Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Методический анализ произведения с. Боттичелли «мадонна дель магнификат

Методический анализ произведения с. Боттичелли «мадонна дель магнификат

"Мадонна Магнификат" - "Величание Мадонны" - типичное флорентийское тондо (итал. tondo, картина или рельеф, круглые по форме) подчеркивает утонченный характер живописи Сандро Боттичелли. Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные реплики его картин, выполнявшиеся учениками Боттичелли по его рисункам и картонам. Прежде всего, это были изображения Мадонны, на которые был огромный спрос. Среди них - этот шедевр.

Это самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл; названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. От Луки, I, 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны.

Эта искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии. Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Как и в "Мадонне с гранатом" Христос держит в руке плод - символ бессмертия, которое он принесет человечеству.

Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Среди них - тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачное покрывало - как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны.

Серия сообщений "ИЗО ":
Часть 1 - Любимая Susan Van Horn.
Часть 2 - Giovanni Battista Torriglia.
Часть 3 - Жак-Лоран Агассе. Нубийский жираф.
Часть 4 - Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Весна.
Часть 5 - Сандро Боттичелли. Весна.
Часть 6 - Поразительный Александр Исачев.
Часть 7 - Карл Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя;
Часть 8 - Винсент-Виллем-ван Гог. Спальня художника в Арле.
Часть 9 - Владимир Суворов. Благословенная Россия и другие картины.
Часть 10 - С.Ю.Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома.
Часть 11 - Станислав Юлианович Жуковский. Радостный май.
Часть 12 - Станислав Жуковский.
Часть 13 - Джорджоне-Барбарелли-да Кастельфранко. Спящая Венера.
Часть 14 - Алма-Тадема Лоуренс. Розы Гелиогабала.
Часть 15 - Борис Михайлович Кустодиев. Московский трактир.
Часть 16 - Никола Ланкре. Танцовщица Камарго.
Часть 17 - Лица artinsomnia.
Часть 18 - Цветастый мир Art Of Andrew Daniel.
Часть 19 - Из моей коллекции.
Часть 20 -

Из Флоренции


В старинном городе чужом и странно близком
Успокоение мечтой пленило ум.
Не думая о временном и низком,
По узким улицам плетешься наобум...


В картинных галереях - в вялом теле
Проснулись все мелодии чудес
И у мадонн чужого Боттичелли,
Не веря, служишь столько тихих месс...


...


Саша Черный


Пятую часть своего повествования я решил посвятить той части творчества Боттичелли, которая прошла через весь его творческий путь - это изображение Мадонн .


Многие из Вас наверняка смогут назвать не более пяти-шести Мадонн Боттичелли, но их было гораздо больше. По скромным прикидкам я насчитал более пятнадцати и это только из тех, изображения которых мне удалось отыскать. Даты создания многих из них точно не установлены и колеблются зачастую в пределах 10 лет. При этом одному и тому же изображению приписывают различные даты создания картины и разные места пребывания картины. Возможно, что это копии сделанные художником в различные годы и попавшие затем в различные галереи, а может быть просто ошибки авторов, приводящих эти репродукции. История об этом умалчивает. Не будучи ни историком ни искусствоведом, оставлю этот вопрос на них.


Здесь я не смогу остановиться на всех Мадоннах Боттичелли из-за ограниченности объема поста, но по возможности постараюсь остановиться на наиболее ярких образах. Если у читателей возникнут вопросы об остальных картинах - задавайте вопросы и возможно в комментариях или в следующем посте я попытаюсь на них ответить, конечно в пределах компетенции и моих ограниченных знаний в этой области.

В первой части своих рассказов (http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post69921657/ ) о творчестве Сандро Боттичелли я уже приводил 4 репродукции из большой серии изображений Мадонн. Это были картины "Мадонна с младенцем и ангелом " 1465 г., Галерея Воспитательного дома, Уффици; "Мадонна на лоджии " (Madonna della Loggia) 1467 г., галерея Уффици; "Мадонна в розарии " (Около 1470 г, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон,США) (Замечу, что в интернете имеется практически идентичное "зеркальное" изображение, но с названием "Мадонна дель Розето" , помеченное 1460 г, галерея Уффици,Флоренция); и, наконец, "Мадонна с младенцем и двумя ангелами " (1 468-1469, Неаполь, музей Каподимонте). Здесь я не стану на них останавливаться.



Мадонна с младенцем и со святым Иоаном Крестителем, 1468г., Лувр, Париж



Мадонна во славе, около 1469-1470, Уффици, Флоренция

Опираясь на пример Филиппе Липпи и Верроккьо, художник дает обновленную интерпретацию образа Мадонны. Он удлиняет пропорции фигуры, подчерки вает тонкость кистей рук.


На голове Марии прозрачная вуаль - деталь, которую он заимствует у Липпи и будет часто повторять. Свободно ниспадает ее одеяние, не похожее на костюм горожанки, что характерно для картин его учителя, несущих в себе жизненные ассоциации.


С головой, поникшей, словно цветок, Богоматерь выглядит трогательной и хрупкой. почти бесплотной, хотя драпировки пластично облегают ее тело.


Херувимы, образующие ореол вокруг головы Мадонны, - этот символический мотив прославления - лишь подчеркивают смиренность представленного Боттичелли образа.



Мадонна с младенцем и ангелом (Мадонна евхаристии), 1471г., Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США

В замкнутом пространстве с открытым окном, из которого открывается вид на извилистый тосканский пейзаж - реку и холмы, - Боттичелли представил группу фигур, находящихся в более сложной композиционной связи, чем первые образцы его "Мадонн".


Фигуры теперь сближены не столь тесно. Мария со слегка склоненной головой в грустной задумчивости прикасается к колоску. Направление ее взгляда неопределенно. Сидящий на коленях Матери серьезный Младенец поднял руку в жесте благословения.


Юноша-ангел с резко заостренным овалом лица и недетской умудренностью - образ необычный для раннего Боттичелли. Он протягивает маленькому Христу виноград и колосья на блюде, знак таинства Евхаристии, будущих страданий Господа, Его Страстей.


В картине чувствуется атмосфера глубокой задумчивости, отрешенности, и какой-то внутренней разобщенности персонажей.


Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Виноград и колосья - вино и хлеб символическое изображение причастия; по мысли художника, они должны составить смысловой и композиционный центр картины, объединяющей все три фигуры. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. В близкой по времени "Мадонне Бенуа". В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета - символ креста. Но Леонардо этот цветок нужен лишь для того, чтобы создать ясно ощутимую психологическую связь между матерью и ребенком; ему нужен предмет, на котором он может в одинаковой мере сосредоточить внимание обоих и предать целенаправленность их жестам. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Однако она не объединяет, а скорее внутренне разобщает их; задумчиво глядя на нее они забывают другдруга.


В картине царит атмосфера раздумья и внутреннего одиночества. Этому в значительной степени способствует и характер освещения, ровного, рассеянного, почти не дающего теней. Прозрачный свет Боттичелли не располагает к душевной близости, к интимному общению, в то время как Леонардо создает впечатление сумерек: они окутывают героев, оставляют их наедине друг с другом.



Мадонна с восемью поющими ангелами (Берлинская Мадонна), тондо, около 1477 г.

Описания этой картины мне к сожалению не удалось найти, если у кого оно есть - просьба выложить его в комментарии.


Мадонна с книгой, 1479-1485 гг., Музей Польди-Пеццоли, Милан

Картины Ботичелли полны символических образов. Картину “Мадонна с книгой” также называют "Мадонна, обучающая чтению младенца Христа". Умение читать во времена всеобщей безграмотности вызывало почтение. Книги были большой редкостью, по большей части научные или богословские.


Установлено, что книга, лежащая перед Марией - «Часослов Марии», она символизирует авторитет церковного учения.


Вишни, лежащие рядом с книгой, призваны символизировать обетованный рай, дверь в который открылась для верующих во Христа.


Гвозди и терновый венец в руках Младенца символизируют предстоящие страдания Спасителя.



Мадонна Магнификат, около 1481-1486, сцена: Мадонна с Младенцем Христом и пятью ангелами,


тондо, галерея Уффици, Флоренция


Образы мадонн, написанных Боттичелли в середине 1480-х годов, носят более усложненный характер по сравнению с его ранними изображениями Девы Марии. Это относится и к тонко разработанным типам композиции, и к внутреннему содержанию образа. На лице Мадонны неизменно присутствует тень грусти, тревоги и неуверенности, и фигура Младенца изображается, как правило, с симво¬лами Страстей, напоминая о жерт¬венном пути Христа.


Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. "Мадонна Магнификат" 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности;


"Мадонна Магнификат" - "Величание Мадонны" - типичное флорентийское тондо («tondo» - картина или рельеф, круглые по форме, итал.) подчеркивает утонченный характер живописи Сандро Боттичелли. Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные копии его картин, выполнявшиеся учениками Боттичелли по его рисункам и картонам. Прежде всего, это были изображения Мадонны, на которые был огромный спрос. Среди них - этот шедевр.


"Мадонна Магнификат" - самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл; названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги . Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. от Луки I: 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны.


Эта искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии. Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Как и в "Мадонне с гранатом" Христос держит в руке плод - символ бессмертия, которое он принесет человечеству.


Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Среди них - тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачное покрывало - как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны.



Мария и младенец Христос, фрагмент Алтаря Барди, 1484-85, Берлин, Картинная галерея

Проповеди Савонаролы оказали сильное влияние на многих талантливых, религиозных людей искусства, не устоял и Боттичелли.


Радость, поклонение красоте навсегда ушли из его творчества. Если предыдущие мадонны представали в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь это бледная, с глазами полными слез, женщина, много изведавшая и пережившая.


Черты лица, кисти рук Мадонны становятся все более удлиненные, хрупкие, неземные. Вся фигура Богоматери, вертикальные складки одежды, синие полосы накидки, распущенные пряди волос подчеркивают направленность вверх. Лик младенца полон недетской печали.


Окружающая флора, плетенная беседка, окружающий интерьер - все прорисовано с неземной декоративностью.


На правой и левой части алтаря изображены Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист. Их лица строги, печальны, морщинисты от перенесенных невзгод и лишений. На приведенном фрагменте они не видны, если кто-то заинтересован в расширенном варианте репродукции, то напишите в комментариях и я смогу его показать.




Мадонна с гранатом, 1487 г. , тондо, галерея Уффици, Флоренция


(Мадонна с Младенцем Христом и шестью ангелами).



Художник получил общественный заказ от представителей налогового ведомства для Зала заседаний суда палаццо Синьории.


Как "Мадонна Магнификат", картина представляет собой флоренитйское тондо, круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Но в "Мадонне с гранатом" использован обратный прием, создающий эффект вогнутой поверхности.


Если ранние Мадонны Боттичелли излучают просветленную кротость, порожденную гармонией чувств, то в образах более поздних Мадонн, созданных под влиянием аскетических проповедей Савонаролы, печальный и разочарованный художник отходит от стремления найти воплощение вечной красоты.



Лицо Мадонны на его картинах становится бескровным и бледным, глаза — полными слез. Эти лица еще можно сравнить со средневековыми образами Богоматери, но в них нет торжественного величия Царицы Небесной. Это женщины нового времени, много изведавшие и пережившие.


Алтарная композиция для церкви Святого Варнавы во Флоренции, 1488 г.


Мадонна на троне, четыре ангела и святые - слева: Екатерина Александрийская, Августин, Варнава,
справа: Иоанн Креститель, Игнатий и архангел Михаил.


Страстная глубина переживаний накладывала на произведения Сандро Боттичелли свою печать. Живопись Боттичелли конца 1480-х годов, когда в городе нагнетается атмосфера религиозных брожений, свидетельствует о том, что художника переполняет волнение, он испытывает потрясение, которое позднее приведет к разладу в его душе. В этот период Боттичелли выполнил алтарь для флорентийской церкви Сан-Барнаба. Среди больших религиозных композиций несомненным шедевром является "Алтарь св. Варнавы ".


Благодаря силе исполнения некоторые образы этой композиции выглядят поистине великолепными. Такова св.Екатерина - образ, полный затаенной страсти и потому гораздо более живой, чем образ Венеры; св.Варнава - ангел с лицом мученика.



Иоанн Креститель в алтарном образе Ботичелли - одно из наиболее глубоких и наиболее человечных изображений в искусстве всех времен



Алтарь Сан Марко


(Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном


(Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном

и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием), 1488-90, Уффици, Флоренция

Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко " ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием "), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. Центральная часть алтаря отмечена архаическими чертами: фигуры ангелов и святых резко различаются по масштабу; фантастическая ниша, в которую заключена сцена коронования, контрастирует с более реалистической трактовкой пространственного окружения четырех главных персонажей.


Вместе с тем в картинах пределлы немало живости в изображении Иоанна среди нагромождения каменных глыб на острове Патмос или Святого Августина в его почти пустынной келье, в лаконичном и напряженном Благовещении, в сцене покаяния Святого Иеронима в скалистой пещере, наконец, в энергичной фигуре Святого Элигия, чудесным образом выковывающего новую ногу лошади, и в необычности ракурса спешившегося всадника в развевающемся плаще. Белая лошадь в этом эпизоде - леонардовский мотив, обретающий, как и всякое заимствование Боттичелли у других художников, характер глубоко личной интерпретации. В картине заключена та напряженная экспрессия, которая заставляет формы сгибаться, приобретать резкие повороты, деформироваться.


В конце 1480-х годов религиозные образы интимного, камерного плана сменяются в творчестве Боттичелли композициями масштабными, словно обращенными к более массовой аудитории. В решении тем теперь все больше звучат иные интонации, оно наполняется резким Драматическим звучанием. Сам формат произведений Сандро этого периода на религиозные мотивы носит укрупненный характер, что придает им новую значительность. Характерный пример этого типа композиций - алтарь Сан-Марко .


Если в 1484-1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то "Коронование" свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах.


В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. В то же время здесь ощущается некоторый отход от "совершенства пропорций" (возможно, поэтому это произведение и не имело большого успеха). Нарастает напряженность, относящаяся, впрочем, исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени.


Несмотря на широкую известность, которой произведение пользовалось сразу после своего завершения, его ждала нелегкая судьба и долгие годы скитаний. С алтаря в капелле церкви оно переместилось в Зал капитула монастыря Сан Марко, оттуда - в галерею Академии во Флоренции и далее, в 1919 году - в Уффици. Только по завершении его длительной реставрации, проведенной в лаборатории при Опифичио делле Пьетре Дуре в 1989 году, можно считать закончившимися топографические перемещения картины. Что касается реставрации, то она лишь отчасти устранила вред, нанесенный великолепному произведению многочисленными путешествиями из одного помещения в другое. Из-за них безвозвратно утрачено первоначальное обрамление алтаря, которое заменила резная рама, происходящая из ныне несуществующей церкви Баттилани. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Но несмотря на эти"работы отслаивание и выпадение красочного слоя продолжалось, что привело к последней, самой полной реставрации, которая, кажется, остановила процесс разрушения картины.


Сила воздействия этой живописи в значительной мере обусловлена трактовкой небесного видения, насыщенного религиозно-символическими мотивами с апокалиптической окраской. Они навеяны проповедями Савонаролы во Флоренции, которые вскоре привели к политическому перевороту, закончившемуся изгнанием Медичи в 1494 году. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса, изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами, ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. Явление ангелов на фоне золотых лучей, в ослепительном сиянии, среди дождя роз и земной пейзаж с его скалами и пустынным лугом, на котором стоят святые, кажется, подчеркивают контраст между фантасмагорической притягательной небесной реальностью и тяготами мира материального.


Превосходная реставрация позволяет оценить значимость в творчестве Боттичелли алтаря Сан Марко, который знаменует переход от более реалистических и рациональных изобразительных решений, характерных для живописи кватроченто, к последним произведениям художника.



Мадонна под балдахином, около 1493, Пинакотека Амброзиана, Милан

Картина написана для Гвидо ди Лоренцо, настоятеля Санта Мария дельи Анджели и друга Лоренцо Великолепного.


В 90-е годы в творениях мастера символика приобретает подчеркнуто мистический характер, на первый план выступают темы морально-этического порядка. В отличие от более ранних картин, в этот период Боттичелли ставит акцент на передаче внутренних чувств героев, а не на внешней парадности.

Сандро Боттичелли.Мадонна Магнификат. ок. 1481.Дерево, Темпера. 118 ; 118 см
Галерея Уффици, Флоренция

Madonna del Magnificat-тондо Сандро Боттичелли, изображающее Коронование Богоматери двумя ангелами в облике прекрасных отроков. Трое других ангелов держат перед ней открытую книгу, в которую Мария вписывает славословие, начинающееся со слов: Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа»). На коленях Марии восседает младенец Иисус, a в левой руке она держит гранат, символ Божьего милосердия - как и в другом известном тондо Боттичелли, «Мадонна с гранатом».

Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные реплики его картин, выполнявшиеся учениками Боттичелли по его рисункам и картонам. Прежде всего, это были изображения Мадонны, на которые был огромный спрос. Среди них - этот шедевр.

Это самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл; названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. От Луки, I, 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны.

Эта искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии. Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Как и в "Мадонне с гранатом" Христос держит в руке плод - символ Мадонна Магнификат. Деталь: Раскрытая книгабессмертия, которое он принесет человечеству.

Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Среди них - тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачное покрывало - как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны.

Точные обстоятельства создания картины неизвестны; выдвигалась гипотеза, что «Мадонна Магнификат» аллегорически изображает семейство Пьеро Медичи, но многие историки это мнение оспаривают. Первое достоверное упоминание о картине относится к 1785 году, когда галерея Уффици выкупила её у некоего Оттавио Магерини. Некоторые отождествляют «Мадонну Магнификат» с тондо из церкви Сан-Франческо-аль-Монте, упоминаемым Вазари, но и эта точка зрения встречает возражения. Тем не менее, искусствоведы практически единодушно сходятся в том, что картина действительно принадлежит кисти Боттичелли.

«Мадонна Магнификат» (итал. Madonna del Magnificat), известна также как «Мадонна с Младенцем и пятью ангелами» — тондо Сандро Боттичелли, изображающее Коронование Богоматери двумя ангелами в облике прекрасных отроков. Трое других ангелов держат перед ней открытую книгу, в которую Мария вписывает славословие, начинающееся со слов: Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа»).


Мадонна Магнификат | Madonna del Magnificat
Галерея Уффици, Флоренция

На коленях Марии восседает младенец Иисус, a в левой руке она держит гранат, символ Божьего милосердия — как и в другом известном тондо Боттичелли, «Мадонна с гранатом».

Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см

Это самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл; названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. От Луки, I, 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны.

Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см

Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см

Эта искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии. Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Как и в "Мадонне с гранатом" Христос держит в руке плод - символ Мадонна Магнификат.

Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см

Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см

Некоторые отождествляют «Мадонну Магнификат» с тондо из церкви Сан-Франческо-аль-Монте, упоминаемым Вазари, но и эта точка зрения встречает возражения. Тем не менее, искусствоведы практически единодушно сходятся в том, что картина действительно принадлежит кисти Боттичелли.

Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см

Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см

Сандро Боттичелли (1445-1510)
Мадонна Магнификат (detail)
Галерея Уффици, Флоренция
(Galleria degli Uffizi, Firenze).
1481-85, дерево, темпера, диаметр 118 см

Картина «Мадонна дель Магнификат» известна также под названием «Мадонна во славе», где богоматерь с младенцем представлена в окружении венчающих ее ангелов. Это одно из первых кватрочентистских тондо, в котором круглый формат картины нашел активную поддержку в самой ритмике изображенных в ней фигур, в красивых повторах выразительных линий.

БОТТИЧЕЛЛИ «МАДОННА ДЕЛЬ МАГНИФИКАТ»

Семенова А.Н.,

научный руководитель ст. преподаватель кафедры культурологи Бахова Н.А.

Сибирский федеральный университет
Произведение Сандро Боттичелли «Мадонна дель Магнификат» было создано в 1483-1485 гг. темперой на дереве. Оно представляет собой тондо диаметром 118 см, в настоящий момент хранится в Галерее Уффици во Флоренции (Рис.№1).

Рис.№1 С.Боттичелли «Мадонна дель Магнификат», 1483-1485гг.


Произведение С. Боттичелли создавалось в период итальянского кватроченто (1410-1498 гг.) во Флоренции. Период характеризуется относительной стабилизацией политической (так называемая «тирания Медичи», при которой Флоренция была самым процветающим городом), экономической (процветание раннего капитализма), культурной (расцвет искусств под покровительством меценатов) ситуации на территории Флорентийской республики. Можно проследить следующие аспекты воздействия фактов истории, современных художнику, на произведение «Мадонна дель Магнификат»: 1) христианский сюжет произведения («Мадонна с младенцем»), берущий начало еще в раннехристианское время , модифицированный в соответствии с идеалами Возрождения. Культ Богоматери чрезвычайно распространен в этот период; образы избранных Святых; 2) композиция произведения построена с учетом перспективы (разработанной мастерами итальянского Ренессанса); 3) произведение содержит в себе мотив точки, разворачивающейся в форму круга-тондо, избранного автором. Зная о пристрастии С. Боттичелли к неоплатонизму, можно сделать вывод, что в структуре произведения заложен принцип монады – точки, содержащей в себе больше, чем она есть на самом деле; 4) эмоциональная атмосфера произведения спокойна, как и историческая ситуация времени создания произведения. Это говорит об уверенности человека времени Возрождения в Боге, в том, что он под надежной защитой неба, который проявляет себя в мире людей и дарует им благословление, обеспечивая стабильность.

Произведение «Мадонна дель Магнификат» принадлежит к зрелому этапу творчества художника и предстает ярким репрезентантом творчества Сандро Боттичелли по следующим причинам: 1) характерная для творчества художника тематика (также среди его произведений существуют «Мадонна с младенцем и Иоаном Крестителем»(1468), «Мадонна во славе» (1469-1470), «Мадонна с младенцем и ангелами»(1471), «Мадонна с восемью поющими ангелами»(1477), «Мадонна с гранатом»(1487)); 2) композиция идеального круга с внутренней динамикой оптимально применена в произведении «Мадонна дель Магнификат»; 3) персонажи произведения представляют собой идеальных существ (в гармонии духа и плоти) в райском мире, подобно человеку эпохи Возрождения, который чувствует божественное покровительство.

С

андро Боттичелли в произведении «Мадонна дель Магнификат» представляет коронование молодой матери с младенцем на руках . Метод «измерение» позволил обнаружить условную точку отсчета в композиционном построении произведения - Дева с Младенцем на руках. Однако геометрическим центром произведения является открытая линия горизонта в пространстве пейзажа . Художественное пространство организовано по строгой и ясной геометрической схеме, что соответствует способу создания живописных произведений в период кватроченто итальянского Ренессанса.
Рис.№2 Точка схода виртуальных линий Рис.№3 Радиальные и нисходящие слои

произведения произведения


Точкой схода перспективных линий в произведении является виртуальная точка в пространстве пейзажа (Рис.№2). Именно эта точка одновременно задает и радиальное распространение божественной энергетики. Разворачивание происходит по этапам: радиальные окружности охватывают сначала лики Девы с Младенцем и двух ангелов , затем по линиям рук персонажей и лику другого ангела переходят в слой круга с ангелами, держащими корону. Кроме того, на зрителя сверху вниз нисходят дугообразные энергетические линии из глубины вовне через реку, бегущую к зрителю, по рукам Девы и Младенца, гранату и далее в пространство зрителя (Рис.№3).
Особенности освещения художественного пространства обусловлены активным участием зрителя, так как основным источником освещения должен быть естественный свет природного пространства. Также обращают на себя внимание лики персонажей - они ярко освещены, то есть обладают внутренним светом духовной чистоты.

Метод «анализ» позволил определить вселенский характер панорамного пейзажа, представленного как космический пейзаж; коронование Девы происходит самой природой (солнце коронует, а ангелы лишь поддерживают); перед зрителем открыта Библия, где в гимне славится Господь. Метод «аналогия» доказывает родственность пейзажного фона с райским пространством, а Библии с Книгой жизни . Таким образом, жизнь избранного человека организована в согласии с божественным словом. Метод «экстраполяция» позволил выяснить, что период кватроченто это время разработки теории и практики центральной (линейной) перспективы. Виртуальная точка схода перспективных линий картины приходится на изображенные над горами небеса – представление Горнего мира. Сравнительная характеристика традиционной иконографии и представленного в произведении С. Боттичелли события позволила обнаружить следующие противоречия: центральное пространство занимает изображение вселенского, божественного пейзажа; все герои представлены в современных одеждах и без символов святости, демонстрируя человеческую составляющую, таким образом, явление божественного происходит здесь и сейчас.

Метод «индукция» позволил обнаружить следующие качества художественного образа: 1) открытость как откровенность (общий для художественного образа признак стремления открыть тайные знания о божественном); 2) чистота (как характеристика всех персонажей); 3) молодость (как вечная жизнь, качество, полученное героями за соблюдение божественных законов и духовную красоту); 4) сияние (подчеркивается священность происходящего события); 5) любовь . Все понятия в сочетании с понятием любви (любви божественной) можно трактовать как любовное откровение божественного мира миру земному, дарующее свет, вечную жизнь.

Таким образом, С. Боттичелли представляет коронование земной женщины самой Природой за ее духовную чистоту, искренность, любовь, которые позволили проявиться в ней божественному. Дева Мария, погруженная в глубокое раздумье , представлена готовой вписать слова славы в лежащую перед ней книгу. На коленях у Богородицы изображен младенец Христос, который одной рукой направляет перо пишущей матери, а другой придерживает гранат – символ бессмертия. Текст-молитва гимна читаема и может быть повторена зрителем. Воспевая Господа, зритель примиряет на себя роль избранника. Коронация происходит на глазах человека-зрителя, открывается чудо вознаграждения вечной жизнью земного, но избранного Богом человека. От зрителя требуется духовная чистота и смиренное принятие и исполнение ниспосланных божественных законов.

Подобно тому, как река направляет свое русло к переднему плану картины, так и перспективные лучи разворачиваются из точки во множество линий и нацелены четко на зрителя, так как точка схода перспективных линий находится прямо на уровне его глаз. Чистосердечный зритель, вступивший в общение с данным живописным произведением, окажется счастливым избранником. Он попадет в список избранных. Его имя занесет в свою книгу жизни Богоматерь , а младенец Иисус позволит ему отведать сокровенный плод бессмертия.

Можно заключить, что произведение открывает зрителю истину, что из божественного мира исходят все законы и человек, принимающий и смиренно исполняющий их, будет вознагражден.