Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Лиса - сказочный персонаж. Лиса

Лиса - сказочный персонаж. Лиса

Сказка позволяет приблизиться к пониманию традиций и культуры русского народа. Являясь жанром выражения национального духа народа, сказка связана с мировоззрением этого народа. Известно, что русская сказка играет воспитывающую роль, но она воспитывает не только детей, а и взрослых людей. Особенно интересны в этом значении русские сказки для детей с картинками о животных.
Этот образ имеет много значений, потому что Лиса может льстить, хитрить, добиваться своей цели.
Анализ сказок о животных убедил, что образ Лисы в русских народных сказках интереснее других животных. Лиса всегда разная, и можно понять, что она интересует самого человека, который наблюдает за ней. Человек видит в ней и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно.
Свойство льстивости в характере Лисы я нахожу в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. Мною замечено, что в сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.
Свойство хитрости характера Лисы я нахожу в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, что не сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка. Свойство воровства в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости. В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется
через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию. Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы. И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.

Подходит такой ответ? Удачи.

Во многих народных традициях лисица («Рейнеке») — это животное, олицетворяющее коварную хитрость и вероломство. Ее красноватый мех напоминает огонь, что позволило причислить ее вместе с рысью и белкой к свите дьявола: см. выражение «дикая чертова лиса». В Древнем Риме лиса считалась демоном огня. На празднике богини Цереры, чтобы защитить зерновые культуры от пожара, к хвосту лисы привязывали зажженный факел и гоняли ее по полям. Как средство против колдовства к дверям прибивали морскую звезду, окропленную кровью лисы.


Лис считали (как и в Древнем Китае) особенно похотливыми животными, поэтому растертые тестикулы лисицы добавляли в вино как верное средство в качестве любовного напитка, а на руке носили лисий хвост, который должен был оказывать возбуждающее сексуальное воздействие.


У германцев лисица была символическим животным богатого на выдумки бога Локи (эту роль «трюкача» у североамериканских индейцев играл койот).

Большую роль как символ эротики и искусства обольщения играла лисица в Восточной Азии; в Древнем Китае господствовало представление, что лисы (хули) могут жить до тысячи лет, и тогда у них вырастает новый хвост, который обладает особенной способностью к чувственному обольщению. На лисах ездили привидения; самки лис никогда не меняли свое одеяние, но оно оставалось всегда чистым. Они невероятно соблазнительны и могут посредством безудержных эротических притязаний попавшихся им мужчин лишить жизненных сил.


в китайской традиционной мифологии сущ. Ху́ли-цзи́н (дословно «лиса-дух», в современном разговорном языке также «соблазнительница») - лиса-оборотень, добрый или злой дух. Родственна японской кицунэ, корейской кумихо и европейским феям.

Традиционно китайцы верили, что все существа могут принимать человеческий облик, приобретать волшебные свойства и бессмертие при условии того, что они найдут источник такой энергии, как например человеческое дыхание или эликсир с луны или солнца.

Описание лисиц-оборотней нередко встречается в средневековой китайской литературе. Хули-цзин чаще всего представляются в виде молодых, красивых девушек. Одной из пользующихся самой дурной славой лисиц-оборотней была Да Цзи (妲己), полулегендарная наложница последнего императора династии Шан. Согласно легенде, красавица-дочь генерала, она была против собственной воли выдана замуж за правителя-тирана Чжоу Синя (紂辛 Zhòu Xīn). Обиженная им однажды служанка богини Нюйва, девятихвостая лисица-оборотень, в отместку вошла в тело Да Цзи, изгнав оттуда настоящую душу наложницы. Под личиной Да Цзи лисица-оборотень и жестокий правитель придумали и осуществили много жестоких и хитромудрых каверз и пыток для своих подчинённых, например, заставляя их обнимать раскалённые добела железные прутья. Из-за такой невыносимой жизни подданные императора подняли мятеж, в результате чего закончилась династия Шан и началась эра правления императоров Чжоу. Позднее полулегендарный премьер-министр императора Вэня Цзян Цзыя экзорцировал духа лисы из тела Да Цзи, а богиня Нюйва наказала девятихвостую лисицу за чрезмерную жестокость.


Обычно считалось, что встреча с хули-цзин, как плохое предзнаменование, не сулит человеку ничего хорошего. Однако в популярных новеллах китайского писателя 17 века Пу Сунлина имеются также вполне безобидные истории о любви между лисицей-девушкой и красавцем-юношей.

Превращаясь в красивых, молодых и сексуальных девушек лисы-оборотни умело соблазняют мужчин (светлое начало Ян), ради энергии (ци), крови или семени для совершенствования своих волшебных возможностей. В результате жизненная энергия человека ослабляется и нередко он умирает от истощения. Лисица же таким образом достигает высшей ступени развития и становится лисой-бессмертной (狐仙). Отсюда и современное китайское использование слова «хули-цзин» в значении «женщина-вамп», «коварная обольстительница», соблазняющая женатых мужчин ради денег и развлечений.

Считалось, что лису-оборотня даже в человеческом облике можно распознать по её неисчезающему хвосту. (Китайская поговорка: кит. 狐貍精露尾 «лису-оборотня выдаёт хвост» значит, что коварство и хитрость всегда можно заметить по некоторым признакам.)


Хули-цзин приписывается необычайная красота, острота ума, хитрость, коварство, ловкость и неуловимость. В своём изначальном облике они выглядят как обычные лисы. Основным показателем силы колдовских чар лисы-оборотня является её возраст. Прожив 50 лет лисица может превращаться в женщину, через 100 лет она также способна преображаться в мужчину и узнавать о том, что происходит за тысячу ли от неё. Этот второй тип с широким диапазоном превращений наиболее часто встречается в китайских верованиях. Через 1000 лет жизни лисице открываются законы Неба и она становится Небесной лисой. Хули-цзин живут в пещерах и любят холод. Обожают курятину. Могут менять окрас шерсти, хотя обычный цвет — ярко красный. Они обладают особыми чарами, при касании хвостом земли может разгораться пламя. С возрастом приобретают дар предвидения. Часто живут в стае. Встречаются вокруг или на самих кладбищах. Считалось, что души умерших могут соединяться с телом хули-цзин и таким образом общаться с миром живых. Своими кознями и шутками причиняют много неприятностей смертным, а иногда и убивают людей. Иногда хули-цзин могут также помочь и поддержать человека, что впрочем соответствует их непредсказуемой и изменчивой природе.


Для народов Дальнего Востока лиса является представителем нечистой силы. Например, в китайской мифологии лис, продолжительность жизни которого составляет от 800 до 1000 лет, считается дурным предзнаменованием. Достаточно ему ударить хвостом по земле, чтобы вспыхнул огонь. Он способен предвидеть будущее и может принимать любой облик, предпочитая стариков, молодых женщин и ученых. Он хитер, осторожен и недоверчив, а главная его утеха — морочить и мучить людей. Души умерших иногда переселяются в тело лиса, который обитает вблизи могил.


В «Священной книге оборотня» Виктора Пелевина рассказывается история любви древней лисы-оборотня по имени А Хули и молодого волка-оборотня.

В 2008 году на экраны вышел китайский фильм «Крашеная кожа» (畫皮 пиньинь: huà pí), режиссёра Гордона Чэня. Сценарий основан на одной из новелл Пу Сунлина, где главная героиня, лисица-оборотень пожирает мужские сердца для поддержания своей красоты и молодости. Однако, это скорее мелодрама, чем фильм ужасов.


В Древней Японии дух лисицы, который может превращаться в человека, называется Коки-Тено (подобно германскому представлению о «Вер-Фуксе» — нем. Fucks, фукс — лиса). Лисицы могут, благодаря своему искусству, ослепленного чувством человека ввести в помешательство и погубить; в японских сказаниях они играют роль ведьмы (которая может принимать и другой образ). Лис предлагали сжигать, а их пепел рассеивать в воде.

Все же лисица играет не только отрицательную роль.


Белая лиса является верховным животным бога риса Инари, и в святилище Тори рядом с этим богом часто стоят деревянные или каменные фигурки лис, которые держат в пасти священный свиток либо ключ от рая. Кончик лисьего хвоста нередко является символом «драгоценного камня счастья».

Падающие звезды называются «небесными лисами».

В «падающих» звездах и «хвостатых» кометах видели спускающихся на землю космических или небесных лисиц.


По китайским поверьям, пятидесятилетняя лиса превращается в женщину, пятисотлетняя становится соблазнительной девушкой, а тысячелетняя принимает тело небесной лисицы, которая знает все тайны природы.

В основном все же преобладает отрицательное символическое значение лисицы. На картине Дюрера «Мария со многими животными» видна привязанная лисица, очевидно в напоминание о ее связи с чертом.

Случайно лиса может быть все же атрибутом святого, как, например, св. Бонифация и св. Евгения, хотя в библейском словоупотреблении она олицетворяет вероломство и злость. Старая поговорка насчет лисы, которая проповедует гусям, означает коварное корыстолюбие;

в Верхней Австрии «лисица» имела то же значение, что и «дьявол» («чертова лиса»), а в Верхнем Шлезвиге во время надвигающейся грозы говорили, «это лиса что-то кипятит». В «Симпли-циссимусе» Гриельсхаузена «лисий хвост» означал «лицемерно льстить».

Негативная оценка «Мастера Рейнеке» в средневековых бестиариях сделала это имя устойчивым сочетанием, означающим, что человек похож на лживое и коварное животное. «Если лисица голодна и ничего не может найти из еды, она роется в красноватой земле так, что выглядит, как будто она запятнана кровью, а затем падает на землю и задерживает дыхание. Птицы видят, что она лежит бездыханной с высунутым языком, и полагают, что она мертва. Птицы садятся на нее, а лиса хватает их и сжирает. Подобно поступает и дьявол: живым он представляется как мертвый, до тех пор пока он не схватит их в свою пасть и не проглотит» (Унтеркирхер).


«Лисица на гербовом щите или на гербе обычно имеет значение коварного ума, и их носят обыкновенно те, кто в своих поступках следует своему гербу»

У индейцев Северной Америки, гренландских эскимосов, коряков, народов Сибири, в Китае известен сюжет о бедном человеке, к которому каждое утро в дом приходит Л., сбрасывает свою шкуру и становится женщиной; когда человек это случайно обнаруживает, он прячет шкуру и женщина становится его женой; но жена находит свою шкуру, оборачивается Л. и убегает из дома.


В народной традиции отмечался особый день, связанный с Л. или с началом охоты на неё, напр. день Мартына-лисогона (14 апреля)

Лиса служит алхимическим символом временно затвердевающей красной серы, символизируя земляную природу, в отличие от воздушной природы петуха.

Тевмесская лисица — в древнегреческой мифологии животное, которое невозможно догнать.

Чудовищная лисица, нападавшая на жителей Беотии. Выросла на погибель фиванцев по гневу Диониса . Было предопределено судьбой, что никто не сможет её настигнуть. Каждый месяц фиванцы отдавали одного из юношей лисице на съедение. Кефал по просьбе Амфитриона выпустил против лисицы собаку, от которой никто не мог убежать. Зевс превратил обеих в камень


Ещё известные лисы

Ренар (Рейнеке-лис) — персонаж европейского фольклора.
Лиса Патрикеевна — персонаж русского фольклора.
Дальневосточные оборотни:
Кицунэ (Япония)
Кумихо (Корея)
Хули-цзин (Китай)


Лиса и Кот из сказки «Пиноккио»
Лиса Алиса («Буратино»)
Братец Лис («Сказки дядюшки Римуса»)


Басни Эзопа:
Лиса и сыр
Лиса и виноград
Лис — верный друг Маленького Принца в одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери
Лис Никита из сказки «Лис Никита» Ивана Франко
Людвиг Четырнадцатый — лисёнок из книги Яна Экхольма «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.»
Фантастический мистер Фокс из одноименной книги Роальда Даля
Сильвия — женщина, превратившаяся в лисицу (роман Дэвида Гарнетта «Женщина-лисица»)
Сильва — лисица, превратившаяся в женщину (роман Веркора «Сильва»)
А Хули («Священная книга оборотня», Пелевин)
Чиффа — вымышленная лисичка упоминающаяся в книгах Макса Фрая.
Рыжая ЛисиТСа — вымышленное существо, близкое к лисам (из рассказов Виталия Трофимова-Трофимова «Зеленое солнце» и «Логика Ниспровержения»)
Домино — чёрно-бурый лис из одноимённой повести Э. Сетона-Томпсона.

Абу Аль-Хосейн — лисица из арабских сказок 1001 ночи


Быстроушка и Златогривек, персонажи оперы «Приключения лисички-плутовки», Леош Яначек
Basil Brush — кукла-перчатка, ведущий британского телешоу.


Рита, мультфильмы «Джек из джунглей», «Хитрюга Джек» - городская лиса, напарница главного героя.
Тод, «Лис и охотничий пёс», Д. П. Мэнникс (мультипликационная экранизация Диснея).
Робин Гуд — в диснеевском мультфильме «Робин Гуд»
Девятихвостый демон-Лис, принадлежит Наруто Удзумаки (манга «Наруто»)
Кууген Тэнко (яп. 天狐 空幻, Tenko Kūgen) из произведения «Инари в нашем доме» (яп. 我が家のお稲荷さま。, Wagaya no Oinari-sama). Автор новелл - Дзин Сибамура, иллюстратор Эйдзо Хоодэн. Манга-переложение - Суйрэн Сёфуу. Аниме - выпущено компанией ZEXCS
Майлс «Тэйлз» Прауэр — из серии Sonic the Hedgehog
Лиса Фиона — персонаж комиксов «Sonic the Hedgehog»
Лис Никита (мультсериал) по одноименной сказке Ивана Франко
Вук и другие персонажи мультфильма «Вук» (по рассказам И.Фекете)
Ozy and Millie
Slylock Fox
Фокс МакКлауд, Кристал из серии видеоигр Star Fox
Пятихвостая лисичка Юби (в лат. транскрипции Yobi) из корейского мультфильма «Девочка-Лисичка»
Покемоны Вульпикс и Найнтейлз


( , .symbolsbook.ru, wikipedia)

Вообще-то зоологи не применяют к животным такие человеческие характеристики, как «хитрый». А вот что точно можно сказать про обыкновенную лисицу, так что это зверь, обладающий довольно сложным поведением. Лисица относится к отряду псовых, но на охоте порой проявляет кошачьи повадки и ведет себя как хищник-засадник: выслеживает и подкарауливает добычу. Так бывает, когда лисица мышкует. Хотя может и преследовать добычу совершенно по-собачьи - гнаться за ней. Способы охоты у лисы разнообразны. В экологии это называется широкой специализацией. И это понятно: лисы распространены очень широко - от тундры до пустыни.

Что касается сказочного пристрастия лисы к «петушатинке», то в этом есть большая доля истины. Лисица может подкараулить и поймать птицу, вполне справляется со взрослым петухом. Она даже с зайцем может справиться, а заяц гораздо крупнее петуха. И лиса действительно утаскивает пойманную птицу - не ест ее на месте. Так что и жалобная песенка пойманного петушка «Несет меня лиса за темные леса», и сюжет, в котором лиса подкарауливала уточку по имени Серая шейка, имеют под собой реальные основания.

Хотя с точки зрения биологической целесообразности, охота на зайца или птицу не совсем подходит лисе. Челюсти у нее устроены по принципу ножниц, а не клещей, как, скажем, у хорька. В такой пасти трудно удержать добычу. Но лиса этот недостаток зубного аппарата прекрасно компенсирует поведением - видимо, это и дает основания наделять ее человеческой характеристикой «хитрая». Еще лиса ест рыбу, что в сказках тоже отмечено. Правда, в природе лиса рыбу обычно не ловит, а ищет по берегам - вдруг какую-то рыбину выбросило на берег?

Но гастрономические интересы лисы не ограничиваются мясом и рыбой. Лиса, как и ее родственница собака, любит сладкое и с удовольствием ест растительную пищу: к примеру, чернику. Не просто лакомится, а именно ест, когда черники много. В черничниках летом можно наткнуться на лисий помет. И он такой черный-черный - потому что лиса ела чернику. Вообще, лисы любят ягоды, в том числе и виноград - так что басня «Лиса и виноград» возникла не на пустом месте. Баснописец Эзоп, как известно, жил в Греции, где было много виноградников. А в Библии, в книге Песнь песней, сказано: «Ловите нам лисиц, лисинят, которые портят виноградники…». Лисы древнего Израиля, подобно лисам древнегреческим, тоже интересовались виноградом, и современные лисы вкус к винограду не утратили.

Возможно, дети с интересом отнесутся и к такой подробности: в природе лисы действительно не едят незрелых ягод и прекрасно разбираются, когда ягоды оказываются сочными и спелыми.

Кушакова Саёхатбону

Проектно-исследовательская работа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ Каменская СОШ №1

Работу выполнила:

Кушакова Саёхатбону

4 класс

Руководитель:

Пушкина Екатерина Владимировна

Каменка 2012 год

Тема. Лиса. Повадки лисы. Образ лисы в русских народных сказках.

Цель. Проанализировать образ лисы в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи .

  1. Узнать из дополнительной литературы о лисе;
  2. изучить повадки лисы в разных источниках;
  3. провести опрос по теме работы среди учащихся;
  4. прочитать русские народные сказки, в которых действует лиса;
  5. проанализировать образ лисы и сделать выводы.

Объект исследования . Лиса.

Предмет исследования. Русские народные сказки. Дополнительная литература и разнообразные источники о лисе.

Гипотеза . Предположим, что лиса - это самый умный и хитрый персонаж русских народных сказок.

Методы исследования . Размышления, чтение книг, поиск информации о лисе в разных источниках, опрос, анализ результатов.

План работы

  1. Вступление.
  2. Основная часть:

1.Лиса Повадки лисы.

2. Образ лисы в русских народных сказках.

3.Анкетирование и анализ ответов.

4.Чтение книг и изучение образа лисы в русских народных сказках. Вывод.

  1. Заключение.

Вступление

Я очень люблю животных, поэтому читаю много литературы: художественной, энциклопедий про животных и сказки о животных. Последнее время я очень заинтересовалась таким животным как лиса. Я прочитала весь материал в домашних книгах о лисе, в библиотеке мною были прочитаны энциклопедические статьи, посвященные этому зверю, а т.ж. в интернете я нашла и прочитала множество материала про лисицу. Изучив материал о лисе, мне вдруг стало интересно, а почему про лису русский народ стал складывать сказки, какая лиса в сказках, всегда ли «выходит сухой из воды». Я решила ответить на интересующие меня вопросы. Мне очень пригодился и ранее изученный материал.

Основная часть

Лиса. Повадки лисы.

Лиса – один из самых красивых хищников. Она относиться к семейству псовых, хотя чем-то похожа на кошачьих. Окрас шкурки рыжий, хвост длинный и пушистый, морда длинная и узкая, а глаза умные и хитрые. Лиса по размеру напоминает небольшую собаку. Окраска рыжей плутовки варьируется от огненно-рыжей до серой.

Лиса живет и в Европе, и в Азии, и в Америке, и в Африке. Лиса – очень ловкий и резвый зверь. Она так быстро бегает, что ее очень трудно догнать собакам. К тому же это очень хитрый зверь: она может пускаться на различные уловки, запутывая собственные следы или добывая себе пропитание.

Лиса великолепный охотник. Помимо наблюдательности и сообразительности, у нее отличная память, хорошее обоняние и замечательно острый слух.

Являясь хищником, лиса употребляет в пищу самых разных животных. Она с удовольствием ест мышей, зайцев, кроликов, земноводных, пресмыкающихся, после дождя выкапывает из земли дождевых червей, в реке ловит рыбу и раков. Но особенно рыжая любит полакомиться птицей. Поэтому и заглядывает в курятники. Мясной рацион лисица с успехом дополняет ягодами, яблоками, овощами.

Несмотря на то, что лиса не упустит случая полакомиться зазевавшемся зайцем, поймать тетерку или разорить птичье гнездо, в лесу она приносит гораздо больше пользы, чем вреда. Основной пищей лис остаются полевки, мыши, суслики и другие мелкие грызуны, приносящие вред сельскому хозяйству. А подрастающие лисята в большом количестве истребляют майских жуков – известных вредителей в лесных районах.

Лисы обычно живут поодиночке и объединяются лишь на период гона. Самцы помогают самкам выращивать молодое потомство.

Маленькие лисята обычно появляются на свет в конце апреля, начале мая. Молодое поколение быстро подрастает, к 20-му дню жизни они уже начинают вылезать из норы и питаются не материнским молоком, а живым кормом. Родители приносят в нору живых мышей, птиц и мелких зверей, которыми лисята с удовольствием лакомятся. Малышей тут же начинают обучать азам охоты. Сначала лисята охотятся на майских жуков и кузнечиков, но постепенно приучаются и к более крупной добыче: полевок, ящериц, лягушек.

Лисята быстро растут, и уже в августе их издали трудно отличить от взрослого зверя. В ноябре молодые лисицы начинают самостоятельную жизнь и разбегаются кто куда.

Лисы не всегда живут в норах. Этими жилищами они пользуются только при выращивании потомства, а все остальное время проводят на открытом месте. Чувства дома у лисы практически нет. Они селятся там, где им понравится, да и то не надолго. Лиса охотно роет норы вблизи жилищ человека, иногда лисицы забредают даже в города. Лисица часто не желает рыть нору самостоятельно и использует чужие жилища, к примеру, лиса очень уважает удобные норы, вырытые барсуком.

Матерая лисица обзаводится норами не только для того, чтобы вырастить в них потомство или укрыться от продолжительной непогоды. Часто норы служат им убежищем в случае опасности.

Старая лиса по обыкновению имеет не одну нору, а сразу несколько. Лисьи выводные норы в основном располагаются на скатах оврага, неподалеку от ручья, в лесной чащи, т.е. там, куда не забредают люди. Случается, что лисица из года в год возвращается к вырытой однажды норе. Тогда такие «квартиры» постоянно расширяются, подновляются, приобретают несколько «комнат», которые располагаются в 2 – 3 этажа. Охотники хорошо знакомы с такими норами и называют их «вековыми».

Обычно лисья выводная нора снабжена несколькими выходами – отнорками, которые позволяют ей в случае опасности незаметно покинуть свое убежище. Главный отнорок, которым лиса часто пользуется для выхода и входа, заметен издали. Обычно это чистая площадка, посыпанная песком, который появился здесь в результате многолетней чистки норы. Здесь частенько можно увидеть играющих лисят.

Лисица почти все время в движении, предпочитая охотиться на рассвете и в сумерках, в ночные и самые жаркие дневные часы обычно отдыхает на открытых логовах, обозревая просторы вокруг себя. Оттачивая филигранную технику охотничьего мастерства, неугомонный зверек со всей страстью отдается мышкованию, со стороны напоминая заигравшегося котенка. Кажется, ей нравится сам процесс охоты, она постоянно кого-то выслеживает, вынюхивает, высматривает. День за днем обходя свои угодья, это животное никогда не упустит возможности кого-то поймать, даже не будучи голодным: результат своего труда можно спрятать в одну из многочисленных кладовых «на черный день», который рано или поздно наступает. Лиса никогда не наедается «от живота», как это делает волк или медведь, она всегда остается легкой, подвижной и стремительной, готовой к новым охотничьим подвигам.

По-прямой эта хитрая бестия почти не ходит, она постоянно меняет направление, сворачивает, возвращается, кружит и петляет, она любопытна, ей до всего есть дело. Так же она уходит от погони, изобретая на ходу какие-нибудь фокусы или новые уловки. Лиса очень вынослива, она может водить собак целый день, если местность неровная, предпочтет ходить оврагами, спускаясь на самое дно или проходя в половину высоты, путая следы и проходя большие расстояния.

Лиса в любой ситуации проявляет смекалку, находчивость. Вот, например, когда у нее появляются блохи, находит шерстяную тряпку, подходит к водоему и очень медленно, начиная с хвоста, погружается в воду. Всем известно, что блохи не любят воду и поэтому бегут вверх к голове. В пасти лисицы находится шерстяная тряпка. Лиса с головой погружается в воду, а блохи остаются на тряпке. Так хитрая лисица избавляется то блох.

Образ лисы в русских народных сказках.

Я думала, что лиса в русских народных сказках хитрая плутовка и обманщица. От ее проделок страдают все животные в лесу: заяц, медведь, волк. Живет лиса в доме, который отобрала у зайца. Лисица в сказках любит наряжаться. Лиса – большая лакомка. Вот то немногое, что я знала о сказочной лисе.

Анкетирование и анализ ответов.

Сначала я решила провести опрос среди учащихся начальных классов нашей школы, т.к. мне стало интересно, что они знают о лисе – героине русских народных сказок. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Какая лиса в русских народных сказках?
  2. Где живет лиса?
  3. Как в сказках называют лису?
  4. Кого в сказках обманывает лиса

В опросе участвовало 35 учеников нашей школы. Варианты их ответов я записала в таблице.

Какая лиса в русских народных сказок?

Хитрая - 12 уч.

Умная – 7 уч.

Где живет лиса?

В норе – 5 уч.

В доме – 4 уч.

Как в сказках называют лису?

Кума, кумушка – 6 уч.

Лисичка-сестричка – 8 уч.

Лиса- 9 уч.

Во что одевается сказочная лиса?

Сарафан и кокошник – 4 уч.

Платье – 3 уч.

Ничего -9 уч.

Кого в сказках обманывает лиса?

Волка – 15 уч.

Мужика – 9 уч.

Цаплю – 4 уч.

Чтение книг и изучение образа лисы в русских народных сказках. Вывод.

Название сказки

Какая лиса в сказке

Жилище лисы

Кого обманула

От кого пострадала

Волк и лиса

Обманщица

Волк, мужик

Лиса- повитуха

Любит сладенькое, обманщица

Дом

Волк

Как лиса шила волку шубу

Швея, торговка

Волк

Лиса, заяц и петух

Выгнала зайца

Избенка ледяная

Собаки, медведь, бык

Петух с косой

Лиса и дрозд

Хитрая, песни поет

Зайца, волка

Дрозд обхитри.

Собаки разорвали лису.

Дрозд Еремеевич

Хитрая, ест маленьких дроздов.

Дрозд Еремеич

Сорока Филипповна

Лиса и тетерев

Пытается обмануть

Дом

Лиса и журавль

Варит манную кашу

Дом

Журавль

Журавль

Лиса- исповедница

Воровка

Петух

Лиса и кувшин

Кур крадет

Мужик

Кувшин утопил лису

Лиса и Котофей Иваныч

Охотится,

Дом

Напугала и перехитрила волка и медведя,

Кот обманул лису.

Мужик, медведь и лиса.

Просит у мужика угощение

Нора

Обманул хвост, собаки

Колобок

Съела колобка

Лисичка со скалочкой

Находит скалочку, требует замену (выкуп)

Трех хозяев

Собака

Кот, лиса и петух

Поет песни и крадет петуха

Дом

Кот

Изучив 15 сказок о лисе, я пришла к следующему выводу: Лиса в сказках выступает главным героем. Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. В русских сказках лисе противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с успехом одурачивает, петух (« Кот, петух и лиса »), или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы (« Лиса и заяц » ). Лиса часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Например, Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой», «Мужик, медведь и лиса». «Лиса и дрозд» спасается бегством и прячется в нору, а затем ее за хвост вытаскиваю из норы собаки и раздирают. В некоторых сказках лиса сама обманывается («Лиса и журавль», «Лиса- исповедница»), а в одной сказке погибает от собственной глупости, надев кувшин на голову, тонет в реке («Лиса и кувшин»).

Сравнительная таблица

Лиса в жизни

Лиса в сказках

Лиса очень красивое животное, имеет ярко-рыжий окрас, с белым кончиком хвоста

В сказке «Теремок» представляется:

  1. Я – лиса, при беседе краса…

Лиса очень хитрый зверь: она может пускаться на различные уловки, запутывая собственные следы или добывая себе пропитание

В сказке «Лиса и Котофей Иваныч», обманув волка и медведя, забирает их добычу

Лисица зверек всеядный: она и зайцем питается, и птицей, и лягушатами и сластена она большая (ягоду ест, фрукты)

Сказочная лисица ест и рыбу(«Волк и лиса»), и мясо(«Лиса и Котофей Иваныч»), и мед («Лиса повитуха»), в сказке «Дрозд Еремеевич» ест маленьких дроздят

Лисица часто не желает рыть нору самостоятельно и использует чужие жилища, к примеру, лиса очень уважает удобные норы, вырытые барсуком.

Занимает заюшкину избушку в сказке «Лиса, заяц и петух»

Лиса в любой ситуации проявляет смекалку, находчивость.

Хитрит и обманывает в каждой сказке

Нужно быть очень опытным охотником, чтобы выследить лисицу, обмануть ее и поймать

В половине прочитанных сказках лиса была обманута, иногда погибала от собственной глупости: высунув хвост из норы, была разорвана собаками («Мужик, медведь и лиса»), утонула, засунув голову в кувшин

(« Лиса и кувшин»)

Заключение

В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, провела опрос среди учащихся по теме исследования. По сказкам я сделала вывод об образе лисы русских народных сказках. Мне очень понравилось анализировать сказки. Но моя гипотеза подтвердилась не полностью, все же лисица тоже может обманываться.

Анализируя, сказки мне встретились устарелые слова, значение которых мне пришлось выяснить.

Боров – поросенок, свинья.

Исповедь – обряд покаяния в грехах перед священником.

Квашня – деревянная или глиняная посуда для закваски теста, забродившее тесто, опара.

Клирос – место для певчих в церкви по обеим сторонам алтаря.

Повой – приём новорожденного

Родины – день рождения.

Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Используемая литература и интернет – сайты.

  1. Русские народные сказки: Кн. Для самост. чтения. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1983.
  2. www.manorama.ru/article/hunting9.html
  3. sinzhany.ru/povadki_dikoj_lisy.html
  4. www.hunt-dogs.ru ›
  5. rus-oxota.ru/4/16/lisa/lisa-opisanie

Лиса, Лисица - В мифопоэтических традициях образ Лисы выступает как распространённый зооморфный классификатор, нередко функционирующий и в языковой сфере [ср. рус. «лиса» - о хитром человеке; англ. fox - «хитрец» (при основном значении - «лиса») и т. п.]. Символические значения, связываемые с Лисой в разных традициях, образуют единый и весьма устойчивый комплекс лишь отчасти мифологизированных значений (хитрость, ловкость, пронырливость, сообразительность, льстивость, вороватость, обман, лицемерие, осторожность, терпеливость, эгоизм, себялюбие, жадность, сладострастие, злонамеренность, злоумышленность, мстительность, одиночество). С образом Лисы обычно соотносится представление о чем-то сомнительном, фальшивом; Лиса нередко оказывается неудачницей, попадает впросак и т. п. Поэтому она не связывается с мифологическими персонажами высших уровней (ср. редкое исключение - Лиса как одна из ипостасей Диониса и как вестница японской богини урожая и риса Инари , обладающая колдовскими чарами и способностью воплощаться в человека).
Лиса может характеризоваться магическими способностями. Так, в китайской сказочной традиции Лиса в возрасте 100 лет превращается в колдуна, обладающего магической силой, в возрасте 1000 лет попадает на небо и становится небесной Лисой - тремя звёздами в созвездии Скорпиона (ср. также созвездие Лисички, лат. Vulpecula, называемое в некоторых традициях «Лиса с гусем»). Широко распространены истории о превращении Лисы в человека (особенно при полнолунии). У индейцев Северной Америки, гренландских эскимосов, коряков, народов Сибири, в Китае известен сюжет о бедном человеке, к которому каждое утро в дом приходит Лиса, сбрасывает свою шкуру и становится женщиной; когда человек это случайно обнаруживает, он прячет шкуру и женщина становится его женой; но жена находит свою шкуру, оборачивается Лисой и убегает из дома. В Северо-Восточной Азии при обилии сказок о хитростях и проделках Лисы. существуют сюжеты, связывающие ее с вороном , творцом мира, создателем солнца, луны, звёзд, земли, культурным героем; в них Лисе противостоит ворону как (отчасти) хтоническое животное. Особенно показателен мотив измены ворона Кутха с Лисой своей жене в мифах ительменов. Изменение Лисой своего облика объясняет её роль как демона, злого духа, оборотня, колдуна и даже самого дьявола (в христианской символике; в китайской и японской традициях рассказы о Лисе обнаруживают совпадения с европейскими средневековыми историями о суккубах, инкубах, роковых невестах и т. п.), с одной стороны, и функцию Лисы как трикстера (обманщицы, шутницы и т. п.), соперничающего с другим трикстером (поедание мяса у Койота, обман Ворона у народов Северо-Восточной Азии) или животным, пользующимся особым престижем (медведь) или известностью (волк , заяц, петух и т. п.),- с другой. Именно в этой функции Лиса становится одним из персонажей животного эпоса в двух главных его формах - фольклорно-сказочной и литературной (иногда даже поэтической). В русской фольклорной традиции Лиса является главным героем животной сказки, позже перешедшим и в лубок. Так же Лисица имеет отчество Патрикеевна, потому что символом святого Патрика в Ирландии является именно она.
В Западной Европе складывается начиная с 11 в. эпос о Ренаре (Ренар, первоначально мужское собственное имя, стало во французском языке обычным обозначением Лисы). Особую роль сыграл старофранцузский «Роман о Лисе» («Roman de Renart»). В конце 12 в. появилась немецкая, а в сер. 13 в. нидерландская переработка этой темы, послужившая источником для нижненемецкого «Рейнеке-Лиса» («Reinecke-Fuchs»), Сходные циклы о Лисе известны в Китае («лисий» эпос Ляо Чжая о «лисьих чарах» и вмешательстве ее в жизнь людей; в китайской мифопоэтической традиции Лиса считалась воплощением души мертвеца, и системе оберегов от Лисы придавалось особое значение), в Америке (ср. отчасти «Сказки дядюшки Римуса», где наряду с Братцем Кроликом участвует Лис). Специализированный «лисий фольклор», особый словарь охоты на Лис и приёмы «лисьей магии» создаются среди охотников (напр., в английских охотничьих клубах). В народной традиции отмечался особый день, связанный с Лисой или с началом охоты на неё, напр. день Мартына-лисогона (14 апреля); были популярны многочисленные разработки мотива мести (или награды) охотнику со стороны Лисы.
В большинстве мифологий лисица – это символ хитрости и плутовства.
Лисица в корейской мифологии обладает способностью околдовывать людей; самые опасные лисицы это столетние: они иногда превращаются в злых женщин и нередко ночью показывают ложные огни, вследствие которых путешественники теряют дорогу и погибают; или же лисицы эти очаровывают людей до того, что они начинают хворать и постепенно сходят с ума.

У народов Европы лиса олицетворяла также такие порочные качества, как лицемерие, коварство и злобное лукавство. Китайцы и японцы добавили к этому отrалкивающему символическому
портрету некоторые пикантные штрихи, объявив лису эротическим символом обольщения и наделив ее мистической способностью к трансформации.
В мифолоrии коренных народов Америки образ лисы оценивается в целом положительно. Калифорнийские индейцы возвели серебристую лисицу в paнr культурноrо rероя, а чибча¬муиски устpaивали в честь ряженоrо лиса Фо развеселый праздник, отмечая ero приход ритуальными попойками. В Китае покровительницей лис считалась добрая Вися Юаньцзюнь «Госпожа лазоревой зари»).
В Японии белый лис был священным животным боrа риса Инари. Однако все эти примеры ¬ лишь исключение из общеrо правила, так как в большинстве культур лиса являет обманчивый лик дeмоническоrо существа.
Окрас лисьеrо меха всеrда вызывал acсоциации с огнем. Связь оrненно¬рыжей лисицы с ryбительной стихией оrня отчетливо прослеживается в мифах мноrих народов. Китайцы верили, что лисы по ночам высекают пламя собственным хвостом; скандинавы сделали лису спутницей Локи, хитроrо и KOBapHoro боrа оrня; римляне, видевшие в лисах злобных дeмонов оrня, во время цереалий (празднеств в честь боrини плодородия Цереры) привязывали к хвостам плененных животных зажженные факелы и rоняли нeсчастных по полям. Как ни странно, они полаrали, что травля подпаленных зверюшек защитит их посевы от оrня, хотя библейский rерой Самсон давно доказал обратное. В Ветхом Завете содержится pacсказ о том, как Самсон, желая примерно наказать злокозненных филистимлян, изловил однажды 300 лисиц, связал их попарно хвостами, привязал к каждой паре по зажженному факелу и выпустил всю пылающую свору на вражескую жатву.
В мифолоrии Китая, Кореи и Японии лисы заклеймены как опасные оборотни. Даром перевоплощения владеет китайский демон rуй и оборотень Цзин, японский вампир кокитено и корейский символ коварства ¬ старый лис кумихо. Живут демонические существа поблизоси от заброшенных моrил. Способность к оборотничеству приходит к ним с возрастом: к пятидесяти rодам лиса приобретает способность превращаться в женщину, к ста rодам ¬ в мужчину, а к тысячелетнему юбилею она отращивает девять хвостов и достиrает бессмертия. Ритуал перевоплощения, описанный в древних китайских трактатах, выrлядит следующим образом: рыжая бестия кладет себе на rолову человеческий череп и кланяется созвездию Большой Медведицы до тех пор, пока не превратится в человека. Наибольшую опасность среди оборотней представляют китайские женщины¬ лисы, непревзойденные соблазнительницы, крадущие жизненную энерrию человека посредством половых сношений с ним. По свидетельству мудреца Цзи Юня, эти дьяволицы столь ненасытны в любовных утехах, что моryт быстро свести в моrилу caMoro цветущеrо мужчину.
Свое рыжее чудище есть и в древнегреческой мифолоrии. Злобная тевмесская лиса, пожиравшая детей и разорявшая окрестности Фив, выrлядит символом нeуловимости, так как именно этим качеством наrрадили ее боrи. Лиса¬ людоедка творила свои черные дела до тех пор, пока ее след не взял медный пес Лайлапс, нa¬деленный божественным даром настиrать любоrо зверя. В итоrе возникло неразрешимое противоречие, yrpожавшее aвторитету олимпийских боrов. Парадоксальную поrоню прекратил Зевс, превративший необыкновенных животных в сияющие созвездия.
В христианской релиrии лиса изображается пособницей caмoro Сатаны: во¬ первых, из¬за ее дьявольских уловок, а во¬ вторых, из¬за оrненно¬рыжеrо меха, напоминающеrо пуrливым обывателям об адском пламени. Ассоциации лисы с нeчистым духом наиболее заметны в Bepx-ней Австрии, rде бытовало недоброе пожелание: «Лис тебя побери!»
В сатирической литературе лиса персонифицирует ловкого обманщика (средневековый «Роман о Лисе», мноrочисленные сказки и басни).
В истории символический образ хищнoro зверя наделен более боrатым coдepжанием. Мессенский rерой Аристомен (VII век до н.э.), поднявший знамя восстaния против завоевателей ¬спартанцев, своим чудесным спасением был обязан именно лисе. В одном из боев он, раненный в rолову, попал в плен. Спартанцы, озлобленные понесенными потерями, обрекли вождя повстанцев и 50 ero товарищей на страшную смерть: всех их, одноrо за дpyrим, живыми сбросили в пропасть Кэадас. Растяrивая удовольствие, палачи казнили Аристомена последним, но как раз это ero и спасло: упав на груду разбитых тел, rерой по неимоверному стечению обстоятельств остался жив и даже невредим. Но ero paдость быстро сменилась rорьким разочарованием: оrлядевшись по сторонам, Mecсенец обнаружил, что из rлубокоrо каменнoro мешка, куда он попал, не было выхода. Аристомена ожидала участь куда более rорькая, чем та, что постиrла ero товарищей. Трое суток пролежал он среди мертвых тел, тщетно призывая смерть, как вдруr неизвестно откуда появилась лисица и принялась обrладывать трупы. Бывалый воин притворился мертвым и терпеливо дожидался удобноrо момента, а коrда лиса приблизилась, внезапно вскочил и ухватил ее за хвост. Испyrанное животное бросилось наутек, чему Аристомен нисколько не препятствовал, но хвоста при этом не выпускал, обороняясь от острых зубов зверька обмотанным вокpyr левой руки плащом. Проследовав за своей невольной спасительницей сетью запутанных подземных лазов, находчивый rерой выбрался на свободу. Вскоре Аристомен вновь возrлавил Сопротивление, поверrнув BparoB в полное смятение своим неожиданным воскресением из мepтвых.
Если для Аристомена лиса явилась символом спасения, то для ирландских дворян ropмaнcтoнoв она была родовым проклятием и знамением смерти: всякий раз, кorда рыжих вестниц несчастья замечали в парке усадьбы ropMaHcToHoB, кто¬либо из их семейства вскоре отдавал Боry душу.
В российской истории символическим лисьим хвостом обзавелся бывший боевой rенерал Михаил Лорис¬Меликов (1825¬1888), совмещавший в последние rоды царствования Александра II обязан¬
ности министра внутренних дел и шефа жандармов. Министр Лорис¬Меликов всячески заиrрывал с либеральной оппозицией, но жандарм Лорис¬ Меликов в то же самое время жестоко преследовал политических противников режима. В pycском обществе такой двойственный курс «министра от жандармерии» метко окpeстили политикой «лисьеrо хвоста и волчьей пасти».
"Лис пустынш" ¬ почетное прозвище талантливоrо немецкоrо rенерала Эрвина Роммеля (1891-1944), в течение двух лет успешно воевавшеrо против превосходящих сил анrличан в Северной Африке. Заметая след, танковый корпус Роммеля, словно лис, петлял по африканским пустыням, внезапно появляясь там, rде ero меньше Bcero ожидали. Отрезанный от баз снабжения, лишенный подкреплений, талантливый cTpaTer тем не менее умудрялся наносить противнику поражение за поражением. 21 июня 1941 rода Роммель одержал самую блестящую из своих побед: ero танки, израсходовавшие почти весь оrневой боезапас, буквально на последних каплях rорючеrо ворвались в порт Тобрук ¬ сильно укрепленный опорный пункт анrличан. Тоrда-то заслуrи Роммеля по достоинству оценили и друзья, и враrи: немецкое командование присвоило ему звание rенерал¬лейтенанта, а анrличане нарекли неуловимоrо танкиста «лисом пустыни».
В современной Великобритании нeбывалая шумиха поднялась вокpyr закона о запрете псовой охоты налис. Представители анrлийской аристократии, возмущенные покушением на их старинные привилеrии, подняли настоящую бурю протеста. Небольшая rpуппа разбушевавшихся rpаждан даже прорвалась в здание британскоrо парламента, сорвав заседание палаты общин. Если парламентариям yдaстся отстоять пресловутый закон, то aнглийским лордам, не мыслящим cвoero cyществования без травли бедных лис, придется удовольствоваться бескровной «охотой на лис». Как известно, в спорте «охотой на лис» называется совершенно безобидная радиоиrpа, заключающаяся в том, что человек, вооруженный ручным пеленrатором, ищет спрятанные в лесу передатчики «лисы»). Вот за такую «охоту» даже настоящие лисы проrолосовали бы в парламенте всеми четырьмя лапками.
В российской rородской rеральдике лиса является «rоворящей» эмблемой, указывающей на те районы, rде издавна занимались добычей лис и выделкой их шкур. В отличие от rерманской rеральдики с ее строrими канонами в русских rербах ли.сы изображены по¬разному: идущими, беrущими или стоящими на месте. За иллюстрациями можно обратиться к rербам Саранска, Cypryтa, Ceprиевска, Тотьмы, Мезени и друrих ropoдов.