Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Догоны и пришельцы с сириуса. Догоны и сириус

Догоны и пришельцы с сириуса. Догоны и сириус

Страна загадочных догонов – это излучина реки Нигер, сердце западноафриканского Сахеля. Здесь сходятся Сахара и зона саванн. Догоны проживают на территории Мали и Буркина-Фасо. Ни одна ни другая страна не относится к разряду «туристических» – в них отсутствует развитая инфраструктура, за пределами столиц практически нет хороших отелей, дорог мало. Так что при посещении плато Бандиагара, где живут догоны, надо рассчитывать на походный или полупоходный образ жизни. Прямых рейсов ни в столицу Мали Бамако, ни в столицу Буркина-Фасо Уагадугу из Москвы нет. Перелет через Париж авиакомпанией «Эр Франс», а далее – по обстоятельствам. Перед поездкой необходимо позаботиться о прививках, поскольку страны Западной Африки неблагополучны с точки зрения эпидемических и прочих заболеваний, связанных с питанием и питьем.

Там, где мутные воды Нигера широкой дугой огибают буроватые обрывы ожелезненных песчаников, за иссохшим плато Бандиагара живут догоны. «Гран-Лярус», обстоятельная французская энциклопедия, уделяет этому народу всего несколько строчек: «Догоны сохранили свою специфическую древнюю культуру». Затем следует несколько слов о догонских масках. Но разве найдется в Африке племя или народность, у которой их не было? И хотя догонскую работу по дереву специалисты считают шедевром африканского искусства, самое интересное у этого племени – его духовная культура. Его удивительно стройные мифы. Его – да позволят нам это выражение – «теория мироздания».

Странная «бледная лиса»

Догонов насчитывается триста тысяч. Не самая маленькая и не самая крупная африканская народность, за пределами узкого круга специалистов мало кому известная. Когда-то, лет за тысячу до наших дней, они жили в верховьях Нигера, в области Мандэ, самом центре древней империи Мандинго. Тогда их жилища усеивали склоны гор Курула. В этот горный район догоны, как говорят их предания, попали из области Дьягу, откуда Нигер начинает свой извилистый путь к океану. Переселение за переселением, смешение с другими племенами – вот вкратце вся ранняя история догонов. В середине десятого столетия до Мандэ – родины догонов того времени – докатилась волна ислама. Натиск ее был не так уж силен, словно растеряла она силу в безлюдье Сахары, и люди отказались принять новую религию. Одно из догонских племен – ару отправилось вниз по Нигеру искать новую родину. Постепенно все родичи перебрались в район плато Бандиагара, вытеснив оттуда к концу XIII века прежних жителей – племя теллем. Тогда-то, в эпоху переселения, и зародилось деление догонов на четыре племени: дьон, ару, оно и домно. Поскольку каждое из них добиралось до Бандиагары своим путем, то и селилось оно отдельно от других, в своем собственном районе. Теперь все переменилось: нередко представители различных племен живут в одной деревне, но прежняя обособленность сохраняется. Впрочем, общению нередко препятствует языковой барьер: разговорный язык догонов, «догосо», делится на множество диалектов, порой разительно отличающихся один от другого. Общим остается только ритуальный «сигисо» – архаичный и понятный теперь уже лишь посвященным – язык знахарей и колдунов, язык жрецов древней религии, язык «бледной лисы».

«Бледная лиса» – маленький светлорыжий зверек, которого догоны считают своим прародителем, водится в изобилии в их горах. «Бледная лиса» в свое время умела говорить на языке «сигисо» и рассказала догонам их мифы.

Два этнографа

Волею исторических судеб догоны, как и большинство суданских народностей, в конце XIX века оказались под французским владычеством. Им при этом до некоторой степени «повезло»: колонизаторы не слишком-то жаловали их труднодоступный засушливый край. Может быть, оттого Бандиагара и стала этнографическим заповедником.


Дорогу в эти места проложил в начале века лейтенант колониальных войск Луи Деплань. Культура «дикарей» его не интересовала, но, составляя их список, он отметил догонов. Открывателем этой культуры для европейцев надо считать Марселя Гриоля. Ему было чуть больше тридцати, когда в составе Транссуданской экспедиции он попал в Бандиагару. К тому времени в Европе уже хорошо знали африканскую скульптуру: ритуальные и культовые статуэтки из бронзы, слоновой кости, черного дерева. Молодого ученого привлекла иная сторона духовной жизни африканцев. Едва ли не первым из европейцев он занялся изучением ритуальных масок. Тщательно допытывался до смыслового значения цвета, декора, орнамента – каждой линии, каждого выступа на маске. Он подружился со многими знатоками древних обычаев: Оготеммели, Оньонлу, Акундьо Доло, со жрецами – Манда из Оросонго и Номмо из Нандули, и еще многими другими догонами. «Наши отношения были подлинно сердечными», – напишет много лет спустя Жермена Дитерлен, верная спутница Гриоля. Экспедиции отправлялись одна за другой. Стараясь как можно полнее познакомиться с жизнью догонов, Гриоль приезжал к ним и в сезон дождей, и в жару, когда в выжженной безжалостным солнцем стране становилось трудно даже собственным жителям. А что уж говорить о пришельцах! Деплань написал в сердцах в рапорте: «Я не встречал столь мало приспособленной для человека страны, как земля догонов».

Вторая мировая война прервала полевые исследования, а когда после многолетнего перерыва Гриоль вернулся к своим друзьям, те встретили его с почетом и решили посвятить в самую сокровенную свою тайну – миф о сотворении мира. Это решение верховных жрецов и патриархов родов представители племени выполняли больше месяца. Тридцать три дня шла предварительная подготовка.

У догонов нет письменности. Миф заучивают наизусть и в таком виде передают потомкам. Существуют, правда, тысячи вспомогательных знаков. Но это лишь мнемонические средства, иллюстрирующие основные идеи мифа. Ежедневно после многочасового сеанса обучения таинственным знакам мифа учитель-догон приходил на совет старейшин и сообщал об успехах белых учеников. На тридцать четвертый день Гриоль услышал наконец «светлое слово» – сущность догонского мифа. При жизни Гриоль успел опубликовать только одно-единственное краткое сообщение о догонской концепции мироздания. В 1956 году он умер во время очередной экспедиции в страну своих исследований.


Жители области Санга, где работал Гриоль, воздали ему наивысшую почесть, какой до тех пор не заслужил ни один европеец: памяти умершего ученого была посвящена самая главная, самая торжественная церемония похоронного обряда – снятие траура, или «дамана», что на священном языке значит «большой запрет». Когда умирает человек, на его близких родственников налагают множество запретов: нельзя есть многих вещей, нельзя выполнять определенные работы. Срок запрета зависит от положения, которое занимал умерший в племени при жизни. Дело в том, что на «снятие траура» приглашаются старейшины всех родов племени. Каждый из них является на поминки в сопровождении многочисленной свиты. Хозяева не жалеют для гостей просяного пива и еды. Нередко на угощение уходит весь урожай семейного поля. Чем знатнее был покойник, тем больше гостей, тем больше пива надо для «дамана», тем дольше носят траур…

Уступы плато Бандиагара в Мали, к которым прилепились хижины догонов

Французского этнографа поминало все племя. За две луны до начала церемонии юноши ушли в саванну собирать дерево и травы, а потом в деревнях закипела работа: делали маски и браслеты, сплетали травяные юбки, красили парики.

Под вечер, надев угловатые самодельные траурные обновки, подпоясавшись белыми кушаками, посвященные начали на окраине деревни медленный нескончаемый танец. Под ритмичное уханье барабанов извивающаяся змейкой цепь танцоров отправилась в скалы. Туда, где на голой площадке установлена громадная глыба камня – «Аммагину» – Дом бога. Здесь, перед алтарем, всю ночь продолжалась священная пляска, видеть которую разрешено немногим – лишь тем, кто принят в мужское братство племени. Догоны провожали душу ученого к Амма, высшую тайну которого они открыли чужому человеку, да к тому же европейцу.

К утру танцоры вернулись в деревню. На пыльной площади возобновились печальные пляски. Многочисленные гости уже расселись на циновках. Пир длился до вечера. В косых лучах предзакатного солнца малыши поднесли предводителю танцоров дары: кувшины просяного пива, блюдо риса, связку вяленой рыбы, немного соли. В последний раз пустилась вдоль деревни вереница танцоров, поливая землю пивом и посыпая зерном. Все мужчины и женщины устремились вслед. Каждый человек держал в руках глиняный черепок. Шествие направилось к южной околице селения, потому что духи умерших живут где-то далеко к югу от страны догонов. Отчаянно бубнили барабаны. Выстроились в ряд, каждый зашвырнул как можно дальше свой черепок и без оглядки пустился наутек… Душа усопшего ученого переселилась в дом догонского бога. Перед капищем всю ночь стояли горшок с просяным бульоном и кувшин пива – пусть душа человечья отпразднует свое переселение…

Прошло девять лет. В Париже под редакцией Жермены Дитерлен вышла первая часть собранных французскими этнографами преданий – «Бледная лиса», космогонический миф догонов. Книга была тщательно прокомментирована Гриолем и его ученицей. Но за пределами узкого круга специалистов она не вызвала интереса. Впрочем, работа и не была предназначена широкой публике.

Хижины догонов нередко украшены орнаментом, содержащим сюжеты из прошлой жизни племени

Однако десять лет спустя появилась другая книга. Выпустил ее Эрик Геррье, астроном из Марселя, страстный любитель археологии и этнографии. Наблюдая за первыми шагами человека по лунной поверхности, Геррье вспомнил, что когда-то читал нечто похожее. Только где, в каком фантастическом романе? Память заработала и привела в неожиданное: «Бледная лиса»! Первое в истории человечества прилунение живо напоминал о описание в догонском мифе прибытия «ковчега Номмо», а следы астронавтов вызывали в памяти след медной сандалии Номмо.

Геррье перечитал миф, разыскал более раннюю работу Гриоля «Суданская система Сириуса». Астронома поразил и содержащиеся в этих работах сведения. Они были обычны для этнографа, записывающего миф, и не вызывали у него чрезмерного интереса, но астрономы, видно, не часто заглядывают в работы гуманитариев. Космогоническая систем адогонов удивительно совпадала с новейшими теориями и гипотезами! Гриоль и Дитерлен старались как можно вернее, как можно объективнее передать первичный материал. Их вовсе не интересовал простой вопрос: откуда у догонов такие знания? А Геррье задал его в первую очередь.

Он встретился с Жерменой Дитерлен. Очень скоро Геррье убедился, что почтенная дама – этнограф имеет самое приблизительное представление о космических полетах. Астроном облегченно вздохнул. Отпадал важнейший упрек, который скептики могли адресовать Гриолю и Дитерлен: они, мол, вложили в уста догонов то, что знали сами. Геррье решил переложить миф на язык наших дней, воспользоваться современными научными понятиями.

Здесь стоит сделать маленькое отступление. Как уже сказано, догонские мифы передаются изустно, с помощью целого арсенала мнемонических знаков, с каждым из которых связаны образы, метафоры, сравнения. Часто слово в мифе имеет несколько иное значение, чем в обиходном языке. В рассказе нельзя менять ни единого слова, ни одной буквы, потому что это может нарушить целое, исказить смысл. Гриоль и Дитерлен записывали прежде всего фабулу мифа. Потом они приводили пояснения самих оигонов к рассказанному. Комментарий Геррье – это попытка переложить догонский миф на язык современной науки, сопоставить его с современными гипотезами строения Вселенной.

«Вначале был Амма…»

«Вначале был Амма, бог в виде круглого яйца, который покоился ни на чем, – так начинается догонский миф. – Он состоял из четырех овальных, слитых друг с другом частей. Кроме этого, не было ничего». Имя бога – Амма – в современном языке значит «держать сжатым», «крепко обнимать», «удерживать на одном месте». И Амма удерживал, сжимал четыре основных элемента: воду («ди»), воздух («оньо»), огонь («яу») и землю («минне»). Амма имел форму маленького просяного зернышка «по». А «по» у догонов – основной элемент мира.

Главная задача верховного существа в любой мифологии – творить мир. И Амма в каждой из четырех своих частей вызывает взрыв, «который и является причиной существования». Потому он и получает свой основной эпитет «крутящийся вихрь». В дальнейшем поясняется, что вихрь этот кружится по спирали. Такой образ можно приписать и маленькому атому с электронным облаком, вращающимся вокруг ядра, и гигантской звездной системе – галактике: ведь большинство известных галактик относятся к классу спиральных.

(Как ни относись к комментарию Эрика Геррье, нельзя отделаться от мысли, что маленькое африканское племя поклонялось в образе Амма вечному потоку энергии…)

Творческий процесс Амма продолжался довольно оригинально. Он стал создавать знаки, «придающие всему миру цвет, форму, вещество». Знаки выходят изнутри вещей. Мы называем такие знаки химическими элементами. Вся совокупность знаков называется у догонов «невидимый Амма». Прежде всего были созданы два «направляющих знака» и восемь «главных». «Направляющие знаки» принадлежат Амма и только ему.

Коль скоро речь зашла о химических элементах, нетрудно предположить, что такими «направляющими знаками» могут определяться два элемента, играющие особую роль в строении космоса – водород и гелий. Тогда «главные знаки» можно отождествлять с группами периодической системы элементов. Правда, такое сравнение весьма рискованно, потому что в другом месте мифа знаки делятся на 22 семьи «царственных вещей», и тогда общее их число, упомянутое в мифе, в два с лишним раза превышает число известных нам химических элементов. Таким образом, аналогии и сравнения здесь выглядят весьма сомнительно. Но возникают они не случайно.

Таинственная сиги-толо

Догоны хорошо знают звездное небо. Звезда Гиены соответствует у них Проциону, звезда Льва – бете Овна, есть звезды Акациевого дерева, Риса, Сорго и множество других. «Глазами мира» называются Полярная звезда и Южный Крест. Есть в догонской астрономии удивительные сведения. Так, «звездой Дерева бала» они зовут один из четырех крупных спутников Юпитера, тех самых, с которыми европейцев познакомил Галилей. Правда, с помощью телескопа у старшего брата Земли открыта целая дюжина спутников, но у догонов телескопов нет и по сей день… Впрочем, на мысль о знакомстве предков этого народа с оптическими приборами наводит и название «Двойной глаз мира», данное альфе Южного Креста. В любой телескоп видно, что эта звезда двойная. Догонский символ Сатурна – две концентрические окружности – напоминает о знаменитых кольцах этой планеты, также недоступных нашему зрению. В языке «сиги-со» существует специальный термин «то-логонозе», или «обращающаяся звезда». Так называют спутники любого небесного тела. Все эти сведения, вызывающие уважение к догонской астрономии, меркнут рядом с их «теорией» «сиги-толо». Так именуют они прекраснейшую из небесных звезд, хорошо всем знакомый Сириус.

Видимый нам свет – только фрагмент звездной системы. Ее образуют главная звезда, или Сириус А, невидимый простым глазом белый карлик Сириус В, его догоны называют «по-толо» (а «по», как мы знаем, считается мельчайшей частичкой энергии, ее зерном), и еще одна невидимая звезда «эмме-я-толо» с планетой-спутником «ньян-толо». Относительно двух последних звезд и планеты догоны говорят, что они находятся так близко от Сириуса А, что не всегда видны. Хотя Сириус одна из ближайших к Земле звезд – до него всего 8, 5 световых лет, его спутник Сириус В открыт только в январе 1862 года Кларком, причем теоретическая орбита была вычислена всего лет десять до этого. Что же касается Сириуса С, то существование его до сих пор вызывает жаркие споры среди астрономов.

Но вот что говорят догоны: «Звезда «по-толо» обращается вокруг «сиги-толо». Один оборот длится 50 лет… «По-толо» регулирует движение «сиги-толо», которая движется по неправильной кривой». Именно искривленные движения Сириуса А привели ученых к открытию незаметного соседа. Период обращения Сириуса В составляет 50 земных лет… Кстати, о существовании меньшого брата звезды знают и близкие соседи догонов, например бамбара. А далеко на юге континента готтентоты называют Сириус «звездой рядом».

«По-толо» совершает вокруг Сириуса точно такой же оборот, что и «по» вокруг своего зародыша в лоне Амма… Когда «по-толо» находится вблизи звезды, та усиливает свой блеск; когда «по-толо»

удаляется, она начинает мигать так, что наблюдателю кажется, будто он видит много звезд». Впечатляющая картина, если учесть, что Сириус В не виден невооруженным глазом! На символическом догонском рисунке системы Сириуса «по-толо» показана кружком с точкой в центре. Но, как считают африканисты, на подобных изображениях ни одна точка не может появиться случайно. Геррье полагает, что этот рисунок – символ белого карлика. «Белые карлики как бы «вызревают» внутри звезд – красных гигантов – и «появляются на свет» после отделения наружных слоев гигантских звезд», – говорит советский астроном И. Шкловский.

Быт догонов сегодня ничем не подтверждает их глубокие познания в астрономии

А что говорят об этом догоны?

«По-толо» – самая тяжелая звезда… Она настолько тяжела, что все люди, вместе взятые, не смогли бы поднять маленького кусочка ее». Теперь сравните это с данными современной астрономии: масса Сириуса В составляет 0, 98 массы Солнца, а диаметр этой звезды всего в два с половиной раза больше диаметра Земли. Это дает фантастическую плотность: один кубический сантиметр весит примерно 50 тонн! Так что качественно догоны не ошиблись. Миф дает объяснение и высокой плотности вещества: «По-толо» состоит из трех основных элементов: «оньо» (воздуха), «ди» (воды) и «яу» (огня). «Минне» (земля) заменена другим элементом – «сагала», «который сверкает ярче железа». Современная астрофизика утверждает, что в процессе эволюции звезд происходит постепенное уплотнение и разогрев ядра. Когда температура его достигает ста миллионов градусов, начинается реакция синтеза трех ядер гелия в одно углеродное. Эта гелиевая вспышка длится недолго, но приводит к серьезным изменениям. Дальнейшая эволюция может пойти разными путями. Если масса звезды достаточно велика (в два-три Солнца примерно), гелиевое тело сбрасывает с себя оболочку. Ядро после катастрофического сжатия превращается или в «черную дыру», или в белого карлика, или в нейтронную звезду. Если сбрасывание вещества происходит быстро, вспыхивает сверхновая: блеск звезды возрастает в десять, а то и в сто миллионов раз, а потом медленно тускнеет в течение десятилетий. И вот оказывается, что догонский миф неоднократно упоминает о взрыве «по-толо»: когда люди были на Земле всего лишь год, звезда внезапно заблестела, а потом постепенно, в течение двухсот сорока лет блеск ее уменьшался. И дальше: содержимое «по-толо» извергалось в форме зерен «по». В системе мнемонических знаков догонов есть специальный рисунок: круг, внутри которого помещены направленные к центру штрихи, – так символически изображается уменьшение размеров звезды. Что это, случайность? Но тогда их слишком много в мифах африканского племени.

Когда французские этнографы спрашивали стариков, откуда у догонов такие необыкновенные сведения, те отвечали, что все космические объекты из группы Сириуса они наблюдают из пещеры. А где сама пещера? Это строжайшая тайна. Открыть ее белым жрецы наотрез отказались. Гриолю удалось только услышать еще одно упоминание, будто в пещере в большом количестве собраны «доказательства». Пояснять этот термин старцы не стали…

Почему же догоны столь большое место в своих преданиях уделяют мирам далеким и, казалось бы, совсем не связанным с земной жизнью? Оказывается, связь существует, и самая прямая: «Вначале место звезды «по-толо» было там, где сейчас находится Солнце. Солнце тоже было там. Но звезда «по-толо» удалилась от Земли, а Солнце осталось». В одной из частей «Бледной лисы» описывается, как люди были перенесены с планеты, солнцем которой была до своего взрыва «по-толо». Догонская метафора определяет это путешествие как «удачный брак». На рисунке-символе, изображающем этот «брак», Сириус превосходит размером Солнце! Радиус Сириуса А действительно в 1, 7 раза больше солнечного.

Сокровенная тайна Амма

«По» есть изначальный образ материи… Творческая воля Амма заключена была в «по», говорят догоны. Это начало всех вещей, потому что оно самое малое из всех. Если вспомнить, что Амма выступает в роли бога-энергии, то можно поразиться точности формулировки: мельчайшая частица является началом материи. «Все вещи, которые создал Амма, берут свое начало в маленьком зернышке «по». Начиная с самой мелкой, все вещи создает Амма, прибавляя одни и те же элементы. Все вещи Амма начинает создавать такими же маленькими, как «по»; потом он добавляет к созданным вещам новые порции маленьких «по». По мере того как Амма соединяет зерна «по», вещь становится все больше и больше». Вряд ли образованный человек сможет доступнее объяснить неграмотному строение вещества.

«Когда развивается жизнь, она развивается в вихре, который повторяет первое творение Амма. Жизнь развилась в тот же самый момент, когда сочетались зерна «по».

Сложный, архаичный, образный язык мифа порой иносказаниями переносит информацию, казалось бы, невероятную для первобытного народа.

«Слово «по» произошло от того же корня, что и слово «пок», что значит «закручиваться в спираль». «По», закрученное в себя самого, хранит «слово» до того момента, когда Амма прикажет освободить это «слово», дабы передать его всем творениям. «По» может превратиться в страшной силы ветер, но об этом нельзя говорить». Геррье считает, что тут говорится о возможности перехода материи в энергию – ни больше ни меньше. Не слишком ли смела эта интерпретация? Возможно. Но так говорят – дословно – догоны, и эта фраза составляет самую сокровенную тайну их мифов.

А вот другой фрагмент. Всем известно, какую важную роль в процессах органического синтеза играют ферменты, то есть вещества, ускоряющие химические реакции. Ферменты были открыты в конце прошлого века. А догоны из поколения в поколение учат строки своего мифа: «Заключенная в зерне жизнь благодаря «слову» подобна брожению пива в калебасе…»

Космические странствия

В «Бледной лисе» описаны две «космические одиссеи» (так называет их Геррье). Сначала рассказывается о путешествии на Землю существа по имени Ого, потом о прибытии на Землю «корабля» Номмо и первых людей.

Ого во многом напоминает известного нам Сатану. Приближенный бога Амма, он взбунтовался против своего покровителя и овладел частью его знаний. Ого трижды отправлялся в космический полет. (Эта часть мифа рассказана весьма путано, и этнографы считают, что в ней отразились действительные события: три этапа переселения догонов в Бандиагара.)

Первый «ковчег» Ого Амма превратил в Землю. Затем последовало второе путешествие – на маленьком «корабле», который двигался, подгоняемый «ветром», заключенным в зернах «по». Эта важная информация позволяет сделать далеко идущие интерпретации… При желании, разумеется.

Летел Ого со звезды «сигитоло» – Сириуса. При этом детально и подробно рассказывается, как он вел свой «корабль», чтобы его движение совпало с движением Земли («вступило с Землей в удачный брак», как говорят догоны). Все это настолько напоминает рассуждения современной теории космических полетов, что Геррье делает вывод: догонский миф передает теоретические и практические знания максимально детально. Для того, наверное, считает он, чтобы эта информация была подробно передана далеким потомкам.

Совсем иной оказалась задача Номмо. Ему поручил заселить Землю сам Амма. С этой целью был выстроен огромный двухпалубный «корабль» с круглым дном. «Корабль» Номмо был разделен на шестьдесят отсеков, содержащих «все земные существа и способы бытия»: мир, небо, землю, деревню, дом собраний, женский дом, домашний скот, деревья и птиц, обработанное поле, раковины каури, огонь и слово, танец и работу, путешествие, смерть, похороны… Но нынешним догонам известно содержимое только первых двадцати двух отсеков. «Остальное придет в сознание людей позже и изменит мир» – так говорят они сами…

Остается загадкой, кто и когда сообщил западноафриканским догонам, находящимся на столь специфическом уровне социального развития, такие мудрые сведения о космосе и космологии вообще

«Корабль» подвесили на медной цепи, а потом по сигналу Амма он стартовал в проделанное в небе отверстие: отправился в путь из той части космоса, где «по-толо» родила жизнь, которую теперь предстояло передать на Землю. Приближаясь к нашей планете, «корабль» восемь «периодов» кружился по небу, занимая его, словно гигантская радуга – от горизонта до горизонта. Кружился с востока на запад, отклоняясь то к северу, то к югу. Он вращался вокруг собственной оси и при спуске описал «двойную спираль». Упомянутому вращению помогал «кружащийся вихрь», вырывавшийся из корабля наружу через отверстия, имевшие «форму этого ветра».

В момент приземления «корабль» скользнул по грязи, а яма, образовавшаяся после удара его о грунт, заполнилась водой и стала озером Дебо. На его берегах, на холме Гурао, до сих пор гигантский дольмен, изображающий «корабль Номмо», а в небольшом отдалении, среди менгиров, олицетворяющих Сириус и Солнце, еще одним камнем, гораздо меньших размеров, символически изображена Земля.

«Выйдя из корабля, Номмо поставил прежде всего на землю левую ногу. Это означало, что берет он Землю в свое владение. След, оставленный ступней Номмо, напоминает след медной сандалии».

За Номмо по очереди покинули «корабль» остальные его обитатели. Когда «корабль» опустел, Амма втянул в небо цепь, поддерживавшую его, и небо закрылось. Началась земная жизнь.

Номмо погрузился в воды озера Дебо, откуда его заботливый глаз наблюдает за людьми, пока не придет условленный час его возрождения – «день слова». Наблюдать же за жизнью людей необходимо – ведь для того и прибыл раньше, чем Номмо, на Землю Ого, чтобы мешать им. Тут уж нужен глаз да глаз…


Новое время безжалостно отбросило мифы, как надоевшую игрушку. Оказывается, не все в преданиях старины было выдумкой. Вспомните о Шлимане, откопавшем в строгом соответствии с мифом Трою; о преданиях полинезийцев, точно воспроизводящих историю народа. И вот уже люди наших дней старательно перелопачивают подернутые дымкой времени сказания, отыскивая в них рациональное зерно, память о доисторических временах. Возможно, такое зерно есть и в догонском мифе. Конечно, наивно полагать, что толчок развитию земной цивилизации дал визит кучки космических странников. В общем-то спорна сама возможность такого визита. Исследование мифов на «космическое зерно» открывает простор для смелых догадок, оригинальных гипотез. К сожалению, здесь много места и для подтасовок, и для шарлатанства… Видимо, еще не время однозначно оценить догонские предания. Может найтись и другая интерпретация, отличная от толкования Геррье. Что ж! Можно ведь обратиться к детальным и надежным записям Гриоля и Дитерлен. А может быть, другим исследователям удастся еще больше «разговорить» догонских хранителей тайн? Что выяснится тогда? Оправдается ли «космическая версия» Геррье, или она сама окажется мифом, только уже XX века, ясно одно: в любом случае наши знания о прошлом человечества обогатятся.

И небольшой африканский зверек, бледная лиса, поможет в постижении истины…

В 1931 году проходила экспедиция вдоль африканской реки Нигер, на территории республики Мали под руководством географов из Франции Ж. Детерлена и М. Гриоля. Ими было обнаружено достаточно небольшое племя догонов, о котором ранее никому в мире не было известно. Племена, которые находили географы на «черном континенте» в своем развитии были отсталыми, однако пообщавшись ближе с догонами оказалось, что их представления о мире и Вселенной очень схожи с современными.

У догонов нет письменности, свои знания они передают из поколения в поколение в виде рисунков либо легенд. Члены племени поделились своими знаниями о строении Вселенной, а также рассказали, что наша планета движется вокруг своей оси «по большому кругу», а «постоянные звезды» - это звезды, которые двигаются вокруг других звезд, а спутники – это звезды, которые при движении образуют круги. Также им хорошо известно о планетах в нашей Солнечной системе, больше всего информации они могут рассказать и Сатурне и Юпитере. При рассказе о планетах, они для каждой изображают рисунок. При изображении Сатурна они указала, что планета имеет два концентрированных кольца, а возле Юпитера нарисовали четыре маленьких кольца. А ведь и, правда, Сатурн - это единственная планета, которая окружена кольцами, а Юпитер окружают четыре больших спутника.

Однако самое удивительное, как отметил в своей работе ученый Люциан Зинич, это то, что кольца Сатурна и спутники Юпитера можно увидеть только при помощи специального телескопа, о существовании которого племя догонов даже не догадывается. Также они имеют сведения о Сигитоло (по-нашему о Сириусе) – это самая большая звезда в ночном небе, которая расположена в созвездии Большого Пса. Еще больше пообщавшись с людьми из этого племени, ученые сделали вывод о том, что их развитие намного опережает познания современной науки в 70-е годы нашего столетия. По рассказам, эти факты были уже давным-давно известны полудиким догонам.

К этим знания относятся сведения о составе небольших звезд из окружения Сириуса, которые, как нам известно, состоят из тяжелого ядерного вещества, которые мы называем «белыми карликами». Догоны знают о существовании 226 созвездий на нашем небе. Самое удивительное это то, что в легендах этого полудикого племени есть современные факты из области ядерной физики, а также молекулярной биологии. Невозможно себе представить, что такие знания имеются у людей, развивающихся в примитивных условиях существования. Бессмысленно даже представлять себе гипотезу о наличии в этом племени телескопа, пусть даже естественного, зеркалом которого им служит озеро в пещере, а также предположение о том, что множество тысячелетий назад на нашу планету прибыло несколько космических пришельцев из Сириуса. Но остается открытым вопрос: кто тогда обеспечил племя догонов такой информацией? Над ответом на поставленный вопрос работает множество ученых.

Сейчас самое время вспомнить о знаменитой книге «Тайна Сириуса», написанной в 1977 году английским ученым Робертом Темпля. В своей работе автор высказал мнение о том, что он категорически отвергает контакт племени догонов с космическими пришельцами. Он считает, что свои глубокие познания догоны могли получить от очень развитого в древности народа гарамантов, которые были упомянуты еще Геродотом. Их царство располагалось от границы Египта до Атласских гор. Возможно, множество рисунков они оставили в горах Тассили. Этот народ растворился среди обитателей Западной и Северной Африки и не оставили после себя никаких памятников, кроме небольших развалин к северо-востоку от города Мурзука. Именно поэтому о них сейчас нам практически ничего не известно. Считается, что некоторая их часть поселилась в центре континента, скорее всего на нагорье Тибести, где географы и встретили похожие легенды как у догонов.

Ученые считают, что потомками древнего народа гарамантов являются туареги. Есть факты, которые свидетельствуют нам о том, что этот народ был высокоразвит – это построенная огромная система водоснабжения, расположенная под Сахарой, она тянется от Себхи к оазису Гат, который находится у алжирской границы, а также множество феодальных сооружений. Отметим тот факт, что протяженность тоннелей, вырубленных в скальной породе, составляет более 1600 километров. Это поразительно, как люди третьего тысячелетия смогли это сделать, не имея при себе горнопроходческой техники, инструментов, нужных для прокладки трасс, вентиляции и освещения. Вы только представьте себе, во время этой работы они вынули на поверхность более 20 млн. кубометров породы. На этом основании ученые делают предположение о том, что возможно именно гараманты просветили племя догонов. Но тогда возникает новый вопрос, а кто, же им передал такие уникальные знания?

На северо-западе Африки живет загадочное племя догонов.

Они поклоняются звезде Сириус и твердо верят – далеким предком племени Ном-мо был получеловек-полузмея, прибывший на летающем корабле с одой из планет в окрестностях Сириуса…

Все это можно принять за экзотические легенды, если бы не одно удивительное обстоятельство – догоны издавна владеют точными и обширными астрономическими знаниями, совершенно невероятными для отсталого африканского племени.
И даже то, что Сириус является двойной звездой, дикие, почти превобытные догоны знали задолго до европейских автрономов…

Старый колдун грустно посмотрел на чужого белого человека и тихим еле слышным голосом начал свой рассказ:
«Амма создал все сущее из мельчайших частиц «по».
Все вещи, которые создал Амма, берут свое начало в маленьком зернышке «по». Начиная с самой мелкой, все вещи создает Амма, прибавляя одни и те же элементы. Все вещи Амма начинает создавать такими же маленькими, как «по»; потом он добавляет к созданным вещам новые порции маленьких «по». По мере того как Амма соединяет зерна «по», вещь становится все больше и больше
После того как появилось все сущее, великий бог создал первое существо.
Его голова была подобна голове змеи с красными глазами и раздвоенным языком, но змея эта имела гибкие руки и назывались они Номмо анагонно. И стало их четыре: Номмо ди, Номмо титияйн, О Номмо и Ого.
Ого не стал дожидаться пока Создатель завершит свой труд, он выстроил корабль и сквозь звезды отправился в путешествие. Дважды он покидал родной мир.
Первый раз Амма превратил его ковчег в землю. Но настойчивый Ого соорудил новый и вновь отправился в полет от своей родной звезды Сигитоло. Ветер спрятанный в зернах «по» подгонял его, пока он не очутился на земле.
В нашем мире он обернулся бледным лисом. Разозленный Амма принес в жертву одного из Номмо анагонно и уничтожил все, что создал Ого, собрав все высвободившееся в «по». Пустующую землю Создатель решил заселить, и уже Номмо раскрутил новый ковчег на огромной медной цепи, а после через дыру в небе отправился в путь. В 60 комнатах были земные существа, и все окружающее нас, и то как нам надлежит жить.
Нам известно, что было в первых 22 комнатах, остального мы не знаем. Когда наступит время придет знание и об оставшихся».
…Марсель Гриоль лихорадочно записывал за стариком. Кто бы мог подумать, что эти примитивные дикари – странное племя, рассеянное по южным провинциям Мали – начнут рассказывать о предках людей, прилетевших из космоса.
Когда Гриоль со спутниками впервые вошли в догонскую деревню, увидевшие белых людей местные жители пугливо прятались по домам и лишь самые смелые выглядывали из-за приоткрытых дверей. Каменистые улочки были покрыты ковром крапивы. Всюду возвышались башни из камня и соломы, оказавшиеся на поверку амбарами.
Несколько мужчин встретили путешественников и провели их в «тогуну» – мужской дом. «Дом» оказался примитивным навесом из снопов сушеного проса с ужасно низкой крышей. Сделано это было специально – если завяжется горячий спор и дело дойдет до драки, спорщики не смогут выпрямиться в полный рост. Крышу держит 8 колонн в виде скелетов – человеческие остовы обозначали предков догонов. Возле «тогуну» расположился дом, покрытый резьбой, с вмурованными в стену драгоценностями и черепами – жилище шамана. К удивлению белых, шаман окинул пришельцев равнодушным взглядом, как будто «ладонелицые» приходили в деревню каждый день и порядком успели ему надоесть…
Догоны не стали делать тайны из своих знаний, и на протяжении 10 лет Гриоль и его ассистентка жадно записывали рассказы шаманов и старейшин племени. Те неспешно сообщали поразительные вещи – о далеких звездах, пришельцах из космоса, о том, как народ догонов многие века жил в ожидании, когда им откроется содержание оставшихся комнат корабля Номмо анагонно.
Владыки утеса мертвецов
На эти земли догоны пришли в XVI веке, вытеснив племена телемов.
Телемы оставили по себе мрачную память в виде таинственного Утеса мертвецов. Европейцы, слышавшие рассказы о нем, поначалу думали, что все сие обычный миф, нарисованный возбужденным сознанием дикарей. Однако после оказалось – Утес мертвецов действительно существует. ­
Американский журналист Дэвид Робертсон без всякого энтузиазма вспоминал свой визит в это жуткое место: «В коричневато-желтом полумраке я опасливо ступал по человеческим костям, хрустевшим под ногами. Нависающая над головой скала высотой 30 м прорезана нишей. В нее с трудом могли бы втиснуться десять человек, но она каким-то непостижимым образом скрывает в своих мрачных глубинах три тысячи скелетов. Среди нагромождения костей тут и там виднеются полинявшие пыльные лоскутья».
Сегодня народ догонов насчитывает приблизительно 800 тыс. человек. Они крайне нелюдимы и предпочитают жить вдали от мирской суеты, возделывать землю, пряча свои селения на плоскогорьях и в тайных долинах.
При этом они не жалуют не только чужаков, но даже соплеменников. Именно это привело к своеобразному лингвистическому феномену. Несмотря на свою малочисленность, догоны используют… 35 диалектов!
Центральным поселением, своеобразной столицей считается Санга. По сути, это поселение не отличается от всех остальных ничем, кроме размеров. В нем так же, как и в любой другой деревне, расположены «тогуну» и семейные дома, построенные в виде тела человека. Гостиная «джина» представляет собой голову, боковые помещения – руки, а центральная зала – «туловище». Еще одним часто встречающимся строением возле поселений догонов являются специальные дома, где женщины проводят «критические дни».
Догоны – прирожденные земледельцы. Они лелеют каждый кусочек земли и каждое растение – даже баобабы имеют здесь свои имена. Охота тут не в почете. Редкие охотники племени, покидающие деревню ночью в поисках дичи, считаются отчаянными смельчаками и чуть ли не безрассудными сумасшедшими.
С молчаливым упорством этот странный народ борется с влиянием извне. Даже мусульманские миссионеры, легко обратившие несколько веков назад многие соседние народы в ислам, оказались бессильны перед древней религией догонов.
Племя до сих пор использует собственный календарь с пятидневной неделей. Особняком стоит базарный день – каждое селение устанавливает его самостоятельно. Торгуют в основном женщины, но праздник это всеобщий – как правило, по его «итогам» вся деревня оказывается пьяной в стельку.
Догоны живут замкнутыми общинами, управляемыми советом старейшин (гинной). Мужчины одеваются в набедренную повязку и просторные рубахи, а женщины завязывают на бедрах юбку.
Интересно складываются отношения у племени с соседями. Например, с бозо их связывает так называемое шуточное родство. Эта африканская традиция исходит из глубокой древности. Суть ее в том, что когда представители двух народов встречаются, они начинают в шутку конфликтовать друг с другом, подначивая и засыпая оппонента колкостями. Предполагается, что таким образом они «выпускают пар» и серьезный конфликт уже просто невозможен.
Наиболее священным местом для всей деревни считается погребальная пещера. После того как над телом покойника заканчиваются ритуальные пляски, его кладут на деревянные носилки и проносят по всей деревне. Затем на специальных веревках труп поднимают на скалы и укладывают в заранее приготовленную пещеру.
Важнейший праздник для племени – день… возрождения мира. Церемония проводиться раз в полстолетия! При этом основным атрибутом является специальная скамейка на одной ножке – сиджи. Она же защищает племя от злых духов.
Догоны поголовно живут за чертой бедности. Из-за хронической нищеты они даже начали разворовывать гробницы телемов, которых раньше панически боялись, и за бесценок продавать реликвии побежденного народа, хлынувшим в эти земли европейским коллекционерам.
В деревне нередко можно встретить человека закованного в кандалы. Это не преступники, а… сумасшедшие – кандалы на них надевают для того, чтобы больные во время очередного припадка не забрались на скалы и не ринулись вниз.
Вечный бич племени – засуха и неизменный ее спутник – голод. В 1973 году трупы несчастных затворников устилали обочины дорог. Отцы семейств от стыда за то что, они не в состоянии спасти своих детей, оканчивали жизнь самоубийством, а матери сбрасывали малышей со скалы, чтобы не видеть, как те в муках умирают.
В общем, внешне догоны ведут самую обычную, беспросветную жизнь примитивного африканского племени, лишенного почти всех благ цивилизации и с трудом выживающего в беспрестанной борьбе с суровой природой. Однако при более близком знакомстве с племенем пытливые этнографы выяснили совершенно удивительные вещи…
Едва вышедшие из каменного века догоны оказались сведущи в перемещении небесных тел и астрономии. Они рассказывали не только о видимых планетах, но и о спутниках, которых невооруженным взглядом не видно. Их легенды о пришельцах из космоса поражали даже самых отъявленных скептиков удивительными подробностями...

Первое и самое удивительное. Догоны с древности знали, как выглядит Сириус В – звезда-спутник Сириуса, совершенно невидимая с Земли.
Более того, они говорили о том, что вещество, из которого она состоит очень тяжелое, гораздо тяжелее земли. По мнению племени, одну крупицу с поверхности звезды не сможет поднять даже несколько человек. А теперь внимание – по самым последним научным данным это действительно так! Удельный вес вещества звезды-спутника составляет 1,5 миллиона тонн на кубический дюйм!
Дикое племя издревле отличало планеты от звезд. Более того – оно отлично пять планет солнечной системы: Венеру, Землю, Марс, Юпитер и, предположительно, Сатурн. С самых древних догонских мифах четко указывается – Земля вращается вокруг Солнца, а Луна вокруг Земли. Причем о спутнике их знания предельно конкретны: она «сухая и мертвая». Догоны знали о четырех спутниках Юпитера и даже о кольце окружающем Сатурн!
Но и это еще не все. В своих старых преданиях догоны часто упоминают звезды Порцион, Гамму малого пса и многие другие. Им было отлично известно, что Млечный путь представляет из себя «звездную спираль».
В одной из пещер племени исследователи обнаружили рисунки, смысл которых стал ясен только тогда, когда были рассчитаны орбиты Сириуса и его звезды-спутника. Выяснилось, что наскальная живопись отражает движения Сириуса В по орбите с 1912 по 1990 годы!!!
Не менее интересным оказалось древнее «граффити», изображающие посадку на землю неизвестного доселе летательного аппарата и выходящих из него существ, отчасти похожих то ли на змей, то ли на рыб…

Удивительно, что часть указанных фактов человечеству стала известна совсем недавно и только при помощи самых передовых средств науки. Но дикие догоны знали обо всем этом давным-давно. Внятных объяснений по поводу того, каким образом все эти знания получило примитивное племя никто так и не смог представить…

ИСТОРИЧЕСКАЯ СРПРАВКА

Догоны уверяют всех, что их родословную следует вести от легендарных правителей Мали. Основателем этой удивительной западноафриканской империи был великий полководец и государственный деятель, живший в первой половине XIII века Сундиата Кейта. Интересно, что в детстве он был немощным ребенком и едва выжил. Но когда вырос, то оправился от всех недугов и стал здоровяком. Предания о нем вдоволь насыщены фантастическими подробностями и несколько напоминают сказания об Илье Муромце.
Например, описывается, как он голыми руками с корнем вырвал баобаб и на плечах принес домой. Сила его была столь велика, что его лук не мог натянуть, ни один воин кроме него (сразу припоминается сказания греков об Одиссее).
Отдельное место в эпосе занимает его борьба с Сумаоро Канте – правителем-кузнецом, захватившим родные земли Кейта. Как и все кузнецы Сумаоро наделялся волшебными свойствами – считалось, что он колдун и неуязвим для оружия. Стрелы чародей ловил на лету, а копья ломались об его грудь. Сумаоро мог принимать облик 62 животных, а если приходилось бежать, то просто растворялся в воздухе.
Но будущий правитель Мали пошел на хитрость. Он выдал за врага свою сестру, и та узнала, что средство против непобедимого колдуна все-таки есть. Нужно изготовить стрелу с наконечником из шпоры покровителя Сумаоро – белого петуха. Так Сундиата вернул себе землю предков.
С Кейта также связывают зарождение феодальных отношений в Мали. Именно он первым передал часть земель в пользование своим воинам, создав таким образом подобие европейской знати.
Самым прославленным правителем Мали стал племянник Сундиата – Манса Мусса I. Издавна эти земли были богаты запасами золота. Иногда доходило до того, что в Мали соль оказывалась дороже «презренного» металла.
Мусса решил принять ислам. Ему не помешал даже тот факт, что он не знал арабского, а следовательно, не мог прочитать Коран.
Как известно, самым главным событием в жизни каждого мусульманина является паломничество в Мекку – хадж. Мусса, будучи правоверным, тоже отправился в священный город. Но не один. По разным сведениям его сопровождала свита от 60 до 80 тыс. человек (!!!), а караван вез 15 тонн золота в подарок правителям Востока.
Вот как описывают посещение Каира царем Мали: «Этот человек волной излил свою щедрость на весь Каир. Во всем султанате не было ни одного придворного или другого чиновника, который не получил бы от него подарка золотом. Как славно он держал себя, какое достоинство, какая скромность!»
Так вот этот скромняга-парень так сорил золотом в пути, что после его проезда цена на благородный металл падала в два раза.
Были у Мусы и другие «причуды» – в каждом городе, в который правитель въезжал в пятницу, он отдавал приказ построить мечеть.
Подобное путешествие в Мекку сыграло большую роль в развитии Мали. Купцы повалили в страну толпами. В Тимбукту (столице империи) открылся первый на африканском континенте университет. Ученые со всего арабского мира съезжались сюда, для того чтобы в покое и роскоши предаться научным изысканиям.
Но чрезмерное богатство верхушки и крайняя бедность низов государства погубили империю. Нищета доходила до того, что несчастные добровольно продавали себя в рабство, чтоб хоть как-то выжить. В результате зачахнувшая страна сначала развалилась на удельные княжества, а после получила два сокрушительных удара от соседей – от Сонгая и от Марокко.

Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История [ | ]

Уступ Бандиагара

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (или) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура [ | ]

Деревянная догонская статуя, возможно, фигура предка, XVII-XVIII век

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения.

В современной культуре [ | ]

Догоны упоминаются в приключенческом романе Алексея Санаева «Уругуру» . Есть упоминание в «Энциклопедии относительного и абсолютного знания », том 5 .

Догоны и миф о фигурируют в романе Тома Роббинса «Сонные глазки и пижама в лягушечку».

Также догоны и их космология упоминаются в романе Филипа Дика «ВАЛИС».

Примечания [ | ]

  1. Подразумевается африканская лисица (лат. Vulpes pallida )
  2. Marcel Griaule et Germaine Dieterlen. Le Renard pâle: Le mythe cosmogonique
  3. М. Palau-Marti, La création du monde (compte-rendu). - «Revue de l’histoire des religions» за 1966 год, т. 170, N 1 с. 78-82.
  4. Marcel Griaule, Dieu d’eau: entretiens avec Ogotemmêli. Paris, Fayard, 1975
  5. Bernard R. Ortiz de Montellano. The Dogon Revisited (неопр.) . Проверено 13 октября 2007. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  6. Philip Coppens (author).

Для некоторых групп догонов, взаимопонимание между которыми затруднено или невозможно, и бамана . Французским , государственным языком Мали, владеют единицы.

Общая численность около 800 тысяч человек (2007, оценка). В основном мусульмане , в ряде районов сохраняются традиционные верования, около 10 % - христиане (католики и протестанты).

Догонские языки

Этно-лингвистическое деление

По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа бангана, находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят .

Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях центральнодогонского языка
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История

Уступ Бандиагара

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура

Деревянная догонская статуя, возможно, фигура предка, XVII-XVIII век

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля, что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различаются догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства.

С культом предков связано мужское общество масок Ава, при посвящении в которое (9-12 лет) совершается обрезание . Практикуется и женское обрезание . Процессии и пляски с масками проводятся в связи с похоронами, началом сельскохозяйственных работ, ежегодными ритуалами в честь Амма и Лебе, 60-летними культовыми циклами и др.

Частично сохраняются традиции наскальной живописи (изображения людей и животных, геометрические фигуры). Со 2-й половины XIX века под влиянием тукулёров распространяется ислам, с конца XIX - начала XX века - христианство. Догоны, получившие образование и живущие в городах, обладают высоким статусом, занимают влиятельное положение в политике и культуре.

В современной культуре

Литература

  • Beaudoin G. Les Dogon du Mali. P.,1997.
  • Calame-Griaule G. Ethnologie et langage: la parôle chez les Dogon. P., 1965
  • Desplagnes L. Le Plateau central nigerien. P., 1907
  • Griaule M. Dieu d’eau. Entretiens avec Ogotemmêli. P., 1948
  • Griaule M. Masques dogons. P., 1938
  • Griaule M., Dieterlen G. The Dogon of the French Sudan. 1948
  • Guerrier E. La cosmogonie des Dogon. L’arche du Nommo. P., 1975
  • Hochstetler, J. Lee, J. A. Durieux and E. I. K. Durieux-Boon. 2004. «Sociolinguistic Survey of the Dogon language area.» SIL Electronic Survey Reports 2004-004: 187 p.
  • Laude J. African Art of the Dogon: The Myths of the Cliff Dwellers. N.Y., 1973
  • Palau Marti M. Les Dogons. P., 1957
  • Paulme D. Organisation sociale des Dogons. P., 1940
  • Wanono N. & Renaudea, M. Les Dogon. P., 1996

Ссылки

  • Пришедшие на плато Бандиагара. Статья из сборника "На суше и на море", 1978
  • «Dogon and Sirius » from The Skeptic’s Dictionary .
  • «Excerpt from The Sirius Mystery » by James Oberg.