Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Ильины три поездочки в прозе читать. Подписка на новости журанала

Ильины три поездочки в прозе читать. Подписка на новости журанала

Былины - это эпические песни русского народа, в которых повествуется о героических подвигах мужественных богатырей. В былинах часто описываются героические события, в которых принимал участие наш народ, ведь само слово «былина» - означает «старина», то есть то, что происходило в далеком прошлом.

Этот литературный жанр не имеет достоверной точности: чтобы подчеркнуть исключительную смелость героев - богатырей, некоторые события, описываемые в былине, значительно преувеличивались.

Роль былин в национальном литературном процессе очень важная, так как они представляют собой русский эпос, который передает нашему поколению знания о бытии, верованиях и традициях наших предков.

Время создания былин

События, которые легли в основу русских былин происходили в 10 - 12 веке. Но оформляться и записываться начались приблизительно в 14 веке. До тех пор былины существовали в устной форме и передавались в народе с поколения в поколение.

Текстовое наполнение былин в связи с этим иногда менялось - новое поколение добавляло что-то свое в сюжет, иногда значительно преувеличивая его.

Классификация былин

В современном литературоведенье не существует единого мнения на счет классификации былин. Традиционно все былины делят на две группы: новгородского и киевского цикла. События, которые описываются в былинах киевского цикла, повествуют о периоде правления князя Владимира.

Герои былин киевского цикла знакомые нам уже давно Илья Муромец, Михайло Потык, Добрыня Никитич, Чурило Пленкович, Алеша Попович. Все герои былин делятся на старших и младших богатырей. Старшие богатыри - Микула Селянович, Вольга и Святогор - мудрые наставники молодых богатырей.

Старшие богатыри олицетворяют собой дохристианские верования славянского народа в богов силы, мужества, отваги.

Собирательство былин

Первый сборник русских былин был издан в Москве в 1804 году. Первое издание пользовалось большой популярностью в русском обществе, и уже через несколько лет первичный сборник был значительно дополнен новыми былинами и несколько раз переиздан.

В эпоху романтизма, которая наступила после окончания Отечественной войны, русские былины стали неотъемлемой частью литературного наследия. В середине века популярность былин вызвала всплеск интереса к фольклору и его собирания по всем уголкам России.

Таким образом, уже к началу 20 века число былин было пополнено новыми произведениями. На сегодняшний день существует около 80 русских былин. К сожалению, русские былины полностью исчезли из быта нашего народа, и существуют только в форме литературных произведений.

Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне
И во том ли выезжает во кованом седле.
И он ходил гулял да добрый молодец,
Ото младости гулял да он до старости.
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да Латырь камешек,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«В первую дороженьку ехати — убиту быть,
Во другую дороженьку ехати — женату быть,
Третюю дороженьку ехати — богату быть».
Стоит старенький да издивляется,
Головой качат, сам выговариват:
«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А еще такового чуда не нахаживал.
Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
Нету у меня да молодой жены,
И молодой жены да любимой семьи,
Некому держать тощить да золотой казны,
Некому держать да платья цветного.
Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость.
Как молоденьку ведь взять — да то чужа корысть,
А как старую то взять — дак на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить.
Разве поеду я ведь, добрый молодец,
А й во тую дороженьку, где убиту быть?
А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,
И походил погулял ведь добрый молодец во чистом поле».
Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,
Только видели добра молодца ведь сядучи,
Как не видели добра молодца поедучи;
Во чистом поле да курева стоит,
Курева стоит да пыль столбом летит.
С горы на гору добрый молодец поскакивал,
С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,
Он ведь реки ты озера между ног спущал,
Он сини моря ты на окол скакал.
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
Где стоят ведь сорок тысячей разбойников
И те ли ночные тати подорожники.
И увидели разбойники да добра молодца,
Старого казака Илью Муромца.
Закричал разбойнический атаман большой:
«А гой же вы, мои братцы товарищи
И разудаленькие вы да добры молодцы!
Принимайтесь ка за добра молодца,
Отбирайте от него да платье цветное,
Отбирайте от него да что ль добра коня».
Видит тут старыи казак да Илья Муромец,
Видит он тут, что да беда пришла,
Да беда пришла да неминуема.
Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:
«А гой же вы, сорок тысяч разбойников
И тех ли татей ночных да подорожников!
Ведь как бить трепать вам будет стара некого,
Но ведь взять то будет вам со старого да нечего.
Нет у старого да золотой казны,
Нет у старого да платья цветного,
А и нет у старого да камня драгоценного.
Только есть у старого один ведь добрый конь,
Добрый конь у старого да богатырскиий,
И на добром коне ведь есть у старого седелышко,
Есть седелышко да богатырское.
То не для красы, братцы, и не для басы
Ради крепости да богатырскоей,
И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,
Биться ратиться добру молодцу да во чистом поле.
Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
И во той ли во уздечике да во тесмяноей
Как зашито есть по камешку по яхонту,

Ради крепости да богатырскоей.
И где ходит ведь гулят мои добрый конь,
И среди ведь ходит ночи темныя,
И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;
Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,
Шеломчат колпак да сорока пудов.
То не для красы, братцы, не для басы
Ради крепости да богатырскоей».
Скричал сзычал да громким голосом
Разбойнический да атаман большой:
«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!
Принимайтесь ка вы, ребятушки, за дело ратное».
А й тут ведь старому да за беду стало
И за великую досаду показалося.
Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.
Как в сторону махнет — так тут и улица,
А й в другу отмахнет — дак переулочек.
А видят тут разбойники, да что беда пришла,
И как беда пришла и неминуема,
Скричали тут разбойники да зычным голосом:
«Ты оставь ка, добрый молодец, да хоть на семена».
Он прибил прирубил всю силу неверную
И не оставил разбойников на семена.
Обращается ко камешку ко Латырю,
И на камешке подпись подписывал,
И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,
И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.
Выезжает старенький да во чисто поле,
Увидал тут старенький палаты белокаменны.
Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,
Увидела тут да красна девица,
Сильная поляница удалая,
И выходила встречать да добра молодца:
«И пожалуй кось ко мне, да добрый молодец!»
И она бьет челом ему да низко кланяйтся,
И берет она добра молодца да за белы руки,

И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;
Посадила добра молодца да за дубовый стол,
Стала добра молодца она угащивать,
Стала у доброго молодца выспрашивать:
«Ты скажи тко, скажи мне, добрый молодец!
Ты какой земли есть да какой орды,
И ты чьего же отца есть да чьей матери?
Еще как же тебя именем зовут,
А звеличают тебя по отечеству?»
А й тут ответ то держал да добрый молодец:
«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?
А я теперь устал, да добрый молодец,
А я теперь устал да отдохнуть хочу».
Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
Как ведет тут добра молодца
Во тую ли во спальню, богато убрану,
И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.
Испроговорит тут молодец да таково слово:
«Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
И как схватил тут добрый молодец
да красну девицу,
И хватил он ей да по подпазушки
И бросил на тую на кроваточку;
Как кроваточка то эта подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
«А гой же вы, братцы мои да все товарищи
И разудалые да добры молодцы!
Но имай хватай, вот и сама идет».
Отворяет погреба глубокие,
Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
И все сильныих могучих богатырей;
Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
Бьют то челом да низко кланяются
И удалому да добру молодцу
И старому казаку Илье Муромцу.
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
И на камешке то он подпись подписывал:

И направляет добрый молодец да своего коня
И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом серебром,
Златом серебром, каменьем драгоценныим;
И обирал тут добрый молодец все злато это серебро
И раздавал это злато серебро по нищей по братии;
И роздал он злато серебро по сиротам да бесприютныим.
И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
И на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».

По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч-камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убиту быть, направо ехать – женату быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надпись и призадумался:
– Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убиту быть.
Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей [Тать – разбойник, грабитель.] – подорожников. Горланят, шалыгами размахивают:
– Убьём старика да ограбим!
– Глупые люди, говорит Ильи Муромец, – не убив медведя, шкуру делите!
И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.
Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать-убиту быть». Постоял возле камня и повернул коня направо:
– Незачем мне, старому, женату быть, а поеду, погляжу, как люди женятся.
Ехал час либо два и наехал на палаты белокаменные.
Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, провела в столовую горницу. Кормила-поила богатыри, увещала:
– После хлеба-соли ступай опочив держать [Опочив держать – опочивать, спать, отдыхать.]. В дороге небось умаялся! – Провела в особый покой, указала на перину пуховую.
А Илья, он смекалист, сноровист был, заприметил неладное. Кинул девицу-красу на перину, а кровать повернулась, опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.
Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье то глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, женихов незадачливых, а хозяйку красну девицу в тюрьму подземную запер крепко-накрепко.
После того приехал на развилку и другую надпись стёр. И новую надпись написал на камени: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».
– В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.
Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский парод!
На том сказ о славном, могучем богатыре Илье Муромце и окончился.

Пересказал: Нечаев А.В.

Былина "Три поездки Ильи Муромца" ("Ильины три поездочки")

Цикл: киевский

Главные герои былины "Три поездки Ильи Муромца" и их характеристика

  1. Илья Муромец, сильнейший русский богатырь. Уже в возрасте, старенький, седенький, но по прежнему могучий, честный и справедливый. Для обиженных добрый, для недругов враг.
План пересказа былины "Три поездки Ильи Муромца"
  1. Камень в поле
  2. Убитому быть
  3. Разбойники
  4. Шлем богатырский
  5. Исправление надписи
  6. Женатому быть
  7. Коварная девица
  8. Освобождение богатырей
  9. Исправление надписи
  10. Богатому быть
  11. Злато-серебро
  12. Исправление надписи.
Кратчайшее содержание былины "Три поездки Ильи Муромца" для читательского дневника в 5 предложений
  1. Увидел Илья Муромец в чистом поле Алатырь-камень и выбрал дорогу, где ему убитым стать предстояло.
  2. Встретил много разбойников Илья, но перебил всех и очистил дорожку прямоезжую
  3. Поехал Илья где женатому быть
  4. Встретил девицу-коварную, да сбросил ее в подвал, а богатырей выпустил.
  5. Поехал Илья где богатому быть, да раздал все найденное богатство бедным.
Главная мысль былины "Три поездки Ильи Муромца"
Не нужно богатырю богатство, не нужна ему жена, ведь его семья - весь русский народ, ведь его дело - врагов бить, да Родину защищать.

Чему учит былина "Три поездки Ильи Муромца"
Эта былина учит не боятся трудностей, выбирать путь, пусть трудный, но славный, делать свое дело. Учит былина быть честным и справедливым, бесстрашным и открытым, добрым и щедрым.
Учит защищать слабых и помогать нуждающимся.

Отзыв на былину "Три поездки Ильи Муромца"
Это очень красивая былина, в которой обыгрывается тема трех поездочек Ильи Муромца. Илья в былине уже пожилой, опытный богатырь, который видит непорядок и стремится все исправить. Разбойников уничтожает, обманщиц садит в подвалы, золото раздает бедным.
И символичным мне кажется исправленный Алатырь-камень. Везде побывал Илья, но ни одно пророчество не сбылось. Потому что судьба богатырская - особая, Родину защищать.

Пословицы к былине "Три поездки Ильи Муромца"
Славна богатырями русская земля.
Богатырская рука однажды бьет.
И один в поле воин.

Краткое содержание, краткий пересказ былины "Три поездки Ильи Муромца"
Выезжает раз Илья Муромец в чистое поле, видит на перекрестке трех дорог камень Алатырь лежит, а на камне том надпись.
Подивился Илья Муромец, прочитал надпись. А сказано там было, что если поехать прямо - быть убитому, поехать направо - быть богатому, поехать налево - женатому быть.
Подумал Илья Муромец, решил, что богатство ему не нужно, ведь один он живет, нет у него семьи. Жениться ему тоже уже поздно - молодость давно прошла. А вот поехать прямо самое то для доброго молодца.
И поехал Илья Муромец туда, где убитому быть.
Приехал он в топи Смоленские, видит сорок тысяч разбойников в топях стоят. Увидали разбойники Илью, обрадовались. Захотели ограбить, коня отобрать и богатства.
Но Илья сразу признался, что нет у него богатства, а есть только конь богатырский, седло богатырское, уздечка на коне, да шелом под сорок пудов весом.
И как стал Илья шлемом этим размахивать, да разбойничков всех и перебил.
Вернулся к камню Илья, написал, что чиста теперь дорога прямая.
Поехал Илья туда, где женатому быть.
Едет, видит палаты белокаменные. Девица-красавица Илью встречает, за белые ручки за стол ведет. Расспрашивать начинает. А Илья и говорит, что нечего расспрашивать, а сперва отдохнуть богатырю дай. Отвела девица Илью в спальню, на кровать укладывает.
А Илья хватает ее поперек туловища, на кровать бросает, и девица проваливается в подвал.
Выпустил тогда Илья из подвалов 12 богатырей, вернулся к камню и исправил вторую надпись.
Поехал Илья в третью сторону. Нашел три погреба со златом и серебром. Раздал все золото и серебро нищим, сиротам и бездомным.
Вернулся Илья в Алатырь камню, и последнюю надпись исправил

Рисунки и иллюстрации к былине "Три поездки Ильи Муромца"

Тема: Былины. "Ильины три поездочки".
Цели урока:
Познакомить с содержанием былины “Ильины три поездочки”и правилами исполнения былины;
Совершенствовать навык слушания и выразительного, осознанного, грамотного чтения: учить осознанию читаемого через создание образов и установление ассоциаций с содержанием изученных произведений. Познакомить с героической личностью, символом российской мощи, ее защитником, уроженцем земли Нижегородской - Ильей Муромцем, его необычным детством.
Развивать образное мышление, познавательный интерес к истории родного края на основе эмоционального восприятия прочитанного, формировать культуру выражения чувств, развивать воображение и представления об особенностях уклада крестьянской жизни в условиях патриархальной России, произвольное внимание к народному слову.
Воспитывать интерес к родному мелодичному и выразительному языку, героической истории нашей малой родины, чувство гордости за славных и отважных ее сынов; желание продолжать традиции и ментальность предков по отстаиванию независимости Родины.
Способствовать формированию универсальных учебных действий;
Способствовать использованию Интернет-ресурсов;
Оборудование:
учебник Л.Ф. Климановой “Литературное чтение” 1 часть, 4 класс;
репродукция картины В.М. Васнецова “Богатыри”;
сборники с былинами;
карточки для самооценки;
историческая карта “Древняя Русь”.

Ход урока:
1. Организационный момент: мотивация к учебной деятельности.
(Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция
Личностные: действия смыслообразования)

На экране – гусляр. Слышны гусли.

Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

2. Проверка домашнего задания(Коммуникативные: участие в обсуждении. Познавательные: умение структурировать знания; моделировать)
У: Вам было задано домашнее задание, выразительное чтение текста летописи « И вспомнил Олег коня своего» и нарисовать рисунок к тексту летописи.
Сейчас один из вас выходит к доске, показывает рисунок, а все остальные находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку.
У: Составим синквейн:
Олег.
Отважный, мужественный.
Правит, сражается, побеждает.
Достоин быть примером для подражанья.
Воин.

3. Подготовка к восприятию. (Познавательные: поиск информации, смысловое чтение.)
У: Прочитайте поговорку.
(Поговорка написана на доске.)
Славна земля богатырями русскими.
- Определите, какое слово главное. (Богатыри).
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о богатырях)
- Верно.
-Послушайте стихотворение:
Широко ты, Русь, по лицу Земли
В красе царственной развернулася
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

Какое чувство у вас вызвало это стихотворение?
- О какой Руси говорится в стихотворении?
- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке готовы были встать на ее защиту. В стихах, песнях, былинах прославляли любимую Родину.

У: А что такое былина?
(Былина – русская народная эпическая песня– сказание о богатырях.)
У: Кто такие богатыри?
(Богатыри – воины, защитники своей Родины, наделенные чувством собственного достоинства и отличающиеся необычайной силой мужеством и удалью.)
(Репродукция картины В.М.Васнецова “Богатыри”)
У: Демонстрация картины Васнецова «Три богатыря» под звуки гуслей.
Кого вы видите на картине?
(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец)
- Как звать богатыря в центре картины?
Выберите два однокоренных слова из данных:
(Слова даны на карточках на доске)

Муромец хмурый Мурманск Муром замурованный

Какая связь может быть между Ильей Муромцем и городом Муромом?
- Действительно, Илья Муромец родом из-под Мурома, а, следовательно, он - наш на все времена прославленный народом земляк.
Чтобы убедиться в этом, посмотрите на карту Нижегородско - Суздальского княжества XIII-XV веков
(На карте обозначены флажками Нижний Новгород, Суздаль, Муром).
Вот каких сынов рождала нижегородская земля!
И, как вы догадываетесь, сегодня мы будем читать об Илье Муромце... Расшифруйте слова:

Ы Л
Б н
А и

У: Какие былины вы знаете?
У: О каких отличительных чертах былины вы знаете?
(Былинный зачин, повторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание– сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования.)

У: Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать и любить родную землю).

4. Изучение нового материала. (Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество; умение выражать свои мысли.)
1) Знакомство с темой и постановка целей
У: Сегодня мы познакомимся с былиной “Ильины три поездочки”.
У: Скажите какие цели мы поставим на данном уроке?
(Узнать о ком и о чем рассказывает эта былина.
Какие три битвы были у богатыря. Кого защищал богатырь.)
У: Послушайте былину.
(Прослушивание аудиозаписи: Былины «Ильины три поездочки».)
У: Понравилась былина? Как исполнялась былина? (плавно, нараспев)
О ком повествует былина?
Какой отрывок вам показался самым интересным? Почему?
2) Словарная работа
У: Все ли слова и выражения были понятны вам?
Как вы понимаете значение этих слов?
(Словарная работа – слова на экране)(Регулятивные: соотнесение с прогнозированием
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение в зависимости от цели; построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, выдвижение гипотез.)
КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня;
БУЛАТНАЯ БРОНЯ – стальная и узорчатая, старинная узорчатая азиатская сталь;
СИЕ – это;
ПАЛИЦА – тяжелая дубинка с тяжелым концом;
ЯХОНТЫ – старинное название сапфира и некоторых других драгоценных камней;
ВЕРТЛЮГИ – шарнирное звено для соединения двух частей механизма, позволяющее одной из них вращаться независимо друг от друга;
САЖЕНЬ– 2,134 метра (3 аршина)
МОНАХ– член религиозной общины, давший обет вести аскетический образ жизни;
ВИТЯЗЬ – в Древней Руси: отважный воин;
АМБАР– сарай для хранения урожая, припасов, товара;
ЦЕЛОВАЛЬНИЧКИ – должностное лицо, занимающееся сбором податей и некоторыми судебно-полицейскими делами;
ОБЛАТЫНИВАТЬ – обращать в католическую веру;
ЗАСТАВА БОГАТЫРСКАЯ– 1) воинское подразделение, несущее охранение; 2) место въезда в город;
СМЕТА – здесь: несметное, не считанное богатство;
ЗАПОДВАЛИВАТЬ – запирать в подвал;
РЕЧИ ЕЛЕЙНЫЕ – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле: что-то ласковое, успокаивающее;
ГДЕЗДОВИНУ РАЗНЕС – тайное, укромное пристанище;
ПО ОРДАМ – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана;
НЕ ПРОСТОФИЛЬТЕСТЬ – не поддавайтесь на обман.
У: Подтвердились ли ваши предположения?
(сравнение, сопоставление)

ФИЗМИНУТКА
Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!

3) Чтение текста.
У: Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан - моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.
- Так о ком говорится в былине?
(О богатыре Илье Муромце.)
У: Вспомните, еще раз происхождение и значение слова «богатырь».
Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
(Дети читают статью)

Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач, воин, защитник, витязь

Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
У: Откройте учебник. Прочитаем былину еще раз.
(Чтение былины учащимися)
4) Беседа по содержанию былины с выборочным чтением.(Познавательные: умение строить высказывание; смысловое чтение; логические; установление причинно– следственных связей.)
У: Для чего собрались славно-русские богатыри?
– Куда досталось ехать Илье Муромцу?
– Сколько надписей было на камне?
– Какую дорогу выбрал богатырь? О чем это говорит?
(Илья Муромец выбрал прямую дорогу. Это говорит о том, что он смелый, мужественный, добивается своей цели, идет только вперед, не боясь трудностей.)
У: В былине показан враг, с чем он сравнивается?
– Почему в описании врагов употребляются уменьшительно-ласкательные суффиксы – -еньк-, -оньк-, -ичек-, -ечек-?
(Чтобы показать богатырскую силу и мощь Ильи Муромца.)
У: Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем?
(Обратить в свою веру, взять в плен…)
У: Как вы поняли, кто находился в плену?(Русский народ.)
У: Что пытались сделать с Ильей? Как это делали?
(Враг призывал Илью Муромца к измене. Сулили ему богатства, почет и уважение, и вельможное служение.)
У: Что ждало его в случае отказа?
(Пригрозили ему силой, но Илья не испугался этого, а принял бой.)
У: Каково значение трех поездок Ильи Муромца для русского государства?
– Как последние три строчки помогают понять характер героя?
– Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?
– Как относился Илья Муромец к предсказаниям?
- Почему былина называется «Три поездочки»?
-Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий?
- Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).

5. Закрепление изученного материала.(Познавательные: моделирование.Регулятивные: контроль)
а. Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию.
б. Характеристика героя.
Выборочное чтение.
- Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? Найдите гиперболы.
- Зачем нужен этот приём? Какие его черты подчёркнуты с помощью гипербол?
Обобщение образа Ильи.
- Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье.
(Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).

Работа с интерактивной доской:
Установи соответствие:
(3 поездки– 3 боя (с кем?) – соединить в пары

6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.(Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.)
У: Почему Илья Муромец испробовать все три дороги?
– Чем закончилась поездка богатыря?
- Используя опорные слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, трусливый, мудрый, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, способный к состраданию, охарактеризуйте Илью Муромца (работа в парах).Обменяйтесь мнениями, обсудите с соседом.

Составление синквейна:
Богатырь
Сильный, мудрый
Ехал, сражался, победил
Славна богатырями земля русская
Герой

У: Домашнее задание:(Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.)

1) Перечитать былину “Ильины три поездочки” и ответить на вопросы.
2) Используя дополнительную литературе и Интернет-ресурсы подготовить сообщение об одном из русских богатырей.
Обучающиеся получают от учителя карточки:
1. Литература
1. Ухов П.Д. Былины. – М., 1987;
2. Шевченко Ф.П. В мире былин. – М.,1987;
2. Интернет-ресурсы
1. http://wikipedia.org/wiki/ru
2. http://litheroy.blogspot.com/
3. http://www/youryoga.org/article/dictionary/slav-ar-veda2htm
4. http://www.oprichnina.chat.ru/opr
5. http://www.rusinst.ru/articlctext.asp

У: Вы хорошо потрудились на уроке и заслуживаете оценки. Оцените сами свою работу. Продемонстрируйте свои оценки.

(Самооценка на карточках)
Я ОТЛИЧНО ПОРАБОТАЛ! – О (зеленый)
Я УВЕРЕН – МОГУ ЛУЧШЕ! – О (желтый)
Я ПОСТАРАЮСЬ! – О (красный)
Спасибо за урок!