусенька, и дорогую сестренку Ленусъку.

Ваша Клава.

Ведущий: выступает ________________________________________________

Ведущий: "Нюра, дорогая, за меня не беспокойся. Я пока жив-здоров, идем
вперед, продвигаемся с боями к нашим старым границам. Враг еще силен,
упорно сопротивляется. И каждый метр нашей земли отвоевываем с боями.
Особенно трудно пришлось в один день, когда несколько раз переходили
озеро по пояс в холодной воде, а оно шириной полкилометра. Многие
из нас "пустили пузыри", то есть отдали богу душу, но меня, оказывается,
никакая холера не берет. Я, наверно, счастливчик и остаюсь живым только
для тебя и наших ребят... Лежу на грязной соломе в землянке, три часа
ночи, горит кусок провода, начался обстрел, пишу тебе письмо.
Вспоминается все наше прожитое -- и хорошее, и плохое. Жалко становится,
как мало прожили мы на свете, а жить, жить хочется..."

Ведущая: выступает ________________________________________________

Ведущий: "...Целую своих милых детушек, Вовушку, Нинусю и двух глупых несмышленышей. А тебя, моя старушка-хлопотушка, особенно. Духом не падай, над моими глупыми письмами не плачь, а, наоборот, радуйся, я сейчас на самомдне человеческих страданий, где образуются крупицы золота, а шлаки и всякая грязная накипь сливаются вон. "

Ведущая: Дорогие фронтовые товарищи, милая моя подруга Нина.

Если я погибну в этом бою, то после смерти сообщи моей маме, что я, ее дочь, честно выполнила свой долг перед Родиной.

Да, мне, конечно, жаль, что так рано кончилась моя жизнь, но за меня отомстят другие.

Нина, я была медсестрой. Ведь это самое прекрасное - спасать жизнь человеку, который борется за нас, защищает нашу Родину от коварного врага, борется за наше будущее.

Вот и все, что я прошу передать моей маме.

Валя Колесникова.

Ведущий: выступает _______________________________________________

Ведущая: В канун Дня победы люди с особым чувством ожидали писем.

Ведущий: «Милая Тамара! Всю ночь не спал. Палили из всех видов оружия. Вот она победа! Свершилось то, о чем мечтали все эти годы… Мы сейчас в Восточной Пруссии. Здесь красиво, весна».

Ведущая: «9 мая вместе с сослуживцами возвращался из Вены, но по дороге сломалась машина. Все вышли из нее. Слышим, где-то вверх стреляют. Пошла трасса по небу, потом – вторая… Вот тогда всем стало ясно – это конец войне!»

Ведущий: выступает ________________________________________________

Ведущая: Треугольником сложен потемневший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.

Рвется ветер осенний и команда: вперёд!

Ведущий: Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,

Где солдатские письма шли дорогой своей.

И с поклоном последние письма, полные сил,

От погибших в сраженьях почтальон приносил.

Ведущая: Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

В письмах вера солдата в наши мирные дни

Хоть и были когда-то далёко они.

Ведущий: Прошу Вас: храните солдатские письма

Они и просты и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла.

Прошу Вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

Ведущая: выступает ________________________________________________

Ведущий: Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня.

Салют победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Ведущая: Слава вам, храбрые,

Слава, бесстрашные!

Вечную славу поет ваш народ.

Доблестно жившие, смерть сокрушившие

Память о вас не умрет никогда!

Ведущий: Мы помним, чтим поклоном низким

Всех, кто войну не пережил, -

И тех, ушедших в обелиски,

И тех, кто вовсе без могил.

Десятки лет легли меж нами,

Ушла в историю война.

Ведущая: Мы в сердце вечными словами

Погибших пишем имена.

У нас, до этих дней доживших

О прошлом память не умрет:

Пока мы чтим за Русь погибших,

Дотоль бессмертен наш народ.

Ведущий: Дорогие ветераны и труженики тыла! Желаем Вам здоровья, счастья! Пусть сбудутся Ваши мечты. И с искренней нашей любовью примите эти небольшие подарки! (дети дарят подарки и цветы)

Ведущая: А вот еще несколько подарков для Вас, дорогие ветераны! Выступает _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Молитва о сыне. Я молюсь о тебе, мой родной, чтоб хранил тебя Бог от несчастья, чтоб удача укрыла весной, не рвалось чтобы сердце на части. Я молюсь. Пусть Господь снизойдет и избавит тебя от тревоги. Пусть подальше Господь отведет твой маршрут от опасной дороги.


Методическая разработка мероприятия

Тема: «Фронтовые письма или о любви и о войне»

Цели:

Развивающие:

Развитие интереса к литературе и музыке;
- формирование положительного отношения, уважения к людям старшего поколения, ветеранам ВОВ, одноклассницам;
- сплочение групп.

Познавательная:

Расширить знания воспитанниц о Великой отечественной войне
- изучить историю своей семьи
- изучить стихи, музыку военных лет.

Воспитательная:

Воспитание у воспитанниц любви к его героическому прошлому, любви к Родине;
- воспитание высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне, как явлению
- развитие творческого воображения, творческих способностей, эстетического вкуса, способности к самовыражению;

Задачами мероприятия являются :

Закрепить и расширить представление учащихся о любви - вечной теме искусства в произведениях мировой художественной культуры
- Укрепить в сознании участников мероприятия значимость Великой Победы Советской Армии и советского народа.
- Закрепить и расширить у воспитанниц любовь к героическому прошлому своей семьи, народа, любви к Родине.
- Расширить знаний воспитанниц о Великой отечественной войне.
- Привлечь ветеранов, общественность к решению проблем духовно- нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи
- Создать условия и научить передавать собственные чувства, развивать умение, понимать чувство других.

Время мероприятия : 45 минут
Оформление : …. обстановка, затемненные окна, погашенный свет, маленький столик для …., высказывания о любви.
Место проведения : актовый зал
Средства :

Мультимедийная презентация;

Свечи;
- стихи;
- высказывания поэтов о любви.

Предварительная подготовка:

Поиск стихотворений, посвященных любви.
- Подбор музыкального сопровождения.
- Подборка книг.
- Создание презентации

Основой сценария являются письма, стихи и песни участников Великой Отечественной войны, многие из которых не дожили до Победы.

Литературно-музыкальная композиция о любви и о войне.

1. Пока люди рассаживаются по своим местам, звучит музыка.

2. Звучит музыка (минус) «Фронтовые письма» (Непоседы)

1 куплет:

Сколько писем солдатских с той последней войны.

До сих пор адресатам так и не вручены.

Может нет адресата и писавшего нет..

Так кого же он ищет треугольный конверт.

Припев:

Треугольная повесть, повесть в несколько строк

"Мол,воюю на совесть. Слушай мамку,сынок.."

2 куплет:

Желтым пеплом покрыла треугольники осень

Строчки ливнями смыты, словно вдовьей слезой

И слова уже стали неразборчивы очень

Но до боли понятен смысл тех писем простой

Припев:

Треугольная небыль, невозможная быль

В три погибели неба, пуль шальная кадриль

Треугольная радость, треугольная грусть.

Уцелевших три слова: "Я Маруся,вернусь.."

3 куплет:

Мы хотим,чтобы знали люди нашей страны

Эти письма писали нам солдаты с войны

Это так завещали все сполна любить

Что они защищали и смогли защитить

Припев:

Треугольная небыль невозможная быль

В три погибели неба пуль шальная кадриль

Треугольник бумажный есть мечты и держись

Промелькнуло однажды, "побеждаем, кажись!"

3. Взрослые ведущие:

2- й ведущий

Вы когда-нибудь писали письма родным, друзьям, любимым… Они всегда рады вашим посланиям. Письма актуальны в любые времена. Читая письмо, мы получаем частичку душевной теплоты.

1-й ведущий.
Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!
2-й ведущий.
Это голоса, которым никогда не умолкнуть, как бы далеко ни отодвинулось время.
1-й ведущий.
Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.
2-й ведущий.
Это написанная кровью, храбрых история войны. Она обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел. И своеобразие ее в том, что проходит она через сердце человека.
1-й ведущий.
Это история, написанная бойцами в окопах и землянках, которая дает конечную, победную формулу всей войны. Она символ и залог будущей победы, которую надо еще добыть ценою жертв и длительной борьбы, однако победа эта уже прочитывается в сердце героя, в его твердости и непобедимости.
2-й ведущий

В каждом письме с фронта нет не только печати обреченности, нет и тени неизбежности перед лицом близкой смерти. Солдатские письма - бесценны, как их ждут матери, жены, подруги… А письма близких помогали бойцам выжить на фронте.

Начало мероприятия

Танцевальная площадка. Звучит вальс.

Танцуют пары. Девочки в сарафанах, мальчики в форме. Шутки. Смех. Резко прерывается музыка. Все пары застывают.

Звучат 1-й куплет и припев песни "Священная война". Дальше картинки замедленного немого кино. В свете мерцающего фонаря пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают темное: платки. Они с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам. Гаснет свет.

Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы.

Через зал натянуты нити, по которых висят солдатские письма (треугольники). На сцене появляются девушки и юноши. Девушки снимают письма и начинают читать их, голос писавшего юноши подхватывает и продолжает письмо. (В этот момент освещаются только эти два человека).

1. Письмо (Маруся) (звуковое)

2. Письмо «Здравствуй Тася» (звуковое)

Чтец.

Еще невнятна тишина,
Еще в патронниках патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись, к батальону.

Еще косится автомат
На окон черные подвалы,
Еще "цивильные" дрожат
И не выходят из подвалов.

И, тишиною потрясен,
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.

3.Письмо «Родные мои» (звуковое)

Одновременно с чтением женщины выходят родные и читают вместе с ней письмо, радуются.

Гаснет свет и выходят на сцену девушки. Танец «Маруся»

На последние аккорды выходит солдат, садится

На сцену выходит девушка-почтальон с пустой, но очень тяжелой сумкой и устало садится на краю сцены. Мужской голос поет вопросы (две первые строки куплета ("Почтальонка". Слова Д. А. Сухорева Музыка С. Никитина), а почтальонка отвечает.

Песня: - Почтальонка! Почтальонка!
Тяжела ль тебе сума?
Все газеты да газеты.
Тяжела моя сума!

Почтальонка! Почтальонка!
Далеко ль тебе тащить?
- Тяжела моя сума. Тяжела моя сума.
Все журналы да журналы.
Дотащу ли их сама? Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума!

Почтальонка! Почтальонка!
Обошла ли все дома?
- Обошла я все дома. Обошла я все дома.
Разнесла газеты, письма.
Тяжела моя сума!
Обошла я все дома.
Тяжела моя сума!

Почтальонка! Почтальонка!
А ты снимай свою суму!
- Не могу снимать суму! Не могу снимать суму!
Там на донце похоронка.
Не могу читать, кому. Не могу читать, кому.
Похоронка! Похоронка!
Серый камень на груди. Серый камень на груди.

Выходят на сцену трое подруг. Одна берет похоронку, читает, другие ее утешают

Стопудовый на груди Стопудовый на груди.
Говорила баба Настя:
"В почтальонки не ходи!"
Почтальонка! Почтальонка!

Он не писал с передовой,
она - совсем подросток -
звалась соломенной вдовой,
сперва - соломенной вдовой,
потом - вдовою просто.

Под скрип сапог, под стук колес
война ее водила,
и было как-то не до слез,
не до раздумий было.

Лежит в шкатулке медальон
убитого солдата.
Давно в гражданке батальон,
где он служил когда-то.

Но так устроено уже:
не сохнет лист весенний,
не верят вдовы в смерть мужей
и ждут их возвращений.

Не то чтоб вдаль, дорог глядят
с надеждою на чудо,
что, мол, вернется он назад,
что вот придет домой солдат
неведомо откуда.

А просто, бед приняв сполна,
их взгляду нет границы,
и в нем такая глубина,
что голова кружится

Как будто им глаза даны,
чтобы глазами теми
всем не вернувшимся с войны
глядеть на мир весенний.

Первая сцена гашения "бомб - зажигалок", под рокот самолетов, взрывов и воздушной тревоги. После налета возвращается домой, снимает пальто и засыпает ни стуле. Под пальто - белый халат.
Вторая сцена. Тюрьма, девушка пишет письмо и начинает читать его вслух:
"Боря, нас ночью убьют; поганые чувствуют, что им скоро конец. Я им в лицо сказала, что наша возьмет. Боря, ты меня прости, что я тебя огорчила. Знаешь, не всегда так говоришь и делаешь, как хочется, а я тебя так люблю, так люблю, что не умею сказать. Боря, я сейчас прижалась бы к тебе, и ничего мне не страшно, пусть ведут. Вчера, когда очень били, я про себя повторяла: "Боренька", а им ничего не сказала - не хочу, чтобы они слышали твое имя. Боренька, ты прощай, спасибо тебе за все".
"Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено - ни рук, ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя. Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай.
Твоя Паша".

Третья сцена. Освещаются на табуретке медицинская сумка, пилотка, пачка писем, стакан, накрытый куском черного хлеба.

Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.

Но вот в сто первый раз,
в последний раз
Ее сразил осколок мины лютой...
Склонился шелк знамен
в печальный час,
И кровь ее пылала в них как будто…

Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.

Спокойная улыбка на ее
Губах, изогнуты спокойно брови.
Она как будто впала в забытье,
Беседу оборвав на полуслове.

Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый...
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.

Погасла, не успев расцвесть, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.

Звучит песня «Облака»

Над землей бушуют травы
Облака плывут, как павы
А одно, вон то, что справа-
Это я, это я, это я,
и мне не надо славы.

Ничего уже не надо
Мне и тем, плывущим рядом.
Нам бы жить- и вся награда
Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить,
а мы плывем по небу.

Мимо слез, улыбок мимо,
облака плывут над миром.
Войско их не поредело.
Облака, облака, облака...
И нету им предела.

Эта боль не убывает.
Где же ты, вода живая?
Ах, зачем война бывает?
Ах, зачем? Ах, зачем? Ах, зачем?
Зачем нас убивают?
А дымок над отчей крышей
всё бледней, бледней и выше.
Мама, мама ты услышишь
Голос мой, голос мой, голос мой.
Всё дальше он и тише.

Кадры из к/ф с войны + Письмо «Весна»

Мы победим. Мои - слова,
Моя - над миром синева,
Мои - деревья и кусты,
Мои - сомненья и мечты.

Пусть на дыбы встает земля,
Вопит, и злобствует, и гонит -
Меня к своим ногам не склонит,
Как в бурю - мачты корабля.

Я буду жить, как я хочу:
Свободной птицею взлечу,
Глазам открою высоту,
В ногах травою прорасту,

В пустынях разольюсь водой,
В морях затрепещу звездой,
В горах дорогой пробегу.
Я - человек, я - все смогу!

В это время выходят девушки зажигают множество свечей. Застывают и слушают - Звучит сводка от Советского Информбюро об окончании войны.

Выходят 4 человека в военной форме и начинают танцевать вальс.

Cтихотворение В. Мавродиева «Мать».

Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла она земли две горсти

И завязала землю в узелок.

Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и нестатной,

Она прошла мимо березок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук…

Не вскрикнула она. Не разрыдалась

И даже не сказала ничего -

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…

Потом цветы на мрамор положила,

Еще взглянула и еще прочла,

Кулек конфет мальчишкам раздала,

Стояла долго, голову склоняя, и к выходу, усталая, пошла.

И с болью той привычной, постоянной,

Став сразу ниже ростом и слабей,

Еще минуту тихо постояла

У памятника Матери, себе…

Песня «Старые люди» ( Группа Р)


С далёкой Второй Мировой,
Я память и прошлое не продаю,
Я вижу, как смотрят с тоской

Как трудно, пройдя столько зим и невзгод,
Опять не увидеть тепла!
Он был, или не был, ваш солнечный год:
Октябрь, коммунисты, война?

Вам обещали светлые дали,
Вы ж защищали царство печали...
Верили свято в лучшие годы,
Шли по этапу в царство свободы...

Вы стали слабей, и всё чаще болеть,
Мы стали умней и хитрей,
Мы многое сможем узнать и успеть,
Но сможем ли быть чуть добрей?

Я покойного деда медали храню
С далёкой Второй Мировой,
Я память и прошлое не продаю!..
Старые люди! Строгие судьи -
Кто вас помянет, кто вас забудет?
Жизнь догорает, но боль не стареет,
Время проверит, кто что умеет!

Итоговый слайд