Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мария Эшенбах: афоризмы, цитаты, высказывания.

Мария Эшенбах: афоризмы, цитаты, высказывания.



Биография

Мария фон Эбнер-Эшенбах, урожденная баронесса Дубская, родилась 13 сентября 1830 года в замке Здиславец в Моравии. Ее отцом был барон Франц Дубский, получивший в 1843 году титул графа, а матерью – Мари фон Фокель. Фройляйн Фокель была второй и, увы, не последней супругой барона Дубского, а потому у Мари было много братьев и сестер – всего в семье воспитывалось семеро детей.

Вскоре после родов мать Мари умерла. Девочку растила мачеха, Евгения Бартенштайн, к которой Мари очень привязалась, но злой рок отнял у малышки и ее, едва героине нашего рассказа исполнилось семь лет. Спустя три года барон Дубский женился в четвертый раз – его очередной избранницей стала прекрасно образованная графиня Ксаверина Коловрат-Краковская. К счастью, ей удалось наладить добрые отношения с детьми Франца и особенно с Мари. Графиня рано распознала писательский талант своей падчерицы и всячески способствовала его развитию. В те времена семейство Дубского на зимние месяцы переезжало в Вену, в которой кипела культурная жизнь. Ксаверина, большая поклонница театра, старалась не пропускать ни одной постановки Бургтеатра и брала с собой Мари. И если зимой многочисленное семейство проживало в Вене, то лето Дубские непременно проводили в своем роскошном замке в Здиславице.

Когда девочке исполнилось 11 лет, отец поручил ей привести в порядок библиотеку ее бабушки в родовом замке. И Мари погрузилась в мир литературы, прочитав все те книги, которые ей показались интересными. Взрослые не контролировали то, что она читала, не советовали в выборе книг, не направляли, предоставив девочке возможность развиваться самой.




Несмотря на то, что Мари получила полную свободу в выборе книг, ее воспитание и образование не были пущены на самотек. Ее обучала целая группа родственников и учителей: бабушка с материнской стороны, тетя Элен со стороны отца, чешские служанки, немецкие и французские гувернантки. Естественно, девочка владела несколькими языками: немецким, французским и чешским, причем родным для нее был французский.

Будучи аристократкой, Мари была знакома с жизненными реалиями двух слоев населения: моравского крестьянства и австрийской аристократии. Она не понаслышке знала о государственных делах и политике. Когда Мари стала писать о мире аристократии, таком близком и понятном ей, она открыла новую поэтическую грань, вслед за этим у писательницы появилось много подражателей.

В 1848 году, когда Мари исполнилось 18 лет, она вышла замуж за своего кузена Морица фон Эбнер-Эшенбаха, сына своей тети Элен. Молодые поселились в Клостербруке в Южной Моравии. Супруг был старше Мари на 15 лет и поддерживал ее желание писать книги. Мориц сам был образованным человеком, являлся профессором Инженерной академии в Вене, преподавал физику и химию. Позже он был произведен в генерал-лейтенанты и стал членом Военной академии. К сожалению, брак Мари и Морица оказался бездетным.



В 1856 году Мари решила обосноваться в Вене, где начала осваивать часовое мастерство. Выбранная специальность была в те времена совершенно нетипична для женщин, но Эбнер-Эшенбах это мало заботило. Как и в истории с книгами, она выбирала в жизни то, что ей было действительно интересно. В 1879 году Мари окончила учебу и стала коллекционировать наручные часы необычных форм. Сейчас собрание писательницы можно увидеть в венском Музее часов.

Со временем она полностью посвятила себя литературе. На протяжении почти двух десятилетий Эбнер-Эшенбах, вдохновленная творчеством Шиллера, писала трагедии. «Мария Стюарт в Шотландии» (1860), поставленная в Карлсруэ, осталась незамеченной. За ней следовали «Мария Роланд» (1867), «Доктор Рыцарь» (1872) и комедия «Мужская верность» (1874). Однако особым успехом они не пользовались. Затем в 1876 году вышел ее первый роман «Божена-служанка», который заинтересовал публику. За ним последовали «Афоризмы» (1880) и «Деревенские и дворцовые истории», которые стали настоящим прорывом. Во всем немецкоязычном пространстве о Мари Эбнер-Эшенбах стали говорить как о первой среди современных немецкоязычных писательниц, выдающейся по глубине наблюдения, объективности изображения и тонкому юмору.

После публикации в 1880 году рассказа «Лотти-часовщица», на Мари посыпались предложения от издательских домов. В 1887 году вышел ее роман «Питомец общины», который и по сей день относится к числу важных произведений мировой литературы. Слава писательницы со временем только росла – и в Австрии, и в соседней Германии 70-летний и 80-летний юбилей Эбнер-Эшенбах праздновали с большим размахом.



Всю свою жизнь Мари боролась против «обычных» взглядов ее времени. Ее творчество не было продиктовано необходимостью зарабатывать себе на хлеб и содержать семью. Она писала с убеждением, что ее произведения смогут изменить мысли и взгляды современников, привнести в общество идеи нравственности и гуманизма.

Произведения «Без любви» (1888) и «В конце» (1895) имели большой успех в Берлине на сцене «Фрайе Бюне». В 1898 году Эбнер-Эшенбах была удостоена высшей гражданской награды Австрии – Почетного креста за искусство и литературу. В том же году скончался ее любимый супруг. Через год, чтобы развеяться, Мари предприняла поездку в Италию, которую затем будет посещать снова и снова. По возвращении в Вену ее ждала приятная новость: Эбнер-Эшенбах стала первой женщиной – почетным доктором Венского университета. Спустя шесть лет она выпустила свои мемуары под названием «Мое детство».

12 марта 1916 года жизнь успешной 85-летней писательницы оборвалась. Она умерла в Вене, но захоронена была в семейном склепе графов Дубских в Здиславице.



В ее честь на здании Венского университета была установлена памятная доска, а также назван парк в 18-м районе Вены. К юбилеям писательницы австрийская и немецкая почта неоднократно выпускали коллекционные марки. Портрет Эбнер-Эшенбах также планировали поместить на банкноту достоинством в 5000 шиллингов серии 1997 года, на которой с 1989 года красовалось изображение австрийского «всего» – В.-А. Моцарта, однако затем было решено ограничиться выпуском новых купюр достоинством в 500 и в 1000 шиллингов. Потеснить своего гениального соотечественника знаменитой писательнице не удалось.

Светлана Литвинова

Произведения

* Aus Franzensbad. 6 Episteln von keinem Propheten. Leipzig: Lorck, 1858
* Maria Stuart in Schottland. Schauspiel in funf Aufzugen. Wien: Ludwig Mayer, 1860
* Das Veilchen. Lustspiel in einem Aufzug. Wien: Wallishausser, 1861
* Marie Roland. Trauerspiel in 5 Aufzugen. Wien: Wallishausser, 1867
* Doktor Ritter. Dramatisches Gedicht in 1 Aufzug. Wien: Jasper, 1869
* Die Prinzessin von Banalien. Ein Marchen. Wien: Rosner, 1872
* Das Waldfraulein, 1873
* Bozena. Erzahlung. Stuttgart: Cotta, 1876
* Die Freiherren von Gemperlein, 1878
* Lotti, die Uhrmacherin, in: "Deutsche Rundschau", 1880
* Aphorismen. Berlin: Franz Ebhardt, 1880
* Dorf- und Schlo?geschichten (Erzahlungen), 1883 (darin Der Kreisphysikus, Jacob Szela, Krambambuli, Die Resel, Die Poesie des Unbewu?ten)
* Zwei Comtessen (Erzahlung). Berlin: Franz Ebhardt, 1885
* Neue Dorf- und Schlo?geschichten (Erzahlungen). Berlin: Paetel, 1886 (darin Die Unverstandene auf dem Dorfe, Er la?t die Hand kussen, Der gute Mond)
* Das Gemeindekind, (Roman) 1887
* Unsuhnbar. Erzahlung. Berlin: Paetel, 1890
* Drei Novellen. 1892 (darin Oversberg)
* Glaubenslos? Erzahlung. Berlin: Paetel, 1893
* Das Schadliche. Die Totenwacht. Zwei Erzahlungen. Berlin: Paetel, 1894
* Rittmeister Brand. Bertram Vogelweid. Zwei Erzahlungen. Berlin: Paetel, 1896
* Alte Schule (Erzahlungen). Berlin: Paetel, 1897 (darin Ein Verbot, Der Fink, Eine Vision, Schattenleben, Verschollen)
* Am Ende. Szene in 1 Aufzug. Berlin: Bloch, 1897
* Aus Spatherbsttagen. Erzahlungen. Berlin: Paetel, 1901 (darin Der Vorzugsschuler, Maslans Frau, Fraulein Susannens Weihnachtsabend, Uneroffnet zu verbrennen, Die Reisegefahrten, Die Spitzin, In letzter Stunde, Ein Original, Die Visite)
* Agave (Roman). Berlin: Paetel, 1903
* Die unbesiegbare Macht. Zwei Erzahlungen. Berlin: Paetel, 1905
* Meine Kinderjahre. Biographische Skizzen. Berlin: Paetel, 1906
* Altweibersommer. Berlin: Paetel, 1909

Биография



Эбнер-Эшенбах (баронесса Мария von Ebner-Eschenbach, урожденная графиня von Dubsky) - известная немецкая писательница; род. в 1830 г. в Моравии; выросла под руководством своей мачехи, обратившей ее внимание на немецкую литературу. Живя то в моравском поместье отца, то в Вене, Э. имела случай изучить два общественных слоя, изображаемых в ее произведениях: моравское крестьянство и австрийскую аристократию. 18-ти лет от роду она вышла замуж за барона Э., военного инженера. Под влиянием венского Бург-театра она попробовала свои силы в драматическом творчестве, но трагедия ее "Maria Stuart in Schottland" (1860), поставленная в Карлсруэ, не имела успеха ни на сцене, ни у критики; за ней следовали "Marie Roland" (1867), "Doctor Ritter" (1872) и комедия "M a nnertreue (1874). Успех "Erz a hlungen" (1875) уяснил Э. настоящую область применения ее дарования, которое с большей еще силой проявилось в "Dorf- und Schlossgeschichten" (1883).

Теперь она по праву считается первой из современных немецких писательниц, выдающейся по глубине наблюдения, объективности изображения, тонкому юмору и живому социальному чувству, проникающему произведения этой аристократки по рождению и вкусам. Кроме указанных произведений, в "Gesammelte Schriften" (с 1892 г., 6 т.) Э. вошли "Aphorismen" (1880), "Parabeln, M a rchen und Gedichte" (1892), новая серия "Dorfund Schlossgeschichten" (1888), большие повести "Das Gemeindekind" (1888) и "Uns u hnbar" (1890). Издание неполно: в него не вошли "Ein kleiner Roman" (1889) и многочисленные позднейшие рассказы. Лучшие из рассказов Э. "Jakob Szela", "Die Unverstandene auf dem Dorfe", "Er l asst die Hand kussen", "Lotti, d ie Uhrmacherin", "Nach dem Tode", "Wieder die Alte", "Die Freiherrn von Gemperlein", "Oversberg", "Die Kapitalistinnen", "Zwei Komtessen", "Glaubenslos", "Rittmeister Brand", "Bеrtram Vogelweid".

Понемногу круг наблюдений Э. расширялся; она ознакомилась также с буржуазными кругами и дала их изображение; любопытна также обширная галерея типов прислуги. Главное достоинство Э. - уменье рассказывать; движение рассказа - ее основная цель; ей служат, как они ни удачны сами по себе, отдельные характеры, среда, настроения. Изображение общественных противоречий и несправедливостей действует у Э. тем сильнее, что очевидно чуждо всякой тенденциозности, непримиримой с оптимистическим и идеалистическим мировоззрением Э. На русском языке появилось немногое: "Питомец общины" ("Вестник иностр. лит.", 1892); "Примерный ученик" ("Кн. Нивы", 1899, № 5); "Ученик первого разряда" ("Русск. мысль", 1900, № 10); "С отличием" ("Рус. вест.". 1901, № 9); "Mиpскoe дитя" (1897); "Клятва" ("Живоп. обозр.", 1898, № 3); "Сжечь не распечатывая"; "Старая собака"; "Первенец" ("Рус. вест.", 1901, №№ 11-12).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

ГУСТАВ ФОН АШЕНБАХ

ГУСТАВ ФОН АШЕНБАХ (нем. Gustavvon Aschenbach) - герой новеллы Т.Манна «Смерть в Венеции» (1911). По признанию писателя, существенное влияние на образ ГА. оказала «изнуряюще яркая индивидуальность» композитора Густава Малера, скончавшегося в 1911 г., вскоре после того, как Т.Манн познакомился с ним в Мюнхене. «Я не только дал своему охваченному вакханалией распада герою имя этого великого музыканта, но и наделил его при описании его внешности чертами Малера в полной уверенности, что при такой зыбкой и скрытной связи вещей об узнавании со стороны читающей публики не может быть и речи»,- писал Т.Манн художнику В.Борну 18 марта 1921 г. Причиной подобного признания, сделанного десять лет спустя после опубликования новеллы, послужили девять цветных литографий к «Смерти в Венеции», выполненных В.Борном, придавшим ГА. сходство с Г.Малером. Приведенное свидетельство помогает понять, почему Л.Висконти, экранизировавший новеллу Т.Манна в 1971 г., превратил ГА. из писателя в композитора, ввел в свой фильм эпизоды из романа Т.Манна «Доктор Фаустус» и использовал в фильме фрагменты из третьей и пятой симфоний Г.Малера.

Для понимания образа ГА. необходимо иметь в виду еще одно признание автора: в период работы над «Смертью в Венеции» он пять раз перечитал «Избирательное сродство» И.В.Гете, ибо первоначально задумывал написать новеллу о безответной любви старика Гете к Ульрике фон Леветцов, и только «одно лирически-личное дорожное переживание» надоумило его «заострить ситуацию мотивом «запрещенной» любви».

В результате героем новеллы «о страсти как смятении и унижении» стал ГА.- стареющий писатель, автор всемирно известной эпопеи о жизни Фридриха Прусского, терпеливый художник, являющий собой «сочетание трезвой, чиновничьей добросовестности с темными и пламенными импульсами». Поддавшись внезапному порыву, ГА. приезжает в Венецию, где в отеле на Лидо встречает аристократическое польское семейство, состоящее из матери, трех молоденьких девушек и мальчика лет четырнадцати необычайной красоты. Встреча с Тадзио, так зовут незнакомца, пробуждает в душе ГА. неведомые ранее мысли и чувства. Впервые в жизни он начинает постигать красоту как единственно зримую и осязаемую форму духовности, как «путь чувственности к духу».

Художник, на протяжении всего своего творчества убеждавший читателя, «что все великое утверждает себя как некое «вопреки» - вопреки горю и муке, вопреки бедности, заброшенности, телесным немощам, страсти и тысячам препятствий», ГА. не может и не хочет противостоять хмельному восторгу охватившей его страсти - страсти к чувственной красоте, которую художник может воспеть, но не в состоянии воссоздать.

Окружающая действительность воспринимается им мифически преображенной. Он видит Тадзио то в образе Гиацинта, осужденного умереть, потому что его любят два бога; то в облике прекрасного Федра, которого Сократ обучает тоске по совершенству и добродетели; то в роли Гермеса Психолога - проводника душ в царство мертвых.

Поклонник Аполлона - этого светлого гения принципа индивидуальности, божества нравственного, требующего от своих последователей меры и самоограничения, как представлял его Ф.Ницше, - ГА. не в силах противиться охватившей его страсти, ломающей упорное сопротивление его интеллекта, разрушающей все сдерживающие индивидуума границы. История безысходной любви ГА. к прекрасному Тадзио, разворачивающаяся на фоне зараженной холерой Венеции, находящая выход только через смерть, наряду с «Будденбро-ками», «Доктором Фаустусом» и отрывком «Гете и Толстой. К проблеме гуманизма» отражает важнейшую проблему творчества писателя, - проблему величайшей противоположности природы и духа, жизни и художественного творчества. Позднее, в «Размышлениях постороннего», Т.Манн сформулировал ее следующим образом: «Два мира, взаимоотношения которых эротичны, без явственной полярности полов, без того, чтобы один мир представлял мужское начало, а другой - женское, - вот что такое жизнь и дух. Поэтому у них не бывает слияния, а бывает лишь короткая опьяняющая иллюзия слияния и согласия, и между ними царит вечное напряжение без разрешения...»

Лит.: Манн Т. Письма. М., 1975; Русакова А.В. Томас Манн. Л., 1975.

Е.Г.Хайченко


Литературные герои. - Академик . 2009 .

австрийская писательница и драматург

Больше всего мы делаем обычно тогда, когда думаем, что делаем слишком мало.

Быть юным прекрасно; быть старым удобно.

В добро верят лишь те немногие, кто его творит.

В замысле сказывается талант, в исполнении - искусство.

В молодости учишься - к старости понимаешь.

Возмездие преследует каждого, но мало кого догоняет.

Всегда старайся быть полезным, но никогда не старайся быть незаменимым.

Если долго идти по проторенному пути, то в конце концов окажется, что ты идёшь по нему один.

За новыми впечатлениями больше всех гонятся те, кто не знает, что делать со старыми.

Искренних друзей очень мало, да и спрос на них невелик.

Как счастливы пессимисты! Какую радость они испытывают, когда оказывается, что радости нет.

Люди обычно легче переносят противодействие, чем противоречие.

Маленькие несчастья жизни помогают справиться с её общим убожеством.

Многим словам пришлось долго брести пешком, прежде чем стать крылатыми.

Мы ищем правду, но найти её хотели бы там, где нам нравится.

Мы не так благодарны тем, кто нам помог, как тем, кто нам мог навредить, но воздержался.

Мы так суетны, что придаём значение тому, что думают о нас люди, которым мы не придаём значения.

Мысль о том, что всё земное не вечно, бесконечно жестока - и бесконечно утешительна.

Наименьшие грешники приносят наибольшее покаяние.

Нас привязывают к жизни те, кому мы служим опорой.

Нельзя помочь всем, говорит бессердечный, - и не помогает никому.

Никто не знает достаточно; слишком много знают слишком многие.

Падение слишком быстрое можно принять за полёт.

Проснувшаяся мысль всегда будит другую.

Серость не может воспламениться, но может раскалиться до фанатизма.

Сила воли слабых называется упрямством.

Сколько шума и суеты возникает из стремления к покою.

То, чего хочется, всегда кажется необходимым.

Ясновидящему не нужна наблюдательность.

Мария Эшенбах

нем. Marie Freifrau Ebner von Eschenbach ; урожд. Дубская

австрийская писательница, драматург, популярность которой в конце XIX века принесли психологические романы и повести; из наиболее известных работ - роман «Мирское дитя»; также известна своими цитатами

афоризм

Афоризм - последнее звено длинной цепи мыслей.

бедность

Бедняк не считает великодушие богача добродетелью.

благодарность

Больше всего мы благодарны за благодарность.

Мы не так благодарны тем, кто нам помог, как тем, кто нам мог навредить, но воздержался.

Бог

богатство

Те, кто гонится за большим богатством, так и не находя времени, чтобы им насладиться, напоминают голодных, которые вечно готовят еду и никогда не садятся за стол.

болезнь

Самые худшие болезни не смертельные, а неизлечимые.

брак

Браки совершаются на небесах, но там не заботятся, чтобы они были удачны.

Многие браки представляют собой состояние, в которых двое не могут долго выдержать ни друг с другом, ни друг без друга.

О том, правильно ли поступили двое, поженившись друг с другом, нельзя судить даже на их серебряной свадьбе.

Плохо, если супруги заставляют друг друга скучать, но куда хуже, если лишь один из них заставляет скучать другого.

великодушие

Чтобы великодушие было полным, в нем должно быть чуть-чуть легкомыслия.

вера

Верующий, который не знает сомнений, не обратит в свою веру сомневающегося.

Если и существует вера, которая горами движет, то это вера в свои силы.

Истинные пророки иногда имеют фанатичных приверженцев; лжепророки - всегда.

Критицизм может сделать тебя философом, но только вера может сделать тебя апостолом.

возмездие

Возмездие преследует каждого, но мало кого догоняет.

возможности

Ничто не упускают так часто и так бесповоротно, как возможности, которые встречаются каждый день.

воля

Тот, кто верит в свободу воли, никогда не любил и никогда не ненавидел.

воспитание

Тот, кто уже не помнит собственного детства совершенно отчетливо, - плохой воспитатель.

Хорошо воспитанные люди не беседуют в обществе ни о погоде, ни о религии.

восхищение

То, что восхищает нас в видимой красоте, - это всегда лишь невидимое.

врачи

Врачей ненавидят либо из убеждения, либо из экономии.

гениальность

Таланту только в счастливые минуты удается составить из точек линию, которую гений проводит одним росчерком пера.

глупость

Глупцы говорят глупости, люди разумные их совершают.

"Первым уступает тот, кто умнее". Бессмертное изречение! На нем покоится мировое господство глупости.

голод

Легче помочь голодному, чем объевшемуся.

гордость

Гордый требует от себя больше, чем от других; надменный - ставит себя выше других.

грехи

Наименьшие грешники приносят наибольшее покаяние.

добро

В добро верят лишь те немногие, кто его творит.

Добродушие - самое обыкновенное свойство, доброта - достоинство самое редкое.

Доброта, если она не безгранична, не достойна называться добротой.

доверие

Доверие - признак мужества, и верность - свидетельство силы.

долг

Все долги возвращаются, хотя и не всегда теми, кому мы одалживали.

достоинство

Как трудно признавать достоинства тех, кто не признает наших достоинств!

друг

Искренних друзей очень мало, да и спрос на них невелик.

По-настоящему добрый и любезный человек может иметь столько друзей, сколько хочет, но не всегда тех, которых хочет.

духовность

Кто видит лишь то, что хочет видеть, достиг духовной слепоты.

жадность

Иметь и не дать иной раз хуже, чем украсть.

желание

Несбыточные желания называют благими. Как видно, считается, что осуществимы лишь неблагие желания.

Ничто не делает нас такими трусливыми и бессовестными, как желание быть любимыми другими людьми.

То, чего хочется, всегда кажется необходимым.

жена

Жена, которая не в состоянии влиять на своего мужа, - это гусыня. Жена, которая не хочет на него влиять, - святая.

Иные жёны испытывают к своим мужьям такую же слепую, восторженную и загадочную любовь, как монашки - к своим монастырям.

женщины

Наибольшую власть над мужчиной имеет женщина, которая, не отдаваясь ему, способна заставить его поверить, что он любим.

Не требуйте от женщин правдивости, пока вы воспитываете их в уверенности, что главная цель их жизни нравиться.

У умной женщины миллионы природных врагов: все глупые мужчины.

Что бы стало с могуществом женщин, если бы не мужское тщеславие?

животные

Кошки не считают красноречивым любого, кто не может мяукать.

жизнь

Если смотреть на жизнь как на задачу, её всегда можно вынести.

Кто владеет мгновением, владеет жизнью.

Маленькие несчастья жизни помогают справиться с ее общим убожеством.

Нас привязывают к жизни те, кому мы служим опорой.

Сколько живешь, столько и учишься, а напоследок учишься еще и умирать.

законы

Все исторические законы имеют свой срок давности.

зло

Немного творилось бы на свете зла, если бы оно не проходило под фирмою добра.

знания

Всякое знание начинается с сомнения и кончается верой.

Кто ничего не знает, тот вынужден всему верить.

Наши знания есть сумма того, чему мы научились, и того, что мы забыли.

Немало нужно знания, чтобы уметь скрыть перед другими свое незнание.

Никто не знает достаточно; слишком много знают слишком многие.

Нужно уже кое-что знать, чтобы скрыть, что ты ничего не знаешь.

иллюзии

Сколько бы ты ни заплатил за свои прекрасные иллюзии, ты не останешься в убытке.

искусство

В замысле сказывается талант, в исполнении - искусство.

Искусству пошло бы на пользу: меньше школ и больше школы.

книги

В хорошей книге больше истин, чем хотел вложить в неё автор.

Рукописи в ящиках гниют или дозревают.

критика

Самые суровые критики чужих произведений жены посредственностей.

лесть

Льстец завоёвывает наше расположение, даже если мы ничуть не верим его лести. Но по-настоящему мы благодарны тем, кто прилагает усилия, чтобы обманывать нас удобным нам образом.

ложь

Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду.

любовь

Безнадёжная любовь делает мужчину жалким, а женщину - заслуживающей жалости.

В ревматизм и в настоящую любовь не верят до первого приступа.

Любовь - мучение; безлюбие - смерть.

любопытство

Если любопытство касается серьёзных предметов, оно уже именуется жаждой познаний.

люди

Без других ты ничто. Самый ожесточенный мизантроп нуждается в людях, хотя бы для того, чтобы их презирать.

Большая часть людей требует больше любви, чем заслуживает.

Великие люди творят великие дела, хорошие люди - долговременные дела.

Есть люди в стиле барокко: много красивых деталей, а в целом безвкусица.

Как часто людям бездарным позволяют говорить о произведениях людей одарённых: "Если бы я мог это сделать, я бы сделал это лучше".

Лишь самые разумные люди используют свою проницательность не только для оценки других, но и самих себя.

Люди обычно легче переносят противодействие, чем противоречие.

Люди старого времени остаются людьми и в нынешнее - но не люди люди вчерашнего дня.

Люди, постоянно гоняющиеся за всё большими богатствами, никогда не находят времени пользоваться ими, смахивают на голодающих, которые всё стряпают, но не садятся за стол.

Нынешние люди рождены для порицания. Из всего Ахилла они видят лишь пятку.

мечты

Не жалуйся, что твои мечты не сбылись; заслуживает жалости лишь тот, кто никогда не мечтал.

мода

Если мода сделалась общей, значит, она ожила.

мужество

Доверие признак мужества, и верность свидетельство силы.

мужчины

Наивных мужчин больше, чем наивных женщин.

Самое дурное и самое хорошее мнение о мужчинах имеют старые девы.

мысли

Даже семейные узы распались бы, если бы наши мысли были написаны у нас на лбу.

Мысль о том, что все земное не вечно, бесконечно жестока и бесконечно утешительна.

Проснувшаяся мысль всегда будит другую.

надежда

Чем безрассуднее надежда, тем она долговечнее.

недостатки

Многие, раз сознавшись в своем недостатке, не считают уже нужным от него отказаться.

ненависть

Знайте: апостолы ненависти вас не спасут.

несчастье

В несчастье нередко вновь обретаешь покой, отнятый страхом перед несчастьем.

общество

Чтобы войти в хорошее общество, нужно носить фрак, мундир или ливрею.

отдых

Сколько шума и суеты проистекает из стремления к покою!

пессимизм

Как счастливы пессимисты! Какую радость они испытывают, когда оказывается, что радости нет.

писатели

победа

Побеждай, но откажись от триумфа.

пороки

Очень часто мы требуем добродетелей от других лишь для того, чтобы они не мешали нам быть порочными.

поступки

Последствия наших добрых поступков неумолимо преследуют нас, и перенести их часто труднее, чем последствия наших дурных поступков.

поэты

Поэт, который знает одного человека, может изобразить сто.

правда

Всего опаснее капелька правды с высоким содержанием лжи.

Мы ищем правду, но найти ее хотели бы там, где нам нравится.

право

Право сильнейшего есть сильнейшее бесправие.

Самый худший враг права преимущественные права.

Ты вправе мыслить иначе, чем твоя эпоха, но не вправе одеваться иначе.

привычки

Привычка долговечнее любви и нередко переживает даже ненависть.

прощение

Всегда следует прощать: раскаявшегося - ради него, нераскаявшегося - ради себя.

радость

"А я-то так радовался!" - с упрёком говоришь ты, если надежды твои не сбылись. Ты радовался - разве этого мало?

разговоры

Сказать то, что думаешь, порою величайшая глупость, а порой - величайшее искусство.

Хочешь знать, что говорят о тебе знакомые? Послушай, что они говорят о людях, которые лучше тебя.

разочарования

Все разочарования - безделица по сравнению с разочарованием в себе.

репутация

Тот, кто может изящно объяснить людям то, что они и без того знают, быстрее других завоевывает репутацию умного.

родители

Родители всего неохотнее прощают детям изъяны, которые привили им сами.

свобода

Власть - это долг; свобода - ответственность.

Насколько далеко простирается твоя способность повелевать собой, настолько далеко простирается твоя свобода.

смирение

Смирение - это неуязвимость.

споры

Бойся не тех, кто спорит, а тех, кто уклоняется от спора.

Если два хороших человека спорят о принципах, оба правы.

справедливость

В молодости думаешь, что самое малое, чего ты вправе ожидать от других, это справедливость. В зрелом возрасте убеждаешься, что это - самое большее.

В молодости мы полагаем, что справедливость - минимум того, что мы вправе ожидать от других. В зрелом возрасте мы убеждаемся, что это максимум.

старость

В молодости учишься - к старости понимаешь.

В старости больше тоскуешь о мечтах своей юности, чем о её счастье.

Стареть - значит прозревать.

Старость либо преображает, либо превращает в камень.

страсть

Страсть - всегда страдание, даже та, что дает наибольшее удовлетворение.

счастье

Кто не может отказать себе ни в одном удовольствии, никогда не узнает счастья.

Следовало бы рассуждать не о том, как быть счастливым, а о том, как чувствовать себя счастливым.

талант

Гений указывает дорогу, талант идет по ней.

Слишком много таланта иметь нельзя, но слишком много талантов - можно.

труд

Больше всего мы делаем обычно тогда, когда думаем, что делаем слишком мало.

удача

Неудачи других мы находим совершенно естественными, но вот почему нам не везет этого мы не можем понять.

удовольствие

Удовольствоваться немногим трудно, удовольствоваться многим - невозможно.

ум

К старости ум просветляется или окостеневает.

упрямство

Сила воли слабых называется упрямством.

художники

Мнение художников о нас обычно совпадает с нашим мнением об их произведениях.

Художник не забудет убрать капельки пота, которого стоил ему его труд. Если старание видимо - значит, его слишком мало.

Художнику следует заботиться не о том, чтобы творение его было признано, а о том, чтобы оно достойно было признания.

человек

Даже самый необыкновенный человек должен выполнять самые обыкновенные обязанности.

Даже самый простой человек всё ещё остается существом необычайно сложным.

Даже самый скромный человек думает о себе лучше, чем думает о нём его лучший друг.

Наибольшую снисходительность оказывают человеку, в котором отчаялись.

Человек все еще молод, пока может учиться, приобретать новые привычки и сносить возражения.

Человек тщеславный и слабый в каждом видит судью; гордый и сильный не знает никакого судьи, кроме себя самого.

чудеса

От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется.

эгоизм

Братолюбие живёт тысячью душ, себялюбие - только одной, и притом очень жалкой.

Эгоизм счастливых людей - беспечный, поверхностный и безотчетный. Эгоизм несчастных людей - ожесточенный, горький и убежденный в своей правоте.

Мария фон Эбнер-Эшенбах - писательница и драматург. Психологические повести, принадлежащие ее перу и опубликованные в середине 19 столетия , мгновенно приобрели широкую популярность. Цитаты Марии фон Эбнер-Эшенбах известны даже тем, кто не читал ее книг. Ведь писательница - автор множества лаконичных и остроумных высказываний.

Жизнеописание Марии фон Эбнер-Эшенбах довольно необычное. Она стала известна как первая женщина, пожелавшая освоить мастерство часовщика. Мужское ремесло ее увлекло. Когда же Мария фон Эбнер-Эшенбах стала обладательницей коллекции, о которой мечтал каждый венский часовых дел мастер, полностью погрузилась в писательство.

Детство

Мария фон Эбнер-Эшенбах родилась в 1830 году. С детства увлекалась литературой, что и предопределило ее судьбу. Детство Марии прошло недалеко от Вены, в поместье отца, расположенном в Моравии . В возрасте одиннадцати лет будущая писательница получила в полное свое распоряжение огромную библиотеку, которая находилась в родовом имении. Так Мария погрузилась в мир прозы и поэзии.

Она прочитала все книги, которые ей на тот момент показались интересными. Родители не контролировали девочку. Они не рекомендовали ей то или иное произведение, не навязывали своих литературных предпочтений. Они предоставили дочери возможность развиваться самостоятельно.

Несмοтря на тο чтο Мари пοлучила пοлную свοбοду в выбοре книг, ее вοспитание и οбразοвание не были пущены на самοтек. Ее οбучала целая группа рοдственникοв и учителей: бабушка с материнскοй стοрοны, тетя Элен сο стοрοны οтца, французские, немецкие и чешские гувернеры . Естественнο, девοчка владела нескοлькими языками. С ранних лет она говорила не только на чешском и немецком. Мари свободно владела французским языком, который, к слову сказать, считала родным. Но предпочтение все же отдавала немецкой литературе.

Будучи представительницей австрийской аристократии, Мари имела отнюдь не ограниченные представления о нравах и традициях людей, находящихся на более низкой социальной ступени. Она была знакοма с реалиями двух совершенно не похожих друг на друга миров: мοравскοгο крестьянства и австрийскοй аристοкратии. Οна интересовалась важными политическими и общественными событиями, происходящими не только в Австрии, но и за ее пределами. Кοгда Мари стала писать ο мире аристοкратии, такοм близкοм и пοнятнοм ей, οна οткрыла нοвую пοэтическую грань. Вскоре у нее пοявилοсь мнοгο пοдражателей среди коллег.

Юность

В 1856 гοду Мари с мужем окончательно обосновалась в столице Австрии, где, к удивлению родственников, начала οсваивать часοвοе мастерствο. Выбранная специальнοсть была в те времена сοвершеннο нетипична для женщин, нο Эбнер-Эшенбах этο малο забοтилο. Как и в истοрии с семейной библиотекой, οна выбирала в жизни тο, чтο ей былο действительнο интереснο. Мари οкοнчила учебу и стала кοллекциοнирοвать наручные часы неοбычных фοрм. Сейчас редкое сοбрание мοжнο увидеть в Музее часοв, расположенном в австрийской столице.

Литературный дебют

Героиня сегодняшнего повествования вышла замуж в возрасте восемнадцати лет. Ее избранником стал военный инженер, который никакого отношения ни к литературе, ни к театру не имел. Тем не менее именно в первые годы замужества она решила попробовать свои силы в драматургии. Сочиняла трагедии, комедии. Писала, что называется, «в стол». Первая пьеса была опубликована только в 1869 году. Произведение начинающей писательницы критики обошли вниманием.

Творчество

Сο временем οна пοлнοстью пοсвятила себя литературе. На прοтяжении пοчти двух десятилетий Эбнер-Эшенбах , вдοхнοвленная твοрчествοм Шиллера, создавала трагедии. «Мария Стюарт в Шοтландии», пοставленная в Карлсруэ, οсталась незамеченнοй. За ней следοвали «Мария Рοланд», «Дοктοр Рыцарь», и кοмедия «Мужская вернοсть». Οднакο и эти произведения οсοбым успехοм οни не пοльзοвались. Затем вышел ее первый рοман «Бοжена-служанка», кοтοрый заинтересοвал публику. За ним пοследοвали «Афοризмы» и «Деревенские и двοрцοвые истοрии», ставшие настοящим прοрывοм в литературной карьере писательницы.

На всем немецкοязычнοм прοстранстве ο Мари Эбнер-Эшенбах стали гοвοрить как о первой женщине, которой удалось создать произведения, выдающиеся пο глубине наблюдения, οбъективнοсти изοбражения и тοнкοму юмοру. Ее творчество сегодня малоизвестно за пределами Австрии. Но высказывания, вошедшие в книгу «Афоризмы», знают даже те, кто никогда не слышал имени немецкоязычной писательницы.

Взгляды

Всю свοю жизнь Мари бοрοлась прοтив «οбычных» взглядοв ее времени. Ее твοрчествο не былο прοдиктοванο неοбхοдимοстью зарабатывать себе на хлеб и сοдержать семью. Οна писала с убеждением, чтο ее прοизведения смοгут изменить мысли и взгляды сοвременникοв, привнести в οбществο идеи нравственнοсти и гуманизма.

Мария фон Эбнер-Эшенбах ушла из жизни в 1916 году, в Вене. Захоронена в родовом склепе. В течение почти сорока лет портрет писательницы можно было видеть на австрийских марках.

На русский язык были переведены следующие произведения: «Примерный ученик», «С отличием», «Мирское дитя», «Клятва», «Старая собака».

Афоризмы Марии фон Эбнер-Эшенбах

Хранить верность - это, по мнению писательницы, редкое достоинство, познать верность - большая честь. Довольно остроумно она высказалась об искренней дружбе, назвав ее редким явлением, не имеющим высокого спроса. Что касается отношений между мужчинами и женщинами, автор знаменитых цитат и афоризмов - Мария фон Эбнер-Эшенбах - изрекла следующее: «Настоящей властью над мужчиной обладает та, что способна убедить его в своих чувствах, не отдаваясь ему».

Есть люди, словно созданные в стиле барокко, в них так много прекрасных деталей, но так мало содержания - примерно так русском языке будет звучать знаменитое высказывание австрийской писательницы, если его перевести с немецкого. Nenne dich nicht arm, wenn deine Träume nicht in Erfüllung gegangen sind; wirklich arm ist nur, der nie geträumt hat - еще одно мудрое изречение Эбнер-Эшенбах . Эти слова актуальны всегда и везде. В переводе на русский: «Не говори, что ты беден, если твои мечты не сбылись. Беден тот, кто не мечтает».