Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Перголези краткая биография. Джованни Баттиста Перголези: биография

Перголези краткая биография. Джованни Баттиста Перголези: биография

Джованни Баттиста Перголези (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710, Йези - 16 марта 1736, Поццуоли) - итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы).

Биография

Джованни Перголези родился в Йези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь, где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко и Франческо Дуранте. В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade, премьера которой состоялась в Риме.

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа», быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже, то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Этот католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган) - одно из самых вдохновенных произведений композитора. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха, который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Hchster, meine Snden, BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенаром.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте 26 лет.

Произведения

  • Опера Salustia, 1731
  • Оратория La conversione e morte di San Guglielmo, 1731
  • Опера Lo frate "nnammorato (Влюбленный монах), 1732
  • Опера Il Prigionier superbo (Гордый пленник), 1733
  • Интермедия La Serva Padrona (Служанка-госпожа), 1733
  • Опера Adriano in Siria (1734)
  • Опера L’Olimpiade (1735)
  • Опера Il Flaminio (1735)
  • Кантата Stabat Mater (1736)

Д. Перголези « »

Полная светлой грусти, проникающая в самое сердце музыка « Stabat Mater» Джованни Перголези – жемчужина мировой музыкальной культуры. Она поражает с первых звуков своим искренним стремлением к радости, несмотря на сильную душевную боль. Она исцеляет и воздействует на самые тонкие струны человеческой души.

Среди сокровищниц духовной музыки отдельным пластом стоят песнопения на средневековый текст «Stabat Mater dolorosa» (Стояла мать скорбящая»). Они поражают особым проникновенным содержанием и характером звучания. Если в целом богослужебные и культовые произведения (мессы, страсти) возвеличивают Бога Абсолютного, напрямую взывают к душе человека, рождают в нем покаянные молитвы и осознание бренности земного пути, то «Стабат матер» являет собой феномен подлинного человеческого сострадания. Это наблюдение со стороны и сопереживание чувствам Богоматери, это попытка прочувствовать чужую боль.


Образ безмолвно скорбящей, страдающей матери, видящей своего сына умирающим на кресте, настолько пронзителен сам по себе, что не оставляет равнодушным никого. Сострадание Иисусу, идущему на жертву во имя человечества, полно благодарности и ощущения божественной природы Христа. Тогда как образ матери, образ Марии – по-настоящему земной, кроткий и человечный.

В эпоху Возрождения многие художники обращались к этой теме, каждый по-своему осмысливая ее. Наиболее известна Пьета Микеланджело – «Оплакивание Христа» (с итальянского pieta – милосердие). В России образ Скорбящей Матери получил новую трактовку после Великой Отечественной Войны, его олицетворяет бронзовая скульптура «Родины-матери» на Мамаевом кургане в Волгограде.

В музыке к этой теме обращались многие композиторы. Канонический текст на латыни для «Стабат Матер» утвержден католическим духовенством. Но существует и альтернативный вариант, он принадлежит авторству итальянского монаха-францисканца (по иной версии – юристу) Якопоне да Тоди.

Это образец глубокой скорби и душевного просветления, смирения и духовной силы, жертвенности и надежды. Передать в музыке такой сложный и в чем-то непостижимый характер образности довольно сложно. Наиболее известны Stabat Mater А. Вивальди , Й. Гайдна, Ф. Шуберта , Дж. Россини, А. Дворжака, Дж. Верди , из современных – Ф. Пуленка , Кш. Пендерецкого, Арво Пярта.

Stabat Mater Перголези

В истории музыки Джованни Баттиста Перголези так и остался самым молодым композитором с трагической судьбой. Даже Моцарт , по ранней смерти которого часто грустят искусствоведы и поклонники великого композитора, прожил неполные 36 лет. Франц Шуберт, «вечно молодой романтик», дожил до 31-летия. Перголези же умер в возрасте 26лет.


Перголези – псевдоним, настоящая фамилия композитора – Джованни Драги. Pergola – город, откуда происходили родом родители Джованни. В память о них он назвался Pergolesi еще в детстве. Уже в 15 лет он переезжает в Неаполь, где заканчивает музыкальную консерваторию.

Музыкальное наследие, которое он оставил за почти 10 лет занятий творчеством, впечатляет знатоков. Он успел сделать блестящую карьеру для своего времени – быстро прославился как автор 4 опер-seria, огромного количества произведений вокально-инструментального жанра (оратории, кантаты, мессы, мотеты), пьес для инструментов solo и ансамблей, 4 симфоний. Он успел наделать шуму в Париже, когда привез туда (впервые в мире!) оперу-buffa, справедливо предполагая, что комический сюжет уместен не только на сцене драматического театра, но и в музыке.

Многие исследователи полагают, что одаренность Перголези в музыке превзошла бы даже гениальность Моцарта или Баха, доведись ему прожить хоть немного дольше. Нам остается только догадываться, как расцвел бы цветок таланта этого прекрасного юноши. Но и того, что он успел создать, достаточно, чтобы замереть в почтении – его музыка полна глубоких чувств, ярких образов, психологической и духовной зрелости.

История создания

Возможно, причиной всему этому послужила личная драма, которую пережил композитор в тот период своей недолгой жизни. Он был влюблен в юную неаполитанку, ответившую ему взаимностью. Но ее родители были против союза дочери с бедным музыкантом, девушку отправили в монастырь, где вскоре она скончалась от чахотки. А затем, на фоне душевных терзаний, болезнь одолела и самого Джованни.

Ему было 25, когда болезнь вынудила его покинуть шумный Неаполь и переехать в провинциальное местечко Поццуоли, где он и провел последний год своей жизни. До самой смерти в 1735 году он работал над Stabat Mater. Это происходило в монастыре ордена капуцинов. В его келье висела картина с изображением Девы Марии. Считается, что образ Пречистой удивительно напоминал ему умершую возлюбленную. Перенесенные любовные страдания и муки от смертельной болезни нашли выход в музыке столь прекрасной, что и сегодня она вызывает чувство опустошения и просветления, то, что называют словом «катарсис» - очищение через боль.

По легенде автор поэтической поэмы так же пережил похожую личную трагедию в своей жизни, потеряв безвременно ушедшую в мир иной супругу, что вдохновило его написать проникновенный текст. Жившие в разное время, но пережившие схожие события, Джованни Перголези и Якопоне де Тоди стали авторами уникального произведения на все времена.


Музыка


Современники не оценили произведение, посчитав его слишком холодным и полным «лишних украшений» (пассажей). Перголези соединил здесь традиции баховской полифонии и мелодику итальянской оперы. Настоящее осознание его художественной ценности пришло много позже.

Композиция кантаты Stabat Mater представляет собой чередование сольных и дуэтных номеров (всего 13), где главный аффект – скорбь, а вокруг него выстраиваются контрастные лирические и торжественные по характеру части. Такая структура делает церковное произведение близким оперному. И в целом некоторая «театральность» присуща ему.

Спокойная мелодика и ритм настраивают на отрешенное созерцание и погружение в глубокие размышления. Несмотря на контрастность номеров и даже их разножанровость, драматургия развивается удивительно целостно и гармонично. При этом выразительные средства используются лаконично и сдержанно.

Сквозное развитие музыкального и образного материала позволяет воспринимать кантату «на одном дыхании». Постепенное движение к свету выливается в торжественно-гимническое заключительное Tutti «Amen», повторяемое на протяжении всей части. В музыке Stabat Mater нет траура – это надежда, смирение и величайшая любовь ко всему человечеству.

Лучшие номера

Stabat Mater Dolorosa (слушать)

Cuius Animam Gementem(слушать)

Музыка Стабат Матер в кино

Тонкий лирический психологизм музыки привлекает не только дирижеров и исполнителей. Авторы современных фильмов используют ее для саундтреков и отдельных сцен, выразительность которых нужно подчеркнуть. Вы можете услышать ее в таких известных фильмах как:


  • «Лето на Стан-Айленд» (2015);
  • «Сен Лоран. Стиль – это я» (2014);
  • «Гибель Европы» (2012);
  • «Запрещенный прием» (2011);
  • «Полный облом» (2006);
  • «Голубой обед» (2001);
  • «Шоколад» (2000);
  • «Титаник» (1997);
  • «Фаринелли-кастрат» (1994);
  • «Амадей» (1984);
  • «Зеркало» (1975);
  • «Арлекин в Венеции» (1952).

Также существует несколько версий исполнения произведения не только в сценическом варианте, но и в интерьерах католических соборов и известных музеев. Интересным с художественной точки зрения считают исполнение «Стабат Матер» Перголези хором мальчиков Хорового училища им. Свешникова (под управлением Свешникова). Детские голоса придали ему совершенно новое неповторимое звучание, а авторская трактовка дирижера считается одной из самых успешных. Примечательно, что запись этого исполнения делалась во времена, когда в Советском Союзе полностью отсутствовала церковная жизнь (1957 год), не исполнялись (за очень редким исключением) духовные произведения, не было единого понимания и образцов исполнения подобной музыки. Тем не менее, эту запись можно послушать и сейчас – и удивиться ее красоте.

Более 300 лет прошло с момента создания этого шедевра. Но и сегодня волшебная сила его воздействия ни на миг не ослабла. Слушатели собираются в концертные залы и на открытом воздухе, не упуская возможности приобщиться к великому искусству.

Видео: слушать «Stabat Mater»

Джованни Перголези родился в Джези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь, где он постигал основы композозиции … Читать всё

Джова́нни Батти́ста Перголе́зи (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710 - 16 марта 1736) - итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы).

Джованни Перголези родился в Джези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь, где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко. В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade, премьера которой состоялась в Риме.

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа», быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже, то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха, который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Höchster, meine Sünden, BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенером.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте всего лишь 26 лет от роду. Увы, столь ранняя смерть лишила мир одного из самых многообещающих музыкальных талантов XVIII столетия.

Опера La conversione e morte di San Guglielmo, 1731
Опера Lo frate ‘nnammorato (Влюбленный лжец), 1732
Опера La Serva Padrona (Служанка- госпожа), 1733
Опера L’Olimpiade (1735)
Опера Il Flaminio (1735)
Кантата Stabat Mater (1736)

Во время распятия Иисуса Христа , а вторая представляет собой страстную мольбу грешника о даровании ему рая после смерти.

Гимн Stabat Mater послужил источником вдохновения для многочисленных композиторов различных стран и эпох. В настоящее время установлено более 200 композиций на основе гимна. Вот авторы самых известных произведений:

  • Антонио Вивальди (Италия ), 1715
  • Джованни Баттиста Перголези (Италия ), 1736
  • Франц Йозеф Гайдн (Австрия ), 1767
  • Франц Шуберт (Австрия ), 1815
  • Джоаккино Россини (Италия ), 1837
  • Антонин Дворжак (Чехия ), 1877
  • Джузеппе Верди (Италия ), 1898
  • Кароль Шимановский (Польша ), 1926
  • Франсис Пуленк (Франция ), 1950
  • Кшиштоф Пендерецкий (Польша ), 1962
  • Арво Пярт (Эстония ), 1985
  • Евгений Устинсков (Латвия ), 2007

Параллельный латинско-русский текст
1
Stabat Mater dolorosa
Juxta crucem lacrymosa,
Dum pendebat Filius,
2
Cujus animam gementem,
Contristantam et dolentem
Pertransivit gladius.
3
О quam tristis et afflicta
Fuit ilia benedicta
Mater unigeniti.
4
Quae morebat et dolebat,
Pia Mater dum videbat
Nati poenas inclyti.
5
Quis est homo qui non fleret,
Christi Matrem si videret
In tanto supplicio?
Quis nоn posset contristari,
Piam Matrem contemplari
Dolentem cum Filio?
Pro peccatis suae gentis
Vidit Jesum in tormentis
Et flagellis subditum,
6
Vidit suum dulcem natum
Moriendo desolatum,
Dum emisit spiritum.
7
Eia Mater fons amoris!
Me sentire vim doloris
Fac, ut tecum lugeam.
8
Fac, ut ardeat cor meum
In amando Christum Deum,
Ut sibi complaceam.
9
Sancta Mater istud agas
Crucifixi fige plagas
Cordi meo valide.
Tui nati vulnerari,
Tam dignati pro me pati,
Poenas mecum divide.
Fac me vere tecum flere
Crucifixo condolere,
Donec ego vixero.
Juxta crucem tecum stare
Те libenter sociare
In planctu desidero.
Virgo virginum praeclara,
Mihi iam non sis amara,
Fac me tecum plangere.
10
Fac ut portem Christi mortem,
Passionis fac consortem
Et plagas recolere.
Fас me plagis vulnerari,
Cruce hac inebriari
Ob amorem Filii.
11
Inflammatus et accensus
Per te, Virgo, sim defensus
In die judicii.
Fac me cruce custodiri,
Morte Christi praemuniri,
Confoveri gratia.
12
Quando corpus morietur,
Fac ut animae donetur
Paradisi gloria,
Amen.

Стоит Мать скорбящая
возле креста слезного,
где распят сын,

Чью душу стонущую,
омраченную и скорбящую
пронзил меч.

О как печальна и огорчена
была эта благословенная
Мать единородная.

Как горевала и печалилась,
Благая Мать, и содрогалась, видя
страшные муки Своего Сына.

Какой же человек не опечалился бы,
видя Мать Христа
в таких муках?
Кто не омрачился бы,
видя благой Матери
скорбь о Сыне?
За грехи своего народа
видит Иисуса покорившегося
пыткам и бичеванию,

Видит свое милое дитя
умирающим,
испускающим дух.

О Мать, источник любви!
Дай мне почувствовать силу скорби,
чтобы я мог плакать с тобой.

Сделай так, чтобы загорелось мое сердце
любовью к Господу Христу,
чтобы я был угоден Ему.

Святая Мать, этот
обращенный к распятию плач
излечит раны сердца моего.
Твоего Сына муки,
страдающего за меня,
раздели со мной.
Позволь мне искренне
оплакивать Распятого,
пока я жив.
Возле креста хочу стоять
с Тобою вместе
и плакать тоскуя.
Дева пречистая,
чтобы мне не было так горько,
дай мне рыдать с Тобою.

Сделай так, чтобы я мог перенести смерть Христа,
разделить страдания
и оплакать его.
Дай мне плакать над ранами
здесь у креста
возлюбленного Сына.

Из огня и пламени
Тобою, Дева, буду я спасен
в день судный.
Оставь мне крест,
мертвого Христа сохрани
для непреходящего благодарения.

Когда тело мое умрет,
сделай так, чтобы душа пребывала
со славою в раю,
Аминь.

Перголези Д.В. - Stabat Mater.
Duet (1 - Stabat Mater dolorosa...) (3 858 Кб)
Duet (3 - О quam tristis et afflicta...) (2 474 Кб)
Duet (5 - Quis est homo qui non fleret...) (3 214 Кб)
Soprano (6 - Vidit suum dulcem natum...) (3 701 Кб)
Duet (12 - Quando corpus morietur...) (3 967 Кб)

«Stabat Mater dolorosa» («Стояла Мать скорбящая…») — канонический средневековый духовный гимн. Он посвящен Деве Марии, стоящей в скорби перед умирающим на кресте сыном. Многие знаменитые композиторы разных эпох создавали на этот волнующий сюжет свои произведения: мастера Возрождения — Палестрина и Депре, в XVIII веке — Скарлатти и Гайдн, в XIX веке — Лист, Шуберт, Россини, Верди, Дворжак, наши Серов и Львов, в XX веке — Шимановский и Пендерецкий. Но самое большое признание получила кантата Джованни Перголези, обессмертившая своего автора, современника Баха и Вивальди.

Родился он в Италии в 1710 году, в эпоху перехода от барокко к классицизму, и за свою очень короткую жизнь успел стать выразителем новых музыкальных идей. Его жизнь была подобна вспышке яркой звезды и овеяна легендами. Даже псевдоним (его настоящая фамилия — Драги) он выбрал себе на средневековый манер и стал называться скромно — Джованни из Ези, то есть Перголези.

Двенадцати лет от роду он оказывается в Неаполе, «музыкальной Мекке» Южной Италии, и там поступает в консерваторию. Тогда это был, по-нашему говоря, интернат для сирот и бедных детей, которых воспитывали посредством различных искусств лучшие итальянские мастера, и таких заведений было множество! Первое же большое ученическое произведение юного Джованни, созданное им в конце обучения, — духовную кантату сразу начали играть во всех церквях Неаполя. Однако судьба подарила ему лишь четыре (!) года творчества…

Джованни 21, он известен, его душа переполнена музыкой возвышенной и в то же время очень лиричной, очень человечной. Это так непохоже на то, что звучит в театрах: оперы-seria («серьезные») постепенно пришли в упадок, стали слишком формализованными и патетическими. Их приходится разбавлять в антрактах комическими интермедиями в стиле дель арте, дабы публика не зевала. Перголези мечтает о новой музыке и успевает написать больше 10 опер с живыми, а не застывшими персонажами. Публика принимает их очень холодно, зато она без ума от сочиненных им комических вставок, герои которых как будто сняли свои маски и стали смеяться и влюбляться, как типичные неаполитанцы! Интермедии Перголези исполняли уже отдельно по всей Италии, и он при жизни стал классиком нового жанра — оперы-буфф, которую позже так любил сам Моцарт. «Служанка-госпожа», первая комическая опера Перголези, написанная в 1732 году, до сих пор входит в репертуар крупнейших театров по всему миру!

Однако такую популярность Джованни воспринимает очень болезненно. Он охладевает к опере и снова обращается к духовной и инструментальной музыке, наполняя их новыми звуками — светлыми, лирическими, проникновенными. Он успевает написать 33 трио для скрипок и баса, концерты и арии, изумительные кантаты «Miserere», «Magnificat», «Salve Regina», десятиголосную мессу. Ему удается удивительно гармонично соединять духовную и светскую традиции в музыке в единое целое!

Известно, что посещавшие композитора удивлялись: отчего он, волшебник звуков, ютится в убогом деревянном домишке и не построит себе нового дома. Перголези же отвечал: «Звуки, из которых создается моя музыка, дешевле и доступнее, чем камни, необходимые для постройки дома! И потом — кто знает? — может, мои строения окажутся долговечнее». Так оно и вышло.

«Stabat Mater», одно из самых исполняемых его произведений, была начата композитором в 25 лет, за год до смерти. История ее создания связана с поистине шекспировской драмой любви Джанни и прекрасной 16-летней неаполитанки. Ее родители были против союза дочери и бедного музыканта. Несчастная девушка, не представляя иного выхода, ушла в монастырь и там через некоторое время умерла. Памяти своей единственной он и посвятил последнее гениальное творение. А подсказано оно было… Девой Марией, чей образ, удивительно похожий на лик его возлюбленной, вдруг предстал перед Джованни. Последние такты он сочинял уже в монастыре капуцинов, умирая от туберкулеза в 26 лет!

Удивительно перекликаются судьбы разделенных почти половиной тысячелетия композитора и автора поэтического первоисточника Якопоне да Тоди. Средневековый мастер, пережив смерть супруги, ушел в монастырь и, уже будучи монахом Францисканского ордена, через много лет создал свою бессмертную «Stabat Mater».

Но музыка «Stabat Mater» Перголези не траурная, напротив, очень светлая! Мотив любви и человеческой преданности объединяет авторов поэтической и музыкальной «Stabat Mater». Здесь нет места трагедии и смерти. Это возвышенная печаль и память о прекрасных созданиях, безвременно покинувших мир. Это слезы очищения, света, добра и смирения.

Композитор и произведение Прослушать
Дж.Перголези Stabat Mater - I Srabat Mater

Итальянский оперный композитор Дж. Перголези вошел в историю музыки как один из создателей жанра оперы-buffa. В своих истоках связанная с традициями народной комедии масок (dell’arte), опера-buffa способствовала утверждению светских, демократических начал а музыкальном театре XVIII в.; она обогатила арсенал оперной драматургии новыми интонациями, формами, сценическими приемами. Сложившиеся в творчестве Перголези закономерности нового жанра обнаружили гибкость, способность к обновлению и разнообразнейшим модификациям. Историческое развитие onepa-buffa ведет от ранних образцов Перголези (« ») - к В. А. Моцарту («Свадьба Фигаро») и Дж. Россини («Севильский цирюльник») и далее в XX век («Фальстаф» Дж. Верди; «Мавра» И. Стравинского, темы Перголези композитор использовал в балете «Пульчинелла»; «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева).

Вся жизнь Перголези прошла в Неаполе, прославленном знаменитой оперной школой. Там он окончил консерваторию (среди его педагогов были известные оперные композиторы - Ф. Дуранте, Г. Греко, Ф. Фео). В неаполитанском театре Сан-Бартоломео была поставлена первая опера Перголези - «Салюстия» (1731), а через год в том же театре состоялась историческая премьера оперы «Гордый пленник». Внимание публики привлек, однако, не основной спектакль, а две комедийные интермедии, которые Перголези, следуя сложившейся в итальянских театрах традиции, поместил между актами оперы-seria. Вскоре ободренный успехом композитор составил из этих интермедий самостоятельную оперу - «Служанка-госпожа». Все было новым в этом спектакле - простой бытовой сюжет (ловкая и хитрая служанка Серпина выходит замуж за своего хозяина Уберто и сама становится госпожой), остроумные музыкальные характеристики персонажей, живые, действенные ансамбли, песенно-танцевальный склад интонаций. Стремительный темп сценического действия требовал от исполнителей большого актерского мастерства.

Одна из первых опер-buffa, завоевавшая огромную популярность в Италии, «Служанка-госпожа» способствовала расцвету комической оперы в других странах. Триумфальный успех сопровождал ее постановки в Париже летом 1752 г. Гастроли труппы итальянских «буффонов» стали поводом для острейшей оперной дискуссии (так наз. «войны буффонов»), в которой столкнулись приверженцы нового жанра (среди них были и энциклопедисты - Дидро, Руссо, Гримм и др.) и поклонники французской придворной оперы (лирической трагедии). Хотя по приказу короля «буффоны» были вскоре изгнаны из Парижа, страсти еще долго не утихали. В атмосфере споров о путях обновления музыкального театра и возник жанр французской комической оперы. Одна из первых - «Деревенский колдун» знаменитого французского писателя и философа Руссо - составила достойную конкуренцию «Служанке-госпоже».

Перголези, проживший всего 26 лет, оставил богатое, замечательное по своей ценности творческое наследие. Прославленный автор опер-buffa (кроме «Служанки-госпожи» - «Влюбленный монах», «Фламинио» и др.), он с успехом работал и в других жанрах: писал оперы-seria, духовную хоровую музыку (мессы, кантаты, оратории), инструментальные произведения (трио-сонаты, увертюры, концерты). Незадолго до смерти была создана кантата « » - одно из самых вдохновенных произведений композитора, написанное для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган), наполненное возвышенным, искренним и проникновенным лирическим чувством.

Произведения Перголези, создававшиеся почти 3 века назад, несут то замечательное ощущение юности, лирической открытости, увлекающего темперамента, которые неотделимы от представления о национальном характере, самом духе итальянского искусства. «В его музыке», - писал о Перголези Б. Асафьев, - «наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьяненностью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная веселость царят легко и свободно, как в дни карнавалов».