Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Доклад: "Леонардо да Винчи". Биография леонардо да винчи Леонардо да винчи как художник кратко

Доклад: "Леонардо да Винчи". Биография леонардо да винчи Леонардо да винчи как художник кратко

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (1452 -1519) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».

БИОГРАФИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей ученого является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.

Джаконда Тайная вечеря Мадонна с горностаем

Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году.

ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы.

В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека).

К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля - «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483-1494, Париж, Лувр) - первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности.

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо - «Тайная вечеря», исполненная в 1495-1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания.

После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Начались годы странствий. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала.

В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи.

Необычайна глубина и значительность созданного образа, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением.

Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

По одной из теорий, Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.

Есть еще одна теория, согласно которой, «Мона Лиза» - это автопортрет Леонардо.

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Ученые усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.

Билл Гейтс за 30 млн долларов в 1994 году приобрел Codex Leicester - собрание работ Леонардо да Винчи. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге „О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий - исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушением способности читать) - этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Как известно, Леонардо писал зеркальным способом.

Недавно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

В августе 2003 года полотно великого Леонардо да Винчи стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» было похищено из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр исчез из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью. ФБР в ноябре прошлого года обнародовало список 10 самых громких преступлений в сфере искусства, в числе которых было и это ограбление.

Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.

Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.

Занимаясь строительством каналов, Леонардо да Винчи сделал наблюдение, которое потом вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что Земля намного старше, чем считалось по Библии.

Считается, что да Винчи был вегетарианцем (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает Леонардо с одним индусом, который не ел мяса). Часто приписываемая да Винчи фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».

В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.

В книгах Терри Пратчеттa существует персонаж по имени Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает различные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная - портрет Моны Ягг)

Леонардо - второстепенный персонаж в игре Assassin’s Creed 2. Здесь показан ещё молодым, но талантливым художником, а также изобретателем.

Немалое число рукописей Леонардо были впервые опубликованы хранителем Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

Библиография

Соченения

  • Сказки и притчи Леонардо да Винчи
  • Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике.(1508).
  • Леонардо да Винчи. «Огонь и котёл (рассказ)»

О нём

  • Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М. 1955.
  • Памятники мировой эстетической мысли, т. I, М. 1962. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881-1891.
  • Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.
  • Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891.
  • Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894-1904.
  • Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900; 2-е изд., СПб, 1909.
  • Всеобщая история искусств. Т.3, М. «Искусство», 1962.
  • Гастев А. Леонардо да Винчи (ЖЗЛ)
  • Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. - М.: Изд-во АН СССР, 1947. - 815 с.
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Изд. АН СССР, 1962.
  • Патер В. Ренессанс, М., 1912.
  • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898.
  • Сумцов Н. Ф. Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900.
  • Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго, Ж. Паладина и др.), М., 1914.
  • Geymüller H. Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894.
  • Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880.
  • Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei. Jena, 1909.
  • Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906.
  • Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
  • Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907.
  • Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883.
  • Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881.

Леонардо Да Винчи в произведениях искусства

  • Жизнь Леонардо да Винчи - телевизионный мини-сериал 1971 года.
  • Демоны Да Винчи - американский телесериал 2013 года.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) – это ученый, инженер мыслитель. Но многим он известен как художник, автор таких полотен как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Тайная вечеря». Сохранилось тринадцать работ художника, его авторству приписывают еще восемь, несколько работ утрачены. Безусловно, его вклад в искусство значим: он первый размыл контуры рисунка, показал, каким может быть рассеянный свет и дымка. Искусство итальянского Возрождения получило толчок в своем развитии и плеяду гениальных художников, среди которых Микеланджело и Рафаэль.

Леонардо прожил долгую жизнь при дворе и имел влиятельных покровителей. Однако сам себя он назвал ученым. Хотя на протяжении жизни его представляли по-разному, даже музыкантом. После смерти он оставил двум своим ученикам картины и рукописи.

Семьи у него никогда не было, а истории сохранила лишь незначительные акты о его романах. Причем скандальных: со своими учениками и иногда – натурщицами. В общем, вокруг его имени всегда было много тайн и слухов. И даже через пятьсот лет спустя человечество продолжает разгадывать тайные знаки, которые провидец скрыл не только в своих картинах, но и манускриптах, посвященных научным и исследовательским трудам.

Первенец

Он родился по большой любви и незаконной связи в 1452 году близ Флоренции. Его отец Пьеро был из знатного рода, а мать Катерина – крестьянкой. В то время подобный мезальянс существовать не мог. Отец вскоре нашел себе ровню. Детей у пары не было, поэтому в возрасте трех лет Леонардо забрал отец, решив, что сможет дать ребенку хорошее воспитание и образование.

Через десять лет мачеха умерла, а еще через год 14-летний Леонардо покинул отчий дом, чтобы изучать науки и работать подмастерьем у Андреа дель Верроккьо. У него была известная мастерская во Флоренции, где он выполнял заказы по скульптуре и редко по живописи для дома правящего клана Медичи.

Историки не исключают, что для бронзовой скульптуры Давид ему позировал его ученик Леонардо: кудряшки, высоко поднятая голова и взгляд победителя. Анатомию, моделирование человеческого тела было интересно Леонардо с тех самых пор и до кона жизни. Позже он посвятит этому направлению не одну свою работу, создав самый известный рисунок «Витрувианский человек» для иллюстрации книги ученого-энциклопедиста Витрувия. Идеальные пропорции – вот что искал Леонардо, заразившись идеей своего гениального учителя. Его скульптуры и сейчас составляют «золотой фонд» эпохи Возрождения.

В самостоятельную жизнь учеников выпускали через шесть лет. Пока он учился, его отец нашел новую мачеху своему первенцу. Всего у Пьеро было четыре брака и дюжина детей, из которых только его незаконнорожденный сын стал одним из величайших умов. Пьеро умер в возрасте 77 лет, когда его сын уже перешагнул полувековой рубеж, и им уже была создана «Мона Лиза».

О судьбе матери он ничего не знал долгих сорок лет, но многие исследователи жизни Леонардо да Винчи склонны утверждать, что ее образ он пытался воплотить не раз на своих полотнах. То, что она была красавицей, брошенной любимым и отданной замуж за нелюбимого – об этом сведения есть. Есть также данные о том, что она старалась видеться с сыном, приходила и подолгу смотрела, как он гуляет. Леонардо узнал, что Катерина его мать, будучи взрослым.

В возрасте 20 лет он получил квалификацию мастера. К этому времени он успел поработать над «Благовещением» с другими учениками и выполнить поручение учителя написать ангела для масштабного полотна «Крещение Христа», ставшей ступенькой в большое искусство. Такая помощь была обычной практикой. Талантливый ученик выполнил заказ, однако учитель был шокирован до такой степени, что признал превосходство Леонардо и забросил кисть в дальний угол до конца своих дней.

Универсальный человек

Леонардо мог часами писать, не отрываясь на еду, отдых или другие дела. Так вспоминал о мастере его ученик, который будет сопровождать его до конца. Франческо Мельци станет и его наследником. Они познакомятся, когда ему будет 15, а Леонардо 26 лет. В это время он открыл собственную мастерскую и вскоре получил большой заказ от монахов. Картина «Поклонение волхвов» так и осталась не дописанной, но в ней автор, якобы, изобразил сам себя. Справа, в углу, повернув голову, стоит кудрявый юноша. Он смотрит не в центр, где восседает Мария с малышом, и куда обращены взоры всех изображенных людей, словно единственный видит что-то вдалеке. Он начал ее писать в 1481 году, но вскоре отбыл в Милан и уже к ней не возвратился.

В Ватикане еще одна работа этого года - также не оконченная: «Святой Иероним», которую постигла печальная судьба. После смерти живописца, ее разрезали пополам, а нижнюю часть использовали как столешницу. Обнаружил ее в лавке один из кардиналов совершенно случайно через 150 лет, а папа римский ее выкупил за 2,5 млн франков.

Отвлек от этих работ Леонардо еще один заказ: сам Лоренцо Медичи, глава Флорентийской республики, знаток искусства и меценат, попросил его съездить в Милан якобы с миротворческой миссией. В те времена регионы Италии конфликтовали, виной тому была неспокойная Венеция.

Зная любовь герцога Лодовика Моро к музыке, Леонардо сделал ему в качестве подарка лиру, нижнюю деку которой украшал серебряный щит в форме головы лошади. Он и сам исполнил на ней кантату, это был любимый инструмент Леонардо, на котором он виртуозно играл. Художественное дополнение было не только украшением, оно еще усиливало звук. Кантата, исполненная флорентийцем, превозносила герцога и династию Сфорца, а больше всего регента Моро. Кроме того, положила начало дружбы между знатью и Леонардо. Известно, что он написал портреты обеих фавориток герцога: Чечилия изображена на картине «Дама с горностаем» (это животное есть на гербе Сфорца), а Лукреция позировала ему для портрета «Прекрасной Ферроньеры». Кстати, первый портрет хранится в Польше – единственный из четырех женских портретов, написанных да Винчи.

Тогда же начата работа над заказом герцога по созданию памятника Сфорца на коне. Первоначальный глиняный вариант был поврежден, когда французы захватили Милан, и правителям пришлось его покинуть. Так что до бронзового исполнения так дело и дошло.

Миланский период для 30-летнего Леонардо был плодотворным. Он был очень хорош собой, остроумен, интересен, поэтому не удивительно, что историки приписывают ему роман с одной из любовниц герцога. Платонический он был или вполне реальный - это еще одна тайна великого да Винчи, о личной жизни которого практически не сохранилось документальных данных. Некоторые его считали гомосексуалистом, но многие – девственником.

В ту первую поездку в Милан Леонардо привез с собой не только лиру, но и письмо с предложением услуг по военной части. Он пишет, что владеет несколькими уникальными рецептами против врагов. Например, знает, как потопить корабль и построить спингарды - орудия для разрушения стен. Инженерный талант пришелся по вкусу и Моро зачислил его в штат герцогских инженеров. Леонардо рьяно взялся за дело: он принялся укреплять и украшать фасад замка, проектировать ходы и дверь, которая закрывается с помощью противовеса.

Сохранились чертежи, где архитектурная и инженерная мысль Леонарда говорит о прекрасном знании фортификации, его передовых идеях в области оборонного дела.

Помимо этих забот, он был привлечен к строительству Миланского собора, вокруг которого шли противостояния немецких и итальянских мастеров. Наброски того времени показывают, каким упорством работал да Винчи над решением задачи размещения куполов. Он даже успел получить гонорар за проект, но продолжил многовековое строительство готического Дуомо другой флорентийский архитектор.

Тем не менее среди рисунков, оставленных Леонардо, есть несколько, посвященных архитектуре церквей и соборов, эскизы укреплений фундаментов и устойчивости декоративных элементов. А по просьбе герцога он начал писать «Трактат о живописи», чтобы подвести черту под их спором – что важнее из всех искусств.

Но этот труд стал гораздо шире, хотя как другие его проекты. Всего им написано тринадцать произведений об искусстве. К нему он относился с точным научным подходом: те же наблюдения, исследования, опыты. Он многое читал, изучал, чтобы привнести новое в технику живописи.

Он пишет «Мадонну в гроте» и «Портрет музыканта», приступает к работе над фреской «Тайная вечеря». Эта масштабная работа будет с ним почти три года. Он закончит ее к 46-ти годам. Всего при дворе миланского герцога он проведет семнадцать лет, изредка покидая его по делам в другие города.

Параллельно он ведет инженерную деятельность. В его рукописях появляются исследования, рисунки и чертежи, посвященные авиации. Он изобретал механизм, напоминающий вертолет и прообраз будущего современного парашюта.

Во Флоренции он не был долгое время. Он вернулся домой вслед за своей славой. Но здесь все изменилось, ушел Лоренцо Медичи, новые правители были далеки от искусства, больших заказов он не получал.

Единственным значимым предложением от представителей церкви стала картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем», над которой он будет трудиться 10 лет. Он также предлагал властям проект канала Флоренция-Пиза, но правители этих городов все время враждовали, и инженерный талант Леонардо оказался не у дел.

Зато в Романье, регионе Италии, где новый правитель – молодой герцог Чезаре Борджиа пытался объединить мелкие феодальные земли в одно государство, его знания наук пригодилось. Он с удовольствием откликнулся на приглашение герцога. Задача соединить городок Чезену каналом с Адриатическим портом. Однако жизнь там была очень беспокойной из-за военных конфликтов и покушений на герцога. Леонардо оставил проект и отбыл в Константинополь строить мост.

Он писал властям Турции, предлагая свои разнообразные услуги, и вот получил приглашение. Турецкая история также оказалась короткой: он оставил свои расчеты и поехал во Флоренцию, где все же решили прокладывать канал. Гидравлическое сооружение от Флоренции до Пизы детально расписан в «Атлантическом кодексе». Он со знанием дела подходит к мелочам, расчетам, изучает строение земли и думает об укреплении.

Но и живопись не бросает. В этот раз ужасы войны он отразил в полотне «Битва при Ангиари». Фреска не сохранилась.

К этому периоду относится создание самой загадочной его работы: портрета Моны Лизы. До сих пор остается неизвестным, кто эта женщина и в чем ее тайна. С этой работой он едет во Флоренцию, и только через некоторое время пишет фон картины. Никогда художник с ней не расставался, и существует множество версий такой заботы, в общем-то не свойственной Леонардо.

Следующие семь лет, с лета 1506 года он проведет в Милане по приглашению французского наместника. Город находится под его управлением, некогда могущественный клан Сфорца был частично уничтожен, кто-то выжил, спасаясь бегством. В этот период умирает его отец, дела призывают отправиться во Флоренцию, где его ждут несколько неприятных месяцев. Похороны омрачены склоками в семье, из-за отсутствия завещания. Раздел имущества произошел негласно между сводными братьями и сестрами, не учитывающими в этом деле Леонардо. Старший сын, да еще и незаконнорожденный не входил в их планы. Вскоре умер и дядя Франческо, оставив и завещание, и долю наследства для племянника. Братья пошли на крайние меры, пытаясь подделать документ. Так что без суда не обошлось. Кстати, процесс он выиграл, и биться было за что: в собственности отца было несколько земельных участков, капитал и недвижимость.

Но на братьев обиду долго не стал таить: перед смертью, он оставил им свои сбережения. Деньги он не считал чем-то ценным, в отличие от картин и рукописей – это безусловное богатство, и оно семье не досталось.

В 1509 году он приступил к строительству шлюза, который бы защитил Милан от паводков. Но его не завершили, сославшись на отсутствие финансирования.

Многие полезные инженерные так и остались лишь на бумаге, впрочем, как и десяток не воплощенных в мрамор и бронзу скульптур. В виде эскизов остался последний крупный проект скульптуры, над которой работал Леонардо в 60-летнем возрасте: статуя маршала Тривульцио на коне. На этот раз помешали обстоятельства: Милан захватили французы, которые удерживали власть в городе больше года. Возвращение Сфорцев не сулило да Винчи ничего хорошего, он попал в опалу, как человек, состоявший у французов на службе. Поэтому он был рад приглашению в Рим, где к власти пришел новый папа из рода Медичей, всегда благоволивших к гению. Но и там ему ставили палки в колеса. Леонардо оставил запись, как ему не давали вести анатомические исследования, которыми он увлечен последние несколько лет. В его адрес потоком шли доносы на то, то он работает с трупами, видели в этом не здоровый интерес. Между тем, он оставил после себя исследования, детально изучив строение всех мышц человеческого тела, что было востребовано не только скульпторами, но и медиками.

В Лувре находится и последняя художественная работа мастера - «Иоанн Креститель», написанная им в Риме. Он наделся получить работу для росписи Сикстинской капеллы, но ее отдали более молодым коллегам. В спину пожилому творцу уже дышали Микеладжело, Рафаэль и многие другие талантливые художники.

Последний приют

Когда король Франции предложил заманчивые условия для деятельности и жизни, то Леонардо сразу же согласился. В 63 года здоровье пошаливало, а на родине никто не ждал. Со своим учеником, с которым он не расставался почти 30 лет, он отправился в свое последнее путешествие.

Приняли его с почестями, дали титул «первого живописца и архитектора» при короле. Предоставили хоромы в замке, доход в размере семисот золотых экю в год. Из окна спальни он видел удивительный замок покровителя и сделал рисунок. Туристы его могут видеть среди некоторых вещей, обстановки, в которой умирал творец.

У него плохо двигалась рука, последний год он практически не вставал с кровати. Он умер на 68-м году жизни в спокойной обстановке, в заботе и внимании учеников.

Его наследник Франческо Мельци всю свою жизнь хранил картины и гору рукописей на самые разные темы, из которых сохранилась только треть.

Личность да Винчи – самая таинственная, гениальная и малоизученная в истории.

Биография итальянца весьма скудна, а свою личную жизнь он держал под тяжелым замком – о ней ходят легенды, но достоверных источников нет.

Зато картины, изобретения, теории, дневники мастера подлежат известности и могут пролить свет на некоторые подробности его жизни.

Великий ученый и художник всегда выделялся на фоне других. Ещё в детстве он был невероятно любопытным, спрашивая обо всём, что видел и слышал.

Тяжело пережив разлуку с матерью, еще будучи ребёнком он замкнулся в себе, а, повзрослев, стал жить в мире творчества, посвятил всего себя поискам ответов на волнующие вопросы.

Рождение и детство

Родился да Винчи 15 апреля 1451 года в селе Анкиано, которое находилось около посёлка Винчи, Флоренция. Родители не состояли в браке - это повлияло на внутренний мир мальчика и его взаимоотношения с папой. Матерью Леонардо была крестьянка Катерина, отцом – молодой нотариус Пьеро.

Изначально сын жил с Катериной, затем папа забрал его к себе. На тот момент Пьеро был женат впервые, но детей у пары не было. Спустя 10 лет мачеха да Винчи умерла, отец женился снова и повторно овдовел. В целом, у мальчика было 4 мачехи, 12 братьев и сестёр.

В 14 лет он поступил в мастерскую художника Андреа Верроккьо в качестве подмастерья. Заведение удобно расположилось в самом центре интеллектуальной Италии. Эта работа и определила дальнейшую судьбу уникального человека.

Юность

Параллельно с работой, юный да Винчи обучался гуманитарным и техническим наукам.

За несколько лет он изучил:

  • металлургию;
  • химию;
  • черчение;
  • скульптуру;
  • рисование;
  • моделирование.

Вместе с дарованием, в мастерской Верроккьо обучались известные мастера Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, Перуджино. В 20 лет Леонардо получил квалифицированность мастера в Гильдии Святого Луки. Спустя 4 года его обвинили в содомии, но на суде оправдали.

Первые художественные шедевры

Первым шедевром Леонардо стала картина «Крещение Христа», которую заказали Верроккьо.

Мастер попросил ученика нарисовать одного из двух ангелов и пейзаж. Сам Андреа написал остальные части полотна, в том числе и второго ангела. Разница между ними оказалась колоссальна – ангел да Винчи получился лучше. Верроккьо настолько поразился, что забросил кисть.

Следующими работами гения стали «Благовещение», «Мадонна с вазой», «Мадонна Бенуа».

Трудно представить, что эти шедевры появились из-под кисти 20-летнего парня.

Первый большой заказ Леонардо получил в 30 лет. Монастырь Сан Донато а Систо попросил написать полотно «Поклонение волхвов», которое да Винчи так и не закончил.

В этом же возрасте художник занимался еще одной крупной работой – картиной «Святой Иероним».

Личная жизнь

Да Винчи слыл известной личностью и при жизни - его всегда окружали друзья и ученики. Но интимные отношения мастер не желал раскрывать.

На протяжении 67 лет, он ни разу не женился. Некоторые историки считают, что между гением и Чечилией Галлерани, с которой списан портрет «Дамы с горностаем», была любовная связь.

Другие же историки уверяют, что итальянец предпочитал мужчин. Один из учеников по имени Салаи, служивший мастеру натурщиком для картин «Иоанн Креститель» и «Бакх», якобы являлся возлюбленным учителя. Существует и теория, что Леонардо был девственником и никого не любил, посвятив всего себя изучению неизведанного.

Последние годы жизни

В последние годы жизни итальянец прожил в замке Кло-Люсе, приняв приглашение французского короля Франциска I.

Он почти не рисовал, но успешно занимался организацией праздников при дворе, а также планировал новый дворец в Роморантане, спиральную лестницу в замке Шамбор, канал между Соной и Луарой.

В 65 лет Леонардо стало трудно передвигаться, онемела правая рука. Перед смертью он постоянно находился в постели, ходил только при помощи близких людей.

Скончался гений всех времён 2 мая в 1519 году, в замке Кло-Люсе, среди своих учеников и шедевров.

Похоронили гениального художника в замке Амбуаз и в его честь на могильной плите выбили надпись, которая гласит, что в стенах монастыря покоится прах величайшего человека, посетившего Французское королевство.

Творчество Леонардо да Винчи

Он оставил после себя множество открытий, произведений искусства, записей, которые дают развёрнутые энциклопедические сведения по различным наукам.

Искусство

Современники знают да Винчи в роли художника, хотя сам мастер считал написание картин лишь хобби, и с возрастом уделял ему всё меньше времени. Но даже в нём гений преуспел – создал собственную технику, поставил живопись Возрождения на новый, более высокий уровень.

Он писал не только темперой, которой пользовалось большинство художников эпохи, а и маслом, придававшим фигурам образности.

Да Винчи виртуозно играл на лире. Когда его судили, в деле речь шла про музыканта, а не художника или изобретателя. Считается, что он занимался и скульптурой. Но до наших дней дошла только терракотовая голова.

Научные изобретения «Мага от науки»

Леонардо углублённо занимался наукой, он создал множество вещей, облегчивших жизнь человечеству. Хотя половину из них называют приписанными автору, это всё же заслуженно.

Список внушительный:

  • подводная лодка;
  • водолазный костюм;
  • парашют
  • бронированный танк;
  • двухлинзовый телескоп;
  • переносной мост;
  • прожектор;
  • самоходная тележка (прототип автомобиля);
  • подшипник;
  • робот;
  • колесцовый замок, ставший популярным еще при жизни создателя.

Да Винчи был одержим идеей полёта и мечтал спроектировать самолёт. Среди его чертежей нашли схему летательного аппарата орнитоптера, который изобретатель так и не успел испробовать.

Анатомия и медицина

Леонардо сделал тысячи медицинских заметок и анатомических эскизов. Он стремился подробно изучить человеческий организм. Для этого ученый даже сам проводил вскрытие трупов. Ему удалось почти в точности воспроизвести человека изнутри, неточной получилась только репродуктивная женская система.

Гений основал динамическую анатомию, изобрёл стеклянную модель для изучения сердечных клапанов, первым определил пропорции скелета и опроверг многие теории о медицине того времени. Он опередил анатомическую практику на 300 лет.

Литература великого мыслителя

Литературное наследие итальянца дошло до потомков в хаотическом виде. После смерти гения его ученик и друг Франческо Мельци скомпоновал из отрывков про искусство «Трактат о живописи», который опубликовали в 1651 году.

Помимо этих отрывков, в записях Леонардо можно найти множество прозаических произведений:

  • басен,
  • фацеции (шутливых рассказов);
  • афоризмов;
  • аллегорий;
  • пророчеств.

Среди последних половина уже сбылась. Так, гений предсказал появление телефонной связи, двуручной пилы, сельскохозяйственных машин. Другие пророчества, которые еще не свершились, больше похожи на библейские – в них речь идёт про демонов и катаклизмы.

Дневники Леонардо

Великий Леонардо вёл 120 дневников, из которых на сегодняшний день уцелело приблизительно 7000 страниц. На них можно найти чертежи различных изобретений, эскизы анатомии человека, заметки юным художникам, архитекторам, музыкантам, философские изречения, шуточные произведения, басни и пророчества.

Всё написано левой рукой и в зеркальном отображении – слева направо. Зеркальный код да Винчи разгадали только на рубеже XX и XXI века.

Бесценные дневники после смерти автора хранились у Франческо Мельци, а затем рукописи непонятным образом пропали. Лишь отдельные фрагменты нашлись у друзей и родных Леонардо. Впервые часть дневников опубликовал Карло Аморетти – хранитель Амброзианской библиотеки.

Ученики – молодые живописцы да Винчи

Став мастером, Леонардо да Винчи основал свою мастерскую, в которой обучал искусству других. Среди молодых учеников известность обрели:

  • Бернардино Луини;
  • Амброджо де Предис;
  • Франческо Мельци;
  • Андреа Соларио;
  • Джованни Больтраффио;
  • Чезаре да Сесто;
  • Джампетрино.

Мастер передал практические рекомендации молодым живописцам в своих дневниках. Он советовал развивать память и воображение, находить в обычных формах новое и удивительное, больше внимания уделять природе, изучать картины знаменитых художников, историю и теорию живописи, приступать к практике подготовленными.

Интересные факты, тайны и вымыслы художника

Личность да Винчи окружена загадочностью. Его считали чёрным магом, пришельцем или путешественником во времени. Близкие друзья ценили и любили его, ревностно охраняя тайны.

Всё же некоторые интересные факты достоверно известны современникам:

  1. Гений первым понял, . В своих дневниках он написал, что виной тому освещённые частицы воздуха, расположенные между Землей и космосом. Примечательно, что Леонардо называл космос «небесной чернотой».
  2. В дневниках да Винчи обращался к себе на «ты», также говоря с возможными читателями. Это свидетельствует про нестабильное психическое состояние.
  3. Спал итальянец по 15 минут каждые четыре часа. Такая техника сна применялась во многие века. Она способствует увеличению производительности, улучшению самочувствия, уменьшению времени, потраченного на сон.

Споры о том, кем был Леонардо да Винчи – мистической или просто нестандартной личностью ведутся до сих пор. В любом случае, это был уникальный многогранный человек, который оказал величайшее влияние на цивилизацию. Его можно любить или ненавидеть, но не восхищаться им при этом невозможно.

( 1452 - 1519 )

Известно, что Леонардо да Винчи носил свою знаменитую “Мону Лизу” с собой, где бы он ни был, до тех пор пока она не была закончена. Да Винчи стал одним из самых известных художников, скульпторов, изобретателей, философов, архитекторов и мыслителей своего времени. Хотя эскизы и записи предоставляли много информации о биографии Леонардо да Винчи, автопортрет под названием “Portrait in Red Chalk ” и биография, написанная Джорджо Вазари – вся информация про этого великого человека, опережавшего свое время на много лет вперед. Однако до сих пор не доказано, что этот автопортрет действительно принадлежит да Винчи.

Родился Леонардо около городка Винчи 15 апреля 1452 года, вырос во Флоренции где он начал делать первые наброски и рисовать. В возрасте 14 лет да Винчи начал обучение с Андреа дель Вероккио. Работы да Винчи были настолько восхитительны, что его нанял герцог из Милана, с 1480 по 1500 года. В это время Леонардо да Винчи сконструировал огромного бронзового коня, Гран Кавалло. Но так как город вскоре был атакован французами, бронзу использовали изготовления оружия. Но чертежи того, как должен был выглядеть этот бронзовый конь до сих пор существуют.

Несколько лет, начиная с 1513, Леонардо да Винчи жил в Риме и был на равне с величайшими художниками всех времен: Микеланджело и Рафаэлем. Споры между да Винчи и Микеланджело сопровождались критикой творческих возможностей друг друга. Леонардо даже сдвинул Статую Давида Микеланджело с ее первоначальной позиции.

Судя по биографии Леонардо да Винчи, был человеком строгих моральных качеств. Он очень любил животных, по этому был вегетерианцом. Он верил, что животные – божественные существа и не должны быть тронуты человеком.

“Мадонна Литта” была одной из ранних работ гения. “Тайная вечеря” стала всемирно известной, и является одной из лучших работ Леонардо да Винчи. Так же Леонардо продолжал рисовать чертежи и обрел нескольких последователей, которые помогали ему в его работе.

Всего у Леонардо да Винчи около 15,000 инженерных чертежей и заметок. Да Винчи был левшой и мог писать в обратном порядке, его письмена можно было прочесть с помощью зеркала. Так же считается, что это помогало ему держать его работы в тайне, как бы шифровать их, что бы никто не использовал изобретения да Винчи, такие как изобретение современного танка. Конструкция робота “Робот Леонардо да Винчи” не была обнаружена до 1950 года. Эти чертежи включают в себя чертежи того как сердце будет качать кровь в мышцы этого ”создания”. Леонардо также подготовил чертежи и эскизы того как люди смогут летать. Изучая птиц, да Винчи изобрел планер, парашют, машину, которая впоследствии позволит людям летать - вертолет. Изобретения Леонардо да Винчи бесчисленны, он был величайшим ученым, опережишим свое время. Но, как это часто бывает, мало изобретений Леонардо получили признание при его жизни, лишь сейчас многие его изобретения усовершенствованы и активно используються в повседневной жизни. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года.

Леонардо да Винчи (1452-1519 годы) – полное имя Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, один из величайших представителей эпохи Возрождения. Его необычайные и многогранные дарования вызывали изумление и восторг современников, для которых он олицетворял образец гармонически развитого человека. Величайший итальянский живописец, пробовавший свои силы как скульптур и зодчий, он был также гениальным естествоиспытателем, анатомом, выдающимся математиком, механиком, инженером, одаренным писателем и музыкантом.


Становление Леонардо, как художника, началось во Флоренции. Леонардо, сын мелкого служащего из местечка Винчи, в ранней юности прибыл с семьей отца во Флоренцию, где в 1469 году стал учеником Андреа дель Верроккио — прославленного ваятеля и живописца. Работая в его мастерской, он написал в картине мастера «Крещение Христа» левую фигуру ангела.

К ранним его работам относится эрмитажная «Мадонна с цветком». В ней уже присутствуют основные черты творчества Леонардо — интерес к психологии, необычность во всем: в цвете, композиции, светотеневой моделировке, перспективе. Вторая, незаконченная работа «Поклонение волхвов».

В 1482 году Леонардо приезжает на жительство в Милан и начинает работать при дворе Миланского герцога Людовико Моро (Сфорца). Миланский период самый продуктивный в творчестве гения. Он начинает трудиться над конной статуей Франческо Сфорца. Была изготовлена грандиозная глиняная модель высотой в 7 метров. Пишет также картину «Мадонна в гроте». В этой картине все идеально рассчитано и поражает ясностью композиционного решения. Фигуры связаны пейзажем, легко вписываются в пирамидальную композицию. Лица изображенных отмечены удивительной живописью, на лице Мадонны легкая улыбка, а еле уловимая светотень, знаменитое «сфумато» да Винчи, создает ощущение неяркого света.

В трапезной Миланского храма Санта-Мария-делле-Грацие Леонардо начинает в 1495 году писать свою чудесную фреску «Тайная вечеря» размерами 8,6 на 4,5 метров. Тема фрески — драматический момент разоблачения и осуждение коварства и вероломства. Центром композиции является Христос, а сидящие по обе стороны от Него апостолы выражают 12 различных реакций на слова Христа.

Особым обаянием отличаются женские портреты Леонардо да Винчи: «Портрет Чечилии Галерани», «Портрет Джиневры Бенчи», «Дама с горностаем», «Мадонна Литта» а также самый известный в мире «Портрет Моны Лизы Джоконды», написанные в 1490-1506 годах.

В 1500 году Леонардо возвращается во Флоренцию, где создает картон фрески «Битва при Ангиари» для большого зала «Совета при дворце Синьории».

Многие молодые художники копировали его работы, пытаясь приблизиться к таланту гения.

Последние годы жизни гениального художника прошли в странствиях. В 1517 г. он был приглашен во дворец французского короля Франциска I. Здесь Леонардо да Винчи ушел из мира в возрасте 67 лет.

Его наследие поистине неоценимо. Помимо работ, имеющихся неоценимую художественную ценность, он оставил потомкам множество изобретений, результатов геологических исследований, анатомических зарисовок, работ по архитектуре, гидравлике, оптике, дневников, написанных в зеркальном отражении, философских трудов.

Леонардо да Винчи кратко.