Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » По небу стелется одеждою. «Ненастный день потух…» А

По небу стелется одеждою. «Ненастный день потух…» А

Елизавета Ксаверьевна Воронцова (1792-1880) поражала современников не только красотою, но и живым умом, хорошим образованием. Она была женой Новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова, в подчинении у которого находился ссыльный Пушкин. Их знакомство состоялось осенью 1823 года. Первые впечатления от этого знакомства нашли свое отражение в рисунках на полях первой и второй глав «Евгения Онегина». Любовь эта была во многом трагической, ее значение в духовной и творческой биографии Пушкина чрезвычайно велико.

КОРАБЛЮ

Морей красавец окрыленный!
Тебя зову - плыви, плыви
И сохрани залог бесценный
Мольбам, надеждам и любви.
Ты, ветер, утренним дыханьем
Счастливый парус напрягай,
Волны незапным колыханьем
Ее груди не утомляй.
1824

Стихи были написаны в связи с поездкой Воронцовой в большом обществе из Одессы в Крым. Находившийся в очень недобрых отношениях с М. Воронцовым, который ни во что не ставил поэзию, Пушкин быть среди гостей не мог. Обращает внимание почти фольклорное обращение к ветру и кораблю, интонационно родственное «Плачу Ярославны».
1 августа Пушкин должен был покинуть Одессу, высланный в Михайловское. Теперь, когда он разлучен, и станут складываться стихи, на которых отсвет его любви к Е. Воронцовой, таковы строчки в знаменитом стихотворении «К морю»:

Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

С Воронцовой, по-видимому, связаны и стихотворение «Прозерпина», и то, в котором «ненастному» виду Михайловского противопоставляется черноморский пейзаж с одинокой женщиной...

* * *
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла...
Всё мрачную тоску на душу мне наводит.
Далеко, там, луна в сиянии восходит;
Там воздух напоен вечерней теплотой;
Там море движется роскошной пеленой
Под голубыми небесами...
Вот время: по горе теперь идет она
К брегам, потопленным шумящими волнами;
Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит печальна и одна...
Одна... Никто пред ней не плачет, не тоскует;
Никто ее колен в забвенье не целует;
Одна... ничьим устам она не предает
Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Никто ее любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна... ты плачешь... я спокоен;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но если. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1824

А тем временем в Михайловское приходят письма Воронцовой, о которых его сестра Ольга рассказывала, что, получив их, он запирался в своей комнате и никого не принимал. Стихотворение, написанное, видимо, под влиянием ее портрета:

* * *
Пускай увенчанный любовью красоты
В заветном золоте хранит ее черты
И письма тайные, награды долгой муки,
Но в тихие часы томительной разлуки
Ничто, ничто моих не радует очей,
И ни единый дар возлюбленной моей,
Святой залог любви, утеха грусти нежной -
Не лечит ран любви безумной, безнадежной.
1824

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела...
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули... пылают... легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...
1825

Как резко переменился тон любовных стихотворений! Спали романтические черты вымышленного образа - перед нами глубоко страдающий человек, эпизоды его личной биографии. В стихотворении упомянут перстень. Он был подарен Пушкину Е. К. Воронцовой, им поэт запечатывал свои письма и не снимал никогда, называя своим талисманом. Снял его с мертвой руки Пушкина Жуковский. К этому перстню обращается поэт в стихотворении «Храни меня, мой талисман».

* * *
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда: спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

ЖЕЛАНИЕ СЛАВЫ

Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя,-
Ты знаешь, милая, желал ли славы я;
Ты знаешь: удален от ветреного света,
Скучая суетным прозванием поэта,
Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
Жужжанью дальнему упреков и похвал.
Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
А я стесненное молчание хранил,
Я наслаждением весь полон был, я мнил,
Что нет грядущего, что грозный день разлуки
Не придет никогда... И что же? Слезы, муки,
Измены, клевета, всё на главу мою
Обрушилося вдруг... Что я, где я? Стою,
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И всё передо мной затмилося! И ныне
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.
1825

«Одно из самых сильных любовных стихотворений Пушкина по напряженному чувству, по порыву (ни одного глагола)»- так характеризует Т. Цявловская стихотворение «Всё в жертву памяти твоей», которое она относит тоже к «воронцовскому» циклу:

* * *
Всё в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной,
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья.
1825

В ноябре 1827 года, когда Елизавета Ксаверьевна появилась в Петербурге, Пушкин вновь обратился к теме талисмана. Только теперь стихотворение звучит не ожесточенно, а ликующе.

ТАЛИСМАН

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.

И, ласкаясь, говорила:
Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан.
От недуга, от могилы,
В бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.

И богатствами Востока
Он тебя не одарит,
И поклонников пророка
Он тебе не покорит;
И тебя на лоно друга,
От печальных чуждых, стран,
В край родной на север с юга
Не умчит мой талисман...

Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцелуют не любя -
Милый друг! от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!»
Ноябрь 1827

Будут возникать в жизни поэта новые имена, новые увлечения, но профиль Е. К. Воронцовой еще не раз возникнет на полях черновиков и 1828, и 1829 годов. Отголоски этого чувства прозвучат в отдельных строфах поэмы «Цыганы» и в драме «Русалка», в стихотворении «Ангел» и в неоконченном романе «Арап Петра Великого».
Болдинской осенью 1830 года, готовясь к новой, семейной жизни, мысленно оглядываясь на прожитое, поэт попрощался и с Е. Воронцовой:

ПРОЩАНЬЕ

В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Бегут меняясь наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальная подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
1830, 5 октября

Готовя это стихотворение в издание 1832 года, поэт обозначил его буквами «К Е. W.»
Она пережила поэта на сорок с лишним лет и до конца своей долгой жизни ежедневно читала его сочинения. «Когда зрение совсем ей изменило, она приказывала читать их себе вслух, и притом сподряд, так что когда кончались все томы, чтение возобновлялось с первого тома»,- так писал о ней П. И. Бартенев.

Подчеркните имена существительные в предложном падеже.

С давних времён люди мечтали о полётах в космос. В сказках, в пес­нях, в мечтах человек давно побывал и на Луне, и на Солнце, и на далёких звёздах. И вот в 1961 году Юрий Гагарин на корабле «Восток» впервые побывал в космосе.

(Самопроверка. Ответ дан на обратной стороне карточки.)

VIII. Подведение итогов урока

По каким признакам можно распознать имена существи­тельные в предложном падеже?

С каким ещё падежом могут употребляться предлоги на, в, о?

По каким признакам можно определить творительный падеж?

Назовите общие предлоги для винительного и творитель­ного падежей.

Домашнее задание

Упр. 150 (с. 87).

Записать в словарик слово аллея, составить с ним предложение.

Тема: Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные

Цели: развивать умение определять падеж имён существитель­ных; повторить понятие несклоняемые имена существительные.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ, сравнение, клас­сификация объектов по выделенным признакам; синтез; подве­дение под понятие; к. - умение с достаточной полнотой и точно­стью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - постановка учебной задачи; сличение спосо­ба действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этиче­ское оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее лич­ностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют па­деж имён существительных.)

Как вы разобрали первое предложение?

Какие слова из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этих словах.

Прочитайте предложения, которые вы составили с этими словами.

III. Актуализация знаний

Выборочный диктант

Выпишите слова со стечением согласных, подчеркните ор­фограммы. Подберите проверочные слова.

Легко и радостно играет в сердце кровь.

Желания кипят, я снова счастлив, молод...

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись...

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Царь Салтан за стол честной

Сел с царицей молодой.

А. Пушкин

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна.

Грустную думу наводит она.

Н. Некрасов

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой...

А. Пушкин

(Один ученик работает на откидной доске.)

Выполните звуко-буквенный разбор слова солнце.

Разберите по составу слово окрестных.

- Разберите слово (в) сердце как часть речи.

(Три ученика выполняют грамматические разборы на откид­ной доске. Коллективная проверка, самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

Послушайте стихотворение.

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:

По миру шествует весна.

Как будто расцветаем мы,

Почувствовав приход весны.

И захотелось выйти мне

Навстречу молодой весне.

В листве зелёной утону

И в этом обвиню весну.

Природа дышит лишь одной

Неповторимою весной.

Скворец, присевший на сосне,

Горланит песни о весне.

Другим об этом расскажи,

И повторишь ты падежи.

Н. Ключкина

- Какое слово изменяется в стихотворении? (Весна.)

- Как изменяется слово весна! (По падежам.)

(Учитель ещё раз медленно читает стихотворение, учащиеся выписывают словосочетания с существительным весна, опреде­ляют его падеж.)

Что вы узнали о падежах русского языка?

Какими способами можно определить падеж имён сущест­вительных?

Какие падежи имеют одинаковые вопросы?

Как их различить?

Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие падежи есть в русском языке, на какие вопросы отвечают имена су­ществительные во всех падежах, поупражняться в определе­нии падежа имён существительных.)

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла…
Всё мрачную тоску на душу мне наводит»
Далеко, там, луна в сиянии восходит;
Там воздух напоен вечерней теплотой;
Там море движется роскошной пеленой
Под голубыми небесами…
Вот время: по горе теперь идет она
К брегам, потопленным шумящими волнами;
Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит печальна и одна…
Одна… никто пред ней не плачет, не тоскует;
Никто ее колен в забвенье не целует;
Одна… ничьим устам она не предает
Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных.
. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
Никто ее любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен;
. . . . . . . . . . . . .
Но если. . . . . . . . . . . . .

Анализ стихотворения «Ненастный день потух» Пушкина

Адресатом произведения Александра Сергеевича Пушкина «Ненастный день потух…» принято считать графиню Елизавету Ксаверьевну Воронцову, с которой поэт познакомился в Одессе.

Стихотворение написано в 1824 году. Его автору исполнилось 25 лет и он находится в ссылке в одном из имений своей семьи — селе Михайловском. Положение усугубляет разлад с отцом. Впрочем, поэт много пишет, память возвращает ему имена и лица — так рождаются и стихи, адресованные, предположительно, Е. Воронцовой. Есть сомнения также, что чувство поэта было взаимным, впрочем, стихотворение говорит о другом. По жанру — любовная лирика, по размеру оно похоже на разноударный дольник, рифмовка кольцевая, смежная, перекрестная, деления на строфы нет. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — сам автор. Одна и та же луна на небе, но над какими разными краями она восходит! Там, где сейчас поэт — «ненастной ночи мгла», там, где его утраченная возлюбленная — «воздух напоен теплотой, море движется под голубыми небесами». То есть, на юге еще, быть может, не стемнело, как здесь, на севере под Псковом.

Похоже, поэт хорошо изучил свою любимую, он знает, что в этот час она в одиночестве спускается к морю. «Сидит печальна и одна». Было время, когда они спускались к морю вместе, и она улыбалась. Теперь же ничьи уста ее не касаются (здесь поэт не может удержаться от перечисления, которое красноречиво передает его страсть). Она сама решила так. «Я спокоен»: поэт уверен, что минувший год — не срок для этого чувства, его избранница верна его памяти. «Никто ее любви небесной не достоин» — почти запальчиво утверждает А. Пушкин. И тут же умоляюще переспрашивает: не правда ль, ты одна, ты плачешь. Невозможность свидания наводит на него «мрачную тоску». «Но если…»: обычно эту строку принято трактовать в том духе, что «но если судьба позволит нам вновь увидеться», однако ее можно понимать и как скрытую угрозу ревнивого, страдающего сердца. Сознавая свое бессилие, поэт не может ни утешить, ни обжечь свою возлюбленную подозрением.

Кто знает, не забыла ли она его? Мысль об этом ему невыносима. Вообще, здесь можно видеть как недосказанность, авторское умолчание (в череде многоточий; новаторский прием для того времени), так и незавершенность самого стиха. Тавтологический повтор: ненастный день, ненастной ночи. Анафора: там, одна, никто. Эпитет: роскошной пеленой. Сравнение: как привидение.

А. Пушкин в Михайловском не расстается с перстнем, подаренным ему Е. Воронцовой, с новой глубиной, более зрело, размышляет о любви и разлуке.

Ты знаешь: удален от ветреного света,
Скучая суетным прозванием поэта,
Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
Жужжанью дальному упреков и похвал.
Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?

Июль 1823-го - август 1824-го - одесский период Пушкина. Столица Новороссии бурно развивалась, культурная жизнь кипела, город был полон русскими и иностранными чиновниками, купцами, военными. Новые картины окружали Пушкина, талант его расцвел, жизненные силы переполняли его.
А.С. Пушкин познакомился с Е. К. Воронцовой (1792 - 1880) в Одессе в сентябре 1823 года.

Воспитывали Елизавету в исключительной строгости, до двадцати семи лет прожила она в деревне и лишь в 1819 году впервые отправилась в свое первое путешествие за границу, во время которого познакомилась в Париже с графом Воронцовым и вышла за него замуж. Вокруг Воронцовых сложился блестящий двор польской и русской аристократии. Графиня Елизавета Ксаверьевна любила веселье. Она сама и ее ближайшая подруга Шуазель участвовали в любительских спектаклях, организовывали самые утонченные балы в городе, Элиза, как многие ее называли, была прекрасной музыкантшей. Граф, а впоследствии князь Воронцов, человек государственного ума и несколько тщеславный, широких взглядов англоман, собирал свое общество, в котором обсуждались дела государственные, политические и придворные, и уж во всяком случае не читали стихов. «Как все люди с практическим умом, граф весьма невысоко ценил поэзию; гениальность самого Байрона ему казалась ничтожной, а русский стихотворец в глазах стоял едва ли выше лапландского». Поначалу он очень ласково принимал Пушкина, позволял ему пользоваться своей ценнейшей библиотекой, хранившимися в ней архивами (в частности, А.Н. Радищева), любезно предоставлял ему возможность знакомиться с новинками книжными, поступавшими в Одессу едва ли не раньше, чем в Петербург.

Поэт был глубоко увлечен Воронцовой, посвятил ей ряд стихотворений. В рукописях А.С. Пушкина сохранилось более 30 рисунков с ее изображением. Ф. Ф. Вигель так описывает характер и наружность Е.К. Воронцовой:
«Ей было уже за тридцать лет, а она имела все право казаться молоденькою... Со врожденным легкомыслием и кокетством желала она нравиться, и никто лучше ее в том не успевал. Молода она была душой, молода и наружностью. В ней не было того, что называется красотою; но быстрый, нежный взгляд ее миленьких небольших глаз пронзал насквозь; улыбка ее уст, которой подобной я не видел, казалось, так и призывает поцелуй».

Воронцов раздражен против Пушкина. Еще в марте 1824 года он начал атаку против поэта: «Что же до Пушкина, то я говорю с ним не более 4 слов в две недели...» Пишет письма ко двору: «Собственные интересы молодого человека, не лишенного дарований, недостатки которого происходят скорее от ума, чем от сердца, заставляют меня желать его удаления из Одессы». Дальше больше: «Я писал гр. Нессельроде, чтобы меня избавили от Пушкина», «надеюсь, что меня от него избавят», «...я повторяю мою просьбу - избавьте меня от Пушкина», «нужно, чтоб его от нас взяли», и наконец в мае он предписывает отправиться поэту на саранчу, как раз перед его днем рождения. Пушкин раздражен и рассержен «непристойным неуважением к нему»: «Я устал быть в зависимости от хорошего или дурного пищеварения того или другого начальника, мне наскучило, что в моем отечестве ко мне относятся с меньшим уважением, чем к любому юнцу англичанину», появляется одна из самых злых его эпиграмм: «Полумилорд, полукупец...»

«После известной его эпиграммы на ее мужа (в которой потом сам он раскаивался), конечно, обращались с ним очень сухо. Перед каждым обедом, к которому собиралось по несколько человек, княгиня-хозяйка обходила гостей и говорила каждому что-нибудь любезное. Однажды она прошла мимо Пушкина, не говоря ни слова, и тут же обратилась к кому-то с вопросом: «Что нынче дают в театре?» Не успел спрошенный раскрыть рот для ответа, как подскочил Пушкин и, положа руку на сердце (что он делывал, особливо, когда отпускал остроты), с улыбкою сказал: «Верная супруга», графиня!» Та отвернулась и воскликнула: «Какая наглость!»

Кораблю
Морей красавец окрыленный!
Тебя зову — плыви, плыви
И сохрани залог бесценный
Мольбам, надеждам и любви.
Ты, ветер, утренним дыханьем
Счастливый парус напрягай,
Волны незапным колыханьем
Ее груди не утомляй.
1824

14 июня Воронцова в блестящем обществе отправилась на яхте из Одессы в Крым, в Гурзуф. Стихи были написаны в связи с этой поездкой. Еще зимой Пушкин надеялся отбыть с ними вместе, но теперь на приглашение рассчитывать не приходилось.
Но Воронцова возвратилась раньше времени, 24 июля, - вместо предполагавшихся двух месяцев она провела в Крыму полтора, оставив гостей с мужем.

Дача Рено, где жили летом Воронцовы, рядом с домом князей Вяземских, стояла на высоком берегу моря, на обрыве. С него сбегала крутая тропинка к морю. Каменистый берег, пещеры, гроты. Графиня любила гулять вдоль берега моря, чтобы брызги от разбивающихся волн обдавали лицо, чтобы подол платья и легкие туфли слегка намокли...

Подробности отношений с графиней Воронцовой Пушкин тщательно скрывал, уничтожил письма.
Ответное чувство графини к Пушкину следует отнести на июнь-июль 1824 года, когда он сделал княгиню Веру Вяземскую (жена друга Пушкина Петра Вяземского) поверенною в своих сердечных делах. «Я даю твои письма Пушкину, который всегда смеется, как сумасшедший. Я начинаю дружески любить его. Думаю, что он добр, но ум его ожесточен несчастиями; он мне выказывает дружбу, которая меня чрезвычайно трогает... Он доверчиво говорит со мною о своих неприятностях, равно как и о своих увлечениях...» (Из письма кн. Вяземской мужу из Одессы.)

Из письма Веры Федоровны Вяземской мужу, 1 августа 1824 года:
«Приходится начать письмо с того, что меня занимает сейчас более всего, - со ссылки и отъезда Пушкина, которого я сейчас проводила до верха моей огромной горы, нежно поцеловала и о котором я плакала, как о брате, потому что последние недели мы были с ним совсем как брат с сестрой. Я была единственной поверенной его огорчений и свидетелем его слабости, так как он был в отчаянии от того, что покидает Одессу, в особенности из-за некоего чувства, которое разрослось в нем за последние дни... Молчи, хотя это очень целомудренно, да и серьезно лишь с его стороны».


5 сентября 1824
Une lettre de Elise Woronzoff. (Письмо Элизы Воронцовой. (франц.))
[Эта запись касается получения письма от Е. К. Воронцовой из Одессы, не сохранившегося. Сестра поэта Ольга Сергеевна Павлищева свидетельствует, что, получая письма из Одессы с такой же печатью, какая имелась у него на перстне, Пушкин запирался в своей комнате и никого не принимал.]

Пускай увенчанный любовью красоты
В заветном золоте хранит ее черты
И письма тайные, награды долгой муки,
Но в тихие часы томительной разлуки
Ничто, ничто моих не радует очей,
И ни единый дар возлюбленной моей,
Святой залог любви, утеха грусти нежной —
Не лечит ран любви безумной, безнадежной.
1824

Сожженное письмо
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела...
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули... пылают... легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...
1825

В стихотворении упомянут перстень.
Многие исследователи жизни А. С. Пушкина знают, что именно графиней Елизаветой Воронцовой поэту был подарен знаменитый перстень, который, во-первых, был парным (второй остался у нее), а, во-вторых, — и это знают немногие исследователи — перстни были изготовлены в Крыму, вернее, в Джуфт-Кале караимскими ювелирами.

Поэт очень гордился своим перстнем, называя не иначе как «мой талисман». Это был сердоликовый перстень-печатка, которым запечатаны немало писем Пушкина; его оттиски поэт ставил на многих рукописях, а под стихотворением «Талисман» поставлено даже пять оттисков.

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.
...
Милый друг! от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!
Ноябрь 1827

Перстнем Пушкин очень дорожил, никогда не расставался с ним.
Уже после дуэли умирающий поэт завещал его Владимиру Жуковскому, своему другу и «побежденному учителю». После смерти Жуковского его сын Павел передал перстень как драгоценную реликвию писателю Ивану Тургеневу, который в свою очередь завещал, чтобы после его смерти перстень передали самому Льву Толстому, и просил, чтобы тот, в свою очередь, завещал его достойному продолжателю пушкинских традиций в литературе.

Но после смерти И. Тургенева Полина Виардо отослала перстень в Пушкинский музей Александровского лицея, где он и хранился. Весной 1917 года среди других ценных реликвий этого музея перстень был украден. На этом его история прерывается. Вполне возможно, что он все же не переплавлен как «лом драгметаллов» большевиками, и след караимского перстня еще может быть найден. Ведь едва ли существовала третья (перстень был парный) копия этого редчайшего и драгоценного не столько стоимостью металла, а именно своей историей, ювелирного изделия.
В музее остались лишь футляр, слепок камня и его оттиск на сургуче и воске. Этого, очевидно, достаточно, чтобы идентифицировать находку, если человечеству выпадет возможность снова увидеть эту реликвию. Кроме того, существует описание перстня одним из посетителей пушкинской выставки 1899 года в Санкт-Петербурге: «Этот перстень — большое золотое кольцо витой формы с крупным камнем красноватого цвета и резной восточной надписью. Такие камни со стихами Корана или же мусульманской молитвой еще и сейчас часто встречаются на Востоке…»
К этому перстню обращается поэт в стихотворении «Храни меня, мой талисман».

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда: спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
1825

Перед отъездом Пушкина из Одессы в Михайловское графиня Воронцова подарила ему на память свой портрет в золотом медальоне и упомянутый перстень-талисман — золотое кольцо с восьмигранным сердоликом и выгравированной на нем надписью. Такой же перстень остался у графини, им Елизавета Ксаверьевна запечатывала письма к Пушкину в Михайловское, велев их тотчас же сжигать.
Именно с этим перстнем на руке Пушкин изображен на картинах работы В. Тропинина, К. Маузера. Пушкин приписывал перстню магические свойства, считал надпись на нем кабалистической и имеющей чудодейственную силу.

В 1888 году надпись на перстне была прочитана исследователем Д. Хвольсоном (известный русский востоковед, доктор философии, профессор восточных языков Санкт-Петербургского университета, автор научного перевода Библии на русский язык), определившим, что надпись сделана именно караимским курсивом и в сокращенном виде значит дословно следующее: «Симха, сын святого старца Иосифа, пусть будет благословенной его память». По мнению Хвольсона, а также Шишмана, именно текст (традиционное для Крыма караимское употребление слова «старец», особенности написания литер и шрифт) дает основание безошибочно определить время и место изготовления перстня — конец XVIII — начало XIX столетия, Крым, Джуфт-Кале. Крым тогда входил в состав Новороссийского края. Генерал-губернатор его с 1823 года Михаил Воронцов имел на полуострове свои владения. Чета Воронцовых, как известно, были в хороших отношениях с караимами, а именно от них графиня и получила в подарок (или как плату за услуги) эти перстни.
Дальнейшая судьба перстня Пушкина хорошо известна, а перстня самой Воронцовой не известна совсем.

* * *
Всё в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной,
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья.
1825

* * *
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла...
Всё мрачную тоску на душу мне наводит.
Далеко, там, луна в сиянии восходит;
Там воздух напоен вечерней теплотой;
Там море движется роскошной пеленой
Под голубыми небесами...
Вот время: по горе теперь идет она
К брегам, потопленным шумящими волнами;
Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит печальна и одна...
Одна... Никто пред ней не плачет, не тоскует;
Никто ее колен в забвенье не целует;
Одна... ничьим устам она не предает
Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Никто ее любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна... ты плачешь... я спокоен;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но если. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1824

...Воронцову рисовал Пушкин в своих рабочих тетрадях с первых дней знакомства с нею (сентябрь 1823 года). Он изображал и профиль её, и голову, и фигуру – стоящей, сидящей, уходящей, с вырисованной узенькой пяткой, виднеющейся из-под платья, – и руку, играющую на клавикордах, с длинными изогнутыми пальцами. Три последние зарисовки Воронцовой сделал Пушкин в 1829 году. Один портрет – на Кавказе, рядом с портретом Марии Волконской – образы двух женщин, живших в душе поэта. Другие два нарисовал он сёстрам Ушаковым.

Болдинской осенью 1830 года, готовясь начать семейную жизнь, поэт попрощался и с Е. К. Воронцовой.
Для издания 1832 года поэт обозначил это стихотворение буквами «К Е. W. »:

Бегут меняясь наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальная подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
1830, 5 октября

Через много лет Пушкин, будучи уже женатым человеком, получит от княгини письмо делового свойства. Сердце его забьется. Былые чувства всколыхнутся в нем, и он ответит ей сдержанным, но нежным письмом:

«Осмелюсь ли я, графиня, сказать Вам о том мгновении счастья, которое я испытал, получив Ваше письмо, при одной мысли, что Вы не совсем забыли самого преданного из Ваших рабов?

Честь имею быть с глубочайшим почтением, милостивая государыня, вашим нижайшим и покорнейшим слугой.

Светлейший князь Воронцов был похоронен в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Одессы «в знак признания их заслуг перед Одессой, ввиду благочестивого образа жизни и многочисленных дел милосердия».
Когда Елисавета Ксаверьевна скончалась, её тело было захоронено рядом с прахом мужа.
В 1936 году советская власть приняла решение об уничтожении собора - его снесли. Перед взрывом останки четы Воронцовых были извлечены из саркофага рабочими в присутствии милиционеров. Могилы были разграблены — из гроба Е. К. Воронцовой украдены украшения, которые были на покойнице и шитое золотом одеяние. Остались только скелеты, которые были перевезены на кладбище, расположенное в районе Одессы Красной Слободке. Там их выбросили у кладбищенского забора. Только благодаря стараниями простых одесситов останки были подобающе захоронены на территории кладбища.
В 2005 году городские власти Одессы приняли решение о перезахоронении праха супругов Воронцовых в нижнем храме возрожденного Спасо-Преображенского собора, под тем местом, где саркофаг с прахом Воронцовых располагался в верхнем храме. Церемония перезахоронения состоялась 10 ноября 2005 года.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Термин

Определение

Пример

Повтор слов в началах смежных отрезков речи

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой. ()

Аллитерация

Стилистически значимый повтор согласных звуков

Мор оз и солнце: день чудесный! Ещё ты др емлешь, др уг пр елестный – пор а, кр асавица, пр оснись: откр ой сомкнутой негой взор ы навстр ечу север ной Авр о ры, звездою север а явись! ()

Антитеза

Высказывание, построенное на основе резкого противопоставления

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Архаизмы

Слова, устаревшие вследствие того, что понятия, обозначаемые ими, приобрели новое название. У архаизмов в современном языке обязательно есть синонимы

Дщерь – дочь, живот – жизнь, дружество – дружба, очи – глаза

Ассонанс

Стилистически значимый повтор согласных

Бро жу ли я вдо ль у лиц шу мных, вхо жу ль во мно го лю дный храм. ()

Бессоюзие

Пропуск союзов при перечислении

Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…()

Вопросно-ответное единство

Такое построение высказывания, при котором автор сначала задает вопрос, а потом отвечает

Многосоюзие

Намеренные повторы союзов и, да, или.

Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. ()

Неологизмы

Новые слова, значения слов и выражения, которые еще не вошли в активное употребление, например, неологизмы конца XX века

Тостер, парковка, менеджер, горячая точка.

Неполные предложения

Предложения, в которых отсутствуют необходимые для понимания смысла слова, обычно передают волнение или непринужденную разговорную речь

Савельич за него заступился…: «И охота было не слушаться, - говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря бы утихла, отправились бы дальше. И куда спешили. Добро бы на свадьбу» ()

Однокоренные слова

Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении однокоренных слов

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. ()

Оксюморон

Парадоксальное, противоречивое словосочетание слов, связанных подчинительной связью

«Живой труп», «Горячий снег»,звонкая тишина, красноречивое молчание

Олицетворение

Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается младость. ()

Перифраза (перифраз)

Замена слова описательным выражением, которое выделяет наиболее существенные в данном контексте признаки

Санитар леса и серый душегуб (о волке), черное золото (о нефти)

Разговорная лексика

Стилистически сниженная лексика, характерная для разговорного стиля, для непринужденной речи. может использоваться в публицистике и художественной литературе

Охранники, рукавицы на руках, кинулись , чтобы унять, хватали собак за ошейники. (Из газеты)

Риторический вопрос

Вопрос, который ставится не с целью получить ответ на него, а чтобы привлечь внимание слушателей или читателей к тому или иному явлению

Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? ()

Риторическое восклицание

Придание высказыванию восклицательной интонации

Ну как не порадеть родному человеку! ()

Синекдоха

Перенос значения на основе части и целого, а также единичного и множественного

Всё спит – и зверь, и человек, и птица. () Пуще всего береги копейку. ()

Синтаксический параллелизм

Повтор схожих по структуре предложений и их отрезков

Белеет прус одинокий в тумане моря голубом!... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)

Сравнение

Обороты, в которых происходит сопоставление двух предметов или явлений на основе сходства. Признаками сравнения являются: 1) наличие в тексте обоих компонентов – того, что сравнивают, и того, с чем сравнивают; 2) формальных выразителей сравнения: а) сравнительного союза как будто, словно и др., б) формы творительного падежа , в) формы сравнительной степени, г) слов похож, подобен, сравним и др. На основе сравнения может строиться развернутое сравнение

1) Водная гладь как зеркало. 2) лететь стрелой. 3) «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». () 4) Парламент похож на лодку, которую каждый раскачивает в свою сторону

Повтор слов или словосочетаний на границах смежных отрезков речи

Я за свечку – свечка в печку. (К. СЧуковский)

Слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства

Суффикс, сила тока, оксид, млекопитающие

Умолчание

Обрыв высказывания, чтобы читатель или слушатель сам додумал мысль, а также, чтобы передать взволнованную речь, испуг

Нет, я не хотел … быть может, вы … я думал, что уж барону время умереть. ()

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз заново, а воспроизводятся как готовые, закрепленные в памяти языковые единицы

Бежать сломя голову, ахиллесова пята, иметь в виду, бить баклуши и др.

Экспрессивная книжная лексика

Лексика книжных функциональных стилей (публицистического, литературного, художественного), обладающая большой выразительностью, содержащая в себе положительные или отрицательные оценки предмета речи

Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа . () Но ты поднялся, ты взыграл, Ты прошумел грозой и славой – и бурны тучи разогнал, и дуб низвергнул величавый. ()

Художественное определение. В качестве эпитетов используются прилагательные, причастия и качественные наречия, существительные-приложения

Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор()

Повторы слов в концах смежных отрезков речи

Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь

1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам.

А. Историзмы

2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже юношей изящных фамилий было у него (Петра I)теперь человек триста. (А. Толстой)

Б. Лексический повтор

3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! (М. Лермонтов)

В. Олицетворение

4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А. Фет)

Г. Фразеологизмы

Д. Эпитет

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат (С. Орлов)

А. Вопросно-ответное единство

2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. ()

Б. Гипербола

3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? (Н. Гоголь)

В. Многосоюзие

4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в молодой траве. (С. Есенин)

Г. Риторический вопрос

Д. Сравнение

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И. Тургенев)

А. Градация

2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин)

Б. Инверсия

3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку – та бежать (К. Чуковский)

В. Оксюморон

4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Г. Риторическое обращение

Д. Синтаксический параллелизм

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

А. Антитеза

Б. Лексический повтор

В. Многосоюзие

Г. Риторическое восклицание

Д. Эпитет

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелется туман ненастный ночи дремлющей в степи.

А. Анафора

2. Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя, и над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Б. Градация

3. Ура! В Россию скачет кочующий деспот. Спаситель горько плачет, а с ним и весь народ.

В. Лексический повтор

4. Я твой – я променял порочный двор Цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья на мирный шум дубров, на тишину полей, на праздность вольную, подругу размышленья.

Г. Риторический вопрос

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Другой пуская поет героев и войну, я скромно возлюбил живую тишину.

А. Антитеза

2. Нет, нет, напрасны ваши песни, я вас люблю, все тот же я. Дни наши, милые друзья, бегут, как утренние тени, как воды быстрого ручья.

Б. Метонимия

3. Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам: их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам…

В. Синтаксический параллелизм

4. Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края, туда, где гуляет лишь ветер …да я!

Г. Сравнение

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. В чужбине свято наблюдая родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны.

А. Вопросно-ответное единство

2. Гречанка верная! Не плачь – он пал героем! Свинец врага в его вонзился грудь.

Б. Инверсия

3. Теперь, оставя шумный свет, и муз, и ветреную моду, что ж изберете вы? – Свободу.

В. Метонимия

4. Чья мысль восторгом угадала, постигла тайну красоты? Чья кисть, о небо, означала сии прекрасные черты.

Г. Синекдоха

Д. Риторический вопрос

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

А. Архаизм

2. Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной: ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль…

Б. Оксюморон

В. Риторический вопрос

Г. Сравнение

Д. Экспрессивный повтор

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. В глуши, во мраке заточенья тянулись долго дни мои без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви.

А. Бессоюзие

2. Все те же мы: нам целый мир в чужбина; отечество нам Царское Село.

3. Как приведение, за рощею сосновой луна туманная взошла…

В. Оксюморон

4. Нет ни в чем вам благодати; с счастием у вас разлад: и прекрасны вы некстати, и умны вы невпопад.

Г. Перифраза

Д. Сравнение

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь своим мечтам.

А. Гипербола

2. В безмолвии садов, весной, во мгле ночей, поет пред розою восточный соловей. Но роза милая не чувствует, не внемлет, и под влюбленный гимн колеблется и дремлет.

Б. Метафора

3. В пустыне чахлой и скупой, на почве, зноем раскаленной, анчар, как грозный постовой, стоит – один во всей вселенной.

В. Олицетворение

4. Молчи, бессмысленный народ, подёнщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, ты червь земли, не сын небес…

Г. Синтаксический параллелизм

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. (М. Шолохов)

А. Архаизм

2. Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной: ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль…

Б. Оксюморон

3. Ты ждал, ты звал … я был окован; вотще рвалась душа моя: могучей страстью очарован, у берегов остался я.

В. Риторический вопрос

4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. (С. Есенин)

Г. Сравнение

Д. Экспрессивный повтор

Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере

1. Здесь барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца

А. Антитеза

2. Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман.

Б. Лексический повтор

3. О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат.

В. Многосоюзие

4. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

Г. Риторическое восклицание

Д. Эпитет

ТЕСТ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА 9 класс

1. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (С. Есенин)

1. гипербола

2. градация

3. риторическое восклицание

4. сравнение

2. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Чу… снег хрустит… прохожий; дева к нему на цыпочках летит, и голосок ее звучит нежней свирельного напева». ()

1. антитеза

2. олицетворение

4. сравнение

3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами» (М. Горький)

1. метафора

2. олицетворение

3. сравнение

4. экспрессивная книжная лексика

4. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не такие, чтобы толстые, однако и не тонкие» (Н. Гоголь)

1. антитеза

2. антонимы

3. бессоюзие

4. метафора

5. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Клянусь четой и нечетой, клянусь мечом и правой битвой, клянуся утренней звездой, клянусь вечернею молитвой» (

1. градация

2. контекстуальные антонимы

3. синекдоха

4. эпифора

6. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн» (

1. антитеза

2. многосоюзие

3. перифраза

4. развернутая метафора

7. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Победой прославлено имя твое, твой щит на вратах Цареграда; и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе» (

1. анафора

2. гипербола

8. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю слугу, несущего мне утром чашку чаю вопросами…» (

1. вопросительно-ответное единство

2. гипербола

3. именительный представления

4. ряды однородных членов

9. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Предрассветное. Синее. Раннее. И летающих звезд благодать» (С. Есенин)

1. именительный представления

2. перифраза

3. парцелляция

4. умолчание

10. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Мир таинственный, мир мой древний, ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе» (С. Есенин)

1. гипербола

2. градация

4. развернутая метафора

11. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям» (Ю. Бондарев)

1. антитеза

2. градация

3. неполное предложение

4. эпитеты

12. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья…» (Ю. Бондарев)

1. парцелляция

2. эллипсис

3. метонимия

4. многосоюзие

Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «»

1Д 2А 3Б 4Д 1Б 2В 3Г 4Д 1Б 2А 3Д 4Г 1В 2Д 3Б 4Г 1В 2Г 3Д 4А 1А 2Г 3Б 4В 1Б 2В 3А 4Д 1Г 2Д 3А 4В 1А 2Б 3Д 4В 1Г 2В 3А 4Б