Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как выглядели русы и славяне по описаниям современников. Вечная тема о бороде

Как выглядели русы и славяне по описаниям современников. Вечная тема о бороде

Инструкция

Однако интересно, каков же был облик воинственных и непоколебимых руссов? Источников, которые могут рассказать об этих особенностях, предостаточно. Сейчас можно попробовать осветить некоторые описание внешности древних славян.

Как сообщают некоторые источники, руссам было свойственно носить куртки, фасон которых был схож с верхней одёжей булгаров и хазаров. Взрослые мужчины предпочитали широкие шаровары. На пошив каждой штанины такого фасона приходилось 100 локтей расходуемой материи. Также в моде были широкие золотые массивные браслеты, которые предпочитала носить сильная половина. Еще древние славяне носили шапки из натурального со свисающим в области затылка хвостом.

Если взять для примера внешнюю характеристику русско–скандинавских дружинников, то можно узнать следующие : по свидетельствам одного венгерского монаха Юлиана известно, что в 11 веке на Руси мужчины отращивали богатую бороду и брили наголо . Однако подобная тенденция не распространялась на знать, представители которой ограничивались тем, что в знак своего титула и происхождения сохраняли, как правило, над левым ухом некоторое количество волос, а от остальных избавлялись.

Хронолог А. Шабанский также сообщает о том, что ношение бороды на Руси связано с внедрением христианства, которое всячески поощряло этот нюанс.

Внешний облик древних славян всегда вызывал восторженные отзывы европейских и азиатских путешественников. Они отмечали высокий рост и гордую осанку славян, их белую кожу с ярким румянцем и прекрасные густые русые волосы. Одежда славян позволяла подчеркнуть их природную красоту и стать.

Основные элементы славянского костюма

Основным элементом и мужского и женского славянского была , которая изготавливалась преимущественно из льняного полотна. Мужская рубаха была примерно до колена длиной и обязательно подпоясывалась. Длина женской рубахи, как правило, доходила до щиколотки. Нередко она выполняла функции современного женского легкого платья. Ворот, рукава и подол рубахи обязательно украшались вышивкой. Причем вышивка несла не столько декоративную, сколько обереговую функцию, защищая человека от вредоносных сил.

Мужчины с самых древних времен носили ременные пояса, считавшиеся одним из главных символов мужского престижа. Особенно ценились пояса из кожи дикого тура, которую можно было добыть во время охоты, подвергая свою жизнь смертельной опасности.

Традиция ношения штанов была заимствована славянами у представителей древнейших кочевых племен. Славянские штаны были примерно по щиколотку длиной и заправлялись в онучи.

Славянский принято подразделять на северный и южный комплексы. При этом южный костюм имеет более древние . Помимо рубахи, его обязательным элементом является понева – своеобразная распашная юбка, сшитая из полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка.

Сарафан впервые упоминается в русских летописях ХIV века. При этом первоначально сарафаном называлась не только , но и мужская одежда. В качестве женской одежды сарафан впервые упоминается в ХVII веке.

Обувь и головной убор

Самой распространенной обувью в славянском являлись лапти. Однако существовала и кожаная обувь, подразделявшаяся на поршни (мягкая обувь из одного куска кожи, который стягивался по краям шнурком), башмаки и сапоги.

Особое внимание в славянском женском костюме уделялось головному убору. При этом девушек и замужних женщин имели существенные . Основным признаком девичьего головного убора была открытая макушка, головной убор замужней женщины закрывал волосы полностью. Головные уборы являлись символом небесной сферы, а потому нередко украшались изображениями , звезд или птиц. Названия головных уборов также, чаще всего, были «птичьими»: от слова «кокошь» - петух, кика или кичка – утка, сорока. А украшавшие их нити жемчуга и височные кольца символизировали капли дождя или росы.

Древний славянский костюм до сих пор удивляет и радует глаз своей красотой и гармоничностью. Отдельные его элементы по сей день можно встретить в современной одежде.

Считается, что предками таких народов, как русские, поляки, чехи, болгары, сербы, боснийцы и др., были славяне. Но как появились праотцы стольких народов и куда уходит многолетняя история происхождения славян, историкам до сих пор до конца не известно.

Первые упоминания о славянах

Вопрос появления на земле не дает покоя ученым-историкам уже почти тысячу лет. Первым этот вопрос поднял автор леписи «Повести временных лет» Нестор. В его описаниях событий можно было найти упоминания о том, как славяне были вынуждены покинуть Римскую провинцию. Они стали жить на новых местах в разных концах Европы. О датах их переселений не было информации.

Теории происхождения славян

В византийских источниках первое упоминание о славянах было в первой половине VI века. Народ этот оказался мощной силой и занимал земли от Иллирии до Нижнего Дуная. Позднее поселения славян распространились вдоль реки Эльбы, дошли до побережья Балтийского и Северного морей и проникли даже в Северную Италию.

Каждый, кто хоть немного углублялся в историю происхождения праотцов, встретился с теорией, согласно которой предками славян были венеды. Так называли племена, жившие близ Балтийского моря. Однако и эта теория имеет недостаточно доказательств.

Интересную точку зрения представили историки. Они убеждены, что не было единого первоначального пранарода. По их мнению, славянский народ, наоборот, образовался в результате соединения множества разных древнейших племен.

Библейское сказание гласит, что после «Великого потопа» сыновьям Ноя достались разные земли. Страны Европы оказались под покровительством Аорета. На этой земле и появились славяне. Изначально они поселились вблизи реки Вислы, сейчас это Польши. Затем поселения разрастались вдоль таких рек, как Днепр, Десна, Ока, Дунай. Данная теория, выдвинутая еще летописцем Нестором, имеет множество археологических доказательств.

Кто был до славян?

Среди археологов не существует единого мнения по поводу более ранних культур славян, и неизвестно, как происходила преемственность среди поколений. Однако согласно существующим научным версиям предполагают, что праславянский язык выделился из праиндоевропейского. Это становление языка происходило в очень широких временных рамках от второго тысячелетия до нашей эры до первых веков нашей эры.

Данные, полученные учеными с помощью языкознания, письменных источников и археологии, указывают, что изначально славяне проживали на территории Центральной и Восточной Европы. С разных сторон их окружали германцы, балты, иранские племена, древние македоняне и кельты.

Становится ясно, что сегодня нельзя с уверенностью ответить на вопрос «Как появились славяне на земле?», и по сей день он остается открытым для многих умов.

Связанная статья

Сейчас уже мало кто знает, как на самом деле выглядел «среднестатистический» житель Киевской Руси. Ученые по крупицам восстановили его облик, опираясь на данные хроник, современных антропологических исследований и уцелевших со времен Средневековья изображений.

Родословная русичей

Черты жителей средневековой Руси определялись генами народов, от которых они происходили. Древнее славянское государство могло в этом плане похвастаться исключительным разнообразием. Кто только ни жил на территории Киевской державы и ни проходил через ее земли в разные периоды! Были среди них славяне, половцы, гунны, скифы, татары, сарматы, хазары. Пересекаясь и смешиваясь столетиями, все эти этносы формировали внешний вид человека, которого принято считать типичным представителем населения Киевской Руси.

Древнейшей поселения, обнаруженные археологами на территории современной Украины, относятся к трипольской культуре (около трех тысяч лет до н. э.). Исследовав останки проживавших тогда людей, антропологи установили, что те практически не отличались от современных жителей Малой Азии. Средний триполец имел довольно вытянутое лицо, длинный нос с горбинкой и сильно скошенный лоб. Антропологи причисляют такую внешность к «баскоидному » типу. Во времена неолита он преобладал на европейской и средиземноморской территориях.

Украинские ученые называют трипольцев прямыми предками средневековых «русов » и современных украинцев. Русский историк Алексей Соболевский считал, что трипольцы и пеласги (предки скифов и киммерийцев ) - это один и тот же этнос. Большинство ученых настаивает на том, что жители Руси происходили от народов, пришедших на эту территорию гораздо позднее. Связь между древними трипольцами и киевлянами VII -XV веков до сих пор не доказана.

Предками последних украинские историки Иван Лысяк-Рудницкий и Михаил Грушевский называют племена антов. По их мнению, украинско-русская культура сформировалась на базе культуры антов приблизительно в IV-VI столетиях. Она и стала основой Киевской Руси, а затем Галицко -Волынского государства.

Скифские племена и их потомки

Ученое сообщество называет истинными предками жителей Руси скифов. В этом был твердо убежден еще Михаил Ломоносов. Крупнейшие скифские поселения как раз и размещались когда-то на землях современных Украины и России. Традицию приветствовать дорогих гостей хлебом-солью русичи унаследовали от скифов.

Последние даже одевались так же, как украинские казаки: носили шаровары, расшитые кафтаны и рубахи, кожаные пояса и пр. Точнее, на базе скифского национального костюма была создана позднее форма запорожского казака.

Дальними родственниками современных украинцев считаются и сарматы. Упоминания о них периодически встречаются в славянских летописях. Население Древней Руси было очень похоже на представителей обоих этих народов, носило такие же костюмы и прически, мужчины - длинные бороды. Обследовавшие древние захоронения генетики установили, что скифы принадлежали к индоевропейскому - а не иранскому, как раньше считалось, - антропологическому типу.

Ученый-антрополог Михаил Герасимов воссоздал для современников образ скифских всадниц-амазонок. Их останки были подняты на поверхность на севере Кавказа, недалеко от города Мцхета . Оказалось, что скифские женщины ничем не отличались от славянок. У них были приблизительно такие же черты лица. Свои длинные волосы красавицы заплетали в косы, а затем укладывали надо лбом в корону.

Описания современников

Наиболее ценный материал по этой теме можно найти в бытописаниях самих людей, живших на Руси во времена Средневековья. Например, в них указывается, что ношение бороды было обязательным для каждого взрослого мужчины. В Судной грамоте XI века даже перечисляются штрафные санкции за стрижку бороды. Епископ должен был выплатить 12 гривен. Князь и вовсе мог лишиться жизни за такое «святотатство». В более поздних источниках сохранились сведения, что за бритье лица не казнили, а просто штрафовали.

На гривнах Киевской Руси правители всегда изображались с бородой. Багдадский путешественник Ибн Хаукаль (X век), неоднократно бывавший на славянских землях, живописал, как трепетно местные мужчины относились к растительности на лице. Они расчесывали и завивали ее, даже красили натуральными красками (шафраном).

Приблизительно в тот же период византиец Лев Диакон оставил словесный портрет Святослава Игоревича. Историк описал князя как пропорционально сложенного мужчину среднего роста с бритым черепом и длинными усами. Летописец отметил, что голову правителя украшал только вислый чуб, являвшийся символом принадлежности к знатному роду.

Бороды у Святослава не было, но усы имелись «чрезмерно длинные». Глаза у князя были голубыми, растительность густой, а нос курносым. Некоторые ученые считают, что письмена Льва Диакона были неправильно переведены. На самом же деле, словосочетание «barba rasa » обозначало редкую бороду. Историк Сергей Соловьев уточняет, что чуб князя свисал не на одну, а на две стороны.

Другой арабский бытописатель и путешественник, Ахмад ибн Фадлан искренне восхищался красотой славян. Он считал, что таких статных и гармонично сложенных людей больше нет нигде. Ибн Фадлан описывал жителей Руси как прекрасных белокожих великанов со светлыми волосами. В то время в составе населения преобладали поляне, а они действительно были выше всех своих соседей.

Антрополог Валерий Алексеев считал, что полянский удлиненный тонкостенный череп унаследовали великоросы. Украинцы же и западные славяне имеют более крупные и массивные черепа.

Много намешано

Большинство генетиков и антропологов указывает на то, что современный украинский этнос исключительно неоднороден. Жители Прикарпатья внешне сильно отличаются от украинцев с севера страны. Приблизительно та же история происходила и в Древней Руси. Академик Татьяна Алексеева по результатам исследований всех обнаруженных славянских захоронений сделала вывод, что население Киева и соседних городов в раннем Средневековье было очень смешанным.

Ученая провела сравнение киевлян и древних германцев и нашла между ними крайне мало общего. Алексеева считает, что если норманны и попадали на службу в княжеское войско, то они составляли абсолютное меньшинство. Такое количество не могло существенно повлиять на генофонд Киевской Руси и хоть как-то определить облик ее среднестатистического жителя.

Зато в последнем присутствовало очень много монголоидных черт, что легко объясняется постоянными контактами с кочевыми племенами, прибывавшими на Русь с юга. Эти выводы были сделаны, в частности, на основе исследований захоронений в Каневке и Зливках . Население Киева и других больших городов по антропологическим чертам было более «пестрым», тогда как сельские жители меньше общались с заграничными гостями и по внешним признакам сильнее походили друг на друга.

Само описание князя Святослава подтверждает, насколько сильным на гены и культуру населения Руси было влияние тюркских народов. Во многих исторических документах властитель славянского государства описывается бритоголовым, с длинными вислыми усами и в шароварах. Такую прическу и манеру одеваться он напрямую позаимствовал у степных кочевников монголоидной расы.

Огромную роль в формировании внешнего облика русичей сыграла и киевская дипломатия. По бытовавшей тогда традиции княжеских дочерей выдавали замуж не только за европейцев, но и за сыновей восточных ханов. Русские князья и сами нередко женились на половецких девушках, в результате чего их потомки обладали монголоидными чертами. Такие браки, в частности, заключили князья Всеволод Владимирович и Святополк Изяславович .

Реконструкция внешнего облика

Михаил Герасимов по ряду данных восстановил портрет Андрея Боголюбского . Последний был рожден дочерью половецкого хана в браке с Юрием Долгоруким. Герасимов описал внешность Андрея как тяготеющую к северо-славянскому типу, но с явным монголоидным строением черепа и костей лица. Рожденные в династических браках дети при светлых глазах и вьющихся волосах имели тюркские нависающие веки и другие черты своих половецких предков. Именно так выглядел Андрей Боголюбский .

Если попытаться представить себе, в древности, многие опишут примерно такой образ: пожилого мужчину с длинными волосами в белой рубахе. Однако это не совсем истина. Есть немало версий, как выглядели славяне. Тема их внешнего облика очень интересна, поэтому она заслуживает более подробного изучения.

Обитание славянских племен

Славяне проживали с древних времен в центральной части Европы, в Прикарпатье и на По одной из версий, продвижение в восточную часть происходит в период с V по VII века нашей эры. Если прислушаться к другой, то можно услышать версию, что в Восточной Европе славяне находились как этой части Европы. Всего было три больших группы: восточная, западная и южная. Языческие верования определяли не только духовность славян, но и их внешний облик.

Как выглядели невозможно сказать однозначно. На этой территории проживало огромное количество племен. Это такие, как вятичи, волыняне, кривичи, радимичи, хорваты, полочане и многие другие. Каждое из них имело свои характерные особенности. Среди общего можно отметить тот факт, что одежда не имела сложных деталей, но внешнее оформление всегда было под особым вниманием. На тканях вышивали различные узоры, орнаменты, фигуры. Для украшений использовали височные кольца различного типа. На ногах они носили лапти. Под верхней одеждой носили льняные просторные рубахи. Чем богаче был человек, тем больше одежды он носил. Различия могли состоять в цвете предпочитаемой ткани, размере, форме и количестве украшений, способах плетения лаптей. Однозначно можно сказать, что на то, как выглядели влияла окружающая природа, быт и образ жизни племен, а также их соседи - скифы и сарматы.

Есть ли схожесть с викингами?

Некоторые историки категорически отвергают тот образ, который представляется нам в виде длинноволосого мужчины и с бородой. Это менее похоже на то, как выглядели древние славяне, а больше соответствует викингам.

По их мнению, славяне выступали против стрижки волос на голове и бритья бороды.
Скандинавы взяли такой внешний вид из религиозных традиций. Славяне в те времена обитали на Балтийском побережье. В отличие от викингов, они тщательно брились и состригали волосы очень коротко по всей голове, оставляя чуб на лбу. А с длинными волосами ходили волхвы. Внешний облик скандинавских мужчин славяне высмеивали. Как выглядели славяне, ученые пытаются определить по найденным скелетам. Благодаря этим находкам появляется возможность у потомков ознакомиться с украшениями, одеждой и аксессуарами, которые использовали древние славяне. Схожесть со скандинавскими нарядами наблюдается в женских украшениях для волос и головных уборах.

славянских женщин

Во все времена славянские женщины использовали многослойную одежду. Причем для каждого события предназначались разные костюмы. Внешний вид также зависел от возраста женщины. На тело всегда надевали рубаху с широкими рукавами. Чем ближе к нашему времени, тем больше внешний облик славян наполнялся роскошью. Одежда становилась разнообразнее. Голова прикрывалась различными уборами. От ленточек до шапок необычной формы. Женщины украшали наряды бусами, которые были яркими и опускались на груди в несколько рядов. Вся одежда была длинная, практически до самых пят. Её украшали нашитыми лентами, небольшими оборками и тесьмой. Также они любили носить крупные серьги и кольца.

Мужской славянский костюм

Мужчины облачались в длинные рубахи - распашонки. Они запахивались и подпоясывались ремнем. Рубахи не имели застежек, некоторые из них надевали сверху. Зимняя одежда была выполнена из меха различных животных. Это и тулупы, и рукавицы. Штаны были широкие, их подвязывали на поясе и внизу. У состоятельных людей таких штанов было несколько. Зимой на холщовые надевали шерстяные. Обувь мужчин и женщин делали из холста. Им оборачивали ноги и прикрепляли подошву при помощи ремешков. Сапоги делали из целого куска кожи.

Вся одежда имела вышивку. С течением временем её стновилось все больше.

Прически древних славян

Волосы и прически занимали особое место в жизни древних славян. По прическе можно было судить о социальном статусе человека. Стригли волосы ритуально, соблюдая традиции. Это необходимо было делать в определенный период жизни. Мальчикам волосы длинные не отращивали и стригли достаточно часто.

Девочкам необходимо было заплетать косички. По этой причине их отращивали, усердно следили за ними, ухаживая при помощи растительных компонентов. Девушки носили одну или две косы.

Мальчики, становясь взрослее, отращивали более длинный чуб. Вся остальная часть головы остригалась очень коротко. Чуб - это был особый атрибут. Молодой человек гордился им, иногда закручивал. Взрослые мужчины чаще всего носили стрижку «в кружок». Еще ее называют «под горшок». Именно с помощью этого атрибута и делали подобную прическу. Для восточных славян это также было общепринято.

Как выглядели славяне, достоверно сказать невозможно. Можно определенно сказать одно, что их одежда была удобной и просторной, независимо от эпохи.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Вопросом, каким характером обладали славяне, до сих пор задаются многие обыватели и исследователи. Ведь интересно понять, что именно переняло современное поколение у своих предков и какие черты характера можно называть исконно русскими. Известные…

Короткая стрижка сегодня считается одним из главных атрибутов мужского пола. Правда, если такую носят женщины, это ни у кого не вызывает удивления, но в отношении мужчин с волосами до плеч все еще можно услышать обвинения в…

Славяне считаются самой крупной группой народов, которую объединили особенности языков и территория происхождения. Они делятся на восточных, западных и южных. Древнерусскую народность создали восточнославянские племена. Инструкция 1Поляне. Эти…

Считается, что предками таких народов, как русские, поляки, чехи, болгары, сербы, боснийцы и др., были славяне. Но как появились праотцы стольких народов и куда уходит многолетняя история происхождения славян, историкам до сих пор до конца не…

Татарский национальный костюм является ярким выражением народного творчества. Он включает в себя изготовление тканей, пошив и украшение одежды, создание сложных и богато декорированных головных уборов, производство обуви и уникальных ювелирных…

Внешний облик древних славян всегда вызывал восторженные отзывы европейских и азиатских путешественников. Они отмечали высокий рост и гордую осанку славян, их белую кожу с ярким румянцем и прекрасные густые русые волосы. Одежда славян позволяла…

Одежда горожан 17 века имела свои особенности, шилась из определенных тканей, отличающих высшее сословие от низшего. Определенные характеристики одеяний рассказывали не только о происхождении человека, но и о его статусе. Бедный не мог носить богато…

Предки нынешних славян относились к древним индоевропейским племенам, населявшим огромную территорию Евразии. Постепенно из них стали выделяться родственные группы народов, которых объединяли похожий язык общения, хозяйственная деятельность и…

Русский народ произошел от древних славянских племен, проживавших на территории современной европейской России. История этих племен достаточно хорошо изучена, хотя до IX века славяне не имели письменности. В изучении их истории помогают вещественные…

Жизнь славян прошлого вызывает неподдельный интерес не только у их прямых потомков, но и у представителей других культур. Быт наших предков по-своему привлекателен и весьма загадочен. Инструкция 1Жители лесов и луговСлавяне начали расселяться с…

Как я уже отметил выше, славяне, которых более правильно будет называть Русо-Арии, поскольку они являются как носителями славянской русо-варяжской гаплогруппы I, так и славянской арийской R1а, исконно являлись жителями северного полушария нашей планеты в отличие от других народов сегодняшней Европы. Генетическая наука говорит, что славяно-арийская гаплогруппа R1а возникла не где-то на юге, как это кому-то очень хотелось бы, а много тысячелетий назад в полярных широтах Евразии.
.
Что же касается славянской гаплогруппы I русо-варягов, то из научной информации вытекает, что она появилась в Европе где-то около 40000 лет назад, ставши ни чем иным, как маркером расового типа людей, известных широкому читателю под именем кроманьонского человека. Все это является фактом, который игнорировать нельзя, как является фактом и то, что в период Великого Оледенения, которое закончилось примерно 12000 тысяч лет назад, древний славянин-носитель арийской гаплогруппы R1а вынужден был пойти на юг в поисках убежища от холодов.
.

То же самое произошло и со вторым славянином - носителем русо-варяжской гаплогруппы I, некогда расселившимся по всей Европе, а теперь вынужденным концентрироваться вокруг Средиземного моря, которому повезло не быть похороненным под шапкой льда (слева выше Фрагмент фрески " Jason и Pelias" - из Помпей - 1 тысячелетие Нашей Эры ). В то время, как славяне-арии, отступивши на азиатский юг и основав там ряд знаменитых государств древности, постепенно смешивались с коренными народами, славяне-арии, попавшие в средиземноморский регион, ассимилировались там не с чужеродными аборигенами, а с близкими им по крови славянами русо-варягами, которые уже успели построить Египет, и совместно с ними учредили, в дополнение ко всему, еще и древние Грецию и Рим, постепенно распространивши свое русо-арийское присутствие и влияние на всю послеледниковую Европу.

Почему же одна за другой погибли все эти могущественные государства древности, даже не оставив адекватной памяти о своих основателях - славянах? Повторюсь и на этот счет. Все произошло очень просто без всяких особенных тайн. Зажиточное государство всегда привлекает своим богатством мигрантов из-за границы. Когда тот же Рим, построенный нашими предками, укрепился и расцвел, туда в поисках лучшей жизни безудержно ринулись бесчисленные рои выходцев из Африки и Ближнего Востока.
.
В начале Нашей Эры в Римской Империи был обычай рисовать на стенах частных домов их хозяев, изображения которых в большом количестве дожили до наших дней на месте античного города Помпеи, благодаря фактору консервации в слое затвердевшей лавы у подножия вулкана Везувий. Ввиду этого обстоятельствa, мы имеем редкую возможность убедиться, как выглядели в то далекое время не только Римские Императоры, но и простые люди . Мы наблюдаем, что, по крайней мере, где-то в середине 1-го века новой эры в Римской Империи уже жили не только известные нам славяне русо-арии (смотри слева изображение жительницы Помпеев на стене ее дома, которое блестяще сохранилось до нашего времени под слоем лавы Везувия ), которые основали Рим, но и мигранты из-за пределов Римской державы (ниже - изображение на стене дома пекаря-мигрантa с женой, которые жили в тех же Помпеяx ).

Представители чужаков, пользуясь уважением и доверием славян, быстро внедрялись в ключевые структуры последних вплоть до правительства, втягивая туда все больше "своих " и вытесняя оттуда представителей титульного народа. С течением времени язык славян, который для мигрантов оказался неодолимым, был вытолкнут из употребления на официальном уровне, а тех, кто на нем еще разговаривал, начали высмеивать и унижать. В школах, где училась знать, начали преподавать на латыни - искусственно созданном "эсперанто " античности.
.
Мораль римского общества начала падать, культура и искусство стремительно гибли, памятники зодчества начали приходить в упадок. Честные граждане, которым на все, что делается, было больно смотреть, чтобы сохранить себя и свое культурное ведическое наследство, начали покидать государство и отступать на север к своим людям - в "Германию " - так римляне называли остальную территорию Европы, которая не подпадала под юрисдикцию Римской Империи и где все еще доминировали Славяне Русо-Арии.

Нетрудно понять, что античной Германией была земля, где сейчас находятся Беларусь, Польша, Германия сегодняшняя, Скандинавские страны. Те же cлавяне, которых в Риме уже успели частично латинизировать, осели на болотах юго-восточного берега Балтийского моря, заселенныx финскими племенами, и дожили до наших дней в виде литовцев, латышей и прекративших в XVIII в веке свое лингвистическое существование пруссов, частично ассимилировавшись в последствии с теми финнами.
.
До наших дней дожила община латинизированных в Римской Империи славян - лингвистических братьев нынешних латышей и литовцев - также и в Восточной части Дании - на нескольких маленьких островах в Балтийском море. Единственным государственным средоточием в Риме позднего периода, где еще разговаривали по-славянски и уважали традиции своих предков, была армия, сохранившая русо-арийский дух славян. Именно она и восстала, смевши Рим с лица земли при помощи славян - жителей античной Германии - пусть уже и под прозвищем "варваров ".

Тем не менее, главной причиной, которая окончательно похоронила не только Римскую Империю, но и до самого основания разрушила весь античный мир, была христианизация. Внедренная путем обмана, манипуляций, массивной корумпизации правящих элит и, наконец, умелой инициацией насилия и кровопролития среди населения в массовых размерах, христианство, которое является ни чем иным, как подтипом иудаизма, специально изобретенным для неиудеев, взорвало ведическую гармонию Русо-Ариев и созданных ими античных государств, тем самым, отбросив человечество в своем развитии на тысячелетия назад (слева - контрастные портреты из римской эпохи Египта, начало Нашей Эры; щелкните по картинке для увеличения ).

Мне хорошо знаком этот московский дом на улице Вавилова. В нем находится Лаборатория пластической антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. Я не раз бывал здесь пару лет назад, когда привезли мумию с плато Укок и в Лаборатории воссоздавали скульптурный портрет «алтайской принцессы».

Лаборатория носит имя Михаила Михайловича Герасимова, всемирно известного ученого-антрополога, который впервые разработал и применил научную методику восстановления человеческого лица по черепу. Шестьдесят лет назад он реконструировал лицо палеолитического человека из раскопок сибирской стоянки Мальта, положив начало русской школы антропологической реконструкции.

Герасимов восстановил облик многих исторических личностей — главный коридор Лаборатории украшают скульптурные головы Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, Тамерлана и сына его Улугбека, Ивана Грозного и Федора Иоанновича...

Сотрудники Лаборатории и сейчас выполняют заказы на реконструкцию известных людей прошлого — например, за последние годы в «галерее почета» прибавились скульптурные портреты средневековых султанов и ханов с территории бывших советских республик.

Но большинство работ связаны с безымянными находками археологов в разных концах бывшего Союза. Образовался целый палеоэтнический музей, в котором представлены различные этнические группы прошлого: люди каменного века и эпохи бронзы, скифы с Урала и Украины, сарматы с Волги и из Прииртышья, саки из Средней Азии и фракийцы из Молдавии...

Исследователи могут сравнивать их с современным населением этих районов и судить, насколько оно изменилось за прошедшие века или тысячелетия. Реконструкции помогают глубже осознать ход исторического процесса, его решающие частности.

Вот, к примеру, галерея портретов славян. Еще Герасимовым были реконструированы кривич и вятичка из-под Звенигорода; со временем их дополнили работы сотрудников Лаборатории: вятич с Лосиного острова в Москве, словенин новгородский, славяне из Моравии, первого славянского государства... Так явились ученому миру представители многих летописных славянских племен.

Явились, чтобы, быть может, помочь исследователям решить ряд трудных и зачастую спорных вопросов: откуда и когда пришли славяне на Русь? Где жили те или другие племена? Как и чем жили? Как ассимилировались с другими народами? Как выглядели, наконец?

Мерянка из ивановских лесов

В комнате, где работает сотрудница Лаборатории Елизавета Валентиновна Веселовская, мое внимание привлекла голова девушки, у которой, кроме славянских височных колец, были какие-то нехарактерные для славянок сложные украшения.

— Это — мерянка с городища Плес Ивановской области, моя работа, — пояснила Елизавета Валентиновна. — Меря — финское племя (Здесь и далее слово «финны» употребляется в научном смысле: народы финно-угорской языковой группы. То есть: мордва, мари, коми, удмурты, а также исчезнувшие — меря, чудь белоглазая. Несколько более отдаленное, но все же родственное отношение имеют к ним саами-лопари, а еще более отдаленное — ненцы. Собственно финны-суоми тоже относятся к этой группе, но только как один из народов.), их коренные места были прежде всего в районе Ростова и Суздаля, и они растворились среди расселившегося там древнерусского племени кривичей.

Но в тех лесных местах, где нашли «мою» женщину, меряне сохраняли самобытность до XII века, пока владимирские князья не стали строить там городки, посадское население которых образовывалось из местной мери... И к слову, она вовсе не девушка — ей 35-40 лет, а в те времена жили не намного дольше.

Разговор о славянах и финнах мы продолжили с коллегой Веселовской, специалистом по антропогенезу Александром Петровичем Пестряковым.

— Да, славяне ассимилировали население тех областей, в которые приходили. Русская крестьянская колонизация прошла, например, через лесных финнов к Белому морю. И вот результат многовековых процессов: для славян, в первую очередь восточных, характерно, как говорят специалисты, снижение европеоидности черт — у них более широкие скулы, менее выступающие носы, и связано это не с татаро-монголами, а именно с финнами, вошедшими в состав славян. Ассимиляция финских этносов продолжается и поныне, скажем, в Карелии. А вот вглядитесь попристальней в эту звенигородскую вятичку...

— Она словно родом из Прибалтики...
— Вот именно! Ведь славяне и балты — выходцы из одной антропологической группы, жившей где-то на пространствах от Одера до Среднего Днепра. Правда, в западной или восточной части ареала и до нашей эры или уже в начале нашей — об этом идут споры. Впрочем, споры идут и о том, когда началась история славянской Руси, — заметил Пестряков.

Согласно «Повести временных лет», славяне пришли на Русь с Дуная. На Дунае, по сообщениям византийских хронистов, они появились в VI веке (археологи считают — в V-м) и какое-то время спустя — на Руси. Однако...

Более двух десятилетий назад археолог Валентин Васильевич Седов установил, что Труворово городище под Изборском — первое укрепленное городище на Руси — возникло на рубеже VII - VIII веков.

Его поставили псковские кривичи вместе с обитавшими здесь финнами и скандинавскими пришельцами. Славяне, как выяснилось, поселились в этих местах еще в V — VII веках, то есть одновременно с появлением на Дунае! Любопытно, что по-латышски «русский» будет именно «криевс».

Пришли предки кривичей, как считает Седов, с запада, из польского Поморья между Вислой и Одером, из тех краев, что он полагает славянской прародиной. Так что заселение Руси шло, видимо, двумя потоками, и летопись неполна...

Исторические материалы, гипотезы, археологические находки — все это круг постоянных интересов сотрудников Лаборатории. Но безоговорочно верят они лишь своему методу реконструкции, разработанному М. М. Герасимовым, включающему такие средства исследований, как рентгенография, шкала соотношений — в разных точках — мягких тканей головы и черепа, химические анализы и т.п.

Метод Герасимова благодаря новым техническим средствам совершенствуется, помогая исследователям приблизить восстанавливаемый облик к реальности, от которой смогли бы оттолкнуться в своих поисках те же историки.

Печальная рязанка

…Печально склоненное, словно бы в смертной усталости, лицо женщины. Надпись на табличке гласит, что это древняя рязанка, восстановленная ученицей Герасимова Галиной Вячеславовной Лебединской, долгое время возглавлявшей Лабораторию.

Старое название Рязань недаром возводят к значению «отрезанная окраинная земля» (хотя не исключено, что это переосмысление «эрзямс», от самоназвания эрзя мордвы, на земле которых вырос город.)

Лежавшая на высоком холмистом берегу Оки, на полсотни километров ниже нынешней, Старая Рязань обозначала восточный край Руси. До сих пор сохранились ее высокие валы и глубокие рвы... Первыми из славян здесь, конечно, появились вятичи. Было это в X столетии. Но лишь полвека или век спустя начинается подлинная колонизация этих мест торговый и ремесленный город притягивал население из разных краев Руси.

В 60-х годах на южном городище Старой Рязани обнаружили кладбище ранних поселенцев XI века, курганы которого были заровнены городом следующего столетия. Именно там нынешним главным раскопщиком городища В. П. Даркевичем среди прочих было найдено и это заурядное женское погребение конца XI века.

В могиле вместе с останками нашли бронзовую позолоченную пуговицу от ворота, а с каждой стороны черепа лежало по шесть височных серебряных колец. Такая форма височных колец — наследие древнего племени дулебов, широко расселившегося по нынешним Белоруссии и Украине и разделившегося на летописные племена волынян, дреговичей, древлян и полян (это установил В. В. Седов).

Я попросил Галину Вячеславовну немного рассказать об этой женщине, спросил, почему она решила придать ей такое печальное выражение лица.
— У нее и при жизни был такой скорбный вид. Судя по состоянию зубов, ей исполнилось 35-40 лет. Узкий, грацильный, то есть немассивный, череп, высокое узкое лицо, высокое переносье, тонкий с легкой горбинкой нос — такой тип лица свидетельствует, что она принадлежала к выходцам откуда-то с юго-запада Руси...

Кстати, историками давно отмечено распространение на рязанщине географических названий, перенесенных с юга. И, по мнению антропологов, население древнего города было близко к населению других городов западной и юго-западной Руси — полянам, дреговичам...

Коротка была жизнь этой женщины. Печальна ее судьба. Но еще более страшная жизнь ожидала ее потомков, если они не погибли в той демографической ловушке, которой — из-за эпидемий, голода, антисанитарии — являлся средневековый город.

В XIII веке потомки печальной рязанки могли стать участниками великой исторической драмы, сценой для которой послужила вся Русская земля. Именно события черного батыевого 1237 года и превратили впоследствии Старую Рязань в место постоянных раскопок.

Дружинник из никольского поселения

Безбородый курносый славянин, довольно молодой по виду, и бородатый мужичок с волосами, схваченными обручем, — это работы Татьяны Сергеевны Балуевой, возглавляющей Лабораторию.

О них и состоялся разговор с автором реконструкций.
— Да, это действительно интересные типажи северных славян, — Татьяна Сергеевна на минуту задумалась. — На севере лежат территории, не затронутые татаро-монгольским нашествием, и потому сохранился наиболее автохтонный, то есть первозданный, тип славянина.

Черепа, наиболее характерные, были взяты из находок 90-х годов археолога Николая Андреевича Макарова. И вот, когда уже готовые реконструкции были помешены в музей Кирилло-Белозерского монастыря, местные жители стали «узнавать» своих знакомых и близких. А ведь их разделяет почти тысяча лет...

Я знал, что Н.А.Макаров изучал неписаную историю древних торговых путей, проходивших по Русскому Северу. Конечно, густые леса, прежде привлекавшие промышленников пушным богатством, давно уже выведены. Реки, по которым ходили ладьи, обмелели. Но селения, история основания которых уходит во тьму веков, — сохранились.

— Тот из них, что без бороды, — славянин 20-25 лет из могильника Никольское близ северного берега Белого озера, — продолжала Татьяна Сергеевна. — В середине XI века, примерно в конце правления Ярослава Мудрого, тут было поставлено небольшое дружинное поселение.

Вероятно, оно должно было контролировать путь от Новгорода на Волгу — в погребениях нашли монеты, привозные вещи, они свидетельствовали о занятии поселенцев торговлей. Но часть мужчин, судя по боевым топорам, была профессиональными воинами. Это было начало славянской колонизации здешнего края, населенного лесными финнами — весью, предками нынешних вепсов.

— Жизнь здесь была тяжела, славяне рано уходили из жизни, детей рождалось немного, и поэтому население сокращалось. Кстати, антропологически эти славяне были наиболее близки к тем, которые населяли нынешнюю Ленинградскую область, к западным балтийским славянам и латгалам. Вероятно, это были словене...

— Поселение запустевает спустя треть века. Макаров предположил, что отряд отозвали. Однако Т. И. Алексеева, известный антрополог-славяновед, считает, что поселенцы смешались с финнами, которых долгое время сторонились. Ибо только так могла выжить горстка людей, заброшенных в малообжитой край...

После этих слов Татьяны Сергеевны у меня неожиданно возникло яркое воспоминание: свинцовая струя Волхова, над ней на крутояре — «стога» древних курганов и светлые башни средневековой крепости Старая Ладога. И раскоп древнего поселения, где археологи обнаруживают то кузнечный горн, то пряслице...

При Ярославе Мудром из Старой Ладоги отправлялись русские ватаги и дружины на восток. Совсем незадолго до предполагаемого основания Никольского поселения состоялась запавшая современникам в душу своим трагическим исходом экспедиция сына ладожского наместника Ренгвальда, Ульва, с отроками далеко на восток, вероятно, куда-то в земли финнов-коми. Все они полегли в битве...

Возможно, основание дружинного поселения произошло на гребне этой волны колонизации, затем отхлынувшей, чтобы всплеснуться снова, — но время между этими волнами превышало продолжительность тогдашней человеческой жизни...

— Второй, с бородой — ему лет 35-40, — говорит Татьяна Сергеевна. — Из могильника близ нынешней деревни Нефедьево. Расположена она на знаменитом некогда Славенском волоке, между Шексной и обмелевшей ныне Сухоной — одним из истоков Северной Двины.

Балуева рассказывает, что в XI веке на поселении обосновалась маленькая группа смешанного славяно-финского населения. По осколкам керамики Н.А. Макаров определил, что переселились они с лежащего неподалеку Белоозера или из долины Шексны. Они проложили тележную дорогу, по которой провозили суда и товары на лошадях.

На первых порах жизнь первопоселенцев была очень тяжела. Судя по ослабленным костям, занятые валкой леса и охотой мужички страдали от недоедания. В то же время женщины, возможно, в буквальном смысле «тянули лямку» — мышцы шеи и плеч у них были переразвиты.

Однако, как установил Макаров, именно в старейших женских погребениях найдены дорогие серебряные и стеклянные украшения. Может быть, нетронутые, богатые пушным зверем угодья давали больше прибытка, нежели в XII веке, когда поселение выросло и жизнь улучшилась.

Однако к концу века могильник забрасывают, часть нефедьевских уроженцев оказывается обитателями новой, лежащей неподалеку деревни. Возможно, истощились поля или люди стали селиться ближе к волоковой дороге.

В XIII веке жизнь на поселениях угасает. Не исключено, что это связано с разорением татаро-монголами Суздаля, который, судя по летописям, «работал» на Славенский волок.

Непобедимый атаман Сирко

Я уже было собрался покинуть стены Лаборатории, но, выйдя в главный, «мемориальный», коридор, заметил сбоку от галереи знаменитостей небольшую интересную группу. Пять скульптурных портретов, пять человек с волевыми решительными лицами. Известны имена лишь двух из них, но все они, без сомнения, сыграли свою роль в истории славян.

Это участники битвы под Берестечком, в Ровенской области, состоявшейся 20 июля 1651 года. Описанием этой злосчастной битвы, в которой на болотистой низине были разгромлены поляками силы Богдана Хмельницкого, уничтожена его загнанная в болота пехота, Генрик Сенкевич заканчивает свой роман «Огнем и мечом». Не первый и не последний раз славяне пустили тогда кровь друг другу...

Лет двадцать назад археолог Игорь Кириллович Свешников проводил раскопки на месте этого сражения, в пойме реки Плещеевки. И четверо из пяти восстановлены по найденным им останкам.

В середине — бородатый донец, с серьгой в ухе, свидетельствующей о том, что он последний мужчина в роду (реконструкция Е. В. Всселовской); по бокам — два запорожца с оселедцами (один — работа Г. В. Лебединской). Донцы нередко участвовали в сражениях украинцев с татарами и поляками. Руками Лебединской созданы портреты и двух тех, имена которых известны. Это атаман Сирко и дьякон Павел.

Дьякон Павел, греческий монах, сопровождал митрополита Коринфского Иоасафа, приехавшего к Хмельницкому биться за православное дело. По поручению гетмана, они ездили к царю Алексею Михайловичу для переговоров о воссоединении Украины с Россией. (В Московском центральном историческом архиве сохранилась переписка Иоасафа и Павла с царем и боярами.)

Оба находились в казацком лагере под Берестечком и погибли при штурме его поляками. На черепе Павла обнаружено несколько пулевых отверстий.

Ивану Сирко, знаменитому впоследствии кошевому атаману запорожцев, в час битвы было около сорока, а умер он три десятилетия спустя. Слава пришла к нему позднее, когда вместе с отрядом донцов Касогова он совершал жестокие набеги на Крым. Однако слыл среди запорожцев как человек справедливый, даже по отношению к крымцам.

Когда противоречия казацкой аристократии («старшины») и московского правительства после смерти Хмельницкого обострились, «старшиной» был заключен тайный сговор с поляками.

Предполагалось обратное включение Украины в Польшу, но на правах широкой автономии. Сирко примкнул было к мятежным полковникам, за что позднее ненадолго оказался в Сибири. Но когда в конце 60-х годов XVII века гетман Правобережья Дорошенко в нежелании своем поддаться «москалям» дошел до того, что навел на Украину полчища турок, а поляки, хитро посмеиваясь, лишь покручивали усы, — не было у янычар другого такого врага как Иван Сирко... Говорят, из пятидесяти сражений, в которых он участвовал, ни одно не было проиграно.

Будучи уже старым, не раз упрекнет кошевой атаман Сирко гетманов разных берегов славянского Днепра за то, что в честолюбии своем они разжигают братоубийственную войну и не проявляют должного усердия в защите украинских городов от турок. И в этом, пожалуй, самый большой урок для славян наших дней...

Могила Ивана Сирко находится на Никопольщине, в устье Чертомлыка, где в его времена располагалась Сечь. Вскрыв ее в 1967 году, нашли останки человека высокого роста; сохранились даже остатки одежды...