Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Этрусы. Откуда пришли древние этруски и кривичи

Этрусы. Откуда пришли древние этруски и кривичи

Этруски

ЭТРУ́СКИ -ов; мн. Древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н.э. северо-запад Аппенинского полуострова, создавшие развитую цивилизацию (древняя Этрурия, современная Тоскана).

Этру́ск, -а; м. Этру́сский, -ая, -ое. Э. язык. Э-ая ваза.

этру́ски

древние племена, населявшие в 1-м тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область древняя Этрурия, современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Происхождение этрусков не выяснено. В конце VII в. объединились в союз 12 городов-государств, около середины VI в. овладели Кампанией. В V-III вв. до н. э. покорены Римом.

ЭТРУСКИ

ЭТРУ́СКИ (лат. Etrusci, tusci, греч. tyrrhenoi, rsenoi, самоназвание - расены), древний народ, населявший в 1 тыс. до н. э. область Центральной Италии между реками Арно и Тибр и Апеннинскими горами (древняя Этрурия, современная Тоскана (см. ТОСКАНА) ).
Появление этрусков и загадка происхождения
В 8 в. до н. э. складывается археологическая культура этрусков. На территории Тосканы возникают многочисленные поселения, окруженные стенами из массивных каменных блоков. Богатые погребения в перекрытых ложными сводами круглых могильниках сменяют более скромные захоронения культуры Вилланова. Погребальный инвентарь свидетельствует о высоком мастерстве этрусских кузнецов и ювелиров; этрусские гончары стали создателями керамики «буккеро», для которой характерны сосуды с черной блестящей поверхностью, разнообразные по форме и часто украшенные лепными фигурками птиц и зверей.
Данные археологии не позволяют решить вопрос о родине этрусков. Еще в 5 в. до н. э. «отец истории» Геродот (см. ГЕРОДОТ) указывал на их восточное происхождение. Согласно легенде, изложенной у Геродота, этруски являлись потомками лидийцев (см. ЛИДИЯ) , часть которых была вынуждена покинуть Малую Азию, где свирепствовал голод, и отправиться за море (Her., I, 94). Современник Геродота Гелланик Лесбосский видел в этрусках догреческое население (см. ПЕЛАСГИ) Эллады; греческий ритор эпохи Августа Дионисий Галикарнасский (см. ДИОНИСИЙ Галикарнасский) считал их коренными жителями Италии (Dion.Hal. I, 28-30). Споры о происхождении этрусков продолжались на протяжении столетий: проблема усложнялась тем, что язык этрусских надписей до сих пор не понятен исследователям. В поисках родственных связей этрусские надписи сравниваются со всеми индоевропейскими языками, в т. ч. со славянскими.
Очевидно, что алфавит этрусков возник на основе древнегреческого алфавита. Известно более 10 тыс. этрусских надписей 7-1 вв. до н. э., но ученым удалось установить значения только нескольких десятков слов. Дешифровку затрудняет однотипность и краткость надписей, которые в большинстве своем являются надгробными эпитафиями и содержат лишь имена и традиционные обращения к богам. Самый большой этрусский текст (ок.1500 слов) сохранился на пеленах, в которые была обернута мумия из Александрии, хранящаяся ныне в Загребском музее. Попытки установить аналогии для этрусских слов и грамматических форм в современных или древних языках пока не увенчались успехом.
В 194 году при раскопках этрусского города Пирги (гавани Цере) были найдены три золотые пластинки с надписями. Две из них содержали этрусские тексты, третья - посвящение богам, написанное на финикийском языке. Финикийский текст, к сожалению, не являлся буквальным переводом этрусского, но был только его пересказом. Сравнительное изучение этих текстов открывает новые перспективы для исследователей этрусского языка.
В 1885 году на о.Лемнос в Эгейском море была найдена погребальная стела 6 в. до н. э., надписи которой выполнены на языке, родственном этрусскому. Сторонники восточного происхождения этрусков, отмечающие несомненное влияние на их материальную культуру искусства и религиозных верований Малой Азии, рассматривают эту находку как важный аргумент для доказательства своей теории. В то же время, некоторые исследователи продолжают видеть в этрусках часть древнего населения Средиземноморья, жившего здесь еще до начала миграции индоевропейцев. Многие научные школы, тем не менее, отказываются от столь крайних и определенных точек зрения. Формирование этрусского этноса стремятся представить как результат взаимодействия культур различных племен. Это позволяет не только подчеркнуть внешнее сходство отдельных памятников материальной культуры этрусков с находками в Малой Азии и на островах Эгейского моря, но и объяснить стремительный взлет этрусской цивилизации и ее быстрое распространение на территории Апеннинского полуострова.
Этрусские полисы
К 7 в. до н.э. Этрурия представляла собой конфедерацию 12 городов-государств, каждый из которых являлся центром объединения нескольких более мелких городов и поселений. Во главе каждого государства стояли цари, затем их сменили выборные магистраты. Союз городов возглавлялся поочередно одним из правителей, который также имел власть верховного жреца. Крупнейшими городами были Тарквинии (см. ТАРКВИНИИ (город)) , Вейи (см. ВЕЙИ) , Цере (см. ЦЕРЕ) , Вольсинии (см. ВОЛЬСИНИИ) , Ветулония, Клузий, Перузия, Фьезоле, Популония, Вольтерра.
Древние этрусские города располагались на вершинах высоких холмов и представляли собой труднодоступные укрепления, «орлиные гнезда», господствовавшие над сельскохозяйственной округой. Жители Этрурии активно занимались разработкой горнорудных месторождений, о чем свидетельствуют горы шлака, сохранившиеся вокруг этрусских поселений. Изделия этрусских ремесленников пользовались большим спросом у соседних народов, что привело к развитию торговли и основанию торговых факторий на западном и восточном побережье Апеннинского полуострова. Предметы, изготовленные в Этрурии, найдены на территории Швейцарии, Бургундии, Прованса, Испании, Северной Африки, Малой Азии и Греции. Море, омывающее западное побережье Италии, греки назвали Тирренским, признав абсолютное господство на нем этрусских мореплавателей - купцов и пиратов.
Экспансия и поражения
В конце 7- 6 вв. до н. э. этруски захватили долину р. По, где основали ряд городов, проникли в Лациум (см. ЛАЦИО) и заняли плодородные земли Кампании (см. КАМПАНИЯ (административная область)) . Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 гг. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний, Сервий Туллий (см. СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ) , Тарквиний Гордый (см. ТАРКВИНИЙ Гордый) . У этрусков римляне заимствовали символы царской власти: курульное кресло (трон) и фасции (см. ФАСЦИИ) - связки прутьев с двойным топориком в центре.
Распространив свое влияние на большую часть Апеннинского полуострова, Этрурия продолжала оставаться политически неустойчивым союзом городов, который не смог оказать сопротивление внешнему врагу. В 5 в. до н. э. земли по р. По были захвачены галлами (см. КЕЛЬТЫ) и получили в дальнейшем название Цизальпинской Галлии. Возможно, часть этрусков переселилась в альпийские долины, где, согласно свидетельству античных авторов, обитало племя ретиев, язык которых был родственен этрусскому. На юге Италии этруски потерпели ряд поражений от греков. Тит Ливий повествует об упорных войнах, которые вел с этрусками Рим. В 510 г. до н. э. римляне изгнали последнего этрусского царя и установили республиканское правление. За этим последовала война с Порсенной, царем города Клузий. осадившим Рим. Мужество легендарных римских героев не позволило этрускам утвердиться в Лациуме. В 396 г. до н. э. после 10 лет войны римские войска взяли приступом и разрушили Вейи. В течение 3 в. до н. э. этрусские города полностью утратили политическую независимость. В конце 1 в. до н. э. этрусский язык был вытеснен латинским и вышел из употребления, хотя многие представители древних этрусских родов продолжали жить в Риме и пользовались большим влиянием. Известно, что этруском по происхождению был Меценат (см. МЕЦЕНАТ) , сподвижник Августа и покровитель поэтов.
История исследований
Этрусские древности привлекали внимание ученых Рима. Грамматик Веррий Флакк 1 в. до н. э. был автором книги о деяниях этрусков; император Клавдий (см. КЛАВДИЙ (император)) (41-54 н. э.) составил грамматику этрусского языка и написал «Историю этрусков» в 20 книгах. Однако, ни одно из этих сочинений не дошло до наших дней, как не сохранились и книги этрусских писателей, имена которых упоминают античные авторы.
Европейский мир открыл культуру этрусков еще в эпоху Возрождения, когда любители древностей начали вести раскопки в этрусских гробницах и коллекционировать памятники искусства. Вплоть до первой половины 19 в. этрусскими продолжали считать многочисленные произведения древнегреческих мастеров, которые ввозились в Этрурию в период ее расцвета. Сложившийся в европейском искусстве 18 в. т. н. «этрусский стиль» соединял в себе мотивы как греческого, так и римского искусства.
Начало изучения культуры этрусков было положено изданием во Флоренции в 1723-1724 гг. труда Т. Демпстера «Семь книг о царской Этрурии». В 1726 в Кортоне была основана Этрусская академия, а затем музей. В 1789 аббат Л. Ланци, исследовавший коллекцию этрусских древностей в музее Уффици во Флоренции, издал книгу «Рассуждение о этруском языке и других древних языках Италии». В 18-19 вв. систематические раскопки в окрестностях Рима и в Тоскане открыли множество памятников этрусского искусства; их публикация и изучение способствовали формированию этрускологии как отдельного направления в науке об античности.
Этрусские корни римской культуры
Римский ученый Витрувий (см. ВИТРУВИЙ) (1 в. до н. э.) указывал, что благодаря этрускам римляне освоили технику монументального строительства и научились создавать города с регулярной планировкой кварталов и улиц. Многие современные города Италии (Болонья, Перуджа, Орвьето, Ареццо и др.) стоят на месте этрусских городов. В Риме сохранились остатки канализационной системы (Cloaca Maxima), созданной этрусками. В Перудже и Вольтерре можно видеть фрагменты стен из крупных каменных блоков и арочные проемы ворот.
В труде Витрувия можно найти описания этрусских храмов, которые возводились на платформах и внутри были разделены на три параллельных нефа. Фасад храма представлял собой портик с двумя рядами колонн. В 1916 при раскопках храма в Вейях были обнаружены фрагменты скульптуры из терракоты, украшавшей его фасад. Здесь же была найдена статуя божества (т. н. «Аполлон из Вей») работы знаменитого скульптора Вулки (см. ВУЛКА из Вей) .
Мастера Этрурии в совершенстве владели техникой литья из бронзы; экспрессивность и выразительность этрусского скульптурного портрета («Оратор», т. н. «голова Брута») оказали несомненное влияние на римское искусство. Этрусская скульптура была тесно связана с погребальными культами. Крышки саркофагов и урн завершали фигуры как бы возлежащих на погребальном пиру мужчин и женщин; их образы, отрешенные от земной суеты. полны гармонии и спокойствия. Материалом для скульптур служили глина или легко поддающийся обработке мягкий камень, который поволял передавать плавность движений и тонко моделировать лица.
Этрусские гробницы в Тарквиниях сохранили редчайшие для античного мира памятники фресковой живописи. Лишь незначительная часть фресок перенесена в музеи. Большинство росписей подвергается губительному воздействию влажного воздуха и постепенно исчезает, утрачивая свое живописное совершенство. Гробницы часто названы по сюжетам тех композиций, которые украшают их стены: гробницы авгуров, жонглеров, охоты и рыбной ловли, львов, быков, чудовищ и пр. Изображаются танцовщики, музыканты с флейтами и лирами, возлежащие за столами пирующие, роскошная утварь, нарядные одежды: согласно верованиям этрусков, радость и красота должны были окружать их и после смерти.
Религия
На фресках сохранились также изображения богов и надписи, содержащие их имена. Верховные боги Тин (см. ТИН) , Уни и Мнерва были объединены в триаду и впоследствии почитались в Риме как Юпитер, Юнона и Минерва. Тин считался богом неба, возглавлявшим совет из 12 богов, которым была посвящена определенная часть небосвода. Бог Аплу отождествлялся с греческим Аполлоном, Турмс - с Гермесом, Сефланс был богом кузнечного дела, Туран часто изображалась на этрусских зеркалах как богиня любви и красоты. В подземном мире царствовали Аита и Ферсифай (Аид и Персефона древних греков). Свою волю боги возвещали с помощью молний, за появлением которых наблюдали жрецы - фульгаторы.
Жизненный путь человека зависел от множества добрых и злых духов. Посылаемые ими знамения истолковывали различные жрецы: авгуры (см. АВГУРЫ) предсказывали будущее по полету птиц, гаруспики (см. ГАРУСПИКИ) - по особенностям строения печени жертвенного животного. Сохранилась бронзовая модель печени из Пьяченцы, предназначенная для обучения жрецов. Она представляет собой уменьшенную модель мироздания, также разделенную на отдельные части, подвластные разным богам. Согласно римскому биографу Светонию (см. СВЕТОНИЙ Гай Транквилл) (2 в.), именно гаруспик предсказал Юлию Цезарю, что мартовские Иды (15 марта) станут для него роковыми.
Образы, созданные этрусскими мастерами, оказали огромное влияние на европейское искусство. Символ Рима - бронзовая Капитолийская волчица (см. КАПИТОЛИЙСКАЯ ВОЛЧИЦА) - была изготовлена в Этрурии. Среди рисунков Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти) есть изображение головы этрусского бога в волчьей шкуре - копия не дошедшей до нас древней фрески. Памятники этрусской архитектуры изображены на гравюрах Пиранези. Бронзовые этрусские статуэтки вдохновили Бенвенуто Челлини на создание знаменитой статуи Персея с головой Медузы. Значительные коллекции этрусского искусства, собранные в Капитолийских музеях Рима, Ватиканских музеях, Археологическом музее Флоренции, Британском музее, Лувре, Государственном Эрмитаже, свидетельствуют о выдающемся вкладе, сделанном цивилизацией этрусков в мировую культуру.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "этруски" в других словарях:

    Расна (Расенна) конфедерация … Википедия

    этруски - Этруски. Ванф демон загробного мира. Фрагмент фрески в гробнице Франсуа в Вульчи. II I вв. до н. э. Этруски. Ванф демон загробного мира. Фрагмент фрески в гробнице Франсуа в Вульчи. II I вв. до н. э. этруски древние племена, населявшие в 1 м… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Этруски - Этруски. Голова Тина из Сатрикума. Нач. 5 в. до н.э. Музей виллы Джулия. Рим. ЭТРУСКИ, племена, населявшие в 1 м тысячелетии до н.э. северо запад Апеннинского полуострова (область Этрурия, современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

В первом материале об истории военного дела народов Апеннинского полуострова речь шла о самнитах, поскольку автору показалось, что их влияние на военное дело Рима было более значительным. Понятно, что пришлось коснуться и этрусков, о военной организации которых в той же Википедии дано всего-то два предложения. Но… все случилось так, как и должно было случиться: тут же нашлись «знатоки», совершенно точно знающие, что этруски - предки русских (славян), ну и понеслось. И хотя таких людей на данном сайте, к счастью, немного, они есть. А это уже как на корабле: если есть в обшивке маленькая «дыра», то жди большой течи. Надо латать, пока она не началась. Поэтому, видимо, есть смысл вернуться к теме этрусков и посмотреть, а кто они такие, откуда, и далее подробнее изучить их военную историю, и доспехи.

Воин и амазонки – настенная роспись из Таргинии, 370 - 360 г.г до н.э. Археологический музей Флоренции.

О том, откуда они пришли на Апеннинский полуостров, сообщал еще Геродот, писавший, что этруски – это выходцы из Лидии – территории в Малой Азии, и что их название тиррены или тирсены, а римляне называли их туски (отсюда Тоскана). Долгое время считалось, что культура Вилланова – это их культура, но сейчас она больше ассоциируется с другим местным населением – италиками. Однако после дешифровки лидийских надписей эта точка зрения подвергалась критике, поскольку оказалось, их язык не имеет ничего общего с этрусским. Современная точка зрения такова: этруски - это не лидийцы как таковые, а еще более древний, доиндоевропейский народ западной части Малой Азии, принадлежащий к «народам моря». И очень возможно, что именно с ними был связан древнеримский миф об Энее, вожде побитых троянцев, который перебрался в Италию после падения крепкостенной Трои. Данные археологии почему-то сегодня достаточно большое количество людей не убеждают: «все это подделки, закопанные в землю» – утверждают они, хотя совершенно непонятно, какая у этих «закопок» может быть (или была) цель. В общем-то, получается, что цель одна: «обидеть Россию». Однако цель этого «мероприятия» опять же непонятна. До революции 1917 года Россия была империей, правители которой находились в самом тесном родстве с правящими домами Европы. То есть смысла в этом не было никакого. После революции ее сначала всерьез никто не воспринимал, то есть, зачем обижать и так обиженного и зарывать деньги в землю? А вот когда мы действительно стали из себя что-то представлять, то тут закапывать что-либо стало уже просто поздно – достижения науки позволяют распознать любую фальшивку.

И вот как раз именно наука дала нам самое главное доказательство того, что Геродот и археологи были правы. Можно считать доказанным, что древние этруски перебрались в Италию из Малой Азии, где они жили на территории современной Турции. Сопоставляя генетические данные жителей тосканского региона (древней Этрурии) с данными граждан из Турции, ученые Туринского университета сделали вывод об их очевидном сходстве. То есть на малоазийское происхождение древних жителей Апеннинского полуострова, о котором сообщал Геродот – справедливо! При этом изучались ДНК жителей тосканской долины Казентино и городов Вольтерра и Мурло. Донорами генетического материала стали мужчины из семей, которые проживали в этом районе, по крайней мере, в течение трех поколений, и чьи фамилии для этого региона уникальны. Игрек-хромосомы (которые как раз и передаются от отца к сыну) сопоставляли с игрек-хромосомами людей из других районов Италии, с Балкан, Турции и также острова Лемнос в Эгейском море. Совпадений с генетическими образцами с Востока оказалось больше, чем из Италии. Ну, а у жителей Мурло был обнаружен генетический вариант, который встречается вообще только лишь у жителей Турции. Тут уж как говорится – все, дальше спорить не о чем.


Этрусская подвеска с изображением свастики, 700 - 600 гг. до н.э. Бользена, Италия. Музей Лувр.

Правда, есть еще лингвистика, а она не может пока дать исчерпывающий ответ на вопрос о происхождении этрусского языка. Хотя известно более 7000 этрусских надписей, его родства с какой-либо семьей языков не установлено. Ну, вот не установлено и все тут! Причем даже исследователями из СССР. Но если этруски выходцы из Малой Азии и имеют предками лидийцев, то их язык должен принадлежать к вымершей хетто-лувийской (анатолийской) группе индоевропейских языков. Хотя данные о его индоевропейском происхождении недостаточно убедительны.


Воины этруски несут павшего товарища. Национальный музей вилла Джулия, Рим.

И вот тут окончательный ответ на эти споры дали… коровы! Изучение митохондриальной ДНК коров из Тосканы, проведенное группой генетиков под руководством Марко Пеллеккья из Католического университета Святого Сердца в Пьяченце показало, что их далекие предки имеют своими прямыми родственниками коров из Малой Азии! При этом исследовались животные всех регионов Италии. И оказалось, что около 60% митохондриальной ДНК коров из Тосканы идентичны митохондриальной ДНК коров с Ближнего Востока и из Малой Азии, то есть на родине легендарных этрусков. Одновременно это исследование не установило родства между тосканскими коровами и скотом с севера и юга Италии. Ну, а поскольку коровы животные домашние, поскольку они не летают, не плавают и не мигрируют стадами, становится понятно, что из одной части Средиземноморья в другую они могли попасть только лишь по морю на кораблях. А кто в тот период времени мог плавать по Средиземному морю на кораблях и «наследить» таким вот образом своими и «скотскими» генами? Только «народы моря», сначала поселившиеся на Сардинии, а затем и на материке. Кстати, древнейшее племенное название этрусков «Турша» или «Туруша» известно и по египетским памятникам эпохи Рамсеса II - то есть времени, когда он вел войну с «народами моря».

Ну, а затем они просто ассимилировались. Не ушли из Италии, как утверждают некоторые славянофилы, чтобы стать предками славян, а именно ассимилировались. Иначе… их генов мы бы сегодня на ее территории не нашли. Для этого надо весьма долго… совокупляться, чтобы так хорошо «наследить». Да и скот они тогда бы тоже угнали, ведь в то время это было огромной ценностью. Но нет: и люди, и скот – все это осталось в Италии. А это значит, что никакие этруски не русские, и нашими предками никогда не являлись!


Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э. Археологический музей, Флоренции.

Теперь культура. Ее характерные черты – будь то духовная культура или материальная, окончательно никогда при переселении не исчезают. Особенно это касается религии. Известно, что этруски верили в загробную жизнь усопшего и, как и египтяне, старались обеспечить его «на том свете» всем необходимым. В результате, этруски строили для них гробницы так, чтобы они напоминали покойнику его родной дом и наполняли их утварью и мебелью. Усопших подвергали кремации, а прах помещали в специальную урну. Известные и прекрасные скульптурные саркофаги.


Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э. Национальный музей вилла Джулия, Рим.

Захоронению вместе с урной подлежали личные вещи и драгоценности, одежда, оружие и разные бытовые предметы, то есть присутствовала стойкая вера в душу человека, с телом не связанную! На стенах гробниц рисовали такие приятные во всех отношениях сцены, как пиры, спортивные игрища и танцы. Поминальные игры, бои гладиаторов, жертвоприношения усопшим – все это должно было облегчить их участь на «том свете». В этом религия этрусков сильно отличалась от представлений греков, для которых гробница было просто гробницей, местом для мертвого тела, но и не более того!

Главными этрусскими божествами являлись богиня любви Туран, Тумус – аналог греческого бога Гермеса, Сефланс – бог огня, Фуфлунс - бог вина, Ларан - бог войны, Фесан – богиня зари, Вольтумна, Норция, Лары и боги смерти – Калу, Кульсу, Лейон и др. Свои религиозные взгляды этруски записали в священных книгах, а римляне их потом перевели и много всего интересного из них почерпнули, в частности, о гаданиях по внутренностям животных, о небесных знамениях и разных обрядах, при помощи которых можно «подействовать» на богов.


Этрусская чернофигурная ваза с изображением сражающихся гоплитов, око.550 г. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Как и многие древние общества, этруски проводили военные кампании в течение летних месяцев; совершали набеги на соседние районы, пытались захватывать земли, ценные товары и рабов. Последние могли быть принесены в жертву на могилах усопших, чтобы почтить их память, аналогично тому, как Ахилл постарался почтить память убитого Патрокла.


Этрусский шлем коринфского типа, VI – V вв. до н.э. Даллаский музей искусств, Техас.

Письменные памятники этрусского периода носят фрагментарный характер, но и они дают основание считать, что этруски соперничали с ранними римлянами за господство в центральной Италии в течение почти двух веков (c.700 до н.э. - 500 до н.э.), но первыми из соседних с Римом культур начали поддаваться римской экспансии.


Этрусский шлем из Британского Музея.

Данный саркофаг из терракоты, найденный в Черветери (Цере) и датируемый второй половиной VI века до н. э., хорошо известен. Он даже существует в трех практически идентичных экземплярах: один находится в Лувре, второй - в музее Вилла Джулия в Риме, а третий (копия) - в Британском музее . Мы не будем подробно описывать эту пару возлежащих на ложе поминального пира супругов с тонкими, изящными чертами лица, с легкой улыбкой на устах. Позже мы убедимся, что присутствие женщины, лежащей рядом с мужем, который нежно положил правую руку ей на плечо, - недопустимая вольность для Греции, но для Этрурии обычное дело. На голове у женщины tutulus , головной убор наподобие сахарной головы, который часто носили этрусские дамы в древние времена, на ногах - calcei repandi , традиционная обувь с острым, загнутым кверху носком. Но несмотря на позу и некоторые детали одежды, имеющие явно ионийское происхождение, лица супругов поразительно напоминают лица статуй той же эпохи из Греции и Малой Азии. Женщина похожа на первых аттических кор , что же касается мужчины, то, по словам Шарля Пикара, «этот тиррен с окладистой бородой, овальным, почти треугольным лицом, раскосыми глазами и пышными волосами, свободно ниспадающими на плечи, мог бы родиться среди эгейских пастухов» .

О чем рассказывают статуи

Следует ли отсюда вывод, что на саркофаге из Черветери этруски изображены именно такими, какими они были на самом деле, и что вельможи и знатные дамы при дворе Тарквиниев походили на эту терракотовую пару? Не нужно забывать о великой силе искусства, навязывающей жизни свои законы. Скорее, как говорится, природа станет подражать искусству, чем искусство воспроизведет реальность. Если в эпоху импрессионистов французы, пресытившись академической красотой, влюбились в купальщиц Ренуара, танцовщиц Дега и нимф Родена, чья животная грация будила их чувственность, это вовсе не значит, что в одно прекрасное утро француженки 1880-х годов проснулись с раскосыми глазами, приплюснутым носом и полными губами или что на берегах Сены обосновалось поселение таитянок, последовавших за Гогеном. А ведь в древней Этрурии влияние ионического стиля было гораздо более властным и повсеместным! Вместе с дорогими шерстяными тканями из Милета и чернофигурными амфорами из Клазомен или Аттики, вместе с техническими приемами ремесленников и даже внешним обликом богов этруски вывезли из Малой Азии и Греции каноническое представление о плавной линии лба, прямом носе, миндалевидных глазах и особенной улыбке, под которое они старались подстраиваться при жизни и которое во многом определяло собой тот образ, что должен был остаться после их смерти. Так что в надгробных изваяниях древних времен они предстают перед нами в масках.

Заманчиво поискать более правдивые свидетельства в памятниках более поздней эпохи, когда этрусский реализм, поощряемый податливостью терракоты, хоть и испытывал на себе, то тут, то там, влияние других стилей, в конечном счете все же развеял по ветру эти маски, вышедшие из моды. Накануне Второй мировой войны этим увлеклись немецкие ученые из числа приверженцев расовой теории (Rassentheorie ). Выбирая по своему усмотрению ту или иную характеристику, казавшуюся им специфической, они приходили к совершенно разным выводам. Один ученый, разглядывая урны с прахом с изображением усопших, был поражен тем, что у некоторых этрусков были носы с горбинкой или крючком . Их тут же занесли в список «орлиноносых» рас, а профессор Фишер в 1938 году повсюду встречал, зарисовывал и фотографировал итальянцев с орлиным носом - бесспорно этрусским. Везде, особенно в Кьюзи, на родине Порсенны , а еще в Волатеррах и Тарквиниях. В Перузии их оказалось маловато, а в Витербо не было совсем. Не связано ли это с историей Витербо, за который долго боролись римский папа и император Священной Римской империи, и не могли ли многочисленные иноземные вторжения привести к физиогномическому перевороту и исчезновению орлиных носов? Но едва затихло эхо его доклада в Берлинской академии наук, как автор одной из статей в журнале «Клио» заявил, что обнаружил главный отличительный признак этрусской расы и доказательство ее восточного происхождения - тучность .

Надо признать, что всему виной Катулл и Вергилий, которые, не сговариваясь, обличали: один - obesus Etruscus , а второй - pinguis Tyrrhenus . Катулл, рассказывая о различных народах, населяющих Италию, упоминает наряду со «скупым умбром» и латинянином из Ланувия, «смуглым и с крепкими зубами», «тучного этруска». Вергилий в более возвышенной манере описывает церемонию жертвоприношения под звуки флейты: «Жирный тирренец меж тем на кости слоновой играет у алтаря». И действительно, этрусские саркофаги II–I веков до н. э. зрительно подтверждают слова поэтов. На них усопший изображен полулежа на боку, опираясь на локоть, с чашей в другой руке, в позе пирующего. Скульптор-реалист не скрывает, а наоборот, выставляет напоказ с некой безжалостной снисходительностью внушительных размеров живот, выпирающий из распахнутых складок покрывала.

Этого оказалось достаточно, чтобы в удлиненных формах с саркофагов из Черветери разглядели худобу древних этрусков, на смену которым, после этнических преобразований и социальных потрясений, позволивших коренному населению вновь обрести свои права, пришли приземистые и плотные формы италийцев. Другие в изумлении обнаружили на самых древних стелах и бронзовых изделиях изображения коренастых этрусков, которые как раз и были настоящими этрусками, дружной толпой пузатых силенов, прибывших прямо из Карии в Малой Азии, тогда как элегантная стройность фигур из Черветери говорит о существовании в Южной Этрурии совсем другого народа - пеласгов, ранее приплывших с Крита и Кикладских островов. Можно подумать, будто коренастые и стройные фигуры не могли, как было давно доказано, одновременно или поочередно господствовать в ионическом стиле! Это не помешало Эрнсту Буксу в 1942 году приписать коренным этрускам «квадратное телосложение», которое он распознал впоследствии в фигуре императора Веспасиана, чей отец явно был сабином, а мать, возможно, происходила из этрусков, и которое, по его словам, до сих пор характерно для половины населения Тосканы.

Оставим в стороне эти нелепые теории и вернемся к тучности этрусков; ведь этот физический недостаток никак не связан с малым ростом. А в этом отношении мы не можем не считаться с неоднократными свидетельствами поэтов, особенно если они подтверждаются надгробными изображениями тех времен. Но не слишком ли преувеличено значение этих свидетельств? В прекрасном каталоге этрусских саркофагов поздней эпохи, изданном Рейнхардом Хербигом , мы обнаружили только три или четыре изображения, подтверждающих эту особенность. Да и тут нужно проявлять осмотрительность. Фигура на саркофаге из Сан-Джулиано близ Витербо тем более впечатляет, что она лежит на спине во весь рост, а огромный круглый живот возвышается как бы сам по себе. Было решено, что это усопшая женщина, то есть беременная. Однако следует иметь в виду тенденцию к стилизованному искажению действительности, характерную для этрусских скульпторов того времени: она сводится к геометрическому упрощению объемов, из-за чего ее как-то назвали кубизмом, или, точнее, стереометрией, поскольку она стремится к сочетанию как кубических, так и сферических объемов. Ясно, что саркофаг из Сан-Джулиано принадлежит именно к этой школе, столь чуждой греческим вкусам и непохожей на остальное искусство этрусков, а фигура, изваянная на нем, не может быть точным изображением человека. На крышке другого саркофага, найденного в склепе знатной семьи Партуну из Тарквиний, возлежит высокий старик, чья пухлая и дряблая плоть резко контрастирует с морщинистыми щеками и тощей шеей. Но, как отмечает сам Хербиг, такое часто случается в конце жизни с людьми умственного труда. Единственное изображение действительно тучного этруска находится в музее Флоренции. Огромный кусок мяса предстает перед нами с некой циничной наивностью. Гирлянда цветов на шее, кубок в вытянутой правой руке, золотое кольцо всадника на безымянном пальце левой. Мужчине на вид лет пятьдесят, у него маленькая голова, отнюдь не заплывшая жиром, он лыс, но на висках еще остались волосы, большие глаза широко открыты, а губы наверняка ярко-красные. Он как будто не осознает своей нездоровой полноты, но если бы он захотел подняться со своего ложа, то ему понадобилась бы помощь нескольких слуг. Пупок открыт, что выглядит почти непристойно, но ему, похоже, все равно. Выпячивая свой живот завидных размеров, потомок древних лукумонов с бесстыдством и в то же время с кастовой гордостью, даже в смерти, похожей на пир, заявляет о том, что рад оставить этот мир сытым и довольным.

Именно в этом и заключается ценность саркофага из Флоренции, который некоторым образом подтверждает определения латинских поэтов. На нем изображен не этруск как таковой и не «вечный этруск», а один из этрусков эпохи упадка, тех зажиточных тосканцев, которых Рим лишил политической независимости, оставив им социальные привилегии. Управляя издали своими латифундиями, где трудились многочисленные рабы, они уже не покидали своих дворцов в Перузии или Тарквиниях, где, предаваясь горделивым воспоминаниям о днях былой славы, испытывали на себе все последствия dolce far niente и чревоугодия.

В то время в Риме издавались законы против роскоши (впрочем, их мало кто соблюдал), призывавшие к умеренности за столом. Катон Цензор отбирал казенных лошадей у слишком тучных всадников, не способных держаться в седле. Известны его слова: «Каким образом государство сможет извлечь пользу из этого тела, если оно от горла до пояса состоит из брюха?» Поэт-сатирик Луцилий истощил все запасы иронии, изощряясь в описаниях толстопузых гурманов: mandones, comedones, lurcones - «обжор», «толстобрюхих», «ненасытных утроб», налегающих на сало и свиные окорока, поглощающих нежную спаржу и цветную капусту, тратящих кучу денег на креветок и огромных осетров. Свои филиппики он саркастически заканчивал: «Vivite ventres!» - «Привет вам, люди-утробы!» Одновременно Лелий Мудрый, друг Сципиона Младшего, восхвалял вегетарианскую умеренность и философское превосходство щавеля , а бродячие проповедники твердили о том, что обжорство, подобно волшебнице Цирцее, превращает стариков в свиней и что толстое брюхо несовместимо с тонким умом: «Как вы сможете познать мудрость, если ваши сердца наполнены грязью и вином?» Таким образом, римский юмор и греко-римская этика совместно клеймили и бичевали тучность, явное проявление порока. Поскольку, по определенным причинам, этруски славились любовью к роскоши и излишествам, совершенно естественно, что, едва их перерождение дало к тому повод, в пристрастных глазах своих господ и соперников они предстали со всеми внешними признаками распущенности. Но речь здесь идет скорее о моральных, а не физических недостатках. Этрусков называли как obesus , так и segnis или ignavus . Вскоре мы к этому вернемся.

Этруски и тосканцы

Несложно рассеять туман, в котором стилизация «древних» и систематизация «новых» скрывают от нас тип внешности этрусков. Как только авторитет греческих образцов был поколеблен, в большинстве произведений изобразительного искусства ярко проявился свежий и исполненный вкуса реализм как художников, так и заказчиков, стремившихся как можно к более точному отображению индивидуальных черт и мельчайших деталей, даже самых невыигрышных. Тот, чье изображение должно было украсить саркофаг, наверняка требовал от мастера прежде всего полного сходства, вплоть до бородавок и физических изъянов, надеясь тем самым продолжить жизнь хотя бы в камне или терракоте. Сами же скульпторы, оставив грекам мрамор, подходящий для идеализации и облагораживания, учились своему ремеслу на привычной глине и работали не затаив дыхание, осторожно работая резцом, а импровизируя, ловя случайное, мимолетное выражение; этот порыв естественным образом передавался их скульптурам из бронзы и даже алебастра или травертина. Поразительным примером этой повсеместной тенденции служит школа художников, расписывавших вазы, которая процветала в III веке до н. э. в Волатеррах. На боках кратеров со «столбиками» художники из озорства вместо красивых мечтательных профилей с греческих образцов набрасывали в несколько штрихов остроумные, на грани карикатуры, портреты горожан, каких можно было встретить на рынке или на прогулке по главной улице по вечерам: красотку с горящими глазами или сварливую тетку с недовольным видом, атлета с роскошной фигурой или насупившегося книжника, круглощекого ребенка или старуху в платке, обвязанном вокруг шеи, благодаря которой один из художников этой мастерской получил от историков, занимающихся изучением этрусской керамики, имя Nunpainter - «рисовальщик монашки» .

В этой галерее правдивых портретов, какой не создал ни один другой народ, можно найти огромное разнообразие человеческих типов и лиц, тонких и грубых, энергичных и безвольных, хитрых и глупых, в которые природой и жизнью заложены все мыслимые психологические комбинации. Однако внешне в этрусках нет ничего, что могло бы показаться нам необычным, иным, что привлекает или внушает настороженность при виде представителей другой расы, ничего, что принято называть «восточным». На самом деле, стоит сорвать с них восточные маски - и перед нами предстают такие же итальянцы, каких мы встречаем сегодня, и это создает фантастическое ощущение их кровного родства. «Похожий на меня, мой брат», - мог бы сказать сегодняшний флорентиец. Среди них нет ни одного багдадского халифа, ни одного венецианского купца. Зато есть тосканские крестьяне, кондотьеры, каноники, римские императоры, юные Бонапарты, а на одной урне из Вольтерры - пара шестидесятилетних стариков, живущих в ладу и согласии, Филемон и Бавкида Овидия или Таддео и Венеранда Джузеппе Джусти. И ничто не мешает нам, мысленно совершая прогулку по улицам Тарквиний и Вей, наделить их обитателей такими же чертами, как у людей, которые сегодня гуляют по Лунгарно. И последняя черта в довершение картины: этрусские женщины были гораздо ниже ростом, чем мужчины . Ученые сравнили длину найденных скелетов и выяснили, что средний рост мужчин составлял 164 сантиметра, а женщин - 155. Тем приятнее будет узнать, что вовсе не гренадерское телосложение позволило этрусским женщинам занять высокое положение в обществе и что такая властная особа, как Танаквиль, подчинившая себе своего мужа Тарквиния силой характера, не возвышалась над ним горой - напротив, разговаривая с ней, Тарквинию приходилось немного наклоняться.

Средняя продолжительность жизни этрусков

К сделанным замечаниям о физическом облике этрусков нелишним будет добавить несколько уточнений относительно средней продолжительности их жизни. Демографические исследования находятся сейчас на подъеме, и новые методы можно попытаться использовать для изучения вопросов, касающихся народонаселения в греко-римском мире. Среднюю продолжительность жизни пытались определить в Египте, в Северной Африке, в Испании, в Бордо: сведения для этого почерпнуты из надгробных надписей, в которых очень часто указан возраст умершего . Мы располагаем определенным количеством этрусских эпитафий. Что же они могут нам поведать?

Мы не воспользовались для этого исследования текстами с буквенной записью числительных. Их точной идентификации пока нет, и хотя этрускологи в основном пришли к согласию по поводу чисел первого десятка - thu, zal, ci, huth, mach, sa, cezp-, semph-, nurph - и zar , они все еще колеблются, не зная точно, чему соответствуют huth и sa - 4 или 6 и cezp - и semph- - 7 или 8 . А поскольку названия десятков от 30 до 90 образованы от единиц от 3 до 9, то, используя такие записи (их около двух десятков), мы рискуем ошибиться не на один десяток. Скончалась ли Ramtha Matulnai в 45 или в 65 лет? А Larth Tute - в 72 или 82? Этого никто не может сказать точно.

Однако в нашем распоряжении есть примерно 130 надгробных надписей, в которых возраст умерших приведен в цифрах, и тут уже не может быть никаких сомнений. Впрочем, следует исключить те из них, где стертые места или трещины в камне могут внести погрешность в толкование. Остается 113 записей - вполне достаточно, чтобы прийти к определенным выводам.

Эти короткие эпитафии относятся к относительно поздним документам: они были сделаны в период с 200 по 50 год до н. а, то есть в последние два столетия существования мира этрусков. Практически все они найдены в Тарквиниях и Волатеррах: только в этих городах был широко распространен обычай указывать в эпитафии возраст покойного. Несмотря на это географическое ограничение, записи охватывают широкий контингент населения разных возрастов, состояния здоровья и социальных слоев.

Мы узнаем о маленькой Ravntza Urinati , дочери Аррунса, умершей в возрасте двух лет, о маленьком Sethre Ceisinies Mazu (Цезенний Мазон на латыни), прожившем три года, о маленькой Agatinia Annia , дочери Луция, скончавшейся в четыре года. Самое трогательное - уменьшительные имена детей (Ravntza от Ravntu, Agatinia ) наряду с достоинством, с каким младенцы с колыбели носят все ономастические атрибуты взрослых - фамилию, а иногда и имя признавшего их отца .

Рядом с «умершими до срока», которым был уготовлен свой круг Дантова ада и, несомненно, ада этрусков, в могилу медленно сошел почтенный Larth Vestarcnies , скончавшийся в 84 года и, наверное, не слишком отличавшийся от своего сородича, жившего три века спустя, консула Вестриция Спуринны, юную и светлую старость которого описал Плиний Младший . Между этими двумя крайностями и за вычетом детей, трех десятков юношей и молодых женщин, умерших в возрасте от двадцати до тридцати лет, в расцвете сил, встречаются и гордые и довольные жизнью матери семейств, и старик, преуспевший как на политическом, так и на семейном поприще: воспитавший трех сыновей, избранный в 28 лет мэром своего городка, имевший шесть внуков и скончавшийся в 66 лет.

Для тех, кто полагает, будто эти документы касаются только узкого круга аристократов, сообщаем, что довольно большое число записей имеет отношение к рабам или вольноотпущенникам. Одной из самых знатных семей Вольтерры была семья Цецина, в которой Цицерон нашел близких друзей, хвалил их религиозные познания и извинял политические просчеты; она содержала многочисленную челядь, и эпитафии слуг учтены в нашей статистике. И это не считая Larthi Lautnei , умершей в 33 года, само имя которой (lautni ) указывает на ее происхождение из рабов .

Каков же результат? В общей сложности эти 113 человек прожили 4620 лет, так что средняя продолжительность их жизни равняется 40,88 года. Мужчины, как правило, в среднем доживали до 41,09 года, женщины немного меньше - 40,37 года, что отмечается повсюду в античном мире. Наши данные гораздо выше традиционных цифр (25 лет), однако соответствуют недавно полученным данным о среднем возрасте людей в других городах и странах: 45,2 года - в Северной Африке, 36,2 - в Испании, 35,7 года - в Бордо галло-римской эпохи. Конечно, они приблизительны. Тут не учитывается детская смертность, из-за которой эти цифры, возможно, пришлось бы сократить на 1/6. Но их значение неоспоримо, и они являются поразительным свидетельством жизненной силы этрусков даже в период упадка, особенно если вспомнить, что в Европе начала XIX века средняя продолжительность жизни составляла 30 лет. В наши дни эта цифра возросла до шестидесяти пяти. Что касается Италии, то в 1900 году продолжительность жизни составляла 44,2 года для мужчин и 44,8 года для женщин, а в 1950-м - 53,7 и 56 лет соответственно .

Примечания:

Первое издание книги Ж Эргона, для которого написано данное предисловие, вышло в 1961 году. Здесь и далее - примечания редактора.

Фонд СИБА (CIBA Foundation) был создан в 1947 году для поощрения исследований в области медицины, химии, биологии и сопутствующих дисциплинах.

Кора (др. - греч . «дева») - в античном искусстве статуя стоящей прямо девушки в длинной одежде.

Порсенна - этрусский царь Клузия, союзник изгнанного из Рима Тарквиния Гордого.

«Тучного этруска»… «пухлого тиррена» (лат.) .

Приятное безделье (ит.).

Тучный… ленивый… праздный (лат.).

(XIV-XVI вв.)

Аргументация миграционной версии

В пользу второй теории говорят труды Геродота , появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот , этруски - это выходцы из Лидии , области в Малой Азии , - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной . Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах , которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула Микенская цивилизация и пала империя хеттов , то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н. э. или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа, которые подтверждают родство этрусков с обитателями земель, в настоящее время относящихся к Турции .

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако имеется также версия, что этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы». С этрусками этого раннего периода А. Эрман отождествлял легендарное племя турша, жившее в восточном Средиземноморье и совершавшее захватнические набеги на Египет (XIII-VII вв. до н. э.) .

Аргументация комплексной версии

На материале античных источников и данных археологии можно сделать вывод о том, что в этногенезе этрусков приняли участие древнейший элемент доисторического средиземноморского единства в период начала движения с Востока на Запад в IV-III тыс. до н. э.; также волна переселенцев с ареала Чёрного и Каспийского морей во II тыс. до н. э.; в процессе формирования этрусской общности встречены следы эгейских и эгейско-анатолийских эмигрантов. В подтверждение тому приводят результаты раскопок на о. Лемнос (Эгейское море), где были встречены надписи, близкие грамматическому строю этрусского языка.

Географическое положение

Точные пределы Этрурии определить пока не представляется возможным. Начало истории и культуры этрусков положено в регионе Тирренского моря и ограничено бассейном рек Тибр и Арно . В речную сеть страны входили также реки Авенция, Весидия, Цэцина, Алуза, Умбро, Оза, Альбиния, Армента, Марта, Минио, Аро. Широкая речная сеть создавала условия для развитого земледелия, в ряде мест осложнённого заболоченными участками. Южная Этрурия, почвы которой были часто вулканического происхождения, имела обширные озёра: Циминское, Алсиетиское, Статоненское, Вольсинское, Сабатинское, Тразименское . Более половины территории страны занимали горы и холмы. По росписям и рельефам можно судить о разнообразии флоры и фауны региона. Этруски культивировали кипарис, мирт, гранатовое дерево, привезённое в Италию из Карфагена (изображение граната встречается на предметах этрусков в VI в. до н. э.).

Города и некрополи

Каждый из этрусских городов оказывал влияние на территорию, которую контролировал. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.

Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.

От названия этого города (этр. - Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» - так римляне называли некоторые погребальные обряды.

Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь , фундамент храма и резервуары для воды. Вулка - единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.

Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавших двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци . Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.

При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.

История

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции - ориентализирующего или геометрического, классического, эллинистического, а также возвышения Рима. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Протовиллановианский период

Самым важным из исторических источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ему, первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII-X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации - изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха в урнах.

Периоды Вилланова I и Вилланова II

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II-I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс романизации этрусских городов был практически завершён вместе с собственно этрусской историей.

Искусство и культура

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX - началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самым примечательным из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.

Этрусский язык и литература

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы - лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

    По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

    Предметы роскоши и ювелирные изделия

    На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса , янтаря , слоновой кости , драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы , украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы , изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью.

    Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии , изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду.

    Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески или булла часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

    • Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов - гаруспиков [ ] . Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем [ ] . В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто [ ] . Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой.

      Досуг

      Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям [ ] . Также, этруски имели театр , но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.

      Экономика

      Ремёсла и сельское хозяйство

      Основой процветания Этрурии было земледелие , которое позволяло содержать скот и экспортировать излишки пшеницы в крупнейшие города Италии. В археологическом материале найдены зёрна полбы, овса и ячменя. Высокий уровень земледелия этрусков позволял заниматься селекцией - был получен этрусский сорт полбы , впервые они начали возделывать культурный овёс . Лён шёл на шитье туник и плащей, корабельных парусов . Этот материал использовался для записи различных текстов (позже это достижение было заимствовано римлянами). Имеются свидетельства антиков о прочности льняной нити, из которой этрусские ремесленники изготавливали панцири (гробница VI в. до н. э., Тарквинии). Довольно широко этруски применяли искусственное орошение , дренаж , регулирование течения рек. Известные археологической науке древние каналы находились у этрусских городов Спина, Вейи , в районе Коды.

      В недрах Апеннин залегали медь, цинк, серебро, железо, на острове Ильва (Эльба) железнорудные запасы - всё разрабатывалось этрусками. Наличие многочисленных изделий из металла в гробницах VIII в. до н. э. в Этрурии ассоциируется с адекватным уровнем рудного дела и металлургии. Остатки горнорудного дела широко встречены у древней Популонии (район Кампилья Марритима). Анализ позволяет установить, что выплавка меди и бронзы предшествовала железообработке. Встречаются находки из меди, инкрустированные железными миниатюрными квадратиками - приём, применяемый при работе с дорогостоящими материалами. В VII в. до н. э. железо ещё было редким металлом для обработки. Тем не менее металлообработка в городах и колониальных центрах выявлена: в Капуе и Ноле было развито производство металлической посуды, в Минтурнах, Венафре, Суэссе найден ассортимент предметов кузнечного ремесла. Мастерские по обработке металлов отмечены в Марцаботто. Для того времени добыча и обработка меди и железа была значительной по масштабам применения. В этой области этруски преуспели в сооружении шахт для ручной добычи руды.

      Торговля

      Власть и социальная структура общества

      Археологическое изучение этрусских погребений выявило социальное расслоение населения. Низшие слои этрусков образовывали домашние рабы и пенесты - зависимые землевладельцы . Античная традиция донесла сведения о том, что пенесты - аборигенное население

Этруски — одна из древних цивилизаций, которая считается самой удивительной загадкой истории. Даже ученые не могут точно утверждать о «корнях» и языке этрусков. Как связаны этруски и русские? Пока что нет ответа на этот вопрос.

Важные тайны

Еще до нашей эры государство Этрурия располагалось между итальянскими реками Арно и Тибр. Именно это государство считается колыбелью Римской цивилизации. Система управления, мозаика, инженерное искусство, погребальные обряды, гонки на колесницах, одежда — это и многое другое было позаимствовано римлянами у этрусков.

Для нас такая древняя цивилизация остается большой загадкой. Хотя об этрусках есть много свидетельств, сейчас мы не можем получить детальную и достоверную картину их жизни. Даже ученые не имеют точной информации о том, как появился древний народ, куда он исчез. Географические границы государства Этрурия не установлены, не расшифрован уникальный этрусский язык.

Большую двадцатитомную «Историю этрусков» оставил римский император Клавдий I, который правил в I столетии н. э. От него потомкам достался словарь этрусского языка. К сожалению, все труды сгорели тогда, когда был пожар в Александрийской библиотеке. Возможно, рукописи «рассказали» бы нам о тайнах древней цивилизации.

Восточный народ

Есть всего 3 версии происхождения древнего народа. Тит Ливий считал, что этруски состояли в родственных связях с альпийскими ретами. Эти народы вместе проникли с севера на Апеннинский полуостров. По мнению Дионисия Галикарнасского, этруски принадлежали к итальянским аборигенам, они переняли достижения культуры Вилланова.

Материально не подтверждена «альпийская версия» происхождения древнего народа. Современные ученые связывают культуру Вилланова с италиками, но не с этрусским народом.

Историки утверждают, что этруски сильно отличались от менее развитых соседей. Эта особенность стала основой третьей версии происхождения древней цивилизации. Последняя версия гласит, что этруски пришли в Апеннины из Азии (Малой). Такую гипотезу предложил известный Геродот, который считал, что предки этрусков перекочевали из Лидии.

Именно 3-я версия имеет право на существование, потому что есть много фактов о малоазийском происхождении древнего народа. Способ создания скульптур — лишь один из примеров. Этруски не высекали скульптуры из камней, для этих целей они использовали глину. Таким способом создавали скульптуры народы Малой Азии.

Существуют другие доказательства «малоазийской версии». Не так давно (в XIX веке) на острове Лемнос, который находится около малоазийского побережья, археологи обнаружили надгробие.

Надгробная надпись была выполнена греческими буквами, но сочетались они между собой как-то странно. После того, как ученые сравнили эту надпись с текстами древнего народа, было обнаружено сходство между двумя экземплярами.

Развитием «восточной версии» занимался Владимир Георгиев — известный болгарский историк. Он считал, что этруски относятся к легендарным троянцам. Историк основывает догадки на одной легенде, по которой троянцы вместе с Энеем бежали из Трои на Апеннинский полуостров.

Владимир Георгиев в лингвистическом плане подкрепляет «восточную версию». Ученый находит некое родство между названиями «Троя» и «Этрурия». Люди, которые относятся к этой теории скептически, должны пересмотреть свои принципы. В 1972 году археологи из Италии нашли этрусскую гробницу-памятник, которая была посвящена Энею.

Информация о генетической карте

Гипотеза Геродота была проверена специалистами из Туринского университета. Для этого ученые применили генетический анализ. В ходе исследования были сопоставлены Y-хромосомы жителей Тосканы и других итальянских регионов с таким же материалом населения Турции, Балканского полуострова и острова Лемнос. Исследование показало, что в генетическом плане жители тосканских городов имеют схожесть с населением Восточного Средиземноморья.

Определенные генетические данные жителей тосканского города Мурло полностью совпадают с генетическими характеристиками турков.

Ученые из Стэндфордского университета применяли метод компьютерного моделирования для реконструкции демографических процессов, которые имеют отношение к населению Тосканы. Для исследования была задействована информация, полученная после проведения антрополого-генетической экспертизы.

Результатами были удивлены ученые. Оказалось, что нет генетической связи между этрусками и древним населением центральной Италии, а также современными жителями Тосканы. Такие данные подтверждают, что этрусков уничтожила страшная катастрофа. Возможно, этот народ представлял собой определенную социальную элиту, которая сильно отличалась от итальянцев.

Антрополог Джоанна Маунтин сообщает, что этруски отличались от предков современных итальянцев во всех отношениях. Они разговаривали на языке, который не принадлежит к индоевропейской группе. Маунтин резюмирует, что языковые и культурные особенности древнего народа — тайна для исследований.

«Этруск — это русский»

Этнонимы «этруски» и «русские» имеют фонетическую близость. Это дает возможность исследователям гипотезы говорить о связи двух народов. Александр Дугин считает, что «этруск — это русский». Rasennaили Raśna — название этрусков, которое еще раз подтверждает правдоподобность версии.

«Этруск» можно сравнивать с римским названием древнего народа — «tusci». Слово «расены» связывают с греческим названием этрусков – «тирсены». В результате этого связь между древним народом и русскими становится не слишком очевидной.

Есть много свидетельств о том, что этруски могли покинуть Италию. Одна из возможных причин — изменение климата и засуха, по времени все совпадает с исчезновением древнего народа.

Предполагается, что этруски должны были эмигрировать на север, который считался более подходящим регионом для ведения хозяйства. Этот факт подтверждают обнаруженные в Германии урны, предназначенные для хранения пепла умершего. Урны похожи на артефакты древнего народа.

Частично этруски могли дойти до территории современной Прибалтики. Здесь они могли ассимилироваться с местными жителями. Это не подтверждает версию о том, что «этруск — русский».

Удивительно, но в этрусском языке не было букв «д», «б», «г». Объясняется отсутствие таких звуков особенным строением гортани древних жителей. Для финнов и эстонцев также характерна данная особенность голосового аппарата.

Закари Майяни считает, что современных албанцев можно назвать потомками этрусков. В качестве доказательства французский ученый приводит те данные, что Тирана (столица Албании) несет в себе наименование древнего народа — «тиррены».

Многие ученые считают, что исчезновение этрусков — следствие их малочисленности. Археологи говорят всего о 25000 человек, населявших Этрурию во времена ее расцвета.

Сложности при переводе

С XVI века ученые занимаются этрусской письменностью. Для расшифровки древних надписей специалисты использовали латинский, греческий, древнееврейский, финский и другие языки. Попытки не дали желаемых результатов, а лингвисты-скептики заявили, что этрусские надписи нельзя прочитать.

Досконально известно, что основой для этрусского алфавита стал греческий. Самое интересное то, что греческий алфавит мало соответствовал звукам этрусского языка. В поздних этрусских текстах часто не было гласных звуков, это создавало проблемы при дешифровке.

Лингвисты сумели расшифровать часть надписей древнего народа. Трое ученых сообщили, что основой для расшифровки этрусских надписей стали славянские языки.

Валерий Чудинов — лингвист из России, который считает язык древнего народа преемником «рунического письма» славян. Современная наука не признает эту гипотезу правильной.

Исследователь Владимир Щербаков объясняет, что этрусский народ писал так, как слышал. При данном методе дешифровки этрусские слова максимально похожи на русские названия: «тес» — «лес», «ита» — «эта».

Лингвист Петр Золин считает, что современные слова не подходят для расшифровки давних надписей. Такой же точки зрения придерживается Андрей Зализник — академик РАН. Он говорит, что в прошлом знакомый нам язык выглядел не так, как сегодня.

Современные историки предполагают, что этрусские надписи вряд ли будут расшифрованы в ближайшем будущем.