Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Политическая система, ее структура и функции.

Политическая система, ее структура и функции.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

"В словаре современной (1) под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием (2) , политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием (3) . Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное (4) , воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное, могут быть политически окрашенными, связанными с воздействием на власть. Политическая деятельность – деятельность в сфере политических, властных (5) .

В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания (6) ".

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) отношения; 2) политология; 3) управление; 4) политический процесс

5) развитие; 6) общественные сферы; 7) социальные группы

8) власть; 9) общественные движения

Исполнительной властью в демократическом государстве обладает

1) парламент; 2) правительство; 3) арбитраж; 4) верховный суд

Верны ли следующие суждения о политической власти?

А.Для политической власти особо значимо признание народом её полномочий.

Б.Политическая власть обладает широким набором ресурсов, включая силовые, нормативные, информационные, финансовые.



Осударство отличается от политической партии тем, что оно

1) является политическим институтом

2) создаёт правовые нормы

3) разрабатывает политические программы

4) представляет общественные интересы

Прохождение в представительные органы власти только тех кандидатов, которые были включены в избирательные списки своих партий и движений, характерно для

1) мажоритарной избирательной системы

2) пропорциональной избирательной системы

3) прямого делегирования депутатов

4) смешанной избирательной системы

В государстве Н. отсутствует правительственная цензура, свободно издаются оппозиционные печатные издания, существует независимое телевидение. Какой политический режим сложился в государстве Н.?

3) демократический; 4) диктаторский

Найдите в приведённом списке функции политической партии в демократическом обществе. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) выражение мнений граждан по вопросам общественной жизни

2) участие в судопроизводстве

3) руководство министерствами и ведомствами

4) выдвижение кандидатов на выборах в органы местного самоуправления

5) политическое просвещение граждан

6) регулирование правовых отношений

Термин «политический режим» используется для характеристики

1) административного устройства государства

2) методов осуществления государственной власти

3) совокупности государственных функций

4) формы территориального устройства

По форме государственного устройства государства делятся на

1) унитарные и федеративные; 2) федеративные и авторитарные

3) монархии и демократии; 4) монархии и республики

187.Политическая партия, критикующая программу правительства и предлагающая альтернативный вариант развития страны, называется

1) оппозиционной; 2) либеральной;

3) демократической; 4) консервативной

188.Верны ли следующие суждения о политической идеологии ?

А.Консерваторы признают ценность семейных традиций, влияние религии.

Б.Либералы отрицают ценность истории, прошлого, предлагая строить общество «с чистого листа».

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

Задание №9E3BF7

189.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском обществе .

Коммуникативный компонент политической системы включает

1) общественные движения

2) центры политического консультирования

3) взаимодействия между партиями и государственными органами

4) средства массовой информации

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийной системе.

Наличие единственной обязательной идеологии, монополия на власть одной партии характерны для государства

1) унитарного;2) тоталитарного;3) федеративного;4) демократического

Выдвижение кандидатов от различных политических партий и движений, их конкуренция отличают политический режим

1) диктаторский; 2) демократический

Политология«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Дж. Б. Шоу) .

Особый тип действий, основанный на возможности изменять поведение других людей, – это

1) власть; 2) иммунитет; 3) плюрализм; 4) компромисс

196.Установите соответствие между функциями и политическими институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца .

А) представительство совокупных интересов общества

Б) разработка политических программ

В) выдвижение политических лидеров

Г) создание норм права

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

1) государство; 2) партии

Высшие органы государственной власти в стране Н. формируются выборным путем. Ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) независимы друг от друга. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что страна Н. является президентской республикой?

1) законодательная власть принадлежит парламенту

2) президент исполняет представительные функции

3) президент олицетворяет единство нации

4) глава государства одновременно является главой исполнительной власти

Какой признак отличает государство от иных институтов политической системы общества?

1) закрепление властной воли в издаваемых правовых актах

2) представление интересов определённых групп людей

3) разработка программ политических действий

4) пропаганда определённой политической идеологии

Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:

  1. участие в делах государства;
  2. историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать;
  3. политика - наука государственного управления (В. И. Даль). П Политик, по Далю, это умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать;
  4. политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс);
  5. политика - искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.

В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.

Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное - может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.

Политическая деятельность - это деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения , в свою очередь, - это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.

Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности - это политическое руководство, включающее в себя следующие звенья:

  • выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы;
  • определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности;
  • подбор и расстановка кадров.

Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов можно назвать направлениями политики . Есть политика внутренняя, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач - поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика внешняя, она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача - отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее - надгосударственная. Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.

Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например, те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов, можно назвать экономической политикой . Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги - все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите, что Государственная дума обсудила и приняла (или не приняла) в первом чтении новый Налоговый кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее.

Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы - студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы - женщины, мы заинтересованы в том, чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Людей преклонного возраста волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры. Разрешить все эти проблемы и призвана экономическая политика государства.

Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика . От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов, и задача государства - найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.

Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств - империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы, вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому - распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуществованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов, призвана решать национальная политика.

Должно государство заботиться и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации - залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика . Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость - это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.

Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику - деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии. Все это - задачи государства.

Есть и многие другие направления государственной деятельности.

Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступностью. Политик много, и в то же самое время она - одна и представляет собой в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.

Политическая система - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Функции политической системы :

  • определение целей, задач и путей развития общества;
  • организация деятельности общества;
  • распределение духовных и материальных ресурсов;
  • согласование разных политических интересов;
  • пропаганда различных норм поведения;
  • приобщение людей к политической жизни;
  • контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы:

  1. Институциональная подсистема - политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.
  2. Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.
  3. Нормативная подсистема - нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).
  4. Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня - теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).
  5. Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

Классификация политических систем:

  • в зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные);
  • открытые (конкурентность) - закрытые (назначение);
  • военные - гражданские - теократические;
  • диктаторские (опора на насилие) - либеральные (свобода личности и общества);

Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, суверенитета народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические - коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использования любых средств ради достижения поставленных целей, утопизма (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.

Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни - при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.

Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так, некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующее положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь, в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.

Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология использует различные методы исследования:

  • институциональный : изучение политических институтов: государства, его органов, партий, средств массовой информации;
  • системный: предполагающий рассмотрение политической жизни общества в виде сложной системы институтов, норм, отношений, традиций, идей, системы самоорганизующейся и саморегулирующейся; также системный подход позволяет учитывать взаимосвязи и взаимодействия с иными сферами общественной жизни;
  • сравнительный : направлен на сравнительный анализ различных политических систем между собою, что дает основание для составления различных прогнозов;
  • исторический: предполагает рассмотрение политических явлений в развитии от прошлого к настоящему, выявление повторяющихся в истории явлений и процессов;
  • социологический : с его помощью выявляется взаимосвязь политики от развития общества в целом;
  • нормативно-ценностный : предполагающий выявление значимости для общества тех или иных политических явлений, их роли в повышении общественного благосостояния, в приближении общества к некоему идеалу.

Политическая система общества – сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов (организаций), норм, идеологий, ценностей и коммуникаций.

Компоненты (подсистемы) политической системы общества

Название Характеристика
Институциональный (организационный) совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих интересов: государство, органы местного самоуправления, общественно-политические организации
Нормативный политические нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие политическое поведение субъектов: политико-правовые нормы, традиции и обычаи, моральные нормы, корпоративные нормы (уставы партий, объединений)
Культурный политическая идеология – форма политического сознания, воздействующая на содержание властных отношений; политическая культура
– способ деятельности в политике, отражающий уровень политической активности и зрелости субъектов
Коммуникативный система вертикальных и горизонтальных отношений в политике между подсистемами политической системы, сферами общественной жизни, политическими системами разных стран, участие средств массовой информации
Функциональный Основные направления деятельности политических институтов по реализации своих целей, задач, осуществлению государственной власти

Либерализм – индивидуализм, свобода личности, неотчуждаемость прав и свобод, частная собственность, государство – «ночной сторож».
Консерватизм – традиционализм, стабильность, приоритет общества и государства над личностью, главные ценности – семья, церковь, нравственность.
Фашизм – оправдание агрессивных действий властей во имя блага нации, чистоты расы, безграничная воля государства, милитаризм, ультрареакционная антигуманная идеология.

Основные идеологии современности

Социал-демократизм – достижение социально справедливого общества путём реформ, демократическое государство проводит активную социальную политику, идея социального партнёрства.
Коммунизм – коммунистическое общество строится на основе общественной собственности; классовая борьба – движущая сила общества, принцип однопартийности, всеобщая трудовая повинность.
Политический режим – совокупность средств, методов и приёмов осуществления власти и достижения политических целей.
Демократический политический режим Авторитарный политический режим Тоталитарный политический режим
1) признание народа единственным источником суверенитета; 1) концентрация реальной власти в руках политического лидера или политической группы, возможность проникновения в которую строго ограничена; 1) однопартийная система, господство единственной массовой партии, лидер которой одновременно является лидером государства;
2) гарантии гражданских, политических, социально-экономических прав личности, признание их естественными и неотчуждаемыми;
3) формирование органов власти путём свободных выборов на принципах всеобщего, равного и тайного избирательного права;
4) создание условий для деятельности партий, уважение большинством мнения и интересов меньшинства;
5) реализация принципа разделения властей;
6) многообразие и равноправие форм собственности, рыночная экономика;
7) развитая система органов местного самоуправления;
8) право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства
2) осуществление политической власти административно-командными методами с применением принуждения или угрозы применения силы;
3) разрешение определённого идейного и политического многообразия, границы которого строго определены, реальная политическая борьба за власть не допускается;
4) ограничение и регламентация политических и личных прав граждан;
5) ограничение свободы СМИ;
6) относительно независимыми от государства являются: экономика, производство, повседневная жизнь, общественные организации
2) единственно разрешённая обязательная идеология;
3) монополия партии и государства на средства массовой информации;
4) разветвлённая система политической полиции, тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни;
5) централизованный характер управления экономикой

Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:

    участие в делах государства;

    историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать;

    политика - наука государственного управления (В.И. Даль) Политик, по Далю, это умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать;

    политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс);

    политика - искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.

В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.

Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политической участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное, могут быть политически окрашенными, связанными с воздействием на власть.

Политическая деятельность – есть деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения , в свою очередь, это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.

Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности – это политической руководство, включающее в себя следующие звенья:

    Выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы

    Определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности

    Подбор и расстановка кадров

Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов и можно назвать направлениями политики . Есть политика внутренняя - то есть такая, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач - поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика - внешняя - она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача - отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее - надгосударственная. Участвовать в ней будут Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.

Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например - те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов можно назвать экономической политикой . Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги - все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите о том, что Государственная дума обсудила и приняла(или не приняла) в первом чтении новый Налоговый Кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного Кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее.

Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы не были. Если мы учимся в школе. То нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы - студенты - нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы - женщины - мы заинтересованы в том. Чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры людей преклонного возраста. Разрешить все эти сомнения и призвана экономическая политика государства.

Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика . От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов и задача государства найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.

Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств - империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы. Вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому - распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуществованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов и призвана решать национальная политика .

Должно государство заботится и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации - залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика . Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость - это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.

Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику - деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии. Все это - задачи государства.

Есть и многие другие направления государственной деятельности.

Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступности. Политик много и в то же самое время она - одна и представляет она в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.

Политическая система - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Функции политической системы:

Определение целей, задач и путей развития общества;

Организация деятельности общества;

Распределение духовных и материальных ресурсов;

Согласование разных политических интересов;

Пропаганда различных норм поведения;

Стабильность и безопасность общества;

Приобщение людей к политической жизни;

Контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы:

а) Институциональная подсистема - политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.

б) Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.

в) Нормативная подсистема - нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).

г) Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня - теоретический (политич. идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политич. психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).

Классификация политических систем.

а) В зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные).

б) Открытые (конкурентность) - закрытые (назначение).

в) Военные - гражданские - теократические.

г) Диктаторские (опора на насилие) - либеральные (свобода личности и общества).

Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости,инициативы, суверенитете народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические - коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использование любых средств ради достижения поставленных целей, утопизм (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.

Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни - при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т.п.

Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующие положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.

Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология как наука использует различные методы исследования:

    Институциональный: изучение политических институтов: государства, его органов, партий, средств массовой информации

    Системный: предполагающий рассмотрение политической жизни общества в виде сложной системы институтов, норм, отношений, традиций, идей, системы самоорганизующейся и саморегулирующейся; также системный подход позволяет учитывать взаимосвязи и взаимодействия с иными сферами общественной жизни

    Сравнительный: направлен на сравнительный анализ различных политических систем между собою, что дает основание для составления различных прогнозов

    Исторический: предполагает рассмотрение политических явлений в развитии от прошлого к настоящему, выявление повторяющихся в истории явлений и процессов

    Социологический: с его помощью выявляется взаимосвязь политики от развития общества в целом

    Нормативно-ценностный: предполагающий выявление значимости для общества тех или иных политических явлений, их роли в повышении общественного благосостояния, в приближении общества к некоему идеалу

Задание В6

Позиция кодификатора: «Политический процесс»

Тип задания: задание с кратким ответом.

Разновидность задания: задание на понимание текста, определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Проверяемый уровень знаний: повышенный.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В словаре современной ____________ (1) под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием _________ (2), политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием _________________ (3). Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное _____________ (4), воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное, могут быть политически окрашенными, связанными с воздействием на власть. Политическая деятельность – деятельность в сфере политических, властных__________ (5).

В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жестокостью протекания ____________ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выберите последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    отношения

    политология

    управление

    политический процесс

    развитие

    общественные сферы

    социальные группы

  1. общественные движения

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Таблица № 12

Результаты выполнения задания с развернутым ответом (Часть С)

Третью часть экзаменационной работы образуют задания с развернутым ответом. Они помогают выявить выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Все разновидности заданий с развернутым ответом позволяют проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность сложных интеллектуальных умений.

Задания части 3 оцениваются от двух до пяти баллов. За правильное выполнение заданий С1, С2, С5, С8 присваивается 2 балла; С3, С4, С6, С7, – 3 балла, С9 – 5 баллов.

В отличие от прошлых лет, в третьей части экзаменационной работы (части «С») содержится не 8, а 9 заданий; из них задания базового уровня сложности это задания С1и С2, задания высокого уровня сложности – задания С3, С4, С5, С6, С7, С8 и С9. В отличие от прошлого года в задании С2 изменился уровень сложности, вместо повышенного, это задание стало по уровню сложности базовым. В структуре работы все задания с развернутыми ответами даются в строгой последовательности.

Задания С1–С4 объединены в составное задание с фрагментом текста.

Задания С1 и С2 преимущественно направлены на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, а также на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний.

Задание С3 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на полученные знания.

Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, аргументацию и формулировку оценочных суждений, связанных с положениями текста.

Задание С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте.

Задание С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни.

Задание С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической.

Задание С8 – задание, требующее составления сложного плана ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

В каждом варианте работы заданиями С1–С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение ).

Завершает работу альтернативное задание С9, оно требует от экзаменуемых написания сочинения-размышления (эссе) на основе выбора одного из шести предложенных высказываний. Каждая тема-высказывание соотносится с одной из шести базовых наук обществоведческого курса (философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией, правоведением ).

Проверка выполнения заданий части «С» проводится экспертами из числа учителей обществознания общеобразовательных учреждений и преподавателей общественных дисциплин ВУЗов и ССУЗов., В соответствии с методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутыми ответами, подготовленными Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), эти эксперты в 2010 году на базе Педагогической академии последипломной образования прошли специальную подготовку.

Проверка заданий части «С» осуществляется экспертами на основе специально разработанной системы критериев. К этим критериям прилагается обобщенная шкала оценивания от 0 до 5-х баллов. Вес заданий этой части работы от 2 до 5 баллов.

Задания части 3 оцениваются от двух до пяти баллов. За правильное выполнение заданий С1, С2, С5, С8 присваивается 2 балла, при неполном правильном ответе – выставляется 1 балл; за правильное выполнение заданий С3, С4, С6, С7, выставляется 3 балла, при правильном но неполном ответе, в зависимости от представленности требуемых компонентов, выпускнику выставляется – 2 или 1 балл. Цена альтернативного задания С9 в 2010 году составляет 5 баллов, это задание проверяется экспертами и оценивается по новой схеме, построенной как система критериев.

Требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на государственной итоговой аттестации по обществознанию.

Выпускники общеобразовательных учреждений должны знать и понимать:

биосоциальную сущность человека;

основные этапы и факторы социализации личности;

место и роль человека в системе общественных отношений;

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

основные социальные институты и процессы;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания.

В ходе данной части работы проверялись следующие умения:

целостно формулировать, логично и последовательно излагать свои мысли;

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления. процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы, проблемы человека в современном обществе, сопоставлять различные научные подходы;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности:

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в раз-личных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения для:

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Отдельные умения из этого ряда проверялись в ходе ЕГЭ с помощью нескольких разновидностей заданий части С. Каждое из них основано на определенном виде деятельности, владение которым требуется продемонстрировать на экзамене, ниже приведен перечень этих умений:

перечислять (называть, указывать) признаки определенного социального явления;

применять обществоведческие понятия в заданном контексте;

раскрывать теоретическое положение (понятие) на конкретном примере или приводить примеры взаимосвязи (взаимообусловленности) определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

решать проблемные задачи, применяя социально-гуманитарные знания;

осуществлять анализ, интерпретацию и оценку оригинальных источников – текстов различного характера;

излагать собственные рассуждения (суждения и аргументы) по определенной социальной проблеме с опорой на знания курса. Факты общественной жизни и личный социальный опыт.

Во всех вариантах работы имеются задания указанных разновидностей.

Задания с развернутым ответом (третья часть работы) ввиду относительно небольшого их количества не закреплены за конкретными содержательными линиями. Отбор этих заданий в каждый вариант работы определялся проверяемыми ими умениями. В этой связи в третьей частях на одних и тех же позициях в различных вариантах находятся взаимозаменяемые задания на один и тот же или сходные виды деятельности одного уровня сложности, проверяющие различные элементы содержания. Вместе с тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий третьей части, что в совокупности они охватывают все содержательные линии обществоведческого курса основной и полной средней школы (философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию и правоведение).

В число заданий с развернутым ответом (третья часть работы) входят:

семь заданий – четыре из которых объединены в составное задание с фрагментами текста. В каждом варианте работы эти задания представляют любые из шести базовых наук обществоведческого курса (философию, экономику, политологию, социологию, социальной психологии, правоведение);

задание, предполагающее составление плана развернутого ответа по определенной теме обществоведческого курса.

альтернативное задание, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний. Каждая тема- высказывание соотносится с одной из шести базовых наук (философией, экономикой, политологией, правоведением, социологией, социальной психологией).

В заданиях третьей части работы ответ экзаменуемым формулируется и записывается самостоятельно в развернутой форме. Задания с развернутым ответом начинаются фрагментом текста и вопросами по его анализу и интерпретации.

Остановимся на анализе заданий с развернутым ответом. В анализе сопоставлены результаты работ выпускников первой волны на протяжении трех последних лет.

Задания С1 – С4 объединены в составное задание с фрагментом текста. Эти задания направлены на анализ источников.

Задание С1 непосредственно опирается на содержание текста, во многих случаях требуя приведения цитат или близкого к тексту пересказа определенных фрагментов содержании, оно направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, а также на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний. Данное задание проверяет умение использовать понятия, перечислять признаки какого-либо явления.

Показатели овладения данными умениями даны в таблице №13.

Таблица № 13

Кол-во правильных ответов

% правильных ответов

Как показывают результаты выполнения задания С1, как и год назад, выпускники в целом умеют воспроизводить и интерпретировать текст без привлечения контекстных знаний, умеют использовать понятия, перечислять признаки какого-либо явления, лишь14,99% выпускников не справились с данным заданием (год назад с заданием не справились 12,23% выпускников)

Задание С2. Это задание на правильную интерпретацию авторского положения («Можно ли на основании приведенного фрагмента утверждать, что…? Свой вывод обоснуйте»). Задание направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, а также на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний, оно направлено на проверку умения раскрывать теоретическое положение (понятие) на конкретном примере и умение приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций. Оцениваемые элементы – правильность ответа на вопрос и нужное количество обоснований.

Показатели овладения данными умениями отображены в таблице №14

Таблица № 14

Кол-во правильных ответов

% правильных ответов

Результаты выполнения задания С2 свидетельствуют, о том что основная масса сдававших экзамен умеют раскрывать теоретическое положение (понятие), приводят обоснованные примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций. Отрицательные отметки в этом году получили 16,72% выпускников, год назад 21,01% были неуспевающими.

Задание С3 Составное задание на основе фрагмента оригинального текста нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на полученные знания, оно направлено на проверку умения решать проблемные задачи, применяя социально-гуманитарные знания. Ответ требует привлечения дополнительной информации (контекстных знаний, фактов социальной жизни, собственного опыта и т.п.).

Показатели овладения данными умениями даны в таблице№15

Таблица № 15

Кол-во правильных ответов

% правильных ответов

Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:
1) участие в делах государства;
2) историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать;
3) политика - наука государственного управления (В. И. Даль). Политик, по Далю, это «умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать»;
4) политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс);
5) политика - искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.
В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.
Стержнем политической деятельности является деятельность , связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти.

Политическая деятельность охватывает несколько сфер : государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное – может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.
Политическая деятельность - это деятельность в сфе­ре политических, властных отношений. Политические отношения, в свою очередь, это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политичес­кой системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.
Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности - этополитическое руководство, включающее в себя следующие звенья:
выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы;
определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности;
подбор и расстановка кадров.
Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов можно назвать направлениями политики. Есть политика внутренняя, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач - поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть­политика внешняя она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача - отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее - надгосударственная. Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.
Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например, те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов, можно назвать экономической политикой. Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги - все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите, что Государственная дума обсудила и приняла (или не приняла) в первом чтении новый Налоговый кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее.
Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы - студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы - женщины, мы заинтересованы в том, чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Людей преклонного возраста волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры. Разрешить все эти проблемы и призвана экономическая политика государства.
Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика. От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Задача государства - найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.
Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств - империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы, вплоть до войны, терроризма, насилия.Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуще­ствованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов, призвана решатьнациональная политика.
Должно государство заботится и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации - залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика . Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость - это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.
Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику - деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресу­рсосберегающие технологии. Все это - задачи государства.
Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступностью. Политик много и в то же самое время она - одна и представляет собой в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.
Политическая система - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.
Функции политической системы:
определение целей, задач и путей развития общества;
организация деятельности общества;
распределение духовных и материальных ресурсов;
согласование разных политических интересов;
пропаганда различных норм поведения;
стабильность и безопасность общества;
приобщение людей к политической жизни;
контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы:
1) Институциональная подсистема - политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.
2) Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.
3) Нормативная подсистема - нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относят­ся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписан­ные представления о добре и зле, правде и справедливости).
4) Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня - теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).
5) Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
Классификация политических систем:
а) в зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные);
б) открытые (конкурентность) - закрытые (назначение);
в) военные - гражданские - теократические;
г) диктаторские (опора на насилие) - либеральные (свобода личности и общества).
Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, суверенитета народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические - коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использования любых средств ради достижения поставленных целей, утопизма (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.
Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни - при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.
Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так, некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующее положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.
Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология использует различные методы исследования:
институциональный: изучение политических институтов: государства, его органов, партий, средств массовой информации;
системный: предполагающий рассмотрение политической жизни общества в виде сложной системы институтов, норм, отношений, традиций, идей, системы самоорганизующейся и саморегулирующейся; также системный подход­ позволяет учитывать взаимосвязи и взаимодействия с иными сферами общественной жизни;
сравнительный: направлен на сравнительный анализ различных политических систем между собою, что дает ­основание для составления различных прогнозов;
исторический: предполагает рассмотрение политических явлений в развитии от прошлого к настоящему, выявление повторяющихся в истории явлений и процессов;
социологический: с его помощью выявляется взаимосвязь политики от развития общества в целом;
нормативно-ценностный: предполагающий выявление значимости для общества тех или иныхполитических явлений, их роли в повышении общественного благосостояния, в приближении общества к некоему идеалу.