Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Быт знатных людей в древней руси. Литературные достопримечательности Киевской Руси

Быт знатных людей в древней руси. Литературные достопримечательности Киевской Руси

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.
Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий-храмов, дворцов он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. Недаром дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж во Францию и приехавшая в Париж XI в., была удивлена провинциальностью французской столицы по сравнению с блистающим на пути из «варяг в греки» Киевом. Здесь сияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота — символ побед русского оружия. А неподалеку от княжеского дворца стояли бронзовые кони, вывезенные Владимиром из Херсонеса; в старом городе находились дворцы видных бояр, здесь же на горе располагались и дома богатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и других киевских монастырей.
Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь — здесь располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной «мед», слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах. Известно немало женщин — деятельниц такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу», большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим. На всю Русь славились такие пиры и такие раздачи во времена Владимира I.
Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня.
В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку пестуну (от «пестовать» — воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.
Внизу, на берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где, кажется, продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад.
По склонам гор к Подолу спускались разнообразные — от хороших деревянных домов до убогих землянок — жилища ремесленников, работных людей. У причалов Днепра и Почайны теснились сотни больших и малых судов. Были здесь и огромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и купеческие усадистые насады, и бойкие, юркие лодочки.
По улицам города сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояре и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в епанчах, в красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах и шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканых рубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, другими ювелирными изделиями из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла — меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду — сарафаны; голову накрывали убрусами (платками).
Похожие храмы, дворцы, такие же деревянные дома и такие же полуземлянки на окраинах стояли и в других русских городах, так же шумели торги, а в праздники нарядные жители заполняли узкие улицы.
Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге — от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди.

Архангел Гавриил («Ангел Златые власы»). Новгородская икона. XII век Wikimedia Commons

Рождение

Рождение мальчика в княжеской семье — веха в жизни всей династической линии, появление новых перспектив, надежду на которые старшие родствен-ники закладывают уже при имянаречении . Новорожденный княжич получает два имени — родовое (княжеское) и крестильное, оба выбираются с учетом негласных правил. Например, в домонгольской Руси действовал запрет на наречение именем живого родственника (отца или деда), а имена дядьев были наиболее актуальны.

В условиях постоянных разъездов княжич не всегда появлялся на свет в хоро-мах: например, Ипатьевская летопись рассказывает, как в 1174 году князь Рюрик Ростиславич ехал из Новгорода в Смоленск, и на полдороге в Лучине-городке княгиня родила сына, который получил «дедне имя» Михаил, а княжеское «дедне же имя» Ростислав, став полным тезкой своего деда.

Отец маленького Ростислава подарил ему Лучин городок, в котором он родился, и построил на месте его рождения церковь Святого Михаила. Основание храма в честь рождения наследника, особенно первенца, — прерогатива князей, обладающих наибольшей властью. Так, например, Мстислав Великий основал церковь Благовещения на Городище, развалины которой можно видеть и по сей день под Новгородом, в честь рождения своего первенца Всеволода, носившего крестильное имя Гавриил (одна из двух главных фигур Благовещения — архангел Гавриил). В свою очередь, Всеволод Мстиславич, когда у него родился сын, заложил «во имя сына своего» церковь Святого Иоанна.

Постриги

Постриги — социальная практика, присущая Руси и, вероятно, другим славянским народам. Благодаря сообщениям летописи о постригах сыновей Всеволода Большое Гнездо (1154-1212) Ярослава и Георгия мы узнаем, что совершался этот обряд, когда мальчику исполнялось два-три года, и заклю-чался он в пострижении первых волос и посажении на коня, причем некоторые исследователи предполагают, что княжич при этом был облачен в свои первые доспехи.

Посажение на коня символизировало начало вступления во взрослую, воинскую жизнь, демонстрировало физическую дееспособность человека. В противоположность этому при описании слабого от старости человека (например, в сообщении о смерти «старца доброго» Петра Ильича, сопрово-ждавшего князя Святослава) летописец характеризует его как уже неспособного сесть на коня.

Софийский собор. Великий Новгород. XI век В. Робинов / РИА «Новости»

В Новгородской первой летописи сообщается о том, что в 1230 году во время постригов Ростислава Михайловича, сына Михаила Всеволодовича Чернигов-ского, приехавшего с отцом в Новгород, сам архиепископ Спиридон «уя влас» (остриг волосы) княжичу. Совершался этот обряд в Софийском соборе — главном храме города, что, очевидно, служило делу укрепления позиций черниговских князей в Новгороде.

Первое правление

Первое правление под рукой отца часто начиналось очень рано. Упомянутого Ростислава Михайловича, только что прошедшего постриги, отец оставил в Новгороде одного под присмотром архиепископа Спиридона. В то время как отец вернулся в свой город Чернигов, присутствие сына в Новгороде представ-ляло здесь власть Михаила Всеволодовича, и хотя это еще не правление, но уже начало самостоятельной политической жизни.

Ярослав Владимирович, новгородский князь, послал своего сына Изяслава править в Великие Луки и защищать Новгород от Литвы («от Литвы оплечье Новгороду»), но на следующий год княжич скончался — одновременно со смертью своего брата Ростислава, который находился при отце в Новгороде. Не исключено, что оба они были отравлены сторонниками черниговских князей. Известно, что Изяслав умер в возрасте восьми лет, то есть его самостоятельное правление в Великих Луках началось, когда княжичу было всего семь лет.

Лаврентьевская летопись подробно сообщает о проводах Всеволодом Большое Гнездо его сына Константина (последнему было 17 лет) на первое княжение в Новгород. Провожать его выходит вся семья и горожане, отец дарит ему крест «сохранник и помощник» и меч «прещение (угроза) и опасение» и говорит напутственные слова.

Разумеется, молодому князю в первом правлении помогает авторитетный наставник. Так, например, в Киево-Печерском патерике говорится о том, что маленького Юрия (Георгия) Долгорукого на правление в Суздальскую землю сопровождает Георгий, и это совпадение имен, по-видимому, представлялось чем-то судьбоносным.

Сын князя — заложник

Не всегда роль наследника правителя помпезна и привлекательна. Иногда свое детство подросток вынужден проводить в стане прежнего врага своего отца. Эта традиция встречается и в других средневековых обществах. Например, когда норвежский конунг Олав Трюггвасон (963-1000) победил ярла Оркнейских островов Сигурда, сына Хлёдвира, последний крестился и крестил свой народ, а сына Сигурда, по прозвищу Собачка, Олав взял с собой. Пока сын ярла жил при дворе конунга, Сигурд выполнял свою клятву, но когда Собачка умер, Сигурд вернулся к язычеству и перестал подчиняться конунгу.

Благодаря русским летописям мы знаем, что сын Владимира Мономаха Святослав был в заложниках у половецкого князя Китана, и, когда дружина Ратибора подговорила Владимира напасть на людей Китана, самым опасным делом было выручить Святослава, который подвергался серьезному риску.

Огромные страдания черниговскому князю Святославу Всеволодовичу причинил захват Всеволодом Большое Гнездо его сына Глеба в плен. Святослав буквально обезумел: он нападает на своих прежних союзников Ростиславичей, затем собирает на срочный совет ближайших родственников — Ольговичей. К счастью, дело кончилось миром и свадьбой.

Участие в делах отца

Но не обязательно княжич расставался с близкими так рано. О многих Рюриковичах достоверно известно, что свою юность они провели рядом с отцом, участвуя в его делах и походах, постепенно перенимая политические и военные навыки. Как правило, такую картину можно видеть во время напряженного военного противостояния.

Геза II. Буквица из Chronicon Pictum. XIV век Wikimedia Commons

Ярослав Галицкий говорил Изяславу Мстиславичу: «Как твой сын Мстислав ездит у твоего правого стремени, так и я буду ездить у твоего левого». И Мстислав Изяславич действительно постоянно сопровождал родного отца в битвах, а кроме того, ездил по его поручению к союзникам — другим князьям и к венгерскому королю Гезе II, ходил походами на половцев.

Пока Мстислав был еще мал, перего-воры с венгерским королем вел младший брат Изяслава, Владимир.
Но наследник киевского князя взрослел и посте-пенно перенимал эту и другие функции, а дядю медленно отстраняли от дел.

Далеко не всегда первая самостоятельная деятельность княжича бывает успешна: не обходилось и без казусов. Так, Ипатьевская летопись сообщает о том, как венгерской дружине, которую вел Мстислав Изяславич на помощь отцу, у местечка Сапогыня прислал вино Владимир Андреевич, а затем на пьяных венгров напал Владимир Галицкий. Пришлось затем отцу Мстислава и венгерскому королю мстить за «избитую дружину».

Свадьба и появление детей

Свадьбу устраивал один из старших родственников — отец, дядя или даже дед. Удивительная особенность древнерусских свадеб — очень часто они устраи-вались попарно: два брата, две сестры или просто близкие родственники праздновали свадьбу одновременно. Так, например, в статье 6652 (1144) года Ипатьевской летописи говорится о том, что были выданы замуж две Всеволодковны (дочери Всеволода Мстиславича), одна — за Владимира Давыдовича, другая — за Юрия Ярославича.

Возраст, в котором вступали в брак, был по нашим меркам просто возмутительно ранним: например, дочь Всеволода Большое Гнездо Верхуслава вышла замуж за сына Рюрика Ростиславича Ростислава (того самого, который родился в Лучине городке) в возрасте всего восьми лет, но это был исключи-тельный случай даже для того времени. Летопись повествует о том, что ее отец и мать плакали, провожая невесту к жениху. Ростиславу же было 17 лет.

Если все складывается удачно, после свадьбы жених получает еще одного покровителя в лице тестя (так, например, упомянутый Ростислав, видимо, пришелся по душе Всеволоду Большое Гнездо: летописец сообщает о том, что зять приезжает к нему с военными трофеями и подолгу гостит), случается и так, что тесть по каким-то причинам оказывается ближе и важнее отца.

Появление детей в княжеской семье важно не только как перспектива далекого будущего: полноценная жизнь правителя немыслима без наследников.

Так, именно с отсутствием взрослых сыновей исследователи связывают уязвимость князя Вячеслава Владимировича (сына Владимира Мономаха), исключение его из активной политической жизни. Даже бояре говорят его младшему брату Юрию Долгорукому: «Брат твой не удержит Киев».

Однако и большое количество мальчиков в княжеской семье (у Юрия Долгорукого их было 11, а у Всеволода Большое Гнездо — девять) также влечет за собой множество сложностей, и в первую очередь встает вопрос о том, как наделить их в равной мере землями и остановить неминуемый передел власти.

Дмитриевский собор во Владимире. XII век Дворцовый храм Всеволода Большое Гнездо. Яков Берлинер / РИА «Новости»

Смерть отца

Смерть отца — серьезная веха в жизни любого князя. Успел или нет ваш отец побывать на киевском столе, обеспечил ли вам добрую славу среди горожан, как настроены его братья по отношению к вам и, что не менее важно, за кого выданы замуж ваши сестры — вот круг вопросов, от которых зависела жизнь теперь уже полностью самостоятельного князя.

Упомянутый выше Изяслав Мстиславич, отец Мстислава, имел не столь выгодное положение по родовому счету, но прекрасные возможности открывались перед ним именно благодаря бракам сестер и племянниц, которые выходили замуж за влиятельнейших правителей Европы и Руси, что сыграло заметную роль в успешной борьбе Изяслава за Киев.

Сразу после смерти отца его братья довольно часто стремятся захватить освободившийся стол и сферу влияния, оттеснить своих племянников. Всеволод Мстиславич, переведенный дядей Ярополком в Переяславль после смерти отца, был немедленно изгнан оттуда своим другим дядей — Юрием Долгоруким.

Чтобы сыновья не оказались в ущемленном положении по отношению к братьям их отца, появилась практика передачи детей «на руки» братьям: заключался договор, по которому один из двух братьев должен был помогать детям того, кто раньше умрет. Именно такой договор был заключен между Ярополком и отцом Всеволода, Мстиславом Великим. Дядя и племянник, отношения которых были скреплены таким образом, могли обращаться друг к другу «отец» и «сын».

Последняя воля князя

Довольно часто князья гибли в распрях или от болезни, происходило это скоротечно. Однако в тех ситуациях, когда правитель заранее предвидел свою кончину, он мог предпринять попытки повлиять на судьбы своих земель и своих родных после своего ухода в мир иной. Так, сильный и влиятельный черниговский князь Всеволод Ольгович сделал попытку передать полученный им в жестокой борьбе Киев брату, но потерпел поражение.

Еще более интересный случай описывает Галицко-Волынская летопись в конце XIII века: Владимир Василькович, известный устроитель городов и книжник, понимает, что тяжелая болезнь оставила ему не много времени.

Наследников у него не было — лишь единственная приемная дочка Изяслава; другие родственники вызывали у Владимира раздражение своим активным взаимодействием с татарами.

И вот Владимир из всех выбирает единственного наследника, двоюродного брата Мстислава Даниловича, и заключает с ним договор о том, что Мстислав будет заботиться после смерти Владимира о его семье, выдаст замуж приемную дочь только за того, за кого она захочет, а к его жене, Ольге, будет относиться как к матери.

За это Мстиславу передаются все земли Владимира, хотя порядок наследования предполагал, что они должны были быть поделены между другими родствен-никами. Завещанное Владимиром свершилось успешно, но ключевую роль в этом деле сыграла гарантия со стороны татар, которых так не любил сам Владимир. 

2. Объясните, чем и с какими соседними странами торговали на Руси.

Русские товары такие как меха, мёд, воск, льняные ткани, янтарь и рабы попадали через Волгу и Каспийское море в арабские страны, через Чёрное море в Византию, через Балтийское море и по сухопутным путям – в Западную Европу. В русских землях ценились иностранные ткани (особенно шёлковые), мечи, цветные и драгоценные металлы (месторождений которых в Древнерусском государстве не было) и пряности.

3. Расскажите о жилище и хозяйстве боярина, крестьянина, купца (по выбору). Используйте информацию учебника, доступные материалы краеведческого музея.

Крестьянин в одном из более северных районах жил в избе, то есть в срубе из положенных друг на друга брёвен. Такая изба поднималась над землёй на специальных подпорках, на которых оставляли не до конца обрубленные сучки, остриём вниз – всё, чтобы в жилище сложнее было забраться мышам. Именно из-за таких подпорок избы получалось высокое крыльцо. Внутри избы была всего одна комната с печкой, столом и лавками. На лавках сидели за столом, на них же спали взрослые, дети же и старики – на палатях на печке. Топили печку по-чёрному, то есть дым выходил в окно или дверь. Затягивали окно бычьим пузырём, через который не было видно, что происходит на улице, но свет проникал. Крыша обычно была из соломы.

Вокруг избы располагались разные хозяйственные постройки: в одних жили животные, в других хранился инвентарь. Все они были построены не так добротно, как изба. Отдельное место занимала баня. Это единственное строение, кроме избы, где была печка. Печку топили жарко, потому баня часто становилась причиной пожаров. Именно потому её ставили несколько в стороне, оставляя достаточно места между ней и другими постройками, чтобы огонь на них не перекинулся.

4*. Историческое путешествие. Составьте рассказ о поездке в древнерусский город (по выбору: Киев, Новгород, Смоленск, Псков или др.). Определите род занятий своего героя, цель его поездки, опишите его впечатления от увиденного.

В Новгород я приехал, чтобы продать зерно, которое купил под Полоцком. В Новгороде зерно всегда в цене, это не удивительно – город стоит на болоте. Настоящие топи подходят под самые стены крайних домов – в такую землю рожь не посадишь. Заехав в город, я добрался до торга – он расположен под самым кремлём. Внутри города дороги хорошие. Добирался до него, так почти каждые пару часов воз в грязи увязал, а в самом Новгороде на всех дорогах мостовые уложены половинками брёвен – получается ровная дорога, по которой удобно и приятно ехать.

Перед началом торга не мог я не зайти в Софию. Собор этот велик и прекрасен, без Божьей помощи нельзя было такого построить, тем более из камня. А по стенам его росписи, одна другой краше. Вот молишься там и кажется, что Господь прямо зримо сходит с небес.

Распродал я зерно быстро – ещё солнце не коснулось края крепостной стены, под которой мы расположились. Тихон (свояк мой из местных) прислал мне кусочек бересты, на котором нацарапал, что один варяг хорошие клинки по дешёвке продаёт. Вообще я мечами обычно не торгую, но тут очень уж выгодно получалось.

Потом мы с Тихоном выпили как следует за успех его и моего дела. Хороший город Новгород. Только холодный очень, промозглый, и ветер с озера сильный слишком дует.

Культура - это совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление носит условный характер, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение) выражается в конкретной материально-вещественной форме.

Культура - это процесс раскрытия и развития способностей личности в ее сознательной деятельности в определенном историческом контексте. Развитие древнерусской культуры происходило в непосредственной связи с эволюцией общества и человека, становлением государства, укреплением связей с другими странами. В этот период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создав основы для культурного развития последующих эпох.

Древнерусская культура складывалась на основе древнеславянской культуры, сохраняя многие ее черты. Вследствие того, что

Русь испытывала сильное влияние Византии, ее культура формировалась как синтез культур и традиций двух государств. Сказывалось также влияние культуры степняков. Первоначально культура развивалась под влиянием язычества. С принятием христианства положение изменилось - новая религия стремилась изменить представления людей о морали, долге, красоте. Начинает формироваться православное самосознание. Однако продолжительное время на Руси сохранялось двоеверие, т.е. христианство сосуществовало с язычеством, что сыграло заметную роль в складывании культурного потенциала, отражавшего в себе подобную двойственность.

Появление письменности - качественный скачок в развитии культуры. Уже договоры Руси с Византией (первая пол. X в.) имели копии на славянском (древнеболгарском) языке. Христианизация дала новый толчок развитию письменности. Появились переводы греческих богослужебных книг, исторических сочинений, жизнеописаний святых. На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии и Болгарии. Появились переводы греческих и болгарских книг церковного и светского содержания. При церквах открывались школы, начинает развиваться грамотность. Вскоре после принятия христианства появляется летописание.

Создание центров письменности и грамотности, появление образованных людей в княжеско-боярской и церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы, которая складывалась вместе с развитием летописания, ростом образованности общества, становлением общественной мысли. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал митрополит Иларион. В 40-х гг. XI в. он создал «Слово о законе и благодати», в котором в публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. В письменной культуре доминировало летописание. Русские летописи были оригинальной формой литературно-исторического произведения.

Русь Изначальная была деревянной. Деревянную архитектуру отличала многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие пристроек. С приходом христианства Русь восприняла из Византии сооружение церквей по образцу крестовокупольного храма. Первым каменным храмом стала церковь Успения Богородицы (989-996 гг., разрушена в 1240 г.) В 1037 г.

Ярославом Мудрым был заложен каменный Софийский собор в Киеве, который отразил сочетание славянских и византийских традиций. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси - Новгороде, Полоцке, Чернигове.

Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире. С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире, расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире. При нем же был создан храм Покрова на Нерли. Одновременно строились храмы в Новгороде, Смоленске, Чернигове, закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы.

Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства начинает переживать перемены. Церковное искусство было подчинено одной цели - воспеть Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу духа над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства. Необходимым атрибутом храмов были иконы, которые появляются в X в. Они были привезены на Русь из Византии, и русская иконопись находилась под влиянием византийской школы.

Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках (Владимирская Богоматерь), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI-XII вв. В XII в. складываются местные иконописные школы, отличающиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская и киевская школы. Характерными особенностями иконописи, независимо от местных традиций, было плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Главное внимание уделялось изображению лица и рук. Все это должно было способствовать восприятию иконы как божественного изображения.

Развивались фреска (живопись красками по сырой штукатурке) и мозаика (изображения, выполненные из цветных камней). Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. Совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения стали харак-тернои чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Резьбой славились утварь и посуда. Изящные украшения создавали золотых и серебряных дел мастера.

На Руси получили развитие три музыкальных направления: народная музыка, богослужебное пение и светское пение. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При многих княжеских дворах появились скоморохи - первые профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Богослужебное пение распространилось после принятия христианства и сразу стало профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Постепенно в пении все ярче проявлялись отличительные свойства, присущие древнерусским народам.

Важным элементом культуры был фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались черты жизни людей того времени. Особое место в устном народном творчестве занимал былинный эпос, в котором выразилось общественное сознание, отразились нравственные идеалы народа.

Таким образом, впитав в себя и творчески переработав разнообразные художественные влияния, древнерусская культура на основе формирующегося православного самосознания выдвинула систему ценностей и духовных установок, которая во многом предопределила развитие культуры отдельных земель Руси в период политической раздробленности и оказала влияние на последующее культурное развитие.

Застолье, пища и одежда в России в X-XVII вв

Русская изба

Русская изба столетиями не меняла свой облик. Основою избы была клеть - связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть - это летняя постройка, без печи. Крестьянские избы в Древней Руси - полуземляные или наземные, срубные.

Для полуземлянок вырывали неглубокую яму, стены которой закрывались деревом. Пол был чаще земляной, плотно утрамбованный, иногда обмазанный глиной. Чтобы войти в такое жилище, нужно было спустится вниз по нескольким ступенькам, вырытым в земле. Иногда в яму спускали уже готовый сруб, засыпая землю в образовавшиеся между стенками сруба и ямой пустоты. Потолка полуземлянка не имела, его заменяла сама кровля.

Основой деревянных наземных построек служил четырехугольный бревенчатый сруб, чаще 4 х 4 м. Потолок из гладко отесанных досок закрывался двускатной крышей. Пол в срубных домах всегда был дощатый. Такой дом назывался изба - от славянского истьба, что значит «истопка», поскольку обязательно строился с печью. Был он выше, чем полуземлянка, часто имел второй этаж.

Окна прорубались в бревнах и в холодную погоду закрывались - «заволакивались» досками, отчего и назывались «волоковыми». Иногда окна закрывали слюдой, которая, однако, плохо пропускала свет. Оконное стекло появится только в XIV в.

Вход в дом обычно был ориентирован на юг, чтобы в жилище попадало больше тепла и света.

Некоторые дома состояли из избы, теплого жилого помещения, и холодной, служившей кладовой клети. Часто имелись подклети - нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, именовали горницей. Горницу с окнами, которые пропускали много света, называли светлицей. У наиболее зажиточных людей имелся и третий ярус - терем. В богатых домах полы были деревянные, а в княжеских - из дубовых плиток (разновидности паркета). В каждом богатом доме обязательно была мыльня - русская баня.

Хоромы

Хоромы (от славянского - храм) - это несколько построек, поставленных рядом. Хоромами называли княжеский дворец, который состоял не из одного большого здания, а из нескольких построек. Каждый член княжеской семьи имел свое особое помещение, отдельное от других строений. Для соединения всех помещений служили сени и переходы.

Помимо избы и клети, летописи упоминают: гридницы - парадные палаты, сени, также игравшие роль парадного помещения, терем, ложницу, или одрину - спальню, медушу - кладовую для хранения напитков, мыльню - баню, различные хозяйственные постройки.

Хоромы строили двух или трехэтажными, соединяя отдельные помещения крытыми или открытыми галереями. Так, сени представляли собой парадную террасу на втором этаже. Терем завершал собой постройку, располагаясь на втором или третьем этажах.

Все постройки, находящиеся во дворе, были окружены крепким частоколом.

Внутреннее убранство домов

Главную роль в интерьере русского дома играла печь. Ее расположение определяло всю внутреннюю планировку. Обычно печь располагалась слева или справа от входа, реже - в центе избы. Угол по диагонали от печи был парадной частью избы: здесь вешали иконы, ставили лавки и стол, сюда сажали гостей. Назывался он красным.

Угол напротив печного получил название бабий кут, или середа.

В нем обычно женщины стряпали и пряли. Четвертый угол предназначался для мужских работ.

Главными предметами мебели были стол и неподвижные лавки, на которых сидели и спали. Известны также подвижные скамьи, сундуки и полати, предназначенные для сна. Их настилали рядом с печью высоко (в северных землях) либо низко над дверью (в южных). Внутри дом никак не украшался, поскольку печи долгое время были без труб и дым шел прямо в избу, покрывая стены и все находящиеся в доме предметы копотью.

Обстановка в домах зависела от достатка их владельцев. У тех, кто беднее, - деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых - столы, скамьи, лавки с богатой росписью, а также табуреты. Богатые дома убирались коврами. После того, как появились печные трубы, в княжеских дворцах стены стали расписывать фресками.

Избы освещали лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных людей использовались сальные свечи с деревянными или металлическими подсвечниками, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные «шандалы» - те же подсвечники - или светильники с растительным маслом.

Царский дворец в XVII в. в Московском Кремле

Внешний вид царского дворца представлял чрезвычайно пестрое множество зданий самой разнообразной величины. Они теснились друг подле друга, возвышались одно над другим, были покрыты разными крышами: двускатными, в виде шатров, бочек, скирд, с прорезанными золочеными гребнями и золочеными маковицами наверху. В иных местах возвышались башни и башенки с орлами, единорогами и львами вместо флюгеров. Кровли и купола на царском дворце были покрыты золотом. Стены зданий украшали резные орнаменты: листья, травы, птицы и звери. Здания соединялись многочисленными переходами, сенями, лестницами.

Хоромы и палаты

Жилые помещения государя и его семейства располагались в Постельных хоромах, которые называли также Теремным дворцом. Рядом с Грановитой палатой была устроена Золотая Царицына палата. Недалеко располагались хоромы царевен, под окнами которых был разбит сад и цветники. Чуть далее, возле Успенского собора, стоял Патриарший двор. Возле Троицких ворот как терем стояли каменные Государевы хоромы.

В специально построенной Оружейной палате размещались помещения для занятий художествами и ремеслами. В Иконной палате работали иконописцы и рисовальщики. В Золотой палате - золотых дел мастера и ювелиры, в Серебряной палате - серебряники. В Ствольном приказе - оружейники и мастера ствольного дела. В Оружейной палате в особых комнатах хранилось государево оружие, а также полковые и государевы великие стяги. В обширной Палате Большой казны в огромных рундуках содержалось оружие, покрытое драгоценностями.

В Хлебенном дворце изготовляли хлеб: гладкий, то есть обыкновенный, и изразчатый - украшенный разными фигурками. Здесь же пекли калачи, сайки, баранки, куличи, караваи, пряники и сахары (конфеты). В подвалах и погребах дворца хранились многочисленные припасы. Кормовой дворец - это собственно царская кухня. Сытный дворец заведовал хмельным питьем всякого рода. В нем было более тридцати погребов и ледников.

Кремлевские сады

В Кремле были устроены Верхний и Нижний Набережные сады. Там произрастали яблони, груши, смородина, цветы, располагались небольшие искусственные пруды, беседки. В 1682 г. здесь рос виноград и были посеяны арбузы.

Внутреннее убранство

Все, что служило украшением внутри хором, называлось нарядом. Стены и потолки покрывались многоцветной росписью, обшивались красным тесом, который украшался красивой резьбой, часто золоченой. Пол мостили дубовым кирпичом - квадратными дубовыми брусками. Сами стены обивали красивыми, расписными обоями из материи. Заграничные обои из дорогих тканей называли шпалерами. Двери также всегда обивались сукном. В торжественных случаях стены наряжали богатыми золотыми и шелковыми материями, а полы - персидскими и индийскими коврами.

Обычной мебелью были лавки, которые ставились вдоль стен, сплошь вокруг всей комнаты или палаты. На лавки клали бумажники - матрацы из хлопчатобумажной ткани - или сафьяновые (кожаные) тюфяки. Иногда лавки просто обивали красным сафьяном и войлоком. Столы были дубовые, на точеных ногах, или липовые - крашеные. Их укрывали алым или зеленым сукном, а в торжественные дни - золотыми коврами или бархатными подскатерниками. Со второй половины XVII века в моду входят столы «немецкие и польские», украшенные резьбою и расписанные разными красками. Стулья употреблялись редко, а кресла подавали только одному государю.

В окна вставляли рамы, на которые крепили оконницы - подъемные или отворные. Стекла употребляли крайне редко, их вполне заменяла слюда. Слюдяные окна украшали живописными картинами, завешивали ткаными завесами.

Во всех жилых хоромах были изразцовые печи: из синих или зеленых изразцов. Печи были четырехугольные и круглые. Изразцы расписывали травами, цветами, разными узорами.

Для хранения вещей в комнатах ставили шафы, скрыни, сундуки, ларцы, ящики, коробьи. К стенам приделывались полки. Вся мебель делалась из дерева, преимущественно из липы, и украшалась богатой резьбой. Некоторые предметы мебели обивались сукном.

Царское место

В больших приемных палатах, кроме обычных лавок, в передних, или красных углах, стояли царские места, или троны. Они богато украшались золотом, серебром, драгоценными камнями и золотыми тканями. Сверху трон накрывался шатровым балдахином, на сиденье укладывалась бархатная подушка, а подлокотники делались в виде львиных или орлиных голов. К сидению вели три ступени.

Во второй половине XVII века в Передней комнате, где стоял трон, более не было никакой другой мебели, кроме обычных лавок у стен. Гостей приглашали садиться на эти лавки по старшинству; более почетных - ближе к царю. Лишь изредка особенно важным гостям, например знатному духовенству, подавали специальное кресло.

Комнатные часы

В помещениях царского дворца стояли многочисленные комнатные часы иноземного производства. Эти часы были настоящими произведениями искусства. Циферблаты оформлялись рисунками, драгоценными камнями. Сам часовой механизм обрамлялся затейливыми фигурами: одни были с трубачами и со слоном, другие - с турецким всадником на коне, третьи - в виде фляги, на высоком поставце с изображением планет. Были часы с двуглавым орлом, отделанные хрусталем и бирюзой. В правой ноге орел держал палаш, а в левой - державу.

Застолье, пища и одежда в России в X-XVII вв.

Летописи и памятники литературы редко рассказывают о пище и приготовлении блюд. И все же из этих редких упоминаний, а также из археологических источников можно получить представление о том, что пили и ели наши предки в древности.

Наиболее распространенной пищей являлись продукты хлебопечения, каши и кисели, т. е. то, что изготавливалось из зерна. Каши готовили из овсяной, гречневой, ячменной, пшеничной муки и ели с маслом или молоком. Гречневая каша традиционно подавалась к щам. В «Повести временных лет» упоминаются овсяный и гороховый кисели. В скоромные дни кисели ели с молоком, а в постные - с постным маслом.

В обычные дни на столе чаще можно было увидеть ржаной хлеб, в праздничные - хлеб из пшеничной муки и калачи. Помимо хлеба, из муки пекли: пироги, пирожки, блины, оладьи, хворосты, караваи. По способу приготовления пироги различали подовые, т. е. печеные, и пряженые - жаренные в масле. Начинки для пирогов могли быть самые разнообразные. Гороховик начиняли горохом, крупеник - кашею, грибник - грибами, кулебяку - рыбой или мясом, курник - курицею. Также пекли пироги с творогом, яйцами, «сарацинским пшеном» (так называли в старину рис), маком, репою, капустою, сладкие пироги - с ягодами, изюмом. По форме пироги могли быть круглыми, долгими, треухими, а по способу оформления - глухими, если они защипывались и начинка в них не была видна, или расстегаями. Русская кухня знала в те времена до двадцати видов пирогов.

Подавали выпечные изделия обычно к супам, которые назывались ухами. Помните: «А меж ух - пироги»? «Ухой» в то время называли любой суп или похлебку, а не только рыбный. «Уха куряча» готовилась из курицы с добавлением различных пряностей. Если в суп клали гвоздику, то он назывался «черною ухою»; если перец - «белою ухою»; «голым» назывался суп без специй.

Специи и пряности были непременной принадлежностью русской кухни. Горчичное зерно ввозили на Русь с древности, о чем свидетельствует находка конца X века: горшок с надписью гороухща, т. е. «горчица».

Кроме ух, готовили также щи и борщи. Слово щи в то время употреблялось в двух значениях: 1) «горячее блюдо из капусты» и 2) «напиток, похожий на квас», который готовили на пивных остатках и хранили круглый год в бочках или бутылках.

Главным овощным продуктом была капуста, «капустником» часто называли и весь огород. Большой популярностью пользовалась репа, особенно до появления в XVIII в. картофеля. Репу ели сырой, парили (отсюда выражение: «проще пареной репы»), запекали, из нее приготавливали каши и похлебки. Очень популярны на Руси были блюда из гороха, свеклы, моркови. В качестве приправы обильно употребляли лук, чеснок и хрен.

Мясные кушанья готовили вареными или жареными. Судя по частоте упоминания в разных источниках, особой любовью пользовались пернатая дичь: тетерева, рябчики - и домашняя птица: куры, гуси, утки. Особенностью русского стола того времени было приготовление таких экзотических птиц, как: лебеди, журавли и цапли. Согласно православной традиции, смешение, измельчение, перемалывание и дробление продуктов считалось грехом, поэтому блюда готовили из целого куска. Мясо зажаривали на вертеле, называя его «верченым». Зайца «сковородного» зажаривали на сковороде, а «россольного» - варили в огуречном рассоле с примесью пряностей.

Не менее разнообразны были и рыбные блюда: сельди, щуки и лещи паровые, лососина, белая рыбица, белужина, стерлядь, осетрина. Из них готовили: «уху шафранную, уху черную, уху окуневую, уху плотичью, уху лещевую, уху карасевую, головы щучьи с хреном и с чесноком, голцы в кислых штях».

Слово десерт появится только в XVIII в., и на «заедки», как тогда называли сладкое, обычно бывали сваренные в меду ягоды и овощи, пастила, орехи.
Любимыми напитками были морс, квас, пиво, водка и вина. Меды различали вареные и ставленые, т. е. наливаемые в определенную посуду. По способу приготовления и по специям известны: мед светлый, паточный, простой, боярский, мед с пряностями, мед ягодный. Готовили на меду и квас, именуя его «медвяным». В зависимости от крепости водка, именуемая тогда «вином», называлась: «простая», или «добрая», «боярская», «вино двойное». Сладкая водка, приготовленная на патоке, предназначалась для женщин. Водку любили настаивать на травах: мяте, горчице, зверобое, бодяге, можжевельнике и лимонных корках. Привозные вина - греческие, французские, венгерские, итальянские («фряжские») - появлялись в то время только в домах знати, поскольку были дороги.

На пирах и в обычной семейной трапезе на Руси строго соблюдали за столом старшинство. Столы ставили не по середине помещения, а приставляли к лавкам, на которых и распределялись «места» в соответствии с возрастом и положением членов семьи или гостей. В переднем углу, у «верхнего» конца стола, под образами, сидел хозяин. По правую руку от него - старший сын или следующий по старшинству брат; по левую - второй сын. Рядом со старшим сыном мог сесть третий сын, а напротив него - сын старшего сына - старший внук. Женщины в допетровское время за общий стол не садились: они подавали кушанья, а сами трапезничали позже. Однако известны и женские пиры, на которые хозяйка приглашала подруг.

Ели часто из одной миски, именуемой «солило», строго соблюдая порядок: старшие - после младших. Распоряжался застольем, конечно же, глава семьи.
Без приглашения в гости не ходили («незваный гость хуже татарина»). Приглашения на пир передавались лично или через слуг, специально для этого посылаемых. Принимать приглашение с первого раза считалось дурным тоном («по первому зову в гости не ездят»), так же, как и приходить первыми.
«Когда позовут тебя на пир, не садись на почетное место, - советует автор «Домостроя». - Вдруг из числа приглашенных будет кто-нибудь тебя почтеннее, и подойдет к тебе хозяин и скажет: “Уступи место!” - и тогда тебе придется со стыдом перейти на последнее место. Но, если тебя пригласят, сядь, войдя, на последнее место, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: “Друже, сядь выше!“- тогда почтут тебя остальные гости. Так и всякий, кто возносится - смирится, а смиренный вознесется».

До прихода гостей ставили на стол закуски, рассолы, горчицу, соль и перец. Перед трапезой и после читали молитвы. Есть полагалось в молчании или за духовной беседой. Как наставляет автор «Домостроя», хулить же еду или питье: «Это ”гнилое”, или “кислое”, или “пресное”, или “соленое”, или “горькое”, или “протухло”, или “сырое”, или “переварено”, или еще какое-нибудь порицание высказывать,- считалось грехом. Но подобает дар Божий - любую еду или питье - похвалить и с благодарностью есть, тогда и Бог придает пище благоухание и превратит ее в сладость. А уж если какая еда и питье никуда не годятся, накажи домочадцев, того, кто готовил, чтоб наперед подобного не было».

Одежда в России в X-XVII вв.

По летописным источникам, изображениям в храмах, описаниям иностранцев, отдельным фрагментам тканей, найденных во время археологических раскопок, можно восстановить облик древнерусского костюма.

В древности всякая одежда именовалась «порт», что сохранилось и по сей день в названии профессии - «портной».

Основной частью костюма крестьян и горожан, мужчин и женщин, бедных и богатых являлась рубаха, или сорочка, без которой никакой наряд вообще не мыслился. Рубаха была нижней, нательной одеждой. Выражение: износиться до последней рубашки - означало «дойти до крайней нищеты». Как правило, даже слуги в хорошем доме имели по нескольку рубах. По свадебному чину, жених получал от невесты и ее родни в дар не менее трех сорочек. В одной из новгородских берестяных грамот Борис, уехавший ненадолго из дому, просит свою жену прислать ему сменную сорочку, которую он забыл дома.

Шили сорочку, как правило, из беленого холста, украшая по вороту, подолу и обшлагам вышивкой, которая играла в этом случае роль оберега: чтобы нечистая сила не смогла проникнуть к телу. На груди рубаха имела прямой или косой разрез (косоворотка) и застегивалась на небольшую пуговицу. Подобные бронзовые, костяные или деревянные пуговицы часто находят археологи. Рубахи богатых людей застегивались на пуговицы, сделанные из серебра, золота и драгоценных камней.

Верхнюю рубаху, которую надевали поверх нижней, шили из материй ярких цветов: синего, зеленого, желтого. На древних изображениях рубахи длинные, закрывающие стопы ног. Со временем они стали намного короче, по словам одного из иностранцев, «едва прикрывая седалище». Мужчины носили рубахи навыпуск, непременно с поясом, который также играл роль оберега.

Судя по изображениям, покрой рубах оставался неизменным многие столетия: и царь, и простой крестьянин носили рубаху одного покроя. Разнились они лишь материалом и украшением. Только в петровскую эпоху, с начала XVIII в., знать стала носить «голландские» рубашки с кружевом и жабо.
Со временем слово «порты» стало приобретать более узкий смысл и обозначать часть мужского костюма - штаны, или ноговицы. Древнерусские штаны были узкими, с нешироким шагом, и носили их заправленными в сапоги или онучи с лаптями. Нижние штаны шили из холста или шелка, верхние - из более плотных цветных материалов: сукна, бархата и даже золотых материй. В документах XVII в. упоминаются «штаны сукна багрецового» и «штаны червчатые суконные».

В некоторых областях женщины поверх нижней рубахи носили верхнюю - спидницу, украшенную вышивкой и бахромой. Женский костюм дополнялся куском ткани, который обертывали вокруг бедер, - поневой.

Словом сарафан до XVII в. обозначали длинную нарядную мужскую одежду. Так, в духовной грамоте одного из князей среди прочей мужской одежды упоминется «сарафанец шелк желт, на нем 23 пуговицы золоты да серебряны». Однако со временем сарафаном стали именовать женское платье без рукавов, чаще «распашное», т. е. застегивающееся спереди на пуговицы. Сарафаны шили из красивых цветных материй, иногда дорогих привозных, украшая кружевом, драгоценными пуговицами, вышивкой, мехом. Сарафан долгое время продолжал оставаться традиционной женской одеждой, и не только в крестьянской среде: в XIX в. он был любимой одеждой горожанок.

И мужчины, и женщины в зависимости от времени года носили свиту (от слова свивать - «кутать», «одевать»), кафтан или зипун. Свита была длинной узкой одеждой, украшенной на полах и рукавах вышивкой и застегивающейся на красивые застежки. Кафтан, в зависимости от моды, шили длиннее или короче, но так, чтобы он приоткрывал сапоги и не мешал при ходьбе. На изображениях кафтаны часто можно видеть со стоячими воротниками - «козырями» - и многочисленными пуговицами. Рукава могли быть длинными - откидными - или обычными, но украшенными богато расшитыми манжетами. Зипун был короткой верхней одеждой, близкой по назначению кафтану. Оба этих слова: зипун и кафтан - тюркского происхождения.

В разнообразных источниках упоминается другая верхняя одежда: ферзь, охабень, однорядки, т. е. одежда без подкладки, «в один ряд», которую носили поверх рубахи, а иногда надевали и одну поверх другой.

Наиболее древней одеждой для улицы являлась вотола - кусок грубой ткани, накидывавшейся на плечи в холодную погоду. Князья носили красивые плащи с меховой опушкой из ярких византийских тканей, скрепляя их на правом плече драгоценной пряжкой.

Некоторое виды одежды для улицы хотя и имели рукава, но, как и плащи, носились в накидку. Это охабень, который чаще носили мужчины, и летник - женская верхняя одежда. И охабень, и летник имели длинные, широкие, изысканно отделанные золотой нитью рукава, которые иногда завязывались за спиной.

В холодное время года и крестьяне, и горожане носили кожухи, тулупы и шубы. В отличие от современных, шубы шили мехом внутрь. Шубы попроще были на заячьем меху или овчине. Люди побогаче имели шубы на соболях, горностаях, куницах и любили покрывать их золотыми и бархатными тканями и украшать драгоценными пуговицами.

И женские, и мужские головные уборы отличались разнообразием. Мужчины носили вяленые шапки, плетеные шляпы, мурмолки (высокие шапки, по форме напоминающие усеченный конус), меховые шапки-ушанки, треухи и малахаи. Князья изображались в шапках с меховой опушкой, хорошо нам известных по знаменитой шапке Мономаха. Бояре для парадных выходов надевали горлатную шапку, т. е. сшитую из горла пушных зверьков - высокую, расширяющуюся кверху, с плоской тульей.

Женские головные уборы выглядели сложнее, чем мужские, и были значимы. Согласно обычаю, замужняя женщина не могла показаться на людях с непокрытой головой, простоволосой. Все волосы тщательно убирались под полотнище, обвиваемое вокруг головы, - повой или убрус. В некоторых областях носили на голове маленькую вышитую шапочку с рогами - кику, или кичку - символ замужества. Очень популярен был в древности и богато украшенный бисером и вышивкой кокошник с покрывалом. В холодное время года женщины носили меховые шапки, повязывая иногда сверху платок - фату. Только девушки могли носить волосы распущенными или заплетенными в косы, надевая на них простой венчик и украшенную жемчугом коруну - полоски ткани или металла, охватывавшие лоб и скреплявшиеся на затылке.

На ногах горожане с древнейших времен носили кожаную обувь - завязывающиеся вокруг голени поршни, или черевики, и сапоги. Крестьяне надевали плетеные лапти и обертки из холста, сукна или меха - онучи.

Интересные сведения о царском костюме, надеваемом им для праздничных церемоний, содержатся в «Книге государя царя и великого князя Михаила Феодоровича, всея Руси выходом, каково на государе бывает платье». Например, 1 сентября 1633 г. - в день начала Новолетия, - поверх сорочки было надето короткое узкое платье из узорчатой шелковой ткани - зипун, украшенный воротником багряного цвета, расшитым жемчугом и канителью - тонкой золотой или серебряной проволокой. Именовался такой пристегивающийся воротник обнизь. На зипун был надет кафтан «чешуйчат бел», а на него - брусничного цвета однорядка, также украшенная золотым кружевом. Обут был государь в сафьяновые «червчет» (т. е. багряного цвета) башмаки. Держа в руках «посох индейский меньшой», царь восседал на зеленом стуле «из Большая казны, подножье бархатное». Хотя Новолетие (Новый год) и было большим праздником, однако на царя в тот день был одет не самый парадный наряд. По случаю большого торжества, царь облачался в так называемый большой наряд - царское платно, напоминающее архиерейское облачение.