Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Open Library - открытая библиотека учебной информации.

Open Library - открытая библиотека учебной информации.

Реферативное сообщение – устное публичное выступление, в ходе которого кратко излагается содержание подготовленного студентом письменного реферата. Продолжительность выступления – 5–10 минут. В течение этого времени выступающий должен сообщить о цели, задачах своего исследования, раскрыть основные пункты плана реферата, познакомить с выводами, представленными в его работе. Предполагается также, что референт должен уметь отвечать на вопросы преподавателя и студентов по содержанию своего выступления.

Реферативное сообщение отличается от самого реферата прежде всего объемом и стилем изложения , так как учитываются особенности устной научной речи и публичного выступления в целом. В реферативном сообщении содержание реферата представляется подробно (или кратко) и, как правило, вне оценки, т.е. изложение приобретает обзорный характер и решает коммуникативную задачу (передать в устной форме информацию, которая должна быть воспринята слушателями).

Учитывая публичный характер реферативного сообщения, выступающий должен:

составить план и тезисы выступления;

кратко представить проблематику, цель, структуру и т.п.;

обеспечить порционную подачу материала не в соответствии с частями, разделами и параграфами, а сегментировать в зависимости от новизны и важности информации;

соблюдать четкость и точность выражений, их произнесение; обращать внимание на интонацию, темп, громкость и другие особенности публичного выступления;

демонстрировать подготовленный характер высказываний, допуская, как в любой другой устной речи, словесную импровизацию.

и проведению устного публичного выступления

Поскольку публичное выступление – непростое дело даже для подготовленного человека, рекомендуется написать текст Вашего выступления. Познакомьтесь с практическими рекомендациями по его написанию:

    В начале выступления кратко остановитесь на том, почему Вас заинтересовала именно эта тема, обоснуйте её актуальность, назовите цели и задачи Вашего исследования.

    В основной части выступления в тезисной форме передайте содержание основных пунктов плана реферата.

    В заключении сообщения сделайте краткие выводы по теме.

    Следите за соразмерностью структурных частей Вашего выступления (вступление и заключение не должны превышать по объёму основную часть).

    Текст делите на простые предложения, что существенно облегчит для Вас чтение при заучивании, а для аудитории – восприятие ваших слов в процессе выступления.

    В ходе сообщения необходимо пояснять слушателям значение новых терминов и терминологических сочетаний.

    Не злоупотребляйте цифрами. Обилие цифровой информации может запутать не только слушателей, но и самого выступающего.

    Подберите из текста реферата наиболее яркие цитаты по теме выступления, однако избегайте обильного цитирования.

    Подумайте, какие могут возникнуть к Вам вопросы по ходу выступления. Продумайте ответы на них.

    Проверьте наличие логических связок между всеми частями Вашего выступления.

    Заучивание и предварительное проговаривание текста завершает процесс подготовки выступления. Труднопроизносимые слова повторите несколько раз. Отметьте в тексте выступления те места, в которых Вам будет необходимо изменить интонацию. Сделайте хронометраж выступления – время предварительного чтения текста должно совпадать с тем, которое Вам отведено для произнесения речи на защите реферата (от 5 до 10 мин).

    Из специальных ораторских приемов можно посоветовать следующие: говорите достаточно громко и отчетливо – этим Вы привлечете внимание и облегчите процесс слушания. Не забудьте и о роли визуального контакта с аудиторией. Старайтесь смотреть своим слушателям прямо в глаза, переводя взгляд с одного лица на другое: обычно это вызывает чувство, будто Вы обращаетесь персонально к каждому из присутствующих, и побуждает их также не спускать с Вас глаз. Обратите внимание на приведённую ниже памятку (табл. 3 ). Она поможет Вам сделать устное публичное выступление более эффективным.

Таблица 3

Памятка для анализа исполнения доклада

с аудиторией

Докладчик обращается ко всем? Смотрит на слушателей?

В какой мере зависит от написанного текста?

держаться

(осанка, поза)

Докладчик держится прямо? Свободно? Уверенно?

Поза удобная?

Есть ли жесты?

Звучание

Темп речи (успевали воспринимать, записывать?)?

Говорит не слишком громко (тихо)?

Тон – заинтересованный (дружеский, безразличный и т.д.)?

Естественны? Целесообразны (уместны)?

Лицо живое? Было ли что-то особенное в мимике и жестах докладчика?

Требования к оформлению реферативного сообщения, презентации, их содержанию, объему и а также критерии его оценки устанавливаются преподавателем с учетом специфики учебной дисциплины. При их отсутствии студент руководствуется общими требованиями, изложенными в настоящих методических указаниях.

Презентация выполняется по теме реферативного сообщения в объеме 12-15 слайдов.

Реферативное сообщение, как правило, должно содержать следующие структурные элементы: титульный лист; содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; последний лист реферата; приложения (в виде презентации).

Наименование частей реферата, количество страниц

Титульный лист – 1 стр.;

Введение 2 стр.;

Основная часть 15-20 стр.;

Заключение 1-2 стр.;

Список использованных источников 1-2 стр.;

Последний лист 1стр.;

Приложения 12-15 слайдов.

Титульный лист реферативного сообщения, оформляется по установленному образцу, приведенному в Приложении 1.

Во введении дается общая характеристика реферативного сообщения: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферативного сообщения по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферативного сообщения. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме реферативного сообщения и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферативного сообщения должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферативного сообщения. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферативного сообщения быть не должно.

Главы основной части реферативного сообщения могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферативного сообщения является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферативного сообщения ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферативного сообщения. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферативного сообщения.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферативного сообщения их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферативного сообщения.

Студент несет полную ответственность за научную самостоятельность реферативного сообщения, что подтверждается на последнем листе работы. Форма заполнения последнего листа реферативного сообщения приведена в Приложении 2. В случае обнаружения плагиата реферативное сообщение снимается с рассмотрения без права доработки (студент должен выполнять новое реферативное сообщение на новую тему).

В приложениях (электронный вариант презентации) следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферативного сообщения:

1. Реферативное сообщение и презентация представляются руководителю в электронном виде не позднее 10 дней до зачета.

Электронный адрес: [email protected]

2. Текст реферативного сообщения должен быть исполнен с использованием редактора WORD, шрифт - «Times New Roman», размер шрифта - №14, межстрочный интервал – полуторный.

3. Текст реферативного сообщения, таблицы и иллюстрации следует располагать на листах, соблюдая следующие размеры полей: левое поле - 30 мм, правое поле - 10 мм, верхнее поле - 20 мм, нижнее поле - 20 мм.

4. Нумерация страниц реферативного сообщения – сквозная, начиная с титульного листа. Непосредственно на титульном листе номер страницы не ставится, номера последующих страниц проставляются в правом верхнем углу арабскими цифрами (шрифт №10), без точки в конце.

5. Названия структурных элементов реферативного сообщения и глав основной части располагаются на отдельных строках и выполняются жирным шрифтом, прописными (заглавными) буквами (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ и т.д.), без переносов и с выравниванием по центру. Эти заголовки отделяются от текста межстрочным интервалом. Подчеркивать заголовки не следует. Точку в конце заголовка ставить не нужно.

6. Каждый структурный элемент и главу основной части следует начинать с новой страницы.

7. Структурным элементам реферативного сообщения номер не присваивается, т.е. части реферативного сообщения "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и т.п. порядкового номера не имеют. Нумерации подлежат только главы и параграфы в рамках основной части реферативного сообщения.

8. Главы должны иметь порядковые номера в пределах всего реферативного сообщения, обозначенные арабскими цифрами. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой.

9. Заголовки параграфов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Шрифт заголовков одного уровня рубрикации должен быть единым по всему тексту.

10. Абзацный отступ (отступ в начальной строке текста абзаца) должен составлять 12-15 мм.

11. Текст реферативного сообщения должен быть четким, законченным, понятным. Орфография и пунктуация текста должны соответствовать ныне действующим правилам.

12. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) объединяются единым названием «рисунок». Характер иллюстрации может быть указан в её названии (например, «Рис.1. Блок-схема алгоритма…»).

Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещается под ней после слова «Рис.» и номера иллюстрации. При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова "Таблица".

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова "Таблица" и располагается по центру. Слово "Таблица" и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.

При переносе таблицы головку таблицы следует повторить, и над ней размещают слова "Продолжение таблицы" с указанием ее номера. Если головка таблицы велика, допускается её не повторять; в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице измерения, то её обозначение помещается над таблицей, например, в конце заголовка.

Иллюстрации вместе с их названиями, а также таблицы вместе с их реквизитами должны быть отделены от основного текста снизу и сверху пробелами с одинарным межстрочным интервалом.

В поле иллюстраций и в таблице допускается более мелкий шрифт текста, чем основной текст, но не менее шрифта №10, а также меньший межстрочный интервал.

На все иллюстрации и таблицы должны быть ссылки в тексте работы (например: «на рис.5 показано…», "в соответствии с данными табл.2"и т.п.).

13. При ссылке на источник после упоминания о нем в тексте реферативного сообщения проставляется в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы источника, на которых помещается используемая информация.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

Законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

Специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

14. Приложения следует оформлять как продолжение реферативного сообщения в электронном варианте в виде презентации реферативного сообщения.

Каждое приложение должно быть выполнено в виде отдельного файла. Вверху файла справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру слайда отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферативного сообщения:

Срок сдачи готового реферативного сообщения определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферативное сообщение. Срок доработки реферативного сообщения устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Семилукский политехнический колледж»

РЕФЕРАТ И РЕФЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ: ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Семилуки

2015

Одобрено методическим советом ГБПОУ ВО «СПК»

Составители:

Бороздинова Н.А. преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «СПК»

Реферат и реферативное сообщение: требования и критерии оценки. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов / Н.А.Бороздинова, преподаватель высшей квалификационной категории.

Цель методического пособия – формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы в учебно-научной сфере деятельности, в частности обучение письменному реферированию и устному публичному выступлению на информационной базе учебного реферата. Методические рекомендации предназначены студентам - первокурсникам, изучающим общеобразовательные дисциплины.

© Бороздинова Н.А., 2015 г.

© Семилукский политехнический колледж

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одной из эффективных форм организации самостоятельной работы обучающегося является подготовка реферата по изучаемой дисциплине гуманитарного блока и реферативного сообщения на его информационном материале. Работа над учебным письменным рефератом и реферативным сообщением способствует развитию у обучающихся навыков организации своей учебно-образовательной деятельности и управления ею; помогает формированию умений самостоятельного информационного поиска, анализа, обработки материала, в том числе компрессии научного текста, его логико-смысловой переработки.

Кроме того, в процессе подготовки учебного реферата и реферативного сообщения происходит развитие познавательной активности студентов, их креативного мышления, способностей в сфере продуктивной речевой деятельности, в частности, они приобретают навыки самостоятельного продуцирования письменного и устного реферативного научного текста, которые необходимы для их дальнейшей учебно-научной и научно-исследовательской работы.

Как известно, к числу общекультурных компетенций, которыми должны овладеть выпускники колледжа, относятся умения выступать публично, формулировать и отстаивать свою точку зрения, вести диалог, аргументировать выдвинутые положения. Именно эти навыки и умения приобретают студенты-первокурсники в процессе подготовки устного реферативного выступления.

Цель данного издания - помочь обучающимся создать качественный интеллектуальный продукт, получить первичный опыт и начальные навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, приобрести умения и навыки устного публичного выступления в учебно-научной и учебно-профессиональной сферах деятельности.

Пособие содержит два раздела и приложения. Первый раздел включает общую информацию о реферате, о требованиях к содержанию и оформлению разделов реферата, о критериях оценивания и моделях защиты реферата. Даны рекомендации о том, как готовить реферат с помощью Интернета и представлены электронные адреса сайтов, которые могут оказать помощь в работе над рефератом.

Во втором разделе представлена информация об особенностях реферативного сообщения и устного публичного выступления, даны рекомендации по его подготовке и проведении, представлены критерии оценивания преподавателем реферативного сообщения.

Приложение содержит образцы оформления реферата и реферативного сообщения

СОДЕРЖАНИЕ

раздел 1. Реферат как жанр письменной научной речи

    Понятие реферата, его виды и структура

    Этапы работы над рефератом

    Обработка и систематизация информации.

    Разработка плана реферата.

    Модели защиты реферата

Раздел 1. Реферат как жанр письменной научной речи

Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения; одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников.

Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.

Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Классический реферат представляет собой пересказ существующих источников по теме. Основным отличием реферата от сочинения или эссе является то, что его написание не требует оригинальности высказываемых положений, новых идей, индивидуального мнения автора.

Специфика реферата (по сравнению с курсовой работой):

не содержит развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок,

дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте.

Цель написания реферата как формы самостоятельной учебной деятельности студентов в колледже – научиться:

    самостоятельно находить научную литературу по теме;

    работать с литературой;

    анализировать проблему, факты, явления, систематизировать и обобщать данные,

    делать выводы;

    аргументированно формулировать свою точку зрения;

    оценивать теоретическое и практическое значение проблемы;

    выстраивать логику изложения материала;

    создавать стилистически грамотный письменный научный текст;

    • правильно оформлять работу (цитаты, ссылки, список использованной литературы, таблицы, рисунки).

Виды рефератов

По полноте изложения

Информативные (рефераты-конспекты).

Индикативные (рефераты-резюме).

По количеству реферируемых источников

Монографические.

Обзорные.

Структура реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);

3) введение;

4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.

Реферат оценивается преподавателем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

Этапы работы над рефератом

Подготовка учебного реферата включает в себя следующие основные этапы:

    выбор темы;

    подбор и изучение основных источников по теме;

    составление библиографии;

    обработка и систематизация информации;

    разработка плана реферата;

    написание реферата.

Выбор темы. Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования по согласованию с преподавателем из списка разработанных тем. Студент может предложить свою тему, аргументировав свой выбор.

Формулировка темы работы должна быть:

    ясной по форме (не допускать двойного толкования);

    конкретной (не содержать неопределённых слов типа «некоторые», «особые» и т.д.);

    быть компактной.

Подбор и изучение основных источников по теме. Как правило, при составлении учебного реферата используется не менее 8-10 текстов-источников (статей, монографий, исследований). Информационный поиск осуществляется по каталогам библиотеки или посредством поисковых систем Интернета.

Составление библиографии. Составление библиографии требует определенных навыков, что связано с последующим оформлением списка использованной литературы. При знакомстве с ней следует выписывать библиографическую информацию о печатных изданиях, а также электронных источниках: 1) автор источника (книги, статьи и сборника, ее содержащего); 2) название; 3) место издания (город); 4) название издательства; 5) дата издания; 6) для периодических изданий – номер выпуска; 7) объем источника (страницы или байты); 8) режим доступа и дата посещения сайта для Интернет-ресурса.

Например: Якушин Н.И. Н.А.Некрасов в жизни и творчестве. – М., издательство «Академия », 2008.

Обработка и систематизация информации

Отобранные тексты-источники должны быть прочитаны неоднократно.

К формам обработки материала относятся записи конспекта прочитанного, тезисы, аннотации, выписки, цитаты, фото-, ксеро-, электронные копии текстов.

Конспект – наиболее сложная форма записи прочитанного, объединяющая план изложения, выписки и тезисы. Это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты. Конспект содержит основные выводы, положения, факты, доказательства. Он бывает плановым, текстуальным, свободным, тематическим. Пунктам планового конспекта соответствуют определенные части конспекта. Текстуальный составляется из логически связанных цитат. Свободный – это сочетание выписок и цитат, тематический относится не ко всему тексту, а к определенному вопросу.

Тезис – кратко сформулированная основная мысль смысловой части текста. Аннотация – краткая характеристика произведения, в которой приводятся тема первоисточника, перечень основных вопросов, рассмотренных в публикации.

Цитата – точная, буквальная выдержка из текста-источника. В отличие от конспекта реферат должен быть написан своими словами, что не исключает возможность использования цитат. Очень часто цитата помогает подтвердить правильность точки зрения, придает вес и значение всей работе. Однако важно соблюдать меру: цитата должна лишь подтвердить мысль, а не заслонять ее. Каждая цитата обязательно должна иметь библиографическую ссылку на автора, на одной странице может находиться не более 2-3 цитат, не рекомендуется употреблять несколько цитат подряд.

Разработка плана реферата

Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы.

План реферата – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы; самая краткая запись, отражающая последовательность изложения мысли и раскрывающая содержание текста. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. В рабочем плане определяется основная цель исследования, намечаются направления, порядок работы над рефератом и устанавливаются сроки его выполнения.

План реферата, разработанный обучающимся, рекомендуется обсудить в ходе консультаций с преподавателем, чтобы убедиться в правильности последующей работы.

План может быть:

Хронологическим (тема рассматривается в исторической последовательности);

Описательным (тема делится на составные части, раскрывающие в целом отдельные стороны объекта);

Аналитическим (тема исследуется в причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах).

Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы.

Требования, предъявляемые к плану реферата, сводятся к следующему:

План должен содержать вопросы, необходимые для полного раскрытия темы;

План должен содержать последовательное, взаимосвязанное, логичное раскрытие избранной темы;

В плане не должно быть вопросов, ответы на которые частично содержатся в предыдущих или последующих разделах работы.

При составлении плана реферата нужно учитывать, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы (часть не может равняться целому).

Написание реферата . При работе над учебным рефератом необходимо помнить, что он относится к жанрам научного стиля речи. Поэтому языковое оформление реферата должно отвечать требованиям, предъявляемым к языку науки.

Как готовить рефераты с помощью Интернета

Для того, чтобы отобрать нужный для работы материал в наше время можно использовать Интернет. Помимо книг и учебных пособий во Всемирной Сети всегда можно найти некоторое количество готовых работ сходной тематики различного уровня (от докладов на 1-2 страницы до дипломных работ объёмом до 100 листов), которые можно использовать в качестве образца или основы для будущего реферата.

Однако стоит опасаться искушения сдать понравившуюся готовую работу вместо того, чтобы написать свою. Большинство преподавателей прекрасно знакомы с различными рефератами, постоянно просматривают появляющиеся новинки в Сети и вполне могут определить источник, откуда была скачана данная работа, а это грозит осложнениями, вплоть до не сдачи работы. Кроме того, учебный реферат формирует те теоретические навыки, которые будут необходимы при написании работ более высокого порядка (курсовых и дипломных работ). Поэтому стоит попробовать написать хотя бы несколько учебных рефератов самостоятельно. Таким образом, активное использование в современном учебном процессе такой формы работы, как написание реферата, вполне обосновано.

Использование Интернета при самостоятельной подготовке реферата оправдано, так как помогает в достаточно короткий срок получить необходимый материал. Если при написании реферата используются не только книги и учебные пособия, найденные в Сети, но и готовые работы, то стоит обратить внимание на их качество. Как минимум, стоит просмотреть готовый текст на предмет соответствия темы и материала, наличие плана работы, списка литературы и объёма. Лучше всего использовать своего рода творческий подход: взять несколько работ одной и той же тематики, сравнить, выбрать наиболее удачные моменты, дополнить материалом из учебников и периодических изданий и взять их в качестве основы для создания собственной уникальной работы.

Помочь в это трудоёмком вопросе могут такие сайты, как:

Коллекция рефератов на нетехнические темы:

Коллекция рефератов "На куличках":

Московская коллекция рефератов:

Российская коллекция рефератов:

Центральный банк российских рефератов:

Требования к оформлению работы. Компоненты содержания

    Работа оформляется на белой бумаге (формат А-4) на одной стороне листа.

    Титульный лист (на титульном листе размещается такая информация: название учебного заведения, тип работы (реферат), наименование дисциплины, тема работы, номер курса и группы, Ф.И.О. студента и преподавателя, дата. При оформлении доклада или эссе титульный лист не требуется. При написании реферата его наличие является обязательным условием)

    Наличие плана (содержания) работы (в нем последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). План работы отличается от содержания тем, что пункты плана нумеруются и озаглавливаются, а номера страниц не указываются. Содержание не предполагает нумерации разделов работы, однако требует заголовков и указания страниц. Иногда встречается в рефератах оглавление. Употребление данного термина для реферата нецелесообразно. Оглавление предусмотрено в работах более высокого уровня: курсовых и дипломных.

    Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность выбранной темы, указывается цель и задачи реферата, дается анализ использованной литературы).

    Основная часть (каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего, даются все определения понятий, теоретические рассуждение, исследования автора или его изучение проблемы). Отличительной особенностью реферата является наличие таких формулировок, как: "по словам учёного…", "по мнению такого-то автора…", "с точки зрения того-то…", "согласно теории такой-то", "концепция такая-то основывается на…", "сущность высказываемой автором позиции базируется на таких принципах…" и т.п. Использование подобных оборотов свидетельствует о том, что автор реферата знаком с различными видами источников, свободно оперирует необходимыми понятиями, разбирается в различиях тех или иных точек зрения по рассматриваемому вопросу.

    Обязательно в реферате должны быть ссылки на используемую литературу.

    Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

    Список литературы (в соответствии со стандартами, должна быть соблюдена последовательность написания библиографии)

    Приложения: чертежи, рисунки, графики оформляются черным цветом. Они не входят в общий объем работы.

    Объем работы: 10-15 листов машинописного текста.

Модели защиты реферата

1. «Классическая»
Устное выступление студента сосредоточено на принципиальных вопросах;
- тема исследования
- круг использованной литературы
- новизна работы (исследование новых источников, новые версии)
- основные выводы по содержанию реферата,
2. «Индивидуальная»
Студент раскрывает личностные аспекты работы над рефератом.
- обоснование темы реферата
- способы работы над рефератом
- оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты
- личная значимость проделанной работы
- перспективы продолжения исследования.
3. «Творческая» защита предполагает:
- оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарии
- демонстрацию видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования
- яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата.

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Требования к реферату

Баллы

5

4

3

2

Соответствие содержания реферата заявленной тематике

+

+

+

-

Соответствие общим требованиям написания реферата

+

+

+

-

Чёткая композиция и структура, наличие содержания

+

+

+

-

Логичность представления материала

+

+

+/-

-

Отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических и иных ошибок

+

+/-

+/-

-

Самостоятельность изучения материала и анализа

+

+

+/-

-

Реферат оценивается по пятибалльной шкале.

5 баллов – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями оформления реферата; реферат имеет чёткую композицию и структуру; в тексте реферата отсутствуют логические нарушения в представлении материала; корректно оформлены и в полном объёме представлены список использованной литературы и ссылки на использованную литературу в тексте реферата; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата;

4 балла – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания реферата, но есть погрешности в техническом оформлении; реферат имеет чёткую композицию и структуру; в тексте реферата отсутствуют логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлены список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; корректно оформлены и в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте реферата; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата;

3 балла – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; в целом реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания реферата, но есть погрешности в техническом оформлении; в целом реферат имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте реферата есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте реферата; есть единичные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; в целом реферат представляет собой самостоятельное исследование, представлен анализ найденного материала;

2 балла – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; в реферате отмечены нарушения общих требований написания реферата; есть погрешности в техническом оформлении; в целом реферат имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте реферата есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте реферата; есть частые орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат представляет собой непереработанный текст другого автора;

При оценивании реферата 2 баллами он должен быть переделан в соответствии с полученными замечаниями и сдан на проверку заново не позднее срока окончания приёма рефератов.

Не получив максимальный балл, студент имеет право с разрешения преподавателя доработать реферат, исправить замечания и вновь сдать реферат на проверку.

На защите реферата к рецензии могут быть прибавлены следующие критерии:
- умения ясно выражать свои мысли в устной форме
- умения четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения.

Студенты могут участвовать в оценивании работ, заполняя судейские карточки по нескольким заранее определенным критериям.

Раздел 2. Реферативное сообщение как жанр устной научной речи

Общая характеристика устной научной речи

Устная речь, и устная научная в том числе, - это речь звучащая. Поэтому в ней большую роль играет интонация (мелодика речи, громкость и длительность, темп и тембр произнесения). Важны также место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз.

Восприятие устной речи происходит одновременно по слуховому и зрительному каналам. В связи с этим такие невербальные средства общения, как мимика, жесты, взгляд, пространственное расположение говорящего и слушающего несут определённую смысловую нагрузку, делают содержание звучащего текста более информационно насыщенным.

Так как устная речь характеризуется необратимостью, поступательным и линейным характером развёртывания, говорящий должен следить за тем, чтобы его речь была логичной и связной, выбирать соответствующие слова для адекватного выражения мысли. К языковым особенностям устной речи относятся

меньшая лексическая точность (по сравнению с письменной речью);

небольшая длина предложений;

ограничение сложности словосочетания и предложений;

отсутствие причастных и деепричастных предложений;

деление единого предложения на несколько самостоятельных коммуникативных единиц.

Устная речь бывает подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (беседа, разговор и др.).

Устная научная речь – это в большей степени речь подготовленная, информирующая. К устным научно-информативным жанрам относятся реферативное сообщение, лекция, доклад.

Особенности реферативного сообщения

Реферативное сообщение – устное публичное выступление, в ходе которого кратко излагается содержание подготовленного студентом письменного реферата. Продолжительность выступления - 5-10 минут. В течение этого времени выступающий должен сообщить о цели, задачах своего исследования, раскрыть основные пункты плана реферата, познакомить с выводами, представленными в его работе. Предполагается также, что референт должен уметь отвечать на вопросы преподавателя и студентов по содержанию его выступления.

Реферативное сообщение отличается от самого реферата прежде всего объемом и стилем изложения, так как учитываются особенности устной научной речи и публичного выступления в целом. В реферативном сообщении содержание реферата представляется подробно (или кратко) и, как правило, вне оценки, то есть изложение приобретает обзорный характер и решает коммуникативную задачу (передать в устной форме информацию, которая должна быть воспринята слушателями).

Учитывая публичный характер реферативного сообщения, выступающий должен:

Составить план и тезисы выступления;

Кратко представить проблематику, цель, структуру и т.п.;

Обеспечить порционную подачу материала не в соответствии с частями, разделами и параграфами, а сегментировать в зависимости от новизны и важности информации;

Соблюдать четкость и точность выражений, их произнесение; обращать внимание на интонацию, темп, громкость и т.п. особенности публичного выступления;

Демонстрировать подготовленный характер высказываний, допуская, как в любой другой устной речи, словесную импровизацию.

Поскольку публичное выступление – непростое дело даже для подготовленного человека, рекомендуется написать текст вашего выступления. Познакомьтесь с практическими рекомендациями по его написанию.

В начале выступления кратко остановитесь на том, почему вас заинтересовал именно эта тема, обоснуйте её актуальность, назовите цели и задачи вашего исследования.

В основной части выступления в тезисной форме передайте содержание основных пунктов плана реферата.

В заключении сообщения сделайте краткие выводы по теме.

Следите за соразмерностью структурных частей вашего выступления (вступление и заключение не должны превышать по объёму основную часть).

Текст делите на простые предложения, что существенно облегчит для вас чтение при заучивании, а для аудитории – восприятие ваших слов в процессе выступления.

В ходе сообщения необходимо пояснять слушателям значение новых терминов и терминологических сочетаний.

Не злоупотребляйте цифрами. Обилие цифровой информации может запутать не только слушателей, но и самого выступающего.

Подберите из текста реферата наиболее яркие цитаты по теме выступления. Однако избегайте обильного цитирования.

Подумайте, какие могут возникнуть к вам вопросы по ходу выступления. Продумайте ответы на них.

Проверьте наличие логических связок между всеми частями вашего выступления.

Заучивание и предварительное проговаривание текста завершает процесс подготовки выступления. Труднопроизносимые слова повторите несколько раз. Отметьте в тексте выступления те места, в которых вам будет необходимо изменить интонацию. Сделайте хронометраж выступления – время предварительного чтения текста должно совпадать с тем, которое вам отведено для произнесения речи на защите реферата (от 5 до 10 мин.).

Из специальных ораторских приемов можно посоветовать следующие: говорите достаточно громко и отчетливо – этим вы привлечете внимание и облегчите процесс слушания. Не забудьте и о роли визуального контакта с аудиторией. Старайтесь смотреть своим слушателям прямо в глаза, переводя взгляд с одного лица на другое: обычно это вызывает чувство, будто вы обращаетесь персонально к каждому из присутствующих, и побуждает их также не спускать с вас глаз. Обратите внимание на данную ниже памятку. Она поможет вам сделать устное публичное выступление более эффективным.

Памятка для анализа исполнения доклада

1. Контакт с аудиторией.

Докладчик обращается ко всем, смотрит на слушателей, свободно владеет информацией

Манера держаться

(осанка, поза).

Докладчик держится прямо, свободно, уверенно

Дикция четкая

Темп речи умеренный

Тон – заинтересованный, дружеский

Мимика, жесты.

Естественны, целесообразны и уместны

Критерии оценки преподавателем устного реферативного сообщения

Реферативное выступление оценивается по следующим критериям:

1. Соответствие содержания выступления теме – 2 балла.

2. Информативность выступления, полнота раскрытия темы (представлены основные положения реферата, раскрывающие тему выступления) -2 балла.

3. Соблюдение логической последовательности и связности изложения -2 балла.

4. Степень владения материалом (глубина и правильность понимания основных проблем по заявленной теме, владение терминологией) - 2 балла.

5.Соблюдение временных параметров и требований к объёму текста выступления -2 балла.

6. Правильность речи - 2 балла.

7. Владение навыками публичного выступления (контакт с аудиторией, манера держаться, звучание голоса и т.д. см. Памятку) – 3 балла.

Студенты, набравшие за письменный реферат 8 и больше баллов и за устное реферативное выступление 7 и больше баллов получают зачёт по дисциплине автоматически, если выдержаны соответствующие параметры по текущему рейтинг-контролю и рубежному рейтинг-контролю.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.: учебн.для общеобразов. Учреждений. – М. Просвещение, 2010

    Ломилина Н.И., Сигов В.К. Уроки словесности. Литература XIX и ХХ веков (дидактические материалы по русскому языку и литературе)

    Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: Издательство «Дашков и К», 2008. – 340 с.

    Дюдина З.В., Кочкина Т.П. Методические рекомендации по написанию реферата. – Ноябрьск, Педагогический колледж, 2010.

    Организация научно-исследовательской деятельности студентов: в 2 ч. Ч. 1. Реферат: пособие для самостоятельной работы студентов / сост. Е.Ю. Панина, Р.Н. Зиятдинов. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2004. – 31 с.

    Сальникова Т.П. Исследовательская деятельность студентов: учеб. пособие / Т.П. Сальникова. – М.: Сфера, 2005. – 96 с.

    Соловьева И.Н. Основы организации учебно-научной работы студента: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / И.Н. Соловьева. – М.: Изд-во АПК и ППРО, 2005. – 55 с.

Приложение 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "СЕМИЛУКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

РЕФЕРАТ

Тема______________________________________

Выполнил : студент ____курса, группы____

______________________________________

(ФИО студента)

Проверил: преподаватель

_____________________________________

(ФИО преподавателя)

СЕМИЛУКИ

2015

Приложение 2

Примерные темы рефератов по дисциплине «Литература»

    Исторический роман в русской литературе.

    Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

    Отражение событий современной российской истории в отечественной литературе.

    Образ учителя в русской литературе.

    Тема воспитания в русской литературе. («Что посеешь, то и пожнёшь»).

    Изменение типа героя в русской литературе 19 века (по произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева).

    Тема чести и человеческого достоинства в русской литературе

    Внутренний мир человека на страницах русской литературы

    Конфликт и его своеобразие в произведениях русской литературы

    Проблема поиска истины в русской литературе

    Тема красоты мира и человека в русской литературе

    Тема совести в русской литературе

    Тема сострадания и милосердия в русской литературе

    Тема человеческой судьбы в русской литературе

    Тема семьи в русской литературе

    Тема греха и покаяния в русской литературе

    Тема подвига в русской литературе

    Проблема нравственного выбора в русской литературе

    Тема поэта и поэзии в русской литературе

    Тема города в русской литературе

    Художественное своеобразие произведений (по творчеству писателя русской литературы XIX – XX века)

    Искусство создания характера (по творчеству писателя русской литературы XIX – XX века)

    Тема свободы в русской литературе

    Тема маленького человека в русской литературе

    Тема любви в русской литературе

    Роль лирических отступлений в русской литературе

    Особенности стиля одного из писателей русской литературы

    Природа и человек в русской литературе

Муниципальное Общеобразовательное учреждение

Восточно – Европейский лицей

Кресс-салат как тест-объект для оценки

загрязнения почвы

Реферативное сообщение

ученицы 11 «Ф» класса

Тахтамыш Ольги

Руководитель:

Павлова Лариса Сергеевна

Саратов

Введение…………………………………………………….………….3 Глава 1. Биологические особенности кресс-салата........................7 Глава 2. Закладка опыта……………………...………….………….9 Глава 3. Эксперимент и выводы…………………………………..10 Тезисы……………………………………………………………..….12 Словарь………………………………………………………………14 Список используемой литературы………………………………..15

Введение

В современных условиях природная среда подвержена комбинированному техногенному загрязнению.1 В связи с жизнедеятельностью человеческой цивилизации синтезируются и попадают в окружающую среду новые химические соединения с невыясненными токсикологическими характеристиками. Разнообразные соединения естественного и антропогенного происхождения, накапливаясь в почве, обусловливают её загрязнённость и токсичность. Определить степень токсичности почвы можно с помощью биотестирования.

Я выбрала эту тему, так как меня заинтересовал уровень загрязненности почвы на территории Волжского района г.Саратова.

Методы биотестирования всё чаще используются для определения токсических свойств окружающих нас сред: воздуха, воды, почв, промышленных отходов, материалов и.т.д. Это объясняется рядом обстоятельств. Во- первых, указанные объекты обычно содержат большое количество ингредиентов, токсикологические свойства которых не всегда характеризуются суммой свойств каждого из них с учётом количественного состава, определяемого аналитическими методами. Во- вторых, количество присутствующих в окружающей среде загрязнителей значительно превышает число удовлетворительных физико-химических методов анализа, позволяющих контролировать их содержание на уровне ПДК. Биотестирование даёт возможность получить интегральную токсикологическую характеристику природных сред независимо от качественного и количественного состава загрязняющих веществ.

Биоиндикация – это оценка состояния среды с помощью живых объек­тов. Живые объекты (или системы) – это клетки, организмы, популяции, сообщества. С их помощью может проводиться оценка как абиотических факторов (температура, влажность, кислотность, соленость, содержание поллютантов и т.д.), так и биотических (благополучие организмов, их популяций и сообществ). Термин «биоиндикация» чаще используется в европейской научной литературе, а в американской его обычно заменяют аналогичным по смыслу названием «экотоксикология».

Часто задают вопрос: «Почему для оценки качества среды приходится использовать живые объекты, когда это проще делать физико-хими­ческими методами?» По мнению Ван Штраалена (1998), существуют по крайней мере три случая, когда биоиндикация становится незаменимой.

1. ^ Фактор не может быть измерен. Это особенно характерно для попы­ток реконструкции климата прошлых эпох. Так, анализ пыльцы растений в Северной Америке за длительный период показал смену теплого влажного климата сухим прохладным и далее замену лесных сообществ на травяные. В другом случае остатки диатомовых водорослей (соотношение ацидофиль­ных и базофильных видов) позволили утверждать, что в прошлом вода в озерах Швеции имела кислую реакцию по вполне естественным причинам.

2. ^ Фактор трудно измерить. Некоторые пестициды так быстро разлагаются, что не позволяют выявить их исходную концентрацию в почве. Например, инсектицид дельтаметрин активен лишь несколько часов после его распыления, в то время как его действие на фауну (жуков и пауков) прослеживается в течение нескольких недель.

3. ^ Фактор легко измерить, но трудно интерпретировать. Данные о концентрации в окружающей среде различных поллютантов (если их концентрация не запредельно высока) не содержат ответа на вопрос, насколько ситуация опасна для живой природы. Показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) различных веществ разработаны лишь для человека. Однако, очевидно, эти показатели не могут быть распространены на другие живые существа. Есть более чувствительные виды, и они могут оказаться ключевыми для поддержания экосистем. С точки зрения охраны природы, важнее получить ответ на вопрос, к каким последствиям приведет та или иная концентрация загрязнителя в среде. Эту задачу и решает биоиндикация, позволяя оценить биологические последствия антропогенного изменения среды. Физические и химические методы дают качественные и количественные характеристики фактора, но лишь косвенно судят о его биологическом действии. Биоиндикация, наоборот, позволяет получить информацию о биологических последствиях изменения среды и сделать лишь

Косвенные выводы об особенностях самого фактора. Таким образом, при оценке состояния среды желательно сочетать физико-химические методы с биологическими.

Актуальность биоиндикации обусловлена также простотой, скоростью и

Дешевизной определения качества среды. Например, при засолении почвы в городе листья липы по краям желтеют еще до наступления осени. Выявить такие участки можно, просто осматривая деревья. В таких случаях биоиндикация позволяет быстро обнаружить наиболее загрязненные местообитания.

Биоиндикаторы – это биологические объекты (от клеток и биологических макромолекул до экосистем и биосферы), используемые для оценки состояния среды. Когда хотят подчеркнуть то, что биоиндикаторы могут принадлежать к разным уровням организации живого, употребляют термин «биоиндикаторные системы».

Критерии выбора биоиндикатора :

Быстрый ответ;

Надежность (ошибка <20%);

Простота;

Мониторинговые возможности (постоянно присутствующий в природе объект).

Типы биоиндикаторов:

1. Чувствительный. Быстро реагирует значительным отклонением показателей от нормы. Например, отклонения в поведении животных, в физиологических реакциях клеток могут быть обнаружены практически сразу после начала действия нарушающего фактора.

2. Аккумулятивный. Накапливает воздействия без проявляющихся нарушений. Например, лес на начальных этапах его загрязнения или вытаптывания будет прежним по своим основным характеристикам (видовому составу, разнообразию, обилию и пр.). Лишь по прошествии какого-то времени начнут исчезать редкие виды, произойдет смена преобладающих форм, изменится общая численность организмов и т.д. Таким образом, лесное сообщество как биоиндикатор не сразу обнаружит нарушение
среды.

Биоиндикаторы принято описывать с помощью двух характеристик: специфичность и чувствительность.

При низкой специфичности биоиндикатор реагирует на разные факторы, при высокой – только на один (см. примеры по специфической и неспецифической биоиндикации).

При низкой чувствительности биоиндикатор отвечает только на сильные отклонения фактора от нормы, при высокой – на незначительные.

Тест-организмы – это биоиндикаторы (растения и животные), которых используют для оценки качества воздуха, воды или почвы в лабораторных опытах.

Примеры тест-организмов:

Одноклеточные зеленые водоросли (хлорелла, требоуксия из лишайников и пр.);

Простейшие: инфузория-туфелька;

Членистоногие: рачки дафния и артемия;

Мхи: мниум;

Цветковые: злак плевел, кресс-салат.

Одно из основных требований к тест-организмам – это возможность получения культур из генетически однородных организмов. В таком случае отличия между опытом и контролем с большей вероятностью могут быть отнесены на счет нарушающего фактора, а не индивидуальных различий между особями.

Биоиндикация может осуществляться на всех уровнях организации живого: биологических макромолекул, клеток, тканей и органов, организмов, популяций (пространственная группировка особей одного вида), сообществ, экосистем и биосферы в целом. Признание этого факта – достижение современной теории биоиндикации.

На низших уровнях биоиндикации возможны прямые и специфические формы биоиндикации, на высших – лишь косвенные и неспецифические. Однако именно последние дают комплексную оценку влияния антропогенных воздействий на природу в целом.

Особенности современного состояния биоиндикации

В настоящее время состояние биоиндикации характеризуется следующими важнейшими особенностями:

Признание важности использования биоиндикаторов на всех уровнях организации живого;

Предпочтение интегрированных показателей состояния биологических систем;

Рост шкал исследования из-за понимания, что локальная угроза может стать региональной и биосферной;

Переход от точки зрения, что оптимальным является состояние природы до вмешательства человека, к распознаванию многих «приемлемых» состояний под влиянием человека;

Понимание необходимости распознавать ранние симптомы нарушения, пока расходы на восстановление не стали слишком велики.

Биологические особенности кресс-салата
Кресс-салат - однолетнее растение семейства капустных, обладающее повышенной чувствительностью к загрязнениям почвы тяжелыми металлами, а также к загрязнению воздуха газообразными выбросами автотранспорта. Стебель разветвленный, достигает высоты 1 м. Прикорневые листья черешковые, последующие - перисторассеченные. Цветки многочисленные, мелкие, белые. Цветет в мае - июне. Плод - стручок с овально-яйцевидными крылышками. Семена очень мелкие, продолговатые. Растение перекрестноопыляющееся. Это холодостойкая культура, оптимальная температура для ее роста около 15...18°C. К влажности кресс-салат предъявляет умеренные требования, но хороший урожай получают только на увлажненной почве. Hедостаток влаги в почве и сухость воздуха способствуют быстрому образованию побега, минуя фазу розетки. В летние жаркие месяцы растения быстро переходят к стеблеванию.
Растение любит свет, особенно на ранних этапах развития, хотя хорошо растет при частичном затенении. При коротком дне кресс-салат дает продукцию лучшего качества и дольше не образует цветоносных стеблей, а при длинном дне и высокой температуре растения быстро стрелкуются.
Вегетационный период его до технической спелости 15-25 дней, до созревания семян - 165 дней. Для кресс-салата наиболее пригодны легкие плодородные почвы (рН 6,5-6,8).

Растения

Морфологические изменения растений, используемые в биоиндикации:

1. Изменения окраски листьев (неспецифическая, реже специфическая, реакция на различные поллютанты):

Хлороз – бледная окраска листьев между жилками. Отмечали при из­бытке в почве тяжелых металлов и при газодымовом загрязнении воздуха.

Пожелтение участков листьев. Характерно для лиственных деревьев при засолении почвы хлоридами.

Покраснение, связанное с накоплением антоциана. Возникает под действием сернистого газа.

Побурение или побронзовение. Часто означает начальную стадию некротических повреждений.

Листья как бы пропитаны водой (как при морозных повреждениях). Возникает под действием ряда окислителей, например, пероксиацетилнитрата.

Серебристая окраска листьев. Возникает под действием озона на листьях

2. Некрозы – отмирание участков ткани листа, их форма иногда специфична.

Точечные и пятнистые. Серебристые пятна на листьях табака сорта Bel W3 возникают под действием озона.

Межжилковые – некроз тканей между боковыми жилками 1 порядка. Часто отмечаются при воздействии сернистого газа.

Краевые. На листьях липы под влиянием соли (хлорида натрия), которой зимой посыпают городские улицы для таяния льда.

«Рыбий скелет»– сочетание межжилковых и краевых некрозов.

Верхушечные некрозы. У однодольных покрытосеменных и хвойных растений. Например, хвоинки пихты и сосны после действия сернистого газа становятся на вершине бурыми, верхушки листьев гладиолусов после окуривания фтористым водородом становятся белыми.

3. Преждевременное увядание. Под действием этилена в теплицах не раскрываются цветки у гвоздики, увядают лепестки орхидей. Сернистый газ вызывает обратимое увядание листьев малины.

4. Дефолиация – опадание листвы. Обычно наблюдается после некрозов и хлорозов. Например, осыпание хвои у ели и сосны при газодымовом загрязнении воздуха, листьев лип и конских каштанов – от соли для таяния льда, крыжовника и смородины – под действием сернистого газа.

5. Изменения размеров органов обычно неспецифичны. Например, хвоя сосны вблизи заводов удобрений удлиняется от нитратов и укорачивается от сернистого газа. У ягодных кустарников дым вызывает уменьшение размеров листьев.

6. Изменения формы, количества и положения органов. Аномальную форму листьев отмечали после радиоактивного облучения. В результате локальных некрозов возникает вздувание или искривление листьев, сращение или расщепление отдельных органов, увеличение или уменьшение частей цветка.

7. Изменение жизненной формы растения. Кустовидная или подушечная форма роста свойственна деревьям, особенно липе, при сильном устойчивом загрязнении воздуха (HCl, SO2).

8. Изменение жизненности. В присутствии многих поллютантов бонитет деревьев понижается от 1–2 класса до 4–5. Обычно это сопровождается изреживанием кроны и уменьшением прироста. Изменения прироста неспецифичны, но широко применяются, так как чувствительнее, чем некрозы. Измеряют радиальный прирост стволов, прирост в длину побегов и листьев, корней, диаметр таллома лишайника.

9. Изменение плодовитости. Обнаружено у многих растений. На­при­мер, при действии поллютантов уменьшается образование плодовых тел у грибов,

Снижается продуктивность у черники и ели. Некоторые виды лишайников не образуют плодовых тел в сильно загрязненном воздухе, но способны размножаться вегетативно.

Мониторинг загрязнения почвы с помощью кресс-салата. Семена проращивают в чашках Петри на фильтрах или исследуемой почве.

Наблюдение длится 10 дней. При наличии вредных веществ снижается процент всхожести семян и уменьшается скорость роста зародышевых корешков. У растений, высаженных в открытом грунте в городских центрах с интенсивным движением транспорта, под влиянием газовых выбросов отчетливо снижается длина проростков.

^ Глава 2

Закладка опыта. 25.10.2009

Пункты отбора почв.

Пробы почвы отбирались по стандартным методикам в четырёх пунктах города Саратова:

пункт №1 – территория автострады, ул. Мясницкая;

Пункт №2 – территория с дачи, с. Пристанное;

Пункт №3 – территория Глебучева оврага;

Пункт №4 – земля для цветов «Торфпредприятие»;

Пункт №5 – водопроводная вода.

Для начала мы взвешивали по 100г почвы и доливали ещё 100мл воды. Для приготовления водных вытяжек почв одну часть сухой, просеянной через сито почвы взбалтывали с четырьмя частями дистиллированной воды в течение 15 минут. Полученную смесь периодически взбалтывали и отстаивали в течение двух суток, ещё раз взбалтывали и фильтровали через всю толщу почвы на складчатом бумажном фильтре и нумеровали банки с вытяжкой. Вытяжку использовали для биотестирования.

Для проращивания семян кресс-салата 5 чашек Петре заполняли исследуемым субстратом, нумеровали чашки. В каждую чашку на поверхность фильтра укладывали по 50 семян кресс-салата. Покрывали семена теми же фильтрами. Увлажняли верхние слои фильтров до влажности нижних вытяжкой 25%.

^ Глава 3

Эксперимент и выводы

Изучали уровень всхожести на седьмой день после закладки опыта 1.11.2009, после чего с помощью линейки измеряли длину корней (с точностью до 1 мм). Результаты зафиксированы в виде графика.

5.11.2009 доливали воду, а 7.11.2009 произвели повторное исследование, которое представлено в виде графика.

Вывод по результатам графиков 1.11.2009:

№1 – земля для цветов «Торфпредприятие»;

№2 – водопроводная вода;

№3 – почва с территории автострады;

№4 – почва с. Пристанное;

№5 – почва с территории Глебучева оврага.

На начальном этапе развития мы заметили, что земля для цветов «Торфпредприятие» соответствует качеству, которое гарантирует производитель. А вытяжка с почвы Глебучева оврага снизила всхожесть семян. №2, №3 и №4 – средние показатели всхожести.

^ Вывод по результатам графиков 7.11.2009:

№1 - почва с территории Глебучева оврага;

№2 - земля для цветов «Торфпредприятие»;

№3 - почва с территории автострады;

№4 - почва с. Пристанное,;

№5 - водопроводная вода.

Обратите внимание, что лучший результат показала почва с территории Глебучева оврага. Это можно объяснить тем, что на этой территории находится большое количество перегноя. В земле для цветов «Торфпредприятие» содержится много специально-улучшенных удобрений. В почве с территории автострады питательный слой не повреждён, но загазованность и токсичность сточных вод уменьшают питательную ценность вытяжки. А почва с дачи, видимо, неправильно обрабатывается, глубокая перекопка, особенно с помощью мини-тракторов, ухудшает структуру почвы, так как плодородный слой 10-15см формируется очень медленно.

Мы возьмём пробы земли с возможно опасных участков нашего города:

№1 – завод «Аккумулятор»;

№2 – завод «Нитрон»;

№3 – земля с автозаправочной станции «Лукойл».

А так же хочется узнать, на самом ли деле являются парковой зоной объект №4 – Набережная;

№5 – Городской парк.

Словарь

Биоиндикация – это оценка состояния среды с помощью живых объек­тов.

Поллютант - загрязняющее вещество.

Мониторинг - в широком смысле - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.

Биоиндикаторы – это биологические объекты (от клеток и биологических макромолекул до экосистем и биосферы), используемые для оценки состояния среды.

Хлороз – бледная окраска листьев между жилками.

«Рыбий скелет» – сочетание межжилковых и краевых некрозов.

Список использованной литературы

1. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 2007.

2. Руководство по методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений. Л.: Гидрометеоиздат, 2008.

3. Богач Я., Седлачек Ф., Швецова З., Криволуцкий Д. Животные – биоиндикаторы индустриальных загрязнений // Журн. Общей биологии, 2007, № 5.

4. Багдасарян А.С.//Эффективность использования тест- систем при оценке токсичность природных сред/Экология и промышленность России, 2007. – С. 44-48.

5. Ольшанская Л.Н., Тарушкина Ю.А., Собгайда Н.А. Исследование динамики накопления цинка, меди и кадмия из высококонцентрированных растворов водными растениями // Экология и промышленность России 2008. Сентябрь.

6. Краву В.В., Бухгалтер Л.Б, Акользин А.П. Высшая водная растительность как элемент очистки сточных вод // Экология и промышленность России 2008. Август.

7. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М.: Финансы и статистика, 2007.

8. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем /Под ред. Р. Шуберт. М.: Мир, 1988.

9. Влияние антропогенных факторов на популяции наземных насекомых // Итоги науки и техники. Сер. Энтомология. Т. 13. М.: ВИНИТИ, 2007.

1Багдасарян А.С.//Эффективность использования тест- систем при оценке токсичность природных сред/Экология и промышленность России, 2007. – С. 44-48.

Разновидностями специальной аналитической информации является доклад и реферат. Многие путают такие документы, но между ними существуют определенные различия. Каждый из этих документов может быть выполнен в форме публичного выступления или в виде письменного документа, который отдается на дальнейшее прочтение. В реферате, как и докладе, выполняется обсуждение, подробное рассмотрение, изучение или подтверждение некоторых научных фактов.

На сегодняшний день доклады и рефераты являются наиболее эффективным и распространенным способом проведения обучения в школах, ВУЗах и других учебных заведениях. Поэтому каждому учащемуся просто необходимо понимать особенности каждого из документов.

Существенные отличия заключаются в выбранном варианте обработки требуемых данных и достижении различных по своей сути задач.

Особенности такой работы, как реферат

Реферат всегда является документом, представленным в форме развернутого повествования , что основывается на подтвержденных фактах. Информация для него берется из проверенных источников. По своему содержанию реферат может быть научной, юридической, культурной, художественной или экономической тематики. В большинстве случаев источниками для такой работы являются научная работа или специальная литература, которые посвящены определенной проблеме, выбранной в качестве темы.

Проблема отражается без собственной оценки этой темы автором. В реферате проводится рассмотрение наиболее достоверных и подтвержденных наукой фактов, которые способны максимально точно отразить актуальность проблемы, а также рассматриваются варианты ее решения.

Требования к оформлению

При написании реферата необходимо придерживаться определенных требований, которые качаются как структуры, так и стилистики документа. Они являются стандартом при выполнении подобных работ.

Обязательными структурными разделами, которые должны присутствовать в реферате, являются:

  • Вступительная часть.
  • Основная информация.
  • Заключение.

В первой части (вступлении) рассказывается о первоисточнике, из которого взята информация с указанием авторства, а также отображается суть поднимаемой в работе проблемы.

Основная часть должна описывать слушателю более подробно саму проблему, а также перечислить все методы ее исследования и результаты проводимых ранее анализов. Также в основном разделе рассказывается о возможностях использования и решения выбранной проблемы.

Виды рефератов

В зависимости от формы повествования реферат подразделяют на две группы:

  • Репродуктивные документы.
  • Продуктивные документы.

В первом случае реферат будет иметь вид конспекта или реферата в виде резюме. А продуктивная форма подразумевает описание нескольких точек зрения авторов первоисточников с последующим анализом информации.

Особенности доклада

В отличие от реферата такой тип научного документа представляет анализ поднимаемой проблемы . При его проведении автор доклада отстаивает свою точку зрения, опираясь на существующие научные факты и исследования, указывая ссылки на источники, а также предоставляет при желании цитаты.

  • Анализ, проведенный в виде сравнения.
  • Указание проверенного аналитического материала.
  • Научные аргументы.
  • Аналитические справки.

По своей структуре доклады разделяются на:

  • Линейные документы, которые последовательно излагают все данные по выбранной теме.
  • Разветвленные доклады, которые раскрывает не один аспект выбранной проблемы.

Доклад может быть оформлен в форме публичного выступления , которое заканчивается массовой дискуссией о поднятой проблеме с участием слушателей. Также доклады иногда представляются в виде публикации научного типа. Также такие научные документы пишутся в виде официальных сообщениях об определенных событиях или происшествиях. В качестве примера можно рассматривать выступления работника на совещании или военный доклад.

Разница между докладом и рефератом

Из выше изложенного можно сделать вывод, что эти две работы отличается следующим:

  1. Реферат представляет собой объективное изложение данных по выбранной теме, который не содержит авторских рассуждений и выводов. А доклад является исследовательской работой, которая охватывает более обширную тему, при этом в нем содержатся субъективные рассуждения и мнение составителя.
  2. При составлении реферата максимально точно передается содержание выбранных первоисточников. А в докладе рассматриваются различные точки зрения, а также определяется способ и методы решения проблемы, которые основываются на научных и исследовательских работах.
  3. Реферат не содержит авторскую оценку, а только показывает все тенденции, представленные другими людьми, что касаются выбранной темы. Доклад содержит информацию и факты, которые структурированы и максимально подтверждают оценку и выводы автора.
  4. В большинстве случаев доклад имеет меньший размер, чем реферат.

Таким образом, при написании научной работы следует придерживаться выбранной стилистики. Сегодня существуют четкие требования к написанию таких работ, и они являются стандартами.