Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биография дункан. Трагическая смерть Айседоры Дункан

Биография дункан. Трагическая смерть Айседоры Дункан

Великая танцовщица, любившая скорость и быструю езду на автомобиле? Об этом пойдет разговор в статье, раскрывающей некую мистическую роль "железного коня" в её жизни.

Краткая биография

Ирландка по национальности, будущий реформатор хореографии родилась в многодетной семье в Сан-Франциско (США). Это случилось 27.05.1877. Правильное произношение её имени и фамилии - Изадора Дёнкан, но в России устоялось иное их прочтение. История Айседоры Дункан - это образец служения главному увлечению жизни - танцу, принесшему ей мировое признание. Оставив школу в тринадцатилетнем возрасте, она устремилась в Чикаго, где с 18 лет выступала в ночных клубах. Необычный костюм (греческий хитон) и удивительная пластика, разрушающая все каноны классического танца, сделали её знаменитой.

Танцовщицу стали приглашать на светские вечеринки, где она производила настоящий фурор, выступая босиком, что было необычным для того времени. В 1903 г. с сольной программой она успешно гастролировала в Будапеште, а в 1904-м совместно со старшей сестрой уже открыла собственную школу танцев в Германии. Неоднократно знаменитая танцовщица посещала Россию: в 1905-м, 1907-м и 1913 году. В 1921-м нарком просвещения предложил ей открыть хореографическую школу в столице, обещая финансовую помощь.

Танцовщица Айседора Дункан: мужчины в её жизни

Влюбчивая свободолюбивая женщина любила многих мужчин, предпочитая жить в роскоши и славе. Но ни с одним она не была по-настоящему счастлива. В 18 лет чуть было не выскочила замуж за поляка Мироски. Преданный фанат оказался женат, и с этого неудачного романа началась череда невезений в её отношениях с мужчинами. Она была помолвлена с талантливым актёром Оскаром Бережи, который предпочёл семейной жизни карьеру. В 29 родила дочь от режиссёра-модерниста Э. Крэга, но тот решил вернуться к своей прежней возлюбленной. Потом в её жизни появился миллионер П. Зингер, сын выдающегося изобретателя.

Айседора Дункан, причина смерти которой рассматривается в данной статье, стала матерью во второй раз, родив мальчика от любимого человека. Но и эти отношения вскоре были разрушены. Причиной стала ревность и свободолюбивый нрав Айседоры, не желающей отказываться от искусства и флирта с мужчинами.

Гибель детей

С детских лет женщина жила в предчувствии беды. До её рождения отец бросил семью, оставив на мать четверых детей. В 1913-м, в России, у Айседоры начались страшные видения, в ушах постоянно стоял похоронный марш. Она уехала с дочерью и сыном в Париж. Видения прекратились, и в один из дней она, успокоенная, отправила обоих на автомобиле в Версаль в сопровождении гувернантки. В пути заглох мотор, и водитель покинул машину, чтобы разобраться в поломке. Но та тронулась с места, скатившись прямо в Сену. Дочь Дидра и сын Патрик утонули в реке.

Ответ на вопрос о том, как погибла Айседора Дункан, не будет полным, если не осознать масштаб трагедии, произошедшей в её жизни. Внешне сохраняющая самообладание, она едва не потеряла рассудок и не бросилась в реку, гуляя по пляжу. Спасший её молодой итальянец стал отцом её ребёнка, родившегося в 1914-м. Но младенец умер сразу после появления на свет.

Встреча с Есениным

Уставшая сорокатрёхлетняя женщина пыталась забыться в работе, планируя открыть школу танца в Москве и живя в реквизированной квартире балерины Екатерины Гельцер. В октябре 1921-го у художника Якулова Айседора Дункан, причина смерти которой взбудоражит весь мир, встретилась с Есениным, богемным поэтом послереволюционной России. Не зная языка, она слушала музыку его стихов, понимая, что перед ней - гений. В свою очередь восхищённый её танцем молодой повеса встал на колени и услышал, как она произнесла с акцентом: «Золотая голова».

Любовь-страсть поглотила обоих. Вскоре Сергей Есенин уже переехал в квартиру возлюбленной, уговорившей его отправиться на гастроли в США и Европу. Чтобы получить разрешение на выезд, пара в 1922-м зарегистрировала брак. Разница в возрасте составляла 17 лет, но к своим 26 годам столичный поэт уже был пресыщен жизнью и часто проводил время в хмельном угаре.

Официальный брак

Их союз был единственным зарегистрированным браком танцовщицы, ставшим роковым для обоих. На гастролях Айседору принимали с восторгом, особенно на родине - в США. Российскую знаменитость же никто не знал, несмотря на предпринятые ею попытки организовать поэтические чтения. Тоска по Родине, чувство одиночества и уязвлённое самолюбие делали своё дело. Сергей Есенин всё чаще попадал на страницы газет благодаря скандалам и дебошам, во время одного из которых Айседора вынуждена была обратиться в полицию. Мужа направили в психиатрическую клинику.

В 1923-м супруги приехали в Россию. Заграничное свадебное путешествие совсем расстроило отношения. Айседора вернулась в Париж, куда супруг отправил телеграмму, что между ними всё кончено, он любит другую и счастлив. Спустя два года его найдут повешенным в петербургской гостинице «Англетер». А как погибла Айседора Дункан?

Последняя любовь

Находясь на пике популярности, танцовщица удочерила шестерых учениц, но это не помешало до конца дней испытывать страсть к мужчинам. Одним из последних возлюбленных был пианист Виктор Серов, вдвое младше своей пассии. Она исходила от ревности и даже подумывала о самоубийстве, но, по словам подруги Мэри Дести, в свои 50 стала вполне счастлива с Бенуа Фалькетто.

Именно ему она адресовала последнюю записку, оставленную в двери гостиничного номера 14 сентября 1927 года. Её ждал очередной концерт в Ницце, на который она взяла свой знаменитый красный шарф. С ним в России она танцевала под «Интернационал», и одним из восторженных зрителей был В. Ленин. Со словами, что она на пути к своей славе, женщина заняла заднее место пассажирки «Амилькара», а владелец гаража Фалькетто - сиденье водителя. Что же случилось дальше и как погибла Айседора Дункан?

Нелепая смерть

Много раз попадающая в аварии, танцовщица только за период гастролей с Есениным вынуждена была сменить четыре автомобиля. Но она по-прежнему подвергала свою жизнь опасности, требуя от шофёров бешеной скорости. Фалькетто был опытным водителем, поэтому ничто не предвещало беды. Мэри Дести, провожающая подругу, заметила, как бахрома шали стала волочиться по земле в непосредственной близости от заднего колеса. Она хотела крикнуть, но не успела. Закрученный спицами во время движения, шарф вбил голову Айседоры в борт. Натяжением ткани женщине переломило позвоночник и порвало сонную артерию. Её смерть была мгновенной.

Водитель не мог понять, отчего забарахлил мотор, и несколько секунд продолжал давить на педаль газа. В это время его великая спутница была уже мертва. Машину-убийцу продали за фантастическую по тем временам сумму - 200 тысяч франков. Тысячи людей пришли на похороны на кладбище Пер-Лашез проститься со своей любимицей, ушедшей из жизни столь трагично. Для россиян же великая танцовщица - прежде всего жена Есенина. Айседора Дункан после смерти супруга отказалась от всех авторских прав на его произведения в пользу матери и сестёр и снискала уважение своим благородным поступком.

Многие любители поэзии связывают ее имя исключительно с Сергеем Есениным, полагая, что она была лишь спутницей и вдохновительницей великого русского поэта. Западный мир видит ситуацию под другим углом, воспринимая Есенина как мужа прославленной танцовщицы, настоящей революционерки от искусства.

Об их бурном романе, громких ссорах и примирениях сплетничали современники, а биографы и по сей день продолжают смаковать подробности. Но нельзя забывать, что это были не только страсти и одурманивающее влечение – это был союз двух сильных творческих личностей, одаренных и самоотверженных.

Сегодня биография Айседоры Дункан интересна не только профессиональным танцовщикам и исследователям творчества Сергея Есенина. Для многих она стала символом свободы и независимости женщины, а в какой-то степени даже символом феминизма и эмансипации.

Наша статья расскажет о непростой судьбе Айседоры Дункан, биографии, личной жизни, творчестве и той роли, которую она сыграла в искусстве танца.

Детство Доры

Дора Энджела Дункан родилась в Сан-Франциско, в обеспеченной семье 26 мая 1877 года. Она была четвертым ребенком родителей. Ее отец Джозеф Чарльз был банкиром и горным инженером, славился как знаток и ценитель искусства. Но вскоре после рождения Доры семья обанкротилась и некоторое время жила в настоящей нужде.

Когда Доре не было и годика, родители развелись. Мать вместе с четырьмя детьми перебралась в Окленд и какое-то время зарабатывала на хлеб шитьем и уроками игры на фортепиано.

Танец чувств

С детства не только Айседора, но также ее брат и сестры были увлечены танцами. Но в отличие от других детей, маленькая Дора всегда пыталась найти свой путь. Она танцевала то, что чувствовала.

Бросить учебу в танцевальном кружке ей пришлось довольно рано, поскольку на оплату просто не хватало средств. Но танцы Айседора не бросила, наоборот, начала обучать этому искусству других. Именно такими уроками она и заработала свои первые деньги.

В 18 лет девушка перебралась в Чикаго, куда привела ее мечта о большой сцене. Но город не принял ее: пробы завершались отказом. Безуспешность вовсе не остановила Айседору, она не начала сомневаться в себе, а лишь осознала, что мир не совсем готов к ее творчеству.

Следующей попыткой стал Нью-Йорк. На этот раз девушке улыбнулась удача, и она устроилась в известный в те времена театр Джона Дэйли.

Какое-то время Айседора брала уроки балета у знаменитой Мари Бонфанти, но вскоре поняла, что это не то, чего она хочет. Она разочаровалась не только в балете, но и в Америке, которая, по ее мнению, не смогла оценить ее талант.

Айседора в Европе

В 1898 году танцовщица приехала в Лондон. Это решение принесло хорошие плоды: Айседора начала получать приглашения выступить, ее доходы значительно возросли.

В биографии Айседоры Дункан интересный факт, связанный с деньгами, заслуживает особого внимания. Она не умела копить и львиную долю заработанного всегда тратила на то, чтобы открыть очередную школу, арендовать студию, профинансировать гастроли. Дело, которое давало ей доход, было и основным источником трат. Вот и в этот раз она первым делом сняла танцевальную студию, как только уровень дохода начал это позволять.

В 1902 году она отправилась в Париж, где произошло ее судьбоносное знакомство с Лои Фуллер, основательницей танцевального жанра модерн. Девушки имели сходные взгляды на искусство, что их и сроднило. Они обе полагали, что танец должен быть не строгой системой движений (как балет), а естественным выражением чувств и мыслей. Вскоре после знакомства девушки отправились в тур по Европе.

Затем были и другие туры и гастроли. Айседору наконец признали, ее ждали и восхищались ею в Европе и родной Америке.

В 1912 году кутюрье Пол Пуаре пригласил Айседору выступить на частной вечеринке, лейтмотивом которой были версальские «вакханалии» Людовика XIV. Пуаре лично изготовил наряд для гостьи. Она, босая и наряженная лишь в греческую тунику, плясала на столах меж гостей. Выступление произвело настоящий фурор, а образ так и остался с Айседорой на долгие годы: она и до этого выходила на сцену босой, а вот подобрать идеальный наряд никак не могла. Им и стала легкая туника, не сковывающая движений и позволяющая любоваться великолепной пластикой.

В 1915 году произошла еще одна удивительная история. Краткие биографии Айседоры Дункан не всегда уделяют внимание этому событию, но оно было поистине судьбоносным. Из-за долгов она не смогла вовремя покинуть Великобританию и уплыть в США на великолепном лайнере «Лузитания». Тяжба с кредиторами затянулась, в итоге Айседоре спешно пришлось менять билеты. «Лузитания» же пошла ко дну неподалеку от побережья Ирландии, торпедированная германской подводной лодкой. Эта катастрофа унесла 1198 жизней.

Айседоре доводилось танцевать и в СССР, и во многих странах Европы, и на родине в США. Но сама она не была в восторге от подобной деятельности, считая своей настоящей миссией вовсе не увеселение публики, а преподавание.

Школы танцев

Первая школа Айседоры начала работать в 1904 году в Германии, вскоре появилась еще одна, на этот раз в Париже. Первая мировая война внесла свои коррективы: школа во Франции вскоре была закрыта.


На личном фронте

При рассмотрении биографии Айседоры Дункан личной жизни обычно выделяется отдельная глава.

Она не стремилась афишировать подробности, но и особой тайны из них не делала, поэтому некоторые сведения разнятся.

Известно, что Айседора была атеисткой и противницей стереотипов. Она не была в браке ни с одним из отцов ее детей, считая бумажную волокиту бесполезной. Ее не интересовало мнение общества, и она не боялась осуждения того, что стала матерью вне брака.

Существуют данные о бисексуальности танцовщицы, но их подтверждают не все источники. Однако сохранились письма Айседоры к Мерседес де Коста, которой она писала о нежных чувствах и готовности отправиться хоть на край света ради любви. Мерседес отвечала так же нежно и проникновенно.

О романтическом союзе с Линой Полетти сведения еще более скудны. Известно, что женщины познакомились на острове Корфу и очень подружились, но, похоже, информация о любовном романе сильно преувеличена.

Трагедия матери

Рассматривая краткую биографию Айседоры Дункан, можно получить представление о том, что танцовщица пережила огромное горе – гибель собственных детей.

Дочь Дердри Беатрис она родила в 1906 году от режиссера театра Гордона Крейга. Четырьмя годами позже от союза с наследником швейцарского магната Парисом Зингером родился сын Патрик Август.

В 1913 году автомобиль, на котором ехали дети с шофером и няней, заглох в дороге. Шофер вышел проверить двигатель, в это время авто скатилось в Сену. Поразительно, но в пораженном горем сердце танцовщицы осталось место для великодушия: она не стала обвинять шофера, поскольку знала, что у него тоже есть дети, и не пожелала обездолить их, лишив отца.

Страшная трагедия привела к глубокой депрессии. Пытаясь спасти израненную душу, Айседора решилась на отчаянный шаг. В своей автобиографической книге она позже писала о том, как умоляла малознакомого мужчину об одной ночи ради зачатия ребенка. Этим мужчиной был молодой итальянский скульптор Романо Романелли, и их связь подарила Айседоре желанную беременность. Однако такому долгожданному малышу не суждено было утешить материнское сердце: он умер через несколько дней после рождения.

Isadorables

Ее отрадой стали приемные дети. Первыми она удочерила шестерых танцовщиц, которых обучала еще в Германии: Марию-Терезу, Анну, Ирму, Гретель, Лизель, Эрику. Под опекой приемной матери и наставницы девушки продолжали занятия танцами. Коллектив был знаком зрителям из разных стран под названием Isadorables (игра слов от Isadora и adorables – «очаровательные»). Девушки пользовались огромным успехом, гастролировали, собирая полные залы.

Переезд в СССР

В 1921 году Айседора Дункан получила предложение от А. В. Луначарского открыть школу танцев в СССР. Правительство обещало поддержку, в том числе финансовую, но по факту Айседора финансировала деятельность школы сама.

Однако если это и печалило ее, то не настолько, чтоб закрыть заведение. Она была счастлива, обучая других. Популярность школы росла, и в том же году состоялось первое выступление учеников, которое вошло в историю.

Оно было посвящено годовщине Октябрьской революции и происходило на сцене Большого театра. В танцевальную программу, придуманную лично Айседорой, кроме прочего вошел танец «Варшавянка», во время которого знамя, выпавшее из рук павших бойцов, подхватывали другие сильные руки. Происходило действо под звуки польского революционного марша. Это выступление принесло танцовщице оглушительный успех, хотя злые языки и сетовали на то, что она уже далеко не так легка и изящна в своей тунике, какой была в молодости.


Танцовщица прожила в СССР 3 года, все это время отдавая себя преподавательской работе. Айседора не жила богато, она, как обычно, тратила деньги в основном на школу и коллектив, порой испытывая нужду и мирясь с нехваткой самого необходимого. Различные неурядицы послужили поводом к возвращению в США. После отъезда Айседоры школу в СССР возглавила ее приемная дочь Ирма.

Знакомство с Есениным

1921 год был богат для американской танцовщицы Айседоры Дункан на события. В том же году состоялось знакомство с Есениным, который был младше нее на 18 лет.

Она почти не знала русского, а он знал английский и того хуже. Но между ними вспыхнули настоящие чувства. В мае 1922 года влюбленные связали себя узами брака.

Айседора получила советское гражданство, но Россия так и не стала для нее родной. Есенин же, сопровождая ее в поездках по миру, мучился от тоски по родине. Он покинул жену уже в 1923-м и вернулся домой.

Исследователи творчества русского поэта отмечают, что он не оставил стихов, посвященных Айседоре, и лишь в поэме «Черный человек» прослеживаются намеки на нее.

Супружеская жизнь двух творческих людей, разделенных языковым барьером и разницей в возрасте, да еще и не являющихся соотечественниками, просто не могла быть простой. Пара ссорилась, а потом так же бурно мирилась. Есенин изнывал от тоски и скуки на чужбине, ища утешения в увеселениях и мотовстве. Его угнетали ее чувства, в которых явно просматривалась материнское желание контролировать и опекать. Но когда в 1925 году Айседора получила письмо от Ирмы с вестью о смерти поэта, это стало для нее настоящим потрясением. Она написала полный отчаяния и скорби некролог и заявила, что искренне оплакивает возлюбленного, с которым всегда жила в согласии и взаимопонимании. Позже танцовщица опубликовала мемуары о Есенине, а весь гонорар (более 300 тысяч франков) передала его семье в СССР.

Последние годы жизни

После смерти поэта Айседора мало выступала. Пресса писала о ее беспорядочных связях и проблемах с алкоголем. Вдохновение покинуло ее, сцена больше не была главной отрадой жизни. Копились долги, терялись в круговороте событий былые друзья, увядала красота…

Алый шарф

Сложно представить, что такую яркую, полную побед и свершений, потерь и тягот жизнь завершила бы тривиальная тихая смерть… В биографии Айседоры Дункан, тесно связанной со сценой, по-своему ярким был и финал.

14 сентября 1927 года, выйдя из дома друзей в Ницце, она села в открытый спортивный автомобиль «Амилкар» и сказала, что отправляется навстречу славе (по другим источникам, навстречу любви).

Водитель завел мотор, машина стартовала, воздушные потоки подхватили концы великолепного расшитого вручную шелкового шарфа. Его полы запутались в спицах колеса, Айседору выбросило за борт. Она погибла мгновенно от перелома шейных позвонков.

Биография личная, жизнь и смерть Айседоры Дункан, а в особенности ее творчество, и сегодня вдохновляют поэтов и художников, режиссеров и артистов. О ней снято несколько биографических фильмов, написано множество книг. Основанный ею стиль танца до сих пор преподается во многих школах мира.

Дункан, Айседора - американская танцовщица. Анджела Изадора Дёнкан, урождённая Dora Angela Duncan (Isadora Duncan) родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года. В Большой советской энциклопедия (БСЭ) год рождения 1878 указан ошибочно. Имя и фамилия танцовщицы правильно произносится Изадора Дёнкан, однако в России её всегда называли Айседора Дункан. По национальности Айседора Дункан была ирландка. Дети Айседоры Дункан утонули вместе с няней в 1913 году. Дидре, дочке Гордона Крэга, было 7 лет, а Патрику, сыну Париса Юджина Зингера было всего 4 года. Сама Дункан трагически погибла в Ницце 14 сентября 1927 года. Похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Дункан - новатор и реформатор хореографии, давшая в своих танцах, освобожденных от формалистических классических балетных форм, пластическое воплощение музыкального содержания. Она противопоставила классической школе балета свободный пластический танец. Использовала древнегреческую пластику, танцевала в хитоне и без обуви. Одной из первых использовала для танца симфоническую музыку, в том числе Шопена, Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Айседора мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Своим танцем восстанавливала гармонию души и тела. Она открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по законам чистого искусства. В гармоническом искусстве танца Айседоры Дункан стремление к гармонии и красоте выражено в идеальной форме. Отталкиваясь от музыки, она пришла в движении к гармоническому канону, и именно поэтому стала главной и единственной основоположницей всего танцевального модерна. Дункан добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. Это был новый подход к искусству танца, новый метод творческого выражения, который находился за пределами эстетических рамок традиционной балетной школы. Движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей.

В 13 лет Айседора бросила школу, и серьезно занялась музыкой и танцами. Как самостоятельная танцовщица Дункан впервые выступила в Будапеште в 1903 году, после чего, в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Первую свою школу танцев она открыла вместе со старшей сестрой Элизабет в 1904 году в Германии в городе Грюневальде. В Россию она приехала впервые 10 января 1905 года. В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В то время она подружилась со Станиславским. 16 апреля 1915 года состоялось первое представление второй части "Патетической симфонии" Чайковского. В июле 1921 Дункан приехала в Советскую Россию по приглашению А.В.Луначарского и Л.Б.Красина, и организовала в Москве для детей рабочих хореографическую школу (особняк на ул. Пречистенка, 20), куда было принято около 60 девочек в возрасте от 4 до 10 лет. Первое выступление Дункан в Москве состоялось 7 ноября 1921-го года на сцене Большого театра в дни празднования четвертой годовщины Октября. Находясь в России (1921-24), вышла замуж за поэта С.Есенина и вместе с ним выезжала в США (1922-23). В 1922 году у Айседоры возникли крупные неприятности после нескольких интервью, в которых она высказалась об атеизме и о большевистской революции в России. Её последние выступления в Нью-Йорке состоялись 13 и 15 января 1923 года в Карнеги-холл. После развода с Сергеем Есениным, в 1925 году, возвратилась в США, где подвергалась травле как “большевистская шпионка”. Была лишена гражданства США за ведение “красной пропаганды”. В результате была вынуждена переехать во Францию, где и оставалась до последних дней жизни. В 1925 школа, основанная Дункан в России, была лишена государственного финансирования, тем не менее школа и студия просуществовали до 1949 года. После отъезда Дункан студией руководила её приёмная дочь Ирма. Школа была закрыта по идеологическим соображениям, как пропагандирующая «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки». Однако, за Дункан последовали «пластички-босоножки» Л.Н.Алексеева и С.Д.Руднева, которые создали студии пластики и музыкального движения, продолжающие работать и до настоящего времени. В России изданы две книги Айседоры Дункан: «Танец будущего» (М., 1907) и «Моя жизнь» (М., 1930).

Сегодня в разных странах мира, - Америке, Франции, Германии, Швеции, Венгрии, Греции и России, последователи искусства Айседоры Дункан сохраняют и развивают традиции её танца. Сделана запись оригинальной хореографии Дункан в нотах, выпущены книги по технике танца, отсняты на видео оригинальные танцы Дункан в исполнении современных танцоров. В 2001 году в Санкт-Петербурге был создан Культурный Центр Чистых искусств имени Айседоры Дункан (Дункан-Центр), в рамках деятельности которого, начиная с 2002 года, проводится ежегодный Международный открытый некоммерческий фестиваль памяти Айседоры Дункан (Фестиваль Дункан).

Между 1906-1912

To seek in nature the fairest forms and to find the movement which expresses the soul in these forms—this is the art of the dancer. ... My inspiration has been drawn from trees, from waves, from clouds, from the sympathies that exist between passion and the storm."

«Искать в природе самые красивые формы и найти такое движение, которое выразит душу в этих формах — это - искусство танцора.... Мое вдохновение вызвано деревьями, волнами, облаками, той общностью, которая существует в страсти и шторме.»

А. Дункан танцует в театре Диониса, Афины, 1903 г.

ROBERT EDMOND JONES: "Come away! her dancing says. Come out into the splendid perilous world! Come up on the mountain-top where the great wind blows! Learn to be young always! Learn to be incessantly renewed! Learn to live in the intemperate careless land of song and rhythm and rapture! Say farewell to the world you know and join the passionate spirits of the world’s history! Storm through into your dreams! Give yourself up to the frenzy that is in the heart of life, and never look back, and never regret!"

«Встаньте!» -говорит ее танец. Выйдите наружу в этот ослепительный и опасный мир! Поднимитесь на горную вершину, где дует сильный ветер! Учитесь быть молодыми всегда! Учитесь постоянно возрождаться! Учитесь жить на суровой беззаботной земле песен, и ритма, и восторга! Скажите «прощай» миру, который вы знаете, и присоединяетесь к страстной душе мировой истории! Пусть стихия войдет в Ваши мечты! Посвятите себя неистовству, которое находится в сердце жизни, и никогда не оглядывайтесь назад, и никогда не сожалейте!"

Далеко в глубь столетий погружается душа, когда танцует Айседора Дункан; назад к утру мира, когда величие души находило свободное выражение в красоте тела, когда ритм движения соответствовал ритму звука, когда движения человеческого тела были едины с ветром и морем, когда жест женской руки напоминал распускающиеся лепестки розы, её нога, ступающая на дерн, была подобна листу, падающему на землю. Когда весь пыл религиозной веры, любви, патриотизма, жертвы или страсти находил свое выражение под звуки кифары, арфы или бубна, когда мужчины и женщины танцевали перед своими очагами и своими богами в религиозном экстазе, или же в лесах, или у моря, потому что их переполняла радость жизни; каждый сильный или положительный импульс передавался от души к телу в абсолютной гармонии с ритмом вселенной.
Мери Фентон Робертс

Айседора и ее ученицы, 1908 г. (фотограф Paul Berger )

В Венеции, 1903 г.

Фотографии Arnold Genthe, сделанные в Нью-Йорке в 1915-18 гг. во время визита А. Дункан в Америку:

Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Весну» Боттичелли и стихи Горация.
Максимилиан Волошин

CARL SANDBURG ("Isadora Duncan"): "The wind? I am the wind. The sea and the moon? I am the sea and the moon. Tears, pain, love, bird-flights? I am all of them. I dance what I am. Sin, prayer, flight, the light that never was on land or sea? I dance what I am."

"Ветер? Я - ветер. Море и луна? Я - море и луна. Слезы, боль, любовь, полеты птиц? Я - это они все. Я танцую себя, какая я есть. Грех, молитва, полет, свет, такой, которого никогда не было на земле или море… Я танцую себя, какая я есть."

SHAEMAS O’SHEEL: "What glorious things she makes the soul remember! Once we were young, and the leaping blades of our desire striking the granite facts of life lit lively fires of wonder. We were simple, so that when the moving beauty of nature and the joy of each other’s company stirred us to ecstasies, we sought free and natural expression; we danced—we danced as the movements of waves and branches, and as the exquisite beauties of our own bodies suggested. Such memories she evokes by her subtle gestures and movements. … The morning of time dawns on our spirits again, and once more we have a sense that hears the gods."

"Какие великолепные вещи она заставляет душу вспомнить! Когда мы были молодыми, нетерпеливые клинки нашего желания вонзались в гранитные факты жизни и зажигали живые огни удивления. Мы были проще, и когда движущаяся красота природы и радость общения друг с другом вызывали в нас экстаз, мы искали свободное и естественное выражение чувств; мы танцевали — танцевали, повторяя движения волн и веток, так, как изящная красота наших собственных тел это предполагала. Такие воспоминания она вызывает своими изящными жестами и движениями. … Утро времени наступает в наших душах опять, и еще раз у нас появляется интуитивная способность слышать богов."

Сергей Есенин, Айседора Дункан и ее приемная дочь Ирма. 1922 г.

Ок. 1923 г.

1923 г.

С. Есенин и А.Дункан

«Этот ребенок не может быть обычным. Еще в моей утробе она прыгала и скакала»- именно эти слова произнесла Мэри Дункан 27 мая 1878 г., как только Айседора появилась на свет. И действительно, девочка оказалась очень подвижной. В 13 лет она решила оставить школу, заявив, что это никчемное занятие, и сделала выбор в пользу музыки и танцев. В 18 юная американка отправилась покорять Чикаго. Стиль ее танца был легким, грациозным, свободным. Она танцевала босиком, в легкой и укороченной тунике, напоминавшей древнегреческую. Однажды Станиславский спросил у Дункан «Кто научил вас так танцевать?», улыбнувшись, Айседора гордо ответила «Терпсихора».

Дочь Дейдре

Изящная танцовщица не могла не привлекать мужчин, у нее было немало поклонников. Судьбоносной оказалась встреча с Гордоном Крегом театральным режиссером из Германии. Забеременев, Айседора продолжала танцевать, чтобы иметь средства к существованию. В 1906 г. у Дункан рождается дочка Дейдре. Как можно скорее Айседора, возвращается на сцену.

Айседора Дункан с новорожденной дочерью.

Во время очередного спектакля она теряет сознание, что лишает Гордона финансирования его очередного проекта. Вскоре они разводятся.

Сын Патрик

После одного выступления в Париже в дверь танцовщицы постучался Парис Зингер, наследник изобретателя швейной машинки. Мужчина делал ей ценные подарки, окружал заботой и вниманием, но был очень ревнив. В 1910 г. у Айседоры рождается сын Патрик.

Айседора Дункан с детьми.

Выйти замуж за Зингера Дункан категорически отказалась, поскольку очень дорожила своей независимостью. «Меня нельзя купить»- заявила она и продолжила флиртовать с другими мужчинами.

Дети Айседоры - дочь Дейдре и сын Патрик.

Однако за талант и популярность приходится платить. Диву мучили ужасные предчувствия и видения смерти. Ей мерещился похоронный марш, перед глазами стояли два детских гробика в снегу. Те же ощущения не покидали ее и во сне.


Фото аварии, в которой погибли двое детей Айседоры Дункан.

Айседора переехала с детьми в тихое местечко Версаль, неподалеку от Парижа. Однажды, находясь вместе с детьми в столице, у нее возникли неотложные дела. Дункан пришлось отправить детей и гувернантку в Версаль с шофером. По дороге автомобиль сломался - заглох двигатель. Водитель покинул машину, чтобы осмотреть его и разобраться в причине поломки. Машина резко сдвинулась с места, двери заклинило. Автомобиль упал в Сену. Дети пали жертвой автомобильной катастрофы вместе с няней.

Жизнь после потери

Несмотря на душераздирающую трагедию, Айседора Дункан нашла в себе силы выступить на суде на стороне шофера, ведь дети были и у него. Однако оправиться от потери она не смогла: ее постоянно преследовали галлюцинации. Однажды ей показалось, что она видит своих детей в реке. Танцовщица бросилась на землю и зарыдала, склонившийся над ней юноша предложил помощь. «Спасите меня, подарите мне ребенка!»- умоляла она. Молодой человек был помолвлен, их отношения продлились недолго. Родившийся ребенок прожил лишь несколько дней.


Айседора со своими усыновлёнными воспитанницами.


Айседора Дункан со своими воспитанницами.

Одна из 6 удочеренных девочек, Ирма Дункан, продолжила деятельность своей попечительницы, судьбы остальных неизвестны. Ирма была из бедной и многодетной семьи. Мать привела ее к Айседоре в возрасте 8 лет, во время набора учениц в первую школу танца под Берлином. Девочка всегда сопровождала Дункан во время ее гастролей, вместе с ней приехала в Москву.

Айседора Дункан с Сергеем Есениным и приёмной дочерью Ирмой.

После отъезда Айседоры в Европу в 1924 г. Ирма продолжила руководить школой танца в России. Стала женой журналиста И.И. Шнейдера. После смерти Айседоры Ирма развелась с мужем. В 1929 г. открыла танцевальную школу в Нью-Йорке, которой руководила многие годы. Московская танцевальная школа прекратила свое существование в 1949г. Ирма стала заниматься живописью и литературой, стала женой юриста Шермана Роджерса. Она написала книги, посвященные технике танцев Айседоры, методике их преподавания. В 1977г. Ирма Дункан скончалась в Калифорнии в возрасте 80 лет.

Как правило, за талант и грандиозный успех приходится расплачиваться, и цена может быть гораздо более весомой, чем та популярность и слава, которые приходят с успехом. Айседора так и не обрела своего личного счастья в любви, она пережила смерть своих детей и, концом ее жизни стала нелепая, глупая смерть.

Несчастливая судьба Айседоры Дункан

Мать будущей королевы танца, Мэри Дункан, зарабатывала преподаванием уроков музыки. Естественно, она обучала музыке и своих собственных детей, которые по ее признанию были ее лучшими учениками. Кроме того, маленькая Айседора брала уроки балета.

В 1895 году семья Дунканов перебралась в Чикаго. Девушка пыталась найти работу танцовщицы в одном из театров города и, в итоге после многодневных поисков и просмотров директор одного из развлекательных заведений предложил ей подписать контракт.

В Чикаго, у прекрасной Айседоры появился первый настоящий поклонник - сорокапятилетний художник Иван Мироцкий, который был поляком по происхождению. Он даже сделал молодой девушке официальное предложение. Но позже оказалось, что художник женат… С обидой в душе и разбитым сердцем Айседора уехала в Лондон.

Возможно, это было правильное решение, так как там ее танцевальная карьера мгновенно пошла вверх. Она танцевала на светских раутах без лифчика и трико, босиком, вводя в свои нестандартные выступления элемент античного греческого танца. Это новшество приводило публику в самое настоящее неистовство.

Не разделенная любовь Айседоры Дункан

Впрочем, несмотря на популярность, в личной жизни Айседоре по-прежнему не везло. Она приняла предложение и была помолвлена с неизвестным актером, мадьяром по национальности - Оскаром Бережи. Именно ему посчастливилось стать первым мужчиной в жизни 25 летней танцовщицы, до этого она оставалась девственницей, что было необычно для той богемной среды, в которой проходила ее жизнь. Однако вскоре актеру предложили съемки в столице Испании, Мадриде, и он объявил о расторжении помолвки.

В 29 лет Айседора встретила театрального постановщика и режиссера Гордона Крэга, от него она родила своего первого ребенка - дочь Дейдру. Спустя некоторое время Айседора и Гордон расстались по вине последнего, так как он отказался жениться на ней и предпочел брак со своей ранее возлюбленной Еленой. Это стало еще одним ударом по сердцу женщины, который оставил опечаток на всю оставшуюся жизнь.

Однажды после концерта в театральную гримерную Айседоры вошел импозантный мужчина, представившийся Парисом Юджином Зингером. Мужчина унаследовал огромное состояние от своего усопшего отца, фабриканта, выпускавшего знаменитые по всему миру швейные машинки «Зингер». От Париса Зингера у Айсидоры родился сын Патрик. Впрочем, и с Парисом пришлось прекратить все отношения, так как он неимоверно ревновал Айседору ко всем окружающим танцовщицу мужчинам.

Ужасное предсказание

В 1905 году Л. Бакст, русский художник, увлекавшийся хиромантией, предсказал уже знаменитой Айседоре, что ее ждет грандиозный успех и слава, но при этом она лишится двух самых любимых существ. Это предсказание было своего рода, проклятие Айседоры Дункан. В начале 1913 года Айседора Дункан отправилась на длительные гастроли в Россию. Уже, будучи в самой холодной стране Европы ее начали преследовать ужасные видения. То она слышала звуки похоронных маршей, то видела сквозь пелену падающего снега два детских гробика насыпанных посреди сугробов.

К огромному сожалению танцовщицы, этим предчувствиям было суждено оправдаться. После гастролей по России Дункан приехала в столицу Франции Париж с целью повидаться с отцом дочери - Парисом Зингером. Однажды, во время нахождения в танцевальной студии при одном из парижских театров, перед ней внезапно пробежали три совершенно черные кошки. А вернувшись в свою уборную, танцовщица увидела забытую неизвестно кем книгу, печально известную - «Ниобея, оплакивающая собственных детей». Айседора понимала, что все эти знаки являются предвестниками страшной беды. И она не ошиблась. Вскоре к ней пришел Зингер с ужасным известием. Авто, в котором находились дети Айседоры вместе со своей няней, потеряв управление, утонул в Сене.

После гибели детей Айседора заболела нервным расстройством. Ее постоянно преследовали загадочные видения, однажды, прогуливаясь по пустынной набережной, она отчетливо вдруг увидела своих погибших детей. Держа друг друга за руки, они входили в воду. Увидев это, женщине стало плохо. Подняться ей помог, молодой итальянец, который во время оказался рядом. С того момента они стали любовниками, в результате довольно быстротечных отношений Айседора родила третьего ребенка - мальчика, но прожить ему было суждено всего несколько дней.

Айседора Дункан жена Сергея Есенина

Чтобы как-то успокоить душевные раны Айседора с головой бросается в работу и в 1921 году открыла танцевальную школу в Москве. В столице России она впервые встретилась с великим поэтом Сергеем Есениным.

Спустя год, в 1922 году Есенин и Дункан официально стали супругами . Одно время после бракосочетания они вместе жили за рубежом. Но знаменитый русский поэт постоянно страдал от того что его воспринимают не как литературную личность, а всего лишь как супруга великой Айседоры Дункан.



К тому же, супруга была старше на 18 лет. Еще одной преградой в их отношениях стал языковый барьер, она плохо говорила по-русски, а он не знал ни французского, ни английского. Да и от своей пагубной привычки злоупотреблять алкогольными напитками он после женитьбы не избавился. В 1924 году поэт возвратился в Россию и буквально вскоре отправил супруге телеграмму:

Я люблю другую женщину, женат, счастлив.

В итоге, они оформили развод.

Смерть Айседоры Дункан

14 сентября 1927 года на пике своей славы танцовщица должна была выступить с концертом в Ницце. Легенда, которая стала известна позже, гласит, что за миг до того как сесть в автомобиль, Айседора воскликнула своим поклонникам:

Прощайте, друзья! Я иду к славе!

Водитель тронул авто с места. Ни он, ни танцовщица не заметили, что обвитый вокруг ее шеи длинный красный шарф угодил в ось заднего колеса. Затянувшись, он буквально удушил ее.

Тело великой актрисы было кремировано, а прах захоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.



Так трагически оборвалась жизнь великой актрисы и прекрасной женщины, которая была кумиром миллионов людей, но так и не испытала настоящего счастья! Проклятие Айседоры Дункан притворилось в жизнь, параллельно унеся ее собственную.