Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Пименов художник биография. Русские художники

Пименов художник биография. Русские художники

Автор - Ела2012 . Это цитата этого сообщения

Пименов Юрий Иванович (1903-1977). часть II - 1930 -е годы.

Оригинал взят у "kykolnik" в Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) часть II - 1930 -е годы.

В январе 1931-го раскололся ОСТ; отделившаяся часть его образовала новую группу «Изобригада», в которую вошел и Пименов. Программа нового объединения декларировала: «Наша прежняя практика, протекавшая в условиях старого ОСТа, носила в себе элементы мелкобуржуазного и буржуазного влияния… Порвав с другой частью ОСТа, признав свои ошибки, перед нами стоит задача изжить недостатки… мы считаем, что основой объединения художников должна быть классовая направленность в их творчестве. Поэтому мы будем стремиться к укреплению пролетарского сектора в искусстве...»

Надо сказать, что на выставках ОСТа художественная критика уделяла творчеству Пименова довольно много внимания. Поначалу в основном хвалили, характеризуя его как «превосходного четкого графика» (Ф. Рогинская, 1926) и отмечая, что, например, «в таких вещах, как “Плакаты кино“ и “На взгляд Запада” Ю. Пименова… самый обыденный материал жизни дается в таком подчас неожиданном раскрытии, которое свидетельствует о весьма интенсивной переработке усвоенного материала в образы искусства» (И. Хвойник, 1927). Однако к концу 1920-х отношение критики изменилось. В 1928 году И. Грабарь отмечает, что художник «как-то мало двигается вперед», а в 1931-м Г. Геронский в статье «Атака кистью» сетует, что «Ю. Пименов, пытаясь освободиться от формализма, не находит путей…», и советует ему решительнее рвать с формализмом.

1932–1933 годы - сложный период в жизни художника. Вышло известное «Постановление о перестройке литературно-художественных организаций» (1932), разом прекратившее деятельность всех объединений, в том числе «Изобригады»; Пименова нещадно клевала критика, и он тяжело заболел.

Александр Лабас : «Вся его болезнь началась с укуса бешеной собаки и, как видно, несмотря на то, что была сделана прививка, он не был уверен, что она даст положительный результат. Он тогда говорил мне с малой надеждой: «Если я буду жить, но это мало вероятно». Но природа, молодость взяли свое, и спустя несколько лет, к Юре вернулись силы и воля к жизни, и он с увлечением взялся снова за работу».

Сам же Юрий Иванович писал : «...Это было мое трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена

Стараясь выйти из своего трудного состояния, слушаясь советов врачей и некоторых новых друзей, которых я приобрел, - а смысл их советов был в том, чтобы быть в жизни и пробовать подходить к работе, я начал бродить, уезжая на пригородных поездах подальше от Москвы. Я уезжал на целый день, очень далеко, ложился в густую траву, полную своих шорохов, своей жизни. В воздухе жужжали пчёлы, высоко в небе стояли белые июльские облака.

Я открывал прекрасные для себя маленькие речки с узкими деревянными мостами, с мостками для стирки белья.... Я жил тогда с острым ощущением счастья, открывающегося мне тёплого, живого мира, который вытеснял постепенно и подавленность состояния и те умозрительные, придуманные схемы, которыми я пользовался раньше как художник. И у меня поднималось желание работать, желание писать и писать прямо с натуры, с живой натуры, которая так богато, тонко и прекрасно существовала вокруг ».

1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Городской пейзаж»



1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Молочный завод»


1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Теннис»


1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Автопортрет»



1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «На московской улице. Девушки-метростроевки»


1930 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Пивная. На столе появилась новая дюжина пива»


1931 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Девушка с книгой»



1931 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Мы строим социализм»


1931 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Порт»


1931 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Фабричные работницы»


1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) коллаж к годовщине свадьбы


1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Золотистая натурщица»


1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обнаженная натурщица с кувшином»



1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Розовая модель»


1933 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обнаженная модель»



1932 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Солдаты переходят на сторону революции»


1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «Портрет Зинаиды Райх в "Даме с камелиями"»

«В 1934 я совершил поездку в Свердловск на Уралмашзавод, в результате которой написал триптих «Работницы
Уралмаша»...» «Мастера советского изобразительного искусства. Произведения и автобиографические очерки»
Сост. П. М. Сысоев и В. А. Шквариков. М., 1951


1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Работницы Уралмаша на заводе» центральная часть триптиха


1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Работницы Уралмаша в ложе» левая часть триптиха


1936 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Работницы Уралмаша дома, за чаем» правая часть триптиха



1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) триптих «Работницы Уралмаша»



1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Женщина в гамаке»


1934 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Портрет К.И. Логинова»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обнаженная»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «Портрет Вари Шитаковой»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «Портрет Л. А. Ереминой»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Обнаженная с гвоздикой»

Юрий Иванович Пименов : «Одно время я много работал в театре художником. Театр я любил всегда, но тогда я его узнал, так сказать, изнутри. Я узнал напряженные часы репетиций и пустую ночную сцену с тусклой дежурной лампой; мастерские, где делают театральные костюмы и нежные балетные пачки; узнал замечательных актеров, которые, преображаясь на глазах, создавали сложные и тонкие образы; увидел, как театральный свет превращает людей, пространство сцены и декорации в особый и необыкновенный мир.
И мне очень захотелось попытаться передать свои впечатления, связанные с работой в театре, с тем, что делал там и что видел.
К этому прибавились впечатления от цирка и кино, и все вместе превратилось для меня в образ зрелищ, в мир очень реальный и вместе с тем всегда с оттенком некоторой таинственности...
»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Новый Гулливер»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Пышка» Афиша к фильму


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Искусство интриги» афиша


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Berlin, o mein Berlin»


1935 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Актриса»


1936 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Травиата» Эскиз костюма. Флора Бервуа



1936 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Лежащая обнажённая»

Юрий Иванович любил часами гулять по Москве. Или вдруг мог взять, и уехать в один из подмосковных городков, чтобы изучать местные улицы и пейзажи. «Я люблю эти новые кварталы. В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны...
Новые города, районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, особенный характер жизни. На новом месте начинают разворачивать землю, на строительных площадках появляется медленное и неуклонное движение огромных кранов...
»

Итогом таких прогулок стало эпохальное полотно «Новая Москва »


1937 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Новая Москва»
Рекомендую почитать обсуждение картины на «Эхе Москвы »


1937 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Портрет Вали Терешкевич»
Костромской художественный музей


1938 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «В магазине»
Луганський обласний художній музей


Название «Новая Москва» получило и монументальное панно (оно же – «Физкультурный парад в Москве) в 1939 году. Панно предназначалось для заключительного зала Советской части на Всемирной выставке в Нью-Йорке, посвященного архитектуре и градостроительству. Панно исполнила бригада художников по общему эскизу Юрия Ивановича. В ходе работы панно осматривали архитекторы Чернышев, Заславский, Зарубин и Иофан, внося свои предложения.

«Принимать панно пришла правительственная комиссия, в составе которой были и архитекторы. Комиссия нашла, что люди на панно не вызывают возражений, но архитектура не та. Ее надо писать заново и строить, исходя из других принципов. Не в том дело, как она написана, – она написана красиво, – а в том дело, что именно изображено, какие дома нарисованы, какого размера и характера. Город будущего должен выглядеть по-другому. А какой архитектуре принадлежит будущее – на этот счет были разные мнения. Четких указаний мы не получили, хотя большинство архитекторов высказались в пользу классики. Пришлось закрывать белилами очень большие площади и возводить заново колонны и высотные дома, а главное – строить архитектуру, которую еще никто не видел. <…>

Правительственная комиссия пришла во второй раз и опять сказала: людей можно принять, но архитектура нуждается в коренной перестройке. После долгих переговоров архитекторов сначала между собой, а потом с Пименовым, договорились, что остаются боковые кулисы, то есть правая и левая части архитектуры, а центрально расположенные здания уйдут очень далеко, погрузятся в воздушную дымку и станут еле различимы. Понадобились еще килограммы белил и неделя напряженного труда. Наконец все было закончено и правительственная комиссия приняла панно. Его навернули на огромную катушку и отправили в Нью-Йорк ».




1939 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Физкультурный парад»


конец 1930-х Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Здесь будет парк»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «Женский портрет»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Юная делегатка»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Старт»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Пейзаж»


1930-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 - 1977) «За чаепитием»


1936 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Натюрморт с соломенной шляпой» ГХМ Латвии, Рига


1938 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Москва»

Оригинал записи и комментарии на

Юрий Иванович Пименов
(1903 - 1977)

Русский художник, один из наиболее самобытных мастеров круга "Общества станковистов" (ОСТ).

Родился в Москве 13 (26) ноября 1903 в семье юриста. Учился во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920-1925) у С.В.Малютина, В.А.Фаворского и В.Д.Фалилеева. Был одним из членов учредителей ОСТа (1925). Жил в Москве.

В ранний период испытал большое влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет надрывно-драматическую остроту лучших его вещей этих лет («Инвалиды войны», 1926, Русский музей; «Даешь тяжелую индустрию!», 1927; «Солдаты переходят на сторону революции», 1932; обе - в Третьяковской галерее). С годами перешел к обновленному импрессионизму, исповедуя творческий принцип "прекрасного мгновения", легкого и артистичного образа-впечатления.

Ю. Пименов. «Новая Москва ». 1937
То, что у иного его коллеги могло стать помпезным Выездом жены наркома, у Пименова превратилось в «Новую Москву» (1937, там же) - с прекрасной незнакомкой, ведущей свой открытый автомобиль по центру столицы. Замечательно удавались красочно-феерические театральные мотивы («Актриса», 1935, там же), поэтому закономерно, что Пименов стал одним из значительных русских сценографов середины 20 в.: он работал для Малого (Волки и овцы А.Н.Островского, 1941), Ленкома (Сирано де Бержерак Э.Ростана, 1943) и других театров. Черты "Пименова-экспрессиониста" вновь, хотя и в значительно смягченной форме, проступили в его тревожных полотнах военных лет («Следы шин», 1944; там же; и др.). За свои театральные работы был удостоен Сталинских премий 1947, 1950.

Художник Ю.Пименов за мольбертом в своей мастерской. 18.05.1973
К наиболее известным послевоенным живописным циклам художника принадлежат натюрморты «Вещи каждого дня» (1959) и в особенности «Новые кварталы» (1963-1967; Ленинская премия 1967) - мажорно-лирические и в то же время не лишенные тонкой сценической условности картины-новеллы, ярко отразившие настроения политической "оттепели". Издал ряд живых очерковых книг, которые, впрочем, кажутся наивно-прекраснодушными в сравнении с его картинами (Искусство жизни или "Искусство ничего",1960; «Необыкновенность обыкновенного», 1964; «Новые кварталы», 1968; и др.).

Новодевичье кладбище
Пименов Юрий Иванович (1903 - 1977)
Живописец, график, театральный художник. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. Член-учредитель Общества художников-станковистов. Профессор ВГИКа. Лауреат Ленинской и двух Государственных премий. В своих произведениях Пименов поэтически изобразил жизнь страны 30-60-х гг., раскрывая красоту и значительность ее обычных явлений. Обращался к изображению лирических жанровых сцен, пейзажей, портретов («Новая Москва», «Обыкновенное утро», серия о Москве военных лет, серия «Новые кварталы»). Автор декораций к спектаклям «За тех, кто в море» в Малом театре, «Степь широкая» в ЦТСА и др.
Художник Г. Епишин. Архитектор В. Борисов. Гранит, бронза.

Ю. Пименов. «Огни университета »
Из темы Внезапный Ренессанс соцреализма: ностальгия по oбразам прошлого?

«Цветочница». 1944

«На бульваре». Бумага, черная акварель. 1954 Графическая работа Ю.Пименова «На бульваре », создана художником в 1954 году. В центральной части картины, мастерски выполненной черной акварелью, изображена молодая мама, убаюкивающая малыша на прогулке, неподалеку играют дети. Фигура женщины, играющие дети написаны, очевидно, с натуры, что придает работе живость и очарование. Известно, что Пименов очень любил натурные работы, но все, что делалось на пленэре, было подготовительным для работы в мастерской. Хотя благодаря таланту все его натурные работы - законченные, завершенные, и в этом уровень его мастерства.

СТАТУЯ (c) В.А. Замков. "Из воспоминаний"

В истории советского искусства, как и в народной памяти, имя Веры Игнатьевны Мухиной прочно ассоциируется с ее главным творением - 24-метровой статуей "Рабочий и колхозница", венчавшей советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже, а ныне доживающей свой век на невысоком пьедестале недалеко от бывшего главного входа на ВСХВ (ныне ВДНХ) в Москве. Это произведение, названное западными критиками "величайшим произведением скульптуры XX века", давно уже ставшее неофициальной эмблемой Советского Союза, примелькалось и разбежалось по свету в бесчисленных репродукциях, на почтовых марках и монетах, плакатах и заставках "Мосфильма". Оно принесло своему автору всесоюзное и всемирное признание, всевозможные официальные награды и премии и твердо закрепило за Мухиной репутацию "удачницы" в самые тяжелые и страшные годы советского искусства. Между тем путь создания статуи отнюдь не был усыпан розами. Вера Игнатьевна много раз говорила и писала о бессмысленно долгом, срывавшем все сроки ожидании решения жюри, выбиравшего из пяти представленных на конкурс проектов (В.А. Андреев, М.Г. Манизер, В.И. Мухина, И.Д. Шадр и Б.Д. Королев), и о чудовищных темпах самой работы над статуей (полгода от метровой модели до установки в Париже). Однако ни она сама, ни другие авторы, писавшие о постройке и судьбе статуи, по-видимому, не задумывались о том, что правительственная комиссия во главе с В.М. Молотовым, несомненно *, как могла сопротивлялась предложенному автором решению, и что только "категорический императив" - абсолютная невозможность оставить советский павильон без завершения - заставили после долгих проволочек утвердить модель и приступить к ее выполнению...

Остается рассказать еще только один эпизод. За несколько дней до официального открытия ВСХВ, когда каждый день и час были на счету, неожиданно выяснилось, что каркас кистей рук, сжимающих серп и молот, не стыкуется с остальным каркасом и что подгонка рук на месте невозможна. До сих пор неизвестно, почему это произошло. При восстановлении статуи переделывалась только ее оболочка, тогда как основной, из мостовых ферм клепанный каркас оставался неизменным, так как резонно предполагалось, что повредить его при перевозке просто невозможно. Как бы там ни было, но толстые, из 20-миллиметровой стали "щеки", крепившие кисти к каркасу поднятых вертикально рук, не садились на место, а серп и молот заваливались набок.

Ситуация усугублялась тем, что нельзя было оставить статую без серпа и молота на открытии выставки, так же как нельзя было и демонтировать подъемный кран "Деррик", служивший для монтажа статуи. Положение было безвыходным, и надо было рапортовать в правительство, что к назначенному сроку статуя готова не будет. За день до открытия, когда все попытки поправить дело оказались неудачными, Иофан, Мухина и П.Н. Львов собрались в кабинете начальника строительства Дворца Советов А.Н. Прокофьева, который отвечал за установку статуи. Остальное рассказываю по памяти, как это запомнилось после возвращения Веры Игнатьевны домой и ее взволнованного рассказа.

"В комнате нас было человек шесть, и все боялись взять трубку, позвонить и доложить ситуацию Молотову. Андрей Никитич (Прокофьев) хоть и храбрый человек, был когда-то помощником Дзержинского, но тоже боялся. Наконец, пододвинул «вертушку» (прямой правительственный телефон) и спросил: «Может быть, Вы, Вера Игнатьевна?» Делать было нечего. Я сняла трубку и под его диктовку набрала номер Молотова. Он снял трубку сам.

«Вячеслав Михайлович! Говорит скульптор Мухина. У нас на постройке статуи "Рабочий и колхозница" чрезвычайное происшествие, и я хочу Вам доложить».

«В чем дело?»

«Руки статуи, держащие серп и молот, не садятся правильно на место. Мы должны их переделать и поэтому не можем демонтировать подъемный кран, который собирает статую. Послезавтра, к открытию, это сделать нельзя».

Пауза, затем вопрос: «А Вы уверены, что в этом деле не было вредительства?»

Я набралась духу и ответила: «Вячеслав Михайлович, я головой ручаюсь, что никакого вредительства не было. Просто одна из несчастных случайностей, которые происходят всегда в неподходящее время. Нам нужно всего несколько дней, и все будет в порядке».

Снова пауза. Затем другим, спокойным тоном: «А сколько времени Вам надо?»

Вижу, что Петр Николаевич показывает мне пальцами десять, и отвечаю: «Максимум десять дней, может быть, меньше».

«И все будет в порядке?»

«Все будет в порядке».

«Ну что же, действуйте».

«Спасибо, Вячеслав Михайлович».

Кладу трубку и вижу, как кровь постепенно приливает к лицу побелевшего Прокофьева. Маленький Иофан показался из-за огромного Львова. Все заговорили".

Статуя была готова через семь дней после открытия выставки. Описанный эпизод, по-видимому, сыграл существенную роль в дальнейшей жизни Веры Игнатьевны. Прокофьев, прекрасно понимавший, от какой участи его спасла Вера Игнатьевна, стал ей верным другом, помог пробить и организовать постройку дома-мастерской, по переулку Островского, иногда предупреждал об опасностях тогдашней чреватой поворотами жизни. Молотов, очевидно, тоже запомнил звонок и оценил мужество Веры Игнатьевны. Во всяком случае он никогда не оставлял без внимания ее редкие к нему обращения.

"МЕЧТЫ НА ПОЛКЕ"

Мастерская Веры Игнатьевны в квартире у Красных ворот (Садовая-Спасская, 21) представляла собой часть бального зала богатого московского особняка конца XIX века. От зала отгородили помещение около 50 кв. метров; наборные полы-маркетри покрыли линолеумом (Вера Игнатьевна категорически отказывалась работать с глиной и гипсом прямо на паркете: "А вдруг эта красота снова кому-нибудь понадобится!"); лепной, ярко раскрашенный потолок закрасили нейтральной желтовато-серой краской, чтобы не мешал смотреть на работу. Три окна со сплошными толстыми зеркальными стеклами в 4 метра высотой выходили на площадь и давали достаточный, хотя и "низкий", неудобный для большой скульптуры свет. Новая стенка размером 6X7 метров, отделявшая мастерскую от жилой части квартиры, была целиком закрыта рядами полок, на которых стояли старые работы и незавершенные замыслы Веры Игнатьевны - "мечты на полке", как она их называла...

Единственной работой, кроме "Рабочего и колхозницы", в которой Вере Игнатьевне удалось воплотить и довести до конца свое образное, собирательно-символическое видение мира, является надгробие ее близкому другу и свойственнику великому русскому певцу Леониду Витальевичу Собинову. Первоначально оно было задумано в виде гермы, запечатлевшей певца в роли Орфея. Впоследствии Вера Игнатьевна остановилась на образе белого лебедя - не только символе духовной чистоты, но более тонко связанном с лебедем-принцем из "Лоэнгрина" и "лебединой песней" великого певца. Эта работа удалась: надгробие Собинову является одним из прекраснейших памятников московского Новодевичьего кладбища. Однако основная масса творческих находок и замыслов Мухиной так и осталась в стадии эскизов, макетов и рисунков, пополняя ряды на полках ее мастерской и вызывая (правда, крайне редко) поток горьких слез бессилия творца и женщины.

Райх Зинаида Николаевна
Родилась 21 июня (3 июля) 1894 года, в селе Ближние Мельницы под Одессой. Окончив 8 классов гимназии, была исключена по политическим мотивам. Поступила на высшие женские курсы в Киеве, а с 1913 года стала членом партии эсэров.
В 1917 году познакомилась в Петрограде с С.А.Есениным, и вскоре обвенчалась с ним.
В 1919-21 годах работала инспектором подотдела народных домов, музеев и клубов.
В 1921 году поступила в Государственные высшие режиссёрские мастерские, рук. В. Э. Мейерхольдом.
В 1922 году вышла замуж за В. Мейерхольда.
В 1923-38 годах - актриса Театра им. Мейерхольда.

В 1938 году ГОСТИМ был закрыт. Вне этого театра артистическая деятельность Райх прервалась.

В 1938-м году появились статьи о "мейерхольдовщине". Под этим подразумевалось тайное пристрастие режиссера к буржуазному искусству. Мейерхольду не дали звания Народного артиста СССР, его театр закрыли. А город давно уже содрогался по ночам от резкого звука подъезжающих автомобилей - проводились нескончаемые аресты. Всеволод Эмильевич Мейерхольд сильно поседел и постарел. Его пока не трогали, но удручало другое... В 1939-м году болезнь жены, Зинаиды Николаевны Райх обострилась. Она кричала через окно милиционеру-охраннику, что любит советскую власть, что зря закрыли театр (ГОСТИМ - театр Мейерхольда), потом написала яростное письмо Сталину:

"Театр - это искусство! И без искусства нет театра! Пойдите по театрам Москвы, посмотрите на эти серые, скучные спектакли, похожие один на другой и один хуже другого. Там, где еще недавно творческая мысль била ключом, теперь, по вашей милости, унылое и добропорядочное среднеарифметическое, потрясающее и убивающее своей бездарностью. К этому ли вы стремились? Если да - о, тогда вы сделали страшное дело. Желая выплеснуть грязную воду, вы выплеснули вместе с ней и ребенка!"

В июне 1939 года Всеволод Эмильевич Мейерхольд был арестован по обвинению в шпионаже.

Прошло несколько недель, и 14 июля 1939 г. Зинаида Николаевна Райх, отправив сына к родственникам отца в Рязанскую область, а дочь на дачу в Горенки, принимала дома гостей. Угостила их чаем и до поздней ночи собирала бумаги - письма, дневники, наброски воспоминаний. Что потом произошло в Брюсовом переулке, не знает никто. Утром истекающее кровью тело Зинаиды Райх (ей нанесли 17 ножевых ранений) обнаружил дворник. На попытки врача "скорой помощи" остановить кровь Райх ответила: "Оставьте меня, доктор. Я умираю".

Через неделю после ее гибели в квартиру в Брюсовом переулке пришли строители, разделили четырехкомнатные апартаменты на две отдельные квартиры, в которые въехали молодая женщина и шофер Берии с семьей.

Зинаиду Николаевну похоронили на Ваганьковском кладбище, неподалеку от могилы Сергея Есенина. Много позже на памятнике Райх сделали надпись: "Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду". Место, где он похоронен, до сих пор неизвестно.

"Венера Советская" в Русском музее . 27 декабря - 16 января 2007 г.
В следующих залах расположились "спортсменки, комсомолки и просто красавицы" 30 - 40-х годов - работы Александра Дейнеки, Семена Луппова, Александра Шевченко. Среди них много работ, мало известных широкому зрителю, работ, которые художники делали для себя. Это "Женщина в гамаке" и "Обнаженная" Юрия Пименова , "Ночь" Александра Дейнеки, "Натурщица" Николая Тырсы - героини картин выглядят женственно, поэтично и даже соблазнительно. А ведь это были годы массовых репрессий, лагерей и тотальных строек коммунизма. Как будто, чем страшнее и жестче было время, чем тяжелее и беспросветнее жизнь, тем больше люди тянулись к теплу и свету вечной женственности.

«Задумчивая франтиха». 1968
"Задумчивая франтиха " отличается яркой типажностью и современностью, лирической и одновременно легкой юмористической интонацией, тонкой, радующей глаз цветовой гармонией.

«Свадьба на завтрашней улице». 1962
Девушка-мини, девушка-клёш (c) Город.Томск.Ру
P.S. Почитайте о «Девушках-мини и девушках-клёш» - полностью , если есть время.
И посмотрите иллюстрации, сделанные к этому ироничному, но довольно верному наблюдению за их судьбами. Картины Пименова оказались прекрасными сюжетными зарисовками для этих сравнений:))

Публикации раздела Музеи

Москва на картинах Юрия Пименова

П именов любил Москву: с ее новостройками, спешащими по делам прохожими, достопримечательностями. На своих картинах он изображал будни простых людей: на картине «Новая Москва» - девушку за рулем одного из первых советских автомобилей, в цикле работ «Новые кварталы» - жителей Москвы, крановщиц, девушек-маляров, модниц, молодоженов.

«У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать»: начало творческого пути

Юрий Пименов. «Даешь тяжелую индустрию!». 1927. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Юрий Пименов. Мы строим социализм (фрагмент). 1931. Частное собрание

Юрий Пименов. Бега. 1928. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Юрий Пименов родился в 1903 году в Москве . Его отец был юристом, увлекался живописью сам и не возражал, когда сын решил связать свою жизнь с искусством. Пименовы жили неподалеку от Третьяковской галереи , и в детстве Юрий часто там бывал, рассматривал картины именитых мастеров. Особенно ему нравились пейзажи передвижников, на всю жизнь оставила след картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

В 1920–1925 годах Пименов учился в одном из лучших художественных заведений страны - во ВХУТЕМАСе. Там его педагогами были график-иллюстратор Владимир Фаворский и архитектор Сергей Малютин. Вместе с выпускниками ВХУТЕМАСа Юрий Пименов организовал художественное объединение «Общество художников-станковистов». В это же время он увлекался немецким экспрессионизмом. В первой четверти XX века молодого художника интересовали темы спорта, кино и достижений науки. В 1927 году он создал картину «Даешь тяжелую индустрию!», которую высоко оценили критики.

В начале 1930-х годов в жизни мастера наступило непростое время. После постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» работу всех художественных объединений запретили. Пименова стали критиковать, обвиняли в формализме. Живописец тяжело заболел, он так позднее вспоминал об этом периоде: «...это было мое трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена» .

Новая Москва

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Живописец нашел в себе силы вернуться к работе. В 1930-е годы главной темой в его творчестве стала жизнь столицы. Художник мог целыми днями гулять по самым отдаленным местам Москвы, часто ездил в Подмосковье и бродил по окрестным лесам. Он создавал городские пейзажи, изображал кварталы и новостройки в новой Москве, улицы и дома. К 1937 году относится картина «Новая Москва». Как писал в 1973 году художник Иван Долгополов в книге «Мастера и шедевры»: «Новая Москва»... Широко открытое окно в жизнь... Легко бежит машина по асфальту площади Свердлова. Пестрый калейдоскоп людской толпы, верениц машин разворачивается перед глазами водителя - молодой женщины с короткой прической (как видите, моды через треть века вернулись на круги своя), в легком летнем платье. Во всем полотне Пименова разлито чувство увлеченности жизнью. Оно в цветах гвоздики, пунцовой и белой, прикрепленных к раме ветрового стекла. В блеске асфальта и в трепете алых флажков на Колонном зале Дома Союзов. В бликах солнца, играющих на полированных кузовах автомобилей, и в пестрой мозаике толпы пешеходов... Тайна очарования пименовского полотна - в движении, которое пронизывает каждый мазок в картине» .

Фронтовая дорога

Юрий Пименов. Фронтовая дорога. 1944. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Во время Великой Отечественной войны Юрий Пименов создавал агитационные плакаты в Окнах ТАСС: он изображал героев передовой и тыла. Во время эвакуации художник остался в родном городе, писал жанровые картины, отражающие военные будни Москвы, а в 1943 году его командировали на Северо-Западный фронт - в район Старой Руссы и в Ленинград.

В 1944 году художник создал картину «Фронтовая дорога», в которой снова вернулся к полюбившейся композиции, использованной в «Новой Москве». Живописец вновь изобразил девушку за рулем автомобиля, но в этот раз в другой, страшной реальности войны.

Красота Москвы и ее людей раскрылась в эти дни в особом, трагическом, благородном свете. Нежные руки городских женщин взялись вместе с опытными крепкими руками крестьянок за лопаты в окопах и рвах под холодными дождями этой страшной осени - и выдержали испытание. Затемненный, замолкший, настороженный город был трагически прекрасен.

Юрий Пименов

Новые кварталы

Юрий Пименов. Тропинки к автобусам (фрагмент). Из серии «Новые кварталы». 1966. Частное собрание

Юрий Пименов. Новые номера. Из серии «Новые кварталы». 1963. Частное собрание

Юрий Пименов. Девушки из магазина. Из серии «Новые кварталы». 1965. Частное собрание

После войны Юрий Пименов преподавал на художественном факультете . В творчестве Пименова вновь зазвучали мирные темы: художник изображал Москву и москвичей, стройки новых районов, жанровые сцены из жизни. К 1960-м годам относится цикл работ «Новые кварталы», в котором художник старался подмечать незначительные детали повседневности. Новые кварталы художник ассоциировал не только с планами застройки, кранами и рабочими, а прежде всего с людьми, которые будут там жить.

На небольших по формату холстах Пименов изображал бредущих на автобусную остановку по тропинкам - тротуаров еще не было - горожан, крановщиц, девушек-маляров, модниц, молодоженов. Художник рассказывал: «Я люблю эти новые кварталы. В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны... Новые города, районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, свой особенный характер жизни с того времени, когда на новом месте начинают разворачивать землю, на строительных площадках появляется медленное и неуклонное движение огромных кранов... Простая, обычная и прекрасная картина созидания, картина человеческого труда... Сколько потом разной жизни приходит в эти дома - смех и плач детей, усталые шаги после работы, утренняя глазунья на сковородке, пестрый букет полевых цветов на фоне чистой голубоватой стены!» .

«О буднях и радостях простой жизни простых людей»

Юрий Пименов. Лирическое новоселье (фрагмент). 1965. Музей Москвы, Москва

Юрий Пименов. Первые модницы нового квартала (фрагмент). 1961. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице (фрагмент). 1962. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В воспоминаниях Пименов писал, что художник-жанрист должен быть немного зевакой, ведь впопыхах ничего толком не увидишь. Художник без модели, без натуры, считал Пименов, бедный обездоленный человек. И вся сила жанровой живописи заключается в умении мастера увидеть большие события в повседневности, как, например, на картине «Обыкновенное утро».

Художник писал: «Я знаю, что архитектура этих новых мест, мягко говоря, простовата и совсем далека от того, что носит название художественности, но я вырос в старом городе, который задыхался от тесноты общих квартир, от общих кухонь, где чад, жар и раздражение стояли в воздухе, поэтому я с добрым чувством смотрю на однообразные белые дома: они дали отдых многим людям, приблизили их к светлой, просторной жизни» . Именно такую обстановку изобразил Пименов на картинах «Свадьба на завтрашней улице», «Лирическое новоселье», «Первые модницы нового квартала».

Пименов называл себя приверженцем «реалистического импрессионизма» - живописи, по его мнению, способной отразить жизнь XX века с ее переменами. Друг художника, живописец и педагог Борис Неменский, сравнивал холсты мастера с песнями о человеческой доброте и о великой значимости обыкновенности. «Да, это о буднях и радостях простой жизни простых людей. У Пименова каждый сюжет, портрет, натюрморт несет точный заряд восторга перед красотой жизни, нежности к ней, тревоги за нее. Что стоит вроде элементарный по сюжету натюрморт с телефонной трубкой на подоконнике с каплями дождя на стекле окна. И всего-то! Но целая гамма чувств и мыслей!» - писал Неменский.

Пережив тяжелый период критики, когда у художника не было возможности работать, Пименов стал признанным мастером соцреализма. С середины 1950-х годов он много путешествовал: посетил Англию, Индию, Францию и Италию, писал очерки о поездках. Но больше всего русский живописец все равно любил Москву, ее достопримечательности и отдаленные районы, в которых живут обычные люди, ходят на работу и растят детей. Найти в повседневности романтику - особый дар Юрия Пименова.



ПИМЕНОВ Юрий Иванович ПИМЕНОВ Юрий Иванович

ПИ́МЕНОВ Юрий (Георгий) Иванович , российский живописец, театральный художник, график. Народный художник СССР (1970), действительный член Академии художеств СССР (1962). Член-учредитель ОСТ (см. ОСТ (общество)) . Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1947, 1950).
Годы учебы
В детстве все свободное время Пименов проводил в находившейся недалеко от дома Третьяковской галерее и внимательно изучал картины великих русских мастеров. Первые уроки рисования получил от отца - художника-любителя (юриста по профессии). В 1919 стал заниматься во Вхутемасе (см. ВХУТЕМАС) . Позднее, вспоминая годы учебы, Пименов писал: «Мы, студенты Вхутемаса, шумели в аудитории Политехнического музея на чтении стихов, поддерживая Маяковского и Асеева, шумели на спектаклях Мейерхольда. Но не только шумели. Мы познавали мастерство. Я учился у Малютина (см. МАЛЮТИН Сергей Васильевич) , Фалилеева и очень благодарен им. Но больше всего я учился у Фаворского (см. ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич) и, может быть без права, хочу считать себя его учеником». Вхутемасовцы (вместе с Пименовым учились А. Д. Гончаров (см. ГОНЧАРОВ Андрей Дмитриевич) , П. В. Вильямс (см. ВИЛЬЯМС Петр Владимирович) , А. А. Дейнека (см. ДЕЙНЕКА Александр Александрович) , С. П. Урусевский (см. УРУСЕВСКИЙ Сергей Павлович) ) искали новые пути в искусстве. Известный искусствовед А. А. Федоров-Давыдов (см. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Алексей Александрович) , побывавший в 1925 на «Первой дискуссионной выставке молодых художников», писал: «Это, действительно, очень однородная группа, о членах которой можно говорить сразу обо всех. Их картины полны движения, ни одна фигура не покоится, каждая форма показана в развертывании... В своих формальных исканиях они исходят из нового понимания вещи и ее пространственных функций. Когда они пишут картины, их в первую очередь занимает задача - по-новому интерпретировать человеку окружающий его мир. И в этой интерпретации есть своя философия и большая художественная задача». Картинам Пименова этого периода присущи монументальность, динамичность композиции и аскетизм цветовых решений («Даешь тяжелую индустрию», 1927, Третьяковская галерея).
Живописные работы художника
В конце 1920-х годов художник завершил работу над большим полотном «Инвалиды войны», в котором отразил трагические события послереволюционной эпохи. Холодный колорит картины, преобладание зеленого тона, графическая четкость изображения персонажей помогли ему достичь необходимого эффекта. В 1930-е годы, когда стремительно менялся облик строящейся Москвы, Пименов написал одно из самых замечательных своих полотен - «Новая Москва» (1937, Третьяковская галерея). Городской пейзаж в картине передан через восприятие сидящей за рулем женщины, которая словно любуется панорамой проспекта.
Тема Москвы в творчестве художника, не покидавшего город даже во время Великой Отечественной войны («картины пускай едут, я остаюсь»), стала для него одной из главных («Следы шин», 1944; серия «Новые кварталы», 1962-67, в том числе «Свадьба на завтрашней улице», 1962; Третьяковская галерея). С начала 1930-х годов художник выработал своеобразную манеру письма - мелкими, полупрозрачными мазками, создающими эффект как бы вибрирующей живописной поверхности. В этот период он пишет не только жанровые композиции, но и натюрморты (серия «Вещи каждого дня», 1959), пейзажи и портреты.
Работа в театре
За 50 лет работы в театре Пименов оформил множество классических и современных спектаклей («За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева, 1946, Малый театр; «Степь широкая» Винникова, 1949, Центральный театр Советской Армии). Стремясь создать единый образ спектакля, он планировал сценическое пространство, создавал декорации, сочинял эскизы костюмов, писал афиши, оформлял театральные программы, иллюстрировал книги о театре. Характеризуя его как театрального художника, М. О. Кнебель (см. КНЕБЕЛЬ Мария Осиповна) рассказывает: «Он работал в театре как-то шутя. Ему, привыкшему к кропотливому труду станковиста, было весело придумывать декоративный образ спектакля... Художественный образ пименовских декораций был синтезом наших совместных исканий и всегда обогащал режиссерский замысел».
Работая в театре, Пименов принимал активное участие в творческом процессе: присутствовал на репетициях, следил, чтобы декорации соответствовали эскизам и т.п. Интересны актерские портреты Пименова, например Татьяны Самойловой в образе Анны Карениной (1968).
Книжная графика
Графикой художник занимался всю жизнь. Одна из его последних работ - рисунки к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Работая над ними, Пименов стремился не только передать сюжетные ситуации ромата, но и найти соответствующую прозе Булгакова стилевую манеру. Например, в рисунке «Маргарита, летящая на щетке» фантастический полет Маргариты над ночной Москвой передан художником удивительно близко к авторскому замыслу.
Все творчество Пименова говорит о его неразравной связи с судьбой своего поколения. Художник, показывая человека в труде и повседневных заботах, раскрывает поэзию и значительность будней.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ПИМЕНОВ Юрий Иванович" в других словарях:

    Пименов Юрий Иванович Юрий Пименов, Пески, 15 сентября 1974 года Дата рождения … Википедия

    - (26 ноября 1903 6 сентября 1977), российский художник, народный художник СССР (1970), лауреат Ленинской премии (1967), лауреат Сталинской премии СССР (1947, 1950 за театральные работы), член Академии художеств (1962). Юрий Пименов учился во… … Энциклопедия кино

    Дата рождения: 13 (26) ноября 1903 Место рождения: Москва Дата смерти: 1977 Место смерти: Москва Учёба: ВХУТЕМАС … Википедия

    - (1903 77) российский живописец, театральный художник, график, народный художник СССР (1970), действительный член АХ СССР (1962). Член учредитель ОСТ. Изображение трудовых будней в лирических жанровых сценах, пейзажах, портретах (Новая Москва,… … Большой Энциклопедический словарь

Творчество художника Ю.Пименова и в наше время завораживает и поклонников западного и современного искусства, и убежденных сторонников идей академического реализма (соцреализма)

Трагическая или веселая, задумчивая или озорная -
действительность стоит
за каждым поворотом улицы,
за каждым окном и за каждой дверью...

Ю. Пименов

XX век в истории отечественного искусства - время сложное. Было разное: революции (авангард), контрреволюции (например, ОСТ), реакция (АХР), официальное (СХ и соцреализм), тихое и другое искусство. Яростно спорили об идеологии и эстетике искусства, отстаивали свои взгляды и не думали о последствиях. И в этом бурном море идеологических несоответствий нечто общее для непримиримых, казалось бы, адептов старого и нового, а позже формалистического и традиционного искусства возникало редко. Одной из таких точек соприкосновения было творчество Юрия Ивановича Пименова . Ему удалось практически немыслимое: оставаясь верным себе, он создавал работы, которые понимали и принимали все. Наполненные живым, пульсирующим светом, движением, динамичные и по-своему изящные, его картины до сих пор завораживают и поклонников западного и современного искусства, и убежденных сторонников идей академического реализма (соцреализма).

Родился будущий художник 13 (26) ноября 1903 года в Москве, в семье помощника присяжного поверенного Ивана Васильевича Пименова и Клавдии Михайловны Пименовой, происходившей из московского купеческого рода Бабаниных.

В 7 лет мальчика отдали учиться 10-ю московскую гимназию; там юный Пименов не ладил с математикой, но с удовольствием занимался рисованием. Как ни странно, отец-юрист совсем не возражал - напротив, он, всегда интересовавшийся литературой и рисованием, по мере возможности поощрял и поддерживал творческие наклонности сына. В 1915 году по рекомендации гимназического учителя рисования Алфёрова Пименова-младшего устроили в Замоскворецкую школу рисования и живописи. «Учась в гимназии, я с двенадцати лет начал ходить в воскресную школу рисования и живописи. Честно рисовал гипсы, - вспоминал позже Пименов. - Художником решил стать обязательно... Дома я рисовал пейзажи и срисовывал с открыток Серова , Сомова ».

Размеренная детская жизнь (гимназия - художественная школа - домашние занятия) закончилась в 1917 году; теперь после занятий в школе подросток отправлялся на работу в Жилищно-земельный отдел Замоскворецкого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Как только позволили обстоятельства, Пименов, верный своему решению стать художником, вернулся к занятиям изобразительным искусством. В начале 1920 года он показал С. В. Малютину, тогда уже известному мастеру, свои работы - рисунки, этюды и копии, после чего Малютин взял его заниматься в свою мастерскую. 1920–1924 годы - время учебы во Вхутемасе: «Я учился у Малютина , Шемякина , Фалилеева и очень благодарен им. Но большее вхутемасовское время я проучился у Фаворского и - может быть, без права - хочу считать себя его учеником... Владимир Андреевич Фаворский был огромный и необычайно светлый человек. Ему присущи высокое благородство, мужественность, подлинная человечность» (Ю. Пименов).

Судя по всему, помимо личных качеств, молодому художнику в Фаворском импонировало и стремление последнего к предельной светоносности и сложности построения пространства в работах - именно эти вопросы, а не тема и не композиция картины были самыми важными для Пименова в те годы. Представитель передового искусства первой половины 1920-х, имеющего целью прежде всего агитацию изобразительными средствами, автор вполне стандартно-репортажных по сюжету работ - «Бокс» (1924), «Лыжники» (1925), «Бега» (1928) и т. п. - в первую очередь он был озадачен тем, как приемами станковой живописи максимально передать иллюзию света, объема и пространства, тот поражающий эффект присутствия, который сегодня является своеобразной визитной карточкой многих его живописных и графических работ. Возможно также, что не последнюю роль в стремлении вовлечь зрителя в пространство своих картин сыграла его многолетняя работа в журнальной графике (с 1923 года художник делал иллюстрации для журналов «Самолет», «Красная нива», «30 дней», «Советский экран», «Прожектор» и др.).

Однако станковая живопись для Пименова в этот период все же была на первом месте. Его интересовала картина и ее возможности. И в своих художественных поисках Юрий Пименов был не одинок; большое влияние на формирование его творческих воззрений оказали его друзья-единомышленники, учившиеся во Вхутемасе вместе с ним: Андрей Гончаров , Александр Дейнека , Пётр Вильямс , Сергей Лучишкин . «Первые годы Вхутемаса. Первая встреча на первом курсе с Андреем Гончаровым, с которым мы сразу поругались, а потом всю жизнь дружили, правда, всегда продолжая спорить... Саша Дейнека... Нас в ту пору связывала большая дружба, и ведь это было немудрено. Когда мы смотрим ранние, первые картины Дейнеки, молодость нашего государства и молодость нашего поколения стоят перед глазами» (Ю. Пименов). На Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924) среди другой вхутемасовской молодежи даже была представлена «Группа трех» в составе Александра Дейнеки, Андрея Гончарова и Юрия Пименова: «Это действительно, очень однородная группа, о членах которой можно говорить сразу обо всех. Их картины полны движения, ни одна фигура не покоится, каждая форма показана в развертывании. Это очень характерная черта урбанизма... На всех на них очень ощутимо влияние В. А. Фаворского... И их мы назвали бы - экспрессионистический реализм» (А. Федоров-Давыдов, 1924) .

Спустя некоторое время эта группа стала ядром, вокруг которого образовалось знаменитое общество художников-станковистов (ОСТ), создавшее целое отдельное направление в русском искусстве первой половины ХХ века. Известный художественный критик и искусствовед Яков Тугендхольд в своей статье «По выставкам» (1925) писал: «Еще не так давно наша левая молодежь, перегибая палку, совершенно бойкотировала живопись во имя производства утилитарных конструкций или в лучшем случае допускала чисто-отвлеченные живописные искания… молодежь, составляющая основу ОСТа, пришла к убеждению, что картина как таковая вовсе не изжила свой век, что именно она находит отклик в душе массового зрителя, столь широко посещающего музеи».

В период работы ОСТа Пименов захвачен в первую очередь спортивно-индустриальными мотивами. В своих работах он монументализирует в общем-то бытовые сцены, отсекает все лишнее и возводит изображенное на полотне в степень абсолюта, используя прием изобразительного монтажа. При таком взгляде на окружающее неизбежна некая схематичность (графичность), которая, однако, придает работам Пименова необходимую для правильного баланса восприятия чистоту и условность, уравновешивая таким образом иногда излишне реалистичное и осязаемое пименовское пространство. К слову, годы спустя самого художника в своих ранних работах не устраивало именно это несовершенство пластики, некоторая холодность, рациональность, а порою несколько схематическая заданность работ, присущая ОСТу.

В 1927 году Юрий Пименов получил премию жюри Выставки художественных произведений к десятилетнему юбилею Октября за картину «Даешь тяжелую индустрию!».

В январе 1931-го раскололся ОСТ; отделившаяся часть его образовала новую группу «Изобригада», в которую вошел и Пименов. Программа нового объединения декларировала: «Наша прежняя практика, протекавшая в условиях старого ОСТа, носила в себе элементы мелкобуржуазного и буржуазного влияния… Порвав с другой частью ОСТа, признав свои ошибки, перед нами стоит задача изжить недостатки… мы считаем, что основой объединения художников должна быть классовая направленность в их творчестве. Поэтому мы будем стремиться к укреплению пролетарского сектора в искусстве…»

Надо сказать, что на выставках ОСТа художественная критика уделяла творчеству Пименова довольно много внимания. Поначалу в основном хвалили, характеризуя его как «превосходного четкого графика» (Ф. Рогинская, 1926) и отмечая, что, например, «в таких вещах, как “Плакаты кино“ и “На взгляд Запада” Ю. Пименова… самый обыденный материал жизни дается в таком подчас неожиданном раскрытии, которое свидетельствует о весьма интенсивной переработке усвоенного материала в образы искусства» (И . Хвойник, 1927) . Однако к концу 1920-х отношение критики изменилось. В 1928 году И. Грабарь отмечает, что художник «как-то мало двигается вперед» , а в 1931-м Г. Геронский в статье «Атака кистью» сетует, что «Ю. Пименов, пытаясь освободиться от формализма, не находит путей…» , и советует ему решительнее рвать с формализмом.

1932–1933 годы - сложный период в жизни художника. Вышло известное «Постановление о перестройке литературно-художественных организаций» (1932), разом прекратившее деятельность всех объединений, в том числе и «Изобригады»; Пименова нещадно клевала критика, он тяжело заболел.

«...Это было мое трудное время.

У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена» (Ю. Пименов).

Все эти события заставили художника по-новому взглянуть на собственное творчество. Как прежде, вдохновение он искал в окружающем его шумном, быстро меняющемся, заново строящемся мире. Но теперь, в 1930-е годы, главной темой его творчества становится город - его стройки, улицы; люди - новые, молодые, жизнерадостные. Вспоминают, что Пименов часами гулял по Москве или мог уехать в один из подмосковных городков и изучать там местные улицы и пейзажи. «Я люблю эти новые кварталы, - рассказывал Пименов. - В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны...

Новые города, районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, особенный характер жизни. На новом месте начинают разворачивать землю, на строительных площадках появляется медленное и неуклонное движение огромных кранов...

Сколько потом разной жизни придет в эти дома».

В 1937 году Пименов создал одно из самых известных своих произведений - картину «Новая Москва», в которой в полной мере раскрылась обновленная, более светлая, свободная, с почти импрессионистским мазком и светом манера живописи художника.

В период Второй мировой войны Пименов, совместно с еще одним бывшим ОСТовцем, Владимиром Васильевым , работал над Окнами ТАСС, а также создал серии произведений на военную тематику. В 1943 году он был командирован на Северо-Западный фронт, в район Старой Руссы и в Ленинград; другой главной темой в творчестве Пименова в этот период стало изображение героев тыла.

С окончанием войны, в 1945 году Пименов начал преподавать на художественном факультете ВГИКа, а в 1950-м как художник работал на съемках одного из самых ярких по оформлению фильмов послевоенного советского кино - «Кубанские казаки». Работа для театра и кино вообще занимала не последнее место в его жизни. Уже в 1930-х он участвовал в создании около 10 постановок.

«Есть еще одна, очень важная тонкость в моих отношениях с театром… ведь именно театр давал мне много работы в ту, теперь уже давнюю пору, когда моя живопись “не шла”, когда меня прорабатывали за “импрессионистичность” и обвиняли в тысячах несуществующих формалистских грехов.

Тогда театр просто помогал мне жить» (Юрий Пименов).

В 1947 году Пименову была присуждена Государственная премия СССР за оформление спектакля по пьесе Б. А. Лавренёва «За тех, кто в море!» (1946, Малый театр, Москва) и в 1950-м - за оформление спектакля «Степь широкая» Н. Винникова (1949, Центральный театр Советской Армии).

В послевоенные годы в станковой живописи Пименова преобладали пейзажи, а также зарисовки московской жизни, где много внимания он уделял женским персонажам. Его излюбленным мотивом стала тема «женщина - цветы».

Начиная с середины 1950-х годов помимо того, что он преподавал во ВГИКе (до 1972) и работал для театра, Пименов много путешествовал и много писал под впечатлением от увиденных стран. Он всерьез увлекся литературной работой, опубликовал ряд очерков: «Заметки о работе художника» (1955), «Прекрасная простая жизнь» (1956), «В Подмосковье» (1956), «Рассказ о поездке в Лондон» (1962), «В древней и новой Индии» (1962), «Новые кварталы» (1966); написал книги: «Год путешествий» (1960), «Искусство жизни или “искусство ничего”» (1964), «Необыкновенность обыкновенного» (1964), «Цветы» (1970), «Таинственный мир зрелищ» (1974).

1960–70-е годы - время государственного признания. Пименов стал народным художником РСФСР (1962), действительным членом Академии художеств СССР (1962), кавалером ордена Трудового Красного Знамени (1963), лауреатом Ленинской премии (1967) за серию работ «Новые кварталы» (1963–1966), народным художником СССР (1970), кавалером ордена Ленина (1973).

6 сентября 1977 года Юрий Иванович Пименов скончался в Москве, он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сегодня светоносное творчество Юрия Пименова по-прежнему любимо. Его «Новая Москва» остается одной из самых репродуцируемых работ русских художников первой половины ХХ века; его картины находятся в постоянных экспозициях всех крупных музеев России. А в 2003 году Московский музей современного искусства совместно с Российской Академией художеств и при участии Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительного искусства им. А. С. Пушкина организовали грандиозную ретроспективу, посвященную 100-летию со дня рождения художника.

Его работы ценят и на арт-рынке. Основное число продаж Пименова приходится на Москву, Лондон и Нью-Йорк. На сегодняшний день на открытые аукционные торги было выставлено более 100 его работ, 52 из них - живописные полотна, 47 - графика. Пика продаж (если ориентироваться по ценам) картины Пименова достигали в 2010–2011 годах. Рекордная цена за работу Пименова составляет на сегодняшний день 1 538 500 долларов - столько заплатили за крупноформатный (примерно 2,5 х 1 метр) холст 1950 года «Праздник Первомая» на нью-йоркских торгах Sotheby’s 4 ноября 2010 года. Следующий за ним результат гораздо скромнее - 433 250 фунтов (626 869 долларов) отдали за «Похищение Европы» на Sotheby’s(Лондон) 7 июня 2010 года. Лучший результат 2011 года - 602 500 долларов, которые были заплачены за графику «Пианист» (1926) в ходе торгов того же Sotheby’s в Нью-Йорке 12 апреля.