Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.
Общие черты реализма
Реализм в литературе отличается рядом общих признаков. Во-первых, жизнь изображалась в образах, которые соответствовали действительности. Во-вторых, реальность для представителей данного течения стала средством познания себя и мира вокруг. В-третьих, образы на страницах литературных произведений отличались правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Интересно, что искусство реалистов с их жизнеутверждающими положениями стремилось рассматривать реальность в развитии. Реалисты обнаруживали новые социальные и психологические отношения.
Возникновение реализма
Реализм в литературе как форма художественного создания возник еще в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения и проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. К первым реалистам в России относят великого русского поэта А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и не менее выдающегося писателя Н.В. Гоголя с его романом «Мертвые души». Что касается литературной критики, то в ее пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.
Особенности литературного реализма
Представители реализма в литературе многочисленны. К самым известным и выдающимся относятся такие писатели, как Стендаль, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, Г. Флобер, М. Твен, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер и многие другие. Все они работали над развитием творческого метода реализма и воплощали в своих произведениях самые яркие его черты в неразрывной связи со своими уникальными авторскими особенностями.
До возникновения реализма как литературного направления подход к изображению человека у большинства писателей был односторонним. Классицисты изображали человека главным образом со стороны его обязанностей перед государством и очень мало интересовались им в его быту, в семейной, частной жизни. Сентименталисты, наоборот, перешли к изображению личной жизни человека, его душевных чувств. Романтики тоже интересовались главным образом душевной жизнью человека, миром его чувств и страстей.
Но они наделяли своих героев чувствами и страстями исключительной силы, ставили их в необычные условия.
Писатели-реалисты изображают человека многосторонне. Они рисуют типичные характеры и показывают при этом, в каких общественных условиях сформировался тот или иной герой произведения.
Это умение дать типичные характеры в типичных обстоятельствах и является главной чертой реализма.
Типичными мы называем такие образы, в которых наиболее ярко, полно и правдиво воплощены важнейшие черты, характерные в определённый исторический период для той или другой общественной группы или явления (например, Простаковы-Скотинины в комедии Фонвизина- типичные представители русского средне-поместного дворянства второй половины XVIII века).
В типических образах писатель-реалист отражает не только те черты, которые наиболее распространены в определённое время, но и те, которые только начинают появляться и развиваются полностью в будущем.
Конфликты, лежащие в основе произведений классицистов, сентименталистов и романтиков, тоже были односторонни.
Писатели-классицисты (особенно в трагедиях) изображали столкновение в душе героя сознания необходимости выполнить долг перед государством с личными чувствами и влечениями. У сентименталистов основной конфликт вырастал на почве общественного неравенства героев, принадлежавших к различным классам. В романтизме основа конфликта -в разрыве между мечтой и действительностью. У писателей-реалистов конфликты так же многообразны, как и в самой жизни.
В формировании русского реализма в начале XIX века большую роль сыграли Крылов и Грибоедов.
Крылов стал создателем русской реалистической басни. В баснях Крылова глубоко правдиво изображена жизнь крепостнической России в её существенных чертах. Идейное содержание его басен, демократическое по своей направленности, совершенство их построения, замечательный стих и живой разговорный язык, развитый на народной основе, - всё это явилось крупным вкладом в русскую реалистическую литературу и оказало воздействие на развитие творчества таких писателей, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь и другие.
Грибоедов своим произведением «Горе от ума» дал образец русской реалистической комедии.
Но подлинным родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества в самых разнообразных литературных жанрах, был великий народный поэт Пушкин.
Реализм - 19 - 20 века (от латинского realis - действительный)
Реализм может определять разнородные явления, объединенные понятием жизненной правды: стихийный реализм древних литератур, реализм Возрождения, просветительский реализм, «натуральная школа» как начальный этап развития критического реализма в XIX в., реализм XIX-XX вв., «социалистический реализм»
Писатели-реалисты в России. Представители реализма в России: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. А Гончаров, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.
В 30-е гг. XIX в. в европейском искусстве на смену романтизму приходит совершенно непохожий на него художественный стиль – реализм, парадоксальным образом не только воспринявший многие идеи романтизма, но и развивший и углубивший их.
Примерным образом реализм можно определить как художественный метод отражения конкретно-исторического своеобразия действительности, социальной детерминированности личности и характера ее взаимоотношений с обществом.
Реализм за его ярко выраженную критическую направленность почти сразу же стали именовать критическим реализмом. В центре внимания критического реализма – анализ художественного средствами классовой структуры, социальной сущности и социально-политических противоречий достигшего уже расцвета капиталистического общества. Основным в специфике критического реализма как особого творческого метода является художественное осмысление действительности как фактора социального, и значит, раскрытие социальной детерминированности изображаемых событий и характеров.
Если романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяемую идеальными устремлениями, то отличительной особенностью реализма стало обращение искусства к непосредственному изображению повседневной жизни людей, лишенной какой-либо загадочности, таинственности, религиозной или мифологической мотивировки.
Иногда говорят о реализме в широком смысле и реализме в узком смысле. Согласно узкому пониманию реализма подлинно реалистическим может считаться только произведение, отображающее сущность изображаемого социально-исторического явления. Персонажи произведения должны нести в себе типичные, собирательные черты той или иной социальной прослойки или класса, а условия, в которых они действуют, должны являться не случайным плодом фантазии писателя, а отражением закономерностей социально-экономической и политической жизни эпохи. Под реализмом в широком смысле имеется в виду свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности.
Нужно сразу же отметить, что широкое понимание реализма, характерное для традиционной, но нс для современной эстетики, делает понятие реализма совершенно неясным. Оказывается вполне возможным говорить о реализме античной литературы, о реализме Возрождения, о "реализме романтизма" и т.п. Когда реализм определяется как направление в искусстве, изображающее социальные, психологические, экономические и прочие явления как максимально соответствующие действительности ("отвечающие правде жизни", как иногда говорят), реализм становится, в сущности, единственным полноценным стилем искусства. Барокко, классицизм, романтизм и т.п. оказываются всего лишь модификациями реализма. К реалистам можно отнести и Данте, и Шекспира, и даже Гомера, хотя, конечно, с известными оговорками, касающимися выдуманных им циклопов, Нептунов и т.п.. Широко понимаемый реализм становится даже не стилем, т.е. манерой изображения, а самой сутью искусства, причем сутью, выраженной абстрактно и неясно.
Основные черты критического реализма как особого художественного стиля можно вкратце свести к следующим:
Хотя реализм пришел на смену романтизму, многие характерные особенности реализма были впервые прочувствованы именно романтиками. В частности, они абсолютизировали духовный мир отдельной личности, но это возвеличивание индивида, принципиальная установка вести путь познания всего сущего через ее внутреннее "Я" привели к самым значительным идейно-эстетическим завоеваниям. Романтики сделали тот важный шаг вперед в художественном познании действительности, который выдвинул романтизм на смену искусству Просвещения. Обращение к избранной личности, возвышающейся над "толпой", отнюдь не мешало их глубокому демократизму. В творчестве романтиков следует искать истоки образа "лишнего человека", прошедшего через всю литературу XIX столетия.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПО литературе реализма
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ XIX века. РЕАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Жанровая система реализма
В каждом литературном направлении складывается своя система жанров, которая является его внутренним свойством. Внутри этой системы устанавливается определенная иерархия жанров в зависимости от их роли в литературном процессе. Соответственно те жанры, которые занимают главные места, оказывают ощутимое влияние на другие жанры, на поэтику и стиль направления в целом.
Принципиальная новизна жанровой системы реализма заключается в том, что впервые в истории литературы ведущую роль в ней стали играть прозаические жанры - роман, повесть, рассказы. Бесспорно, это было обусловлено теми глубинными сдвигами и изменениями, которые произошли вследствие стабилизации буржуаВНОго строя и той «прозаїзації» жизни, о которой уже упоминалось. Прозаические жанры, и прежде всего роман, оказались наиболее пригодными для художественного освоения новых реалий современности и их адекватного отображения. Поэтому роман раскрывает заложенные в нем возможности и предстает как действительно универсальный жанр относительно охвата различных сфер жизни, в частности тех, которые традиционно считались «неэстетичными» или «непоетичними», и их «переплавки» в высокие достижения искусства.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ СПРАВКА
Роман - большой эпический жанр, который получил широкое распространение в литературе XIX века. (хотя зарождения этого жанра относится еще к временам античности). Роман воспроизводит жизнь во всей ее полноте и раВНОобразии. В основу романа чаще положено изображение судьбы героя (или нескольких героев) в течение длительного времени, иногда - даже нескольких поколений. События, связанные с судьбой персонажей, обычно разворачиваются на широком историческом и общественном фоне. Характер человека в романе воссоздается в его связи с социально-исторической средой. Жанр романа позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни, возбудить проблемы общечеловеческого значения, уделить пристальное внимание процессу формирования и эволюции личности.
В реалистической литературе появилось много ответвлений романному жанру, которые нередко называют жанрами, хотя точнее было бы определить их как жанровые раВНОвидности романа. Так, социально-бытовой роман имеет целью исследование процессов социальной жизни, повседневной действительности, обычаев и представлений, характерных для общества (или его слоев) по определенной эпохи. В центре внимания психологического романа находится внутренний мир личности в его обусловленности конкретными историко-общественными факторами. В рамках социально-психологического романа происходит сочетание и взаимодействие тенденций, присущих социально-бытовом и психологическом. В некоторых реалистических произведениях этих аспектов прилагается широкая философская проблематика, что дает основания определять их как философские романы.
Впрочем, несмотря на мощное развитие реализма в середине XIX в., он не был всеобъемлющим художественным направлением. Это касается не только некоторых видов искусств (например, музыки, осталась преимущественно романтической), но и литературы, определенных ее родов и жанров. Реализм масштабно оказался в эпических прозаических жанрах, но этого никак нельзя сказать о лирике (в европейских и американской литературах середины XIX в. она, в отличие от прозы, осталась преимущественно романтической) и отчасти о драматургии (в драматургии большинстве европейских стран реализм утверждается примерно в последней трети XIX ст.). Подробности. Чем же объясняется слабое развитие лирической поэзии в реалистической литературе? Отвечая на этот вопрос, следует принять во внимание, во-первых, позалітературні факторы, в частности «прозаический» характер действительности буржуаВНОй эпохи, которая создавала духовную и эмоциональную атмосферу, неблагоприятную для расцвета лирической поэзии. Во-вторых, внутренние факторы - в частности специфику реализма как художественной системы, ориентированной на внешний, прежде всего социальный мир, его исследование и аналитическое отображение. Это не означает, что личность, субъективный мир не интересовали реалистов, - речь идет о преимущественную направленность на объективно существующее, развертывания произведения в объективном времени и пространстве, в который включается личность и ее внутренний мир. Между тем романтизм является искусством, ось которого смещена в область субъективности, духовной и душевной жизни личности. Конечно, это жизнь не прекращалась и в эпоху буржуаВНОй прозы, однако художественно воплощалось преимущественно в лирической поэзии романтического типа или же в близких к ней формах.
Презентация на тему "Реализм как направление в литературе и искусстве" по литературе в формате powerpoint. Объемная презентация для школьников содержит информацию о принципах, чертах, формах, этапах развития реализма как литературного направления.
А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.
Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм.
Критический реализм - течение, возникшее в Германии в конце 19 века (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на теологической интерпретации современного естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность» и «ограниченность» науки).
Социалистический реализм - одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».