Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Приложение по цели высказывания. «Типы предложений по цели высказывания

Приложение по цели высказывания. «Типы предложений по цели высказывания

План-конспект урока Русского языка в 3 классе.

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)

Цели урока :

— учить детей распознавать предложения по цели высказывания и строить предложения согласно заданной цели;

— отрабатывать интонационные умения;

— развивать каллиграфические навыки и орфографическую зоркость.

Ход урока

1. Организационный момент

коридор

…грают в к…р…доре.

П…ёт с…нич…ка на заборе.

С…бака лает в конуре.

Мычит к…рова на бугре.

Сколько предложений?

Что такое предложение?

3. Новая тема

На доске:

На городской башне;

прыгали веселые;

приподнял с земли.

Это предложения?

Слова связаны между собой?

Выражают ли они законченные мысли?

Действительно, посмотрите: «На городской башне», – а что на башне произошло, непонятно; или: «прыгали веселые» – кто прыгал и почему веселые, тоже неясно. А почему?

Ваша задача – творчески дополнить словосочетания, записанные на доске так, чтобы получились интересные предложения.

Дети предлагают свои варианты, выслушиваются все, дается позитивная оценка каждому ребенку.

Работа над пунктуацией в конце предложений

Молодцы, интересные предложения у вас получились. Что вы знаете о пунктуации в предложении?

Предложение пишется с большой буквы, а в конце ставится точка.

Верно! Вот перед вами знаки пунктуации: точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

. ! ?

— Настало время узнать вам секрет про эти знаки. В зависимости от того, как выражается мысль в предложении, ставится определенный знак в конце.

— Посмотрите на доску.

На доске:

Осенью собрала много грибов и ягод.

Если в предложении что-то сообщается, то в конце предложения ставится точка. Приведите свои примеры.

Если в предложении что-то спрашивается, то в конце ставится вопросительный знак. Такое предложение произносится с вопросительной интонацией.

На доске:

Ты сегодня чистил зубы?

Приведите свои примеры вопросительных предложений.

Если предложение выражает какие-либо чувства: волнение, радость, – то в конце ставится восклицательный знак. И произносится такое предложение с чувством, эмоционально.

На доске:

Как хорошо летом в лесу!

Попробуйте выразить свои чувства, приведите примеры таких предложений.

4. Работа с учебником

Стр. 33 упр. 46.

Выразительное чтение.

!!! Напомнить о знаках препинания, стоящих в конце предложений.

О чём этот текст?

Какое название можно к нему подобрать?

Почему нельзя вырывать грибы и раскапывать землю?

Почему не надо срезать маленькие грибки?

Найдите предложение, которое содержит вопрос, и выразительно его прочитайте.

Какова цель первого предложения? А предпоследнего и последнего? (Вопрос, приказ, приглашение.)

Вывод: каждое предложение говорится или пишется с определенной целью.

Стр. 34, правило.

Стр. 34 упр. 47.

Рассматривание картинки и чтение предложений, сопоставляя их с информацией о цели предложений.

— Составьте по сюжету картинки свои предложения, разные по цели высказывания.

Вопросительные и повествовательные предложения вам уже знакомы, знакомы и знаки препинания на конце предложений. А вот побудительные предложения рассматриваются нами впервые. Но и с ними вы уже давно знакомы. Обратите внимание на предложения, составляющие инструкции к упражнениям: какие по цели высказывания предложения в них используются чаще всего?

Стр. 35, правило.

Стр. 35 упр. 48

Чтение стихотворения.

Что это за текст?

Какие предложения по цели высказывания в нём встретились?

Запись побудительного предложения.

Стр. 36 упр. 49

Составление вопросительных предложений. Запись:

Кто подарил маме розы?

Что папа подарил маме?

Когда папа подарил маме розы?

Сколько роз папа подарил маме?

Какие розы папа подарил маме?

Кому папа подарил розы?

По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Повествовательные предложения – это такие предложения, в которых о чём-то сообщается, повествуется.

Вопросительные предложения – это такие предложения, в которых содержится вопрос.

Побудительные предложения – это такие предложения, в которых есть побуждение чего-либо к действию.

30. Восклицательные предложения – это такие предложения, которые произносятся с особой выразительной интонацией, выражающей сильные чувства.

Невосклицательные предложения – это такие предложения, которые произносятся спокойным тоном, без ярко выраженных чувств.

21. Второстепенные члены предложения – это такие члены предложения, которые поясняют, дополняют главные или другие второстепенные.

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы или падежи кто? что?; обозначает предмет речи и выражено существительным или местоимением в И.П.

Схема разбора подлежащего:

по определению

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, о чём говорится о предмете речи и отвечает на вопросы что делает предмет? какой предмет?что такое предмет?

Девочка любит брата.

Девочка опрятная.

Девочка – это ребёнок.

Сказуемое выражается глаголом, именем существительным, прилагательным в полной и краткой формах.

Если сказуемое выражено глаголом, то оно обозначается действие предмета, а если сказуемое выражено существительным или прилагательным, то оно обозначает качество предмета.

32. Нераспространённые предложения – это такие предложения, которые состоят только из главных членов.

Распространённые предложения – это такие предложения, в которых кроме главных членов есть второстепенные члены.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет или лицо. Дополнения обычно выражаются существительными или местоимениями в косвенном падеже.

Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определение обычно выражается прилагательным.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? зачем? куда? откуда? почему? когда? и как? Обстоятельства обозначают место , время и способ действия.

Обстоятельства обычно выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах.

Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки и соловьи осенью улетают в тёплые края.


Однородные члены не зависят друг от друга и произносятся с интонацией перечисления. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Колхозница работала на холодном поле, на чёрной земле, на бескрайних русских просторах.

Однородные члены: - обстоятельство

Подлежащее, - сказуемое,

Определение, - дополнение.

Порядок ответа по второстепенным членам предложения

Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи – это однородные члены предложения, так как они относятся к одному и тому же сказуемому, отвечают на один и тот же вопрос (кто?), обозначают предмет речи и выражены именем существительным в И. п.

33. Синтаксическая роль слова – это то, каким членом предложения слово является.

Простое предложение – это такое предложение, в котором только одна грамматическая основа.

Я читаю интересную книгу. (простое)

Сложное предложение – это такое предложение, в котором две или более грамматических основ.

Я читаю книгу, а Наташа делает уроки (сложное).

– это характеристика предложения в целом.

Синтаксический разбор предложения (простого)

Порядок разбора

1. Вид предложения по наличию грамматических основ (простое или сложное).

2. Вид предложения по цели высказывания.

3. Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).

4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

5. Второстепенные члены (если есть).

6. Однородные члены (если есть).

7. Обращения (если есть).

Я иду в кино. (простое, повествоват., невосклиц., распростран., ничем не осложнено)

Птицы и звери готовятся к зиме (простое, повествов., невосклиц., распростр., осложнено однородными членами).

Я, милая мама, хорошо учусь (простое, повествов., невосклиц., распростран., осложнено обращением).

34. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. Основные средства связи простых предложений в составе сложного: 1. Интонация. 2. Союзы.

В русском языке сложные предложения делятся на 3 группы:

1. Сложносочинённые.

2. Сложноподчинённые.

3. Бессоюзные сложные.

Признаки сложносочинённого предложения

1. Простые предложения в составе такого сложного предложения равноправны по смыслу, самостоятельны, они не зависят друг от друга, они легко употребляются друг без друга (одно без другого).

Всю зиму провела ласточка в подземелье, а девочка ухаживала за ней (сложносочинённое предложение).

2. От одного простого предложения в составе такого сложного предложения нельзя поставить вопрос к другому простому предложению.

3. Сочинительные союзы, используемые в сложносочинённом предложении, употребляются и для связи однородных членов предложения в простом предложении. Это союзы а, но, да, и.

Девочка смотрела на улетающую ласточку, и слёзы закапали у неё из глаз (сложносочинённое предложение).

Дюймовочка плакала и жалела ласточку (простое предложение).

а, но, да (=но) – перед ними всегда ставим запятую (если союзы соединяют однородные члены или простые предложения в составе сложного (сложносочинённого).

Перед союзом и в сложносочинённом предложении ставим запятую, если этот союз соединяет два простых предложения в составе сложного.

Признаки сложноподчинённого предложения.

1. В сложноподчинённом предложении есть главное и придаточное (зависимое) предложение.

2. От главного предложения к придаточному можно задать вопрос, так как одно простое предложение в таком сложном предложении подчинено по смыслу другому.

Ласточка рассказала Дюймовочке, что она поранила крыло о терновый куст (сложноподчин. предлож.).

3. Союз или союзное слово находятся в придаточном предложении.

4. Союзы и союзные слова сложноподчинённого предложения никогда не используются при однородных членах предложений.

Союзы и союзные слова, которые чаще всего используются в сложноподчинённых предложениях, - это подчинительные союзы. Перед ними всегда ставим запятую:

…., что…… …., чтобы…. …..,как будто……

…., если… …., как…. …., потому что…..

…., оттого что…. …, где…. …, когда….

…., который…..

5. Вопрос к придаточному предложению ставится от всего главного предложения или от одного слова в главном предложении.

6. Одно и то же придаточное предложение может стоять перед ними после главного предложения.

Если светит солнце, то на улице тепло (сложноподчин. предл.).

На улице тепло, если светит солнце (сложноподчинен. предлож.).

В сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных предложений.

Я живу в доме, который находится на улице Урицкого, где много зелёных насаждений.

Предложение представляет собой речевую единицу, которая сочетает в себе несколько слов, связанных между собой. Каждая такая конструкция обладает конкретным смыслом и интонацией. По интонации предложения бывают несколько видов. Заканчиваться они также могут соответственно с помощью разных знаков препинания. Какие бывают предложения по цели высказывания и интонации?

Предложения по цели высказывания разделяются на повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждые из них имеют свои особенности, которые следует разобрать подробнее.

Повествование

Повествовательные конструкции – это самые часто используемые предложения по цели высказывания и по интонации. Их целью является передача информации, которая утверждается или же, наоборот, отрицается.

Такая конструкция имеет законченную мысль, которая передается с применением определенного тона. Характеристика данного вида состоит в том, что человек выделяет основное слово более громким голосом, а заканчивает высказывание низким и спокойным тоном.

Данный вид встречается постоянно в речи людей. К примеру, когда ребенок сообщает своим ровесникам: «Сегодня мама подарила мне игрушку», «Я вчера смотрел интересный мультфильм» и так далее.

Вопрос

Конструкции могут быть также вопросительными. Они необходимы для того, чтобы спросить, узнать что-то у собеседника. Какими бывают предложения по типу вопроса? Такие конструкции разделяются на следующие разновидности:

  • Общевопросительные, целью которых считается получение подтверждения либо отрицания определенных сведений. Ответ на них может быть односложным, просто «да» или «нет». Пример: «Игорь вчера был на работе?», «У вас есть хлеб?».
  • Частновопросительные, задачей которых является получить новую информацию о каком-либо человеке, событии, действии и так далее. К примеру, «Во сколько подъедет машина?», «Кто сегодня будет дежурить?», «Какую погоду обещают завтра?».

Достигать цели, поставленные перед вопросительными фразами, помогает специальная интонация, которая применяется в устной речи, а также вопросительный знак, используемый человеком на письме. Также важную роль играют вопросительные слова: Кто? Почему? Когда?, частицы: разве, неужели.

Еще такие конструкции строятся по определенному порядку, сначала ставится вопросительное слово, потом все остальные слова, например, «Во сколько ты пойдешь в кино?».

Побуждение

Предложения по цели высказывания и по интонации могут быть еще и побудительными. Такие конструкции включают в себя некоторое волеизъявление человека. Целью подобной фразы является побуждение другого человека совершить какое-либо действие.

Такое предложение по цели используется, когда человек что-то просит, приказывает, говорит о своих пожеланиях другому человеку.

Задачи побудительного предложения могут достигаться благодаря применению определенной интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц, например, таких как «пускай», «давай».

Типы фраз по интонации

Какие бывают предложения по цели высказывания, теперь понятно, а какие бывают предложения по интонации?

По интонации предложения делятся на некоторые виды в зависимости от эмоциональности высказывания. Говорящий может произносить фразы спокойно, а может и эмоционально, соответственно меняя громкость и темп своей речи, а также расставляя в словарной конструкции по разному ударения. Поэтому по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Невосклицательные

Такие типы предложений по интонационной окраске встречаются ежедневно и используются чаще всего. Для их произношения не требуется проявлять эмоциональность и чувства, можно говорить умеренно и спокойно. Обычно такая конструкция является повествованием, вопросом, в редких случаях – побуждением. («Я вчера ходил в кино со своей девушкой.»).

Восклицательные

Данные типы предложений по эмоциональной окраске наоборот выражают чувства, передают эмоции. Они произносятся особенным тоном, нередко громким голосом. В большинстве случаев подобные виды предложений по интонации применяются во фразах, побуждающих к чему-либо. («Езжай медленно, на дороге гололедица!»).

Какими знаками заканчиваются разные типы фраз в письменной речи?

Виды предложений по интонации и цели выделяются на письме разными способами. Именно пунктуация позволяет человеку понять, какие речевые конструкции по цели и интонации находятся на бумаге или экране электронного устройства перед ним.


Необходимо знать следующие правила расстановки знаков препинания:

  • Повествовательная невосклицательная фраза завершается точкой. («Вот и наступило долгожданное лето»).
  • Вопросительная невосклицательная конструкция заканчивается вопросительным знаком. («Когда твой папа придет с работы?»).
  • Побудительная невосклицательная фраза требует на конце постановку точки. («Перестань капризничать и кушай.»).
  • Повествовательное восклицательное высказывание завершается восклицательным знаком. («Я сегодня себя так хорошо чувствую!»).
  • Вопросительная восклицательная конструкция заканчивается двумя знаками — вопросительным и восклицательным. («Я могу тоже пойти за грибами?!»).
  • Побудительное восклицательное высказывание должно быть законченно восклицательным знаком. («Слабонервным, просьба удалиться из аудитории!»).

Когда типы высказывания предложения бывают особенно эмоциональными, то можно ставить сразу несколько восклицательных знаков. («Осторожно, впереди обрыв!!!»).

В случае если конструкция обладает эффектом незавершенности, то требуется ставить в конце высказывания многоточие. («Мне очень жаль…»).

Теперь ясно, какие бывают предложения по интонации и цели. Важно знать их особенности, чтобы ваши высказывания были правильно восприняты окружающими людьми как в устной так и в письменной речи.

Предложение - это наименьшая единица речи, которая заключает в себе законченную мысль, состоит из двух главных членов или из одного. Они имеют коммуникативную функцию. Эмоциональная окраска делает речь более выразительной. Чтобы правильно прочесть и произнести текст и на письме грамотно расставить знаки препинания, нужно определить вид его по цели высказывания и по интонации, то есть по смысловой окраске.

Классификация по цели высказывания

Предложения бывают:

  • повествовательные;
  • вопросительные;
  • побудительные.

Это самая большая группа в русском языке. Они сообщают законченную мысль, произносятся спокойным тоном. Главное по логике слово говорится повышенным тоном, к концу тон снижается, и ставится точка.

Примеры:

  1. До праздника осталось совсем мало времени.
  2. Хорошая работа достойна уважения.
  3. Зима. Снег. Солнечно и морозно.
  4. Набегались, нагулялись, устали.

Повествовательные предложения содержат:

Вопросительные предложения

  • Пример. Когда мы завтра идём в гости?
  • Если делаем упор на слово когда , то ответ будет: Сразу после завтрака.
  • Если выделяем слово в гости , то ответ будет: В гости идём, когда будем свободны.

Также используются вопросительные слова, частицы или наречия: что, где, когда, почему, зачем, разве, неужели, ли, как, какое.

Задача: узнать информацию, расспросить о событии, выяснить обстоятельства действия, допросить и выпытать.

Риторические вопросы не требуют ответа. Их используют для эмоциональной окраски речи. Например, «Могу ли я забыть тебя, мой край любимый?»

Побудительные предложения

Целью является желание говорившего заставить, призвать, побудить к действию человека или людей. Это желание выражается побудительной интонацией, применением частиц, междометий, глагольных форм.

Примеры:

  • Запишите домашнее задание.
  • Сбегай-ка за водой.
  • Давай побежим наперегонки.
  • Не смей мне перечить.

Побудительные содержат просьбу, приказ, мольбу.

По эмоциональной окраске бывают невосклицательные и восклицательные.

Большинство относятся к невосклицательным. Они произносятся нейтральным тоном, спокойно, без эмоций. Примеры:

  • Заканчивается учебный год.
  • Перед дождём низко летают ласточки.
  • Люблю Отчизну я.

В конце ставится точка. Грамотный человек должен уметь правильно выяснить вид предложения, прочитать его с нужной интонацией и поставить необходимый знак пунктуации.

Восклицательные предложения передают необычные волнения, высокие чувства и эмоциональное состояние говорящего. Их произносят громко и с повышением тона в конце или выделяют повышением голоса те слова, которые передают эмоции говорящего.

Примеры:

  • Скоро праздник! Будет ёлка! Придёт Дед Мороз!
  • Подожди! Не уходи!

В конце ставят восклицательный знак. Иногда, если хотят подчеркнуть силу своих эмоций, ставят сразу 2 или даже три восклицательных знака. Например, «Не смей меня забывать!!! Никогда!!!»

Сильные эмоции передаются:

  • интонацией, выражающей все человеческие чувства: гнев, ненависть, любовь, восторг, восхищение, возмущение, отвращение;
  • междометиями: ух, ах, ой, эх;
  • частицами: да, пускай, о, ну.

Примеры:

  • Какая красота вокруг!
  • Как здорово! Ура! Я поступила в университет!
  • Ух ты! Ах ты! Все мы космонавты!
  • Да здравствует наш союз!

В младших классах школы ученики получают знания о предложении, на какие виды они делятся. В 3 классе проводят уроки на эту тему. Младшие школьники получают знания о том, что предложение состоит из главных членов и различаются по цели высказывания и по интонации:

Для закрепления полученных сведений ученики выполняют специальные задания. Затем повторяют знания по таблице о типах предложения и о знаках препинания при них.

В конце вопросительных ставится вопросительный знак, в конце восклицательных - восклицательный знак, в конце повествовательных и побудительных ставится точка (восклицательный знак).

Умение определять типы предложений по цели высказывания и по интонации даёт возможность быть грамотным человеком, правильно пользоваться знаками препинания и выразительно читать написанное. Эмоциональная окраска речи важна при написании публичных выступлений, в диспутах, в художественных текстах.

Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.

-Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.

-Что ты кричишь? Что случилось?

-Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. -Там в лесу кто-то дразнится.

-Кто дразнится?

-Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

Мама задаёт сыну вопросы:

-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

Это вопросительные предложения.

Мальчик сообщает ей:

- Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу - и он тоже. Да ведь это эхо!

Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то - это повествовательные предложения.

Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.

- Вот послушай

Это побудительное предложение.

Объясню термин «побудительное предложение». Будить - помогать проснуться (отсюда слово будильник ), а значит, начать действовать; побуждение - подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.

Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.

Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)

Не барабань пальцами по столу! (Требование)

Будьте добрыми! (Пожелание)

Давайте играть в прятки. (Предложение)

Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)

Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.

Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?

Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией .

Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.

Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные .

В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Хотите - запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.

Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.

1. Хороший снеговик получился.

Хороший снеговик получился!

2. Что тут у вас происходит?

Что тут у вас происходит?!

3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, в нём выражена радость.

Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, произносится с особым чувством.

Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.

Кто живёт в капле речной воды?

Почему летом жарко, а зимой холодно?

Что будет, если исчезнут насекомые?

Какой зверь самый хищный на свете?

Где и как рождается снег?

Откуда берётся роса на траве?

Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.

Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?

Что каждый из знаков говорит об интонации?

По интонации первое предложение - невосклицательное, а второе и третье - восклицательные.

Что каждый из знаков говорит о цели?

Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение - вопросительное.

Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.

Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.

- Какой шум!

- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

- Что ты такой шум поднял?!

- Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

- Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)

- Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)

Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

- Что ты такой шум поднял?!

- Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

Вы знаете, кто я? Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.

Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

Повествовательные : Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

Теперь вы знаете, что предложение бывает

1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;

2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.

Повествовательное - это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.

Вопросительное предложение задаёт вопрос.

Побудительное предложение побуждает к действию.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  • Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: "Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в".
  • Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок

(По В.Волиной)

  • Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните задания, которые даны в побудительных предложениях.

Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка ? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша . Составь предложение со словом позёмка.

(По Н. Надеждиной)