Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Помещики в мертвых душах таблица с цитатами. Образы помещиков в поэме «Мертвые души» Гоголя

Помещики в мертвых душах таблица с цитатами. Образы помещиков в поэме «Мертвые души» Гоголя

Самое интересное место в поэме И. В. Гоголя “Мертвые души” – это главы, посвященные пяти помещикам: Манилову, Коробочке, Ноздреву, Собакевичу и Плюшкину. Нетрудно заметить, что главы располагаются в особой последовательности: от наименьшей к наибольшей степени деградации персонажей. Фамилия помещика Манилова образована от глагола “манить”.

Главными чертами этого персонажа являются мечтательность, сентиментальность и лень. Гоголь характеризует своего героя следующим образом: “.человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”. Дом Манилова расположен на юру, который обдувается всеми ветрами, что говорит о его легкомысленности и неумении мыслить реально. Помещик очень любит придаваться своим мечтам в беседке, на которой красуется надпись: “Храм уединенного размышления”. Это единственное укромное место для Манилова, где он спокойно может пофантазировать о каких-то совершенно нереальных проектах. Но, как ему кажется, вырыть подземный ход от дома или возвести каменный мост через пруд – это вполне нормальные задумки. Ведение хозяйства – это не по части Манилова.

В его поместье все идет наперекосяк, а герою даже нет до этого дела. Гоголь говорит, что гостеприимство и миловидность Манилова слишком приторны: “В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую. ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что такое!” – и отойдешь подальше!..”. Это проявляется не только в манерах помещика, но и в его отношениях с женой. Они все время сюсюкают друг с другом, и это очень веселит автора. Образ этого героя стал для литературы одним из ключевых. От него произошло название такого явления, как “маниловщина”, что означает неестественность человека. Другой не менее яркий персонаж повести – помещица Коробочка. Ее фамилия выбрана Гоголем неслучайно.

По натуре помещица безмерно экономна и суеверна. Коробочка относится к тому типу женщин, которые могут плакаться на неурожай, но все же всегда припасут себе копеечку. Ее комод, кроме всякой чепухи, заполнен мешочками с деньгами. Коробочка очень мелочна, ее заботит только ведение домашнего хозяйства, в нем она видит смысл жизни. Ее окружение Гоголь наделяет “звериными” фамилиями: Бобров и Свиньин, что лишний раз подчеркивает, что героиня увлечена только своим поместьем. Автор выделяет среди прочих “достоинств” своего персонажа дубиноголовость. Это качество Коробочка проявляет в ситуации, когда Чичиков пытается договориться с ней о продаже “мертвых душ”. Героиня думает, что ее собеседник собрался выкапывать из могил мертвых крестьян. Она не торопйться продавать свое “богатство”, а вместо него старается подсунуть пеньку и мед. Коробочка соглашается на предложение Чичикова только после того, как он упоминает черта.

Следующим помещиком, которого посетил Чичиков, был Собакевич. Его образ составлен Н. В. Гоголем из всего большого: большие сапоги, ватрушки “гораздо больше тарелки”, “индюк ростом с теленка”. Даже здоровье у этого персонажа богатырское. Благодаря таким описаниям автор добивается комического эффекта. Парадируя великие подвиги богатырей, Гоголь тем самым подчеркивает истинную сущность самого Собакевича, главными качествами которого можно назвать грубость и неуклюжесть. Все предметы в доме такие же громоздкие и неповоротливые, как и их хозяин: стол, стулья, деревянное бюро – все как будто кричит: “И я тоже Собакевич!”. По его мнению, все вокруг лжецы и последние мошенники. Ему совсем не важна человеческая душа, интерес для Собакевича состоит только в деньгах. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Собакевич – один из самых “мертвых душ” поэмы.

Для него нет ничего духовного. Ценными для этого героя являются только деньги и вещи. Его интересуют только “земные” дела. Наиболее ярким персонажем, на мой взгляд, является Ноздрев. Это образ заядлого кутилы. Автор иронизирует по поводу своего персонажа, говоря о нем, как о человеке “историческом”. По отношению к своему герою Гоголь использует переносный смысл этого слова. “Историзм” Ноздрева в том, что он вечно попадает в какие-то истории: либо пьянствует в буфете, либо нещадно врет насчет якобы приобретенной лошади. Как и любой повеса, он обожает женщин. Но самой главной чертой ноздревского характера является огромное желание “нагадить ближнему”.

Ни один раз он совершал подлые поступки. Например, рассказывал выдуманные истории, срывал свадьбу, расстраивал торговую сделку и т. д. Но самое выдающееся в его характере то, что после всех своих проделок он без зазрения совести продолжал считать себя товарищем пострадавшего. По традиции в поэме обстановка в доме каждого помещика соответствует характеру его хозяина. Так и жилище Ноздрева пропитано духом азарта и хвастовства. По словам самого Ноздрева, в его владениях когда-то “водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку”. Стены его хором как попало залиты краской, поскольку мужики белят их. Его кабинет вместо книг и бумаг заполнен оружием.

Ноздреву нравится менять одни вещи на другие, только не из-за денег или какого-то другого материального интереса, а просто из-за того, что его увлекает этот процесс. Поскольку всякого рода проделки – это главная страсть персонажа, ему не составляет труда обвести вокруг пальца и Чичикова, которого Ноздрев спаивает и пытается обмануть при игре в шашки. Что еще можно сказать о Ноздреве? Его описание все расскажет гораздо лучше: “.возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себя столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних”.

И заключительный образ в галерее русских “мертвых душ” – это помещик по фамилии Плюшкин. Как известно, в поэме все фамилии говорящие. Только “Плюшкин” дается в переносном значении. Он больше напоминает не сдобную булку, а совершенно высохший сухарь. Образ помещика Плюшкина очень неряшлив. Гоголь упоминает о его двойном подбородке, который приходится постоянно прикрывать, а также о засаленном халате, который ничего, кроме отвращения у читателя не вызывает. Автор дает своему герою очень емкое определение: “прореха на человечестве”. Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого. И снова дом говорит за своего хозяина: хлеб в кладовых гниет, ворота и ограда покрыты плесенью, а крыши в избах совсем прохудились. Гоголь добавляет краткий рассказ о судьбе своего героя, у которого сначала умерла жена, а после этого дочь сбежала со штаб-ротмистром. Эти события стали для Плюшкина последними моментами настоящей жизни. После этого время для героя остановилось.

Все образы Н. В. Гоголя очень яркие и по-своему уникальные. Но есть одна главная мысль, которая их объединяет. Автор, показывая наглядные примеры деградации человечества, призывает читателям не становиться “мертвой душой”, а всегда оставаться “живой”.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)


ОБРАЗЫ
ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”



Мертвые
души... Это словосочетание можно написать
без кавычек - и тогда оно будет
подразумевать не только умерших крестьян,
усердно скупаемых Павлом Ивановичем
Чичиковым, но и омертвение всех основных
персонажей поэмы, доказывающих омертвение
человечества.


Композиция
“Мертвых душ” (последовательность встреч
Чичикова с помещиками) отражает
представления Гоголя о возможных степенях
деградации человека. “Один за другим
следуют у меня герои один пошлее другого”,
- отмечает писатель. В самом деле, если
Манилов еще сохраняет в себе некоторую
привлекательность, то Плюшкин, замыкающий
галерею помещиков-крепостников, уже
открыто назван “прорехой на человечестве”.


Создавая
образы Манилова, Коробочки, Ноздрева,
Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к
общим приемам реалистической типизации -
изображение деревни, господского дома,
портрета хозяина, кабинета, разговоры о
городских чиновниках и мертвых душах... В
тех случаях, когда это необходимо,
предстает перед нами и биография персонажа.


В образе
Манилова запечатлен тип праздного
мечтателя, “романтического бездельника”.
Хозяйство помещика находится в полном
упадке. “Дом господский стоял одиночкой на
юру, то есть на возвышении, открытом всем
ветрам, каким только вздумается подуть...”
Ворует ключница, “глупо и без толку
готовится на кухне”, “пусто в кладовой”, “нечистоплотны
и пьяницы слуги”. А между тем воздвигнута “беседка
с плоским зеленым куполом, деревянными
голубыми колоннами и надписью: “Храм
уединенного размышления”... Мечты Манилова
вздорны и нелепы. “Иногда... говорил он о том,
как бы хорошо было, если бы вдруг от дома
провести подземный ход или чрез пруд
выстроить каменный мост...” Гоголь
показывает, что Манилов пошл и глуп,
реальных духовных интересов у него нет. “В
его кабинете всегда лежала какая-то книжка,
заложенная закладкою на четырнадцатой
странице, которую он постоянно читал уже
два года”. Пошлость семейной жизни -
отношения с женой, воспитание Алкида и
Фемистоклюса, притворная слащавость речи
(“майский день”, “именины сердца”) -
подтверждает проницательность портретной
характеристики персонажей. “В первую
минуту разговора с ним не можешь не сказать:
“Какой приятный и добрый человек!” В
следующую за тем минуту ничего не скажешь, а
в третью скажешь: “Черт знает, что такое!”
- и отойдешь подальше; если ж не отойдешь,
почувствуешь скуку смертельную”. Гоголь с
потрясающей художественной силой
показывает мертвенность Манилова,
никчемность его жизни. За внешней
привлекательностью скрывается духовная
пустота.


Образ
накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных”
черт, которые отличают Манилова. И снова
перед нами тип - “одна из тех матушек,
небольших помещиц, которые... набирают
понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки,
размещенные по ящикам комодов”. Интересы
Коробочки всецело сконцентрированы на
хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая”
Настасья Петровна боится продешевить,
продавая Чичикову мертвые души. Любопытна
“немая сцена”, которая возникает в этой
главе. Аналогичные сцены находим почти во
всех главах, показывающих заключение
сделки Чичикова с очередным помещиком. Это
особый художественный прием, своеобразная
временная остановка действия: она
позволяет с особой выпуклостью показать
духовную пустоту Павла Ивановича и его
собеседников. В финале третьей главы Гоголь
говорит о типичности образа Коробочки,
незначительности разницы между ней и иной
аристократической дамой.


Галерею
мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев. Как
и другие помещики, он внутренне не
развивается, не меняется в зависимости от
возраста. “Ноздрев в тридцать пять лет был
таков же совершенно, каким был в
осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”.
Портрет лихого кутилы сатиричен и
саркастичен одновременно. “Это был
среднего роста, очень недурно сложенный


молодец с
полными румяными щеками... Здоровье,
казалось, так и
прыскало
с лица его”. Впрочем, Чичиков замечает, что
один бакенбард был у Ноздрева меньше и не
так густ, как другой (результат очередной
драки). Страсть к вранью и карточной игре во
многом объясняет то, что ни на одном
собрании, где присутствовал Ноздрев, не
обходилось без истории. Жизнь помещика
абсолютно бездуховна. В кабинете “не было
заметно следов того, что бывает в кабинетах,
то есть книг или бумаги; висели только сабля
и два ружья...

Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено.
Даже обед состоит из блюд, которые
пригорели или, напротив, не сварились.

Попытка
Чичикова купить мертвые души у Ноздрева -
роковая ошибка. Именно Ноздрев
разбалтывает на балу у губернатора тайну.
Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать,
“почем ходят мертвые души”, подтверждает
слова лихого “говоруна”.


Образ
Ноздрева не менее типичен, чем образы
Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев
долго еще не выведется из мира. Он везде
между нами и, может быть, только ходит в
другом кафтане; но легкомысленно
непроницательны люди, и человек в другом
кафтане кажется им другим человеком”.


Перечисленные
выше приемы типизации используются Гоголем
и для художественного постижения образа
Собакевича. Описание деревни и хозяйства
помещика свидетельствует об определенном
достатке. “Двор окружен был крепкою и
непомерно толстою деревянною решеткой.
Помещик, казалось, хлопотал много о
прочности... Деревенские избы мужиков тож
срублены были на диво... все было пригнано
плотно

и
как следует”.

Описывая
внешность Собакевича, Гоголь прибегает к
зоологическому уподоблению - сравнению
помещика с медведем. Со-бакевич -
чревоугодник. В своих суждениях о еде он
поднимается до своеобразной “гастрономической”
патетики: “У меня когда свинина - всю
свинью давай на стол, баранина - всего
барана тащи, гусь - всего гуся!” Впрочем,
Собакевичу, и этим он отличается от
Плюшкина и большинства других помещиков,
кроме разве что Коробочки, присуща
некоторая хозяйственная жилка: не разоряет
собственных крепостных, добивается
известного порядка в хозяйстве, выгодно
продает Чичикову мертвые души, отлично
знает деловые и человеческие качества
своих крестьян.


Предельная
степень человеческого падения запечатлена
Гоголем в образе богатейшего помещика
губернии - более тысячи крепостных -
Плюшкина. Биография персонажа позволяет
проследить путь от “бережливого” хозяина
к полусумасшедшему скряге. “А ведь было
время, когда он... был женат и семьянин, и
сосед заезжал к нему пообедать..., навстречу
выходили две миловидные дочки..., выбегал
сын... Сам хозяин являлся к столу в сюртуке...
Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с
ними мелких забот, перешла к нему. Плюшкин
стал беспокойнее и, как все вдовцы,
подозрительнее и скупее”. Вскоре семья
полностью распалась, и в Плюшкине развились
невиданные мелочность и подозрительность,
“...сам он обратился наконец в какую-то
прореху на человечестве”. Итак, отнюдь не
социальные условия привели помещика к
последнему рубежу нравственного падения.
Перед нами разыгрывается трагедия (именно
трагедия!) одиночества, перерастающая в
кошмарную картину одинокой старости.


В деревне
Плюшкина Чичиков замечает “какую-то
особенную ветхость”. Войдя в дом, Чичиков
видит странное нагромождение мебели и
какого-то уличного хлама... Плюшкин -
ничтожный раб собственных же вещей. Он
живет хуже, чем “последний пастух
Собакевича”. Бесчисленные богатства
пропадают зря... Невольно обращает на себя
внимание и нищенский вид Плюшкина... Грустно
и предостерегающе звучат слова Гоголя: “И
до такой ничтожности, мелочности, гадости
мог снизойти человек! мог так измениться!.,
все может статься с человеком”.


Таким
образом, помещиков в “Мертвых душах”
объединяют многие общие черты: праздность,
пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь
не был бы, как мне кажется, великим
писателем, если бы ограничился лишь “социальным”
объяснением причин духовной
несостоятельности персонажей. Он,
действительно, создает “типические
характеры в типических обстоятельствах”,
но “обстоятельства” могут заключаться и в
условиях внутренней психической жизни
человека. Повторяю, что падение Плюшкина не
связано прямо с его положением помещика.
Разве потеря семьи не может сломить даже
самого сильного человека, представителя
любого класса или сословия? Словом, реализм
Гоголя включает в себя и глубочайший
психологизм. Этим-то поэма и интересна
современному читателю.


Миру
мертвых душ противопоставлена в поэме вера
в “таинственный” русский народ, в его
неисчерпаемый нравственный потенциал. В
финале поэмы возникает образ бесконечной
дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В
этом неукротимом движении чувствуется
уверенность писателя в великом
предназначении России, в возможности
духовного воскресения человечества.


Так называемую галерею помещиков Николай Васильевич Гоголь начинает с помещика Манилова. Именно к нему главный герой едет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавость речи этого человека, хотя внешне он достаточно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова – фантастические мечты. Ему нравится лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном ходе. Его совершенно не волнуют крестьяне, страдающие от беспечности этого помещика. Манилов льстец, с его слов все в городе «прелюбезнейшие». Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.

Следующей в галерее перед читателем предстает Коробочка. Ее жизнь – это вечное накопительство. Она скупа и даже тупа, так как Чичикову приходится потратить и время, и нервы, чтобы добиться от нее продажи мертвых крестьян. Этот образ тоже оказался типичным для русских помещиков тех времен.

Ноздрев – заядлый картежник и пьяница, скандалист и кутила – называет себя другом Чичикова. Вспыльчивый, хвастливый, этот помещик беспорядочен по своему характеру, что отображает даже его жилище. В доме творится в каком-то роде хаос, сам хозяин держит у себя настоящего волчонка, а в конюшне еще и козла. Ноздрев поначалу отказывается продать Чичикову крестьян, а после играет с ним в шашки на мертвые души. Конечно, не обходится без жульничества со стороны хозяина. Чичикова, который возмущен этим, спасает от расправы Ноздрева только визит капитана-исправника.

Собакевич предстает перед читателями огромным, неуклюжим помещиком, грубым и неотесанным. В нем тоже виден накопитель, как и в Коробочке. Он крайне нелестно отзывается о горожанах, зато расхваливает своих крестьян. Он на удивление спокойно относится к просьбе Чичикова купить у него крестьян. Сам Собакевич показан этаким властелином над крестьянами.

Последний помещик – Плюшкин. Если в лице Манилова читатель видит процесс праздной жизни, то Плюшкин – ее результат. Этот помещик чрезвычайно богат, у него больше тысячи душ, однако живет он в ветхом жилище, одетый подобно нищему. В душе он тоже накопитель, и эта черта привела его к утрате реального восприятия вещей. Он готов беречь (и тем самым портить) продукты, лишь бы не тратить их. И читатель, изучая описание его грязной комнаты, видит перед собой духовную смерть человека – то, к чему медленно, но верно идут остальные помещики.

Образы помещиков в поэме Мертвые души

Гоголь, этот отличный писатель, очень хорошо описал и показал всю настоящую сущность всех богатых людей, в основном – помещиков. Особенно ярко выражено это в его поэме «Мертвые души». Именно в этом произведении Гоголя, явственно видно, на что только не способны люди, ради легкого богатства. Помещики в то время девятнадцатого столетия в России играли весьма немаловажную роль в жизни крестьян и общества вообще. Сколько людей пострадало из-за неважных прихотей этих, как ни странно, малограмотны людей.

Помещики в поэме Гоголя показаны со всей наготой их нравов – настоящих, а не лицемерных. Помещики – это люди, которые наживались на простых и бедных людях, ради своей выгоды. Для крестьян - это было как рабство, ведь ни денег, ни земли они не получали, только пинки да упреки, если не хуже. Помещики – были главой крепацтва, так что они становятся от этого еще хуже.

В поэме Гоголя «Мертвые души» показано, как один помещик решил сделать свое богатство еще большим, а потому стал использовать даже мертвых людей, а вернее – их имя и возраст, якобы они существуют на самом деле, и находятся у него в крепацтва, то есть на службе у него на поместье. Никто из ревизоров и вообще, не мог бы знать, живы те люди или нет – но зато помещик получал за это неимоверную выгоду.

Гоголь показывает, насколько могут быть ничтожными люди, и не важно – помещики они или нет. В этом произведении помещики решили нажиться даже на мертвых душах людей, которые уже ушли из мира сего. Но даже их не оставили в покое, даже тут решили почерпнуть какую-то для себя выгоду.

Именно потому Гоголь не мог спокойно спать, пока не показал настоящую сущность всех помещиков, которые являются не настоящими богатыми людьми, а такими, которые наживаются на все, чем только можно.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Пластова Фашист пролетел (описание)
  • Образ и характеристика Луки Лукича Хлопова в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Лука Лукич – чиновник, персонаж комедийного произведения под названием «Ревизор», он занимал должность в небольшом уездном городе, так же был смотрителем училищ.

  • Однажды мы с родителями решили отправиться в лес. В лесу можно отдохнуть от городской суеты, насладиться природой и подышать свежим воздухом.

  • Сочинение Проблема совести

    В современном мире проблема совести очень актуальна. Люди перестали испытывать муки совести при совершении плохих поступков. Чиновники врут на всю страну о состоянии города, на работе врут о заработной плате

  • Характеристика Антона Григорьевича Рубинштейна в рассказе Тапер Куприна образ

    Рубинштейн - профессиональный российский пианист, музыкант, дирижёр, добродушная, бескорыстная, великодушная личность, которая считалась довольно почитаемой личностью среди общества

Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.

  • Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы.
  • Воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.
  • Оформление:

    1. Портреты Чичикова и помещиков.
    2. Текст поэмы “Мёртвые души”.
    3. Презентация “Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”. (Приложение 1)
    4. Фрагменты видеофильма “Мёртвые души”. (DVD серия “Русская классика”)

    ХОД УРОКА

    I. Оргмомент (приветствие).

    Сообщение темы урока, целеполагание.

    II. Вступительное слово учителя.

    Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

    Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план. Слайд 2

    III. Анализ образа Манилова.

    Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайд 3

    Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым? Просмотр видеофрагмента “Чичиков у Манилова”

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове. Выступление 1-й группы учащихся.

    Какая деталь в описании героя является преобладающей?

    Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

    Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость .

    С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

    Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.

    Какова отличительная черта Манилова?

    Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.

    Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.

    Вывод. Слайд 4

    Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

    IV. Анализ образа Коробочки.

    Рассказать кратко содержание 3-й главы.

    Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

    Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”

    Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.

    Просмотр видеофрагмента “Диалог Коробочки и Чичикова”

    Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

    Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.

    Каково положение крестьян у Коробочки?

    Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.

    Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

    Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

    Что сделало Коробочку такой?

    Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Коробочке. Выступление 2-й группы учащихся

    Вывод: Слайд 6

    “Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

    Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

    V. Анализ образа Ноздрёва.

    Состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул, страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры, сплошное враньё.

    Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

    В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.

    Какова речь героя?

    Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.

    Каковы жизненные цели Ноздрёва?

    Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Ноздрёве Выступление 3-й группы учащихся

    Вывод. Слайд 8

    В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.

    Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

    VI. Анализ образа Собакевича.

    Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

    Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

    Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.

    Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

    В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

    Что поражает в портрете Собакевича?

    В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

    “Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

    “Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”

    Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

    Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

    “Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.

    Задание: используя план-памятку, расскажите о СобакевичеВыступление 4-й группы учащихся

    Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

    Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

    VII. Анализ образа Плюшкина.

    Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

    Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

    Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?

    Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

    Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

    Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.

    Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

    Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

    Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

    Задание: используя план-памятку, расскажите о Плюшкине.Выступление 5-й группы учащихся

    Вывод. Слайд 12

    Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.

    Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

    Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.

    Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.

    Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.

    Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.

    В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

    Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.

    VIII. Сходство Чичикова и помещиков.

    Помещик, его отличительная черта

    Как эта черта проявляется у Чичикова

    Манилов – слащавость, приторность, неопределённость Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях
    Коробочка – мелочная скаредность В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны
    Ноздрёв - самовлюблённость Желание и умение всем нравиться
    Собакевич – грубая прижимистость и цинизм Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”
    Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик

    Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

    IX. Кроссворд. Слайды с 15 по 24

    X. Подведение итогов.

    XI. Домашнее задание.

    1. Заполнить таблицу по плану:

    • краткая характеристика помещика;
    • описание усадьбы помещика;
    • описание совместной трапезы;
    • как помещики реагируют на предложение Чичикова;
    • дальнейшие действия помещиков.

    2. Написать сочинение – миниатюру “Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?”

    Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу.

    Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека.“Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”,- отмечал писатель. В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван “прорехой на человечестве”.

    Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновниках и мертвых душах). При необходимости дается и биография персонажа.

    В образе Манилова запечатлен тип праздного, мечтателя, “романтического” бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке. “Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается по дуть...” Ворует ключница, “глупо и без толку готовится на кухне”, “пусто в кладовой”, “нечистоплотны и пьяницы слуги”. А между тем воздвигнута “беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления”. Мечты Манилова вздорны и нелепы. “Иногда... говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост...” Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”. Пошлость семейной жизни (отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость речи (“майский день”, “именины сердца”) подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа. “В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что такое!” - и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную”. Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.

    Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип - “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые... набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову “мертвые души”. Любопытна “немая сцена”,.которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия, позволяющая с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, о незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой.

    Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне пуст, возраст не касается его: “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”. Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками... Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”. Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без “истории”. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете “не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья...” Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились.

    Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева - роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, “почем ходят мертвые души”, подтверждает слова лихого “говоруна”.

    Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”.

    Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для художественного восприятия образа Собакевича. Описания деревни и хозяйства помещика свидетельствуют об определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности... Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво... все было пригнано плотно и как следует”.

    Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению: сравнивает помещика с медведем. Собакевич - чревоугодник. В своих суждениях о еде он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся!” Впрочем, Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства.других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка: он не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.

    Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от “бережливого” хозяина к полусумасшедшему скряге. “А ведь было время, когда он... был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать... навстречу выходили две миловидные дочки... выбегал сын... Сам хозяин являлся к столу в сюртуке... Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее”. Вскоре семья полностью распадается, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность. “... Сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве”. Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения. Перед нами трагедия (именно трагедия!) одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости.

    В деревне Плюшкина Чичиков замечает “какую-то особенную ветхость”. Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама. Плюшкин живет хуже, чем “последний пастух Собакевича”, хотя он не беден. Предостерегающе звучат слова Гоголя: “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!.. Все может статься с человеком”.

    Таким образом, помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы великим писателем, если бы ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает “типические характеры в типических обстоятельствах”, но “обстоятельства” могут заключаться и в условиях внутренней, психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.

    Миру мертвых душ противопоставлена в произведении неискоренимая вера в “таинственный” русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В ее неукротимом движении писатель видит великое предназначение России, духовное воскресение человечества.