Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Иван крылов годы жизни и смерти. Биография крылова кратко самое главное

Иван крылов годы жизни и смерти. Биография крылова кратко самое главное

Детские годы

Родился Ванечка Крылов в лютые февральские морозы, 2 февраля 1769 года (13 февраля по новому стилю) в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был беден и неудачлив в карьере: долгое время прозябал в чине армейского капитана, а офицерский чин получил только после долгой и изнурительной тринадцатилетней солдатской службы. Мать, Марья Алексеевна, был очень набожной, тихой и скромной женщиной. После того, как в 1775 отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии.

Бедная семья, перебиваясь с копейки на копейку, не могла обеспечить Ивану достойное образование, но от отца ему достался целый сундук книг, а сам мальчик был очень способным и упорным. Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени.

Вскоре умирает его отец, оставляя семейство без всяких средств к существованию. На этом беззаботное детство Ванюши Крылова закончилось: ему пришлось идти работать на должность писца в Тверской суд, несмотря на то, что ему тогда исполнилось всего 10 лет! Его скудного заработка не хватало, а поэтому мать приняла решение уехать в Петербург, чтобы там выхлопотать себе пенсию по потере мужа.

Петербургский период

В северной столице мать так ничего и не добилась, но Крылов удачно устроился канцеляристом в Казённую палату, а затем начал активно заниматься литературным творчеством. Его первые пьесы имели большой успех в петербургском обществе и сделали его имя знаменитым в литературных и театральных кругах.

Здесь же он начал свою журналистскую деятельность, открывая один за другим сатирические журналы, которые поднимали для обсуждения самые злободневные вопросы того времени. Чуткая цензура то и дело прикрывала их, но терпеливый и упорный Крылов с завидной настойчивостью тут же открывал новый журнал. В конце концов здоровье, нервная система баснописца не выдержали, и он отправился путешествовать по городам и весям необъятной России.

Путешествие по России

Почти 10 лет своей жизни (1791-1801) посвятил Крылов путешествиям по провинциям, деревенькам и маленьким городкам. Он побывал на Украине, в Тамбове, Нижнем Новгороде, Саратове и везде находил для своих басен новые сюжеты. Он ни на минуту не переставал писать, но его произведения подвергались самой жёсткой цензуре и лишь редкие произведения попадали в печать.

Театральная деятельность

Крылов смог легко вздохнуть только со смертью Екатерины II, которая преследовала его за обличение её порядков. Он устраивается личным секретарём и домашним учителем детей к самому князю С. Голицыну, который разрешает поставить в своём домашнем театре злободневную крыловскую трагикомедию \»Трумф, или Подщипа\».

В 1801 году разрешают к постановке его комедию \»Пирог\», а затем \»Модную лавку\» и \»Урок дочкам\».

Государственная служба

С 1812 года стал библиотекарем Публичной библиотеки, которой отдал 30 лет своей жизни: собирал книги, составлял библиографические указатели и стал составителем славяно-русского словаря.

Любовь и семейная жизнь

По официальным данным, Иван Андреевич так и не был женат. Однако многие его близкие и друзья, часто бывавшие в его доме, считали, что дочка его кухарки по имени Саша была и его дочерью. Когда кухарка умерла, Крылов воспитывал Сашу и даже дал за неё большое приданое. Незадолго до смерти баснописец всё своё имущество, а также права на свои сочинения завещал мужу Саши.

Смерть

Умер Крылов в возрасте 75 лет 9 ноября 1844 года. Есть несколько версий причин его смерти: либо заворот кишок от переедания, либо двустороннее воспаление лёгких. Похоронен Крылов в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Основные достижения Крылова

  • Открыл для русской литературы жанр басни.
  • Писал обличительные злободневные произведения, которые до сих пор не утратили своего общественного значения.
  • Пополнил Императорскую Публичную библиотеку сотнями экземплярами редких старинных книг.
  • Стал составителем славяно-русского словаря.

Важные даты биографии Крылова

  • 1769 год, 2 февраля – родился в Москве
  • 1775 год – переезд в Тверь
  • 1779 год – смерть отца, работа писцом в Тверском суде
  • 1782 год – переезд в Петербург
  • 1784 год – создание оперы \»Кофейница\»
  • 1785 год – создание трагедии \»Клеопатра\»
  • 1786 год – увидела свет трагедия \»Филомела\»
  • 1787-1788 годы – работа над комедией \»Проказники\»
  • 1788 год – смерть матери
  • 1789 год – издание журнала \»Почта духов\»
  • 1792 год – издание журнала \»Зритель\»
  • 1793 год – преобразование журнала \»Зритель\» в журнал \»Санкт-Петербургский Меркурий\»
  • 1791-1801 годы – путешествие по России
  • 1797 год – работа личным секретарём у князя Голицына
  • 1800 год – постановка трагикомедии \»Трумф, или Подщипа\»
  • 1801 год – постановка комедии \»Пирог\»
  • 1806 год – выход в свет комедии \»Модная лавка\»
  • 1807 год – окончание комедии \»Урок дочкам\»
  • 1809 год – первая книга басен Крылова
  • 1811 год – избран членом Российской Академии
  • 1812 год – работа библиотекарем в Императорской Публичной библиотеке
  • 1823 год – получает золотую медаль от Российской академии за литературные заслуги
  • 1825 год – вышли в печать два тома басен Крылова на русском, итальянском и французском языках
  • 1841 год – отставка
  • 1841 год – получил почётное звание академика Петербургской Академии Наук
  • 1844 год, 9 ноября – умер дома, в Петербурге
  • У \»дедушки Крылова\» был отличный аппетит. Однажды, съев около десятка пирожков, он удивился их отвратительному вкусу. Открыв кастрюлю, из которой он их брал, он увидел плесень. Это не помешало ему доесть оставшийся в кастрюле ещё десяток пирожков.
  • У Крылова была необъяснимая мания: он обожал смотреть на пожары и старался не пропускать ни одного пожара в Петербурге.
  • Любимым предметом в доме Крылова для него был диван, на котором он мог лежать сутками. Над этим диваном кое-как, на одном маленьком гвоздике, висела картина огромных размеров. Все, кто бывал у Крылова в гостях, советовали ему закрепить картину на стене, а иначе она могла пробить ему голову. Крылов всем отвечал одинаково, что он уже всё рассчитал и ему ничего не грозит: даже если картина сорвётся, падать она будет по касательной и его не заденет. Но самое интересное: эта легендарная картина, ставшая \»притчей во языцех\» в жизни Крылова, провисела на стене до конца его жизни, так и не упав.
  • Прототипом гончаровского Обломова стал именно Иван Андреевич Крылов.
  • Если Крылов оказывался на званом обеде, он с удовольствием поглощал за раз расстегаи, три тарелки ухи, пять отбивных, целую жареную индейку. Приехав домой, он мог всё это заесть миской капусты и чёрным хлебом.
  • Однажды на обеде у императрицы Крылов сел за стол и, не здороваясь и никого не дожидаясь, тут же приступил к трапезе. Культурный и обычно выдержанный В. А. Жуковский схватился в ужасе за голову и закричал баснописцу: \»Прекрати, пусть царица тебя хотя бы попотчует!\» На что Крылов испуганно и искренне ему ответил: \»А вдруг не попотчует?\»
  • Крылов был азартен и любил играть в карты на деньги. Играл виртуозно, выигрывая порой целые состояния. Был период, когда было решено выслать его из обеих столиц за непомерное увлечение картами. Кроме того, страстью Крылова были петушиные бои, ни один из которых он старался не пропускать.
  • Многие шутники пытались обидеть или оскорбить Крылова за его обжорство и тучный вид, но они не знали, что Крылов совершенно спокойно реагировал на критику да ещё и умел парировать. Однажды на прогулке он услышал, как кто-то из проходившей мимо компании молодёжи назвал его тучей. Он не растерялся, задумчиво посмотрел на небо и добавил: \»Да, и вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались\».

Иван Андреевич Крылов — известный поэт и публицист, родился 2 февраля 1769 года в Москве. У Ивана Крылова не было возможности получить хорошее образование, а от отца он получил только много книг и большую любовь к ним. Обеспеченные соседи мальчика разрешили ему присутствовать при уроках французского языка, которые проводились для их детей. Так Иван Андреевич Крылов сносно выучил французский.

Мальчик очень рано стал работать, а также узнал, как это жить в нищете. Когда умер папа Ивана, то его взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Денег хватало только на еду, поэтому жить было очень сложно. Через 5 лет мама будущего баснописца, берет с собой детей и отправляется в Санкт-Петербург добиваться своей пенсии, а также для подготовления старшего сына к работе. Так Иван Крылов начал работать приказным служителем в казённой палате.

Молодой Крылов очень много читал, чтобы получить должное самообразование. Также известно, что в юные годы он самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15 лет юноша сам написал маленькую комическую оперу под названием «Кофейница». Это можно назвать первым дебютом в литературе поэта. Из-за бедности, Иван Крылов хорошо был знаком с бытом и нравами обычных людей, поэтому такой опыт в будущем стал очень полезным.

Творчество

После переезда в Санкт-Петербург Иван Андреевич посетил новый открывшийся театр. Там он познакомился со многими артистами и с этих пор жил увлечениями этого святилища искусства. Крылов слишком сильно любил литературную деятельность, поэтому в 18-летнем возрасте он ушел в отставку с казённой службы.

Литературная деятельность поначалу была не очень удачной. Вскоре баснописец написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Но данное произведение было посредственным, но молодой литератор не стал останавливаться.

Через некоторое время поэт создал несколько комедий: «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и много других. В этот раз был заметен рост мастерства Крылова, но большинство читателей и критиков были недовольны.

Первые басни Ивана Андреевича были напечатаны без подписки. В 1788 году их можно было увидеть в журнале «Утренние часы». Три творения, называвшиеся «Новопожалованный осёл», «Судьба игроков», «Стыдливый игрок» были практически не замечены критиками и читателями. В них было много едкости, сарказма, но не умения.

В 1789 году баснописец издает журнал «Почта духов» вместе с Рахманиным. Но издание не получает желаемый успех и больше не выпускается. Крылов на этом не останавливается.

Журнал «Почта духов»

Спустя 3 года он создает еще один журнал под названием «Зритель». Затем еще через 1 год выходит журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях Иван Андреевич Крылов публиковал некоторые свои произведения.

В 1805 году Крылов перевел две басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». В 1809 году первое издание Ивана Крылова получает огромную популярность, оно состояло из 23 произведений. Так баснописец стает очень популярным и публика с нетерпением ждет его новых творений.

В 1810 году он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, в которой будет работать до 1841 года.

В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов напечатал Басни И. А. Крылова в двух томах на французском, русском и итальянском языках. Данная книга была первым зарубежным изданием басен.

За всю свою жизнь писатель создал более 200 басен. Крылов жил достаточно долго, он был очень умным и добрым человеком. Свои произведения он создавал не только для высокообразованной интеллигенции, но и для простых людей. Умер баснописец 21 ноября 1844 года. Многие думали, что Крылов умер от заворота кишок, а на самом деле причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких.

9.11.1844 (22.11). - Умер баснописец Иван Андреевич Крылов

"Дедушка Крылов"

Портрет работы К.П. Брюллова

Иван Андреевич Крылов (2.2.1768–9.11.1844) – знаменитый баснописец и переводчик, драматург, журналист. Родился в Москве в бедной семье армейского офицера, переведенного вскоре в Оренбург, где семья проживала, пока мальчику не исполнилось 8 лет. В 1775 г. отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери. Учился с детьми помещика, у которого прислуживал, овладел французским, немецким, итальянским и другими языками. После смерти отца (1778) перехал в 1782 г. с матерью в Петербург, служил писцом в казенной палате, познакомился с , оказавшим покровительство молодому литератору. Крылов начал литературную деятельность как драматург, но, разочаровавшись в надежде увидеть свои пьесы на сцене, в 1789 г. стал издавать журнал "Почта духов", в котором выступил продолжателем сатирических традиций Н.И. Новикова и .

С 1795 г. периодически жил в разных городах, в том числе в Москве, где занялся переводами басен Лафонтена; в 1809 г. отдельным изданием вышли 23 переведенные им басни, украшенные русским колоритом, после чего его слава стала быстро расти. Написал несколько комедий, в частности высмеивавших дворянскую франкоманию и также имевших успех. Помимо переводных басен, точнее – переложений, Крылов стал сочинять собственные сюжеты, например, о войне 1812 г. – "Волк на псарне", "Ворона и курица" и др. Легкость и меткость народного языка сделали Крылова "истинно народным поэтом" (по выражению ). Строки Крылова стали пословицами, крылатыми словами. Он стал героем многочисленных анекдотов и легенд и, прозванный "дедушкой Крыловым", слился в сознании современников со своими баснями, которые охарактеризовал как "поэтические уроки мудрости".

В 1838 г. Крылов первым из русских писателей, причем не знатного происхождения, удостоился торжественного чествования 50-летия своей писательской деятельности. По приказу была выпущена специальная медаль в его честь. Все эти годы (1812–1841) уже знаменитый Крылов служил в Публичной библиотеке, много сделав для организации ее русского отдела.

Иван Андреевич Крылов - это русский писатель, баснописец, драматург. Биография Крылова будет описана в этой статье. Мы расскажем не только о жизни писателя, но и о его творчестве. Вы узнаете, что Крылов Иван Андреевич является не только создателем басен. Им были написаны и другие произведения. Подробнее об этом читайте ниже.

Детские годы будущего писателя

Биография Крылова начинается следующим образом. Будущий писатель появился на свет в Москве. Конечно, читателям было бы интересно узнать также о времени рождения такого человека, как Иван Крылов. "Когда родился он?" - спросите вы. Отвечаем: Иван Андреевич появился на свет в 1769 году, 2 (13) февраля.

Учился будущий писатель бессистемно и мало. Когда умер Андрей Прохорович, его отец, служивший в Твери мелким чиновником, Ивану Андреевичу шел десятый год. Родитель Ивана "наукам не учился", однако читать очень любил и привил сыну свою любовь. Отец мальчика сам выучил его письму и чтению, а также оставил сундук книг в наследство сыну. Портрет Крылова Ивана Андреевича смотрите ниже.

Жизнь у Львова Николая Александровича

Крылов получил дальнейшее образование при покровительстве Львова Николая Александровича, писателя, который познакомился со стихами юного поэта. В детские годы интересующий нас автор много времени проводил в доме Львова, расположенном в том же городе, где родился Иван Андреевич Крылов (то есть в Москве). Он вместе с детьми этого человека учился, а также слушал разговоры художников и литераторов, посещавших Николая Александровича. Впоследствии сказались недостатки такого отрывочного образования. Крылов, например, был всегда слаб в орфографии, однако приобрел с годами довольно широкий кругозор и прочные знания, научился говорить по-итальянски и играть на скрипке.

Служба Ивана Андреевича

Иван Андреевич был записан в нижний земский суд на службу, хотя это была лишь формальность. Крылов никогда или почти никогда не ходил в присутствие, не получал и денег. В возрасте 14 лет произошел переезд в Петербург, где жил Крылов Иван Андреевич некоторое время после того, как туда отправилась его мать хлопотать о назначении пенсии. Будущий писатель перевелся в Петербургскую казенную палату на службу. Но не очень интересовали его служебные дела.

Первые пьесы Крылова

Среди увлечений Ивана Андреевича на первом месте находились литературные занятия, а также посещение театра. Не изменились эти пристрастия и после того, как он лишился матери в 17 лет и вынужден был заботиться о младшем брате. Крылов писал много для театра в 80-е годы. Им были созданы либретто таких комических опер, как "Бешеная семья" и "Кофейница", а также трагедии "Филомела" и "Клеопатра", комедия под названием "Сочинитель в прихожей". Произведения эти ни известности, ни денег молодому автору не принесли, однако помогли войти в круг литераторов Петербурга. Покровительствовал Крылову Я. Б. Княжнин, известный драматург, но самолюбивый юноша, решив, что над ним насмехаются в доме "мэтра", порвал со своим другом. Он написал комедию под названием "Проказники" - произведение, в котором главные герои, Таратор и Рифмокрад, сильно напоминали Княжнина и его супругу. Это было уже более зрелое творение, чем предшествующие пьесы, однако постановка данной комедии была запрещена. У Ивана Андреевича испортились отношения с театральной дирекцией, которая решала судьбу драматических сочинений.

Деятельность Ивана Андреевича в сфере журналистики

Основная деятельность с конца 80-х годов разворачивалась у этого автора в сфере журналистики. В течение 8 месяцев в 1789 году Иван Андреевич издавал журнал под названием "Почта духов". Проявившаяся уже в раннем творчестве сатирическая направленность здесь сохранилась, но несколько трансформировалась. Крыловым была написана карикатурная картина, изображающая современное общество. Свой рассказ он облек в форму переписки между волшебником Маликульмульком и гномами. Это издание было закрыто, поскольку у журнала было очень мало подписчиков - всего 80. Судя по тому, что в 1802 году "Почту духов" переиздали, появление ее для читающей публики не осталось незамеченным.

Журнал "Зритель"

В 1790 году биография Крылова отмечена тем, что Иван Андреевич вышел в отставку, приняв решение сосредоточиться на литературной деятельности. Писатель приобрел в январе 1792 года типографию и вместе с Клушиным, своим другом, также литератором, принялся издавать журнал под названием "Зритель", который пользовался уже некоторой популярностью.

"Зрителю" наибольший успех принесли написанные самим Крыловым произведения "Каиб", "Мысли философа о моде", "Речь, говоренная повесою в собрании дураков", "Похвальная речь в память моему дедушке". Росло число подписчиков.

"Меркурий"

Журнал в 1793 году переименовали в "Меркурий". Его издатели к тому времени сосредоточились на иронических нападках в адрес Карамзина и его сторонников. "Меркурию" реформаторское творчество этого писателя было чуждо, казалось излишне подверженным влияниям Запада, искусственным. Одной из излюбленных тем творчества Крылова в молодые годы, а также объектом изображения во множестве комедий, написанных им, является преклонение перед Западом. Карамзинисты, кроме того, отталкивали Ивана Андреевича пренебрежением к классицистической традиции стихосложения, этого писателя возмущал "простонародный", излишне незамысловатый слог Карамзина.

Издание "Меркурия" прекратилось в 1793 году, и Крылов уехал из Петербурга на несколько лет.

Жизнь и творчество писателя в период с 1795 по 1801 год

За период 1795-1801 гг. сохранились лишь отрывочные сведения о его жизни. Биография Крылова того времени представлена весьма кратко. Известно, что он путешествовал по провинции, гостил в поместьях своих товарищей. В 1797 году писатель отправляется к С. Ф. Голицыну и живет у него в качестве учителя детей и секретаря.

Пьеса под названием "Трумф, или Подщипа" была написана в 1799-1800 годах для домашнего спектакля Голицына. В злом, заносчивом, тупом вояке Трумфе угадывался царь Павел I. Ирония была настолько язвительной, что в России впервые опубликовали данную пьесу лишь в 1871 году.

Первые басни

Князь Голицын после смерти этого царя был назначен генерал-губернатором в Риге, и Крылов Иван Андреевич находился 2 года здесь в качестве его секретаря. Он опять вышел в отставку в 1803 году и путешествовал по стране, играл в карты. Именно в это время, о котором известно немного, и начал создавать Иван Андреевич Крылов басни.

В 1805 году писатель показал в Москве И. И. Дмитриеву, известному баснописцу и поэту, свой перевод двух басен Лафонтена - "Разборчивая невеста" и "Дуб и трость". Дмитриев высоко оценил проделанную Крыловым работу и отметил первым, что автор наконец нашел свое призвание. Иван Андреевич, однако, сам понял это не сразу. В 1806 году он издал лишь 3 басни, а затем вернулся опять к драматургии.

Три знаменитые пьесы в 1807 году

Писатель выпустил в 1807 году три пьесы, которые стали очень популярными и с успехом были поставлены на сцене. Это "Илья Богатырь", "Урок дочкам" и "Модная лавка". Наибольшим успехом пользовались последние две, высмеивавшие пристрастие представителей дворянства к французскому языку, нравам, моде и т. д. "Модная лавка" была поставлена даже при дворе.

Крылов Иван Андреевич, несмотря на долгожданный успех в театральной сфере, решил все-таки пойти по другому пути. Этот драматург прекратил создавать пьесы. Решил писать Иван Андреевич Крылов басни, созданию которых он уделял все больше внимания с каждым годом.

Крылов продолжает создавать басни

В 1809 году был выпущен первый сборник, который сразу же сделал по-настоящему знаменитым Крылова. Всего им было написано более 200 различных басен, объединенных в 9 книг. Творил Иван Андреевич до последних своих дней: знакомые и друзья писателя получили его последнее прижизненное издание в 1844 году вместе с сообщением о смерти писателя.

В творчестве Крылова сначала преобладали переложения и переводы басен Лафонтена ("Волк и Ягненок", "Стрекоза и Муравей"), после чего постепенно этот автор стал находить самостоятельные сюжеты, связанные со злободневными событиями действительности. Например, реакцией на политические события являются басни "Волк на псарне", "Лебедь, Щука и Рак", "Квартет". В основу "Пустынника и медведя", "Любопытного" и других легли более отвлеченные сюжеты. Но созданные "на злобу дня" басни стали очень скоро восприниматься как обобщенные.

В свое время смеявшийся над стилем Карамзина за пристрастие к простонародным выражениям, Иван Крылов начал сам создавать понятные всем произведения. Он превратился в подлинно народного писателя.

Популярность Ивана Андреевича Крылова

Краткая биография Крылова была бы неполной без упоминания о том, что этот автор уже при жизни стал классиком. В 1835 году в статье под названием "Литературные мечтания" в русской литературе Виссарион Григорьевич Белинский нашел лишь четырех классиков, включая Крылова, которого он поставил в один ряд с Грибоедовым, Пушкиным и Державиным.

В 1838 году празднование 50-летнего юбилея творчества этого баснописца стало всенародным торжеством. С тех пор за прошедшие почти два века ни одно поколение в нашей стране не обошло стороной басни Крылова. На них и по сей день воспитывается молодежь.

Одним из атрибутов огромной популярности этого автора явилось множество полулегендарных рассказов о его якобы обжорстве, неряшливости, лени. Иван Андреевич жил долго и ни в чем не изменял своим привычкам. Поговаривали о том, что он полностью погрузился в гурманство и лень. Этот умный и не вполне добрый человек сжился в конце концов с ролью чудака, добродушного, нелепого обжоры. Пришелся ко двору придуманный им образ, и на склоне лет он мог позволить своей душе все что угодно. Иван Андреевич не стеснялся быть лентяем, неряхой и обжорой. Все считали, что умер этот писатель от заворота кишок вследствие переедания, хотя на самом деле он скончался от воспаления легких.

Смерть Ивана Андреевича

Иван Крылов умер в Санкт-Петербурге в 1844 году. Похороны Ивана Андреевича были пышными. Второй человек в русском государстве, граф Орлов, отстранил студента, несшего гроб, и сам понес его до дрог. Современники Крылова полагали, что Саша, дочь его кухарки, была рождена от него. Подтверждается это тем, что писатель отдал девочку в пансион, а после смерти кухарки воспитывал как дочь, кроме того, дал за нее богатое приданое. Все свое имущество, а также все права на сочинения перед своей кончиной Иван Андреевич завещал мужу Саши.

Так заканчивается в нашем изложении краткая биография Крылова. Теперь вы знаете, что этот человек создавал не только басни. Кроме того, вам может быть неизвестно о том, что А. Г. Рубинштейном положены на музыку такие его басни, как "Квартет", "Стрекоза и Муравей", "Осел и Соловей", "Кукушка и Орел". А Касьяник Ю. М. создал также вокальный цикл для фортепьяно и баса "Басни Крылова", который включает в себя произведения "Ворона и Лисица", "Осел и Соловей", "Прохожие и Собаки", "Троеженец". Все эти творения весьма интересны.

Крылов Иван Андреевич (1769 - 1844) - русский баснописец, поэт, писатель, драматург, переводчик.

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) 1769 (по другим сведениям в 1766 или 1768) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. Детские годы прошли на Урале. В 1775 отец выходит в отставку, и семья поселяется в Твери.

Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг.

Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии - так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность - в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал.

В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату.

В 14 лет (1784 год) написал оперу «Кофейница», отнес ее к книгопродавцу Брейткопфу, который дал за нее автору на 60 рублей книг (Расина, Мольера и Буало), но оперу так и не напечатал. «Кофейница» увидела свет только в 1868.

Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его руках остался младший брат, Лев, о котором он всю жизнь заботился, как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»). В 80-е годы много писал для театра. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах. В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков.

В 1790 году вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 года вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью. Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова. Число подписчиков росло. В 1793 году журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий».

В конце 1793 года издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей.

Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем «Модную лавку» играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська».

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней - последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами.

В 1810 (по другим сведениям - в 1812) назначается помощником библиотекаря в Императорскую Публичную Библиотеку (ныне ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая в 1820, «во уважение отличных дарований в российской словесности», удваивается, а в 1834 увеличивается вчетверо, он возвышается в чинах и в должности, став с 1816 библиотекарем. В одном из зданий библиотеки (Садовая улица, 20) в 1816 - 1841 Крылов снимал квартиру. При выходе в отставку в 1841 ему, «не в пример другим», назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке (11700 рублей ассигнациями). С 1811 член «Беседы любителей русского слова», с 1816 - Вольного общества любителей российской словесности, с 1817 - Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 году В. Г. Белинский в своей статье «Литературные мечтания» нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию 16 декабря 1811 Крылов был избран членом Российской Академии, а 14 января 1823 получил от нее Большую золотую медаль за литературные заслуги (золотую медаль получил в 1818). С 1829 почетный член Петербургского университета. В 1841, при преобразовании Российской Академии в Отделение русского языка и словесности Академии Наук, первым был утвержден ординарным академиком (по преданию, император Николай согласился на преобразование с условием, «чтобы Крылов был первым академиком»"). 2 февраля 1838 в Петербурге торжественно праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Скончался Крылов 21 ноября (по старому стилю - 9 ноября) 1844. Похоронен в Некрополе мастеров искусств (памятник был поставлен в 1855, скульптор П.К. Клодт). 12 мая 1855 памятник Крылову (скульптор П.К. Клодт; персонажи басен Крылова - по рисунку А.А. Агина) был открыт в Летнем саду. О его удивительном аппетите, неряшестве, лени, любви к пожарам, поразительной силе воли и остроумии сохранилось множество анекдотов.

Основные произведения Крылова Ивана Андреевича:

Сатирические «пись­ма» , составившие журн. «Почта ду­хов» (1789).

Сатирические повести:

«Ночи» (незаконч.) (1792)

«Каиб» (1792).

Сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Рассуждение о дружестве», «Похвальная речь в память моему дедушке», все – 1792, «Похвальная речь науке убивать время», 1793).

Комические оперы:

«Кофейница» (1783, опубл. 1869)

«Бешеная семья» (1793)

«Илья-богатырь» (1807)

«Сочинитель в прихожей» (1786, опубл. 1794, в прозе)

«Проказники» (1788, опубл. 1793; в про­зе)

«Подщипа» («Трумф», 1798, опубл. 1859; в стихах)

«Пирог» (1799-1801, опубл. 1869; в прозе)

«Модная лавка» (1807, в прозе)

«Урок дочкам» (1807; в прозе

Трагедия «Филомела» (1786, опубл. 1793; в стихах).

«Дуб и Трость» (1806, нов. ред. 1825)

«Разборчивая невеста» (1806)

«Ворона и Лисица», «Ларчик», «Лягушка и Вол», «Пустынник и Медведь», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей», «Слон на воеводстве», «Слон и Моська», «Муха и дорожные», «Лисица и Виноград» (все – 1808)

«Петух и Жемчуж­ное зерно» (1809)

«Осел и Соловей», «Крестьянин в беде», «Гуси», «Квартет», «Листы и Корни» (все – 1811) «Лжец», «Во­рона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз» (все – 1812)

«Кот и повар», «Щука и Кот», «Демьянова уха» (все – 1813)

«Прохожие и Собаки», «Мартышка и Очки», «Собачья дружба», «Крестьянин и Работник», «Тришкин кафтан» (все – 1815)

«Крестьяне и Ре­ка», «Лебедь, Щука и Рак», «Зеркало и Обезьяна» (все – 1816)

«Крестьянин и Овца» (1823)

«Кошка и Соловей», «Рыбья пляс­ка» (обе – 1824)

«Свинья под Дубом» (1825)

«Пестрые овцы» (1823, опубл. 1867)

«Волк и Кот» (1830)

«Кукушка и Петух» (1834, опубл. 1841)

Оды, послания, переложения псалмов, эпиграммы. Театральные рецензии.

С 1809 по 1843 создал около 200 басен. Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Его басни переведены более чем на 50 языков мира.