Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Эрмитажная энциклопедия текстиля. История

Эрмитажная энциклопедия текстиля. История

В Гос. Эрмитаже. СПб, 28 июля - 15 октября 2017 года.
СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2017. 388 с. ISBN 978-5-93572-733-8

[ аннотация: ]

В каталоге реставрационной части выставки «Эрмитажная энциклопедия текстиля» представлено 162 экспоната из всех отделов музея. Жизнь этих предметов была неоднократно продлена благодаря реставрации. Это, прежде всего, знамёна и штандарты, с работы над которыми началась история реставрации тканей в Эрмитаже, шпалеры и декоративные вышивки, предметы церковных облачений, светского и военного костюма, а также мемориальный костюм российских императоров. Отдельный интерес представляет история реставрации и консервации археологических тканей.

Издание рассказывает о реставрации конкретных памятников, об истории создания и развитии реставрационной лаборатории. Предназначается для специалистов в области реставрации и истории текстиля и всех, кто интересуется тканями и реставрационным процессом.

На обложке: Костюм парадный императора Петра I (кат. 89).
После реставрации. Фрагмент.

- 9

М.В. Денисова. «Времён связующая нить...» Реставрация тканей в Государственном Эрмитаже. - 10

Каталог [1-162 ]

Знамёна [1-17 ]. - 36

Шпалеры [18-22 ]. - 66

Археологические памятники [23-72 ]. - 80

О.В. Ошарина. История появления коптских тканей в Эрмитаже. - 80

Китайские панно [73-82 ]. - 132

А.Ф. Александрова. Мастерская реставрации китайских росписей по шёлку конца XVII - начала XVIII века в Меншиковском дворце. - 132

Китайские свитки с портретами военачальников [83-87 ]. - 150

Т.А. Пан, Н.Г. Пчелин. Портреты выдающихся военачальников периода правления императора Цянь-луна. - 150

Гардероб Петра I [88-91 ]. - 166

Платья [92-106 ]. - 190

Маскарадный костюм [107-109 ]. - 234

Военный костюм [110-116 ]. - 242

Доспехи, оружие и конский убор [117-124 ]. - 256

Церковные облачения [125-133 ]. - 272

Церковные предметы [134-141 ]. - 302

Вышивки и кружево [142-151 ]. - 324

Аксессуары костюма [152-158 ]. - 348

Предметы декоративно-прикладного искусства [159-162 ]. - 362

Словарь текстильных терминов. - 375

Список сокращений. - 385

Summary. - 387

М.В. Денисова, О.В. Ошарина, А.Ф. Александрова, Т.А. Пан, Н.Г. Пчелин.

Т.Б. Арапова (Т.Б.А.), Д.О. Васильева (Д.О.В.), В.Г. Вилинбахов (В.Г.В.), Г.В. Вилинбахов (Г.В.В.), М.Н. Гаврилова (М.Н.Г.), Т.В. Грунина-Шкварок (Т.В.Г.-Ш.), Н.Ю. Гусева (Н.Ю.Г.), В.Г. Данченко (В.Г.Д.), М.В. Денисова (М.В.Д.), Л.И. Добровольская (Л.И.Д.), М.А. Добровольская (М.А.Д.), Т.Б. Колядина (Г.Б.К.), Т.Н. Косоурова (Т.Н.К.), А.С. Косцова (А.С.К.), И.Н. Кузнецова (И.Н.К.), Т.Н. Лехович (Т.Н.Л.), Л.Н. Логинова (Л.Н.Л.), Н.Ю. Лякина (Н.Ю.Л.), М.Л. Меньшикова (М.Л.М.), Н.В. Некрасова (Н.В.Н.), С.А. Нилов (С.А.Н.), Вс.Н. Образцов (Bс.H.О.), О.В. Ошарина (О.В.О.), С.В. Панкова (С.В.П.), Н.С. Пинягина (Н.С.П.), Ю.В. Плотникова (Ю.В.П.), Н.Г. Пчелин (Н.Г.П.), А.А. Рядова (А.А.Р.), А.В. Савельева (А.В.С.), Е.В. Степанова (Е.В.С.), Н.И. Тарасова (Н.И.Т.), М.Н. Тихонова (М.Н.Т.), Г.Г. Фёдорова (Г.Г.Ф.), А.А. Шапран (А.А.Ш.), Л.И. Шатилова (Л.И.Ш.).

[ Вступительное слово. ]

В последние годы в Государственном Эрмитаже всё чаще проводятся специализированные реставрационные выставки. Традиционным стал цикл «Возрождённые шедевры», представляющий зрителям итоги реставрации одного произведения искусства. В рамках празднования 250-летия Государственного Эрмитажа в 2014 году состоялась выставка «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени», осветившая работу всех лабораторий Отдела научной реставрации и консервации.

В сентябре 2017 года Эрмитаж принимает Генеральную ассамблею Международного общества изучения старинных тканей. Это первый опыт проведения в России подобной крупной конференции, собирающей ведущих специалистов в области изучения и сохранения текстиля. К ассамблее приурочено проведение параллельных выставок под общим названием «Эрмитажная энциклопедия текстиля»: шедевры коллекций будут представлены в части «История», а отреставрированные за многие годы произведения составят раздел «Реставрация». В нашем музее впервые пройдёт столь масштабная выставка, посвящённая именно реставрации тканей.

Для Лаборатории научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи текущий год - юбилейный, мастерская отмечает своё 80-летие.

Название выставки - «Эрмитажная энциклопедия текстиля» - отражает разнообразие материалов, с которыми работают специалисты Лаборатории. Для экспозиции были отобраны предметы из разных отделов музея - от древнейших памятников до изделий Нового времени, выполненных мастерами России, Европы, Азии. Некоторые представленные на выставке памятники интересны именно своей реставрационной историей, ведь в ходе реставрации зачастую случаются удивительные открытия, меняющие привычный взгляд на экспонаты.

Тканое убранство является важной частью оформления интерьеров эрмитажных залов. Специалисты Лаборатории научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи, в сотрудничестве с реставраторами из других мастерских, принимают участие в их сохранении и восстановлении. Один из ярких примеров подобной работы последних лет - проект по воссозданию тканого убранства Малого Тронного (Петровского) зала.

Подбирая методики восстановления экспонатов, наши мастера ищут ответ на один из важнейших вопросов в реставрации: вопрос этики и степени вмешательства в памятник. Решение данной задачи всегда индивидуально, требует осмысления, совместного труда реставратора и хранителя, определения необходимости сохранения или удаления прежних вмешательств.

Работа реставраторов тканей вызывает неизменное восхищение как широкой публики, так и специалистов. Труд наших мастериц исключительно кропотлив и тонок, они виртуозно владеют разнообразнейшими техниками шитья, ткачества, вышивки, реставрируют экспонаты из льна и сукна, шёлка и бархата, плюша и атласа, тюля, муара и кружева, отделанные золочёными и серебряными нитями, канителью, металлическими плашками и блёстками, бусинами, искусственными букетами и мишурой. Выставка «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация» позволяет нам увидеть достижения эрмитажных реставраторов тканей, а настоящий каталог - подробнее узнать об истории Лаборатории научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи и о работе, проведённой над представленными экспонатами.

С.Б. Адаксина,
заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, главный хранитель.

АНО - Автономная некоммерческая организация

ГМЗ - Государственный музей-заповедник

Гохран - Государственное хранилище ценностей Народного комиссариата финансов

ЗК ГЭ - Закупочная комиссия Государственного Эрмитажа

ЛНРТВЖ - Лаборатория научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа

ОЛДП - Общество любителей древней письменности

ОНТЭ - Отдел научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа

ОПХ - Общество поощрения художеств

ПВА - поливинилацетат

ПВБ - поливинилбутираль

СГЭ - Сообщения Государственного Эрмитажа

CMC - синтетическое моющее средство

ФЗК ГЭ - Фондово-закупочная комиссия Государственного Эрмитажа

ЦПИ РГО - Центр подводных исследований Русского географического общества

ЭЗК ГЭ - Экспертно-закупочная комиссия Государственного Эрмитажа

Museum fabrics are a vast and diverse area of applied art. The State Hermitage collection of artistic textiles is one of the largest in the world. Preserving the cultural heritage of which textiles form an integral part implies not only careful preservation and study but also conservation and recreation of the original appearance of an object. Items different in date and state of preservation require the restorers and conservators to use individual approaches in each particular case.

Any process of conservation and restoration consists of several stages. Working with an object starts with a detailed study. Cleaning is usually a key challenge that has to be overcome during textile conservation. After that comes the next stage, reinforcement. Depending on the type and preservation of museum items, different techniques are used. Among the most effective is attaching brittle, weak fabrics to a new backing material, saturating them with binding solutions, fixing them with threads or glue.

The selection of exhibits to be displayed at the ‘Hermitage Encyclopedia of Textiles’, an exhibition, part of which is dedicated to fabric conservation, is caused both by their unique character and high artistic quality and the opportunity to offer a clear demonstration of ways to solve challenging conservation tasks and to trace gradual changes in approaches to item conservation and restoration, with some methods still relevant and some new trends becoming predominant in this day and age. The display includes banners and tapestries, dresses and uniforms, alongside many other pieces whose life was repeatedly extended thanks to the work of the restorers. Some of these artefacts have undergone a new conservation and restoration and demonstrate a new approach to selecting ways of solving conservation challenges. A number of exhibits have a unique conservation history. The exhibition contains the records of conservation and restoration projects aimed at recreating the Winter Palace interiors: the conservation and restoration of the throne in the St George Hall (Large Throne Room) and of the canopy over the portrait of Alexander I in the 1812 War Gallery, the return of the original appearance to the Small Throne Room.

Over the 80 years of its history restorers and conservators at the Hermitage Laboratory for Scientific Restoration of Textiles have handled over 15,000 exhibits. Each generation offers mutual enrichment to one another, handing down the expertise and skills, preserving traditions, seeking for new ways of developing and perfecting their chosen profession.

Свет в залах приглушенный, чтобы не повредить тканям.

В свое время Эрмитаж выпускал pdf для свободной загрузке про реставрацию. Так вот, у некоторых костюмов, которые кажутся на витрине немного потертыми, исходное состояние было такое, что... ну в общем, они теперь с иголочки - аккуратной иголочки и соответствующей оригиналу ниточки, как этот мундир Петра I.

Очень хорошо, что их не оставили в оригинальных лоскутках и лохмотьях, а ведь когда-то считалось, что музейный текстиль не надо трогать вообще. Благодаря реставраторам можно с удовольствием смотреть на предметы, к которым вернулись узоры и большей частью краски, и испытать удовольствие от сочетания фактур, почти такое же, как сто и двести, а то и все четыреста лет назад.

На примере шпалер, гобеленов и декоративных вышивок это особенно четко понимаешь.

Текстиль это ведь не только платья, но еще и знамена, обувь и даже части доспехов. Вот это седло и упряж принадлежали Екатерине II:

Туфли, конечно, очень хорошенькие, и даже на устойчивом каблуке, но явно того периода, когда левый и правый предмет обуви делали одинаковым. Даже думать страшно, как такое разнашивать:

Есть и просто ткани именно как образцы тканей, каждый венецианский отрез вызывает в памяти . Понятно, почему техника тиснения на бархате его так завораживала.

Часть экспонатов можно было узнать по (хотя она проходила в 2014, такую роскошь забыть трудно). Визитной карточкой той выставки были великолепные придворные "форменные" платья:

Ну и знаменитые маскарадные костюмы с "Русского бала" 1903 года, наряды которого знакомы всем, у кого была дома вот такая колода карт :

И несколько прекрасных платьев в стиле модерн в "бальной" витрине:

Учитывая количество пайеток, бисера и мелких деталей, многие потребовали внимания реставраторов.

Не всегда самые интересные экспонаты расшиты серебром или золотом или кружевами. Мимо коричневого строгого сюртука в зале реставрации легко пройти, а он, кстати, поднят с затонувшего корабля и приведен в приличный вид. Фото с сайта музея:

Не говоря уж о войлочных чулках из древнего кургана и тому подобных диковинах.

Ну и раз заговорили о диковинах - французское платье XVIII века (1730-1750). Одно дело, когда читаешь о фижмах и прочих каркасных штучках, другое дело возможность оценить габариты своим глазом. Скорее всего фижмы складные. А на спинке модная складка Ватто . Интересный контраст - складка эта добавляет непринужденность за счет свободных линий, но "непринужденность" будет последним словом, которое вспоминается при взгляде на эту юбку.

А вот к восточной ткани с изображениями, иллюстрирующими романтическую историю Лейлы и Меджуна (ну как романтическую,
там все умерли), чуть позже добавили оплечье и получилось богатое церковное облачение. Несколько двусмысленное, но только для музейных работников (и людей, внимательно читающих таблички).

Про облачение Ордена подвязки даже отдельное видео стримили , настолько много интересного осталось под плащем. В ролике показывают шляпу и чулки (которые просто не поместились на стенде), и как переливается серебряный глазет камзола и штанишек.

Посмотрите, какой щегольский редингот (1790) - даже безголовый маникен делает денди.

С 29 июля в Зимнем дворце на выставке «Эрмитажная энциклопедия текстиля. История» впервые представлены текстильные коллекции Эрмитажа во всём их многообразии, от первобытных образцов до тканей XX века, от Античности и Востока до современной Европы.

Платье парадное придворное императрицы Марии Федоровны (1847-1928): лиф, юбка, шлейф
1880-е
Мастерская «Izambard Chanceau»
Санкт-Петербург, Россия
Бархат, атлас, кружево, серебро, нить золоченая, бить золоченая, канитель, блестки, китовый ус, бронза; золотое шитье, литье, штамповка, золочение, ручная работа

Медальон с изображением богини земли Геи
IV-V вв.
Египет
Шпалерное плетение, лен, шерсть.

Ткань с павлинами и утками на желтом фоне
1786-1794
Фабрика Лазаревых, с.Фряново, ткач Сергей Стрельников, (Московская губерния), Россия
Шелк, синель; брошировка, фон атлас

Ткань зеленая, затканная золочеными нитями, с узором из пальметок и фантастических зверей
Конец XIV в.
Италия. Лукка (?), Венеция (?)
Шелк, «кипрское золото»

В Эрмитаже хранится одна из богатейших в мире коллекций тканей, ковров, костюмов, вышивок и кружева. По многообразию текстильная коллекция музея может претендовать на энциклопедичность охвата как исторических периодов, так и географических ареалов, где когда-либо существовали производства текстиля.

В Георгиевском зале Зимнего дворца представлены лучшие образцы из текстильных коллекций Государственного Эрмитажа: шпалеры, ковры, вышивки, кружево, ткани и костюмы стран Западной Европы, России и Востока. Здесь можно увидеть никогда не покидавший стены Зимнего дворца гобелен «Крестница Фей», который был преподнесен Николаю II лично французским президентом Феликсом Фором (Félix Faure). Среди других ценных подарков Российскому императорскому дому – шпалеры, ровно триста лет назад привезенные из Парижа Петром I. Редкостью является полный костюм кавалера английского ордена Подвязки, подаренный Александру II королевой Великобритании Викторией. К уникальным экспонатам можно отнести костюм Евгения Богарне, пасынка императора Наполеона, привезенный в Россию в 1839 году после свадьбы его сына Максимилиана и дочери Николая I Марии.

На выставке также показаны образцы парадного костюма, военной и придворной униформы: платья Екатерины II, Марии Федоровны, супруги Александра III и последней императрицы Александры Федоровны, созданные руками талантливых русских и иностранных мастеров и ведущих модных домов Европы и России XVIII – начала XX века. Кроме военных мундиров на выставке показаны яркие образцы из прекрасной коллекции знамен.

В коллекции Эрмитажа, наряду с предметами из Зимнего дворца и других царских и великокняжеских резиденций, хранятся произведения из собраний русских аристократов. Особенно богатыми были коллекции князей Юсуповых, куда входили первоклассные шпалеры, костюмы кружево, среди них роскошное свадебное покрывало с гербами рода Юсуповых и графа Сумарокова-Эльстон.

Собрание восточного текстиля в Эрмитаже включает редкие и интересные памятниками. Русские цари в своей казне хранили большое количество китайских шелков и вышивок. Многие изделия были поднесены в качестве дипломатических подарков. Например, тканая шелковая шпалера с изображением журавля была подарена китайским императором Петру I.

Персидские и турецкие бархаты XVI века можно увидеть в русских церковных облачениях, оплечья которых были вышиты в XVII веке русскими мастерами. Зрители имеют также редкую возможность познакомиться с роскошными восточными коврами, вытканными в мастерских Индии, Ирана и Кавказа.

В Пикетном зале показаны текстильные коллекции от эпохи неолита до ренессанса. Собрание, насчитывающее тысячи предметов, распределено по научным отделам Эрмитажа. Наиболее ранние образцы текстиля хранятся в Отделе археологии Восточной Европы и Сибири, Отделе Античного мира и Отделе Востока.

Текстильное собрание Отдела археологии насчитывает более тысячи предметов, принадлежащим различным историческим эпохам – от неолита до Средневековья. Древнейшие на выставке предметы текстиля относятся к эпохе неолита (3-е тысячелетие до н. э.) и были созданы строителями свайных поселений на северо-западе России.

В Эрмитаже хранятся многочисленные и разнообразные коллекции памятников скифской эпохи (IX–III века до н. э.), включающие и текстильные находки. Ими особенно богаты погребения кочевых «вождей» на территории Саяно-Алтая: раннескифские комплексы Аржан-1 и Аржан-2 в Туве и, конечно, знаменитые «ледяные» курганы Алтая, в первую очередь Пазырыкские.

География находок более позднего времени значительно шире. Редкие образцы текстильных изделий ранневизантийского времени – златотканые каймы – происходят из коллекции, собранной в разрушенном склепе VI–VII веков на Госпитальной улице в Керчи.

В ходе археологического изучения Старой Ладоги – известного памятника эпохи викингов и Древней Руси – была получена значительная коллекция текстиля VIII–X веков. Исследование средневековых памятников Прибалтики дало много фрагментов шерстяных и льняных тканей, принадлежавших племенам латгалов IX–XII веков.

Находки из курганов средневековых кочевников XII–XIII веков на Днепре составляют коллекцию узорных шелковых тканей и вышивок, в том числе, вероятно, византийского производства. Узорные ткани и вышивки из китайского шелка происходят из знатного погребения монгольского времени в Южной Сибири.

В Отделе Античного мира хранится собрание тканей из античных некрополей Северного Причерноморья. Ткани относятся к разным периодам античной эпохи – от V века до н. э. до IV века н. э. Наиболее ранние шерстяные ткани покрыты узорными и сюжетными росписями с именами изображенных персонажей.

Собрание Отдела Востока Эрмитажа насчитывает около десяти тысяч единиц различных текстильных изделий (костюмы, отрезы тканей, археологические находки), в том числе около пятисот ковров из Турции, Азербайджана, Ирана, Китая и Индии. Крупнейшая коллекция предметов одежды и ковров, китайских шелковых тканей и вышивок происходит из погребений элиты кочевников сюнну в горах Ноин-Ула на севере Монголии. Уникальные предметы текстиля из аланского могильника Мощевая балка (Северный Кавказ, Адыгея) сохранились в условиях высокогорья, по которому в VIII–IX веках проходил один из отрезков так называемого Шелкового пути (основная часть коллекции выставлена в зале 57 Зимнего дворца). На другом конце Шелкового пути – у города Дуньхуан на северо-западе Китая – в пещерном буддийском монастыре Могао найдены фрагменты китайских шелков VIII–X веков. Важнейшее собрание тканей и буддийских знамен XII–XIV веков было привезено в Санкт-Петербург из развалин города Хара-Хото государства Западная Ся, которое существовало на северо-западе Китая в X–XIV веках.

В Египте, благодаря сухому и жаркому климату, прекрасно сохранился текстиль разных эпох. Красочные ткани из раннехристианских (коптских) погребений IV–XII веков – одна из блестящих страниц христианской художественной культуры Египта. Узорные завесы, шали, туники, покрывала, салфетки вытканы из шерсти и льна в гобеленовой (шпалерной) технике. В конце XIX века они приобретались у местных жителей и торговцев.

В 1885 году Императорский Эрмитаж приобрел в Париже коллекцию произведений средних веков и эпохи ренессанса, в которую входили ткани, вышивки и шпалеры, составляющие сегодня гордость эрмитажной коллекции. На выставке впервые показаны итальянские средневековые ткани и вышивки из Нидерландов вместе с современными им тканями из Китая и Египта, что позволяет наглядно проследить взаимные влияния и обмены ткацкими технологиями, а также художественные связи между различными странами.

Значительная часть эрмитажной коллекции тканей, вышивок, шпалер XIII–XVI веков, которая иллюстрирует все этапы производства, происходит из коллекции Музея Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. В Пикетном зале Зимнего дворца зритель может увидеть итальянские фигуративные ткани XV века, предназначенные для церковных нужд, а также итальянские затканные золотом бархаты и вышивки эпохи Возрождения. Образцы персидских и турецких тканей того же времени, показанные вместе с итальянскими тканями, демонстрируют обоюдные заимствования в узорах.

Экспозиция «Эрмитажная энциклопедия текстиля. История» позволяет не просто увидеть предметы из хранилищ музея, не экспонирующиеся на постоянных выставках, но также узнать о взаимосвязи текстильных технологий и орнаментаций разных стран.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа подготовлен иллюстрированный буклет. Автор текста и куратор выставки – Татьяна Николаевна Лехович, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

Выставка организована при поддержке компании

В Эрмитаже хранится одна из богатейших в мире коллекций тканей, ковров, костюмов, вышивок и кружева. По многообразию текстильная коллекция музея может претендовать на энциклопедичность охвата как исторических периодов, так и географических ареалов, где когда-либо существовали производства текстиля.

В Георгиевском зале Зимнего дворца представлены лучшие образцы из текстильных коллекций Государственного Эрмитажа: шпалеры, ковры, вышивки, кружево, ткани и костюмы стран Западной Европы, России и Востока. Здесь можно увидеть никогда не покидавший стены Зимнего дворца гобелен «Крестница Фей», который был преподнесен Николаю II лично французским президентом Феликсом Фором (Félix Faure). Среди других ценных подарков Российскому императорскому дому - шпалеры, ровно триста лет назад привезенные из Парижа Петром I. Редкостью является полный костюм кавалера английского ордена Подвязки, подаренный Александру II королевой Великобритании Викторией. К уникальным экспонатам можно отнести костюм Евгения Богарне, пасынка императора Наполеона, привезенный в Россию в 1839 году после свадьбы его сына Максимилиана и дочери Николая I Марии.

На выставке также показаны образцы парадного костюма, военной и придворной униформы: платья Екатерины II, Марии Федоровны, супруги Александра III и последней императрицы Александры Федоровны, созданные руками талантливых русских и иностранных мастеров и ведущих модных домов Европы и России XVIII - начала XX века. Кроме военных мундиров на выставке показаны яркие образцы из прекрасной коллекции знамен.

В коллекции Эрмитажа, наряду с предметами из Зимнего дворца и других царских и великокняжеских резиденций, хранятся произведения из собраний русских аристократов. Особенно богатыми были коллекции князей Юсуповых, куда входили первоклассные шпалеры, костюмы кружево, среди них роскошное свадебное покрывало с гербами рода Юсуповых и графа Сумарокова-Эльстон.

Собрание восточного текстиля в Эрмитаже включает редкие и интересные памятниками. Русские цари в своей казне хранили большое количество китайских шелков и вышивок. Многие изделия были поднесены в качестве дипломатических подарков. Например, тканая шелковая шпалера с изображением журавля была подарена китайским императором Петру I.

Персидские и турецкие бархаты XVI века можно увидеть в русских церковных облачениях, оплечья которых были вышиты в XVII веке русскими мастерами. Зрители имеют также редкую возможность познакомиться с роскошными восточными коврами, вытканными в мастерских Индии, Ирана и Кавказа.

В Пикетном зале показаны текстильные коллекции от эпохи неолита до ренессанса. Собрание, насчитывающее тысячи предметов, распределено по научным отделам Эрмитажа. Наиболее ранние образцы текстиля хранятся в Отделе археологии Восточной Европы и Сибири, Отделе Античного мира и Отделе Востока.

Текстильное собрание Отдела археологии насчитывает более тысячи предметов, принадлежащим различным историческим эпохам - от неолита до Средневековья. Древнейшие на выставке предметы текстиля относятся к эпохе неолита (3-е тысячелетие до н. э.) и были созданы строителями свайных поселений на северо-западе России.

В Эрмитаже хранятся многочисленные и разнообразные коллекции памятников скифской эпохи (IX-III века до н. э.), включающие и текстильные находки. Ими особенно богаты погребения кочевых «вождей» на территории Саяно-Алтая: раннескифские комплексы Аржан-1 и Аржан-2 в Туве и, конечно, знаменитые «ледяные» курганы Алтая, в первую очередь Пазырыкские.

География находок более позднего времени значительно шире. Редкие образцы текстильных изделий ранневизантийского времени - златотканые каймы - происходят из коллекции, собранной в разрушенном склепе VI-VII веков на Госпитальной улице в Керчи.

В ходе археологического изучения Старой Ладоги - известного памятника эпохи викингов и Древней Руси - была получена значительная коллекция текстиля VIII-X веков. Исследование средневековых памятников Прибалтики дало много фрагментов шерстяных и льняных тканей, принадлежавших племенам латгалов IX-XII веков.

Находки из курганов средневековых кочевников XII-XIII веков на Днепре составляют коллекцию узорных шелковых тканей и вышивок, в том числе, вероятно, византийского производства. Узорные ткани и вышивки из китайского шелка происходят из знатного погребения монгольского времени в Южной Сибири.

В Отделе Античного мира хранится собрание тканей из античных некрополей Северного Причерноморья. Ткани относятся к разным периодам античной эпохи - от V века до н. э. до IV века н. э. Наиболее ранние шерстяные ткани покрыты узорными и сюжетными росписями с именами изображенных персонажей.

Собрание Отдела Востока Эрмитажа насчитывает около десяти тысяч единиц различных текстильных изделий (костюмы, отрезы тканей, археологические находки), в том числе около пятисот ковров из Турции, Азербайджана, Ирана, Китая и Индии. Крупнейшая коллекция предметов одежды и ковров, китайских шелковых тканей и вышивок происходит из погребений элиты кочевников сюнну в горах Ноин-Ула на севере Монголии. Уникальные предметы текстиля из аланского могильника Мощевая балка (Северный Кавказ, Адыгея) сохранились в условиях высокогорья, по которому в VIII-IX веках проходил один из отрезков так называемого Шелкового пути (основная часть коллекции выставлена в зале 57 Зимнего дворца). На другом конце Шелкового пути - у города Дуньхуан на северо-западе Китая - в пещерном буддийском монастыре Могао найдены фрагменты китайских шелков VIII-X веков. Важнейшее собрание тканей и буддийских знамен XII-XIV веков было привезено в Санкт-Петербург из развалин города Хара-Хото государства Западная Ся, которое существовало на северо-западе Китая в X-XIV веках.

В Египте, благодаря сухому и жаркому климату, прекрасно сохранился текстиль разных эпох. Красочные ткани из раннехристианских (коптских) погребений IV-XII веков - одна из блестящих страниц христианской художественной культуры Египта. Узорные завесы, шали, туники, покрывала, салфетки вытканы из шерсти и льна в гобеленовой (шпалерной) технике. В конце XIX века они приобретались у местных жителей и торговцев.

В 1885 году Императорский Эрмитаж приобрел в Париже коллекцию произведений средних веков и эпохи ренессанса, в которую входили ткани, вышивки и шпалеры, составляющие сегодня гордость эрмитажной коллекции. На выставке впервые показаны итальянские средневековые ткани и вышивки из Нидерландов вместе с современными им тканями из Китая и Египта, что позволяет наглядно проследить взаимные влияния и обмены ткацкими технологиями, а также художественные связи между различными странами.

Значительная часть эрмитажной коллекции тканей, вышивок, шпалер XIII-XVI веков, которая иллюстрирует все этапы производства, происходит из коллекции Музея Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. В Пикетном зале Зимнего дворца зритель может увидеть итальянские фигуративные ткани XV века, предназначенные для церковных нужд, а также итальянские затканные золотом бархаты и вышивки эпохи Возрождения. Образцы персидских и турецких тканей того же времени, показанные вместе с итальянскими тканями, демонстрируют обоюдные заимствования в узорах.

Экспозиция «Эрмитажная энциклопедия текстиля. История» позволяет не просто увидеть предметы из хранилищ музея, не экспонирующиеся на постоянных выставках, но также узнать о взаимосвязи текстильных технологий и орнаментаций разных стран.