Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Писатель глеб успенский биография. Успенский, Глеб Иванович – краткая биография

Писатель глеб успенский биография. Успенский, Глеб Иванович – краткая биография

Глеб Иванович Успенский родился в Туле в 1840 году; отец его был секретарем Тульской казенной палаты. Учился юный Глеб в Тульской гимназии, из которой перешел в Черниговскую. В 1861 г. он поступил в Московский университет.

О своей юношеской жизни писатель сохранил очень печальные воспоминания, как о времени, когда он томился тщетной жаждой насытить ум и душу плодотворным содержанием. Окружающая его жизнь была мелка и пуста, и юноше не откуда было искать поддержки, помощи и сил для обновления жизни. Однообразное и мелкое существование обывателей дореформенной провинции, которым возмущался Салтыков-Щедрин , угнетало юношу, чувствовавшего смутный позыв к чему-то иному.

Глеб Иванович Успенский

В своей краткой автобиографии он повествует о туманных влечениях своей молодости, мучительных вследствие своей неясности и бесплодности. «Вся обстановка моей личной жизни до 20-ти лет, говорит писатель, обрекла меня на полное затмение ума, полную погибель, глубочайшую дикость понятия, неразвитость, и вообще отделяла от жизни белого света на неизмеримое расстояние. Я помню, что я плакал беспрестанно, но не знал, отчего это происходит. Не помню, чтобы до двадцати лет сердце у меня было когда-нибудь на месте». Последние две фразы указывают на ту особенность повышенной тревожной внутренней жизни, которою отличался Успенский всегда и отпечаток которой виден в его произведениях.

Из Московского университета Успенский перешел в Петербургский, но и последнего не кончил. Литературная деятельность его началась с 1866 года рядом очерков, под общим названием «Нравы Растеряевой улицы », печатавшихся в «Современнике». После закрытия этого журнала очерки были перенесены в журнал «Луч», но и это издание постигла та же участь, и в конце концов в сильно урезанном и переработанном виде «Нравы Растеряевой улицы» появились в «Женском Вестнике».

Бытовые реальные очерки, в которых изображался грубый уклад мелкой мещанской жизни, должны были подвергнуться переработке сообразно направлению журнала. «Судите, – говорит Успенский, – что должна была претерпеть «Растеряева улица» со своими пьяницами-сапожниками и мастеровщиной, появляясь в журнале, посвященном женскому развитию, женскому вопросу. При всем моем глубоком желании, чтобы пьяницы вели себя поприличнее в дамском обществе, все они до невозможности пахли водкой и сокрушали меня. Но что же было делать? Я их умыл и приодел, и они стали только хуже, а правды в них меньше».

Литературная деятельность Успенского вследствие тяжелых общественных условий, отсутствия журналов, в большинстве закрытых, одиночества и нужды проходила в довольно мрачной обстановке.

В 1871 году Успенский уезжает за границу, посещает Париж, славянские земли, Лондон. К этому времени приурочивают перелом в литературной деятельности Успенского. В своих полу-беллетристических, полу-публицистических произведениях он от изображения типов городской бедноты переходит к своей главной теме: к мужику, к деревне.

Возвратившись на родину, он печатает целый ряд произведений, посвященных исключительно его новой теме. «Черная работа», «Малые ребята», «Люди и нравы современной деревни», «Власть земли » и другие очерки дают неприкрашенный, объективно воспроизведенный быт крестьянина и типы русской деревни.

Литературная деятельность Успенского была прервана тяжким психическим недугом.

Скончался он в 1902 году.

«Язык болтал либеральные фразы, а руки тянулись грабить» (Глеб Иванович Успенский)

Глеб Иванович Успенский - замечательный русский писатель, конца 19 века. Глеб Успенский родился в октябре 1843 года, в славном русском городе Туле . Семья Успенского была многодетной, отец работал секретарем казенной Палаты государственного имущества, происходил из духовенства. Мать Надежда, была дочерью управляющего Палаты, в которой работал муж. Детские годы Глеба Успенского прошли в родительском доме. Частенько мальчика отправляли в Калугу , в гости к деду по материнской линии. Родственники часто рассказывали мальчику различные истории из своей жизни. Нередко в доме Успенских оказывались странники и богомолки, они рассказывали Глебу Успенскому сказки и народные поверия, приметы. Глеб Иванович рос.

Настало время учебы. Успенског о записали в Тульскую гимназию. Пройдет три года и Успенский пойдет учиться в Черниговскую гимназию. Здесь, про учебу будущий писатель почти забудет, зато с головой окунется в литературу, перечитает всех русских классиков. Гимназии Глеб Успенский принимал самое деятельное участие в выпуске гимназического журнала «Молодые побеги». В 1861 году, Глеб Успенский переедет в столицу Российской Империи Санкт-Петербург . Юноша поступит на юридический факультет городского университета. Месяца через три в столице начались студенческие волнения. Все первокурсники были отчислены. Не удел оказался и Глеб. Тогда, Успенскому пришлось переехать в Москву , для поступления в Московский Университет. Денег у Глеба Ивановича не было, он недоедал. Но вскоре, ему удастся устроиться корректором в типографию «Московских ведомостей».

В 1862 году, в журнале Льва Толстого «Ясная Поляна » опубликован первый рассказ Глеба Успенского «Михалыч». Спустя два года умирает отец Успенского, и все заботы, по обеспечению младших братьев и сестер, падают на него. Успенскому удалось получить пособие на воспитание детей. Стало проще. Переехав в Чернигов, писатель стал публиковать один за другим свои рассказы. «Нравы Растеряевой улицы» - очерки Успенского, о жизни низших слоев общества, картина нищеты и нужды. Народная жизнь без прикрас была в диковинку читателю, это стало одной из причин популярности творчества Глеба Успенского. Помимо народной любви, Успенский заслужил лестных отзывов от литературных критиков разных мастей. Гончаров, так вообще, назвал Успенского наследником Гоголя .

Несмотря на большие успехи, Глебу Ивановичу не хватало денег для обеспечения семьи. В Санкт-Петербурге Успенский выдержал экзамен на учителя русского языка. Теперь он занимался преподаванием в родной тульской губернии. В 1868 году Успенский начал сотрудничать с журналом «Отечественные записки». В этом же журнале Успенский опубликовал свой новый цикл повестей - «Разорение». Повести рассказывали о вырождении чиновничьих семей, о социальной несправедливости и крестьянских бунтах. В 1870 году Глеб Иванович Успенский женился на учительнице Александре Бараевой. Помимо этого, с помощью Некрасова, Глебу удается побывать заграницей, посмотреть на Францию, Германию и Бельгию. Результатом путешествия по Европе стали новые произведения Успенского. Несмотря на большие литературные успехи, и каждодневный труд, нужда не покидала писателя.

Хлопоты о деньгах, погашение долгов, хроническая усталость и предрасположенность к психическим расстройствам вызвало у Успенского душевную болезнь. В 1892 году Глеба Успенского положили в психиатрическую лечебницу в Петербурге. Умер Глеб Успенский от паралича сердца в 1902 году.

Глеб Иванович Успенский родился в семье провинциального чиновника. Учился в гимназии - сперва в Туле, потом - в Чернигове. В 1862 году поступил на юридический факультет Московского университета, но в следующем году оставил его из-за недостатка средств.

Литературную деятельность Глеб Иванович Успенский начал летом 1862 года в педагогическом журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (псевдоним - Г. Брызгин). В 1864-1865 годах Успенский сотрудничал с изданием «Северное сияние», где он писал тексты к литографиям картин.

Юность Успенского пришлась на 1860-е годы; в это время сложились его основные стремления.

Революционное движение много внимания уделяло городской бедноте; сюда и обратилось на первых порах внимание писателя. Изображению этих слоёв и были посвящены его первые произведения, а в особенности серии очерков «Нравы Растеряевой улицы» и «Разорение» .

В 1868 году Успенский начал постоянное сотрудничество с журналом «Отечественные записки», который в это время перешёл под редакцию Некрасова и Щедрина. Почти исключительно в этом журнале Успенский и помещал свои произведения до закрытия его в 1884 году.

В 1871 году (по другим данным в 1872) Успенский поехал за границу, побывал в Германии и во Франции (в Париже). В январе 1875 года он вновь уехал за границу, пробыв там до конца лета 1875 года, в этом время он жил в Париже и Лондоне.

Там Успенский сблизился с представителями «Народной воли». В квартире Успенского корифеи «Народной воли» встречали вместе с хозяином новый 1881 год. По возвращении из-за границы Успенский поступил на службу в управление Сызрано-Вяземской железной дороги.

Вернувшись в Россию, Успенский решил поближе присмотреться к русскому крестьянству, на которое до этого времени он обращал мало внимания. Для этого он поселился в деревне Сябреницы в Новгородской губернии.

Осенью 1879 года Успенский поселился в Петербурге, в это же время в деревне Чудово Новгородской губернии он построил себе дом. Кроме того, Успенский путешествовал по России (на Кавказ, в Сибирь).

Владимир Ильич Ленин отмечал самостоятельность Успенского по отношению к народникам. Ленин многократно использовал образы Успенского; характерна сочувственно приводимая им цитата из работы раннего русского марксиста Гурвича: «Со своим превосходным знанием крестьянства и со своим громадным артистическим талантом, проникавшим до самой сути явлений, он не мог не видеть, что индивидуализм сделался основой экономических отношений не только между ростовщиком и должником, но между крестьянами вообще».

С осени 1889 года у Успенского начинается нервное расстройство, которое переходит в сумасшествие (прогрессивный паралич). Осенью 1892 года Успенский был помещён в Колмовскую больницу для душевнобольных в Новгороде, где и провёл последние годы своей жизни.

В Колмово Успенского посещал народник Тютчев, о чём в литературной форме рассказывается в одном из эпизодов повести Ю. Давыдова «Вечера в Колмове». Дочь Успенского Вера была женой эсера Б. В. Савинкова (с 1899 по 1908 год).

Умер Успенский от паралича сердца в 1902 году. Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище.

Глеб Иванович Успенский (13 (25).Х.1843, Тула - 24. III (5.IV).1902, Петербург) - прозаик, публицист. Его жизненный и творческий путь теснейшим образом связаны с общественной жизнью, идеями и настроениями того времени. Будучи типичным представителем класса разночинцев, он являлся своего рода «героем времени». Даже краткая биография Глеба Ивановича Успенского представляет собой историю жизни подвижника, общественно значимую, трагическую и поучительную.

Детство и юность

Глеб Иванович Успенский родился в семье чиновника (секретаря палаты государственных имуществ), сына сельского дьячка. В детские годы он был окружен спокойной, добросердечной атмосферой. Бабушка рассказывала мальчику сказки и истории по картинкам. С его дедом, который прекрасно знал приезжал консультироваться сам Л. Н. Толстой. Родственники по материнской линии высоко ценили искусство и литературу. У отца была небольшая библиотека, книги из которой были очень рано прочитаны Успенским. Отсюда берет начало любовь к творчеству Пушкина, начавшаяся со сказок великого творца. Также очень нравились Глебу Ивановичу Успенскому стихи Лермонтова. С раннего детства Успенский демонстрировал удивительные актерские способности при декламации поэтических произведений. Он рос ласковым, добрым и кротким мальчиком, которого обожали в кругу семьи.

С 1853 года Успенский обучается в Тульской гимназии, имеет впечатляющие достижения в обучении. Так было вплоть до 4-го класса. А затем его отец получает перевод в Чернигов и семья переезжает. Успенскому смена обстановки далась очень тяжело: учебные успехи остаются в прошлом, мальчик часто болеет, становится плаксивым.

В 1861 году Глеб Иванович окончил гимназию и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Но уже через год переводится в Московский университет, из которого еще через год был отчислен из-за того, что не мог оплатить обучение.

Глеб Иванович вынужден пойти работать, ему удается устроиться в типографию "Московских ведомостей" корректором. Но и этот этап биографии Глеба Ивановича Успенского продлился совсем недолго, так как после смерти отца в 1864 году он вынужден взять на себя заботу о трех своих братьях и четырех сестрах. Это было чрезвычайно тяжелое время, Успенскому пришлось на собственном опыте узнать, что такое голод и скитания.

Начало литературной деятельности

Первые пробы пера относятся еще ко времени окончания гимназии. К сожалению, ни один из написанных в то время текстов не сохранился, поэтому начало литературной деятельности Успенского принято отсчитывать с 1862 года, когда в журналах «Зритель» и «Ясная поляна» печатаются его первые рассказы.

Ранние произведения Глеба Ивановича Успенского рассказывают о жизни обитателей трущоб, нищих мастеровых и мелких чиновников. В это время Успенский руководствуется художественным принципом, сформулированным Чернышевским: «правда без всяких прикрас».

На творческую манеру первых очерков оказал огромное влияние двоюродный брат Глеба Ивановича, который тоже был литератором.

В 1865 г. Глеб Иванович знакомится с Некрасовым, который уже был редактором журнала "Современник". Это событие ознаменовало важные перемены в судьбе юного писателя. Демократический характер творчества Успенского в полной мере соответствовал направленности журнала. Именно в "Современнике" были изданы очерки, которые позже составят цикл "Нравы Растеряевой улицы", принесший автору общественное признание.

В очерках весьма реалистично представлены первые послереформенные годы, ставшие чудовищным разочарованием для целой нации. Повсеместная нужда, отчаяние и пьянство - таковы "растеряевские нравы". Успенский первым вводит в литературу новый тип героя - это приобретатель, наживающийся на людях и их слабостях.

После того как в 1866 году «Современник» был закрыт, писатель остается без работы и средств к существованию. И вновь наступает тяжелое время: долгие два года Успенский вынужден жить в атмосфере той самой «растеряевщины», которая была с беспощадной реалистичностью перенесена на страницы его очерков и рассказов.

«Отечественные записки»

На помощь Успенскому опять приходит Некрасов, который в 1868-ом становится соредактором «Отечественных записок». Глеб Иванович получает постоянную работу в журнале.

В своих произведениях этого периода Успенский не просто обличает нравы, подобно многим своим современникам-писателям, он проникает в самую суть событий и явлений. Его отличает глубина понимания социальных движений пореформенного общества, трезвый, лишенный всяческих иллюзий взгляд на человеческую натуру. Беспощадная правдивость, яркая реалистичность, порой переходящая в грубую откровенность, станут отличительной чертой всего творческого пути Успенского. Способность ясно видеть, отчетливо понимать и глубоко переживать все, что происходит вокруг, стремление понять и осмыслить суть явлений и их причины сформировали миропонимание писателя и его подход к писательской деятельности.

Личная жизнь

Глеб Иванович Успенский женился в 1870 году. Его избранницей стала учительница Александра Васильевна Бараева. Биографы Успенского свидетельствуют, что брак был вполне счастливым, несмотря на то, что материальное положение оставляло желать лучшего. У пары было пятеро детей.

Заграничные впечатления

В первой половине 70-х гг. Глеб Иванович дважды побывал за границей: в Париже и в Лондоне. Одним из самых ярких впечатлений этого периода был поход в Лувр, где писатель увидел «Венеру Милосскую». Много позже, в 1885 г., в очерке «Выпрямила» Глеб Иванович Успенский расскажет о ее потрясающем воздействии на зрителей.

К этому же периоду относится знакомство со многими революционерами и идеологами народничества, а также начало дружбы с И. С. Тургеневым.

До конца семидесятых Успенский будет вкладывать в произведения все то, что он увидел и осмыслил во время своих путешествий. Лейтмотивом многих рассказов станет власть денег, которая обесценивает человеческую жизнь, превращает людей в «полтинники».

Новый поворот

С конца 70-х творческая биография Глеба Ивановича Успенского совершает новый виток. Писатель напряженно размышляет о причинах, приведших народ к такому плачевному состоянию, о том, как и почему распространилась безграничная власть денег, отчего процветает пьянство. В поисках «подлинной правды жизни» Успенский переезжает в Новгородскую губернию, где посвящает много времени изучению крестьянского быта. Итогом этой работы становится понимание того, что простой народ сохраняет свой «могучий и кроткий тип» до тех пор, пока находится под "властью земли".

Он создает ряд произведений, где с суровой правдивостью и точностью изображает крестьянскую психологию и народный быт. Верный себе, Успенский не допускает никакой идеализации крестьянства, которой грешила беллетристика народничества того времени.

Критика и слава

Первая слава пришла к Успенскому после публикации «Нравов Растеряевой улицы». А после издания в середине 80-х восьмитомного собрания сочинений, он становится широко известен во всех уголках России. Особенным успехом его произведения пользовались среди молодежи.

При этом он неоднократно подвергался нападкам не только со стороны либеральной прессы, но и в среде народников. Зачастую его рассказы подвергались довольно резкой критике. Даже в редакции «Отечественных записок», во главе которой после смерти Некрасова стоял М. Е. Салтыков-Щедрин, идеи Успенского не всегда находили одобрение.

1980-е годы позапрошлого века

Произведения Глеба Ивановича Успенского 80-х годов посвящены изображению процесса капитализации России. Он считал это явление непонятным, ненужным и даже постыдным. На смену «власти земли» приходит «власть капитала».

В это время писатель совершает ряд поездок по стране. Побывал Глеб Иванович Успенский и на Кубани, в городе Тихорецке, о чем позже напишет рассказ, вошедший в «Письма с дороги».

В сборнике рассказов «Живые цифры» (1888) повествуется о непростой, иногда кошмарной повседневности, спрятанной за сухими, а порой издевательски-нелепыми цифрами статистики (например, «четверть лошади на 1 ревизскую душу»).

Успенскому распространение и укрепление капитализма казалось безысходной трагедией, ведущей к уничтожению самой сути России. Нескладность общественной жизни мучила писателя, он остро чувствовал пошлость, не мог терпеть фальши. Очень впечатлительный и тонко чувствующий, он был обессилен страданиями не только личными, но и общими. Ситуация усложнялась необходимостью вести постоянную изматывающую борьбу с цензурой, с ее бесконечными придирками. Глеб Иванович начинает постоянно жаловаться на "холод в душе".

Конец пути

С конца 1889 г. у писателя началось нервное расстройство. Официально признан сумасшедшим Глеб Иванович Успенский был в 1892-м, осенью этого года его помещают в клинику для душевнобольных.

Он страдал от периодическим слуховых и зрительных галлюцинаций. Происходит распад личности: на Глеба, воплощающего все хорошее, и Ивановича, являющегося средоточием всего дурного. Эти два начала вели постоянную борьбу, попеременно одерживая верх.

В лечебнице Успенский провел остаток своей жизни. Его не стало в 1902 году, причина смерти - паралич сердца. На похороны писателя пришли тысячи людей, но кладбище было оцеплено полицейским отрядом, никому не было позволено произнести прощальную речь.

Могила писателя находится в Санкт-Петербурге на Литературных мостках, что на Волковом кладбище.

Творческий метод

Язык прозы Успенского точен и меток, близок к народному языку. Кровно заинтересованный в судьбе народа, он остро переживал все, что происходит в стране. Это отразилось в присутствии автора во всех произведениях в роли исследователя и действующего лица, что сближает его произведения с публицистикой.

Результатом художественных исследований и напряженных раздумий стали емкие формулировки и понятия, которыми можно охарактеризовать всю современную Успенскому эпоху. Порой за шутливыми интонациями и юмором в очерках Глеба Ивановича скрывается истинная драма, жуткая и мрачная действительность.

Творческие изыскания писателя были направлены не только на исследование и описание настоящего, но и на предвосхищение будущего. Он был убежден, что "выпрямить" человека способно лишь подлинное искусство и следование высоким идеям. Некоторые его произведения - это своего рода инструкции, руководство к действию.

Ведущий жанр творчества писателя - это очерк, предоставляющий возможность максимально сблизить художественность и публицистичность. Очерки объединялись автором в циклы.

Успенский считал свое творчество своей подлинной биографией, он желал отказаться от памяти о фактологической стороне своей жизни, утверждал, что он весь, все самое важное и единственно значимое в нем - в его произведениях.

Цитаты

Глеб Иванович Успенский в своем творчестве уделил внимание многим сторонам человеческой натуры и жизни. Цитаты из его произведений стали афоризмами, не утратившими совей актуальности по сей день.

О бедности:

Все виды бедности и все виды неразлучного с бедностью невежества — то забитого, робкого, беспомощного, то самодовольного и поэтому еще более, чем другие сорта, отвратительного <…> ужасны.

О русском народе:

Огромнейшая масса русского народа до тех пор и терпелива и могуча в несчастиях, до тех пор молода душою, мужественно-сильна и детски-кротка — словом, народ, который держит на своих плечах всех и вся, — народ, который мы любим, к которому идем за исцелением душевных мук, — до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушания ее повелений, покуда они властвуют над его умом, совестью, покуда они наполняют его существование.

О творчестве:

Художник, который поставит своей задачей выгоду, денежную пользу, перестанет церемониться со своей совестью, малюет все, что требуется, спускается до рисовки вывесок на портретные и овощные лавки…

О земледельческом труде:

Творчество в земледельческом труде, поэзия его, его многосторонность составляют для громадного большинства нашего крестьянства жизненный интерес, источник работы мысли, источник едва ли даже не всех его отношений, частных и общественных.

Земледельческий труд со всеми его разветвлениями, приспособлениями, случайностями поглощает мысль, сосредоточивает в себе почти всю умственную и даже нравственную деятельность и даже как бы удовлетворяет нравственно.

Ох, детки, детки! Что горя-то с ними перенесешь!

О злодеях:

По всеобщему «совестливому» мнению, никаких иных средств для острастки злодеев, кроме истязания, нет. Спрашивается: из каких таких источников выходят люди, способные заниматься такими злодейскими делами?

О человеческом достоинстве:

Самым же главным несчастием простого рабочего человека оказывается невежество, темнота, отсутствие нравственной поддержки, дающей возможность ощущать в себе человеческое достоинство.

Вот она, жизнь-то человеческая! Прах, тлен!

Память

В Туле на площади имени Глеба Ивановича Успенского расположен памятник писателю работы З. Церетели.

В 1952 и 1963 в СССР были выпущены почтовые марки с портретом Глеба Ивановича, приуроченные к 50-летию со дня смерти и 120-летию со дня рождения писателя.

Именем Глеба успенского названы улицы в Санкт-Петербурге, Севастополе, Иркутске, Нижнем Новгороде, Перми, Туле, Бугульме, Нижнем Тагиле, Мурманске, Рыбинске. Есть улица Глеба Успенского и в нескольких городах Украины: Борисполе, Луганске, Виннице и Торезе.

Мемориальный дом-музей Г.И. Успенского расположен в Новгородской области, в деревне Сябреницы. Ранее село носило название Успенское, так как именно здесь Глеб Иванович некогда приобрел дом. Во время ВОВ музей был разграблен, но в 1980-х его восстановили и открыли для посетителей.

Русский писатель-демократ Глеб Иванович Успенский в 1869 году более трех месяцев жил в Липецке, поправляя здоровье на курорте «Липецкие минеральные воды». В то время он уже был известен как самобытный художник-реалист, автор книги очерков «Нравы Растеряевой улицы», повести «Разорение», ряда значительных публицистических произведений.

О пребывании Глеба Успенского в Липецке свидетельствует его переписка с родными и друзьями, которая дает возможность судить о мыслях и чувствах писателя в тот период, о том, чем он занимался и как проводил время.

В своих письмах Г. И. Успенский описывает Липецк второй половины XIX века. В письме к невесте А. В. Бараевой от 1 июня 1869 года он писал: «Липецк мне нравится... заметен некоторый порядок, чистота, а главное широта. Нету той каменной тесноты, как в Ельце, которая давит с боков и мучает рубцами камней ноги» 1 .

В описываемый период Липецк был известным в России курортом. Г. И. Успенский, находясь здесь, не только поправлял свое здоровье: он активно занимался литературной и общественной деятельностью. Именно в это время писатель плодотворно работает над второй частью трилогии «Разорение» – повестью «Тише воды, ниже травы». Работа над повестью так захватила Г. И. Успенского, что он решает задержаться в Липецке. «...Остаюсь в Липецке... до конца лета. Здесь будет матерьял» 2 , – пишет он А. В. Бараевой.

В результате впечатлений, накопившихся за время пребывания в Липецке, у Г. И. Успенского появилась мысль написать для «Отечественных записок» очерк «Липецкие воды». В печати очерк не появился, но о замысле своем писатель сообщал в письме к Н. А. Долганову 26 июня 1869 г. 3

В липецкий период Г. И. Успенский ведет оживленную переписку с одним из редакторов «Отечественных записок» М. Е. Салтыковым-Щедриным. Здесь он познакомился и с поэтом Я. Полонским, также отдыхавшим на курорте. В письме к Я. Полонскому 31 июля 1869 года Г. И. Успенский писал: «Не откажите принять участие в литературно-музыкальном вечере в пользу училищной Липецкой библиотеки».

А «Липецкий летний листок» № 3 за 1869 год сообщал: «Самое выдающееся событие за последние дни – это литературный вечер 8 августа в пользу публичной библиотеки уездного училища, в котором приняли участие новые лица: литераторы Полонский и Успенский, как образцовые и вполне оригинальные чтецы» 4 .

Собранные от вечера средства поступили библиотеке уездного училища, а спустя неделю прошел второй литературный вечер, сборы от которого были переданы погорельцам села Студенки.

Г. И. Успенский не раз посещал и очень полюбил окрестности Липецка. Он бывал на лесной ферме, где располагалось егерское училище.

«Недалеко от Липецка есть лесная ферма, где учится мой брат. Там действительно хорошо, и люди там отличные; недавно я был там на охоте. Мне ужасно понравилось, и я думаю снова идти туда на Петров день. Охота тем хороша, что можно ходить сколько угодно и не чувствовать усталости» 5 .

Кроме Липецка и его окрестностей Г. И. Успенский летом 1869 года близко узнал древний город Елец и село Богословское (ныне Калиновка Становлянского района), где учительствовала его невеста Александра Васильевна Бараева.

Впоследствии, находясь в разных краях России и за границей, Глеб Иванович Успенский в письмах к жене тепло вспоминал липецкие места, людей и природу Черноземья.

1 Успенский Г. И. Полное собрание сочинений: в 14-ти т. – М-Л, 1951. – Т. 13. – С. 71, 72.
2 Там же. – С. 71, 72.
3 Успенский Г. И. Собрание сочинений: в 9-ти т. – М., 1957. – Т. 9. – С. 208.
4 Огрызков К. Глеб Успенский в Липецком крае // Собеседник. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1976. - С. 240.
5 Успенский Г. И. Собрание сочинений: в 9-ти т. – М., 1957. – Т. 9. – С. 207-208.

Произведения Г. И. Успенского, связанные с Липецким краем,

  • Тише воды, ниже травы // Собрание сочинений: в 9-ти т. – М., 1950. – Т. 2. – С. 137.
  • Полное собрание сочинений. – М., 1954. – Т. 14. – С. 204, 206, 541: [Пребывание в Липецке].
  • Собрание сочинений: в 9-ти т. – М., 1957. – Т. 9. – С. 204-210: [Пребывание в Липецке].

Литература о связях Г. И. Успенского с Липецким краем

  • Огрызков К. Глеб Успенский в Липецком крае // Собеседник. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1976. – С. 237-243.
  • Киреев Р. Гибель мне предстоит неминучая: [Г. Успенский и его жена А. В. Бараева, упоминаются Елец и Липецк] // Домашний очаг. – 1998. – № 2. – С. 178-181.
  • Огрызков К. Встреча на курорте: [о встречах на Липец. курорте летом 1869 г. Г. Успенского и Я. Полонского] // Липецкие известия. – 1998. – 16 окт. – С. 16.
  • Ветловский И. Невеста из Калиновки // Добрый вечер. – 2002. – 20-26 февр. (№ 8). – С. 17.
  • Медведев В. Глеб Успенский о Липецке // Липецкая газета. – 2010. – 2 апр. – С. 5.
  • Скорохватова Е. За что сердились на директора // Липецкая газета. – 2010. – 16 нояб. – С. 4.

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 411-412.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 205-206.
  • Русские писатели: биобиблиогр. словарь. – М., 1990. – Т. 2. – С. 333-337.
  • Писатели Липецкого края. – Воронеж, 1986. – Вып. 1. – С. 129-132.