Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Чувашия яковлев. Разное, раздел файлов, для игр

Чувашия яковлев. Разное, раздел файлов, для игр


Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 13 (25) апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Бюргановского приказа Жуковского прихода Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан).

Родители Яковлева были коренными жителями деревни, которую издавна окружали мордовские, татарские и русские поселения. «Моя мать, Настасья Васильевна Макарова, скончалась спустя три дня после моего рождения, я был виновником ее смерти», - писал в автобиографии гимназист Иван Яковлев, к сожалению, не оставивший воспоминаний о своем отце.

Ивана усыновил удельный крестьянин той же деревни Пахом Кириллов, который в 1837 потерял сразу двух своих сыновей, умерших от холеры.

В доме, где жил Яковлев, было две семьи: самого Пахома, и его сына Андрея. Среди этих людей Иван не был чужим: «…меня не обижали, относились как к родному ребенку... Пахомовы мне о моем происхождении не говорили. Только... когда я уже учился в гимназии... я узнал, что это не родная моя семья».

До поступления в школу Яковлев был подпаском у татарина Хакима, учился у него татарскому языку, игре на флейте, искусству плести лапти. Беззаботное детство продолжалось недолго: в 1856 году Ивана забрали в удельное училище. Для крестьян запись детей на учебу была равносильна рекрутскому набору, к тому же обучение очень дорого обходилось родителям - нужно было платить за квартиру, обеспечивать приличной одеждой и обувью. Многие из более состоятельных откупались. Летом 1856 г. священнику Баратынскому удалось записать только Ивана Яковлева, которого доставили прямо с поля. Крестьяне, собравшиеся на сход, были довольны: священник оставит их детей в покое, а Ивану, мол, все равно, он сирота.

Без согласия опекунов мальчика взяли в удельное училище в с.Бурундуки. Для Кирилловых это было большим ударом: семья лишалась верного помощника в хозяйстве, да еще и поводыря для слепого Пахома. Тот, очень любивший парнишку, пробовал было подкупить священника Баратынского фунтом цветочного чая, чтобы он отпустил Ваню домой, но, видно, сумма взятки была незначительна, и Яковлев остался в учениках.

Обучение в удельном училище велось на русском языке, и поэтому было тягостным для нерусских детей. Программа занятий включала Закон Божий, краткий катехизис и священную историю, чтение по книгам церковной и гражданской печати и рукописей, чистописание, четыре правила арифметики. Устав училища допускал применение телесных наказаний. Позднее Яковлев с горечью рассказывал: «Находились там малолетние воспитанники, отданные на полный произвол безнравственных, некультурных старших... Священник Баратынский появлялся в училище официально лишь в известные часы... и то ненадолго».

В годы учения в Бурундуках Иван Яковлев дважды тяжело болел. А весной 1859 года его жизнь висела на волоске: ночью он упал с полатей и расшибся так, что его посчитали мертвым. К счастью, догадались послать за фельдшером. Оправился он только в июле. На третий год обучения в школе Яковлев уже был первым учеником. Он хотел учиться дальше, но не было средств. Но все-таки в начале сентября продолжил учебу, живя уже в семье Мушкеевых - русских крестьян, которые приняли живое участие в его судьбе и отнеслись, как к родному.

Летом 1860 года Яковлев блестяще окончил удельное училище, но впоследствии вспоминал: «При выходе из Бурундукского училища я плохо усвоил русский язык, будучи в состоянии вести по-русски лишь самый простой, несложный разговор. Книги же я стал читать свободно по-русски позднее, лишь в 1864 году». 5 сентября 1860 года Симбирская удельная контора препроводила в уездное училище отношение, в котором просила проэкзаменовать 18 мальчиков, собранных со всей губернии. В ведомости под номером 8 стояла фамилия «...Бюргановского приказа д. Кошки-Новотимбаево Ивана Яковлева (из чуваш), 11 1/2 лет» со следующими оценками: священная история 4, катехизис 4, арифметика 2, счетоводство 2, чтение гражданской печати 4, чтение славянской печати 4, чистописание 3, письмо под диктовку 2. «Средний бал + 3, принять». (2 - означало посредственную оценку). Принятые должны были стать учителями сельских начальных училищ. Но той же осенью был недобор при организации землемерно-таксаторских классов при Симбирской гимназии, и дирекция решила пополнить их набранными мальчиками 1 класса уездного училища. Так, неожиданно для себя, Яковлев оказался в землемерно-таксаторских классах, где готовили таксаторов, сельских мерщиков и чертежников. Учащиеся изучали топографию, нивелировку, черчение, планиметрию, естественные науки и межевые законы. Обстановка здесь была лучше, хотя преподавание также велось только на русском языке. В это время Яковлев случайно знакомится с семьей Раевских. Отставной полковник С.Д. Раевский проявил большой интерес к одаренному чувашскому мальчику и позднее не раз поддерживал его материально. Об этой дружбе Яковлев вспоминал с большой теплотой. В документах и отчетах в Казанский учебный округ, в Министерство народного просвещения он сообщал о себе: «Я происхожу из удельных крестьян Симбирской губернии, чувашенин по происхождению, но воспитан в русской семье, прошел русскую школу», несомненно, имея в виду семью Мушкеевых и Раевских.

В апреле 1864 года Яковлев успешно окончил учебу и получил свидетельство на звание частного землемера и таксатора. В течение двух лет он должен был пройти стажировку, но практиковался лишь несколько месяцев и, как самый способный, 16 мая 1864 года был утвержден Департаментом уделов сельским мерщиком с жалованьем 120 рублей в год и направлен в Сызрань.

Жалоб на Яковлева за время его службы не было. Воспитанный с детства в труде, он привык все делать честно, четко и обстоятельно, несмотря на обилие ежемесячных отчетов, необходимость заполнения журналов и ведомостей. Не раз получал за хорошую службу денежное вознаграждение.

Яковлев уже свободно читал и изъяснялся по-русски. Его очень тянуло к книгам и журналам, но денег на их покупку было мало, и он стал брать частные заказы. Ежегодно с ранней весны до поздней осени молодой мерщик ездил по уездам, подолгу жил среди чувашей, русских, мордвы.

Монотонная служба его тяготила. Воспользовавшись давней болезнью (вывих ноги, последствия остались на всю жизнь), он просит о переводе в Симбирск. Здесь Яковлев возобновил свои посещения дома Раевских и стал думать о дальнейшем продолжении учебы уже в гимназии. И в начале марта 1866 года обращается в Симбирскую удельную контору с просьбой уволить его со службы. После многомесячной переписки по инстанциям, ходатайств Раевского и Баратынского в декабре 1866 года на имя управляющего Симбирской удельной конторой поступил ответ от генерала Ананьева: «...сельского мерщика, вверенного Вашему высокородию Ивана Яковлева уволить от службы согласно представлениям Вашим...» И Яковлев уволился, причем без всякого выкупа - по законам удельного ведомства он должен был прослужить 10 лет.

Стремясь к образованию, Яковлев задумывался и о судьбе родного народа, он понял необходимость духовного слияния и культурного сближения чувашей с русскими, а средством приобщения должны были стать, по его мнению, родной язык и национальная письменность. Идея Яковлева нашла поддержку у либерально настроенного поляка, помещика О.Л. Косинского, в чьем доме он бывал. Косинские пробудили в нем чувство национального самосознания.

Яковлев готовился поступить в пятый класс гимназии, необходимо было сдать вступительные экзамены, в том числе и по иностранным языкам, которыми не владел. 31 марта 1867 года он представил директору гимназии прошение с просьбой о дозволении держать экзамен в 5-й класс и об избавлении от платы за учение.

Директор гимназии И.В. Вишневский в официальном письме к попечителю Казанского учебного округа писал, что Яковлев «имеет в настоящее время от роду 19 лет... родом из чуваш... истинно желает учиться... может иметь большое влияние на однородцев своих и тем, может быть, подвигнул бы их к образованию, которого они до сего времени чуждаются...»

Попечитель учебного округа П.Д.Шестаков сообщил: «Я разрешаю принять по экзамену в пятый класс вверенной Вам гимназии крестьянина-собственника Ивана Яковлева, о чем и представляю Вам сделать должное распоряжение».

Яковлев был ознакомлен с содержанием письма, его ждали 17 экзаменов. Заболев тифом, он слабо подготовился, но его все-таки зачислили условно, и так он оказался в стенах Симбирской мужской гимназии, о чем давно мечтал. В годы учений, которые совпали с освободительным движением в России, Яковлев выступал со статьями по вопросам просвещения чувашей, с рецензиями на учебники и учебные пособия. Учась в гимназии, он жил у Раевских, это помогало ему оплачивать частные уроки, а также приобретать форменную одежду. Яковлев не забывает о своих сородичах, родных и близких, посылая, небольшие суммы денег, чтобы мальчик (Петр Андреев), с которым он вместе воспитывался, был отдан в училище. Но его все чаще стала волновать идея обучения нерусских детей.

В июне 1868 года Яковлев выезжает в Симбирский и Буинский уезды, чтобы набрать учеников. Но удалось уговорить лишь одного - Алексея Рекеева. Так, обучаясь в гимназии, он становится одновременно и учителем. На второй год учебы Яковлев считал себя вполне подготовленным для организации частной школы. Он много и основательно читает Толстого и Белинского, Писарева, Руссо, Гейне и Добролюбова, не совсем всё понимая, как сам признавался. Но учился прекрасно, за что был освобожден от платы за учение и награжден Похвальным листом и книгой.

После неожиданной смерти С.Д. Раевского в начале ноября 1868 года Яковлев вынужден часто менять квартиры. Осенью 1869 он переходит в последний класс - ему уже ясно, что он обязательно будет учиться дальше. В Симбирске тем временем росло детище Яковлева - частная школа. К этому времени учебный округ знал, что Яковлев содержит на свои средства нескольких чувашских мальчиков и готовит их к учительской деятельности.

Яковлев окончил гимназию в июне 1870 года первым учеником. 25 июня состоялось вручение аттестатов и медалей; золотой медалью был награжден «Яковлев - сын крестьянина из чуваш».

Предстояло поступить в университет, и И.Я.Яковлев поехал в Казань. Условия приема были просты: без экзаменов, с оплатой обучения. В своем заявлении директору гимназии И.В. Вишневскому он просит ходатайствовать за него о зачислении на филологический факультет и освобождении от платы за обучение. Вишневский исполнил просьбу Яковлева. По письму попечителя округа П.Д. Шестакова – «считаю рекомендовать Совету университета чувашенина Яковлева» - молодой человек стал студентом Казанского университета. Здесь были некоторые льготы для нерусских студентов-мусульман, около 50 казенных стипендий. Но высокая плата за обучение мешала поступлению в университет других «инородцев». На Яковлева бесплатное обучение не распространялось, т.к. он был «инородец»-христианин. Смутило его и обилие предметов, о которых он имел весьма смутное представление, и стал хлопотать о переводе на математический факультет. По ходатайству декана физико-математического факультета профессора И.А. Больцани (ученика выдающегося математика Н.И.Лобачевского), Яковлева до конца обучения в университете освободили от платы за обучение. А с декабря 1870 года по письму попечителя П.Д. Шестакова министр просвещения Д.А. Толстой назначил студенту И.Я.Яковлеву «стипендию по 200 рублей в год из суммы министерства...» Яковлев учился и одновременно занимался делами своей школы. Во время каникул он начал сбор материалов устного народного творчества для букваря. Все это совершенно исключало возможность сочетать изучение физико-математических наук с филологическими исследованиями. Испытывая неловкость, Яковлев все же решил вернуться на филологический факультет. В начале 1871/72 учебного года он начал хлопотать о переводе, представив все необходимые документы. Положительно вопрос был решен лишь в октябре.

Яковлев занимался упорно, догнал своих товарищей в изучении греческого языка, давал частные уроки, работал самостоятельно. Его курсовая работа «Несколько памятников устной чувашской словесности» была предложена как основа для написания кандидатской диссертации. В мае 1875 года студент Яковлев успешно сдает выпускные экзамены. 26 мая совет университета разрешил Яковлеву представить работу по теме его курсового сочинения на получение степени кандидата. 17 июля 1875 года он получил временное свидетельство об окончании университета и сразу вернулся в Симбирск. В его школе уже обучалось 52 человека. Забот было много, и он никак не мог вернуться к кандидатской диссертации. Вот почему в университете Яковлеву пришлось учиться 5 лет вместо 4-х, пожертвовав один год историческому делу - созданию нового алфавита, букваря и национальной школы.

Студенческие годы И.Я.Яковлева закончились. 28 августа 1875 года его назначили инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Яковлев уже считался знатоком чувашской культуры и истории. Он был первым из чувашей, который помогал государству в распространении русско-православного просвещения среди своих сородичей. С января 1871 года Министерство просвещения признало его школу и приняло на свой бюджет, а в 1872 г. одобрило создание нового алфавита, а изданные на его основе учебники рекомендовало использовать в школах. Дальнейшая судьба письменности зависела уже от самого народа.

Став инспектором чувашских школ, Яковлев по-прежнему оставался руководителем и чувашской школы в Симбирске. Ее учебная программа постоянно обновляется, включаются новые предметы, большое место отводится практическим занятиям учащихся. Школа продолжает идейно руководить всеми чувашскими училищами, снабжать их учебниками и пособиями, но не имеет права присваивать своим воспитанникам звание учителя. Лишь в 1877 году постановлением министерства ей было разрешено готовить учителей для чувашских школ Казанского учебного округа. С 1877 года школа называлась Симбирской центральной, а с 1890 года - учительской. Здесь будущие учителя изучали Закон Божий, языки, историю, географию и математику, ремесла. Серьезное внимание уделялось хоровому пению на родном и русском языках. Очень популярен был оригинальный хор мальчиков, которым руководил выпускник Казанской инородческой учительской школы А.П. Петров (Туринге).

В 1878 году Яковлев поднял вопрос об организации при Симбирской чувашской школе женского отделения с курсами двухклассного училища. Министерство не дало согласия из-за отсутствия средств, но Яковлев все равно начал набирать девушек в будушее женское училище, заведовать которым он поручил своей жене Екатерине Алексеевне Бобровниковой - приемной дочери Н.И. Ильминского. Она была наставницей, воспитательницей и первые 10 лет существования училища - единственной учительницей, бесплатно несшей бескорыстную службу.

В том же 1878 году Яковлев организовал при Симбирской центральной чувашской школе мужское начальное училище, выделив младший класс в отдельное учебное заведение. Школы, женская и мужская, уже действовали, но царское правительство поддерживать их не спешило.

При Симбирской чувашской школе имелись также мастерские, собственные сады, огороды и ферма. Все это укрепляло ее материальную базу. В программу образования входило более 20 предметов, школа занимала одно из первых мест в Казанском учебном округе по прилежанию, успеваемости, обучению учащихся производительному труду. К 1917 году из стен Симбирской чувашской школы вышло более 1000 учителей. Среди ее воспитанников - классики чувашской литературы К.В.Иванов, Н.В.Шубоссинни, известные математики П.М.Миронов, Н.М.Охотников, выдающийся марийский педагог-ученый Г.Я.Яковлев, первая казахская женщина-учительница А.Д.Оразбаева, русский писатель В.И.Маненков.

В 1920 году на базе школы возник институт народного образования - первый вуз в истории чувашского народа. В одном из его зданий ныне находится Государственный музей И.Я.Яковлева и его школы.

За годы руководства Чувашской учительской школой в Симбирске (1868-1919) и будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (1875-1903) Яковлев открыл и преобразовал множество сельских школ, создал 14 приходов. Он выпустил также более 100 учебников, пособий и книг по разным отраслям знаний, вместе со своими учениками издал первые художественные произведения чувашской литературы, а также Новый Завет на чувашском языке, организовал школьный театр, духовой и симфонический оркестры. Деятельность И.Я. Яковлева и его школа способствовали интеллектуально-культурному развитию чувашского народа, зарождению и развитию художественной литературы, музыкального, театрального и изобразительного искусства. Заветной мечтой просветителя были подъем чувашей до уровня русского народа, равноправие и дружба народов России.

И.Я.Яковлев был крупным общественным деятелем, почетным членом Британского и иностранного библейского обществ в Лондоне, организатором благотворительных обществ, инициатором перевода и издания Священного писания. Он также поддерживал творческие связи с учеными многих зарубежных стран. "...ЗА ОТЛИЧНО-УСЕРДНУЮ СЛУЖБУ И ОСОБЫЕ ТРУДЫ..." НЕОДНОКРАТНО получал награду и заслужил всемирную известность.

И в наши дни не потеряло своего значения его «Завещание чувашскому народу» - своего рода кодекс нравственных правил.

Скончался Иван Яковлевич Яковлев в Москве 23 октября 1930 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Великий просветитель оставил талантливейшее потомство. Вот некоторые имена. Старший сын Алексей Иванович Яковлев - профессор, член-корреспондент АН СССР. Средний сын Николай Иванович Яковлев - инженер, музыковед. Достойные продолжатели рода - внучка Ольга Алексеевна Яковлева, кандидат исторических наук, внук Иван Алексеевич Яковлев стал доктором физико-математических наук. Еще две внучки: Екатерина Некрасова - доктор искусствоведения, Анна Некрасова - профессор Государственного института театрального искусства.

Есть известные имена и среди правнуков И.Я. Яковлева. Алла Покровская - народная артистка Российской Федерации, Александр Покровский - концертмейстер Московской консерватории, Владимир Павлов - заслуженный артист Российской Федерации, Екатерина Павлова - кандидат искусствоведения, Франсуаза Варе - профессор медицины (Франция), Михаил Ефремов - заслуженный артист Российской Федерации. Это уже шестое поколение замечательного сына чувашского народа. Именем И.Я. Яковлева названы Чувашский государственный педагогический университет в Чебоксарах, 5 улиц в городах и районах Чувашии. Ему установлен памятник перед зданием Национальной библиотеки в столице республики*.

________________________________________

* Очерк подготовлен на основе книги Н.Г. Краснова «Иван Яковлев и его потомки». Чебоксары, 1998.

Люди. События. Факты. И. Я. ЯКОВЛЕВ - ЧУВАШСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ

Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930) завоевал славу подвижника на ниве просвещения чувашского народа. Педагог, писатель, переводчик, основатель чувашской письменности и первой в истории чувашского народа Симбирской школы для чувашей, он пользовался всеобщим признанием и любовью многих поколений своих учеников.

И. Я. Яковлев родился в бедной крестьянской семье в дер. Кошки (по-чувашски "кошки" - "выселки"), или Новотимбаево, Буинского уезда Симбирской губ. (ныне - Тетюшский р-н Республики Татарстан). Его мать умерла сразу после родов, и двухдневного сироту, по чувашскому обычаю, усыновила семья Пахомовых. Отца своего он тоже не помнил. Кормить ребенка стала соседка, у которой был свой новорожденный. В семье Пахомовых мальчик рос как родной, но с рождения он был болезненным и тщедушным. Когда немного подрос, стал проявлять стремление к учебе. Помещенный в Бурундуковское училище, он жил в семье русских крестьян Мушкеевых, относившихся к сироте тоже тепло, по-родственному. Училище он закончил в 12 лет первым учеником и был отправлен в Симбирское землемерное училище. Окончив в Симбирске землемерно-таксаторские классы, до конца 1866 г. работал землемером. Стремление продолжать учебу привело его в гимназию, которую он первым из чувашей закончил с золотой медалью. Затем он поступил в Казанский университет на историко-филологический факультет.

В Казанском университете на него обратил внимание известный востоковед Н. И. Ильминский, посвятивший себя делу просвещения народов Поволжья. Яковлев многим ему обязан: Ильминский помогал ему и в учебе, и в устройстве на работу. В годы учебы Яковлев познакомился с трудами революционных демократов и их последователей, с педагогической литературой (К. Д. Ушинский, И. А. Худяков, Л. Н. Толстой и др.).

После того, как в 1875 г. Яковлев закончил университет, он был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Еще в 1868 г., будучи гимназистом шестого класса, он основал на своей квартире в Симбирске чувашскую школу-интернат, которой он отдал все свои силы и знания. Впоследствие она была преобразована в учительскую школу и подготовила армию сельских учителей, деятелей просвещения. Из стен этой школы вышло много известных чувашских писателей - К. Иванов, Тайр Тимки, Н. Шубоссини, М. Турбина и др.

До Яковлева чувашский народ не имел своей письменности. На основе русской графики он, при помощи Ильминского и студента В. А. Белилина, разработал чувашский алфавит, создал чувашскую азбуку и букварь, учебники и книги для

Пушкарев Лев Никитович - доктор исторических наук. 143

чтения на родном языке для школьников. Тем самым была заложена основа начального образования. Написанные им книги для чтения состояли из его собственных оригинальных рассказов на темы народного быта и творчески переработанных образцов устного народного творчества чувашей. По сей день рассказы Яковлева для детей изучаются в школах Чувашии. Яковлев и его ученики переводили на чувашский язык произведения классиков русской литературы - А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Любимым поэтом Яковлева был Н. А. Некрасов. Созданная Яковлевым и его учениками учебно-педагогическая литература помогла выработать единый чувашский литературный язык и методику обучения детей на родном языке, что способствовало зарождению чувашской национальной литературы.

Яковлев стоял у истоков чувашского образования и просвещения, отдавая все свое время, силы и знания воспитанию национальных учительских кадров. При его участии было открыто около 40 чувашских школ, он созывал учительские съезды, организовывал педагогические курсы. Преодолевая рутину чиновничества, Яковлев упорно и методично формировал национальный учительский корпус Чувашии, превратив свою школу-интернат в кузницу учительских кадров 1 .

Меньше мы знаем о его личной жизни. Правда, кое-что можно узнать из записанных А. В. Жиркевичем с его слов воспоминаний, а также мемуаров сына - известного ученого, члена-корреспондента АН СССР А. И. Яковлева 2 .

Я был хорошо знаком с А. И. Яковлевым, проработал под его руководством три последних года его жизни над изданием таможенных книг XVII века. Яковлев нередко рассказывал мне о своем детстве и о своих родителях.

Рассказы Яковлева о своей семье возникали при общении со мной спорадически, по самым различным поводам. Расспрашивая меня о моих родителях и узнав, что мой отец - из крестьян, окончивший три класса церковно-приходской школы, но самоучкой ставший бухгалтером, а мама - сельская учительница начальных классов, с 38-летним стажем работы, Алексей Иванович сказал: "У нас с Вами много общего: мой папа - тоже из бедной крестьянской семьи, а мама - тоже учительница, всю жизнь проработавшая, как тогда говорили, "на ниве народного просвещения". Мою маму и по внешнему виду все сразу определяли именно как учительницу. Она была необыкновенно подтянута и требовательна, даже в ее взгляде было что-то, заставлявшее ей повиноваться. Одета она была всегда одинаково- белая кофта, темная юбка, но как это все было наглажено, как все это блестело чистотой и аккуратностью - я Вам и передать не могу! И так с самого утра - халатов она не терпела. Всегда в форме, всегда собрана, всегда при деле.

В моей памяти, - говорил Алексей Иванович, - сохранились образы детства, проведенного с папой. Как сейчас, вспоминаю долгие зимние вечера моего детства- и отчего они казались мне такими продолжительными? Вот мы сидим за столом, покрытым белой скатертью, вышитой крестом руками моей мамы... Папа очень любил ручную чувашскую вышивку, прекрасно в ней разбирался и даже мог по женскому вышитому платью определить, из какой местности родом та или иная женщина. Особенно ему нравились симметрично расположенные фигуры животных и птиц, а также розетки и богато разработанные кресты... Но - это я отвлекся. Я хотел о наших семейных вечерах рассказать. Итак, мы сидим за столом. На нем стояла самая большая наша керосиновая лампа на высокой ножке и с белым матовым абажуром, с широким фитилем на 12 линий - была раньше такая мера у ламп. Вы, наверное, о ней и понятия не имеете... Мама сидит за столом и либо проверяет тетради (а их всегда было страшно много), либо что-нибудь шьет или штопает.

А папа читает вслух. Читал он удивительно! Его интонация просто в душу западала. Больше всего из прозаиков он любил Тургенева, читал его медленно, переживая каждое изменение сюжета, даже каждое слово. В особо чувствительных местах он мог и заплакать. Мама говорила: "Ну, вот, опять нюни распустил! ". "Прости, дорогая, - отвечал папа. - Ну, что я могу с собой поделать! Но как Иван Сергеевич пишет, как волнует душу! Какой талант, какое уменье передать малейшие движения души! Нет, положительно, Тургенев - величайший из русских писателей! Слушай, сын, слушай внимательно и запоминай все, что я тебе читаю!" Из прочитанного папой мне особенно запомнились почему-то "Клара Милич", "Часы" и "Записки охотника". Бывало, что я и засыпал под мерный стук часов и голос отца.

И эти вечерние читки мне многократно снились впоследствии, а память о них - одно из самых дорогих моих воспоминаний".

Вспоминаю еще один эпизод из рассказов Яковлева о своем отце. Речь зашла о любимых поэтах: "Вы сказали, что в юности Апухтиным увлекались... А что - вкус у Вас неплохой... Только немного старомодный. Сейчас все больше "лучшего, талантливейшего поэта нашей советской эпохи" ценят, ну, и совсем молодых... А вот мой папа всю жизнь был верен Некрасову и именно его ценил выше всех остальных поэтов. "Певец горя народного" - иначе он его и не называл. А из всех его стихов он чаще всего перечитывал сборник "Последние песни", изданный в 1877 г., - трагические стихи, предсмертное завещание поэта... Года за два до смерти папа попросил меня отыскать в его библиотеке эту книгу и почитать ему. Я выполнил его просьбу, нашел, читал, а он слушал и плакал... "Скоро стану добычею тленья... ", "Дни идут... Все так же воздух душен", "Я примирился с судьбой неизбежной"... Сейчас я кляну себя за то, что послушался папу и читал ему эти строчки - после этого чтенья ему сразу стало хуже. Врач разбранил меня и строго-настрого приказал не волновать отца. С тех пор эта книга была у меня, но я ею никогда не пользовался и даже не раскрывал ее - груз какой-то непонятной вины давил мне душу".

Однажды пришел я к Алексею Ивановичу под Новый (1950) год, поздравить его с праздником и застал сидящим у елки... После обзора елочных украшений он начал рассказывать мне о елке своего детства: "Приготовления к Новому году в нашей семье начинались уже с осени. Как только проливались дожди и гулять из-за грязи было негде, меня усаживали за изготовление игрушек, причем нужно было делать их не только для себя, но и для других детей. Мама научила меня клеить гирлянды из колечек разноцветной бумаги, а папа мастерил какие- то замысловатые коробочки из цветной же бумаги, которые никак нельзя было раскрыть, не разорвав их. Внутрь, в коробочку, он закладывал какой-нибудь сюрприз - конфетку, урюк, орех, изюминки, сушку, кусочек пряника и т. д., а меня заставлял раскрашивать эти коробочки. И таких игрушек мы за осень изготавливали целые короба, которые папа затем развозил по деревенским школам и, как Дед Мороз, раздавал ребятишкам. Мне эти игрушки были очень дороги, и я думаю, как правильно поступали мои родители, заставляя заботиться о других детях, а не только о собственном удовольствии. Очень мне хотелось вместе с папой поехать и раздавать мои самоделки, но время было зимнее, мама меня не отпустила. Боялась, что я простужусь.

А вообще-то я, помнится, раза два-три сопровождал папу в его поездках по школам, но это когда я уже стал постарше. Однажды мы попали на свадьбу в одной из деревень, и наряд невесты я до сих пор помню - как же он был красочен и красив! Голова ее была повязана белой вышитой лентой, расшитый пояс (обязательно собственными руками!), и с головы до ног она была покрыта белым же вышитым покрывалом. А у жениха - расшитое полотенце через плечо - чудо, одним словом! Русская вышивка тоже хороша, но чувашская - просто изумительна!".

В журнале "Лик Чувашии" за 1995-1996 г. был опубликован дневник А. В. Жиркевича, рассказывающий о его встречах с И. Я. Яковлевым. Опубликованные Г. А. Александровым выборки из этого дневника рассказывают о времени первой мировой войны, двух революций и последовавшей потом вслед за этим разрухе и произволе. Этот дневник ценен тем, что автор его подробно и обстоятельно рассказал о последних днях жизни и деятельности И. Я. Яковлева. Перед нами предстают слова и дела человека, посвятившего всю свою жизнь Симбирской школе-интернату. Его жизнь в 1916- 1923 гг. описана детально, с массой бытовых подробностей.

Автор дневника познакомился с Яковлевым совершенно случайно, будучи инспектором военных лазаретов. А ближе узнав директора школы-интерната, проникся уважением к нему и к его просветительской деятельности. Жиркевич пишет в дневнике: "Я хотел изобразить Яковлева с душой, способной загореться по-молодому, когда дело касается заветных вопросов, которым посвящена была вся жизнь". Почти ежедневно встречаясь с Яковлевым, он побудил его рассказать о своей жизни. Эти записанные "с голоса" Жиркевичем воспоминания Яковлева впоследствии были изданы. Опубликованная же выборка из дневника существенно их дополняет: мы можем теперь представить себе, как жила семья Яковлевых

Знаменательно одно место из этого дневника. Яковлев, пишет автор, "гордится тем, что всегда был и остается "демократом", и что оба сына его воспитаны в демократическом духе, т. е. выйдя из простого народа, стоят в интересах простонародья". И еще одну его черту выделил Жиркевич: "Удивительная личная скромность! Просто любуешься им! ". Эта личная скромность многое объясняет и в судьбе, и в деятельности автора. Он всегда старался подчеркнуть роль выпускников Симбирской школы в развитии школьного образования в чувашских деревнях. Особо он выделял А. В. Рекеева, Д. Ф. Филимонова, К. И. Ефимова и других истинных подвижников народного просвещения. Яковлеву пришлось вести длительную борьбу с местной администрацией за право существования национальных чувашских школ. В письме к Н. И. Ильминскому от 12 января 1879 г. он рассказал, как на губернском земском собрании в декабре один гласный ему говорил: "Ваша школа прекрасно идет, это все знают. Но у вас учат по-чувашски, поют по-чувашски, у вас и всенощная совершается по-чувашски. Поэтому многие не сочувствуют и говорят, что вы поднимаете чувашский вопрос и можете возбудить в них сепаратизм". Боязнь пробуждения национализма среди народов Поволжья, стремление к "обрусительной" политике привели к появлению в 1903 г. "Высочайше утвержденного мнения Государственного совета", по которому должность окружного инспектора чувашских школ упразднялась (именно ее занимал тогда Яковлев), а сами они передавались под управление русской администрации. За Яковлевым было оставлено руководство Симбирской школой с половинным против прежнего окладом.

Освобожденный от административных обязанностей, Яковлев смог больше времени уделять педагогической деятельности. В Симбирской школе он преподавал математику, педагогику и логику. И вскоре добился того, что чувашские школьники - в нагольных полушубках и кафтанах из домотканого сукна, в лаптях и валенках - стали разбираться в силлогистических модулях аристотелевой логики, освоили логарифмирование и бином Ньютона.

Но главной областью просветительской деятельности Яковлева всегда была переводческая работа. Следует отметить ее результаты - перевод на чувашский язык Библии. Эта работа привлекла к себе внимание влиятельного английского Библейского общества, и с лета 1908 г. на его средства было выпущено почти 20 тыс. экземпляров Нового Завета, Псалтыри, Книги Пророков и других библейских книг - около 2/3 всей Библии. Сам же Яковлев был избран почетным членом Библейского общества.

Помимо большой преподавательской и переводческой работы, Яковлеву пришлось приложить много сил и к делу строительства самой Симбирской школы. С помощью сочувствовавших его начинаниям лиц он сначала построил двухэтажное здание школы, а затем присоединил к нему еще шесть коттеджей для учителей и мастерских. Он расширил школьную усадьбу в общей сложности до 2 га, разбил здесь сад, огород, гимнастический плац. Кроме того, он добился выделения Симбирской школе специальной сельскохозяйственной фермы, где ученики проходили практику земледельческих работ. На ферме был заложен плодовый сад, устроен плодовый питомник, разбиты поля для семипольного оборота, проведен с гор водопровод на 6 тыс. ведер воды в сутки и т.д. С 1913 г. началось планомерное обучение воспитанников и воспитанниц ведению сельского хозяйства на передовом для того времени уровню.

Во время первой мировой войны Яковлев передал два лучших здания школы под госпиталь для раненых. Инспектируя военные госпитали, Жиркевич и познакомился с директором Симбирской школы. Прежде всего он изумился необыкновенной известности Яковлева и записал 10 марта 1920 г. в своем дневнике:

"Популярность Ивана Яковлевича Яковлева среди чувашского населения до сих пор так велика, что даже маленькие дети, со слов взрослых, знают о нем и о том, что он сделал для чувашского народа". Несколько позднее, уже завершая переписывание воспоминаний Яковлева о своей жизни, Жиркевич так оценил его вклад в культуру чувашей: "Заслуги Яковлева в деле просвещения чувашей безмерны. Их оценят только со временем, отойдя на известное расстояние от той эпохи, в которой он так убежденно, самоотверженно работал на благо родного народа" (запись от 8 апреля 1920 г.).

Прогноз Жиркевича сбылся. Благодарные потомки воздвигли Яковлеву памятник в Чебоксарах, назвали его именем один из проспектов столицы республики, присвоили его имя Чувашскому государственному педагогическому университету, Аликовской и Бичуринской средним школам. В Чувашском университете учреждено несколько именных стипендий для лучших студентов. Подвижник чувашского просвещения, так много способствовавший укреплению дружеских чувств между чувашским и русским народами, их сближению, их дружбе, Яковлев прожил большую и насыщенную жизнь и всю ее посвятил служению своему народу. В течение одной жизни он создал чувашский литературный язык, оставил после себя образцы изложения на нем различных видов и жанров литературы, воспитал целую плеяду учеников и последователей, заложил основы национального образования и просвещения.

Примечания

1 Появившаяся в некоторых справочных изданиях цифра в 400 школ - не более чем досадная опечатка. Краткая литературная энциклопедия. Т. 8. М. 1975, с. 1067. См.: Краткий очерк Симбирской чувашской учительской школы. Симбирск. 1908; Материалы к истории Симбирской чувашской школы, мужского и женского при ней приходских двухклассных училищ с трехлетними педагогическими курсами. Симбирск. 1913; МАКАРОВЫ. П. Чувашский педагог И. Я. Яковлев. - Советская педагогика, 1953, N б; ДНЕПРОВ Э. Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. 1918-1974. Библиографический указатель. М. 1974, NN 10344-10350 и по именному указателю.

2 См.: Иван Яковлевич Яковлев. 1848-1930. Чебоксары. 1948; СИРОТКИН М. Я. Очерки дореволюционной чувашской литературы. Чебоксары. 1967; И. Я. Яковлев и его школа. Чебоксары. 1971; АЛЕКСАНДРОВ Г. А. И. Я. Яковлев в 1917-1920гг. Чебоксары. 1992; его же. Чуваши в дореволюционных учебных заведениях. Чебоксары. 1994; его же. Чувашская интеллигенция: истоки. Чебоксары. 1997; ЯКОВЛЕВ А. И. И. Я. Яковлев (1848- 1930). Изд. 2-е. Чебоксары. 1958.

3 Цит. по: Иван Яковлевич Яковлев. 1848-1930, с. 65.

Презентация на тему: Иван Яковлевич Яковлев – просветитель чувашского народа



































1 из 34

Презентация на тему: Иван Яковлевич Яковлев – просветитель чувашского народа

№ слайда 1 https://fs1.ppt4web.ru/images/2692/52310/310/img1.jpg" alt="И.Я.Яковлев родился 25 апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского у" title="И.Я.Яковлев родился 25 апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского у">

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Иван Яковлевич Яковлев – выдающийся просветитель, гуманист и демократ. Он создал педагогическую систему, где достижения теории сочетаются с народными традициями. И. Я. Яковлев заложил основы среднего и высшего образования. Основанная им Симбирская школа явилась могучим очагом просвещения и культуры, центром подготовки кадров для чувашского народа

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Семья ЯковлеваЖенился И.Я.Яковлев в 1877г. на Екатерине Алексеевне Бобровниковой, сироте, которую вырастила и воспитала семья директора Казанской инородческой учительской семинарии профессора Н.И. Ильминского. Создался необычный союз людей, которые прошли трудный путь жизни. У них родилось трое детей: Алексей (член-корреспондент АН СССР, профессор), Лидия (искусствовед, переводчик) и Николай (инженер, музыкант). Ныне их внуки и правнуки живут и трудятся не только в России, но и за рубежом, продолжая замечательные традиции своего прародителя.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Новый алфавит и издание книгС 1873 г. И.Я.Яковлев вместе со своими учениками начал издавать двуязычный (чувашский и русский) букварь. Издание таких букварей продолжалось до 1919 г. После окончания университета Яковлев организует Переводческую комиссию из числа преподавателей и учащихся. Их силами переведены и изданы учебные книги К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.Баранова и других, а также произведения классиков русской и зарубежной литературы. В Симбирске был создан издательский центр, открыты книжные склады для распространения дешевых книг среди сельского населения.

№ слайда 17

Описание слайда:

Рост Симбирской чувашской школыЧастная школа И.Я.Яковлева просуществовала около трех лет. В 1871 г. она стала образовательным учреждением Министерства народного просвещения. После этого школа постепенно расширялась: появились женское отделение, учебно-производственные мастерские, домовая церковь и т.д. В 1920 г. на базе школы возник институт народного образования – первый вуз в истории чувашского народа. В одном из зданий этого института ныне находится Государственный музей И.Я.Яковлева и его школы

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Обращаюсь к вам первым, друзья и родичи мои чуваши. О вас болел я душой, к вам в этот час обращается мысль моя, и вам хочу сказать мои последние пожелания. - Крепче всего берегите величайшую святыню – веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мироздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный. -Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания.

№ слайда 24

Описание слайда:

Да будет его радости вашими радостями, его горести вашими горестями, и вы приобщитесь к его светлому будущему и грядущему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал свою правду, и, нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью. Залогом и путеводной звездой да послужит бессмертное имя учителя моего Николая Ивановича Ильминского, олицетворяющего для меня все величие и всю красоту русского народного характера. - Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет откуда-нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит прежде всего на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа

№ слайда 25

Описание слайда:

Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: из них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими младшими братьями. - Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к родному языку нет измены русскому делу: служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших. - Доделайте то, что может быть, не удастся закончить мне: дайте чувашскому народу Священное писание полностью, завершив перевод Ветхого завета. Послужите делу христианского просвещения, распространяя свет Евангелия среди многочисленных народностей, населяющих русский Восток: по языку и духу вы ближе к этим народностям, чем сами русские. Работой на этой обширной ниве вы заплатите русскому народу часть того великого долга, которым вы обязаны ему, получив из его рук свет веры Христовой.- Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда.- Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите и ненавидящих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения.

№ слайда 26

Описание слайда:

Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всякому, мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствам, – успехи непрочные и временные. Вот все, что я хочу сказать вам, готовясь предстать перед высшим Судией. Если в ком есть память о вольной или невольной обиде, мною причиненной, прошу простить меня и помолиться обо мне. Сердечно благодарю за тепло и ласку, которыми не по заслугам моим дарили меня вы, мои соплеменники, и многие, многие русские люди, приходившие с открытым сердцем на помощь моему делу. Горячую благодарность приношу всем товарищам и сотрудникам моим по работе: без их бескорыстного усердия был бы невозможен и мой труд. Шлю привет непосредственным ученикам моим. Учебные часы, среди них проведенные были отрадными часами моей жизни. Да сохранит и да обережет вас Бог в жизненных путях ваших.

Описание слайда:

Опубликованные трудыУчебники И.Я. Яковлева -Букварь для чуваш. Казань, 1872 (издавался до 1919 г.) -Первоначальный учебник русского языка для чуваш, вып.1, Казань, 1892.-Букварь для чуваш. Часть вторая. Русские разговорные уроки. Изд. 16-е Православного Миссионерского Общества. Симбирск, 1904.-Первая книга для чтения после букваря на чувашском языке. Симбирск, 1909 (в соавторстве с К.В.Ивановым). Книги, брошюры, статьи и письма-Протоиерей Алексей Иванович Баратынский. Казань, 1895.-Временные педагогические курсы, устроенные при Симбирской чувашской учительской школе в 1891 году для учителей чувашских школ (с кратким очерком таких же курсов 1884 года). Симбирск, 1899.-Краткий очерк Симбирской чувашской школы (по случаю сорокалетия. 1868-1908). Симбирск, 1908.- На память о 40-летии Симбирской чувашской школы. Симбирск,1910 (с предисловием Н.И.Колосова).-Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирской чувашской учительской школы за 1912 год. Симбирск, 1913 (с приложением документов).-Война и чувашская школа в Симбирске. Симбирск, 1915. -Материалы к истории Симбирской чувашской школы, мужского и женского при ней приходских училищ с трехлетними педагогическими курсами. Симбирск, 1915

№ слайда 31

Описание слайда:

Отчет о состоянии Симбирской чувашской школы за первую половину 1875 – 1876 учебного года. Сначала был опубликован в журнале «Циркуляр по Казанскому учебному округу», 1876, № 3. С. 147-171, потом вышел отдельной брошюрой (Симбирск, 1876).-Положение о Симбирской чувашской учительской школе. Симбирск, 1890.-Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы Симбирского общества, переданной в ведение Симбирской чувашской учительской школы с 15 марта 1893 года по январь 1894 года. Симбирск, 1895.-Поездка воспитанников Симбирской чувашской учительской школы и воспитанниц женского при ней училища в Казань, Н. Новгород, Кострому, Ярославль, Сергиеву Лавру и Москву летом 1896. См. также «Циркуляр по Казанскому учебному округу», 1896, № 10. С. 494-509.-Соображения о распространении женского образования между чувашами. Симбирск, 1897. то же в журнале «Православный благовестник», 1897, № 5. С. 227-232; № 6. С. 264-269; № 7. С. 317-324.-Устав Православного Святодуховского Братства при церкви Симбирской чувашской учительской школы и женского при ней училища. Симбирск, 1898.-Проект устава Православного Святодуховского духовно-просветительного Братства при храме Симбирской чувашской учительской школы и женского при ней училища. Симбирск, 1911.-Проект устава Церковного чувашского трудового женского общежития на речке Вараксарарке. Симбирск, 1911.-Краткий очерк Симбирской чувашской учительской школы (по случаю сорокалетия 1868-1908). Симбирск, 1908.-Очерк возникновения женского при Симбирской чувашской школе училища. Симбирск, 1911.И многие другие.

№ слайда 32

Описание слайда:

Награды1.Орден св. Станислава 3 степени. Награжден 26 декабря 1878 г. – «за отлично-усердную службу».2. Орден св. Станислава 2 степени. Награжден 27 декабря 1887 г. – «за отлично-усердную службу».3. Орден св. Анны 3 степени. Награжден 15 мая 1889 г. – «за отличие на службе».4. Орден св. Анны 2 степени. Награжден 26 декабря 1892 г. – «за отлично-усердную службу».5. Орден св. Равноапостольского князя Владимира 4 степени. Награжден 9 марта 1900 г. – «за отлично-усердную службу». Медали: 1. Серебряная медаль в память в Бозе почивающего императора Александра III на Александровской ленте. Награжден 25 апреля 1896 г. на основании именного высочайшего указа от 26 февраля 1896 г.2. Темно-бронзовая медаль на ленте из государственных цветов. Награжден 30 января 1897 г. – «За труды по I всеобщей переписи населения 1897 г.»3. Медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых.4. Медаль в память Отечественной войны 1812 г.

№ слайда 33

Описание слайда:

№ слайда 34

Описание слайда:

Список использованной работы и интернет-ресурсов:Краснов Н, Г., Иван Яковлевич Яковлев. Жизнь. Деятельность. Педагогические идеи. Очерки, Чебоксары, 1976http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/7378Википеди - Ирĕклĕ энциклопедин чăваш уйрăмĕ http://cv.wikipedia.org/

Иван Яковлевич Яковлев (25 апреля 1848 года, Кошки-Новотимбаево, Буинский уезд, Симбирская губерния - 23 октября 1930 года, Москва) - чувашский просветитель, православный миссионер, педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.

Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский район Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей чувашского крестьянина Пахомова, односельчанина. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крёстного отца Ивана Яковлева.

В 1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в село Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком.

Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям, И. Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского населения. Под влиянием либеральных идей 60-х годов XIX столетия он приходит к мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь родного чувашского народа не с помощью разорительных революций, а прежде всего путём его просвещения, приобщения к грамоте и к русской культуре. Постепенно И. Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование.

В конце 1866 года Яковлев с большим трудом добился освобождения от службы в удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счёт государства, он должен был отработать там не менее 10 лет) и осенью 1867 года поступает в V класс Симбирской мужской гимназии. Обучаясь там, Яковлев вызывает к себе в Симбирск односельчанина А. В. Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная школа затем, при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова, постепенно расширяется.

В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И. Н. Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко и - материальную поддержку.

В университете Яковлев знакомится с известным учёным-ориенталистом профессором Н. И. Ильминским, консультируется у него по «инородческому» (национальному) вопросу. При активном содействии Ильминского к концу 1871 года И. Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый, созданный на основе древнебулгарского (тюркского) языка в начале текущего тысячелетия, был основательно забыт.

В дальнейшем яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нём был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлев, сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства. Тогдашними консерваторами букварь был встречен в штыки: «Пылкость молодой натуры, с которой он (Яковлев - ред.) принялся за дело, была причиной того, что он встал на неправильный путь в инородческом деле. Г-н Яковлев в деле образования чуваш задался мыслью чувашский язык сделать книжным…»

В 1875 году Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в Симбирске. С этого времени развернулась полная забот, тревог и порой драматической борьбы, напряженная педагогическая и просветительская деятельность Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом его жизни. Опираясь на помощь и содействие русских прогрессивно настроенных общественных деятелей и коллег, он осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. Он составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы.